Подготовка к ЕГЭ тест по русскому языку (11 класс) на тему. Презентация на тему " сложноподчиненное предложение" Молодые люди скоро дошли до размышлений что

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) По окончанию учебного года классным руководителем были написаны развёрнутые характеристики учеников.

Б) ошибка в построении сложного предложения

2) Размышляя над страницами повести «Собачье сердце», видишь, что насколько сложно перевоспитать человека, не чувствующего внутренней потребности жить так, как ему предлагают.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Те, кто любовались портретами Крамского, поражались глубине раскрытия человеческого характера.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже «Московском дворике».

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

6) Начав заниматься музыкой, у меня вдруг появилось много интересных знакомых.

7) Жилищная проблема в городе не только решается за счёт нового строительства, но и путём реконструкции старых зданий.

8) Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли.

9) Задания, выполняющиеся учениками на экзамене, не вызывают особого затруднения.

Задание № 2

Обман привёл к тому, что он оказался в чересчур ЗАТРУДНИТЕЛЬНОМ положении.

Никите, обладающему удивительными вокальными способностями, окружающие ПРОЧИЛИ карьеру оперного певца.

Это событие СТРЯХНУЛО всю округу.

Послеобеденный сон позволил мне ВОСПОЛНИТЬ недостаток сил.

Наша гостиница в Праге была очень КОМФОРТАБЕЛЬНОЙ.

Задание № 3 Расставьте знаки препинания.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.

3) Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды.

4) Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.

5) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

Задание № 4. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Подруга (1) возраста златого (2)

Подруга (3) красных детских лет (4)

Тебя (5) ли вижу (6) взоров свет (7)

Друг (8) сердца (9)милая (10) Сушкова?

Везде со мною образ твой,

Везде со мною призрак милый:

Во тьме полуночи унылой,

В часы денницы золотой.

То на конце аллеи темной

Вечерней, тихою порой,

Одну, в задумчивости томной,

Тебя я вижу пред собой...

(А.С. Пушкин)

Задание № 5. Расставьте знаки препинания

1.В сказках часто повествуется о том как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой и если говорить о владимирских печах то сказочники были недалеки от истины.

2.Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора и несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем ему вдруг стало весело.

3.Молодые люди скоро дошли до размышлений что им непременно надо пожениться но так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром придётся сделать это без родительского благословения.

4. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и испробовав таким образом свой голос начал петь. В небе неподвижно стояли ястребы распластав крылья и устремив глаза свои в траву.

Задание № 6. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова и исправьте ошибку

1) несколько ожерелий 3) билеты без местов

2) более умный 4) с тремястами книгами 5) амперов 7) больной мозоль 8) гнездовий 9)бриджей 10)обоих птиц 11) смотрев вперед 12) девяностами тетрадей 13) слегка промокнул 14) скоро выздоровеет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».

Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый-второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...


Задание 19.1. 1. Погодин запер дверь (1) и (2)когда почувствовал (3)что остался один (4)ему стало жутко.

2. Молодые люди скоро дошли до размышлений (1)что им непременно надо пожениться (2)но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери думать о свадьбе с Владимиром (4)придется сделать это без родительского благословения.

3.Море гудело все величавее (1)и(2) хотя влажный ветер валил с ног на обрыве (3) мы стали спускаться вниз (4)чтобы посмотреть на сверкающий пеной прибой.

4. Паша стеснялась сказать правду (1) и (2)когда ее вызвали (3) еще не придумала (4) как рассказать о происшествии.

5. Чаще думай о других (1) и (2) даже если тебе сейчас нелегко (3) ты не забывай о том (4) что кому-то может потребоваться твое участие.

Задание 19.2 . 1.Мне кажется (1)что по смеху можно узнать человека (2) и (3)если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых людей (4)то смело говорите (5) что это человек хороший.

2. С Матвеем случилось небольшое происшествие (1)о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.

3. Молодой журналист внимательно приглядывался к жителям северной деревни (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4)чтобы затем использовать их в статьях и очерках.

4. Мы часто повторяем (1)что судить о человеке (2)нужно прежде всего по его делам (3) и я с этим согласен.

5. Рядом с тобой всегда люди (1)и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать.

Задание 19.3. 1.Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3)стала отказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих.

2. Для археологии важны вещественные источники (1) и (2) даже к если они спрятаны в земле (3) они все равно составляют основной разряд памятников (4) исследованием которой занимается эта наука.

3. Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнете (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную березу (4) которая встретится на вашем пути.

4. Я очень люблю весну (1)и (2)когда проступает молодая зелень (3)спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми возрождения природы.

5. Кони очень устали (1) и (2) когда с них сняли вьюки (3) они легли на холодную землю (4) которую уже успел покрыть легкий снежок.

Задание 19. 4. 1. Дождь хлещет в стекла окон (1) и (2) когда стеклянный сумрак улицы освещают вспышки молнии (3) цветы на подоконниках становятся похожими на фантастические деревья (4) которые произрастают в сказочной стране.

2.Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3)расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

3. Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражен был (4) как изменился наш угрюмый дом.

4. Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

5. Снег засыпал следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придется искать с трудом.

Задание 19.5. 1.А старушка все говорила и говорила о своем счастье (1) и (2) хотя слова ее были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно все услышанное происходило с ним.

2. К вечеру пошел дождь (1) и (2) пока мы ехали по проселку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

3. Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе.

4. Хозяйка поняла (1) что(2)если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

5. Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались на башни подышать (3) то он мгновенно покрывал их разгоряченные лица (4) как будто пытался охладить их.

Задание 19. 6 . 1. По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе еще везде царил зеленый цвет.

2. В родительском доме все было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

3. Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

4. Когда художник жил в Крыму (1) он все свое время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

5. Все меня любили (1) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось все (4)что бы я ни сделал.

Задание 19. 7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1. Лес просыпался (1) и(2) хотя в чаще было еще сыро и сумрачно (3) но птицы уже начинали петь (4) а чуть позже на поляне появились первые бабочки.

2. Мы слишком рано приехали на пристань (1) и (2) чтобы скоротать время до отплытия теплохода (3) отправились к ближайшему кафе (4) где можно было покойно выпить чашечку кофе и обсудить планы на ближайшие несколько дней.

3. Становится как-то спокойней на душе (1) когда спустя долгие годы вновь попадаешь в знакомый с детства уголок природы (2) и (3) как ни отвык от тишины и медленного течения времени (4) с наслаждением слушаешь шелест старых лип.

4. Собакевич в четверть часа с небольшим доел всего осетра (1)так что (2) когда полицмейстер вспомнил было о нем (3)то увидел (4)что от произведения природы оставался один хвост.

5. Только в степи начинаешь понимать (1) сколько радости может дать человеку даже самая маленькая река(2) и каждый глоток воды здесь ценится по-особому.

3. Задание 19. 8.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1.Я присел под лиственницей (1) чтобы отдохнуть (2) и (3) пока мои друзья готовили ужин (4) меня охватила сладкая дремота.

2. Море гудело все величавее (1)и (2) хотя влажный ветер валил с ног на обрыве (3) мы стали спускаться вниз (4) чтобы посмотреть на сверкающий пеной прибой.

3. После того как все достопримечательности города были осмотрены (1) решено было остаток вечера посвятить дегустации национальной кухни (2) и(3) когда навстречу попался небольшой французский ресторанчик (4) то друзья не раздумывая согласились на приглашение официанта и расположились за столиком на тенистой веранде.

4.В дверь настойчиво постучали (1) и (2) если бы не строгий запрет родителей (3) то Димка наверняка бы не удержался от искушения проверить (4) кто стоит за дверью.

5. У Егора не было музыкального слуха (1) и (2) сколько ни занимались с ним преподаватели (3) петь он так и не научился (4)зато в футболе ему не было равных во дворе.

Задание 19.9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1. Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2)если ты приедешь (3) я охотно расскажу о том (4)что меня теперь волнует.

2. Стояла жара (1) и (2) если вдруг налетал ветерок (3) и приносил с собой прохладу (4)деревья благодарно кивали ветвями.

3.Становится как-то спокойно на душе (1) когда спустя долгие годы вновь попадаешь в знакомый с детства уголок природы (2) и (3) как ни отвык ты от тишины и медленного течения времени (4) с наслаждением слушаешь шелест старых лип.

4.С Кузнецкого моста я заехал на кондитерскую на Тверской (1) и (2)хотя желал притвориться (3) что меня в кондитерской преимущественно интересуют газеты (4)не смог удержаться от нескольких сладких пирожков.

5. На собрании садового товарищества говорили о том (1) что (2)если не заменить электрические столбы (3)то зимой поселок может остаться без света (4) а старые опоры могут рухнуть под тяжестью снега.

Задание 19.10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1. Душа А.П. Чехова всегда страдала от скуки и праздности жизни (1) и (2)когда к писателю пришла огромная слава и преданная любовь к нему всего (3) что было в русском обществе умного и честного (4) он не замкнулся в недостижимости холодного величия.

2. Собака с минуту колебалась (1) но (2) когда мальчик протянул руку и позвал ее (3) призывно помахала хвостом (4) и с опаской подошла поближе.

3. Как только мы разложили в комнатах свои вещи (1)то все немедленно решили осмотреть город (2)но (3) так как экскурсионные автобусы отправлялись только через два часа (4) решили идти пешком.

4. Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу (1) и (2) если пристально вглядеться (3)то можно было увидеть ее тончайшее кристаллическое строение (4) и поразиться этому чуду природы.

5.Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

Задание 19.11. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1. Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить (1) то Виктор попал сюда впервые (2) и (3) хотя по рассказам знал многое (4) поражался всему (5) что видел.

2.Они заговорили о здоровье графини и общих знакомых (1) и (2) когда прошли те требуемые приличием десять минут (3)после которых гость может встать (4)Николай поднялся и стал прощаться.

3.Осень кончалась (1) и (2)хотя днем над землей еще царило влажное тепло (3) по ночам лужи уже покрывались коркой льда (4) а утром воздух был точно стеклянный.

4.После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

5. Маленькая девочка громко смеется (1) потому (2)что ей весело (3) и (4) весна шумит на дворе. .

Задание 19.12. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1.Умение сказать так (1) чтобы вас слушали и понимали (2) есть великое умение (3) которое дается весьма немногим (4) и (5) которым никто не имеет права пренебрегать.

2.В доме сразу услыхали стук копыт по мостовой (1) и (2) когда топот затих у входной двери (3) и сквозь стену донеслись голоса (4) хозяева замерли в тревожном ожидании.

3.Доиа мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

4.Гоголь верил в то (1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2) и (3) когда его поэма попала в руки читателей (4)он напряженно ждал минуты чудесного преображения.

5. Словарь отражает то(1) что происходит в мире (2) и (3)хотя не обязательно знать все содержание словаря (4)надо уметь пользоваться этой книгой.

Задание 19. Ключи

Cлайд 1

Cлайд 2

Повторим СПП: состоит из нескольких грамматических основ; они не равноправны; есть главное и подчинённое ему придаточное предложение; они соединены подчинительными союзами и союзными словами. Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Cлайд 3

Подчинительные союзы: изъяснительные - что, чтобы, как.. причинные - так как, так что… временные - когда, лишь, едва.. сравнительные - как, будто, словно.. уступительные - хотя, хоть, пускай целевые - чтобы, дабы… условные - если, если бы, коли, ... следствия - так что..

Cлайд 4

Союзные слова: который, какой, чей, какой, где, куда. откуда, отчего, сколько… Частицы: ли, лишь

Cлайд 5

Место придаточного предложения Всегда надо точно знать, чего хочешь. Когда идёшь над бездной, смотри в лазурь и свет. Приученный к мысли, что полна бочка не грохочет, он был молчалив.

Cлайд 6

Виды придаточных предложений: определительные - (какой?) изъяснительные – (падеж. вопросы) обстоятельственные –(места, времени, условия, причины, цели, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения, уступки).

Cлайд 7

Придаточное определительное предложение Около дома посадите астры, нежные цветы которой украшают сад до ноября. Извилистые дорожки, плавные линии которых манят в глубину участка, делают сад загадочным.

Cлайд 8

Виды связи: последовательное подчинение; Прости, что не сумел сказать, что буду смел. параллельное подчинение. Когда наступает март, в воздухе пахнет весной, что уже не за горами.

Cлайд 9

Виды связи: однородное подчинение; Я вижу, как буря бушует и молнию гасит ручей. неоднородное подчинение. Мне надо узнать, в чем дело, чтобы принять решение. (Что? и с какой целью?)

Cлайд 10

Стечение двух союзов и когда…то который если… то что если…то так что когда…то что хотя…но что когда…то Она решила, что если не спадет температура, то вызовет врача на дом. Она решила, что, если не спадет температура, вызовет врача на дом.

Cлайд 11

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предметом его серьёзного увлечения. 1) 1,2,4 2) 2 3) 1,3 4) 2,4

Cлайд 12

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях. 1) 1,4 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,3,4

Cлайд 13

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты. 1) 1,4 2) 2 3) 3 4) 1,2,4

Cлайд 14

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения. 1) 1,3,4 2) 2 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4

Cлайд 15

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли решить (3) когда начать восхождение. 1) 1,3 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3

Cлайд 16

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны. 1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,3 4) 2,3

Cлайд 17

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую берёзовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами. 1) 1,2,3 2) 2,3 3) 3 4) 1,2

Cлайд 18

Среди предложений 3-19 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Напишите номер этого сложного предложения. (З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы? (10)Выслушав её, я призадумался. (П)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым. (15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула. (17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих - и это во всех областях жизни.

Cлайд 19

Среди предложений 14-21 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений. (14)Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил. (15)Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16)Да и просто мягкой и доброй почвой. (17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить - о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей. (21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.

Cлайд 20

Слайд 2

Повторим СПП:

  • состоит из нескольких грамматических основ;
  • они не равноправны;
  • есть главное и подчинённое ему придаточное предложение;
  • они соединены подчинительными союзами и союзными словами.

Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Слайд 3

Подчинительные союзы:

  • изъяснительные - что, чтобы, как..
  • причинные - так как, так что…
  • временные - когда, лишь, едва..
  • сравнительные - как, будто, словно..
  • уступительные - хотя, хоть, пускай
  • целевые - чтобы, дабы…
  • условные - если, если бы, коли, ...
  • следствия - так что..
  • Слайд 4

    Союзные слова:

    который, какой, чей, какой, где, куда. откуда, отчего, сколько…

    Частицы: ли, лишь

    Слайд 5

    Место придаточного предложения

    • Всегда надо точно знать, чего хочешь.
    • Когда идёшь над бездной, смотри в лазурь и свет.
    • Приученный к мысли, что полна бочка не грохочет, он был молчалив.
  • Слайд 6

    Виды придаточных предложений:

    определительные- (какой?)

    изъяснительные– (падеж. вопросы)

    обстоятельственные –(места, времени, условия, причины, цели, следствия, образа действия,

    меры и степени, сравнения, уступки).

    Слайд 7

    Придаточное определительное предложение

    Около дома посадите астры, нежные цветы которой украшают сад до ноября.

    Извилистые дорожки, плавные линии которых манят в глубину участка, делают сад загадочным.

    Слайд 8

    Виды связи:

    последовательное подчинение;

    • Прости, что не сумел сказать, что буду смел.

    параллельное подчинение.

    • Когда наступает март, в воздухе пахнет весной, что уже не за горами.
  • Слайд 9

    однородное подчинение;

    • Я вижу, как буря бушует и молнию гасит ручей.

    неоднородное подчинение.

    • Мне надо узнать, в чем дело, чтобы принять решение.

    (Что? и с какой целью?)

    Слайд 10

    Стечение двух союзов

    и когда…то который если… то

    что если…то так что когда…то что хотя…но что когда…то

    • Она решила, что если не спадет температура,то вызовет врача на дом.
    • Она решила, что, если не спадет температура, вызовет врача на дом.
  • Слайд 11

    Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предметом его серьёзного увлечения.

    1) 1,2,4 2) 2 3) 1,3 4) 2,4

    Слайд 12

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны

    стоять запятые?

    Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.

    1) 1,4 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,3,4

    Слайд 13

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

    предложении должны стоять запятые?

    Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.

    1) 1,4 2) 2 3) 3 4) 1,2,4

    Слайд 14

    предложении должны стоять запятые?

    Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения.

    1) 1,3,4 2) 2 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4

    Слайд 15

    предложении должны стоять запятые?

    Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли решить (3) когда начать восхождение.

    1) 1,3 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3

    Слайд 16

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

    предложении должны стоять запятые?

    Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

    1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,3 4) 2,3

    Слайд 17

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

    предложении должны стоять запятые?

    Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую берёзовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.

    1) 1,2,3 2) 2,3 3) 3 4) 1,2

    Слайд 18

    Среди предложений 3-19 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

    Напишите номер этого сложного предложения.

    (З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

    (10)Выслушав её, я призадумался. (П)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.

    (15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.

    (17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих - и это во всех областях жизни.

    Слайд 19

    Среди предложений 14-21 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным

    подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений.

    (14)Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил.

    (15)Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16)Да и просто мягкой и доброй почвой.

    (17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить - о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй.

    (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.

    (21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.

    Слайд 20

    Всем спасибо!

    Посмотреть все слайды

    Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) то стали восхищаться великолепными декорациями (4) которые создали молодые художники.4)1, 2, 3, 45)2, 3, 46) 1, 2, 37) 1, 3, 4

  • 3. Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него находится теплая громада родины.1) 1, 32) 2, 33) 1, 2, 44) 2, 3, 4
  • 4. Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы спустились с пристани на берег (3) стало видно (4) как сияют огни на мачтах приближающегося парохода.1) 1, 3, 42) 1, 2, 3, 4,3) 1, 2, 44) 2, 3
  • 5. Камень преткновения при выполнении этого заданияявляется так называемый «стык» союзов (и + когда).
  • Шаг 1 Прочитайте первое предложение с правильной интонацией. Правильная интонация поможет определить в первую очередь границу предложения, поскольку является одним из основных средств связи простых предложений в составе сложного.
  • 7. Шаг 2 Выделите грамматическую основу каждого простого предложения в составе сложного: Зрители замерли Занавес поднялся Стали восхищаться Художники создали Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) то стали восхищаться великолепными декорациями (4) которые создали молодые художники.
  • 8. Шаг 3 Обращаем особое внимание на то, что придаточное и главное предложения в составе сложноподчиненного соединяются составным союзом когда – то и образуют при этом тесное единство (нельзя опустить придаточное предложение). Запятая после И при этом не ставится.
  • 9. Вывод: Сложное предложение состоит из четырех простых, связанных между собой сочинительной и подчинительной связями. Границы этих предложений должны быть обозначены запятыми.
  • 10. Шаг 4 Расставляем запятые [Зрители замерли в ожидании],(1) и (2) (когда занавес медленно поднялся),(3) (то стали восхищаться великолепными декорациями),(4) (которые создали молодые художники). 1, 2, 3, 4 2, 3, 4 1, 2, 3 1, 3, 4
  • 11. [Ганин вышел на берег (1) и, (2) (когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов), (3) ощутил пронзительно и ясно], (4) (как далеко от него находится теплая громада родины). 1) Ганин вышел и ощутил 2) увидел 3) громада находится1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1, 2, 4 4) 2, 3, 4
  • 12. [Над Волгой уже синела летняя ночь], (1) и, (2) (когда мы спустились с пристани на берег), (3) [стало видно],(4)(как сияют огни на мачтах приближающегося парохода).1)ночь синела2)мы спустились3)стало видно4)огни сияют Синела ночь, и стало видно (ССП) 1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 2, 3
  • 13. Проверь себя!1. На дне рождения у дочери оказалось так много гостей(1) что Анна Дмитриевна забеспокоилась(2) и (3) когда нужно было приглашать молодёжь за стол (4) то она ещё раз мысленно пересчитала приготовленные приборы. 1) 1,2,4 2) 1,2 3) 1,3 4) 3,4
  • 14. Проверь себя!2. Поскольку неизвестность была мучительна (1) Василию Андреевичу захотелось встать и предпринять что- нибудь(2) чтобы заглушить поднимающийся в нем страх(3) против которого(4) он чувствовал себя бессильным. 1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 1,4 4) 1,2,3
  • 15. Проверь себя!3. Александр продолжал посещать университетские лекции (1) и (2) хотя он был весьма ограничен в средствахи (3) ему всё-таки удавалось покупать книги (4) потому что в последние годы он уже привык экономить даже на самом необходимом. 1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 1,3,4 4) 1,4
  • 16. Проверь себя!4. А бабушка всё повторяла (1) что будет каждую минуту думать о внуках(2) и (3) хотя Антипов всегда считал себя суровым человеком (4) у него вдруг защемило сердце. 1) 1,3 2) 1,4 3) 1,2,3,4 4) 2,3,4
  • 17. Проверь себя!5. Так продолжалось до вечера(1) и (2) когда радуга растаяла (3) он даже не заметил(4) как загрустило и полиняло небо. 1) 1,3 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4
  • 18. Проверь себя!6. Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться(4) наверняка налетел бы прямо на него. 1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 1,4 4) 2,4