Духовная жизнь в 30 е. Доклад: Духовная жизнь в зо-е годы


Тридцатые годы, начало сороковых. Это замечательный период для всего музыкального мира, а особенно - для мира кино, мюзиклов и джаза.

Польский фокстрот, получивший большую популярность в СССР в исполнении Леонида Утесова. Написан в 1931 году Фанни Гордон (в будущем - Фаиной Квятковской), проживавшей тогда в Польше уроженкой Ялты, для варшавского кабаре «Морское око» на слова владельца кабаре Анджея Власта. По предложению немецкой фирмы «Полидор» Фанни Гордон написала к песне также русский текст для записи на пластинку, которая в 1933 году поступила в продажу в Риге.

В том же году с рижской пластинки заимствована Утесовым и в феврале 1934 записана им в Москве без указания авторства Гордон (вообще без указания автора). В те дни в Москве шло создание Фабрики звукозаписи, и «У самовара» стало первой советской пластинкой нормального качества звучания. Еще одна песня того же периода – «У окошка» на мотив «Мурки». Эти песенки завершили хулиганско-мещанскую тематику раннего Утесова («С одесского кичмана», «Гоп-со-смыком», «Бублики»). Дальше был фильм «Веселые ребята» (1934) и уже совершенно новые песни.

… В 1933-ем благодаря Уолту Диснею Микки Маус обрел себе компанию, да еще и поющую.Более того, то, что они распевали, стало народным гимном времен Депрессии: «Нам не страшен серый волк!» Из песенки в мультфильме «Три поросенка» (1933) американского мультипликатора и продюсера Уолта Диснея. Слова и музыка Фрэнка Черчилля (1901 - 1942) и Энн Роунел.

Парк Чаир - достопримечательность Ялты, очаровательный уголок Крыма с его субтропическими растениями: кипарисами, пальмами, магнолиями, гортензиями, олеандрами. Трудно сегодня себе представить, что еще совсем недавно, каких-нибудь сто лет назад, парк Чаир очаровывал туристов красотой своего розария, высаженного еще в девятнадцатом веке на Крымском побережье.

После присоединения полуострова к России, его заселения и обустройства началось строительство дворцов - Алупкинского светлейшего князя М.С. Воронцова, князя Ф.Ф. Юсупова, Ливадийского дворца, в котором в 1945 году проходила историческая Ялтинская конференция глав правительств трех великих держав, а также усадьбы «Чаир» - гордости великого князя Николая Николаевича Романова и его супруги Анастасии Николаевны.

Эти дворцовые сооружения, возведенные по проекту архитектора Н.П. Краснова, поражали воображение современников своей изысканностью и красотой.

А при дворцах разбивались парки - чудо природы и волшебного полета фантазии их создателей. Один из них - парк Чаир, детище садовых дел мастера А.Ф. Новичкова. Две тысячи кустов роз цвели в этом парке круглый год. Лучшие сорта этого удивительного цветка привозили из разных стран мира. Аромат, источаемый розами, опьянял сердца людей.

Здесь рождалась любовь, парк Чаир будил поэтическое воображение, вдохновлял поэтов и писателей, художников и композиторов на создание поэм, художественных полотен, песен и романсов.

Одним из тех, кто посвятил парку Чаир свое произведение, был поэт Павел Арский. Участник штурма Зимнего дворца в 1917 году, он много писал о революции. Но время не сохранило его «шедевры». И только стихотворение «В парке Чаир» через двадцать лет после его создания привлекло внимание композитора К.Я. Листова, и он сочинил удивительный, ставший вскоре легендарным романс. (К слову, это была не первая встреча К. Листова с поэзией П. Арского - в 1923 году на его стихи Константин Листов сочинил «Песню о молоте».)

«В парке Чаир» - в этом замечательном романсе есть что-то трогательное, целомудренное, сугубо личное для каждого. И в этом притягательная сила светлой, лиричной мелодии К.Я. Листова.

В основе сюжета романса - воспоминания моряка, ушедшего в далекое северное плавание. Среди тысяч кустов распустившихся роз и цветущего миндаля снятся ему золотистые косы любимой и улыбка, которую он не может забыть, солнце и море, весна и любовь. Но это только сон, видение, мираж.

Время появления романса было удивительно подходящим, для того чтобы его услышали и полюбили. Шел 1939 год. Казалось, остались в прошлом аресты, тюрьмы, лагеря, расстрелы. Тем, кто выжил, хотелось радоваться жизни, любить и быть счастливыми. Скромная танцевальная мелодия «В парке Чаир» звучала повсюду - из открытых окон домов, на танцплощадках, в парках, по радио.

Популярность романса оказалась фантастической. Этому способствовал его первый исполнитель, выдающийся эстрадный певец одессит Аркадий Погодин, чья артистическая карьера начиналась в Одессе в 20-е годы. В Москве Погодин исполнял куплеты, выступал в скетчах и одноактных спектаклях вместе с очаровательной женой, актрисой Театра сатиры Ольгой Аросевой.

В этом же театре Погодин познакомился с Листовым. Симпатизируя земляку, К. Листов предложил А. Погодину исполнить романс «В парке Чаир» в сопровождении эстрадного оркестра под управлением С. Халаджиева. Успех превзошел все ожидания. Имя певца стало еще более популярным. На I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1939 году А. Погодин завоевал звание лауреата. Это открыло ему широкую дорогу концертной деятельности по всей стране. Романс «В парке Чаир» постоянно присутствовал в репертуаре артиста.

Сегодня романс «В парке Чаир» помнят люди старшего поколения. В годы его появления они были молоды, жизнерадостны, вдохновлялись лозунгами и призывами, давали пятилетку в четыре года, строили Беломорско-Балтийский канал и Днепрогэс и верили, что «любимый город может спать спокойно». А когда началась Великая Отечественная война, этот романс наряду с другими песнями часто звучал в холодных землянках, согревая сердца солдат воспоминаниями о недавней мирной жизни.

30-ые - 40-ые годы - это еще и ТАНГО. Мир по-настоящему увлекся танго. Танго «бушевало» в Европе. И танго появилось в России.

Я говорю об Оскаре Строке.

Оскар Давыдович Строк родился 18 января 1892 года в г. Динабурге (ныне Даугавпис). Свои первые романсы он сочинил, когда ему было лишь 10 лет. Когда ему было двенадцать, Петербургское нотное издательство уже выпустило ноты двух его романсов: тогда он уже учился в Петербургской консерватории по классу фортепиано и работал как аккомпаниатор на эстраде и в кинематографе. Его произведения быстро стали входить в репертуар различных оркестров и вокалистов. К тому же он был замечательным пианистом. Ему приходилось аккомпанировать на концертах многим звездам эстрады, в частности выдающейся певице Надежде Плевицкой.

Почти вся сознательная жизнь композитора была связана с Ригой, куда он переехал из Петербурга в тридцатилетнем возрасте в 1923 году. Именно отсюда разошлась по всему миру и стала невероятно популярной написанная Строком музыка, именно здесь его многочисленные почитатели провозгласили его «королем танго».

В молодости Оскар Строк ведет весьма широкий и беспорядочный образ жизни. Женщины, званые вечера, рулетка, карты, бега начисто съедают львиную долю его весьма приличных по тем временам доходов от сочинения музыки. Чтобы поправить дела, Строк начинает заниматься бизнесом (в частности, в тридцатые годы он открывает свой ресторан, в котором его песни исполняются такими мастерами, как Петр Лещенко и Константин Сокольский, который впоследствии становится первым исполнителем почти всех произведений, написанных Оскаром Строком), но все его многочисленные попытки разбогатеть кончаются крахом.

Разочарованный и опустошенный, он отказывается от вредных привычек, понемногу остепеняется, заводит семью и детей. Он много и упорно работает. По счастью, установленная в Латвии с помощью грубой силы Советская власть, не предъявляет композитору никаких претензий, и он успешно продолжает сочинять и концертировать. Всю свою жизнь Оскар Давыдович отдает искусству, он проявляет себя в самых различных жанрах: пишет фантазии, сюиты, увертюры, вальсы, песни и романсы. Он является автором более 300 танго. Он сделал с танго то, что его гениальный соплеменник Имре Кальман сделал с опереттой. Превратил салонный, несколько жеманный и манерный танец в воистину всенародный. Такие его музыкальные бестселлеры, как «О, эти черные глаза...», «Скажите, почему?», «Последнее танго» и «Утомленные солнцем» по мнению многочисленных экспертов вошли в список лучших танго за всю историю его существования.

Во время войны, находясь в составе в составе фронтовых концертных бригад действующей армии, он создал множество патриотических песен (среди которых - «Мы победим», «Фронтовой шофер»). В эти военные годы были у Оскара Строка и совместные гастроли с Клавдией Шульженко. Он выступал как композитор, солист и аккомпаниатор.

После войны легкая музыка оказывается под запретом, а Оскар Строк остается не у дел. Ему, участнику войны, автору свыше трехсот танго и других музыкальных произведений, исполняемых лучшими оркестрами многих стран мира, не позволяют вступить в союз Советских композиторов, посчитав его музыку безыдейной, вредной для слуха строителей нового общества. Советская власть не уничтожила его, не изолировала от общества, но она погубила в расцвете сил кипучую творческую натуру, принудив ее к вынужденному бездействию. Лишь в начале 60-х годов к нему вновь возвращается популярность. Его мелодии все чаще и чаще звучат в эфире. Пластинки с его произведениями выходят многотысячными тиражами и мгновенно раскупаются. Но как композитор, Строк закончился. Он еще пытается писать какие-то пьесы, вальсы, интродукции, но они не идут ни в какое сравнение с теми шедеврами, которые он создал в период своего озарения.

Прекрасный пианист и композитор, «король танго», Оскар Давыдович Строк ушел из жизни 22 июня 1975 года. Но пресса не сообщила об этом. На похоронах были только его близкие друзья. К.Т. Сокольский рассказывал: «Была полная тишина. Ни официальных речей, ни телеграмм соболезнования. И вдруг, словно тонким серебристым ручейком полилась мелодия - зазвучали „Черные глаза“. Это заиграл на скрипке Павел Муллер. Потом скрипка на мгновение умолкла. И вновь запела - »Спи мое бедное сердце". Слезы выступили из глаз у провожавших в последний путь своего друга..."

В эти годы рождается уникальный человек Марек Вебер. Оркестр Марека Вебера - один из лучших оркестров так называемой «золотой эры» танцевальной музыки.

Марек Вебер, виртуозный скрипач, выдающийся шоумен, блестящий дирижер во главе созданного им коллектива.

Марек Вебер родился в австрийском городе Лемберге. Мы знаем этот город как Львов. Но много веков он назывался Лемберг, потому что находился на территории Австро-Венгрии. Марек Вебер родился 4 ноября 1892 года, и с ранних лет скрипка настолько увлекла его, что ничем кроме музыки мальчик не мог заниматься. Сценический дебют Марека состоялся необычайно рано. В 12 лет он выступил на сцене в Черновцах. Успех скрипача-вундеркинда настолько окрылил дирекцию варьете, что ему тут же предложили гастрольный контракт на год. Вопреки воле отца, который мечтал, чтобы его сын получил медицинское образование, юный музыкант бежит из дома, но в скором времени возвращается. Отец признал за сыном право стать музыкантом. И однажды Европа услышала его оркестр. «Как замечательно звучит скрипка самого Марека Вебера! Говорили, что он играет на Страдивари», - рассказывает ведущий программы.

Самая знаменитая запись оркестра Марека Вебера - пасодобль «Рио-Рита». В начале 30-х годов появился на американских экранах фильм «Рио-Рита». И вот пасодобль из этой картины кто только не исполнял, самые различные оркестры. Можно отдавать предпочтение одному или другому коллективу, но Марек Вебер наиболее точно передал в своей записи характер этой музыки. В ней чувствуется испанский темперамент, и она блистательно сыграна.

В современной литературе вновь и вновь возникает тема коллективизации. Внимание писателей приковывают к себе события, связанные с так называемым “великим переломом”. Казалось бы, это время ярко запечатлено в ряде произведений, написанных по горячим следам событий, и прежде всего в “Поднятой целине” М. Шолохова. Однако события далеких лет представляются сейчас уже в другом свете и могут быть осмыслены заново. К этому есть достаточно оснований.

Роман Бориса Можаева раскрывает широкую картину жизни села в конце двадцатых и в первой половине тридцатых годов. В романе сталкиваются, с одной стороны, политические авантюристы, карьеристы, самоуправцы, действующие в нарушение каких бы то ни было законов, способные только командовать крестьянами, с другой - крестьяне-середняки, сопротивляющиеся самоуправству, разорению их хозяйства. На них обрушивается многое: “твердые задания” по сдаче хлеба, индивидуальное обложение по первому и второму кругу, конфискация и распродажа имущества, выселение середняков из домов и отправка на поселение, превращение церкви в ссыпной пункт и прочее. Ломается уклад сельской жизни с ее давними традициями, устойчивый мир связей и отношений, издавна существовавший в крестьянской общине, нагнетается атмосфера вражды между односельчанами. В конечном счете все это приводит к взрыву негодования, к кровавым столкновениям и жертвам. Драматизм борьбы, накал ее таков, что перед нами народная трагедия.

А. Рыбаков в романе “Дети Арбата” сосредоточил внимание на одном из самых острых моментов в политической жизни страны - на событиях 1932-1934 годов. В романе убедительно доказано, что там, где власть в руках бюрократов, где цифры, бумажки и циркуляры выдвинуты на первый план, а живой человек отодвинут на второй,- люди перестают жить нормально, потому что происходит самое страшное - обесценивание человеческой жизни. Обстановка превратила человека в слепого исполнителя, не рассуждающего, безынициативного. Зачем думать, если за всех думает и решает Сталин? А. Рыбаков постоянно подчеркивает сущность Сталина, он видит в нем жестокого, влюбленного в себя и в свою власть правителя, не допускающего, чтобы люди имели свое мнение. Сталин, каким он изображен в романе, вполне оправдывает свои характеристики “великий и гениальный”. Это был действительно великий талант разделять и властвовать. Сталин создал в стране свой режим, подавляющий в человеке все человеческое.

В конце 1930-х гг. один из самых талантливых русских писателей советского времени Булгаков напряженно работал над главной своей книгой романом «Мастер и Маргарита», которому он отдал 11 лет жизни с 1929 по 1940. В этой книге Булгаков всю силу своего таланта вложил в беспощадно сатирическое изображение картины современной ему жизни, которая композиционно искусно переплеталась с вечными библейскими сюжетами.

На культурном пространстве постсоветской России правит бал «массовая культура». И с её помощью во многом осуществляется реформирование экономики, политической системы, социальной сферы. Почему же она обладает такими большими средствами психологического и идеологического воздействия? Попытаемся ответить на этот вопрос. Начнем с того, что сам термин «массовая культура»" появился в американской печати на исходе тридцатых годов минувшего века. А со второй половины 40-х термин этот быстро снискал себе известность и стал общепринятым, прежде всего в социологии, а затем в культурологии.

В соответствующей литературе существует самое различное толкова­ние термина «массовая культура». Но если из всего сказанного выделить главные черты, то «массовую культуру» можно определить как совокупность потребительских материальных и духовных ценностей, представляемых в распоряжение широкой публики, прежде всего при помощи средств массовой коммуникации, в условиях технической цивилизации и рыночных отношений. Одной из доминант массовой культуры является то, что она сознательно ориентирует распространяемые ее ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей.

Возьмем, например, такой атрибут массовой материальной культуры как джинсы. Практически весь мир ходит в джинсах - дети и старики, мужчины и женщины, японцы, итальянцы, шведы, африканцы, католики и иудеи, рабочие, крестьяне, буржуа, аристократы и т.д. Люди совершенно разные по возрасту, этнической принадлежности, вероисповедания, профессии, а вот Америка всех одела в одни и те же штаны, которые впервые были пошиты из мешковины неким клондайским золотоискателем во время «золотой лихорадки» на Аляске в конце XIX века, а затем стали популярны во всем мире. А почему? Потому что джинсы удобны людям всех возрастов и наций - они универсальны (их можно носить и на работе, и на отдыхе, и летом, и весной и другие времена года).

Считается, что главным каналом распространения массовой культуры служат средства многотиражной коммуникативной техники и информации: книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, ТV, видео и аудиозаписи, компьютер. Конечно, массовая культура связана со средствами массовой информации, однако ее взаимоотношение с ними более сложно и противоречиво, чем на первый взгляд. Отнюдь не все, что передается по началам СМИ можно включить в «массовую культуру». С другой стороны, продукция массовой культуры находит свое распространение и за пределами СМИ. Поэтому не совсем верно считать массовую культуру лишь порождением «технического века». Она существовала и в иных формах на разных стадиях развития человечества. Ещё в Древнем Риме, где умиротворение масс шло под лозунгом «Хлеба и зрелищ», были одни зрелища у патрициев, другие - у плебеев. Но конечно, полный расцвет массовая культура получила именно в массовом индустриальном обществе.

Совершенно очевидно, что техническая революция, под знаком которой прошел практически весь XX век, и которая способствовала широкому внедрению достижений науки и техники в сферу производства и быта, ко­ренным образом изменило формы функционирования культуры. С другой стороны, массовая культура не выступает от имени какой-либо официальной или общественной организации. Её эффект исходит как бы от безличного неопределенного источника. В её системе отсутствует явно выраженный носитель пропагандируемых ею идей и ценностей. Массовая культура являет собою «пропаганду без пропагандиста"". Она не отождествляет себя с каким-либо идейным движением или духовным течением и предпочитает действовать анонимно, не связывая себя открыто с определенной идеологической доктриной. Проповедуемые массовой культурой ценности преподносятся, как освященные авторитетом общественного мнения у как нормы, которым должен следовать член общества, если он хочет жить в согласии в другими людьми, быть „не хуже других“.

»Массовая культура" в основном строится на ценностях денег, эгоистическом интересе, а отсюда и соответствующее влияние, которое она оказывает на массовое сознание. Подобное сознание формирует знания, представления, нормы, ценности, разделяемые той или иной совокупностью индивидов, выработанных в процессе их общения между собой и совместного восприятия социальной информации. Определен­ная ценностная ориентация определяет и модели социального поведения.

Пути духовного возрождения России. Несмотря на все сложности и трудности наша отечественная культура функционирует, в целом не теряя своей идентичности. И возможностей для поиска и «маневров» культуры не так уж мало.

К числу позитивных изменений в культурной жизни постсоветской России можно отнести появление большого количества периодических из­даний - газет и журналов, - а также большой выбор различной литературы. По количеству изданий (названию книг), которые выпускаются за год сейчас, Россия опередила все 15 республик Советского Союза вместе взятых. Конечно, среди этого изобилия встречаются книги, имя которым макулатура (лат. - бездарная, низкопробная литература, не имеющая боль­шой ценности). Но в большинстве случаев - это литература практически по всем отраслям знания, хорошего содержания и в хорошем полиграфическом исполнении.

Культура последних лет расширяется вширь. Обогащается спектр культурных начинания за счет развития различного рода общественных объеди­нений, движений, клубов, ассоциаций. Стал богаче культурный обмен с другими странами, исчезает чувство культурной изоляции. Создаются новые радиостанции. В общественные галереи, музеи, многие из которых появились за последние годы, а также на выставки возвращают художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Организуются новые оркестры, в том числе и симфонические, открываются новые театры. Вспомним в связи с этим, какое место в культурной жизни российского общества всегда занимало искусство театра. И в перестроечное время театр выполняет возложенную на него миссию. Он остается в авангарде общественной мысли, помогает своими средствами формировать гражданское согласие.

После периода практически полного развала отечественной системы кинопроизводства и кинопроката, когда по стране сотнями закрывались кинотеатры, и в этой области культуры сейчас наметился определенный подъем. Создается все больше фильмов, которые уже могут составить конкуренцию голливудской продукции и которые востребованы зрителем, ибо ему уже порядком поднадоел иностранный антураж на экране. Отечественное кино продолжает выполнять несколько основных функций: ознакомительную, воспитательную, критическую.

Духовная жизнь современного российского общества стала значительно богаче благодаря возвращения религии (ценностей религиозной культуры). Возвращение религиозности связана с возрастающей сложностью жизни, с поисками стабильности психологической устойчивости перед лицом проблем, порождаемых современным этапом общественного развития, таких как отчуждение от природы, утратой связи с традициями, моральная деграда­ция и т.д. Однако уровень религиозности, т.е. искренняя вера, довольно невысок, что отражает лишь внешнее и часто формальное признание ре­лигиозных ценностей.

Перспективы духовного культурного роста (развития) во многом зависят от результатов реформирования страны. Но не только. Важную роль здесь должна играть какая-то общая объединяющая идея (идеология). Однако национальная идея только тогда будет «работающей», когда ее поддержит большинство народа. Иначе получится как в изречении известного поэта-сатирика: «возглавляя партии и классы, лидеры вовек не брали в толк, что идея, брошенная в массы, это девка, брошенная в полк». Понятно, что организация любого общества, его стабильность, благосос­тояние народа, перспективы, которые открываются людям, тесно связаны со всей историей культуры этого народа. И у каждого народа, у каждой страны свой особый путь.

Заключая разговор об отечественной духовной культуре, оглянемся назад, в многострадальную историю этой культуры. Какие только страшные события не происходили в нашем Отечестве: войны, революции, бунты, завинчивание цензурных гаек, гражданская война, террор, - все эти ужасные, с точки зрения гуманизма, времена имели ведь культурные плоды и подчас незаурядные. Более того, в России существует парадоксальное явление - чем страшнее и сложнее жизнь, тем больше появляется подлинных шедевров культуры. Поистине, в русской культуре, как в классической механике, действие равно противодействию. Так что, пока жив русский человек с ним всегда будет его культура.

Вопрос 01. В чём заключается суть понятия «культурная революция»? В чём вы видите достижения культурной революции в СССР? Каковы были её недостатки?

Ответ. Культурная революция это формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, включая увеличение числа выходцев из пролетариата в составе интеллигенции и повышение общего уровня образования населения. Главным её достижением как раз и являлись повышение уровня грамотности и создание новой культуры. В качестве главного недостатка непременно нужно назвать неприятия плюрализма мнений, построение новой культуры в соответствии с директивами партии, в которой на руководящих постах находились далёкие от культуры люди.

Вопрос 02. Какие изменения происходили в системе народного образования?

Ответ. В школу были возвращены старые, осуждённые после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники.

Вопрос 03. Каковы достижения советской науки в этот период?

Ответ. Достижения:

1) всемирно признанной была советская физика, которая приступила даже к исследованию ядра атома;

2) советская химия начала производство синтетического каучука, пластмасс и т. п.;

3) геологи открыли новые залежи полезных ископаемых на территории СССР;

4) больших успехов добились советские биологи, математики, астрономы, физиологи.

Вопрос 04. В чём заключалась суть принципа социалистического реализма? Каково было воздействие этого принципа на развитие советского искусства?

Ответ. В соответствии с принципом социалистического реализма жизнь нужно было показывать не такой, какой её видит творец, а такой, какой она должна быть при социализме. В соответствии с понятиями того времени, это означало показывать жизнь такой, какая она есть, потому что тот, кто видит жизнь по-другому – враг. Этому принципу было подчинено всё советское искусство, потому что отклонившиеся от него попадали «в места не столь отдалённые».

Вопрос 05. Какие процессы происходили в области музыкального искусства? Чем можно объяснить взлёт песенного жанра?

Ответ. По представлениям того времени новым должно было быть всё, включая музыку. От дореволюционных музыкальных коллективов в границах СССР не осталось и следа. Коллективы 1920-х годов оказались слишком уж экстравагантными, новаторскими. Потому возникли новые коллективы, которые составили славу советской музыки. Расцвёл песенный жанр. Происходило это потому, что песня считалась самым народным, понятным широким массам видом музыкального творчества (а вкусы руководства коммунистической партии в этой области мало отличались от вкусов народных масс).

Вопрос 06. Какова была социальная функция кинематографа в 1930-е гг.? Каковы были его достижения?

Ответ. Кинематограф был самым понятным людям, потому самым массовым видом искусства. Прежде всего, он должен был формировать в сознании людей представление о счастливой жизни во времена социализма и многочисленные исторические мифы.

Вопрос 07. Определите, какие общие процессы происходили в 1930-е гг. в области просвещения, науки и культуры. Чем они были обусловлены?

Ответ. Во всех перечисленных областях происходило внедрение единомыслия, думать человек должен был только то, что говорила ему коммунистическая партия. В искусстве наставления партии получили общее наименование социалистического реализма. При этом инакомыслие искоренялось не только всеми средствами пропаганды, но и массовыми репрессиями против людей, проявлявших любые признаки несогласия с учением коммунистической партии. Всё это было обусловлено усилением руководящей роли партии и формированием культа личности Сталина.

Культурная революция в СССР — коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20 -30 -е гг. XX в. Создание «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании», массовости культуры. Ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

Развитие образования В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30 -х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Развитие образования.

«Долой неграмотность!» В 1923 году было учреждено добровольное общество «Долой неграмотность» под председательством М. И. Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы(ликвидаация безграамотности).

образование К концу 30 -х годов процент грамотных в возрасте 9 -49 лет составил по РСФСР 89. 7%; грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83, 9 %, городского населения – 94, 9 %, сельского – 86, 7 %; Итоги:

Советское искусство обогатили своим опытом и мастерством художники, которых в начале века связывали с «русским импрессионизмом» , –А. Рылов и К. Юон; «голуборозовцы» П. Кузнецов и М. Сарьян; представители «Бубнового валета» П. Кончаловский и И. Машков с карнавальной праздничностью их декоративных по колориту и композиции полотен, А. Лентулов, заставивший образ русской средневековой архитектуры жить напряженными ритмами современного города. Искусство.

Задание 1. На основе представленных ниже документов сделайте и запишите выводы о процессах, происходивших в 30-е гг. в области культуры

Из книги Л. Д. Троцкого «Преданная революция»

Нынешний правящий слой считает себя призванным не только политически контролировать духовное творчество, но и предписывать ему пути развития. Безапелляционное командование распространяется в одинаковой мере на концентрационные лагеря, агрономию и музыку. Центральный орган партии печатает анонимные директивные статьи, имеющие характер военных приказов, по архитектуре, литературе, драматическому искусству, балету, не говоря уже о философии, естествознании и истории.

Из выступления наркома юстиции РСФСР Н. В. Крыленко на заседании шахматной федерации. 1932 г.

Мы должны раз и навсегда покончить с нейтралитетом шахмат. Мы должны раз и навсегда осудить формулу «шахматы для шахмат», как и формулу «искусство для искусства». Мы должны организовать ударные бригады шахматистов и начать немедленно выполнять пятилетний план по шахматам.

Из выступления А. Довженко на совещании, посвященном историческим фильмам. 1940 г.

И в «Петре I», и в «Александре Невском», и в «Минине и Пожарском», и в «Богдане Хмельницком»… есть какое-то угодливое желание притянуть историю поближе к нам и даже реплики героев перемешать чуть ли не с речами вождей. Получается так, что Александра Невского можно, право, назначить секретарем Псковского обкома, а Петра, и Минина, и Богдана тоже чем-то в этом роде…

Правительство все больше проникало в сферы жизнедеятельности граждан. Наука, литература, художественная культура, образование были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление.
Контролировались даже учебники по истории. Они переписывались, а некоторые вопросы толковались в абсолютно другом смысле.
Цензура распростронялась на все виды искусства, в том числе и на кинематограф, который только недавно стал приобретать популярность

Задание 2. Прочитайте документы и запишите ответы на вопросы

Из письма, нелегально переправленного за границу

Октябрь 1928 г., Харьков.

Вузовская молодежь как небо от земли отличается от дореволюционного студенчества… Боевой лозунг — университет для рабочих и крестьян. В первую очередь для комсомольцев и рабфаковцев… Для детей служащих, т. е. прежней интеллигенции, установлена «процентная норма»: огромный конкурс на ничтожное число вакансий… Кто счастливо проскочил через сито приемочных комиссий с их классовым подходом и политическим сыском, тот тише воды, ниже травы. Вылетишь в два счета по одному подозрению. Сыск ведется изнутри по принципу «самообслуживания»: в трудовой школе — одноклассниками-«шпионерами», в вузе — студенческими «комищеиками». А новые студенты «от сохи» усердно «грызут гранит науки» и в лучшем случае тоже пугливо озираются по сторонам…
Квалифицированная интеллигенция, профессора, инженеры, врачи, адвокаты — в массе своей «осоветились». Большинство с грехом пополам устроилось и боится перемен… Считают, и не без основания, что события имеют свою логику. Да и практика белых правительств у всех в памяти. Люди, далекие от коммунистической партии, находят, что рабоче-крестьянское правительство имеет немало заслуг и достижений в области народного образования и в международных отношениях, что это как-никак национальная власть, отстаивающая достоинство и целостность страны. О Временном правительстве вспоминают с ядовитым сарказмом.

Из дневника московского учителя истории И. И. Шитца. 1929 г.

С интеллигенцией дело обстоит совсем плохо. Профессура отмирает либо изгоняется, подроста же нет. Специалистов по всем ведомостям «снимают» (заменяя «выдвиженцами») либо, что еще хуже, сажают; наиболее частое обвинение — вредительство. Химиков сидит чуть ли не половина всего количества их. ГПУ даже «торгует» химиками, т. е. за большие деньги отдает посаженных химиков в работы разным трестам и учреждениям, конечно, зорко досматривая, чтобы ученые не удрали; а не то ученых отсылают на работу в гиблые места на малом содержании (как арестованных). Есть даже такие, что работают в тюрьме, куда им доставляют книги и необходимые пособия. Одного из недавно расстрелянных генералов, говорят, даже взманили написать серьезную работу, пообещав ему за это жизнь

1. О каких противоречивых процессах, происходивших в среде интеллигенции, идет речь в документах?

С одной стороны правительство старалось «просветить» людей, а с другой обществу слишком много знать было нельзя

2. Какой новый слой сталинской социальной системы формировался в конце 20—30-х гг.?

Сталин активно и последовательно формировал государственную и социальную систему подчинения

3. Как вы считаете, почему сталинские репрессии в первую очередь затронули ряды старой интеллигенции?

Старая интеллигенция распространяла свои мысли и идеи на новое поколение. В результате заражало их мыслями об интеллигенции

Задание 3. Приведите в соответствие таблицу. Достижения советской науки в 30-х гг.

Задание 4

1. В каком кинофильме И. В. Ильинский блестяще сыграл роль бюрократа Бывалова:

а) «Закройщик из Торжка»

б) «Праздник святого Иоргена»

в) «Волга-Волга»

2. В каком кинофильме прозвучала «Песня о Родине» И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача:

а) «Цирк»

б) «Свинарка и пастух»

в) «Светлый путь»

3. Кто является режиссером-постановщиком популярных кинофильмов «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух»:

а) Г. Александров

б) Г. Козинцев

в) И. Пырьев

Задание 5. 1936 год открылся статьей в «Правде» «Сумбур вместо музыки». Центральный орган ЦК ВКП(б) подверг безжалостной, сокрушительной критике:

а) музыку И. Дунаевского к кинофильму «Веселые ребята»

б) музыку С. Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта»

в) оперу Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»

Задание 6. Приведите в соответствие таблицу "Советская живопись 30-х гг."

Задание 7. В мае 1936 г. в бюро драматургов Союза советских писателей поступило следующее заявление:

«В начале 1936 г. театры внезапно сняли со сцен всю мою драматургическую продукцию последних лет. Московский Художественный снял после нескольких представлений мою пьесу «Мольер», Московский театр сатиры, после первой генеральной,— мою комедию «Иван Васильевич», Вахтанговский — прекратил начавшуюся работу над пьесой «Александр Пушкин». Означенное снятие моих пьес разного жанра сопровождалось появлением в прессе статей такого характера, который показал мне с неоспоримой ясностью, что дальнейшее сочинение моих пьес и представление их в драматические театры является совершенно бесполезным»

а) М. Булгаков

б) А. Корнейчук

в) Б. Пастернак

г) Н. Погодин

Задание 8. Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы

Из работы русского философа Г. П. Федотова «Письма о русской культуре». 1938—1939 гг.

Каков бы ни был политический смысл русской революции, ее культурное содержание может быть описано, с крайней схематичностью, следующим образом: русская культура, доселе творимая и хранимая интеллигенцией, спускается в самую глубину масс и вызывает полный переворот в их сознании… Никто не думает, конечно, что в России высшая математика или философия стали доступны массам. Но культура перестала быть замкнутой или двухэтажной. Старое противоположение интеллигенции и народа потеряло свой смысл… Россия в культурном смысле стала единым организмом…
Однако… Благодаря сознательному и полусознательному истреблению интеллигенции… демократизация культуры приобретает зловещий характер. Широкой волной текущая в народ культура перестает быть культурой… Университеты открыты для всех, в России насчитывается до 700 высших школ, но есть ли хоть одна высшая школа, достойная этого имени, равная по качеству старому университету? В этом позволительно сомневаться. Рабочий или крестьянский парень, огромными трудами и потом стяжавший себе диплом врача или инженера, не умеет ни писать, ни даже правильно говорить по-русски. Приобретя известный запас профессиональных сведений, он совершенно лишен общей культуры и, раскрывая книгу, встречаясь с уцелевшим интеллигентом старой школы, на каждом шагу мучительно чувствует свое невежество. Специалистом он, может быть, и стал… но культурным человеком не стал и не станет… Причина ясна и проста. Исчезла та среда, которая перерабатывала, обтесывала юного варвара, в нее вступившего, лучше всякой школы и книг…

1. В чем видит Г. П. Федотов безусловное достижение русской революции?

Русская культура, доселе творимая и хранимая интеллигенцией, спускается в самую глубину масс и вызывает полный переворот в их сознании

2. Какое противоречие «культурной революции» он отмечает?

Культура перестаёт быть культурой. Образование стало более доступным, но его качество ухудшилось

3. В чем видит русский философ причину резкого снижения культурного уровня советских людей?

Приобретя известный запас профессиональных сведений, люди были совершенно лишены общей культуры. Исчезла та среда, которая перерабатывала, обтесывала юного варвара

4. Согласны ли вы с суждениями русского философа? Укажите дополнительные факторы, которые привели, на ваш взгляд, к понижению общей культуры населения СССР в 30-е гг.

Я согласен(-сна) с суждениями. Другие факторы, которые привели к понижению общей культуры — это стандартизация и примитивизация образования; идеологическая направленность образования

Задание 9. Разгадайте кроссворд

По вертикали: 1. Художник-портретист. 2. Композитор, автор ряда симфонических произведений. 3. Режиссер-кинодокументалист. 4. Физик-ядерщик. 6. Известный писатель и драматург. 8. Режиссер, основатель советского документального кино. 9. Ученый-химик

Духовная жизнь в 30-е годы.

Развитие образования, власть и наука, научные достижения, социалистический реализм., советский кинематограф, музыкальное и изобразительное искусство, литература, театр.

Развитие образования.

30-е годы вошли в историю нашей страны как период «культурной революции». Под «культурной революцией» подразумевалось, с одной стороны, значительное повышение образовательного уровня народа, его приобщение к достижениям культуры. Другой стороной «культурной революции» явилось утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения.

Индустриализация требовала повышения профессионального уровня населения. В начале 30-х гг. в стране начался переход к всеобщему обязательному четырехлетнему начальному обучению. В 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения.

Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание географии и истории. Широко развернулось строительство новых школ. Только в 1933–1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. По переписи 1939 г. грамотность в СССР составила 87,4%.

Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Рост грамотности вызвал большой спрос на литературу. Книги выходили на 110 языках. Широкое развитие получили массовые библиотеки.

Власть и наука.

Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали.

Острая борьба развернулась в биологической науке. Под прикрытием защиты дарвинизма и мичуринской теории группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной наукой». Разработки советских генетиков были свернуты, впоследствии многие из них (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский и др.) были репрессированы.

Самое пристальное внимание Сталин уделял истории. Он взял под личный контроль учебники по истории России, которая стала называться историей СССР. История представала в них летописью классовой борьбы угнетенных классов с эксплуататорами. Появилась новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих идеологических дисциплин, – «история партии». В 1938 г. была выпущена «История ВКП(б). Краткий курс», которую Сталин не только очень тщательно отредактировал, но и написал для нее параграф. «Краткий курс» положил начало оформлению «единственно верной» концепции истории нашей страны, которой должны были следовать все советские историки. Постановлением ЦК ВКП(б) он был признан «руководством, представляющим официальное, проверенное ЦК ВКП(б) толкование основных вопросов истории ВКП(б) и марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований». Каждое слово «Краткого курса» стало истиной в последней инстанции. Традиции русской исторической науки были тем самым нарушены.

Научные достижения.

Идеологические догмы и строгий партийный контроль самым пагубным образом отразились на состоянии гуманитарных наук. Представители естественных наук, хотя и испытывали на себе негативные последствия вмешательства партийных и карательных органов, сумели достичь заметных успехов.

Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. JI. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.). Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ производства синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д. Мировыми достижениями стали работы советских биологов Н. И. Вавилова, Д. Н. Прянишникова, В. Р. Вильямса, B.C. Пустовойта. Значительных успехов достигли советская математическая наука, астрономия, механика, физиология.

Широкий размах приобрели геологические и географические исследования. Были открыты залежи полезных ископаемых – нефти между Волгой и Уралом, новых запасов угля в Подмосковном и Кузнецком бассейнах, железорудные месторождения на Урале и в других районах. Активно исследовался и осваивался Север. Это позволило резко сократить импорт некоторых видов сырья.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Советское искусство, подчиненное партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению – социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

Из письма А. В. Луначарского в Оргкомитет Союза советских писателей. 1933 г.

Представьте себе, что строится дом, и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм – а крыши-то нет». Вы будете, конечно, реалистом – вы скажете правду; но сразу бросается в глаза, что эта правда в самом деле неправда. Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, и кто понимает, что у него будет крыша... Правда... не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда летит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда – это завтрашний день, и нужно ее видеть именно так, а кто не видит ее так, тот реалист буржуазный и поэтому пессимист, нытик и зачастую мошенник и фальсификатор...

Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Народ жил в атмосфере веры в то, что грандиозный социальный переворот должен принести прекрасное «завтра», ради которого можно пожертвовать тяжелым, мучительно трудным «сегодня». В сознании людей размывались границы между желанным будущим и жестоким настоящим. Настроениями людей можно было управлять, и власть делала это, порождая трудовой энтузиазм и гнев к «врагам народа», всенародную любовь к вождю и готовность к подвигам.

Самым массовым видом искусства стал кинематограф. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через любимые кинокартины. Документальную хронику смотрела вся страна. Зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, воспринимал окружающую жизнь как «великую иллюзию», творимую на экране. На поприще кинодокументалистики трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. К. Тиссэ, Э. И. Шуб).

Не отставал и художественный кинематограф. Значительное количество лучших советских фильмов было посвящено историко-революционной тематике: «Чапаев» (режиссеры братья Васильевы), трилогия о Максиме (режиссеры Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (режиссер Е. JI. Дзиган) и др. В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (режиссер Н. В. Экк) о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. А. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (режиссер Н. В. Экк).

Закладываются традиции детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. П. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. П. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Н. Толстого («Золотой ключик»). Для детей выпускались замечательные мультипликационные киноленты.

Особой популярностью пользовались музыкальные кинокомедии Г. В. Александрова – «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», И. А. Пырьева – «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Любимым жанром стали исторические картины. Фильмы «Петр I» (режиссер В. М. Петров), «Александр Невский» (режиссер С. М. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (режиссер В. И. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории.

Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали П. М. Алейников, Б. М. Андреев, Б. А. Бабочкин, М. И. Жаров, Н. А.Крючков, М. А. Ладынина, Т. Ф. Макарова, Л. П. Орлова, Б. П. Чирков и другие талантливые артисты.

Музыкальное и изобразительное искусство.

Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского. Были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. В то же время были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. На оценке музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. Об этом свидетельствует неприятие «верхами» музыки Д. Шостаковича. Критике в печати за «формализм» были подвергнуты его опера «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей».

Наибольшего расцвета достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества – песенная. Здесь творили талантливые композиторы И. О. Дунаевский, Б. А. Мокроусов, М. И. Блантер, братья Покрасс и др. Их произведения оказывали огромное влияние на современников. Простые, легко запоминающиеся мелодии были у всех на слуху: они звучали дома и на улице, лились с киноэкранов и из репро- дукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их романтическая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие.

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера живописи. О художнике и его произведениях судили в первую очередь по идейному замыслу сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к натюрморту, пейзажу и прочим «мелкобуржуазным» излишествам, хотя в этой области работали такие талантливые мастера, как П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, М. С. Сарьян. Классиком социалистического реализма стал Б. В. Иогансон («Рабфак идет», «Вузовцы», «Допрос коммунистов» и др.). Много работали А. А. Дейнека, создавший свое знаменитое поэтическое полотно «Будущие летчики», Ю. И. Пименов («Новая Москва»), М. В. Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др. Непременным атрибутом каждого города, каждого учреждения стали портреты, скульптуры и бюсты Сталина.

Литература. Театр.

Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура оказывали влияние на общий уровень массовой литературной продукции. Произведения-однодневки больше напоминали передовые статьи в газетах. Но даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы русская советская литература была представлена талантливыми писателями, значительными произведениями. В 1931 г. вернулся на родину М. Горький. Здесь он закончил роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие». А. Н. Толстой также на родине поставил последнюю точку в трилогии «Хождение по мукам», создавал роман «Петр I» и другие произведения.

М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, написал роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» (не дошедшим в те годы до читателя). Щедрым талантом были отмечены произведения В. А. Каверина, Л. М. Леонова, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского и многих других писателей, стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, П. Васильева, А. Твардовского. Существовала прекрасная детская литература – книги К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Л. А. Кассиля и др.

С конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы советских драматургов Н. Ф. Погодина («Человек с ружьем»), А. Е. Корнейчука («Гибель эскадры», «Платон Кречет»), В. В. Вишневского («Оптимистическая трагедия») и др. В репертуар всех театров страны были включены пьесы М. Горького, написанные в разные годы («Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары» и др.). Лучшим советским театром был официально признан МХАТ. В нем собрались корифеи русского театра О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин и актеры нового поколения О. Андровская, А. Грибов, Б. Добронравов, К. Еланская, Б. Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин и др.

Важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества, устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С однойстороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов.