Осознанность: значение, этапы, образ жизни и развитие ума. Осознание и сознание

В этой статье мы поговорим о том, что такое осознанность. Важно не только понимать, что такое осознанность, но и жить осознанно.

Осознанность – это ключ от всех дверей

Начиная с великих учителей прошлого, таких как Иисус, Кабир, Нанак, Будда, Мухаммад, и заканчивая современными учителями, такими как Карл Ренц, Этхарт Толле, Далай Лама, Ошо, - можно сказать, что все эти учителя учили только одному - осознанности.

Каждый учитель осознанность называл по-своему. Иисус называл это пробуждением, поэтому он не раз говорил: бодрствуйте, будьте бдительными, но люди не понимали его, они думали, бодрствовать – это значит не спать в постели, но они не понимали, что если даже они не находятся в постели – это не значит, что они бодрствуют. Можно спать и на ходу.

Этхарт Толле называл осознанность присутствием, или силой момента сейчас.
Ошо называл осознанность свидетельствованием. Как ни называй, суть не меняется.


Осознанность – это способность человека быть здесь и сейчас, больше чувствовать мир, а не думать его, умение не вестись на иллюзии ума. Понимать, что мысли – это всего лишь мысли и ничего общего с настоящей реальностью мысли в голове не имеют.

Осознанность – это понимание того, что мысли иллюзорны и они несут лишь тень прошлого или будущего, а настоящая реальность находится там, где находится тело человека, то есть настоящая реальность окружает тело здесь и сейчас.

Осознанность помогает увидеть свой внутренний мир

Благодаря осознанности человек начинает знакомиться со своим внутренним миром, до этого для него существовал только внешний мир, сейчас же открывается внутреннее измерение.

Человек, который , всё меньше и меньше становится реактивным. Им тяжелее управлять, он уже не реагирует на одни и те же раздражители одинаково, у него появляется возможность свободно выбирать, как реагировать на тот или иной раздражитель. Такой человек становится всё более и более спонтанным и непредсказуемым.

Допустим, если на неосознанного человека кричат, то, в зависимости от привычки, он может либо кричать в ответ, либо, боясь криков, избегать конфликтов. Неосознанный человек всегда реагирует, допустим, на крики одинаково, а осознанный может выбрать, кричать ему, то есть идти на конфликт, или же избежать конфликта, и это зависит от ситуации. У осознанного человека повышается эффективность общения с людьми и устойчивость к стрессам.

Важно понимать, что существует три основных аспекта внутреннего мира для осознания:

  • тело;
  • душа.

Осознания тела

Самый начальный этап осознания начинается с тела. На этом этапе человек учится чувствовать своё тело, уметь направлять своё сознание в тело, чувствовать, как энергия течёт в теле. Появляется навык слушания внутренних органов, стука сердца и т. д.

Человек лучше начинает заботиться и любить себя, то есть своё тело. Первое время человеку трудно медитировать на тело, мысли часто уносят, человек постоянно прыгает от осознанности к неосознанности, часто во время медитации засыпает.

Со временем появляется новый уровень, когда человек осознаёт, что он не засыпает, мысли всё так же приходят в голову, но не уносят его, а сознание остаётся в теле всё чаще и дольше. Потом человек начинает направлять сознание в тело уже на улице, где бы он не находился, при общении с людьми.
Самое тяжелое, пожалуй, это осознавать своё тело, двигаться и разговаривать одновременно.

Осознание мыслей

Осознание мыслей или наблюдение за ними, это, пожалуй, второй уровень осознания – это когда человек уже видит свои мысли и понимает, что мысли это мысли и ничего общего с реальностью они не имеют.

Человек даже может посмеяться над теми мыслями, которые приходят ему голову, так как у него есть понимание, что он не есть мысли и что мысли часто приходят извне, а не всегда рождаются в его голове.

Жизнь не так серьёзна, как её рисует ум!!!

Человек, который осознаёт свои мысли, живёт этим принципом. Такой человек не теряется в своих мыслях, не следует за ними, этот человек уже является хозяином своего ума и не позволяет мыслям увести его в иллюзии, а осознанно направляет своё внимание в момент сейчас, который окружает его тело.

Осознание души

Осознание души – это третий уровень, и с ним справиться можно только после того, как будут пройдены первые два этапа осознания.

На самом деле все три этапа осознания трёх аспектов человека - тела, ума, и души - очень взаимосвязаны и дополняют друг друга, а разделены они были для лучшего понимания и усвоения материала.

Осознание души происходит за счёт осознания эмоций и чувств, настроений, на этом этапе человек может чётко отличить эмоции от чувств и осознавать своё настроение и управлять им.
Эмоции приходят вслед за мыслями, неважно, какие это мысли, позитивные или негативные.
А чувства приходят от души, а не от мыслей. Мысли могут приходить в голову после чувств, то есть эмоции - следствие мыслей, а чувства - всегда их источник.

Чувства – это более глубокий уровень, чаще всего исходят из груди. А эмоции ощущаются в области живота, но не стоит это принимать за истину, всё это индивидуально.
Важно понимать, что эта статья об осознанности не есть осознанность – это всего лишь направление к ней, но если вы её читаете, то вы близки к осознанности или к пробуждению как никогда раньше.
Осознание направляется на осознание или на восприятие

Это четвертый этап, который уже случается с человеком сам по себе, после того, когда он уже прошёл три предыдущих этапа. На этом этапе осознание направляется на восприятие, человек уже задаёт вопрос себе, кто это всё воспринимает, кто я такой, на этом этапе человек вспоминает, Кто Он Есть в Действительности.

Выводы по теме, что такое осознанность:

  • осознанность помогает человеку наконец-то открыть для себя внутреннее измерение помимо внешнего мира;
  • осознанность даёт человеку свободу выбора, возможность реагировать так, как человек выберет, на тот или иной раздражитель;
  • осознание происходит в три этапа: осознание тела, ума и души, все эти этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга;
  • осознанность в разные времена разными людьми называлась по-разному: пробуждение, свидетельствование, присутствие, быть здесь и сейчас, бодрствование, бдительность и так далее; все эти слова имеют одну и ту же суть - человек поднимается на новый этап эволюционного духовного роста.

Следствие осознанного образа жизни - это безусловная любовь, радость, более полноценная и яркая жизнь.

Метки:

М: Я осознаю, что бодрствую или что вижу сны.
В: Я не улавливаю. Что именно вы хотите сказать? Я сформулирую вопрос по другому: под глубоким сном я имею в виду бессознательность, под бодрствованием – сознание, под сновидением – сознавание своего ума, но не окружения.

М: Я имею в виду почти то же самое, с одним лишь различием. В каждом из состояний вы забываете о двух других, для меня же существует только одно состояние бытия, включающее и превосходящее три ментальных состояния бодрствования, глубокого сна и сна со сновидениями.

В: Видите ли вы в мире цель и направление?
М: Мир – это всего лишь отражение моего воображения. Я могу видеть всё, что захочу. Но зачем мне придумывать модели сотворения, эволюции и разрушения? Я в них не нуждаюсь. Мир находится во мне, мир и есть я. Я его не боюсь и не имею желания заключать его в картину ума.

В: Возвращаясь к сну. Вы видите сны?
М: Конечно.
В: Что они собой представляют?
М: Отголоски состояния бодрствования.
В: А глубокий сон?
М: Сознание мозга приостановлено.
В: Тогда вы не сознаёте?
М: Не сознаю своё окружение.
В: Не совсем бессознательны?
М: Я продолжаю осознавать, что бессознателен.
В: Вы используете слова «осознавать» и «сознавать». Разве это не одно и то же?

М: Осознание первично, это изначальное состояние – без начала, без конца, без причины, без основы, без составных частей, без изменения. Сознание зависимо, это отражение на поверхности, состояние двойственности. Не может быть сознания без осознания, но может быть осознание без сознания, в глубоком сне. Осознание абсолютно. Сознание относительно, зависимо от своего содержания, сознавать всегда нужно что то. Сознание разделено и изменчиво. Осознание целостно, неизменно, спокойно и безмолвно, это общая матрица любого переживания.

В: Как выйти за пределы сознания и достичь осознания?

М: Поскольку именно осознание делает возможным сознание, осознание присутствует в любом состоянии сознания. Поэтому само сознание того, что вы сознаёте, – это уже движение в осознании. Интерес к потоку своего сознания приведёт вас к осознанию. Это не новое состояние. Оно сразу узнаётся как основное, изначальное существование, которое есть сама жизнь, а также любовь и радость.

В: Если реальность всё время с нами, из чего состоит самореализация?

М: Реализация – это противоположность неведению. Принимать мир как реальное, а своё я как нереальное – это неведение, причина несчастий. Знать, что я – единственная реальность, а всё остальное скоротечно и непостоянно, – это свобода, радость и покой. Это очень просто. Вместо того чтобы воображать вещи, научитесь видеть их такими, какие они есть. Когда вы сможете видеть всё таким, какое оно есть, вы увидите и себя таким, какой вы на самом деле. Это подобно протиранию зеркала. То же самое зеркало, показывающее вам настоящий мир, покажет и ваше собственное лицо. Мысль «я есть» – это ткань для протирания. Используйте её.

На духовном пути наступает момент, когда, насытившись чтением и посещением курсов и семинаров, пробуждается необходимость преодолеть ограниченность ментального восприятия, стать независимым от многоликих внешних влияний, обрести гуру внутри себя - открыть свою истинную природу. И тогда без иллюзии о собственных изменениях, честно взглянув на себя со стороны, мы задумываемся, в чём же выражается мой внутренний рост? Почему с ним связывают осознанность и говорят, что именно она превращает человека из личности, движимой желаниями и страстями, отождествлённой с умом и телом, в духовное существо, реализующее замыслы Творца? В чём её суть, чем она отличается от понимания, и почему не происходит на уровне ума?


Часть 1

Ум, понимание и эго.

Осознание совершается внутренним сознанием,которое находится в нашей глубине, ближе к Ядру - Истоку. Это безличное видение из духовного центра, когда нет вовлеченности, а значит отождествлений, нет фильтров и оценок ума, у которого совсем другие задачи.

Ум функционирует в ментально- эмоциональном пространстве личности на вибрациях более поверхностного внешнего слоя сознания. Для него всё является объектом, и для его изучения и уяснения, он его расчленяет на логические составляющие, анализирует и объясняет на базе опыта и накопленной информации. Благодаря этому мы осваиваем незнакомое, развиваем интеллект и мышление, овладеваем знаниями и профессией, развиваем способности. Ум наш замечательный инструмент понимания .

Но наша проблема в том, что мы отождествляемся с его содержанием - мыслями, идеями, оценками, эмоциями, представлениями, желаниями, целями – всем тем, чем живёт личность. И рождается ложный образ себя – эго. И это искусственное «я» в вечном страхе за своё выживание держит нас в капкане внешнего субъективного сознания, не позволяя двигаться дальше. Это значит, что реальность мы воспринимаем не как Единое Целое, а как множество отдельных форм, всё трактуем через свои бессознательные программы-фильтры, узкие мировоззренческие концепции, ментальные суждения. А так как мы идентифицируем себя с ними, все эти интерпретации стоят между нами и живым Миром - Отцом-Создателем. Так, отделившись от Него, мы и себя воспринимаем как отдельную форму - тело-ум и образ, выстроенный на внушённых нам чужих описаниях.

Поэтому сколько бы учёных степеней мы ни получили, каким бы мастерством ни овладели, расширившийся ментал, выше которого мы не поднимаемся, делает нас всё более закрытыми, то есть сконцентрированными на себе. Так мы определяем себя своими достижениями, не выходим за рамки своих представлений и оценок, каждый миг неосознанно отождествляемся со своими мыслями о прошлом и будущем, с охватившими эмоциями, принимаем лишь то, что позволяет собственная «правда», укрепляем, утяжеляем образ себя. И, не осознавая этого, живём в гипнотическом сне с идеями о своём несовершенстве, и в состоянии неудовлетворённости ищем того, кто бы помог нам улучшить себя, вместо того, чтобы в своей же глубине открыть себя Истинного. И, как это ни парадоксально на первый взгляд и феноменально по сути, приводит к Нему именно эго, когда мы исследуем его природу. Там оно и растворяется в нашем Естестве / в Осознании.

Этот Путь к себе многие Просветлённые Мастера советуют начать с самонаблюдения. Почему?

Самонаблюдение, осознанное отождествление и тело.

Самонаблюдение как раз и перенаправляет сознание от внешнего к внутреннему, превращая ум-эго в ум-инструмент, и вместо ежеминутных отождествлений с мыслями и переживаниями помогает ощутить себя Сознанием, пребывающим в настоящем моменте, и слиться с живой реальностью. Однако многим кажется, что безумно трудно наблюдать за ощущениями в теле во время ходьбы, еды, работы, разговоров; рефлексировать мысли, мелькающие в уме; отслеживать эмоции, чувства, реакции, желания, своё проявление во взаимоотношениях – всё, чем мы живём. А нужно лишь, говоря словами кастанедовского дона Хуана, «сдвинуть точку сборки», направляя внимание в духовный центр. Из этой глубины всё отмечается, наблюдается, многое радует, открывая свой пробуждающий смысл. Проблема не подавляет: мы не в внутри неё, и видим выход.

А негатив без эмоционального окраса становится не осуждением себя, а осознанием, что страхи, злость, зависть, ненависть и т.п. , как и проблемы и неприятности – послания изнутри, ведущие к духовному росту, к Свету, который мы несём в себе. И делается очевидным, насколько мы ответственны за свои состояния, за выстраивание отношений, и за свою жизнь.

В отстранённом наблюдении мы не описываем, не оцениваем, не трактуем. Мы напрямую воспринимаем То-Что-Есть, чувствуем и осознаём.

Так, например, пребывание, на природе - это уже не просто факт, что я сейчас нахожусь на берегу моря / в лесу / в парке, и здесь красиво / неспокойно / холодно (любая оценка), а единение своей Души с Сущностной особенностью моря / леса / парка.

Это единство воспринимающего, воспринимаемого и восприятия и есть процесс осознания, в котором происходит озарение Ясностью.

Подобный опыт убеждает, что восприятие по внешним формам происходит только в уме, а мы как сознание функционируем вне активности ментала и без его качеств. А как частица Сознания мы энергетически соединены с любой точкой Творения и можем чувствовать её как себя.

Так мы на собственном опыте познаём свою многомерность. А так как вызванные этим ощущения и осознавания происходят в пространстве физического тела, оно становится для нас не просто материальным носителем, доставляющий подчас серьёзные неприятности, а, как и ум, замечательным инструментом Сознания / Духа.

Через него Он направляет нас к текущему моменту, помогает слиться с Жизнью и постичь Её совершенство - ведь вечное «сейчас» и есть Жизнь. А чувствуя тело изнутри, мы осознаём, как Дух подталкивает изменить что-то в питании или в привычках, как через ощущения Он каждому по-своему, в силу его уникальности, подсказывает, где истинное, а где ложное. Как необъяснимо удерживает от неверных поступков и развивает интуитивное восприятие, переводя сознание на другой уровень. Как вынужденно, через болезни, Он направляет к осознанию, что убеждения, в которых мы живём - это ошибочные выводы ума-эго, которыми оно доказывает свою важность, притягивая из реальности то, что подтверждает эти суждения.

Осознание и Пробуждение.

В осознании нам открывается суть того, на что направлено внимание. Без объяснений и анализа, как то, что просто есть. Сознание на этом уровне всё видит

Расширенно и целостно – и пространство, и всё в нём происходящее (в отличие от ума, способного концентрироваться на чём-то одном – фоне или фигуре),

Без отношения к нему как позитивному или негативному, а как к Тому-Что-Есть (ум же автоматически реагирует и моментально выдаёт оценки),

Отстранённо, что исключает отождествления и любые концепции (то есть устраняется эго). И мы уже не воспроизводим действительность через свои призмы, а напрямую контактируем с ней.

В точке настоящего (а не прошлого или будущего, где обитает ум),

Поэтому ум замолкает, превращается в молчаливого, беспристрастного Наблюдателя, и в этом процессе исчезает «я». Смотрящий, говорящий, всё объясняющий, наклеивающий ярлыки сливается с самим видением, говорением, осознанием. И нет того, кто должен видеть всё целостно, стать безоценочным, не отождествляться и быть в «здесь и сейчас». А есть Истинное Я, которое и есть То-Что-Есть в данный момент – сама Жизнь.

