Произведение троепольский. Научно-исследовательская работа по литературе" Литературное творчество писателя-земляка Г

Троепольский Гаврил Николаевич; Российская империя, Воронеж; 16.11.1905 – 30.06.1995

Гаврил Николаевич Троепольский знаменитый советский прозаик, который одним из основных направлений своей деятельности выбрал публицистическую прозу сельского направления. Ведь тема ему была очень близка, что позволило ему максимально реалистично отображать реальные будни крестьян. В этом книги Троепольского часто сравнивают с книгами . В итоге книги Гаврила Николаевича переведены более чем на 50 языков мира и в жанре классика не раз были представлены, в том числе и на американском рынке. Но конечно наиболее популярным произведением автора является «Белый Бим черное ухо» книга. Эта повесть принесла автору известность и была не раз экранизирована в разных странах мира.

Биография Троепольского Г. Н.

Родился Гаврил Николаевич в 1905 году в большой семье священника. В доме было аж 6 детей. В 19 лет он окончил сельскохозяйственное училище, что позволило ему работать учителем в сельской школе. В 1931 году был принят работать на опытную станцию, и впоследствии становится начальником участка. Под его началом выводится несколько новых сортов проса, один из которых даже был принят в Центральной Черноземной зоне. Именно во время работы на опытной станции Троепольский делает свои первые шаги в литературе под псевдонимом Лирваг.

Во время Второй мировой войны Гаврила Николаевич попадает под оккупацию. Но он не сидит сложа руки, и активно помогает советской разведке. После освобождения продолжает работать в сельском хозяйстве, но все больше проявляется пристрастие к литературе. В 1953 году в журнале «Новый мир» издаются несколько рассказов Троепольского. Они достаточно успешны, что позволило автору целиком сосредоточиться на литературном творчестве.

С 1967 года Троепольский становится одним из членов правления союза писателей СССР, что позволяет ему завести дружеские отношения с , и многими другими авторами. Возможно именно эта дружба дала толчок несколько отойти от сельскохозяйственной темы и написать «Белый Бим черное ухо» книгу в 1971 году. Она та и принесла автору сначала всероссийскую, а затем и всемирную славу. Это позволило Троепольскому в 1976 году войди в редакционную коллегию журнала «Наш современник», в котором писатель и проработал до 1987 года. Умер писатель в 1995 году в Воронеже.

Книги Троепольского на сайте Топ книг

Читать «Белый Бим черное ухо», несмотря на годы прошедшие с момента его написания, все также популярно. И хоть говорят, что нынешнее поколение черство – это не так. Книгу любят и читают, что и позволило «Белый Бим черное ухо» книге занять достойное место в нашем рейтинге . При этом интерес к книге только растет, что позволяет надеяться на более высокие позиции книги в следующем рейтинге.

Все книги Троепольского Г. Н.

  1. Из записок агронома
  2. Земля и люди
  3. Кандидат наук
  4. Чернозём
  5. В камышах
  6. О реках, почвах и прочем
  7. Постояльцы
  8. Здравый смысл

30 июня 1995 года

Награды и Признание Гавриила Троепольского

Государственная премия СССР (1975) - за повесть «Белый Бим черное ухо» (1971)

Орден Трудового Красного Знамени

Литературная премия «Банкареллино» (Италия, 1981)

Золотая медаль «Фонда Леонардо да Винчи» (Флоренция)

Заслуженный работник культуры РСФСР (28 ноября 1985 года) - за заслуги в области советской культуры и многолетнюю плодотворную работу

Почетный гражданин Воронежа (1993)

Гавриил Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Новоспасовка, Воронежская область. Мальчик вырос в семье священника. В детстве в школу не ходил, но дома получил хорошее образование. После окончания сельскохозяйственного училища работал сначала учителем, а позже агрономом. Профессия наложила отпечаток на литературные произведения Троепольского.

Первый рассказ Троепольского «Дедушка» напечатан в 1937 году в альманахе «Литературный Воронеж» под псевдонимом «Лирваг». Позднее, в журнале «Новый мир» опубликован цикл рассказов «Записки агронома». Заинтересовавшись рассказами, главный редактор журнала Александр Твардовский почувствовал в начинающем литераторе настоящий талант. Писатель является одним из лучших авторов, писавших на темы природы и сельского хозяйства.

С 1954 года Троепольский полностью посвятил себя литературе и переехал жить в Воронеж. Через год, по написанному писателем сценарию поставлен фильм «Земля и люди».

Самой лучшей, самой главной его книгой является повесть о собаке, которая стала известна всему миру: «Белый Бим Черное ухо», напечатанная в 1971 году. Это произведение можно назвать трагическим романом о собачьей жизни, полной открытий и приключений, радостей и бед. Данная повесть принесла автору в 1975 году звание лауреата Государственной Премии СССР. Писателю присвоена итальянская премия в области детской и юношеской литературы «Банкареллино».

Произведение Гавриила Троепольского издавалось в Монголии и Польше, в Болгарии и Китае. Ее читают на языке бенгали, на английском, французском, японском, венгерском и множестве других языков. В американских колледжах повесть русского писателя о верном Биме входит в обязательную программу по литературе. Позднее, режиссер Станислав Ростоцкий снял фильм с Вячеславом Тихоновым в главной роли.

Гавриил Николаевич с 1976 года на протяжении одиннадцати лет работал в журнале «Наш современник». Его перу принадлежит ряд публицистических произведений. В этот же период писатель создал повесть «Кандидат наук», романы «Чернозем», «В камышах», «Здравый смысл».

Писатель прожил долгую жизнь, оставаясь человеком деятельного добра, смелым, честным, неравнодушным. Воронежцы всегда гордились своим земляком, поэтому Троепольский являлся одним из первых Почетных граждан Воронежа.

Умер писатель Гавриил Николаевич Троепольский 30 июня 1995 года в Воронеже. Похоронен на Алее Славы Коминтерновского кладбища.

В Грибановском районе в селе Новоспасовка на входной двери дома, где жил писатель, синей краской написано «Пусто» - так потенциальных воров предупреждают, что поживиться здесь уже нечем, и так давно всё украдено. Зато в копилке домыслов и мифов, связанных с именем автора, пусто не бывает. Достоверные факты, достойные внимания, тоже долгое время не были всеобщим достоянием.

Узнать правду о писателе нам помог Евгений Новичихин, заместитель председателя правления воронежского отделения союза писателей России, лично знавший автора «Бима».

Не мученик и не предатель

АиФ: - Как нам стало известно, готовится к выходу книга воспоминаний о Троепольском под вашей редакцией. К какому событию она приурочена? Ведь дата не круглая…

Е.Н.: - Дело в том, что возникла необходимость раз и навсегда избавиться от слухов, очерняющих имя Гавриила Николаевича, как впрочем, и неоправданно его возвышающих, водружающих над ним нимб мученика.

АиФ: - Мученика? Но, насколько известно, Троепольский не был ярым борцом с режимом…

Е.Н.: - В том-то и дело. Говорили, например, что из-за повести «Белый Бим Чёрное ухо» у автора были проблемы с властями. Но не уточнили, что с властями литературными и никак не по политическим причинам. У кого из писателей тогда этих проблем не бывало?! Обыкновенный рабочий момент. Более того - книгу не издали в Воронеже, но издали в Москве, и через короткое время вчерашнего агронома настиг ошеломительный успех, который дейстивительно балует далеко не каждого из писательской братии. Тут и появились завистники, и зачесались недобрые языки.

АиФ: - И какие слухи они распускали?

Е.Н.: - Поговаривали, например, что во время Великой Отечественной войны Гавриил Николаевич сотрудничал с оккупантами. В годы войны писатель жил на оккупированной территории в Острогожске, но и только. Зато этот слух привлёк внимание сотрудников КГБ. Однако, проведя большую работу, те не нашли в биографии Троепольского ничего порочащего. Если бы он записался в коллаборационисты, то вряд ли бы по окончании войны остался в России. Такие люди после капитуляции нацистов предпочитали скрыться за границу. Автор же «Бима» был патриотом родного края.

Документы - не люди

АиФ: - Что ещё говорили о писателе?

Е.Н.: - Отца Троепольского расстреляли в 1930 году. Он был священник, а потому легко получил ярлык «враг народа». Гавриил Николаевич всегда бережно хранил смешанную с болью память об отце и завещал своим детям, внукам и правнукам помнить деда, как человека, погибшего за веру.

АиФ: - Наверное, у него были основания держать обиду на «органы»?

