Описание картины глазунова вера. Глазунов Илья: картины эпох

Снаружи дом Веры Глазуновой прост, строг и даже аскетичен, но, переступив его порог, мы перенеслись в уютный и изысканный мир дворянской усадьбы, хранящий память нескольких поколений семьи нашей героини. Она - наследница прославленных фамилий Глазуновых и Бенуа, представители которых сыграли знаковую роль в истории русской культуры, - живет как бы в двух ипостасях: в историческом прошлом и в дне сегодняшнем.

анкета

Хозяйка дома: Вера Глазунова, художник
Время строительства дома: 1997 год.
Любимое место в доме: столовая. Это сердце дома, где собирается вся семья
Любимый предмет в доме: икона Божьей Матери "Взыскание погибших". Она со мной с младенчества.
Что хочется изменить в доме: мне бы хотелось сделать большую мастерскую.

- Вера, давно ли вы обосновались в этом доме? Какова его история?

Дом был построен в 1997 году. Собственной интересной, богатой историей он пока не обладает, поскольку минуло не так много времени. Для меня значимо само место, где он расположен: это ностальгически любимая деревня, в деревянном доме, что стоял здесь когда-то, прошло мое детство. Потом за деревней развернулось строительство дороги, и наша семья уехала. Однако мне всегда хотелось вернуться сюда.

Спустя одиннадцать лет эта мечта осуществилась: мой отец, Илья Сергеевич Глазунов, решил порадовать меня и преподнес прекрасный подарок - дом в дорогом моему сердцу месте. Он «вырос» всего за год. Пока дети (прим. ред.: Полина, 6 лет и Илья, 5 лет) были совсем маленькими, мы находились здесь постоянно.

Сейчас в течение рабочей недели мы живем в Москве, а сюда приезжаем на выходные. Я думаю, каждому человеку знакомо «ощущение дома». Мест жительства может быть много, но ДОМОМ становится только одно.

Вот это наш ДОМ, наше сердце, мы всегда возвращаемся сюда, сколько бы ни было дел в Москве, мы не оставляем его надолго, потому что дом - это живой организм, который нуждается в хозяевах, требует постоянной поддержки, подпитки.

- В выборе проекта дома, архитектурного и стилевого решения вы полностью положились на Илью Сергеевича?


- Мы вместе выбирали проект. Все происходило очень быстро, даже спонтанно. Остановились на сдержанном классическом варианте. Дом двухэтажный. Первый этаж занимают кухня, соединенная со столовой, гостиная с камином и гостевая комната. На втором этаже находятся спальни. Есть чердак, который я планирую превратить в свою мастерскую.

Вообще, для меня архитектурное решение менее важно, чем интерьер дома, антураж, предметы, при помощи которых можно превратить любое пространство в уютное гнездышко. Если бы строительство дома началось сейчас, я изменила бы кое-что в проекте: отказалась бы от некоторых помещений, сделав комнаты больше и просторнее. Однако я люблю этот дом таким, какой он есть, и бесконечно благодарна отцу за него.


- С тем, что строительством дома должны заниматься специалисты, вряд ли кто-то поспорит. С созданием интерьера все не так однозначно: одни считают, что хорошего результата не достичь без привлечения дизайнера, другие - что сформировать комфортную среду может только сам человек. Каково ваше мнение?


- Искусство интерьера появилось в Европе сравнительно недавно, на рубеже XVIII-XIX веков, когда профессиональные художники обратились к созданию целостных ансамблей, включающих и отделку помещений, и декор, и обстановку.

В России само слово «интерьер» продолжало оставаться иностранным еще в начале XX века, мой двоюродный прапрадед Александр Николаевич Бенуа писал его по-французски - intérieur. Узких специалистов, которые занимались бы только интерьерами, тогда не было, дворянские усадьбы оформляли художники. Человек, который пишет картины, создает театральные декорации и костюмы, может заниматься и разработкой интерьеров.

Для меня как для художника создание интерьера собственного дома не составило особого труда: предметы искусства, старинную мебель нужно было просто правильно расставить, художественно скомпоновать. Тот образ, что вы видите здесь,- не придуманный, сочиненный дизайнерский проект, это наш маленький мир, в формировании которого нашли отражение и традиции семьи, и любовь, и бытовые предпочтения.

Дом, квартира - это «гнездо», где защищен от воздействий внешнего мира, который не всегда совпадает с твоим внутренним миром, и это «зеркало души». Порой возникает желание обновить интерьер, передвинуть мебель, перевесить картины, но сути это не меняет.



- Ваш дом пронизан духом старины, в нем чувствуется время: антикварная мебель, светильники, предмеры декора… Как собирался интерьер?


- Большая часть предметов была передана мне родителями из дома, в котором я выросла, воспитывалась, они окружали меня с детства. Я очень дорожу мебелью, подаренной отцом, теми вещами, что мне достались от мамы. Кое-что было приобретено сейчас, но в основном, это семейные вещи, со своей историей, хранящие память о прикосновениях…

Мой интерьер по-настоящему фамильный, пронизанный духом времени, он хранит историю моей семьи. Я не смогла бы жить в пространстве, решенном в стиле хай-тек, хотя считаю, что он был придуман очень талантливыми людьми. Он чужой для меня, холодный, поверхностный, мне неуютно в мире, где нет глубины.

- Какие предметы обстановки особенно любимы вами?


- Буфет в стиле модерн начала XX века, что стоит в гостиной. Я помню, как отец привез его из Петербурга. Я очень люблю Венецию, карнавальные маски - память о путешествии - органично дополнили этот образ. Зеркало над камином когда-то висело в нашей московской квартире, в него смотрелись и моя мама, и бабушка…

Такие вещи очень памятные. В моей спальне вы можете видеть два шкафа. Один из них сопровождает меня всю жизнь, когда-то он стоял в моей детской. Шкаф украшен иллюстрациями Ивана Билибина к русским сказкам. Это уникальная вещь, созданная в талашкинских мастерских, для его декорирования была применена очень сложная техника: выжигание и роспись.

Круглый столик с бронзовыми ножками в стиле ампир тоже живет со мной много лет, поверхность столешницы инкрустирована разными породами дерева. А вот китайский комод, декорированный полудрагоценными камнями, появился в моей спальне не так давно, увидела его - и не устояла перед покупкой.

Он прекрасно вписался в интерьер, собранный из предметов в стиле модерн. Это во вкусе дворянских гнезд. Все эти вещи обладают и художественной, и исторической ценностью, но для меня они значимы, в первую очередь, тем, что перешли ко мне от отца, от мамы.



- Может ли в вашем интерьере появиться современная мебель?

В детской комнате стоит кровать в виде машинки - сын хотел именно такую. Предметам старины приходится с ней «уживаться». Я долго не могла к ней привыкнуть - слишком очевиден был контраст, например, с историческими детскими креслами, что стояли когда-то во дворце (это подарок нашего знаменитого дедушки, он привез их из Петербурга).

Думаю, что это временный предмет в нашем интерьере. Вообще, современные предметы могут сосуществовать со стариной, образовывать красивые, эффектные союзы. Например, кухня должна быть современной, и она может гармонично сочетаться со столом начала XX века. Без таких бытовых вещей было бы невозможно жить, ведь интерьер должен быть не только красивым, но и удобным, функциональным.

Вы росли в окружении произведений искусства, стали художником. В доме много картин. Какие авторы, образы наиболее значимы для вас?


- Особенно дорог мой портрет кисти отца, Ильи Сергеевича Глазунова. Там же, в гостиной, слева от камина, висит портрет матери - отец создал его вскоре после их знакомства. Это этюд 50-х годов, написанный в передвижнической манере. Под ним - «Автопортрет с женой», на котором папа с мамой идут по набережной, держась за руки.

Это очень трогательная работа, и она абсолютно точно передает дух времени - «оттепели», которая дала надежду на перемены, и эта надежда светится в их глазах. Справа от камина висит копия картины итальянского живописца Себастьяно дель Пьомбо, жившего в XVI веке. В Российской Академии живописи, которую создал мой отец, нас учили на примерах произведений старых мастеров, мы очень много копировали их.

Этот портрет напоминает о том времени. Я особенно люблю романтичную, даже сентиментальную картину, на которой изображены две девушки: одна из них плачет, прочитав письмо, вторая утешает ее. Она создает эффект окна, окна в прошлое, в ампирный мир русской усадьбы. Это копия работы XIX века. Может быть, эта картина не имеет музейной ценности, но я вижу в ней редкое соединение духа прошлого, настроения с композиционной цельностью и красотой колорита.

Вообще мне дорога каждая вещь, картина, репродукция, что находится в доме. Я могу говорить о них бесконечно. В доме много черно-белых фотографий. Они создают настроение и дороги мне как память: это прошлое, это детство.



