Строим будущее по атласу новых профессий.

Проводит: НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ «ОБНИНСКИЙ ПОЛИС».

Поддерживающие организации:

Автономная некоммерческая организация « ПО ПРОДВИЖЕНИЮ НОВЫХ ПРОЕКТОВ;
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО»

Цель конкурса: привлечь учащихся средних и старших классов к изучению материалов «Атласа новых профессий» для реализации проектов: профориентационных мероприятий, разработки внеклассных мероприятий, профориентационных уроков, предметных уроков для знакомства учащихся с новыми профессиями и компетенциями будущего.

Деятельностный подход, согласно ФГОС второго поколения, является основным подходом в современном образовании. А всесторонне реализовать его позволяет проектная деятельность. Сегодня каждый ученик должен получить навыки подготовки и выполнения проекта. Это способствует формированию всех универсальных учебных действий, о которых говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте.

В заданиях конкурса учтены самые современные данные «Атласа новых профессий» (альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет, составленный при поддержке и - http://atlas100.ru/about ).

Участвуя в конкурсе, вы сможете активизировать развитие универсальных надпрофессиональных навыков, которые потребуются и детям, и взрослым в недалеком будущем. А будущее начинается уже сегодня. Ваше настоящее неразрывно связано со школой. Какой станет школа будущего? Как и чему в ней будут учить? Что можно сделать уже сейчас, чтобы заглянуть в будущее? Как изменятся некоторые профессии в будущем?

Как достичь успеха в профессии и преумножить его? Для ответа на эти вопросы просто необходим свежий взгляд. Лучшие эксперты страны по выбору профессии считают, что к 2020 году многие популярные профессии уйдут в прошлое, потеряют актуальность. Возникают новые технологии, требующие абсолютно новых профессий. Поэтому уже сегодня необходимо заранее готовиться к предстоящим изменениям в мире профессий на этапе школьной жизни.

Задачи конкурса:

Психолого-педагогическая подготовка детей к выбору жизненного пути на основе «Атласа новых профессий;
- реализация требований ФГОС, повышение качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной деятельности;
- формирование и развитие интеллектуально-личностных навыков, универсальных учебных действий, которые будут востребованы на рынке труда в недалеком будущем;
- практическая реализация социально значимых проектов в образовательной среде.

II. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

Учащиеся 5-11 классов образовательных организаций всех типов:

Общеобразовательных организаций (школ, гимназий, лицеев и т.д.);

средних специальных учебных заведений;

Учреждений дополнительного образования детей,
детских и молодёжных организаций.

Для участия в конкурсе необходимо представить разработку по одной из предложенных номинаций и ПРОВЕСТИ разработанное мероприятие, отправив в оргкомитет несколько фотографий (3-5) или видеоролик, а также отзывы учащихся (родителей, педагогов), которые принимали участие в мероприятии.

Условие: необходимо показать, как вы понимаете свои перспективы на рынке труда будущего. При работе над проектом используйте материалы «Атласа новых профессий».

1. IТ-технологии.

Принимаются ваши оригинальные разработки - инструменты современного обучения с привлечением информационных технологий: онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, компьютерные мини-игры по различным предметам, составленные на основе Атласа новых профессий.

2. Игромастер. Попробуйте стать игромастером. В недалеком будущем появится такой специалист по разработке, организации и сопровождению обучающих игр. Принимаются проекты, раскрывающие содержание и методику проведения различных игр, раскрывающих содержание и суть Атласа новых профессий: обучающих, общеинтеллектуальных, коммуникативных, развлекательных и др. Ваш проект должен содержать саму игру, а также итоги проведения, анализ ее результативности.

3. Школьный стартап. Современное образование становится все более предметным и практико-ориентированным, поэтому важнейшим компонентом такого образования становятся реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы. Принимаются проектные работы, в которых раскрыта инициатива автора в достижении своей идеи (творческой, экономической, социальной). Проекты должны основываться на внедрении в жизнь идей, описанных в Атласе новых профессий.
В данной номинации возможны следующие варианты:

Проект «Центр развития образовательной среды». Как могут развиваться образовательные услуги в вашей школе? Какие возможности своей школы вы используете для своей подготовки к будущему? Проект может раскрывать возможности получения необходимых в будущем, но не входящих в школьную программу, знаний, умений, навыков, необходимых в выбранных вами или вашими одноклассниками профессиях будущего. Например, вы подготовили и провели дополнительные курсы, циклы внеурочных занятий («Азы профессии сити-фермера», «Как достичь успеха в профессии биотехнолог?», «Постигаем мастерство менеджера космотуризма…» и пр.). Раскройте смысл, результат вашей работы, как вы смогли продвинуть в школе свою идею. Можно подготовить и провести небольшой цикл занятий (3-4) с одноклассниками о профессии будущего. Сценарии таких занятий и творческий отчет могут стать основой конкурсного проекта.

Школьный бизнес-инкубатор. Проекты о реализации различных школьных бизнес-идей. Можно выбрать отрасль или профессию в «Атласе новых профессий» (http://atlas100.ru/about/ ) и на основе ее описания придумать и реализовать один из проектов.

Тьютор. Будущее образования связано с тьюторством. Тьютор – это педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся. Покажите, как определенная дисциплина может быть адаптирована к конкретному ребенку.

Тренер по майнд-фитнесу. Одним из вариантов может быть проект по майнд-фитнесу. Тренер по майнд-фитнесу - это специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрацию внимания, скорость чтения, устный счет и др. в зависимости от особенностей ребёнка). Ваш проект может представлять собой специальную программу интеллектуально-личностного развития с учетом особенностей психотипа и задач пользователя.

4. Навыки будущего. В этой номинации принимаются проекты, раскрывающие способы развития одного из универсальных надпрофессиональных навыков, которые будут востребованы в будущем. В данной номинации возможны варианты (для полного ознакомления с навыками будущего перейдите по ссылке
http://atlas100.ru/future/articles/rabota-budushchego-kakoy-ona-budet/ )

Мультиязычность и мультикультурность. Выбирается какая-либо конкретная профессия, готовится проект об особенностях данной профессии в выбранных 2-3 странах. Задача – сравнить культурные особенности в сфере данной профессии. В чем сходство, каковы различия? В качестве приложения готовится «Словарь профессионала» (какие профессиональные слова, фразы используются в данном виде деятельности в разных странах).

Умение действовать в ситуации неопределенности. Это очень востребованный навык на рынке труда уже сегодня. Принимаются проекты, в которых раскрываются способы, обучающие умениям действовать в режиме быстрой смены условий задач, быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, распределять ресурсы и управлять своим временем. Например, можно придумать 10-15 вопросов (заданий) разной сложности и ценности по содержанию Атласа новых профессий, по сути новых профессий, по надпрофессиональным навыкам наподобие «Своей игры». При этом простой вопрос может оцениваться высокими баллами, а сложный – низкими, и наоборот, т.е. участники не должны знать, какой вопрос их ждет и сколько баллов они заработают. В конце подводятся итоги и опрос участников: 1) какие чувства вы испытывали во время игры; 2) почему нужно научиться действовать в ситуации неопределенности; 3) как этот навык может пригодиться в вашей будущей жизни? Основа этого проекта – игровые вопросы и обобщение ответов участников.

Коммуникативная компетентность. Работа с людьми. Принимаются социальные проекты, направленные на работу по распространению среди одноклассников, учащихся вашей школы сведений по Атласу новых профессий. Опишите ваши действия. Зафиксируйте мнение одноклассников. Пришлите проект, раскрывающий вашу работу в социальной сфере.

Навыки художественного творчества . Проявите свои творческие способности, покажите развитый эстетический вкус. Проекты данного направления могут быть посвящены творческому воплощению ваших талантов по теме «Моя будущая профессия». Выберите любую профессию (или отрасль) в Атласе новых профессий (http://atlas100.ru/about ). Подготовьте творческий проект, связанный с этой профессией.

Экологическое мышление. Проекты, раскрывающие бережливое отношение к любым типам используемых природных ресурсов (например, снижение энергопотребления, расхода воды или природного сырья), а также сокращение объема производимых отходов Навыки «экологически ответственного поведения» должны освоить все люди, начиная с самого детства.

5. Разработка и проведение внеклассного мероприятия с использованием Атласа новых профессий
Разработайте и проведите профориентационную игру с использованием Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ).
По итогам игры представьте её разработку, творческий отчет с фото и возможно видеоматериалами.

6. Разработка и проведение внешкольных развивающих игр по Атласу новых профессий
Представьте проект, предусматривающий разработку и проведение развивающих игр по Аталсу новых профессий вне стен школы.
Разработайте структуру игры, правила игры.
Подготовьте раздаточный материал, презентацию к игре и т.д.
Подготовьте методическое описание игры.
Проведите игру. Соберите отзывы участников.

