Какая героиня андерсена прощается с солнцем. Сказочная, литературная викторина по сказкам Андерсена

письменная викторина.

Ответы.

I. Выбери правильный ответ и подчеркни его:

  1. Снежная королева обещала подарить Каю весь мир и кое-что в придачу. Что именно?
    • пару коньков;
    • лыжи;
    • санки.
  2. Из чего сделаны окна во дворце морского царя в сказке «Русалочка»:
    • из жемчуга;
    • из янтаря;
    • из кораллов.
  3. Что свинопас менял на поцелуи принцессы:
    • дудочку и кувшинчик;
    • розу и соловья;
    • горшочек и трещотку.
  4. На чём было написано письмо старой лапландки финке в сказке «Снежная королева»:
    • на шкуре;
    • на рыбе;
    • на льдине.
  5. Вещь Герды, которую оставила себе маленькая разбойница»:
    • шапочка;
    • шубка;
    • муфта.


II. Сколько...

  1. Сколько дней каждый год проводили братья-лебеди на родине?
    - 11
  2. Сколько сестер было у Русалочки?
    - 5
  3. Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику в сказке «Стойкий оловянный солдатик»?
    - 25
  4. Сколько учёных книг было написано об искусственном соловье в сказке «Соловей»?
    - 25
  5. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»?
    - 20 тюфяков, 20 перин и 1 горошина
  6. Сколько поцелуев потребовал свинопас от принцессы за чудесные предметы?
    - 110 (10 – за горшочек с бубенчиками и 100 – за трещотку)


III. Угадай героя по описанию:

  1. Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая.
    - Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»
  2. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни тепла, на кротости.
    - Снежная королева
  3. На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди - блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки…
    - Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»
  4. Он был очень похож на настоящего, но весь обсыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами.
    - Искусственный соловей из сказки «Соловей»
  5. Одет он чудесно: на нем шёлковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета. Он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря в какую сторону он повернётся. Под мышками у него по зонтику…
    - Оле-Лукойе
  6. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох.
    - Пастушка из сказки «Пастушка и трубочист»


IV. Кто кому говорит эти слова:

  1. «Фи, папа! Она не искусственная, а настоящая!»
    Принцесса – королю в сказке «Свинопас»
  2. «А хватит ли у тебя мужества идти за мной всюду? Подумала ли ты, как велик мир? Подумала ли о том, что нам нельзя будет вернуться назад?»
    - Трубочист - пастушке
  3. «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты! Как интересно!»
    Фрейлины друг другу в сказке «Свинопас»
  4. «Это кто такой? А паспорт у тебя есть? Давай сейчас же паспорт! Держите, держите его! У него нет паспорта!»
    Крыса – оловянному солдатику
  5. «Обернитесь большими немыми птицами и улетайте прочь! Позаботьтесь о себе сами!».
    Злая королева – братьям Элизы в сказке «Дикие лебеди»
  6. «Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или научись мурлыкать и пускать искры!»
    Курица - гадкому утёнку
  7. «Ишь ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!
    Маленькая разбойница - Каю в сказке «Снежная королева»
  8. «Не бойся, они умеют летать, когда захотят! Ты видела красивых красных, жёлтых и белых бабочек, похожих на цветы? Они ведь и были прежде цветами, только прыгнули со своих стебельков высоко в воздух, забили лепестками, точно крылышками, и полетели».
    Студент – Иде в сказке «Цветы маленькой Иды»
  9. «Да, да, правда ваша, умные слова приятно слышать. Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!»
    Полевая мышь – кроту в сказке «Дюймовочка»
  10. «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать… Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас ей занимать силу, её сила в её сердце!»
    Финка – северному оленю в сказке «Снежная королева»


В выделенных клеточках должно получиться имя героини одной из самых известных сказок Андерсена.


VI. Внимательный читатель. Вопросики, трудные и не очень:

  1. Кому было присвоено особое звание: первый певец императорского ночного столика с левой стороны?
    – Искусственному соловью
  2. В какой сказке наградой за обман послужили рыцарский крест в петлицу и придворное звание?
    – В сказке «Новое платье короля»
  3. Главы какой сказки носят название дней недели?
    – «Оле-Лукойе»
  4. Героиня какой сказки говорит: «А почему у нас нет бессмертной души? Я отдала бы все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо!»
    - «Русалочка»
  5. В сказке «Снежная королева» ворона говорит Герде: «Не угодно ли вам взять лампу, а я пойду вперёд. Мы пойдём прямой дорогой, тут мы никого не встретим» - «А мне кажется, что за нами кто-то идёт»,- сказала Герда. Кто шёл за ними?
    - Сны
  6. Какое место, по мнению андерсеновской ели, самое лучшее на земле?
    - Лес, где светит солнышко и поют птички
  7. В какой сказке Андерсена поленья пустили корни и ростки и появился благоухающий куст, весь усыпанный красными розами?
    – В сказке «Дикие лебеди»
  8. В какой сказке Андерсена за свадебным столом вместе в другими гостями сидели три собаки?
    – В сказке «Огниво»


VII. Рассуждалки и самые интересные рассуждения наших читателей

  1. Как ты думаешь, почему Герде удалось победить могущественную Снежную королеву?
    - В сказках добро всегда побеждает зло. И маленькой Герде очень нужно было спасти Кая. Она не побоялась ни опасного путешествия, ни голода, ни самой Снежной королевы. Такие смелые сердца всегда побеждают! (Павлов Коля, 2кл); Герда теплом своего сердца смогла растопить холод Снежной королевы (Лутиков Олег, 2 кл.); Потому что Герда – добрая, верная, смелая, терпеливая и мужественная. О себе она не думает, потому она и победила. С Божьей помощью (Герда постоянно молилась). Добро побеждает зло. (Горышнева Тамара, 3 кл.)
  2. Какая сказка Андерсена кажется тебе самой красивой? Почему?
    - «Русалочка». Героиня поняла, что хочет жить среди людей. Она полюбила человеческий мир и принца, ради которого превратилась в морскую пену. В конце я не сдержала слёз и, думаю, что каждый плачет в конце этой красивой сказки! (Султанова Яна, 5 кл.)
    - «Стойкий оловянный солдатик». Здесь такие замечательные солдатики, такая красивая танцовщица, такой чудесный замок из картона! Много волшебства и красоты! (Павлов Коля, 2 кл.); Потому что в этой сказке очень красивая история о любви и очень трогательный конец! (Коробкова Даша, 5 кл.);
    - «Дикие лебеди». Потому что она романтичная и очень хорошая (Леонова Юля, 2 кл.);
    - «Гадкий утёнок». Самая справедливая сказка. Утенок много страдал, но не жаловался на своё горе и поэтому получил награду - стал прекрасным лебедем! Очень красивый конец! (Горышнева Тамара, 3 кл.);
    - «Снежная королева». Это сказка о том, как Герда от своей любви к Каю решилась на тяжёлые поиски, когда Кая унесла Снежная королева. (Нихатуева Ангелина, 4 кл.);
  3. Охарактеризуй 3-х героев из 3-х сказок Андерсена тремя словами. Например, солдат из сказки «Огниво» - смелый, предприимчивый, находчивый.
    - Дюймовочка: заботливая, добрая, терпеливая (Султанова Яна, 5 кл.); нежная, заботливая, терпеливая (Горышнева Тамара, 3 кл.); решительная, отважная, храбрая (Тихомирова Вика, 4 кл.); маленькая, красивая, милая (Коробкова Даша, 5 кл.); маленькая, добрая, красивая (Нихатуева Ангелина, 4 кл.);
    - Русалочка: любящая, мечтательная, ранимая (Султанова Яна, 5 кл.); любящая, самоотверженная, романтичная (Лутиков Олег, 2 кл.);
    - Герда: смелая, добрая, терпеливая (Султанова Яна, 5 кл.); смелая, любящая, решительная (Нихатуева Ангелина, 4 кл.); добрая, любящая, смелая (Лутиков Олег, 2 кл.); хорошая, отчаянная, весёлая (Леонова Юля, 2 кл.);
    - Оловянный солдатик: храбрый, влюблённый, мечтательный (Павлов Коля, 2 кл); верный, стойкий, влюблённый (Коробкова Даша, 5 кл.);
    - Король из сказки «Новое платье короля»: модник, глупый, тщеславный (Павлов Ваня, 2 кл.);
    - Свинопас: гордый, остроумный, мастеровитый (Горышнева Тамара, 3 кл.);
    - Оле-Лукойе: сказочный, добрый, смешной (Коробкова Даша, 5 кл.);
    - Снежная королева: злая, плохая, ледяная (Леонова Юля, 2 кл.); жестокая, бездушная, умная (Горышнева Тамара, 3 кл.);
    - Девочка из сказки «Девочка со спичками»: бедненькая, голодная, мечтательная (Павлов Ваня, 2 кл.)
    - Маленький Клаус: добрый, находчивый, хороший (Леонова Юля, 2 кл.).


«МОЯ ЖИЗНЬ – ЭТО ПРЕКРАСНАЯ СКАЗКА»

Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена для 3-х классов.

(Предварительная подготовка: раздать детям список с названиями сказок Г.Х.Андерсена для чтения на каникулах.)

Читаем на каникулах сказки Г.Х. Андерсена:


  1. Новое платье короля.

  2. Огниво.

  3. Дикие лебеди.

  4. Гадкий утенок.

  5. Русалочка.

  6. Свинопас.

  7. Снежная королева.

  8. Соловей.

  9. Пастушка и трубочист.

  10. Ребячья болтовня.

  11. Скороходы.

  12. Эта басня сложена про тебя.

  13. Серебряная монетка.

  14. Оле-Лукойе.
За сказками приходите в школьную библиотеку и библиотеку Дома офицеров.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена

Воспитывать интерес к художественной литературе;

Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы школьников, повышение уровня знаний и эрудиции в области литературы;

Создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

Способствовать сплочению классного коллектива;
- развивать внимание, память, речь, мышление.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Ребята, сейчас я расскажу вам историю про то, как один школьный учитель сказал своему ученику: «Вы глупый юноша, и из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать ваши сочинения!... О Вы еще у меня поплачете, верзила Вы этакий!» Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. В ту пору ему уже стукнуло 17 лет, и среди гимназистов второклашек он и вправду выглядел нелепо. И все же злой учитель ошибался. Как его звали никто теперь и не помнит. А непутевого ученика любят и знают все дети мира. Вы, конечно, догадались, что это великий сказочник ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН.

Родился он в городке Оденсе 2 апреля 1805 года. У него были самодельные игрушки, картонный кукольный театр и куча старых театральных афиш. Билет в театр не по карману сыну сапожника. Ганс забивался дома в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Над ним потешались, смеялись и дразнили фантазером. Но Ганс Христиан вырос и стал писателем. Его сказки вы знаете и любите. Я предлагаю вам их вспомнить и ответить на вопросы викторины по сказкам Андерсена.

(Дети сидят на стульчиках, заранее расставленных так, чтобы получилось две команды).

КОНКУРС «УГАДАЙ СКАЗКУ ПО ЕЕ НАЧАЛУ»

1. Она только что вышла ….., чистенькая светленькая, покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» И пошла. («Серебряная монетка»)

2. Был назначен приз, даже два, один большой, другой маленький – за быстроту – не на состязании, а вообще за быстроту бега в течение целого года. («Скороходы»)

3. У богатого купца был детский вечер; приглашены были все дети богатых и знатных родителей. (…..) Итак, у него в доме собралось большое общество, но исключительно детское, дети болтали без умолку; у них, как известно, что на уме, то и на языке. («Ребячья болтовня»)

4. В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные – китайцы. Дело было давно, конечно, но потому-то и стоит послушать эту историю, пока она совсем не забудется. (…….)

Со всех концов света стекались в столицу императора путешественники, все они дивились на великолепный дворец и на сад, но, услышав пение соловья, говорили: «Вот это лучше всего!» («Соловей»)

5. Видали ли вы когда-нибудь старинный-старинный шкаф, почерневший от времени и весь изукрашенный резьбою в виде разных завитушек, цветов и листьев? Такой вот точно шкаф – наследство после прабабушки – и стоял в комнате. («Пастушка и трубочист»)

6. В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато и глубоко там! Так глубоко, что ни одной цепи не хватит, чтобы якорь достал до дна, а чтобы измерить эту глубину, пришлось бы громоздить друг на друга невесть сколько колоколен. Вот там-то они и живут («Русалочка»)

КОНКУРС «ВОЛШЕБНЫЕ ЧИСЛА»

1. Сколько монет пообещал солдат мальчику за доставленное ему огниво? (4)

2. Сколько детей было у короля в сказке «Дикие лебеди» (11 сыновей и дочка Элиза)

3. Сколько устриц носила на хвосте старуха-мать, очень гордая своим родом из сказки «Русалочка», тогда как вельможи имели право носить всего-навсего шесть? (дюжина)

4. Сколько лет должно было исполниться русалочкам, чтобы им можно было подниматься на поверхность моря? (15)

5. Сколько лет живут русалки? (300)

6. Сколько поцелуев потребовал принц за трещотку? (100)

7. Сколько раз пропел императору и его придворным искусственный соловей? (33)

8. Сколько слов в имени героя с козлиными ножками, маленькими рожками на лбу и длинной бородой из сказки «Пастушка и трубочист»? (обер-унтер-генерал-адмирал-сержант Козлоног – 6)

КОНКУРС «БЮРО НАХОДОК»

(дети достают предметы из «волшебного сундучка»)

Каким сказочным персонажам принадлежат эти предметы?

1. Зонтик.

2. Горошина.

3. Бумажный кораблик.

5. Яйцо.


6. Иголка.

КОНКУРС «УГАДАЙ СКАЗКУ»

К какой сказке относятся прочитанные подборки слов?

1. Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, роза, ворона, олень, дружба. («Снежная королева»)

2. Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение. («Дикие лебеди»)

3. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»)

4. Приз, заяц, столб, улитка, межевая веха, муха, огород с капустой.(«Скороходы»)

КОНКУРС «ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ»

(дети должны узнать героев по описанию).

1. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты…» (Снежная королева)

2. «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. (Одиннадцать братьев-принцев)

3. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая…» (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)

4. Другие сестры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы и прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля».

5. «В одних чулках он тихо-тихо поднимается по лестнице, потом осторожно притворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком». (Оле-Лукойе)

6. «Ах, несчастная я …! Что толку в моем серебре, в моем достоинстве, чеканке, когда все это ни к чему! В глазах света останешься тем, за кого он тебя примет! Как же, должно быть, ужасно иметь нечистую совесть, пробиваться вперед нечистыми путями, если мне, ни в чем не повинной, так тяжело потому только, что я кажусь виновною!.. Переходя в новые руки, я всякий раз трепещу от того взгляда, который упадет на меня сейчас: я ведь знаю, что меня тут же отшвырнут в сторону, бросят, точно я обманщица! (Монетка)

КОНКУРС «СКАЗОЧНЫЕ ЖЕНИХИ И НЕВЕСТЫ»

О ком идет речь в отрывках?

1. «Вот бы мне такую жену! Да только она, наверно, знатного рода: вон в каком прекрасном дворце живет. А у меня всего-навсего и есть, что коробка, да и то нас в ней целых 25 солдат, не место ей там! Но познакомиться можно!» (Оловянный солдатик и Танцовщица)

2. «Ах, я несчастная! – говорила она.

Теперь я только презираю тебя! – сказал он.- Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не оценила соловья и розы, а свинопаса целовала за игрушки! Поделом тебе! (Свинопас и Принцесса)

3. «Как бы ее увидать? – спросил он.

Это никак нельзя! – сказали ему. – Она живет в огромном медном замке, за высокими стенами с башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят.» (Солдат и принцесса. «Огниво».)

4.– Спасибо, спасибо тебе! Я помню тебя. Я изгнал тебя из моего государства, а ты отогнал от моей постели ужасные призраки! Чем мне вознаградить тебя?

Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! Я видел слезы на твоих глазах в первый раз, когда пел перед тобою, - этого я не забуду никогда! Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца. Засни теперь и просыпайся здоровым и бодрым! Я буду баюкать тебя своей песней! (Император и Соловей)

5. «Вот бы мне быть на их месте – думалось ему. Вдруг он услышал болтовню девочек, а слушая ее, можно было упасть духом. Ведь у родителей его не было в копилке ни гроша; у них не было средств даже выписать газету, а не то что самим издавать ее. Но хуже всего было то, что фамилия его отца, а значит, и его собственная, как раз кончалась на «сен»! Из него никогда ничего не выйдет путного! Вот горе-то! (Ребячья болтовня. Торвальдсен.)

6.– Знаешь что! Только не пугайся! Я сейчас покажу тебе мышку! Она явилась пригласить тебя на свадьбу! Две мышки собираются сегодня ночью вступить в брак. Живут они под полом в кладовке твоей матери. Чудесно помещение, говорят!

А как же пролезу сквозь маленькую дырочку в полу?

Уж положись на меня! Ты у меня сделаешься маленьким. (и он дотронулся волшебной спринцовкой до мальчика.) (Оле- Лукойе. Четверг. Яльмар и Оле-Лукойе)

7.–Я получил первый приз! (заяц) Если судьи – твои близкие друзья и родные, то решение их всегда справедливо! Но присудить второй приз ей! (улитке) Мне это даже обидно!

Я-то заслужила первого приза, а не второго! – заметила она (улитка).- Я ведь знаю, что он (заяц) бегает, только когда думает, что за ним гонятся, - из трусости! А я смотрю на движение как на свою жизненную задачу и пострадала на службе! Да уж если кому следовало присудить первый приз, так это мне! Но я не люблю кричать о себе! Я это презираю!

А по-моему, - подумала она (дикая роза), вслух она ничего не сказала: это было не в ее характере, хотя и лучше было бы, если она высказалась, - по-моему, и первого и второго приза заслуживал именно он! (солнечный луч) Он в одно мгновение пробегает бесконечное пространство, отделяющее землю от солнца, и пробуждает от сна всю природу. ….он переживет нас всех! (Скороходы)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС

Кто из героев и из какой сказки исполнял такую песню?

1. Мой Яльмар, тебя вспоминаю

Почти каждый день, каждый час!

Сказать не могу, как желаю

Тебя увидать вновь хоть!

Тебя ведь я в люльке качала,

Учила ходить, говорить,

И в щечки, и в лоб целовала,

Так как мне тебя не любить!

Люблю тебя, ангел ты мой дорогой!

Да будет вовеки Господь Бог с тобой!

(Старая няня Яльмара. «Оле-Лукойе»)

2. Шагай вперед, всегда вперед!

Тебя за гробом слава ждет!

(Стойкий оловянный солдатик)

3. Ах, мой милый Августин,

Августин, Августин!

Ах, мой милый Августин,

Все прошло, все прошло..

(Бубенцы чудесного горшочка. «Свинопас»)

4. Затянем песенку дружней,

Как ветер пусть несется!

Хотя чета наша, ей-ей,

Ничем не отзовется.

Из лайки оба и торчат

На палках без движенья,

Зато роскошен их наряд –

Глазам на загляденья!

Итак, прославим песней их:

Ура, невеста и жених!

(Оле-Лукойе. Пятница. Свадьба кукол Германа и Берты)

КОНКУРС «ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ…»


  1. …узнать настоящую принцессу?(Уложить девушку на 20 тюфяков и пуховиков, а под ними положить горошину).

  2. … у русалки появилась пара стройных ножек? (Отдать голос на напиток ведьме).

  3. … братья превратились из лебедей в принцев? (Сплести из крапивы, растущей на кладбище,рубашки братьям).

  4. …укотить собак в подземелье в сказке «Огниво»? (Посадить каждую собаку на ведьмин синий клетчатый передник).

  5. …принцессе заполучить горшочек с бубенцами? (Принцессе 10 раз поцеловать свинопаса).

  6. …узнать, кто из сановников не на своем месте и кто умен, а кто глуп? (Показать новое платье короля из чудесной ткани).

  7. … дети уснули и Оле-Лукойе мог бы рассказывать им сказки? (Оле-Лукойе в переводе на русский означает «Оле Закрой глазки». Прыснуть в глаза из спринцовки сладким молоком и подуть на затылок.)

  8. …собака, стоявшая в долине у подножия гор, услышав звуки трубы, доносившиеся из замков на вершине горы, успела на трапезу?
Ведущий . Какое из перечисленных произведений можно считать лишним? Почему? Расскажите о гениальном способе, придуманном в древности мудрецами. Как не причинив человеку обиду, все же сказать ему правду в глаза?

Какая из предложенных пословиц отражает мораль этой басни?


  1. За шутку не сердись, а в обиду не давайся.

  2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

  3. Много видит, мало мыслит.

  4. За худой головой и ногам непокой.

  5. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
КОНКУРС «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»

1.Главы какой сказки носят названия дней недели? (Оле-Лукойе)

2. К какому персонажу относятся слова автора: «Не беда – появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца».Эти слова еще при жизни Андерсена стали пословицей. Почему? Эту сказку можно считать автобиографией, исповедью самого писателя.

3. «Почему у нас нет бессмертной души? Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо». Чьи это слова? Андерсен говорил об этой сказке: «Она – единственная из моих работ, которая трогала меня самого в то время, как я писал её».

4. Придумывая эту сказку, Андерсен размышлял о чудесном пении замечательной певицы Йенни Линд, которую называли «шведский соловей» и которую безнадежно любил. Сказка учит отличать настящие ценности от мнимых, ложных.

5. Это переработанная Андерсеном датская народная сказка. В ней под видом животных и предметов изображены характеры людей, жизненные ситуации. («Скороходы»)

6. Это сказка тоже автобиографична, ведь Андерсену в детстве тоже внушали, что из такого бедняка, как он, «ничего не выйдет».Отец одной из героинь этой сказки был камер-юнкером и девочка знала, что это нечто «ужасно важное». Что это за чин?

7. Назовите сказки, главными героями которых являются птицы.

8. «Элиза спросила, не та ли это страна, куда они летят, но лебеди покачали головами; она видела перед собой чудный. Вечно изменяющийся облачный замок фата-морганы; туда не смеет проникнуть ни единая человеческая душа». Что видела Элиза?

Ведущий . Молодцы, ребята. Вы очень хорошо подготовились к викторине. Подведем итоги…. .

Итог. С 1835 года сборники сказок Андерсена издаются каждый раз на Рождество, и в мире существует престижная международная премия в области детской литературы, которая носит имя Андерсена. Часто ее называют «Малой Нобелевской». Она присуждается лучшим детским писателям и художникам, проходит эта церемония 1 раз в два года 2 апреля – в день рождения Андерсена. Во всем мире этот день отмечается, как международный день детской книги.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Разработала и провела:

учитель английского языка

Тырышкина О.В.

с. Нагорное, 2016г

Викторина - «В мире сказок Андерсена!» - викторина по сказкам знаменитого английского писателя сказочника Андерсена для учащихся начальных классов.

Викторина проводится учащимися старших классов, как закрепление ранее изученного материала на уроках литературного чтения.

Учебный предмет: английский язык

Уровень образования школьников: базовый.

Форма учебной работы: внеурочная.

Цели и задачи викторины :

расширение знаний об английском фольклоре;

формирование уважения и интереса к другой культуре;

развитие логического мышления, памяти учащихся, закрепление изученного материала;

закрепление страноведческих знаний учащихся;

способствовать повышению уровня мотивации у учащихся в изучении иностранного языка.

Оборудование:

магниты,

листы бумаги,

карточки со словами,

ручки,

предметы из сказок,

Учебный материал:

Английский язык: учебник для 2 кл. общеобразовательных учреждений/ В.П. Кузовлев; Рос. акад.наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 207 с.: ил. - (Академический школьный учебник).

Сайты Интернета: http :// www . worldweb . com / Photo ; http :// www .Геральдика. ru /

I. Приветствие, мотивация.

The English language

surrounds us like a sea,

and like the waters of a deep sea

it is full of mysteries.

T: Good morning, dear children and students! Welcome, our dear guests. Glad to see you. Do you like to read tales? Let’s all together make a short journey to Andersen’s tales. I’m sure you already know a lot about them, but some things are easily forgotten. Let’s brush up our knowledge and see who knows it better.

II. Викторина :

Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена

1 ТУР.

1. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда? / Снежная королева /.

2. Из какой сказки эти строчки? - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. - Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то… Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? / Гадкий утёнок /.

3. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан?

/ Дюймовочка /.

4. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу?

/ Русалочка /.

5. Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев? / Его отливали последним, олова не хватило, но он так же стоял на одной ноге, как его братья на двух /.

6. А какая сказка начинается такими словами? Шёл по дороге солдат: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Шёл он домой с войны. По дороге встретилась ему старая ведьма. / Огниво /.

7. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? / Её прекрасный голос /.

8. А из какой сказки эти строчки? Много-много лет назад, жил-был на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на это все свои сбережения. На каждый час дня у него было своё особое платье? / Новое платье короля /.

9. Кому из героев Андерсена пришлось наниматься на работу к самому королю и выполнять при этом простую грязную работу, пасти свиней? / Принц - свинопас /.

10. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади? / Дикие лебеди. Элиза. /.

11. Какие чудесные вещи смастерил принц-свинопас? / Горшочек с бубенчиком - когда в нём что-то варилось, можно было узнать у кого в какой кухне, что готовится, и ещё он названивал старинную мелодию: Ах мой милый Августин/ Всё прошло. прошло, прошло… Трещотку - когда ею вертели в воздухе? то раздавались звуки всех вальсов и полек, какие только есть на свете /

13. Сколько дочерей было у овдовевшего Морского царя? / шесть /

14. В качестве отличительного знака русалки носили на хвосте... / устриц /

15. Что посадила Русалочка у статуи белого мраморного мальчика? / плакучую иву /

16. Какое было время года, когда пришла очередь пятой принцессы подняться на поверхность моря? / зима /

17. Что праздновали моряки на корабле, когда младшая русалочка впервые выплыла на поверхность воды? / день рождения принца/

18. Что потребовала ведьма у Русалочки в обмен на волшебный напиток? / голос/

19. Что должен был сделать принц, чтобы Русалочка навсегда осталась человеком? / жениться на ней /

20. Что отдали сестры Русалочки, чтобы вернуть Русалочку в море? / свои волосы /

21. Как начинаются русские народные сказки? Ну конечно: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...” У Андерсена всё иначе. Интересно, помните ли вы, какие сказки начинаются словами:

- “Видали вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?..” («Пастушка и трубочист».)

- “Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь”. («Снежная королева» .)

22. В предисловии к сборнику «Новых сказок» Андерсен устами одной из своих героинь - Бузинной матушки - замечает: “Из действительности-то и вырастают чудеснейшие сказки!”

- Так, одну удивительную, полную захватывающих приключений историю он услышал от... ласточки. Какая это сказка? («Дюймовочка».)

- Другую интересную историю ему поведало... бутылочное горлышко. Вспомните название “истории”. (Сказка так и называется - «Бутылочное горлышко».)

23. В сказках зачастую самые обыкновенные предметы получают необычное назначение.

- Одна героиня Андерсена пишет письмо - на чём бы вы думали? - на сушёной треске. Что это за сказка? («Снежная королева». Письмо на треске пишет лапландка, отправляя Герду к северной родственнице.)

-- Всем известен оловянный солдатик за его потрясающую стойкость. А помните ли вы, кто его родители и сколько у него было братьев? (Его матушка - старая оловянная ложка, а братьев у него - 24, так как всего оловянных солдатиков было 25.)

24. Какая легенда бытует среди жителей Крайнего Севера о возникновении северного сияния? В какой сказке говорится об этом? (В сказке «Снежная королева» Герда услышала от лапландки историю о том, что в Финляндии “Снежная королева живёт на даче, и каждый вечер зажигает голубые бенгальские огни” .)

25. Русская пословица говорит: “Слово не воробей, вылетит - не поймаешь”. А мы с вами попробуем “поймать” слово и даже определить, из чьих уст оно “вылетело”. Итак, кому из персонажей сказок Андерсена принадлежат следующие афоризмы?

А король-то голый!” (Ребёнок; «Новое платье короля» .)

Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься”. (Крот; «Дюймовочка».)

Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас”. (Розовый куст; «Улитка и розовый куст».)

Оглянуться не успеешь, // Как уж песенке конец”. (Колья изгороди; «Лён».)

Как добры все люди и животные!” (Герда; «Снежная королева».)

Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!” (Автор; «Гадкий утёнок».)

И в щепке порой скрывается счастье”. (Токарь; «И в щепке порой скрывается счастье».)

желающие по очереди рассказывают стишки на английском языке.

2 ТУР

УГАДАЙ ГЕРОЯ СКАЗКИ

Ведущий: Attention , attention . We ’ ll begin our second round . Вот и начинается 2 тур. Мы будем описывать героя, а вы догадайтесь, о каком сказочном персонаже идет речь. Ведущий дает описание героя, а игроки пытаются определить, кто это.

1. Этот герой:

имеет родного брата, которого люди зовут Смертью;

получает немало выгодных предложений от пожилых людей, но ни к кому не приходит за деньги; детей же посещает каждый вечер;

владеет таинством рецептуры безотказного снотворного средства, способен управлять сновидениями человека с помощью нехитрых приспособлений, обычно используемых людьми для защиты от солнца и дождя.

(Оле-Лукойе из одноимённой сказки.)

2. Эти герои:

были отличной парочкой, оба молоды... и оба одинаково хрупки”;

считали звёзды, сидя на краю печной трубы, “очень устали, и было от чего!”

оба из фарфора”, “любили друг друга, пока не разбились”.

(Пастушка и трубочист, главные герои одноимённой сказки.)

3. Этот герой:

инвалид с рождения; не повезло ему и впоследствии: он выпал с третьего этажа дома;

совершил, вопреки собственному желанию, небывалый круиз, включающий в себя пребывание в желудке у рыбы;

во всех жизненных испытаниях “держался стойко, как и полагается настоящему солдату: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд”.

(Стойкий оловянный солдатик, герой одноимённой сказки.)

4. Эти герои:

затеяли грандиозное мошенничество, сделав ставку на то, что ни один человек на свете не захочет выглядеть глупым перед другими людьми;

блефовали перед главой государства и кабинетом министров, едва не одурачили целый город;

не учли того, что устами младенца глаголет истина, и были разоблачены.

(Мошенники; «Новое платье короля».)

5. Эта героиня:

хороша собой (все, кто видел её, утверждали, что никогда не встречали такой прелестной девушки), “стала первой красавицей при дворе, но оставалась... немой...”;

обладала “плавной, скользящей походкой” - ни одна танцовщица не могла сравниться с ней, но никто не знал, что ступала она “как по лезвию ножа”, каждый шаг причинял ей невыносимую боль;

мечтала обрести бессмертную душу, как у людей, но обратилась в морскую пену.

(Русалочка, главная героиня одноимённой сказки.)

6. Эти герои:

вынуждены были жить на чужбине, лишь раз в год им позволено было возвращаться и проводить на родине всего одиннадцать дней;

колдовскими чарами были лишены человеческого облика;

освободились от злого заклятья с помощью одежды, изготовленной из стеблей жгучего растения руками близкого им человека.

(Братья Элизы; «Дикие лебеди».)

Пока жюри подсчитывает баллы,

7 желающих играют в игру «Сюрприз».

3 ТУР

Блиц 1

Кто посмел сказать королю, что он голый? (Ребёнок)

Какое слово складывал Кай из льдинок? (Вечность)

Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев?

(У него была только одна нога)

Какой сказочник носил с собой два зонтика? (Оле-Лукойе)

Героиня какой сказки превращается в морскую пену? (Русалочка)

А эта сказка начинается и заканчивается одной и той же гласной буквой. (“Огниво”)

Кто так говорил: “Ко-акс, ко-акс, брехкеке-кекс!”? (Сын жабы)

Как звали друга Герды? (Кай)

Как звали сестру одиннадцати братьев? (Элиза)

1. Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, олень,дружба, ворона («Снежная королева»)

2. Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение. («Дикие лебеди»)

Блиц 2

  1. Кто похитил Дюймовочку? (Жаба)

    В какой сказке принцессу возила собака? (Огниво)

    Как звали очень маленькую героиню сказки? (Дюймовочка)

    Как звали девочку, спасшего своего названного брата? (Герда)

    Кто был наказан за то, что позарился на игрушки Свинопаса? (Принцесса)

    Кто превратился в морскую пену из-за любви к принцу? (Русалочка)

    Птица, в которую превратился Гадкий утёнок? (Лебедь)

    Что мешало спать принцессе на мягкой постельке? (Горошина)

    Какая птица вскоре заменила соловья во дворце императора? (Искусственный соловей)

    К како й сказке относятся подборки слов?

1. Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка»)

2. Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, вода, курица. («Гадкий утёнок»)

Определить,

в какую сказку нужно отдать вещи,

которые находятся в рюкзаке Кая

и в корзине Герды.

Вещи в рюкзаке Кая:

Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)

Большой нож, его кто-то клал себе под подушку. («Снежная королева»)

Верёвка - ею нужно обвязываться, чтобы спускаться в дупло. («Огниво»)

Горошина. («Принцесса на горошине»)

Вещи в корзине Герды:

Скорлупка ореха, которая служила колыбелькой для маленькой девочки. («Дюймовочка»)

Маленький мешочек с гречневой крупой, но как жаль он с дыркой и крупа сыпется... («Огниво»)

Шелковая ленточка, за которую привязывали певчую птичку. («Соловей»)

Бусы из ракушек («Русалочка»)

Класс: 2

Работая в начальной школе продолжительное время, всё чаще сталкиваюсь с проблемой: дети не читают детскую литературу или читают только указанное произведение. Компьютер, интернет заменили живое слово. А ведь только самостоятельное чтение развивает воображение, мышление, творческую мысль ребёнка. Как активизировать работу ученика на уроке литературного чтения? Как заставить вчитываться в текст, «видеть» читаемое, сопереживать героям, учиться у них, оценивая их поступки?

Несколько лет подряд провожу литературные викторины. Такой вид работы может проводиться в рамках урока и во внеурочной деятельности. Вопросы викторины подобраны так, что нужно обязательно прочитать произведение иначе не ответить. Вопрос соревнования между группами также играет свою роль.

После раздела «Волшебные сказки» провожу викторину по сказке Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», затем продолжается эта работа во внеурочной работе. Так мы подробно знакомимся со всеми сказками писателя.

Приведу примеры вопросов викторины по сказкам Г.Х.Андерсена.

Тема: «Волшебные сказки. Литературная викторина по сказкам Г.Х.Андерсена».

(Проводится после завершения работы над разделом I..)

Цель:

  1. Развивать интерес к чтению.
  2. Формировать у детей тип правильной читательской деятельности.
  3. Обучать работе с детской книгой.
  4. Подвести итог осмысления и освоения детьми прочитанных сказок Г.Х.Андерсена, суть процесса «вчитывания» в текст.
  5. Пополнить словарный запас учащихся.
  6. Воспитывать понимание добра и зла, умение оценивать действия и поступки героев.

Оборудование:

  • выставка книг Г.Х.Андерсена: «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик»,«Гадкий утёнок», «Дикие лебеди», «Огниво», «Снежная королева»;
  • рисунки по прочитанным сказкам;
  • предметы «забытые» сказочными героями;
  • презентации-викторины по прочитанным сказкам.

Ход внеклассного мероприятия

I. Подготовительная работа.

Класс разделён на пять групп по 5-6 человек в каждой. Дети читают сказки Г.Х.Андерсена в определённом порядке:

  1. «Стойкий оловянный солдатик».
  2. «Дюймовочка».
  3. «Гадкий утёнок».
  4. «Огниво».
  5. «Дикие лебеди».
  6. «Снежная королева».

На прочтение каждой сказки во внеурочной работе даётся определённое время – 2-3 недели. После прочтения – выступления учащихся: «Вопросы- ответы», «забытые вещи» героев, рисунки по содержанию. Выявляются победители каждого этапа работы.

Вопросы викторины по сказке Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

  1. Как они оказались у мальчика? (Подарили в день рождения.)
  2. Что мог сделать солдатик, чтобы его заметили на мостовой? (Закричать, но считал неприличным.)
  3. Что решили сделать мальчишки? (Отправить солдатика в плавание.)
  4. На чём отправился в плавание оловянный солдатик? (Бумажная лодочка.)
  5. Что увидел солдатик стоя на столе? (Ту самую комнату, того мальчика, то самое окно, те игрушки, дворец, красавицу танцовщицу.)
  6. Что сделал мальчик? (Бросил солдатика в печку.)
  7. Что случилось с танцовщицей? (Порхнула в печку за оловянным солдатиком.)

Вопросы викторины по сказке «Дюймовочка».

  1. Какой цветок вырос из зёрнышка? (Как тюльпан.)
  2. Что было вместо вёсел? (2 конских волоса.)
  3. Куда поставила жаба ореховую скорлупу? (На лист кувшинки.)
  4. Какие слова говорил сын жабы? (Коакс.коакс. брекке-ке-кекс.)
  5. Кто помог Дюймовочке уйти от жабы? (Рыбки перегрызли стебель кувшинки.)
  6. Почему Дюймовочка смогла поплыть быстрее? (Один конец пояса привязала к мотыльку, а другой к листу кувшинки.)
  7. Кто унёс Дюймовочку с листа кувшинки? (Майский жук.)
  8. Чему удивлялись жучки- барышни разглядывая Дюймовочку? (2 ножки, нет щупалец, очень некрасивая.)
  9. Где жила Дюймовочка после листа кувшинки? (В лесу.)
  10. Почему её колыбелька не мокла под дождём? (Под листом лопуха.)
  11. Куда пошла Дюймовочка из леса зимой? (В поле.)
  12. К кому пришла Дюймовочка? (К полевой мыши.)
  13. Что попросила Дюймовочка у мыши? (Кусочек ячменного зёрнышка.)
  14. Кто пришёл в гости к мыши? (Крот.)
  15. Каким был домик крота? (В 20 раз больше, много комнат и длинный коридор.)
  16. Кого увидела Дюймовочка в коридоре у крота? (Ласточку.)
  17. Почему ласточка не улетела на юг? (Поранила крыло о терновый куст.)
  18. Кто готовил ткани для приданого Дюймовочки? (4 паука ткали ткани.)
  19. Почему Дюймовочка не упала улетая с ласточкой? (Привязалась поясом к самому большому пёрышку.)
  20. Куда опустила ласточка Дюймовочку? (На белый лепесток цветов.)
  21. Кого встретила Дюймовочка в чашечке лепестка? (Король эльфов. Маленький человечек.)
  22. Самый лучший подарок эльфов? (Прозрачные крылышки как у стрекозы.)

Викторина по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

  1. Какое было время года? (Лето.)
  2. Какими были лопухи? (Дети стояли в полный рост.)
  3. Чем мир лучше скорлупы? (Просторный.)
  4. Почему утка уселась опять в гнездо? (1 большое яйцо не лопнуло.)
  5. В какое общество ввела утка утят? (Птичий двор.)
  6. Чему учила утят мать-утка? (Лапки наружу, здороваться «Кряк!».)
  7. Что сделала злая утка с гадким утёнком? (Клюнула в шею.)
  8. Кто дразнил, клевал гадкого утёнка? (Утки, куры, братья, сёстры, мать, девушка, которая кормила.)
  9. Где очутился гадкий утёнок, сбежав со двора? (На болоте.)
  10. Сколько дней он сидел на болоте? (2 дня.)
  11. Что случилось с гусаками на болоте? (Застрелили охотники.)
  12. Куда добежал гадкий утёнок? (До бедной избушки.)
  13. Кто жил в избушке? (Старуха с котом и курицей.)
  14. Как старуха звала кота и курицу? (Сыночком и Коротконожкой.)
  15. Что случилось с утёнком зимой в полынье? (Примёрз ко льду.)
  16. Кто спас утёнка? (Крестьянин.)
  17. Кого встретил утёнок весной на воде? (3 белых лебедя.)
  18. Что увидел утёнок в воде? (Своё прекрасное отражение.)
  19. Что говорили дети и взрослые? (Новый лебедь лучше всех!)

Викторина по сказке Г.Х.Андерсена «Огниво».

  1. Что обещала ведьма солдату? (Денег.)
  2. Какое задание получил солдат? (Залезть в дупло.)
  3. Какие глаза были у 1 собаки? (Словно 2 чайных блюдца.)
  4. Какие глаза были у 2 собаки? (Мельничные колёса.)
  5. Какие глаза были у 3 собаки? (С башню.)
  6. Какие деньги были в 1, 2. 3 сундуках? (Медь, серебро, золото.)
  7. Полушка – это сколько? (Мелкая монета – одна четвёртая копейки.)
  8. Что просила ведьма? (Старое огниво.)
  9. Как можно справиться с собаками? (Посадить на клетчатый передник.)
  10. Что взял солдат? (Золото, огниво.)
  11. Куда пришёл солдат? (В город.)
  12. Чему удивился слуга, который чистил сапоги? (Богатый господин, а старые сапоги.)
  13. Кем стал солдат? (Барином.)
  14. Кого хотел увидеть солдат? (Повидать принцессу.)
  15. Как стал жить солдат? (Ходил в театры, жил весело, раздавал бедным деньги.)
  16. Сколько денег осталось у солдата? (2 денежки, обеднел.)
  17. Почему солдат вспомнил про огниво? (Не было денег на свечку, думал высечь огонь.)
  18. Что принесла 1 собака? (Мешок медных денег.)
  19. Какой 2 приказ дал солдат собаке? (Принести принцессу.)
  20. Как старуха фрейлина узнала про солдата? (Надела непромокаемые сапоги и пустилась вдогонку.)
  21. Как отметила старуха дом солдата? (Крест мелом.)
  22. В чём хитрость королевы? (Мешочек с крупой на спину принцессе.)
  23. Кто принёс огниво солдату в тюрьму? (Мальчик.)
  24. Сколько монет и каких он получил? (4 серебряных монеты.)
  25. Кто спас солдата? (3 собаки.)
  26. Как радовались собаки? (Плясали перед каретой и кричали «ура».)
  27. Сколько времени длился пир? (Неделю.)
  28. Где сидели 3 собаки? (За столом, ели, пили и вертели громадными глазами.)

Викторина по сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди».

  1. Сколько детей было у короля? (11 сыновей и 1 дочь Элиза.)
  2. Чем занимались сыновья и дочь? (Ходили в школу, а Элиза рассматривала картинки в книжке.)
  3. Как учились сыновья? (Отлично умели читать по книжке и на память.)
  4. Что случилось в семье короля? (Умерла мать и король женился на мачехе.)
  5. Что задумала злая мачеха? (Избавиться от Элизы.)
  6. Что она сделала? (Отправила её в деревню к чужим людям.)
  7. Что она сделала с принцами? (Превратила в воронов.)
  8. Удалось ли ей довести своё злое дело? (Нет, они превратились в красивых диких лебедей.)
  9. Какие игрушки были у Элизы? (1 листок от дерева.)
  10. Что изменилось в жизни Элизы? (В 15 лет отправили во дворец.)
  11. Кто помогал королеве? (3 жабы.)
  12. Выполнили жабы задание? (Нет.)
  13. Что сделала королева во 2 раз? (Натёрла Элизу соком грецкого ореха, она стала чёрной.)
  14. Почему за книгу Элизы отдано полкоролевства? (Картинки были живые.)
  15. Что сделала Элиза в лесу? (Смыла в ручье черноту.)
  16. Кто встретился на пути Элизы?(Яблоня.)
  17. Где она оказалась? (В самой чаще леса.)
  18. Кто встретился в чаще леса? (Старушка с корзиной ягод.)
  19. Кого встретила она у моря? (11 лебедей с коронами на головах.)
  20. Где живут братья? (За морем.)
  21. Где отдыхают, перелетая море? (На 1 утёсе могут стоять тесно прижавшись.)
  22. Как братья решили перенести Элизу через море? (Плели сетку из ивовой коры и тростника.)
  23. Каким был утёс? (Не больше головы тюленя.)
  24. Кто рассказал Элизе как расколдовать братьев? (Фея Фата – Моргана.)
  25. Какое растение должна нарвать Элиза? (Крапиву.)
  26. Условие феи? (Не разговаривать, пока работает.)
  27. Где оказалась Элиза? (В замке короля.)
  28. Что она увидела в маленькой комнатке? (Связку крапивы и рубашку из крапивы.)
  29. Сколько рубашек успела сплести? (6.)
  30. Кто нашёл её в сыром подземелье? (Младший брат.)
  31. Кто помогал плести последнюю рубашку? (Мыши, дрозд.)
  32. Кому не успела доплести рубашку? (Младшему брату левый рукав, осталось крыло.)
  33. Что появилось на месте костра? (Куст красных роз.)

Викторина по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

I часть – «О зеркале и его осколках»:

  1. Какое чудо сотворил тролль? (Зеркало.)
  2. Что случилось с зеркалом? (Упало на землю и разбилось вдребезги.)
  3. Что видел человек с осколком зеркала в глазу? (Всё только дурное.)
  4. А в сердце? (Сердце превращалось в лёд.)

