Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Роль игры в воспитании детей.

В игровой деятельности дошкольника существуют реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими. Эти общественные отношения главное, что создаётся во время игры.

Реальные отношения, зависящие от уровня общественного развития детей, часто не совпадают с теми отношениями, которые ребёнок изображает, руководствуясь сюжетом, взятой на себя ролью или правилом игры. Сфера реальных взаимоотношений остаётся скрытой тем больше, чем больше дидактированна игра. В играх с правилами эти взаимоотношения как бы нейтрализуются; у детей нет возможности самостоятельно строить свои взаимоотношения и приобретать социальный опыт, необходимый для развития их как отдельную личность в коллективе. Требуется такая организация игр, которая удовлетворяла бы социальные потребности детей и являлась бы для них практикой общественных взаимоотношений.

Находясь в среде детей, ребёнок, естественно, тянется к ним, возникает соприкосновение, то или иное взаимодействие: побуждение достать игрушку, принять участие в действии другого. Это взаимодействие на первом этапе ещё механическое – люди и вещи для играющего ребёнка как будто находятся в равных условиях. Такое взаимодействие исчерпывается, когда удовлетворяется простая потребность в механическом контакте. Взаимодействия становятся глубже, когда игра соседа заинтересовывает ребёнка своим содержанием, когда он стремиться катать, бросать, ловить какие-то предметы, играть с куклой так, как это делает другой ребёнок. Ещё более сложный характер приобретает взаимодействие играющих детей по мере того, как возникает интерес к личности, того или другого ребёнка, рождаются симпатии или привязанности друг к другу. На этой основе возникают играющие группы детей и играющие коллективы. Эта целая жизнь детской группы, детского коллектива.

Изучая детскую жизнь в играх, мы находим в поведении детей и черты организованности, дисциплинированности, заинтересованности. Однако случается так, что дети, обладавшие этими качествами, совсем не становятся хорошими членами детского игрового коллектива. Как показывают наблюдения за организацией детской жизни, необходимо чтобы развивалось т действовало особое качество, позволяющее детям установить между собой связи, чувствовать друг друга, обращаться друг к другу, быть способными действовать друг за другом.Это свойство называется –

о б щ е с т в е н н о с т ь ю.

Общественность –не врождённое, а воспитуемое качество. Развитие этого качества зависит от детской среды, в которой он живёт и которая его воспитывает; это активная воспитывающая роль принадлежит коллективу детей, конечно, и здесь есть свои возрастные границы и возможности. Значит, задача заключается в такой организации общества детей, чтобы в ней было всё необходимое для совместной детской жизни. Разумеется, не без помощи взрослых.

Воспитатель – организатор жизни детей.

Чёткое определение места и значения игры в педагогическом процесс тесно связано с требованиями к воспитателю. Педагог прежде всего должен быть организатором детской жизни, разделяющим с детьми их радости, успехи и затруднения. Педагог должен быть в центре этой жизни, понимать происходящее, в ходить в интересы играющих, умело их направлять. Имея дело с детьми дошкольного возраста, ещё не обладающими сколько-нибудь развитой способностью к самоорганизации педагог должен организовать жизнь и деятельность детей в играх, а так же и сами игры и в тоже время воспитывать самоорганизацию детей, конечно, с учётом их возрастных возможностей. Его деятельность обращена, прежде всего, на то, чтобы организовать играющих детей, добиться между ними правильных взаимоотношений. Если игры – это радость, то нужно так их организовать, чтобы они воспитывали положительные эмоции, что достигается только при положительных взаимоотношений между играющими. Поэтому взаимоотношения детей должны быть в центре внимания воспитателе постоянно, а не только тогда когда возникают конфликты в играющем коллективе.

Выбор игр с детьми имеет существенное значение, в какое бы время дня это ни происходило. Во всех случаях этот момент в детской жизни определяет её дальнейшее течение. Требуются большая наблюдательность, опыт для того, чтобы обхватить происходящее, быстро сориентироваться и принять то или иное решение. В процессе игр воспитателю принадлежит большая роль, так как именно здесь происходят те события, которые делают игру возможной. Каждое звено в цепи развертывающихся событий что-то вносит в жизнь детей, делает их игры содержательными. Игры повторяются ежедневно, и, можно сказать, на «их плечах» в благоприятных условиях растёт и крепнет детский коллектив с разнообразием интересов, радостью общения, навыками общественной жизни. Наблюдая за хорошо играющим детским коллективом, приходиться отдать должное не самим играм, а тому, как внутренне организованы дети, какие у них замыслы, как хорошо они относятся друг к другу, сколько во всём этом самостоятельности. В играх ясно виден уровень общественного воспитания, моральные качества, навыки поведения в обществе детей, уровень их интересов и т.д.

Большую роль в образовании играющих коллективов, в становлении личности ребёнка имеет характер игр. Можно указать на детей, которые в ролевых играх не активны и для коллектива не интересны, но в подвижных играх часто оказываются незаменимыми и авторитетными. Поэтому личные качества ребёнка и его общественная значимость обнаруживается только в разных ситуациях игры. Именно здесь формируется сложное поведение, образуется контакт с коллективом. Больших успехов в нравственном воспитании можно достичь, лишь опираясь на сильные стороны личности ребёнка, делая всё необходимое для того, чтобы устранить имеющиеся у него недостатки. Это тем более возможно в играх, где дети широко обмениваются успехами.

Миша, пяти лет, был очень неловок, нерасторопен, и дети не любили с ним играть. Это заметил педагог. Он научил ребёнка выполнять правильно прыжок по правилам игры, и дети обрадовались его успехам, хотя видели, что это ещё не твёрдые успехи.

Интересен и тот факт, что дети высказывают суждение друг о друге часто на основе поведения ребёнка в играх: этот хорошо играет, этот хитрит, этот робеет, этот не смелый. Совсем этим необходимо считаться, воспитывая маленьких детей, для которых многие жизненные явления преломляются через игру.

Мы берём игру как жизнь детей со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками, в общем, с проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребёнка игра есть подлинная жизнь, то, организовав эту жизнь хорошо, разумно, мы получаем большие возможности влиять на детей, воспитывать их в том или ином отношении.

Людмила Леонова

Совместная деятельность педагогов и родителей по проведению подвижных игр в целях физического воспитания осуществлялась на базе ДОУ №32, в подготовительной к школе группе, где число детей составляет 20 человек. Данная работа проводилась с 10 февраля по1 марта (три недели)

Было выполнено содержание работы I этапа, II этапа, частично III этапа организации совместной деятельности педагогов и родителей при проведении подвижных игр с целью их физического воспитания.

I этап. Знакомство с отношением семьи к физическому воспитанию детей дошкольного возраста .

а) Проведение анкеты №1

.

Цель : узнать отношение родителей к спорту , какие мероприятия предпринимают по оздоровлению своих детей.

Анкеты для родителей см . в приложении № 1

Анализ. Анкетирование родителей по вопросам педагогической компетенции в физическом развитии детей, показало, что только малая часть родителей уверены в своих знаниях, но большая часть родителей испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию (закаливание, укрепление здоровья) с помощью подвижных игр , упражнений.

б) Проведение анкеты № 2 «Диалог с родителями »

Цель : привлечь внимание родителей к значимости детской подвижной игры , укрепление взаимопонимания и сотрудничества.

Анкеты для родителей см . в приложении № 2.

Анализ : многие родители видят много полезного в .

Вот некоторые высказывания родителей :

- «Такие мероприятия очень нужны»

- «Занятия по подвижным играм были бы очень поучительными»

- «Хотелось бы почаще встречаться в детском саду и играть в подвижные игры ».

II этап : Формирование установки на сотрудничество.

Анкета № 3 «В какие игры играет ваш ребенок?»

Цель : выяснить знают ли родители , в какие игры играют их дети? Знают ли сами родители подвижные игры ?

Анализ : Родители мало осведомлены о жизни своих детей в детском саду. Небольшое число родителей знают подвижные игры , но не часто играют с детьми . Следовательно, нужно создавать условия по развитию детей в подвижных играх вместе с родителями .

б) Консультация (письменная) для родителей на тему

Вывод : Хочется отметить эффективность такого вида работы. Все родители проявили желание не только ознакомиться с консультацией, но и подробней узнать о подвижных играх с помощью совместной деятельности . Некоторые родители попросили литературу об эффективности подвижных игр в физическом воспитании.

III этап. Совместная деятельность педагогов и родителей по проведению подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста .

1. Проведение подвижных игр «Два Мороза» , «Змея» , «Снежинки и снежные хлопья» , «Золотые ворота» , «Дед Мазай и Зайцы» .

Цель : - показать родителям организацию , влияние игры на эмоциональное физическое развитие детей,

2. Проведение подвижных игр «Два Мороза» , «Змея» совместно с родителями

Цель : - привлечь родителей к участию в подвижных играх .

3. Проведение подвижных игр родителями :

Цель : - привлечь родителей к самостоятельному проведению знакомых им подвижных

Одним из родителей была организована игра для детей «Третий лишний»

Вывод : Родители проявили огромный интерес к подвижным играм , это можно утверждать по посещаемости. Они были заинтересованы в оздоровлении своих детей посредством подвижных игр . Так, совместная деятельность педагогов и родителей с детьми дала толчок , поглубже узнать работу детского сада, возможность заниматься чаще с детьми . Родители узнали , в какие подвижные игры можно играть дома, на прогулке.

На основании полученных результатов нами были определены рекомендации по организации совместной деятельности педагогов и родителей в процессе проведения подвижных игр .

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

I этап работы

«Знакомство с отношением семьи к физическому воспитанию детей до-школьного возраста ».

Анкета №1 «Как стать крепким и здоровым»

Цель : узнать отношение родителей к спорту , какие мероприятия предпринимают по оздоровлению детей.

Уважаемые родители , пожалуйста, подчеркните выбранный вами вариант ответа.

1. Как вы считаете, почему ваш ребенок болеет?

а) Наследственная предрасположенность;

б) Слабое физическое развитие ребенка;

в) Недостаточно эффективная работа детского сада в физическом воспитании;

г) Другие варианты.

2. Что, по вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?

1.1.1. Физкультурные занятия в детском саду;

1.1.2. Закаливание;

1.1.3. Прогулки на свежем воздухе в любую погоду;

1.1.4. Совместные физкультурные занятия детей и взрослых в детском саду и дома;

1.1.5. Утренняя гимнастика;

1.1.6. Соблюдение режима дня;

1.1.7. Другие варианты.

3. Какие виды закаливания вы используете дома?

а) Обтирание;

б) Обливание ног водой контрастной температуры;

в) Контрастный душ;

г) Босохождение;

д) Воздушное закаливание;

е) Солнечные ванны;

ж) Другие варианты.

4. Занимаетесь ли вы с детьми утренней гимнастикой?

в) Иногда;

г) Другие варианты.

5. Играете ли вы дома с детьми ? В какие подвижные игры ?

6. Есть ли у вас дома какое-либо оборудование для занятий?

в) Скакалка;

г) Велосипед; д; е; ж; и т. д.

7. Какие вопросы физического воспитания вас интересует?

а) Спортивные упражнения и игры;

б) Организация спортивного досуга ребенка в семье;

в) Закаливание;

г) Предупреждение нарушения осанки и плоскостопия.

8. Какими видами спорта вы занимались в детстве, юности, увлечены в данное время.

Приложение 2.

Анкета №2

Цель : привлечь внимание родителей к значимости детской подвижной игры физкуль-турных занятий в укрепление взаимопонимания и сотрудничества.

Уважаемые родители ! Заполните, пожалуйста, эту анкету.

1. Какие формы совместной спортивной деятельности вам интересны и почему?

а) Занятия;

б) Развлечения;

в) Подвижные игры ;

г) Занятия по профилактике осанки и плоскостопия.

2. Какие упражнения, игры вам больше понравились?

3. Занимались ли вы упражнениями, играете ли с ребенком в подвижные игры , которые уви-дели на совместных физкультурных занятиях, праздниках в детском саду?

в) Другие варианты.

4. Что полезного вы видите в совместной спортивной деятельности детей и взрослых ?

а) Радость общения с детьми и родителями ;

б) Узнали, какие упражнения, подвижные игры можно использовать для физического развития ребенка;

в) Увидели и узнали работу детского сада по физическому воспитанию детей;

г) Возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми ;

д) Создание атмосферы доверия в общении родителей и сотрудников детского сада;

е) Другие варианты.

5. Какие предложения и замечания будут у вас по совместной деятельности детей и взрос-лых ?

II этап работы

Формирование установки на сотрудничество

Анкета №3.

В какие игры играет ваш ребенок?

Цель : выяснить знают ли родители , в какие игры играют их дети. Знают ли сами ро-дители подвижные игры .

1. В какие подвижные игры играли вы сами , когда были маленькими?

2. Играют ли в них ваши дети?

3. Играете ли вы с ребенком?

4. В какие подвижные вы играете дома ?

5. В какие подвижные игры вы играете на улице?

6. Интересуетесь ли вы, в какие подвижные игры ваш ребенок играет в детском саду?

7. Какие игры для вас кажутся наиболее интересными?

Консультация на тему «Будем вместе мы играть и здоровье укреплять»

Для воспитания детей младшего дошкольного возраста , особое значение имеет по-стоянный контакт со взрослыми. Дети с удовольствием играют, когда взрослые активны, эмоциональны, проявляют интерес к играм и сами в них участвуют.

В процессе игры дети совершают множество движений : ходьба и бег, ползание, прыжки, лазание по лестнице, забрасывание мяча и т. д. При этом они проявляют быстроту реакции, ловкость, выносливость и самостоятельность. Следует отметить также положитель-ную роль использования пособий в подвижных играх для развития восприятия пространства и времени, в том числе для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде. (Дошкольное воспитание №6 , 2004 г.) .

Подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния (Волошина Л. Н. «Играйте на здоровье» ).

В подвижных играх создаются разные возможности для экспериментирования и по-лучения нового опыта; каждый ребенок может побыть в центре внимания и почувствовать себя успешным (Клаус Фопель «Подвижные игры для детей 3-6 лет).

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр , тесно свя-зан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.

Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма (Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. «Теория и методы физического воспитания детей дошкольного возраста »).

Основными задачами физического воспитания является :

Охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливания организма;

Создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

Формирование жизненно необходимых видов двигательных действий : ходьбы, бега, прыж-ков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания, езда на велосипеде;

Формирование знаний о пользе подвижных игр ;

Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней .

Все перечисленные задачи должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания (Осокина Т. И. «Физиче-ская культура в детском саду» ).

III этап работы

Организация открытых мероприятий

Игра № 1 «Снежинки и снежные хлопья»

Правила игры :

Количество игроков : любое

Дети бегают в рассыпную как снежинки, по сигналу : «Снежные хлопья» ,

дети собираются по несколько человек, изображая фигуру снежных хлопьев.

Игра № 2 «Змея»

Правила игры :

Количество игроков : любое

Выбирают одного ведущего остальные дети встают в круг. Ведущий идет по кругу и произносит слова;- Я змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу,

Хочешь стать моим хвостом? Останавливается напротив стоящего ребёнка, который отвечает : - Да конечно же хочу. Этот ребёнок встаёт за ведущим и они со словами : -Я змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу

Хочешь стать моим хвостом? Идут по кругу.

Так собирается хвост и получается ЗМЕЯ.

Игра №3 "Два Мороза"

Правила игры :

На противоположных сторонах площадки отмечаються два "города". Участники игры, разделившись на две группы располагаються в своем городе.

В середине площадки помещаются братья Морозы : Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос.

Они обращаются к играющим со словами :

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые :

Я - Мороз Красный Нос,

Я - Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Жители городов хором отвечают :

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз,-

и начинают перебегать из одного города в другой.

Морозы стараются поймать перебезчиков. Считается замороженным тот, кого Морозы поймали. Он остается на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграж-дать путь играющим при следующих пробежках. Когда замороженных окажется так мно-го, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

Побеждают те, кто не заморозился.

Игра №4 «Золотые ворота»

Правила игры :

Количество игроков : любое

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пой-манными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра №5 «Что мы делали сегодня?»

Что мы делали сегодня - подвижная и очень веселая , озорная игра, помогающая развивать воображение детей, актерские и другие способности.

Описание игры

Выбирается водящий. Он на время выходит из комнаты. Остальные участники договарива-ются о том, какие действия будут изображать.

Водящий возвращается и обращается к ним с вопросом :

Что вы делали сегодня?

Дети отвечают :

Что мы делали, не скажем, но сейчас тебе покажем!

И начинают изображать любые действия (плавают, подметают, копают, играют на скрипке и т. д.) .

По этим движениям водящий угадывает, чем они занимались. Если угадает, то выбирают другого водящего. Если нет, то водящий снова уходит, а играющие задумают другое дейст-вие.

Правила игры

1. Выбирается водящий, который выходит из комнаты

2. Участники договариваются какие действия будут изображать

3. По возвращении, водящий спрашивает «Что вы делали сегодня?»

4. Дети, после слов «Что мы делали, не скажем, но сейчас тебе покажем!» , изображают задуманные действия

5. Если водящий угадает, выбирают другого водящего

Примечание

Можно играть и так : водящий изображает действия, а остальные угадывают.

Выигрывает угадавший первым. Он и становится новым водящим

1. Важно с самого начала создать у детей положительное отношение, важно чтобы ре-бенок получил удовольствие от игры.

2. Лучше подбирать игры, требующие интенсивных действий всех детей одновремен-но. Желательно, чтобы игры были уже знакомы детям.

3. Нужно создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в рамках его собственных возможностей.

5. Некоторые игры можно использовать, чтобы помочь детям конструктивно выразить свою агрессию и улучшить взаимоотношения друг с другом.

6. Иногда необходимо усложнить игру.

7. Внимательно наблюдайте, как меняется реакция ребенка на одну и ту же игру при ее повторении. Дети лучше учатся, когда полагаются на собственный опыт.

8. Используйте материалы (мячи, воздушные шары, обручи и т. д.) .

9. В некоторых подвижных играх используйте музыкальное сопровождение , что явля-ется замечательным источником вдохновения.

Продумывать содержание работы по совместной деятельности педагогов и родителей в фи-зическом воспитании на трех этапах;

В целях оздоровления детей установить доверительно деловые контакты со взрослыми, уча-ствующими в воспитании;

Предоставить родителям возможность наблюдать своих детей во время проведения воспи-тателем подвижных игр ;

Разработать содержание консультаций по оздоровлению детей совместными усилиями пе-дагогов и родителей ;

Привлекать активнее родителей к совместному и самостоятельному проведению подвиж-ных игр ;

Предоставить родителям литературу о содержании подвижных игр из педагогической биб-лиотеки дошкольного учреждения .

Познакомить с литературой, содержанием подвижных игр , соответствующим возрасту их детей ;

Чаще играть в подвижные игры в целях укрепления здоровья;

Продумать варианты усложнений подвижных игр в целях физического развития.

Игра "Змея"



Игра "Золотые ворота"



Игра "Два мороза"


Маленький ребенок непрерывно нуждается деятельности и устает не от нее, а от ее однообразия …

Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим и наиболее естественным видом деятельности, важным условием полноценного умственного, нравственного, эстетического, физического развития, его социализации в обществе.

Детские игры вообще — это единственный естественный труд ребенка, за который он берется без принуждения и внешнего воздействия. Одновременно они являются прекрасным способом привития практически всех качеств характера, которые мы ценим в людях, но которые часто пытаемся прививать вербальными, т.е. словесными, методами или простым приучением, обучением или упражнением.

Играя, ребенок учится жить. Во время игры он довольно легко овладевает, понимает суть и запоминает ее основные правила. В дальнейшем такие навыки ему пригодятся, в частности при обучении в школе. Более того, во время игры, в зависимости от ее хода, ребенок должен оценивать ситуацию и самостоятельно принимать решения; познаёт потребность сотрудничества, приучается уважать права другого участника игры, учится сдерживать себя и свои отрицательные эмоции; взамен выражает доброжелательность и искренность.

Никакая другая деятельность не способна ребенку дошкольного возраста дать столько положительных эмоций, которые так нужны ему для здорового психического и физического развития. Не меньшую пользу приносят игры и в старшем возрасте, но при условии углубления их социального содержания.

Даже сочетание различных видов деятельности не вызывает резкого изменения динамических стереотипов, не нарушает душевного равновесия ребёнка, а становится последовательным фрагментом его жизни, которая разворачивается непосредственно.

Главное — не допускать (особенно в возрасте до 3-х лет) резкого, быстрого перехода с одного вида деятельности на другой, не имеющий с предыдущим никакого логической связи, тем более, если он мало известен или совсем неизвестен ребенку. Это вызывает протест, нежелание, даже болезненный страх перед тем новым, что предлагают. Вот почему дети болезненно реагируют на то, что их отвлекают от игрушки или игры, которая их полностью захватывает.

Безапелляционно вмешиваясь в мир детской игры, взрослые травмируют и разрушают мир фантазий, травмируют психику ребенка, деформируют его воображение или, наконец, дают ложные образцы поведения с чувствами других и отношением к результатам их труда. Поэтому так важно быть тактичными с детьми, занятыми играми и игрушками. Не спешите их останавливать, даже если у вас есть свои планы — наоборот, найдите время, поинтересоваться, какой игрой увлечён ваш ребенок и в чём её смысл. Ненавязчиво присоединитесь — подыграйте, и вы почувствуете особую признательность ребенка, его заинтересованность вами.

Благодаря игровой ситуации вы сможете научить ребенка чему-то познавательному и полезному. Как свидетельствуют наблюдения, дошкольники очень любят играть в такие игры, как «Дочки — матери», «Дом», «В гостях» и другие. Их сюжеты родители всегда могут направить на усвоение определенных правил жизни в семье, исполнения обязанностей и соблюдения этики поведения и взаимоотношений.

Руководствуясь народной мудростью о том, что «детей легче воспитывать, чем перевоспитывать» и «начинать воспитывать нужно тогда, когда ребенок еще поперек кровати лежит», нужно всегда заботиться о том, что, как и с кем делает ваш ребенок. А чтобы направлять его на позитивные мысли и хорошие поступки, целесообразно большее внимание уделять играм нравственного содержания: они могут быть как подвижными, скажем, днем, так и достаточно спокойными — перед сном.

Положительный воспитательный эффект имеют такие игры, как «Волшебное слово» (когда каждую просьбу и действие необходимо сопровождать надлежащим отбором и употреблением вежливых, приятных слов); «Магазин одной покупки» (когда ребенок мысленно попадает в ситуацию выбора, при которой из большого предложения различных возможных желаний имеет право выбрать только одно.

Кстати, подобную ситуацию «в магазине» можно использовать для того, чтобы дети ориентировались в возможностях семейного бюджета, в полезности или излишке отдельных вещей; учились делать осознанный выбор, за который им самим придется отвечать в случае неудачи); «Хорошо — плохо» (когда в игровой ситуации ребенку раскрывается сущность хорошего и плохого, и у него формируется система представлений о причинно-следственные связи различных действий, поступков и поведения в целом) и другие.

Подобные игры всегда будут способствовать формированию представлений ребенка о вежливости, о первоочередности желаний и потребностей, о возможности их удовлетворения и развивать и обогащать его язык, даже если вы и не будете четко ставить перед собой подобную цель воспитания.

Родительское собрание

Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста

Форма проведения: круглый стол

Цель: Повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательный процесс, психопрофилактическая работа с родителями.

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;

Задачи:

Дать родителям знания о значении игры в развитии и

воспитании ребенка;

Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре

в условиях семьи и детского сада;

Выслушать суждения родителей по проблеме,

помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

Игра – приветствие «Цветные ладони»

Цель: Установить контакт между родителями, сформировать у них эмоционально- положительный настрой.

Родители хаотично двигаются. Воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета. Варианты сигналов: красная “ладонь” надо пожать руку, синяя “ладонь” – погладить по плечу, желтая “ладонь” – поздороваться “спинками”.

Игра – задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – зелёного,

Каждый вечер уделяю время на игры с ребёнком;

Рассказываю о своих играх в детстве;

Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком;

Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры;

Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду;

Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки;

Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Если на вашем» столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

Анализ результатов анкетирования

«Создание условий для игровой деятельности в семье» (приложение № 2)

По результатам анкетирования можно сказать, что у многих детей есть отдельная комната (уголок, где может играть и хранить свои игрушки). Дети предпочитают просмотр мультфильмов и телепередач, подвижные игры. Родители покупают игрушки ребенку по особым случаям (в подарок). И в основном предпочитают покупать развивающие игры (настольно-печатные игры, конструкторы и т. д., куклы или машинки. Дети бережно относятся к игрушкам. Сломанные игрушки чаще всего ремонтируются. Большинство детей дома могут в любое время, по желанию рисовать, лепить, им доступны бумага, пластилин, краски. Игровое оборудование у ребёнка для физического развития в основном мяч, скакалка, обруч, дротики. У некоторых детей имеется детская фонотека, музыкальные инструменты. Детей с детства приучаем к труду. В основном все дети дома ухаживают за комнатными растениями и животными. Играет с ребёнком в основном мама, редко папа.

«Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок». За правильный ответ команда получает фишку (показ презентации) .

Рефлексия

Прием «Выбери дистанцию»

Мы предлагаем объявить символом обсуждаемой темы детскую настольно-печатную игру. Мы поставим ее в центр зала и предлагаем каждому из вас встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Вы должны одной фразой объяснить выбранное вами расстояние.

Например: «Я встала очень близко к игре, поскольку считаю очень важным создание в семье условий для развития детской игры»; «Я встал далеко от игры, потому что считаю, что это пустая трата времени. Дети должны играть сами. Семья тут ни при чем».

Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки и т. д. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила. Мы предлагаем вашему вниманию Памятку (Приложение 3) с советами по проведению игр. (Раздаем памятки родителям). Мы советуем изучить эти правила и придерживаться их при игре с детьми.

III Заключительная часть

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. В завершении мне хочется пожелать вам удачи. Играйте со своими детьми, они в этом очень нуждаются и вы, между прочим, тоже, ведь с помощью игры вы становитесь ближе друг к другу, начинаете больше узнавать друг о друге, можете повлиять на душевное состояние и поведение вашего ребёнка.

Игра – помощник нам, бесспорно,

Игре все возрасты покорны.

Взаимодействие в игре

Поможет понимать друг друга,

Нам стать внимательней, добрей,

И разрешить вопрос досуга.

Играйте с нами! Придумывайте сами!

Играйте с друзьями! Удача за вами!

Проект решения собрания:

1. Принимать активное участие в играх детей

2. Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке.

3. Организовывать семейные экскурсии по интересам детей.

4. Принимать активное участие в жизни детского сада.

5. Принять к сведению опыт семейного воспитания.

Ход мероприятия

Звучит песня «Куда уходит детство».

Вступительное слово воспитателя, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.

1. Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность- приятные, добрые детские воспоминания.

Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке напишите своё имя, отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т.д.)

Психологическая разминка «Улыбка»

Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

2 . Анализ результатов анкетирования (приложение 1)

При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. (Высказывания воспитателя по анализу анкет.)

3 .«А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр презентации)

1. Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.

2. Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

3. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

4. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

5. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.

6. Театральные игрушки - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)

Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

4.«Давайте вместе поиграем» - практическая часть.

Упражнение «Я начну, а вы продолжите» - «Игра – это…»

Игра – это (весело, интересно, увлекательно …).

Для того чтобы игра была интересной, развивающей и т.д

Любая игрушка должна быть какой?(ответы родителей)

1. эстетичной;

2. безопасной (в плане краски, качества материала);

3. развивать;

4. развлекать ребенка.

5. Игры на кухне

А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)

Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза.Желающие могут дополнить ответ.)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

Творческая работа родителей (приложение 6) .

Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).

Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!

6.Заключительная часть.

Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания: «Роль игры в жизни ребенка».

Рефлексия:

1. Впечатление от родительского собрания.

2. Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!

Приглашение на собрание.

Дорогие мамы и папы!

приглашаем на «Круглый стол».

Приглашаем, приглашаем,

Вместе с Вами поиграем,

Много интересного узнаем.

Об играх и игрушках,

Наших славных

Мальчишках и девчушках!

С нетерпением ждём встречи!

Воспитатели.

Приложение 3.

Памятка для родителей.

Виды игрушек.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

Приложение 4.

Памятка по игре

Чему обучается ребёнок в игре?

Проанализируем научные взгляды относительно роли игры в развитии детей раннего и дошкольного возрастов. Огромно влияние игры на формирование свойств и качеств личности ребенка. Например, 3. Фрейд отмечал, что в игре следует искать первые следы воображения. Игра для ребенка является самой любимой и всепоглощающей деятельностью. Возможно, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится, относясь к игре очень серьезно и щедро вкладывая в нее свои эмоции.

Если рассматривать условия развития у ребенка способности воспринимать себя как активного деятельного человека, то можно проанализировать мнение специалистов, таких как Э.А. Колидзей, В.А. Петровский и др. Например, В.П. Кондрашов, анализируя взгляды Э.А. Колидзей на онтогенез игры, подчеркивает важность его вывода о том, что в результате процесса становления игровой деятельности у ребенка кроме игровых способностей появляется возможность выделить себя в своем сознании как инициатора действования, следовательно, проявить свою субъектность. Кроме субъектности деятельности игра, наряду с другими видами детской деятельности, способствует формированию субъектности жизнедеятельности, общения и самосознания, которые выделяет В.А. Петровский.

С.А. Шмаков рассматривает игру как универсальную сферу «самости» ребенка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки и т.д. Он выделяет следующие функции игры как социопедагогического феномена культуры.

1. Социокультурная функция: через усвоение богатства культуры происходит формирование ребенка как личности, позволяющей функционировать в качестве полноценного члена коллектива; согласно Ж. Пиаже, игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал.

2. Функция межнациональной коммуникации: игра дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, учит разнообразию эмоций в воспроизведении действительности. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства? наиболее естественная динамическая и оздоравливающая деятельность, которой они могут заниматься.

Игра? это средство обмена информацией, проигрывая жизненные проблемы, ребенок постепенно учится справляться с ними.

3. Функция самореализации ребенка в игре: игра? полигон человеческой практики как области применения и проверки опыта.

4. Коммуникативная функция: игра вводит ребенка в область человеческих отношений, для детей важен опыт, полученный от другого ребенка.

5. Диагностическая функция: максимальное проявление себя в игре, ребенок проверяет силы, самовыражается и самоутверждается.

6. Игротерапевтическая функция: дает возможность преодолевать различные трудности в поведении ребенка.

7. Обучающая функция.

8. Функция коррекции.

9. Развлекательная функция.

Эволюция функций игры как ведущей деятельности дошкольника заключается в развитии его способности к условным действиям, мысленному экспериментированию, выбору условно исполняемых ролей, пониманию смысла роли, воспроизведению своего понимания и приобретению для этого социальных умений. Эта совокупная психическая деятельность развертывается в условном игровом образном пространстве, в котором ребенок приобретает реальный опыт, вариативно более богатый, чем опыт освоения окружающего мира.

Кроме того, ребенок осваивает опыт смены ролей, гибкого переключения в ролях, «играния ролей» (Я. Морено). Этот опыт определяет впоследствии социальную адаптивность и стрессоустойчивость к социальному конфликту; предопределяет развитие способности самопознания и понимания другого, эмпатии. Таким образом, шаг за шагом игра позволяет усваивать и «проигрывать» различные позиции взрослого человека, правильно соотносить себя и свои действия с реальными событиями. Как заметил Ж. Пиаже, личность существует в пространстве общения, даже когда человек один.

Но, как отмечает Г. Лэндрет, играющий ребенок и играющие дети? это разные по психолого-педагогической сути явления. Ключом к росту являются именно отношения, а не использование игрушек или интерпретация поведения, поэтому недостаточно окружить ребенка игрушками, играми, необходимо организовать игровое взаимодействие детей и педагогически целесообразно направить игру.

Игра рассматривается и как средство формирования позитивной «Я-концепции» дошкольника (Е.А. Панько, Л.С. Ходанович). Умение смотреть на мир добрыми глазами, ощущать уверенность и свою защищенность, а также выстраивать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками легче и естественнее в игре. Социальная устойчивость дошкольников определяется реальными взаимоотношениями, которые складываются у ребенка в личностно значимой для него деятельности. Закрепившиеся способы взаимоотношений в игре формируют определенные качества личности. Ролевая игра? школа морали в действии. Игровое структурирование естественного поведения детей? разыгрывание внутренних проблем ребенка в контексте игрового сюжета.

Е.А. Климов выделяет игру в качестве главнейшего способа овладения «основными смыслами» человеческой деятельности и первого знакомства с конкретными профессиями в период с трех до шести-восьми лет, говоря о развитии человека как субъекта труда в любом обществе.

Исследования современных ученых и педагогов помогают расширить понимание социальной сущности игры, ее функциональных свойств как целостного явления свободного проявления творческой активности личности, как средства утверждения своего «я», физического совершенствования, эмоциональной разрядки.

Наши ученые считают, что игра является структурной моделью поведения ребенка, с помощью которой ребенок осваивает окружающую его действительность и готовится к преобразованию этой действительности.