Рукопашный бой по системе кадочникова пискаревка. Стиль Кадочникова: Самый известный в России

кл слова: рукопашный бой, Кадочников, русский стиль, рассказ

Об этом человеке слышали многие, но удавалось увидеть его не всем
автор - К.Серов
статья опубликована в газете "Комсомольская правда" 16 мая 1991 года
Учитесь драться по науке
- Да что там ваши десантники, омоновцы! Что они умеют? Вот у нас в Краснодаре есть настоящий русский ниндзя. Такого убить невозможно...
- А ты хоть сам-то его видел?
- Конечно. Живет он в бункере под землей.
...На первый семинар по русскому рукопашному бою съехались "бойцы" со всей страны. Кого тут только не было: и каратисты разных школ, и таэквондисты, и самбисты, и даже китайский разведчик, специалист по ушу. Еще бы, ведь предстоял выход в свет легендарного русского бойца - Алексея Алексеевича Кадочникова.

Но где же он? Да вот же! Поджарый седовласый мужчина небольшого роста - вот никогда бы не подумал... Реакция остальных была похожа на мою: растерянность, разочарование. Но Алексей Алексеевич, не долго думая, вышел в центр зала: "Кто-нибудь поможет?" Из толпы вышел здоровенный кикбоксер. "Бей!" - сказал Кадочников. "Да что вы?". "Давай, не стесняйся". Замах. Полниеносный удар, который проходит мимо. Тяжеловес по инерции, правда, не без помощи Кадочникова, летит на ковер. Знакомство состоялось.
Вот так я впервые увидел настоящий боевой прием русского рукопашного боя. О его существовании я слышал не раз и даже писал. Но, честно говоря, чем отличается он от других видов единоборств, до конца не понял. Разве могут существовать какие-то секретные удары или захваты? Ведь у человека всего две руки и две ноги. Со стороны де работа Кадочникова выглядела слишком просто и естественно. Но повторить обыкновенное на первый взгляд движение не удавалось никому.
- Если силу прилагать правильно, то для выполнения приема ее потребуется в несколько раз меньше... - начинает свое объяснение Кадочников. - Простейшая геометрия: вот это вектор силы... это рычаг с точкой опоры...
Свои занятия по рукопашному бою он начинает с геометрических построений. Плечо, предплечье... катет, гипотенуза. "И почему до этого не могут догадаться в институтах физкультуры?!. - сетует "дед" (так с уважением, за глаза, называют его ученики). - Ведь и в спорте движения те же самые, такое же трехмерное пространство. Кстати, работа в трех плоскостях - одно из основных правил русского рукопашного боя. Освоив его, ты моментально получишь в поединке несомненное преимущество, поскольку постоянно выводишь противника из равновесия".
Но неужели Кадочников до всего дошел сам, создал свой, непохожий ни на что, стиль? Алексей Александрович на это не претендует и считает, что просто систематизировал те знания и навыки, которыми испокон веков владели русские воины. Кстати, крылатое выражение Суворова "Пуля - дура, штык - моложец" отражало одну из важнейших тактических задач боя - скорейший переход врукопашную, где русские воины имели преимущество.
Восточный синдром
Сам Алексей Алексеевич Кадочников учился "русскому стилю" после войны в одном из спецучилищ (где готовили диверсантов), куда после революции и было запрятано боевое искусство русских воинов. Правда, во время Великой Отечественной войны оно еще ходило среди обыкновенных солдат - передавалось, как ремесло, из поколения в поколение (к примеру, дед Алексея Алексеевича, кавалер трех Георгиевских крестов, передал свое искусство отцу, которое во время последней войны не раз выручило. При обороне Одессы он один смог отбиться от пятерых). Но после войны постепенно искусство русского рукопашного боя стало забываться. На некогда общевойсковую подготовку был наложен гриф "Совершенно секретно". Таким образом, мы оказались на грани потери своего боевого искусства.
А в это время в образовавшуюся нишу хлынул поток заморских видов единоборств. И чего теперь только у нас нет! Одних только федераций по каратэ несколько. А ведь есть еще и кунг-фу, таэквондо, ушу... Приезжаю в далекий заполярный городок, а там все бредят "кекусинкаем" (один из видов каратэ)... Но мало кто задумывается, что восточные боевые искусства чужды нам не только психологически, но и физиологически. Русскому человеку, к примеру, сидеть в распространенной на востоке позе "лотоса" просто-напросто неудобно. То же самое происходит при выполнении различных ударов.
В большинстве случаев восточная философия в наших людях дает гремучую смесь. "Восточники" рьяно отстаивают право на господство и всеми силами стараются помешать существованию конкурентов. Но если одни восточные единоборства с другими еще как-то уживаются, то русского национального рукопашного боя боятся как огня. Первая публикация о нем в "Комсомолке" ("Стиль от... спецназа", 25 октября 1990 года) вызвала такой огромный поток угроз, что мы даже растерялись. Моему же соавтору Саше Лаврову в своем Свердловске было и вовсе не легко.
Обидно терять традици рукопашного боя не только потому, что началось засилье восточных видов. В сотни раз хуже то, что это стоило нашим солдатам многих жизней в том же Афганистане,- это только раньше русские войска отличались отличной рукопашной подготовкой... Особенно в этом преуспели пластунские части (состоявшие в основном из казаков). Пластуны уходили в тыл врага более чем на 100км... Неудивительно, что в основу подготовки морских пехотинцев США лег "русский стиль", который они взяли на вооружение благодаря русским офицерам-эмигрантам.
Обо всем этом Кадочников говорит с болью. Растерять такое богатство надо было суметь. И это, похоже, удалось. По словам "деда", ни один милиционер теперь не может правильно заломить руку. Мало того, даже в ОМОНах нет настоящих профессионалов, кто бы мог разобраться в любой уличной ситуации, не доводя дело до крови. А научить некому. Знаю, как котируются "на рынке" ученики Кадочникова. За накоторыми из них в последнее время устроена настоящая охота. Заполучить их для подготовки спецподразделений стремятся многие.
Как связать человека стулом?
Никогда не догадывался, что обыкновенные столовые тарелки могут так хорошо летать. В руках же мастера они становятся грозным смертоносным оружием. Впрочем, как оказалось, за любым столом можно найти и другие предметы для защиты и нападения.
Сидим, пьем чай. Кадочников берет со стола пустой стакан, делает неуловимое движение рукой - условный противник задергался. Что произошло? Алексей Алексеевич всего-навсего выплеснул остатки чая, которые есть всегда. Этого оказалось достаточно, чтобы "враг" был полностью дезориентирован.
И таких военных хитростей у "деда" множество. Он, по-моему, и сам не может все их перечислить и говорит, что в принципе можно использовать любой предмет, находящийся под рукой. А если его нет, то подойдут и части своей одежды.
"А как можно использовать, к примеру, этот стул?" - не успеваю задать вопрос, как уже лежу на полу, связанный тем же самым стулом. Вы умеете связывать стулом?! Тут же - пока я пытаюсь выбраться - Кадочников продолжает рассказывать, как правильно работать этим стулом сразу против нескольких соперников, что стул многим похож на рога оленя - опаснейшее оружие, которого боится даже король тайги тигр.
- Но ведь здесь же не развернешься - комната слишком маленькая, - задаю я вопрос теперь уже с опаской.
- Это даже лучше - мало кто умеет сражаться в ограниченном пространстве, - отвечает Алексеич. - Пошли в лифт.
- Пошли, - уже совсем грустно отвечаю я...
...Потом меня конвоировали при помощи обыкновенной расчески. "Допрашивали" шариковой ручкой...

