Многоцветная роспись по сырой штукатурке. Живопись водяными красками по сырой штукатурке: инструкция

Живопись и роспись по штукатурке имеет итальянские корни и называется фресками. Но в действительности фреска предполагает нанесение краски только на влажную, еще не высохшую штукатурку. А техника, когда расписывают сухую штукатурку, имеет название fresco a secco, т. е. «фреска по-сухому». Аль секко или асекко (и то и другое произношение и написание являются верными) имеет много различий с традиционной фресковой росписью стен.

В современном мире роспись по сухому имеет большую популярность. Краски, используемые при этом, имеют в своей основе растительный клей или яичный желток, смешанный с известью, и природной среде противостоят значительно лучше, даже учитывая сильную загазованность воздуха и повышенную солнечную активность.

В настоящее время такое понятие, как «альфрейные работы» включает в себя очень много самых различных приемов декорирования. Это и роспись под камень или под ценные породы древесины, и нанесение различных орнаментов или пейзажей, портретов.

Знаменитая картина Леонардо да Винчи, Санта Мария делле Грацие, исполнена в технике сухой росписи авторским составом, ингредиенты которого не раскрыты до сих пор.

Порядок выполнения работ

Перед тем, как приступить к работам непосредственно на поверхности, нужно разработать эскиз росписи и проработать на нем все детали, делать это желательнее всего на листе плотного картона. Живопись по сухой штукатурке не требует такой скорости, как по сырой, но удалить уже написанное очень сложно.

Подготавливая поверхность стены, нужно удалить с нее краску или побелку, а затем затереть штукатурку так, чтобы она стала ровной и гладкой. После этого подготовленную поверхность грунтуют, используя известковое тесто в сочетании с 10%-ным водным раствором казеинового клея. Раствор, составленный для грунтования, должен быть жидким, как молоко по консистенции. Наносят его на стену не менее 3-х раз, тонким слоем, с обязательной просушкой каждого слоя. После этого на подготовленную поверхность накладывают трафарет и порошком в марлевом тампоне оббивают его контур.

Чаще всего для выполнения этих работ используют темперу, которая готовится на яичном желтке. Желток составляет 1 часть, льняное масло - 0, 25 части, масляный лак - 0, 25 части и раствор фенола 1% - 1, 25 части. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны, и температуру не выше комнатной.

Палитра фрески, как правило, довольно сдержанна - используются охра, умбра, марс, синий и зеленый кобальт. При росписи по сухому же можно использовать полную палитру.

Можно применять не только темперу, но и обыкновенные масляные краски, клеевые краски или любые другие. Поверхность для каждого вида красок подготавливается особым образом.

Источники:

  • Фрески - история

Для декорирования современных помещений часто применяется настенная роспись. Нанесение рисунка на сухую штукатурку - это процесс, который вполне можно осуществить в домашних условиях. Только сначала потребуется освоить технику росписи по сухой штукатурке.

Как выбрать краску для росписи по сухой штукатурке?

Популярность настенной росписи в жилых помещениях растет с каждым годом. Существует два основных метода рисунка на поверхности – живопись по сухой и сырой штукатурке. Второй метод является намного более сложным. Поэтому на практике чаще наносят рисунок на сухую штукатурку.

Обычно для таких художественных работ используются масляные, известковые и восковые краски, имеющие основу из воска. Более современными красителями считаются материалы созданные на основе казеино-масляной эмульсии. А можно выбрать матовые, глянцевые или акриловые краски. Они очень быстро высыхают и потом образуют сверхпрочный слой. Такое защитное покрытие является влагостойким и нейтрализует действие ультрафиолетового излучения. Существуют даже специальные составы, которые имитируют растрескивание или светятся в темноте.

Перед непосредственным нанесением рисунка на сухую штукатурку потребуется создать эскиз. Для его создания определитесь с масштабом композиции, нарисуйте ее на бумаге и разбейте на квадраты. Это необходимо сделать для облегчения процесса переноса рисунка на стену. Затем максимально выровняйте поверхность стены. Для этого потребуется удалить следы побелки и затереть все неровности.

Обязательно проведите грунтование, используя известковое тесто и казеиновый клей. Состав для грунтовки зависит от разновидности выбранной краски. Кстати грунтовать поверхность нужно в три этапа. Не забывайте просушивать ее после каждого шага.

После этого разбейте «холст» на квадраты. Разметку можно нарисовать углем или наклеить малярный скотч по специальным меткам. Перенесите отправные точки на стену, если в рисунке много крупных элементов. Для этого будет нужна большая линейка. Теперь аккуратно прочертите контуры композиции

Роспись по сырой штукатурке называется фреской. Этот стиль корнями уходит во второе тысячелетие до нашей эры. Люди начинали заниматься росписью еще во времена эгейской культуры. Для этого использовались краски, в которых клей и казеин были связующими веществами.

Исторические сведения

Техника напоминала а секко. Что это значит? Речь идет о стенной живописи по В то время материалы были легкодоступны. Кроме того, исполнение отличалось простотой. В античный период это сильно повлияло на популярность фресковой росписи. Вместе с тем изделия отличались практичностью и долговечностью. Во времена зарождения и расцвета христианства данный стиль часто использовался для украшения внешних и внутренних поверхностей соборов и каменных храмов. В Древней Руси роспись стен (фото представлено ниже) была смешанного типа. Использовались различные способы. Живопись по сырой штукатурке красками дополнялась темперно-клеевым методом. С помощью него прорабатывался фон и верхние прописки. Также использовались разнообразные связующие материалы (яйцо, растительные клеи и так далее). Что касается периода эпохи Возрождения, то для измерения мастерства художника основополагающим стало владение искусством фрески. Именно в этот период в Италии живопись по сырой штукатурке достигла пика в своем развитии.

Основные виды исполнения

С давних времен в Италии после вынесения окончательного решения относительно композиции и структуры письма, а также выполнения эскиза создавался картонный макет. На нем художник мог воспроизвести свои замыслы. Это касается структуры и цвета композиции в полном масштабе. Если же роспись по сырой штукатурке была слишком большой, то поверхность делили на участки. Разграничение делалось по контурам деталей, которые обычно находились в затемненных областях. Благодаря этому в дальнейшем шов разделения цветов был малозаметным. Для переноса их контуров использовалось передавливание или проколы через кальку. Подготовительный слой тщательно разглаживался, для того чтобы избежать подтеков.

Принципы оформления

Художественная является довольно трудоемким занятием. В данном случае требуется большой опыт работы. Роспись продолжается до тех пор, пока кисть легко скользит по поверхности. Техника живописи по сырой штукатурке имеет ряд особенностей. К примеру, если кисть начнет оставлять за собой борозды на поверхности, это будет означать, что краска больше не проникает внутрь и, соответственно, не закрепляется. Необходимо срезать данный участок. Прежде чем продолжать роспись, требуется нанести новый слой. Живопись по сырой штукатурке является своеобразной в плане техники выполнения. Изначально накладываются исключительно светлые цвета в соответствии с заготовленным эскизом. После этого наступает очередь средних оттенков и только потом - темных. Далее начинается обратный процесс. Осуществляется переход от темного к светлому. Благодаря этому последние тона впитываются, и их можно подкорректировать в тех местах, где они получились слишком блеклыми. После того как окончательно завершится роспись стен (фото в статье иллюстрируют несколько вариантов готового рисунка), а раствор полностью высохнет, начинается шлифовка и натирка воском. При этом с предыдущих слоев аккуратно снимаются высохшие области незаполненного грунта.

Изготовление сопутствующих материалов

Живопись по сырой штукатурке основывается на естественных свойствах, присущих извести. Дело в том, что при высыхании из жидкого вещества она постепенно превращается в коллоидно-кристаллическое. От качества извести зависят многие факторы. К примеру, сохранность законченного изображения, а также весь ход работы. Поэтому, для того чтобы получилась красивая живопись на стене, требуется специальная штукатурка. Нужен самый лучший сорт хорошо обожженной извести. Далее необходимо "загасить" ее. Для этого нужна емкость, наполненная достаточным количеством воды. Туда осторожно всыпается известь. Требуется соблюдать аккуратность. Во время гашения известь очень сильно нагревается. Затем ей нужно дать выстояться в воде. Необходимо, чтобы она пробыла в мокром состоянии как можно больше времени. Желательный минимальный период - год. Однако в некоторых случаях загасить известь заблаговременно не представляется возможным. Поэтому допускается использование растворов с гораздо меньшим сроком выдержки.

Дополнительные элементы

Длительность периода, в течение которого будет держаться художественная роспись стен, во многом зависит от используемых материалов. Наполнитель для раствора традиционно имеет несколько вариаций. Кирпичная крошка по-прежнему считается самой лучшей из них. Она имеет массу преимуществ. Вода в сыром штукатурном растворе, а также разведенная в ней известь при намокании кирпича входят в его поры. В процессе высыхания все это очень медленно выходит на поверхность. Таким образом, период засыхания штукатурки продлевается. Растягивается и время работы над изображением. Что касается постепенности высыхания, то благодаря ему обеспечивается глубокое "прорастание" кристаллов извести в основание.

Альтернативные варианты

Кирпичная крошка - это не единственный материал, который может дольше сохранить живопись по сырой штукатурке. В данном случае альтернативой является песок. Стоит отметить, что рекомендуется применять именно речной. Дело в том, что он отличается самыми разноразмерными крупицами. По этой причине речной песок обладает таким свойством, как высокая плотность. Данный фактор является очень важным. Это обусловлено тем, что известь, входящая в штукатурный раствор, технически превращается в минеральный "клей". С помощью него частицы наполнителя скрепляются между собой. КПД извести тем больше, чем они плотнее прилегают друг к другу. Так штукатурное покрытие становится прочнее. Льняное волокно (его еще иногда называют рубленой пенькой) является наполнителем, причем не менее важным, чем песок. Благодаря ему штукатурный слой становится гораздо менее хрупким. Он приобретает устойчивость к небольшой деформации, а также дополнительную пластичность.

Процесс нанесения: первый этап

Перед тем как начинать роспись стен по сырой штукатурке, необходимо все тщательно подготовить. В особенности это касается панелей, на которые будут наноситься материалы. Кирпичная стена - самое лучшее основание для фрески. Если предстоит работать с бетоном, то рекомендуется сделать его поверхность неровной. Допускается создание выбоин и неглубоких отверстий. В данном случае не обойтись без ручных отбойных молотков. Также можно воспользоваться перфоратором. Такой инструмент имеет функцию Встречаются случаи, когда стена для фрески предварительно оштукатурена. Тогда нужно постараться сбить старый слой. Если есть места, где это не удается, нужно просто очистить их от грязи, пыли и краски.

Основной процесс

Штукатурный раствор наносится в 2-3 слоя. Перед этим рекомендуется хорошо смочить основание. Если грунт трехслойный, то первый из них должен хорошо просохнуть. Затем он смачивается водой до полного насыщения. Далее наносится остальное покрытие. Технология двухслойного грунта несколько отличается от предыдущего варианта. В этом случае первому покрытию дают основательно окрепнуть. Однако полное высыхание не допускается. После этого можно наносить последний слой штукатурки. Именно он заглаживается под живопись. Это и есть интонако. Для того чтобы можно было наносить последующие слои, поверхность штукатурки очищают от образующейся известковой корки при помощи шпателя.

Работа с интонако

Этот слой наносится так, чтобы штукатурку можно было начать использовать уже через полчаса (максимум 1,5 часа). Минимальное количество заглаживаний поверхности - два раза. Это делается перед тем, как начинается роспись стен. Живопись - процесс достаточно сложный, и могут быть ошибки. Для того чтобы избавиться от них, художник может воспользоваться шпателем, заравнивая и прижимая дефекты. Таким образом нарушается образующаяся кристаллическая корка.

Маленькие нюансы

Любая фресковая штукатурка в процессе высыхания дает небольшую усадку. Это во многом зависит от раствора: чем он гуще, тем последняя меньше. Так, рекомендуется минимальное количество воды. Во многих древних источниках указывается, что известь, которая подходит для штукатурного замеса, прежде всего проверяется по такому параметру, как густота. То есть шпатель, окунаемый в раствор, должен оставаться сухим.

Основная работа с фреской

Написание фрески должно происходить быстро, но в то же время без поспешностей. Желательно, чтобы время, затраченное на размышление и переделки, было сведено к минимуму. Мастер должен заранее представлять окончательный вариант будущего изображения, причем во всех деталях. То есть требуется ясная схема, которая будет отражать порядок работ.

  1. Создание рисунка.
  2. Работа с локальными тонами.
  3. Разделка изображения с помощью света и теней.

При такой последовательности работы полезность высыхающей извести используется максимально.

Алгоритм действий

На начальном этапе будет еще достаточно сырой. В это время делается рисунок. Причем процесс его создания заключается в творческом поиске и нахождении лучшей выразительной "конструкции". С технической точки зрения это объясняется так: в первоначальный план изображения на этапе рисунка могут быть внесены требуемые исправления. Однако к его окончанию для каждого локального цвета должны быть четко определены пространственные границы. После того как создание рисунка завершится, необходимо "раскрыть" изображение. Для этого по всей его поверхности наносятся При этом белых пятен не оставляется. Далее наносится новый поверхностный слой. Он состоит из пигмента, растворенного в воде. Благодаря ему образующаяся кристаллическая корка начнет слегка разрушаться. Итак, поверхность будущей фрески уже раскрыта. Далее на первый план выходит теневая моделировка. Изначально она проводится на острых частях тела и лике, а затем на одежде и других деталях. Уже после этого можно проводить высветление с использованием мелкотертой извести вместо белил. Причина в том, что известь, растворенная в штукатурке, может без проблем входить в соединение со смесью. Таким образом, даже на почти высохших поверхностях цвета будут надежно закреплены. В некоторых случаях можно наткнуться на определенные проблемы. Они заключаются в опасности пересыхания стены. Для того чтобы минимизировать эти риски, в состав пигментов, предназначенных для теней и окончательных описей, вводится желток, который разбавлен водой. Он не обеспечивает компенсации высыхания штукатурки. Однако в результате соединения с известью образуется клеящее вещество. Оно способно хорошо удерживать краски на живописных поверхностях.

Дополнительная информация

В процессе работы фрескист должен учитывать все особенности исполняемой техники. Необходимо помнить о том, что глауконит, желтая охра и все колера, содержащие известь, сильно высветляются после высыхания штукатурки. Прежде всего это зависит от характера носителя, на который она накладывается. В некоторых случаях даже хорошо промоченная стена может продолжать очень быстро впитывать в себя влагу. Соответственно, фреска начнет стремительно высыхать. К примеру, штукатурка нанесена на бетон или на другое основание, не впитывающее воду. В этом случае процесс высыхания будет намного более медленным, если использовать трехслойный грунт. При работе очень важно не допускать даже малейших нарушений штукатурной целостности. Подобное может произойти в том случае, если мастер кистью пытается произвести смешивание накладываемого цвета с еще не подсохшим оттенком, наложенным ранее, прямо на поверхности штукатурки. Делать этой крайне не рекомендуется. Дело в том, что краска перемешается с известью, входящей в состав штукатурки. После того как это место засохнет, оно будет выделяться излишней бледностью на поверхности живописи.

Роспись по штукатурке пришла к нам с давних времен, по этой технологии расписаны сохранившиеся древние храмы и дворцы. Такая методика наружной и внутренней отделки стен позволяет создать индивидуальный, неповторимый образ в жилых и общественных помещениях.

Расписывать можно как сырую, так и сухую оштукатуренную поверхность стен. Чтобы создать на поверхности стены настоящий шедевр, придется пригласить художника, умеющего работать в этом направлении. Несложный узор или рисунок можно нанести своими руками, но для этого нужно изучить технологию росписи стен.

Виды росписи


Чтобы получить фреску, изображение нужно наносить на сырую штукатурку

Живопись по штукатурке с каждым годом набирает популярность и является достойной альтернативой обоям.

Многим интересно, как называется роспись по сырой штукатурке.

В переводе с итальянского языка, слово сырой переводится, как .

Существует два вида нанесения:

  • по сухой поверхности может выполнить художник или человек, хорошо умеющий рисовать. Обойдется ручной рисунок более дорого, чем роспись по влажной поверхности по эскизу;
  • роспись по сырой штукатурке называется фреска. Нужно успеть нанести изображение до того, как поверхность высохнет. Такая техника требует тщательной подготовки.

Технология выполнения росписи по сырой и сухой поверхности существенно отличается. При выборе метода нанесения руководствуются требованиями к внешнему виду изображения, наличием средств и времени, личными художественными навыками.


Важно не нарушить технологию, тогда изображение прослужит долго

Даже если не планируется выполнение работы своими руками, специалистов нужно контролировать. От четкого соблюдения ими технологии выполнения работ зависит окончательный результат и долговечность изображения. При нарушении технологического процесса может получиться, что изображение со временем начнет трескаться и осыпаться.

Чтобы создать качественное , понадобится:

  • в качестве основы используют не успевшую высохнуть оштукатуренную в несколько слоев стену;
  • эскиз рисунка нужно подготовить заранее, если он занимает большую площадь, его делят на секции;
  • на влажную штукатурку наносят эскиз, затем разукрашивают его, придерживаясь технологии нанесения.

Технология создания фрески требует умения и мастерства художника. Если нет уверенности в своих силах, лучше пригласить специалиста.

Подбор изображения

Стена, на которую наносят изображение, должна быть открытой и естественно освещенной. Если роспись стен выполняют самостоятельно, лучше выбирать несложное изображение, содержащее не более 3 цветов.

Подготовка поверхности


Подготовьте стену, сделав небольшие выбоины в стене

Чтобы штукатурка крепко держалась, нужно сделать поверхность, на которую будем наносить раствор, максимально шершавой.

Сначала удаляют все отслаивающиеся части строительных материалов.

Для более крепкого сцепления делают перфоратором или отбойным молотком неглубокие выбоины на стене.

Если стена ранее оштукатурена, сбивают раствор в тех местах, где он плохо держится. Грунтовка стены обеспечит хорошее схватывание материалов и способствует обеспыливанию поверхности.

Подготовка раствора


Добавьте в раствор кирпичную крошку или кварцевый песок

Штукатурный раствор готовят на основе свежей извести высшего сорта с добавлением кирпичной крошки или кварцевого песка. Кирпичная крошка продлевает время высыхания раствора, это дает возможность нанести рисунок.

Известь предварительно гасят водой до прекращения в растворе соответствующей реакции. Для этого оставляют выстаиваться известь, залитую водой, на несколько суток.

Состав раствора для каждого слоя понадобится различный. В таблице указаны пропорции смешиваемых материалов:

Нанесение штукатурки

Для получения идеально результата нужно четко следовать технологии нанесения. Работу выполняют в несколько этапов, от их выполнения зависит внешний вид и качество рисунка.

Этапы нанесения:


Консистенция раствора должна быть такой, чтобы шпатель, опущенный в него, выходил сухим. Это гарантирует минимальную усадку раствора после его нанесения на стену. Для повышения крепости штукатурки в раствор добавляют рубленую пеньку и льняное волокно.

Нанесение изображения

Даже опытные мастера заранее подготавливают рисунок на плотной бумаге. Прорисовывать каждую деталь необязательно, главное четко выделить контуры основных элементов. Если композиция имеет большие размеры, ее разрезают на несколько одинаковых частей. Учитывают при выборе размера, что каждая часть должна быть нанесена на стену в один заход. Мастер-класс по росписи стен смотрите в этом видео:

Контуры рисунка наносят иглой на сырую штукатурку

Пошаговая инструкция росписи стен:

  1. Когда поверхность выровняли, переносят контуры рисунка на влажную штукатурку методом прокалывания иглой по контуру рисунка или выдавливанием. Интересной идеей является перенос контура с помощью обведения контура изображения, передаваемого диапроектором.
  2. Рисовать по сырой штукатурке начинают с крупных объектов, постепенно переходят на более мелкие детали. Используют мягкие кисти. Прорисовывают от светлых элементов, постепенно закрашивая более темные участки. По окончании закрашивания проходят вторым слоем, начиная наносить сначала темные тона, затем продвигаемся к более светлым тонам.
  3. Место стыка краев росписи аккуратно подрезают ножом, чтобы получился наружный скос. Накладывают на незаполненные края штукатурку и разглаживают, чтобы не видно было шва. Продолжают роспись.
  4. После того, как проработали рисунок, наносят тени, выделяют основные слои, подкрашивают и лессируют.
  5. После высыхания изображения поверхность нуждается в шлифовке. Затем изображение натирают воском, который защищает поверхность от разрушения и выцветания красок под внешними воздействиями. Подробнее о том, как нанести фреску, смотрите в этом видео:

Пока кисть легко скользит по стене, краска хорошо впитывается, проникая внутрь основы и закрепляясь в ней. Если после мазка остаются борозды, штукатурка высохла, нужно срезать ее на этом участке, нанести новый слой штукатурки и только после этого продолжать наносить рисунок.

После окончания раскрашивания фрески ее нельзя трогать на протяжении 7—14 дней. Краски впитываются неравномерно, поэтому пока поверхность высыхает, насыщенность красок может меняться несколько раз. Когда изображение высохнет, оно приобретет требуемый вид.


Чтобы изображение оставалось ярким после высыхания, выбирайте более яркие цвета

Чтобы получилось качественное изображение на стене, нужно учесть несколько советов:

  • при выборе красок учитывают, что после высыхания цвет значительно блекнет, нужно выбирать более яркие краски;
  • изображение подбирают так, чтобы, если изменится назначение комнаты, оно гармонировало с оформлением нового помещения. Не стоит выбирать кричащие, раздражающие тона и картины с изображением сцен войны и т.д;
  • пока штукатурка высыхает, помещение нужно защитить от сквозняков, прямых солнечных лучей и резких перепадов температуры;
  • краски наносят с легким прижимом кисти, чтобы не повредить основание. Наносят тонким слоем, толстый слой не полностью впитается в штукатурку;
  • для изображения дымки в пигменты добавляют белила из извести.

Краски наносят от более светлого к темному. Обязательно нужно соблюдать такую последовательность, чтобы светлые тона успели впитаться в штукатурку. Когда художник движется в обратном направлении, видит, где тон поблек и его нужно обновить.

Роспись по сухой штукатурке

Применяют такой вид живописи значительно реже, чем фреску. Называют нанесение рисунка на сухую стену - Альсекко. Подробный мастер-класс по росписи смотрите в этом видео:


Краски для росписи основаны на казеиновом тесте

Так как художник не зависит от процессов высыхания поверхности, этот вид работ не требует скорости выполнения.

Для росписи применяют краски на основе известкового и казеинового теста. Они полностью безопасные для здоровья и подходят для оформления детских комнат.

С такой работой справится профессиональный художник или человек, умеющий хорошо рисовать. Ручная работа неповторима, она стоит дороже, чем нанесение рисунка по готовому эскизу.

Поверхность, являющаяся основой для рисования, должна быть идеально ровной. Обязательно грунтовать стены перед нанесением рисунка.

Перед нанесением изображения поверхность стены увлажняют. Краски наносят в несколько слоев. Каждый последующий слой накладывают после высыхания предыдущего.

Краски для росписи

Рисовать можно по сырой штукатурке водяными, известковыми или темперными красками. Рассмотрим их свойства в таблице:

Вид краски Характеристики
1 На водной основе Колеры разбавляют водой, возможно добавление в состав гидрата окиси кальция (известь).
2 Известковые Краски изготавливают на основе известкового теста или известковой воды. Ими удобно вносить правки на высохшей основе.
3 Темперные Применяют для ретуширования готового изображения. В состав входят яйца, казеин, сухие пигменты, добавки, замедляющие застывание краски.
4 Клеевые


В продаже существует большое разнообразие видов красок для росписи стен по сырой и сухой .

Мастер при выполнении работ должен учитывать все нюансы применяемой техники нанесения. Важно не допускать нарушения целостности штукатурного слоя.

Это может произойти, если художник по неопытности пытается смешать накладываемый цвет с невысохшим оттенком предыдущего слоя. Живопись с использованием более 3 цветовых оттенков требует особого внимания и мастерства.

Живопись по сырой штукатурке обретает все большую популярность благодаря возможности создать уникальные изображения на стене.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками используется людьми очень давно. Известны древние росписи храмов, жилых и общественных зданий. Даже в древних пещерах находят различные изображения на стенах. На некоторое время такая отделка была забыта, затем начала возрождаться заново. Роспись по сырой штукатурке называется фреской.

Изображения на стенах современных строений могут выглядеть очень изысканно. Они довольно необычны и достаточно ярко выглядят. Роспись стен по сырой штукатурке требует от художника особого мастерства. Он должен прекрасно знать особенности материала, который способен впитывать в себя разные красящие составы.

Чтобы роспись по штукатурке не побледнела, нужно подобрать краски и хорошо подготовить стену. В наше время мастера часто используют подобную живопись на внутренних стенах кухни и других помещений в квартире. В результате жилище приобретает совершенно новый стиль, становится более уютным и необычным.

Рисунки на сырой штукатурке выполнялись еще в Древнем Риме. Они наносились не только на стены, но и на потолок сооружений. Выполнялась работа как на сухой, так и на сырой поверхности. Техника росписи сухой поверхности своими руками называется альсекко. Настенная живопись такого рода выполняется красками, которые замешиваются на воде, на основе клея, на сырых куриных яйцах. Расписывать стены можно снаружи и изнутри зданий. Техника альсекко появилась значительно позднее фрески. И выглядит она более ярко, долго сохраняет свои цвета.

Живопись водяными красками по сырой штукатурке большой расцвет имела в эпоху Возрождения. На стену наносились сначала светлые тона, потом шли более темные оттенки, последними накладывались самые насыщенные цвета. Покрытие готовится под рисунок особым образом. Для этого используется известь с кирпичной крошкой, которая способна долго держать воду. Вместе с этими компонентами в штукатурный раствор добавляются нити льна или измельченная пенька. Процесс подготовки выглядит так:

  • на стене создаются неровности;
  • старое покрытие чистится и грунтуется;
  • наносится минимум 3 новых слоя штукатурки;
  • наносится рисунок.

Неровности делаются специально для лучшего сцепления штукатурного раствора с поверхностью стены. Это можно выполнить с помощью перфоратора. Насечки наносятся глубиной до 8 мм. Их количество на 1 м² может достигать 120 шт. Рисунок, выполненный на бумаге, художник разрезает на фрагменты и переносит их на стену. Чаще всего для отбеливания фона используется известь. После этого каждый фрагмент рисунка заполняется нужным цветом.

Росписи на сырой штукатурке называются фресками. Обрабатывать стену нужно довольно быстро, пока покрытие еще сырое. Именно по этой причине делается рисунок на бумаге в натуральную величину. При нанесении красок, замешанных на извести, следует помнить о том, что живопись по штукатурке светлеет при высыхании. Правильно нанесенная фреска способна радовать хозяев жилья долгие годы.

Нанесение штукатурки на поверхность

Штукатурный раствор на подготовленную стену накладывается в следующем порядке:

  • поверхность увлажняется за сутки до начала кладки состава;
  • за 1,5 часа до начала увлажнение следует повторить;
  • наносится первый слой штукатурного раствора толщиной не более 8 мм;
  • для большей адгезии наносятся линии волнистой формы через каждые 40 мм;
  • штукатурка высушивается в течение двух недель;
  • снова обильно увлажнить поверхность до полного ее насыщения водой;
  • нанести промежуточный слой штукатурки;
  • после того, как высохнут все слои раствора, наносится финишный слой небольшими частями, на нем сразу же выполняется рисунок;
  • операция повторяется для нанесения нового фрагмента рисунка.

До высыхания штукатурки с рисунком в помещении не должно возникать сквозняков и температурных перепадов. Для более плодотворной работы рекомендуется подготовить необходимые материалы и приспособления:

  • изображение на бумаге;
  • акриловые водяные краски;
  • раствор;
  • инструменты.

Нанесение декоративной штукатурки

Можно выполнять картины из декоративной штукатурки своими руками. Они размещаются на стенах и на потолочном перекрытии квартиры. Для работы понадобятся:

  • уровень;
  • отвес;
  • шпатели разные;
  • терка;
  • мастерок;
  • правило;
  • инструмент для нанесения рельефа.

Художественную штукатурку своими руками накладывать на поверхность можно таким образом:

  • поверхность смачивается чистой водой;
  • шпателем набрасывается немного штукатурки на стену;
  • после заполнения всего участка раствор выравнивают теркой;
  • с помощью уровня контролируется правильность нанесения раствора.

На поверхности из дерева предварительно набивается дранка, выполняющая роль облицовки. Ее ячейки равны 4х4 см. Перед нанесением материала они смачиваются водой. В некоторых случаях дранку для экономии времени заменяют сеткой. Она может быть выполнена из различных материалов: из стали, меди, оцинкованного железа, пластика, крученой проволоки. Штукатурка накладывается обычными способами. Если планируется нанести панно из декоративной смеси на участок стены или потолка, нет необходимости выравнивания последнего слоя. Но больших бугров или впадин на поверхности не должно быть.

Чтобы получить картины из штукатурки, нужно иметь определенные инструменты. Самый распространенный из них – это валик, на котором имеется уже простейший рисунок или рельеф. Его смачивают в воде и прокатывают по оштукатуренному участку. Если после высыхания стены применить еще и окраску, можно получить прекрасное панно из штукатурки.

Следующий инструмент для получения рельефа – это трафарет. Он может быть выполнен в виде штампов, гребенок. Рисунок наносится примерно таким же образом, как и валиком. Но нельзя называть эти инструменты единственными. Рисунок на штукатурке вполне можно создать руками, целлофановым пакетом или поролоновой губкой. Поверхность при этом должна быть обязательно сырая. Художественная штукатурка стен может производиться с помощью применения особых составов, которые сами собой оставляют на поверхности свой рисунок. Штукатурный состав короед имеет рисунок в виде следов, оставленных одноименным жуком. Такие узоры прекрасно смотрятся на стенах, проявляют особую устойчивость к температурным перепадам, условиям влажности, механическим воздействиям.

Рельефные картины на стене оставляет мраморная штукатурка. Этот способ обладает следующими особенностями:

  • высокой прочностью и долговечностью;
  • пожаробезопасностью;
  • устойчивостью к проявлениям окружающей среды.

Очень часто используется отделка поверхностей под шубу. Делается она методом набрызга с применением щетки или веника. В результате на стене образуется определенная картина или панно из декоративной штукатурки. Любой из вышеперечисленных способов может использоваться на наружных и внутренних поверхностях стен. Это не будет являться живописью на стене, но своими руками создать подобное довольно просто.

Заключение по теме

Водяные краски известны довольно давно. Ими активно пользовались художники еще в античной Греции, в Византии и Древней Руси. Техника нанесения рисунков на сырую поверхность знакома мастерам Италии, Германии, Франции. С использованием фрески работали знаменитые Рублев, Рафаэль и Микеланджело. Рисунки на штукатурке дошли и до наших дней. Этот вид живописи отличается долговечностью и стойкостью цветов. Главное – сделать все правильно.

Истоки мастерства или предыстория современной фрески.

Фреска или живопись по сырой штукатурке – это изобретение строительной индустрии отнюдь не нашей современности. Встретить фрески можно еще в архитектуре эгейского периода. В Европе фресками украшали храмы и церкви. Среди известных художников – мастеров фрески большую популярность и известность получил Микеланджело. Так или иначе, роспись по сырой штукатурке прочно вошла в нашу жизнь. Настенные росписи присутствуют в архитектуре Древней Греции и Рима, Византии, Италии и Древней Руси. В нашу современность роспись по сырой штукатурке вошла в несколько модернизированном варианте. – комментарии мастера.

Техника фресковой росписи довольно сложна, но одно из ее достоинств заключается в ее долговечности, при условии, что соблюдены все правила ее нанесения. Раскроем несколько секретов правильной фрески. Во – первых, необходима подготовка стен к нанесению декоративной штукатурки. Она заключается в том, что в стенах делаются специальные пазы, щели и выбоины. Во – вторых, перед нанесением штукатурки, поверхность стен обязательно смачивают водой. Сама декоративная штукатурка представляет собой довольно грубый раствор, содержащий песок крупной фракции. Толщина слоя должна составлять от 2 до 5 см, при этом 5 см – это оптимальный вариант, удобный для дальнейшего выравнивания. Следует отметить, что выравнивание производится без затирки. Далее на поверхность наносят крупные царапины крест - накрест, что необходимо для большей сцепки со следующим слоем и прочности всей росписи. В этом заключается подготовительный этап работ. Следующий слой накладывается после полного высыхания предыдущего, так может быть выполнено до 5 слоев штукатурки. Последние слои наносятся тонким слоем и небольшими участками. Техника нанесения рисунка.

После того, как слои декоративной штукатурки будут готовы, мастер переходит к выполнению росписи. Если у художника в древности на нанесение рисунка было не более 10 минут, то нашим современникам нет необходимости спешить. Сегодня художник может продумать рисунок, нанести его на бумагу, а уж затем перенести изображение или узор на поверхность стены. Процедура переноса рисунка также имеет свои особенности. Изображение делится на фрагменты и при помощи прокалывания бумаги по контуру изображения иглой переносится на стену. Также для того, чтобы поверхность стены была достаточно белой для рисунка, на штукатурку наносится известковый раствор. Процесс нанесения краски также имеет свои особенности. Для этого необходимо использовать мягкие кисти, рисунок наносить небольшими мазками и очень аккуратно, чтобы не поднять известковую основу и не допустить смешивания. Иначе краски после высыхания будут иметь белесоватые полосы. Также следует избегать нанесения слишком толстого слоя краски, так как она может не впитаться в штукатурку, и после высыхания просто потрескается и осыплется. Среди других правил нанесения красок важно упомянуть и следующие: - первоначально наносятся светлые тона, затем средние и темные; - при повторном нанесении красок процедура окрашивания производится в обратном порядке – сначала мастер прокрашивает темные тона, затем средние и светлые; - для четкости изображения в древности художники под синие краски наносили серую охру, именуемую также рефтью, а под все остальные – желтую. В целом роспись по сырой штукатурке требует неспешности, аккуратности и внимательности, так как переделать уже выполненный рисунок практически невозможно.