II часть – «Мальчик и девочка»:

  1. Какой был садик у двух бедных детей? (Побольше цветочного горшка.)
  2. Как зимой дети смотрели друг на друга? (Через кружок от медной монеты на стекле.)
  3. Кого увидел Кай через кружок? (Снежинку – женщину – птицу.)
  4. Что случилось с Каем? (Осколок зеркала попал в глаз и кольнуло в сердце.)
  5. Как изменился Кай? (Видел всё безобразие.)
  6. Где катался Кай на санках? (На большой площади.)
  7. За кем ехал на санках Кай? (За Снежной королевой.)
  8. Как изменился Кай после второго поцелуя снежной королевы? (Забыл Герду, бабушку, всех домашних.)
  9. О чём рассказал Кай Снежной королеве? (Он знает 4 действия арифметики.)
  10. Где днём спал Кай? (У ног Снежной королевы.)

III часть – «Цветник женщины, умевшей колдовать»:

  1. Что о Кае думала Герда? (Кай умер.)
  2. Кто не соглашался? (Солнечный свет, ласточка и сама Герда поверила.)
  3. Кого спрашивала Герда? (Реку.)
  4. Что самого ценного отдала река? (Красные башмачки.)
  5. Что случилось с Гердой? (Лодка несла по течению.)
  6. С кем встретилась Герда? (Со старушкой.)
  7. Что сделала старушка? (Оставила у себя, чесала волосы золотым гребешком.)
  8. Что происходило с Гердой? (Забывала Кая.)
  9. Чем была набита перинка Герды? (Голубыми фиалками.)
  10. Какой цветок на шляпе старушки напомнил Герде о Кае? (Роза.)
  11. Что сделала Герда? (Убежала от старушки.)

IV часть – «Принц и принцесса»:

  1. Кто вспомнил, что видел Кая? (Ворон.)
  2. Куда отправилась Герда? (Искать Кая.)

V часть – «Маленькая разбойница»:

  1. Почему разбойники ухватились за карету? (Была золотая.)
  2. Какие животные томились у маленькой разбойницы? (Голуби, северный олень.)
  3. Куда унесла Кая Снежная королева? (В Лапландию.)
  4. Назови остров (У Северного полюса, на острове Шпицберген.)
  5. Как Герда оказалась в Лапландии? (На северном олене.)

VI часть:

  1. На чём писала слова лапландка? (На сушёной треске.)
  2. Что сделала финка с треской? (Сварила.)

VII часть:

  1. Какое слово не мог сложить Кай? (Слово «вечность».)
  2. Как Кай избавился от осколков льда? (Заплакал.)

После подведения итогов проводим итоговую викторину по сказкам Г. Х. Андерсена.

Итоговая викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.

  1. Какие сказки Г.Х.Андерсена вы знаете?
  2. Дюйм – это сколько? (2,54 см.)
  3. Какое зёрнышко дала колдунья? (Ячменное.)
  4. Какой цветок вырос из зёрнышка? (Похожий на тюльпан.)
  5. Что было лодочкой у Дюймовочки? (Лепесток тюльпана.)
  6. Что было вместо вёсел? (Два конских волоса.)
  7. За что мышь оставила Дюймовочку жить у себя? (Убирать дом, рассказывать сказки.)
  8. Самый лучший подарок эльфов для Дюймовочки? (Прозрачные крылышки, как у стрекозы.)
  9. Куда полетела ласточка из тёплых краёв? (В Данию.)
  10. В какое время года происходили события с утёнком? (Лето.)
  11. Какой высоты были лопухи? (Дети могли стоять в полный рост.)
  12. Почему утка уселась опять в гнездо? (Одно большое яйцо не лопнуло.)
  13. Чему учила старая утка? (Бросить яйцо и учить утят плавать.)
  14. Каким был птенец? (Большой и гадкий.)
  15. Как называли птиц, которых увидел утёнок? (Лебеди.)
  16. Что увидел утёнок в воде? (Своё отражение.)
  17. Что говорили дети и взрослые? (Новый лебедь лучше всех.)
  18. Сколько было оловянных солдатиков? (25.)
  19. Как они оказались у мальчика? (Подарили на день рождение.)
  20. Почему вечером солдатика не уложили спать? (Притаился за табакеркой.)
  21. Кто жил в табакерке? (Чертёнок.)
  22. На чём отправился в плавание оловянный солдатик? (На бумажной лодочке.)
  23. Кого он встретил под мостом? (Водяную крысу.)
  24. Что потребовала крыса у оловянного солдатика? (Паспорт.)
  25. Что случилось с лодочкой? (Зачерпнула воды и стала тонуть.)
  26. Кто вынырнул из воды? (Большая рыба.)
  27. Где оказался солдатик? (В желудке у рыбы.)
  28. В чём стойкость солдатика? (Хотел заплакать, но удержался.)
  29. Что сделал мальчик? (Бросил солдатика в печь.)
  30. Что случилось с танцовщицей? (Порхнула в печь вслед за оловянным солдатиком.)

В конце работы подводятся итоги викторин. Награждаются победители викторины медалями и сладкими призами. Самых активных участников викторины отмечаем в классном уголке – оставил след на тропинке «Книга – лучший друг». В конце года мы провели литературный праздник совместно с учащимися 9 классов, где дети сыграли роль Г.Х.Андерсена и нам очень пригодились знания, полученные в результате литературных викторин.

Литературная игра - викторина

«Мой любимый сказочник»

для 1- 4 классов

Подготовила

учитель начальных классов

Абукенова Бактканым Умбетовна.

Цель : в игровой форме закрепить знания воспитанников по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание; научить работать в команде, культуре поведения на праздниках.

Ход игры :1. «Звездный час»

2. Зрительский конкурс

3. конкурс «Бюро находок»

4. «Узнай сказку по рисунку» с выставки

5. конкурс «Угадай сказку»

6. «Портреты героев»

7. Отгадай кроссворд

8. Заключение

Произведения для повторения:

Сказки Х.К.Андерсена:

«Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Огниво», «Русалочка», «Свинопас», «Оле-Лукойе», «Снежная королева», «Золотой мальчик», «Стойкий оловянный солдатик», «Красные башмачки», «О том, как буря перевесила вывески», «Принцесса на горошине»,

«Дюймовочка», «Соловей», «Снеговик», «Дорожный товарищ», «Под ивою», «На утином дворе», «Дворовый петух и флюгерный», «Аисты», «Новое платье короля».

Ведущий: Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. В Дании в городке Оденсе. Чем же был богат этот мальчик? У него были самодельные игрушки, кукольный картонный театр и куча старых театральных афиш. Билет в настоящий театр был не по карману сыну сапожника. Ханс забивался дома в уголок и сочинял там спектакли. Над ним потешались и дразнили фантазером.

Но Ханс Кристиан вырос и стал писателем. Его сказки вы, надеюсь, сейчас вспомните.

(Играют 2 команды . Им нужно заранее придумать названия и девизы, имеющие отношение к творчеству Х.К.Андерсена; выбирается жюри)

I команда «Огниво»

Девиз: Мы сверкаем, мы сверкаем

Мы добро лишь излучаем,

Никогда не унываем,

Потому что мы - друзья!

II команда «Путешественники по сказкам»

Девиз: В сказочный мир мы сегодня идем

И за собой всех ребят позовем.

Мы дружная команда, веселые друзья,

Со сказкоюрядом шагаем всегда!

1. «Звездный час»

Команды поднимают табличку с правильным ответом.

