Философский смысл жизни человека. Смысл жизни человека – философия

Экология жизни. Психология: Смыслы жизни можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. Можно выделить 16 основных смыслов жизни. Смыслы жизни обеспечивают человека энергией жить дальше и оправдывают уже прожитые годы.

Смыслы жизни можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. М ожно выделить 16 основных смыслов жизни. Смыслы жизни обеспечивают человека энергией жить дальше и оправдывают уже прожитые годы. Далеко не все смыслы – высшие, в смысле ориентации на возвышенную цель, но все они идеальны в том смысле, что позволяют человеку жить ради них.

Витальные.

1. Жизнь ради жизни (выживания) . Базируется на инстинкте самосохранения. Один из самых естественных смыслов. Смыслообразующее качество здесь - выживание. Смыслом наполняет нашу жизнь каждый прожитый день, просто тем, что его удалось прожить. Данный смысл особенно актуален в условиях постоянной угрозы жизни. В.Франкл отмечал наличие подобного смысла у обитателей концентрационных лагерей, хотя и не считал его удачным.

2. Жизнь ради удовольствия. Имеются в виду удовольствия: пищевые и питьевые. В основе пищевой и питьевой инстинкт соответственно. Смыслообразующее качество здесь - удовольствие, получаемое от еды и питья.

В быту существуют две разновидности этого смысла: а) обжорство, б) пьянство. Не смотря на то, что с точки зрения психологии подобные идеалы обычно не являются достойными и чаще вообще не считаются смыслами, однако в реальности многие люди живут именно ради этого. Наслаждение, как смыслообразующая позиция рассматривалась еще З.Фрейдом, правда он ее относил преимущественно к сексуальному инстинкту.

3. Жизнь ради богатства (денег) . Формируется на базе инстинкта запасания (сбор меда пчелами, собирание орехов белками и др.). Смыслобразующая позиция здесь богатство, современным символом которого выступают деньги.

анный смысл подходит многим людям (а не только очень богатым), потому что осмысленность существования придает здесь не величина счета, а его постоянное пополнение. Многие пенсионеры в наши дни находят удовольствие в том, что откладывают копейки на сберкнижку, и ее пополнение вызывает приятное чувство не зря проходящего времени.

4. Жизнь ради приятного времяпрепровождения, развлечений (ничегонеделанья): праздники, вечеринки, выходы в театры и кино, легкий флирт, светская жизнь, всевозможные хобби и т.д. Формируется на базе инстинкта экономии сил, который требует от живого существа ничего не делать, как только представляется такая возможность. Смыслообразующая позиция – здесь возможность «хорошо провести время».

Социальные смыслы.

5. Жизнь ради любви (на базе полового инстинкта). Классический смысл жизни по З.Фрейду. Смыслообразующая позиция здесь - количество и качество сексуальной любви (в т.ч. в ее вытесненных вариантах).

Может быть две разновидности этого смысла. В первом случае смыслообразующей позицией выступает количество любви, т.е. для человека будет важным количественное умножение любящих его и любимых им людей. Это смысл жизни для многочисленных дон Жуанов и Клеопатр. Встречается чаще у мужчин, чем у женщин.

Во втором случае смыслоориентирующей позицией выступает качество любви, этот смысл часто оказывается соединенным с идеями семьи, супружеской верности, и развитии отношения в паре. Чаще всего эти разновидности сменяют друг друга на протяжении жизни: в молодости человек больше ориентирован на увеличения количества любви, с возрастом начинает ценить качество.

Характерной особенностью этого смысла является некоторая обезличенность партнера. Важен сам акт любви, а не личность партнера. Если не удается добиться любви с одним потенциальным партнером, человек, ведомый этим смыслом, постарается найти другого (он никогда не хранит верность ушедшему партнеру, какими бы сильными не были между ними чувства).

6. Жизнь ради детей (на базе родительского инстинкта). Смыслообразующая позиция – здесь продление рода (дети, внуки, правнуки). Это один из самых удачных смыслов. Более свойственен женщинам, чем мужчинам. Хотя Д.А.Леонтьев считал его наиболее часто встречающимся как у мужчин, так и у женщин.

7. Жизнь ради гнездышка (дома), формируется на базе территориального инстинкта, частный вариант его – инстинкт гнездования. Построение уютного гнездышка может заполнить смыслом жизнь, как мужчины, так и женщины. Различие выступает в отношении к дому.

Для женщины гнездышко – это ее дом и его внутреннее убранство (ремонт, обои, пололок, купить стенку в кухню). Для мужчины гнездышко – это дом и его окрестности (строительство новых пристроек и построек, гараж, машина в гараже). Многие люди, живущие этим смыслом жизни, считают, что живут ради семьи; хотя семья в этом случае – вторична, первичен дом, члены семьи рассматриваются как добытчики, «несущие в дом», строители его и укрепители.

8. Жизнь ради большой социальной группы (Родины, партии, церкви, нации и т.п.), формируется на базе стадного инстинкта, того, что сбивает животных в стада и стаи, и может заставить их ради этой стаи пожертвовать жизнью. Этот смысл жизни актуализируется в моменты опасности, угрожающей большой группе; при отсутствии такой опасности, обычно не декларируется.

9. Жизнь ради дружбы (малой группы лично знакомых тебе людей, не связанных биологическими узами) . В основе все тот же стадный инстинкт, просто стада по численности бывают разные. Смыслоорганизующая позиция – здесь дружба, количество и качество дружелюбных актов выраженных по отношению к членам твоей малой группы. Этот смысл характерен для юношеского возраста.

10. Жизнь ради карьеры (власти) , формируется на базе иерархического инстинкта, кого который определяет порядок клевания в стае уток и заставляет животных драться, чтобы стать вожаком. Смыслоорганизующая позиция здесь – движение по карьерным (или властным) ступенькам. Пока движешься вверх, твоя жизнь осмысленна.

Данный смысл можно соотнести с предлагаемым В.Н.Дружининым сценарием «жизнь ради достижения». «Выдающиеся изобретатели, талантливые рок-музыканты, режиссеры и кинозвезды… Главное – достичь поставленной цели, стать победителем. Возникает термин «психология победителя». Культ человека, выбравшего дорогу успеха, достижения цели, является итогом развития индустриального и постиндустриального общества».

11. Разновидностью предыдущего смысла может быть «жизнь ради профессионального мастерства». Этот смысл предполагает профессиональное совершенствование человека, без движения по социальной лестнице, это особенно важно в тех профессиях, где карьерный рост ограничен (рабочие специальности, многие профессии служащих и т.п.). Человек находит удовлетворение в том, что он делает свое дело лучше всех его коллег (автомеханик лучше других чинит карбюраторы, учительница русского языка добивается поголовной грамотности своих учеников и т.п.). Но «профессионализм», для того, что бы осуществлять функцию смысла жизни нуждается в признании его со стороны других людей: работников, начальства, клиентов.

12. Жизнь ради конкретного человека – на базе инстинкта следования , который заставляет антилоп бежать за вожаком, а гусят – за объектом, который они запечатлели как мать. Этот смысл нужно отличать от «жизни ради любви», поскольку в его основе не половой инстинкт, а именно инстинкт следования.

Поэтому, человек, которому посвящается жизнь – это редко половой партнер, им может быть выдающийся родственник (в т.ч. супруг или ребенок), но может быть и совершенно чужой человек, иногда идеальный герой прошлого. Очень часто это уже умерший человек, во имя памяти которого осуществляется жизнь последователя.

Это очень личностный смысл, ибо следовать можно только за этим конкретным человеком (этой личностью), а не любым другим, даже удовлетворяющим всем условиям. Одним из вариантов религиозных смыслов жизни – может выступать именно этот: жизнь во имя основателя данного религиозного учения.

Идеальные смыслы.

13. Жизнь ради познания (учебы, науки). Формируется на базе ориентировочно-исследовательского инстинкта. Разновидностью этого смысла может выступать вариант сценария «жизнь как предисловие» (В.Н.Дружинин), когда смысложизненной позицией в нем выступит – учеба: приобретение знаний. «И все же «жизнь как подготовка к жизни» придает смысл затратам времени, человек знает для чего он живет, он прикреплен к действительности, и каждую новую ситуацию рассматривает как возможность чему-нибудь научиться. Отсюда проистекает жажда новизны, но не просто частоты событий, а новизны личного опыта».

14. Жизнь ради творчества (искусства). Формируется на базе подражательного инстинкта. Творчество – во многом является подражанием внешнему миру, т.е., воплощением каких-то ситуаций, картин в объективированных автором субъективных образах. Творческие люди живут во имя создания этих образов (картин, книг, фильмов). Данный смысл может быть свойственен жизненного сценария «Жизнь ради творчества» (по В.Н.Дружинину).

15. Жизнь ради самосовершенствования (совершенствование способностей в любой области, спорт). Формируется на базе игрового инстинкта, который дает возможность детенышам в игре развивать силу, навыки, умения; они могут понадобиться ему в будущем, но пока еще совсем не нужны.

Людям исповедующим этот смысл жизни тоже может быть свойственен сценарий «Жизнь как предисловие»; только смысложизненной позицией здесь будет умножение возможностей и способностей самого человека, его организма, его душевных и духовных качеств, а не знаний, как в случае смысла, формирующегося на основе ориентировочно-исследовательского инстинкта.

В ряд ли на земле найдется человек, который никогда бы не думал о смысле жизни . Вопрос о предназначении конкретно каждого из нас встает в нашем сознании со всей серьезностью, ведь он связан с необходимостью принятия решения о том, как жить. Наш выбор в этом случае имеет далеко идущие последствия.

В современном обществе можно встретить людей с разным пониманием того, что такое смысл жизни человека :

1. Находятся люди, которые считают размышления подобного рода утопичными, а потому предпочитают просто «существовать» по причине их нахождения на Земле. Родился – значит, живи…

2. Другие, перебирая бесконечное количество вариантов, ищут то, что могло бы наполнить их жизнь смыслом, и тратят на это всю жизнь.

3. Некоторые, не находя того, что ищут, принимают радикальное решение – лишить себя жизни.Зачем она нужна, если в ней нет смысла?

4. Есть также и те, которые заявляют об имеющемся у них этом самом смысле и позиционируют себя счастливыми людьми.

Всех описанных нами людей объединяет одно: никто не хочет потратить свою жизнь впустую и быть обманутым. Смысл жизни человека неразрывно связан с понятиями о счастье, цели в жизни, её предназначении. Неправильно выбранный ориентир, в конце концов, приводит человека к разочарованию и краху жизни.

В чем смысл жизни человека

Р азмышления о назначении человека и его роли во Вселенной известны со времен появления средств записи информации. Естественно, что размышления подобного рода привели древних философов к вопросу о том, из чего состоит человек. Телесная составляющая никогда не подвергалась сомнению и вызывала лишь анатомический интерес, так как с ее потребностями все достаточно просто – дышать, есть, пить… Телу не нужен особый смысл или идея – оно существует как биологическая материя. Что же касается нематериальной составляющей человека, то тут все гораздо серьезнее.

Что такое душа?

Д авайте посмотрим на различные понимания духовной сущности человека, имевшие место на протяжении истории.

1. «Материальная» душа

Аристотель говорил: «Некоторые люди рабы, а другие свободные граждане потому, что так назначено природой… Правильно и справедливо, что одними следует править, а другие должны осуществлять правление, к которому они пригодны от природы; и коли так, власть господина над рабом тоже справедлива».

В такой иерархии все было просто. Будь тем, кем ты родился – это и есть то место, которое ты должен занимать. Что-то подобное повторилось в 19-20 веках. Философия Ницше о сверхчеловеке, воспринятая множеством умов, преломилась в понимании людей самыми разными путями, что привело к таким вещам, как «очищение нации» Гитлером, «построение идеального общества» коммунистами и т.д.

Как в античности, так и учении Ницше, человек не рассматривался как состоящий из духовного начала и тела. Появившиеся в 19 веке труды Дарвина о происхождении видов, учение Маркса и
Энгельса о диалектическом материализме поставили под удар само устройство Вселенной и человека как ее части.

Ницше заявлял о необходимости «убийства Бога» для освобождения человека от предрассудков и страхов. Человек перестал быть носителем нравственной души. Материализм смотрел на человека как на высокоорганизованную биологическую материю, и только материю…. В результате каждому уделялось то место, на котором он будет более всего полезен для «общественной пользы». А она, в свою очередь, являлась единственным мерилом истины, с формулировкой «цель оправдывает средства». Именно поэтому гитлеровские лагеря смерти считались рациональным средством «очищения расы». По этой же причине в СССР описанных Солженицыным диссидентов расстреливали, ссылали или бросали гнить в тюрьмах как вредные для общества элементы.

2. Душа желаний

Но описанная выше модель жизни устраивала далеко не всех. Находились мыслители, которые всерьез признавали существование души у человека и размышляли о ее потребностях. Моменты нравственности, любви и добра действительно довольно трудно описать биологической материей. Последователи Эпикура возвели удовольствия в ранг высшего блага. Они считали, что человек будет счастлив тогда, когда не будет иметь страданий и обретет невозмутимость души. В этой концепции человек качественно отличается от того, что предлагает чистый материализм. Он имеет душу с притязаниями на счастье и определенными потребностями, которые необходимо удовлетворять.

Необходимо отметить и философию Востока с подобной концепцией в понимании души. В этой парадигме тело становится обузой душе, имеющей неземную природу и соответственные этой природе потребности. Важным моментом этого взгляда является вечность души и ее нематериальность, но в ряде случаев речь идет не о возвращающейся к Богу душе, а о ее реинкарнации в «следующей жизни» и продолжения существования в телесном облике.

3. Эмпирическая и мистическая душа

На этот раз во главе угла стоял личностный, нематериальный и порой необъяснимый опыт, который занял место мерила истины. Логика такой концепции проста: кто не пережил - тот не поймет и не имеет морального права оценить то, что произошло. А значит, и возможность общих правил становится неправильно. Такое положение вещей привело к множественности истин и мнений. Представители данного направления философии (Гоббс, Локк и др.) ставили перед собой задачу познания природы или ее подчинения через опыт, приобретаемый каждым человеком отдельно. Кстати, развитие этого учения приводит к пантеизму – многобожию.

4. Божественная душа

Стоит отметить еще один исторический взгляд на душу. В яркой форме он был выражен в период средневековья и частично – в эпоху возрождения. Влияние церкви и ее законов стало неотъемлемой частью каждой области жизни. Взгляд на духовную сущность человека опирался на Библию. Эта душа отличается от предыдущих четким началом, определенной целью, и совершенно четко поддается описанию.

Душа человека:

1. Не материальна.
2. Сотворена Богом.
3. Вечна.
4. Человек несет ответственность за правильные отношения с ее Творцом.
5. этой души - достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

Идеальный смысл жизни

К акими параметрами должен обладать идеальный смысл жизни , которому он мог бы посвятить всю свою жизнь и не разочароваться? Я пришел к трем простым критериям:

1. Идеальный смысл жизни находится вне времени и должен иметь ценность на протяжении всей жизни. Он не может быть ограничен временными рамками и быть достигнут на определенном этапе жизни. Для краткосрочных целей есть другое название – мечта.

2. Идеальный смысл жизни нематериален, он не может иметь земной, материальной ценности, так как он потеряет ценность, когда будет достигнут.

3. Идеальный смысл жизни осуществим. Многие люди столкнулись с разочарованием в конце жизни лишь потому, что были увлечены идеей, которая сама по себе нереальна. Хороший тому пример – коммунизм, который строили несколько стран. Миллионы людей были заражены этой идеей. Работая по две смены, ущемляя себя во благо светлого будущего, ссылая инакомыслящих, они, в конце концов, остались у «разбитого корыта».

Где же искать смысл жизни?

Т еперь давайте подведем итог всему, что было написано выше. Довольно много людей гоотово разменивать свою жизнь на «мыльные пузыри», мимолетные иллюзии, так и не разобравшись в том, зачем их душа пришла в этот мир.

Материальное состояние, почет в обществе, власть – все это “мыльные пузыри”. Кто-то предпочитает «забыться», уйти от реальности и проблем, которые возникают в жизни – в современном мире достаточно средств, одурманивающих разум. Другие люди перебирают многочисленные идеи, теряя на это драгоценное время. К сожалению, даже общечеловеческие ценности (например, хорошая семья) не способны дать человеку постоянный и надежный смысл, наполняющий его жизнь.

Исходя из критериев идеального смысла жизни, которые я вывел для себя, я пришел к пониманию, что есть всего два понятия, соответствующие этим критериям:

1) Смерть

Как бы парадоксально это не звучало, но смерть соответствует заявленным требованиям смысла жизни. Она нематериальна, не зависит от поставленных сроков деятельности человека, и она осуществима. Смерть как неспособность существовать биологически. Но разве можно назвать это смыслом??? Конечно, нет!!! Жить ради смерти абсурдно. Важно также понимать, что мы находимся здесь не по своему выбору – процесс нашего рождения был задуман Кем-то помимо нас. А значит, логично предположить, что в поисках своего предназначения, мы должны основываться не на своем представлении, а попытаться понять устройство мира и свое место в нем. И абсолютно точно мы не имеем права лишать себя жизни, так как наше появление и уход из жизни определены не нами.

2) Существование после смерти

Этот смысл тоже соответствует описанным выше требованиям. Только, в отличие от первого варианта, действительно является смыслом, способным дать направление всей жизни. Определить ее судьбу, конечную цель и дать надежду на вечное блаженство. Смысл жизни можно найти только в Боге.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Библия, Евангелие от Иоанна 14:6).

Разговоры о загробной жизни у многих людей вызывают улыбку. Такой смысл жизни для них тоже неприемлем. Ведь он ставит под сомнение их собственную значимость и ограничивает их свободу. Действительно, чтобы принять Христа своим Спасителем, человек должен признать собственную немощь и доверить свою судьбу в руки Того, Который существует вне земного времени и открывает то, что нужно человеку, как его Творец.

Нам кажется логичным изучить инструкцию по эксплуатации прибора, составленную его изготовителем. Только вот почему-то инструкция Творца людей (Библия) многими игнорируется…

В чем истинный смысл жизни

Если вы сегодня размышляете о значимости и ценности жизни, то постарайтесь ответить себе на простые вопросы:

1.Какова ваша душа, ее потребности и ценности?
2.Какими характеристиками должен обладать ваш идеальный смысл жизни?
3. По чьей воле вы сегодня находитесь на Земле и рассуждаете об этих вопросах?
4. Если существует Бог, сотворивший вас, то каково ваше место в Его замысле?

Т акие размышления привели меня к пониманию Бога. Бога личностного, с которым можно иметь отношения. Того Бога, который наполняет жизнь смыслом, дарит надежду и исполняет Свои обещания. Сотворивший небо и землю, Он сотворил и человека. Но человек согрешил, пренебрегши повелением Бога, и дальнейшие отношения стали невозможны. Иисус Христос пришел на Землю для того, чтобы решить эту проблему. Он - реальная историческая личность - умер на кресте, чтобы искупить вину всех людей перед их Создателем. Отношения с Богом можно наладить, поверив в Христа как личного Спасителя. И Он даст вам смысл жизни земной, и блаженную вечность после смерти.

Главным вопросом, которым люди задавались во все времена, звучал так: «Какой смысл жизни человека?». Он возникает потому, что хочется знать, откуда пришел человек, кем он был создан, ради чего он существует и к чему должен прийти в итоге. Смысл жизни всегда интересовал умы светил философии. Однако и психологи теперь отмечают важность данного вопроса, на который обязательно должен быть найден ответ.

Смысл жизни позволяет человеку понять свое место. Понимая, откуда индивид пришел, ради чего должен жить и к чему в итоге обязан прийти, человек знает свое место, что помогает определиться, успокоиться и даже начать жить в соответствии со своим предназначением.

Можно сказать, что позволяет человеку становиться счастливым. Ведь пока не знаешь, ради чего жить, не знаешь, что делать и чем себя радовать, чтобы испытывать чувство удовлетворения.

Вопрос о смысле жизни возникает у человека в голове лишь тогда, когда он немного теряется, сталкивается со стрессом или пугающими ситуациями. Когда человек потерян, он начинает думать о смысле своего существования. И когда он его не находит, тогда возникают различные негативные мысли (например, суицидальные) и меняется личность (меняются качества характера).

Что такое смысл жизни человека?

Интернет-журнал сайт определяет смысл жизни человека в том, ради чего он живет. Это то, ради чего он каждое утро просыпается, встает с кровати, начинает действовать, преодолевает трудности, устраняет ошибки, учится и пр. Во все века пытались найти ответ на вопрос, в чем заключается смысл жизни. Однако на сегодняшний день ответ не найден.

Можно сказать, что у каждого человека смысл жизни свой, что зависит от его психологии, качеств характера и образа жизни. Самое главное – чтобы социальные условия и мир в целом не мешал человеку реализовывать свои ценности. Очень трудно жить счастливо и в соответствии со своим предназначением, когда обстоятельства и окружающие условия различными способами мешают в реализации себя. Вот почему смысл жизни должен в некоторой степени соответствовать тому времени, в котором человек живет.

Определите для себя, как вы хотите жить, и идите по этому пути, которое будет делать вас счастливым. В этом и есть смысл жизни – дать человеку возможность самим выбирать свой путь и быть хозяином своей судьбы.

Философы отмечают, что смыслом жизни для человека становится то, чему он придает важное и значимое значение. Это может быть какая-то вещь, подарок близкого человека, деньги, дети и пр. Вот почему смысл жизни у всех разный – каждому человеку важны различные вещи, люди и явления, на которые он готов тратить свои силы и время.

Цель и смысл жизни

На каждом жизненном этапе у человека меняются смыслы жизни, соответственно, и цели, на которые он тратит свои силы. К примеру, в детстве ребенок считал своим смыслом жизни иметь как можно больше игрушек, однако во взрослом возрасте цели могут измениться, например, на создание семьи.

Следует отметить, что каждое направление имеет свое понимание того, какой у человека смысл жизни. К примеру, религия считает, что смыслом жизни должно быть созерцание, познание самого себя и Бога. Институт брака пропагандирует создание семьи и рождение детей, на которых следует посвятить все свое время. Тенденции моды диктуют мысль о том, что человек должен всегда и везде выглядеть стильно и красиво, что и определяет его смысл жизни.

В каждой сфере, на каждом жизненном этапе смысл жизни человека меняется. Отсюда делаем выводы:

  1. Не следует огорчаться из-за того, что раньше вы стремились к одним целям, а теперь они стали вам неинтересны. Время прошло, и вы видите значимое значение в чем-то другом.
  2. Не паникуйте, что потеряли смысл жизни. Возможно, вы находитесь на этапе переосмысления, когда один смысл сменяется другим.

Одни люди создают семьи, другие – , третьи – занимаются спортом, четвертые – работают и зарабатывают деньги. Каждый живет в соответствии с тем, что он сделал для себя смыслом жизни. И если его это не радует, тогда он ошибся. Следует пересмотреть свои взгляды, чтобы встать на тропу истинного смысла жизни.

Смысл жизни и предназначение человека

Почему еще очень важно понять, какой смысл жизни человека? Когда отвечает себе на данный вопрос, все для него становится ясным. Что именно? То, как жить дальше. Смысл жизни – это цель, конечный пункт, значимость чего-либо. А предназначение – это способ бытия, жизни, которого будет придерживаться человек, чтобы идти к своему смыслу жизни.

Можно сказать, что наличие смысла жизни определяет путь, по которому человек будет идти. Что он будет делать? Какими взглядами руководствоваться? К чему стремиться? Все это определяется тем смыслом жизни, который назначает для себя человек.

Итог

В чем заключается смысл жизни? Этот вопрос становится актуальным, когда человек теряется по жизни. Он находится в депрессии, потерял нечто ценное для себя, скучает и не знает, куда идти дальше. Именно ответ на вопрос о смысле жизни позволяет человеку определиться, что ему делать дальше, к чему стремиться, какие цели достигать. А без этого всего он становится «червяком», который просто не знает, куда ему ползти.

На самом деле нет никакого смысла жизни. Человек является объектом, который составляет часть одного целого под названием «Вселенная». Сам по себе человек – лишь часть целой цепочки, которая поддерживает свое равновесие. Для Вселенной человечество – необходимый элемент своего существования. Это говорит лишь о том, что люди необходимы Вселенной, иначе бы их просто не существовало. Поэтому на уровне инстинктов человеку заложены механизмы, которые будут побуждать его сохранять свое существование: страх смерти, голод, стремление к размножению и т. д.

Смысла жизни не существует. Человеку просто отведен определенный отрезок времени, который он должен прожить. И что он будет делать в этот период, уже не имеет никакого значения. Он может лежать и ничего не делать, а может целыми днями работать – все это не имеет никакого значения, поскольку Вселенной важно лишь то, чтобы человек был жив какое-то время.

Люди сами придумывают смыслы жизни. Точнее сказать, каждому человеку отведен конкретный отрезок времени и дано право решать, как именно он его проживет. Смысл жизни каждого человека заключается в том, что он решит сам для себя: как будет жить, что будет ценить и чем себя увлекать. Люди сами себя развлекают, пока живут. А как именно они это будут делать, уже их право решать, поскольку это не имеет никакого значения для всей Вселенной.

Смыслы жизни люди сами придумывают, чтобы как-то заполнить тот отрезок времени, который они должны прожить. Поэтому смысл жизни – найти такое развлечение для себя, на которое вы будете тратить свое время и силы. Что именно вы выберите, решать вам. Но в любом случае это будет ваш выбор, за который вы и будете отвечать сами перед собой.

Возможен ли четкий, окончательный ответ на вопрос о смысле жизни? И да, и нет. Ведь с одной стороны смысл жизни (смысл бытия) находится в нише вечных философских проблем. Вечных, а значит, никогда еще ни один из древних философов и никто из современных величайших умов не смог дать такой ответ, который не заставил бы сомневаться и попытаться этому возразить. А ведь варианты ответов абсолютно разные.

От смысла жизни, который заключается исключительно в устремлении человека к добродетели (ведь добродетель и есть счастье), через известный лозунг эпикурейцев: «ешь, пей, веселись», что означает «довольствуйся внешними сторонами жизни», к полному отрицанию, любого проявления смысла жизни.

«Жизнь человека – лишь проявление некой мировой воли» (А. Шопенгауэр).


Погоня же за наслаждениями, или стремление к добродетелям – все в конечном итоге приведёт к разочарованию, пресыщению и скуке. Ищи не ищи, нет его… смысла жизни. А может тогда стоит его выдумать? Быть может в этой выдумке и есть истинный смысл?

«Жизнь до того, как мы её проживем, – ничто, но это от вас зависит придать ей смысл» (Жан-Поль Сартр).


Да… возможно очень мудро и философично. Но все же не избавляет от мучительного поиска на вопрос о собственном смысле жизни, особенно в период безнадежной апатии и разочарования.

Смысл жизни человека с точки зрения религии

Итак, смысл жизни – есть вечный вопрос философии, но что интересно, наряду с этим, вопрос о смысле жизни всегда имеет четкий и фундаментальный ответ в религии. Религий, конечно, существует много, но в современном мире, в эффекте глобализации, мы все чаще ограничиваемся тремя мировыми религиями: христианством, исламом и буддизмом. Так может, стоит покопаться в религиозном ответе о смысле жизни? Хотя бы учитывая то обстоятельство что, не смотря на столь разноплановый характер мировых религий, все они смотрят в одну сторону, отвечая на этот самый главный в жизни человека вопрос.

Раскрывая вопрос о смысле жизни с точки зрения религии, мы непременно заглядываем в область трансцендентного. Иначе говоря, постигнуть смысл жизни мы можем лишь «перешагнув», «выйдя за пределы», «переступив» границы самой жизни. Но это совсем не означает, что нужно умереть для того, чтобы узнать истинный смысл жизни. Хотя, с точки зрения религии, тут уж тайный смысл вечного вопроса откроется нам во всей его полноте. Но, к счастью, мы и до этой критической точки в состоянии постичь главную цель жизни человека.

Как ни странно, но почти все религии усматривают в человеческой жизни глубокий смысл, святое (или лучше сказать правильное) назначение и важную цель. Цель эта в сущности своей едина для всех религий и направлена она в конечном итоге на человека, и служит человеку. Так, в христианстве, где следуя догматическому богословию, смысл и цель человеческой жизни заключаются в уподоблении Богу, наследовании такой жизни с Богом, которая была бы вечной и блаженной, а значит и в необходимости непрерывного познания .


В исламе смысл жизни заключается в поклонении Аллаху, вручении себя Всевышнему, покорности Богу. В буддизме, учитывая отрицания в этой религии идеи первопричины или Бога-творца, смысл и главная цель жизни заключается в окончании страданий. На первый взгляд, смысл жизни в христианстве и в исламе кажутся схожими. И вместе с этим, они так же кажутся как то очень уж отдаленными от того, что может быть направлено на человека и служить для него, быть для него благом, а значит тем, в чем он усматривает свое собственное счастье. Ведь наследование или покорность Богу и собственное счастье выглядят диаметрально противоположными явлениями. А вот в буддизме, кажется, действительно все сходится. Здесь главным смыслом является избавление от страданий, а значит – обретение некого блаженного состояния отсутствия страданий и желаний (нирвана).

Но если не останавливаться на уровне так называемого «первого взгляда», а все же начать «копать» всё глубже, то становится ясно, что все религии (и даже те, которые не входят в число мировых), стремятся, прежде всего, к благу для человека, к его собственному счастью и покою. Наследование Бога в христианстве и покорность Аллаху в исламе это лишь указание путей избавления от страданий, которые уже выносятся буддизмом как непосредственно смысл жизни. Суть религиозного смысла жизни заключается в стремлении к благу для человека, избавлении его от страданий, в его собственном счастье. Необходимо лишь постичь взаимосвязь между этим счастьем и путем к его достижению, а далее – согласится пройти этот путь.

В чём заключается смысл жизни? (современный взгляд)

Авторы Интернет-журнала сайт прекрасно понимают, что сегодня уже не все так ясно понимают религиозные и философские высказывания, поэтому мы также дадим ответ на этот сложный вопрос, несколько иными словами на примера. Итак, в чём может быть смысл вашей жизни:
  • Насладиться красотой земных благ;

  • Подарить жизнь другому человеку (родить и воспитать ребенка);

  • Сделать для будущего человечества, что-то нужное и полезное;

  • Прочувствовать человеческие эмоции (любовь, страх, ненависть, счастье, радость, гордость и т.п.).

  • Помочь другим людям.

Другими словами, у каждого из нас есть призвание, которое нужно выполнить. Следует помнить, что ничего на Земле не происходит просто так, у всего есть свой сокровенный замысел. Поэтому любыми событиями следует уметь наслаждаться и относиться снисходительно, причём даже плохим.


Только когда вы осознаете, что живёте здесь и сейчас, и только один раз, только тогда взглянете на своё существование диаметрально противоположным взглядом.

Философия о смысле жизни человека

1. Подходы и решения вопросов о смысле жизни

2. Поиск смысла жизни

Введение

Человек единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом обсуждения. Призвание, назначение, задача всякого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры смысл жизни общества. Смысл жизни заключен в самой жизни, в ее вечном движении как становлении самого человека Смерть страшна для тех, кто не видит, как бессмысленна и погибельна его личная одинокая жизнь, и кто думает, что он не умрет. Человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так как при жизни.

Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Вопрос о смысли жизни это вопрос о смысли смерти человека и о его бессмертии. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной. Понять смысл жизни определить свое место в вечном потоке изменений.

Вопрос о смысле жизни, так или иначе, встает перед каждым человеком - если он хоть сколько-нибудь сложился как человек. Обычно подобные вопросы приходят в ранней юности, когда вновь созданный человек должен занять свое место в жизни - и стремится найти его. Но бывает, что о смысле жизни приходится думать и в старости, и в предсмертном состоянии. Не всегда легко это столкновение единичного человека с самим собой как частицей громадного, бесконечного мира. Страшно ощутить бесконечность в самом себе - и страшно не заметить ее. В первом случае - это невероятная тяжесть ответственности, слишком ликующая гордость, от которой может порваться душа; противоположность - чувство собственной нелогичности, безысходности существования, отвращение к миру и к себе. Однако размышление о смысле жизни необходимо любому человеку, без него нет полноценных людей.

1. ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, стоит ли жить? А если все - таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.

Существует два ответа к решению этого вопроса:

1. Смысл жизни первоначально присуще жизни в ее глубинных основаниях , для этого подхода наиболее характерно религиозное толкование жизни. Единственное, что делает усмыслимой жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть ни что иное, как действенное соучастие в богочеловеческой жизни.

2. Смысл жизни созидается самим субъектом – в соответствии с этим утверждением можно понимать, что мы сами сознательно продвигаемся к поставленной перед нами целью, любыми способами бытия. Придаем смысл жизни и тем самым выбираем и создаем человеческую сущность, только мы и не кто другой.

Осознание смысла жизни, как главной ценности, носит исторический характер.

Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека.

Жизнь осмысленна - когда ты для чего-то нужен и понимаешь, для чего. Даже в полуживотном состоянии, в паутине повседневных забот и в болоте узкомещанских интересов - человек не перестает быть всеобщим, принадлежа не только себе, своей семье, своему классу, - но и человечеству в целом, и миру во всей его полноте. Конечно, отдельный человек, индивид - не может быть и человеком вообще, это разные уровни. Но человек вообще представлен в каждом отдельном человеке, поскольку всеобщее может существовать лишь как общность своих представителей. В каждом из них раскрывается своя сторона всеобщего - и любая его сторона необходимо должна быть кем-то представлена, обязана воплотиться и пройти свой путь как вещь, или живое существо.

Когда человек живет осмысленно - ему не становится легче жить, скорее даже наоборот. Но человек, знающий свое назначение, свою судьбу, - это всегда сила. Он может сомневаться и страдать, может ошибаться и отступаться от себя - это ничего не изменит. Смысл его жизни будет руководить им и заставит свершить то, что требуется, - хотя бы и вопреки воле самого человека, его желаниям и интересам, насколько он отдает себе отчет в них.

Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

    Смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

    Смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

    Смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;

    Не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в – сохранении и очищении своей бессмертной души.

Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра.

Смысл содержится в самой жизни, но, в отличии от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человека находит в ней сам. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа.

Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов и справедливости.

Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели. Многие люди живут во имя собственного будущего.

С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель.

Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.

Что касается радости как смысла жизни, то радость сама должна иметь смысл. Даже ребенок с его очень подвижной нервной системой направляет свою радость вовне, на предмет или действие, ее вызывающие. Радость, следовательно, так же не самоцель, а следствие достигнутой цели. Смысл жизни открывается человеку только тогда, когда этого требует объективная необходимость, когда человечество в целом достаточно созрело для принятия, для освоения именно этой стороны своего существования. Иными словами, смысл жизни отдельного человека осознается тогда, когда эта жизнь становится действительно всеобщей, когда действия и поступки человека - это не индивидуальные его особенности, а нечто присущее многим людям, хотя бы и в разной степени, и не все вместе

Но все – таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

    Смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижение того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия;

    Смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей;

    Смысл жизни в достижении некого идеала человека;

    Смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности

Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.

2. ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ

Жизнь каждого человека драматическая как бы удачно не складывалась жизнь, как бы она не была длительна, конец неизбежен. Все наши жизненные дела должны соизмеряться с вечным, человек обречен на размышление о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом, правда животные чувствуют приближение смерти, особенно домашние.

Духовные ценности – своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетие, который не только обесценивается, но как правило возрастает.

Как и почему философия может помочь в поисках смысла жизни? Дело в том, что единство различных сторон или этапов жизни достигается лишь в том случае, когда они подчинены чему-то еще, что не меняется именно сейчас (хотя, вообще говоря, в дальнейшем может подвергнуться. Непосредственно философия не может дать ответ на любую жизненную проблему, указать выход из любой ситуации. Но она способна подготовить человека к выбору пути, дать ему средства для решения задачи - и уверенности в возможности такого решения. Краеугольный камень философского материализма - принцип материального единства мира - это прямое указание на то, что преемственность и устойчивость в любых вещах или делах - такие же необходимые стороны, как их изменение и развитие. Если что-то есть - то оно должно быть. И если есть я, то я обязательно буду нужен - себе, другим людям, миру в целом. Незачем сомневаться в собственной необходимости - нужно лишь осознать ее, открыть ее для себя.

Философия дает человеку направление поиска смысла жизни. Ведь если ему ясно, зачем существует человечество вообще, зачем есть общество в том виде, в котором он его видит вокруг, зачем в обществе та или иная группа людей - человеку гораздо легче определиться, через свое отношение к другим понять, зачем он сам.

Вопросы :

1. Как вы понимаете термин «смысл жизни»?

2. Что такое духовные ценности?

3. В чем смысл жизни с религиозной точки зрения?

Список литературы:

Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496с.

Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995. – 511с.

Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.

Хапчаев И.А. Основы философии. – Пятигорск, 1997. – 294с.