Ремонт трубопроводов на заболоченных участках. Эксплуатация и ремонт напорных трубопроводов Выполнение работ по ремонту труб

Анализ публикаций и патентный поиск по способам ремонта поврежденных магистральных и распределительных трубопро-водов позволил все существующие способы укрупненно разде-лить по технологическим признакам и применяемому оборудова-нию на следующие четыре группы:

  1. Способы ремонта, связанные с полной заменой дефектного участка трубопровода новым трубопроводом.
  2. Способы ремонта, которые предусматривают герметизацию поврежденного участка трубы снаружи.
  3. Способы ремонта, в которых герметизация осуществляется изнутри трубопровода.
  4. Способы ремонта по так называемому типу «труба в тру-бе», в которых в поврежденный участок трубопровода вставля-ется новая труба меньшего диаметра.

Первая группа способов ремонта является до настоящего времени традиционной технологией. Учитывая, что ремонт, свя-занный с заменой поврежденного участка новой трубой, доста-точно дорогой, его целесообразность вытекает из наличия круп-ных дефектов трубопровода, или его полного износа. Рассмат-риваемые способы проще реализуются для открытых трубопро-водов. Здесь основной трудностью является отсечение продукта перекачки на дефектном участке и удаление его остатков из зон сварки. В случаях подземных трубопроводов в основном требуется полное вскрытие поврежденного участка, что значительно увеличивает трудоемкость способов, особенно в труднодоступ-ных местах.

Существуют технологии замены дефектного участка трубо-провода новым трубопроводом без вскрытия. Суть этих техноло-гий заключается в том, что старая труба разрушается с помощью специальных приспособлений, и ее измельченные сегменты либо удаляются, либо вдавливаются в грунт коническим расширите-лем, освобождая тем самым проход для укладывания новой трубы. Разрушение изношенных труб производят двумя способа-ми - динамическим и статическим. Динамический способ осу-ществляется с помощью пневмопробойника, перемещающегося внутри старого трубопровода. Статический способ разрушения трубопроводов осуществляется с помощью режущего рабочего органа, выполненного либо в виде конусной головки, снабженной плоским ножом из высокопрочной стали, либо в виде роликового ножа (фрезы) с расширителем. Привод режущего рабочего органа осуществляется с помощью специального оборудования. В настоящее время оборудование для бестраншейного ремонта и замены трубопроводов изготавливается более чем двад-цатью зарубежными фирмами. В России серийного изготовле-ния такого оборудования нет. На Одесском заводе строительно--отделочных машин изготавливают комплексы типа МПС-01, МПС-01-01 для замены труб диаметром 150-250 мм.

Как можно заметить, данные технологии достаточно сложны они требуют сложных и дорогих механизмов для разрушения старой трубы и приспособлений для их проталкивания. Дефект-ный участок трубопровода должен быть ветхим для его полного и беспрепятственного удаления и, кроме того, не очень искрив-ленным и протяженным.

При ремонте подводных трубопроводов трудоемкость рас-сматриваемых способов, относящихся к первой группе, еще бо-лее возрастает, что связано не только с освобождением дефект-ного участка трубопровода от грунта, но и часто с его подъемом над уровнем воды.

Решить проблему массового ремонта магистральных трубо-проводов с коррозионными и другими повреждениями, ориенти-руясь только на технологию электродуговой сварки с заменой поврежденных участков в масштабах России за короткий срок практически невозможно и экономически не эффективно. Даже при наличии труб и финансовых средств на реконструкцию за-мена всех изношенных трубопроводов в стране займет десятки лет. К тому же, с точки зрения трудо- и материалоемкости, а также технологичности, использование электродуговой сварки не всегда целесообразно, поэтому она применима преимуще-ственно при реконструкции.

Несмотря на отмеченные недостатки, рассматриваемая техно-логия является вполне приемлемой и эффективной для экстрен-ного ремонта трубопроводов, у которых имеется доступ к по-врежденным участкам для их удаления и замены.

Для устранения локальных и незначительных коррозионных, эрозионных и других дефектов широкое распространение по-лучили способы восстановления трубопроводов снаружи. По сравнению с предыдущей группой эти способы являются менее дорогостоящими и требуют меньшего времени для их осуществления. Однако недостаток, связанный с вскрытием подземных трубопроводов остается. Герметизация снаружи может осуществляться различными методами в зависимости от диаметра трубопровода и материала, из которого он изготовлен, а также от состава и параметров транспортируемой среды.

Хорошо известны в качестве временной, но быстрой меры по ликвидации утечки жидкости или газа из металлических или пластмассовых труб методы с применением металлических хомутов, муфт, и других прижимных устройств. В качестве уплотнителя используют пластичные металлы, резиновые уплотнения, липкую синтетическую ленту, глиняный пластырь. При наличии мелких трещин ремонт может быть произведен с применением сварки (для газопроводов - с отключением подачи газа и со-блюдением соответствующих правил безопасности). В качестве заплаты могут быть применены полумуфты, которые между со-бой сваривают продольными швами, а с трубопроводом - коль-цевыми, или муфты со сквозными отверстиями для приварки к трубе. В некоторых случаях вокруг дефекта конструируется об-шивка и в полость между ней и трубопроводом нагнетается за-твердевающий полимерный материал. При этом роль муфты иг-рает термоусадочная лента.

Среди множества способов ремонта трубопроводов снаружи, относящихся по предложенной классификации ко 2-й группе, лидирующее место занял способ устранения дефектов по техно-логии «холодной» сварки с применением полимерных компо-зитных материалов. На основе результатов многолетних иссле-дований и полигонных испытаний ООО «Газнадзор» были опробованы различные материалы, определены эффективные технологии, разработаны конструкции с гарантийным сроком эксплуатации до 20 лет для ремонта трубопроводов и оборудования нефтяной и газовой промышленности методом «холодной» сварки. Совместно со специализированными институтами ООО «Газнадзор» разработал ведомственную руководящую докумен-тацию, которая была утверждена Газпромом и введена в дей-ствие с 1 октября 2000 года. В соответствии с технологической картой ремонта проводится подготовка поверхности участка тру-бы с дефектом, восстанавливается геометрия трубы с использо-ванием полимерного композитного материала (ПКМ). Затем на него с помощью ПКМ-адгезива накладывается стекло-полимер- ная композиционная лента (СПКЛ), имеющая память диаметра трубы и прочностные свойства боле высокие, чем у металла. Установка и закрепление ленты осуществляется на газопроводе только при снижении давления не менее чем на 30 % от рабочего и без прекращения эксплуатации газопровода. Снижение давле-ния регламентируется нормативно-техническими требованиями в целях обеспечения безопасности ремонта, а также для включе-ния в работу ремонтной конструкции. Для достижения необхо-димой адгезии, уложенная на дефект СПКЛ с помощью шабло-на, соответствующего кривизне наружной поверхности трубы, закрепляется различными прижимными приспособлениями, обе-спечивающими необходимое усилие.

Описанные способы относятся к открытым способам, которые в случаях ремонта сетевых газопроводов в городах, населенных пунктах или вблизи них требуют вскрытия дорожного полотна, газонов, сноса зеленых насаждений, закрытия городских маги-стралей, с последующей рекультивацией и восстановлением нарушенного благоустройства. Как следствие, возникает нару-шение привычного ритма жизни в районах, прилегающих к ме-сту производства работ. Таким образом, рассмотренная группа способов ремонта из-за значительных затрат является неэконо-мичной.

Способы ремонта трубопроводов изнутри относятся к бес-траншейным. Герметизация может осуществляться разными ме-тодами. Известны устройства для ремонта, позволяющие вво-дить в восстанавливаемую трубу кольцевые облицовочные вкла-дыши, специальные втулки, уплотнители в виде гибкого пла-стыря, с нанесенным на его поверхность быстро затвердевающим составом с повышенной адгезионной способностью или в виде шлангообразной фольги.

Наибольшее количество способов в 3-й группе - это способы, в которых герметизация трубопровода производится путем нане-сения на его внутреннюю поверхность защитного восстанавли-вающего покрытия. Такое покрытие получают следующим обра-зом. После предварительной очистки и сушки в дефектный уча-сток трубопровода нагнетается затвердевающий материал, а за-тем через него протягивают формователь, который вытесняет излишки материала, а на внутренней поверхности трубы образу-ется со временем затвердевающий равномерный защитный слои этого материала. В ряде случаев материал защитного покрытия размещают на поверхности эластичной оболочки, которую вво-дят в поврежденную зону трубопровода и раздувают. Материал при этом прижимается к внутренней поверхности трубопровода. После отверждения материала эластичная оболочка удаляется.

В случаях ремонта рассматриваемыми способами трубопрово-дов больших диаметров предлагаются специальные устройства для нанесения покрытий на внутреннюю поверхность труб. Эти устройства содержат транспортный модуль, механизмы выдавливания полимерной наполнительной смеси, механизмы ее радиальной подачи и нанесения на внутреннюю поверхность, нагре-вательные элементы для полимеризации.

Несмотря на основное преимущество данных способов, за-ключающееся в ремонте без вскрытия трубопровода, они имеют следующие недостатки, ограничивающие их применение, осо-бенно при ремонте газопроводов, где требуются высокая надеж-ность и качество.

  • Необходимость применения сложного оборудования.
  • Необходимость попадания полимерного материала в нужное место и обеспечение полноценного и надежного контакта.
  • Прочность полимерного защитного покрытия в случаях вы-сокого давления и существенных дефектов, а также большой изношенности трубы может оказаться недостаточной.
  • Невозможность контроля качества ремонтных работ по хо-ду их выполнения.
  • Невозможность качественного ремонта трубопроводов, про-ложенных в грунтах с повышенной влажностью, а также под-водных трубопроводов.

Способы ремонта трубопроводов по типу «труба в трубе» от-носятся к относительно дешевым и быстрым бестраншейным технологиям, и эти преимущества часто перевешивают их глав-ный недостаток - уменьшение проходного сечения трубопро-вода.

Использование металлических труб в качестве ремонтных из-за их большой изгибной жесткости возможно только в случаях, когда изношенный участок трубопровода является практически прямолинейным, а также имеется пространство для образования шахтных стволов необходимой длины для ввода ремонтных труб. В силу отмеченных ограничений ремонт с применением металлических труб выполняется преимущественно на трубопроводах большого диаметра. С увеличением длины ремонтируемо-го участка трубопровода, даже если он имеет небольшую кривизну, растет усилие, необходимое для протягивания ремонтных труб. С целью уменьшения этого усилия применяются центри-рующие направляющие роликовые элементы. Опорные элементы предлагается располагать на поверхности ремонтной трубы по винтовой линии, и при приложении осевого усилия к трубе ей обходимо придавать вращательное движение. В некоторых случаях для облегчения монтажа ремонтируемый участок трубопровода заполняется водой, а новая труба, поддерживаемая специальной плавучей трубой, или понтонами, вводится на плаву. После прокладки вода из трубопровода удаляется. В качестве тягового устройства обычно применяются лебедка и трос, протягиваемый через ремонтируемый трубопровод со второго вскры-того его конца. Вместо этого традиционного метода перемещения секций ремонтных труб можно осуществлять давлением, подава-емым во внутрь этих секций, передний конец которых временно закрывается заглушкой.

Применение пластмассовых, в частности, полиэтиленовых труб для ремонта рассматриваемым способом расширяет его возможности, так как такие трубы по сравнению с металличе-скими обладают большей гибкостью и меньшим весом, а значит позволяют ремонтировать более протяженные и имеющие доста-точно большую кривизну трубопроводы. Однако, если вопрос получения необходимой гибкости пластмассовой трубы решается за счет уменьшения толщины стенки, то возникают проблемы, связанные с потерей прочности как на истирание при протягива-нии в ремонтируемый трубопровод, так и прочности при нагру-жении внутренним давлением. В этом заключаются основные недостатки применения пластмассовых труб. Предотвратить ис-тирание ремонтной трубы о стенки изношенного, покрытого коррозией трубопровода невозможно, а для обеспечения прочно-сти при перекачке среды под давлением необходима дополни-тельная непростая технологическая операция по заполнению межтрубного пространства тампонажным материалом, например, пеноцементом.

Существуют так называемые «чулочные технологии» ремон-та, которые отнесены к 4-й группе, так как они связаны с протя-гиванием внутрь ремонтируемого трубопровода специальных рукавов, называемых иногда чулками. По результату, однако, эти способы близки к способам герметизации трубопроводов из-нутри различными полимерными составами.

В качестве чулка используют, например, синтетический рукав с нанесенным на его наружной поверхности клеем. После про-таскивания рукава его прижимают к внутренней стенке трубо-провода специальными раскатчиками или подачей внутрь дав-ления.

В других способах в качестве защитного покрытия предлага-ются комбинированные рукава из композитных материалов. Эти рукава вводятся в трубопровод. Затем непосредственно в них или во вспомогательный рукав подается под давлением подогре-тая газообразная или жидкая среда. Прижатый к внутренней поверхности трубы комбинированный рукав полимеризируется и образует герметичную защитную пленку. Вспомогательный ру-кав удаляется.

Достаточно близкой к «чулочной» является технология «U-лайнер», при которой внутрь предварительно очищенного ремонтируемого трубопровода протягивается U-образная (может быть и другой формы) в поперечном сечении пластиковая, чаще всего полиэтиленовая плеть с последующим ее распрямлением с помощью теплоносителя определенной температуры и образованием нового цельного пластикового трубопровода.

Преимущество, выделяющее «чулочные технологии» и технологии «U-лайнер» среди способов 4-й группы, заключается в том, что практически сохраняется проходное сечение трубопро-вода. но они не лишены недостатков, перечисленных в отноше-нии способов 3-й группы. Кроме того, добавляется еще один, уже указанный для пластмассовых труб, недостаток - возмож-ность повреждения рукава или пластмассовой трубы о стенки изношенного трубопровода при протягивании. И этот недостаток проявляется тем больше, чем больше кривизна дефектного участка трубопровода и чем больше его длина.

Заслуживают внимания способы ремонта криволинейных трубопроводов, в которых в качестве ремонтной трубы исполь-зуются гофрированные трубы. Гофрированные трубы или рука-ва имеют малую изгибную жесткость, поэтому их можно протя-гивать (проталкивать) в. дефектные участки сильно изогнутых трубопроводов, содержащих даже отводы и колена. Причина, ограничивающая применение гофрированных труб, та же, что для пластмассовых труб - их малая прочность. Здесь имеется в виду не только прочность на нагрузку от давления, но и контактная прочность, а также прочность на растяжение, необходимые при протягивании в ремонтируемую трубу. Этот недостаток устраня-ется путем их снабжения наружной проволочной оплеткой.

Описанные способы ремонта всех четырех групп, за исклю-чением способов ремонта 2-й группы, для незначительных по-вреждений требуют обязательной остановки перекачки транспор-тируемого продукта. В то же время существует достаточно много ситуаций, когда, не смотря на обнаруженный дефект или сквоз-ное повреждение трубопровода, остановка перекачки невозмож-на из-за возникновения значительных проблем технологического и социального характера (металлургическая, стекольная про-мышленность, нефтехимия, система охлаждения реакторов атом-ных электростанций, питание отопительных котельных в зимнее время и т.п.).

Существуют способы ремонта повреждений трубопроводов без остановки перекачки с использованием методов «холодной врезки» и монтажа байпасной линии.

Способ аварийного ремонта трубопровода без остановки перекачки включает два основных этапа (рисунок ниже):

1. Аварийное перекрытие поврежденного участка трубопро-вода.

Схема ремонтных работ с монтажом байпасной линии

а - установка перекрывающих устройств для отсечения поврежденного участка от основной магистрали; б - монтаж байпаса; в - удаление поврежденного участка и замена его новым; г - демонтаж перекрывающих устройств и ввод в действие трубопровода

2. Прокладка и врезка временной байпасной линии для не- прекращаемой перекачки.

Основные же восстановительные работы по замене участка трубы выполняются в обычном ритме, что способствует повыше-нию качества монтажных работ. Одновременно с началом ава-рийно-восстановительных работ по вскрытию участка трубопро-вода, сбору и откачке вытекающего нефтепродукта с обеих сто-рон удаляемой секции трубопровода (без его опорожнения) устанавливают перекрывающие устройства для отсечения поврежденного участка от основной магистрали, для чего выпол-няются два вида сложных и ответственных операций:

  1. Вырезка отверстий в трубопроводе.
  2. Ввод через них перекрывающих устройств.

Для этого в месте ввода перекрывающих устройств к трубо-проводу привариваются два патрубка или разрезных тройника, во фланцах которых имеются специальные пазы для установ-ки заглушек после окончания ремонтных работ. К патрубкам присоединяют специальную запорную арматуру, к которой мон-тируют механизм для вырезки отверстия. Конструкция меха-низма позволяет вырезать отверстия в трубопроводе, находя-щемся под давлением перекачиваемого продукта. Сверление отверстий производят цилиндрической трубчатой фрезой с тор-цевой рабочей частью. Фрезу необходимо устанавливать очень точно по оси предполагаемого отверстия, а раму крепят к фланцу.

Фрезерный шпиндель снабжен специальным устройством, которое удерживает вырезанный кусок металла и позволяет его извлечь. Вращательное движение фрезы и ее подача обеспечи-ваются встроенным в рамку пневмо- или гидроприводом. После вырезки отверстий механизм демонтируют, арматуру закры-вают и на его место устанавливают приспособление для ввода перекрывающих устройств. Перекрывающее устройство пред-ставляет собой заглушку в форме ребристого конуса, смонтиро-ванную на тягах, и позволяет удерживать рабочее давление жидкости в трубопроводе.

После вырезки отверстий в трубопроводе и демонтажа свер-лильного устройства к запорной арматуре подсоединяют байпас, по которому и направляется поток перекачиваемого продукта. Поврежденный участок удаляют и заменяют новым, затем пере-крывающие устройства демонтируют, патрубки заглушают спе-циальными сегментными заглушками, запорную арматуру на обводной линии перекрывают, и поток нефтепродукта направляется по основному трубопроводу.

С целью соблюдения требований техники безопасности и противопожарных норм при проведении монтажных работ про-водят герметизацию полости трубопровода различными гермети-зирующими устройствами.

Наиболее широко применяемые в газораспределительных си-стемах низкого давления так называемые «глиняные пробки» представляют собой шамотную глину, зафасованную в эластич-ные матерчатые мешки и утрамбованную в полость трубопрово-да. Длина пробки зависит от характера местности, качества гли-ны, времени года, диаметра трубопровода и т.д., но должна со-ставлять не менее двух диаметров трубы и гарантировать без-опасность огневых работ, выполняемых вручную. Набивку и трамбование глиняной пробки обычно производят вручную. Для герметизации полости трубопровода, кроме глиняных пробок, создание которых является весьма трудоемкой и малопроизводи-тельной операцией, применяют и другие способы, принцип дей-ствия которых основан на введении внутрь трубопровода раз-личных шаров, пробок, скребков и иных механических раздели-телей, используемых при замене участков нефтепроводов в пла-новом порядке.

При утечке нефти или газа велика вероятность дальнейшего развития повреждения, трещин, негативного развития аварии, что может привести к недопустимому прекращению перекачки по поврежденному участку трубопровода, в связи с чем вопрос сокращения времени перекрытия поврежденного трубопровода и строительства временной обводной линии является весьма акту-альным.

Вырезка отверстий с помощью торцевой трубчатой фрезы должна производиться на малых оборотах с тем, чтобы не про-изошел перегрев зубьев фрезы, их заклинивание или поломка, в связи с чем на этом технологическом этапе нет резерва для со-кращения времени аварийного ремонта трубопровода.

Таким образом, только за счет уменьшения времени монтажа временной обводной линии возможно уменьшение общего време-ни локализации и ликвидации аварийной ситуации без останов-ки перекачки, возникшей на трубопроводе.

Необходимо также попытаться улучшить первый технологи-ческий этап - аварийное перекрытие поврежденного участка трубопровода с возможностью дальнейшего проведения ремонт-ных работ в обычном режиме.

Необходимо разработать технические средства и технологию быстрой ликвидации аварии и восстановления перекачки бес-траншейным методом по типу «труба в трубе», а также без оста-новки перекачки транспортируемого продукта.

Исследование существующих способов ремонта подземных трубопроводов выявило, что достаточно хорошо разработаны и с успехом применяются для ремонта трубопроводов технологии, предусматривающие вскрытие и ремонт дефектных участков с остановкой перекачки. Но эти технологии достаточно дорогие и не во всех случаях возможны.

При необходимости ремонта трубопроводов в стесненных условиях при нахождении мест повреждений под болотами, транспортными магистралями и другими препятствиями наибо-лее эффективными являются методы ремонта по типу «труба в трубе».

Применение «холодной врезки» с одновременным строитель-ством байпасной линии не решает вопрос сокращения сроков восстановления поврежденного трубопровода, предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с прекраще-нием подачи энергоресурсов на объекты производственной и со-циальной сферы деятельности человека, имеющие непрерывный характер.

Решение задач повышения точности и эффективности мето-дов определения мест утечек, образования сужений и закупорок, создания эффективных и быстрых технологий ремонта трубо-проводов методом «труба в трубе», а также без остановки пе-рекачки позволило бы значительно сократить сроки ремонта, потери транспортируемых углеводородов, снизить загрязнение окружающей среды, что очень актуально.

Куда звонить, если водопровод дал течь или засорился? Кем и когда должна осуществляться замена труб водоснабжения в квартире? Сегодня мы познакомимся с зонами ответственности обслуживающих сети и системы водоснабжения организаций, а также узнаем, как устранить наиболее типичные проблемы своими руками. Итак, приступим.

Кто обслуживает водопроводы

Начнем с распределения зон ответственности.

Обычно оно выглядит так:

  • Водосеть (организация, обеспечивающая поставку холодной воды потребителям) отвечает за магистральные водопроводы вплоть до их ввода в дом. Граница зон ответственности проходит по первому фланцу задвижки водомерного узла. Эта же организация устраняет все аварии на магистральных водопроводах в ночное время и праздничные дни;

Подчеркиваем: аварийная служба водоснабжения не выезжает на аварии в частных и многоквартирных домах. Однако при неисправности запорной арматуры в водомере этой организации можно заказать отключение участка магистрали водоснабжения для устранения неисправности. При этом предварительно согласуются время и продолжительность отключения: Водосеть должна оповестить о нем остальных абонентов.

  • Обслуживающая дом организация (ЖЭУ, ЖПЭТ и т.д.) устраняет все проблемы во внутридомовой системе ХВС. Она же должна поддерживать в рабочем состоянии запорную арматуру в водомерном узле и на стояках, выполнять аварийный и плановый ремонт всех участков систем водоснабжения, а также их плановую замену;

Однако: на практике для капремонта, включающего замену розливов и стояков водоснабжения, обслуживающая организация обычно нанимает субподрядчиков. Организация службы эксплуатации технических систем водоснабжения просто-напросто не предусматривает соответствующего количества штатных единиц.

  • Эта же организация должна выполнить ремонт трубы горячего водоснабжения в подвале и квартире, вовремя заменить задвижки и краны на врезках ГВС в элеваторном узле и на стояках, обеспечить круглосуточную работу полотенцесушителей в домах с циркуляционной системой ГВС;

Исключение: однотрубная система горячего водоснабжения в многоквартирном доме (она типична для домов постройки 70-х и более ранних годов) не предусматривает непрерывной циркуляции в стояках горячего водоснабжения. В этом случае полотенцесушители, установленные в разрыв подводки ГВС, нагреваются только при разборе воды.

  • За круглогодичную подачу горячей воды из теплотрассы (в домах с открытой схемой теплоснабжения) или за подачу теплоносителя для ее нагрева (при закрытой схеме) отвечают Теплосети - организация, обеспечивающая транзит тепла между его поставщиком (ТЭЦ, ГРЭС, котельной) и абонентами. Граница владений Теплосетей и жилищников проходит по первым фланцам входных задвижек элеваторного узла.

Кто отвечает за состояние подводок водоснабжения после вентилей на входе в квартиру?

В госжилье - обслуживающая дом организация. А вот если квартира приватизирована и находится в личной собственности жильцов, любой ремонт трубопровода системы водоснабжения после вентилей осуществляется ими за свой счет.

Когда менять трубы

Через сколько лет эксплуатации требуется замена труб горячего и холодного водоснабжения? Ответ можно найти в Ведомственных Строительных Нормах ВСН 58-88, документе, утвержденном Госстроем СССР в ноябре 1988 года.

Участок системы водоснабжения и материал его изготовления Срок службы, лет
Водопровод ХВС из оцинкованной стали 30
Водопровод ХВС из черной стальной (газовой) трубы 15
Водопровод ГВС в доме с открытой схемой теплоснабжения (с подачей горячей воды из теплотрассы через врезку в элеваторный узел) из оцинкованной стали 30
То же, из черной стали 15
То же, в доме с закрытой схеме теплоснабжения (вода для нужд ГВС нагревается в общем с теплоносителем системы отопления теплообменнике), для оцинковки 20
То же, в доме с закрытой схемой теплоснабжения, для черных стальных труб 10

Как принято, есть нюанс. Этот документ не утратил силу с распадом СССР, но он представляет собой ведомственные нормы, а не ГОСТ или СНиП, то есть де-факто ни к чему не обязывает жилищную организацию.

На практике срок службы стояков водоснабжения часто превышает установленный ВСН и определяется:

  • Наличием или отсутствием защищающего их от коррозии слоя краски;
  • Качеством вентиляции в ванных и санузлах, через которые проходят стояки. Чем выше влажность в них, тем быстрее ржавеют трубы;

  • Толщиной стенок труб. Согласно ГОСТ 3262-75, по которому производятся водогазопроводные трубы, они могут быть легкими, усиленными и обычными. Чем толще стенка, тем больше времени потребуется коррозии для нарушения ее целостности.

Что это означает для нас в практическом плане?

Текущий ремонт трубопроводов водоснабжения проводится при любых отклонениях в их работе (при появлении течей, падении напора воды и т.д.). Замена участка водопровода осуществляется в том случае, если он полностью пришел в негодность (многочисленные свищи, минимальная толщина пораженных коррозией стенок). Полная замена труб ХВС и ГВС выполняется при достижении ими определенной степени износа при наличии финансирования со стороны муниципалитета.

Проблемы и решения

Мир не идеален, и подчас возникшие коммунальные проблемы проще решить самостоятельно, не дожидаясь внимания и участия со стороны обслуживающих организаций. Устранение некоторых наиболее типичных неисправностей мы сейчас опишем.

Видео в этой статье более наглядно продемонстрирует вам, как может выглядеть ремонт труб водоснабжения в квартире при неисправностях системы водоснабжения.

Свищ

Описание: незначительная течь с точечным источником, которую легко отследить по следам влаги или (через несколько дней после возникновения течи) ржавчины.

Причины: сквозная коррозия стенок стальной трубы (стояка или подводки).

Кстати: свищи чаще всего возникают на продольных сварных швах труб. Согласно ГОСТ 3262-75, все водогазопроводные трубы - электросварные.

Устранение:

  1. Зачистите область свища от краски и ржавчины с помощью металлической щетки или ножа;
  2. Прижмите к месту течи резиновую прокладку для кранбуксы или кусочек достаточно толстой резины (например, от камеры грузового автомобиля);
  3. Стяните бандаж хомутом (алюминиевым или проволочным).

Заметьте: такой ремонт труб водоснабжения в доме не очень эстетичен и позиционируется как временный. Однако автор не раз наблюдал бандажи, простоявшие одно-два десятилетия и не давшие повторных течей.

Течь по резьбе

Описание: течь по резьбе сгона после вентиля на входе в квартиру или под кухонной мойкой с жесткой подводкой.

Причины:

  • Выгорание льняной подмотки на горячей воде;
  • Ее загнивание на водопроводе ХВС;
  • Физическое воздействие на водопровод (например, смещение тумбы с мойкой).

Устранение:

  1. Ремонт трубы водоснабжения начинается с отключения воды вентилями на входе в квартиру. Перекрыв вентиль, убедитесь в его работоспособности, приоткрыв соответствующий кран на смесителе;
  2. С помощью газового или разводного ключа отдайте контргайку на сгоне на 3-4 оборота;

Совет: если резьба покрыта толстым слоем краски или ржавчины, предварительно прогрейте ее строительным феном, паяльной лампой или импровизированной горелкой из газового баллончика с насадкой.

  1. Отверткой или ножом очистите резьбу от старой подмотки;
  2. Намотайте новую подмотку - нить-герметик Тангит Унилок или сантехнический лен с пропиткой краской или силиконовым герметиком;

Совет: не используйте для подмотки стальных резьб на воде ленту ФУМ. Подмотанная ей резьба дает течь при минимальном обратном ходе. Лен и Тангит лишены этого недостатка.

  1. С умеренным усилием подтяните контргайку;
  2. Проверьте резьбу под давлением на предмет утечек.

Течь фитинга на металлопластике

Описание: течь между металлопластиковой трубой и компрессионным фитингом (как правило, по накидной гайке последнего).

Причина: неправильная сборка фитингового соединения. Если труба отрезана неровно (читай - ножовкой вместо трубореза), сохранила овальное сечение (то есть не была откалибрована после разматывания бухты) и с нее не снята внутренняя фаска, при соединении с фитингом она вырывает из канавок уплотнительные кольца.

В результате после нескольких циклов нагрева и охлаждения пластиковая внутренняя оболочка трубы выдавливается из зазора между ее сердечником и штуцером фитинга, и соединение дает течь.

Заметьте: проблема касается только горячей воды и отопления. На водопроводе ХВС металлопластик на компрессионных фитингах не дает течей даже при грубейших ошибках сборки.

Устранение: ремонт пластиковой трубы водоснабжения сводится в этом случае к переборке фитингового соединения с калибровкой трубы и установкой резиновых колец в штатное положение. Заусенцы на торце трубы должны быть удалены, а штуцер фитинга - смазан любой нейтральной смазкой.

Засор смесителя или подводки

Описание: падение напора воды на одном или нескольких сантехнических приборах.

Причины:

  • Засор фильтра на аэраторе смесителя песком, окалиной и крупными взвесями;
  • Засор седла кранбуксы в корпусе смесителя крупной окалиной и прочим мусором;
  • Зарастание подводки водоснабжения (в первую очередь на холодной воде) известковыми отложениями и ржавчиной.

Устранение проблемы мы разберем для каждого случая отдельно. Если на одном конкретном смесителе катастрофически упал напор холодной и горячей воды, с наибольшей вероятностью причина проблемы находится в гусаке, непосредственно перед аэратором.

Вот инструкция по прочистке фильтра:

Изображение Описание

Открутите аэратор. Стронуть его резьбу при наличии на аэраторе огранки можно разводным ключом; если он гладкий - для усиления хвата воспользуйтесь резиновыми перчатками. Откручивать хромированную деталь пассатижами или газовым ключом нельзя: тонкий металл с большой вероятностью помнется и наверняка лишится декоративного покрытия.

Выньте из корпуса аэратора фильтр (пластиковый или, как вариант, представляющий собой несколько нержавеющих сеток) и промойте их под струей воды. Затем соберите аэратор в обратном порядке.

Совет: если фильтр состоит из полудюжины нержавеющих сеток, большую их часть можно выкинуть, оставив всего 2-3 штуки.

Резкое падение напора только на холодной или только на горячей воде с большой вероятностью означает, что водопровод забился мусором в самом узком месте -под седлом кранбуксы.

Проблема может быть решена двумя способами:

  1. Перекройте вентиль соответствующей воды на входе в квартиру. Затем откройте кран на этой же воде у второго смесителя, подключенного к этой же подводке. Откройте оба крана на проблемном смесителе, и заткните пальцем его излив, чтобы вода из рабочего водопровода начала под давлением поступать в проблемный — и далее на сброс в канализацию.

Противоток воды часто выносит причину засора через второй сантехнический прибор;

  1. Если этот метод не помог или если у смесителей кухни и ванной независимое подключение к стоякам водоснабжения, выверните кранбуксу и прочистите седло в корпусе смесителя тонким стальным тросиком, струной от карниза для штор или жесткой проволочкой.

Наконец, когда падение напора было постепенным и заняло много месяцев или даже лет, причина - в зарастании стальных труб отложениями. Часто такой водопровод удается прочистить тонкой струной через ближайшее разборное соединение, но в наиболее запущенных случаях вам светит замена труб холодного водоснабжения (напомним, проблема чаще всего касается ХВС) или обеих подводок.

Самостоятельная замена подводок

Что делать, если в квартире, находящейся в вашей собственности, намертво забиты или дали множественные течи подводки холодной и горячей воды?

Ответ очевиден: их нужно менять. И тут в полный рост встает вопрос выбора материала для замены.

Если подводку ХВС можно смело менять на полипропилен или металлопластик, то замена трубопровода горячего водоснабжения заслуживает отдельного разговора (см. ).

При нагреве горячей воды автономным источником тепла (бойлером, газовой колонкой, теплообменником в закрытой схеме теплоснабжения (см. )) ее давление всегда равно давлению в системе ХВС, поэтому единственным ограничением при выборе труб является допустимая рабочая температура: она не должна быть ниже +75°С.

А вот при централизованной подаче ГВС (в домах с элеваторными узлами) замена труб горячего водоснабжения должна выполняться только металлом:

  • Оцинкованной или, в крайнем случае, черной сталью;

Внимание: если черную сталь можно монтировать на сварных соединениях, то оцинкованные трубы должны соединяться только резьбовыми фитингами. При сварке легкоплавкий цинк выгорает (он испаряется при 900°С, в то время как сталь плавится при 1400-1500 градусах), в результате чего трубы остаются без антикоррозионной защиты.

  • Медью на фитингах под пайку, обжим или на компрессионных фитингах;
  • Гофрированной нержавейкой. Последний материал проще всего в монтаже: для сборки фитингового соединения нужны лишь труборез (при необходимости его можно заменить болгаркой с кругом по металлу) и пара разводных ключей.

С чем связаны эти ограничения?

С тем, что параметры ГВС (давление и температура) могут при определенных условиях сильно отклоняться от штатных.

В список потенциально опасных для пластиковых и металлопластиковых труб ситуаций входят:

  1. Гидроудары (скачки давления при резкой остановке циркуляции воды или быстром заполнении сброшенных участков контуров (см. ));

Справка: при гидроударе давление на фронте потока может на короткое время увеличиваться до 30-40 атмосфер. Полипропилен рассчитан на 10-25 кгс/см2.

  1. Неправильно собранные конфигурации запорной арматуры в элеваторном узле при испытаниях теплотрасс на температуру и плотность;
  2. ГВС, запитанное с подачи в нижний пик зимних температур.

Справка: согласно действующим температурным графикам, температура подачи теплотрассы в холода может достигать 150 градусов. ГВС на это время должно быть запитано с обратного трубопровода. Если режим водоснабжения не был вовремя переключен, в систему ГВС пойдет вода с температурой, превышающей максимально допустимую для пластика более чем в полтора раза.

Заключение

Надеемся, что наш материал поможет читателю в решении части бытовых проблем. Успехов!

Ремонт трубопроводов без копания траншей

Сегодня большую популярность получает технология, применение которой удобно и действенно в случае, если происходит прокладка труб под землей или наружной канализации, ремонта труб без выкапывания асфальта. Данный метод постепенно вытесняет все другие известные способы ремонта, поскольку является очень удобным и финансово доступным. Для ремонта используют трубы из полиэтилена, которые не только дешево стоят, но и очень просты в монтаже, а также имеют долгий срок эксплуатации. Данный метод ремонта труб можно использовать и в том случае, если они проложены в труднодоступных местах, например, под дорогой.

Ремонтировать трубы, не прибегая к выкапыванию траншей можно, если прокладывать новую трубу в старой — релайнинг, или разрушить старую трубу и проложить новую, большего диаметра – берстлайнинг.

Старую трубу разрушают, затягивая в нее установку с ножами и расширитель, который, двигаясь по всей трубе, вдавливает осколки в грунт. Когда все основные этапы завершены, приступают к прокладыванию новой трубы, имеющей больший диаметр. Данный метод особенно важен тогда, когда нужно увеличить транспортируемый поток.

Можно увеличить пропускаемый через трубы поток жидкости за счет гладкости стенок трубы и снижения сопротивления жидкости.

Еще совсем недавно метод санации бестраншейным способом был чем – то вроде фантастики, все использовали траншейный метод, проводили землеройные работы и в открытую прокладывали трубы. Нельзя сказать, что открытый способ плох, он имеет множество своих преимуществ, но сильно проигрывает в сравнении с бестраншейным способом прокладки коммуникаций.

Траншейный способ заключается в том, что в земле выкапывается яма определенного размера, в которую прокладываются трубы. После того, как трубопровод смонтирован, а швы сварены между собой, траншею закапывают, однако достаточно большая территория после таких работ выглядит, мягко говоря, некрасиво. Сильно нарушается состояние плодородного слоя почвы и асфальта, а также уничтожаются все кустарники, цветы, деревья. Также в процессе работ возникает необходимость перекрывать дорожное движение и строить объездные пути. Работы траншейным способом проводятся очень долго, иногда, в течение нескольких недель.

Не многие заказчики брались за прокладку труб под большими преградами, такими как железная дорога и большими постройками, поскольку данный метод был не только дорогостоящим, но и очень неудобным. Однако ситуация сильно переменилась в лучшую сторону с появлением такой инновации, как бестраншейная прокладка трубопроводных магистралей. Теперь можно осуществлять прокладку труб, не прибегая к выполнению земляных работ и соответственно, к вскрытию грунта, а также после их проведения полностью отпадает необходимость прокладывать новый асфальт и тротуар, чинить рельсы и наносить дорожную разметку. Сохраняется состояние окружающей среды, остаются на месте все городские парки, сады и скверы.

Основные положительные стороны закрытого строительства и замены поврежденных участков труб: в несколько раз сокращаются затраты на проведение работ, материалы и оборудование, снижается количество времени, затрачиваемого на работы, во многом за счет отсутствия необходимости выкапывать траншеи, сокращается время работ и сроки приема документации для получения разрешения на строительство. Для работ нанимается меньшее количество людей, причем число рабочих снижается почти в два раза.

Также не наносится практически никакого вреда окружающей среде. Работы можно производить, даже если термометр показывает ниже нуля градусов, а на улицах лежит снег.

В несколько раз повышается безопасность рабочих и жителей того района, в котором проводятся работы по строительству коммуникаций или замене некоторых участков магистрального трубопровода.

В некоторых случаях может потребоваться проведение работ под транспортной магистралью, под трассой федерального значения. Чаще всего прибегают к совершению прокола под дорогой и последующей прокладке труб. В таком случае, можно не привлекать к работам тяжелую технику, достаточно лишь одной, но многофункциональной и мощной установки.

В месте прокола устанавливается цилиндр, к которому прикрепляется буровая штанга. По мере движения штанги и цилиндра грунт раздвигается и уплотняется, освобождая место для новой трубы.

Перед началом работ по проколу грунта нужно лишь изготовить цилиндр нужного диаметра. Он должен в точности соответствовать размеру прокладываемой трубы.

Также с помощью цилиндра можно осуществлять ручную разработку земли под дорогой, в том случае, если прокол совершен с обеих сторон дороги. Однако в некоторых случаях прокол имеет протяженность больше десяти метров, в таком случае привлекается специальное оборудование.

Наиболее известные способы прокладки трубопроводов:

Первый, широко используемый и практичный метод – санация, подразделяется на два вида – релайнинг и реновация.

Под релайнингом понимают такой метод санации, с помощью которого в уже действующий трубопровод осуществляют установку каналов из полиэтилена, чуть меньшего диаметра. Однако перед протяжкой следует хорошо изучить поверхность трубы, очистить ее от загрязнений и посторонних деталей. Происходит уменьшение размера отверстия в трубе, при этом на пропускную способность это нисколько не влияет. Гладкие стенки новой трубы не создают сопротивления.

Другой вид санации – реновация, осуществляется примерно так, как и разрушение трубы с расширением диаметра новой. Сделать это можно, используя специальную установку — разрушитель – расширитель. Такой метод применяется в том случае, если возникает острая необходимость увеличить диаметр и пропускную способность трубы.

Другой метод бестраншейного восстановления и прокладки труб называется – прокалывание. С его помощью можно проложить трубопровод небольшого диаметра. Чтобы осуществить прокладку труб данным способом, рабочие должны выкопать две ямы небольшого размера по обе стороны заменяемой трубы. Диаметр котлована определяют исходя из рабочих характеристик трубопроводной магистрали. В одном котловане устанавливают гидравлический домкрат. За счет работы домкрата осуществляется непосредственно процесс продавливания трубы полость скважины. На новой трубе закрепляют конус, который впоследствии выходит с другой стороны.

В процессе работ труба постоянно увеличивается, к ней приваривают новые секции. Одна за другой, они закрепляются до тех пор, пока не образуется нужный размер плети. За счет движения конуса грунт не только раздвигается, но и уплотняется.

Как только работы закончены, все оборудование удаляется. Новая труба оказывается надежно спрятана в своего рода кожухе из старой трубы. Однако в данном случае необходимо учитывать, что нагрузка на участок трубопровода вырастет, поэтому данный способ подходит не для всех видов трубопроводов. В частности, он не подходит для выполнения прокола под зданием. Если нужно таким образом заменить большой участок труб, придется раскапывать участки для установки домкрата на нескольких участках.

Отдельно следует отметить такой метод, как продавливание. С его помощью осуществляется увеличение размера трубы. Отличие от прокалывания заключается в том, что на конце трубы не закрепляется конус, после чего трубу проталкивают в землю, устанавливая открытым концом и проталкивая вовнутрь. В результате чего приходится удалять землю из трубы.

Самый популярный и широко используемый метод, который называется ГНБ. С его помощью можно прокладывать любые виды коммуникаций на различной глубине, используя одну только установку ГНБ. Пи этом можно осуществлять прокладку на значительно большие расстояния, а также увеличивать или оставлять прежним диаметр трубопровода. Так же появляется возможность обходить различные препятствия. Оператор может менять траекторию бура.

Работы методом ГНБ выполняются в три этапа:

В первую очередь осуществляется прокладка пилотной скважины. Данный этап имеет очень большое значение, от того, как его провести, будет зависеть результат работы. Чтобы пробурить и уплотнить грунт, на конец буровой штанги надевают специальную головку, сделанную из твердого материала. Ее соединяют таким образом, чтоб было возможным осуществление вращения головки в разных направлениях. Именно за счет движения головки на пути проходки освобождаются различные препятствия.

Чтобы охладить головку и буровую штангу, а также облегчить проходку, из конца буровой головки подается специальный раствор. Оператор ГНБ может наблюдать за процессом бурения, сидя в установке. С помощью специальной камеры изображение передается на экран, также фиксируются данные об уклоне и азимуте. Как только становится понятно, что бур идет в неправильную сторону, оборудование выключают, после чего производится корректировка траектории движения бура. В зависимости от того, насколько точно будут произведены расчеты, можно исправить положение. Для этого буру задают правильную траекторию и постепенно выравнивают его.

В процессе бурения возможно расширение скважины. Как только пилотная скважина пробурена, оборудование частично разбирают – от буровой штанги отсоединяется головка, и подсоединяется расширитель. По мере прохождения расширителя по трубопроводу происходит увеличение диаметра скважины, а, следовательно, и диаметра трубопровода. Рекомендуется производить расширение в несколько этапов, для того, чтобы не сломать оборудование. Также необходимо учитывать, что для того, чтобы труба легко прошла через скважину, отверстие должно быть чуть больше, чем диаметр трубы. Если сделать его меньшим, то трубная плеть в процессе не проталкивания, а продавливания в скважину может попросту разорваться.

Также следует обратить внимание на такой метод, как протягивание трубопровода в новую скважину. Для этого сваренные трубы закрепляются с расширителем и специальным шарниром. За счет работы установки ГНБ осуществляется постепенное затягивание трубы в пробуренную скважину. Также, как и в других методах, в процессе протягивания используют буровой раствор, только по большей части не для охлаждения оборудования, а для облегчения проходки, и для предотвращения поломки трубы.

Данным способом можно устранять течь в старом трубопроводе. Течь чаще всего возникает при разрыве или растрескивании труб. Такая проблема появляется достаточно часто и при правильном проведении работ быстро устраняется.

Необходимо устранять все обнаруживаемые неполадки как можно быстрее по той причине, что процесс разрушения с течением времени только усиливается, и если замазать небольшую трещину не составит никакого труда, то замазать большую трещину, покрытую коррозией уже не так просто, как может показаться. Более того, если трещина образовалась на стенках водопровода, поставщик питьевой и технической воды может понести очень большие убытки.

Закрытый метод строительства магистралей был разработан и внедрен в широкое использование, проблему с течью трубы можно было устранить, только выковав огромные траншеи и заменив некоторые участки труб. В среднем бы такие работы длились около недели, тогда как сегодня неполадки и дефекты устраняются за один день.

Также ремонт траншейным способом был связан с появлением большого количества пыли, грязи, которая также выбрасывалась и в атмосферу. Жители спальных районов часто жаловались на то, что не могут спать из – за шума, производимого установками для копания скважин. Сегодня про все эти неудобства можно забыть — работы выполняются максимально быстро и с высокой эффективностью.

2017 — 2018, . Все права защищены.

Консультация специалистов по техническим вопросам

Аварийные и срочные работы

Снижение тарифов на подключение объектов к коммуникациям

Бесплатный выезд специалиста

Быстрый расчет оптимальной цены

Производство работ в кратчайшие сроки

Нестандартные решения сложных технических проблем

Все новости

Возведение любых коммуникаций – целый комплекс различных нюансов и особенностей. И если упустить что-то из виду, то можно получить не очень надежную и даже не безопасную систему, например – некачественный водопровод. Чтобы такого не случилось, необходимо доверять подобные работы только опытным специалистам: инженерам, проектировщикам и рабочим. Наша Группа Компаний «СУ-18» готова вам в этом помочь. Касается это и такого вида работ, как ремонт водопровода и ремонт труб водопровода .

Лучше один раз обратиться к специалистам, которые профессионально выполнят ремонт водопровода на предприятии , чем пытаясь сэкономить, подвергнуть себя различным неприятностям: авариям, протечкам и прочему. Наши специалисты добросовестно и ответственно выполнят все необходимые работы, в том числе ремонт наружного водопровода срочно .

Хорошо выполненная работа нашими специалистами избавит вас от последующих вложений в содержание и функционирование водопровода . Вам останется только позаботиться о стандартном профилактическом его обслуживании. Команда профессионалов Группы Компаний «СУ-18» учтет каждую мелочь и качественно выполнят ремонт водопровода в Москве .

Мы подберем для вас трубы, по качеству соответствующие всем современным требованиям. Просчитаем необходимый диаметр и характеристики для каждого участка, подлежащего ремонту. Мы возьмём в расчет все коммуникационные системы, чтобы конструкция водопровода не перегревалась и качественно работала долгие годы.

Мы обеспечим вас возможностью полностью отключать подачу воды, что может понадобиться в экстренных ситуациях или, например, в будущем для переоборудования или обслуживания водопровода . Наши мастера прекрасно разбираются во всех нюансах ремонтных работ, и знают, как сделать ваш водопровод надежным и герметичным.

Современные водопроводные сети больших городов – это разветвленный, сложный комплекс инженерных сооружений, длиной в сотни и тысячи километров. Сети трубопроводов, как часть этой системы, требуют своевременного обслуживания, восстановления и замены.

Ремонт магистральных трубопроводов в основном проводится по достижению ими нормативного предельного срока эксплуатации, по результатам технического диагностирования или вследствие аварии.

Оперативное устранение утечки в системе холодного водоснабжения по результатам диагностического обследования.

Виды ремонта магистральных трубопроводов в Москве

  • Аварийный ремонт трубопровода по определению выполняется оперативно, ордер на земляные работы оформляется на короткий срок. Это нужно для устранения аварий и течей в подземных магистралях. При необходимости делается диагностика для определения места течи, далее нужно локально отремонтировать дефектный участок и закрыть ордер.
  • Капитальный ремонт или замена магистрального трубопровода – это более длительный процесс, требующий детального проекта и расчета цены. Специалисты компании ООО «ОИР «Поиск» выполняют полный спектр услуг, связанных реконструкцией водопроводных систем в Москве.

Отметим, что правильной основой для определения объема ремонтных работ является регулярная диагностика состояния подземных водопроводов. Такой подход позволяет кратно повысить срок безаварийной службы сетей за счет проведения планово-предупредительных ремонтов по результатам диагностирования. Например, возможна ситуация, когда достаточно вовремя найти и проварить поврежденное сварное соединение вместо того, чтобы через несколько лет менять десятки метров сгнившей от влаги трубы. Также особое внимание стоит обратить на продолжительность воздействия течи, поскольку она может наносить значительный материальный ущерб в виде повреждения здания или сооружения.