Таможенный союз создан между странами. Четыре из пяти стран подписали таможенный кодекс еаэс

Безусловно, и таможенные органы, и бизнес в первое время начала функционирования Та­моженного союза будут испытывать проблемы переходного периода…

Андрей Бельянинов, Руководитель ФТС России
выступление на международной конференции в г. Москве 22 октября 2009 года

Таможенный союз: понятие и примеры из мирового опыта

Таможенный союз представляет собой межгосударственное образование, предполагающее объединение территорий государств-участников, в пределах которых ликвидируются таможенные границы и таможенные барьеры, не применяются таможенные пошлины и административные ограничения во взаимной торговле, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, унификацию внутреннего законодательства стран-участниц и создание наднационального правового регулирования, способствует стабильности и росту национальных экономик.

Основными задачами государств в таможенном союзе являются:

  • создание единой таможенной территории в границах объединившихся стран;
  • введение режима, не допускающего тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, оговоренных специальными нормативными актами;
  • полная отмена таможенного контроля на внутренних границах стран-участниц;
  • использование однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;
  • функционирование единых органов управления таможенного союза.

По внешней границе в торговых отношениях со странами, не входящими в таможенный союз, предполагается:

  • применение общего таможенного тарифа;
  • использование единых мер нетарифного регулирования;
  • проведение единой таможенной политики и применение единых таможенных режимов.

Интеграционные экономические объединения, в основе которых лежит отмена тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, практически всегда выгодны для стран, участвующих в них. Подобные объединения хорошо известны в мире: в настоящее время успешно функционирует Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), с 1994 года включающая США, Канаду и Мексику; Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР, 1991 год), участниками которого являются Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай; Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), образованный в 1961 году, в который в разное время входили Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас, Коста-Рика.

Самое известное экономическое и политическое региональное объединение – Европейский союз – в основе своей также имеет таможенный союз, формирование которого началось с 1 января 1958 г. и завершилось к 1993 году, заняв более 30 лет.

История Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 года, разработанный в рамках СНГ, в качестве одного из этапов интеграции предусматривал построение таможенного союза. Затем, в 1995 году, было заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому позже присоединились Казахстан и Киргизия. Участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного 26 февраля 1999 г., стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года – Узбекистан.

На неформальном саммите 16 августа 2006 г. главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу.

Через год, 6 октября 2007 г., на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Можно сказать, что 6 октября 2007 г. главы трех стран впервые реализовали идею таможенного союза на территории СНГ, создав необходимую нормативную основу его функционирования, и тем самым перешли к практическому воплощению его в жизнь.

Следующий этап становления таможенного союза пришелся на 2010 год:

  • с 1 января объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф (на основе Единой товарной номенклатуры) и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран;
  • с 1 июля отменено таможенное оформление и таможенный контроль на территориях России и Казахстана, а с 6 июля – и на территории Беларуси. Также с 6 июля для нашей страны начал действовать Таможенный кодекс таможенного союза (далее – ТК ТС).

И, наконец, последней (на текущей момент) вехой в формировании Таможенного союза явилась дата 1 июля 2011 г. Именно тогда был фактически отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. На российско-казахстанском участке границы таможенные органы прекращают совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих через государственную границу России. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращается осуществление остававшихся до последнего времени отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран. Сами ППУ ликвидируются. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, отныне осуществляются таможенными службами России, Беларуси и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза.

Таким образом, таможенный союз Беларуси, Казахстана и России строится на экономической и территориальной платформе ЕрАзЭС, имеет с ним общие органы управления, частично правовую базу и параллельное членство этих трех стран в обеих организациях. Создание таможенного союза не является конечной целью стран ЕврАзЭС, он представляет собой только одну из форм интеграции на пути к модели единого экономического пространства. Предполагается также, что в будущем в него войдут и другие государства–члены ЕврАзЭС. В свою очередь, Единое экономическое пространство предполагает интеграцию не только в экономической, таможенной, но и в политической сфере.

Положительные стороны Таможенного союза

Создание таможенного союза по сравнению с зоной свободной торговли предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преимущества:

  • снижение расходов на создание, переработку, перемещение, транспортировку товаров в пределах территории таможенного союза;
  • уменьшение временных и финансовых затрат, связанных с административными ограничениями и барьерами;
  • сокращение количества таможенных процедур, которые необходимо проходить для ввоза товаров из третьих стран;
  • открытие новых рынков сбыта;
  • упрощение таможенного законодательства в силу его унификации.

Договорно-правовая база Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

Введены в действие с 1 января 2010 г. документы, устанавливающие общий порядок тарифного и нетарифного регулирования в таможенном союзе, а именно:

  • Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года (далее – Соглашение о ЕТТ);
  • Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года (далее – Соглашение о тарифных квотах);
  • Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года (далее – Соглашение о нетарифных мерах);
  • Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года;
  • Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года;
  • Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, от 12 декабря 2008 года (далее − Протокол о ставках, отличных от ЕТТ);
  • Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее – ЕТН ВЭД);
  • Единый таможенный тариф таможенного союза (далее – ЕТТ);
  • Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года (далее – Протокол о тарифных льготах);
  • Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года (далее – Протокол о системе тарифных преференциий);
  • Перечень развивающихся стран–пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;
  • Перечень наименее развитых стран–пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;
  • Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (далее – Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран);
  • Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств–членов таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа таможенного союза;
  • Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозимой пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом;
  • Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
  • Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами–участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений и другие документы;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года;
  • Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия от 11 декабря 2009 года;
  • Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года;
  • Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года;
  • Соглашение таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года;
  • Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года от 11 декабря 2009 года;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года.

Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и соответственно ТК ТС вступили в силу с 1 июля 2010 г. для Казахстана и России и с 6 июля 2010 г. – для Беларуси.

Структура единого таможенного законодательства Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

В связи с формированием нормативной правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего, в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза представляет собой четырехуровневую систему:

  • ТК ТС;
  • международные соглашения государств–участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения;
  • решения Комиссии Таможенного союза;
  • национальное таможенное законодательство стран-участниц.

В силу п. 3 ст. 1 ТК ТС при таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.

При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы.

Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не определен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза.

Базовым документом, регулирующим таможенные правоотношения в рамках таможенного союза, является ТК ТС.

Международными соглашениями устанавливаются нормы таможенного регулирования, которые должны применяться одинаково на всей территории таможенного союза. Это, прежде всего, определение и контроль таможенной стоимости, правила определения страны происхождения товаров, нормы о предоставлении тарифных льгот и преференций, правила уплаты косвенных налогов и некоторые другие общие нормы.

Комиссия таможенного союза принимает решения по вопросам практической реализации норм таможенного регулирования: устанавливает порядок декларирования и форму таможенной декларации; порядок применения таможенных процедур (списки товаров, сроки применения процедур); порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; определяет формы документов для таможенных целей. В настоящий момент это более 150 решений по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии таможенного союза.

Правовое регулирование взимания ввозных таможенных пошлин

На современном этапе продолжается формирование правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России для обеспечения свободного перемещения товаров по территории стран-участниц, создания благоприятных условий торговли с третьими странами, развития взаимной экономической интеграции.

Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее – Решение МГС № 18) с 1 января 2010 г. в целях создания единой системы таможенно-тарифного регулирования торговли Беларуси, Казахстана и России с третьими странами введены в действие Соглашение о ЕТТ; Соглашение о тарифных квотах; Протокол о ставках, отличных от ЕТТ; Протокол о тарифных льготах; Протокол о системе тарифных преференциий.

ЕТТ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ЕТН ВЭД (утверждена Решением МГС № 18). Согласно Протоколу о ставках, отличных от ЕТТ, более высокая или более низкая ставка ввозной таможенной пошлины по сравнению со ставкой ЕТТ может применяться в отношении товаров, происходящих из третьих стран, в исключительных случаях на основании решения Комиссии таможенного союза (далее – Комиссия), принимаемого в соответствии с Протоколом о ставках, отличных от ЕТТ.

С начала текущего года предоставление тарифных льгот стало возможным только в случаях, установленных ст. 5 и п. 1 ст. 6 Соглашения о ЕТТ, а также на основании решений Комиссии, принятых консенсусом. Кроме того, ст. 5 Соглашения о ЕТТ определяет, что такие льготы применяются независимо от страны происхождения товаров и могут выражаться в освобождении от ввозной таможенной пошлины или снижении ставки ввозной таможенной пошлины. Некоторые тарифные льготы закреплены Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее – Решение КТС № 130).

В условиях единой системы тарифных преференций таможенного союза, введенной ст. 7 Соглашения о ЕТТ и Протоколом о системе тарифных преференций, для содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран–пользователей этой системы и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок, установленных ЕТТ. В свою очередь, в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран–пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин. С этой целью Решением МГС № 18 утверждены перечни развивающихся стран и наименее развитых стран–пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, а также Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран.

Соглашение о тарифных квотах закрепляет возможность использования тарифных квот как меры регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, с помощью более низкой по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины в соответствии с ЕТТ ставки ввозной таможенной пошлины в течение определенного периода на определенное количество товара (в натуральном или стоимостном выражении). Решением КТС № 130 определен также Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Согласно ТК ТС ограничивается право выбора валюты, в которой могут уплачиваться ввозные таможенные пошлины: теперь они уплачиваются в валюте того государства–члена таможенного союза, в котором подлежат уплате и таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу (ст. 84 ТК ТС).

В отличие от национального таможенного законодательства ТК ТС не допускает возможности любого лица уплатить таможенные пошлины за счет собственных средств за плательщика таможенных пошлин. Теперь плательщиками таможенных пошлин и налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии со ст. 79 ТК ТС международными договорами и (или) законодательством государств–членов таможенного союза возложена такая обязанность. Декларантом считается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (ст. 4 ТК ТС).

Согласно ст. 84 ТК ТС полномочия определять форму уплаты таможенных пошлин и момент исполнения обязанности по их уплате (дату уплаты) предоставлены государству–члену таможенного союза, в котором такие пошлины подлежат уплате. С учетом вышеизложенного правила относительно валюты платежа фактически ограничена возможность уплаты таможенных пошлин путем обращения сумм обеспечения их уплаты, внесенных в иностранной валюте.

В ТК ТС тарифные преференции и тарифные льготы включены в понятие «льготы по уплате таможенных платежей». Освобождаются от ввозных таможенных пошлин товара, ввозимые в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, определяемую по действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин курсу, устанавливаемому законодательством государства–члена таможенного союза, таможенный орган которого осуществляет выпуск таких товаров.

ТК ТС предусматривает возможность изменения сроков уплаты таможенных пошлин в форме отсрочки или рассрочки. При этом основания, условия и порядок изменения таких сроков определяются международным договором государств–членов таможенного союза, а не национальным законодательством. С этой целью принято Соглашение о порядке уплаты таможенных пошлин, согласно которому отсрочка или рассрочка по уплате ввозной таможенной пошлины могут предоставляться при причинении плательщику ущерба в результате стихийного бедствия; технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; при задержке поступления плательщику финансирования из республиканского бюджета или платы за выполненный им государственный заказ; при ввозе подвергающихся быстрой порче товаров; при осуществлении поставок товаров в рамках международных договоров; при ввозе по утверждаемому Комиссией перечню отдельных типов иностранных воздушных судов и комплектующих к ним; при ввозе осуществляющими сельскохозяйственную деятельность организациями либо поставке для таких организаций посадочного или посевного материала, средств защиты растений, отдельной сельскохозяйственной техники, товаров для кормления животных; при ввозе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих, запасных частей к нему для использования в промышленной переработке.

Для зачисления ввозных таможенных пошлин используется единый счет уполномоченного органа государства–участника таможенного союза на основании Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года (далее – Соглашение о порядке зачисления ввозных пошлин). Данное Соглашение вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором депозитарий получит последнее письменное уведомление по дипломатическим каналам о выполнении сторонами внутригосударственных процедур.

Согласно ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или взысканными суммами таможенных пошлин признаются денежные средства, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств–членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин в отношении конкретных товаров. Их возврат (зачет) осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства–члена таможенного союза, в котором произведена их уплата и (или) взыскание, с учетом особенностей, установленных ст. 4 Соглашения о порядке зачисления ввозных пошлин. Возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущем дне в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне.

Для регулирования вопросов взаимного признания таможенными органами документов, подтверждающих принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, принято Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года.

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС . Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет .
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

Такого скандала еще не было на саммитах Евразийского союза. На этот раз саммит проходил в Санкт-Петербурге, и ключевой темой повестки было подписание странами - участниками Таможенного кодекса базового документа, регламентирующего таможенные правоотношения на территории ЕАЭС.

В общем-то, намечалось парадное протокольное мероприятие (документ готовился несколько лет, и все основные параметры были согласованы). Вышло иначе.

Сначала кодекс подписали только три страны из пяти: Россия, Казахстан, Армения, а Киргизия отказалась это делать.

Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что негативные моменты «временами превалируют» в сотрудничестве стран ЕАЭС и что это плохо сказывается на интеграции республики.

Позднее Атамбаев все-таки утвердил Таможенный кодекс. Но оставил за собой неподписанным заявление о выстраивании совместной внешнеэкономической деятельности.

Через год после вступления в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в 2018 году, начнется постепенное снижение порога беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов в страны союза. Как пишет ТАСС, первое снижение — это €500 в 2018 году. Сверх нормы в €500 предусмотрен платеж в размере 30%, но не менее €4 за 1 кг. По истечении двух лет с момента вступления в силу кодекса предусмотрено снижение до €200, сверх этого — уплата 15%, но не менее €2 за 1 кг.

С вступлением нового документа в силу верхние стоимостные и весовые пороги беспошлинной торговли станут едиными для всех стран. Стороны же по своему усмотрению смогут устанавливать более низкие нормы беспошлинного ввоза на национальном уровне.

Лукашенко был сильно занят

Итого четыре из пяти членов Евразийского союза согласовали Таможенный кодекс.

Но основной удар по евразийской интеграции нанес глава Белоруссии Александр Лукашенко. Он демонстративно не явился на саммит, остался в Минске.

Был сильно занят совещанием «По обеспечению безопасности граждан в период новогодних и рождественских праздников». Официальных заявлений от Лукашенко с объяснениями так и не последовало.

Объясняться пришлось принимающей стороне. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что отсутствие президента Белоруссии де-факто «не помешает обсуждать субстантивные вопросы, связанные с интеграцией».

Он уточнил, что все документы были ранее полностью согласованы. И подписанный пакет просто отправят в Минск, «с тем чтобы Александр Григорьевич смог их там подписать».

«Отсутствующие потом присоединятся, потому что ни у кого не было замечаний, — было согласовано», — заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Скорее всего, Лукашенко через некоторое время подпишет кодекс.

Так уже не раз бывало в обмен на очередную порцию преференций от России.

На этот раз на кону поставки российских нефти и газа в Белоруссию. Минск считает, что справедливой ценой на российский газ является $73 за 1 тыс. кубометров. В Минске утверждали: из-за высокой цены на газ белорусские товары оказываются неконкурентоспособными на российском рынке, что противоречит принципам и Союзного государства России и Белоруссии, и ЕАЭС. Россия с этим не соглашалась, ссылаясь на действующий контракт, в котором зафиксирована цена в $132 за 1 тыс. кубометров. Но Белоруссия продолжала платить по новой цене и в итоге задолжала России за газ $340 млн.

С газовым вопросом увязано и сокращение поставок нефти в Белоруссию на переработку. В третьем квартале Россия сократила поставки нефти в Белоруссию с 5,3 млн до 3,5 млн тонн. В четвертом квартале поставки планировалось дополнительно урезать еще на 500 тыс. тонн.

По подсчетам белорусской стороны, недопоставки нефти могут даже подкосить рост ВВП. Вместо роста на 0,3% по итогам 2016 года экономика страны может уйти в минус на 2%.

Кроме того, глава Россельхознадзора Сергей Данкверт предъявил Белоруссии две претензии: страна проводит реэкспорт санкционной продукции. А кроме того, поставляет в Россию не вполне качественное молоко.

Неудивительно, что на этот раз Лукашенко превзошел сам себя — отказался участвовать в саммите и ставить подпись под Таможенным кодексом.

«Претензии Лукашенко неизбежны, поскольку белорусский лидер прекрасно осознает свое преимущество: его страна граничит с Евросоюзом, со странами НАТО и проблемной Украиной», — говорит Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы.

Недовольны все

По мнению экспертов, каждая из стран - членов Евразийского союза накопила претензии к России и евразийской идее в целом. Хотя и не каждая из них так зависит от России, как Белоруссия.

Меньше всех претензий к Евразийскому союзу у Армении — заметных экономических разногласий между двумя странами нет.

«Главное, что получила Армения от членства в ЕАЭС, — гарантии безопасности в затяжном конфликте с соседним Азербайджаном и сохранение статус-кво Нагорного Карабаха», — говорит Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

Так что со стороны Армении ждать демаршей, подобных белорусскому, пока не стоит. Если в очередной раз не обострится ситуация в Карабахе.

Не все так просто и с Киргизией.

Вступление Киргизии в ЕАЭС откладывалось пять раз.

Когда республику возглавляла Роза Отунбаева, усилилось сближение с Евросоюзом. С конца 2011-го у власти в стране Алмазбек Атамбаев, его симпатии, безусловно, на стороне Евразийского союза. Но и в этом случае есть разногласия.

Население Киргизии (5,5 млн человек) живет в основном за счет реэкспорта китайских товаров. Ежегодно он достигает $10 млрд.

На окраине Бишкека расположен крупнейший оптовый рынок Центральной Азии — «Дордой». Здесь самые низкие цены на одежду и обувь на всем постсоветском пространстве — дешевле только в Китае, откуда это все и поставляется в гигантских объемах. Дешевизну товаров обеспечивают в первую очередь низкие таможенные пошлины между Киргизией и Китаем.

Фактор Китая накладывает отпечаток и на взаимоотношения России с Казахстаном.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев более покладист, чем Лукашенко. Ему, собственно, и приписывают авторство создания Евразии на обломках постсоветского пространства. Но его беспокоит потеря части суверенитета Казахстана как члена ЕАЭС.

От участия в Таможенном союзе Астана имеет больше минусов, чем плюсов, негодовал Назарбаев еще в относительно благополучном 2013 году. Сохраняются трудности для продвижения казахстанских продовольственных товаров, в частности мяса и мясопродуктов, на рынок России, отсутствует свободный доступ на российский рынок электроэнергии, ограничены возможности для транзита электроэнергии, перечислял президент Казахстана.

«Китай больше инвестирует в Казахстан, чем в Россию», — замечает Портанский. И в этом смысле Россия и Казахстан — конкуренты.

Есть почва для разногласий и по поводу китайского мегапроекта — «Шелкового пути». Россия и Казахстан вынуждены конкурировать здесь за китайские инвестиции.

Это нормально, что процесс интеграции идет с такими сложностями, интересы у стран - членов ЕАЭС разные, как и вес экономик разный, но договориться можно, резюмирует Минченко.

Межгосударственным соглашением в форме коллективного протекционизма разных стран, предусматривающим единую таможенную территорию, явился Таможенный союз. Это общность, где государства-участники договорились о создании общих межгосударственных органов, которые координируют и согласовывают внешнеторговую политику. Периодически проводятся совещания министров соответствующих ведомств, чья работа целиком и полностью опирается на постоянно функционирующий межгосударственный секретариат. Таможенный союз - это форма интеграции между странами и создание наднациональных органов. И это был очередной шаг по пути интеграции в более продвинутую форму от уже существовавшей зоны свободной торговли. В 2015 году на базе Таможенного союза начала свою работу новая организация - Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Примеры

В девятнадцатом веке был создан Германский таможенный союз, где немецкие государства согласились отменить между своими странами таможенные преграды, а пошлины шли в общую кассу, где их распределяли между странами-участницами по числу жителей. Вероятно, Германский таможенный союз - это первая генеральная репетиция создания Таможенного Европейского союза, который функционирует сейчас. Евразийский экономический союз тоже объединил усилия на проблему интеграции территорий сообщества. Это слияние межгосударственных форм торговли и экономики между Россией, Беларусью, Казахстаном. В основном именно об этом союзе будет идти речь в данной статье. Помимо перечисленных, существовали в разное время таможенные союзы Южно-африканский, Восточно-африканский (как сообщество), Меркосур, Андское сообщество и некоторые другие.

В октябре 2006 года в Душанбе (Таджикистан) был подписан договор о торговой интеграции между Казахстаном, Белоруссией и Россией и выработан технический регламент Таможенного союза. Целью такой организации явилось создание единой таможенной территории, в которой состоят несколько государств. Правила Таможенного союза отменяли пошлины на реализуемую продукцию. В то же время этот шаг позволял защитить собственные рынки от лишнего импорта, сглаживал все неровности торгово-экономической сферы. В пределах стран-участниц созданы единые требования Таможенного союза и единый для всех таможенный тариф. Тем же предписанием регулировались торговые отношения с остальными странами, не входящими в Таможенный союз. Это было необходимо.

История

Тот же договор 2007 года утвердил не только технический регламент Таможенного союза, но и Комиссию - его единый регулирующий орган. В 2012 году действие регламента было завершено, и на смену ему пришла организация ещё более властная, у которой полномочий было больше на порядок, а также значительно увеличен и её штатный состав. Это ЕЭК - Евразийская экономическая комиссия. Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация составили образование на основании Евразийского экономического сообщества. Единая структура технического регулирования была просто необходима. Именно Комиссия выработала единый реестр Таможенного союза, утвердила его правила. Она же обладает прерогативой выработки технических регламентов.

Единый реестр касается органов сертификации ТС и его испытательных лабораторий. Это перечень субъектов, выдающих сертификаты, гарантирующие безопасность данного продукта. Нигде подтверждать такой документ не нужно на территории стран ТС. Комиссия ТС - координатор всех действий и всех усилий стран-участниц по техническому урегулированию, под чьим контролем находится вся деятельность Таможенного союза. Национальные технические регламенты перестали действовать с момента создания Комиссии и выработки ею единых регламентов ТС. Участники Таможенного союза согласились, что единая таможенная территория, где таможенные пошлины не применяются и отсутствуют экономические ограничения, может иметь исключения - это специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Структура

На всей территории государств-участников применяются единые меры регулирования: таможенный тариф внутри ТС и правила торговли с иными странами. Контролируется соблюдение правил Межгосударственным советом, который есть высший орган ТС и куда входят главы правительств и главы государств всех стран ТС. На 2007 год это были президент РФ Д. Медведев и глава правительства РФ В. Путин, президент РБ А. Лукашенко и премьер-министр РБ С. Сидорский, президент Казахстана Н. Назарбаев и премьер-министр К. Масимов. С 2008 года высшим органом ТС стал Межгоссовет ЕврАзЭС (ВОТС) на уровне только глав государств стран-участниц.

Обеспечивал условия работы и развития ТС единственный регулирующий орган - Комиссия ТС, чьи решения обязательны и на национальном уровне никаких подтверждений не требуют. Государства Таможенного союза разделили влияние на решение всех поднимающихся вопросов таким образом: Россия имеет в Комиссии пятьдесят семь голосов, а Казахстан и Белоруссия - по двадцати одному голосу. Все решения принимаются, если собрано две трети голосов. В 2009 году ответственным секретарём Комиссии ТС был утверждён С. Глазьев. Если между странами-участницами возникают споры, то их разрешает специальный суд ЕврАзЭС, где можно добиться изменения действий органов ТС и государственной власти объединения.

Деятельность Таможенного союза

В 2009 году высшим органом ТС - Комиссией в совокупности с правительствами сторон был проведён комплекс мероприятий, чтобы завершить формирование договорной и правовой базы ТС. Сюда вошёл и Единый таможенный тариф, и Таможенный кодекс, и статут суда ТС. В ноябре 2009 года было принято решение относительно единого таможенного тарифа среди стран, которые включил в себя Таможенный союз. Таможенные пошлины в торговле между этими странами были отрегулированы, поскольку вступил в силу ЕТТ - Единый таможенный тариф. В 2010 году состоялся саммит, где было подписано заявление о действенности Таможенного кодекса, который начал работать с июля 2010 года. Целый ряд положений Единого таможенного кодекса не имеют правовой аналогии в законодательствах государств-участников ТС.

Например, нет понятия Единой таможенной территории, не оговорены условия относительно таможенного транзита. Также кодексом ТС отменено оформление на таможне и таможенный пограничный контроль всех товаров, которые происходят из территорий стран-участниц ТС, кроме того, это касается и товаров других стран, находящихся в свободном обращении на территории ТС. Кодекс предусматривает требования Таможенного союза - взаимность в признании мер по обеспечению оплаты платежей на всех территориях ТС. Был введён институт экономического оператора - лица, обладающего правом пользования разнообразными упрощениями, которые возможно осуществить при таможенных процедурах.

Торговля

Таможенный союз в сентябре 2010 года ввёл на своих территориях режим, который зачисляет и распределяет таможенные пошлины. Трёхсторонними договорённостями согласовано, что импортные зачисляются на определённый единый счёт, чтобы затем пропорционально распределяться между бюджетами Беларуси, Казахстана и России. Например, в российский бюджет положено поступление 87,97 % общего объёма ввозных пошлин, в белорусский - 4,7 %, а в казахстанский - 7,33 %. В 2011 году таможенными органами был прекращён контроль на всех внутренних границах ТС.

План действий ТС был утверждён тремя государствами-участницами, и соответственно плану таможенные органы России прекратили любые операции относительно транспортных средств и товаров, которые следуют на нашу территорию. Ранее контроль осуществлялся во всех пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации. А российско-белорусская граница в ППУ (пункт принятия уведомлений) прекратила все операции контроля транзита из третьих стран.

Контроль

Регламент Таможенного союза о безопасности 2010 года предусмотрел введение на границе России и Казахстана переходного периода, когда пограничные пункты ещё будут функционировать, осуществляя контроль - как пограничный, так и миграционный, а товары и транспортные средства, которые следуют на территории ТС, ещё осуществляются совместными таможенными службами стран-участниц. Специальные службы трёх стран должны обмениваться всеми сведениями относительно каждой товарной партии, которая оформляется на их территории. В 2010-м власти уже рассчитывали создание единого экономического пространства на всех территориях, поскольку это самый верный шаг на пути к созданию общего рынка.

Таможенный союз постепенно пополняется, причём все страны-участницы продолжают применять помимо единых таможенных тарифов многие другие меры, в том числе и регулирование торговли с третьими странами. Государства, вступившие в ТС: Казахстан и Россия - с 1 июля 2010 года, Республика Беларусь - через пять дней, Армения - 2 января 2015 года, Киргизия - 12 августа 2015 года. Были и кандидаты - уже вступила бы в ТС Сирия, если бы не развязавшаяся на её территории война (впрочем, возможно, одной из причин её развязывания и стало как раз это намерение), а в январе 2015 года своё намерение присоединиться к ТС объявил Тунис.

Некоторые общие сведения

Экспорт товаров сопровождался нулевой ставкой НДС или освобождением от уплаты акцизов (возмещением уже уплаченной суммы), если факт экспорта подтверждён документально. Импорт товаров в Россию из двух других стран-членов ТС сопровождалось НДС и акцизами. Если оказывались услуги или проводились работы на территории России, то налоговую базу, ставки, налоговые льготы и порядок взимания определяли соответственно законодательству РФ.

После 2015 года международные обязательства в рамках ТС и Единого экономического пространства положили следующие ввозные таможенные пошлины: бюджет Российской Федерации получает 85,33 %, бюджет Беларуси - 4,55 %, Казахстана - 7,11 %, Армении - 1,11 % и Киргизии - 1,9 %. Трудовые мигранты - граждане стран-участниц ТС - уже не должны покупать патент для устройства на работу в Российской Федерации, поскольку право на труд они имеют равное с гражданами России.

Значение

Ещё в 2011 году, будучи ответственным секретарём Комиссии ТС, Сергей Глазьев привёл неоспоримые выгоды создания Таможенного союза - и в экономическом, и в геополитическом аспектах. После деградации и распада Советского Союза, после длившегося десятилетиями обнищания экономик и всяческих невзгод, бывшие советские республики начали интегрироваться, и это геополитическое достижение огромнейшего значения, единственно способное дать конкретные выгоды экономике каждого государства.

В 2012 году было проведено интеграционное исследование Евразийским банком развития. Социологический опрос проходил в десяти странах СНГ и дополнительно - в Грузии, где до двух тысяч респондентов приняли участие в каждой из стран. Вопрос был один: отношение к созданию Таможенного союза, который освободил от пошлин торговлю внутри трёх стран (России, Беларуси и Казахстана). Казахи приветствовали Таможенный союз в 80 % случаев, таджики - 76 %, в России положительно отнеслись 72 % респондентов, в Киргизии и Узбекистане - 67 %, в Молдавии - 65 %, в Армении - 61 %, в РБ - 60 %, Азербайджане - 38 %, а в Грузии - 30 %.

Проблемы

Критика в адрес ТС существовала всегда. Чаще всего она сводилась к теме недостаточной проработки условий сертификации товаров и торговли, говорилось также и о навязывании Российской Федерацией странам-соучастницам условий ВТО, хотя они в эту организацию и не вступали. Некоторые эксперты сетовали о несправедливости распределения доходов между участниками. Однако никто из них не смог своими исследованиями доказать, что Таможенный союз - проект не слишком выгодный как для участников, так и для потенциальных его членов. Напротив, огромный ряд дотошно проведённых исследований последовательно и по всем пунктам доказывает то, что ЕАЭС выгоден однозначно всем его членам как по экономическим, так и по идеологическим причинам.

Некоторые эксперты замечают, что идеологическая составляющая перевешивает экономическую, поскольку этот союз - формирование искусственное, а потому жизнеспособным быть не может и существует пока лишь потому, что России это идеологически выгодно, и она участников спонсирует. Однако очень плохо уживаются рядом обвинения в несправедливости разделения доходов и тема спонсирования. Уж либо то, либо это. Судя по экономическим выкладкам, и Беларуси, и Казахстану, и Киргизии, и Армении членство в ЕАЭС выгодно.

Сегодня

Сегодня Евразийский экономический союз работает не менее активно, чем в любой из прошлых моментов существования ТС. Решениями Комиссии обсуждаются всё новые программы развития отношений между странами-участницами. Например, создан и работает консультативный комитет, занимающийся нефтью и газом, который формирует общий рынок газа в границах ЕАЭС. А это едва ли не важнейший приоритет интеграционного сотрудничества, включивший в себя целый комплекс различных мероприятий - технологических, организационных, правовых (всего мероприятий - более тридцати). В 2016 году главы государств России, Киргизии, Казахстана, Беларуси и Армении уже утвердили концепцию работы по формированию общего газового рынка. Остаётся проработать международный договор с едиными правилами доступа к системам газового транспорта, расположенных на территориях этих государств.

Развивается общий рынок автотранспортных услуг, повышается конкурентоспособность международных перевозок, улучшено в значительной мере таможенное регулирование и страхование. Несмотря на то что между странами-участницами внешнеэкономические связи обеспечиваются всеми существующими видами транспорта, доля автомобильного в нём - более 82 процентов от общего объёма грузоперевозок, а пассажирских - 94 процента. И эти проценты ещё растут. Формируется и общий рынок услуг на воздушном транспорте, и эту тему в конце апреля 2017 года подробно обсуждал в Минске консультативный комитет. Подготавливается проект так называемой дорожной карты, что является реализацией основных направлений транспортной политики.

В Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней были зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются :

— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза. Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2017 году в указанных органах председательствует Киргизия.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников