Прекращение юридических лиц. Основания для ликвидации юридического лица

Гражданский кодекс предусматривает два варианта прекращения деятельности юридического лица - ликвидация организации и реорганизация в форме слияния, разделения или присоединения, когда прекращают деятельность присоединяемое юридическое лицо или реорганизуемые лица при слиянии и разделении. В этих случаях организация прекращает свое существование, то есть не может вести хозяйственную деятельность, осуществлять права и обязанности. О прекращении деятельности вносится запись в реестр юридических лиц.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Существует несколько форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ):

  • слияние, когда участвующие в реорганизации лица прекращают своё существование и создается новая организация;
  • присоединение, то есть к существующей организации присоединяется одно или несколько юридических лиц, причем присоединяемые лица прекращают свою деятельность;
  • разделение, когда вместо одной организации образуется несколько юридических лиц, а разделяемая организация прекращает существование;
  • выделение, где из существующей организации выделяются одна или несколько организаций;
  • преобразование - организация остается, меняется, как правило, организационно-правовая форма.

Особенности регулируются специальными нормами. Так, процедура реорганизации и ликвидации акционерного общества указана в ст. ст. 15 — 24 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Например, в п. 6.1 ст. 15 Закона N 208-ФЗ об АО подробно указано, какую информацию должно содержать уведомление о реорганизации. И несоблюдение этого требования может повлечь отказ в регистрации, то есть объявление, поданное с нарушением требований, будет считаться непредставленным.

Реорганизация завершается, когда вносится запись в ЕГРЮЛ. Если происходили слияние, присоединение, выделение юридических лиц, то реорганизация юридического лица - это прекращение деятельности реорганизуемых организаций.

Именно этим — признанием организации прекратившей деятельность и схожи реорганизация и ликвидация, так как согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация - это прекращение юридического лица. И в процессе реорганизации может быть прекращена деятельность организаций, что фиксируется в ЕГРЮЛ.

При этом и в случае ликвидации, и при реорганизации обязательное требование - публикация в специализированном издании - «Вестнике государственной регистрации».

Чем ликвидация юридического лица отличается от реорганизации

Несмотря на то, что и в случае реорганизации, и при ликвидации организация прекращает существование, есть принципиальное отличие - правопреемство.

Ликвидация означает, что у организации нет правопреемника и предъявить требования после ликвидации будет некому.

Реорганизация характерна тем, что у организации, которая прекратила деятельность, будут правопреемники (ст. 58 ГК РФ). Кто именно будет правопреемником, зависит от формы реорганизации, от условий образования и прекращения деятельности юридического лица.

При слиянии образуется новое юридическое лицо, именно оно будет правопреемником.

Если происходит присоединение, то существующая организация, к которой присоединилась организация, прекратившая свою деятельность, и будет правопреемником.

При разделении образуются новые юридические лица, и к ним переходят права и обязанности.

Обязательства правопреемников определяются на основании разделительных или передаточных актов.

Завершается реорганизация после регистрации новых организаций. Особенность присоединения — реорганизация завершается в тот момент, когда будет внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемой организации, а если их несколько, то последней из присоединяемых.

Безусловно, есть и другие отличия реорганизации от ликвидации юридического лица и в процедуре, и в документах.

Например, при ликвидации составляется ликвидационный баланс, и он обязателен для представления в налоговый орган. При реорганизации - передаточный акт, если планируется разделение или выделение. Если присоединение или слияние, то договор, соответственно, о присоединении или слиянии.

Принципиальное отличие состоит в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа осуществляет ликвидационная комиссия (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Это означает, что директор уже не руководит предприятием, все полномочия передаются ликвидационной комиссии.

Кроме того, при ликвидации происходит увольнение всех работников компании, включая беременных работниц. При реорганизации, наоборот, работникам предоставлены гарантии, прямо указано, что реорганизация предприятия не дает работодателю право уволить сотрудников (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). При этом работник вправе отказаться от работы на реорганизованном предприятии, есть специальное основание для увольнения (п. 6 ст. 77 ТК РФ).

Таким образом, несмотря на то, что в процессе реорганизации, так же как и при ликвидации, организация прекращает свое существование, эти процедуры принципиально отличаются.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, то есть приостановления деятельности ряда организаций.

Как уже отмечалось, юридическое лицо может быть создано путём учреждения, но и путём реорганизации уже существующего юридического лица.

Вообще, реорганизация - это способ создания и (или) прекращения юридических лиц, вследствие которого происходит преемство в правах и обязанностях между юридическими лицами. Существует пять форм реорганизации:

Слияние. Несколько юридических лиц «сливаются» в одно юридическое лицо. В результате происходит прекращение нескольких организаций и образование одной новой организации, к которой переходят все права и обязанности прекращённых юридических лиц;

Присоединение. К одному юридическому лицу присоединяется другое юридическое лицо или лица. Вследствие этого присоединённые юридические лица прекращаются, все их права и обязанности переходят к присоединившему юридическому лицу, которое продолжает существовать, а новых юридических лиц не возникает. Таким образом, данная форма реорганизации не является способом создания юридических лиц.

Разделение. Одно юридическое лицо разделяется на два или более юридических лиц. В результате разделённое юридическое лицо прекращается, и вместо него возникают новые юридические лица, к которым в соответствии с разделительным балансом переходят все права и обязанности прекратившего своё существование юридического лица;

Выделение. Из состава юридического лица выделяется структурная единица, которая становиться самостоятельным юридическим лицом. Вследствие выделения возникает новая организация, к которой в соответствии с разделительным балансом переходит часть прав и обязанностей выделившей её организации, однако последняя при этом не прекращается. Такая реорганизация не является способом прекращения юридических лиц.

Преобразование. Реорганизация в форме преобразования - это изменение юридическим лицом своей организационно - правовой формы. Например, общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в акционерное общество. В результате ранее существовавшее юридическое лицо прекращается и возникает новое юридическое лицо, к которому переходят все права и обязанности первого.

Таким образом, выделение является способом создания юридических лиц, присоединение - способом их прекращения, остальные же формы реорганизации - в одно и то же время способами и создания, и прекращения юридических лиц.

Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), то есть добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. Причём, если решение суда или компетентного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК).

Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение «сил» товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции.

Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит своё существование. Поэтому обязательным её условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ).

Прежде всего отметим, что гражданское законодательство не содержит определения понятия "прекращение юридического лица". Тем не менее данный термин активно используется в нормативных правовых актах.
В ГК РФ устанавливается, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
В соответствии с ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусматривается, что реорганизация юридических лиц в форме преобразования, слияния, разделения считается завершенной с момента регистрации вновь возникших юридических лиц, а реорганизуемые юридические лица считаются прекратившими свое существование. Аналогичные положения относительно последствий реорганизации юридических лиц содержатся в , Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и , Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
ГК РФ оперирует понятием "прекращение недействующего юридического лица", подразумевая под этим исключение из ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Из приведенных норм следует, что прекращение юридического лица представляет собой юридически закрепленное путем внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ прекращение деятельности юридического лица, влекущее за собой невозможность этого юридического лица в дальнейшем приобретать и осуществлять (выполнять) права и обязанности от своего имени и каким-либо образом участвовать в гражданском обороте.
В свою очередь, под ликвидацией юридического лица гражданское законодательство подразумевает определенную процедуру, которая влечет за собой прекращение этого юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам ( ГК РФ).
Принимая во внимание, что, как это вытекает из вышеприведенных норм, прекращение юридических лиц в процессе реорганизации влечет за собой переход прав этих юридических лиц к вновь созданным или уже существующим юридическим лицам (смотрите также ГК РФ), а прекращение недействующего юридического лица ( ГК РФ), согласно Закона N 129-ФЗ, не требует соблюдения процедуры ликвидации, предусмотренной ГК РФ, можно сделать вывод, что прекращение юридического лица в результате ликвидации является лишь одним из возможных случаев прекращения юридического лица.
Таким образом, понятия "ликвидация юридического лица" и "прекращение юридического лица" соотносятся как частное и общее, то есть ликвидация юридического лица является лишь частным случаем его прекращения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

1. Общие положения. Юридические лица не только возникают, но и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке. При этом необходимо различать предусмотренные законом основания, способы и формы прекращения деятельности юридических лиц.

Основания прекращения – это определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юридических лиц.

Основания прекращения деятельности юридических лиц могут быть самые разные. Если, например, юридическое лицо было создано для достижения определенной цели, то по достижении этой цели оно прекращает свое существование. Истечение определенного срока, на который было создано юридическое лицо, также является основанием для прекращения его деятельности.

Юридические лица, основанные на частной форме собственности и созданные в любой организационно-правовой форме, прекращают свое существование не только по основаниям, предусмотренным в законе, но и по основаниям, которые могут быть дополнительно определены их уставами или положениями.

Способы прекращения – это предусмотренный законом порядок прекращения деятельности юридических лиц.

Так, прекращение государственных организаций, являющихся юридическими лицами, производится тем органом, по решению которого они были образованы. Юридические лица любой организационно-правовой формы, основанные на частной форме собственности и созданные по желанию их учредителей, в таком же добровольном порядке могут прекратить свою деятельность.

Таким образом, способы прекращения юридических лиц принципиально не отличаются от способов их возникновения.

Возможно, однако, и принудительное прекращение деятельности юридических лиц, т.е. против воли их учредителей. На основании решения суда хозяйственные общества прекращают свою деятельность, если они признаны банкротами, систематически и грубо нарушают действующее законодательство, если учредительные документы признаны недействительными, в других случаях, предусмотренных действующим законодательством (ст. 19 ЗУ «О хозяйственных обществах»). Решением суда объединение граждан (общественная организация или политическая партия) распускается (прекращает свою деятельность) в случаях, если деятельность его принимает характер, подрывающий безопасность государства, ограничивающий общепризнанные права человека, в других случаях, предусмотренных ст. 4, 22 и 32 ЗУ «Об объединениях граждан».

Формы прекращения – это предусмотренные законом приемы прекращения деятельности юридических лиц.

Юридические лица прекращаются путем реорганизации и ликвидации.

2. Реорганизация юридических лиц. На протяжении многих десятилетий реорганизация рассматривалась в качестве способа прекращения юридического лица, отличного от ликвидации наличием правопреемства. Такой подход был предопределен нормами ст. 37 Гражданского Кодекса УССР от 1963 года. В законодательстве отсутствовали даже легальные определения, как самой реорганизации, так и отдельных ее форм.


В результате кодификации ХК Украины сохраняет традиционный для нашего законодательства термин «реорганизация» и закрепляет возможность прекращения деятельности субъекта хозяйствования путем его реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) (ст. 59). В то же время в ГК Украины отсутствует обобщающий термин «реорганизация». Он заменяется перечнем ее форм: слияние, присоединение, разделение, преобразование (ч. 1 ст. 104). Это объяснялось стремлением разработчиков ГК Украины применять европейские правовые конструкции, которым не присущ данный термин, а в правовых нормах указываются отдельные формы реорганизации или их перечень, либо используется словосочетание «прекращение, которое не влечет ликвидацию».

Главной целью реорганизации является не прекращение субъекта права, а напротив, непрерывность осуществления хозяйственной деятельности, сохранение и продолжение целостного имущественного комплекса либо в виде создания нового субъекта, либо «…путем включения к уже существующему субъекту». Однако всегда, при любой форме реорганизации, ее результатом является появление в коммерческом обороте нового либо обновленного целостного имущественного комплекса (целостных имущественных комплексов).

Анализируя процесс реорганизации, можно выделить свойственные ему элементы и создания, и прекращения. Создаются новые субъекты путем реорганизации в четырех правовых формах – при слиянии, выделении, разделении, преобразовании. Элементы создания в указанных формах прослеживаются в появлении: новой имущественной базы организации – нового размера уставного фонда, измененного качественного состава целостного имущественного комплекса (целостных имущественных комплексов), а также субъекта (субъектов) реорганизации.

Прекращаются субъекты также в четырех формах – при слиянии, присоединении, разделении, преобразовании. К элементам ликвидации можно отнести, в частности, закрытие банковских счетов, снятие с учета в налоговых органах, исключение из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту – ЕГР), сдача печатей и штампов на уничтожение.

Как видим, элементы создания и прекращения одновременно имеют место только при слиянии, разделении и преобразовании, тогда как в остальных формах реорганизации – только один из элементов: либо только прекращение (при присоединении), либо только создание (при выделении).

Права и обязанности правопредшественника в зависимости от формы реорганизации могут переходить к разному количеству правопреемников. При слиянии и присоединении они переходят в полном объеме только к одному правопреемнику, а не к нескольким (как при разделении) или к одному или нескольким (как при выделении). Это, с одной стороны, является общей чертой таких правовых форм укрепления положения на рынке как слияние и присоединение, с помощью которых решается экономическая задача – капитализация хозяйственных обществ. С другой стороны – их отличительной чертой от таких форм реорганизации как разделение и выделение.

Итак, признаками реорганизации являются:

1) появление нового либо обновленного целостного имущественного комплекса юридического лица;

2) создание одного (или более) юридического лица (лиц) и (или) прекращение одного (или более) юридического лица (лиц);

3) наличие правопреемства между реорганизуемыми юридическими лицами (правопредшественниками и правопреемниками) .

Реорганизация – это прекращение деятельности юридического лица, когда его дела и имущество не ликвидируются, а переходят к другому юридическому лицу, обязанному выполнять функции прекратившего свое существование юридического лица.

Существует 5 форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При слиянии одного юридического лица с другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят по передаточному акту к юридическому лицу, возникшему в результате слияния.

При присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица.

При разделении юридического лица к новым юридическим лицам переходят по разделительному акту в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При выделении из юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц к каждому из них переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При преобразовании одного юридического лица в другое к вновь возникшему юридическому лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица (происходит изменение организационно-правовой формы: государственное предприятие в АО).

Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию, комиссию по прекращению юридического лица (выполнение функций комиссии может быть возложено на орган управления юридического лица):

– с момента назначения комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица;

– комиссия выступает от имени юридического лица, которое прекращается;

– комиссия по прекращению юридического лица помещает в печатных органах СМИ («Урядовий кур’єр», или специально созданный печатный орган от государственной регистрации) информацию о том, что юридическое лицо находится в состоянии реорганизации и о порядке и сроке заявления требований к нему (этот срок не может быть менее 2 месяцев);

– комиссия по прекращению принимает все возможные меры по выявлению кредиторов и персонально уведомляет их о прекращении юридического лица.

Юридическое лицо считается прекратившим свое существование со дня внесения в Единый государственный реестр предприятий и организаций записи о его прекращении (ст. 104 ГК, ст. 59 ХК – записи о прекращении его деятельности). Прекращение деятельности юридических лиц осуществляется, как правило, в том же порядке, в котором они были созданы (исключение – банкротство).

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК Украины содержит перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами. Основаниями добровольной ликвидации являются истечение срока, на который оно было создано, достижение целей организации, для которых она создана, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами (п. 1 ч. 1 ст. 110 ГК Украины).

Принудительная ликвидация проводится по решению суда о признании судом недействительной государственной регистрации юридического лица вследствие допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом (например, в случае осуществления ею деятельности, противоречащей уставным документам или запрещенной законом; непредоставления на протяжении года налоговым органам документов финансовой отчетности; наличия в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному им местонахождению и т.д.).

Для некоторых видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. ГК Украины предусматривает дополнительные основания ликвидации отдельных видов юридических лиц действующих в рамках тех или иных организационно – правовых форм. Например, согласно ч.1 ст. 141 ГК Украины число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законодательством Украины. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение одного года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного предела. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Часть 2 ст. 38 ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности» устанавливает, что основанием для постановления судебного решения о ликвидации является несоответствие минимального размера уставного фонда юридического лица требованиям закона. Это общее основание конкретизируется для хозяйственных обществ. В законодательстве предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов организации ниже уровня минимального размера уставного капитала . Так, общество с ограниченной ответственностью подлежит также ликвидации в случае, если его участники в течение первого года деятельности общества не оплатили полностью сумму своих вкладов или в случае уменьшения стоимости чистых активов ниже уровня, установленного законом (ч. 4 ст. 144 ГК Украины). Аналогичная норма только относительно акционерных обществ содержится в ч. 3 ст.155 ГК Украины.

Еще примером установления в законодательстве дополнительных оснований может быть ст. 83 ЗУ «О хозяйственных обществах», а также ч.1 ст. 139 ГК Украины, которые предусматривают, что коммандитное общество прекращается в случае выбытия из него всех участников с полной ответственностью. При таких обстоятельствах теряется весь необходимый состав коммандитного общества, и оно перестает соответствовать своей форме. Однако при таких обстоятельствах его полные участники имеют право преобразовать коммандитное общество в полное.

Учредительными документами может быть предусмотрена ликвидация полного общества в случае выбытия из него любого из участников. Согласно ч. 1 ст. 132 ГК Украины полное общество ликвидируется в случае, если в обществе останется один участник. Ликвидация и полного, и коммандитного общества имеет место в случае, если остается один участник общества в связи с тем, что эти организационно – правовые формы обществ являются объединением двух лиц для ведения предпринимательской деятельности. Однако этот участник имеет право в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником общества, преобразовать его в другое хозяйственное общество. Это мудрое решение законодателя, поскольку нецелесообразной является ликвидация, например, полного общества, которое было создано двумя лицами и приносит стабильный доход в случае смерти одного из участников. Однако, если оставшийся участник не воспользуется предоставленной возможностью преобразования хозяйственного общества, он будет вынужден смирится с его ликвидацией.

Статья 36 ЗУ «О ценных бумагах и фондовом рынке» закрепляет, что деятельность фондовой биржи прекращается в том случае, когда ее членов стало меньше десяти. Если в фондовой бирже осталось десять членов, ее деятельность прекращается в случае непринятия новых членов в течение шести месяцев. Это дополнительные основания прекращения фондовых бирж, а в остальных случаях деятельность фондовой биржи прекращается в соответствии с законодательством Украины об акционерных обществах и иных видах хозяйственных обществ.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 111-112 ГК Украины, ст. 60 – 61 ХК Украины и состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 112 ГК Украины. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица;

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента юридическое лицо является ликвидированным.

Особенности ликвидационной процедуры в случае банкротства юридического лица установлены ЗУ «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Контрольные вопросы

1. Дайте определение юридическому лицу. Каковы признаки юридического лица?

2. Раскройте понятие «организационное единство юридического лица» и определите органы управления юридического лица. Что такое«корпоративная демократия»?

3. В чём выражается имущественная обособленность юридического лица? Раскройте понятие и значение уставного фонда.

4. Раскройте значение самостоятельной имущественной ответственности юридических лиц и особенности ответственности некоторых юридических лиц (казённые предприятия, полные общества, коммандитные общества, общества с дополнительной ответственностью).

5. Какие способы создания юридических лиц выделяются в науке гражданского нрава?

6. Какими законодательными актами регулируется создание юридических лиц?

7. Кто имеет право на учреждение юридического лица? Кто является учредителем и участником юридического лица?

8. Какие права и обязанности возникают у участника юридического лица?

9. В чем заключается значение государственной регистрации юридических лиц? Что такое Единый государственный реестр?

10. Определите порядок регистрации юридических лиц и основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.

11. Определите органы, управомоченные принимать решения о признании недействительной записи о проведении государственной регистрации, и правовые последствия принятия такого решения.

12. По каким критериям можно классифицировать юридические лица?

13. Назовите организационно-правовые формы юридических лиц.

14. Какие виды хозяйственных обществ Вы знаете? Охарактеризуйте особенности их правового положения.

15. Понятие кооператива. Виды кооперативов.

16. Особенности статуса и ответственности казённого предприятия.

17. Правовое положение учреждения.

18. Что такое реорганизация юридического лица?

19. В чём заключается ликвидация юридического лица? Каковы ее правовые последствия?

20. Порядок ликвидации юридического лица: правовое положение ликвидационной комиссии, порядок удовлетворения требований кредиторов.

банкротство ликвидация кредитный законодательный

Понятие и способы прекращения юридических лиц

Деятельность юридического лица согласно ныне действующему ГК РФ прекращается посредством его реорганизации или ликвидации.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как: слияние нескольких юридических лиц в одно; присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому; разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций; выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц; преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность, по крайней мере, одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.

Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению11 Гражданское право: учебник / под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - С. 383..

Традиционно реорганизация рассматривается с точки зрения последствий прекращения юридических лиц: относительное прекращение при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Реорганизация тесно связана с универсальным правопреемством, производными основаниями возникновения и относительными основаниями прекращения права собственности и иных вещных прав. Ее существенные признаки: специфика субъектного состава, форм, содержания и правовых последствий.

Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов. Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках предварительное согласие антимонопольных органов требуется в случаях слияния и присоединения любых объединений коммерческих организаций (ассоциаций и союзов); слияния и присоединения коммерческих организаций, если общая сумма их активов превышает 100 тыс. минимальных зарплат (а если она превышает 50 тыс. минимальных зарплат, то требуется обязательное уведомление антимонопольного органа о состоявшейся реорганизации); разделения и выделения унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных зарплат (если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%). При нарушении этих требований антимонопольный орган вправе требовать в судебном порядке признания недействительной состоявшейся реорганизации.

В случаях, прямо предусмотренных указанным законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда.

В соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции на товарных рынках антимонопольный орган (которым в соответствии с абз. 6 п. 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Собр. законод. Рос. Фед. - 2013. является Федеральная антимонопольная служба) вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности. Под систематическим осуществлением монополистической деятельности понимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов указанной деятельности. Предписание о принудительном разделении или выделении коммерческой организации принимается при наличии следующих условий:

Если это ведет к развитию конкуренции;

При возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

При отсутствии между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи. В частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

При возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

При этом неисполнение решения о принудительной реорганизации дает право суду по требованию антимонопольного органа назначить внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет такую реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК РФ)11 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под редакцией С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского. - М.: Юридическая фирма «Контракт», 2009. - С. 475..

Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства. Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено, прежде всего, в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не «затерялись» в ходе реорганизации22 Долинская В.В. Акционерное право: учебник. - М.: Юридическая литература, 2009. - С. 260..

Данный процесс таит в себе значительные опасности для кредиторов - контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Присоединение или слияние грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами). Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности перед ними участников юридического лица (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью). Поэтому закон требует, чтобы лица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. 1 и 2 ст. 60 ГК). Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица11 Хаймович М. Реорганизация предприятия // Бизнес - адвокат. - 2013. - № 8. - С. 37..

Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного юридического лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц. Непредставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованного юридического лица должны влечь отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ), т.е. по сути, непризнание состоявшейся реорганизации. Если же разделительный баланс составлен так, что не дает возможности определить правопреемника по конкретному обязательству, вновь возникшие в результате разделения или выделения юридические лица будут нести по нему солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК РФ). Таким образом, в ходе реорганизации юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов22 Гражданское право: учебник / под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - С. 398..

Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения - с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Поскольку права и обязанности юридического лица не переходят к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов (других участников имущественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях его реорганизации. Поэтому закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица.

Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в эксплуатацию).

Возможна и принудительная ликвидация юридического лица в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Она наступает в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ11 Сумской Д.А. Статус юридических лиц: учебное пособие. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009..

Рассматривая ликвидацию юридического лица, можно отметить, что она представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК РФ). С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменному наименованию) юридического лица обязательно добавляются слова «в ликвидации».

Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации также рассчитана, прежде всего, на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.