Е.Н.: - Видимо - да. Но чувство справедливости никогда его не покидало. Интересный случай поведал мне писатель Эдуард Ефремов. Довелось ему быть свидетелем «суда над КГБ», который вначале «перестройки» проходил в областной библиотеке имени Никитина. И когда кандидат исторических наук докладывал о жертвах репрессий, о гибели священников, среди которых был отец Гавриила Николаевича, Троепольский как-то настороженно и напряженно слушал докладчика, а потом вдруг резко встал и потребовал: «Прекратите! Нельзя по документам писать историю, тем более - давать характеристики человеку… Я своим детям и внукам завещал, чтобы они молились о следователе НКВД Степанове. Одно время он жил на квартире у моих родителей. Он сам вызвался вести «дело» моего отца. И он предпринял всё возможное, чтобы представить священника Троепольского ни в чем не виновным… Когда отца расстреляли, следователь Степанов покончил с собой, оставив записку, что он не может пережить позора»… Умным людям известно, что мир сложно разделить на «чёрное» и «белое». К этим людям относился и Троепольский.

АиФ: - Кстати, о суде истории. Говорят, Троепольский недолюбливал Солженицына. За что?

Е.Н.: - Гавриил Николаевич принимал как данность величие и значимость автора «Архипелага ГУЛАГ». Но считал, что тот, обретя известность, стал чрезмерно заносчив. Это, по мнению Троепольского, выражалось в том, что он ни разу не упомянул о людях, которые когда-либо ему помогли. О Твардовском, который первым в своём журнале «Новый мир», на свой страх и риск, опубликовал «Матрёнин двор». Или о Ростроповиче, на даче у которого Солженицын скрывался в своё время. А ведь за это музыканту не поздоровилось, да так, что он вынужден был уехать в эмиграцию.

И ещё одно не мог простить Троепольский Солженицыну. Сначала в парижском издательстве «Имка-пресс» вышла книга «Стремя «Тихого Дона» с предисловием Александра Исаевича. А потом появилась его другая статья - «По донскому разбору», посвящённая «Поднятой целине». Солженицын напрямую не утверждал, что автором «Тихого Дона» является некий другой писатель, но под сомнение авторство Шолохова поставил. Троепольский считал это грязной возней, брехнёй, сварой и свалкой. И не мог простить.

АиФ: - Было ли у писателя в планах написать такую книгу, которая бы раз и навсегда разбила в пух и прах все домыслы, витающие вокруг его имени?

Е.Н.: - Не просто в планах. Так и оставшаяся недописанной книга «Колокол» должна была поведать о детстве и юности писателя. Троепольский считал, что она могла бы стать книгой номер один в его наследии, потеснив с этого пьедестала самого «Бима».

Гавриил Николаевич Троепольский был членом правления Союза Писателей Советского Союза (с 1975 года. - С П РСФСР).

Среди его произведений – публицистика, очерки, пьесы, повести и рассказы. За свою повесть о сеттере Биме он в середине 70-х стал лауреатом государственной премии.

Гавриил Троепольский стал символом духовного укрепления и духовного обогащения для всех, кто ценит его как писателя.

Из биографии Г. Н. Троепольского:

Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Новоспасское на Елани, Козловская волость, Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния, ныне Воронежская область в семье сельского священника Николая Семёновича Троепольского.

В семье родителей Троепольского было шестеро детей. В доме Троепольских любили сельский труд, высоко ценили знания, книги.

В 1924 г. будущий писатель Гавриил Троепольский закончил в Алёшках Терновского района лучший в России сельхозтехникум, построенный архитектором Иосифом Суховым (его дочь Валентина стала женой будущего агронома и писателя).

Сначала Троепольский работал в избе-читальне «избачом» - так называли его односельчане, потом молодой человек был сельским учителем в этом селе, затем в Путилине и Махровке.

Отец Г. Троепольского, Николай Семёнович, был очень грамотным, умным человеком. В своём приходе и доме для прихожан он устраивал коллективное чтение Евангелия, обучал грамоте, музыке. И это в Борисоглебском ОГПУ ему было поставлено в вину! Но чем же ещё мог заниматься благочинный?! 31 июля 1931 года дело под № 111 было рассмотрено на заседании ОГПУ. Девять человек, в их числе и оговоривший отца Николая, были приговорены к высшей мере наказания.

К тому времени Гавриил Троепольский весной 1931 года, имея диплом агронома-селекционера, получил должность младшего научного сотрудника, а затем – заведующего Алёшковским опорным пунктом областной Воронежской о опытной станции.

В 1936 году молодого агронома-селекционера переводят в Острогожск. Здесь он заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937 года до января 1954 года – заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам в селе Гнилое. Здесь же он вёл и селекцию проса, сорта: «Острогожское – 1» и «Острогожское – 9» были районированы в центрально-чернозёмной зоне. «Я своим сортом проса «Острогожское – 1» горжусь никак ни меньше, чем «Белым Бимом», - говорил Гавриил Николаевич.

Современники Гавриила Николаевича отмечают, что он был требовательным к себе, своим рабочим, бездельников не жаловал, приветствовал трудолюбивых, ответственных людей, скидок на возраст не делал. Вместе с колхозниками, их детьми заведующий ГСУ сажает две лесополосы: кленовую и параллельно ей – дубовую. Эти лесополосы радуют наш глаз и сегодня, защищают поля от суховеев. Клён ясеневидный до тех времён в нашей местности не рос – был диковинкой. Всем хотелось посадить такой саженец у своего дома, но Гавриил Николаевич не давал растения никому. Люди ухитрялись уносить молодой клён домой, и сейчас вспоминают об этом с неловкостью – стыдно ведь – и с радостью – добрая память о своём замечательном земляке.

Все люди, знавшие нашего Троепольского, отмечают, что на первом месте для него были духовные ценности: чистота души, порядочность, добросовестное отношение ко всему, с чем ты имеешь дело, и абсолютное безразличие к ценностям материальным. Гавриил Николаевич отказался от авторства в фильме Ростоцкого по своей книге «Белый Бим Черное Ухо». Он не согласился с некоторыми изменениями в тексте сценария. А отказ от авторства и появление в титрах «по мотивам» означало отказ от Ленинской премии. Но это для Троепольского было не главным.

Скончался Г. Н. Троепольский в 1995 году, 30 июня, прожив почти 90 лет. Похоронен писатель в Воронеже.

Творчество писателя Г. Троепольского:

«Это не я сочинил, это жизнь сочинила…» - эта фраза можно считать эпиграфом к творчеству Гавриила Троепольского.

Первый рассказ Троепольского, написанный под творческим псевдонимом Лирваг, появился в средине 1937 года.

Гавриил Троепольский обладал знаниями о том, что происходит в деревне, которые получил из собственного практического опыта. Кроме того, он стремился к абсолютной искренности, изображая отрицательные явления действительности. Среди его произведений – публицистика, очерки, пьесы, повести и рассказы.

Книги его были столь востребованы, что ко второй половине пятидесятых годов он получает признание в качестве одного из достойнейших авторов очерково-публицистической прозы, посвященной сельскохозяйственным темам. В своем труде писатель следовал по стопам Овечкина.

В 1953 году в журнале «Новый мир» выходит произведение « «Прохор XVII и другие» из цикла «Записки агронома». Оно состоит из сатирических рассказов. На первый взгляд – это весёлые, забавные рассказы, а если вдуматься – сатира, но какая-то особенная, мягкая, чем-то похожая на сатиру Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Писатель показал читателям реальных людей деревни «в живой пестроте характеров, нравов, причуд», выставив напоказ тех, кто мешал народному делу. Сатира Троепольского – прямая или скрытая насмешка над бездельем, над невежеством, напускной серьёзностью. На их основе С. Ростоцкий снял фильм под названием «Земля и люди». С того момента Троепольский посвятил себя литературной деятельности и переехал в Воронеж.

Повесть «В камышах» появляется в 1963 году. «В камышах» происходит олицетворение природы, писатель ее «очеловечил». А речка Тихая Ольха – это же река Тихая Сосна с «нежной свадьбой серых цапель», с жучками-вертячками с их поразительными глазами и самостоятельными цыплятами болотной курочки. «Здесь ничего не стараешься запомнить, но ничего и никогда не забываешь», - говорит главный герой Перегудов, который 40 лет охотится на этой речке, а по-прежнему чувствует себя учеником, новичком.

Троепольский выступал и как публицист. Публицистический очерк «О реках, почвах и прочем», написанный в 1965 году, и поныне сохраняет свою актуальность. Здесь он утверждает, что народ – хозяин земли, рек и лесов, во всех делах человека действует «закон многообразия», «однообразие методов, приёмов и рецептов» губительно для умных и благодатно для «сильно неумных». Эта статья не потеряет своей актуальности ещё не один век.

Пьеса «Постояльцы» появляется в 1971 г. Вслед за ней издается повесть «Белый Бим Чёрное ухо». «Здравый смысл» появляется в 1975 году.

С 1976 по 1987 год Гавриил Троепольский входил в редакционную коллегию журнала под названием «Наш современник».

