Опыт «Извержение вулкана»: еще одно интересное применение соды. Вулкан — опыт (эксперимент)

Извержение вулкана на тропическом острове - очень зрелищный и красивый химический опыт (эксперимент) для детей в домашних условиях. Мастер-класс с фото.

Опыт (эксперимент) "Вулкан" для детей

Этот опыт (эксперимент) достаточно легкий и известный, но малышей (а еще дошкольников и даже младших школьников, если они еще не были с ним знакомы) он неизменно приводит в восторг, и они готовы его повторять вновь и вновь!

По желанию можно приобрести набор для проведения опыта "Вулкан", но все необходимое для этого обычно есть в каждом доме. Для самого простого варианта этого опыта понадобятся только:

  • уксус
  • небольшая емкость (флакончик, бутылочка, рюмка или стакан)
  • глубокая тарелка

Будьте внимательны : эксперименты с уксусом детям можно проводить только под контролем взрослых !

И хотя этот опыт мы с дочкой тоже не раз делали в нескольких вариантах, но фотографии вулкана из этой статьи, окруженного красивым тропическим пейзажем, настолько вдохновляющие, что сразу же хочется сделать такой же.

Тем более, что кроме интеллектуального развития и расширения представлений об окружающей среде, ребенок будет развивать мелкую моторику, а также творческое мышление. Ведь в данном варианте опыта предлагается провести его не в лабораторной колбе или заменяющей ее емкости, а сделать своими руками красивый фон. Этот фон впоследствии можно использовать для занятий с ребенком географией, для игр и тематических инсталляций.

Данная работа и мастер-класс созданы специально для участия в . Авторы: Кучерявый Коля (4 года, г. Санкт-Петербург) и его мама Юлия . Большая благодарность им за участие и статью с пошаговой инструкцией.

Как сделать домашний опыт "Извержение вулкана". МК

Если дома достаточно соды, уксуса и средства для мытья посуды, легко можно устроить небольшой домашний катаклизм - извержение вулкана. А заодно познакомить ребенка с простейшими химическими реакциями.

Увлекательное занятие на очень долгое время! Мы несколько дней устраивали "извержения"!

Материалы и инструменты

Что понадобится:

  • баночка (у нас - половинка от пластмассового яйца "Киндер-сюрприз")
  • пластилин
  • украшения (камушки, бусинки, ниточки... В общем, что угодно, что поможет визуально создать тропический остров)
  • поддон (идеально - поднос)
  • уксус
  • средство для мытья посуды

Этапы работы

Для начала мы с Колечкой создали свой миниатюрный островок со спящим пока вулканом. Облепили баночку пластилином, украсили камнями, цветными стекляшками, нитками... Посадили игрушечного волка наблюдать.

Затем мы начали химичить!

В вулкан Коля насыпал полную чайную ложку соды. Я капнула туда же пару капель йода и примерно чайную ложку средства для мытья посуды.

Чтобы все было равномерно, мы перемешали смесь палочкой и, затаив дыхание, влили в наш вулкан немного уксуса! Тут же все зашипело, зафырчало, и из жерла вулкана потекла густая пена, скрашенная йодом! Наглядно стало понятно, что наш макет вулкана очень даже работает и выглядит эффектно!

Процесс засыпания соды и поливания ее уксусом длился пару десятков раз. Восторг юного химика не утихал, уксус кончался. Далее пришлось бежать за полотенцем и устраивать уборку, поэтому "вулкан" лучше сразу делать на глубоком подносе.

_____

Предлагаю посмотреть другие статьи с меткой или все статьи из рубрики "Развивающие и обучающие занятия".

© Юлия Шерстюк, https://сайт

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

  • Цветной дождь — опыт с водой, краской и пеной…
  • Поднимающаяся краска — опыт с цветом, красками…

Как провести занимательный урок по химии на кухне и сделать его безопасным и интересным для вашего ребенка? Попробуем провести настоящий химический опыт - вулкан в обычной столовой тарелке. Для этого опыта потребуются следующие материалы и реактивы:

Кусок пластилина (из него мы сделаем сам вулкан);

Тарелка;

Уксусная кислота;

Питьевая сода;

Жидкость для мытья посуды;

Краситель.

Перечисленные выше компоненты легко можно найти в каждом доме или в хозяйственном отделе близлежащего магазина. Они достаточно безопасны, но, как и любые этот тоже потребует соблюдения правил техники безопасности.

Описание работы:

  1. Из пластилина делаем основание вулкана и конус с отверстием. Соединяем их, тщательно залепив края. Получаем пластилиновый макет вулкана со склонами. Внутренний размер нашей конструкции должен иметь окружность с диаметром около 100 - 200 мм. Перед установкой макета в тарелку или поднос проверяем наш вулкан на герметичность: набираем в него воду и смотрим, пропускает ли он ее. Если все в порядке - устанавливаем макет вулкана в тарелку.
  2. Теперь переходим к следующей части - приготовлению лавы. Засыпаем в наш макет вулкана из пластилина одну столовую ложку питьевой соды, жидкость для мытья посуды в таком же объеме и краситель, который будет окрашивать будущее извержение в соответствующий реальной лаве цвет. Чтобы добиться максимального сходства, можно использовать детские краски для рисования и даже обычный сок столовой свеклы. Этот химический опыт должен воссоздать в глазах ребенка в природе.
  3. Для запуска извержения необходимо залить в кратер четвертую часть чашки уксуса. В ходе соединение соды и уксусной кислоты ведет к образованию которая относится к нестойким соединениям и сразу же распадается на воду и углекислый газ. Именно этот пенный процесс и придаст нашему извержению вид настоящего вулкана с потоками лавы по склонам. Химический опыт закончен.

Демонстрация действующего вулкана в школе

Помимо описанного выше вида демонстрации безопасного извержения существует еще много способов получения вулкана на столе. Но уже эти опыты лучше проводить в специально подготовленных помещениях - школьных химических лабораториях. Наиболее известный всем со школьной скамьи вулканБёттгера. Для его проведения нужен дихромат аммония, который насыпают горкой, в вершине ее делают углубление. В кратер помещают кусочек смоченной спиртом ваты, который поджигают. В ходе реакции образуется азот, вода и Протекающая реакция очень похожа на извержение действующего вулкана.

Для запоминания, а также для развития эрудиции у детей хорошо связать такой химический опыт с каким-либо наиболее известным примером извержения в истории человеческой цивилизации, например, со взрывом Везувия в Италии, тем более что его замечательно и с пользой для кругозора можно проиллюстрировать репродукцией великой картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1827-1833 гг).

Небезынтересным для детей будет также рассказ о довольно редкой и полезной профессии вулканолога. Эти специалисты постоянно наблюдают уже потухшие и ныне действующие вулканы, делают предположения относительно возможного времени и силы их будущих извержений.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»
Василькова Татьяна Леонидовна,воспитатель детей дошкольного возраста в МДОУ «Октябрьский детский сад»Калужская область, Ферзиковский район,п.Октябрьский.
Назначение: в помощь воспитателям,педагогам дополнительного образования,для проведения занятия –эксперимента.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,
Социально-коммуникативное развитие,
Развитие речи,
Физическое развитие,
Художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская,коммуникативная,игровая,продуктивная.
Место проведения: помещение группы «Зайчата».
Участники: Дети,воспитатель.
Цель : Познакомить детей с таким природным явлением,как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире.Показать детям эксперимент –извержение вулкана.
Задачи:
-Формировать интерес к окружающему миру;
-развивать у детей любознательность,познавательную активность в процессе выполнения опыт а,коммуникативные навыки,развивать интерес к эксперементано-иследовательской деятельности;
-расширять и активизировать словарный запас детей на основе формирующихся представлений о мире: лава,жерло,вулкан,пепел,спящий вулкан,действующий вулкан.
-укреплять здоровье детей,используя здоровьесберегающие технологии: динамические паузы,пальчиковую гимнастику.
_создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность,формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: Поднос,муляж вулкана,уксус,сода,гуашь,моющее средство,иллюстрации с изображением вулкана,листы бумаги,карандаши,схема проведения опыта « Извержения вулкана»,игрушка «Лунтик»,презентация на тему: «Вулканы»,папка «Юные исследователи»,знаки безопасности.
Предварительная работа: Рассматривание книг об окружающем мире,о вулканах,просмотр мультиков о вулканах(«Леонардо 1 сезон,10 серия «В жерле вулкана», «Лава» от PIXAR полная версия на русском языке, «Будни аэропорта «Извержение вулкана»»)
Методы и приёмы:
Словестные методы: уточнения,опросы,художественное слово,беседа,вопросы, пооширения.
Практические методы: совместные действия воспитателя и детей,схемы для проведения опытов.
Литература:
1.Равиза Ф.В. «Простые опыты» М.1997
2.Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения»Управление ДОУ №4 2004
3.Соловьёва Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»Дошкольное воспитание№1 2005
4.Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты »Екатеринбург

Ход Непосредственно –образовательной деятельности.

Дети заходят в группу.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
Игра –приветствие.
Наши умные головки(руками взяться за голову),
Будут думать много,ловко(раскачивают головой вправо,влево).
Ушки будут слушать(руками взяться за ушки),
Ротик чётко говорить(чётко проговорить эти слова).
Ручки будут хлопать(хлопки руками),
Ножки будут топать(ножки топают).
Спинки выпрямляются,
Друг,другу улыбаемся!(дети улыбаются друг,другу)
Воспитатель: Ребята,а вы заметили,что к нам сегодня пришли гости?
Дети: Да!
Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с гостями,а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками.И отправим наши улыбки воздушным поцелуем!Молодцы!
Сюрпризный момент. На полу лужа.
Воспитатель:Ой,ребята, а что это за лужа у нас на полу?
Предположения ребят.В это время слышатся всхлипы и появляется игрушка «Лунтик».
Воспитатель: А так это ты тут свои слёзы пролил?Что же у тебя случилось?
Лунтик: Мой дедуля Шершуля загадал мне очень интересную загадку,а я всё никак не могу её разгадать.Вот я и расстроился.Может вы поможете мне отгадать её?
Воспитатель:Поможем Лунтику отгадать загадку?
Дети: Да,конечно!Загадывай!
Лунтик загадывает загадку.
Я черный страшный великан,
Что делать мне - решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать,
А ну, попробуй угадать,
Как же меня звать?
Дети: Мы знаем!Это вулкан!
Лунтик:Ребята,какие вы молодцы!А что это такое –вулкан?
Воспитатель: Сейчас я вам всем расскажу и покажу легенду про древнего бога Вулкана. Слушайте и смотрите внимательно(показ презентации)
Слайд №1 .Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
Слайд №2 .Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами
Слайд №3. Ребята, как вы думаете, на что похож вулкан? Посмотрите на наш вулкан.(в презентации и на макет вулкана)
Дети: На треугольник, конус.
Воспитатель: Правильно! А что извергает вулкан?
Дети: Вулкан извергает раскалённую лаву, пепел, камни.
Слайд №4. Посмотрите на наш вулкан и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана? Может Лунтик нам скажет?
Лунтик: Верхняя часть похожа на большую яму, воронку.
Воспитатель: Верно, молодец и называется она кратер вулкана.
Воспитатель: Верно, вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма.
Слайд №5 Вулкан считается спящим, пока магма живет в своем домике.
Слайд №6 . А если вулкан извергает магму, то – это действующий вулкан.
Ребята, а сейчас давайте мы с вами расскажем и покажем Лунтику, как извергается вулкан.
Динамическая пауза.
Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.
1. Вулканы начали играть
Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки,топаем ногами).
3. Но вот он начал уставать,
Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).
4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).
5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).
Воспитатель: Ребята,а вы сами хотите разбудить вулкан?
Дети:Да,очень!
Воспитатель: Ну тогда
Быстро встали,улыбнулись!
Выше,выше потянулись!
Вправо,влево поворот!И бежим скорей вперёд!
Воспитатель: Вот мы и прибежали в лабораторию. В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. Давайте посмотрим, как будет извергать лаву наш вулкан.Но сначала вспомним правила поведения в нашей лаборатории.
Правила!(Заранее изготовляются знаки безопасности)Теперь я одену специальную защитную одежду (халат,колпак,перчатки).
Воспитатель: Молодцы!
(Проведение опыта).
Воспитатель: Лунтик и ты садись рядом с нами. Давайте мы внимательно посмотрим на схему и будем делать всё в точности как в ней указанно! На поднос поставим наш « вулкан». Давайте посмотрим на схеме,что мы берём первым?Правильно,2 ложки соды,насыпаем их в стакан с водой.Хорошо размешаем!Большую ложечку красной краски,опять перемешиваем. Добавляем 1 ложку моющей жидкости.Перемешиваем. Давайте возьмём лейку,вставим в жерло нашего вулкана.Получился кратер?Молодцы,правильно!А сейчас,внимание делаем все 2 шага назад!Я беру очень опасное вещество –уксус,никогда его не трогайте без взрослых!Наливаем 1 ложку уксуса,и добавляем в наш вулкан!Что вы наблюдаете?
Дети: Вулкан начал извергаться.
Воспитатель: А чем он извергается?
Дети: Лавой!
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы и Лунтик узнали, что такое вулкан и как он извергается!А сейчас давайте вернёмся на наши стульчики,я вам ещё кое-что расскажу о вулканах.
Слайд №7 .Ребята,на территории нашей страны расположено очень много вулканов!
Слайд №8 .Крупнейший вулкан расположен на Камчатке,называется он Ключевская сопка. Посмотрите на него! Какой он огромный!
Слайд№9 .Посмотрите какой он красивый ночью!Очень завораживающее зрелище!Но не надо забывать,что и очень опасное!
Лунтик: Спасибо вам большое!В благодарность вам,я угощаю вас моими любимыми пирожками с земляничкой,которые испекла моя бабуля!Приятного аппетита!А я побегу расскажу всем своим друзьям про вулканы! До свидания!
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? (Ответы детей). А давайте сейчас мы нарисуем как извергается вулкан! А самые интересные рисунки поместим в нашу папочку «Юные
исследователи».









Слайды презентации.
Слайд №1



Слайд №2


Слайд №3


Слайд №4


Слайд №5


Слайд №6


Слайд № 7


Слайд №8


Слайд №9


Слайд №10
Спасибо друзья!


Ещё несколько слов о самом макете вулкана.Для его изготовления я взяла стеклянную бутылку,с помощью пластилина сделала желаемую форму.Обклеила салфетками при помощи клея ПВА.После высыхания клея раскрасила гуашью,после высыхания гуаши покрыла лаком.

Как ребенку доступно и интересно рассказать о том, что такое вулкан? Можно, конечно, вооружиться книжками с картинками вулкана в разрезе и пытаться объяснить на словах, как магма выбрасывается наружу. А можно и самим сделать вулкан в домашних условиях. Вы не только удовлетворите любопытство юного исследователя, но и пробудите интерес к различным наукам: географии, химии и геологии.

Сделать вулкан в домашних условиях очень легко. Простые продукты, которые можно найти дома, и нехитрые моющие средства позволяют создавать красивые эффекты. Рекомендуется проводить подобные опыты с детьми шести-семи лет: в этом возрасте они лучше смогут понять суть происходящего действия. Хотя такое эффектное зрелище будет интересно и малышу, и взрослому.

Цель эксперимента - сформировать у детей элементарное представление о природном явлении «вулкан», наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).

Задачи :

  • объяснить, как устроены вулканы и какую опасность они представляют;
  • рассказать, что такое кислотно-щелочная среда;
  • вызвать у ребенка исследовательский интерес;
  • развить навыки самообучения;
  • рассказать детям о существовании кислотно-щелочной среды.

Материалы и инструменты :

  • колба или бутылка;
  • картон для изготовления «горы»;
  • пластилин, чтобы придать вулкану форму;
  • вода;
  • сода;
  • лимонная кислота;
  • пищевой краситель или гуашь оранжевого или красного цвета;
  • средство для мытья посуды;
  • емкость для смешивания ингредиентов и ложка;
  • степлер;
  • пластиковый контейнер;
  • мелкие фигурки (разные виды животных, деревья, камни).

Ход опыта

1. Делаем вулкан.

Для начала нужно найти подходящую емкость. Можно использовать как колбу, так и небольшую бутылку из-под сока или йогурта. Чтобы придать бутылке вид горы, делаем заготовку из картона. Вырезаем круг, делаем один разрез по радиусу. Складываем круг в конус и прочно фиксируем степлером. Обрезаем верх конуса.

Внутрь фигуры вставляем нашу емкость - получился каркас вулкана. С помощью пластилина нужно придать вулкану форму: обмазываем картон пластилином, делаем «кратер», маскируя горлышко емкости.


Заготовку вулкана размещаем в пластиковом контейнере (или в тазу). Создаем антураж с помощью разных видов животных (динозавров, зверей), деревьев, камней. Насыпаем камни к подножию вулкана, расставляем деревья, расставляем животных.

2. Готовим 2 раствора «лавы»

Первый раствор: набираем в емкость воды на 2/3, добавляем пищевой краситель (или гуашь), несколько капель средства для мытья посуды (чтобы было много пены) и 5 столовых ложек соды.

Второй раствор: разводим лимонную кислоту (рекомендуемое соотношение - 5 столовых ложек на 1,5 стакана воды).

3. Запускаем «извержение»

Тщательно перемешайте смесь в емкости вулкана. Медленно вливайте в жерло раствор лимонной кислоты.

Наблюдайте за происходящим волшебством: спящий вулкан просыпается и превращается в огнедышащую гору!

Результат опыта

Из жерла вулкана извергается пена огненно-красного цвета.


Извержение вулкана (без красителя)

Научное объяснение

Вулкан извергается в результате взаимодействия двух веществ - соды и лимонной кислоты. В химии этот процесс называется реакцией нейтрализации. Кислота и щелочь (сода) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ. СО₂ вспенивает залитую в жерло смесь и заставляет массу переливаться через края кратера. Средство для мытья посуды заставляет «лаву» сильнее пузыриться. Рекомендуем провести еще один опыт с вулканом, но уже со светящейся лавой.

Когда мы начинали с Владиком химичить, самыми любимыми веществами для опытов были сода и уксус . Много же мы извели соды,

Сегодня для удобства я собрала с одной статье несколько простых опытов с содой, с которых вполне можно начинать знакомство Вашего маленького ученого с химией.

Кстати, не лишним будет объяснить ребенку чем отличаются химические превращения от физических.

Химия изучает такие превращения, когда в результате взаимодействия веществ получается что-то новое. Например, гвоздь остался в воде и спустя какое-то время образовалось новое вещество — ржавчина. А физическим опыт будет тогда, когда превращения будут происходить с одним веществом. Например, положили лед в стакан, потом лед растаял — образовалась вода, а если воду подогреть, то будет водяной пар. Лед, вода и пар — это разные состояния одного и того же вещества — воды. Думаю, что так будет понятно.

Вернемся к нашей соде. Химики называют ее бикарбонатом или гидрокарбонатом натрия, а вот как назвать это вещество, проводя опыт с ребенком, Вы решайте сами.

Опыт 1

В половину стакана воды добавить немного уксуса, а потом пол чайной ложки соды всыпать в стакан. Раствор сразу запузыриться, как будто вскипает. В результате реакции выделяется углекислый газ. Почему же так происходит? Молекулы соды и уксуса соприкасаются в стакане и выделяется газ. Опыт немного видоизменяем.