Что значит быть воспитанным человеком. Все для женщин

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Спартаковская средняя общеобразовательная школа»

КЛАССНЫЙ ЧАС

в 5 классе

на тему:

«Что значит быть воспитанным человеком?»

Учитель: Карноухова А.Н.

Классный час « «Что значит быть воспитанным человеком» 5 класс

Цели: способствовать воспитанию нравственных качеств, через познание себя; выявление правильного и ошибочного представления о воспитании; создание «человека» идеально воспитанного.

    Вступление

У.: Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности, вбирает в себя опыт людей, накопленный многими поколениями. Общество человека воспитывает. Но воспитывает не только большая группа людей, но и малая, например, класс. В классе мы влияем друг на друга, воспитываем друг друга.

Что значит быть воспитанным человеком? Какими качествами должен обладать человек, чтобы о нём сказали – «Да – он воспитанный человек!» Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.

2 . Беседа

Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным. Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

Мир изменяется со сказочной быстротой. В меняющемся мире может существовать только изменяющийся человек. И всё же в области человеческих отношений должны присутствовать те постоянные незыблемые законы, на которые человек всегда должен опираться в своей жизни.

Как вы ответите на вопрос, что значит быть воспитанным человеком?

Откройте книжки-самоделки на второй странице и запишите качества, которыми,по вашему мнению, должен обладать воспитанный человек.(2 минуты)

2)Упражнение «новый одноклассник»

В нашем классе – 6 учеников и, как нам кажется, все мы воспитаны. Но давайте попробуем создать 7 ученика и наделить его качествами идеально воспитанного человека. Вот он – ваш новый одноклассник! (доска – мальчик)(Учащиеся по очереди называют качества воспитанного человека – вежливцй уважающий других, добрый, отзывчивый, умее себя вести в обществе, обладает хорошими манерами, тактичный, пунктуальный)

Мы с вами наделили самыми необходимыми, на ваш взгляд, качествами воспитанного человека нашего героя. Я вижу, что для вас в воспитанном человеке должны быть такие качества - … , но больше всего вы цените в воспитанных людях…

В толковом словаре С. Ожегова сказано, что «воспитанный – это имеющий хорошее воспитание, умеющий хорошо вести себя в обществе».

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Но воспитанность – это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое и существенное в человеке. Этим «нечто» является внутренняя культура и интеллигентность, основой которой являются радушие и уважение к другому человеку.

Какое главное качество отличает воспитанного человека от невоспитанного?

Из чего именно складывается воспитанность?

Вежливость. Древние греки утверждали, что вежливость – главное качество личности воспитанного человека.

Какие правила вежливости вы могли бы назвать?

Правила вежливости запрещают:

Входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола);

Шуметь, тревожить и раздражать окружающих;

Критиковать чьи-либо религиозные убеждения;

Унижать чью-либо национальность;

Смеяться над ошибками и промахами других людей;

Наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами;

Отсылать по обратному адресу письмо или подарок;

В неуважительном тоне отзываться о близких собеседника;

Коверкать фамилии и имена;

Открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов;

Самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.

Тактичность - это чувство меры, которое следует соблюдать в разговоре, в любых отношениях с людьми, умение не переходить границу, за которой всегда стоит обида собеседника.

Пунктуальность. Именно она свидетельствует о хороших манерах. Только уважительная причина может извинить опоздание.

Хорошие манеры

Не принято в обществе:

Приводить себя и свою одежду в порядок, поправлять галстук, прическу, чистить ногти;

Причесываться и вообще трогать волосы;

Использовать ноготь мизинца в качестве зубочистки;

Щелкать суставами пальцев;

Потирать руки;

Одергивать одежду;

Постоянно что-то “мурлыкать” себе под нос;

Бурными проявлениями, оскорбительными, грубыми словами обнаруживать свой гнев и негодование.

А теперь посмотрите на свое поведение и подумайте, насколько воспитанны.

Великий И. Гете писал, что «поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».Как вы понимаете это утверждение?

3) Пратические упражнения

О качествах воспитанных людей нужно не только знать, но и уметь их применять в разных жизненных ситуациях.

Выберите наиболее свойственный вам вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях.

(на столах ситуации с предложенными вариантами ответов).

Ситуация №1.

Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.Какой вариант поведения вы выберете?

А. предложу посмотреть передачу вместе с братом

Б. сначала посмотрю телевизор, потом пойду погуляю с братом

В. Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить

Г. Пойду погуляю с братом

Д. придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять

Ситуация №2.

Классный руководитель, т.е. я – объявляю ребятам, что в цирк удалось достать всего несколько билетов. Но я вас всех люблю и мне трудно выбрать кому не идти. Сделайте это сами. Ия предлагаю вам самим решить кому не пойти.

А. предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно

В. Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой

Г. Подниму руку, что не пойду

Д. предложу распределить по группам, а группа выберет достойных

Ситуация №3.

Андрей взял у Вики без разрешения линейку. На её требования вернуть, Андрей не реагирует. Ваши действия.

А. сделать вид, что ничего не происходит

Б. отнять линейку силой у Андрея и вернуть Вике

В. Взять ещё Викину вещь и вместе с Андреем дразнить Вику

Г. Пристыдить Андрея и попытаться убедить Андрея вернуть линейку

Д. обратиться за помощью ко взрослым.

4) Познай себя!(анализ тестов )

Ни один человек в своей жизни не избежал напоминания или указания о том, что надо уметь себя вести. это говорят родители, люди на улице, учителя. Может быть, чтобы научиться воспитать себя, надо познать себя?как вы думаете?

У нас был проведён с вами тест… тест на 30 вопросов «Какой я?» (тесты на столе с баллами) тест проведён, баллы посчитаны, но вы не знаете результатов. 9Анализ тестов)

    Итог занятия

Как вы считаете, с кем из ребят герой классного часа мог бы дружить?

В книжках-самоделках запишите какие качества своего характера вы бы хотели изменить?

Какие качества будете развивать?

3. Заключение.

Ребята, на протяжении нашего занятия мы пытались с вами научиться быть воспитанным человеком, мы пытались понять себя. Естественно, сразу нельзя достичь идеальных отношений, этому человек учится на протяжении всей жизни, и, если мы будем стараться стать воспитанными, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным. Давайте учиться воспитанности!

Рефлексия

Игра. «Волшебный цветок добра»

Вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, что о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка (звучит музыка) и вам хочется её слушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости. У вас доброе настроение.,

Пока идёт релаксация – на доске появляется рисунок 3 цветков – серединка и стебель.

Откройте глаза, посмотрите на доску, а теперь давайте каждый из вас выберет цвет цветка вашего настроения и дорисует нашим цветам по лепесточку.

Цветы яркие, красивые – это значит, что наше занятие сегодня заканчивается с вашим хорошим настроение.

Приложение

"Определение уровня воспитанности личности учащихся

с учетом возрастных особенностей и индивидуального развития"

Фамилия, Имя_____________________________________________________________

Класс___________________________ Учебный год _____________________________

1. Если твой одноклассник совершает ошибку, оплошность, то ты:

А) не обращаешь на это внимание

Б) подсмеиваешься над ним

В) оказываешь поддержку

2.Я всегда рад присоединиться к большой компании, например, встретиться с друзьями, пойти с ними погулять, принять участие в интересном общественном мероприятии

А) да

Б) это зависит от компании

В) не люблю большие компании

3.Если ты обещаешь родителям или другу выполнить какое-либо дело, но у тебя возникают затруднения, то ты:

А) выполняю обещание, даже если мне это доставляет неудобство

Б) прошу отсрочку или прошу выполнить кого-нибудь другого

В) особенно не беспокоюсь, решаю, что ничего не поделаешь

4.Культура России богата, потому что, Россия многонациональная страна, считаешь ли ты это утверждение верным:

А) да

Б) возможно это и так

В) меня это не интересует

5.Занимаешься ли ты какой-нибудь творческой деятельностью (посещаешь художественную, танцевальную, театральную студию и.т.д.)?

А) да

Б) раньше занимался(ась), теперь нет

В) никогда не занимался(ась)

6.Есть ли у тебя постоянные обязанности по дому?

А) да

Б) помогаешь иногда по просьбе родителей

В) твоя обязанность - учиться

7.Затраты на больных и инвалидов - пустая трата денег?

А) да

Б) нет

В) это дело государства

8.Вызывает ли у тебя трудность выступать перед большой аудиторией?

А) да

Б) иногда - да

В) нет, я этого не боюсь

9.Если родители обещают купить тебе обновку, но у них возникают материальные затруднения, то ты:

А) требую, так как обещания надо выполнять

Б) немного жду, потом напоминаю

В) отказываюсь от обновки

10.Ты зашел в кафе пообедать. Есть свободное место за столиком, где сидит человек другой расы. Твои действия, ты останешься в кафе обедать?

А) да

Б) нет

В) подумаю, смотря, какая ситуация

11.Стараешься ли ты украсить свою комнату, сделать её более уютной?

А) да, мне нравится этим заниматься

Б) мне нравится уют и красота, но пусть их создают другие

В) я не обращаю на это внимание

12.Если в школе какой-либо предмет дается тебе с трудом, то ты:

А) особенно не переживаешь, оставляешь все как есть

Б) стараешься дополнительно заниматься по этому предмету

В) усиленно готовишься только перед контрольными работами

13.К тебе обращается ребёнок-инвалид с вопросом:

А) ты разговариваешь с ним естественным образом

Б) ты отходишь от него, не знаешь как себя вести

В) прохожу мимо

14.Приехав в детский лагерь, легко ли ты знакомишься с незнакомыми ребятами?

А) да

Б) я присматриваюсь к новым ребятам

В) я испытываю трудности

15.Как ты ведёшь себя при посторонних людях, в общественных местах?

А) стараюсь продемонстрировать хорошие манеры

Б) по разному

В) всегда и везде веду себя одинаково

16.Если бы к вам в класс пришли новички-беженцы из других регионов, как бы ты к ним отнёсся

А) постарался поддержать их, помог привыкнуть к новой школе

Б) отнёсся к ним спокойно, но дружить не стал бы

В) отнёсся к ним отрицательно - пусть живут на своей земле

17.В свободное время ты пошел бы:

А) в музей, на художественную выставку

Б) на стадион

В) посидел бы дома

18.Доводишь ли ты любое дело до конца?

А) всегда

Б) зависит от важности дела

В) нет, не обязательно

19.Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты сделаешь?

А) отбираю интересные и приношу

Б) принесу книги, которые я прочитал

В) если все принесут, я тоже кое-что отберу

20.Можешь ли ты, организовать игру, работу в коллективе?

А) да

Б) это зависит от коллектива ребят

В) я не люблю быть организатором

21.Тебя учитель просит выполнить общественное поручение, которое для тебя кажется невыполнимым.

А) сделаю все что смогу

Б) обращусь за помощью

22.Мне трудно представить, что моим другом может стать человек другой веры

А) да

Б) нет

В) для меня это не главное

23.Есть ли у тебя любимый писатель, поэт, художник, композитор?

А) да

Б) есть произведения, которые мне нравятся, но их авторов я не знаю

В) нет, я этим не интересуюсь

24.Если твоя семья ждет прихода гостей (идет уборка комнат, готовиться угощение), то ты:

А) активно помогаешь

Б) помогаешь, только если гости приходят к тебе

В) занимаешься своими делами или уходишь из дома, чтобы не мешать

25.Ты заметил среди гостей грустную девочку (мальчика), которая(ый) одиноко сидит в стороне. Что ты сделаешь?

А) ничего, какое моё дело

Б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства

В) подойду и непременно заговорю

26.Вашему классу поручили дело - посадить дерево около школы, твои действия:

А) ты считаешь, что это должен делать весь класс

Б) ты соберешь группу ребят

В) ты бы смог это сделать сам, самостоятельно

27.Если тебе сказали, что твой друг нечестно ведёт себя по отношению к тебе, то ты:

А) перестал бы с ним общаться

Б) стал бы внимательно следить за его поведением, ждать, когда он себя выдаст

В) открыто сказал бы ему о своих подозрениях

28.Одноклассник пришёл к тебе в гости неряшливо одет. Это тебя раздражает?

А) да

Б) нет

В) внешний вид не имеет значение

А) нет, я стараюсь пропускать эти места в книге, не люблю их читать

Б) читаю иногда, если есть настроение

В) да, я всегда внимательно читаю такие описания.

30.Ты пришел на уборку школы, и видишь, что все уже трудятся. Что ты сделаешь?

А) постою с ребятами, потом видно будет

Б) уйду домой, если не будут отмечать присутствующих

В) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ними.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчёт результатов производится по 6 критериям, каждый из которых соответствует определённой компонент:

1 компонент: ГУМАННЫЙ

2 компонент: КОММУНИКАТИВНЫЙ

3 компонент: ДУХОВНЫЙ

4 компонент: ТОЛЕРАНТНЫЙ

5 компонент: КРЕАТИВНЫЙ

6 компонент: ТРУДОВОЙ

Критерии уровня воспитанности, основанные на ключевых компонентах

1 копонент 2 копонент 3 копонент 4 копонент 5 копонент 6 копонент

УРОВНИ ВОСПИТАННОСТИ:

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ - менее 50 баллов

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ - от 50 до 100 баллов

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ - от 100 баллов и выше

Из воспоминаний народной артистки СССР Софьи Владимировны Гиацинтовой

Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы. К сожалению, в нашей повседневной жизни мы не так уж часто о ком-то столь лестно отзываемся. В свое время некоторые даже считали, что «воспитанность», со всем, что входит в это емкое понятие, вроде бы даже пережиток, условности, отброшенные, как исторический хлам. Право на уважение получило другое понятие: «образованный человек». Считалось, что получивший диплом уже сам по себе человек культурный и воспитанный.

Нет, это не так. Сама жизнь показывает, что образованность еще не предопределяет воспитанности. И сейчас такое время, когда нам, уча и воспитывая нашу молодежь, пора всерьез ставить вопрос и о ее «воспитанности». Мы не только должны гордиться знаниями, культурным уровнем нашего молодого поколения, но быть уверенными, что оно обладает достаточным житейским тактом, умеет вести себя в обществе, вооружено хорошими манерами, которые всегда, в любую эпоху, являются украшением человека, кем бы он ни был.

Так что же такое воспитанность?

Бывает так: собеседник мой хороший, умный человек-это я знаю. Но как стена стоит между нами его неумение общаться. Это как в пьесе - роль содержательная, а форма или банальна, или невыразительна, и образ не получается. Я хочу говорить о форме общения человека с человеком.

Воспитанность - это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность. А внешне она выражается в обаянии. Есть такое довольно расплывчатое, на первый взгляд, понятие - обаяние. Так вот, мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе прежде всего уважение к другому. А. П. Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». Но чтобы испытывать это наслаждение, надо уметь уважать. Быть воспитанным и обаятельным - значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Это превосходные качества, и если они присущи кому-то в старших поколениях - так пусть молодые, как дорогое наследие, берут эти качества себе и развивают, и делают их своими.

Мне представляется эталоном таких качеств артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он-и то залюбуешься. И скромно, и празднично. Он понимал, что люди смотрят на него, что он им дает радость, и шел, неся это обязательство свое - не разочаровать людей будничностью, отчужденностью, невниманием к ним. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент. Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство.

Да, я думаю,что основное в его обаянии было - уважение к людям. Можно ли это в себе воспитать? Не талант ли это? Наверное, в какой-то мере - талант. Но он может проявиться в каждом, в той или иной степени, если, конечно, захотеть отыскать и утвердить его в себе самом, в других. А утверждать мы обязаны. И прежде всего в молодых поколениях.

Однажды на улице девочка лет восьми толкнула меня локтем, наступила на ногу и спокойно пошла дальше. Я сказала: «Почему ты не извинилась?» Мать набросилась на меня: «Вы что, моей девочке делаете замечания? Подумаешь, неженка какая!» Девочка была матерью оправдана. Любовь материнская оказалась неразумной. Девочка ушла, сияя от своей победы. А я подумала с горечью: милая на вид девчурка, а вырастет невоспитанной. Высокое образование может получить, а подлинной интеллигентности в ней не будет. И все потому, что не воспитывается с детства. А виноваты в этом прежде всего родители. Ведь на них-то главная ответственность за то, каким будет человек.

Как-то я прочла такой рассказ. В Париже в Лувр по утрам приходили бездомные и нищие, становились к отоплению, отогревались. Стояла так старушка. Рядом художница работала над копией. Художница вдруг встала, принесла стул и поставила его старушке. Та низко-низко поклонилась и села. Эту сцену наблюдала женщина с мальчиком. Мать что-то шепнула сынишке. Он подошел к художнице и сказал: «Мерси, мадам». И со счастливым лицом вернулся к матери.

Меня увлекло в этом рассказе все - и поведение художницы, и умное воспитание матери, и счастье мальчика от своего участия в красивом человеческом внимании, счастье от своей общности с хорошими людьми. Приходить на помощь человеку - это великодушие, это подлинное благородство.

Эти качества мы должны вносить в нашу обыденную жизнь. Тут не нужно высоких слов. Мужчина - пусть он уступит место в автобусе женщине, особенно пожилой. Это должно быть естественно и привычно. Этого требуют законы элементарной порядочности. И вовсе нет причин умиляться подобным проявлениям обычной порядочности, как это мы порой делаем. Однажды у входной двери в наш театр я столкнулась с незнакомым молодым человеком. Я на минуту задержалась: пусть уж проходит первым. А он остановился, отступил, открыл передо мной дверь и сказал: «Пожалуйста». Боже ты мой! Как я его благодарила! А из-за чего? Ведь это самое минимальное, естественное внимание к женщине, да еще старшей. Вежливость самая простая. Конечно, она ценится. «Ничто не ценится так дорого и ничто не обходится нам так дешево, как вежливость»,- говорил Сервантес. И еще доброе слово, сказанное людям. Почаще бы нам говорить друг другу такие слова! Короткое «спасибо» имеет волшебную силу объединять людей, пробуждать в них доброту.

Однажды мы ждали такси. Впереди двое молодых людей, за ними женщина, не старая, не молодая. Видимо, все они стояли давно и очень замерзли. Подошла машина. Молодые люди, не сговариваясь, повернулись к женщине. «Садитесь,- сказал один из них. - Мы видим, вы очень замерзли». Женщина благодарно приняла в дар машину. «Спасибо вам»,- сказала просто и сердечно. Коротенькая благодарность, но как возвысились в собственных глазах эти юноши и вместе с ними все мы. Очередь стала доброй-доброй и очень терпеливой. Общее «спасибо» как по волшебству объединило людей. Это мелочи? Нет. Это радость жизни. Это веселый день.

Меня всегда оскорбляет в людях цинизм, особенно в молодых людях. Некоторые считают, что быть циником значит выглядеть умным и современным - все отрицать, надо всем посмеиваться. При таком отношении к жизни нет необходимости утруждать себя мыслями. Не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать и ни за что не чувствовать ответственности. Я считаю цинизм глубоким проявлением невоспитанности, отсутствием подлинной внутренней культуры, неуважением к людям и к обществу. Это опасная болезнь.

Формировать в людях воспитанность нужно прежде всего через уважение к труду, к делу, которому посвятил себя. Дидро говорил, что недостаточно делать добро, надо еще делать его хорошо. В юности я однажды сама подверглась такому воспитанию. Я только что поступила в Художественный театр. Шагаю по коридору, а навстречу мне Константин Сергеевич Станиславский. Я впервые увидела его так близко. Идет могучий и красивый. Смотрит на меня с высоты своего роста. Сердце мое замирает от восторга и волнения. И вдруг вся его могучая фигура становится на цыпочки и легко-легко, бесшумно движется. «Вы умеете ходить по театру?»-спрашивает. И не дожидаясь ответа, объясняет: «Вы сейчас проходите мимо сцены. А там, может быть, репетиция. Значит, надо ходить очень-очень тихо». Не столько его слова, сколько легкая, осторожная походка оставили в моей памяти отметку на всю жизнь. Вот что значит уметь воспитывать других собственным примером!

Жизнь дает немало поводов к раздражению по пустякам. Ничего не стоит обидеть человека в автобусной толкучке, в очереди в магазине... Если не сдержался, по ничтожному поводу задел обидным словом человека - значит унизил не только его, но прежде всего самого себя, что-то потерял в себе, стал беднее. В Москве работа телефонной сети оставляет желать много лучшего. Порой правильно наберешь номер, а попадаешь совсем не туда, куда нужно. И вдруг тебе раздраженно: «Набирайте правильно! Не мешайте работать». И как приятно бывает, когда на другом конце провода неизвестный тебе человек, которого, наверное, никогда в жизни не встретишь, скажет мягко и вежливо, что вы ошиблись номером. Телефонное недоразумение, а человек в нем не уронил своего человеческого достоинства.

Бывает так - все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своем и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. И вянет беседа. И уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. Быть в каком-нибудь обществе - это не значит собраться в кучу. Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью - значит понять ее, обогатить себя. Уметь разговаривать - это значит уважать собеседника. «Не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого»,- говорил Цицерон.

Бывает, что мы не спорим, а навязываем свое мнение упорно, даже грубо, совершенно не интересуясь возражением. А надо выслушать и другую сторону. Это культура взаимоотношения.

Мы порой не обращаем внимания не только на то, что мы говорим, но и как мы говорим. Торопимся, даже слов не договариваем. Не всегда умеем еще гордиться своим языком, а ведь язык наш удивительно красивый. К сожалению, в нашем языке много вульгарности, уличности и даже грубости.

Бывает, что вышестоящий по должности считает допустимым нижестоящему говорить «ты», а в ответ получать уважительное «вы». Это унизительно и недостойно нашего времени. Это - горькое эхо старорежимных канцелярий и казенных приказов. Подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с барским высокомерием, основанным на табели о рангах.

Содержание неотделимо от формы. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя. Он не теряется в незнакомом обществе. Умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. Во всем своем поведении он естественен и прост.

Иногда на сцене пытаются изобразить общество экстравоспитанных людей. Актеры и актрисы манерно держат руки, манерно ходят, манерно говорят. И эта мещанская изломанность выдается за высший класс поведения. А подлинный «высший класс» воспитанности - это простота, естественность и непринужденность.

Быть среди людей Человеком - великое счастье. Пусть испытают это счастье все.

МАТЕРИАЛ

к внеклассной работе

«Что значит быть воспитанным человеком»

Преподаватель:

Вдовиченко Н.Н.


Что значит «воспитанный человек»?

Воспитанность есть усвоение хороших привычек.

Платон

– Как вы ответите на этот вопрос?

В толковом словаре сказано, что «воспитанный – это умеющий хорошо вести себя».

– Кого мы считаем воспитанным? Может быть, того, кто получил высшее образование?

Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным. Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Но воспитанность – это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое и существенное в человеке. Этим «нечто» является внутренняя культура и интеллигентность, основой которой являются радушие и уважение к другому человеку.

Пример (воспоминания народной артистки СССР):

«Мне представляется эталоном таких качеств актер Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он – и то залюбуешься. И скромно, и празднично... Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчина чувствовал себя умным и очень ему (Качалову) нужным в данный момент. Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство».

В связи с этим хочется вспомнить о таком качестве личности, как обаяние. Обаятельный человек обладает притягательной силой, он всегда приветлив, предусмотрителен, его улыбка светла и естественна, встреча и разговор с ним доставляют удовольствие. А быть воспитанным – это значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, не мелочным.

Пример. В письме к своему брату Николаю Антон Павлович Чехов пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди. Думается, нам полезно прислушаться к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...

Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужой души, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», – потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями... Делая дело на грош, они не носятся со своей палкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили...»

Вывод: подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с барским высокомерием.

Совершенно несовместим с понятием воспитанного человека цинизм – наглое, бесстыдное поведение, проникнутое презрением к людям. Цинизм – это глубокое проявление невоспитанности, отсутствие подлинной внутренней культуры, неуважение к людям и обществу.

«Цинизм опасен, прежде всего, потому, что он возводит злобу в добродетель» (Андре Моруа, фр. писатель).

Люди с циничным поведением способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей; а главное – они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

– Какое главное качество отличает воспитанного человека от невоспитанного?

Отношение к людям, внимание к ним, уважение их индивидуальности.

Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба. Какое это богатство – внутренний мир человека!

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет:

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Е . Евтушенко

Как важно понимать и постоянно помнить, что такой сложный внутренний мир имею не только я, но и каждый из окружающих меня людей. И если человек, который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно исходить из того, что другой человек – самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение. Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т. п. несовместимы с понятием «воспитанный человек».

Воспитанный человек не только умеет разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания.

Пример. «Бывает и так, – пишет писатель С. Шуртаков, – в дороге ли, в дальнем селе повстречаешь нового человека, незнакомого; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же, поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощание руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания – не очень-то огорчишься, не загрустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце – нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось».

Действительно, как хочется каждому из нас встретить в собеседнике созвучие мыслей, чувств, настроений. Мы благодарны тем людям, которые участливо выслушивают нас, пытаются понять, что занимает нас и волнует. Нам часто и не нужны конкретные советы, а нужно «выговориться» в присутствии человека, доброжелательность которого в себе ощущаем. А обратная связь?

Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны. А понять особенности человека не так уж просто. Мы часто объясняем поступки, настроения и отношения других, исходя из своих собственных представлений об их причинах. Надо сказать, что хороший человек в поступках и отношениях людей обычно видит хорошие побуждения. А плохой – плохие.

Хороший человек обычно доверчив. В своих отношениях с людьми он исходит из представления о том, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется и огорчается, когда в ком-то этих качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика, карьериста, любую удачу другого человека он объясняет хитростью того, лестью, обманом; и его очень трудно убедить в порядочности данного человека.

Вообще умение понять наиболее существенные особенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей, свидетельствует о достаточно высоком культурном развитии человека.

Культурный, воспитанный человек, прежде всего, заботится о том, чтобы не унизить достоинство другого человека.

Хочется обратить внимание еще на одно качество, о котором мы стесняемся говорить вслух, которое многие, к сожалению, считают старомодным. Это благородство.

Истинное благородство – приходить на помощь к человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность человека сострадать, сопереживать, сочувствовать, содействовать – признак духовной зрелости личности.

Благородство – высокая нравственность человека, соединенная с самоотверженностью и честностью.

Нам иногда выпадают счастливые моменты встречи с благородным человеком, но эти моменты бывают очень редки. Почему? Наверное, потому, что действительно очень мало в жизни благородных и истинно культурных людей.

Ну, а мы-то сами? Почему-то смеем требовать благородства и великодушия, сочувствия и понимания, прощения и помощи от других людей по отношению к нам. А сами? Давайте зададим себе несколько вопросов и попытаемся ответить на них.

Что для нас главное – «быть» или «казаться»? Интересны ли нам люди сами по себе, вне их должности, места работы и материальных возможностей? Уважаем ли мы окружающих или только делаем вид? Любим ли кого-нибудь, кроме себя? Иными словами, каковы наши внутренние, самые сокровенные потребности, желания и ценности?

Как бы мы ни ответили на эти вопросы, наши слова, действия, поступки и отношения выдают нас.

Великий И. Гете писал, что «поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ

Совершенно естественными стали для нас фразы: “Он - воспитанный человек”, “Она - просто хамка” и т.д. Но часто мы сами затрудняемся определить, что вкладываем в понятие “воспитанный человек”. А, между прочим, неплохо бы знать, из чего именно складывается воспитанность, хотя бы для того, чтобы самому быть именно таким, каким хотят нас видеть окружающие.

Это тот, кто овладел им в совершенстве. Благодаря хорошим манерам можно наладить благоприятные отношения с социумом, что значительно повышает комфортность жизни для каждой личности.

Отличительные черты

Это личность, употребляющая в беседе выражения, интонацию и тон, располагающие к благожелательному общению. Также большую роль играют жесты, походка, мимика. Следует быть в меру скромным, но не зажатым и скрытным. Давая слово, за него нужно быть в ответе, исполнять свои обещания, ведь нужно не только произвести хорошее впечатление, но и закрепить его, поддерживать долгое время.

Качества воспитанного человека помогают ему общаться с окружающими тактично. Существуют конкретные инструкции и советы, благодаря которым можно составить довольно ясное представление о рамках этикета, находясь в которых, вы прослывете приятным собеседником и желанным гостем в любой компании.

Правильное общение

Для начала не стоит говорить слишком громко и использовать грубые выражения, ведь ваша цель - не перекричать оппонента. Если у вас возник с кем-то спор, стоит всецело положиться на логичность и аргументированность собственной позиции. Воспитанный человек - это личность, способная самоутвердиться за счёт спокойной уверенности в собственных доводах, а не эмоционального давления на конкурента. Жесты должны быть спокойными и плавными, не стоит делать чрезмерно резких движений, они обычно оставляют не самое приятное впечатление.

На самом деле окружающие люди желают настроиться на волну покоя и гармонии, в глубине души они не простят вас, если вы захотите нарушить это состояние. Кроме того, что вы не должны мешать спокойно жить остальным, стоит подумать и о себе. Следите за своим гардеробом. Не обязательно одеваться по последней моде в новинки самых дорогих брендов, но воспитанный человек должен, по крайней мере, контролировать чистоту и опрятность собственной одежды. Нет ничего сложного в том, чтобы надевать только чистые вещи, проглаживать их перед тем, как надеть, чистить обувь.

Важность самоконтроля

Жизнь не всегда течет по тому сценарию, который мы рисуем в своем воображении. Подчас она загоняет нас в тупик, вызывает стресс, заставляет покинуть зону комфорта, но даже тогда не стоит терять самообладания, списывая всё на обстоятельства.

Какого человека называют воспитанным? Пожалуй, того, кто, наступив в темном коридоре на кошку, называет ее именно кошкой. То есть хорошие манеры не должны быть для вас маской, с помощью которой вы пытаетесь втереться в доверие к окружающим. Они должны стать нормой, привычкой, единственно допустимым путем общения.

Даже если вы что-то с кем-то не поделили, ваши мнения разошлись с чьими-то в диалоге, вы столкнулись с полным нежеланием принять во внимание ваши аргументы, не стоит терять контроль. В таких ситуациях наилучшим советчиком является голос разума, а также усвоенные ранее которые помогут не завести ситуацию в еще больший тупик.

Правила воспитанного человека исключают проявление недоброжелательности к другим людям. Можно сказать, что у вас иная точка зрения, но ни в коем случае не переходить на личности. Достаточно заключить, что вам не по пути, и разойтись, не вдаваясь в дальнейшие подробности.

Проявляйте уважение и учтивость

Уважение в обществе нужно заслужить и, что самое главное, не потерять в будущем. Какого человека называют воспитанным? Того, кто всегда готов внимательно выслушать всякого, кто обращается к нему за советом или во всяком случае не выказывать явного пренебрежения. Порой это сложно.

У каждого встречаются ситуации, когда нет ни времени, ни желания общаться с какой-то конкретной личностью. В такие моменты очень важно отклониться от беседы тактично, чтобы у собеседника не осталось неприятного осадка на душе.

Уметь следовать своим интересам, при этом не обижая окружающих, - великое искусство, достойное того, чтобы в нем разобраться и освоить, ведь оно значительно упрощает жизнь и открывает многие возможности.

Не унижайтесь и не навязывайтесь

Можно рассмотреть и обратную ситуацию, когда вам что-то требуется, но общаться не хотят уже с вами, за неимением всё того же свободного времени или банальной к этому тяги. Воспитанный человек - это тот, кто не станет навязываться и ставить свои интересы во главе угла. Вы можете лишь предложить собственное общество.

Нет ничего зазорного в том, чтобы попросить окружающих об услуге, но истинной бестактностью будет ее вымогать, упрекать в безразличии и прочее. В сущности, обвинение других людей - это и есть отсутствие такта. На деле такие люди винят других в том, чем немало грешат сами.

Если пытаться достигнуть желаемого такими методами, можно очень низко пасть в глазах окружающих, а позитивное о себе впечатление потом будет вернуть очень непросто.

Улучшение социальной жизни личности

Благодаря правилам этикета можно получить представление о том, как же стоит себя вести, чтобы не возникало неловких ситуаций и конфликтов с другими индивидами. В общих чертах они подразумевают уважительность и благожелательность во время общения. При этом не должны значительной роли играть общественное положение или должность собеседника. Каждый одинаково достоин того, чтобы с ним обращались должным образом.

В рамках гуманизма считается, что каждое человеческое творение является изначально чистым. Этикет помогает не растерять этот внутренний свет, поддерживать его в себе и заботиться о благосостоянии окружающих.

Человек - существо, для которого оптимальной считается жизнь в обществе себе подобных. Все мы тесно связаны. Нанося оскорбление кому-то, вы порочите себя же. Так никогда не поступит человек, чье воспитание и манеры не позволят столь опуститься.

Поддерживая доброжелательные отношения с другими людьми, личность обеспечивает собственный покой. Уважая других, вы ставите и себя высоко. Те, кто самоутверждается за счет грубости и унижений, как правило, обладают низкой самооценкой и не считают себя важными.

И наоборот, индивиды, проявляющие почтительное отношение к тем, кто находится рядом, чувствуют себя довольно уверенно и комфортно в социуме. Выбор за вами.

Инна Васильева
Консультация для родителей «Что значит быть воспитанным человеком?»

«Что значит быть воспитанным человеком Воспитанность есть усвоение хороших привычек. Платон – Как вы ответите на этот вопрос? В толковом словаре сказано, что «воспитанный – это умеющий хорошо вести себя» . – Кого мы считаем воспитанным ? Может быть , того, кто получил высшее образование?

Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным . Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности , хотя и создает для этого благоприятные условия. Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя : он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Но воспитанность – это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое и существенное в человеке . Этим «нечто» является внутренняя культура и интеллигентность, основой которой являются радушие и уважение к другому человеку .

Быть воспитанным – это значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, не мелочным.

Вывод : подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с барским высокомерием.

Совершенно несовместим с понятием воспитанного человека цинизм – наглое , бесстыдное поведение, проникнутое презрением к людям. Цинизм – это глубокое проявление невоспитанности , отсутствие подлинной внутренней культуры, неуважение к людям и обществу. «Цинизм опасен, прежде всего, потому, что он возводит злобу в добродетель» (Андре Моруа, фр. писатель) . Люди с циничным поведением способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей; а главное – они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

– Какое главное качество отличает воспитанного человека от невоспитанного ? Отношение к людям, внимание к ним, уважение их индивидуальности. Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир , у него свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба. Какое это богатство – внутренний мир человека ! Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет : У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. Е. Евтушенко Как важно понимать и постоянно помнить, что такой сложный внутренний мир имею не только я, но и каждый из окружающих меня людей. И если человек , который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит , что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно исходить из того, что другой человек – самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение. Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т. п. несовместимы с понятием «воспитанный человек » . Воспитанный человек не только умеет разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания.

Понять особенности человека не так уж просто . Мы часто объясняем поступки, настроения и отношения других, исходя из своих собственных представлений об их причинах. Надо сказать, что хороший человек в поступках и отношениях людей обычно видит хорошие побуждения. А плохой – плохие. Хороший человек обычно доверчив . В своих отношениях с людьми он исходит из представления о том, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется и огорчается, когда в ком-то этих качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен , он в каждом видит жулика, карьериста, любую удачу другого человека он объясняет хитростью того, лестью, обманом; и его очень трудно убедить в порядочности данного человека . Вообще умение понять наиболее существенные особенности другого человека , определить истинный смысл его поступков, настроений, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей, свидетельствует о достаточно высоком культурном развитии человека . Культурный, воспитанный человек , прежде всего, заботится о том, чтобы не унизить достоинство другого человека . Хочется обратить внимание еще на одно качество, о котором мы стесняемся говорить вслух, которое многие, к сожалению, считают старомодным. Это благородство. Истинное благородство – приходить на помощь к человеку , какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность человека сострадать , сопереживать, сочувствовать, содействовать – признак духовной зрелости личности. Благородство – высокая нравственность человека , соединенная с самоотверженностью и честностью. Нам иногда выпадают счастливые моменты встречи с благородным человеком , но эти моменты бывают очень редки. Почему? Наверное, потому, что действительно очень мало в жизни благородных и истинно культурных людей. Ну, а мы-то сами? Почему-то смеем требовать благородства и великодушия, сочувствия и понимания, прощения и помощи от других людей по отношению к нам. А сами? Давайте зададим себе несколько вопросов и попытаемся ответить на них. Что для нас главное – «быть » или «казаться» ? Интересны ли нам люди сами по себе, вне их должности, места работы и материальных возможностей? Уважаем ли мы окружающих или только делаем вид?

Любим ли кого-нибудь, кроме себя? Иными словами, каковы наши внутренние, самые сокровенные потребности, желания и ценности? Как бы мы ни ответили на эти вопросы, наши слова, действия, поступки и отношения выдают нас. Великий И. Гете писал, что «поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ Совершенно естественными стали для нас фразы : “Он - воспитанный человек” , “Она - просто хамка” и т. д. Но часто мы сами затрудняемся определить, что вкладываем в понятие “воспитанный человек” . А, между прочим, неплохо бы знать, из чего именно складывается воспитанность , хотя бы для того, чтобы самому быть именно таким , каким хотят нас видеть окружающие. Вежливость. Древние греки утверждали, что надо быть очень выдающимся человеком , чтобы позволить себе быть невежливым . Именно вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляет сдерживаться, способствует возникновению любви и уважения.

Вежливости можно научиться, но существует и врожденная вежливость, идущая от души, а не от воспитания . Правила вежливости запрещают : - входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола) ; - шуметь, тревожить и раздражать окружающих; - критиковать чьи-либо религиозные убеждения; - унижать чью-либо национальность; - смеяться над ошибками и промахами других людей; - наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами; - отсылать по обратному адресу письмо или подарок; - в неуважительном тоне отзываться о близких собеседника; - коверкать фамилии и имена; - открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов; - самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку. Тактичность. Такт - это моральная интуиция воспитанного человека , как бы подсказывающая ему наиболее верный подход, наиболее тонкую, деликатную, осторожную линию поведения по отношению к окружающим.

Такт предполагает в нас терпимость, великодушие, внимание и глубокое уважение к внутреннему миру других людей, искреннее желание и умение понять их, почувствовать, что может доставить им радость, а что - огорчить. Тактичность - это чувство меры, которое следует соблюдать в разговоре, в любых отношениях с людьми, умение не переходить границу, за которой всегда стоит обида собеседника. Тактичность также предполагает умение вовремя определить реакцию собеседника на наши слова или действия

и в нужных случаях - самокритичность и способность вовремя извиниться за допущенную оплошность. Такт не отменяет принципиальности, прямоты, честности, да и правила тактичного поведения далеко не первые в моральном кодексе. Но очень часто именно отсутствие тактичности ранит близких нам людей. Пунктуальность. Именно она свидетельствует о хороших манерах. Только уважительная причина может извинить опоздание.

Намеренно заставлять себя ждать (даже юным особам, приглашенным на первое свидание) - невежливо. Скромность. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство над ними, не говорит о своих качествах, не требует никаких привилегий, особых услуг, удобств. Вместе с тем скромность - это не робость и не застенчивость. Обычно по-настоящему скромные люди в критических ситуациях оказываются намного тверже других в отстаивании своих принципов. Услужливость. Это добродетель до тех пор, пока она не становится навязчивостью. Лучше всего взять себе за правило оказывать услуги только тогда, когда вас об этом попросят. Если же к вам обращаются с просьбой, которую вы не в состоянии выполнить, лучше отказаться сразу, чем дать слово и не сдержать его. Хорошие манеры. “Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение” утверждал Джонатан Свифт. Не принято в обществе : - приводить себя и свою одежду в порядок, поправлять галстук, прическу, чистить ногти; - причесываться и вообще трогать волосы; - использовать ноготь мизинца в качестве зубочистки; - щелкать суставами пальцев; - потирать руки; - одергивать одежду; - постоянно что-то “мурлыкать” себе под нос; - бурными проявлениями, оскорбительными, грубыми словами обнаруживать свой гнев и негодование. А теперь посмотрите на свое поведение и подумайте, насколько вы вежливы.