7. Разработка и проведение классных уроков по Атласу новых профессий.
Разработайте классный урок (классный час) с использованием Атласа новых профессий.
Напишите сценарный план урока, разработайте игровые решения: примеры, иллюстрации, схемы, карточки – для применения во время урока.
Подготовьте презентацию к уроку.
Проведите урок и пришлите все разработанные материалы, творческий отчет, фото (видео) материалы, отзывы.

IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1. Соответствие тематике конкурса.
2. Конструктивность предложенного содержания.
3. Оригинальность и креативность представления конкурсных материалов.
4. Возможность распространения данной практики.
5. Эффективное, адекватное использование Атласа новых профессий.

V. ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ КОНКУРСА

Для оценки конкурсных материалов участников конкурса создаётся экспертная комиссия.

Состав экспертной комиссии:

Судаков Дмитрий Александрович – руководитель проекта «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив, ведущий эксперт проекта по разработке методики прогнозирования потребности в рабочих кадрах (Skills Technology Foresight, совместно с Международной организацией труда), председатель экспертной комиссии;

Голованов Виктор Петрович - главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор Заслуженный учитель Российской Федерации;

Исакова Инга Николаевна - психолог высшей категории, Почётный работник общего образования РФ, специалист НП «Обнинский полис» по организации психологического сопровождения исследовательской деятельности учащихся и личностного роста учителя;

Кузьмин Максим Олегович - директор по развитию МАН «Интеллект будущего»;

Лукша Екатерина Борисовна , руководитель программ АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», направление «Социальные проекты».

Ляшко Лев Юрьевич - председатель Общероссийской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», кандидат педагогических наук, Лауреат премии Правительства РФ в области образования;

Ляшко Татьяна Васильевна – директор образовательных программ Общероссийской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», Лауреат премии Правительства РФ в области образования;

Маленкова Людмила Ивановна - кандидат педагогических наук, профессор, эксперт МАН «Интеллект будущего»;

Панченко Ольга Григорьевна - профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат философских наук;

Федоровская Елена Олеговна – кандидат биологических наук, зам. председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, Лауреат премии Правительства РФ в области образования.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

Аннотация: объём до 900 знаков, включая пробелы.
В начале аннотации указывается: а) название проекта; б) инициалы и фамилия автора (авторов); в) краткое название учреждения и населенный пункт с указанием субъекта Российской Федерации.

Конкурсная работа может быть представлена в любом формате в зависимости от её вида.

Обязательное условие: практическое применение с приложением фото, по возможности видео материалов.

Файл с работой называется по фамилии участника проекта (первому автору), далее указывается через пробел город, организация, в которой Вы учитесь. Например: Иванова Томск Школа7.

Внимание! Работа представляется на конкурс индивидуально или в соавторстве (не более 5 соавторов). Если авторы прислали работу на конкурс, то предполагается, что они дают согласие на публикацию этих материалов на сайте Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ), в электронном журнале «Академиан», в специальных сборниках журналах. Авторские права на материалы сохраняются за участниками.

VII. ЧТО ОЖИДАЕТ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА ПРОЕКТОВ

1. По итогам конкурса участники в своём личном кабинете смогут скачать Свидетельство Участника Всероссийского открытого конкурса проектов учащихся «Атлас новых профессий – в жизнь!».

3. Трем победителям конкурса отправляются Грамоты от Директора направления «Молодые профессионалы» Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

4. Лучшие работы будут опубликованы на сайте Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ) с указанием фамилии и имени авторов, в журнале «Академиан» – электронном издании Малой академии наук «Интеллект будущего».

5. Участие в очной конференции. По итогам заочного тура конкурсанты приглашаются на очный проект – Всероссийскую конференцию «Созидание и творчество».

IX. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ

1. Изучить информацию на сайте Atlas100.ru об Атласе новых профессий.
2. Выбрать любую понравившуюся номинацию. Подготовить и реализовать проект.
3. Зарегистрироваться на сайте pedkurs.ru. На верхней вкладке нажать кнопку «Каталог курсов». В «выпавшем» списке выбрать конкурс «Атлас новых профессий – в жизнь!», напротив нажать кнопку «Подать заявку».
На сайте дана инструкция, как зарегистрироваться и прикрепить файл (описание проекта, презентацию, фото и видеоматериалы).
В названии файла указывается фамилия участника, город, учреждение.
Например: Иванова Томск Лицей 12.

Отправляя работу на конкурс, Вы тем самым даёте разрешение на внесение в базу ваших данных и публикации ваших результатов на сайте нашей организации.

Обращаем внимание , для участия в конкурсе необходимо в период с 1 марта по 25 апреля 2016 года отправить в Оргкомитет (разместить на сайте) заявочные материалы (описание проекта, отчёт о проведении с фото, видео приложениями).

Атлас новых профессий - это инструмент профессиональной ориентации, который поможет открыть новые горизонты перед школьниками. Ведь чтобы стать хорошим профессионалом через несколько лет, нужно как можно четче представить, чем ты хочешь заниматься в будущем, и начать меняться уже сегодня. Мы хотим, чтобы конкурс, основанный на материалах Атласа, помог тем, кто только начинает свой жизненный путь и ищет возможность для самореализации, определить оптимальное направление развития.

Вопросы о проведении конкурса можно задать по электронной почте Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Советские дети хотели стать космонавтами, милиционерами, врачами, учителями и инженерами. Молодежь 90-х - менеджерами, юристами и экономистами. Потом в тренде оказались дизайнеры, web-разработчики, маркетологи и пиарщики. А кто будет востребован через пять, десять, пятнадцать лет?

Сага о форсайте

Желая ответить на этот вопрос, Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Московской школой управления «Сколково» провели исследование, которое получило название «Форсайт компетенций 2030».

По итогам исследования был выпущен «Атлас новых профессий» (в первой редакции). Как рассказали разработчики издания на прошедшей в ИТАР-ТАСС пресс-конференции, в Атласе обозначены более 160 новых, а также устаревающих профессий по 19 важнейшим отраслям и технологическим направлениям.

В ходе исследования своё мнение высказывали свыше 2 500 российских и иностранных экспертов, в том числе представители ключевых российских и международных компаний и отечественных вузов. Участники анализировали технологические, социальные и экономические изменения, планы развития ведущих компаний, чтобы сформировать отраслевые «карты будущего», где ключевая роль отводится специалистам, способным успешно воплощать и развивать эти планы.
В переводе с английского foresight - взгляд в будущее, предвидение. Это социальная технология, которая была создана более 30 лет назад и активно используется в зарубежных странах как в бизнесе, так и в государственном управлении. Она позволяет участникам совместно создавать прогноз развития отдельно взятой отрасли, региона или страны и на его основе договариваться о том, как действовать, чтобы достичь желаемого.

Основные принципы форсайта таковы: будущее зависит от прилагаемых усилий и его можно создать, будущее вариативно (не проистекает из прошлого, а зависит от решений и действий), и при этом будущее нельзя предсказать со 100% достоверностью.

Я бы в биоэтики пошёл…

Не только функционал, но даже сами названия новых профессий изумляют. Глядя на некоторые, начинает казаться, что это не Атлас новых профессий, а выдержка из сценария к фантастическому фильму.

Например, в сфере биотехнологий в самое ближайшее время (до 2020 года) будут востребованы сити-фермеры.

В медицине до 2020 года появятся такие специалисты, как проектант жизни медицинских учреждений и сетевой врач.

Сфера наземного транспорта пополнится строителями «умных дорог». Авиации потребуются проектировщики дирижаблей.
Космическая отрасль и вовсе способна поразить даже самое богатое воображение: по мнению разработчиков Атласа, после 2020 года там будут нужны менеджеры космотуризма, космогеологи, космобиологи и инженеры-космодорожники.

Наряду с хотя бы частично понятными названиями встречаются и абсолютно незнакомые или слабо известные широкой аудитории слова, к примеру, глазир или тьютор. Tам же можно найти игромастера, биоэтика.

В каждой из 19 исследуемых отраслей перечислены от 3 до 14 новых профессий, которые в самом ближайшем (до 2020 года) или более отдалённом будущем должны появиться и занять своё место в классификаторе профессий.

Пусть меня научат!

По мнению составителей Атласа, в будущем люди уже не смогут обойтись одним дипломом вуза. Необходимы будут так называемые надпрофессиональные навыки и умения, к которым относятся системное мышление, способность к межотраслевой коммуникации, умение управлять процессами и проектами, навык программирования IT-решений.

Понадобится и клиентоориентированность, мультиязычность и мультикультурность, умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми, работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач, способность к художественному творчеству и наличие развитого эстетического вкуса.

Конечно же, для той или иной профессии необходимы не все, а лишь некоторые из вышеперечисленных качеств и умений. Каких конкретно - расскажет тот же Атлас.
В рамках каждого направления перечислены ведущие вузы отрасли, где можно будет получить образование по актуальным профессиям и ведущие компании, готовые трудоустроить «специалистов будущего».

Профессии-пенсионеры

Увы, наряду с новыми, фантастически звучащими и актуальными в будущем профессиями, есть и те, которые скоро вымрут как динозавры. В списке попадаются и весьма неожиданные.

