Как начать ораторское выступление с каких слов. Как начать публичное выступление

Хороший старт – это всегда полдела в публичном выступлении. Как начать так, чтобы дальше нас слушали и услышали? Мы поделимся некоторыми секретами ораторского искусства для старта.

Для начала, давайте определимся, что же должен сделать оратор в начале выступления. Все просто: завоевать внимание слушателя, сделать так, чтобы публика начала доверять, ну и конечно вызвать интерес к теме. Это основные задачи. Вы спросите: «Ну и как же это сделать?».

На внимание работают несколько основных приемов. Вы можете выбрать один, можете комбинировать приемы.

Пауза . Очень помогает собраться оратору перед выступлением. То есть Вы не бежите сразу с места, а аккуратно, размеренно, начинаете. Когда аудитория прекратит шуметь, двигаться, взгляды направятся на оратора, вот тогда и начните. Не позволяйте себе суетится: спокойствие вначале всегда вызывает уважение. Но пауза не должна затянуться, так как это может быть индикатором страха оратора.

Будьте доброжелательны . Не давите, не прессуйте, не агрессируйте вначале. Такую ошибку совершают часто неопытные ораторы, и это выдает их волнение и неуверенность. Начните с доброжелательного приветствия, улыбнитесь и поздоровайтесь.

Говорите о том, что чувствуете , если волнуетесь. Это отличный прием просто сказать: «Здравствуйте, я немного волнуюсь перед выступлением». Это помогает оказаться рядом с аудиторией, показать, что Вы не над ней, а вместе с ней, Вы тоже человек. Вам простят шероховатости, а также Вы уберете напряжение. Кстати, для непринужденной атмосферы всегда выигрышной окажется самоирония . Например: «Господа, я бываю очень рассеян. Настолько рассеян, что могу забыть, где мои очки, учитывая, что они у меня на носу. Но вот важность нашей сегодняшней встречи я всегда помню. Давайте же начнем». Так Вы показываете, что Вы уверенный, но не самоуверенный.

Конечно, очень важно сделать правильное приветствие . И лучше сказать: «Добрый день!», чем просто банальное «Здравствуйте!». При этом, понижайте тон и делайте паузу после фразы «Добрый день», так как повышение тона звучит как вопрос и показывает Вашу неуверенность.

Первая фраза не должна состоять из сложных, заумных и длинных предложений. Иначе отношение будет к Вам такое «Самый умный, что ли?». Для вызова доверия говорите понятные, знакомые аудитории вещи, в которые она точно поверит, либо они ее не будут раздражать.

Очень хорошо начинать с цитаты . Но не с длинной. Цитата должна быть понятной и не заумной, обязательно в тему Вашего выступления. Кстати, в таком случае, цитатой лучше и заканчивать.

Всегда приятен комплимент аудитории. Но он должен быть не банальным и очень конкретным. Например: «Мне очень приятно, что данная тема вызвала интерес у такой молодой аудитории». Или: «Я уверен, что каждый из присутствующих не просто так оказался в этой аудитории, я вижу, что здесь нет равнодушных, или случайных людей».

Внимание аудитории здорово зацепить с помощью неожиданной фразы, или поступка . Например: «Я понял, что никому не нужен!» — именно с этих слов начинают свое повествование многие клиенты у психологов. Как на это реагировать? А давайте сегодня поговорим о приемах в психотерапии».

Поступки тоже могут быть разные. Я видел, как оратор пришел в зал с цветами и раздал женщинам по гвоздике. Просто так. И привязал это к теме выступления так: «Мы так редко делаем то, что мы хотим, так редко просто так доставляем радость окружающим! Я надеюсь, что мое выступление вызовет только положительные эмоции! И ведь оно вызвало! Но будьте аккуратны: шокировать публику надо тоже уметь и не переходить в крайности. Я был свидетелем случая, когда оратор вскочил на стол, переверну проектор, а потом долго его настаивал и приводил публику в чувства. Любая экспрессия имеет меру!

Начать с истории . Но здесь очень важно подвести историю к теме Вашего выступления. Например: «Дорогие друзья, когда я к Вам сегодня ехал, я был удивлен: все складывалось так, будто мир хочет, чтобы я попал к Вам сюда, независимо от обстоятельств. А они были! Я вообще вчера лежал с температурой, севшим голосом и уверением домашних: «Ну куда ты поедешь в таком состоянии». Утром я оказался бодр, весел и свеж. Вы не поверите все светофоры были зеленые, место для парковки сразу нашлось и даже солнце выглянуло, Вы посмотрите! Кстати, о солнце. Тема нашей сегодняшней встречи также о нашей солнечной системе: Есть ли жизнь на Марсе, или это не так?»

Когда я учился в университете, один профессор на торжественном концерте в честь первого сентября, всегда рассказывал со сцены одну и ту же историю на протяжении многих лет. Про Диогена, его бочку и про его знаменитый возглас «Эврика!». Это все профессор привязывал к тому, что студент всегда должен ориентироваться на творчество, на открытия и исследования, на познания мира с помощью нашего выдающегося университета.

Если у Вас планерка, или совещание, то хорошо начинать с главного, держа в голове структуру «тема –цель-регламент». Например: «Доброе утро, коллеги! Тема нашей встречи “Изменения в правилах техники безопасности”. Мы должны обсудить, как лучше донести эту информацию до работников предприятия. Мое сообщение займет десять минут, затем в течение трех минут я буду готов ответить на ваши вопросы, и еще пятнадцать минут мы посвятим обсуждению темы и выработке предложений. Приступим».

И помните, первые 5-10 секунд слушатель приглядывается к Вам и считывает, что он может получить от Вас, как от выступающего, интересна ли ему подача информации. Поэтому акцент на начале обязателен. Как удержать внимание аудитории читайте в наших последующих заметках.

Вадим Соколов

В закладки

Умение выступать - одно из самых важных умений для практически любого предпринимателя. Не важно, считаете ли вы постоянные публичные выступления необходимым звеном в процессе достижения успеха, или предпочитаете работать в тихом кабинете над продуктом - выступать так или иначе вам придется.

К сожалению, не каждому это дано: кто-то стесняется сцены, кто-то стряпает аляповатые слайды, кто-то не умеет работать с аудиторией. В итоге вместо восторженного рёва толпы вам достаётся холодный пот и чувство опустошения. Знакомо?

Ничего страшного - мы научим вас выступать. С помощью организаторов конференции SNCE , которая состоится в Москве 27-28 марта, мы подготовили 15 простых советов, которые помогут вам провести лучшее выступление в жизни и порвать зал так, как это делал Стив Джобс.

Преодолейте страх

Страх выступлений - самый распространённый после страха смерти. Однако же, 15-минутный доклад вряд ли вас убьёт, бояться здесь нечего. Важно помнить, что в зале сидят такие же люди, как и вы, и они точно так же чувствовали бы себя неуютно на вашем месте.

Перед выступлением важно уличить минуту и выйти на сцену, пока зал ещё пуст - тогда обстановка во время речи не застанет вас врасплох, вы будете знать, что вас ждёт.

И постарайтесь обратить своё волнение в преимущество - пускай адреналин помогает вам быть бодрее, а не сковывает движения. В конце концов, выступать - это весело.

Подготовка - мать успеха

К выступлениям всегда нужно готовиться, особенно если это для вас в новинку. Продумайте основные тезисы, структуру доклада, расставьте акценты; подготовьте заранее шутки, ответы на возможные вопросы, оденьтесь подобающим образом - в общем, сделайте всё, чтобы быть во всеоружии. Это не только сделает ваше выступление более цельным, но и не даст вам нервничать лишний раз - вы же знаете, что всё предусмотрели.

Что касается текста выступления - порой его можно написать заранее, но лучше не читать с листа (это всех бесит), а заучить или хотя бы накидать основные моменты на небольшие карточки. Или же можно опираться на слайды.

