«Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже» (4 класс). Урок русского языка "правописание окончаний существительных в творительном падеже"

Тема : Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

Цели урока: 1. Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

2.Развивать умения применять правило при написании безударных падежных окончаний имён сцуществительных в творительном падеже.

3.Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

Коммуникативные : инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и иуровня усвоения материала;

Личностные : установление связи между цельюучебной деятельности и её мотивом.

Оборудование : презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2. Минутка чистописания.

– А сейчас узнаем написание какой буквы будем отрабатывать.

Что такое антонимы?

К словам подберите антонимы.

плохой- Слайд 1

трусливый-

толстый-

горячий-

– Охарактеризуйте эту букву. (показываю, как пишется)

Х х с, ух, под, за, ах, ох, над, эх, между

– Прочитайте слова.

– Назовите междометия.

– Прочитайте. Что они обозначают?

Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций. Слайд 2

–Что можете сказать об остальных словах?

– А вот с каким падежом употребляются эти предлоги, мы узнаем чуть позже.

3. Словарная работа.

Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю продолжить словарной работой.

Запишите слова в два столбика.

* учащийся у доски комментирует запись слов.

Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг.

Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат.

Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма- парный согласный)

Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)

Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)

Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?

Падеж- работяга.

4. Постановка проблемного вопроса.

Какие вопросы у вас возникли?

Какой падеж взял себе такой псевдоним?

Почему его так назвали?

5. Поиск решения проблемы.

Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.

*Запись на доске оформляет ученик.

Падеж – работяга, труд, работа,творить.

По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? (По слову творить.)

Что такое синонимы?

Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)

А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. Слайд 3

"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".

Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?

Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу

С тем, - заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду.

Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

6. Самоопределение к деятельности..

Прочитайте словосочетания.

Закрыло туч… Слайд 4

Тянуло ветр…

Спрятался под ель…

В каком падеже стоят данные существительные? (В Т.п.)

– Кто готов сформулировать тему нашего урока.?(“Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.”) Слайд 5

Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? (Расширить знания об особенностях творительного падежа.)

7. Изучение нового материала.

1)Повторение знаний.

Что мы уже знаем о творительном падеже?

Назовите вопросы существительных в Т.п . (кем? чем? где? куда?) -

Предлоги Т.п . (с, за, под, над, между)

Каким членом предложения является? (второстепенным)

Что ещё нужно знать? (окончания 1,2,3скл.)

* составление кластера.

2)Определкение окончаний существительных в творительном падеже.

Послушайте сказку Слайд 6

- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй , медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.

Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)

Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом ».

Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)

«Будь умницей , отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой» . Младшая принцесса в это время стояла за елью , потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк».

Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.

Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)

Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)

1 скл. 2 скл. 3 скл.

зеброй слоном смелостью

Сливой медведем елью

Умницей ужом осенью

Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Ой -ом -ю

Ей -ем

3)Упр.219 стр.117(по заданию устно)

Вставим окончания в словосочетания.

Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в творительном падеже?

Закрыло туч ей (Т.п. 1 скл.) Слайд 7

Тянуло ветр ом (Т.п. 2 скл.)

Спрятался под ель ю (Т.п. 3 скл.)

4)Физминутка.

Я буду называть существительные, если существительное 1-го склонения – вы приседаете, если 2-го – прыгаете, если 3-го - хлопаете в ладоши.

Конь, солнце печь сын

земля, отец платье книга

сын дача парта тетрадь

дочь мышь ручка день

Алла окно тишь печенье

5)Правописание окончаний существительных в творительном падеже.

Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж. Слайд 8

Пришла (с чем?) с (метель) Слайд
Занесло (чем?) (снег)
Украсила (чем?) (серебро)
Укрыла (чем?) (ковер)
Летел (над чем?) над (лес)
Любовались (чем?) (снежинка)
Играть (с кем?) с (Таня и Саша)

Как поступить, чтобы правильно определить безударные окончания существительных?

6)Упр.221 стр.118(самостоятельно)

8. Рефлексия.

Слайд 9

Какую задачу мы ставили перед собой?

Что же мы узнали на уроке?

Что вам понравилось сегодня на уроке?

9.Итог.

10. Домашнее задание, инструктаж по её выполнению.

с. 108 сведения, упр. 213

Дифференцированная работа (по карточкам)

1.Карточка (уровень повышенной сложности)

Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже. Выделите окончания.

Любоваться (город), заросло (камыш), склониться (чертёж), задуматься (задача), схвачен (лиса), следит (птица), свернулась (клубок).

2.Карточка (базовый уровень)

Вставьте пропущенные окончания. Определите склонение, падеж.

Чертеж...м, снег...м, пляж..м, сугроб...м, грач...м, страниц…й, медвед…м, мороз...м, пловц...м, гостинц...м.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

плохой- трусливый- толстый- горячий-

Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций

"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".

Закрыло туч… Тянуло ветр … Спрятался под ель…

Безударные окончания имён существительных в творительном падеже. Тема урока:

слон ом уж ом зебр ой медвед ем умниц ей смелость ю слив ой ель ю осень ю 1 скл. 2 скл. 3 скл. 3 скл. -ю 2 скл. -ом -ем 1 скл. -ой -ей

ей ом ю Закрыло туч… Тянуло ветр… Спрятался под ель…

ю ом ом ом ом ой ей Пришла с метель… занесло снег… украсила серебр… укрыла ковр… летел над лес… любовались снежинк… играть с Тан… и Саш… ей

Я узнал (а), что … Мне понравилось на уроке…


Тема : Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

Цели урока: 1. Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

2.Развивать умения применять правило при написании безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

3.Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

Коммуникативные : инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и иуровня усвоения материала;

Личностные : установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование : презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

2. Минутка чистописания.

– А сейчас узнаем написание какой буквы будем отрабатывать.

Что такое антонимы?

К словам подберите антонимы.

плохой- Слайд 1

трусливый-

– Охарактеризуйте эту букву. (показываю, как пишется)

Х х с, ух, под, за, ах, ох, над, эх, между

– Прочитайте слова.

– Назовите междометия.

– Прочитайте. Что они обозначают?

Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций. Слайд 2

–Что можете сказать об остальных словах?

– А вот с каким падежом употребляются эти предлоги, мы узнаем чуть позже.

3. Словарная работа.

Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю продолжить словарной работой.

Запишите слова в два столбика.

* учащийся у доски комментирует запись слов.

Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг.

Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат.

Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма- парный согласный)

Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)

Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)

Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?

Падеж- работяга.

4. Постановка проблемного вопроса.

Какие вопросы у вас возникли?

Какой падеж взял себе такой псевдоним?

Почему его так назвали?

5. Поиск решения проблемы.

Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.

*Запись на доске оформляет ученик.

Падеж – работяга, труд, работа,творить.

По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? (По слову творить.)

Что такое синонимы?

Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)

А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. Слайд 3

"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".

Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?

Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу

С тем, - заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду.

Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

6. Самоопределение к деятельности..

Прочитайте словосочетания.

Закрыло туч… Слайд 4

Тянуло ветр…

Спрятался под ель…

В каком падеже стоят данные существительные? (В Т.п.)

– Кто готов сформулировать тему нашего урока.?(“Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.”) Слайд 5

Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? (Расширить знания об особенностях творительного падежа.)

7. Изучение нового материала.

1)Повторение знаний. Слайд 6.

Что мы уже знаем о творительном падеже?

Назовите вопросы существительных в Т.п. (кем? чем? где? куда?) -

Предлоги Т.п. (с, за, под, над, между)

Каким членом предложения является? (второстепенным)

Что ещё нужно знать? (окончания 1,2,3скл.)

* составление кластера.

2)Определкение окончаний существительных в творительном падеже.

Послушайте сказку. На слух постарайтесь определить существительные в творительном падеже и их окончания. Слайд 7

- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй , медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.

Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)

Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом ».

- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)

«Будь умницей , отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой» . Младшая принцесса в это время стояла за елью , потому что она очень боялась змей. Король повел принцессу домой и обещал осенью пойти с ней в цирк».

Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.

Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)

Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)

1 скл. 2 скл. 3 скл.

зеброй слоном смелостью

сливой медведем елью

умницей ужом осенью

Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

3) - Так какие окончания вставим в словосочетания.(клон сл переделать)

Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в творительном падеже?

Закрыло тучей (Т.п. 1 скл.) Слайд 7

Тянуло ветром (Т.п. 2 скл.)

Спрятался под елью (Т.п. 3 скл.)

Правило в учебнике на стр 108. Слайд 8, 9

4)Физминутка.

Я буду называть существительные, если существительное 1-го склонения – вы приседаете, если 2-го – прыгаете, если 3-го - хлопаете в ладоши.

Конь, солнце печь сын

земля, отец платье книга

сын дача парта тетрадь

дочь мышь ручка день

Алла окно тишь печенье

5)Правописание окончаний существительных в творительном падеже.

Игра “Где искать?” Слайд 10

Работа в группах.
(Каждой группе раздать чистый лист бумаги для выполнения задания.)
Учитель задает вопросы, а ученик из каждой группы записывает ответ.
– Под чем искать желуди? (Под дубом .)
– Под чем искать еловые шишки? (Под елью .)
– Под чем искать дом? (Под крышей. )
– Под чем искать волосы? (Под шапкой .)

Под чем искать клад?

Под чем искать подберёзовики?

– Выделить окончание, определить склонение, падеж.
(От каждой группы отвечает ученик и доказывает свой ответ. )

Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж. Слайд 11

Пришла (с чем?) с (метель)
Занесло (чем?) (снег)
Украсила (чем?) (серебро)
Укрыла (чем?) (ковер)
Летел (над чем?) над (лес)
Любовались (чем?) (снежинка)
Играть (с кем?) с (Таня и Саша)

Взаимопроверка.

8. Рефлексия. Слайд 12

Какую задачу мы ставили перед собой?

Что же мы узнали на уроке?

Что вам понравилось сегодня на уроке?

9.Итог.

- Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного?

(Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж.)

Какие окончания мы пишем в Творительном падеже?

- Сколько падежей в русском языке?

- А у Г. Граубина есть еще 1 падеж под названием “Ленительный падеж”.

Инсценирование стихотворения

Спросили Лежебокина:

1 ученик:

А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить,
Лишь ты один не смог.
У. Ответил он рассержено:

2 ученик:

В том не моя вина,
Пусть им сперва ученые,
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный,
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более,
Творить
Я не хочу,
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем – нибудь,
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать,
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный,
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости,
Всегда меня винит.

1 ученик:

Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые,
Придумать имена?

2 ученик:

Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец,
Простительный!

- Ребята, кто-нибудь из вас узнал в себе Лежебокина?

Оценки.

10. Домашнее задание. Слайд 13.

Подобрать пословицы с существительными в творительном падеже.

Какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания -е, -и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.

2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж. Затем определить склонение. Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Пример:

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж.

Озеро (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание -о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание -е. Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере .

Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение: -и, -ы.

2-е склонение: -а, -я.

3-е склонение: -и.

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы - 1-е склонение.

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -у, -ю.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру - 2-е склонение.

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание -и, в дательном - окончание -е.

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание -и.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

Окончания:

1-е склонение: -у, -ю.

2-е склонение: -а, -я.

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю - 1-е склонение.

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение: -ой(-ей).

2-е склонение: -ом(-ем).

3-е склонение: -ю.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой - 1-е склонение.

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -е.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени - 3-е склонение.

Тема: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.Цели урока: 1.Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.
2.Развивать умения применять правило при написании безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.
3.Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и иуровня усвоения материала;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: презентация.
Ход урока.1. Организационный момент.
- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
2. Минутка чистописания.
– А сейчас узнаем написание какой буквы будем отрабатывать.
-Что такое антонимы?
-К словам подберите антонимы.
плохой- Слайд 1
трусливый-
толстый-
горячий-
– Охарактеризуйте эту букву. (показываю, как пишется)
Х х с, ух, под, за, ах, ох, над, эх, между– Прочитайте слова.– Назовите междометия.
– Прочитайте. Что они обозначают?
Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций. Слайд 2
–Что можете сказать об остальных словах?
– А вот с каким падежом употребляются эти предлоги, мы узнаем чуть позже.
3. Словарная работа.
- Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю продолжить словарной работой.
- Запишите слова в два столбика.
* учащийся у доски комментирует запись слов.
Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг.
Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат.
- Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма- парный согласный)
- Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)
- Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)
- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?
Падеж- работяга.
4. Постановка проблемного вопроса.
- Какие вопросы у вас возникли?
- Какой падеж взял себе такой псевдоним?
- Почему его так назвали?
5. Поиск решения проблемы.
- Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.
*Запись на доске оформляет ученик.
Падеж – работяга, труд, работа,творить.
- По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? (По слову творить.)
-Что такое синонимы?
- Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)
- А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. Слайд 3
"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".
- Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?
-Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу
- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно относится к труду.
- Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.
6. Самоопределение к деятельности..- Прочитайте словосочетания.
Закрыло туч…Слайд 4
Тянуло ветр…
Спрятался под ель…
- В каком падеже стоят данные существительные? (В Т.п.)
– Кто готов сформулировать тему нашего урока.?(“Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.”) Слайд 5
- Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? (Расширить знания об особенностях творительного падежа.)
7. Изучение нового материала.
1)Повторение знаний. Слайд 6.
- Что мы уже знаем о творительном падеже?- Назовите вопросы существительных в Т.п. (кем? чем? где? куда?)-
-Предлоги Т.п. (с, за, под, над, между)
- Каким членом предложения является? (второстепенным)
- Что ещё нужно знать? (окончания 1,2,3скл.)
* составление кластера.

2)Определкение окончаний существительных в творительном падеже.
-Послушайте сказку. На слух постарайтесь определить существительные в творительном падеже и их окончания. Слайд 7
- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном, потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.
- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)
Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом».
- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)
«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцессу домой и обещал осенью пойти с ней в цирк».
- Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.
- Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)
- На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)
- Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)
1 скл. 2 скл. 3 скл.
зеброй слоном смелостью
сливой медведем елью
умницей ужом осенью
- Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
-ой -ом -ю-ей -ем
3)- Так какие окончания вставим в словосочетания.(клон сл переделать)
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в творительном падеже?
Закрыло тучей (Т.п. 1 скл.) Слайд 7
Тянуло ветром (Т.п. 2 скл.)
Спрятался под елью (Т.п. 3 скл.)
Правило в учебнике на стр 108. Слайд 8, 9
4)Физминутка.
- Я буду называть существительные, если существительное 1-го склонения – вы приседаете, если 2-го – прыгаете, если 3-го - хлопаете в ладоши.
Конь, солнце печь сын
земля, отец платье книга
сын дача парта тетрадь
дочь мышь ручка день
Алла окно тишь печенье
5)Правописание окончаний существительных в творительном падеже.
Игра “Где искать?” Слайд 10
Работа в группах.(Каждой группе раздать чистый лист бумаги для выполнения задания.)Учитель задает вопросы, а ученик из каждой группы записывает ответ. – Под чем искать желуди? (Под дубом.)– Под чем искать еловые шишки? (Под елью.)– Под чем искать дом? (Под крышей.)– Под чем искать волосы? (Под шапкой.)
- Под чем искать клад?- Под чем искать подберёзовики?
– Выделить окончание, определить склонение, падеж. (От каждой группы отвечает ученик и доказывает свой ответ.)
-Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж. Слайд 11
Пришла (с чем?) с (метель) Занесло (чем?) (снег)Украсила (чем?) (серебро)Укрыла (чем?) (ковер)Летел (над чем?) над (лес)Любовались (чем?) (снежинка)Играть (с кем?) с (Таня и Саша)Взаимопроверка.
8. Рефлексия. Слайд 12
- Какую задачу мы ставили перед собой?
- Что же мы узнали на уроке?
- Что вам понравилось сегодня на уроке?

9.Итог.
- Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного?
(Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж.)- Какие окончания мы пишем в Творительном падеже?
- Сколько падежей в русском языке?
- А у Г. Граубина есть еще 1 падеж под названием “Ленительный падеж”.
Инсценирование стихотворения
Спросили Лежебокина:
1 ученик:
А ну-ка расскажи,За что так ненавидишь ты,Не любишь падежи?Давным-давно все школьникиИх знают на зубок.Их за два года выучить,Лишь ты один не смог.У. Ответил он рассержено:
2 ученик:
В том не моя вина,Пусть им сперва ученые,Изменят имена.Ведь я падеж Творительный,Нарочно не учу:Трудиться,А тем более,ТворитьЯ не хочу,Такой падеж, как Дательный,Я с детства не терплю:Давать,Делиться чем – нибудь,С друзьямиНе люблю.Предложный ненавижу я:Чтоб не учить урок,Приходится выдумывать,Какой-нибудь предлог.А на падеж Винительный,И вовсе я сердит:Отец во всякой шалости,Всегда меня винит.
1 ученик:
Да, переделка, кажется,Серьезная нужна.А сам ты смог бы новые,Придумать имена?
2 ученик:
Давно придумал:Взятельный,Грязнительный,Лежательный,Грубительный,Ленительный,И, наконец,Простительный!
- Ребята, кто-нибудь из вас узнал в себе Лежебокина?
Оценки.
10. Домашнее задание. Слайд 13.
Подобрать пословицы с существительными в творительном падеже.

В правописании падежных форм имен существительных можно выделить несколько правил

1) правописание окончаний "а" и "о" в существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами;
2) правописание "и" или "е" в падежных окончаниях единственного числа;
3) правописание окончаний творительного падежа существительных 2-го склонения - фамилий и названий населённых пунктов;
4) правописание суффикса "ен" в разносклоняемых существительных;
5) правописание "о" и "е" после шипящих и ц в окончаниях существительных.
6) правописание ь в падежных формах существительных;
7) Правописание окончаний "а", "о", "е" в именительном падеже существительных с уменьшительными, увеличительными суффиксами и после "л":

После суффикса "ищ" у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание "е", а у существительных женского рода - окончание "а": арбуз-ищ-е, басище, великанище, волчище, городище, дождище, дружище, роялище, сапожище, умище, болотище, бревнище, винище; бородища, головища, силища, скучища, туфлища (туфля). Во множественном числе существительные мужского и женского рода с этим суффиксом имеют окончание "и", а существительные среднего рода окончание "а": заборищи, сапожищи, ладонищи, мозолищи; болотища, бревнища, оконища.

Примечания:

1. При образовании существительных с суффиксом "ищ" необходимо иметь ввиду исходное слово и его значение при этом пишутся разные окончания как в единственном, так и во множественном числе; Например: ручище (от рука) и ножища (от нога); муж род - городище (большой город), мн. число - городищи и ср. род - городище (остатки древнего поселения), мн. число - городища; м. род - топорище (большой топор), мн. ч. - топорищи и ср. р.- топорище (рукоятка топора), мн. ч. - топорища; м. р. - пожарище (большой пожар), мн. число - пожарищи и ср. род - пожарище (место, где был пожар), мн. число - пожарища.

2. Все существительные с суффиксом -ищ- в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и существительные без этого суффикса; например: домище (дом), домища (дома), домищу (дому), домищем (домом); ножища (нога), ножищи (ноги), ножище (ноге); головищи (головы), головищ (голов), головищам (головам) и т.д.

После суффиксов -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- в именительном падеже единственного числа пишется:

1) окончание "а" у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода: думушк-а, зимушка, волюшка, страстишка, болтунишка, воришка, колдунишка, купчишка, скворушка, трусишка;

2) окончание "о" у существительных среднего рода и у неодушевленных существительных мужского рода: горюшк-о, здоровьишко, молочишко, пальтишко, голосишко, городишко,сараишко, заборишко.

Примечания :

1. Слова мужского рода типа заборишко в косвенных падежах имеют такие же окончания, какие имеют эти существительные без суффикса "ишк"; например: заборишко (забор), заборишка (забора), заборишку (забору), заборишком (забором), о заборишке (о заборе). Формы косвенных падежей заборишки, заборишке, заборишкой считаются устаревшими.

2. Слова воробышек - воробушек, камешек - камушек различаются стилистически: суффиксами "ышек", "ешек" оформляются в стилистическом отношении нейтральные слова, а суффиксом "ушек" - слова разговорные или диалектные.

После суффикса "л" в именительном падеже единственного числа у одушевленных существительных мужского и общего рода пишется окончание "а", у существительных среднего рода - окончание "о": верзи-л-а,заводила, мазила; мочало, точило, ветрило, зубило.
После суффикса "иц" у существительных среднего рода пишется окончание "е": варень-иц-е, здоровьице, именьице, креслице, маслице, поместьице (Например: пальтецо, ружьецо).

Правописание -и или -е в падежных окончаниях единственного числа :

1. В родительном падеже единственного числа у имён 1-го склонения пишется окончание -и или -ы, а в дательном и предложном – -е; но в словах на -ия и в этих падежах пишется окончание -и: Р.–с улицы, из деревни; Д.–к улице, К деревне; П.–на улице, в деревне; но: Д.– к линии; П.– на линии (от слова линия).

2. В предложном падеже единственного числа у имён 2-го склонения пишется окончание -е; но в словах на - u[j], -и (орфографически -ий, -ие) в этом падеже пишется -и: в доме, в инее, в масле, в горе; но: о гении (от слова гений); в заявлений (от слова заявление).

3. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа у имён 3-го склонения пишется окончание -и; от двери, к двери, о двери.

Примечания .

1. У имён среднего рода 2-го склонения на -ье в предложном падеже надо писать "е": в платье, в ущелье.
2. Имена и отчества должны быть в одинаковых падежных формах, а их окончания в родительном, дательном и предложном падежах пишутся согласно правилам: Род падеж.– oт Марии Семёновны, от Клары Васильевны: Дат. падеж – к Марие Семёновне, к Кларе Васильевне; Предл.падеж – о Марии Семёновне, о Кларе Васильевне, об Денисе Сергеевиче; о Борисе Михайловиче.

Правописание окончаний творительного падежа существительных 2-го склонения – фамилий и названий населённых пунктов:

В творительном падеже русские фамилии на -ын (-ин), -ов (-ев, -ёв) имеют окончания "ым";
Знаком с Чапаевым, с Петровым.
в творительном падеже нерусские по происхождению фамилии на -ын (-ин), -ов (-ев, -ёв) имеют окончания "ом";
Знаком с Чаплином, с Бюловом.
в творительном падеже названия населённых пунктов на -ын (ин-), -ыно (-ино), -ов (-ев, -ёв), -ово (-ево, -ёво) имеют окончания -ом.
Родился под Бородином, под Усачевом.

Правописание суффикса "ен" в разносклоняемых существительных :
Нужно запомнить 10 существительных на мя:
бремя, племя, время,
семя, темя, стремя,
знамя, пламя,
вымя, имя

Разносклоняемые существительные на -мя в косвенных падежах имеют суффикс -ен-.
Нет темени, об знамени, нет вымени, в семени.
Исключение составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя – нет семян, нет стремян; но в других формах этих существительных используется суффикс -ен-.
Например: нет времени, в семени, в семенах; нет имени, в имени, в именах

Буквы о и е в падежных окончаниях после шипящих и ц.
Под ударением после шипящих и ц пишется "о", без ударения пишется "е" в следующих падежных окончаниях:
1) -ой, -ей: межой, но рогожей; лапшой, но кашей; овцой, но курицей.
2) -ом, -ем: плащом, но товарищем; кольцом, но пальцем.

Буква ь на конце существительных после шипящих.
В именительном (и сходном винительном) падеже единственного числа у имён существительных 3-го склонения после шипящих пишется буква ь: рожь, сушь, вещь, ночь. Буква ь в этом случае не обозначает мягкости, а является лишь знаком формы слова (женского рода единственного числа именительного или винительного падежа 3-го склонения). У имён существительных мужского рода 2-го склонения в тех же падежах буква ь не пишется: нож, ковш, плащ, мяч.

Примечания .
1. В родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется: Решили несколько задач. Камень сбросили с плеч.
2. Фамилии, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без буквы ь на конце и тогда, когда они относятся к женщинам: Иван Волкович – Елена Волкович.