Скачать презентацию на тему праздник день адыгов. Адыгейская национальная культура








Те, кто по разным причинам посещали Северо-Западный Кавказ в XVIII – XIX вв., оставили многочисленные воспоминания о горном крае в стихах и прозе. Особенно следует выделить произведения М.Ю.Лермонтова, сумевшего более других проникнуть в характер черкесов.







Неудивительно, что образ черкесских воинов занимал много места в его творчестве. В стихотворениях и поэмах «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Измаил- бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Кинжал», «Дары Терека» - М.Ю. Лермонтов постоянно возвращается к этому образу.




Из качеств черкесских воинов М.Ю. Лермонтов на первое место ставил свободолюбие. Свобода была их главной святыней. Корни любви к свободе произрастали из любви к отечеству. Ради стороны родной черкесы могли пожертвовать жизнью. Даже будучи на чужбине, черкесы продолжали следовать им, сохранять и подчеркивать свою этническую принадлежность.


Одно из центральных мест в жизни черкесов занимала война, в силу того, что свою свободу и свое отечество им необходимо было постоянно защищать от воинственных соседей. Влияние войны, военного быта, постоянно присутствовали и проявлялись во всем строе жизни черкесских обществ. Война естественным образом связывалась со смыслом их жизни.






Война не вызывала у черкесов печали. То, что стало частью повседневного быта, не может пугать или печалить. Напротив, война будоражила кровь, заставляла трепетать от ужаса и счастья, рождая в людях особенную, священную радость. Черкесы не боялись погибнуть в бою. Такая смерть считалась самой лучшей и достойной долей для воина.


М.Ю. Лермонтов представляет черкесов искусными и удалыми воинами. Их тактика ведения боевых действий была тесно связана с природой местности и диктовалась ее обстоятельствами: … безвестными горами Блуждает он, дерется с казаками, И, заманив полки их за собой, Пустыню усыпает их костями И манит новых по дороге той. За ним устали русские гоняться, На крепости природные взбираться; Но отдохнуть черкесы не дают; То скроются, то снова нападут. Они как тень, как дымное виденье, И далеко и близко в то ж мгновенье. Измаил-бей


Военная удаль неразрывна с умением владеть оружием. По свидетельству М.Ю. Лермонтова, лучше всего черкесы владели шашкой. С виртуозностью они наносили молниеносные и страшные по силе удары: … Везде, налево и направо, Чертя по воздуху круги, Удары шашки упадают; Не видят блеск ее враги И беззащитно умирают!.. Измаил-бей


Военный образ жизни заставлял черкесов трепетно относиться к своему оружию, дорожить им, так как оружие было не только и не столько средством войны, но и главным его богатством и предметом особой гордости. Оружием украшались стены черкесской сакли: … Блистает по стенам кругом Богатство горца: ружья, стрелы, Кинжалы с набожным стихом…


Оружие придавало воину уверенность и силу. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дары Терека» подчеркнул эту слитность черкесских воинов с их оружием. В состав комплекта оружия черкесского воина входили: кинжал, шашка, лук и стрелы, пистолет, ружье, а также кольчуга, панцирь, шлем и налокотники (носили знатные воины).


Непременным качеством черкесских воинов была их храбрость. Подчеркивая эту сторону в характере черкесов, М.Ю. Лермонтов отмечал, что они не испытывали страха перед смертью и с достоинством встречали ее. В сражении рьяно атаковали своих врагов, делали это открыто и стремительно, вламываясь в ряды неприятеля:


Недолго Измаил стоял: Вздохнуть коню он только дал, Взглянул, и ринулся, и смял Врагов, и путь за ним кровавый Меж их рядами виден стал!... Как юный лев, разгорячаюсь, В средину их врубился князь;... За ним, погибель рассыпая, Вломилась шайка удалая... Измаил-бей


Храбрость черкесов в бою безрассудна. Они отчаянно бросались на врагов, не взирая на их превосходство. Воины-черкесы презирали трусов. Страшнее этого имени среди них ничего не было. Они предпочитали смерть в бою спасению бегством, так как немедленно превращались бы в изгоев не только в своем ауле, но и в своей собственной семье с несмываемой печатью позора.


Черкесы были лихими наездниками. Черкес и его конь составляли одно неразделимое целое. Взаимопонимание человека и животного было настолько полным, что конь сам подстраивался под своего наездника и во всех обстоятельствах делал то, что необходимо было делать.


На своих конях черкесы совершали опаснейшие трюки, которые для человека стороннего, казались безрассудными. Такое мастерство достигалось путем постоянных тренировок, которым уделялось много времени. Даже находясь уже в преклонном возрасте, черкесы не теряли своих наезднических навыков. Конь был равноправным товарищем черкесских воинов, непременной частью их ратной жизни. Черкесы доверяли своим коням также, как доверяли своему оружию: Не изменит добрый конь: С ним – и в воду и в огонь; Он, как вихрь, в степи широкой, С ним – все близко, что далеко… Измаил-бей


Кровная месть была давним и суровым механизмом поддержания равновесия в горском обществе. Эту сторону жизни горцев М.Ю. Лермонтов отобразил в стихотворениях «Каллы», «Хаджи Абрек». Честь не позволяла черкесам уклониться от исполнения древнего и обязательного обычая мщения, исполнение которого могло занимать много времени. Иногда этому посвящали всю жизнь. Месть в этом случае становилась смыслом жизни черкеса.


Месть как смысл жизни становилась делом всего народа, если его оскорбляли и унижали. И тогда не было покоя в черкесских селениях – каждый воин считал себя обязанным участвовать в возмездии и наказании обидчиков: позор оскорбления мог быть искуплен только кровью врагов.


Поэтический талант М.Ю. Лермонтова создал во многом идеальный образ черкесского воина, окружив его ореолом романтизма и экзотики. При этом поэт сильно способствовал тому, что герои его произведений утратили свою литературность и превратились в живых людей.




Территория проживания Адыгейцы (самоназвание адыги) народ в России и за рубежом, коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи собирательный термин западно-адыгских субэтносов.Адыгейцы (самоназвание адыги) народ в России и за рубежом, коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи собирательный термин западно-адыгских субэтносов.России Адыгеи Краснодарского края АнапыСочиадыгских России Адыгеи Краснодарского края АнапыСочиадыгских


История 27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре, территориально не входившем в ее состав. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года.27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре, территориально не входившем в ее состав. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года.Черкесская (Адыгейская) автономная область КраснодареАдыгейская (Черкесская) автономная область Северо-Кавказского края Азово-Черноморского края Краснодарского края Адыгейская АОЧеркесская (Адыгейская) автономная область КраснодареАдыгейская (Черкесская) автономная область Северо-Кавказского края Азово-Черноморского края Краснодарского края Адыгейская АО 10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края.10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края.Адыгейской АОМайкоп Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края Адыгейской АОМайкоп Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края 5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года Республика Адыгея.5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года Республика Адыгея.Адыгейская АССРКраснодарского края Президент РФССР Адыгея Республика Адыгея Адыгейская АССРКраснодарского края Президент РФССР Адыгея Республика Адыгея


Религия Жители Адыгеи исповедуют различные религии. Верующие адыгейцы относятся к мусульманам- суннитам. К мусульманам-суннитам относятся также татары. Они наряду с Кораном признают также сунну, т. е. признанные достоверными предания о поступках Мухаммеда. Русские, украинцы, белорусы в основном исповедуют православную религию. Она возникла в 395 году с разделением Римской империи на Западную и Восточную. На территорию Адыгеи христианство проникло в 16 веке. Православие имело распространение и среди адыгов.Жители Адыгеи исповедуют различные религии. Верующие адыгейцы относятся к мусульманам- суннитам. К мусульманам-суннитам относятся также татары. Они наряду с Кораном признают также сунну, т. е. признанные достоверными предания о поступках Мухаммеда. Русские, украинцы, белорусы в основном исповедуют православную религию. Она возникла в 395 году с разделением Римской империи на Западную и Восточную. На территорию Адыгеи христианство проникло в 16 веке. Православие имело распространение и среди адыгов.


Культура Культура Адыгея ныне переживает самый настоящий культурный ренессанс. В последние годы здесь созданы симфонический оркестр, камерный музыкальный театр, профессиональный оркестр народных инструментов "Русская удаль". В республиканском драматическом театре на малой сцене работает творческий коллектив "Квадрат". Картинная галерея знакомит любителей изобразительного искусства с творчеством известных мастеров живописи, графики, скульптуры, фотографии, народных ремесел Адыгеи, Кубани, России, ближнего и дальнего зарубежья.Адыгея ныне переживает самый настоящий культурный ренессанс. В последние годы здесь созданы симфонический оркестр, камерный музыкальный театр, профессиональный оркестр народных инструментов "Русская удаль". В республиканском драматическом театре на малой сцене работает творческий коллектив "Квадрат". Картинная галерея знакомит любителей изобразительного искусства с творчеством известных мастеров живописи, графики, скульптуры, фотографии, народных ремесел Адыгеи, Кубани, России, ближнего и дальнего зарубежья.


Традиции Традиционные занятия пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву. Одежда и предметы быта адыгейцев издавна украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, шелком, шнуром, аппликацией. В узорах преобладают крупные растительные мотивы, негусто заполняющие фон.Традиционные занятия пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву. Одежда и предметы быта адыгейцев издавна украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, шелком, шнуром, аппликацией. В узорах преобладают крупные растительные мотивы, негусто заполняющие фон.


Традиционная одежда Традиционная одежда Традиционная одежда Одежда обще северо кавказского типа, у мужчин – нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы. У женщин – шаровары, ниж. рубаха,У женщин – шаровары, ниж. рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок.


Животноводство "Черкесы содержат большие стада крупного рогатого скота и овец; по числу голов скота и лошадей здесь оценивается богатство семьи. Рогатый скот малорослый, но сильный и неприхотливый. Быков запрягают в повозки и в плуг. Овцы составляют почти все богатство черкесов и являются самой важной основой их хозяйства. Овец доят и из их молока делают сыр. Летом овец выгоняют на пастбища в горы."Черкесы содержат большие стада крупного рогатого скота и овец; по числу голов скота и лошадей здесь оценивается богатство семьи. Рогатый скот малорослый, но сильный и неприхотливый. Быков запрягают в повозки и в плуг. Овцы составляют почти все богатство черкесов и являются самой важной основой их хозяйства. Овец доят и из их молока делают сыр. Летом овец выгоняют на пастбища в горы. Поскольку черкесы являются превосходными всадниками, они уделяют много внимания разведению лошадей, которые отличаются легкостью, выносливостью и очень крепкой ногой". Поскольку черкесы являются превосходными всадниками, они уделяют много внимания разведению лошадей, которые отличаются легкостью, выносливостью и очень крепкой ногой".


А. де ля Мотрэ, французский путешественник " Почти невозможно поверить тому огромному количеству диких животных и дичи, которые встречаются в этой земле, несмотря на то, что их убивают здесь в большом количестве, так как все население является охотниками, и охота здесь настолько же дозволена, насколько и обильна "." Почти невозможно поверить тому огромному количеству диких животных и дичи, которые встречаются в этой земле, несмотря на то, что их убивают здесь в большом количестве, так как все население является охотниками, и охота здесь настолько же дозволена, насколько и обильна ".

Групповой детский творческий проект

«Обычаи и традиции адыгов».

Проект разработала: воспитатель Хапачева Саида Махмудовна

Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкальных руководителей.

Тема проекта: «Обычаи и традиции адыгов". Актуальность темы:

"Что покажешь ребёнку-то его дорога"- так издавна говорят адыги. И действительно, мудрость народная не требует комментариев. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории республики Адыгея, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

Дидактический смысл творческой деятельности заключается в том, что она помогает связывать обучение с жизнью, формирует творческие навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность.

Цель проекта:

Приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

Задачи проекта:

    Формировать у подрастающего поколения чувства
    национальной гордости за родной язык и культуру.


    любознательность, стремление к самостоятельному познанию
    и размышлению.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской
    культуре, традициям.

Интеграция образовательных областей: Познание. Художественное творчество. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. Социализация.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.

План реализации проекта:

    Проведение консультации для родителей по организации,
    подготовке и проведению проекта.


Ожидаемый результат:

1. Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.

2.Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов.

3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Продукты проекта:

Фотоматериалы,

Видеоматериалы,

Сценарий проведения праздника «Обычаи и традиции адыгов»,

Проектная папка,

Выставка детских работ,

Создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,

Сюжет на телевидении.

Сценарий

Праздника посвященного обычаям и традициям адыгского народа.

Задачи: знакомство с адыгейскими народными играми, песнями, танцами, с поэзией адыгских писателей и поэтов.

(Звучит музыка, ведущий в танце заходит в зал)

Ведущий : О куп!!! Непэ тизэхахьэ къек1ол1агъэхэм зэк1эми салам фабэ шъосэхы. Тизэхахьэ зыфэгъэхьыгъэр адыгэ шэн-хабзэхэм язэхэтык1э сабыйхэр нэ1уасэ фэтш1ынэу ары.

Добрый день друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем празднике весны! Ребята, вы знаете, что наша республика многонациональная и в ней проживает много разных народов.

Ведущий : Скажите, а вы знаете как называется наша республика?

Дети : Да, Республика Адыгея.

Ведущий : Правильно. А вы знаете, какие народы проживают в нашей республике?

Дети : Адыги, русские, армяне, греки.

Ведущий : Молодцы, ребята. Каждый из этих народов чтит свой язык, традиции, свою историю. Так вот сегодня, мы хотим пригласить вас в мир адыгской культуры и показать вам всю красоту, величие и традиции адыгского народа.

Наш праздник открывают ребята старшей группы, которые подготовили для вас очень красивый и необычный танец.

(Танец детей "Зэфак")

Ведущий : Наш праздник продолжается, и сейчас мы послушаем стихи наших адыгских поэтов.

(Чтение стихов детьми)

"Адыгский стол" написал Руслан Нехай, читает Качура Степан

"Моя Адыгея" написал Джафар Чуяко, читают Лунин Матвей и Руденко Арина

"Адагабзэр сян" написал Исхак Машбаш, читают Кушу Амина, Бижева Самира и Хапачева Расита.

Ведущий : Ребята на нашем празднике присутствуют бабушки, а чем они занимаются, мы сейчас узнаем, давайте послушаем, о чём они тут говорят.

1- я бабушка : Сегодня праздник, весна на улице, настроение у всех хорошее, в гости приехали наши внуки, вот как их много, мэшэллахь! А мы тут сидим и грустим, давайте я вам шалям пожарю, а пока щалям жарится, давайте споём нашим детям красивую песню.

(Бабушки исполняют адыгейскую народную песню "Адэ сыда джы къэхъугъэр ей").

Ведущий : Очень красивую песню спели нам наши бабушки. Вам понравилась песня, ребята?

Дети : Да, понравилась.

Ведущий : Пока бабушки пели, одна из них связала необычную игрушку и хочет с вами поиграть.

2- я бабушка : Игра называется "Хэт нахь псынкГ?"("Кто быстрее?") В этой игре будут участвовать девочки.

(Проводится игра с девочками.)


2- я бабушка : А следующая игра для наших мальчиков. Узнаем кто самый сильный и ловкий из них. Игра называется "Хэт нахь лъэш?"("Кто сильнее?")

(Проводится игра с мальчиками.)

Ведущий : Вот какие интересные игры знают наши бабушки, понравилось вам?

Дети : Даааа, понравилось.

(Пока дети играют в народные игры, в зал заносится детская колыбелька (кушъэ)).

Ведущий: Дети, послушайте... по-моему, я слышу плач младенца.

Д-я бабушка: (Заходит в центр зала с младенцем на руках) Ребята, посмотрите, у нас родился малыш. Сегодня мы будем проводить обряд первого купания ребёнка.

(Проводится обряд купания ребёнка, который сопровождается словами ведущего.)

Ведущий : После рождения ребёнка, обряд первого купания проводила "мамыку", что в переводе означает: "добрая женщина". Как же это проводилось в старину: брали медный таз, наливали туда холодную воду, добавляли золу и бросали в эту воду золотые украшения. Что же означали эти атрибуты?

В холодной воде с золой закалялся ребёнок. Золото предвещало долгую и счастливую жизнь, этому ребёнку.

Обряд купания сопровождался такими нареканиями: Ручки растите, Ножки ходите, Своё тело носите, Язык говори, свою голову корми!

Затем ребёнка заворачивали в мягкую пелёнку, тщательно вытирали, следом надевали на него " мышиное платье" - "цыгъо джан", которое не подшивалось, чтобы жизнь у ребёнка не стала короткой. А воду, в которой искупали ребёнка, выливали в малодоступное чистое место. На этом заканчивался обряд купания малыша.

Ведущий : Приблизительно через 2 недели после рождения ребёнка проводился обряд укладывания ребёнка в колыбель.

(3-я бабушка совершает обряд укладывания, сопровождающийся словами ведущего.)

Ведущий : Этот обряд совершался приблизительно через 2 недели после рождения. Здесь важно отметить из чего делали колыбель. Её изготовляли из боярышника. Поскольку боярышник считался самым крепким и счастливым деревом.

В начале, в колыбельку сажали кошку, чтобы ребёнку сладко спалось. Клали туда яйцо, что предвещало младенцу долгую жизнь.

Желая уберечь ребёнка от "дурного сглаза", адыги соблюдали ряд обычаев: Около колыбели ставили чашку с освящённой молитвой водой и туда клали яйцо, полагая, что при появлении злого духа, яйцо треснет. Поэтому каждый приходящий должен был помочить водой руку и протереть лобик ребёнку.

Как правило, обряд "кушъэхапхэ" сопровождался колыбельной песней или колыбельным напевом. Под лёгкое покачивание колыбели ребёнок постепенно засыпал.

Ведущий : Чтобы наш ребёнок крепко спал, давайте мы споём ему песню "Славься адыгский язык"

(Дети исполняют песню.)

Ведущий :

Ведущ ий:

Ведущий : Издавна адыги отмечали приход весны. В этот день украшали священное дерево. Повязывали разноцветные ленточки на дерево и загадывали желание, чтобы год был богатым, урожайным.

Ребята, давайте, и мы с вами повяжем ленточки на дерево и загадаем желание.

Дети украшают священное дерево. Звучит народная музыка "Удж"

Ведущ ий: Вот и загадали мы свои желания. А сейчас я приглашаю всех на танец дружбы "Удж хъурай"

Дети, воспитатели, гости танцуют. Заходит 1-я бабушка с подносом.

1- я бабушка : Ребята пока вы танцевали и веселились готов и наш щалям. Угощайтесь. (Раздача угощения)

Ведущий : Наш праздник подошёл к концу. До свидания

Рецензия

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.

Творческий краткосрочный проект «Обычаи и традиции адыгов», руководителем, которого была старший воспитатель МБДОУ №16 Качура О.А., разрабатывался и осуществлялся с целью приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

В процессе работы над проектом решались следующе задачи:

    Формировать у подрастающего поколения чувства национальной
    гордости за родной язык и культуру.

    Углублять знаний об истории, традициях и культуре народов.

    Развивать у детей творческую познавательную активность,
    любознательность, стремление к самостоятельному познанию и
    размышлению.

    Знакомство с адыгейскими народными играми.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской культуре,
    традициям.

Одним из перспективных методов, способствующих приобщению дошкольников к народной педагогике, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация (креативность), вариативность использования материала - вот те ключи к успеху в воспитании и обучении детей.

Использовался следующий план реализации проекта:

Создание ситуации для мотивации начала проекта.

^ Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.

Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.

В ходе работы над проектом у детей расширились знания об истории, традициях и культуре народов. Они стали более активны, самостоятельны в творческой деятельности. Сформировались творческие навыки, расширилась познавательную активность.

Полученные знания отражены в продуктах проекта:

    фотоматериалы,

    видеоматериалы,

    выставка детских работ,

создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,
^ сюжет на телевидении.

Таким образом, проект «Обычаи и традиции адыгов» можно считать результативным:

расширились знания детей;

создалось единое инновационное пространство, объединяющее
педагогический коллектив дошкольного учреждения;

У активизировалась работа с родителями.

Данная работа имеет большую практическую значимость, может использоваться в работе с детьми в различных направлениях: социально-личностное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

Педагогическая ценность данного проекта состоит в том, что имеется возможность осуществления его силам каждого ребенка.

АДЫГИ. ФОРМИРОВАНИ Е НАРОДНОСТИ Работу выполнил учитель истории МБОУ СОШ №10 ст. Новосвободной Мартынов Алексей Георгиевич

Среди адыгов бытуют разные сказания, в которых повествуется о том, будто бы еще за 4000 лет до н.э. сильные пра- меотские племена с побережья Меотского (Хы Мыут1э) и Черного (Хы Ш1уц1э) морей совершали военные походы в Переднюю Азию.

БОЛЕЕ 4 ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД В АНАТОЛИИ ХАТТЫ, ГОВОРИВШИЕ НА ЯЗЫКЕ, РОДСТВЕННОМ АДЫГО- АБХАЗСКИМ, СОЗДАЛИ САМУЮ ПЕРЕДОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ МАЛОЙ АЗИИ. БУДУЧИ ПОДЧИНЕНЫ ПРИШЕЛЬЦАМИ-ХЕТТАМИ, ОНИ СЫГРАЛИ, ВИДИМО, РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ХЕТТСКОГО ГОСУДАРСТВА, КОТОРОЕ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО СТОЛЕТИЙ РАЗРОСЛОСЬ ДО ГРАНИЦ ЕГИПТА.

 Xъатитэуи тятэжъхэр Лъэпкъыжъмэ ащыщхэу Тхыдэжъмэ къаIуатэ. Хетты - наши деды Из древнейших племен (являющимися) Былины рассказывают. Хьатитмэ япщыгъошхо, Хышхо кIыбым щынаIоу, ЦIэрыIоу зеубгъу. Царство хеттов огромное, За большим морем известное, Славясь, расширяется. Ягъупапкъи Мысырым Хьэтит нагъэсы. Рамсэсэуи япачъыхьам Ар ымыдэу зао къешIы.  Свою границу до Египта Хетты доводят. Рамзес - король Египта, Недовольный этим войну начинает. Хьэтитмэ яшIэныгъэ Бгъу пстэумкIи лъагъэкIуатэ. Ешит (Мысыр) пачъыхьэу фираунэ Рамсесэри, Хьэтитмэ яр къакIуи, ЗэлIу тхыльи зэдаш Благъэ тIури зэрэщIыгъ. Хеты свои знания Во все стороны продвигают Король Египта, Фараон Рамзес, К хеттам прибывает. Соглашение (договор) заключают вместе, Обе стороны породнились. ПОРАЖАЕТ УПОМИНАНИЕ В ЭТОЙ АДЫГСКОЙ ПЕСНЕ ФАРАОНА РАМСЕСА (РАМЗЕСА) II, ЖИВШЕГО В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ В 1317-1251 ГГ. ДО Н.Э. СКОЛЬ ЖИВУЧА СИЛА ПАМЯТИ НАРОДНОЙ!.

 Практически общепринятой сегодня является гипотеза о том, что черкес есть экзоэтноним, фиксируемый впервые в монгольской хронике "Сокровенное сказание" в 1240 году, в форме серкесут, происходит с тюркских языков и означает "отрезающий путь". Менее распространено мнение, озвученное когда-то кабардинским князем Мисостовым, о том, что "слово чиракес есть фарсиское [персидское] головорез". Обе эти точки зрения игнорируют, фиксируемый на Черкесском побережье, еще с античности, этноним "керкет", на что обращает свое внимание третья группа исследователей, в том числе, Авторы АЧЭ- Адыгской (Черкесской) Энциклопедии, считающие, что именно от него происходит современное "черкес", "сиркэсс", "шэрджэс". ХЕТТСКИЙ САРКИСАТИ ("ЦАРЬ ОЙКУМЕНЫ") ТУТХАЛИЯС IV (КАРАБЕЛ БЛИЗ ИЗМИРА, ТУРЦИЯ). ЕСТЬ РАЗНЫЕ ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭТНОНИМА ЧЕРКЕС.

 Император царства Хатти, при котором держава достигла максимальных размеров: - на юге захвачен остров Аласия (Кипр), крупнейший производитель меди (стратегическое сырье Бронзового века) в регионе и единственное заморское владение Хеттской империи за всю ее историю; с Египтом продолжает действовать мирный договор (кстати, первый в мире), заключенный еще царем Хаттусилисом III; ТУТХАЛИЯС IV СЫН ХАТТУСИЛИСА III. ДАТЫ ПРАВЛЕНИЯ: 1244-1220, ИЛИ 1250-1220, ИЛИ 1260-1230.

 - на западе Анатолии  - на севере каски (кас-кас, именно по завоевана Ассува (Азия) и, имени этого народа, по одной из версий, на протяжении всего его назван Кавказ), остававшиеся царствования, федератами Хатти, со времен царствования Муваталлиса - великого продолжается война с соперника великого египетского царством Арцава, а также с фараона Рамзеса II в великой битве при царством Аххиява - Кадеше (1290-75 гг до нэ - точнее последняя известна как сказать сложно) и его брата и Троянская война за вассала соправителя - могущественного вице- короля севера империи вышупомянутого Хатти - Вилуссу/Тарупсу Хаттусилиса - в будущем, совершившего (Илион/Трою), в "Одиссее" переворот и занявшего трон, свергнув Гомера упоминается герой царственного брата; каски особенно кетейцев (хеттов) Эврипил интересны нам тем, что это хатто-абхазо- сын Телефа ("Телепинус" по- адыгский народ - последние хатты (протохетты) Анатолии хеттски) и сестры Приама неассимилированные индоевропейскими Астиохи, убитый хеттами (неситами); Неоптолемом; - НА ВОСТОКЕ ПЕРМАНЕНТНАЯ ВОЙНА С АССИРИЕЙ.

 В правление Тутхалияса IV процветало около 1400 городов Хатти (археологи сегодня не нашли и дюжины). Его эпоха это время расцвета хеттского искусства. ТУТХАЛИЯС ПРИНЯЛ ТИТУЛ САР КИСАТИ, Т.Е. "ЦАРЬ ВСЕГО", "ЦАРЬ ОБИТАЕМОГО МИРА", "ЦАРЬ ОЙКУМЕНЫ". ЭТОТ ТИТУЛ - КАЛЬКА С АССИРИЙСКОГО ТИТУЛА, КОТОРЫМ НАЗЫВАЛ СЕБЯ ЦАРЬ АССИРИИ АДАД-НИРАРИ I (1290-1265 ГГ).

 Значение флага, в частности 12 звезд и 3 перекрещенных стрел, желто-зеленое сочетание его цветов трактуется по-разному. 12 звезд - это 12 основных черкесских субэтносов или 12 административных округов Черкессии, 3 перекрещенные стрелы - это 3 главных княжеских рода или символ единства и миролюбивых намерений, поскольку 3 стрелы в колчане черкесского воина свидетельствовали именно о них. Впрочем, важнее не то значение, которое вкладывалось создателями флага изначально, а его дальнейшая судьба, роль в истории черкесского народа. Мы знаем не так много об истории создания черкесского флага. По одной из версии его сшила своими руками турецкая султанша-черкешенка по эскизу шотландского дипломата и писателя Дэвида Уркварта в 30-е годы XIX века, когда черкесский народ боролся за свое выживание, за свою землю, за свою свободу. ЧЕРКЕССКИЙ ФЛАГ - ОТКУДА ОН?

 Изначально был хеттский штандарт. Штандартами пользовались во все времена самые сильные и воинственные народы, но они изготавливались из металла и были очень тяжёлым. На хеттском штандарте есть 3 перекрещенные стрелы, они олицетворяют 3 великих народа, которые поклонялись богу солнца Ра: греки, хетты, египтяне. АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ. НО ДАВАЙТЕ ОКУНЕМСЯ В ПУЧУ ИСТОРИЧЕСКИХ И

Cлайд 1

Cлайд 2

Адыгейцы или западные черкесы (адыги) (самоназвание - адыгэ) - народ в России (132 тыс. чел.), коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи.

Cлайд 3

Большая часть черкесов живёт в Турции и странах Ближнего Востока, насчитывая по разным оценкам, от 5 до 7 миллионов человек. Общая численность черкесов (адыгов) на территории Российской Федерации (адыгейцы, шапсуги, кабардинцы, черкесы) – около 750 тыс. чел., в том числе в Кабардино-Балкарии – 500 тыс.; в Адыгее - 110 тыс.; в Карачаево-Черкесии - 51 тыс.; в Краснодарском крае - 24,2 тыс. (из них около 10 тыс. человек - шапсуги, живущие в черноморских предгорьях между Геленджиком и Сочи). Собственно адыгейцы (западные черкесы) живут в РФ, в основном в Республике Адыгея (108 115 чел.) и некоторых районах Краснодарского края (15 821 чел.), где являются автохтонным населением.

Cлайд 4

Адыгский язык (адыгэбзэ) - язык адыгов. Вместе с убыхским и абхазо-абазинским языками составляет единую абхазо-адыгскую семью северо-кавказских языков. Состоит из двух основных наречий: адыгейского и кабардино-черкесского. Адыгейский язык (адыгэбзэ) ныне распространён в северных и северовосточных районах Республики Адыгея и некоторых горных долинах по берегу Чёрного моря (шапсугский диалект). В кавказское мухаджирство было вовлечено до 90 % западных адыгов, и сейчас они составляют почти 80 % турецких черкесов. Однако на исконных землях Кавказа язык сохранялся лучше, и языковая статистика выглядит следующим образом: 129 419 чел. в РФ (2002), ок. 160 тыс. в Турции и других странах диаспоры.

Cлайд 5

После территориального обособления в XIII-XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию других этногрупп адыгов XVI-XIX вв.: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, убыхи. Социальное развитие предков адыгов протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (т. н. демократические племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Т. н. аристократические этногруппы (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. В ноябре 1552 г., в Москву прибыло посольство от нескольких адыгских племён с прошением о защите и покровительстве. Иван Грозный направил в Черкесию своё посольство для выяснения обстановки, а по его возвращении обязался предоставить адыгским землям своё покровительство. С 1820-х царское правительство начало планомерное завоевание Черкесии. Подъём освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгов, сопровождался внутренней самоорганизацией, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгов. Последние очаги сопротивления адыгов были подавлены царскими войсками в 1864. Несколько сот тысяч адыгов в 1860-е были депортированы царским правительством и рассеялись по странам Ближнего Востока,(по Турецким данным было депортировано более миллиона человек) меньшая часть (около 5%) - переселилась в равнинные районы.

Cлайд 6

27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года - Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года - в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год - Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года. 10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края. 5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года - Республика Адыгея.

Cлайд 7

Традиционные занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры - кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Cлайд 8

Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и др., танцы.