Государственный язык рф. О праве республик в составе российской федерации устанавливать свои государственные языки

Конституция РФ, Статья 68

Статья 68
Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Комм. Пиголкин А.С.

Языки народов Российской Федерации - наше национальное достояние. Они являются историко-культурным наследием и находятся под защитой государства. 25 октября 1991г. принят Закон РСФСР о языках народов РСФСР, в соответствии с которым Российское государство обязано заботиться о языках всех народов России - больших и малых, создавать условия для их сохранения и равноправного самобытного развития. Главные положения этого закона легли в основу ст.68 Конституции. Закон определил, в частности, основы правового положения языков народов, проживающих в России, гарантии их защиты, урегулировал использование языков в разных сферах государственной деятельности (издание законов и иных правовых актов, выборы, правосудие и т.д.), в обучении и воспитании, в топонимике, отношениях Российской Федерации с зарубежными странами.
Русский язык признан в соответствии с государственным на всей территории Российской Федерации. Что же понимается под государственным языком? Обычно это родной язык большинства или значительной части населения государства и потому наиболее употребимый в нем. Это язык (или языки), на котором государственная власть общается с населением. На нем публикуются законы и другие правовые акты, пишутся официальные документы, протоколы и стенограммы заседаний, ведутся делопроизводство в государственных органах и официальная переписка. Это язык официальных вывесок и объявлений, печатей и штампов, маркировки отечественных товаров, дорожных знаков и наименований улиц и площадей. Это и основной язык воспитания и обучения в школах и других учебных заведениях. Государственный язык преимущественно используется на телевидении и радио, при издании газет и журналов. Государственная власть гарантирует заботу о всемерном его развитии, обеспечивает активное употребление в политической, культурной и научной сферах.
Русский язык - это родной язык большинства населения Российской Федерации - русского народа. Русский язык знает и им активно пользуется подавляющее большинство граждан России, независимо от их национальности. Это эффективное средство консолидации общества, укрепления его единства. Важно подчеркнуть конституционное положение, что русский язык является государственным на всей территории Российской Федерации, т.е. и в тех местностях, где проживает преимущественно русское население, и там, где основная масса жителей - представители других национальностей, компактно проживающие малые народы.
При этом существенно, что провозглашение русского языка государственным ни в коей мере не противополагается демократическому принципу равноправия всех языков народов России, не ущемляет языковые права народов и отдельных граждан, не препятствует развитию двуязычия и многоязычия в субъектах Федерации. В ст.26 Конституции четко определяется, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Русский язык является основным средством межнационального общения народов России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями. В любом многонациональном государстве ни один народ не может находиться в духовной изоляции. Язык межнационального общения - эффективный инструмент консолидации общества, решения общих политических и экономических проблем, приобщения народов к достижениям мировой и отечественной науки, техники и культуры. Утвердившееся в нашей стране двуязычие и многоязычие не было навязано «сверху». Это объективная потребность совместного бытия народов федеративного государства. Русский язык стал средством межнационального общения исторически, в силу фактического признания его таковым всеми многочисленными народами нашего обширного государства.
В соответствии с республики в составе Российской Федерации самостоятельно устанавливают свои государственные языки. Централизованно регламентировать эти вопросы - значит вторгаться, вмешиваться в их внутренние национальные дела.
Провозглашение национальных языков государственными в республиках идет весьма интенсивно. Государственными в основном были провозглашены языки народов, давших название республике. Однако процесс принятия законов о языках в республиках еще не завершен и перечень всех государственных языков республик дать пока нельзя.
В ряде республик государственными провозглашены несколько языков. Так, в Кабардино-Балкарской Республике государственными кроме русского являются кабардинский и балкарский, а в Республике Марий Эл - марийский луговой и марийский горный языки. В тех республиках, где приняты законы о языках, наряду с национальным (национальными) в качестве государственного определен также русский язык - в Бурятии, Хакасии, Саха (Якутии) и др. Вряд ли правомерно употреблять в официальной деятельности республик только свой национальный язык. Ведь в республиках проживает много русскоязычного населения. Кроме того, государственно-правовая деятельность республик предполагает их отношения с центральными органами Федерации, другими ее субъектами.
В республиканских законах о языках так же, как и в федеральном законе, предусматривается положение о том, что придание статуса государственных тем или иным языкам не должно ущемлять права иных наций и народностей, проживающих на территории республики, в употреблении ими своих языков.
В некоторых республиках устанавливается статус местных официальных языков. Так, в Законе Республики Саха (Якутии) о языках определяется, что эвенкийский, эвенский, юкагирский, чукотский языки в местах компактного проживания соответствующих народностей признаны местными официальными языками и используются наравне с государственными.
Российское государство признает равные права всех языков на их сохранение и развитие, гарантирует каждому из них государственную поддержку и защиту независимо от его статуса и численности населения, говорящего на нем. Эти положения зафиксированы, в частности, в Законе «О языках народов РСФСР» (ст.2-4) и в соответствующих республиканских законах. Например, Закон о языках народов Республики Хакасия в ст.3 устанавливает: «Государство признает равные права всех языков народов Республики Хакасия на их сохранение и развитие. Все языки народов Республики Хакасия пользуются поддержкой государства».
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены право граждан России на получение основного общего образования на родном языке (См. ч.2 ст.6 Закона Российской Федерации «Об образовании»), право этнических групп создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка (См. ст.21 Основ законодательства Российской Федерации о культуре).
Федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти гарантируют и обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков Российской Федерации. Устанавливается целевое бюджетное и иное финансовое обеспечение государственных и научных программ сохранения и развития языков, проведение в этих целях льготной налоговой политики.
В соответствии с Конституции серьезное внимание должно обращаться на обеспечение свободного развития языков в местностях компактного проживания национальных меньшинств. Здесь наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Так, в ст.4 Закона о языках народов Республики Хакасия определяется, Что Республика создает условия для сохранения и развития языков малочисленных народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований.
В Декларации о государственном суверенитете РСФСР и Декларации о языках народов России провозглашены принципы обеспечения представителям наций и народностей, проживающим за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории России, их законных этнических и культурных прав, особой заботы и внимания государства к языкам малочисленных народов. Если не принять меры к сохранению таких языков, они скоро могут исчезнуть бесследно.
Российская Федерация оказывает моральную, материальную и организационную поддержку соотечественникам, живущим за пределами России. Так, 15 мая 1992г. было заключено Соглашение о сотрудничестве в области образования государств - участников СНГ, которое предусматривает содействие удовлетворению образовательных потребностей населения, принадлежащего к национальным меньшинствам и самобытным этническим группам, в том числе на родном языке, оказание взаимной помощи в обеспечении и разработке оригинальных учебников и иной учебно-методической литературы, в подготовке и переподготовке педагогических кадров для национальных меньшинств и этнических групп (см. также

1. Статусом государственного языка в России обладает русский язык в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации». Это означает, что он используется во всех сферах государственной и общественной жизни. На нем публикуются законы и другие правовые акты, пишутся официальные документы, протоколы и стенограммы заседаний, ведутся делопроизводство в государственных органах и официальная переписка. Это основной язык воспитания и обучения в школах и других учебных заведениях. Государственный язык преимущественно используется на телевидении и радио, при издании газет и журналов.

2. В части 2 статьи 68 Конституции закреплено также право республик на установление своих государственных языков. Каждая республика может определить, какой язык или языки являются в ней государственными, какие меры предусматриваются для защиты национального языка, в каких сферах жизни он может использоваться. В ряде республик в связи с приданием статуса государственного титульному языку он объявляется объектом особой заботы государства. Например, статья 18 Степного Уложения (Основного Закона) Республики Калмыкия-Хальмг Тангч гласит: «Калмыцкий язык является основой национального самосознания калмыцкого народа. Его возрождение, сохранение, развитие и расширение среды употребления являются приоритетными задачами органов власти Республики Калмыкия». Подобные положения об особом внимании к государственным титульным языкам можно найти в законах республик Коми, Саха (Якутия), Чувашии, Ингушетии, Марий Эл и Кабардино-Балкарской Республики. В законе Республики Тыва декларируется, что придание тувинскому языку статуса государственного наряду с другими позициями явится правовым гарантом для решения кадровых предпосылок для поощрения и помощи в изучении тувинского языка представителями других национальностей. Такой подход далеко не в полной мере, по нашему мнению, соответствует норме этого же закона об обеспечении в Тыве свободного развития и равноправия всех языков. Несомненно, исходя из принципов равноправия народов на сохранение и развитие своих языков, в законах республик Адыгея, Алтай, Бурятия, Татарстан, Хакасия и Карачаево-Черкесской Республики закреплено право на государственную поддержку всех языков народов этих республик.

3. Следует признать, что зачастую именно придание государственным титульным языкам республик особого приоритета служит основанием для эскалации напряженности в межнациональных вопросах. В первую очередь сюда нужно отнести требования по обязательному знанию обоих государственных языков для кандидата на должность высшего должностного лица республики, а также расширенное толкование перечня должностей, при занятии которых необходимо знание обоих государственных языков. В настоящее время требование владения президентом республики обоими государственными языками закреплено в конституциях республик Адыгея, Башкортостан (хотя титульный язык не объявлен государственным), Бурятия, Ингушетия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва.

4. В Концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909, среди основных принципов государственной национальной политики значительное место отводится защите языковых прав личности и народов. Граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, что обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений.

Государственным языком является язык, имеющий соответствующий правовой статус, который в данной стране используется в деятельности (в том числе в официальном делопроизводстве) органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных учреждений, предприятий и организаций, а также при опубликовании законов и других нормативных правовых актов.

Как правило, государственный язык пользуется специальной поддержкой и заботой государства в целях его распространения и развития. Нередко вопросы изучения, развития и употребления государственного языка регламентируются особыми нормативно-правовыми актами. Иногда языки с аналогичным статусом и общественными функциями именуются официальными языками, однако у них нет строгой обязательности и всеобщности.

В некоторых странах государственными языками объявлены два и более языка. В основном это вызвано многонациональным полиэтническим составом населения данного государства. Так, в Финляндии два государственных языка - финский и шведский, на Мальте также два государственных языка - мальтийский и английский, в Индии - хинди и английский, а в Швейцарии четыре государственных языка - немецкий, французский, итальянский и ретороманский. В Канаде, чтобы не обострять отношения между англоязычными и франкоязычными канадцами, вместо статуса государственного языка установлены два официальных языка - английский и французский.

В тех многонациональных полиэтнических государствах, в которых статус государственного языка придан лишь языку титульного этноса, как правило, это ведет к вытеснению языков национальных меньшинств, их дискриминации и межэтнической напряженности. Такое положение сложилось в большинстве стран ближнего зарубежья, где русское и русскоязычное население, оказавшись в положении национальных меньшинств, лишено условий для осуществления в полной мере комплекса прав и свобод человека, прежде всего в национально-языковой сфере. Только в Белоруссии два государственных языка - белорусский и русский, в Казахстане и Кыргызстане русский язык объявлен (наряду с государственным) официальным языком. В других странах ближнего зарубежья на межъязыковой почве возникают межнациональные, межэтнические коллизии.

Все это подтверждает вывод о том, что проблема государственного языка имеет важное политическое, социальное, культурно-духовное и психологическое значение. Неудовлетворенность этноязыковой политикой может быть одной из причин межэтнической напряженности и сепаратистских устремлений дискриминируемых этнических групп. В демократическом обществе для устранения такого положения используется практика придания нескольким основным языкам статуса государственных языков.


Россия - государство многонациональное, полиэтническое. На ее территории, по данным переписи населения 2002 г., проживают люди 182 национальностей, при этом русские составляют около 80% всего населения. Поэтому регламентация употребления языков в России - проблема конституционного значения. В ст. 68 Конституции Российской Федерации указывается, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий его изучения и развития.

Таким образом, в масштабе всей Российской Федерации имеется только один государственный язык - русский, т.е. язык государствообразующей и самой многочисленной нации России. Федерация создает условия для изучения всеми гражданами России государственного языка. Во всех образовательных учреждениях, кроме дошкольных, изучение русского языка регламентируется едиными государственными образовательными стандартами. В то же время в интересах граждан, не владеющих этим языком, предусмотрено, что они могут использовать в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях России язык, которым владеют, а в случаях, предусмотренных законодательством, им обеспечивается соответствующий перевод.

Вместе с тем в России каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 Конституции РФ). В Законе "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г. записано, что недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих Конституции препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков и иные нарушения законодательства о языках народов России и республик в ее составе.

В политико-юридическом смысле к государственному языку близок статус официального языка, который отличается от него лишь менее строгим статусом и регламентацией. Поэтому нередко эти два названия - государственный и официальный - употребляются как равнозначные. В качестве официального провозглашается язык государства, международной организации, съездов, конференций, на котором ведется делопроизводство, переписка и произносятся публичные речи в государственных органах, на собраниях, радио, телевидении и т.п.

Обычно официальный язык провозглашается в тех странах, которые отличаются многонациональностью и полиэтничностью и где существуют этноязыковые проблемы. Введение официального языка характерно для многих стран Азии, Африки, Америки. Так, в ряде колониальных в прошлом государств такими языками стали языки бывших метрополий. Из 55 стран Африки в 21 стране официальным языком является французский (в том числе в 8 случаях вместе с английским или каким-нибудь местным языком), в 19 странах - английский (в 9 случаях с каким-нибудь другим языком), в 5 странах - португальский.

Статус официального языка придается рабочим языкам тех или иных международных организаций. Так, русский язык признается официальным в Международной астронавтической федерации (МАФ), Международной федерации спортивной медицины (ФИМС) и др. Шесть языков - английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский - являются официальными и рабочими языками ООН.

Государственным языком всех субъектов Российской Федерации является русский. Определение государственности способствует взаимопониманию и духовному росту представителей народностей, проживающих на территории РФ. Для защиты и планомерного развития основного средства общения необходима чётко сформированная концепция соответствующего нормативного акта.

Федеральный закон «О государственном языке» N 53-ФЗ принят Госдумой 20 мая и одобрен Федеральным Советом 25 мая 2005 года. Рассматриваемый нормативный акт вступил в силу 1 июня 2005 года. Действительный закон регламентирует обеспечение использования русского языка на всей территории РФ, а также юридические права граждан, связанные с защитой и развитием государственного наречия.

Актуальный текст Федерального закона 53-ФЗ состоит из семи статей:

  • Статья 1. Русский язык как государственный язык РФ;
  • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации;
  • Статья 3. Сферы использования государственного языка Российской Федерации;
  • Статья 4. Защита и поддержка государственного языка Российской Федерации;
  • Статья 5. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации;
  • Статья 6. Ответственность за нарушение законодательства РФ о государственном языке РФ;
  • Статья 7. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 1 рассматриваемого закона, русский язык установлен как государственный на основании положений Конституции РФ . Регламент определения современных литературно-языковых норм устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 1 ). В использовании русских литературно-языковых норм, как государственных, бранные и нецензурные слова не допускаются (пункт 6 статьи 1 ).

Согласно пункту 7 рассматриваемой статьи, умаление права на общение на родном наречии граждан Российской Федерации, принадлежщих к этническим меньшинствам, не допустимо. Знание русского языка на территории России обязательно, по закону, общение между гражданами может происходить на любом наречии. Любой запрет общения на посторонних наречиях считается неправомерным.

Законодательство о нормах русской речи основывается на положениях следующих нормативных актов (ст. 2):

  • Конституции РФ;
  • Федерального закона «О языках народов Российской Федерации» N 1807-1, принятого 25 октября 1991 года;
  • Рассматриваемого закона N 53-ФЗ;
  • Иных нормативных актов, регламентирующих языковые вопросы.

Согласно нормативам статьи 3 Федерального закона 53-ФЗ, использование русской литературной речи обязательно:

  • В деятельности всех государственных органов власти;
  • В названиях государственных органов;
  • Во время предвыборной кампании, процесса проведения выборов и референдумов,
    в судебном производстве на территории РФ, включая мировой суд;
  • При официальной публикации документации международных договоров РФ;
  • При осуществлении надписей на знаках, регулирующих дорожное движение;
  • При оформлении государственных документов Российской Федерации;
  • В рекламе и материалах, предоставленных средствами массовой информации;
  • В литературных произведениях при условии их исполнения на публике.

В рамках защиты языкового разнообразия русской речи, государственные органы предпринимают следующие действия (ст. 4):

  • Обеспечение использования русской речи на всей территории Российской Федерации;
  • Разрабатывают концепцию по улучшению уровня образования в сфере русской филологии;
  • Способствуют изучению русского языка иностранцами — как в пределах РФ, так и за границей;
  • Содействуют производству словарей и грамматических пособий;
  • Контролируют чистоту и отсутствие нецензурной брани в русской речи и соблюдение настоящего закона.

Граждане Российской Федерации имеют право на образование, получение любой информации и общение на государственном (русском) языке. Иностранцы и граждане РФ, говорящие на другом наречии, имеют право на использование услуг переводчика.

Как и другие Федеральные законы Российской Федерации, ФЗ-53 регулярно претерпевает необходимые изменения. Последние поправки в действительный закон введены 5 мая 2014 года.

Скачать 53 ФЗ о государственном языке РФ

Для детального изучения действительного Федерального закона
«О государственном языке» N 53-ФЗ и последних произведённых в нём поправок, следует ознакомиться с действительными положениями. Скачать актуальный текст ФЗ-53 можно по

Последние изменения в ФЗ о гос языке РФ

Последняя редакция рассматриваемого Федерального закона 53-ФЗ произведена 5 мая 2014 года. Основанием для внесения правок послужил Федеральный закон N 101-ФЗ . В статье 3 действительного нормативного акта появились уточнения насчёт выбора языкового озвучивания или титров при публичном показе фильмов. Рассматриваемая статья дополнилась пунктом 9.2, гласящим, что использование русской речи обязательно при публичном зачитывании литературных произведений, ведении концертов и постановке спектаклей.

Ранее существенные поправки осуществлялись 2 июля 2013 года . Основанием для внесения поправок стал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 185-ФЗ.

Изменениям подверглись статьи 3 и 4 действительного закона. В
в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образца» N , принятого 20 декабря 2012 года, в пункте 8 части 1 статьи 3 указывается, что русский язык обязательно используется при составлении и печати документации, подтверждающей уровень образования или квалификации гражданина.

В пункте 4 статьи 4 рассматриваемого нормативного акта говорится о том, что в рамках защиты и продвижения основ русских традиций в иностранном сообществе, государственные образовательные учреждения готовят соответствующих кадров. Учителя русского языка, как иностранного, осуществляют свою деятельность как в пределах Российской Федерации, так и за её пределами, в соответствующих образовательных учреждениях.

Поправкой от 185-ФЗ в пункте 4 статьи 4 слово «учреждения» заменено на «организации».

Государственный язык РФ – русский . Российская Федерация является многонациональным государством, поэтому Конституция РФ закрепляет право народов России на своей территории использовать и изучать в образовательных учреждениях, помимо русского, национальный язык, оформлять документы, помимо русского языка, и на языке соответствующего народа России.

Такое право зафиксировано в Законе РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации». Правовой статус государственного языка в России, сфера его использования, защита и поддержка установлены Федеральным законом от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», но принятие этого Закона не разгрузило в достаточной степени пробелы конституционного законодательства России.

Республики в составе РФ могут устанавливать свои государственные языки в целях сохранения своих исторических традиций. РФ охраняет право народов РФ на использование и сохранение своих языков, поэтому в РФ недопустимы:

  1. пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку;
  2. создание препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков;
  3. иные нарушения законодательства РФ, касающегося языков народов России.

В РФ действует ряд принципов сохранения языков народов России:

  1. языки народов РФ являются национальным достоянием Российской Федерации;
  2. языки народов РФ находятся под защитой государства;
  3. государство на всей территории РФ способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия.

Главным конституционным принципом сохранения языков народов России является их равноправие, т. е. все народы РФ вправе в равной степени обеспечивать сохранение и использование своего родного языка. Этот принцип обеспечивает равные права всех народов и отдельных их представителей на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Право на сохранение национального языка и всестороннее его развитие, свободу выбора и использования языка общения принадлежит всем народам РФ независимо от численности и их отдельным представителям независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии, места проживания. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Гарантии защиты языков народов РФ:

1. Языки народов РФ пользуются защитой государства, т. е. органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ призваны гарантировать и обеспечивать социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов РФ.

2. Социальная защита языков обеспечивается проведением научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов РФ на всей территории России.

3. Экономическая защита языков включает в себя целевое бюджетное и иное финансовое обеспечение государственных и научных программ сохранения и развития языков народов РФ, а также проведение в этих целях льготной налоговой политики.

4. Юридическая защита языков – это обеспечение ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства РФ о языках народов России.

РФ гарантирует гражданам РФ вне зависимости от знания национального языка осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав, т. е. на территории отдельных субъектов не могут устанавливаться ограничения в зависимости от знания или незнания языка, а нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону.