Конспект урока по окружающему миру на тему «Наши ближайшие соседи» (3 класс). План-конспект урока по окружающему миру "Наши ближайшие соседи"3 класс Наши ближайшие соседи 3

Начнем наше путешествие по карте. (Учитель показывает на доске карту)

Страны Прибалтики:

Проследите на карте России границу. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории на западе отделена от остальной части страны. Это Калининградская область.

Но начнем знакомство мы с самой северной страны, имеющей сухопутную границу с Россией. Ей является Норвегия. Южнее Норвегии располагается Финляндия.

  • Найдите и покажите их на карте.
  • Какие государства граничат с Россией на западе? Прочитайте их названия.
  • Назовите из столицы.
  • Какая из трёх стран граничит только с Калининградской областью России?
  • Какая еще страна граничит с Калининградской областью?
  • Назовите её столицу.
  • Прочитайте в учебники текст с. 100-101.
  • Назовите самую северную, имеющую сухопутную границу с Россией?
  • Какая страна имеет самую короткую границу с Россией?

Норвегия- государство в Северной Европе. Название страны происходит от древнескандинавского слова Norðrvegr - «путь на север».

Форма правления -монархия. Король - Харальд V , премьер-министр - Эрна Солберг . Норвегия подразделяется на 19 фюльке (губерний), которые объединяются в 5 основных неофициальных регионов.

В 2010 году страна была на первом месте в списке «Лучшие страны мира». А с 2011 по 2014 годы американский фонд «Fund for Peace» оценивал Финляндию как «самую стабильную страну мира» .

Латвия: Население по оценочным данным на 1 марта 2015 года составляет 1 985 600 человек.

Территория - 64 589 км². Занимает 147 место по численности населения.

Литва- государство , географически расположенное в Северной Европе . Столица Литвы - Вильнюс .

Расположена на восточном побережье Балтийского моря .Член ООН с 1991 года , ЕС и НАТО - с 2004 года .

Белоруссия и Украина:

В какие страны мы попадём продвигаясь по границе?

Назовите столицы этих государств.

Украина: Население по данным государственной службы статистики Украины на 1 февраля 2015 года - 42 741 248 постоянных жителей. Занимает31 место по численности населения. Столица - Киев . Государственный язык - украинский .

Украина - унитарное государство и парламентско-президентская республика . В июне 2014 года пост президента занял Пётр Порошенко .

Белоруссия. Население, по оценке на 1 октября 2014 года , составляет 9,4751 млн человек. Площадь страны - 207 599 км². Государственные языки - белорусский и русский . Столица - Минск . Является членом-учредителем ООН, СНГ.

В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море? Найдите его на карте.

Назовите столицу Казахстана.

В какую страну мы попадём из Казахстана если будем двигаться дальше по границе?

Назовите столицу Монголии.

Назовите государство в котором живёт больше людей чем в другой стране мира. Найдите его на карте.

Назовите столицу Китая.

Какой страной заканчивается наше путешествие вдоль сухопутных границ?

Морские соседи:

Прочитайте текст на с.102-104.

Какие государства можно назвать «морскими соседями»? Нашей страны? Где они расположены?

Покажите их на карте.

Япония - развитая страна с очень высоким уровнем жизни. В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 года, и один из самых низких уровней младенческой смерти.

Япония входит в число стран-членов «Большой восьмёрки», а также регулярно избирается непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Хотя Япония официально отказалась от права объявлять войну, она имеет большую современную армию, которая используется в целях самообороны и в миротворческих операциях. Высшая точка Японии - вулкан Фудзияма (3776 м). С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое в мире. Токио, включающий в себя столицу Японии Токио и несколько близлежащих префектур с населением более 30 миллионов человек.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема: какие страны являются нашими соседями

Задачи: познакомить со странами, которые являются нашими ближайшими соседями.

Предметные результаты

Научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог

Личностные результаты

Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке.

Основные понятия и определения

Сухопутные границы, морские границы.

Подготовка к усвоению нового материала

Проследи по карте границу России. Обрати внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будешь показывать по карте границу Рос-сии, не забывай показывать и эту область.

Изучение нового материала

ВДОЛЬ ГРАНИЦ РОССИИ

Мы начнём своё путешествие с северо-запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия. Южнее Норвегии располагается Финляндия . Подробнее об этих странах мы узнаем на следующем уроке. Итак, на северо-западе с Россией граничат две страны — Норвегия и Финляндия. А какие государства граничат с Россией на западе и юго-западе?

Найдём на карте три небольшие страны, рас-положенные по берегам Балтийского моря. Это Эстония, Латвия и Литва. Столица Эстонии — Таллин, Латвии — Рига (1), Литвы — Вильнюс.

Обрати внимание, что Литва граничит только с Калининградской областью России. С Кали-нинградской областью граничит и Польша. Сто-лица этой страны — Варшава (2

К югу от России, между Чёрным и Каспийским морями, располагаются Абхазия, Южная Осетия, Грузия и Азербайджан. Обогну Каспийское море, мы попадаем в Казахстан. Это большое государство имеет с нашей страной очень про-тяжённую границу. Столица Казахстана — Астана. Покинув Казахстан, мы окажемся в Монголии. Столица этой страны — Улан-Батор.

Продолжая наше путешествие, мы попадаем в одно из крупнейших государств — Китай. Здесь живёт больше людей, чем в любой другой стра-не мира. Столица Китая — Пекин.

Наше путешествие вдоль сухопутной границы России заканчивается в Северной Корее, или Корейской Народно-Демократической Респуб-лике (сокращённо КНДР). Наша граница с этой страной очень короткая — всего 19 км. Столица Северной Кореи — Пхеньян.

Недалеко от побережья России располагаются наши морские соседи — Япония (на юго-восто- ке) и США (на северо-востоке).

Кажется удивительным, что в число наших со-седей попали Соединённые Штаты Америки, ведь эта страна находится на другом материке — в Северной Америке. Но это так. Дело в том, что в северной части Северной Америки распо-лагается один из штатов США — Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив. С Японией и США наша страна имеет морские границы.

Осмысление и понимание полученных знаний

Обсудим!

Почему так важны уважительные, добрососед-ские отношения между странами и народами? В чём они проявляются? Приведите примеры из современной жизни.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Найди и покажи на карте страны — соседи России и их столицы. 2. Какие страны граничат только с Калининградской областью России?

2.Какие государства можно назвать морскими соседями нашей страны? Где они расположены?

Вывод

Россия имеет сухопутные границы со следу-ющими странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Бело-руссией, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Мон-голией, Китаем, Северной Кореей. Морские границы Россия имеет с Японией и США

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: сухопутные границы, морские границы.

2.Ещё раз внимательно рассмотри карту, с ко-торой работали на уроке. Затем закрой глаза, представь себе карту и попробуй перечислить страны, с которыми граничит Россия. Проверь себя по карте.

3.Узнай у взрослых, в каких странах — со-седях России они были. Расспроси подробнее

об этих странах.

4.С помощью энциклопедии, Интернета подго-товь сообщение об одной из стран — наших ближайших соседей (по своему усмотрению).

Интересные факты о Норвегии

ФИНЛЯНДИЯ | ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СТРАНЕ

10 удивительных фактов об Эстонии

1. Используя карту учебника, пронумеруй некоторые страны, граничащие с Россией.

Устно назови остальные страны-соседи России.

Эстония, Латвия, Литва, Абхазия, Южная Осетия, Грузия .

2. С помощью карты учебника впиши в таблицу названия столиц.

Отметь знаком «+» страны и города, в которых тебе довелось побывать.

3. Наш любознательный Попугай составил по теме урока кроссворд. Разгадайте его с помощью текста и карты учебника.

  1. Страна с самым большим населением в мире (Китай)
  2. Наш южный сосед, по территории которого проходит граница между Европой и Азией (Казахстан)
  3. Страна, граничащая с Россией и Норвегией (Финляндия)
  4. Морская соседка России на юго-востоке (Япония)
  5. Страна, столица которой находится на берегу Каспийского моря (Азербайджан)
  6. Большая страна, граничащая только с Калининградской областью России (Польша)
  7. Самая северная страна, имеющая сухопутную границу с Россией (Норвегия)

4. А это задание предлагают тебе папа и мама Серёжи и Нади. Здесь «спрятались» названия столиц некоторых наших стран-соседей. Найди их и закрась карандашами разного цвета.

Самостоятельно или с помощью карты скажи, столицами каких стран являются эти города. Проведите в классе коллективную проверку работы.

  • Астана - столица Казахстана
  • Баку - столица Азербайджана
  • Варшава - столица Польши
  • Пекин - столица Китая
  • Киев - столица Украины
  • Минск - столица Белоруссии
  • Тбилиси - столица Грузии.

5. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одной из стран-соседей России. Лучше выбрать страну, где тебе доводилось бывать. Тогда ты сможешь дополнить собранную информацию своими впечатлениями.

Тема сообщения:

План сообщения:

  1. Климат Финляндии.
  2. Финляндия - страна озёр
  3. Столица Финляндии - город Хельсинки
  4. Города и языки Финляндии
  5. Главные достопримечательности страны

Финляндия - самая счастливая страна мира

Финляндия - государство, которое граничит с Россией к северных рубежей. Четверть территории страны находится за Северным полярным кругом, поэтому здесь часто можно увидеть северное сияние. Да и на остальной территории климат нельзя назвать тёплым: зимой средняя температура воздуха достигает - 14 °C, а летом редко поднимается выше +14 - +17 °C. Самая же холодная температура была зарегистрирована в 1999 году - градусник опустился до −51,5 °C.

Можно сказать, что Финляндия - это страна озёр. Их здесь действительно очень много - около 190 000! Это и маленькие неглубокие озера, и огромные озера с множеством островов и полуостровов. Реки в стране тоже особенные, со многочисленными порогами и водопадами. Треть же территории Финляндии и вовсе покрыта болотами.

Столица Финляндии - город Хельсинки. Это самый крупный город страны с населением более полумиллиона человек. Хельсинки считается одним из лучших городов мира, а саму Финляндию нередко называют страной с самым счастливым населением.

Кроме Хельсинки в Финляндии есть и другие крупные города: Тампере, Турку, Оулу, Лахти и Ювяскюля. Названия их очень непривычны для русского человека, а все потому, что в Финляндии говорят на финском, шведском и саамском языке.

Финляндия - это очень интересная страна, поэтому её ежегодно посещает несколько миллионов туристов. Они осматривают столицу Хельсинки, любуются достопримечательностями крупных городов, горой Аавасакса и озером Саймаа и долиной Муми-Троллей в Наантали. Зимой же все едут на горнолыжные курорты Финляндии и деревню Санта-Клауса в Лапландии.

Источник (источники) информации: Интернет - сайты

Наши ближайшие соседи. Окружающий мир 3 класс

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 33


  • Цель: познакомить со странами, которые являются нашими ближайшими соседями.
  • Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами, использовать справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
  • Оборудование: политическая карта Евразии; видеопроигрыватель, слайды, видеофильмы о странах - соседях России.

  • Сегодня на уроке будем говорить о странах - соседях России.
  • Почему мы называем их соседями?
  • Какую карту лучше выбрать для знакомства со странами - физическую или политическую?
  • У нас общая граница, мы живем рядом.
  • Политическую, так как на ней показаны границы и территории государств.

  • Беседа
  • Страны Прибалтики
  • Начнем наше путешествие по карте с северо-запада, дальше на юг, юго-восток, восток и север.
  • Проследите по карте границу России. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и эту область.
  • Мы начнем свое путешествие с северо-запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия. Южнее Норвегии располагается Финляндия.
  • Найдите и покажите их на карте.
  • Назовите столицы эти государств.
  • Какие государства граничат с Россией на западе? Прочитайте их названия.
  • ( Эстония, Латвия, Литва.)

  • Назовите их столицы. (Таллин, Рига, Вильнюс.)
  • Какая из этих трех стран граничит только с Калининградской областью России? (Литва.)
  • Какая еще страна граничит с Калининградской областью? (Польша.)
  • Назовите ее столицу. (Варшава.)

  • Обычный эстонский ландшафт - луга и леса, озера и реки, топи и заводи, острова и болота.
  • В Эстонии сохранились представители
  • растений и животных, которые давно исчезли в других странах Европы.

  • В Латвии самый широкий водопад в Европе - Вентас румба. На территории Латвии 2000 озер и почти
  • 126 ООО ручьев и рек Первая портативная мини-видеокамера была изобретена латышом Вальтером Заппом в 1937 г.

  • В Литве растет один из самых старейших дубов Европы. Считается, что дереву около 2000 лет, его ствол с трудом могут обхватить восемь человек.
  • Вильнюсский университет в Литве основан в 1579 г. В 1836 г. в Клайпеде (Литва)

  • В какие страны мы попадем, продвигаясь по границе?
  • Назовите столицы этих государств. (Минск, Киев.)

  • Само название Беларусь произошло от двух слов - Белая Русь. Так называли эти земли с XIII в. Оказывается, прародитель нашего Деда Мороза родом из Белоруссии, и зовут его Зюзя. Дед Зюзя - бог мороза и холода, одет в тулуп, в руках ледяная булава, ходит без шапки, босиком.

  • На Украине самый большой запас марганцевой и железной руды в мире. Самое древнее поселение людей обнаружено в Ровенской области в селе Межиречье. Его возраст 14-15 млн лет, оно построено из костей мамонта. Там же найдена самая древняя карта на мамонтовой кости.

  • Прочитайте названия стран, граничащих с Россией на юге и юго-востоке. Назовите их столицы. ( Абхазия - Сухуми, Южная Осетия - Цхинвал, Грузия - Тбилиси, Азербайджан - Баку, Казахстан - Астана, Монголия - Улан - Батор, Китай - Пекин, Северная Корея, или Корейская Народно-Демократическая Республика, - Пхеньян.)

  • Вместо хлеба абхазцы едят мамалыгу - густую кашу, сваренную из кукурузной муки. Климат и природа здесь благоприятны для жизни до глубокой старости, поэтому среди абхазцев так много долгожителей. В Ботаническом саду Абхазии собрано более 5 тыс. видов, форм и сортов растений со всего мира. Озеро Рица насыщенного голубого цвета, который не меркнет и не темнеет даже в самую ненастную погоду.

  • Рельеф Южной Осетии горный, Кавказский хребет закрывает страну от холодных северных ветров, поэтому средняя температура января
  • +4 °С.
  • Основной продукцией производства являются фрукты - яблоки и груши.

  • В грузинском языке есть слова, в которых идут 8 согласных подряд. Обычно в Грузии поют мужчины, исполняя песню на три голоса. Минеральную воду «Боржоми» разливают из того же источника, что и в 1890 г. Знамя Победы над Рейхстагом водрузил грузин М. Кантария.

  • Первая нефтяная вышка построена в Азербайджане, в Баку, в середине XX в. Там же был спущен на воду первый в мире танкер и стали вести морскую добычу нефти. На территории Азербайджана есть село Чардахлы, в котором родились семь Героев Советского Союза, два маршала и 12 генералов.

  • В Казахстане жил говорящий слон Батыр.
  • Он мог подражать звукам речи людей, лаю собак. Лошади впервые одомашнены на территории Казахстана.
  • На высокогорном катке Казахстана Медео установлено 120 мировых рекордов.
  • Первый спутник и первый человек отправлены в космос с космодрома Байконур в Казахстане.

  • Монголия - это страна, в которой можно проехать не одну сотню километров и не встретить ни одного человека. Монголы являются одними из лучших борцов сумо.
  • В стране проживает четвертая часть (25%) всех барсов, обитающих на Земле.

  • Бумага, порох, компас и печатная машина изобретены в Китае 4000 лет тому назад
  • путешественник Марко Поло привез из Китая в Европу секреты приготовления мороженого и макаронных изделий.
  • В Китае 3240 телевизионных каналов.
  • Пьют чай китайцы более 1800 лет (в России - около 400 лет).

  • В Корее живет самый трудолюбивый народ в мире. От начала до конца страны можно проехать за 5 часов на автобусе. Почти во всех школах мальчики учатся отдельно от девочек.

  • Какие государства можно назвать «морскими соседями» нашей страны? Где они расположены?
  • Покажите их на карте. (Япония, США.)

  • В Японии самые дешевые рыба и мясо, но самые дорогие фрукты.
  • Снеговиков в этой стране лепят из двух шаров, а не из трех, как во всем мире.
  • Во всех северных городах Японии, где зимой выпадает снег, подогревают тротуары и улицы. Гололеда не бывает, и снег убирать не надо. В Японии нет мусорных баков, так как весь мусор перерабатывается.

  • США состоят из 50 штатов. Шоколадное яйцо «Киндер-сюрприз» запрещено к продаже, так как согласно закону нельзя вкладывать несъедобные предметы в продукты питания.
  • Принято дарить четное количество цветов в букете.
  • Американцы трудолюбивы: многие работают с 6 утра до полуночи.

  • В понедельник я купался,
  • (Изобразить плавание.)
  • А во вторник рисовал,
  • (Изобразить рисование.)
  • В среду долго умывался,
  • (Изобразить ум ывание.)
  • А в четверг в футбол играл.
  • (Бег на месте.)
  • В пятницу я бегал, прыгал,
  • (Прыжки на месте.)
  • Очень долго танцевал.
  • (Покружиться.)
  • А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
  • Целый день я отдыхал.
  • (Сесть на корточки, руки под щеку.)

  • ( Выполнение заданий в рабочей тетради
  • 1 (с. 50).
  • Прочитайте задание. Рассмотрите карту.
  • Откройте карту в учебнике на с. 102. Пронумеруйте в рабочей тетради страны, которые граничат с Россией.
  • (После выполнения задания проводится проверка по учебнику.)
  • 2 (с. 51).
  • Прочитайте задание. Используя карту в учебнике на с. 102, впишите в таблицу названия столиц. ( Норвегия - Осло, Финляндия - Хельсинки, Эстония - Таллин, Лат­вия - Рига, Литва - Вильнюс, Польша - Варшава, Белоруссия - Минск, Украина - Киев, Грузия - Тбилиси, Азербайджан - Баку, Казахстан - Астана, Монголия - Улан-Батор, Китай - Пекин, Северная Корея - Пхеньян.)

  • Что нового вы узнали?
  • Почему так важны уважительные, добрососедские отношения между странами и народами?
  • В чем они проявляются?
  • Приведите примеры из современной жизни.

  • В какой стране вам захотелось побывать? Почему?
  • Итак, Россия имеет сухопутные границы со следующими странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Северной Кореей. Морские границы Россия имеет с Японией и США.

  • Учебник: прочитать текст на с. 100-105, ответить на во­просы раздела
  • «Проверь себя» на с. 104.
  • Рабочая тетрадь: № 5 (с. 53).
  • Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения о Х.К. Андерсене, А. Линдгрен, Т. Хейердале.
  • (См. дополнительный материал к уроку 62.)