Наука эпохи просвещения презентация. Презентация эпоха просвещения и просвещенный абсолютизм

Слайд 2

1. Понятие «Эпоха Просвещения». 2. Характерные особенности Просвещения. 3. Великие просветители Европы: английские просветители; французские просветители; немецкие просветители 4. Просветители США. Русские просветители. Влияние Просвещения на общество. Основные идеи Просвещения и их значение. ПЛАН

Слайд 3

ПОНЯТИЕ "ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ" ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ –ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И ДУХОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ К. XVII – НАЧ. XIX в.в. В ЕВРОПЕ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ, НАПРАВЛЕННОЕ ПРОТИВ ФЕОДАЛИЗМА И ВЫСТУПАВШЕЕ ЗА ТОРЖЕСТВО РАЗУМА, ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ

Слайд 4

рост экономического и политического значения буржуазии; усиление антифеодального движения; распространение просветительских идей общественного равенства и личной свободы. отказ от религиозного миропонимания; обращение к разуму как единственному критерию познания человека и общества; превращение литературы в ведущую форму художественного творчества. В экономической и социально-политической сфере В духовной сфере ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Слайд 5

Разница в видении дальнейшего пути развития общества у ведущих деятелей того времени способствовала формированию трех ведущих европейских наций и понятия нация, как такового ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Слайд 6

Джон Локк 1632 – 1704 г.г. АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ сторонник парламентской монархии; обосновал естественные неотъемлемые права человека; один из авторов «теории общественного договора»; предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Слайд 7

АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ считал, что человек является основой всего общества и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде; для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности. Адам Смит 1723 – 1790 г.г.

Слайд 8

Адам Смит 1723 – 1790 г.г. АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ рыночное хозяйство – основа свободы и независимости человека; полная свобода конкуренции; свободная торговля; упразднение ремесленных цехов и купеческих гильдий; реформа налогообложения. «Мир, легкие налоги и терпимость в управлении» – этого достаточно для процветания государства.

Слайд 9

АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ Англичане озабочены изучением самостоятельности человека Создают экономическую теорию. Если один стремится к максимальной выгоде, понимая стремления другого – это ведёт к процветанию общества Английское просвещение называют парламентским просвещением, оно пронизано духом авантюризма. Люди стараются обсуждать проблемы и договариваться между собой.

Слайд 10

Вольтер Франсуа Мари Аруэ(1694-1778 гг.)

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто «ничего не имея», «обязан на них работать»; сторонник просвещенной монархии, опирающейся на образованную часть общества, на интеллигенцию, на философов; выступал против религиозного фанатизма и главенства церкви над государством и обществом. ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Слайд 11

Шарль Луи Монтескье(1689-1755 г.г.)

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ противник деспотизма, защитник личной свободы и частной собственности; свобода – право делать то, что дозволено законом; разработал учение о разделении властей на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную; сторонник конституционной монархии. ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Слайд 12

Жан –Жак Руссо(1712-1778 г.г.)

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ источник всех бедствий –частная собственность; народ-источник власти; идеал государства – демократическая республика мелких собственников; идея уравнения крайности богатства и бедности. ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Слайд 13

Энциклопедисты

Дени Дидро Жан Д, Аламбер ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Слайд 14

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

неотчуждаемость прав личности; необходимость народного представительства; равенство всех перед законом; отмена абсолютной монархии; свобода предпринимательства; противник католической церкви и религии. Памятник Д.Дидро в Париже ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Слайд 15

ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ Французы озабочены проблемами порядка и управления Принимают монархию как должное, пытаются её усовершенствовать, сделать идеальной Монарх должен быть просвещённым

Слайд 16

НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ГЕРМАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТСТАЛОСТЬ ГЕРМАНИИ ИНТЕРЕС НЕ К СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИМ, ПРОБЛЕМАМ, А К ВОПРОСАМ МОРАЛИ ФИЛОСОФИИ, ЭСТЕТИКИ, ВОСПИТАНИЯ

Слайд 17

НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ Памятник Гёте и Шиллеру у здания театра в Веймаре ОСНОВНЫЕ ИДЕИ отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке; считали народ носителем национальной культуры, и прежде всего родного языка; требовали от литературы изображения ярких, сильных страстей, характеров, не сломленных деспотическим режимом

Слайд 18

Немцы изучают себя, пытаясь проникнуть в духовную составляющую человека. Духовный поиск впоследствии продолжается в немецкой философии и музыке Исследуют национальную историю Философский взгляд на жизнь. Человек учится задавать вопросы, оценивать происходящие события с разных позиций НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Слайд 19

Слайд 20

ПРОСВЕТИТЕЛИ США В ней говорилось, что все люди равны, что неотъемлемыми правами каждого является «жизнь, свобода и стремление к счастью». В эпоху, господства феодального строя «Декларация» бросала вызов этому строю. Вместо власти королей – власть народа, вместо сословных привилегий – равенство в правах, вместо монархии – республика.

Слайд 21

Бенджамин Франклин – основоположник движения за независимость. Воплощение американского идеала жизненного пути. Философ, просветитель, дипломат ПРОСВЕТИТЕЛИ США

Слайд 22

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ - отстаивал концепцию естественных и неотъемлемых прав человека, к которым он относил жизнь, свободу и собственность; полагал что основой государства является общественный договор; - выделил тринадцать добродетелей, к которым должна стремиться личность: ПРОСВЕТИТЕЛИ США воздержанность, молчаливость, любовь к порядку, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, кротость.

Слайд 23

Н.И.Новиков - один из первых русских журналистов. Он издавал журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелёк», «Пустомеля», где обличал помещиков – крепостников. Н.И.Новиков Автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву». В нём автор прямо поставил вопрос об уничтожении крепостного права. РУССКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ А.Н.Радищев

ВЛИЯНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ОБЩЕСТВО Идея народного суверенитета (Вольтер) РЕАЛИЗОВАНА В РЕГУЛЯРНЫХ ВЫБОРАХ

Слайд 27

Критика: церкви, старинных традиций, абсолютной монархии. Достоинствами считали: Способность человека к общению. Участие человека в коллективной созидательной деятельности. Развитие просвещения народа. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯИ ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Слайд 28

Значение идей Просвещения в том, что просветители выдвинули новые теории, прогрессивные и революционные для XVIII века. ВЫВОД

Слайд 29

Назовите характерные черты эпохи Просвещения. Изложите основные положения учения Дж.Локка о естественных прирождённых правах человека. В чём, по мнению Монтескье, заключается свобода личности? Почему Дж.Локк и Ш.Монтескье утверждали необходимость разделения властей в государстве? Изложите основные положения учения Ж.Ж.Руссо о причинах общественного неравенства. В чём заключается значение идей русских просветителей для России XVIII в. и для нашего времени? Можно ли читать деятелей культуры эпохи Просвещения наследниками гуманистов Возрождения? Приведите примеры. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Эпоха Просвещения время преобразований

Просвещение Эпоха духовного развития европейского общества XVII-XVIII веков. Проекциями Просвещения в искусстве являлись: барокко, рококо и классицизм Просвещение сменяет Возрождение и предваряет романтизм. Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро, Мелье

Идеи Просвещения Характерно для эпохи перехода от феодализма к капитализму Идейное движение, связанное с борьбой буржуазии против феодализма Общим для всех идеологов Просвещения была беспощадная критика феодального строя

Адам Смит 1723 - 1790 Выдающийся шотландский экономист, философ один из крупнейших представителей современной экономической теории Ключевая теория - освобождение экономики от государственной опеки

Джон Локк Английский философ и просветитель, создатель идей либерализма Разрабатывал идею «разделения властей» К правам человека относил три основных: - на жизнь - свободу - собственность 1632 - 1704

Жан Мелье 1664 - 1729 Французский материалист, атеист, утопический коммунизм Предшественник французских просветителей XVIII века Революционный демократ

Шарль Луи Монтескьё Французский политический мыслитель, писатель, социолог, историк Представитель французской просветительской философии Один из идейных предшественников буржуазной революции во Франции XVIII века 1689 - 1755

Франсуа Мари Аруэ Вольтер 1694 - 1778 Французский писатель, философ, историк Автор многочисленных политических и исторических трудов, поэм, романов, пьес Критиковал церковь и феодальные порядки, считая однако, что религию надо сохранить для народа, чтобы удерживать его в повиновении

Дени Дидро 1713 - 1784 Французский философ, писатель, теоретик Великой французской революции Основатель и редактор «Энциклопедии – 1751 г.», или «Толкового словаря наук, искусств и ремесел» Сторонник идеи просвещенной монархии

Жан Жак Руссо 1712 - 1778 Французский философ-просветитель, писатель, композитор Он считал, что люди рождаются равными в своих правах и что народ имеет право сам устанавливать управление страной Выступал против роскоши богачей и против собственности феодалов

Тесты Философ, который переписывался с императрицей Екатериной II Великой Философ эпохи Просвещения, идейный предшественник буржуазной революции во Франции XVIII века Выдающийся шотландский экономист Философ эпохи Просвещения, автор «Энциклопедии» Философ эпохи Просвещения, выступавший против роскоши и богачей Автор любой энциклопедии


Оценка эпохи Просвещения в исторической науке Традиционная Критика «старого порядка» в Европе и «идеологическая подготовка» Французской революции Современная Просвещение – общественное движение, участники которого стремились внести посильный вклад в расширение умственного кругозора людей, улучшение их нравов и благосостояния, рассчитывая в перспективе на возникновение более разумного порядка, обеспечивающего основные права человека и гражданина

Просвещение Интеллектуальное, идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, заложившее основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

Иммануил Кант Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого.

Джон Локк Локк Джон, английский философ и политический мыслитель, положивший начало эмпиризму в психологии, родился в 1632 г. , в Рингтоне в семье диссидентов-пуритан. Дома Локк получил строгое религиозное воспитание. Окончив школу в Вестминстере, он поступил в Оксфордский колледж, где остался после окончания, и преподавал древнегреческий язык, параллельно занимаясь углубленным изучением медицины.

Философия Локка «Опыт о человеческом разуме» посвящен рассмотрению происхождения, видов и возможностей человеческого познания. Теория Локка строится на том, что не существует врожденных идей и принципов - ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта. Локк видит источник нашего познания исключительно во внешнем (ощущение) и внутреннем опыте (восприятие внутренних явлений).

Философия Локка Локк выступал против религиозного фанатизма различных сект и настойчиво призывал к веротерпимости. В своем сочинении «Разумность христианства» (1695) он в духе протестантизма старался отделить «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Кроме того, Локк оставил ряд трудов по педагогике и государственному праву. Его идеи оказали сильное воздействие на английских и французских философов.

Политика Естественное состояние - состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Естественное право - право на частную собственность; право на действия, на свой труд и на его результаты. Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Локк - теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону). Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и союзную или федеративную. Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

Важнейшие сочинения Письма о веротерпимости (A Letter Concerning Toleration) (1689). Опыт о человеческом разумении (Essay Concerning Human Understanding) (1690) Второй трактат о гражданском правлении (The Second Treatise of Civil Government) (1690). Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education) (1693).

Шарль-Луи де Секонда, барон де Монтескье Монтескье происходил из аристократического рода. Шарль-Луи был вторым из шестерых детей. Первоначальное образование он получил в ораторианском коллеже в Жюйи (1700-1705), затем, вернувшись в Бордо, изучал право. В 1708 году стал адвокатом, в 1714 году — советником парламента Бордо, а два года спустя унаследовал от своего бездетного дяди барона де Монтескье вместе с титулом и именем должность президента бордоского парламента (до 1789 года парламентами во Франции назывались высшие судебные инстанции).

Характер. Интересы «Типичный гасконец», Монтескье сочетал в себе независимость, самолюбие, любознательность, расчетливость. Уделял много времени благоустройству своего замка, любил работать на виноградниках, которые были главным источником дохода. Парламентские обязанности занимали его скорее по фамильной обязанности, чем по личной склонности: судейское крючкотворство наводило на него скуку. Службу в парламенте он сочетал с занятиями наукой. В 1716 году Монтескье был избран членом Академии Бордо и написал массу докладов и речей по самым разным разделам естественных наук — «О причинах эха», «О назначении почечных желез», «О морских приливах и отливах» и т. д.

Философия Монтескье В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного.

«О Духе законов» Книга попала в список запрещенных, в самое короткое время она разошлась по парижским салонам. Вскоре последовало множество переизданий — не менее 12 за два года, а по словам самого Монтескье — 22. Книга имела успех даже в официальных кругах: сам дофин, сын и наследник Людовика XV, проявил к ней интерес. Книга поразила современников своим стилем: в отличие от авторов тяжеловесных и догматичных трактатов по вопросам права, Монтескье не предлагал никаких готовых схем. Его сочинение приглашало читателя на живописные и «экзотические» прогулки по странам и эпохам, которые позволяли увидеть все разнообразие человеческих обычаев и общественных установлений. Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии. Важное место в книге занимала теория форм власти.

«О Духе законов» Предлагая читателям трехчастную схему — «республика-монархия-деспотия», автор не брал на себя роль апологета или судьи. Разъясняя особенности каждого вида правления, Монтескье иллюстрировал их яркими примерами из истории. Поэтому каждое поколение читателей истолковывало «Дух законов» по-своему. Французские парламенты нашли в книге обоснование абсолютной власти короля «посредствующими властями» — привилегированными сословиями, многих привлекла нарисованная Монтескье картина «английской конституции», изложенная им локковская теория «разделения властей» (законодательной, исполнительной и судебной). Наконец, высокая оценка демократии способствовала развитию республиканских идей во Франции и за ее пределами. Осуждение деспотизма, утверждение принципа гражданской и личной свободы, призыв к веротерпимости, политической умеренности, постепенности в проведении любых преобразований определяют историческое значение «Духа законов» в формировании современной политической культуры.

Вольтер Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694– 1778 гг.) – французский философ-просветитель и поэт, автор ярких разоблачений традиционных христианских представлений о Боге, добре и зле, о деятельности церкви. Вольтер считал целесообразным сохранить веру в Бога как основание нравственности. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» . «Нельзя иметь верного понятия о том, что не испытано» . «Свобода объявлять свои мысли составляет существенное право гражданина» . «Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком» . «Тот, кто достойно служит своей стране, не нуждается в знатных предках» . «Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать» . «Наиболее суеверные эпохи были всегда эпохами самых ужасных преступлений» . «История церкви – это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества. . . и тем самым доказано, что злоупотребление относится к самому существу дела, как доказано, что волк всегда был хищником и вовсе не вследствие некоторых случайных злоупотреблений пил кровь наших овец» .

Вольтер Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

Дени Дидро французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (тома 1-35, 1751-80). В философских произведениях — «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Сон Д’Аламбера» (1769, издание 1830), «Философские принципы материи и движения» (1770, издание 1798), будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения написаы в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения (проникнутый народным жизнелюбием и житейской мудростью роман «Жак-фаталист», 1773, издание 1796; антиклерикальный роман «Монахиня», 1760, издание 1796; остроумие, диалектическая, не без циничного оттенка, игра ума — в романе «Племянник Рамо», 1762-79, издание 1823). Труды о народном образовании.

Философия Дидро «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Сон Д’Аламбера» (1769, издание 1830), «Философские принципы материи и движения» (1770, издание 1798), будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи

Дидро и энциклопедисты Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751– 1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д’Аламбер (1717– 1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо.

Жан-Жак Руссо Великий французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712– 1778 гг.) в 1762 году написал трактат «Об общественном договоре» , в котором развивал идеи естественного равенства людей и призывал к преобразованию мира. Эти идеи Руссо в огромной степени повлияли на подготовку умов к Французской революции. «Пока народ, принужденный повиноваться, повинуется, он поступает хорошо; но как только, имея возможность сбросить с себя ярмо, народ сбрасывает его, он поступает еще лучше. . . общественный договор есть священное право, служащее основанием для всех других прав» . «Только общая воля может управлять силами государства сообразно с целью, для которой последнее учреждено и которая есть общее благо. . . благо это сводится к двум важнейшим вещам: свободе и равенству. . . » «. . . ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один — настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя» . «Человек и гражданин, кто бы он ни был, не может предложить обществу иного имущества, кроме самого себя; все остальное его имущество уже принадлежит обществу. . . Кто в праздности проедает то, чего сам не заработал, тот ворует это последнее. . . Труд, значит, есть неизбежная обязанность для человека, живущего в обществе. Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут. . . »

Ж. -Ж. Руссо (1712– 1778) Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Жан Мелье Мелье Жан (фр. Jean Meslier; 15 июня 1664 - 17 июня 1729) - французский философ-материалист, атеист, утопический коммунист, католический священник. Сын деревенского ткача, Мелье по настоянию родителей стал сельским католическим священником в 1689 году. Без жалоб и проблем 40 лет он провёл в качестве священника в Шампани, но был всю жизнь атеистом.

Мелье Жан Вера всегда слепа, потому что религии не дают и не могут дать никаких ясных, надежных и убедительных доказательств своих якобы святых тайн и мнимых божественных откровений

«Завещание» В «Завещании» содержались критика тогдашней действительности, идеи атеизма, мечты об идеальном общественном устройстве. «Завещание» , согласно автору, содержит осуждение «ошибок, заблуждений, бредней, безумств и злодеяний людских» . Общественный идеал Мелье - это единая семья-община, в которой все люди совместно владеют всеобщими благами, трудятся с удовольствием и любят друга как братья. Для того, чтобы прийти к такому состоянию, люди должны понять несправедливость тиранической власти, освободиться от предрассудков, среди которых первое место занимает религия.

Адам Смит шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. При жизни Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов.

Теория стоимости заработная плата, прибыль и рента. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается. Совокупный общественный продукт делится на две основные части: первая — капитал — служит для поддержания и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными классами общества (собственниками земли и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных профессий и т. д.). От соотношения этих двух частей зависит и благосостояние общества: чем больше доля капитала, тем быстрее растет общественное богатство, и, напротив, чем больше средств уходит на непроизводительное потребление (прежде всего государством), тем беднее нация.

Жак Тюрго Анн-Роберт-Жак (Turgot, барон д’Ольн) — род. в 1727 г. , знаменитый франц. госуд. деятель, родом из Нормандии. Третий сын в семье, Тюрго был предназначен к духовному званию. Запуганный матерью, тихий, застенчивый мальчик, прятавшийся под диванами и стульями, когда в дом родителей его являлись посторонние, он был отдан в семинарию Сен-Сюльпис, а потом поступил в Сорбонну для окончания богословского образования.

Взгляды Тюрго Свобода - главнейшее условие развития богатства: она должна быть предоставлена всем и каждому и в области труда, и в сфере торговых сношений. Для создания народного богатства нужно вернуть торговле ту драгоценную свободу, которую она утратила вследствие предрассудков, порожденных в века невежества, и склонности правительств потакать частным интересам; нужно облегчить для всех возможность труда, чтобы тем самым создать возможно большую конкуренцию, ведущую к улучшению производства и установлению цен, наиболее выгодных для покупателей. Сочетая теорию свободы и неограниченной конкуренции с теорией отделения собственника от рабочего, Тюрго провозглашал, что «рабочая плата рабочего ограничивается тем, что необходимо для его существования» .

Иммануил Кант Родился в Кенигсберге в Пруссии. Отец его был ремесленником После окончания школы Кант поступил в Кенигсбергский университет. Закончив его, он зарабатывал себе на жизнь частными уроками в прусских семьях, но продолжал свое образование самостоятельно. Успешно защитив диссертацию, он стал приват-доцентом, читал различные курсы в Кенигсбергском университете. В 1770 году стал профессором логики и метафизики этого университета и оставался на этом посту до того, как ушел в отставку за три года до смерти.

Жизнь Канта Он жил спокойной и размеренной жизнью, путешествовал мало и приобрел репутацию очень пунктуального человека. Ежедневно совершал прогулки в точно назначенное время, и люди могли сверять свои часы по этим прогулкам. Одним из редких случаев, когда он опоздал на прогулку после обеда, был тот день, когда он читал книгу Руссо «Эмиль». Имел много друзей, его уважали и им восхищались все те, кто знал его, но его социальная жизнь была также регулируема, как и работа. Он так и остался холостяком, хотя, как говорят, любил компании, особенно красивых и воспитанных женщин. Он заслужил репутацию живого лектора, хотя никто не мог это сказать на основании его работ, которые трудны для понимания и сухи, как по стилю, так и по содержанию.

«Критика чистого разума» Кант выявляет условия, при которых возможны главные формы научного знания. Эта проблема конкретизируется у Канта в следующих трех вопросах: «Как возможна чистая математика? «, «Как возможно чистое естествознание», «Как возможна метафизика как наука? «. Такой способ рассуждения, когда задаются вопросы и даются на них ответы. Кант называет трансцендентальным, а свои ответы на эти вопросы — трансцендентальной теорией.

Этика «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1797), «Об изначально злом в человеческой природе» (1792), «О поговорке «может быть это верно в теории, но не годится для практики» (1793), «Религия в пределах только разума» (1793). «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем еще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Основа нравственности лежит, по Канту, априори в понятиях чистого разума. В данном случае разум Кант понимает как практический разум, а не теоретический, как было раньше. Практический разум — это и есть нравственность, имеющая дело с проблемами свободы и свободной воли. Чистый разум функционирует как практический, когда он определяет волю и она становится свободной волей.

Философия Просвещения получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф. Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р. Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании); развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века; формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Историческое значение Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта - господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Историческое значение Под влиянием идей просвещения предприняты были реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция).

Историческое значение Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам.

Историческое значение Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода.

Мария Терезия Правление Марии Терезии было важным этапом в развитии абсолютизма в австрийских землях. Она провела реформы, направленные на усиление государственной централизации (учреждение Государственного совета, реформа провинциального управления, таможенная реформа и др.). Проводила политику протекционизма, покровительствовала развитию промышленности и торговли. В условиях кризиса барщинной системы и под воздействием крестьянского восстания 1775 года издала «патент о барщине» (1775), ограничивавший барщину в чешских землях 3 днями в неделю. В 1768 году издала новый уголовный кодекс, в 1776 году отменила пытки.

Иосиф II Иосиф II, из рода Габсбургов. Немецкий король в 1764- 1790 гг. Император «Священной Римской империи» в 1765- 1790 гг. Король Венгрии и Чехии в 1780 - 1790 гг. Сын императора Франца I и королевы Марии- Терезии.

Реформы отмена крепостного права (сначала в Богемии, а затем и в других провинциях) введение относительной свободы вероисповеданий.

Фридрих II Король прусский из династии Гогенцоллернов, крупный полководец, философ, музыкант, композитор, друг Вольтера и затем его противник

Реформы Введение нового уголовного законодательства Отмена пыток Упорядочение налоговой системы Расширение начального образования

«Эпоха Просвещения» презентация для 7-х классов

Презентацию подготовил учитель

истории и обществознания

МБОУ СОШ № 46 г. Краснодар

Кощеева А.А.


Эпоха Просвещения

Эпоха Просвещения – эпоха духовного развития европейского общества в XVII – XVIII вв.

Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие к середине XVIII в.

В тоже же время есть мнение о привязке границ эпохи просвещения к двум революциям: «Славная революция в Англии - 1648г. и «Великая Французская революция» - 1789г.

Просвещение - идейное и общественное движение в странах Англии, Франции и Германии связанное с общими переменах в условиях жизни под влиянием разложения традиционного доиндустриального общества.


Три этапа предопределили эпоху Просвещения:

1. Эпоха Возрождения – эпоха в развитии европейской культуры, для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию Античности. 2. Реформация – движение за переустройство Церкви. 3. Эпоха научных открытий - революция в естествознании, в науках о природе. XVIII век в истории не случайно называют эпохой Просвещения. Наиболее прогрессивно настроенные, образованные писатели, художники, философы, выступали с критикой всего, что угнетало человека.


Просветители

Просветители принадлежали к разным сословиям населения:

Просветители

Аристократы

Духовенство

Служащие

Дворяне


Всех просветителей объединяли общие цели и идеалы:

Цели и идеалы

Счастье

Свобода

Веротерпимость

Благосостояние

Добро (ненасилие)


Национальные особенности европейского Просвещения

Англия

Франция

Германия

1. Закрепление завоеваний революции

2. Стремление перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей

1. Отрицание феодального строя и призыв борьбы с ним

1. Призыв к пробуждению национального самосознания и объединению земель

2. Утверждение идей свободы, равенства и братства

3. Энциклопедисты их словарь наук, искусств и ремесел

2. Воспитание нетерпимости к деспотизму подготовка к буржуазной революции


Англия

Франция

Германия

Джон Локк – о человеческом разуме

И. Кант – критика чистого разума

Вольтер- философские письма Дени Дидро –философские мысли

Джон Беркли – защита христианской религии

Дэвид Юм – исследование человеческого разума

Общие задачи деятельности просветителей

1. Выступление против абсолютизма и феодальной собственности.

2. Провозглашение культуры разума, а не бога.

3. Борьба за просвещение народа широкое распространение знаний

4. Утверждении воспитательной задачи искусства.

5. Распространение идей общественного равенства и личной свободы


Просветители считали, что мир устроен по законам разума, за что их воззрения получили название рационализм (от лат. «рацио» - разум). Каждый философ по-своему представлял место Бога в мире.

Одни считали, что создав мир и его разумные законы, Бог не вмешивается в его жизнь.

Другие, что Бог – это не некая личность, а сама природа с ее естественными законами, Вселенский разум.

Третьи, что Бога вообще не существует, и он был выдуман людьми, когда им не хватало знаний, чтобы объяснить законы мира.

Это отрицание Бога получило название Атеизм (от греч. «отрицаю Бога»).

Просветители выдвинули идею свободы совести, т.е. свободного выбора любой веры или атеизма.

Человек представлялся просветителям самым совершенным существом на земле, т.к. только он был наделен разумом и способен познать законы природы.

Все движение человеческой истории просветители рассматривали как движение человечества от темноты и невежества к познанию законов мира.

Ф.И.О. Просветителя

Франсуа Мари Ауре (Вальтер)

Страна

Шарль Луи Монтескье

Основные идеи

Германия

Жан-Жак Руссо

1. Мирное переустройство общественного порядка – путь к «царству разума»

2. сторонник просвещенной монархии

1. Противник деспотии, выступал за свободу (понимал свободу как право делать то, что не запрещено законом)

Швейцария

3. Не признавал католическую церковь, во считал религию необходимой для народа, верил в существование Бога

2. Разрабатывал вопрос защиты личности от произвола властей.

1. Считал частную собственность причиной общественного неравенства и соответственно всех бед.

4. Идеалом считал государство, которым правит – государь-философ, а в обществе царит свобода, равенство и собственность.

3. Идея разделения властей (углубил учение Локка). Выделили 3 ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную.

2. Идея ограничения частной собственности (не считал возможным ее полное уничтожение).

Считал невозможным подменять одну власть другой или соединять их в одном лице, органе.

3. Верховная власть должна принадлежать народу – лучшей формой правления считал демократическую республику мелких частных собственников.

Дени Дидро и ДʼАламбер (энциклопедисты)

Адам Смит (экономическое учение)

Франция

Жак Тюрго

1. В 1751г. издали «Энциклопедию наук, искусств, ремесел». Энциклопедии включили статьи, пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость прав личности, народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий.

Выступали против католической церкви.

1. Считал, что стремление людей улучшить свое материальное положение, может привести общество к благосостоянию. Для этого нужны мир, легкие налоги, и терпимость в управлении.

1. Критиковал существующий феодальный порядок т.к. он нарушает естественные права человека – право личной свободы и право частной собственности.

2. Выделял роль конкуренции в обществе как двигателя прогресса.

2. Считали, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка.

3. Выступал за свободу торговли землей, она должна переходить в руки собственников, которые будут ее экономично использовать.

2. Выступал за полную свободу конкуренции

4. Источником народного благосостояния считал труд.

3. Выступал против цеховой системы в промышленности т.к. они сковывали инициативу работника.

4. Требовал отмены ограничений в праве труда.


ИТОГИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

В истории нового времени «Просвещению» принадлежит очень важное место.

Эпоха Просвещения XVII – XVIII вв. является естественным продолжением эпохи гуманизма XIV-XVвв.

Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать. Сегодня мы видим плоды рук человеческого ума: космические корабли, новая технология, компьютеры, новое общественное устройство, правовое государство, гражданское общество, реализация прав и свобод человека.

Идеи просвещения лежат так же в основе политических свобод о поиске истины.

Энгельсский государственный профессионально-педагогический колледж
Преподаватель истории Лукьянова Елена Ивановна

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Понятие «Эпоха Просвещения».
Характерные особенности Просвещения.
Великие просветители Европы:
английские просветители;
французские просветители;
немецкие просветители
Просветители США.
Русские просветители.
Влияние Просвещения на общество.
Основные идеи Просвещения и их значение.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ –ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
И ДУХОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ К. XVII – НАЧ. XIX в.в. В
ЕВРОПЕ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ, НАПРАВЛЕННОЕ
ПРОТИВ ФЕОДАЛИЗМА И ВЫСТУПАВШЕЕ ЗА
ТОРЖЕСТВО РАЗУМА, ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
Эпоха
Средневековья
Эпоха
Возрождения
Эпоха
Просвещения

В экономической и
социальнополитической сфере
В духовной сфере
рост экономического и
политического значения
буржуазии;
усиление антифеодального
движения;
распространение
просветительских идей
общественного равенства и
личной свободы.
отказ от религиозного
миропонимания;
обращение к разуму как
единственному критерию
познания человека и
общества;
превращение литературы в
ведущую форму
художественного
творчества.

Разница в видении дальнейшего пути развития
общества у ведущих деятелей того времени
способствовала формированию трех ведущих
европейских наций и понятия нация, как такового

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Джон Локк
1632 – 1704 г.г.
сторонник парламентской
монархии;
обосновал естественные
неотъемлемые права человека;
один из авторов «теории
общественного договора»;
предложил принцип
разделения властей на
законодательную,
исполнительную и судебную.

Адам Смит
1723 – 1790 г.г.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
считал, что человек является
основой всего общества и
исследовал поведение человека с
его мотивами и стремлением к
личной выгоде;
для существования естественного
порядка требуется «система
естественной свободы», основу
которой Смит видел в частной
собственности.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
рыночное хозяйство – основа
свободы и независимости
человека;
полная свобода конкуренции;
свободная торговля;
упразднение ремесленных цехов
и купеческих гильдий;
реформа налогообложения.
Адам Смит
1723 – 1790 г.г.
«Мир, легкие налоги и терпимость в
управлении» – этого достаточно для
процветания государства.

Англичане озабочены изучением
самостоятельности человека
Создают экономическую теорию. Если один
стремится к максимальной выгоде, понимая
стремления другого – это ведёт к процветанию
общества
Английское просвещение называют
парламентским просвещением, оно пронизано
духом авантюризма. Люди стараются обсуждать
проблемы и договариваться между собой.

Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694-1778 гг.)

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
сторонник неравенства.
Общество должно делиться на
«образованных и богатых» и на
тех, кто «ничего не имея», «обязан
на них работать»;
сторонник просвещенной
монархии, опирающейся на
образованную часть общества, на
интеллигенцию, на философов;
Вольтер
Франсуа Мари
Аруэ
(1694-1778 гг.)
выступал против
религиозного фанатизма и
главенства церкви над
государством и обществом.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755 г.г.)

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
противник деспотизма,
защитник личной свободы и
частной собственности;
свобода – право делать то,
что дозволено законом;
разработал учение о
разделении властей на три
ветви: исполнительную,
законодательную и судебную;
сторонник конституционной
монархии.

Жан –Жак Руссо (1712-1778 г.г.)

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
источник всех бедствий –
частная собственность;
народ-источник власти;
идеал государства –
демократическая
республика мелких
собственников;
идея уравнения крайности
богатства и бедности.

Энциклопедисты

Дени Дидро
Жан Д, Аламбер

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Памятник Д.Дидро
в Париже
неотчуждаемость прав
личности;
необходимость народного
представительства;
равенство всех перед
законом;
отмена абсолютной
монархии;
свобода
предпринимательства;
противник католической
церкви и религии.

Французы озабочены проблемами порядка
и управления
Принимают монархию как должное,
пытаются её усовершенствовать,
сделать идеальной
Монарх должен быть просвещённым

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ГЕРМАНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТСТАЛОСТЬ ГЕРМАНИИ
ИНТЕРЕС НЕ К СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИМ,
ПРОБЛЕМАМ, А К ВОПРОСАМ МОРАЛИ
ФИЛОСОФИИ, ЭСТЕТИКИ, ВОСПИТАНИЯ

Памятник Гёте и Шиллеру
у здания театра в Веймаре
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
отрицательно относились
к культу разума, отдавая
предпочтение чувственному
началу в человеке;
считали народ носителем
национальной культуры, и
прежде всего родного языка;
требовали от литературы
изображения ярких, сильных
страстей, характеров,
не сломленных
деспотическим режимом

Немцы изучают себя, пытаясь проникнуть
в духовную составляющую человека.
Духовный поиск впоследствии продолжается
в немецкой философии и музыке
Исследуют национальную историю
Философский взгляд на жизнь.
Человек учится задавать вопросы, оценивать
происходящие события с разных позиций

4 июля 1776 г. Филадельфийский конгресс представителей
английских колоний Северной Америки принял «Декларацию
независимости»
Томас Джефферсон – третий президент США
Автор «Декларации независимости»

В ней говорилось, что все люди равны, что неотъемлемыми правами
каждого является «жизнь, свобода и стремление к счастью». В эпоху,
господства феодального строя «Декларация» бросала вызов этому
строю. Вместо власти королей – власть народа, вместо сословных
привилегий – равенство в правах, вместо монархии – республика.

Бенджамин Франклин – основоположник движения за
независимость. Воплощение американского идеала
жизненного пути. Философ, просветитель, дипломат

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
- отстаивал концепцию
естественных и неотъемлемых
прав человека, к которым он
относил жизнь, свободу и
собственность;
-полагал что основой
государства является
общественный договор;
- выделил тринадцать
добродетелей, к которым
должна стремиться личность:
воздержанность, молчаливость, любовь к порядку,
решительность, бережливость, трудолюбие, искренность,
справедливость, умеренность, чистоплотность,
спокойствие, целомудрие, кротость.

Н.И.Новиков
Н.И.Новиков - один из первых
русских журналистов. Он
издавал журналы «Трутень»,
«Живописец», «Кошелёк»,
«Пустомеля», где обличал
помещиков – крепостников.
А.Н.Радищев
Автор книги «Путешествие
из Петербурга в Москву». В
нём автор прямо поставил
вопрос об уничтожении
крепостного права.

Принцип разделения властей, выдвинутый
Д.Локком и Шарлем Луи Монтескье
Конституция 1879 года США
Законодательная
власть – Сенат и Палата представителей.
Исполнительная власть – Президент, являющийся главой
правительства.
Судебная власть – Верховный суд и суды других
инстанций.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВАЖНЕЙШИЙ
ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
ГОСУДАРСТВА

Свобода и неотъемлемые права человека
Конституция 1879 года США
Декларация прав человека и
гражданина 1789 г.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВАЖНЕЙШАЯ
ДОМИНАНТА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
ГОСУДАРСТВА

Идея народного суверенитета (Вольтер)
РЕАЛИЗОВАНА В РЕГУЛЯРНЫХ ВЫБОРАХ

Критика:
церкви,
старинных традиций,
абсолютной монархии.
Достоинствами считали:
Способность человека к общению.
Участие человека в коллективной
созидательной деятельности.
Развитие просвещения народа.

Значение идей Просвещения в том,
что просветители выдвинули новые
теории, прогрессивные и
революционные для XVIII века.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Назовите характерные черты эпохи Просвещения.
Изложите основные положения учения Дж.Локка о
естественных прирождённых правах человека.
В чём, по мнению Монтескье, заключается свобода
личности?
Почему Дж.Локк и Ш.Монтескье утверждали
необходимость разделения властей в государстве?
Изложите основные положения учения Ж.Ж.Руссо о
причинах общественного неравенства.
В чём заключается значение идей русских просветителей
для России XVIII в. и для нашего времени?
Можно ли читать деятелей культуры эпохи Просвещения
наследниками гуманистов Возрождения? Приведите
примеры.