Истинную огромную популярность Г. Н. Троепольскому принесла повесть «Белый Бим Чёрное Ухо» (1971 год) – прототипами Бима стали его любимые собаки, подобранные на улице, Бим-1 и Бим-2. Книга открыла миру писателя, знающего, как любить и беречь друзей, «как не продавать свободу за чечевичную похлёбку», как прямо смотреть друг другу в глаза. Эта повесть о скитании собаки, попавшей в беду, о короткой счастливой жизни с Другом и горестной разлуке с ним потрясла меня, моих одноклассников и, как выяснилось, так же реагировали и люди старшего поколения. Сам автор об этом произведении сказал так: «… хотел, чтобы ужаснулся читатель, что есть люди без души. Моя повесть, в сущности, не о собаке, а о нас с вами, о людях. Насколько мы человечны». Данное произведение вышло более чем на двадцати языках мира.

Не многим героям художественных произведений поставлены памятники, а Биму возле Театра кукол в Воронеже памятник установили. Значит, живут Бим и его автор в душах людей. Трогательная скульптура преданной собаки мало кого может оставить равнодушным, и дети и взрослые считают доброй приметой погладить преданного четвероногого друга. От прикосновений тысяч рук, голова и бронзовое ухо отполированы до блеска и заметны издалека.

Троепольский был и поэтом. Свои стихи он не публиковал и сборник «С болью и надеждой» решился составить только в конце жизни. В своих ранних стихах Троепольский выражает минутное отчаяние из-за того, что его отцом заинтересовалось ОГПУ, он теперь …каким-то сыном наречён, Как будто с рожденья отметину вынес И в чём-то позорном теперь уличён. («Юность морозная», 1928 год) В поэзии Гавриила Николаевича мы чувствуем любовь к природе: «Как я… родного селенья молчанье люблю» (« Юность морозная», 1928 год); любовь к матери: «Мне не забыть далёкого селенья, … Где ты меня держала на коленях…» («На могиле матери»,19 ноября 1943 года); почтение к творчеству своих земляков – Кольцова и Никитина, здесь же – боль за свой народ: …Боль и у сокола – «крылья-то связаны»… Сколько же горя ещё не досказано! («У могил И. Никитина и А. Кольцова», 1969 год) Но внутренняя сила писателя, поэта, гражданина своей родины спасала его, давала надежду, он выстоит и в 1987 году напишет: Я деревом жизнь-то хотел бы дожить, Без страха пред тучей и градом. («Дожить бы», 1987 год)

Слова Г.Н. Троепольского о себе: «Каждый человек должен пахать свою борозду… Я лемех в многокорпусном плуге». Жизнь великого человека не кончилась, она продолжается. Он живёт среди нас в своих героях, сюжетах. Жизнь Г. Н. Троепольского «длится дольше века» и продлится ещё много веков, ибо вопросы человеческой души, чести и совести вечны. Пусть «нет его, но дух добра остался».

Мифы и слухи о Г. Н. Троепольском:

Домыслов и мифов, связанных с именем Троепольского много. Достоверные же факты, достойные внимания, долгое время не были всеобщим достоянием.

1. Были слухи о том, что во время Великой Отечественной войны Гавриил Николаевич сотрудничал с оккупантами. В годы войны писатель жил на оккупированной территории в Острогожске, но и только. Зато этот слух привлёк внимание сотрудников КГБ. Однако, проведя большую работу, те не нашли в биографии Троепольского ничего порочащего. Если бы он записался в коллаборационисты, то вряд ли бы по окончании войны остался в России. Такие люди после капитуляции нацистов предпочитали скрыться за границу. Автор же «Бима» был патриотом родного края.

2. Отца Троепольского расстреляли в 1930 году. Он был священник, а потому легко получил ярлык «враг народа». Гавриил Николаевич всегда бережно хранил смешанную с болью память об отце и завещал своим детям, внукам и правнукам помнить деда, как человека, погибшего за веру. Но чувство справедливости никогда его не покидало. Интересный случай рассказывал писатель Эдуард Ефремов. Довелось ему быть свидетелем «суда над КГБ», который вначале «перестройки» проходил в областной библиотеке имени Никитина. И когда кандидат исторических наук докладывал о жертвах репрессий, о гибели священников, среди которых был отец Гавриила Николаевича, Троепольский как-то настороженно и напряженно слушал докладчика, а потом вдруг резко встал и потребовал: «Прекратите! Нельзя по документам писать историю, тем более – давать характеристики человеку… Я своим детям и внукам завещал, чтобы они молились о следователе НКВД Степанове. Одно время он жил на квартире у моих родителей. Он сам вызвался вести «дело» моего отца. И он предпринял всё возможное, чтобы представить священника Троепольского ни в чем не виновным… Когда отца расстреляли, следователь Степанов покончил с собой, оставив записку, что он не может пережить позора»… Умным людям известно, что мир сложно разделить на «чёрное» и «белое». К этим людям относился и Троепольский.

3.Говорили, что из-за повести «Белый Бим Чёрное ухо» у автора были проблемы с властями. Но не уточнили, что с властями литературными и никак не по политическим причинам. У кого из писателей тогда этих проблем не бывало?! Обыкновенный рабочий момент. Более того – книгу не издали в Воронеже, но издали в Москве, и через короткое время вчерашнего агронома настиг ошеломительный успех, который действительно балует далеко не каждого из писательской братии. Тут и появились завистники, и зачесались недобрые языки.

4.Поговаривали, что у Гавриила Николаевича были натянутые отношения с Солженицыным. Троепольский принимал как данность величие и значимость автора «Архипелага ГУЛАГ». Но считал, что тот, обретя известность, стал чрезмерно заносчив. Это, по мнению Троепольского, выражалось в том, что он ни разу не упомянул о людях, которые когда-либо ему помогли. О Твардовском, который первым в своём журнале «Новый мир», на свой страх и риск, опубликовал «Матрёнин двор». Или о Ростроповиче, на даче у которого Солженицын скрывался в своё время. А ведь за это музыканту не поздоровилось, да так, что он вынужден был уехать в эмиграцию. И ещё одно не мог простить Троепольский Солженицыну. Сначала в парижском издательстве «Имка-пресс» вышла книга «Стремя «Тихого Дона» с предисловием Александра Исаевича. А потом появилась его другая статья – «По донскому разбору», посвящённая «Поднятой целине». Солженицын напрямую не утверждал, что автором «Тихого Дона» является некий другой писатель, но под сомнение авторство Шолохова поставил. Троепольский считал это грязной возней, брехнёй, сварой и свалкой. И не мог этого Солженицыну простить.

У писателя в планах было написать такую книгу, которая бы раз и навсегда разбила в пух и прах все домыслы, витающие вокруг его имени. Но эта книга так и осталась недописанной. Книга «Колокол» должна была поведать о детстве и юности писателя. Троепольский считал, что она могла бы стать книгой номер один в его наследии, потеснив с этого пьедестала самого «Бима».

Великая Отечественная война в жизни Г. Н. Троепольского:

«Когда в 1942 году фашисты бомбили Острогожск, - вспоминает Копылова Ольга Павловна (1933 г. р.), - огонь и дым были видны даже в селе Гнилом. От свиста и взрывов бомб дрожала земля, закладывало уши. В это время семья начинающего писателя живёт в Острогожске. Оставаться там смертельно опасно. Гавриил Николаевич ехать за женой и детьми (их уже двое) не может: надо спрятать семенной фонд, результаты опытов. Помочь ему вызвался мой дедушка, Землянский Тимофей Васильевич (1860 – 1948 гг.) – он работал сторожем на ГСУ. С дедушкой поехала Мусатова Мария Даниловна (1925 - …). Через реку Тихая Сосна, слободу Пески под пулями, снарядами и перекрёстным огнём они приехали к дому агронома. Дедушка дал команду Троепольским срочно собираться, сам распряг лошадь. Раздался взрыв, от дома ничего не осталось. Лошадь откинуло на несколько метров от телеги, ранило. Ранило и деда, но спасатели сумели перевезти семью в село. До окончания войны Троепольские живут в здании сортоучастка. Уже весной 1943 года все поля и опытные делянки были засеяны зерновыми культурами – сумел-таки он сохранить государственный семенной фонд».

Был спасен Г.Н. Троепольским Мусатов Григорий Мефодьевич: «Отец строил переправу через реку Тихая Сосна в районе Ольшана. В тот момент, когда Коротояк заняли фашисты, эта переправа потеряла смысл, и строительство прекратили. Отец пошёл домой, а о том, что родное село занято оккупантами, он не знал. Тут его и схватили фашисты. Человека в военной форме приговорили к расстрелу, около церкви заставили копать себе могилу. Односельчане предали моей матери страшную весть. Мой дед, Мусатов Мефодий Поликарпович, побежал просить помощи у Троепольского, и он помог: о чём-то долго беседовал с фашистами, те приказали отцу снять военную форму и отпустили домой». Вообще жители села Гнилое относят отсутствие кровопролитий в их местности за счет дипломатических способностей агронома-селекционера.

Помогал Гавриил Николаевич и бежавшим военнопленным, строившим железную дорогу на Россошь. Ольге Павловне и Анне Никифоровне известно о троих солдатах, бежавших из концлагеря на хуторе Сибирский. Их Гавриил Николаевич прятал в поле, носил еду, одежду, своей не хватало – брал у друга Землянского Тимофея Васильевича. Когда мужчины окрепли, сумел переправить их через линию фронта в сторону Евдаково.

Как стало впоследствии известно, Троепольский Гавриил Николаевич в период оккупации области с 1942 по 1943 год выполнял задания от фронтовой советской разведки.

Интересные факты о Г. Троепольском:

* Творчество Троепольского не осталось не замеченным народом, а также было отмечено Государственной премией СССР (1975 год). Также писатель был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

* Книги писателя переведены на 52 языка.

*В 1994 году его произведения изданы в США в серии «Классики».

* Он стал лауреатом многочисленных премий, являлся Почетным доктором наук ВГУ и Почетным гражданином города Острогожск и города Воронеж.

* Уже после смерти Троепольского в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму.

*По книге «Белый Бим Черное Ухо» и по сценарию «Земля и люди» сняты фильмы.

*Имея диплом агронома-селекционера, Троепольский занимался селекцией проса. Он вывел 8 сортов этой культуры.

*В военное время люди готовили еду, используя сорт проса, выведенный Троепольским.

* Одна из улиц г.Воронежа (в пос.Подгорное) названа в честь писателя.

* Его имя носит и одна из библиотек города Воронежа.

Гавриил Троепольский, биография которого есть в этой статье, известный отечественный прозаик, драматург и сценарист. Пожалуй, самое популярное его произведение - повесть под названием "Белый Бим Черное Ухо". Она оказалась настолько популярной, что была экранизирована и переведена более чем на 20 мировых языков.

Детство писателя

Биография Троепольского помогает лучше узнать этого автора, познакомиться с основными этапами его жизни и творческой карьеры. Автор родился в 1905 году в Тамбовской губернии. Он появился на свет в небольшом селе Ново-Спасское. Сейчас это территория Воронежской области. Его отец был священником.

Всего в семье было шестеро детей. Так сложилось, что герой нашей статьи учился в четырех учебных заведениях. Решающей для него стала встреча с преподавателем школы второй ступени в селе Новогольское Григорием Романовичем Ширмой.

В биографии Троепольского это было решающее знакомство. Сам он позже признавал, что вряд ли стал бы писателем, если бы не познакомился с этим учителем. Он работал над тем, чтобы его ученики обдумывали прочитанное.

Трудовая карьера

Получив среднее образование, Троепольский начал работать учителем в селах Махровка и Питим. Тогда же он впервые начал пробовать писать. Это были охотничьи заметки и зарисовки крестьянского быта.

Большую роль в творческой биографии Троепольского сыграло знакомство с писателем Никандровым, который печатался еще до революции. Это был первый в его жизни профессиональный литератор, который дал много полезных советов.

В начале 30-х годов Троепольский стал агрономом, заведовал сортоиспытательным участком, курировал селекцию проса. Печатался в сельскохозяйственных журналах.

В Острогожске он прожил около 20 лет. Все это время принимал участие в работе литературной группы при газете "Новая жизнь".

Первые публикации

В начале 50-х годов в журнале "Новый мир" вышла целая подборка его ироничных рассказов под общим названием "Из записок агронома". Эта публикация негативно отразилась на биографии Гавриила Троепольского. Областной комитет партии признал произведение злопыхательским и очернительским. Поддержал начинающего писателя Александр Твардовский. С тех пор практически все его рассказы, очерки и статьи стали публиковать на страницах этого толстого литературного журнала.

Троепольский часто приезжал к Твардовскому, обсуждал с ним новые замыслы, питался дополнительной творческой энергией.

Сборник "Из записок агронома" принес ему популярность. На его основе Троепольский даже написал сценарий, а кинорежиссер Станислав Ростоцкий снял фильм "Земля и люди".

Очерки на сельскохозяйственные темы

В 1959 году в биографии Троепольского Гавриила Николаевича произошло знаковое событие - он переехал в Воронеж.

Во второй половине 20-го века герой нашей статьи стал одним из самых успешных и популярных авторов очерков и публицистики на тему сельского хозяйства. В 1965 году в "Новом мире" вышла серия очерков Троепольского под названием "О реках, почвах и прочем". Писатель на собственном "москвиче" исколесил все регионы Центрального Черноземья, собрав масштабный материал в защиту окружающей среды.

Также его заметные произведения того периода - ироничная повесть "Кандидат наук", повесть "В камышах", роман "Чернозем", рассказывающий о трагических последствиях коллективизации.

На протяжении полутора десятков лет Троепольский был членом в редколлегии авторитетного издания под названием "Наш современник", являлся членом руководства Союза писателей СССР.

"Белый Бим Черное ухо"

Свое главное и самое популярное произведение герой нашей статьи создал в 1971 году. Это повесть под названием "Белый Бим Черное ухо". В биографии Троепольского она сыграла важную роль. Ее первым читателем стал сам Твардовский. Он собирался ее опубликовать в "Новом мире", но в 1970 году его сняли с поста главного редактора.

Тогда Троепольский отнес ее в журнал "Наш современник". Произведение сразу полюбилось миллионам. Стоит отметить, что оно было написано в иной манере, чем все предыдущие книги автора. Троепольский работал над ним 6 лет.

Поначалу в центре повествования должен был быть некий "идеальный человек". Он шел по жизни, встречался со всевозможными персонажами и типами. Но постоянно получалась какая-то надуманная фигура, некий ангел во плоти. Тогда и появилась идея построить сюжет вокруг собаки.

Сюжет повести

В повести рассказывается о шотландском сеттере Биме, который живет вместе со своим хозяином, пенсионером Иваном Ивановичем. Он фронтовик и бывший журналист, который сейчас увлекается охотой.

Однажды дает о себе знать осколок, оставшийся рядом с сердцем еще со времен войны. Ивана Ивановича отправляют на операцию в Москву, а забота о псе ложится на плечи соседки. Она за ним следит плохо, как-то он выбегает из квартиры и отправляется на поиски хозяина. На своем пути Бим встречает множество разных людей, к нему относятся с жалостью, состраданием, многие пытаются помочь, но приходится столкнуться и с жестокостью.

Бим почти дожидается возвращения хозяина, но в последний момент становится жертвой наговора со стороны соседки, его забирают в приют. Иван Иванович находит уже мертвое тело своего пса.

Успех повести

В краткой биографии Гавриила Троепольского, которая приведена в этой статье, отмечается, что книга была переведена на несколько десятков языков.

В 1975 году автор стал лауреатом государственной премии СССР, а также итальянской премии Монца, повесть была удостоена диплома и золотой медали фонда Леонардо да Винчи. Также получил орден Трудового Красного Знамени, почетное звание Заслуженного работника культуры РСФСР.

В 1977 году режиссер Ростоцкий снял одноименный фильм, который был даже номинирован на "Оскар". Но победителем в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" стала французская драма Моше Мизрахи "Вся жизнь впереди".

Был поставлен радиоспектакль. А в Воронежском кукольном театре уже много лет с успехом идет одноименный спектакль.

В конце 80-х годов Троепольский начал работу над собранием сочинений, которое уместилось в четырех томах. Правда, последний том так и не вышел. В него планировалось включить очерки, критические работы, фельетоны и публицистические статьи писателя.

При этом последнее заметное произведение автора - повесть "Здравый смысл", вышедшая в 1975 году.

Память о Троепольском

В краткой биографии Троепольского, которую вы сейчас читаете, нужно отметить, что писатель умер в Воронеже в 1995 году. Ему было 89 лет. Похоронили его на аллее Славы на Коминтерновском кладбище. В честь него названы улицы в самом Воронеже и Острогожске, где он прожил около 20 лет.

Перед кукольным театром в Воронеже сегодня есть памятник его самому известному литературному персонажу - псу Белый Бим Черное ухо. В 2005 году в Воронеже широко отмечали столетний юбилей со дня рождения писателя, появилось большое количество исследований, посвященных творчеству прозаика.

Фигура Троепольского оказалась притягательной и для живописцев. Например, популярный создатель гравюр Масабих Ахунов сделал его портрет.

Есть портрет писателя, выполненный художником Иваном Лопатиным. Он его специально создал для галереи почетных и знаменитых граждан Воронежа. Виктор Митин написал портрет Троепольского маслом.