Как мы узнаем что наступило лето. План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир вокруг нас Когда наступит лето

Мне так хочется узнать, когда наступит лето.

«А когда же наступит лето?» Четыре ковра рукодельницы ткут Один за другим их на землю кладут. Белый, зелёный, пёстрый жёлтый Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты? Времена года

Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает?

Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает?

Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает. Когда это бывает?

Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает?

Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год, причем за одним годом наступает следующий. И так без конца.

Какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге. Посмотрите, какое время года было до него. А какое будет после? Теперь давайте ответим на вопрос Муравьишки: „Когда наступит лето?“»

Двенадцать братьев Разно называются И разными делами Занимаются.

Д венадцать месяцев

ВЕСНА ЛЕТО ОСЕНЬ ЗИМА

Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. ДЕКАБРЬ

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадёт Не вода уже, а лёд. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? ЯНВАРЬ

Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? ФЕВРАЛЬ

Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? МАРТ

Яростно река ревёт И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришёл? АПРЕЛЬ

Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? … МАЙ

Тёплый, длинный-длинный день. В полдень – крохотная тень. Зацветает в поле колос, Подаёт кузнечик голос, Дозревает земляника. Что за месяц, подскажи-ка? ИЮНЬ

Жаркий, знойный, душный день, Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, Время ягод и грибов. Дни его – вершина лета. Что, скажи, за месяц это? ИЮЛЬ

Листья клёна пожелтели. В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи! АВГУСТ

Опустел уютный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? СЕНТЯБРЬ

Всё мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Мелькнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? ОКТЯБРЬ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него.

Урок окружающего мира в 1-м классе на тему "Когда наступит лето?"

Цели:

формировать представления о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности, показать зависимость природных явлений от смены времён года.

Задачи урока:

а) Систематизировать знание детей о временах года;

б) Учить выделять характерные признаки времён года;

в) Развивать познавательную активность, внимание, творческий потенциал, мышление;

г) Воспитывать художественный вкус, бережное отношение ко времени, трудолюбие, взаимопомощь.

Планируемые достижения учащи хся: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года; научиться узнавать время года по характерным признакам.

Оборудование. У учащихся: клей; заготовки для календаря 25, карточки - пазлы 4 , шарфики, письмо с вопросом.

Учащиеся заранее делятся на 4 группы, каждая группа садиться, образуя «круглый» стол.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация.

I.Орг.момент.

Здраствуйте ребята, меня зовут Олеся Петровна. Этот урок окружающего мира у вас проведу я.

Прозвенел сейчас звонок, начинается (урок).

II. Постановка проблемы

Вы обратили внимание, что парты в классе стоят не как обычно, это всё потому,.что мы будем работать в группах. И каждая группа будет иметь своё название. А какое, вы сейчас собрав картинку, кусочки которой получили при входе. Но когда соберёте, не произносите название в слух, а сделайте это, когда я вас об этом попрошу. (собирают картину). А теперь я буду загадывать загадки, чья картина подходит к описанию, поднимаете руки.

Холодно березе, Красным зовется,

Холодно осине. Платье в цветах.

Даже белка в шубе Ягодой сладкой

На морозе стынет. (зима) Зреет в лесах, (лето)

Стали дождиком метели, Потемнели ветки,

На дворе звенят капели. От воды туман.

На реке растаял лед, Гонит тучи ветер

Воробей из лужи пьет, (весна) Из далеких стран, (осень)

Посмотрите на собранные картины. Как назвать их одним выражением?

(времена года)

О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Верно, мы будем говорить о временах года, но это ещё не всё - ребята, я к Вам сегодня пришла не просто так! Мне нужна ваша помощь! А дело всё в том, что мне пришло письмо. Письмо не простое, оно от лесных жителей. Они просят ответить на вопрос, но одной мне это сделать очень трудно. Поэтому я обращаюсь к Вам - давайте ответим вместе. Вы согласны?

Письмо:

Все зима...
А где же лето?
Звери, птицы!
Жду ответа!

Лето, -
Ласточка считает, -
Очень скоро прилетает.
Лету нужно торопиться,
И оно летит, как птица!

Прилетает? -
Фыркнyл Крот. -
Под землей оно ползет!
Говорите,
Скоро лето?
Не надеюсь я на это!

Проворчал Топтыгин:
- Лето
Спит в своей берлоге
Где-то...

Конь заржал:
- А где карета?
Я сейчас
Доставлю лето!

Все зима...
А где же лето?
Звери, птицы!
Ждут ответа!

Ребята, о чём же нас просят звери? (Ответить: когда наступит лето). А почему они нас об этом спрашивают?(Им холодно, голодно)

Кто-нибудь сможет ответить на этот вопрос уже сейчас? А можно сделать так, чтобы лето пришло уже сейчас? Почему? Посмотрите отрывок из мультфильма «12 месяцев» и скажите, почему сейчас не может прийти лето?(закон природы0

III. Осмысление (работа по теме урока)

Давайте и мы с вами разберемся, что же это за закон природы и почему, лето не может прийти, когда нам захочется? А поможет нам в этом сказка Владимира Даля «Старик - годовик».

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег.

Какое это время года?(зима) Назовите приметы зимы.. А каких трех птиц выпустил старик-годовик? (Когда снежинок белый рой летит куда-то вдаль, зовем мы зимнею порой декабрь, январь, февраль.) Найдите картинку с изображением зимы и названия трех зимних месяцев и приклейте ее на 3 лист, (звучит зимняя песенка).

Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Какое это время года? Что происходит в природе весной? (В лесу и в поле слышен гвалт весенних птичьих стай. За февралем приходит март, за ним апрель и май.) Найдите картинку с изображением весны и названия трех весенних месяцев и приклейте их на 4 лист, (звучит весенняя песенка).

Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно... Какое это время года? Назовите приметы лета. Как звали птиц? (За маем лето на порог июнь к нам приведет. Июль подарит ягод сок, а месяц август -мед.) Найдите картинку с изображением лета и названия трех летних месяцев и приклейте ее на 5 лист, (звучит летняя песенка).

Махнул старик-годовик 4 раз и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь. Какое это время года? Что происходит в это время в природе? Как звали птиц? (За летом осени ансамбль исполнит танец свой. Сентябрь, октябрь, потом ноябрь засыпят лес листвой). Найдите картинку с изображением осени и названия трех осенних месяцев и приклейте ее на 6 лист, (звучит осенняя песенка).

Как вы думаете, махнет старик-годовик еще раз? Почему? А что будет после осени? Вы слышали выражение «круглый год»? Что оно означает по-вашему мнению? (времена года сменят друг друга, т.е. идут друг за другом по кругу. Отсюда и выражение - «круглый год».)

Посмотрите на наши листы, на что они похожи? У нас получился календарь. Ребята, а какое у вас любимое время года? (называют)

А я люблю Зиму и приглашаю вас на прогулку.

IV. Физминутка
1, 2,3,4,5- мы во двор пошли гулять

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки весело катались,

А потом в снегу валялись.

Все Домой в снегу пришли,

Супа вкусного поели,

А потом и спать легли.

Понравилась вам прогулка?

А теперь представьте, что каждый из вас будет заказывать себе время года, которое ему нравится, как принцесса в мультфильме.

Что получится? (неразбериха). А получится примерно вот такая картина. Может такое быть? Давайте исправим ошибки.

Поэтому в природе есть закон, который, расставил все времена года по порядку, и каждый может радоваться своему времени года в своё время, а помогает нам следить за временами года- календарь, который сделал каждый из вас.

Глядя на календарь, сможете ответить на вопрос лесных жителей? Когда наступит лето?

А как мне ответить?

(Отправить календарь)

Ребята, а мы можем ещё им как-то помочь, пока лето ещё не наступило? (Подкармливать, делать кормушки)

V. Закрепление

Игра «Бывает - не бывает».

Хлопайте, если бывает; топайте, если не бывает. Осенью: листопад, дождь, иней, капель. Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга. Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад. Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара.

VI. Итог

Всем спасибо за работу на память о нашей встрече вам останутся календари, которые помогут запомнить, времена года названия месяцев. Вернитесь на первый лист. Он остался пустым. Что можно здесь сделать? Я предлагаю вам нарисовать дома картинку того времени года, в котором вы родились. Спасибо за урок!


Цели урока: формировать представления о годовом цикле – временах года, ознакомить с названиями месяцев, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года.

Планируемые результаты : учащиеся научатся определять, в какой последовательности сменяются времена года; научатся узнавать время года по характерным признакам.

