Есенин тема родины в творчестве поэта презентация. Тема Родины в лирике Есенина

Слайд 2

Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии её жизни и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново – это Русь деревенская с её традициями, сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие деревенского говора с красочным миром природы. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. С первых же стихов в поэзию Есенина входит тема родины. Сергей позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве»

Слайд 3

Ещё в ранних, юношеских стихах автор предстаёт перед нами как пламенный патриот. Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали его надёжной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии. В его душе нет ещё представления об отчизне как социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока ещё только в любви к родной природе. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстаёт скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-жёлтый костёр осенней рощи, зеркальная гладь озёр. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Земная красота забрала в плен юное сердце поэта. Его лучшие ранние стихи пахнут весной, молодостью, полны очаровательного задора и веселья: «Темна ноченька, не спится, Выйду к речке на лужок. Распоясала зарница В пенных струях поясок. На бугре берёза-свечка В лунных перьях серебра. Выходи, моё сердечко, Слушать песни гусляра!» (1911г.)

Слайд 4

Любовь к России - не просто чувство, но и жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина - это нечто одухотворенное, живое. «Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.» Родина для поэта - это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем: «Пускай ты выпита другим,Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость.» Природа у Есенина - живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.

Слайд 5

Я вижу, как, “отражаясь, березы ломались в пруду”, как “ели, словно копья, уперлись в небо”. Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “зеленоволосые красавицы березы”, “топи да болота”, “алый свет зари” -- во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве: «Край ты мой заброшенный. Край ты мой, пустырь, Сенокос нескошенный, Лес да монастырь.» Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине: «Холодной скорби не измерить. Ты на туманном берегу, Но не любить тебя, не верить Я научиться не могу.»

Слайд 6

В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности. Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию: «Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты. Иною кажется мне Русь, Иными - кладбища и хаты.» Поэт пытается оправдать и принять новую большевистскую Россию: «Но Россия... вот это глыба... Лишь бы только Советская Власть!.. « Он хочет верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, "прояснился омут в сердце мглистом". "Учусь постигнуть в каждом шаге/ Коммуной вздыбленную Русь", - пишет поэт. Вспомним "Балладу о двадцати шести". Народ у автора - "и крестьянин, и пролетариат". У народа одна цель: "Коммунизм - знамя всех свобод". Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом - "Песня о великом походе", "Стансы", "Анна Снегина". Равнодушен я стал к лачугам.Мне теперь по душе иное...Через каменное и стальноеВижу мощь я родной стороны.

Слайд 7

Судьба родины, народа, особенно многомиллионной массы русского крестьянства в революционную бурную эпоху,- вот что волнует поэта, вот что главным образом определяет идейно-художественное своеобразие стихов и поэм, написанных им в 1917-1918 годах («Преображение»), «Инония», «Иорданская голубица» Здесь новый мир предстает либо в виде утопических картин мужицкого «рая» на земле, либо в виде романтического «града Инонии», «где живет божество живых» и господствует «революционная» вера: «Новый на кобыле Едет к миру Спас. Наша вера - в силе. Наша правда - в нас!» (1918)

Слайд 8

Есенин был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительна красота восточной природы, ласков ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине и здесь не покидают его. Они все время влекут его домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую ему с юношеских лет, песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляда, теперь она вызывает у поэта; горячее чувство протеста и жажду обновления Родины: «Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам, и тополям.» Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и Задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема Родины в стихах Сергея Есенина

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “ Русь ” С. Есенин

За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь.

“ Гой ты, Русь, моя родная …”

Дом Есениных в селе Константиново

“ И над каждой c трокой без конца Отражается прежняя удаль Забияки и сорванца.”

“ О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку …”

“ Русь моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай …”

А в сердце светит Русь

“ Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.”

“ Избы забоченились, А и всех-то пять …”

“ О пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть …”

“ Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь …”

Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса. ** ** ** ** Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу...

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных...

« Отговорила роща золотая», «Письмо матери», «Над окошком месяц. Под окошком ветер...», «Сыпь, тальянка, звонко сыпь, тальянка, смело...», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...»... - Почему народ так любит стихи, ставшие песнями?

“ Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.”

Поэт наделен божественным даром слышать «песни дождей и черемух», слышать. Как «плачут вербы» и «золотеющая осень... листвою плачет на песок», чувствовать сердцем, «Что яблоне тоже больно/Терять своих листьев медь»...

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока-семинара по литературе «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»

данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход...

Литературно-музыкальная композиция "Тема Родины в поэзии С.Есенина"

Литературно-музыкальная композиция "Тема Родины в поэзии Сергея Есенина" содержит материал к одноименной презентации....

Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина

Данная презентация может быть использована при изучении лирических стихотворений С. Есенина в 11 классе...

Урок-исследование проводится после знакомства с творческой биографией поэта. Объектом исследования становится "голубая Русь" С Есенина....

Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями, в которых живет поэт, его гражданской позицией, творческими идеалами. Сергей Александрович Есенин родился под Рязанью, в старинном приокском селе Константинове. Здесь прошли его детство и юность, здесь он написал свои первые стихи. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни. Поэтому у Есенина с Родиной прежде всего ассоциировалась деревенская, крестьянская Россия. «Моя лирика, - говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве».

Тема Родины звучит в самых ранних стихотворениях С. Есенина. В 1912 году Есенин приезжает в Москву, а в 1916-м выходит его первый сборник «Радуница». За эти четыре года Есенин утверждается как поэт крестьянской культуры. Молодой Есенин проповедует христианство в своей поэзии, хотя в его стихах мы можем найти элементы язычества и пантеизма. Земная Русь в лирике Есенина периода «Радуницы» мифологизируется, она становится воплощением рая на земле. Картина рая создается при помощи библейских образов, с которыми ассоциируются детали крестьянского быта и русской природы:

Гей ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Между сосен, между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком, в кольце иголок,

Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы,

Как во царствие небес…

В елях - крылья херувима,

А под пеньком - голодный Спас.

Ивы - кроткие монашки.

Для ранней поэзии Есенина характерна гармония в его стихах нет тех противоречий, душевных надрывов раздвоения лирического героям, которые появятся позже в его лирике. В ранних стихах Есенин является выразителем народного миропонимания, которому присуща органическая связь человека с природой и с мирозданием вообще.

В новом сборнике стихов, названном «Голубень» и вышедшем в 1918 году, Есенин продолжает развивать мотивы ранней лирики. Православное восприятие Есениным Родины как духовного отечества мы видим в стихотворении «Запели писаные дроги…». В этом стихотворении вся Русь вырастает в образ храма, вся она становится воплощением Божьего мира:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В стихотворении мы ощущаем полное единение лирического героя с Родиной, что было для Есенина подсознательным

Чувством, безотчетной потребностью, которая не поддается разуму и не управляется самим человеком:

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

В этот же период в лирике Есенина появляются и другие мотивы, связанные с Родиной. В стихотворениях «Край ты мой заброшенный…», «Сторона ль моя, сторонка», «О край дождей и непогоды…» Русь предстает печальная, серая, тоскливая:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Однако Есенин любит Россию и такой. Есенин чувствует наступающие перемены, он верит в будущие, события, которые разбудят дремлющую Русь. И вот произошло то, что с нетерпением ждали многие русские поэты и писатели, - свершилась революция.

Есенин с огромным воодушевлением принял революцию. Революция для Есенина стала воплощением христианской идеи преображения, очищения. Он создал целый ряд стихотворений и поэм, в которых приветствовал Октябрь как величайшее обновление мира («Пришествие», «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица»). (Революция, по представлениям Есенина, должна была стать в том смысле обновлением жизни, что она вернёт человека вновь к природе, а поэзию - к народно-метафорическому миропониманию. Такое понимание революции выражено в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…»:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными племенами

Встает иная степь.

По золотой долине,

Меж телок и коров,

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов…

Конкретные идеалы социалистической революции, а затем и практика социалистического строительства 20-х годов оказались, однако, весьма мало похожими на есенинские поэтические представления о революции и социализме. Социалистическая практика оказалась не возвратом к народно-крестьянскому миропониманию, а угрозой для него, разрушением дорогого Есенину «мира таинственного, мира древнего».

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел,

Вот сдавили за шею деревню

Каменистые руки шоссе

Напишет Есенин в 1920 году

И тогда Есенин решает собственными силами и силами небольшого кружка единомышленников-поэтов противостоять этому процессу разрушения, культивируя в своих стихах народно-крестьянское миросозерцание. Так возникает Есенин-имажинист, член небольшой группы, в которую, кроме него, входили поэты Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман, Г. Якутов. В поэзии Есенина появляются сложные, метафорические образы, неожиданные сравнения: «Лижет теленок горбатый Вечера красный подол», «По пруду лебедем красным Плавает тихий закат и т. д.

Однако скоро Есенин разочаровывается в имажинизме. Есенин не приемлет наднациональности имажинистской поэзии. «У собратьев моих, - замечает Есенин, - нет чувства родины». Хотя Есенин противопоставляет свою поэзию идеологии имажинизма, в создании образных рядов, насыщенных яркими, неожиданными тропами, он остается имажинистом.

В 1920 году Есенин создает стихотворение «Я последний поэт деревни…». Это стихотворение - плач, панихида по уходящей Руси, погибающей крестьянской культуре. Как и в ранних стихах, посвященных Родине, здесь Россия - храм:

За прощальной стою обедней

Кадящих листвою берез.

Герой переживает близкую гибель этого храма словно свою собственную. В стихотворении крестьянской культуре противостоит пролетарская, городская. Новую, железную, бездуховную культуру символизирует образ-метонимия трактора - «железный гость». В этом стихотворении чувствуется тема неизбежной судьбы, с которой лирический герой не борется, а смиряется.

Судьба как предначертанный свыше путь, как данное стране, и лирическому герою испытание - эта тема нашла, свое выражение и в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…».

В 1922-1923 годах Есенин создает драматическую оперу «Страна негодяев», которая свидетельствует о том, что Есенин встал в оппозицию по отношению к советской власти. В сборнике «Москва кабацкая», встав на сторону отверженного, униженного крестьянства, Есенин выразил протест против политики советской власти.

Цикл «Персидские мотивы», написанный в 1924-1925 годах, свидетельствует о желании Есенина преодолеть духовный кризис, успокоиться, очиститься от всех негативных эмоций. Работая над «Персидскими мотивами», Есенин ещё раз убеждается, что любовь к Родине для него самое главное чувство. Тегеранская экзотика только обостряет любовь лирического героя к северной Родине. Тема Родины в цикле переплетается с темой любви. В стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», написанном в жанре послания, не тема любви, а тема Родины оказывается основной. В стихотворении вся эмоциональная нагрузка ложится на образ девушки с севера. Шаганэ для лирического героя лишь символ счастья, надежда на успокоение. В «Персидских мотивах» мы чувствуем неразрывную связь между душой лирического героя и его Родиной. В чужом прекрасном мире поэт не находит ничего ценнее, чем свое чувство к Родине. Есенин понимает, что он любит Россию любую, и он говорит о своей вере в будущее России.

Стихотворения последних лет жизни Есенина, посвященные Родине, наполнены трагическим пафосом. Если лирический герой первых сборников Есенина был гармонично слит с природой родной деревни, олицетворял духовную культуру крестьянина, (то теперь в стихотворения о Родине вошел мотив одиночества, отверженности, ненужности.

В стихотворении «Русь советская» Есенин пишет о Родине, пострадавшей от «урагана» (то есть от революции), и о переменах, происшедших в ней. Изменилась родная деревня в худшую сторону, изменились сами крестьяне, новое поколение крестьян поет совсем другие песни, читает и любит других поэтов, у них надкрестьянское, непатриотическое мышление («Уж не село, а вся земля им мать»). Есенинский лирический герой оказывается одиноким, никому не нужным в родном селе.

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен, -

Восклицает поэт

Однако стихотворение заканчивается очень противоречиво:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов пойти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Творчество и душа впервые в лирике Есенина противостоят друг другу. Есенин принимает все новое, что принесла с собой революция, но разумом, а не сердцем, поэтому он не хочет воспевать постреволюционную Россию. У Есенина до конца его жизни осталось восприятие Родины не как Советской России, а как Руси.

В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» лирический герой, словно превозмогая себя, пытается полюбить новую деревню, новую Россию:

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Однако за искренним желанием увидеть в новой, стальной России гуманное, цивилизованное начало мы видим драму лирического героя Есенина:

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь…

Есенин понимает, что мир социалистической деревни для него чужой.

Таким образом, стихотворения, написанные на тему Родины, отражают основные идеи творчества Есенина, его миропонимание в. целом. Есенин не сомневается в законности и необходимости перемен в жизни России. Но сам он кровно привязан к старой Руси, он остался до конца с крестьянско-деревенским миром, его эстетикой. Ведь именно в этой эстетике находятся корни его собственной поэзии, она определяет и тему Родины в его стихах.

Класс: 11

Цель: познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России, проследить эволюцию чувства к Родине в лирике поэта,как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики.

Задачи: исследовать творчество С.Есенин; отметить особенности изображения родной природы в стихотворениях;выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина

Вступительное слово учителя:

Сергея Есенина невозможно понять, если не говорить о теме родины в его лирике. В жизни каждого человека бывают светлые и мрачные периоды. Поэт острее воспринимает всё то, что его окружает. Посмотрим, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики. С этой целью выделим пять периодов в жизни Есенина.

1914 -1916 гг. Любовь-поклонение . Есенин переезжает в Москву, затем в Петербург. Оставленные и родные рязанские просторы снятся по ночам, рождая светлую тоску по тому, что покинуто, но даёт силы жить и творить. В эти годы поэт создаёт самые светлые свои стихи.

1-й блок стихотворений. (Слайды 1-9)

1917-1919 гг. Любовь-мираж . “О пашни, пашни, пашни...”, “О верю, верю, счастье есть...”, “Душа грустит о небесах”.

2-й блок стихотворений (Слайды 10-13)

1920 – 1921 гг.Кризис. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко. Трагическое мироощущение рождает уродливые образы, “тёмные” метафоры определяют характер поэзии.

3-й блок стихотворений: “Сорокоуст”, “Не жалею, не зову, не плачу...”.(Слайды 14-19)

1922-1924 гг. Вдали от Родины .

4-й блок стихотворений: “Москва кабацкая”, “Страна негодяев”. (Слайды 20-23)

1924- 1925 гг.Возвращение на родину . Последние годы жизни. Поэт не ждёт от неё подарка, над ним сгущаются тучи. Художник не умещается в прокрустово ложе системы, набирающей скорость государственной машины. Слишком талантлив, слишком “прям”, слишком обаятельный, слишком шумный – во всём слишком.

5-й блок стихотворений. (Слайды 28-32)

Итак, первый период – “светлый”, второй – тёмный, третий - ...? Вот на этот вопрос и предстоит вам ответить на сегодняшнем уроке. Каково было мироощущение поэта в последние годы жизни? Каким предстаёт лирический герой Есенина 1924 – 1925 годов?

Работа в группах.

Класс разделён на 5 групп. Каждая получила задание проанализировать стихотворения С.Есенина определённого периода и выявить особенности образного мышления поэта в этот период времени. В конце урока учащиеся каждой группы должны оформить свои наблюдения в виде таблицы:

Задание первой группе:

Прочитайте стихотворения, написанные С.Есениным в первый период творчества (см. слайды). Найдите самые яркие, на ваш взгляд, строки, отражающие мироощущение поэта в это время (1914-1916 гг.). Оформите их в качестве эпиграфа над таблицей. Найдите в приведённых поэтических текстах интересующие нас образы и оформите в виде таблицы.

Каков образ родины и каково отношение к ней поэта? Ответ на этот вопрос оформите в виде небольшого текста или нескольких предложений, в которых используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.

Задание для второй группы:

Прочтите стихотворения, написанные поэтом в 1917-1919 годах. В таких стихотворениях, как “Я по первому снегу бреду...”,“О пашни, пашни, пашни...”, “О верю, верю, счастье есть...”, “Вот оно, глупое счастье... ,“О муза, друг мой гибкий...”, “Теперь любовь моя не та...”), “Зеленая прическа...” , “Вот такой, какой есть...”,“Закружилась листва золотая...” и в ряде других, на первый взгляд, мало приметвремени. Но чем больше мы вслушиваемся в их звучание, тем отчетливее улавливаем в них новый душевный настрой поэта:

О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
....................................
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
(1917)

Подберите эпиграф к таблице и запишите в неё наиболее характерные образы, отражающие мироощущение Есенина в этот период творчества.

Как воспринимает поэт окружающую его действительность?

Задания для третьей группы:

Анализ стихотворения “Сорокоуст”

В начале 20-х гг. Есенин переживал глубокий духовный кризис,вызванный непониманием революционной действительности, и это накладываетотпечаток на его поэзию: в ней появляются мотивы одиночества, душевнойусталости и трагической безысходности.

В 1920 году он пишет “Сорокоуст” (Сорокоуст - молитвы об умершем в течение сорока дней после смерти православной церкви), в которомзаявляет о своем неприятии машины и города. Стихотворение открываетсяпредчувствием надвигающейся на деревню катастрофы, которая “тянет к глоткамравнин пятерню”. Природа очень тонко чувствует приближениекатастрофы: это и мельница, и бык. Образ врага в первой части стихотворенияне конкретизируется, но Есенин указывает на главные его признаки. Этожелезное существо, а значит, холодное, бездушное, искусственное, чуждоеприроде.

Во второй части стихотворения образ врага разрастается. Это уженекто, кто всё крушит и ломит, несёт в деревню погибельную болезнь подназванием “стальная лихорадка”. Поэт резко противопоставляет “железным”качествам врага незащищённость старой деревни, дорогой и милой сердцуЕсенина.

В третьей части стихотворения этот конфликт представлен какпоединок жеребёнка и чугунного поезда, догнать которого пытается бедноеживотное. Поэтические строки пронизаны горькой болью лирического героя,который понимает бессмысленность поступка животного. Поэт передаёт резкоменяющуюся на его глазах картину мира, смещение ценностей, когда за убитыхживотных покупают железного монстра:

И за тысячи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
(1920)

Возникающий в этих строках мотив насилия над природой получаетсвоё развитие в четвёртой части стихотворения через мотив смерти:

Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
(1920)

Гибель русской деревни передаётся через мелодии русской гармоники.Сначала гармоника жалостно плачет, затем “тужиль” предстаёт уже какнеотрывное качество русской гармоники. Лирический герой этого стихотворениянесёт в себе всю грандиозную боль и горечь, переживая гибель старой деревнии народной культуры.

Задания для четвертой группы.

Как появляется тема родного дома?

Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном

из писем он отзывался о загранице, как об “ужаснейшем царстве мещанства...”, где “в страшной моде Господин доллар, а не искусство...самое высшее - мюзик-холл”. Взгляды С. Есенина меняются. “Там, из Москвы, нам казалось, что Европа - это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может”

Начинается период его возрождения, очень трудный, но плодотворный.Поэт с ужасом увидел, что “очутился в узком промежутке”, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что оностался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему“чужим”. Есенин стремится преодолеть это отъединение, включиться в трудовойритм новой жизни.

Задания для пятой группы.

Прочитайте стихотворения, написанные в последнее годы жизни поэта. Выпишите в таблицу наиболее характерные образы, подберите эпиграф из стихотворений данного периода (1924 – 1925годы).

Составьте 6-8 словосочетаний или предложений, которые характеризовали бы мироощущение лирического героя Есенина в 1924-1925 годы.

Перечень стихотворений для анализа:
“Низкий дом с голубыми ставнями...”
“Мы теперь уходим понемногу...”
“Неуютная жидкая лунность...”
“Несказанное, синее, нежное...”
“Спит ковыль. Равнина дорогая...”
“Синий май. Заревая теплынь”.

Возможные эпиграфы:

Первая группа:

  • “Всё встречаю, всё приемлю,/ Рад и счастлив душу вынуть...”
  • “Если крикнет рать святая: / “Кинь ты Русь, живи в раю!”/ Я скажу: “Не надо рая, / Дайте родину мою”.

Вторая группа:

  • “ Скоро, скоро часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час!”
  • “Здравствуй ты, моя чёрная гибель, /Я навстречу к тебе выхожу!”
  • “Мир таинственный, мир мой древний, /Ты, как ветер, затих и присел. /Вот сдавили за шею деревню/ Каменные руки шоссе”

Пятая группа:

  • “И на этой на земле угрюмой/ Счастлив тем, что я дышал и жил”
  • “Радуясь, свирепствуя и мучась, /Хорошо живётся на Руси”
  • “И в этот вечер вся жизнь мне мила, /Как приятная память о друге”

Заключение.

Есенин - единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано, пронизано “чувством родины”. Это не тютчевская “вера”, не лермонтовская “странная любовь”, и даже не страсть-ненависть Блока. Это именно “чувство родины”. В определенном смысле Есенин - художественная идея России.

Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был кровно связан с жизнью русского крестьянства - все это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произведениях сказать свое правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи.

Уйдя из жизни в 30 лет, С.А. Есенин оставил нам чудесное и богатое поэтическое наследие. И пока живёт земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Домашнее задание.

  • Написать сочинение на тему “Эволюция темы родины в лирике С.А.Есенина”

Список литературы.

  1. Занковская Л.В. Новый Есенин: Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. М., 1997.
  2. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха.М., 1979.
  3. Обучающие практические работы по литературе. Под ред. Т.Н.Андреевой. М., Дрофа, 2005.

Лирика Есенина пропитана любовью к Родине, которая выражается в патриотических стихах о России и ярких описаниях ее природы. Размещенная здесь слайдовая презентация раскрывает эту тему в организации активной познавательной деятельности на школьном уроке литературы. Наглядные материалы дают визуальную информацию по теме и указания к выполнению учебных действий:

Эпиграф к уроку и описание целей занятия,

Задания для работы по группам,

- «Древесные мотивы» в лирике Есенина,

Цветопись как одна из характерных черт стихов поэта,

Сравнения и метафоры, раскрывающие жизнь природы,

Сравнительный анализ стихотворений,

Викторина по творчеству Есенина.

На 66-ти слайдах показа приводятся стихи Есенина и цитаты из его автобиографии, дополненные богатым иллюстративным материалом – фотографиями, рисованными портретами Есенина и изображениями природы, другими тематическими картинками.

Презентация даст отличную основу для планового занятия, на котором пройдет получение новых знаний по теме и их закрепление. Ее элементы могут стать источником информации при подготовке учащихся к сочинению или устному ответу.