Есть ли подобные "примочки" в других видах единоборств? Кроме работы с палкой, я ни о чем другом не слышал. Существует, правда, специальная подготовка с мечами, нунчаку - но ведь это уже боевое оружие. В понятие "оружие" в русском стиле вкладывается иной смысл. "Дед" любит повторять: "РУкопашный бой является невидимым оружием, которое нельзя обнаружить, пока его не применили, и нельзя отобрать, пока человек жив". Но вдруг на своих занятиях Кадочников достает рисунки с различного вида мечами, алебардами, саблями, шпагами и начинает рассказывать, откуда взялась такая форма. К примеру, сабля имеет полукруглую форму - она использовалась в "тесной рубке". Огромными мечами сражались рыцари, дерущиеся в одиночку, а не в строю... Все эти знания необходимы по двум причинам, считает Кадочников. Во-первых, знание старого оружия поможет понять механику рукопашного боя, приспособить для самообороны любой предмет. Во-вторых, воин является носителем своей культуры, а без этого боевое искусство теряет смысл. Как потеряли его восточные единоборства в нашей стране. Ведь до нас дошла лишь небольшая часть этих "заморских" систем.
Нельзя забывать, что рукопашный бой - лишь одна составная часть системы выживания человека в экстремальных условиях. И порой можно победить в единоборстве, лишь избежав физического конфликта. Кадочников по этому поводу любит вспоминать пример, описанный в книге дважды Героя Советского Союза В.Н.Леонова "Готовься к подвигу", когда летом 1945 года десять человек фактически разоружили челую воинскую часть квантунской армии. Используя знание обстановки на фронте (вот-вот Япония должна была капитулировать), советским разведчикам, пробравшимся во вражеский штаб, удалось запугать и убедить сдаться японское командование. Дойди дело до вооруженного столкновения, ни о какой капитуляции не могло бы идти и речи.
Оценка ситуации, местности, времени суток и года в "русском стиле" необходимы. В этом, наверное, и заключается основное отличие рукопашного боя от видов спорта, во многом потерявшим связь с настоящим боевым искусством. Для того, чтобы и "русский стиль" стал видом спорта - безопасным, доступным для каждого, необходимо убрать некоторые приемы-"убийцы".
Я не сомневаюсь в том, что Кадочникову даже в простой рукопашной схватке не сможет противостоять ни один каратист. А про бой уж и говорить нечего. Когда "дед" начал рассказывать о плотности воздуха (от которого зависит траектория полета пули), морских течениях и температуре вод (от этого зависит, сколько человек может продержаться на воде), цвете листвы и травы (способы маскировки), то мне стало ясно, что "русским стилем" нельзя заниматься на досуге - это образ жизни, образ мышления. И как жаль, что его традиции практически потеряны. И как хорошо, что есть в краснодарском ракетном училище человек, который поможет нам его возродить.
При расставании, хотя были знакомы всего несколько дней, мы обнялись - это, пожалуй, единственный ритуал, который существует (и существовал) среди русских воинов.

В этой серии статей мы познакомим вас с уникальным методическим подходом, благодаря которому вы сможете быстро и легко овладеть базовыми двигательными навыками, которые являются фундаментом Системы Кадочникова. Даже если у вас нет инструктора или возможности посещать семинары и тренинги, вы узнаете, как можно начать правильно обучаться самостоятельно, в домашних условиях.

  • [Вы здесь] Часть 1. Система Кадочникова: Три Шага К Мастерству Рукопашного Боя
  • Часть 2.
  • [Скоро] Часть 3. Как Правильно Дозировать Нагрузку При Самостоятельном Обучении Системе Кадочникова

Все гениальное просто, но не примитивно - говорил Эйнштейн. Вот на этой тонкой границе между простотой и гениальностью была создана уникальная система рукопашного боя и эффективной самообороны, которая не имеет аналогов в мире и доступна в освоении для человека любого возраста.

Потому что для ее освоения вам не нужна ни спортивная подготовка, ни специальные знания. Скорее наоборот. Начав знакомство с Системой вы сами захотите узнать больше о возможностях своего тела и психики.

Быстро получив то, за чем пришли - уверенность в себе и навыки эффективной самообороны - многие люди продолжают занятия Системой Кадочникова для саморазвития, чтобы лучше понять себя и свое предназначение в мире.

Схематично в обучении Системе можно выделить три уровня практики.

Первый уровень – боевые навыки.

Главная задача на этом уровне – научить своё тело двигаться в оптимальном режиме и освободить мышцы от страха и напряжения. Именно поэтому обучение начинается с работы над страхом с помощью специальных упражнений, которые оказывают весь спектр необходимого воздействия на тело и психику: это и специальный массаж, и навык мышечной релаксации, и умение обходить углы и препятствия.

Главная задача на этом уровне – научить своё тело двигаться в оптимальном режиме и освободить мышцы от страха и напряжения

Выполнение этих несложных упражнений позволит включить в действие механизм мышечной памяти.

После того как ваше тело перестало накапливать в мышцах страх и напряжение , вы можете научиться им управлять как единым слаженным механизмом. Ведь энергия направляется туда, куда направлено ваше внимание. Подготовленное тело способно выполнить тонкую работу, которой управляет мозг. Вам больше не понадобятся грубые и резкие механические движения, которые ваше тело выполняло словно робот.

Вместо них вы научитесь двигаться плавно, всем телом, последовательно распределяя усилия. В таком режиме вы сможете работать столько времени, сколько будет необходимо , и при этом не будете уставать. Вы даже не вспотеете.

Сложно в это поверить? Да, звучит фантастически. Но только на первый взгляд. Потому что этому есть научное объяснение.

Дело в том, что усталость начинает накапливаться в коре головного мозга . И лишь после этого начинают уставать мышцы. Вот почему когда мозг не готов к ситуации, не знает как решить проблему, человек начинает суетиться и очень быстро теряет энергию.

То же самое происходит и тогда, когда человек полагается на свои физические возможности, заученные приемы и шаблоны поведения. Тело забирает всю энергию, оставляя мозг без необходимого питания для оценки обстановки и принятия нужных решений в соответствии с ситуацией.

За резким всплеском физической энергии следует спад, и человек становится беззащитным. В этот момент ему не помогут ни тренированные мышцы, ни багаж из сотен заученных приемов.

Модель поведения, в которой человек полагается на свои физические возможности показана на рисунке (красным) цветом. Для нее характерно максимальное проявление физических сил, при котором не остается энергии ни на поддержание объема внимания для оценки обстановки, ни возможности управлять ситуацией и вносить необходимые коррективы в управление своим телом и противником (противниками). И, конечно, она ограничена во времени.

Физические возможности человека не безграничны . Такую модель поведения Алексей Алексеевич Кадочников сравнивает с управлением автомобилем, который несется по трассе с бешеной скоростью.

На большой скорости вписаться в поворот практически невозможно. Тем не менее 99% всех существующих систем в большей или меньшей степени основаны именно на такой модели поведения. Несмотря на то, что современными научными исследованиями доказано: для эффективного контроля ситуации человек не должен тратить на физические усилия более 20-25%.

С чем это связано? В первую очередь с количеством энергии, которое необходимо головному мозгу для активной деятельности. Дело в том, что мозг - самый энергозатратный орган нашего тела . Даже когда наше тело находится в спокойном расслабленном состоянии мозг потребляет 20 % энергии, а те же внутренние органы к примеру в два раза меньше.

Ученые доказали, что для эффективной деятельности в опасной ситуации мы должны видеть и оценивать окружающую обстановку вокруг себя в диапазоне не менее 270 градусов, а также задействовать другие анализаторы (слух, обоняние, осязание). На все это нужна энергия.

Обучая свое тело затрачивать на правильную двигательную деятельность не более 25% сил, мы оставляем необходимое количество энергии для того, чтобы наш мозг мог правильно оценить ситуацию, выявить проблему и поставить задачу для ее решения с учетом различных вариантов (в зависимости от времени, сил и средств, которыми мы располагаем в данный момент). Только в таком режиме мы можем эффективно работать в потенциально стрессовой ситуации, не поддаваясь страху или панике и решать задачи любой сложности.

Второй уровень – боевая кинематика

На этом уровне практики мы помогаем телу освободиться от скованности и мышечного напряжения при различных передвижениях, учимся работать в контакте с противником и при этом не напрягаться ни физически, ни психически. Правильно выбирать зоны контакта и воздействовать на противника не силой, а управлением его движениями. Овладеваем защитой от любых ударов противника с помощью использования не только линейной, но и угловой скорости.

Это позволяет нам раскладывать любое ударное воздействие на составляющие и всегда быть быстрее, чем противник. Учимся создавать моменты уязвимости противника после каждого его действия.

На этом уровне практики вы стремитесь использовать не более 25% своих сил, можете видеть и оценивать окружающуюу обстановку и работать эффективно столько времени, сколько потребуется. В этом состоянии вы удары принимаете мягко, потому что используете не только линейную скорость движения, но и угловую, поэтому всегда выигрываете во времени.

Мягкость, плавность и кажущаяся стороннему наблюдателю безобидность ваших движений обманчивы . Спиралевидные движения, выполненные вращением ваших рук вокруг собственной оси создают новые траектории, которые неопытный глаз даже не видит. Хотя это описывается элементарной формулой длины окружности. Как показано на рисунке.

На этом уровне практики для вас абсолютно очевиден тот факт, что угловая скорость всегда выше линейной. Легкое вращательное движение кистью или предплечьем, выполняемое за доли секунды, меняет направление движения любого удара, делая его для вас безопасным и заставляет противника в этот миг стать уязвимым.

Это позволяет вам в нужное место и время приложить силу , момент, импульс для нейтрализации любого противника (противников).

Ведь любое физическое тело имеет целый ряд параметров: массу, длину, ширину, центр тяжести, геометрическую форму, агрегатное состояние. В динамике (движении) тело приобретает такие параметры, как вектор (направление движения), скорость, ускорение, импульс.

При взаимодействии одного тела с другим образуется зона контакта, которая измеряется площадью контакта. Чем меньше площадь зоны контакта, тем сильнее будет деформация объекта при воздействии на эту зону (при прочих равных условиях).

При воздействии одного тела на другое образуются точки опоры, центры вращения масс. Для уменьшения направленного воздействия создается точка разложения силы. Для увеличения направленного воздействия создается точка опоры и используется рычаг или момент силы.

В ударах используется импульс (принцип сверхзвуковой скорости), что позволяет достигать сокрушительного эффекта при минимальных затратах своей энергии.

Основная задача первых двух уровней практики – повысить качество реализации движений вашим телом в различных ситуациях, включая экстремальные. Это проще понять, если провести аналогию нашего тела с каким-либо механизмом.

Любой работающий механизм – это кинетико-кинематическая система , которая характеризуется двумя параметрами – кинетикой.и кинематикой.

Кинетика – это источник силы (кинетической энергии). Для автомобиля или самолета – это двигатель. Для человека – это мышцы. Каждое мышечное волокно – это мини-мотор.

Кинематика – это передача силы от источника через элементы данного механизма с целью преобразовать ее в полезное действие . Чем эффективнее кинематическая передача, тем меньше силы нужно приложить для обеспечения одного и того же механического результата..

Костные, суставные и фасциальные структуры – обеспечивают кинематические соединения и конвертируют работу мышц в опорные и двигательные функции. Чем эффективнее кинематические соединения, тем меньше работы нужно выполнять мышцам. Именно кинематические характеристики определяют насколько эффективно наша костно-мышечная система работает как опорно-двигательный аппарат.

Таким образом первые два уровня практики позволяют нам совершать работу за счет улучшения кинематических характеристик нашего тела, а не энергетически затратной эксплуатации своих мышц, возможности которых очень ограничены.

Третий уровень – боевое фехтование.

На этом уровне практики все приобретенные навыки мы переносим на работу с холодным оружием и подручными средствами. Специально-подготовительные упражнения помогут нам устранить психологические блоки при работе с холодным оружием и избежать ошибок, которые допускают 99% занимающихся. И, наконец, связываем все полученные знания в боевые алгоритмы для эффективной самообороны в любых условиях и ситуациях.

Подробно обучение на всех трех уровнях Системы Кадочникова рассмотрено в одном из самых эффективных видеотренингов для домашнего обучения

) - создатель одной из наиболее известных российских систем рукопашного боя - «Системы Кадочникова».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Самооборона и самазащита.Старов-Кадочников.15

    Самооборона и самазащита.Старов-Кадочников.4

    Самооборона и самазащита.Старов-Кадочников.14

    Субтитры

Биография

Алексей Алексеевич Кадочников родился 20 июля года в городе Одесса в семье кадрового офицера ВВС РККА . С 1939 года постоянно проживает в Краснодаре . С по годы проходил действительную военную службу в Вооружённых Силах СССР . После службы в период с года по апрель года работал в различных организациях и НИИ города Краснодара . В году заочно окончил . Работал заведующим лабораторией на кафедре механики Краснодарского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск (начальник кафедры - В. А. Чернолясов) с апреля года. Во время работы в училище разработал свой собственный способ выживания. Обучение способу самозащиты Кадочникова для гражданских лиц включает сокращённый комплекс технологий, позволяющих выживать в экстремальных ситуациях. С мая года по настоящее время работает ведущим специалистом -психологом войсковой части 62986.

Способ самозащиты Кадочникова

Теорию рукопашного боя Кадочников преподает с упором на знания физики, психологии и анатомии. В процессе обучения демонстрация какого-либо технического действия часто сопровождается объяснением физического закона или принципа, лежащего в его основе. Причём, не имея возможности «пропустить через себя» огромное количество своих последователей, основной упор он делает именно на теорию, а наработка действий в бою чаще всего остаётся самому занимающемуся. Собственно технические действия, или «приёмы», в работе Кадочникова отсутствуют. Лучше всего его работу с противником можно охарактеризовать как «управление»

Лица, не имеющие технического образования, имеющие расплывчатые представления о законах механики, часто не понимают, как Кадочникову удаётся делать то, что он делает. Пытаясь овладеть его навыками, они «переводят» их с языка науки на свой собственный, понятный им, сильно упрощённый язык. Именно по этой причине возникли и продолжают возникать те многочисленные «копии» Кадочникова, которые при всём своем пафосе не в состоянии обработать профессионально поставленный удар.

Авторский стиль рукопашного боя Кадочникова, говоря иначе, «Система Кадочникова», является объектом авторского права и запатентована автором в качестве «Способа Кадочникова А. А. самозащиты от нападения». При этом споры о том, что это − «Система Кадочникова» или «Стиль Кадочникова» − активно продолжаются. Предпосылки для дискуссий следующие: если это система, то она должна отвечать целому ряду признаков. Например, должен быть указан предмет системы, её составные части, и отличия от других аналогичных систем. Если это стиль, то это нечто другое. Новизна просматривается в разделе «нижняя акробатика». Основа стиля Кадочникова, по мнению многих специалистов боевых искусств, это заимствование из восточных единоборств, таких как Джиу-джитсу , Айкидо , Дзюдо и др. Почему слово «стиль» точнее передает смысл явления. Потому что отсутствует методика обучения и школа в научном понимании этого слова. А используются те же методы, приемы и техники, что и в других системах боевых искусств. Патентное Бюро пошло еще дальше, снизив уровень «школы Кадочникова» с системы и стиля до «способа», сведя таким образом понятие к «единичному».

Признание

А. А. Кадочников является автором 7 изобретений, ряда книг, брошюр и учебных фильмов. Награждён Бронзовой медалью ВДНХ (за научно-исследовательские работы), медалью «За плодотворную работу по развитию массового спорта на Кубани», золотой медалью «За выдающийся вклад в развитие культуры». В 1995 году (в честь 60-летия со дня рождения) Кадочников был награждён орденом Почёта , а начальник Генерального штаба Колесников лично вручил ему именные часы. В 2002 году Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации В. В. Путин объявил Кадочникову благодарность за образцовое выполнение воинского долга и самоотверженное служение Отечеству.

Книги

  • Кадочников А. А. Русский рукопашный бой. Научные основы.
  • Кадочников А. А. Мой взгляд на рукопашный бой.
  • Кадочников А. А. Психологическая подготовка к рукопашному бою.
  • Кадочников А. А., М. Б. Ингерлейб. Специальный армейский рукопашный бой. Система А. А. Кадочникова.
  • Кадочников А. А., Кадочников Ар. А. Русское боевое искусство.
  • Кадочников А. А. Боевая механика армейского рукопашного боя.
  • Кадочников А. А. Русский рукопашный бой в 10 уроках.
  • Кадочников А. А. Один на один с врагом: русская школа рукопашного боя.
  • Кадочников А. А. Наставления по армейскому рукопашному бою.
  • Кадочников А. А. Рукопашный бой.
  • Кадочников А. А. Школа армейского рукопашного боя.
  • Кадочников А., Липцер П., Травников А., Самозащита от А до Я. Ростов н/Д. Феникс.,2009., ISBN 5-222-09101-5 .
  • Кадочников А. А. Рукопашный бой российского спецназа.

Фильмы

Киностудия Министерства Обороны СССР. Один на один с врагом

Киностудия Министерства Обороны СССР. Летчик в рукопашном бою после приземления.

Учебные фильмы Русский Стиль - Система Кадочникова

Серия 0 (Введение)

Серия 1 (Базовые упражнения и элементы)

Серия 2 (Захваты. Освобождение от захватов)

Серия 3 (Удары. Защита от ударов)

Серия 4 (Работа против ножа. Холодное оружие)

Серия 5 (Работа с оружием)

Серия 6 (Работа с предметами)

Серия 7 (Основы скорострельной стрельбы)

Серия 8 (Самозащита в автомобиле)

Серия 9 (Рукопашный бой в сложных условиях)

Серия 10 (Нож в ближнем бою)

В 1995 году в г. Краснодаре создана «Школа А.А.Кадочникова». Президентом «Школы» является Алексей Алексеевич Кадочников, член-корреспондент Академии Естественных Наук Российской Федерации, академик Академии наук о Земле. Задачей «Школы» является возрождение русского боевого искусства, пропаганда и популяризация его гуманистической сущности среди широких слоев населения. С этой целью она осуществляет научные исследования психологических, технических, биомеханических, физиологических, духовных и других аспектов русского рукопашного боя.

Этот стиль, ставший основой в краснодарской школе, ведет свою родословную от В.А. Спиридонова. Как реально дрался Спиридонов сказать нельзя. Сохранившиеся его книги для сотрудников НКВД представляют собой модифицированное джиу- джитсу. Но! Это совершенно не говорит о том, что он работал в этом стиле для массовой подготовки (к тому же на расстоянии) скорее всего, были отобраны приемы простые в исполнении и позволявшие освоить некий практический минимум.

Про самого Спиридонова известно немного — офицер русской армии, серьезно ранен в первую мировую и после революции зарабатывал на жизнь сапожником, в 1923 г. вдруг становится председателем секции самозащиты с/о «Динамо» всесильного ОГПУ. Работает во вполне боевом стиле.

Есть две распространенные версии:

  • он изучал джиу-джитсу по книгам. Сразу сомнения — ну, во-первых книги те — переложения через третьи уста и руки японских мастеров. РЕАЛЬНО создать по ним что-то боевое, невозможно.
  • он изучал джиу-джитсу, участвуя в русско-японской войне (будучи в плену). Сомнительно. Насколько известно, в плену он не был, и войны много не захватил.

Он, как пишут исследователи вопроса «не скрывал японских корней своего искусства». Но мотивировка тут может быть разной во-первых, «японской» свою систему он объявил по одной простой причине — в угаре послереволюционного пролетарского интернационализма и отрицания всей предшествовавшей русской истории за пропаганду русского единоборства можно было достаточно легко попасть на южный берег Белого моря (тому есть примеры), объявить себя последователем русской школы было не безопасно — люди садились по обвинению в шовинизме за гораздо более невинные вещи.

Видео: Защита от удара предметом сверху

Этот стиль прошел испытания войной, но сегодняшним уровнем во многом обязан А.А.Кадочникову. Именно он довел его до высочайшего совершенствования и надежности. Работа в трех плоскостях — одно из основных правил русского рукопашного боя. Освоив его, ты моментально получишь в поединке несомненное преимущество, поскольку постоянно выводишь противника из равновесия.

Сам Алексей Алексеевич Кадочников учился «русскому стилю» после войны в одном из спецучилищ (где готовили диверсантов), куда после революции и было запрятано боевое искусство русских воинов. Правда, во время Великой Отечественной войны оно еще ходило среди обыкновенных солдат — передавалось как ремесло, из поколения в поколение. Но после войны постепенно искусство русского рукопашного боя стало забываться. На некогда общевойсковую подготовку был наложен гриф «Совершенно секретно». Таким образом, мы оказались на грани потери своего боевого искусства.

Кстати, искать по деревням «носителей стиля», как это делали некоторые, занятие бесплодное. В свое время все более-менее известные мастера либо были уничтожены, либо ушли за границу, либо рекрутировались на службу в одно известное ведомство.

Система Кадочникова

Нельзя забывать, что рукопашный бой лишь одна составная часть системы выживания человека в экстремальных условиях. И порой можно победить в единоборстве, лишь избежав физического конфликта. Оценка ситуации местности, времени суток и года необходимы в «русском стиле». В этом, наверное, и заключается основное отличие рукопашного боя от видов спорта, во многом потерявших связь с настоящим боевым искусством. Эксперименты показали, что, если человек сожмет руку в кулак даже вполсилы и будет держать ее так, то через 74 секунды иссякнет вся его энергия. Так какой же после этого он боец? В русском же стиле сила используется всего на четверть, тогда как представители других видов боевых единоборств вкладывают в прием, удар максимум усилий. Это только в кино они бесконечно долго бьются — в жизни их ненадолго хватает. Владея русским стилем, даже обессиленные, раненые могут побеждать противника. В школе Кадочникова старики «заваливают» здоровых молодцев. Используя энергию, силу самих нападающих, а своей расходуют минимум.