Оборудование: У учащихся – клей для работы с тетрадью, цветные фишки; мультимедийная презентация к уроку.

Предварительная работа :

  1. Во время прогулки дети наблюдали за явлениями в природе.
  2. С родителями вырезали картинки времён года из приложения тетради.
  3. Нарисовали совместно с родителями рисунок любимого времени года на альбомном листе.
  4. Составляли мини-рассказ по рисунку времени года по плану:
  1. Какое время года тебе нравится?
  2. Чем тебе нравится это время года?
  3. Чем любишь заниматься в это время года?
  1. Выучили стихи о временах года.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  1. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке окружающего мира мы с вами будем говорить о временах года:

Какие бывают времена года и месяцы,

Как называются,

Сколько их,

Как они сменяются друг за другом,

Будем учиться их различать по характерным признакам.

К концу урока мы должны:

  • усвоить, в какой последовательности сменяются времена года;
  • научиться узнавать время года по характерным признакам.
  1. Актуализация знаний

Учитель: Но сначала, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке, что узнали нового. А для этого ответим на вопросы:

  1. Какой сегодня день?
  2. Какой день был вчера?
  3. Какой день будет завтра?
  4. Сколько дней в неделю?
  5. Назовите все дни по порядку?
  6. Назовите первый день недели?
  7. Назовите седьмой день недели?
  8. Назовите дни, когда мы отдыхаем, не учимся?
  9. А какое сейчас время года?

Отгадайте загадку. Слайд 2.

IV . Изучение новой темы:

Учитель: Ребята, сегодня на уроке у нас в гостях снова Муравьишка. Нетерпеливый Муравьишка хочет узнать, когда наступит лето. Кто ему ответит?

Учитель: Ребята, для того, чтобы дать правильный и точный ответ на этот вопрос, я предлагаю ответить Муравьишке позже, а пока получше и подробнее познакомиться с временами года. И в конце урока мы должны дать ответ Муравьишке: Когда же наступит лето?

А для этого я вам предлагаю отправиться в путешествие – в путешествие по временам года. Вы любите путешествовать?

А путешествовать мы будем на большом воздушном шаре. А с собой возьмём учебники, где нарисован большой круг. Он будет для нас как карта, как компас, чтобы не заблудиться и знать, куда мы отправляемся.

Откройте учебники на с. 70, положите перед собой и приготовьтесь к отправлению. Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте загадку.

(Звучит музыка.На её фоне звучит стихотворение и загадка).

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зимой).

Послушайте еще одну загадку. (Открывается с лайд3).

Учитель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Зимы.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

А как вы догадались, что это зима? По каким признакам?

Что вы видите на рисунках? (Снег, лед, сугробы…).

Ребята, посмотрите на нашу так называемую карту, где мы были в гостях, у какого времени года? (У зимы) .

А как называются месяцы у зимы, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Декабрь, январь, февраль) .

Выходите месяцы, расскажите о себе.

(Выходят учащиеся в роли месяцев и рассказывают стихи).

Декабрь.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привёз.

Январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идёт столбом.

Февраль.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Она вам приготовила красивые снежинки. (Месяцы вручают детям бумажные снежинки).

Вам понравилось у Зимы?

Учитель: Итак, мы снова садимся на свой воздушный шар и отправляемся с вами дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

(Весной). Слайд 4, 5 .

Учитель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Весны.

Зима недаром злится,

Прошла её пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

А как вы догадались, что это весна?

По каким признакам? Что вы увидели? (Тает снег, распускаются почки, зеленеют листочки, трава зеленеет…).

Ребята, вас рада видеть и приветствует у себя в гостях сама хозяюшка Весна.

Ребята, отгадайте загадку:

С каждым днем теплей погода,
Птицам стало не до сна,
И такое время года
Называется... (весна).

Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь.

А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).

Правильно: Март, Апрель, Май. Выходите весенние месяцы, расскажите о себе. (Выходят дети и рассказывают стихи).

Март.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

Апрель.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Май.

Распустился ландыш в мае

В самый праздник – в первый день.

Май цветами провожая

Распускается сирень.

А на память о весне мы дарим вам солнышки. Пусть они вас радуют и согревают своей улыбкой и теплом. (Звучит музыка).

Учитель:

(У весны) .

А как называются месяцы у весны, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Март, апрель, май).

А каким цветом они обозначены на круге?

Вам понравилось у Весны?

Учитель: (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

(Летом).

Слайды 6, 7 ,8.

Учитель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Лета.

А как вы догадались, что это лето?

По каким признакам? (Трава зелёная, много цветов, поспевают ягоды, можно купаться…).(Звучит музыка).

Учитель .

Лето – очень красивое время года. И делает его таким изобилие цветов на лугах, в садах и парках.

Ребята, а какие летние месяцы вы знаете? (Июнь, июль, август).

Правильно: Июнь, Июль, Август. Приглашаю вас сюда, летние месяцы. Выходите, расскажите о себе.

(Выходят Июнь, Июль, Август, рассказывают стихи).

Июнь.

Пришёл июнь – июнь, июнь!

В саду щебечут птицы…

На одуванчик только дунь –

И весь он разлетится.

Июль.

Сенокос идёт в июле,

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

Август.

Собираем в августе урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

Солнце над просторными нивами стоит.

И подсолнух зёрнами чёрными набит.

На память о себе мы оставляем вам цветочки.

Учитель:

Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту, где мы были в гостях, у какого времени года? (У лета) .

А как называются месяцы у лета, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Июнь, июль, август).

А каким цветом они обозначены на круге?

Вам понравилось у Лета?

Учитель: Отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

(Осенью). Слайд 9.

Учитель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Осени.

Лес одевается яркими красками,

Птичка в нём больше теперь не поёт,

Солнце радует последними ласками:

Тихая осень идёт.

А как вы догадались, что это осень?

По каким признакам? (Дождь, жёлтые листья, листопад…).

Познакомьтесь с её свитой. Догадайтесь, кто это.

Слайд 10. (Выходят Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).

Сентябрь: Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли

Распахнулись двери школ…

Что за месяц к нам пришёл?

Октябрь: Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Медведь в спячку завалился…

Что за месяц к нам явился?

Ноябрь: Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек,

Мёрзнет в поле озимь ржи…

Что за месяц, подскажи?

Месяцы: Молодцы ребята. Да только делу время, а потехе час. Пора и нам с вами про дела вспомнить. Настал черёд прощаться. А чтобы вы про нас не забыли, мы вам на память о себе оставим жёлтые листочки. (Звучит музыка. Месяцы раздают детям листочки).

V. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише,тише,

Деревцо все выше, выше.

До свидания! Всего вам доброго!

Учитель:

Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту, где мы были в гостях, у какого времени года? (У осени) .

А как называются месяцы у осени, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

А каким цветом они обозначены на круге?

Вам понравилось у Осени?

Учитель: Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит музыка).

Учитель:

Ребята, откройте глаза. Слайд 11.

Посмотрите, мы с вами оказались снова у Зимы.

Что же получается? Мы с вами совершили круг, вернулись снова к зиме. Время очень быстро летело во время путешествия и прошёл целый год - круглый год, прошли 4 времени года или 12 месяцев.

Вам понравилось путешествие?

А что вы узнали во время путешествия?

Сколько остановок мы делали? Как они назывались?

Давайте проверим себя.

Слайд 12- 14.

VI. Закрепление изученного.

Учитель: Ребята, дома вместе с родителями вы вырезали из приложения тетради рисунки времён года. Приготовьте их, пожалуйста. Посмотрите на них и определите, где какое время года изображено. Расположите эти картинке по кругу в учебнике в той последовательности, как мы путешествовали.

Итак, сначала у какого времени года мы были? (Зима).

Затем у какого? Значит, после зимы, какое наступает время года? (Весна).

А после весны? (Лето).

А после осени? (Осень).

Все расположили картинки, правильно? Проверьте.

А после осени, что снова наступит?

А после зимы, весны, лета? И т.д.

И так из года в год пролетают дни, недели, месяцы и времена года. И вы с каждым годом растёте, становитесь старше, взрослеете, умнеете. А месяцы и времена года остаются те же.

VII. Творческое задание.

Учитель:

1. Ребята, я знаю, что вы дома ещё рисунки рисовали – рисунки своего любимого времени года и составили по ним небольшой рассказ. Расскажите об этом нам и своим одноклассникам.

2.Ребята, муравей Вопросик тоже нарисовал рисунки всех времён года. Он очень старался, но кое-что перепутал. Надо найти ошибки. Посмотрите на Муравьишку и скажите в какое время года какую одежду носят (на с.71).

3.А Мудрая Черепаха придумала условные знаки, по которым можно определить каждое время года. Посмотрите на них и скажите, какой знак к какому времени года можно отнести: цветочек – лето, солнышко – весна, тучи – осень, снежинка – зима

4.Также картинки из приложения, которые вы вырезали дома, нужно будет приклеить в тетради.

VIII.Рефлексия. Слайд 15

Чем вам запомнился урок?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

IX.Подведение итогов.

Ребята, можем ли мы теперь ответить на вопрос Муравьишки – когда наступит лето?

После какого времени года бывает лето? (После весны).

А сейчас какое время года? (Зима).

А какое время года будет после зимы? (Весна).

А после весны? (Лето). И будут летние каникулы.

А после лета? (Осень). И мы снова придём учиться в школу уже во 2 класс.

А кто запомнил названия месяцев? Сколько месяцев в году? (12 месяцев) .

На этом наш урок окончен. Всем спасибо. Слайд 16.


Тема. Когда наступит лето?
Цели: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах и
их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены
времён года.
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи:
Образовательные задачи урока:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
2. Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их
последовательности.
3. Учить выделять характерные признаки времён года.
Развивающие задачи урока:
1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие
способности.
2. Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать
выводы.
3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
1. Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем
года.
2. Формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение
применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы
своего края.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности
сменяются времена года, месяцы; научиться узнавать время года по характерным
признакам; усвоить правила укрепления здоровья.

Предварительная работа: прогулка с целью наблюдения за зимними явлениями
в природе.
Оборудование: компьютер, таблички с названиями дней недели, месяцами,
карточки для работы в парах, у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей.
I.Организационный момент
Ход урока
­Здравствуйте, ребята, гости! Сегодня у нас не обычный урок, у нас
присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать, чему
научились.
­Давайте улыбнёмся друг другу, и в дружеской обстановке проведём урок.
II. Актуализация знаний
1.Беседа
­ Отгадайте загадку Муравьишки.
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели.)
­ Назовите по порядку все дни недели.
2. Игра «Какой день недели?»
­ Какой день недели был вчера?
­ Какой день недели будет послезавтра?

3. Игра «Неделька, стройся!»
(Учитель заранее готовит таблички с названиями дней недели. Вызывает к доске
семерых учеников, дает каждому по табличке. По команде «Неделька, стройся!»
дети должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня, который
назовет учитель.)
Работа в парах. Соедините названия дней недели с их номером по порядку.(2
пары)
Проверка (Как вы соединили дни недели их номерами по порядку? А другая
пара?
III. Самоопределение к деятельности
(Слайды 2­3)Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом.)
­ А когда же приходит лето? (Ответы детей.)
Какая же тема нашего урока? (Когда наступит лето?)
­ А еще какие времена года вы знаете? Сколько их? Назовите по порядку. Какой
месяц год заканчивает? А какой начинает?
(Не все ученики могут ответить на предложенные вопросы, некоторые путаются.)
­ Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О временах года.)
­ Какую учебную цель мы поставим перед собой? О чем должны будем узнать?
(Как сменяются времена года? В какой последовательности? Какие месяцы
соответствуют каждому времени года?
IV. Работа по теме урока
Вот и нашему Муравьишке стало интересно: а когда же все – таки наступит
лето? Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой
загадкой. (Слайд 4)
Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ здесь мудреный, его нашел ты?
­ Ребята, кто догадался, о чем загадка? (О временах года.)
­ А какое сейчас время года? (Ответы детей.)
­ Рассмотрите рисунок – схему на с.10. Найдите на этой схеме название времен
года. Сколько их? Назовите. (Зима,весна,лето,осень.)
­ Мудрая Черепаха приготовила загадки о временах года. Есть желающие
отгадать их? Сколько будет загадок? Почему?
(Дети отгадывают и показывают это время годы на схеме.)
(Слайд 5)Птица – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима.)
­Найдите на годовом круге на стр. 10 учебника это время года.
­Что происходит в природе зимой?
(Слайд 6) Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора,
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»
(Весна)

­Найдите весну на годовом круге. А какие изменения в природе происходят в это
время года?
(Слайд 7)Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(Лето)
­ Найдите лето там же. А летом что происходит в природе?
(Слайд 8)Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Припрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».
(Осень)
­И последнее время года найдите на годовом круге. Какие изменения в природе
происходят осенью?
­ Кто ­нибудь догадался, почему эта схема называется годовым кругом?(Времена
года идут друг за другом, так что получается круглый год. А за 1 годом
наступает следующий. И так без конца.)
­ Ребята, а вы знаете, почему происходит смена времён года?
(Слайд 9)
(Потому, что Земля вращается вокруг солнца, а более подробно мы поговорим об
этом на другом уроке)
­ Скажите ещё раз какое сейчас время года?
­ Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было
до него?
­ А кто ответит Муравьишке, когда наступит лето?(Лето наступит тогда, когда
закончится весна)
­ А могут ли времена года нарушить порядок?

­А в какой сказке это произошло? (12 месяцев) (Слайд 10)
­А почему так произошло?
­Отгадайте загадку Муравьишки
(Слайд 11)Двенадцать братьев
Разно называются
И разными делами
Занимаются? (Месяцы года)
­ Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)
­ Прочитайте их названия.
­ Сколько месяцев в каждом времени года?
­ Назовите и запомните зимние месяцы (декабрь, январь, февраль), весенние
месяцы (март, апрель, май), летние (июнь, июль, август), осенние (сентябрь,
октябрь, ноябрь) (слайд 12)
­Ребята, а вы знаете почему месяцы года так называются? А хотите узнать?
Некоторые ребята приготовили сообщения об этом. Послушайте их.
Во многих странах и у нас тоже месяцы называют так, как придумали в Древнем
Риме. Вначале они называли месяцы просто по номерам: первый, второй, третий,
а считать начинали с марта.
Первый месяц –январь.Этот месяц назван в честь любимого в Риме бога
времени, покровителя путешественников и моряков – Януса.
Февраль. В середине этого месяца римляне справляли большой праздник:День
очищения от всех грехов и плохих поступков.Этот праздник они назвали « Диес
Фебрутус», а потом и весь месяц стали называть фебруарис, а по русски –
февраль.
Март. Римляне назвали этот месяц мартусом в честь римского бога войны­
Марса.
Апрель. На латинском языке « априкус», значит «согретый солнцем», а «априре»
­открывать, расцветать. Правда подходит для весеннего месяца?
Май. Назван в честь богини весны и гор, богини плодородия «Майи».

Июнь. Он назван римлянами в честь богини Юноны, жены владыки неба
Юпитера.
Июль. Назван в честь римского императора Юлия Цезаря.
Август. Назван в честь другого императора – Октавиана августа.
Сентябрь. « Септембер», что по латыни значит «седьмой». Помни, что римляни
начинали считать месяцы не января, как мы, а с марта. Поэтому номера месяцев
у них не такие как у нас.
Октябрь. Октобер – по латыни «восьмой»
Ноябрь. Новембер, что значит «девятый»
Декабрь. Децембер, что значит « Десятый»
­Я думаю, вам было интересно узнать об образовании названий месяцев.
V.Физкультминутка
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали. (потянуться на носочках)
VI.Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику: стр.11
­ Рассмотрите рисунки Муравьишки, он торопился и допустил ошибки, найдите
их.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 стр. 9
­ Найдите приложение к заданию, вырежьте картинки. Расположите рисунки в
правильном порядке.

­ Картинку с каким временем года надо наклеить первой?
­ Выполните задание (Проверка в парах)
№2 стр.9
­ Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем похожи? Чем отличаются? Подумай,
какую одежду носить Муравьишке в разное время года?
№ 3 стр.10
(Работа в группах)
­Прочитайте названия первых 3 месяцев
­ К какому времени они относятся?
­ Придумай значок обозначающий зиму.
(Учащиеся придумывают значок для каждого времени года. Проверка. Каждая
группа рассказывает о результатах своей работы)
№ 4 стр.10.
­ Прочитайте названия месяцев. Что заметили?
­ С какого месяца начинается год? (с января)
­Поставьте рядом с январём в кружок цифру 1.
­ Продолжите нумерацию в правильном порядке.
VII. Подведение итогов урока
­ Посмотрите на доску и продолжите цепочки (запись написана заранее)
Осенние месяцы: сентябрь………………..
Зимние месяцы: декабрь………
Времена года: весна,……….
Весенние месяцы: март,…..
Летние месяцы: июнь……….
­ Так что же мы ответим Муравьишке? Когда же наступит лето(Ответы детей)

­ Вернёмся к цели урока. Как сменяются времена года? Мы узнали когда
наступит лето?(В определённой последовательности, друг за другом)Узнали, что
каждому времени года соответствуют свои месяцы(Назвать)
VIII. Рефлексия
Ребята представьте, что наступило лето а, вы же знаете, что летом расцветают
много красивых цветов. Вот и я вам положила на парту по 3 цветочка. Давайте
мы с вами соберём все вместе букет.
Кому урок очень понравился, было всё понятно, пусть приклеит красный
цветочек.
А вот кто испытывал небольшие затруднения, кто справился не со всеми
заданиями, тот пусть приклеит белый цветочек.
Кому было трудно понять тему урока, кому ещё нужна помощь учителя,
товарищей, приклейте жёлтый цветочек.

Тема. Когда наступит лето?
Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах их последовательности.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.
Учить выделять характерные признаки времен года.
Развивающие задачи урока:
Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.
Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
Воспитательные задачи урока:
Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научиться узнавать времена года по характерным признакам.
Ход урока.
Адаптационный этап урока
Организация начала урока
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Много нового узнать.
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все видят и замечают.
- Ушки ваши пусть не просто слушают, а все слышат.
- И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперед ума.
- А теперь закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!»
Выявление предварительных знаний и определение их границ
Кто приходит к нам в гости на урок окружающего мира и говорит нам что мы узнаем и чему научимся? (муравей)
Он путешествует вмести с нами во времени
Перед вами на столах лежат листы. Найдите там табличку. Вам предстоит расставить цифры от 1 до 7 в порядке следования дней недели.
Какой первый день недели? Поставьте там цифру 1.
Среда Пятница Понедельник Четверг Вторник Воскресенье Суббота
Подскажите-ка нам звери,
Как запомнить дни недели?
Первый понедельник,
Зайка – рукодельник.
А за ним приходит вторник,
Соловей – задорник.
После вторника – среда, лисичкина еда.
За средой – четверг,
Волк глазами сверк!
За четверг к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей – суббота,
Баня у енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье!
С вашей помощью Муравьишка запомнил дни недели. Узнал Муравьишка, когда придет суббота, но вдруг он подумал: «А когда же наступит лето? Ведь у ребят каникулы». Но теперь его интересует другой вопрос.
Постановка проблемного вопроса. Сообщение темы и задач урока.
Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой загадкой.
Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ здесь мудреный, его нашел ты? (времена года)
- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Какое время года вы любите?
Давайте вспомним, какие есть времена года, поработав в группе.
Соберите пазл, и скажите какое время года изображено на вашей картинке.
(собранные картинки вывешиваются на доску)
А Муравьишка торопится узнать: Когда наступит лето? Кто-нибудь сможет ответить на этот вопрос уже сейчас? А можно сделать так, чтобы лето пришло уже сейчас?
Посмотрите отрывок из мультфильма «12 месяцев» и скажите, почему сейчас не может прийти лето? (мультфильм 12.40 – 14.00)
- Не может прийти лето, потому что это закон природы, все месяцы следуют друг за другом в определенном порядке.
2. Основной этап урока.
У каждого из вас на парте «волшебные годовые круги». Положите перед собой круг. Это волшебный круг, а его хозяин старик – годовик. Послушайте сказку о нем.
Первичное чтение сказки «Старик – годовик»
– Понравилось ли вам произведение? Чем? Кто герой? (Старик-годовик.)
Послушайте еще раз первый абзац. Что поняли? (Каждая птица - это один из зимних месяцев.)
- Назовите зимние месяцы по порядку. (повторяем хором, повторяет 2 – 3 ученика)
- Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз».)
- Какие еще признаки зимы вам известны?
- закрасьте в годовом круге зимние месяцы синим цветом.
Немного отдохнем, выполнив зимнюю зарядку.
Мы погреемся немножко,
И похлопаем в ладошки.
Ножки тоже мы погреем
И попрыгаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы в снежки играем смело,
Ах, какое это дело!
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились!
- Послушайте вторую загадку (второй абзац). О чем она? (О весенних месяцах.)
- Назовите из текста признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы».)
- Какие еще вы знаете признаки весны?
- Перечислите названия весенних месяцев. Закрасьте в годовом круге весенние месяцы розовым цветом.

Послушайте третий абзац и разгадайте его секрет. (Говорится о летних месяцах.)
- Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами текста, что это говорится о летних месяцах.
– Что происходит в эти месяцы? («Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь».)– Что означают слова «жарко», «душно», «знойно»?
Жарко – жаркая, горячая (погода).
Душно – жаркий воздух, стесняющий дыхание.
Знойно – сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень).
– Как называются такие слова? Слова – приятели или слова – неприятели.
- какие еще признаки лета вы знаете?
– Закрасьте летние месяцы в годовом круге зеленым цветом
– Как вы думаете, почему автор использует все три слова? (Чтобы показать оттенки жаркой погоды летом.)
- Послушайте четвертый абзац. Про что эта часть сказки? Назовите признаки осени. Перечислите по порядку осенние месяцы.
- Закрасьте часть годового круга оранжевым цветом, где написаны осенние месяцы
Выполним осеннюю зарядку
Ветер сильно вдруг подул,
Листья с дерева смахнул
Закружились листья все,
Прилетели все к земле.
– Итак, скажите, наконец: что это за тройки? (Это месяцы времен года.)
– Назовите все времена года по порядку. (Зима, весна, лето, осень.)
– Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? Что это за птицы? (Двенадцать месяцев.)
- Послушайте последний абзац.
– Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце.)
– Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе.)
– Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь – сутки.)
– Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?
– А что же в этом произведении сказочного? (Сам герой - старик-годовик.)
– кто такой Старик-годовик? (Это год.)
– В чем состоит волшебство этого произведения? Почему автор назвал его сказкой? (В жизни не бывает на самом деле такого старика.)
– В чем главная идея сказки? (автор хотел показать, что природе подвластно все, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна... Наступает день, ночь...)Совмещаем на доске картинки-пазлы в одну круговую картинку, и делаем вывод, что времена года сменяются друг за другом, по кругу.
Практический этап урока.
Первичное закрепление ЗУН
Практическая работа в тетради.
Задание 1
- какое сейчас время года? Когда наступит лето? Какое время года должно пройти после зимы, чтобы наступило лето? Чтобы лучше запомнить последовательность времен года и месяцев предлагаю вам составить ленту времени.
(Дети вырезают из приложения рабочей тетради картинки с изображением времен года и наклеивают их в рабочей тетради (с. 9, №1).Задание 2
Отгадайте загадку
Двенадцать братьев разно называются
И разными делами занимаются.
– Месяцы
Воспользуйтесь рисунком – схемой в учебнике (с.10), пронумеруйте названия месяцев в правильной последовательности (тетрадь, с.10 №4). Подчеркните красным цветом первый месяц в году, синим – последний, месяц вашего рождения подчеркните желтым цветом. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работы друг друга.
Повышение уровня знаний на основе творческих заданий.
Задание 3
Класс делится на четыре группы. Каждая группа придумывает значок для времени года, зарисовывает, представляет его классу. (Четыре значка вывешиваются на доске)
Задание 4.
Определение времени года по одежде Муравьишки (тетрадь, с.9). Беседа о сохранности здоровья в различные времена года.
Как нужно одеваться, чтобы не заболеть? (по погодным условиям, не переохлаждаться и не одеваться сильно тепло в жаркий день)
Летом обязательно нужно надевать панамку или кепку, чтобы от палящего жаркого солнца не болела голова. Весной во время оттепели нужно обувать резиновые сапоги, чтобы не промокали ноги. Зимой надеваем теплую шапку и рукавицы, обязательно утепляем горлышко шарфом. Осенью защищайся от холодных ветров и дождей плащом с капюшоном, ходи под зонтом, когда идет дождь. Нарисуйте по одному предмету своей одежды, подходящее для каждого времени года.
Работа по учебнику (с.11)
Муравьишка очень любит рисовать. Для вас он сделал четыре рисунка. Каждый рисунок посвящен какому-то времени года. Но Муравей торопился и на его рисунках есть неточности. Попробуйте найти ошибки нашего Муравья.
Итог урока.
Давайте прочитаем вывод всего нашего урока (с.11 учебник).
Что мы узнали сегодня на уроке?
Было ли нам сложно выполнять задания?
Ответим на главный вопрос нашего урока, когда же наступит лето?
За ваши старания на уроке и ответы, вручаю вам значки с вашим временем года, приклейте к себе в тетрадь.