Распространение семян с помощью ветра презентация. Распространение плодов и семян

Данная презентация используется при объяснении нового материала на уроке "Распространение плодов и семян растений местных видов".

Описание урока.

Тема урока: Способы распространения плодов и семян местных видов растений.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян на примере растений местных видов, с различными приспособлениями к распространению.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Проверка знаний учащихся.
А) Индивидуальный опрос:
- по карточкам (3 учащихся);
- у доски:
1-й ученик: составьте схему классификации плодов. Какие
признаки лежат в основе этой классификации?
(сухие, сочные, односемянные, многосемянные).
после того, как первый ученик закончит, вызываются еще
четверо учащихся:
2-й ученик: напишите все известные вам сухие
3-й ученик: напишите все известные вам сочные
плоды. Какие растения имеют такие плоды?

Б) Работа с классом (фронтальный опрос):
- Из чего развивается плод?
- Какое строение имеет плод?
- По каким признакам можно отличить плод от других органов растения?
- Какую роль выполняют плоды в жизни растений?

(проверка ответов у доски)

III. Подготовка к усвоению новых знаний (беседа).

Что такое семя?
- Какова роль семян в жизни растений?
- Много ли семян образуется у одного растения?

Учитель: редька полевая обычно дает примерно 160 семян, одуванчик – 5000,
мак самосейка – 20 тыс., лебеда – около 100 тыс. семян, тополь –
около 27 млн.

Какое значение для жизни растений имеет образование у них большого числа семян?
- Что произойдет, если все семена упадут возле материнского растения и прорастут?
- Как решает эту проблему природа?

Вс. Рождественский
Одуванчик.
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.

Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна, -
Срываются, взвиваются
На воздух семена.

Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.

Учитель: цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются
плоды и семена растений нашей местности, какие приспособления к распространению они
имеют.

IV. Изучение нового материала

1. Способы распространения плодов и семян.

Вопрос: о каких способах распространения говорится в следующих
загадках?

Пролетают вереницы –
Новоселы - птицы;
Прилетят домой
И крылья долой.

Коробка запечатана,
А в ней берёза спрятана –
С ветками, с сережками,
С белыми одежками.
Коробку ветер носит –
Где-нибудь да бросит.

(На доске записывается первый способ распространения)

2. На сучке – арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Все раскатилось.

Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля – слева, пуля – справа…
На кого идет облава?

Есть матери с чудными замашками:
Швыряют детей вверх тормашками.

Что за диво: плод плюётся –
Целым в руки не даётся.

(записывается второй способ)

3. Расцветаю всюду смело
И порой бывает так.
Что вцеплюсь я озверело
Даже в самых злых собак.

(записывается третий способ распространения).

4. Вопрос: О каком еще способе распространения идет речь в
стихотворении А. Рыбочкина «Желудь»?

Лесной ручей певуч и звонок
Мы гоним плот к большой реке.
Вот желудь – крошечный бочонок,
Упав, плеснулся в омутке.
По всем законам полагалось
Ему бы здесь пойти ко дну
Да спас листок случайный – парус
Он вынес желудь на волну.
Волна, как искорка дробиться
И дар свой к берегу несёт
Ему в земле бы укрепиться,
А там уж он не пропадёт.
В зелёном встанет океане,
Где без границ лесная ширь.
Как в сказке о царе Салтане
Плывет в бочонке богатырь.

(записывается четвертый способ распространения)

Вывод: плоды и семена растений распространяются в природе разными
способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и
человеком.

Учитель: о роли человека стоит поговорить подробнее, т.к. человек участвует
в распространении не только пассивно, но и активно, именно че -
ловек сыграл большую роль в расселении растений. Очень много
семян культурных растений перевозилось из одной страны в другую.
Так, подсолнечник и помидоры привезли из Перу, кукурузу – из
Мексики.

Вопрос: Какие приспособления имеют растения, чтобы их семена и плоды
разносил ветер, животные и человек, чтобы семена сами вылетали из
плодов?

4. Приспособления к распространению плодов и семян.

Показ презентации

Учитель: процесс распространения плодов и семян не случайный, многооб -
разные приспособления у плодов и семян выработались в результате
длительного развития растительного мира на Земле. Способ распро –
странения зависит от конкретных условий среды.

V. Закрепление знаний учащихся

1) Отгадать кроссворд
2) написать сказку «Путешествие семени».

VI. Итог урока.

Дом. задание: параграф 31 пересказывать, написать сказку «Путешествие семени».

Беседа по вопросам:

Как распространяются плоды и семена в природе?
- У желтой акации створки созревших бобов раскрываются с такой
Силой, что семена разлетаются в разные стороны. Объясните,
Какое это имеет значение для растений?
- Один из сотрудников радиостанции на берегу Северного Ледови –
того океана обнаружил семя тропического растения. Семя было
величиной с тарелку, с толстыми покровами и обладало хорошей плавучестью. Как оно могло попасть из тропических стран на берег
холодного океана?
- Типичное европейское растение подорожник обыкновенный встре –
чается и в Америке. Как он мог переселиться в Америку и на другие континенты?
- На одном растении осота образуется до 35 тыс. семян. Какое это
имеет значение для растения?

Кроссворд «Распространение плодов и семян»

Вопросы:
1) Кто распространяет рябину, черемуху, чернику?
2) Кто помог переселиться подорожнику из Евразии на другие континенты?
3) Семена этого растения распространяются саморазбрасыванием.
4) Плоды этого растения имеют крючки, с помощью которых прицепляются к шерсти животных, одежде человека.
5) Таким способом распространяются семена одуванчика, березы, сосны.
6) Она разносит семена ольхи, частухи+ ?
7) Семена этого растения распространяются ветром.

Карточка 1


1) семена образуются из семязачатков (да);
2) ягода - сочный плод с мякотью и тонкой кожицей(да);
3) тыквина – это сухой многосемянный плод, встречается у огурца, арбуз(нет);
4) лимон, апельсин имеют ягодовидный плод, называемый гесперидий или померанец (да);
5) коробочка развивается у капусты, репы(нет).

Карточка 2

Согласны ли вы следующими суждениями:
1) околоплодник – это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи(да);
2) зерновка - сухой плод, встречается у подсолнечника (нет);
3) орех имеет жесткий, деревянистый околоплодник (да);
4) к костянковидным плодам относят костянку, яблоко, орех (нет);
5) созревшие сочные плоды имеют сочную мякоть (да).

Карточка 3

1) Раздели плоды на односемянные и многосемянные: слива, малина, яблоко, желудь, мак, огурец, орех лещины (односемянные: слива, желудь, орех лещины, а многосемянные – остальные).
2) Найди лишнее:
А - семянка, зерновка, костянка, желудь;
Б - яблоко, ягода, орех, тыквина;
В – тыквина, арбуз, огурец, семянка.

Урок по теме «Плоды и семена. Распространение плодов и семян»
Цели:
- Сформировать представления о разнообразии плодов и способах их распространения;
- Формировать устойчивый интерес к предмету;
- Развивать познавательную активность учащихся;
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с загадками, иллюстрации плодов, коллекции семян.
План урока:
1. Повторение (с использованием видеоряда растений)
- На какие систематические группы можно разделить все покрытосеменные растения? (Класс Двудольные и Класс Однодольные)
- Органы цветковых растений. (Корень, стебель, лист, цветок, плод)
- Признаки двудольных и однодольных растений.(Запас питательных веществ находится в 2 семядолях или в эндосперме, жилкование листьев сетчатое или дуговое, параллельное, корневая система стержневая или мочковатая)
- Особенности строения семян двудольных растений. (Семенная кожура, зародыш- 2 семядоли, корешок, стебелек почечка с листочками)
- Особенности строения семян однодольных растений. (Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой, эндосперм, зародыш - 1 семядоля, корешок, стебелек, почечка с листочками)
Новый материал.
1. Многообразие плодов.
Плод – это генеративный орган, характерный для покрытосеменных растений. Он служит для формирования, защиты и распространения семян. Выделяют плоды сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
(смотри таблицу в приложении)
2) Приведите примеры таких типов плодов.
- Костянка (сочный односемянный плод) - слива, вишня, персик, абрикос, черемуха.
- Ягода (сочный многосемянный плод) - черника, брусника, клюква, смородина, крыжовник, картофель, томат, баклажан, перец.
- Яблоко (сочный многосемянный) - яблоня, груша, айва, рябина, боярышник.
- Померанец (сочный многосемянный) - цитрусовые (лимон, апельсин, мандарин, лайм).
- Тыквина (сочный многосемянный) - тыква, дыня, арбуз, кабачок, патиссон.
- Семянка (сухой односемянный плод) - подсолнечник, одуванчик, лопух (репей), череда, осот.
- Зерновка (сухой односемянный) - злаковые (рожь, пшеница, ячмень, овес, рис).
- Орех (сухой односемянный) - кокос, лещина, фундук.
- Крылатка (сухой односемянный) - клен, липа, ясень, вяз.
- Боб (сухой многосемянный плод) - бобовые (горох, фасоль, бобы, соя, акация, клевер, чина)
- Стручок (сухой многосемянный) - крестоцветные (капуста, редис, репа, брюква, пастушья сумка).
- Коробочка (сухой многосемянный) - белена, дурман, табак, хлопчатник, гречиха, фиалка.
3) Распространение плодов и семян (демонстрация с использованием мультимедийного проектора)
Основные способы распространения семян: водой, ветром, насекомыми, птицами, животными, саморазбрасыванием.
Плоды и семена имеют приспособления, которые помогают при распространении тем или иным способом (например, парашютик у одуванчика помогает распространению ветром).
Проверка полученных знаний в форме теста.
Установите соответствие:
Признаки плодов и семян Способ распространения
1. Плоды имеют сочную мякоть 1. ветром
2. Плоды имеют перистые волоски 2. водой
3. Плоды и семена мелкие, легкие 3. животными
4. Плоды имеют крючочки
5. Плоды имеют плавательные (воздушные) мешочки
(Ответ: 1 - 3; 2 - 1; 3 - 1; 4 - 3; 5 - 2)
4) Закрепление материала (Загадки)
- В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь – орех)
- В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка?
(Рябина – яблоко)
- Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него,
И не будет ничего.
(Одуванчик – семянка)
- Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдешь,
На себе их все найдешь.
(Лопух, репей – семянка)
- В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(Зерно – зерновка)
- На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков…
(Горох – боб)
- В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только жаркие лучи
У него не горячи.
(Подсолнух – семянка)
- Кафтан на мне зеленый,
А сердце – как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
(Арбуз – тыквина, ягода)
- На сучках висят шары –
Потемнели от жары.
(Слива – костянка)
- Круглое, румяное, я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко – яблоко)
- Голова - на ножке,
В голове – горошки.
(Мак – коробочка
- Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце потемнела я,
И вот теперь я спелая.
(Вишня – костянка)
- Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха – костянка)
- Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель – ягода)
- Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,-
Меня ищи.
(Капуста – стручок)
- Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква - ягода)
- Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина – сложный плод (соплодие). Тип плода – костянка.)
5) Д/з: параграф 30, 31. Загадки, пословицы, поговорки о плодах. Придумать примеры растений, имеющих перечисленные типы плодов.

VII. Конспект урока "Распространение плодов и семян"
Автор: Лукаш Инна Валентиновна, Размер: 23.23 КB
Добавлен: 03.12.2013.
Цель:
Образовательная. Расширить знания учащихся об оплодотворении, образовании плодов и семени; ознакомить с разнообразием плодов в природе, дать понятие " сухие " и " сочные " плоды; раскрыть процесс распространения плодов и семян в природе и значение плодов в жизни человека.
Развивающая. Развивать умение сравнивать биологические процессы в природе, умение наблюдать и делать соответствующие выводы и обобщения.
Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к природе родного края; воспитывать научное мировоззрение, что семя - это будущее растение.
Тип урока. Усвоение новых знаний.
Форма урока. Комбинированный.
Ход урока
І.Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.
- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.
ІІ . Актуализация опорных знаний учащихся.
а) - В начале урока мы проведем небольшую проверочную работу: восстановить текст, частично поврежден Сороконожкой. И пусть слова Конфуция " Достаточно, чтобы слова выражалы смысл " стимулирует работу ваших мыслей.
После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуются.... Плоды бывают... и.... Односеменной сочный плод называется... , он встречается в.... Сочные многосеменные плоды называются... , они образуются в... Односеменные сухие плоды называются... , они встречаются в... . Сухие многосеменные плоды называются... , они образуются в... . Плоды - это приспособление для....
б) Самоконтроль
Биологическая мини - викторина
1. Какие приспособления позволили покрытосеменным стать доминирующей группой в растительном мире?
2. В чем заключается биологическое значение двойного оплодотворения?
3. С чего образуются плод и семя?
4. Какие условия необходимы для образования у растений плодов и семян?
ІІІ . Мотивация учебно - познавательной деятельности учащихся.
Начинается демонстрацией плодов, среди которых есть луковица, корнеплоды свеклы, моркови, редьки и клубни картофеля.
Чтобы избежать отождествления плодов с другими органами растений, употребляемых в пищу, учащимся предлагается ответить на такой проблемный вопрос: можно луковицу, корнеплоды и клубни отнести к плодам? Ответ обоснуйте.
Сравнение помогает учащимся сделать вывод, что только плоды имеют семена, в других органах (корнеплодах, клубнях, луковицах) его нет.
Следующее проблемный вопрос, который ставится ученикам:
- Доказать, что плод - это орган, который дает начало следующим поколениям?
ІV. Восприятие и усвоение учащимися нового материала.
Плоды являются конечным этапом развития цветка, как генеративного органа. За высказываниями американского ботаника А. ИМСА, плод - это « зрелый цветок» . На нашей планете большое разнообразие плодов и они являются результатом эволюции. Тема нашего урока « Плоды. Распространение плодов и семян ». Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь.
Информационная подборка интересных фактов о растениях, в которых созревают удивительные плоды.
- Учитель:
Известно, что
редька полевая ежегодно образует 160 семян,
фиалка трехцветная - 2500 семян,
одуванчик лекарственный - 5000 семян,
мак самосейка - 20000 семян,
тополь черный - 28000000 семян.
- Если бы все семена созревающий падал прямо под материнское растение, то их прорастанию и развитию мешала бы острая конкуренция. Как решает эту проблему одна из самых известных растений, описал в своем стихотворении «Одуванчик » Всеволод Рождественский. Внимательно послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать цель нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить.
Когда идешь тропинкою
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо - шарики
На стройных стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки
Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна, -
Срываются, взвиваются
На воздух семена.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
Формулировка ученикам цели урока: изучить приспособления растений к распространению плодов и семян в природе. Такое разнообразие во внешнем строении плодов связано с формированием в процессе эволюции различных приспособлений к распространению семян.
Очень редко случается так, что семена прорастают на материнском растении (растения манговых зарослей). Большинство семян распространяются на значительные расстояния. Как вы думаете, какой в этом биологический смысл? Это позволяет растениям распространяться на дальние расстояния и заселять новые территории.
Известно несколько способов распространения семян:
Объяснение с демонстрацией презентации «Распространение плодов и семян» (показ слайдов)
1. Автохория. Этот способ характерен для таких растений как: бешеный огурец, акация, горох, фасоль.
2. Анемохория. Семена для этого способа должны обладать небольшим весом и иметь специальные приспособления. Малый вес имеют такие семена, как: орхидея, грушанки. Одуванчик, ива, тополь, иван- чай - имеют различные выросты в виде хохолков или волосков. А какими средствами у клена, ясеня, березы? Выросты в виде крылышек.
3. Гидрохория. Как вы думаете для каких растений характерен данный вид распространения? Для водных или околоводных растений. Осока, ольха, кокосовая пальма.
4. Зоохория, антропохория. В процессе эволюции многие растения выработали особые приспособления к этому типу распространения. Какие приспособления встречаются у растений для распространения с помощью животных? Лопух. Он имеет особые выросты в виде крючков, шипиков, липучек, которые прикрепляются к шерсти животных, одежде человека и переносятся на большие расстояния.
5. Орнитохория. Сочные плоды имеют яркую окраску и тем самым привлекают внимание птиц. Они поедают их и переносят далеко от материнского растения.
6. Мирмекохория. Распространение с помощью муравьев.
7. «Зеленые пришельцы».Растения завезенные в нашу страну из других стран, но за многие годы они стали местными.
V. Закрепление изученного материала. Осмысление объективных связей.
На этом этапе урока учитель обращается к учащимся с вопросом: какое значение имеют плоды и семена в природе и жизни человека?
Ученики делают выводы: семена и плоды не только обеспечивают размножение и распространение растений на большие расстояния, многие из них являются пищей для животных и человека.
VІ. Домашнее задание.
Подготовить сообщения об использовании человеком плодов и семян.

Презентация по слайдам

Текст слайда: Плоды. Распространение плодов и семян. Кондратенко Е.В.., учитель биологии, МОУ « СОШ № 6 », г. Троицка.

Текст слайда: Образовательная: обобщить знания о биологической роли цветков растений; ознакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и значением в жизни растений. Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, систематизировать материал, делать выводы, работать с натуральными объектами, учебником и дополнительной литературой. Воспитательная: формирование умений осуществлять взаимоконтроль, воспитать бережное отношение к природе.

Текст слайда: Эпиграф урока: «Для тех, кто мало знает и этого много, а для тех, кто хочет знать, много и этого мало». (Л. Зорина)

Текст слайда: 1.Цветок-это: а) яркий венчик; б) околоцветник; в) видоизменённый побег; г) часть побега. 2. Главные части цветка: а) лепестки и чашелистики; б) пестик и тычинки; в) цветоножка; г) столбик и рыльце.

Текст слайда: 3. Часто ярко окрашены: а) чашелистики; б) тычинки; в) лепестки венчика; г) пестик. 4. У раздельнополых цветков есть: а) тычинки и пестик; б) лепестки и чашелистики; в) только тычинки; г) только пестик.

Текст слайда: 5. Околоцветник состоит из: а) чашечки и венчика; б) пестика и тычинки; в) цветоложа и венчика; г) цветоложа и чашечки. 6. В пестике различают следующие части: а) тычиночная нить, пыльник, пыльцы; б) завязь, столбик, рыльце; в) цветоложе, завязь, рыльце; г) пыльник, завязь, рыльце.

Текст слайда: Критерии оценок: 0 ошибок - «5» 1 ошибка - «4» 2 ошибки - «3» 1-в,2-б, 3-в,4-в,г,5-а,6-б.

Текст слайда: Какое значение имеют цветы в жизни растений? Образование плодов и семян, размножение, красота, лекарство.

Текст слайда: Плоды у растений, как и цветки, очень разнообразны как по форме и размерам, так и по окраске, количеству семян и многим другим признакам. В каждом плоде можно выделить две основные части: семена и околоплодник. Именно околоплодник определяет характерный облик плода. Семена + околоплодник = плод

Слайд №10

Текст слайда: Плоды

Слайд №11

Текст слайда: Плоды Сочные Сухие Ягода (смородина) Тыквина (огурец) Гесперидий (лимон) Орех (лещина) Стручок (редис) Коробочка (мак) Яблоко (груша) Костянка (слива) Желудь (дуб) Семянка (Подсолнечник) Зерновка (пшеница) Боб (горох)

Слайд №12

Текст слайда: Лабораторная работа. а) рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие; б) сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные, определите их названия; в) разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные; определите их название; г) заполните таблицу.

Слайд №13

Текст слайда:

Слайд №14

Текст слайда:

Слайд №15

Текст слайда:

Слайд №16

Текст слайда: Хлебное дерево Хлебное дерево растёт на Зондских островах в Океании. Его кремово-золотистые плоды – джекфруты длинной до 1 м и до 0.5 м в диаметре висят прямо на ветвях и стволе. Это явления называется каулифлория. Мякоть плодов похожа на тесто, лепёшки из неё напоминают по вкусу хлеб с картофелем.

Слайд №17

Текст слайда: Кокосовая пальма Кокосовая пальма начинает плодоносить на 8-10 год и образует 50-100 орехов ежегодно. Незрелый плод содержит 0.5 л кисло-сладкого сока, со временем он превращается в молоко, а зрелый плод уже имеет мякоть – копру, которую можно употреблять в пищу.

Слайд №18

Текст слайда: Шоколадное дерево Шоколадная пальма, или дерево какао, растёт в бассейне Амазонки. Плоды образуются прямо на стволах. В Европу это дерево было завезено Колумбом в 1502 году.

Слайд №19

Текст слайда: Авокадо Плод авокадо по форме напоминает увеличенное в 4 раза яйцо. Весит он до 0.5кг. Мякоть по вкусу подобна сливе с шоколадом. Плоды очень калорийны и содержат 8 важнейших для человека витаминов.

Слайд №20

Текст слайда: Дуриан Одним из самых вкуснейших плодов считается дуриан. Он напоминает смесь грецких орехов, персиков и ананасов, но имеет очень отвратительный запах. Растёт дуриан в странах Юго-Восточной Азии. Жёлтые, покрытые шипами плоды весят до 3 кг. Хранится сорванный плод не более 3 дней.

Слайд №21

Текст слайда: Как распространяются плоды и семена? с помощью ветра, водой, саморазбрасыванием, с помощью животных и человека.

Слайд №22

Текст слайда: 1. Ягода красна, Ягода вкусна. Режь да соли, Ешь да хвали.

Слайд №23

Текст слайда: Томаты - ягода.

Слайд №24

Текст слайда: 2. Над лугом парашютики Качаются на прутике.

Слайд №25

Текст слайда: Одуванчик - семянка.

Слайд №26

Текст слайда: 3. Круглый да гладкий- Он рос не на грядке. На ветке висел, На солнышке зрел Белка нашла – В дупло принесла.

Слайд №27

Текст слайда: Лесной орех – орех.

выбрасывают свои семена немного по-другому. Когда подует ветер, стебли мака сгибаются, а затем с силой распрямляются. В этот момент из мелких отверстий коробочки семена вылетают и разбрасываются на довольно большие расстояния. В начале лета улицы, дворы, бульвары, проспекты и скверы покрываются, как снегом, белым пухом от тополей. Снабжённые пучками волосков, семена тополей разлетаются при помощи ветра на большие пространства и, попав в нужное место, прорастают. А всем известные плодики одуванчика, начиная с весны, в течение всего лета и осени массами разлетаются на своих «парашютиках» в разных направлениях. Ветром распространяются плоды и семена и многих других цветковых растений. Например, у мелкого плода берёзы сбоку находится плёнчатая каёмка похожая на маленькие крылышки, а у плодов клёна имеются большие крыловидные придатки. Плоды берёзы и клёна хорошо висят на ветвях деревьев до поздней осени, а иногда и до зимы. За это время листья опадают, ветер свободно и беспрепятственно рассеивает семена этих деревьев на большие расстояния.

Распространение плодов

и семян



Плоды и семена нередко могут оказаться далеко от растений, на которых они созрели.

Это объясняется тем, что плоды и семена одних растений имеют приспособления для распространения ветром, других - животными, человеком, водой, а семена некоторых растений разбрасывают сами созревшие плоды.


Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния.

Ветром разносятся и плоды одуванчика, имеющие парашютики


Плод клена распадается на две части, каждая из которых имеет крыловидный вырост. Опадая, половинки плодов быстро вертятся в воздухе

Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают; ветер обламывает их у корня, перекатывает по земле с места на место, рассеивая семена. Такие растения, перемещаемые ветром, получили название «перекати-поле».





Плоды и семена некоторых растении прилипают или прицепляются к мешкам или тюкам с грузом и попадают в вагоны, трюмы кораблей, в автомобили и самолеты.

При разгрузке семена падают на землю, прорастают, и выросшие из них растения часто находят на новых территориях.


Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений




Осень – прекрасная пора. Природа пестреет разными красками. Деревья, кусты и травы спешат устроить свое потомство. Надо подумать о расселении. Осень – прекрасная пора. Природа пестреет разными красками. Деревья, кусты и травы спешат устроить свое потомство. Надо подумать о расселении.




Просто расселяться одуванчику: подхватит ветер плоды – парашютики и перенесёт на необжитые земли. Просто расселяться одуванчику: подхватит ветер плоды – парашютики и перенесёт на необжитые земли. С ветвей клёна свешиваются парочки крылаток, они уже разъединились и ждут, когда их сорвёт и подхватит ветер. Ветра поджидают и многие травы. Их семена снабжены пушистыми хохолками и волосками. С ветвей клёна свешиваются парочки крылаток, они уже разъединились и ждут, когда их сорвёт и подхватит ветер. Ветра поджидают и многие травы. Их семена снабжены пушистыми хохолками и волосками.


Распространение животными Тяжёлые плоды- орехи и жёлуди, опадающие с деревьев и кустарников, могут перетаскивать в другие места разные звери, которые ими питаются.(белки, мыши, бурундуки). Тяжёлые плоды- орехи и жёлуди, опадающие с деревьев и кустарников, могут перетаскивать в другие места разные звери, которые ими питаются.(белки, мыши, бурундуки). Сухие плоды с разнообразными прицепками (череда), колючками, крючочками животные переносят поневоле – плоды цепляются к шерсти зверя. Часто таким невольным переносчиком становится человек Сухие плоды с разнообразными прицепками (череда), колючками, крючочками животные переносят поневоле – плоды цепляются к шерсти зверя. Часто таким невольным переносчиком становится человек


Не хитро расселиться и тем, кто вырос у быстрой речки,- вода унесет семена. А что делать тем, кто растёт в стоячей воде? Не хитро расселиться и тем, кто вырос у быстрой речки,- вода унесет семена. А что делать тем, кто растёт в стоячей воде? Водяные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро.


Активные переносчики семян, особенно лесных трав, - муравьи. Они уносят к себе в муравейники семена многих растений, Активные переносчики семян, особенно лесных трав, - муравьи. Они уносят к себе в муравейники семена многих растений, особенно тех, что богаты маслами (фиалки, кислицы, медуницы). Часть семян они теряют в пути и они прорастают. особенно тех, что богаты маслами (фиалки, кислицы, медуницы). Часть семян они теряют в пути и они прорастают.


Плоды и семена, неприятные людям на вкус или вовсе ядовитые, очень привлекательны для птиц. Но семена с твердой оболочкой в их желудке не перевариваются. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания. Делая запасы, птицы тащат плоды и семена к себе в гнезда. Часть их теряется по пути. Сойка любит запасать желуди и часть ее запасов прорастает. Плоды и семена, неприятные людям на вкус или вовсе ядовитые, очень привлекательны для птиц. Но семена с твердой оболочкой в их желудке не перевариваются. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания. Делая запасы, птицы тащат плоды и семена к себе в гнезда. Часть их теряется по пути. Сойка любит запасать желуди и часть ее запасов прорастает.


Саморазбрасывание семян Некоторые растения сами разбрасывают свои семена. Стоит только дотронуться до плодов недотроги, как их створки мгновенно лопаются, свертываются в спираль, а семена разлетаются во все стороны. Маковые головки при созревании образуют дырочки, через которые высыпаются семена Некоторые растения сами разбрасывают свои семена. Стоит только дотронуться до плодов недотроги, как их створки мгновенно лопаются, свертываются в спираль, а семена разлетаются во все стороны. Маковые головки при созревании образуют дырочки, через которые высыпаются семена