Так, очередниками «на вылет» среди интеллектуальных профессий очень скоро (до 2020 года) могут стать сметчик, стенографист, копирайтер, турагент, лектор, библиотекарь, документовед, испытатель, специалист по работе с пользователями компьютера (any key).

После 2020 года очередь дойдёт до юрисконсультов, нотариусов, провизоров, аналитиков, маклеров и риелторов, секретарей, операторов государственных услуг, логистов, диспетчеров, банковских операционистов, журналистов, диагностов, бурильщиков и системных администраторов.

Что касается рабочих профессий, то здесь на пенсию до 2020 года уйдут билетёры, парковщики, операторы call-центра, лифтёры и почтальоны, а после 2020 - вахтёры, шахтёры, машинисты товарных составов, инспекторы ДПС, горняки, фасовщики, варщики, прорабы, швеи и сапожники, водители такси.

Основной причиной отмирания перечисленных профессий (как интеллектуальных, так и рабочих), является развитие техники и технологий, вытеснение человеческого труда автоматизированным.

Из прошлого в будущее

Безусловно, целиком и полностью все названные профессии, скорее всего, не исчезнут, но они перестанут быть массовыми. Заниматься такой работой будут лишь отдельные люди в определённых случаях. Например, люди-риелторы останутся в основном в премиальном сегменте, где важен личный контакт с клиентом, обычных риелторов заменят компьютерные программы.

Многие «профессии будущего» имеют корни среди ныне существующих специальностей. К примеру, сегодняшние специалисты IT как низшего, так и среднего звена вполне могут трансформироваться в IT-проповедников, в задачи которых будут входить не только технические консультации и оказание помощи, но и пропаганда новых технологий - своего рода миссионерская деятельность среди людей, консервативно настроенных по отношению к техническому прогрессу.

К 2020 году, согласно Атласу, на место логистов придут операторы кросс-логистики, в компетенцию которых будет входить выбор оптимальных путей доставки грузов и перемещения людей различными видами транспорта, мониторинг проходимости транспортных узлов и т.п.

Таких примеров можно привести очень много, но объединяющий их ключевой момент один - все профессии так или иначе эволюционируют. Функционал некоторых расширяется, другие становятся более интеллектуальными и несущими определённую идеологическую нагрузку, а третьи окажутся просто ненужными.

Создатели «Атласа новых профессий» не призывают представителей вышеназванных специальностей немедленно бросать своё дело и бежать переучиваться. Атлас скорее должен стать руководством и вспомогательным инструментом для тех, кто сегодня заканчивает школу и кому в ближайшие годы предстоит определиться с выбором профессии.

Пока мы осваиваем профессии юристов, экономистов, слесарей и поваров Илон Маск грезит о полете на марс, 3D-принтеры начинают печатать человеческие органы, а Великобритания инвестирует миллионы фунтов стерлингов в подготовку ассистентов и помощников для роботов. Будьте готовы к тому, что в ближайшее время машины займут до 75% рабочих мест. Возможно, в России бум робототехники случится чуть позже, но он обязательно произойдет. Давайте поговорим про профессии будущего – новые и перспективные. Потому что задуматься о них стоит уже сейчас.

В каких сферах роботы не заменят человека

Робототехника развивается быстрее, чем полагали эксперты. В Японии машины уже не только выполняют рядовые операции на заводах, готовят и проводят домашнюю уборку – они отлично танцуют, играют в шахматы, а главное обучаются. Именно обучаемый искусственный интеллект становится главным конкурентом человека в борьбе за рабочее место. Зачем работодателю нанимать на работу оператора ЧПУ, если машине не нужно платить зарплату и нет никакой необходимости контролировать ее – роботы едва ли будут пытаться что-то украсть, едва ли будут халатными.

В рамках лекции о человеческом капитале после 4-й индустриальной революции Кристофер Писсаридес (лауреат Нобелевской премии по экономике) обозначил лишь 6 отраслей, в которых роботы не смогут полностью заменить человека. По крайней мере, в ближайшие 20-30 лет. Это:

  1. Медицина.
  2. Образование.
  3. Недвижимость.
  4. Домохозяйство.
  5. Гостеприимство.
  6. Персональные услуги.

С медициной, образованием и недвижимостью все понятно. Под домохозяйством понимаются не только бытовые хлопоты, но и планирование семейного бюджета, принятие решений при создании комфорта квартиры или дома, подбор оптимального места жительства и так далее. Под гостеприимством понимают гостиничный, ресторанный и туристический менеджмент, а также индустрию развлечений.

В число персональных входят, например, услуги психолога, няни, сиделки и других специалистов, которых роботы не могут заменить по практическим и этическим причинам. Сюда же можно отнести несколько сфер, которые отчасти тоже являются профессиями. Яркий пример – духовенство. Сложно представить робота в лице служителя церкви, разве что это будет отдельный новый культ, новая религия.

Также это сфера искусства – предположительно ценность человеческого труда здесь не пропадет и, напротив, продолжит расти.

Рейтинг ТОП-10 лучших онлайн школ



Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.


Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Профессии будущего: ТОП-20 специальностей

Среди предположений футуристов много специальностей, которые могут показаться утопией или откровенным бредом. При прогнозировании особенно важно опираться на тенденции в науке. Если мы знаем, что робототехника и сфера IT стремительно развиваются, то должность адвоката по роботоэтике уже не выглядит такой нереальной. Обратим ваше внимание на перечень профессий, опубликованных американскими, европейскими и российскими исследователями.

Новые профессии будущего – ТОП-10 Microsoft и The Future Laboratory

  1. Дизайнер виртуальной реальности . Эксперты прогнозируют существенный рост рынка VR-устройств. В ближайшие 7-8 лет он должен превысить отметку в 45 миллиардов долларов. Миллионы людей будут проводить большую часть свободного времени в виртуальной реальности, которую и будут проектировать дизайнеры нового поколения. Они будут создавать виртуальные офисы для дистанционных переговоров, музеи, муниципальные учреждения и многое другое.
  2. Разработчики робоэтики . Или адвокаты по робоэтике. Они будут выступать посредниками между человеком и искусственным интеллектом. В задачи специалистов будет входить разработка этических норм, в соответствии с которыми роботы смогут существовать среди живых людей. Потребность в профессии обусловлена возможным появлением «плохих» машин, способных намеренно причинить вред людям.
  3. Виртуальные экскурсоводы и digital-комментаторы . Вы испытываете катарсис, когда соприкасаетесь с произведениями искусства в музеях, в картинных галереях? Эксперты полагают, что совсем скоро виртуальные экскурсии вытеснят до 80% реальных помещений культурных объектов. Здесь то и пригодятся digital-комментаторы и экскурсоводы, владеющие VR-технологиями.
  4. Биохакеры . По сути это любители, которые проводят собственные исследования в области молекулярной биологии, используя открытые данные научного сообщества. Предполагается, что в скором времени биохакеры выйдут на новый уровень и в режиме фриланса смогут помогать ученым в поиске способов лечения сложнейших заболеваний.
  5. Аналитики «Интернета вещей» . Бытовая техника и электроника все чаще оснащается собственным программным обеспечением, благодаря чему устройства могут обмениваться данными между собой. «Интернет вещей» (Internet Of Things, IoT) потребует модернизации уже через 5-8 лет: в развитых странах будут востребованы специалисты, способные анализировать данные и искать, скажем, новые методы интеграции бытовых приборов в единые системы для «умных домов».
  6. Космический гид . Ученые говорят о том, что к началу 2030-х годов космический туризм перестанет быть редкостью и станет вполне доступным для обеспеченных людей. В связи с этим станут востребованными гиды, которые будут сопровождать путешественников в полетах к звездам. И если на начальном этапе ими могут стать космонавты, то в дальнейшем специальность может появиться даже в рядовых ВУЗах.
  7. Куратор персональных данных . Нейроинтерфейсы, объединяющие человеческий мозг с компьютером станут максимально распространенными уже через 3-4 года. Мы сможем «записывать» воспоминания, планы и мысли, а также распространять их в социальных сетях – делиться с друзьями и даже незнакомыми пользователями. Задача куратора персональных данных – объединить сведения в общий информационный поток и адаптировать их.
  8. Специалист по восстановлению экосистем . Примерно к 2030-му году ресурсы планеты могут серьезно истощиться в связи с существенным ростом населения. Речь идет не только о невосполняемой нефти, но и о животных, растениях. В этой ситуации потребуются инженеры, которые займутся восстановлением окружающей среды. В частности, они смогут «возродить» вымершие виды животных и растений, используя ранее собранный генетический материал.
  9. Инженер по разработке устройств постоянного питания . В ближайшие 5-10 лет может быть завершен переход к устойчивой энергетике – на всей территории планеты начнут использовать энергию солнца и ветра в качестве основного источника питания. Единственная проблема – невозможность эксплуатации приборов в облачную и безветренную погоду. Потому разработчики устройств постоянного питания станут особенно востребованными.
  10. Боди-дизайнер . Биоинженерия должна совершить прорыв уже к середине 2020-х годов. В будущем человек сможет с легкостью менять ткани и даже органы. Возможности медицины и пластической хирургии помогут людям становиться такими, какими бы они хотели себя видеть. А боди-дизайнеры смогут воплотить желания конкретного человека в макеты, которыми хирурги будут руководствоваться в ходе работы.