- А ваши собственные произведения?

Единственную картину я повесила в комнате детей над кроватью сына - это портрет их отца, моего мужа. У художников как-то не принято украшать стены своими работами. По крайней мере, я никогда не встречала такого. Каждый художник самокритичен. Неудовлетворенность тем, что сделано, - нормальное чувство для человека творческого. Оно стимулирует двигаться дальше, стремиться к чему-то новому.

Вы представительница уникальной семьи, родиться в которой - это и большое счастье, и огромная ответственность…


- Да, и я ощущаю это с детства: отец - всемирно известный художник, мои предки по материнской линии внесли значительный вклад в русскую культуру XIX-XX веков. Прадед моей мамы - Леонтий Николаевич Бенуа, великий зодчий, академик архитектуры, с 1893 года руководил мастерской Академии художеств, из которой вышли все выдающиеся архитекторы того времени.

По его проектам было построено множество зданий в Москве, в Петербурге, по всей России, даже в Европе. В последние годы жизни он был ректором Императорской Академии художеств. Моя мама Нина Александровна Виноградова-Бенуа известна как театральный художник. Она создала костюмы для опер «Пиковая дама» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, «Сказания о Граде Китеже» (более 150 костюмов), в 80-е годы вместе с отцом они работали в берлинской Штатц-опере.

Мама была большим знатоком русского костюма, написала о нем книгу и этим достойно продолжила линию своего двоюродного деда, Александра Бенуа. Мы с братом, Иваном Ильичем, продолжили династию художников.

Кстати, он много работал на Урале: храм Успения Божьей матери в Верхней Пышме был расписан по его эскизам, он руководил бригадой художников и сам принимал участие в создании фресок. Иконы кисти Ивана Ильича есть в храмах Ганиной Ямы. В Кировограде он расписывал иконостас храма Амвросия Оптинского.


Наверно, интерьер дома ваших родителей сыграл не последнюю роль в формировании ваших стилистических, художественных предпочтений, повлиял на выбор профессии?


- Конечно. Мы с братом росли в атмосфере любви к старине, к русской истории, к русскому интерьеру, костюму, впитали эту любовь и сейчас стараемся передать ее своим детям. Мы делаем это не навязывая, как когда-то наши родители, в том числе и через интерьер. Мой дом сегодня - это то, что пришло из детства, те традиции и та любовь, что были привиты родителями.

Отец создал свой стиль интерьера, он вобрал в себя традиции оформления русских усадеб, искусство Древней Руси и имперский стиль. Ему было доверено воссоздание интерьеров Большого Кремлевского дворца. В числе его работ интерьеры русского посольства в Мадриде, Академии художеств, его галереи на Волхонке 13.

Мне кажется, очень важно с детства прививать любовь к красоте (а в старине, в классике и есть истинная красота). Это не только формирует некие ценностные ориентиры в жизни, но и создает крепкую основу, защитный панцирь, с которым невозможно быть уязвимым.


- Ваши работы, созданные в сотрудничестве с компанией «Кенгуру», помогают мамам в решении этой задачи?


- Когда родились дети, мне захотелось украсить чем-то специфически детским их комнаты. После посещения специализированных салонов, я пришла к выводу, что ничего интересного они не могут предложить. Сегодня нам, нашим детям активно навязывается диснеевская тематика. Человек-паук, Барби - это штампы, которые не развивают, вводят детей в рамки.

Меня всегда очень трогали иллюстрации из дореволюционных книг, изображения на старых открытках - добрые, невероятно трогательные, красивые. Мысль о создании собственной «детской» серии работ пришла, когда я рисовала картины для Полины и Ильи. Потом я имела счастье познакомиться с руководителем салона «Кенгуру» Лилией Минкевич, и мы решили сделать проект по оформлению детских комнат моими картинами.

Так появилась серия «Детские сны». Это очень приятная для меня работа. Мне кажется, детей должны окружать трогательные, гармоничные вещи в интерьере, которые будут и успокаивать, и наводить на размышления.



- Вера, вы строгая мама?


- Я стараюсь совмещать строгость с любовью. В нашем доме нет разбалованности, вседозволенности. Мне кажется, что это правильно: потом детям будет легче идти по жизни. У Полины и Ильи никогда не возникало желания взять карандаш и разрисовать старую картину или мебель.

Однако они и сейчас могут прыгать до потолка на диване XIX века, и я не стану их за это ругать, потому что это все-таки предмет, а есть вещи более важные…


- В последнее время стол в гостиной стал местом, где мы с детьми вместе работаем. Причем, каждый занимается своим делом: я рисую, сын, глядя на меня, что-то раскрашивает, дочь клеит аппликации. Вот так вместе мы и проводим вечера, занимаясь творчеством.

совет от Веры Глазуновой:

Не заостряйте внимание на дизайнерских проектах. Дом - это, прежде всего, «гнездо», в котором отражается индивидуальность человека. Не воплощайте в своем доме идеи чужих людей, навязанные вам. Каждый человек знает сам, как обустроить свой дом. Планируя интерьер дома, квартиры, прислушайтесь к себе!


Тема сочинения: «Глаза – зеркало души человека»

Цели работы:

  • Научить шестиклассников через внешность постигать внутренний мир человека и описывать свои наблюдения.
  • Дать нравственную оценку изображенного на одном из двух предлагаемых портретов.
  • Проверить, умеют ли ученики, вдумываясь в формулировку темы: а) раскрыть тему и передать основную мысль; б) выбрать верную форму изложения (ведущий тип речи – описание предмета с элементами повествования и рассуждения); в) правильно строить текст типа описания предмета, используя лексические возможности языка.

Оборудование: репродукции двух портретов, описание которых будет предложено шестиклассникам на выбор:

  • Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками», 1887 г.
  • Илья Сергеевич Глазунов «Вера», 1980 г.

Краткие пояснения: Сочинение по картине –одна из сложных методических проблем, решать которую можно по-разному.
Для работы предложены два реалистических портрета, объединенные общей тематикой. Их основа – жизненная правда. Правдивость изображения сочетается с правдивостью выражения чувств, мыслей, переживаний, настроения героев. Важно подчеркнуть, что каждая деталь на картинах дышит, живет; показать, что перед нами не статичные, а живые картины. Кроме того, художники стремятся передать свое отношение к персонажу, поэтому в сочинении необходимо раскрыть внутренний мир человека, обратив особое внимание на его глаза.
Наибольшие трудности вызывает именно «чтение» портрета. Важно научить внимательно всматриваться в картину, описать то, что ученик видит на ней, определить детали, краски, колорит, свет и т.д.
Дополнительная целевая установка – дать нравственную оценку изображенного на портрете – делает работу еще более интересной.

В работе выделила 3 основных этапа:

1) предварительная работа над сочинением – самый сложный этап;
2) самостоятельная письменная работа;
3) итоговый урок-анализ написанных работ.

Проверяя сочинения, учитывала следующее:

1) полнота изложения;
2) самостоятельность мышления;
3) верность трактовке картины;
4) умение дать нравственную оценку изображенного на портрете.

ХОД УРОКОВ

I этап

1. Вступительное слово учителя с элементами беседы

Сегодня на уроке мы будем описывать портрет человека и основное внимание обратим на глаза, стараясь доказать справедливость утверждения, что «глаза – зеркало души человека».
Давайте присмотримся друг к другу. Как мы смотрим? Каким бывает наше лицо? Глаза? Взгляд?
К сожалению, замечаешь, что редко кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя.
Мы порой знаем многое, умеем многое, а вот разучились или не научились смотреть друг другу в глаза.
Поэтому наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным, внимательным к окружающим людям. Через внешность постигать внутренний мир человека, его характер, настроение, находить главное в облике конкретного человека и описывать свои наблюдения.
Давайте подумаем, что в лице человека самое главное? (Глаза).
Послушайте как писатель Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека» описал глаза героя: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе, Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть.
Вот такие глаза были у моего собеседника».
Каким вы представили себе героя рассказа? Что можете сказать об этом человеке?
Прослушав отрывок, еще ничего не зная о судьбе героя, уже можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, умертвили глаза.

2. Рассказ учителя о представленных портретах; беседа по содержанию картин, «разгадывание» их.

Вопросы носят проблемный характер. В этой части беседы ничего не надо записывать, чтобы не давать рекомендаций к обязательному использованию и не снижать эмоционального воздействия. Важно, чтобы речь учителя была образной .
А теперь посмотрим на репродукции картин и опишем их, обращая особое внимание на лица, взгляд, выражение глаз девочек, изображенных на портретах.

Картина В.А.Серова «Девочка с персиками»

Это один из лучших портретов В.Серова. Картина написана в Абрамцеве, в подмосковном имении Саввы Ивановича Мамонтова, известного русского промышленника и мецената (покровителя искусств). Первоначальное название картины: «Портрет В.М.» (Веры Мамонтовой, дочери С.И.Мамонтова) – впоследствии было изменено по предложению другого художника – Игоря Эммануиловича Грабаря, который, увидев этот портрет на выставке в 1889году, воскликнул: «Девочка с персиками!»
В своих воспоминаниях о том, как была написана картина, и о впечатлении, которое произвела в свое время Вера Мамонтова на художника, Игорь Грабарь рассказывает: « Он был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва узнал ее. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было еще полных двенадцати лет. Серов сразу решил ее писать – в том самом платьице, в котором увидал, - в розовой кофточке с черным бантом…
Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо задумал он не просто портрет, портрет-картину. Как ни восхищала его стоявшая перед ним чисто цветовая задача, но еще больше волновала его сама модель, ясные, детски чистые глаза чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ».

Беседа по вопросам :

– Что интересного в этой картине? Чем она вас привлекает?
– Рассмотрите картину. Постарайтесь объяснить, почему второй вариант названия является более выразительным, точнее передает авторский замысел.
– Как художник передает обаяние девочки? Опишите ее лицо, позу, ясные глаза, обратите внимание на освещение комнаты, девочки.
Солнечный луч как бы перемешивает оттенки цветов на картине, не правда ли? Вот, к примеру, розовая кофточка: найдите на ней оттенки других цветов. Какое впечатление создает нежная цветовая гамма?
Мы не чувствуем, что девочка позирует художнику. Кажется, что она лишь на минутку забежала в комнату, чтобы взять персик, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.
– Каково ваше отношение к картине? Какие чувства она вызывает у вас?

Картина И.С. Глазунова «Вера»

Наш современник, замечательный художник, работающий в разных жанрах, в том числе в жанре портрета.
«Вера» – одна из лучших его картин, написанных в этом жанре. На портрете изображена дочь художника. И.С. Глазунов много и охотно писал свою дочку; его, очевидно, привлекало выразительное, своеобразное лицо девочки, ее удивительно глубокие глаза. Картина написана мастерски. Она пронизана чувством нежной отцовской любви. Она прекрасна!

Беседа по вопросам:

– Нравится вам эта картина? Что в ней привлекает? Чем она интересна?
– Вглядитесь в черты лица девочки. Какие они – правильные или неправильные? Какие у нее губы, нос, глаза? Что вы могли бы сказать о ее характере, натуре девочки, рассматривая портрет?
– Большинство работ, запечатлевших эту девочку, Глазунов обычно так и называл: «Портрет дочери», а эта его работа названа иначе: «Вера». Как вы думаете, почему? Может быть, это не просто имя?
– Как вы думаете, случайно ли совпадение имен героинь представленных портретов? Может быть, этих девочек объединяет не только имя?

3. Письменная подготовительная творческая работа

а) записать в тетрадях как можно больше определений, какими бывают глаза, взгляд, лицо.

Одна из записей в тетради: глаза – добрые, печальные, с хитринкой, лукавые, злые, умные, веселые, счастливые и др.; взгляд – серьезный, задумчивый, затуманенный грустью, дерзкий, открытый, проницательный, гордый, прямой и др.; лицо – мужественное, доброе, усталое, радостное, детское и др.

б) создать синквейн со словом «глаза».

Одна из записей в тетради: Глаза.
Красивые, синие.
Смотреть, плакать, моргать.
У моей мамы прекрасные синие глаза.
Глаза – зеркало души.

в) читаю слова – определения глаз, ученики распределяют их в два столбика в зависимости от эмоций (положительных или отрицательных), которые эти определения вызывают у них:
Наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивительные, задумчивые, блестящие, злые.
К каждому столбику прошу подобрать свои 2-3 слова.

Одна из записей в тетради: + –
озорные наглые
ясные бегающие
правдивые пустые
внимательные лукавые
задумчивые гневные
блестящие скорбные
веселые злые
добрые жестокие
удивительные
красивые
4. Подведение итогов подготовительной работы

Непосредственная подготовка к письменному высказыванию. Ученики должны определить тип и стиль своего будущего высказывания, его общую структуру, его начало, узловые моменты и заключение.

Да, глаза человека приобретают большую силу. Не случайно в народе родились такие пословицы: «Глаза – это зеркало души», «Коль очи светятся, душа чиста» (эти пословицы записываются на доске). Свое сочинение вы так и назовете: «Глаза – зеркало души человека». Расскажите о человеке, который смотрит на вас с портрета.

II этап

Самостоятельная письменная работа.

III этап

Проверив и оценив работы, готовлю итоговый урок. Продумываю, какие работы будут зачитаны (с разрешения авторов) полностью; какие отдельные удачные словосочетания и предложения будут зачитаны; отмечаю удачи, находки, а также просчеты; выявляю причины неудач и просчетов и т.д.
Готовлю комплексный анализ написанных работ, а также прошу учеников (желательно, сильных) сделать вывод, выразив свое личное отношение к теме.

Из холла галереи зрители попадают в разные залы.

Наш Санкт-Петербург. Памяти жены,
художницы Н. А. Виноградовой-Бенуа. 1994

Дети И. С. Глазунова - Иван и Вера - стали художниками. Илья Сергеевич много писал детей, их возрастание и возмужание запечатлелось и осталось теперь в его портретах, графических и живописных, на которых с нежностью переданы их младенческие лета, уходящее детство, отрочество, и, наконец, зрелость.


Ваня. Портрет сына художника. 1976

Вера со свечой. (Портрет дочери) 1978

Образ Иисуса Христа - Спасителя мира в картинах Глазунова поражает всякий раз глубоким чувством. Ведь не случайно советская критика организовывала травлю художника, называя его художником церковным и мистически православным, "не помогающим строить коммунизм". Христос у Глазунова - с голубыми глазами, русыми волосами, непостижимый и поражающий. Он в произведениях художника - Спаситель и Утешитель Мира. Бесспорно, что Образ Христа - это Образ Православия, которое создало понятие Святой Руси. Для Глазунова Христос и Новый Завет - это Святое Апостольское Православие. Не случайно свою книгу, всколыхнувшую многих людей, художник назвал "Россия распятая". За распятием следовало воскресение. Это и есть непостижимое чудо истории. Об изображениях Христа у Глазунова трудно писать, их надо видеть. Их надо понять. Но пишущий о Глазунове невольно вспоминает слова другого великого художника, В. М. Васнецова: "Все мое искусство - есть свеча, возожженная перед ликом Божьим". Логично добавить, что каждая картина Глазунова - это выражение его понимания православного народа.


Храни Бог Россию! 1999

Возвращение блудного сына. 1977

В 130 км от Нижнего Новгорода, в керженских лесах, недалеко от городка Семенов, известного на весь мир хохломской росписью, находится озеро Светлояр. Оно знаменито легендой о граде Китеже . Китеж (Китеж-град, Кидиш) - мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. При приближении войск город, якобы, исчез из глаз изумленного неприятеля и опустился на дно озера Светлояр.

В отличие от других мифических погибших городов, Китеж не пострадал за грехи его жителей - напротив, считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет.

Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр - отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.
То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники - за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.

В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя. Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой - Батый не ожидал сопротивления.

В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан.

Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек - он бьет до сих пор.

Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя - это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

И свершилось чудо: зазвонили вдруг колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.
Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой. Город же исчез.

Согласно легенде, он должен «проявиться» только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах озера Светлояр.


Вход в зал, где размещены картины из цикла "Куликово поле"

В "Кануне " запечатлен важнейший духовный момент накануне решающей битвы за освобождение от монголо-татарского ига. Сергий Радонежский, игумен Троицкой обители, благословляет на победу московского князя Дмитрия. Не случайно и по сей день наш народ видит в Сергии Радонежском своего молитвенника перед Богом, пастыря и защитника. Потому и сегодня не меркнет сияние лампад над ракой Святого Преподобного отца Сергия Радонежского, который вдохнул в уже было отчаявшееся поколение волю, мужество и отвагу.

Мужественный, одухотворенный князь Дмитрий , возглавлявший русское войско, и его жена княгиня Евдокия , а с другой стороны - монгольская девушка на фоне тревожного, словно пожарище, вечернего неба и вглядывающийся во тьму ночи при свете костра хан Мамай как бы олицетворяют две силы, сошедшиеся в смертельной схватке.

Князь Дмитрий Донской. 1961-1980


Монгольская девушка. Из цикла "Поле Куликово". 1979


Засадный полк. Из цикла "Поле Куликово". 1979


Временный перевес татар. Из цикла "Поле Куликово". 1980

Грандиозный цикл полотен И. Глазунова "Образы России" органично включает работы, воссоздающие зримые образы реальных исторических событий и лиц. Многие из них, такие как "Князь Игорь", "Два князя" , "Русская песня", создавались после поездок художника по древним русским городам. Мастерство и индивидуальность композиции, выразительность цветового решения помогают художнику совсем по-новому, неожиданно и очень художественно, увидеть реальных героев русской истории и образы, рожденные в глубине души художника и свойственные только ему.

"Два князя" - одна из самых известных картин Ильи Сергеевича Глазунова. Она очень любима народом. Ее содержание - непреходяще актуально, особенно в наши дни. На высоком берегу могучей русской реки, под былинно тревожным небом, весь горизонт которого объят дымом пожарищ, князь-отец показывает сыну на вражеские полчища: "Смотри и помни". Совсем юный князь исполнен внутренней силы и воли защитить родную землю от черной беды, черный и белый кони напоминают нам древнюю икону. Могучи стены крепости, готова к бою ощетинившаяся копьями верная дружина.


Два князя. 1994

Воскрешая страницы отечественной истории в цикле произведений "Образы России", художник обращается к ее самым переломным моментам. У истоков великого потрясения, пережитого Россией в начале XVII века (Смутного времени), лежало трагическое событие, вызвавшее общенародное возмущение,- убийство юного царевича Димитрия . Таинственность обстоятельств его гибели, способствовавшая появлению множества легенд, роковым образом отозвалась на судьбе взошедшего на престол Бориса Годунова , которого многие считали виновником смерти Димитрия.


Легенда о царевиче Димитрии. 1967

Масштабные работы И. Глазунова




Разгром Храма в Пасхальную ночь. 1999



Мистерия XX века. 1999


Великий эксперимент. 1990


Рынок нашей демократии. 1999



Память о войне всегда жила и живет в душе художника.

Незабываемый 1941-й. Будущий художник вместе с толпами беженцев отступал от немцев, которые рвались к Ленинграду. Жара, пыль, вмятая в землю гусеницами танков спелая рожь. Тревожное, предгрозовое небо.

Илюша навсегда запомнил отступающих русских солдат. Выцветшие от солнца гимнастерки с темными пятнами пота. Темные, как древние лики икон, лица с ясными голубыми глазами. Сотни тысяч беженцев, солдат и гонимый в клубах пыли блеющий и мычащий скот. Не тогда ли задумал будущий художник одну из картин великой народной драмы, которую он позднее воплотил и назвал "Дороги войны" .

Илья Сергеевич Глазунов родился и вырос в Ленинграде. Пережив кошмар ленинградской блокады, когда у него на глазах от голода умерли отец и мать, он по воле Божьего промысла остался жить, чтобы выполнить свое предназначение - быть художником.

"Мне иногда кажется, что Бог, сохранив меня, оставил меня на нашей страшной апокалипсической земле, чтобы я выполнял миссию художника и гражданина. Тогда, во время блокады, мне было 11 лет. И сегодня, спустя полвека с лишним,не покидает страшное чувство близости смерти и вера в Божье чудо. Я должен жить и победить," - говорит о себе Илья Сергеевич.

Маленькая деревушка Гребло, затерянная в необъятных лесных просторах Новгородчины, где он трудился в эвакуации вместе с крестьянскими детьми, зарабатывая свой первый хлеб, оставила глубокий след в душе и творчестве будущего художника.

Вернувшись в город своих предков - Санкт-Петербург (тогда Ленинград) - Глазунов поступил в среднюю художественную школу при Академии художеств, проявлял с юности несокрушимую волю и упорство и стал примером трудолюбия и безграничной любви к искусству для всех, с кем учился. Перед глазами юного художника и его друзей-соучеников постоянно были нетленные образцы высокого Искусства - творения старых мастеров Эрмитажа и Русского музея.


Дороги войны. 1954-1957

Метель. Из серии "Годы войны". 1978

За ваше здоровье. 1977

Всемирную славу Илье Сергеевичу принесли иллюстрации к произведениям его любимого философа, писателя, русского пророка Федора Михайловича Достоевского . Он единственный художник, который проиллюстрировал все произведения великого писателя.

Работы Глазунова, выражающие внутренний мир героев Достоевского,- одна из вершин его творчества. Как и во многих романах писателя, фоном жизни героев художника является Петербург, где он родился и вырос, навсегда полюбив его. "Белые ночи" - удивительное произведение Достоевского, где ирреальна жизнь и реальна мечта. В образе мечтателя многие угадывают самого художника, чья юность овеяна призрачной дымкой белых ночей


Мечтатель. Иллюстрация к повести Ф. Достоевского "Белые ночи". 1970

Нелли. Иллюстрация к роману Ф. Достоевского "Униженные и оскорбленные". 1983

Великий русский художник, мастер портрета и пейзажа, создающий самобытные полотна, пронизанные русским духом и традициями - Илья Глазунов получил высокое признание не только в России, но и в мировом художественном сообществе.

Глазунов Илья Сергеевич: жизнь и творчество

Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году. Его родители были представителями российской интеллигенции: отец - ученый-историк, мать - из семьи ученых-китаистов. Творческий талант Глазунова обнаружился в детстве, когда родители отправили мальчика в начальную школу искусств. Великая Отечественная война забрала у Ильи Сергеевича родных, и в возрасте одиннадцати лет он был эвакуирован из блокадного Ленинграда. Художник Илья Глазунов всегда интересовался жизнью и бытом простых русских людей, он восхищался природой России и первые свои зарисовки, эскизы посвящал именно родным краям. Ничто другое так не вдохновляло Илью Сергеевича, как скромная красота русской земли. Когда война закончилась, Илья Глазунов живопись, к счастью, не забросил, хотя послевоенное время было сложным этапом в его жизни. По прибытии в Ленинград он вновь поступает в художественную школу, уже при Репинском институте искусств.

Студенчество

Обучаясь в Институте Репина, начинающий художник Илья Глазунов проходит практику, не чуждую русскому человеку, попадает в Юкки, путешествует по Поволжью, застает строительство Куйбышевской гидроэлектростанции. Как любой студент института живописи, создает дипломную работу - полотно «Дороги войны», которое впоследствии не было принято экзаменационной комиссией. Илью Сергеевича сильно вдохновляла фигура литературного гения - Федора Михайловича Достоевского. Как отмечала близкая ему особа, он «мечтал жить в окружении Достоевских страстей», когда грань с реальностью и вымыслом стирается и весь дух «работает на пределе». Его кистью было написано множество иллюстраций к новеллам Достоевского, в том числе портрет князя Мышкина в романе «Идиот».

Художник русской культуры

Глазунов Илья, картины которого являются настоящей рефлексией эпохи, много путешествовал по стране. Это воплотилось в его полотнах. Глубокий психологизм отражают не только его портретируемые модели, но и пейзажи, изображающие жизнь и быть простых крестьян. Особое место в творчестве художника занимает прекрасная половина человечества. Например, на это указывают такие полотна, как «Девушка с Волги», «Незнакомка». С огромным трепетом мастер работал над портретами очаровательных девушек, которые даже получили нарицательное имя «глазуновские», - таким внимательным к женским образам был и остается Глазунов Илья. Картины художника очень скоро заметили за пределами страны Советов. Илья Сергеевич был приглашен в Италию, где он познакомился с творчеством итальянских деятелей искусства, поучаствовал в нескольких выставках со своими работами. Глазунов побывал в Европе и Азии, во время своей поездки во Вьетнам создал цикл «восточных» полотен. Но чем дальше Глазунов уезжал от родины, тем мощнее становилось его вдохновение уникальной русской культурой.

Особенности художественного стиля

Совершенно уникальным представляется художественный стиль Ильи Сергеевича. Одним только взглядом можно оценить работу любого художественного жанра и установить ее принадлежность: это полотно создал Глазунов Илья. Картины, изображающие святых, советскую номенклатуру, натюрморты, прекрасную наготу нимф, классиков русской литературы, пейзажи города и деревни - все, что создает Глазунов пронизано тонкой нитью его авторского, самобытного стиля. Невозможно не отметить уникальное свечение, создаваемое Глазуновом благодаря игре света и тени. Полотна, насыщенные яркими, сочными красками, одинаково гармонично показывают зрителю и мирские страсти, и смиренное благочестие. Глазунов Илья, картины которого узнаваемы по всему миру, сам не относит себя к какому-то живописному стилю, но его справедливо называют представителем русского салона XIX-XX века и совершенно уникальным художником-социалистом, представителем национального арта. Вспомнить, хотя бы «Вклад народов нашей страны в мировую культуру и цивилизацию».

Илья Сергеевич Глазунов - поистине великий художник, патриот русской самобытности, возвышенной культуры России во всех ее проявлениях. Глазунов изображает богатство русской истории, взгляд на ее достояние сквозь призму эпох. Неизменный, но динамично развивающийся до наших дней стиль художника делает его уникальным в своем роде мастером кисти.