    В какой стране жил великий сказочник Х.К.Андерсен? (жирным шрифтом отмечен верный ответ)

    • Германия

      Дания

    Какое из трех произведений не принадлежит перу Андерсена? Назовите его:

    «Гадкий утенок»

    «Дикие лебеди»

    «Золотой гусь» (братья Гримм)

    Из трех предложенных предметов два взяты из сказки «Огниво».Определите лишний предмет.

  • Оловянный солдатик

    Из какой сказки эта песенка? «Ах, мой милый Августин, все прошло, все!»

    «Русалочка»

    «Свинопас»

    «Оле-Лукойе»

    Кто из героев Андерсена мог сказать о себе такое: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаза попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным».

    Как зовут главного героя сказки «Золотой мальчик».

    Петер

    Иоганнес

    В кого превратился Гадкий утенок?

  • Лебедя

2. «Зрительский конкурс»

Мир сказок Андерсена удивителен.

    Скажите, кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик из сказки

«Стойкий оловянный солдатик»)

    • «Пятеро из одного стручка» (горошины)

      «Гадкий утенок» (Птенец лебедя)

  1. Из скольких рассказов состоит сказка «Снежная королева»? (Из семи)

    Какая сказка заканчивается следующими словами: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, и на дворе стояло теплое, благодатное лето»?

(«Снежная королева»)

    В какой сказке на бильярдном клубе появилась вывеска»Высшее учебное заведение»?

(«О том, как буря перевесила вывески»)

3. «Бюро находок»

Ведущая: Ребята, представьте, что ночью, когда вас не было, в классе побывали гости. Вот их забытые вещи. Давайте вернем их владельцам! Кому же принадлежат эти предметы?

Задания первой команде:

    Зонтик (Оле-Лукойе)

    Горошина (Принцессе, «Принцесса на горошине»)

    Санки (Каю, «Снежная королева»)

    Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

Задания второй команде:

    Бумажный кораблик (Солдатику, «Стойкий оловянный солдатик»)

    Крапива (Элизе, «Дикие лебеди»)

    Белая и красная розы (Герде и Каю, «Снежная королева»)

    Музыкальный горшочек (Принцу, «Свинопас»)

4. «Узнай сказку по рисунку» с выставки.

На выставке представлены рисунки, по которым дети определяют сказку.

5.Игроки должны определить, к какой сказке относятся

прочитанные подборки слов.

Задания первой команде:

    Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба.

(«Снежная королева»)

    Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение. («Дикие лебеди»)

    Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода. («Гадкий утенок»)

    Тюфяк, карета, кресло, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»)

Задание второй команде:

    Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка»)

    Нора, полевая мышь, крыло, эльф, цветок, ласточка. («Дюймовочка»)

    Дупло, ведьма, собака, колыбель, кремень, трубка, принцесса. («Огниво»)

    Роза, соловей, горшочек, трещотка, принцесса. («Свинопас»)

6. «Портреты героев»

Команды должны узнать, о каких персонажах идет речь.

Задание первой команде: (их задает вторая команда)

    «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки» (Эльф, «Дюймовочка» )

    «Она была прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза её сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты»

(«Снежная королева»)

    «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать - хоть по книжке, хоть наизусть - все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! У них была сестрица…»

(«Одиннадцать братьев-принцев, «Дикие лебеди »)

Задание второй команде (задает первая команда)

    «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая.»

(Принцесса, «Принцесса на горошине»)

    «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шел домой» (Солдат, «Огниво»)

    «Было когда-то двадцать пять солдатиков, родных братьев по матери - старой оловянной ложке. Ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну прелесть, что за солдаты. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного. На него не хватило олова, и он был одноногим»

(Солдатик, «Стойкий оловянный солдатик»)

7. Зрительский конкурс

    Как зовут главных героев сказки:

    «Оле-Лукойе» (Оле-Лукойе, Яльмар)

    «Дикие лебеди» (Элиза)

    «Дорожный знак» (Йоханнес)

    «Под ивою» (Йоханка и Кнуд)

(Потому что внутри у Снеговика была кочерга)

    Назовите пять сказок, в которых главными героями являются птицы

(«Гадкий утенок», «На утином дворе», «Соловей», «Аисты»,

«Дворовый петух и флюгерный»)

(К лебедю из сказки «Гадкий утенок»)

    Кем на самом деле был человек, пасший свиней в сказке «Свинопас»?

(Принцем)

    В какой сказке герой:

    1. Добывает себе счастье с помощью собак? («Огниво»)

      Спасает императора от смерти своей песней? («Соловей»)

в) Не мог заснуть на двадцати тюфяках и двадцати пуховиках, так как под ними лежала горошина? («Принцесса на горошине»)

      • Герои какой сказки произносили следующие слова:

а) «А почему у нас нет бессмертной души? Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо» («Русалочка»)

б) Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)

8. Отгадай кроссворд «Великий сказочник»

    Родина Андерсена.

    Волшебный предмет, которому служили три глазастые собаки.

    Подруга Кая.

    В него превратился Гадкий Утенок.

    Из нее Элиза вязала рубашки, чтобы расколдовать братьев.

    Птичка, которая заставила плакать императора.

    Его целовала принцесса за всякие безделушки.

9.Заключительное слово

Ведущая: В 1956 году Международным советом по книгам для детей и юношества была основана международная премия Х.К. Андерсена, присуждается она один раз в два года в апреле. Поначалу премия Андерсена присуждалась только автору лучшей детской книги, а с 1966 года её выдают и лучшему художнику - иллюстратору. В разные годы премию получали писатели: Джанни Родари (Италия), Астрид Линдгрен (Швеция), художник Татьяна Маврина из России и др. Все лауреаты получили красивые медали с профилем Андерсена.

С 1967 года день рождения Х.К.Андерсена (2 апреля) стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.

А сейчас наше независимое жюри подведет итоги (награждение команд и победителей в зрительских конкурсах).

Вот и подошел к завершению наш праздник. Спасибо за участие и внимание!

Кроссворд «Снежная королева»

1. Что разбилось на зловещие осколки?

2. «Плохая» девочка, оказавшаяся очень доброй?

3.Кто искал Кая?

4.Что выращивали Кай и Герда?

5.Имя вороны (по мультфильму- Клара)

6.Красавец- зверь, на котором скакала Герда?

7.Какое слово надо было сложить из льдинок?

8.Имя друга Герды?

Кроссворд «Русалочка»

1.Кто был спасен Русалочкой?

2.Время суток, когда Русалочка не спала?

3.Что слышал принц, и это волновало и завораживало его?

4.Кто помог Русалочке стать девушкой земной?

5.Что взамен взяла ведьма?

6.Что просила у Ведьмы Русалочка?

7.Что отдали Ведьме сестры Русалочки?

8.Что осталось вместо Русалочки?

Список использованной литературы:

    Андерсен Х.-К. Сказка моей жизни: Отрывок: [Детство] // Дет. лит-ра.-2001.- 4.- С. 40-47. .

    Бондаренко Е. КВН по сказкам Х.-К. Андерсена // Нач. школа.-2000.- 12.- С.1,15.

    Дмитриевич В. Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена // Нач. школа.- 2000.- 8 (февр.).- С.12-125.

    Осанова Н.Н. Г.-Х. Андерсен и его сказка «Свинопас» // Уроки лит-ры. - 2001. - 8. - С.1—12.

    Тельминова Н.А. Эти старые, старые сказки: Литературная игра по сказкам Х.К.Андерсена // Читаем, учимся, игранем, - 2000. - Вып.1. - С.109-114.

    Фиников В. Ганс Христиан Андерсен // Андерсен Г. Х. Сказки. - М., 1987. - С.5-14.