Презентация - Использование здоровьесберегающих технологий В. Базарного в современном образовательном учреждении

Здоровьесберегающая методика Владимира Базарного МБДОУ ЦРР –д/с «Парус» пгт Славянка Хасанский муниципальный район Опыт работы представили: Ткаченко А.А.-заведующий Кондракова Ю.Г.- ст. воспитатель Агапова Т.В. - воспитатель По данным исследований Института возрастной физиологии РАО, за период обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза – нарушения осанки, а число детей, имеющих пограничные нарушения психического здоровья, увеличивается от 20 до 70%. Медицина сегодня не может справиться с проблемами ухудшения здоровья детей, поэтому так остро встаёт вопрос о профилактической работе в образовательном учреждении, о формировании у дошкольников с самого раннего возраста осознанного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В наши дни всё это особенно важно, поскольку значительная часть детей приходит в д/с с отклонениями в состоянии здоровья. Д/сад должен принимать меры, направленные на оздоровление ослабленных детей. Физкультурнооздоровительная работа в МБДОУ «Парус» Утренняя гимнастика Закаливание НОД «Физическая культура» на улице и в зале Воздушный режим помещений Физкультминутки во время НОД Рациональная одежда в помещениях и на улице Гимнастика после сна Подвижные игры Дыхательная гимнастика Пальчиковая гимнастика Воздушные ванны Спортивные праздники Физкультурные развлечения и игрыэстафеты Профилактика плоскостопия Совместные досуги с родителями Профилактика нарушения осанки Гимнастика для глаз «Здоровье не все, но все без здоровья – ничто» Каждое дошкольное учреждение накапливает свой опыт по охране и сохранению здоровья воспитанников. В нашем д/с на протяжении многих лет «красной нитью» проходит задача создания максимально благоприятных условий для развития ребёнка, для укрепления его здоровья, для физической и психологической безопасности. Начиная эту работу, мы создали материальную базу. С этой целью выделили 4 медицинских кабинета: процедурный, кабинет старшей м/сестры с изолятором, физио- процедурный кабинет и кабинет для принятия кислородного коктейля. Физио- процедурный кабинет оснащен кушеткой для массажа, (по предписанию врача, дети получали квалифицированную помощь опытной массажистки), аппаратами УФО, УВЧ, электрофорезом. Старшая медсестра, имея дополнительное образование процедурной м/сестры, долечивает детей после болезни по предписанию врача. Кислородный коктейль получают все дети по желанию родителей (10 дней через 10). «Здоровье не все, но все без здоровья – ничто» Одновременно оснастили спортзал. Участвуя во Всероссийском конкурсе инновационных школьных технологий в 2006 г, в рамках прогимназии, мы выиграли 1000000. Это позволило нам приобрести в спортзал несколько видов тренажеров, батуты, оборудование для спортивных игр (настольный теннис, волейбол, баскетбол, бадминтон), мелкий инвентарь. А по желанию родителей организовали спортивные секции. "Здоровье - это резервы сил: иммунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а взращиваются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика« В. Базарный. Продуманная система оздоровления детей в группах (дыхательная гимнастика, ароматерапия, физкультурные занятия, физкультминутки на занятиях. Ежедневное проведение гимнастики после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки). Вся эта работа была полезна и дала свои результаты. Уменьшились случаи заболеваний с 178 до129. А с 2009-2012гг. не было ни одной вспышки гриппа. Хронических заболеваний меньше не становилось. Они менялись названием и незначительно количеством. Анализ показал, что в д/сад приходят 2-х летние дети с хроническими заболеваниями. В 2013г. из 39 вновь пришедших 2-хлеток, только 3 были с 1группой здоровья, 4 с хроническим дерматитом и аллергией, а остальные со 2 группой здоровья. Знаменитый доктор Леонид Рошаль сказал, что еще никогда в нашей стране, не считая периода после Октябрьской революции и Великой Отечественной войны, не было такой ситуации со здоровьем дошкольников, как сейчас. «Здоровый нищий счастливее больного короля» Основные проблемы заболеваний детей школьного и старшего дошкольного возраста связаны с состоянием позвоночника и зрением. Ежегодно из стен нашего д/сада выходили в школу дети, имеющие проблемы со зрением (близорукость). Именно проблема ухудшения зрения дошкольников в нашем детском саду встала очень остро и мотивировала нас к поиску новых здоровьесберегающих технологий. Поэтому перед нами встала задача поиска рационального сочетания таких технологий, которые были бы направленны на сохранение зрения детей и профилактику нарушений осанки в условиях нашего детского сада. Изучив систему здоровьесберегающих педагогических технологий Владимира Филипповича Базарного, доктора медицинских наук, профессора, мы пришли к выводу, что она полностью отвечает нашим запросам. Тем более, что технологии были апробированы в школах и детских садах России и показали хорошие результаты улучшения здоровья детей. Базарный Владимир Филиппович Учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад), доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики. Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Режим « динамических поз» В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках. Самое главное в системе Базарного – убрать обездвиженный образ жизни ребёнка во время обучения. На первый план выходит двигательная активность ребёнка. При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы: - поддержание физической, психической активности умственной сферы; - имеет высокие показатели физического развития здоровья; - повышается иммунная система; - улучшаются ростовые процессы; - развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной); - снижается степень низкой склоняемости головы. Следующая технология- построение занятий в режиме «подвижных объектов и зрительных горизонтов» «Никакой преграды глазу!» - один из принципов В. Ф. Базарного. Методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов (картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры по углам) В различных участках группы фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Расположены они по углам. Игрушки (картинки) подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например из известных сказок). Один раз в 2 недели сюжет меняется. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в положении стоя. Обязательным моментом является то, что под каждой картинкой помещается одна из цифр 1-2-3-4 в соответствующей последовательности. С этой целью все дети периодически поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 они быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища. Схема зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажер) Методика работы с офтальмотренажёром На тренажере с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются только электрическом освещении. стоя, при выключенном Офтальмотренажер «Улитка» Офтальмотренажер «Кораблик» Офтальмотренажер «Неваляшка и Ёлочка» Офтальмотренажер «Дорожка» Офтальмотренажер «Цифры» «Дорожка» «СЕНСОРНЫЕ КРЕСТЫ» «СЕНСОРНЫЕ КРЕСТЫ» «Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в группе. На них закрепляются различные объекты (картинки в соответствии с тематическим планированием и возрастом, плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, слова и пр.). Педагог в ходе ОД периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, назвать, дать характеристику, и т.п. Дети ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз. Природно – экологическое панно на панно наносятся макеты, манекены и карточки Специально-тренирующие зрительные игры «Поймай зайку» Играть целесообразно на тех занятиях, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Дети стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Педагог располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку группы. Дети, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы. Педагог отмечает самых старательных «охотников». Специально-восстановительные зрительные игры «Цветные сны» Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию педагога, дети закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Педагог называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, педагог называет другой цвет. Отвечая воспитателю, который подходит к детям и касается их плеча, дети сохраняют исходное положение. Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин. Специально-восстановительные зрительные игры «Жмурки» Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время педагог изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Педагог выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин. Хочется пожелать педагогам, которые начнут применять здоровьесберегающую технологию В. Ф. Базарного: "Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха". СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!




Главными источниками нездоровья детей являются следующие причины: Основное внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья. Не учитывается моторно - динамический образ ребенка. Взрослые не формируют у дошкольников функциональную зрелось тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок. Занятия в ДОУ проходят в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве. Игра стала носить образовательные цели и лишь частично воспитательные. Дети перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени.


Базарный Владимир Филиппович - учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Около 30 лет посвятил решению проблемы предотвращения демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья её подрастающих поколений. В своих исследованиях убедительно показал, что существующая система воспитания и обучения детей в семьях, детских садах и школах сориентирована против природы ребёнка. Создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье.


Организацию детского хорового пения на классической и народной музыке; Включать в акты запоминания возможно большего числа органов чувств (зрение – модели, образы; слух, осязание) ; Ритмически - нажимное письмо перьевой ручкой универсальный метод формирования тонких рабочих движений рук у детей и подростков; Раздельно - параллельное образование мальчиков и девочек (совместные кружки, вечера, праздники). Оптимальные темпы, с учетом работоспособности детей. В.Ф. Базарный рекомендует


Режим динамических поз периодическая смена поз, перевод детей из традиционной позы обучения сидя, в позу - стоя. Первый способ не требует материальных затрат: там, где это возможно менять позу детей (сидя-стоя). Второй способ - использование настольной конторки, с оптимальной для зрительного труда наклонной поверхностью и меняющейся высотой рабочей поверхности.








Методика сенсорно-координаторных тренажей В четырех верхних углах класса фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения; Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: ; Под команды педагога « … » и т.д. дети начинают достаточно живо фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 0,5 сек.; Режим (порядок) счета через 30 секунд меняется на противоположный: … ; В заключительной части тренажа (продолжительностью сек) режим счета задается в случайной последовательности, например: , и т.д.; Общая продолжительность всего тренажа занимает в среднем 1,5 мин.


Методика обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» Дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей Построения многих этапов занятия в режиме подвижных объектов Организовать движение наглядного учебного материала, постоянный поиск и активизация детских заданий






МЕТОДИКА ЗРИТЕЛЬНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ СХЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ Режим 1 непроизвольного зрительно-моторного «скольжения» по траекториям. Режим 2 Дети периодически становятся в центр под схемой- тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующее упражнение. При этом они выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем.


Режим 3 Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), вначале учатся «обходить» схемы-траектории, а затем «оббегать». Режим 4 Плакат со схемой размещается на стене, напротив лица. Занятие заключается в поочередном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним глазами.













Что дают технологии В.Ф. Базарного: Гарантируемый, фиксируемый результат улучшения здоровья воспитанников; Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса; Психологический комфорт в образовательном учреждении; Эффективный способ профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза, плоскостопия.


: Единственная здоровьесберегающая технология: признана научным открытием Академией медицинских наук; защищена патентами и авторскими правами; одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН; утверждена Правительством как общая федеральная программа; прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ; имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ;



Русский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики. Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке - здоровьеразвивающей педагогики. Базарный разработал «Систему сенсорной свободы и раскрепощения».




Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:


1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. 2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты. 3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала. 4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.


Сущность технологии, её отличительные особенности: -Ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парта и конторка. -Схемы зрительных траекторий;- Специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки»- Экологический букварь (картина-панно); -Сенсорные кресты;- Специальные держалки; - Специальные художественно-образные каллиграфические прописи, выполняемые перьевой ручкой и др.


1. В первую очередь, это внедрение режима моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе урока позы «стояние- сидение». Техническим средством сенсорной дидактики является конторка. Её особенность состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Угол наклона от 14 до 18 градусов. Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут. Занятия в режиме телесной вертикали активизируют межсистемную координацию, способствуют повышению эффективности произвольно- моторной деятельности и снижению за счет этого напряженности. Режим моторной свободы и динамических поз улучшает становление психической сферы.






На тренажёре с помощью специальных стрелок показаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд ученика в процессе физминутки: вперёд- назад, влево - вправо, по и против часовой стрелке. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной, привлекает внимание.




3.Автоматизированная система сенсорнокоординаторного тренажера (бегущие огни) позволяет выполнять зрительно- двигательные упражнения более интенсивными ритмическими движениями глаз, головы, туловища. Для этого в классе устанавливают в углах 4 сигнальные лампы, сопровождающиеся звуковыми сигналами. По звуковому сигналу учащиеся поворачиваются и выполняют различные упражнения («ловят» огоньки обеими руками, либо левой или правой рукой, «отталкивают» их от себя руками, «кивают» головой и т.д.)




4.В целях повышения физической активности учащихся, предупреждения их утомляемости выполняются упражнения с использованием сенсорно- моторного тренажа. Все упражнения выполняются в позе свободного стояния. Зрительно-поисковый метод сочетается с движением головы, туловища, глаз (продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты). В зависимости от характера урока, упражнение проводят 2-3 раза. На схеме зрительно двигательной траектории изображены цифры По режиму счета учащиеся пробегают глазами в сопровождении движения головы и туловища по схеме и обратно В заключенной части режим счета задается в случайной последовательности, Систематические занятия по схеме офтальмотренажера способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.




5. Для работы с наглядностью используется сенсорно- дидактическая подвеска или крест. На нем располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами по желанию учителя могут находиться где угодно: за выключателем, на кресте, на занавеске, за цветком и т.д. Поэтому дети не прикованы к партам, постоянно находятся в движении.


Сенсорно-дидактические кресты. Патент. Представляет собой приспособление для крепления наглядного материала. Дидактический материал подвешивается на сенсорно- дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия. На класс необходимо минимум 4 шт.




Подвесная леска представляет собой натянутую леску на боковой стене класса. Подвесная рейка состоит из рейки, подвешенной к потолку тонкой нитью. На леске и рейке располагается дидактический материал, опорные схемы, алгоритмы ответов, воспринимаемые в режиме дальнего зрения и в режиме поиска.


6. Обычная перьевая ручка и чернильница-непроливайка предотвращают у ребенка аномальную задержку дыхания, ангармоничное закрепощение основных ритмов сердечной деятельности. Перьевая ручка способствует письму в импельсивно-нажимном режиме: напряжение-расслабление, напряжение - расслабление (нажим - волосок), то есть гармоничному синусоидальному режиму, в котором работает человеческое сердце. А когда возникает необходимость окунуть перо ручки в чернильницу, то происходит расслабление руки, а значит и всего организма.


7.Широкоформатное природно-экологическое панно используется на каждом уроке и является основой, вокруг которой разворачивается сюжет урока. Оно повышает эффективность формирования основных характеристик продуктивного воображения, гармонизирует развитие личности в целом. На панно наносятся макеты, манекены и карточки.




Упражнения для глаз хорошо сочетаются с «Игрой в весёлых человечков». На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети вначале рассматривают человечка, а затем выполняют его движения. Эти физминутки тренируют зрение, зрительную память, произвольное внимание, наглядно- образное мышление.






Использование на различных этапах урока сенсорного шара (вращающегося вокруг своей оси, из 3 и более цветов, из плотного материала, подвешенного за тонкую канатную нить к потолку) помогает организовать поиск информации не только в учебниках и на доске, но и в окружающем пространстве. Это корректирует зрение, позволяет воспринимать информацию в движении, а значит более эффективно, развивает познавательный интерес, сенсорное развитие, снимает статику шейного отдела позвоночника. На шаре располагаю дидактический материал, воспринимаемый школьниками в движении.


Методические приемы повышения эффективности раскрепощения психомоторной функции производятся с помощью произвольно- телесных усилий. Настоящая методика направлена на повышение эффективности психомоторных и речемоторных функций за счет подведения их под основу произвольного шагового логоритма. Шаговый логоритм повышает зрительно фиксационные возможности, скорость восприятия. Его можно использовать: - при прочтении текста в режиме ближнего зрения (ученик берет в правую руку держалку, на которой закреплен лист со стихотворением, отодвигает на максимальное расстояние и начинает читать по слогам, подбирая шаг к каждому слогу); -при прочтении текста в режиме дальнего зрения. (На школьной доске фиксируется лист ватмана, на котором написан текст стихотворения. Школьник становиться на максимальное расстояние от доски. Устремив взгляд на размещенный текст, вначале медленно, а потом быстрее, он начинает к нему продвигаться, произнося каждый слог строго под каждый шаг.)


Пальчиковая гимнастика в начале урока. 1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.) 2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три"). 3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д) 4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу). 5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно). 6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки). 7. Козлята (то же упражнение,но выполняется одновременно пальцами обеих рук). 8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их). 9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить). 10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы) и т. д.







33 Что дают технологии В.Ф.Базарного? 1.Гарантированный, фиксирующий результат улучшения здоровья учащихся. 2.Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. 3.Психологический комфорт в образовательном учреждении. 4.Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервнопсихических и сердечно - сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза, плоскостопия и другой сугубо патологии. Здоровьесберегающие технологии профессора В.Ф. Базарного апробированы, дают хорошие результаты укреплении здоровья и развития детей.


Яндекс Картинки. EC%E8%F0_%D4%E8%EB%E8%EF%EF%EE%E2%E8%F7http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%E7%E0%F0%ED%FB%E9,_%C2%EB%E0%E4%E8% EC%E8%F0_%D4%E8%EB%E8%EF%EF%EE%E2%E8%F7 источники

1 слайд

Презентация для педагогов ДОУ
«Эффективность взаимодействия комплексно-тематического принципа проектирования образовательной деятельности и применения здоровьесберегающей технологии
сенсорной свободы и
психомоторного раскрепощения
В.Ф.Базарного»

Старший воспитатель МКДОУ детского сада №2 г.Лиски
Великжанина С.В.
Взаимодействие 2 слайд
Комплексно-тематическая модель организации образовательного процесса
Планирование образовательной работы в ДОУ – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы.
Одним из положений ФГТ является следующее: «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса».
Здоровьесберегающая технология «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» В.Ф. Базарного
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики России в области образования.

Общие моменты 3 слайд
Общими моментами при взаимодействии КТП и применения ЗДТ Базарного являются
- Законодательные документы
- Уход от учебной модели
- Интеграция видов детской деятельности
- Личностный интерес детей
- Поддержание эмоционально-положительного настроя

Особенности 4 слайд
Технология раскрепощенного развития получила признание уже в 80-90-ых годах. За основу своей методики В.Ф. Базарный, доктор медицинских наук, профессор и врач, знаменитый хирург – офтальмолог, взял принцип сенсорно-моторной активности человека.
Данная технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на активизацию деятельности организма и сохранение здоровья ребенка.
Доступность
Особенность технологии в общей доступности. Все необходимое оборудование можно сделать своими руками.
Природосообразность
Основана на принципе сенсорно-моторной активности человека и «телесной вертикали».
Учёт индивидуальных особенностей
Практическая применимость
Сохранение и укрепление здоровья
Создаёт основу для сохранения здоровья, способ¬ствует нормальному психофизическому развитию детей.

Принципы технологии 5слайд
Обеспечение режима «дальнего зрения».
Глаза детей будут зоркими только в условиях зрительного поиска на просторе. Режим «дальнего зрения», на который природа «рассчитала» работу мышц наших глаз, мы стараемся обеспечивать при достаточном пространственном обзоре, лучше всего в условиях естественной экологической среды,

Принципы технологии 6 слайд
а в помещении используем сенсорно-экологические полотна, экологический букварь - картины с сюжетами из сказок, известных литературных произведений, картины природы, где может располагаться различный методический наглядный и дидактический материал, который дети с удовольствием находят, узнают и называют, выполняя различные задания. Всё это вносит сенсорное разнообразие, а эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.

Принципы технологии 7 слайд
«Не усади!» – заповедь Базарного. Ставшая для нас привычной, а для многих основной, вынужденная поза «сидя», приводит к слабости всех групп мышц, нарушению осанки, которое ведёт к нарушению работы внутренних систем и органов человека. Проведение занятий со сменой динамических поз – сидя, стоя, лёжа спасает детей от перегрузок физических и умственных, способствует раскрепощению детей, сохранению основы жизни - «телесной вертикали». Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется правильная осанка. Организм ребенка сам тянется к тому, что для него желательно: к активной смене положения тела.

Принципы технологии 8 слайд
В группах размещены задания для зрительного поиска - схемы, алгоритмы, дидактический синквейн, мнемодорожки и мнемотаблицы, карточки для моделирования, буквы и цифры. В ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость.
Дети встают, идут, ищут, находят и радуются своим результатам. При этом лучше и легче усваивают материал, развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Сигнальные метки меняются в зависимости от ситуации и времени года. Их можно подвешивать и на люстрах, и на специальных «сенсорных крестах». Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке помещения. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Упражнения выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

Принципы технологии 9 слайд
Использование зрительно-координаторных тренажей и сигнальных меток способствует тренировке мышц органов зрения. Простейший тренажёр – указка в руках воспитателя (с сигнальной меткой на конце - бабочкой, листочком, птичкой и т.д.) которой он рисует в воздухе любую траекторию. Схемы зрительных траекторий могут быть расположены на стене и потолке, на плакатах и карточках. Частота выполнения таких тренажей зависит от продолжительности пребывания детей в помещении, а также от характера зрительной работы. Дети достаточное время проводят творчески, но с напряжением для глаз: рисуют, лепят, клеят, рассматривают картинки. Поэтому важно максимально ослабить это напряжение.

Принципы технологии 10 слайд
Для снятия усталости глаз и профилактики миопии (близорукости) проводится специальная гимнастика для глаз (по методике Э.С.Аветисова) с помощью сигнальных меток.

Принципы технологии 11 слайд
Пуговичный тренажёр – коврик из мягкой ткани 40 х 40 см. с нашитыми пуговицами в произвольном порядке для коррекционной работы над осанкой, упражняющий в правильной постановке стоп при ходьбе, укрепляющий мышцы и связки стопы с целью предупреждения развития плоскостопия, помогающих массажу рефлекторных точек стопы. Стоя или сидя на таких ковриках можно выполнять различные зрительные упражнения, рассматривать картины, слушать, петь. Приём хорового пения по методу Базарного вырабатывает привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.
Итак, основными моментами технологии по системе В.Ф.Базарного являются:
- увеличение двигательной активности,
- профилактика зрительного утомления детей,
- обеспечение рациональной рабочей позы,
- формирование правильной осанки,
- стимулирование интеллектуального развития детей и их умственной работоспособности.

Переходя к общим моментам, встречающихся в КТП и данной ЗДТ отмечу следующее:

Законодательные документы 12 слайд
КТП
Приказ Минобрнауки РФ
«Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
(№ 655 от 23.11.2009г.);
ЗДТ признана научным открытием Академией медицинских наук;
защищена патентами и авторскими правами;
одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН;

Уход от учебной модели 13 слайд
КТП
При КТП обучение через систему занятий перестраивается на работу с детьми по «событийному» принципу, на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч.
Организованная ПРС строится с ориентацией на зону ближайшего развития каждого ребенка и предоставляет детям возможность выбирать не только деятельность, но и содержание, и уровень сложности игр, заданий.
ЗДТ В основе учебной модели лежит закрепощение детского организма – режим систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения, не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом.

При применении данной технологии занятия проводятся в режиме смены динамических поз (сидя, стоя, лёжа), дети находятся в носочках, используются массажные пуговичные коврики для ног и различный дидактический материал, расположенный по всему помещению. При таких режимах работы на занятиях у детей повышается внимание, работоспособность и мотивация к учёбе.

Интеграция видов детской деятельности 14 слайд
КТП
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса предусматривает объединение комплекса различных видов специфической детской деятельности вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире.
Такая система планирования позволяет реализовать принцип интеграции образовательных областей.
ЗДТ Стимулирование в процессе обучения эмоционально-образного творческого правого полушария через новизну и постоянную смену заданий развивает творческое воображение, логическое мышление, быстроту реакции, сообразительность, двигательную активность, ориентацию в пространстве, способствует органичному развитию детей в соответствии с их индивидуальными возможностями через интеграцию всех видов детской деятельности:
игровой
двигательной
коммуникативной
познавательно-исследовательской
продуктивной
музыкально-художественной
чтения

Личностный интерес детей 15 слайд
КТП
При реализации комплексно-тематической модели, обращают на себя внимание социально-личностная ориентированность, мотивированность образовательного процесса, полнота жизни всех его участников.
ЗДТ Процесс обучения становится более доступным и увлекательным. Центральным моментом работы с детьми является добровольность участия, а так как основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра, то легко достигается игровая мотивация участников, что способствует личностно-ориентированному взаимодействию с детьми

Поддержание эмоционально-положительного настроя 16 слайд
КТП
Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события - праздники, выставки творческих работ, игры, викторины.
А для этого необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала: иллюстрации, картины, макеты, предметы быта, поделки, элементы костюмов, что неизменно вызывает радость и удивление детей.
ЗДТ
Создание ПРС при использовании КТП органично сочетается с сенсорно обогащённой средой помещений по ЗДТ способствует возникновению познавательного интереса, дает возможность самостоятельного накопления опыта и его осмысления.
Смена динамических поз и видов детской деятельности позволяют удерживать внимание, интерес детей, задействовать разные каналы восприятия материала, делает деятельность привлекательной, придаёт ей игровой характер.

Результативность 17 слайд
1. Реализация принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному
Введение похожих тем и заданий, с постепенным нарастанием сложности задач и меры участия детей, в различных возрастных группах, обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста.
2. Увлекательность образовательного процесса
Жизнь детей в детском саду связана с окружающей действительностью,
вызывает интерес, даёт новые яркие впечатления, представления и понятия.
3.«Проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности
Ребёнку предоставляется возможность самореализации, творческого проявления своей индивидуальности.
4.Поддержание эмоционально-положительного настроя детей
В эмоционально-образной форме интегрируются цели и задачи из раз¬ных образовательных областей, которые, обогащая и дополняя одна другую, способствуют формированию в сознании ребенка целостной картины мира, а день в детском саду наполнен радостными событиями и положительными эмоциями.
5. Создание условий продуктивного роста и гармоничного развития ребёнка
В совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии, а воспитатель переносит акцент в содержании обучения с усвоения знаний, умений и навыков на формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности детей.
6. Сплочение общественного и семейного воспитания
Дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. Отношения между детьми, родителями и педагогами становятся более благожелательными, ибо это отношения союзников, делающих одно общее благое дело.

Природа наделила детский организм удивительными возможностями, с естественной потребностью к движению и мы, как можем, не только удовлетворяем её, но и развиваем. Чем активнее вовлечён ребёнок в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче здоровье, тем более, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

18 слайд
Источники

19 слайд
Спасибо за внимание!

Базарный Владимир Филиппович

Базарный Владимир Филиппович - учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад), доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики. Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения».


Методика В.Ф. Базарного - это единственная здоровьеразвивающая технология, которая

  • признана научным открытием Академией медицинских наук,
  • защищена патентами и авторскими правами,
  • одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН,
  • утверждена Правительством как общая федеральная программа,
  • прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ,
  • имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить образовательный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе ребёнка,
  • а также дает гарантированный результат улучшения

здоровья детей в целом.

Методика В.Ф. Базарного


К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

  • Режим динамической смены поз.
  • Упражнения на зрительную координацию. Зрительно-координаторные тренажи с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
  • Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Режим динамической смены поз:

За основу здравоохранительной системы В.Ф.Базарного принят режим меняющихся поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя». Это один из немедикоментозных методов коррекции здоровья воспитанников.

  • Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут.
  • «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться,

особенно мальчик, в 4-6 раз больше.


« Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный.

Поэтому совместная образовательная деятельность с детьми в режиме постоянного движения позволяет развивать у детей зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать атмосферу доверительного отношения, что служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.

Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для реализации режима динамической смены поз

В.Ф. Базарный предлагает:



Упражнения на зрительную координацию

Методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов (картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры по углам)

«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.



Данный тренаж чаще выполняется после работы, которая требует от детей приложения усилий, т.к. упражнение прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

  • Упражнения на мышечно-телесную координацию

Упражнение проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке группы.

Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.

Например, педагог показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от детей, тренируя тем самым мышцы глаза.


Для двигательной активности на занятии используются

«СЕНСОРНЫЕ КРЕСТЫ».


«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в группе.

На них закрепляются различные объекты (картинки в соответствии с тематическим планированием и возрастом, плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, слова и пр.).

Педагог в ходе СОД периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, назвать, дать характеристику, и т.п. Дети ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.


Варианты упражнений для развития зрительного восприятия

1. Бумажные офтальмотренажеры Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы,

восьмерки, спирали и т.д.). Толщина линий – один сантиметр .


2. Пирамидки

1) Найди глазами две пирамидки. 2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и т.д.

3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и т.д.? 4) Сколько всего колец у пирамидок? 5) Сколько всего колпачков?


6) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Этот вид упражнения можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.


3. Тарелки с разноцветными кружками Детям предлагаются следующие задания: а) Найди две одинаковые тарелки. б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется. в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках? г) Сколько всего кружков?


Специально-восстановительные зрительные игры

«Цветные сны»

Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию педагога, дети закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Педагог называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, педагог называет другой цвет.

Отвечая воспитателю, который подходит к детям и касается их плеча, дети сохраняют исходное положение.

Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.


  • Жмурки.

Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время педагог изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Педагог выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.

Специально-тренирующие зрительные игры

«Поймай зайку»

Играть целесообразно на тех занятиях, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Дети стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Педагог располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку группы. Дети, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы. Педагог отмечает самых старательных «охотников».


Прописи, применяемые в системе обучения "по Базарному".

В школах, использующих методику Базарного, в младших классах пишут чернилами и пером. Некоторые исследователи пришли к выводу, что использование шариковой ручки приводит к задержке дыхания, сбою сердечных ритмов, а через 20 минут неотрывного письма могут появиться признаки стенокардии. При письме же перьевой ручкой рука работает в импульсном режиме – сначала напряжение, потом расслабление, поэтому вреда для здоровья не возникает.


Сенсорное или (экологическое) панно

Использование сенсорного панно позволяет приблизить совместную деятельность с детьми к объектам и явлениям экологической среды.

Сочинения Владимира Базарного:

Владимир БАЗАРНЫЙ. Дети или деньги? NEW

Владимир БАЗАРНЫЙ. Основание внедрения в учебный процесс образовательных учреждений всех типов здоровьеразвивающую технологию д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» и приобретения специализированного учебного оборудования для ее реализации.

Владимир БАЗАРНЫЙ. Как работать за конторкой?

Владимир БАЗАРНЫЙ. От худого семени не жди доброго племени . "Российская Федерация сегодня" № 14, 2005 г.

Владимир БАЗАРНЫЙ. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах . Красноярск. 1989 г.

Владимир БАЗАРНЫЙ. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически "чистых" прописей . Часть VI М. 1995

Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью производственных ритмов телесных усилий . Часть IV. Сергиев Посад. 1996

Владимир БАЗАРНЫЙ. Методика и методология раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса . Часть III. М. 1995

Владимир БАЗАРНЫЙ. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного функционального и физического развития учащихся . Часть II. Сергиев Посад, 1995

Владимир БАЗАРНЫЙ. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде . М. 1995


В презентации использовались материалы

к.п.н., доцента, методиста ЦРНО

издательства «Просвещение»

Стефаненко Н.А.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!