Перспективные профессии будущего – ТОП-10 по версии «Сколково»

Этот список был представлен экспертами «Сколково» в виде атласа специальностей, которые будут востребованы в будущем. Среди них есть отличные варианты и для девушек, и для юношей.

Наиболее реалистичными профессиями были признаны:

  1. Сити-фермер . Он будет заниматься полезным озеленением мегаполисов. Вполне возможно, что в будущем большие города смогут самостоятельно обеспечивать себя овощами и фруктами – они будут выращиваться прямо на крышах и фасадах небоскребов.
  2. Молекулярный диетолог . «Диета Ларисы Долиной» может не помогать не только из-за антинаучного базиса, но и из-за индивидуальных особенностей вашего организма. В ближайшем будущем мы сможем худеть на молекулярном уровне – диетологи будут исследовать индивидуальность нашего строения в мельчайших подробностях и смогут составлять уникальные программы для похудения, набора или удержания веса.
  3. Онлайн-доктор . Ряд законов об онлайн-консультациях уже принят, потому профессия не кажется футуристической, и тем более утопической. Уже через 4-5 лет онлайн-доктор сможет заменить большинство врачей, практикующих классический очный прием пациентов.
  4. Менеджер по космическому туризму . Если американские исследователи отмечают космических гидов, то «Сколково» делает акцент на специалистах, которые будут организовывать полеты к звездам. Менеджеры в этой отрасли, согласно прогнозам, станут востребованными уже через 15-20 лет.
  5. Цифровой лингвист . Задача специалиста – адаптировать язык машин для человека, сделать его более понятным и «живым». Цифровые лингвисты будут работать с онлайн-переводчиками, поисковыми системами и другими роботизированными устройствами, которые «говорят» с человеком.
  6. Реконструкторы . Большинство знаковых зданий, памятников истории и архитектуры, совсем скоро станут аварийными. Задача специалистов по перестройке этих объектов создать проект, в соответствии с которым здание перестанет представлять опасность и при этом сохранит ценность памятника.
  7. Проектировщик 3D-печати . Эта профессия станет особенно востребованной в строительстве, где 3D-технологии широко применяются уже сегодня. И если сейчас печатают лишь отдельные элементы и стройматериалы, то в будущем с помощью специальных принтеров можно будет создавать полноценные здания.
  8. Разработчик домашних роботов . Специальность существует уже сегодня и в будущем продолжит набирать популярность. Эксперты полагают, что к 2030-му году человек сможет полностью избавиться от хлопот по дому, передав всю бытовую работу машинам.
  9. Проектировщик финансовой траектории . Он поможет вам не совершать ошибок при построении карьеры, разработав индивидуальный план достижения успехов. По сути это эксперт, который сможет составить алгоритм движения по карьерной лестнице для каждого человека.
  10. Тренер по майнд-фитнесу . Будут столь же харизматичными, как ведущие современных бесполезных тренингов, и одновременно помогут вам приблизиться к совершенству в интеллектуальном плане. Вы сможете овладеть скорочтением, развить феноменальную память и так далее.

Куда поступать, чтобы оставаться в тренде

Не место красит человека. Поступать можно куда угодно, главное – следить за новшествами, научными открытиями и разработками в своей отрасли. Не так важно, будете вы учиться на биолога, хирурга, программиста или психолога – ключевым требованиям становится следование современным профессиональным тенденциям. При этом настоятельно рекомендовано высшее образование. Даже если вы не будете работать по специальности, интеллектуальное развитие в ВУЗе обычно более мощное, чем в техникуме или колледже.

С точки зрения специальностей будущего наиболее востребованными отраслями являются:

  • Биология.
  • Робототехника.
  • Химия.
  • Менеджмент.

В тренде остаются и инженерные специальности. Не менее востребованными будут проектировщики и архитекторы. Однако на первый план выходят профессии, связанные с умственным трудом. Тяжелую физическую работу на себя примут машины. Исключением может стать только спорт, но и он под вопросом – соревнования среди роботов уже пользуются колоссальной популярностью.

Стремительное изменение мира и развитие технологий побудило специалистов создать «Атлас новых профессий», в котором составлены прогнозы касаемо появления специальностей в 2020-2030 годах. И хотя при первом ознакомлении кажется, что это сценарий к фантастическому фильму, после размышлений и анализа начинаешь понимать, что уже завтра это может стать реальностью. Ведь всего 15-20 лет назад невозможно было предложить, что востребованными на рынке будут ИТ-специалисты, пиарщики и менеджеры по продажам. Разработчики отмечают, что это первое и экспериментальное издание. В ходе дальнейших исследований в него будут вноситься изменения.

Что это

По словам создателей, «Атлас» − это альманах специальностей и путеводитель по отраслям, которые будут перспективными в ближайшее десятилетие. В нем хорошо отражается стремительное развитие мира, его кардинальное изменение, продиктованное достижениями в сфере информационных технологий и других отраслях. На основе проведенных исследований разработчики составили список профессий в 19 разных отраслях, которые будут востребованы уже в ближайшее время. Некоторые специальности ныне уже существуют в хорошо развитых странах, другие профессии пока отсутствуют во всем мире, но при сохранении общей тенденции изменений они обязательно появятся.

В «Атласе» прописано несколько основных аспектов:

  • Появление новых профессий. Разработчики не только составили список специальностей, но и квалифицировали их по отраслям, периоду появления и другим критериям.
  • Исчезновение старых профессий. В связи с предполагаемыми изменениями некоторые профессии скоро утратят свою актуальность. И хотя они могут просуществовать еще 10-20 лет, работать будут только отдельные люди. К примеру, совсем скоро работу бухгалтера сможет выполнять компьютер.
  • Обучение. Создателями указаны учебные заведения, в которых можно будет получить необходимое образование для построения карьерного роста в выбранной специальности.
  • Потенциальные работодатели. В этом разделе прописаны российские компании, в которых будет востребована профессия.
  • Универсальные навыки и умения. Указаны, какие навыки и умения позволять достичь успехов в выбранном направлении, например, владение компьютером и умение работать с искусственным интеллектом, системное мышление, художественные способности и др.

Особенностью издания является то, что в нем не просто перечислены новые профессии, но и содержится их подробное описание, необходимые навыки и умения.

Как создавался

Над созданием «Атласа новых профессий 2020-2030 года» совместно работали специалисты из московской школы «СКОЛКОВО» и Агентства стратегических инициатив. Общими усилиями они провели исследование под название «Форсайт Компетенций 2030». Его участниками стали 2500 компании из России, Америки, Японии, европейских и других стран. Участие принимали ведущие компании, в том числе «Росатом», «Газпром», «Роскосмос», «Аэрофлот» и др.

Для проведения исследования разработчики использовали специальную технологию форсайт. Сами создатели называют ее подзорной трубой в будущее. С английского языка слово «foresight» переводится как взгляд в будущее. Технология базируется на нескольких основных принципах:

  • Будущее зависит от прикладываемых усилий. Создается людьми в определенных условиях.
  • Будущее отличается вариативностью. Может меняться в зависимости от принятых решений.
  • Предсказать будущее на 100% нельзя, но развитие отдельных отраслей можно предусмотреть с высокой вероятностью.

Всего разработчиками «Атласа» было проведено 30 форсайт-сессий разных направлений – от ИТ-сферы до биотехнологий. Во время их проведения эксперты обсуждали технологические изменения, а также экономические и социальные процессы, которые оказывают влияние на формирование отраслей разного направления. Так называемая «карта будущего» была составлена после тщательного анализа всех обсуждений и доводов.

Для чего предназначен «Атлас новых профессий»

Мир постоянно меняется. В последние десятилетия это происходит со стремительной скоростью. Из-за развития технологий, внедрения инноваций практически во все отрасли деятельности человека, меняются и приоритеты среди профессий. Некоторые специальности в условиях современного мира теряют свою актуальность. В тоже время им на смену приходят новые профессии.

«Атлас новых профессий», которые появятся до и после 2020 года, не может быть точным руководством для действий, так как предсказать будущее на 100% невозможно. Но он открывает поле возможностей, позволяет определиться с направлением. Особенно полезный «Атлас» для нынешних и будущих студентов. Ведь при выборе профессии они могут учесть тенденции на рынке, прогнозируемые изменения и выбрать перспективную специальность.

Информацию, предоставленную в «Атласе», также могут использовать обучающие центры, высшие учебные заведения и другие образовательные заведения. Они могут уже сейчас разработать программу обучения с учетом прогнозируемых изменений. При таком подходе человек будет успевать за меняющимся миром. Учебным заведениям удастся своевременно подготовить специалистов соответствующего профиля. Развитие новых профессий послужит толчком для укрепления и развития экономики.

Какие профессии перестанут быть фантастикой в 2020 году: видео