Правильная визуализация

Вообще, с презентацией на экране нужно обращаться очень бережно - она не может быть недостаточно информативной, иначе она не сможет помочь вам собраться с мыслями, и она не должна быть перегруженной - иначе зрители просто забьют на вас и примутся вычитывать текст на экране. Берите пример со Стива Джобса: «один слайд - одна мысль». Не нужно выкидывать в слайды весь конспект вашей речи - достаточно одного тезиса или забавной картинки, иллюстрирующей вашу мысль.

И не нужно усердствовать с шрифтами, цветами и анимацией - люди должны смотреть на вас, а не на мельтешение за вашей спиной.

Неправильная инфографика

Работайте с аудиторией

Выступление - это беседа, просто с некоторым количеством человек (и не очень важно, трое их или тысяча). Точно так же, как и отдельный собеседник, большая аудитория будет чувствовать ваше к ней отношение. Не забывайте, что вы стараетесь донести мысль именно до людей в зале, а не до своего подбородка - именно поэтому стоит следить за тем, как вы говорите, как вы двигаетесь, куда вы смотрите.

Не забывайте смотреть людям в глаза - они это любят. Чтобы расшевелить слушателей, достаточно несколько раз пошутить (особенно в самом начале), позадавать вопросы, заставить их подвигаться (хотя бы просто поднимая руки).

Следите за своим телом - не нужно стоять столбом в центре сцены, держа руки в карманах - потихоньку перемещайтесь (не быстро, иначе у людей будет болеть шея), жестикулируйте. Чтобы правильно двигать руками, важно помнить о том, что движения должны быть не резкими и не широкими. Иногда можно просто сложить руки ладонями друг к другу и постоять, главное - не скрещивать руки, это плохой жест.

Расскажите историю

Важный момент - люди любят истории. Ещё лучше, если это что-то личное, история из жизни, свой опыт (даже если печальный). Вы не можете давать людям советы (никто не может давать людям советы), но можете показать, как это сработало конкретно в вашем случае. Аудитория расчувствуется, поймёт, что вы свой парень, и будет прислушиваться к вам впредь. Ну и это хороший повод разрядить атмосферу.

Шутите

А атмосфера отлично разряжается юмором. Если вы прирождённый комик - отлично, можете немного импровизировать прямо на ходу, но всегда лучше подготовить какую-то шутку заранее. И нельзя с этим переусердствовать - да, это растопит зал, но одновременно может превратить ваше серьёзное, в общем-то, выступление в балаган.

Узнайте свою аудиторию

Важно ещё на стадии подготовки понять, кто эти люди перед вами, что они хотят узнать и зачем. От этого зависит то, как вы преподнесёте информацию - очевидно, что люди разного возраста, сферы деятельности и социального статуса и слушают по-разному. Подросткам нужно что-то поживее и с картинками, совету директоров важны графики продаж, люди на тренинге личностного роста хотят видеть успешные примеры. Во всех случаях вы не только доносите разную информацию, но и по-разному её упаковываете.

Расслабьтесь

Очень многие перед выступлением и в его начале напряжены до предела - а то как же, здесь 50 человек и все на вас смотрят, нельзя их подвести. Но это бренное - если у вас есть готовый материал, то ваше дело - просто его представить. Не нужно париться о том, что о вас думают и как, просто расслабьтесь и делайте своё дело. Кроме того, вы заметите, что как только ваша речь начинается, вы с каждой минутой чувствуете себя увереннее - психосоматическая система понимает, что убивать здесь никого не собираются, и помидорами закидывать, в общем-то, тоже. Так ради чего переживать?

Правило утки

«Правило утки» - это метод, упомянутый в одном из наших недавних текстов . Утка под водой постоянно перебирает лапами, совершает большой объём работы, но сверху мы этого не видим - её морда всегда безмятежна. Так же должно происходить и с вами на сцене - в любой ситуации улыбайтесь (к слову, всегда нужно улыбаться) и выглядите здорово.

Если вы ошибаетесь, если сгорел проектор, если во время речи вам пришла СМС от девушки о том, что она вас бросает - это всё неважно, вы должны продолжать. Ошибку всегда можно свести на шутку, вместо слайдов взять флипчарт, симпатичные девушки есть и в зале. Помните, вы - утка. Пока вы на сцене, у вас всё хорошо.

Митя Воскресенский выступает

Оденьтесь с иголочки

Внешний вид очень важен - люди сперва оценивают вас по внешности, а уже затем по тому, о чём вы говорите. Поэтому постарайтесь надеть чистую и выглаженную одежду, причесаться, помыться, почистить туфли и не сутулиться.

Учитесь у лучших

Регулярно просматривайте записи выступлений мастеров этого дела - того же Джобса или гостей конференции TED. Следите за их манерой речи, жестами, работой со слушателями, построением фраз - все эти фишки могут вам пригодиться. Если хотите практиковать мимику, посмотрите на известных комиков (лучше американских) - они знают, что их ужимки усиливают эффект шутки в тысячу раз, почему бы вам не позаимствовать этот метод? Смотрите, как держатся на сцене другие люди и копируйте.

Для примера - лекция Сэра Кена Робинсона, которая собрала больше 25 млн. просмотров и стала самым популярным видео на TED:

Практикуйтесь

Тут всё просто - чем больше вы выступаете, тем быстрее учитесь это делать. Опыт помогает во всём.

Учитесь на своих ошибках

Тем более, что практикуясь, вы набьёте синяки - и в другой раз уже не допустите такую же ошибку. Вы заранее будете знать, что лучше иметь с собой запасную батарейку для пульта, подготовить ответы на неприятные вопросы, не пререкаться с неприятным зрителем или не затягивать время выступления.

Кстати, насчёт вопросов - вы, безусловно, должны продумать ряд типовых ответов, но заодно помните, что невозможно знать всё. Гораздо лучше честно признаться, что вы не знаете ответ, чем что-то придумывать на ходу или врать. Если у конкретного слушателя вопросов накапливается много, то стоит предложить ему обсудить это всё после выступления - иначе вы потратите время впустую.

Паузы

Паузы - мощный инструмент, используйте их. Иногд паузы более выразительны, чем слова, стоит научиться ими играть. В любом случае, не нужно бешено тараторить - люди должны успевать за вашей мыслью. А если вы на секунду запнулись, можно обратить это в плюс - глотнуть воды, немного походить, собраться с мыслями - вас за это никто не осудит (только если вы не броситесь судорожно копаться в своих записях).

Умейте правильно закончить

Анекдоты про Штирлица учат нас, что финальная точка - самая важная, это то, что люди запомнят лучше всего. Поэтому в конце нужно резюмировать свою речь, подвести итоги, ещё раз дополнительно озвучить важнейшие утверждения. Здесь же обычно наступает время для вопросов - если вы были достаточно сообразительны, чтобы не отвечать на вопросы прямо во время выступления (это сильно сбивает структуру рассказа, поэтому лучше заранее договориться с аудиторией, что вы на все вопросы ответите после).

И помните - если вы на сцене, то это ваш звёздный час. Пользуйтесь им на всю катушку. И улыбайтесь!

Среди спикеров:

  • Александр Пятигорский - "Вымпелком"
  • Андрей Талалаев - Momondo Group
  • Игорь Денисов - Actis Wunderman и другие

Откажитесь от банальных, а также затянутых введений, которые входят в число 4 ошибок, сводящих ораторское искусство на нет . Забудьте о фразах типа “Как мне приятно присутствовать здесь”.

Начните свою речь с чего-то неожиданного – будто бы погружение в холодную воду. Элемент оригинальности и непредсказуемости заставит их слушать вашу речь с самого начала. После сильного 30-60 секундного введения вы можете формально представиться и представить вашей аудитории краткий обзор своей речи. Важно, чтобы они знали, почему ваша речь важна для них.

Пример: Как начать речь об ораторском искусстве

Скажем, вы хотите составить речь о важности ораторского искусства. Вот пять советов, которые вы могли бы использовать:

1. Начните свою речь с цитаты

Процитируйте знаменитого и/или влиятельного человека, о котором аудитория знает и мнение которого уважает. Соблюдайте правила цитирования в публичном выступлении .

“Если бы у меня забрали все, чем я обладаю, и разрешили оставить лишь что-то одно, я выбрал бы силу слова. Так как благодаря этому, я возвратил бы всю остальную часть моего имущества”. Так размышлял о важности ораторского искусства бывший сенатор и госсекретарь Даниэль Вебстер. Греческий оратор Перикл также осознавал важность мастерства слова: «Человек, который может думать и не знает, как выразить то, что он думает, ничем не лучше того, кто не умеет думать вовсе».

2. Начните свою речь с доказательств

Существующая статистика или другие данные, свидетельствующие о важности ораторского искусства. Правильно включайте в речь цифры .

Мичиганский университет провел опрос среди 1 290 выпускников школы бизнеса, которые недавно получили повышение. Их спросили, какая определенная предметная область сыграла наибольшую роль в продвижении карьеры. Более 70 процентов назвали самым ценным умением в бизнесе эффективное общение, которое оказалось даже важнее финансовых знаний и деловой хватки!

Такое начало будет удачным, если вы проводите совещание . Так его участники сразу окунутся в деловую атмосферу.

3. Начните свою речь с истории

Расскажите историю о том, как ораторское искусство изменило чью-то жизнь.

Изабель жила одна в течение первых шести лет ее жизни. Она была очень одинокой в своем тихом мире. Она жила только со своей матерью-отшельницей, которая также не могла говорить. Мать девочки была глухонемой. Изабель была столь изолирована от других людей, что у нее не было никакого шанса изучить и практиковать речь.

Когда власти наконец вытащили девочку из ее безмолвного мира, казалось, что она никогда ничему не научится. Но, будучи окружена людьми, которые могли говорить, Изабель потихоньку покидала свой плен тишины. Через неделю она произносила звуки. Через два месяца она говорила полными предложениями. Через 16 месяцев она выучила 2 000 слов, а через 56 месяцев ее IQ утроился, частично из-за того, что она могла слышать речь людей вокруг нее.

4. Начните свою речь с утверждения

Сделайте смелое заявление относительно важности ораторского искусства.

Ораторское искусство – это sine qua non [ лат.: неотъемлемый элемент] лидерства. Без него вы не сможете руководить. Умея пользоваться этим даром, вы можете “возглавить страны, поднять армии, вдохновить победы и вдохнуть новую храбрость в сердца мужчин”, так Эдлай Стивенсон восхвалял сэра Уинстона Черчилля.

5. Начните свою речь с примера

Процитируйте человека, карьера которого действительно взлетела благодаря ораторскому искусству.

Кстати, очень многие люди приходят на курсы публичного выступления в Москве , когда они собираются получить или уже получили повышение на работе. Так что профессиональный рост и публичные выступление очень тесно связаны между собой.

После окончания колледжа, получив степени в области химии и микробиологии, Вилма Сабра полагала, что проведет больше времени с микроскопом, чем перед микрофоном. Но это было прежде, чем во время полевых работ в Луизиане она узнала, сколько семей подвергалось высоким уровням химикатов и других токсинов. Ее работодатель не хотел предавать огласке информацию о загрязнении. Таким образом, Вилма решила организовать свою собственную компанию, которая проводила бы экологические тесты и сообщала о результатах власти и СМИ.

Вилме вскоре пришлось очень много выступать публично. Благодаря ее работе за последние 20 лет были очищены десятки токсичных мест по всей стране и спасены тысячи жизней. Вилма говорит, что обязана своим успехом ораторскому мастерству. По ее словам, публичное выступление – лучший способ собрать и объединить людей для общего дела.

Однажды я спросил доктора Линна Гарольда Хау, бывшего президента Северо-Западного университета, что он считает наиболее важным для оратора на основании своего многолетнего опыта в этой области. После минутного размышления он ответил: "Захватывающее начало, которое сразу же привлечет внимание". Он заранее планировал почти до последнего слова все, чем он должен был начать и закончить свое выступление. Так же делали Джон Брайт, Гладстон, Вебстер, Линкольн. Фактически каждый оратор, обладающий здравым смыслом и опытом, поступает точно так же.

А начинающий? Редко. Планирование отнимает время, требует умственных усилий и силы воли. Работа мозга - это мучительный процесс.

На стенах своих мастерских Томас Эдисон прикрепил таблички со следующим высказыванием сэра Джошуа Рейнольдса: "Нет такой уловки, к которой не прибегал бы человек, чтобы избежать настоящих трудностей, связанных с процессом мышления".

Новичок обычно надеется на вдохновение момента, и в результате выясняется, что ему приходится идти по дороге, на которой множество ям и ухабов.

Покойный лорд Нортклифф, который прошел путь от жалкого служащего до самого богатого и влиятельного владельца газет в Британской империи, говорил, что следующие три слова Паскаля помогли ему больше в достижении успехов, чем все остальное, что он когда-либо читал:

"Предвидеть - значит управлять".

Когда вы планируете свое выступление, то этот великолепный девиз должен быть на вашем письменном столе. Постарайтесь предвидеть, с чего вы начнете, когда ваш ум свеж, чтобы осознать каждое слово, которое вы произносите. Попытайтесь предвидеть, какое впечатление вы в конце концов оставите, когда ничто уже не сможет его стереть.

Еще со времен Аристотеля книги на эту тему делили речь на три части: вступление, собственно речь и заключение. Вплоть до сравнительно недавнего прошлого вступление своей неторопливостью - и это можно было себе позволить - часто походило на поездку в кабриолете. В этом случае оратор сообщал новости и в то же время развлекал слушателей. Сто лет назад он часто заполнял тот пробел в обществе, который в настоящее время заполняют газеты, журналы, радио, телевидение, телефон, кинотеатр.

Однако ситуация радикально изменилась. Мир перестроили.

Изобретения в последние сто лет ускорили жизнь больше, чем это было сделано во все времена, начиная с Валтасара и Навуходоносора. Благодаря автомобилям, самолетам, радио, телевидению мы движемся со все увеличивающейся скоростью, и оратор должен не отставать от этого нетерпеливого темпа времени. Если вы собираетесь начать со вступления, то поверьте мне, что оно должно быть таким же коротким, как афиша. Вот что пришлось бы по вкусу обычной современной аудитории: "У вас есть что сказать? Хорошо. Только давайте побыстрей и как можно меньше украшений. Никакой риторики! Сообщите нам побыстрей факты и садитесь на свое место".

Когда Вудро Вильсон выступал перед конгрессом по такому важнейшему вопросу, как ультиматум по поводу подводной войны, он объявил тему своего выступления и сконцентрировал внимание своей аудитории на этом вопросе при помощи лишь следующих слов: "Во внешнеполитических отношениях нашей страны возникла такая ситуация, что моей прямой обязанностью является искренне рассказать вам о ней".

Когда Чарлз Шваб выступал в обществе "Пенсильвания" в Нью-Йорке, то он сразу перешел к сути дела уже во втором предложении: "Главным в умах американских граждан в настоящее время является следующий вопрос: как надо понимать существующий спад деловой активности и что нас ожидает в будущем? Лично я настроен оптимистически..."

Коммерческий директор компании "Нэшнл кэш реджистер" в одном из выступлений обратился следующим образом к своим сотрудникам. Во вступлении к его речи было всего три предложения, и их было легко слушать, так как они были полны энергии и перспективы: "Те из вас, кто получает заказы, должны, как предполагается, следить, чтобы из трубы нашей фабрики шел дым. Количество дыма, выпущенного из нашей трубы за последние два летних месяца, было недостаточным для того, чтобы в сколько-нибудь значительной степени затемнить окружающий пейзаж.

Теперь, когда тяжелые дни позади и начался сезон восстановления деловой активности, мы обращаемся к вам с короткой, но решительной просьбой: мы хотим побольше дыма".

Удается ли неопытным ораторам обычно достигать столь похвальной быстроты и краткости во вступлении к своим речам? Большинство неопытных и неквалифицированных ораторов начинают свои выступления одним из двух неудачных путей. Давайте их обсудим.

Остерегайтесь в начале выступления рассказывать так называемую смешную историю

По каким-то достойным сожаления причинам оратор-новичок часто предполагает, что он должен быть остроумным. По своей природе он может быть столь же серьезным, как энциклопедия, полностью лишенным какого бы то ни было чувства юмора. Тем не менее в то мгновение, когда он начинает выступать, он представляет, что на него снизошел дух Марка Твена. Поэтому он стремится начать свое выступление смешным рассказом, особенно если выступает после званого обеда. Что же получается? Можно поставить двадцать против одного, что и рассказ и манера изложения у этого новоявленного рассказчика будут столь же тяжелыми, как словарь.

Его рассказ наверняка не будет иметь успеха. Выражаясь бессмертными словами бессмертного Гамлета, он окажется "ничтожным, плоским и тупым".

Если рассказчик допустит несколько подобных осечек перед слушателями, которые заплатили за свои места, на него начнут шикать, и в зале послышатся нелестные для него возгласы. Однако обычно слушатели относятся к оратору с симпатией, и поэтому из чисто филантропических соображений они приложат все усилия к тому, чтобы несколько раз хихикнуть, хотя в глубине сердец они будут испытывать жалость к неудавшемуся юмористу за его провал! Они сами будут чувствовать себя не в своей тарелке. Разве вам никогда не приходилось наблюдать такого рода фиаско?

Нет ничего более сложного и более редкого во всем нелегком ораторском искусстве, чем умение заставить смеяться слушателей. Юмор - дело спонтанное, связанное с индивидуальностью, личностью.

Запомните, рассказ сам по себе редко бывает смешным. Все зависит от того, как рассказывать. Из ста человек девяносто девять потерпят сокрушительный провал, рассказывая те же истории, которые сделали Марка Твена знаменитым. Прочтите рассказы, которые Линкольн повторял в тавернах восьмого судебного округа штата Иллинойс, те рассказы, послушать которые приезжали люди за много миль, рассказы, которые они слушали до утра и которые иногда, по словам очевидца, заставляли слушателей громко хохотать и падать со стульев. Прочтите эти рассказы вслух вашей семье и посмотрите, вызовут ли они улыбку. Вот один из рассказов, который приносил Линкольну потрясающий успех. Почему бы вам не попробовать рассказать его? Только сделайте это, пожалуйста, без посторонних, не перед аудиторией: "Однажды запоздалый путник, пытавшийся добраться домой по грязным дорогам штата Иллинойс, был застигнут грозой. Ночь была черна, как чернила. Дождь лил с такой силой, будто на небе прорвало плотину. Молнии разрывали сердитые тучи, словно динамитом. Непрерывные вспышки освещали падавшие вокруг деревья. Грохот оглушал путника. Наконец, удар грома, который был наиболее страшным и ужасным, чем все то, что этот беспомощный человек когда-либо в жизни слышал, поверг его на колени. Обычно он никогда не молился, но теперь, задыхаясь, запричитал: "О боже правый, умоляю, пошли больше света и поменьше шума"".

Вы можете быть одним из людей, счастливо наделенных редким даром юмора. Если это так, то культивируйте в себе этот дар всеми средствами.

Вас будут приветствовать в три раза теплее, где бы вы ни выступили. Но если ваш талант лежит в других областях, то будет безрассудством и даже, можно сказать, государственным преступлением с вашей стороны пытаться надеть на себя мантию Чонси М. Депью.

Если вам придется когда-нибудь прочесть его речи, выступления Линкольна или Джоба Хеджеса, то вас, видимо, удивит, что они рассказывали своим слушателям очень мало всяких историй, особенно в начале речи. Эдвин Джеймс Кэтелл поведал мне, что он никогда не рассказывал забавных историй только ради смеха. Такие истории должны быть к месту и иллюстрировать какое-либо высказанное положение. Юмор должен быть глазурью на торте, шоколадом между слоями торта, но никак не самим тортом. Стрикленд Джиллилан, один из самых лучших лекторов-юмористов в Соединенных Штатах, поставил для себя за правило никогда не рассказывать никаких историй в течение первых трех минут своего выступления. Если он считал это для себя подходящим, то я думаю, что и вы, и я можем последовать его примеру.

Должно ли тогда начало выступления быть тяжеловесным, слоноподобным и исключительно торжественным? Ни в коем случае.

Возбудите смешливость, если вы можете это сделать, используя ссылки на характерные местные особенности, связанные с данной ситуацией или с замечаниями кого-либо из предыдущих ораторов. Отметьте какую-либо несообразность. Преувеличьте ее. Такого рода шутки в сорок раз быстрее принесут вам успех, чем устаревшие анекдоты про Пэта и Майка, про тещу или про козу.

Пожалуй, самым легким путем к тому, чтобы создать веселое настроение, является шутка в свой собственный адрес. Расскажите о себе, как вы попали в какое-нибудь смешное и затруднительное положение, и это сразу обеспечит юмористическую атмосферу. Эскимосы смеются даже над человеком, который сломал себе ногу. Китайцы хихикают над собакой, выпавшей из окна второго этажа и разбившейся насмерть. Мы несколько более добры, но разве мы не улыбаемся, если кто-нибудь пытается поймать свою шляпу или поскользнется на кожуре банана?

Почти каждый может заставить людей смеяться, если сопоставит несопоставимое, как, например, сделал в заявлении один журналист, написавший, что он "терпеть не может детей, кушанья из рубца и демократов".

Посмотрите, как умно сумел Редьярд Киплинг вызвать смех слушателей в начале одного из своих политических выступлений в Англии. Он не рассказывал готовые анекдоты, а делился своим собственным опытом и весело сопоставлял несопоставимое:

"Уважаемые лорды, дамы и господа! Когда я был молодым человеком и находился в Индии, я обычно освещал уголовные дела в газете, в которой служил. Это была интересная работа, так как она познакомила меня с фальшивомонетчиками, растратчиками, убийцами и другими предприимчивыми "спортсменами" такого рода. (Смех). Иногда после того, как я составлял отчет из зала суда, я посещал в тюрьме своих друзей, отбывавших там наказание. (Смех). Я вспоминаю одного человека, который был приговорен за убийство к пожизненному тюремному заключению. Это был умный, хорошо выражавший свои мысли парень, и он рассказал мне то, что назвал историей своей жизни. Он сказал: "Поверьте мне - если человек стал на нечестный путь, то один поступок влечет за собой другой до тех пор, пока он не окажется в таком положении, что ему нужно убрать кого-нибудь со своей дороги, чтобы снова выйти на прямой путь". (Смех). Именно это определяет теперешнее положение кабинета министров. (Смех. Одобрительные возгласы.)"

Таким же образом Уильям Говард Тафт сумел внести долю юмора на ежегодном банкете руководящих работников компании "Метрополитэн лайф иншуренс". Самое замечательное заключается вот в чем: он шутил и одновременно делал слушателям изящный комплимент:

"Господин президент, господа сотрудники компании "Метрополитэн лайф иншуренс"!

Я посетил свои родные места около девяти месяцев назад и услышал там на банкете выступление одного джентльмена, который говорил с подъемом. Он сказал, что заранее проконсультировался со своим другом, обладавшим громадным опытом в деле произнесения банкетных речей, и этот друг сообщил ему, что самой лучшей аудиторией для такого рода выступлений служит аудитория интеллигентная, хорошо образованная, но в подпитии. (Смех и аплодисменты.) Сегодня я должен сказать, что для специалиста по банкетным выступлениям ваша аудитория является одной из лучших, которые я когда-либо видел. Правда, у вас отсутствует тот элемент, который упоминался в предыдущей фразе (аплодисменты), но, я думаю, его компенсирует дух компании "Метрополитэн лайф иншуренс".

(Продолжительные аплодисменты.)"

Не начинайте с извинений

Вторая грубейшая ошибка, которую новичок обычно совершает в начале выступления, состоит в том, что он произносит извинения: "Я не оратор... Я не подготовился к выступлению... Мне нечего сказать..."

Ни в коем случае! Ни в коем случае! Одно из стихотворений Киплинга начинается словами: "Нет смысла двигаться дальше." Именно такое ощущение возникает у слушателей, когда оратор начинает свое выступление подобным образом.

Так или иначе, если вы не подготовлены, некоторые из нас заметят это без вашей помощи. Другие же не заметят. Зачем же привлекать их внимание к этому? Зачем оскорблять своих слушателей, внушая им мысль о том, что вы не сочли нужным подготовиться и что любое старое блюдо, которое случайно оказалось у вас на плите, подойдет для того, чтобы потчевать их? Нет, ни в коем случае! Мы не желаем слушать ваши извинения. Мы пришли сюда, чтобы нас проинформировали и заинтересовали, заинтересовали, запомните это.

В ту же секунду, как вы появились перед слушателями, они, естественно, неизбежно отдали вам свое внимание. Нетрудно сохранить его в течение следующих пяти секунд, но нелегко удержать его в течение следующих пяти минут. Если вы его потеряете, то вам будет вдвойне трудно снова вернуть его. Поэтому начинайте свое выступление с какого-нибудь интересного сообщения уже в самом первом предложении. Не во втором и не в третьем, а в первом, ПЕРВОМ!

"Как это сделать?" - спросите вы. Признаю, что это непросто.

Пытаясь собрать материал для этой цели, мы должны пройти по разным окольным и извилистым тропинкам, ибо так много зависит от вас, от ваших слушателей, темы, собранного материала, ситуации и т.д. Тем не менее мы надеемся, что те рекомендации, которые будут рассмотрены и проиллюстрированы в оставшейся части данной главы, принесут вам определенную пользу и окажутся ценными.

Возбудите любопытство

Вот как начал свое выступление в клубе "Пенн атлетик" в Филадельфии Хоуэлл Хили. Нравится ли оно вам, привлекает ли оно сразу ваше внимание?

"Восемьдесят два года назад, приблизительно в это же время года, в Лондоне была опубликована небольшая книга, которой суждено было стать бессмертной. Многие называли ее "величайшей маленькой книжечкой в мире". Когда она впервые появилась, то друзья, встречавшиеся на Стрэнде или Пэлл-Мэлл, спрашивали друг друга: читали ли вы ее? И в ответ всегда слышалось: "Да, читал, да благословит его господь".

В тот день, когда книга вышла в свет, была продана тысяча экземпляров. В течение двух недель спрос достиг пятнадцати тысяч. С того времени книга выдержала бесчисленное множество изданий. Несколько лет назад Дж. П. Морган приобрел рукопись этой книги за баснословную сумму, и в настоящее время она хранится среди других его бесценных богатств в этой восхитительной картинной галерее в Нью-Йорке, которую он называет своей библиотекой.

Что же это за всемирная известная книга? "Рождественская песнь"

Диккенса..."

Считаете ли вы такое начало успешным? Привлекло ли оно ваше внимание, усиливало ли ваш интерес по мере того, как велся этот рассказ? Почему? Связано ли это было с тем, что рассказ возбудил ваше любопытство и держал вас в напряжении?

Любопытство! Кто не подвержен ему?

Я видел птиц в лесу, которые летали в течение часа, наблюдая за мной из чистого любопытства. Я знаю одного охотника в Альпах, который приманивал серн, накинув простыню и ползая туда и сюда, возбуждая тем самым любопытство животных. Любопытством обладают собаки, кошки, все виды животных, в том числе и известный genus homo .

Поэтому возбудите любопытство ваших слушателей с первой же фразы, и они будут внимать вам с интересом.

Один писатель обычно начинал свою лекцию о полковнике Томасе Лоуренсе и его приключениях в Аравии следующим образом:

"Ллойд Джордж говорит, что он считает полковника Лоуренса одним из наиболее романтичных и колоритных личностей нашего времени".

Такое начало обладает двумя преимуществами. Цитата из высказываний известного человека, во-первых, всегда привлекает большое внимание.

Во-вторых, она вызывает любопытство. "Почему романтичный и почему колоритный? - возникает естественный вопрос. - Я никогда не слышал о нем раньше... Что он такого сделал?"

Лоуэлл Томас начинал свою лекцию о полковнике Томасе Лоуренсе следующим образом:

"Однажды я шел по Кристиан-стрит в Иерусалиме и встретил человека, облаченного в роскошные одежды восточного владыки. У него на боку висела кривая золотая сабля, которую носят только потомки пророка Магомета. Однако этот человек был совершенно не похож на араба. У него были голубые глаза, а глаза у арабов всегда черные или карие".

Такое начало приковывает ваше внимание, не правда ли? Вы хотите услышать еще. Кем он был? Почему он одевался, как араб? Чем он занимался? Что с ним произошло?

Один лектор, который начинал свое выступление вопросом "Знаете ли вы, что рабство существует в семнадцати странах современного мира?", не только вызывал любопытство, но и поражал слушателей: "Рабство? В наше время? В семнадцати странах? Звучит не правдоподобно. В каких государствах? Где они находятся?"

Часто удается возбудить любопытство аудитории, начав со следствия и заставив слушателей почувствовать острое желание услышать причину.

Например, один мой слушатель начал свое выступление с такого заявления:

"Недавно член одного из наших законодательных органов выступил и предложил принять закон, запрещающий головастикам превращаться в лягушку ближе, чем на расстоянии двух миль от любого школьного здания".

Вы улыбаетесь. Оратор шутит? Какая ерунда. Было ли это в действительности? ...Да. Выступающий объясняет, как это произошло.

"Действительно ли гангстеры организованы? Как правило, да. Как?.."

Вы видите, что в этих немногих словах автор статьи сообщил о теме, рассказал вам кое-что о ней и возбудил ваше любопытство по поводу того, как организованы гангстеры. Это очень похвально. Каждый человек, который хочет выступать публично, должен изучить методы, которые используются журналистами для того, чтобы немедленно привлечь внимание читателя. От них вы почерпнете значительно больше относительно того, как начинать выступление, чем если вы будете изучать подборки напечатанных речей.

Почему бы не начать с какого-нибудь рассказа?

Нам особенно нравится, когда оратор рассказывает о своих личных впечатлениях. Рассел Э. Конуэлл прочел свою лекцию "Акры алмазов" более шести тысяч раз и получил за нее миллионы. А как начинается эта исключительно популярная лекция?

"В 1870 году мы плыли вниз по течению реки Тигр. Мы наняли проводника, чтобы он показал нам Персеполь, Ниневию и Вавилон..."

И он начинает рассказывать историю. Именно это привлекает внимание. Такое начало почти безошибочно. Оно вряд ли может оказаться неудачным. События развиваются. Приобретают динамизм. Мы следуем за ними. Мы хотим узнать, что произойдет дальше.

Ниже приводятся начальные предложения, взятые из двух рассказов, напечатанных в одном из выпусков "Сатердей ивнинг пост".

1. Резкий треск револьверного выстрела нарушил тишину.

2. Инцидент, тривиальный сам по себе, но совсем не тривиальный по своим возможным последствиям, произошел в первую неделю июля в гостинице "Монвью" в Денвере. Он вызвал такое любопытство Гебеля, управляющего, что тот рассказал о нем Стиву Фарадею, владельцу гостиницы "Монвью" и еще полдюжины других гостиниц, когда Стив приехал сюда несколько дней спустя, следуя своему желанию провести очередную проверку в середине лета.

Заметьте, что эти предложения полны действий. Они что-то начинают.

Даже неопытному новичку, как правило, удается успешно начать выступление, если он использует этот прием рассказа и возбуждает любопытство слушателей.

Начинайте с какой-нибудь конкретной иллюстрации

Трудно, очень трудно для средней аудитории в течение длительного времени слушать абстрактные заявления. Легче, и причем намного легче, слушать иллюстрации. Почему бы не начать с одной из них? Трудно заставить ораторов делать это. Я знаю. Я уже пытался. Им кажется, что они должны сначала сделать несколько общих заявлений. Ничего подобного.

Начните выступление с иллюстрации, возбудите интерес, а затем продолжайте, делая свои замечания общего характера. Если вам нужен пример такого метода, то, пожалуйста, посмотрите начало главы шестой.

Какой метод был использован в начале этой главы, которую вы сейчас читаете?

Используйте какой-нибудь предмет

Пожалуй, самый легкий способ в мире, чтобы привлечь внимание, - держать что-нибудь в руках, чтобы слушатели могли смотреть на этот предмет. Даже дикари и слабоумные, младенцы в колыбели и обезьяны в витрине магазина, а также собаки на улице обратят внимание на такой стимул. Иногда он может быть использован с успехом даже перед самой уважаемой аудиторией. Например, С. С. Эллис из Филадельфии начал одно из своих выступлений, держа высоко над головой монету между указательным и большим пальцами. Естественно, все слушатели стали смотреть на нее. Тогда он спросил: "Приходилось ли кому-нибудь из присутствующих находить такую монету на тротуаре? Все говорит за то, что нашедший ее счастливчик получит множество благ в виде недвижимого имущества. Ему стоит лишь прийти и предъявить эту монету..." Затем Эллис начинал разоблачать незаконную и неэтичную деятельность.

Задайте вопрос

В используемом Эллисом начале имеется еще одно положительное качество. Его выступления начинается с вопроса, который заставляет аудиторию думать вместе с выступающим, сотрудничать с ним. Заметьте, что статья о гангстерах в "Сатердей ивнинг пост" начинается с двух вопросов в первых трех предложениях: "Действительно ли гангстеры организованы?.. Как?" Использование такого ключевого вопроса в самом деле является одним из простейших и наиболее надежных методов для того, чтобы возбудить воображение ваших слушателей и войти в него. Если другие способы окажутся бесполезными, то всегда можете применить этот метод.

Почему бы не начать с цитаты из речи какого-нибудь знаменитого человека?

Слова какого-нибудь известного человека всегда привлекают внимание, поэтому хорошая цитата лучше всего подходит для начала выступления. Нравится ли вам, как началась дискуссия, посвященная успеху в коммерции?

"Общество одаряет нас большими наградами, как деньгами, так и почестями, за все, кроме одного, - говорит Элберт Хаббард. - И это одно - инициатива. А что такое инициатива? Я вам отвечу: это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просили".

Такое вступление заслужило несколько похвальных слов. Первое предложение вызывает любопытство, оно увлекает нас, и мы хотим узнать больше. Если оратор делает искусную паузу после слов "Элбер Хаббард", то это провоцирует чувство ожидания. "За что общество одаряет нас большими наградами?" - спрашиваем мы. Расскажите нам побыстрее. Мы можем не согласиться с вами, но в любом случае сообщите нам свое мнение. Второе предложение вводит нас сразу в суть дела. Третье - представляющее собой вопрос, предлагает слушателям принять участие в обсуждении, подумать, что-то сделать. А слушатели это очень любят. Им это очень нравится! Четвертое предложение дает определение инициативы... После такого начала оратор приводит в качестве примера случай из собственной жизни.

Свяжите тему своего выступления с жизненно важными интересами ваших слушателей

Начните с какого-нибудь замечания, которое непосредственно касается интересов аудитории. Это один из самых лучших способов начинать выступления. Оно обязательно привлечет внимание. Мы очень заинтересованы в таких вещах, которые непосредственно и сильно затрагивают нас.

Это всего лишь здравый смысл, не правда ли? Тем не менее применяется этот способ крайне редко. Я, например, слышал, как один выступавший начинал свою речь, посвященную необходимости периодических медицинских осмотров. Как он начинал свое выступление? Он начинал его с рассказа об институте, занимавшемся вопросами продления человеческой жизни. Он рассказывал, как организован этот институт и какие услуги он предоставляет. Чепуха! Наши слушатели не проявляют ни малейшего интереса к тому, как и где функционируют какие-то компании. Однако они глубоко и вечно заинтересованы в самих себе.

Почему бы не признать этот важный фактор? Почему бы не продемонстрировать, насколько эта компания жизненно важна для слушателей? Почему бы не начать, например, так: "Известно ли вам, какова предполагаемая продолжительность вашей жизни, согласно таблицам, разработанным страховыми компаниями? Как утверждают статистики в области страхования жизни, продолжительность вашей жизни составляет две трети времени между вашим теперешним возрастом и восьмьюдесятью годами.

Например, если вам сейчас тридцать пять лет, то разница между вашим теперешним возрастом и восьмьюдесятью годами составляет сорок пять. Вы можете ожидать, что проживете две трети этого срока, то есть еще тридцать лет... Достаточно ли этого? Нет, нет, всем мы страстно желаем прожить дольше. Тем не менее вышеупомянутые таблицы были составлены на основе миллионов случаев. Можем ли мы с вами рассчитывать на то, чтобы опровергнуть их? Да, можем, если примем необходимые предосторожности, и самым первым шагом в этом направлении явится тщательное медицинское обследование..."

В этому случае, если мы объясним детально, почему периодические медицинские обследования являются необходимыми, то слушатель может заинтересоваться каким-либо учреждением, созданным для оказания ему таких услуг. Однако начинать с рассказа о подобном учреждении будет катастрофической ошибкой!

Возьмем другой пример. Я слышал, как один выступавший начинал свою речь о необходимости сохранения лесов. Он говорил приблизительно так:

"Мы, американцы, должны гордиться нашими национальными богатствами..."

После такого вступления он стал доказывать, что мы растрачиваем древесину позорным образом. Однако начало было неудачным, слишком общим, слишком расплывчатым. Он не сделал ничего для того, чтобы слушатели почувствовали важность этого вопроса для самих себя. Среди слушателей находился работник типографии. Уничтожение лесов означает нечто весьма конкретное для его работы. Среди слушателей был банкир.

Уничтожение лесов отзовется и на нем, так как скажется на нашем общем благосостоянии... и так далее. Так почему бы не начать выступление следующим образом: "Вопрос, который я собираюсь затронуть, касается вашего бизнеса, мистер Эпплби, и вашего, мистер Сол. Собственно говоря, он в определенной степени окажет воздействие и на стоимость продовольствия, и на квартплату. Он затрагивает благосостояние и процветание всех нас".

Пол Гиббонс, бывший президент Клуба оптимистов в Филадельфии, начал свое выступление, посвященное проблемам преступности, следующими привлекающими внимание утверждениями:

"Американцы являются самыми ужасными преступниками в цивилизованном мире. Каким бы поразительным ни было это утверждение, оно соответствует действительности. В Кливленде, штат Огайо, происходит в шесть раз больше убийств и в сто семьдесят раз больше ограблений, чем в Лондоне, с учетом численности населения. Каждый год в Кливленде значительно большее количество людей подвергается ограблению или нападениям с целью ограбления, чем во всей Англии, Шотландии и Уэльсе, вместе взятых. Каждый год в Сент-Луисе убивают больше людей, чем во всей Англии и Уэльсе. В Нью-Йорке зарегистрировано больше убийств, чем во Франции, Германии, Италии или на Британских островах. Печальная истина заключается в том, что преступник не несет наказания. Если вы совершили убийство, то существует менее одного шанса из ста, что вас когда-нибудь за это казнят. Как мирный житель вы в десять раз больше имеете шансов умереть от рака, чем быть повешенным, если застрелите человека".

Как вам нравится нижеследующее начало, а если нравится, то почему?

Мэри Е. Ричмонд обратилась к ежегодному собранию Лиги женщин-избирательниц Нью-Йорка в тот период, когда готовилось законодательство против браков несовершеннолетних:

"Вчера, когда поезд, в котором я ехала, проходил через город, находящийся неподалеку отсюда, я вспомнила о свадьбе, которая была здесь несколько лет назад. В связи с тем, что многие другие браки в этом штате были столь же поспешными и катастрофическими, как этот, я собираюсь начать с того, что расскажу о нем сегодня и приведу некоторые подробности этого конкретного случая.

Это было 12 декабря. Пятнадцатилетняя ученица средней школы встретила впервые юношу в соседнем колледже, который только что достиг совершеннолетия. 15 декабря, то есть всего три дня спустя, они раздобыли лицензию на брак, поклявшись, что девушке было уже восемнадцать, и поэтому нет необходимости в разрешении родителей. Выйдя из муниципалитета с этим разрешением, они немедленно обратились к священнику (девушка была католичкой), однако он вполне справедливо отказался повенчать их. Каким-то образом, возможно, через священника, мать девочки узнала об этой попытке выйти замуж. Однако, прежде чем она смогла найти свою дочь, эту пару соединил мировой судья. Жених взял свою невесту и поехал с ней в гостиницу, где они провели два дня и две ночи, после чего он бросил девушку и никогда больше не возвращался к ней".

Лично мне это начало очень нравится. Самое первое предложение является хорошим. Оно предполагает интересные воспоминания, и нам хочется услышать подробности. Мы начинаем слушать интересную историю человеческой жизни. Кроме того, она кажется весьма правдоподобной. Не имеет академического привкуса, рассказана не для проформы, не надумана... "Вчера, когда поезд, в котором я ехала, проходил через город, находящийся неподалеку отсюда, я вспомнила о свадьбе, которая была здесь несколько лет назад". Это звучит естественно, непринужденно, по-человечески. Кажется, что один человек рассказывает другому интересную историю. Это нравится любой аудитории. Однако вполне вероятно, что слушателям не понравилось бы то, что выглядело бы слишком тщательно подготовленным, с заранее обдуманным намерением. Мы любим искусство, которое скрывает искусство.

Лишь очень немногие люди - очень, очень, очень немногие - могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того, чтобы доставить ей удовольствие. Рассказы должны быть к месту и не приводиться только для того, чтобы их рассказать. Юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом... Никогда не извиняйтесь, так как обычно это оскорбляет ваших слушателей и раздражает их. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать, скажите это быстро и сядьте на свое место.

4. Оратор может завоевать внимание своей аудитории следующими способами: а) возбудив любопытство слушателей (как в случае с книгой Диккенса "Рождественская песнь"); б) по-человечески поведав интересную историю (как, например, в лекции "Акры алмазов"); в) начав с конкретной иллюстрации (см. начало главы шестой данной книги); г) использовав какой-либо предмет (например, монету, которая дает право нашедшему ее на земельный участок); д) задав вопрос (например: "Находил ли кто-либо из вас такую монету на тротуаре?"); е) начав с какой-либо потрясающей цитаты (как сделал, например, Элберт Хаббард в своем выступлении о ценности инициативы); ж) Показав, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей (например, заявив: "...продолжительность вашей жизни составляет две трети времени между вашим теперешним возрастом и восьмьюдесятью годами. Вы можете продлить вашу жизнь, если будете периодически проходить тщательные медицинские обследования", и т.д.); з) начав с потрясающих фактов (например, с утверждения, что "американцы являются самыми ужасными преступниками в цивилизованном мире").

5. Не начинайте ваше выступление слишком формально. Не показывайте, что вы слишком тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, что только что говорилось (например: "Вчера, когда поезд, в котором я ехала, проходил через город, находящийся неподалеку отсюда, я вспомнила...").

Рано или поздно каждому человеку приходится выступать перед публикой. И поскольку последняя настроена весьма эгоистично, это занятие может доставить уйму хлопот. Но как говорил Марк Твен: «Публика изначально от вас ничего не ждет», - так что не стоит нервничать, однако неплохо будет воспользоваться несколькими полезными советами и пересмотреть примеры публичных выступлений.

С чего начать?

Любой пример публичного выступления начинается с правильной подготовки речи. Каким бы чудесным ни казался текст оратора, нужно понимать, что за ним стоит недюжинный труд и долгие часы практики.

Каждый успешный пример публичного выступления начинается с подготовки речи. Марк Твен в свое время не зря говорил, что необходимо около трех недель для подготовки экспромта. Любое выступление, вне зависимости от своего вида и преследуемой цели, должно готовиться заранее. Сперва необходимо сделать так называемый «скелет» выступления. Для этого нужно определиться со следующими позициями:

  • Понять мотивацию людей, которые пришли слушать речь.
  • Определить основную идею выступления.
  • Разделить эту идею на несколько составных частей (подзаголовков).
  • Обозначить ключевые слова. Их необходимо будет повторить несколько раз в выступлении, чтобы слушатели лучше запомнили о чем, собственно, идет речь.
  • Каждая речь должна иметь четкий план и структуру. Выступление должно состоять из вступления, основной части и выводов.

Мускулы

Когда оратор определился с основной структурой своего выступления, на этом «скелете» необходимо нарастить «мышцы». Из чего они могут состоять?

  • Можно воспользоваться яркими примерами из жизни или литературы, главное, чтобы они соответствовали основной тематике.
  • Чтобы помочь слушателю зрительно закрепить полученную информацию, стоит подготовить графики, слайды, картинки, видео и т. д.
  • К аудитории можно обратиться с вопросом в ходе выступления, это поможет удержать внимание публики на основной теме.

Вступительная часть

Особое внимание стоит уделить началу и окончанию выступления. Именно они играют основную роль при общении оратора и слушателя. Введение помогает составить первое впечатление о выступающем, а подведение итогов дает возможность слушателям закрепить полученную информацию.

Во время подготовки выступления может возникнуть множество вопросов. К примеру, как начать публичное выступление? Здесь главное с самого начала заинтересовать публику. Первое впечатление об ораторе будет сопровождать его на протяжении всего выступления, и если допустить ошибку, сложно будет потом ее исправить.

К примеру, вступлением для публичного выступления может стать остроумная шутка или какой-то интересный факт. Можно озадачить публику вопросом или заинтриговать паузой. Главное - привлечь к себе внимание. Только не стоит начинать извиняться за то, что голос охрип, это первое выступление и т. д. Оратор всегда должен был уверенным в себе, а каждую неприятность обернуть себе на помощь. Например, если выступающий действительно заболел, нужно не извиняться, а сказать, что в связи с такими-то обстоятельствами прошу всех сесть ближе, чтобы меня было слышно.

Конец выступления

Что касается окончания, то здесь важно подвести итоги всего выступления, выделить основные мысли и вспомнить затронутые проблемы. Последние фразы должны иметь определенный эмоциональный посыл и быть выразительными, только так слушатель сможет не только наградить выступающего аплодисментами, но и станет приверженцем его идей. Хотя, сколько ни говори о правильном конструировании выступления, проще будет рассмотреть примеры публичных выступлений.

Разновидности публичных выступлений

Примеры публичных выступлений делятся на несколько видов:

  • Информационные . В большинстве своем это доклады, лекции, устные ответы.
  • Протокольно-этикетные. Такие речи используют, когда встречают важных гостей, произносят тосты, траурную речь или открывают новое заведение.
  • Развлекательные. Обычно их используют для приятного времяпрепровождения, они имеют развлекательный контекст, но в то же время передают информацию. В качестве примера можно привести выступления юмористов русской эстрады Е. Петросяна, Е. Степаненко, М. Задорнова и других.
  • Убеждающее выступление. Такой доклад должен обладать неоспоримыми фактами и доказательствами, что склонят аудиторию на вашу сторону. Примерами могут стать выступления известных политиков. К примеру, Авраам Линкольн в 1863-м произнес Геттисбергскую речь, где уверил граждан, что ни один солдат не погиб зря, и это нужная жертва на пути к свободе.

Успеть за три минуты

В целом внимание аудитории сохраняется только 15-20 минут, это обусловлено психофизиологическими причинами. В зависимости от разновидности, устные выступления могут длиться от нескольких минут до 1-2 часов. Однако есть и такие речи, которые нужно успеть произнести за 3 минуты. В большинстве случаев этими выступлениями являются свадебные тосты или пресс-конференции. В общей сложности длина речи должна составлять от 200 до 405 слов. Вот пример публичного выступления на 3 минуты:

«Сегодня Далай-Лама впервые дал уникальное интервью российскому блогеру. Для своего канала на YouTube бизнес-блогер Дмитрий Портнягин первый в СНГ взял интервью у Далай-Ламы. Общение с известным буддистом происходило в отеле Дели, где монах часто останавливается вместе со своими последователями. Прежде чем приступить к общению, помещение дважды проверили: первой это сделала индийская охрана, возглавляемая сикхом, а после - личная охрана его Святейшества.

Интервью длилось всего час. За это время участникам беседы удалось обсудить политические проблемы, включая вопросы компетентности Горбачева, Ельцина и Путина. Спрогнозировать будущее России, поговорить о материальных и духовных ценностях, взаимопонимании между людьми и секретах успеха. Каждый вопрос получил развернутый ответ. Далай-Лама разговаривал открыто и с юмором. В конце он дал несколько советов для предпринимателей и рассказал о личной безопасности.

Дмитрий Портнягин не оставался безучастным во время разговора. Он показал Далай-Ламе фотографию своего дедушки, рассказал, что в его кабинете всегда висела фотография верховного главы Тибета, поэтому он тоже заинтересовался этой темой. Прощаясь с его Святейшеством, Дмитрий подарил Далай-Ламе на память шапку-ушанку. Монах сразу надел на себя обновку и предстал в таком виде перед объективами фотокамер. Полную версию интервью можно посмотреть на канале «Трансформатор».

Подходит или нет?

Этот пример текста публичного выступления соответствует всем правилам. Такая короткая речь полностью раскрывает тему презентации видео на канале YouTube. Здесь рассказано об участниках, месте проведения интервью, вопросах, которые поднимались и общем настроении, которое присутствовало во время разговора.

В конце пресс-релиза оратор зазывает слушателей посмотреть полную версию видео. Хотя концовку можно дополнить еще одним двумя предложениями, сказав, что интервью выдалось успешным и познавательным для каждого.

Александр І

Чтобы речь была эффективной, она должна быть точной и выразительной. И это не всегда могут быть большие объемы текста. Донести свою мысль можно несколькими сильными предложениями и яркими сравнениями. К примеру, публичное выступление Александра І перед французскими послами еще перед началом войны звучало следующим образом:

«Вот маленькая Европа, а это большая Россия (все это он показывает на карте). В случае неудачи вы можете отступить только до Парижа, а я могу бежать до края Камчатки! Но при этом каждый метр этой земли будет враждебен к вам, даже бабы не прекратят борьбу. Россия может проиграть некоторые сражения, но побежденной она никогда не станет».

Сказать, что послы уехали под впечатлением, это ничего не сказать. Пример текста публичного выступления царя Александра I поражает читателей и сегодня. Здесь нет ни капли высокомерия, сплошные факты, поданные под правильным «соусом».

Стив Джобс

Ярким примером современного ораторского искусства могут послужить выступления Стива Джобса. Ораторство определенно не было его коньком - это всего лишь хобби, но каждую презентацию нового продукта он начинал с собственного выступления. Примеры в его исполнении выглядит следующим образом:

Это только небольшие фрагменты одного из его выступлений. Но как человек мотивирует!

Правильное решение

С речью можно выступать на любую тему. Примеры публичных выступлений несложно найти в печатных и других средствах массовой информации. Обычно ораторы затрагивают важные социальные, политические и экономические проблемы. В последнее время стало модным давать тренинги по способам заработка в Сети, презентовать разнообразные обучающие программы или привлекать внимание к рекламным акциям. Иногда спикеры проводят психологические тренинги, обсуждают религию или философию. Но о чем бы ни говорил оратор, его основная цель - увлечь за собой аудиторию.

Оратор - это не тот человек, который профессионально манипулирует пафосными речами, а тот, кто способен вести одновременный диалог с тысячами слушателей. Он должен говорить на языке людей, которые его слушают, понимать их проблемы, находить точки соприкосновения и умело подводить к принятию правильного решения.

Деловая коммуникация

Может показаться, что она разнообразная и не имеет четких границ, эта публичная речь. Примеры выступлений, представленные выше, дают ложное представление о том, что тексты спикеров не имеют ничего общего. На самом деле все они преследуют одну цель: слушатель должен согласиться с точкой зрения говорящего. И сделать это можно совершенно разными методами, вплоть до провокации. Хотя такой метод используется в основном на судебных разбирательствах.

Основатель русской адвокатуры А. Ф. Кони однажды защищал инвалида-горбуна. На протяжении долгих лет над ним насмехался сосед, и вот однажды не выдержав, горбун схватил камень и бросил в него, причинив тем самым тяжкое телесное повреждение. В своем публичном выступлении А. Ф. Кони был оригинален, как никто другой. Он, как и полагается, обратился к присяжным: «Господа присяжные заседатели!» После выдержал паузу и повторил эту фразу еще четыре раза, делая после каждого обращения минутные остановки. После четвертого обращения один из присяжных не выдержал и яростно выпалил: «Вы что, издеваетесь?!» А. Ф. Кони не растерялся, именно такой реакции он и ожидал: «Я обратился к Вам вежливо и всего 4 раза, и Вы уже начали нервничать. Мой клиент долгие годы выслушивал оскорбления в свою сторону. Что он должен был чувствовать?»

Это выступление достигло своей цели - подсудимого оправдали.

Кто вас, товарищи судьи, кормит?

История знает немало случаев с такими оригинальными выступлениями. Даже в литературе можно найти хорошие примеры ораторских речей, по которым можно учить этому искусству. Так, в романе А. М. Горького «Мать» на судебном заседании выступал осужденный Павел Власов. Он был осужден по политической статье и отказался осуществлять побег, подготовленный его товарищами только ради того, чтобы выступить с речью перед многочисленным народом, который собрался на суде.

Его речь пестрела рефренами, где он говорил от имени народа, но главной «изюминкой» выступления стала кульминация: «Как можно уничтожать рабочих, тех, кто вас, товарищи судьи, кормит?» Создать такую речь дорогого стоит.

Процветание страны

Заканчивая статью, хотелось бы привести еще один вариант публичного выступления. Пример текста на тему «Воровство в Японии».

«На процветание страны влияет множество человеческих и экономических факторов. Среди них есть один, почти несущественный факт, который нам покажется фантастической нелепостью.

В Японии не воруют. Вообще не воруют. Никак не воруют. Никогда не воруют. Люди не запирают квартиры и автомобили. Магазины без опаски выставляют на улицы лотки с товарами и благополучно о них забывают. Они знают: никто не возьмет чужого.

В этой стране вы можете забыть что угодно и где угодно, а потом прийти за пропажей спустя несколько дней. Она так и останется нетронутой. Каждый японец знает: если что-то пропало, оно наверняка лежит там, где потерялось, а значит, найдется. Будь-то мобилка или кошелек, все равно любая вещь найдется.

В Японии не принимают чаевых. Продавец или официант будут бежать за вами несколько кварталов, чтобы отдать сдачу. Большинство жителей столицы передвигаются на велосипедах, и никто их не привязывает. Угнать велосипед?! Это же смешно!

Здесь знают: брать чужое - позор. После него человеку уже не будут доверять, он от него никогда не отмоется.

И кстати, об экономике. Чиновники свято следуют этому правилу: брать чужое - табу. Не так давно повесился японский министр, которого подозревали в вольном обращении с финансами. Даже не в воровстве. Из-за этой истории ушел в отставку и предыдущий премьер.

Итак, от чего зависит процветание страны? Правильно, от воровства, а если точнее - от его отсутствия».

Оратор - это своеобразный стрелок. Он либо попадает в цель и заставляет всех склонить перед ним головы, либо мажет, и тогда приунывшая толпа начинает заниматься своими делами, игнорируя слова спикера. Поэтому, прежде чем выступать перед публикой, нужно навести прицел на конкретную цель. Примеры публичных выступлений лидеров помогут.