Все приемы стиля Кадочникова основаны, в первую очередь, на законах механики, знаниях системы рычагов, устойчивости стержней и тому подобных понятиях. В ходе тренировок ученики постигают, как с помощью легкого движения обратить себе на пользу усилия соперника.

Основная цель системы Кадочникова — сохранение здоровья, жизненных сил или, пользуясь термином мастеров русского стиля, живучести. Именно поэтому вопросам выживания, поведению в экстремальных условиях уделяется такое большое внимание в рукопашном бое стиля Кадочникова. Система Кадочникова — это не только средство защиты от насилия, но и защита от природных катастроф, а также от расстройств и болезней. Все это осуществляется за счет триединства сил: интеллектуальных, физических и духовных.

Стиль Кадочникова предполагает сугубо индивидуальный подход к каждому человеку, при котором учитываются его особенности. Ведь каждый из нас — это уникальное явление в природе, и поэтому стиль борьбы каждого бойца неповторим. Все приёмы борьбы основываются на действии величайшего изобретения — рычага. Кадочников говорит о том, что все части тела человека действуют как рычаги, и, зная свойства этого изобретения, намного легче выполнять приёмы.

Сам Кадочников считает, что по природным законам русский человек должен заниматься русским видом борьбы. Ведь боевое искусство — это часть культурного наследия нашего народа: оно имеет свою историю, давние традиции, опирается на менталитет русского человека. Кадочников считает себя частью русской земли: «Я — русский, живу на русской земле, которая меня учит, кормит и лелеет. Я есть ее часть. Я обязан ее поднимать». Традиция использования собственного тела как оружия, средства защиты известна с очень давних времен. Сохранилась памятка славянскому воину, которая гласила, что слон — у арабов, яд — у аваров, конь — у хазар, терновник — у булгар, корабль — у варягов, панцирь — у фрягов, сам — у славян.

Можно сказать, что по своей сути система Кадочникова является системой подготовки древних воинов. Основываясь на целостном восприятии мира и человека, опираясь на знания различных наук, система позволяет достигать максимального результата при минимальных затратах энергии. Используя знания о технике рукопашного боя стиля Кадочникова, справиться со здоровым взрослым мужчиной сможет и старик, и женщина. Вот такие чудеса!

Все вышеописанное касается подготовки к рукопашной схватке. А уж про подготовку к бою и говорить нечего. Когда Кадочников начинает рассказывать о плотности воздуха, морских течениях и температуре вод, цвете листвы и травы, то становится ясно, что русским стилем нельзя заниматься на досуге — это образ жизни, образ мышления. И как жаль, что традиции практически потеряны. И как хорошо, что есть в краснодарском ракетном училище человек, который помогает его возродить.

Из интервью с А.А. Кадочниковым: «…Еще Суворов создал науку побеждать. То, что происходит сейчас, — это новая волна. Я просто поднял упавшее знамя того времени, насколько смог в своем соображении его понять. Не я так кто-то другой сделал бы это. Я не занимаюсь историей, сравнениями. Русский народ очень многогранен. Что мне удалось, я преподнес. Мне не хватит силы воли, чтобы присвоить достижения других людей. Я говорю о Петре I, Суворове, Нахимове, Ушакове. Капитан второго ранга Леонов с десятком моряков одолел шеститысячную армию японцев. Почему об этом никто не говорит?..

У меня есть своя земля, я стараюсь быть со своим народом. Мы живем на Руси. Мы выросли в наших семьях. Основы заложены нашими предками. Нужно было использовать подаренный нам инструмент, мы его выбросили, сказали: «Мы лучше с голыми руками пойдем». Знание требует от человека: не выбрасывай, помни то, что прошел в школе. Говорят, мы прошли, как по коридору. А ты прошел, взял, вооружившись. Наша философия — защита земли русской.»