Экзальтированный - это чувствительный и добрый человек. Что такое экзальтация

Ко мне на прием был направлен 9-летний ребенок , с невозможностью воспринимать учебный материал. Так мне объяснила по телефону специалист, которая его ко мне и направила.

В назначенное время на прием пришел мальчик и его бабушка, которую бабушкой назвать сложно. Кожно-зрительная по векторам — очень моложавая, подвижная, с готовностью идущая (можно сказать, стремительно бегущая) на контакт. Признаюсь сразу, что первый порыв, устремленный в мою сторону был мне очень приятен.

Приятно видеть людей не безразличных, а заинтересованных в тебе, но потом…

На мой вопрос: «С чем пришли? На что жалуетесь?» она 5 минут что-то очень ярко, красочно и эмоционально говорила. Из ее речи я не поняла ни слова. Когда я второй раз попросила ее сформулировать проблему на меня опять обрушился поток слов, который я пыталась оформить в какой-то смысл, чтобы за что-то зацепиться, но безуспешно… Единственное, что я поняла, что мальчик в какой-то момент впадает в состояние оцепенения . И это было не проговорено, а показано.

Этот ступор я прочувствовала и на себе, когда после осмотра мальчик лег на кушетку, и я где-то минуту ходила вокруг него, так как начисто забыла весь алгоритм работы. Внутри меня трясло. Я попросила бабушку сидеть молча, больше мне ничего не говорить и сознательно стала себя успокаивать. Давая себе команды: «Таня, успокойся! Дыши! Все нормально, сейчас будем делать то-то и то-то». Через минуту состояние мое нормализовалось, и я смогла приступить к выполнению своих обязанностей.

Естественно, у мальчика было состояние стресса, «напряжение» в голове и в области грудо-брюшной диафрагмы. Его внутренний краниосакральный механизм был ограничен.

Мальчик по векторам был кожно-анально-зрительный. И мама, и его бабушка были носителями зрительного вектора. Бабушка в состоянии эмоциональной экзальтации в зрительном векторе. Мама, по всей видимости, тоже была в не совсем гармоничном состоянии. Сама бабушка говорила, что «ее дочь еще та еще истеричка и будет похлеще ее в своих эмоциональных проявлениях».

Конечно, верить всему, что говорят такие люди, не стоит. Все может быть сильно преувеличенно и иметь мало общего с реальностью. Но даже по одной бабушке было понятно, что парню в таких условиях жилось очень нелегко.

Проработав остеопатически с мальчиком, я объяснила его бабушке, что причина его состояния в поведении его близких . Представителям анального вектора очень важны спокойный ритм и последовательность во всем, в том числе и в подаче информации. Они основательны во всем, что делают. Чтобы начать действие, такому ребенку нужно собраться, настроиться. А начав, довести до конца. Это необходимые условия для его психологического комфорта и развития его свойств.

А тут эмоциональная экзальтация бабушки наряду с мельтешением, дерганостью в кожном векторе постоянно срывают его, мешая углубиться во что-либо . Ее внимание перепрыгивает с объекта на объект. Не фиксируется долго на чем-то. Даже проследить ход ее мысли сложно. От нее поступают противоречивые сигналы – о чем она говорит, и что делать – ему непонятно. Это вводит нуждающегося в последовательности мальчика в ступор.

Не жизнь, а вечная сцена

Зрительный вектор наделен эмоциональностью, которая в условиях нереализованности у человека может иметь экзальтированную форму. Их эмоции бурные, но при этом поверхностные. Такие зрительники все воспринимают очень преувеличенно, на пике своих эмоций. Таким поведением они расшатывают себя и окружающих. Это может вызывать раздражение и неприятие со стороны других людей.

Зрительники, остановившиеся в своем развитии, инфантильны. Они ничего сами не могут сделать. Только привлекают внимание. К себе. Но сегодня, когда существует реальная возможности реализовать весь огромный потенциал своих эмоций в помощи людям, оставаться на уровне охов и ахов недостаточно. Это не наполняет.

Таким зрительникам нужна публика. Им важно вызвать эмоции у других людей. Им нужно, чтобы ИМ СОПЕРЕЖИВАЛИ, СОЧУВСТВОВАЛИ. Это как ребенок, который привлекает к себе внимание своим плачем, истерикой или как-то иначе с одной только целью, чтобы получить желаемое.

Эмоциональный вампир. Клубок из страхов и эмоций

Экзальтация или глубина настоящих чувств

Эмоции – тип реагирования на происходящие события. У экзальтированного зрительника они кричат, сшибая с ног всех окружающих. Не реализуясь в общественно-полезной деятельности, они просто беспорядочно выплескиваются наружу, так и не оформившись в глубокое чувство – эмпатию, сопереживание, любовь.

Чувства – они глубже, они не кричат. Они тихо проживаются человеком внутри. Развитая чувственность помогает человеку акцентировать свое внимание на ближнем. Прочувствовать чужую боль и откликнуться на нее, поддержать. С таким человеком рядом тепло и комфортно.

Татьяна Караказова , врач


Раздел:

Психология рассматривает экзальтированность как проявление темперамента, приближенного к психопатии . Немецкий психиатр Карл Леонгард первым описал понятие экзальтированности, выделил и классифицировал этот тип, а также охарактеризовал его как «темперамент тревоги и счастья» .

Проявления экзальтации свойственны определенным типам темперамента: сангвинику и холерику. Женщинам экзальтация в поведении присуща чаще, чем мужчинам. У людей из актерской среды экзальтация является присущей им особенностью, которая помогает им в профессии.

Проявления экзальтированности

Экзальтированность – это склонность к преувеличению и резким переходам от состояния счастья к непомерному горю.

Как рано начинает проявляться экзальтация

В поведении детей довольно раннего возраста экзальтация достаточно частое явление. В возрасте 2–5 лет почти каждый ребенок время от времени закатывает истерики с громким плачем, может переходить от радостного настроения к печали и слезам. Иногда дети закатываются смехом так, что их невозможно успокоить, иногда возбужденно бегают, размахивают руками и кричат, привлекая внимание. Можно сказать, что все это свойственно определенному этапу роста и развития каждого индивидуума.

В дальнейшем основная масса людей начинает контролировать свои эмоции и поведение – что можно считать признаком зрелости . Но отдельные личности могут оставаться вечным ребенком и заслуженно снискать о себе мнение, как об экзальтированном человеке.

Отношение окружающих к экзальтированным людям

Как все чрезмерное, экзальтация подвержена порицанию. У таких людей:

  • Часто возникают конфликты с окружающими.
  • Им стараются не давать важных поручений по работе.
  • Глубоких дружеских отношений с ними тоже не завязывают, так как им трудно доверять. Никогда не знаешь, что может « выкинуть » такая личность в следующую минуту.

Экзальтация – это огромная проблема близких той личности, которой свойственен подобный темперамент. Жить рядом с подобным человеком равносильно местопребыванию возле спящего вулкана. Совместное существование с такими людьми полно сюрпризов, и не всегда приятных.

Как живется экзальтированной личности

Не все индивидуумы с подобным темпераментом считают его проявления своей проблемой . Уверенность в собственной непогрешимости так и не дает им понять, что в большинстве своих жизненных неудач им некого винить, кроме самих себя . Эти люди часто совершают ошибки. Будучи плохо приспособленными к быту, они не справляются с « прозой жизни » , могут спиться, погрязнуть в житейских проблемах, необдуманно лишиться жилья.

В начале жизненного пути, пока рядом родители , близкие люди – в их судьбе участвуют и не дают свершиться чему-то непоправимому. С годами этих людей чаще, чем остальных, начинает преследовать одиночество . Можно вспомнить достаточно много таких изломанных судеб на примерах великих художников и известных артистов, умерших в одиночестве и нищете.

Но даже если сам человек осознает свою особенность и хотел бы избавиться от экзальтированности – увы. Свой природный темперамент и психические особенности никому не дано изменить силой одного лишь желания и знанием того, что такое экзальтация.

Экзальтированный тип личности






Эмоции - своеобразная энергия человеческой души. Они лежат в основе так называемой системы вознаграждения - особого механизма в психике, обеспечивающего мотивацию как желание достижения. Но далеко не всегда эмоциональные личности становятся успешными людьми и достигают больших результатов. Есть среди них категория, называемая по-особенному. Что такое такой склад личности, при котором эмоций отличаются особенной яркостью.

Они разные

Не стоит путать такой тип личности с внешне похожим на него истероидным. Да, и первый, и второй человек будут проявлять много чувств. Но экзальтированная показывает искренние и часто альтруистические. А вот истероид будет лишь демонстрировать сочувствие. То есть если для доброго дела нужны ресурсы или усилия, аффективно-экзальтированный поможет, даже если это не оценят. А вот истероидная личность делает все только напоказ. Поэтому библейскую заповедь о милостыне, творимой втайне, скорее будет соблюдать экзальтированный тип личности.

Без изменений в скорости

Иногда людей описываемого типа путают с циклоидами. И тем, и другим свойственна сильная реакция на внешние раздражители. Различие состоит в том, что у циклоидов не только эмоции, но и скорость мышления и других психических процессов изменяется, если изменились внешние обстоятельства. Экзальтированный - это человек, чье общее состояние не изменяется под воздействием благоприятных или неблагоприятных факторов. А тем более из-за внутренних «эмоциональных циклов».

Кем работать

Если говорить о профессиях, то экзальтированный - это часто артист, художник или писатель. Впрочем, довольно большой процент их работает с маленькими детьми. Именно они становятся сочувствующими, добрыми и любимыми воспитателями, от которых дети не хотят уходить домой из яслей или сада. Конечно, некоторые люди не могут найти себя в жизни, если не были развиты способности к творческим видам деятельности. Все же комфортнее всего таким личностям там, где они могут дарить свои эмоции людям. Из современных профессий альтернативой может стать event-менеджмент, то есть организация праздников и прочих событий.

Впечатление при общении

Человек экзальтированный - это всегда тонко чувствующая натура, которая выражает свои эмоции красиво, без насилия над собой и надрыва, чем грешат истероиды. Экзальтированные личности воспринимаются окружающими как теплые, добрые, хотя и чересчур эмоциональные люди. С ними рядом довольно комфортно, но они не могут стать специалистами высочайшего класса, если работа не подразумевает творчества.

Родом из детства

Как быть, если близкий вам человек относится к описываемому типу? Постарайтесь защищать его материальные интересы, создавайте ему атмосферы защиты и любви. Все люди в этом нуждаются, но экзальтированные личности - особенно. Это сделает вашего близкого счастливым и уверенным в будущем. Осторожно нужно обращаться с такими детьми - они очень уязвимы, и от доброго к ним отношения зависит то, сможет ли обладатель чувствительной психики благополучно адаптироваться в социуме.

- На экзальтированного поклонника, которому только и надо, что под окном

кумира ночи напролёт стоять, он, извини уж, не похож. - А почему «извини»?
- Ну, мало ли. Вдруг ты в кои-то веки решил обзавестись поклонником. Причём

непременно экзальтированным. А я отнимаю у тебя последнюю надежду.

Макс Фрай. Ключ из жёлтого металла

Экзальтированность (Экзальтированный) как качество личности – склонность проявлять повышенное настроение с чрезмерной воодушевленностью, неумеренной и безудержной восторженностью по поводу самых простых вещей и событий, избыточно бурной эмоциональной реакцией, переоценкой своих качеств, внешности, способностей и возможностей.

Однажды в жаркий летний день сосед позвал Ходжу в гости. Подали в большом кувшине сладкий сироп. Хозяин дал Ходже чайную ложку, а себе взял целый половник и начал черпать сироп из кувшина. Сколько Ходжа не старался, но угнаться за ним не мог. А хозяин всякий раз, как зачерпнёт, впадает в состояние экзальтации, восклицая от восторга: - Ох, умираю! Я этого не перенесу! Пища Богов! Умереть и не жить!

В конце концов, Насреддин швырнул чайную ложку и выхватил у хозяина половник: - Сосед! Дай и мне хоть раз умереть!

Экзальтированность – возбуждённая восторженность, воодушевленная оживлённость. Экзальтированность постоянно находится в возбужденном состоянии и непрекращающейся восторженности. Когда к ней случайно забегает соседка одолжить соль, она кричит: — Боже, какой счастье, что вы заглянули ко мне на огонек. Я Вас обожаю, и давно мечтала познакомиться с таким прекрасным и замечательным человеком.

То есть малозначащий факт вызывает у экзальтированности бурный эмоциональный всплеск и безграничные переживания. Если бы у соседки в руках был котенок, экзальтированность, наверняка, испытала бы ощущение полного счастья и чувство эмоциональной переполненности. Но, если бы соседка, сославшись на занятость, отказалась бы войти, ее настроение перевернулось бы на сто восемьдесят градусов, сменившись отчаянием и полным унынием.

Перепады настроения от страстного ликования до смертельной угнетенности и тоски – почерк экзальтированности. Малейшая неудача, легкое разочарование для обычного человека может стать искренним и глубоким горем для экзальтированности. У неё всегда включены кнопки «Слезы счастья» и «Готовность к отчаянию».

Жил один богатый коллекционер древних статуй, которых у него было великое множество. Они стояли по аллеям его красивого парка. Знакомые направили к богачу одного молодого студента с рекомендацией от местного Исторического общества, чтобы тот мог ознакомиться с удивительной коллекцией.

Управляющий доложил хозяину о прибытии гостя, встретил его и повел по дорожкам парка к дому. Охваченный любопытством, студент останавливался возле каждой статуи, восторженно вздыхал, впадал в уныние и отчаяние, что таких статуй нет в его обществе, затем опять, как в лихорадке, дрожал от радости и восторга около очередной статуи и глотал слёзы горести от понимания, что их никогда у него не будет. В конце концов управляющий не выдержал: - Господин, вас, собственно, кому представить: статуям или их владельцу?

Экзальтированность видит или приукрашенный, нарядный мир, или ярко выраженный черный цвет действительности. Имея тягу к прекрасному, экзальтированность обладает хорошим вкусом: из нее получаются хорошие артистические натуры, художники, дизайнеры, оформители. Любовь к высокому искусству, природе, религиозные переживания, увлечение спортом, мировоззренческие искания способны всецело, до глубины души поглотить внимание экзальтированного человека. Безудержно мечтательная и фантазийная экзальтированность использует в своем речевом общении повышенные тона, красочные обороты, витиеватые описания. Экзальтированным людям близко сострадание, искренность и альтруизм. В то же время, они склонны к паникерству, влюбчивости и словоохотливости.

Бурно выражая свои чувства, экзальтированность может через неделю смертельно надоесть любому самому терпеливому партнеру. Кому понравятся ежеминутные вскрики: — Нет! Ты не представляешь, как я тебя люблю! Я тебя обожаю!? И это произносится везде – за обедом, на улице, в автомобиле. Даже туалет и ванная не спасает от посягательств экзальтированности. Неудивительно, что партнеры с завидным постоянством сбегают от нее, набив оскомину от таких необузданных проявлений любви.

Экзальтированность – это переменное состояние: либо в невероятном счастье, либо в безысходном горе. Готовая сейчас обнять весь мир, через минуту, вся в слезах она трагическим голосом возвещает: — Всё пропало!

Как выясняется, по ошибке стерся телефон подруги на мобильнике. Позже она вспоминает, что он есть в записной книжке и его знают другие ее знакомые. Экзальтированность на сто процентов уверена в изысканности своих вкусов, манер, уникальности мировоззрения. Она всегда права, все остальные недоумки.

Ф.М. Достоевский создал незабываемые образы экзальтированных женщин в романах «Идиот» — Настасью Филипповну и «Братья Карамазовы» — Катерину Ивановну. Катя никогда не любила своего жениха, над ней властвовала мысль — спасти его. Поэтому она и стала его невестой. Вообразив себя спасительницей, она произносит: «- А коли так, то он еще не погиб! Он только в отчаянии, но я еще могу спасти его… Я хочу его спасти навеки! Пусть он забудет меня как свою невесту! И вот он боится предо мной за честь свою!? Ведь вам же, Алексей Федорович, он не побоялся открыться? Отчего я до сих пор не заслужила того же? — Последние слова она произнесла в слезах; слезы брызнули из ее глаз».

Экзальтированность заставляет ее позвать к себе домой Грушеньку — соперницу в отношениях с Митей, чтобы сделать ее своей союзницей в деле спасения Мити. Она в восторге от Грушеньки: «Грушенька, ангел, дайте мне вашу ручку, посмотрите на эту пухленькую, маленькую, прелестную ручку, Алексей Федорович; видите ли вы ее, она мне счастье принесла и воскресила меня, и я вот целовать ее сейчас буду, и сверху, и в ладошку, вот, вот и вот!.. — И она три раза как бы в упоении поцеловала действительно прелестную, слишком, может быть, пухлую ручку Грушеньки». Однако Катерине Ивановне пришлось испытать душевные муки разочарования. Грушенька не соглашается спасать Митю и заявляет: «- Так и оставайтесь с тем на память, что вы-то у меня ручку целовали, а я-то у вас совсем нет. Так я и Мите сейчас перескажу, как вы мне поцеловали ручку, а я-то у вас совсем нет. А уж как он будет смеяться!» Настроение Катерины Ивановны делает резкий разворот. Теперь Грушенька становится «беспутной женщиной» и «созданием, всегда готовым к услугам». Далее «с Катериной Ивановной сделался припадок. Она рыдала, спазмы душили ее. Все около нее суетились».

Отдельный разговор о ее поведении во время суда. Сначала она защищает Митю, доходя до самоунижения. В своих свидетельских показаниях она рассказывает, как однажды, спасая отца, пришла просить у Мити денег: «Тут было что-то беспримерное, так что даже и от такой самовластной и презрительно-гордой девушки, как она, почти невозможно было ожидать такого высокооткровенного показания, такой жертвы, такого самозаклания. И для чего, для кого? Чтобы спасти своего изменника и обидчика, чтобы послужить хоть чем-нибудь, хоть малым, к спасению его, произведя в его пользу хорошее впечатление».

Но через несколько минут она слушает свидетельские показания брата Мити, Ивана, которого любит больше, чем своего жениха. Иван обвиняет себя в подстрекательстве к отцеубийству. И вот тут-то разбушевавшиеся чувства заставляют Катерину Ивановну занять абсолютно противоположную позицию. Потрясенная жалостью к Ивану, а может быть, и объятая страхом, что его признания будут приняты всерьез, она почувствовала жестокую ненависть к Мите, считая его ответственным за душевное заболевание брата. Она кричит: «Я пробовала победить его (Митю) моей любовью, любовью без конца, даже измену его хотела снести, но он ничего, ничего не понял. Да разве он может что-нибудь понять! Это изверг!»

Достоевский продолжает: «О, разумеется, так говорить и так признаваться можно только какой-нибудь раз в жизни — в предсмертную минуту, например, всходя на эшафот. Но Катя именно была в своем характере и в своей минуте. Это была та же самая стремительная Катя, которая кинулась тогда к молодому развратнику, чтобы спасти отца; та же самая Катя, которая давеча, пред всею этою публикой, гордая и целомудренная, принесла себя и девичий стыд свой в жертву, рассказав про «благородный поступок Мити», чтобы только лишь сколько-нибудь смягчить ожидавшую его участь. И вот теперь точно так же она тоже принесла себя в жертву, но уже за другого, и может быть только лишь теперь, только в эту минуту, впервые почувствовав и осмыслив вполне, как дорог ей этот другой человек».

Дойдя до предела эмоционального возбуждения после своего свидетельского показания против Мити, Катерина Ивановна впадает в истерический припадок: «Минута же мщения слетела неожиданно, и все так долго и больно скоплявшееся в груди обиженной женщины разом, и опять таки неожиданно, вырвалось наружу. Она предала Митю, но предала и себя! И разумеется, только что успела высказаться, напряжение порвалось, и стыд подавил ее. Опять началась истерика, она упала, рыдая и выкрикивая. Ее увели».

Другой пример экзальтированности. Николай Ростов – герой романа Льва Толстого «Война и мир» с восторгом и воодушевлением принял весть о войне. Мечты о славе, храбрости, женской восторженности буквально усадили его в седло и погнали на войну. Увидев войну воочию, его экзальтированность перешла в другую крайность: «И разгоряченная, чужая физиономия этого человека, который со штыком на перевес, сдерживая дыхание, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам, что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с которым он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом».

С хвостом годов юношеская экзальтированность Ростова поутихла, свой долг – защищать Родину, он рассматривает прагматично: «Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось только в России. Если бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, то он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие». Словом, с возрастом экзальтированность Николая Ростова прошла, как «с белых яблонь дым».

Петр Ковалев 2013

Экзальтацией называют крайне возбужденное, в первую очередь восторженное состояние. Воодушевленными бывают многие, при этом далеко не каждого футбольного болельщика после гола любимой команды можно назвать экзальтированным. Главное здесь то, что особой причины для радости у экзальтированного человека может и не быть.

T&P уже не раз о различных типах акцентуаций, но аффективно-экзальтированного типа темперамента пока не касались. Напомним, что акцентуацией называют определенное сочетание ярко проявляющихся черт характера, при котором у человека повышается уязвимость к некоторым психогенным воздействиям. Люди с акцентуациями нормальны в общепринятом смысле - правда, иногда их отношения с окружающим миром и с собой строятся сложнее, чем у людей без столь ярких проявлений. Первым такие темпераменты выделил в отдельную группу и классифицировал немецкий психиатр Карл Леонгард. Одним из десяти описанных им темпераментов был как раз аффективно-экзальтированный тип.

Леонгард назвал экзальтированность «темпераментом тревоги и счастья». От страстного ликования до смертельной тоски таких людей отделяет один шаг (или двусмысленный взгляд, невнимательность друга, печальная новость по радио, капля пролитого на рубашку кофе - что угодно). Спасает только то, что обратная дорога к счастью для них так же коротка. В психологии склонность к таким резким переменам эмоционального состояния называется повышенной лабильностью.

У людей с экзальтированным типом личности эмоции возведены в культ. Люди с таким темпераментом не только не сдерживают проявлений чувств, но и считают душевные переживания важнейшей составляющей человеческой жизни. Часто они стремятся реализоваться в таких сферах, как религия и искусство, и в этом есть смысл: таких людей отличает хороший вкус и чуткость. Они часто достигают успеха в творчестве - во многом потому, что ценность художественного произведения определяется итоговым эмоциональным воздействием на зрителя/читателя/слушателя, и вполне логично, что лучше это получается у того, кто сам способен к высокому накалу чувственных переживаний.

Много экзальтированных личностей и среди актеров, потому что генерировать поток эмоций для них естественно, нужно просто приучиться направлять его в конструктивное русло. Конструктивной, по мнению Леонгарда, экзальтированность становится, когда к ней добавляются волевые способности. В таком сочетании она превращается в страстность: восторг и отчаяние начинают выражаться в поступках, а не в переживаниях и идеях, что свойственно просто экзальтированному человеку.

От страстного ликования до смертельной тоски таких людей отделяет один шаг. Обратная дорога к счастью для них так же коротка

Другой сильной (или слабой) чертой экзальтированных личностей является сострадание. Телепередача о трудностях жизни в концлагерях или щенок с перебитой лапой могут привести их в отчаяние; заурядную неприятность друга они переживают болезненнее, чем сам пострадавший. В порыве они готовы на настоящие подвиги альтруизма и самопожертвование. И этим нередко пользуются окружающие: чтобы взять денег в долг у экзальтированного человека, достаточно убедить его, что, например, покупка нового авто для вас - вопрос жизни и смерти.

Повышенная эмоциональность у людей такого типа проявляется в различных чертах: они контактны, улыбчивы, часто влюбляются и много говорят, но при этом обидчивы и склонны к паникерству. Люди с таким темпераментом часто спорят, но до открытых конфликтов, как правило, дело не доходит. Страх у экзальтированной личности имеет свойство резко нарастать, и даже в несерьезных ситуациях будут заметны его физиологические проявления - дрожь, холодный пот.

Хорошо проиллюстрировать экзальтированный тип личности можно с помощью героев художественных произведений. Своими необдуманными порывами и эмоциональными всплесками они накаляют страсти и поворачивают ход повествования, за что их и любят авторы. Подобный образцово-показательный типаж создал Достоевский в «Братьях Карамазовых». Его героиня Катерина Ивановна собирается выйти замуж за Митю Карамазова не из-за того, что любит его, а потому что увлечена идеей его спасения. В какой-то момент, воодушевленная мыслью сделать свою соперницу Грушеньку напарницей в этом деле, она приглашает ее к себе. Катерина Ивановна одухотворенно и восторженно говорит с гостьей, но когда понимает, что Грушенька над ней посмеялась, у героини происходит тяжелейший перепад настроения, который заканчивается тем, что «С Катериной Ивановной сделался припадок. Она рыдала, спазмы душили ее». Примерно с такой амплитудой эмоциональных колебаний - от горделивого счастья до трагедии - она и живет на протяжении всего романа, в финале которого оказывается в тяжелой истерике во время суда над Митей. Ярким примером мужского экзальтированного образа можно назвать шекспировского Ромео. Герой постоянно пребывает в крайнем состоянии возбуждения и либо задыхается от счастья близости к любимой, либо не находит себе места из-за трагедии вынужденной разлуки. Ромео просто не способен на переживания среднего порядка и во всем находит причины для усиления собственных чувств.

Экзальтированные личности располагают к себе окружающих умением сопереживать, искренне радоваться чужим успехам и сочувствовать горю. Но и отталкивающие черты у людей с таким темпераментом примерно те же: излишняя тревожность, склонность к панике, драматизму и «увеличению громкости» без видимых на то причин. Часто эффективное общение с экзальтированными людьми возможно, только когда их эмоции начинают ослабевать, а лучшая рекомендация для них - стараться снижать значимость переживаемых событий.

Как говорить

Неправильно: «Испанская инквизиция устраивала страшные экзальтации всем инакомыслящим». Правильно: экзекуции.

Правильно: «Мне с этой экзальтированной дамой совсем нет жизни: она то в облаках витает, то в истерике бьется».

Правильно: «Экзальтированность Феди утомляла всю группу: крики, возмущение и борьба за одному ему понятную правду были его верными спутниками».