Тогда мы на собственном опыте познаём, что мы - не ограниченный ум с его узким, однобоким пониманием, не тело, которое ходит, говорит, всё выполняет. Они - инструменты, с которыми мы себя по ошибке идентифицируем. Мы значительно большее и трудно постижимое – мы Дух, который никак себя не манифестирует, Сознание, которое не определяет себя через пережитое, через знания и достижения, а осознаёт себя как Я Есть Присутствие здесь, в текущий момент. Я существую. Без интерпретаций и объяснений.

Обнаружить себя как пульсирующий Дух, как присутствие Я, которое просто Есть, без дополняющих определений, без того «я», которое констатирует это, значит прийти к Самоосознанию или Пробуждению сознания от гипнотического сна.

Оно происходит Божьей Милостью, наедине с собой, в предельном погружении в свои глубины, где мы становимся Пустотой, Тишиной и Покоем. И как это ни парадоксально для ума, они - наше Истинное Я. Оно просто Есть. Как неопределимый Дух / чистое Сознание без я, моё, мне. Без качеств. Без того, что можно переживать, и без того, кто переживает. И это - наша Суть. Наш Исток. Бог в нас. Осознание.

Из этой глубины постигается скрытая за внешней формой суть происходящего, становится ясным уровень сознания пишущего или говорящего, причина какого-либо следствия, мотивы поступков, фальшь и искренность, намерения человека, хочет ли он вовлечь нас в свою игру и зачем... А так как нет «я», нет осуждений кого-то, и некому всё сопоставлять с подсознательным идеальным образом себя, поэтому нет чувства своего несовершенства, и нет реактивных выборов, о которых мы потом горько жалеем. Я Есть Присутствие – это наше Естество. Это Осознанность. Она, будучи безмолвным голосом Духа, способна изменить судьбу, избавить от коверкающих жизнь убеждений, и гармонизировать самые напряжённые отношения.

Случай из практики:

После очередной крупной ссоры с женой мужчина переехал к матери, которая живёт одна в 3-х комнатной квартире. Зная её властный характер, стремление всё контролировать и подчинять себе, он планирует как можно скорее арендовать другое жильё. И запросы у него невысокие, и вариантов предлагают множество, но ни один ему не подходит. Будто кто-то специально задерживает его под крышей матери. «Почему?» - недоумевает он.

Ум предполагает, что вероятно, отношения с женой ещё не исчерпаны, и к ним нужно вернуться. Но, окунувшись в ситуацию и соединившись с его Душой, осознание поворачивает в другую сторону. Оказывается, этот человек уже достаточно зрел для того, чтобы по-иному взглянуть на мать, пересмотреть их непростые отношения, простить её заблуждения, свою категоричность, смягчиться и дать проявиться той любви, которая соединяет их обоих. К этому и направляет его Душа, не отпуская из дома этой женщины.

В результате внутренней работы наш герой остался пока жить у матери. Но они стали по-настоящему близкими людьми, которые, заменив укоры и критику на юмор, трогательно заботятся друг о друге.

В самонаблюдении происходит растождествление с мыслями и любыми идеями о себе, как позитивными, так и негативными, например, я успешный или неудачник / мать подавляла меня, и я стал неуверенным, строптивым, агрессивным / мне не везёт в личной жизни и т.п. Тогда иллюзорный образ себя ставится объектом и теряет силу.

Исследование же, откуда исходят подобные идеи, ставшие субличностями, приводят в Исток внутри себя, где они и растворяются.

А погружение в глубину Истока открывает Истинное Я. В Нём мы спокойны, уверены, необусловлены ничем внешним, неподвержены чужим влияниям, неподвластны ярлыкам, которыми кто-то старается задеть нашу самооценку. И начинается новый этап в своём развитии.

Приветствую Вас, мой читатель.

Сегодня речь пойдет с первого взгляда не о простой теме.

Прошу Вас сконцентрироваться и тогда многие вопросы разрешатся.

Статья пишется, как ответ на очень серьезные и глубокие вопросы.

Дело в том, что на пути одного активного и успешного человека очень остро встал вопрос осознания самого себя.

Философы предлагают огромное разнообразие ответов на данный вопрос, однако как-то от этого не становится легче.

Давайте вместе разберемся.

Тема « хоть и не простая, но так или иначе внутри каждого человека есть неосознанное движение в эту сторону.

Ведь мы не рождены, как говорит Фриман для того чтобы: «жрать, срать, ржать».

Переходим к разбору темы:

Сознание строит нам некую картину мира. И у каждого из нас она разная.

Почему так?

Популярная психология с пеной у рта начинает говорить о позитивном и негативном мышлении, кто-то начинает утверждать, что все зависит от того, как мы воспитаны и так далее… Точек зрения на самом деле множество.

Для того, чтобы разобраться, давайте рассмотрим функциональную структуру человека.

Подчеркиваю – функциональную, а не биологическую. Как говорят в Одессе, это две большие разницы.

Итак, как мы воспринимаем мир?

Ведь от того, как мы воспринимаем окружающий мир, зависит то, какую картину мира мы себе нарисуем, а как следствие, используя ее, как карту, будем действовать.

Итак, в первую очередь на первом месте у нас органы чувств.

Мы их все хорошо знаем: это слух, зрения, обаяние, осязание, вкус.

Чувства работаю в независимости от нашей воли, мы не можем управлять этим процессом.

В этом мы схожи с животными. Так как у любого живого организма, даже самого простейшего есть чувства.

И если человек опускает на данную платформу свое осознание, то его жизнедеятельность сводится к: еде, сну, совокуплению.

Все наше тело состоит из органов чувств, и мы стремимся наполнить их, это называют удовлетворение.

Но если бы наше функциональное тело состояло только из чувств и постоянного удовлетворения их, мы ничем не отличались от животных.

Однако различие колоссальное.

Так как у нас есть еще ум.

Очень многие школы и направления относят ум также к органу чувств. Но он скрыт от нас, то есть находится не на поверхности, как к примеру слух.

Ум любого человека занят сбором информации из органов зрения, слуха, осязания и так далее.

То есть глаза только – видят, уши – слышат… и вся эта информация как бы собирается в уме.

Что с ней делает ум?

Он все ощущает и хранит в себе, находясь постоянно в движение, так органы чувств раздражаются постоянно.

И у ума всего две функции, это принимать то, что нравится чувствам и отвергать все то, что не нравится. Он работает для разделения на нравится - не нравится, люблю - не люблю во вкусе, звуке, зрении.

Чувства, как бы постоянно давят на ум, а приятное он не может отвергнуть.

Если сознание помещается в ум, то человек не может отказаться к примеру от выпивки, несмотря на то, что это может быть вредным для его здоровья.

Ум формирует в жизни определенную зависимость от ощущений и удовольствия. Ум очень мощный механизм и если его оставить без контроля, то люди были бы похожи на мышек из эксперимента, которым к центру удовольствия подключили слабый ток, и нажимая на педаль, раздражался центр удовольствия. В итоге этим мышки преставали есть, пить и размножатся, а бесконечно долбили по педальке, чтобы получить серию удовольствия, пока не умирали.

Это ум без контролера.

Что же является контролером?

Это разум.

Разум, также как и ум имеет две функции, он принимает все то, что полезно и отвергает все то, что вредно.

И только разум может проконтролировать ум. Это высокая ступень развития.

По наблюдениям со стороны очень многие просветленные, гуру, учителя жизни говорят и учат с позиции сознания находящегося в разуме, однако люди, которые сове сознание держат на уровне чувств или ума просто не слышат их.

Они кивают башкой, понимают, что «да – так оно и есть и это истина», но идут и делают всё наоборот в своей жизни.

Но только разум, может заставит делать ум то, что ему не приятно делать.

Самый бытовой пример:

Когда с утра охота поваляться и понежиться, и уж точно не охота заниматься в течение часа физкультурой или бегать, это проявление ума. Однако разум может заставить ум заткнуться, и для поставленных целей достижения оптимальной физической формы и здоровья, с утра заняться зарядкой, бегом, обливанием, обтиранием.

И так со временем это входит в привычку.

На данном примере привычка – это перестраивание ума сопротивляться делать НУЖНЫЕ действия.

Таким образом, существует три позиции сознания. Оно находится или на уровне чувств, или на уровне ума, или на уровне разума.

Наше сознание очень гибко и может перемещаться по этим трем уровням.

К примеру, когда художник пишет свою картину, он концентрируется на уровне чувств – сосредотачивается только на форме и цвете.

Когда человек погружен в размышления (сознание в уме), то вокруг него по ощущениям перестает существовать время и пространства. Называется «ушел в себя надолго, вернусь не скоро».

Когда сознание на уровне разума, мы близки к максимальной эффективности и просветлению. Это движение ввысь.

Не люблю слова в духе просветления и тому подобные, ибо они ограничивают понимание данного уровня шаблонами образа неких гуру в балахонах вещающих истину. Однако иных слов подобрать не могу…

Это просто примеры для понимания.

Человек устроен так, что его тянет нестерпимо вниз в уровень чувств из-за удовольствий, а также в ввысь – на уровень высшего знания и просветления… Нас как бы разрывает на части. Отсюда масса заморочек и непонимания.

Поэтому мудрые люди говорят, что счастливы только полные идиоты и глупцы, это когда осознание себя, как человека на уровне чувств или мудрецы и святые, то есть осознание себя, как человека, на уровне разума.

Теперь не удивительно, что человек постоянно сталкивается с кучей проблем, которые его внутренние затыки мешают ему решить.

Мы рассмотрели с Вами кратко основные позиции. Можно сказать, провели теоретический ликбез.

Ведь осознание сознания слишком важно, так как от него зависит, сумеет ли человек развить Осознанность или так и дальше будет спотыкаться.

Ибо осознанность, это цель любого саморазвития и личностного роста.

Приветствуются от Вас вопросы и размышления на данную тему.

Предлагаю писать их ниже в комментариях, так как то, что Вы пишите мне в личку на самом деле очень часто бывает важно и интересно для иных читателей сайта.

Осознание

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я, или как то, что Томас Нагель называл существованием «чего-то что есть подобие» бытия этого что-то. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Другие попытки определить сознание

Философские теории сознания

Дуализм

Дуализм души и тела - точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Логический бихевиоризм

Идеализм

Материализм

Функционализм

Двухаспектная теория

Двухаспектная теория - это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы , Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменологическая теория

Эмерджентная теория

Индуизм

К определению термина

Термин сознание является одним из самых трудных для точного формального определения. Весьма спорны параметры и критерии, по которым можно судить, обладает ли то или иное существо тем, что подразумевается в том или ином определении. Например, обладает ли сознанием (в смысле осознавания своего тела, предугадывания последствий своих телодвижений) новорождённый или играющий со своим собственным хвостом щенок? С развитием животного происходит изучение закономерностей, характерных для своего тела. Взрослые собаки уже не гоняются за своим хвостом.

Остаётся открытым вопрос, должно ли входить в признаки сознания возможность прогнозирования только собственных, или обязательна возможность прогнозирования и собственных, и несобственных действий.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Сознание (Психологический словарь)
  • Сознание на ресурсе Национальная психологическая энциклопедия
  • Лорен Грэхэм . Глава V. Физиология и психология: Проблема определения понятия «сознание» // Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе

Литература

  • Андреева Л. Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания // Общественные науки и современность. 2005. № 3.
  • Дели М. М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева . - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 312-315. - («Мыслители», выпуск 12).
  • Книгин А. Н. Философские проблемы сознания. - Томск: Изд-во ​Томского ун-та, 1999. - 338 с.
  • Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: 1994.
  • Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии : Моногр. - М.: Высш. шк., 1998 - 144 с
  • Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. М.: Ижевск, 2005.
  • Спирова Э. М. Идолы сознания на пути к пониманию // Знание. Понимание. Умение . - 2006. - № 1. - С. 48-53.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. СПб.: 2005.
  • Tart Ch. T. States of Consciousness. N.Y.: 1975.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :