Алфеев проповеди. Биография митрополита Иллариона Алфеева: бытие, святой путь, проповеди

Первые минуты знакомства с православным священнослужителем и богословом митрополитом Илларионом ознаменовываются пониманием его пронзительности и глубины взглядов. Несложно осознать, что этот человек необычного склада ума, знает нечто большее, чем истина, ему известно нечто сокровенное, он старается любыми усердиями поведать свое понимание о великом людям. Становится ясно, что он жаждет сделать души живущих в этом мире чище и добрее.

Илларион Алфеев – является доктором Оксфордского университета и, наряду с этим, Богослов-ского института в столице Франции. Кроме того, Илларион входит в совет Синодальной комис-сии Русского православия, возглавляет секретариат Московского Патриарха в области межхри-стианского взаимодействия в области внешних церковных связей, ему принадлежит авторство музыкальных работ, таких как эпические оратории и сюиты, написанные для камерного исполнения.

Митрополит Волоколамский Иларион: биография

В земном мире Митрополита Иллариона кличут Алфеевым Григорием Валериевичем, который рожден 24 июня в 1966 году. Он с рождения обречен иметь успех в музыке, ведь он является вы-пускником школы Гнесиных. После Григорий окончил Московскую государственную консерва-торию. Два года службы в войсках Советской армии стали местом, где Алфеев принял решение пойти служить в Виленском Свято-Духовом монастыре и стать там послушником.

Семья

Григорий Валериевич уроженец российской столицы, на свет появился в семье интеллигентской. Его деду, Дашевскому Григорию Марковичу, принадлежит авторство большого количества исто-рических учебников, повествующих о годах Гражданской войны в Испании. К несчастью, в 1944 году Валерий Григорьевич погиб в схватке с немецкими захватчиками. Отцу будущего Митропо-лита, Дашевскому Валерию Григорьевичу, принадлежит множество научных трудов физико-математических наук. Он является автором ряда монографий в области органической химии. Од-нако отец Григория не все время жил с семьей, вскоре после ухода от родных, он стал жертвой несчастного случая. Матери Григория, по профессии писательнице, выпала горькая участь в оди-ночестве растить мальчика. Крещен Митрополит был, когда ему исполнилось одиннадцать.

Последующее время после крещения Илларион провел, получая образование в специализирован-ном учреждении музыкального искусства среднего образования имени Гнесиных в Москве, по специальному направлению скрипка и композиция. Григорию было 15 лет, когда он стал чтецом в храме Воскресения Словущего. Окончив школу в 1984 году, Илларион стал студентом на ком-позиторском факультете консерватории в Москве. Проучившись там всего 3 года, Григорий пре-кратил учебу и стал послушником в Виленском Свято-Духовом монастыре.


Священство

В 1987 году Илларион был пострижен и вступил на путь монашества.

В 1989 году он получает образование в Москве, оканчивает духовную семинарию, где обучался на заочной форме обучения, после сдаёт вступительные экзамены в Московскую духовную ака-демию, и получает кандидатский уровень богословия. Спустя некоторое время Илларион стал преподавателем, развернув свою деятельность в Свято-Тихоновском богословском институте и университете Святого апостола Богослова.

Спустя три года после пострига, Илларион Алфеев получает право настоятельства в Благовещен-ском кафедральном соборе Литвы.

К 1993 году Митрополит Илларион становится аспирантом Духовной академии и отправляется в университет в Оксфорд. Уже к 1995 году он получает научное звание в Оксфордском универси-тете и становится доктором философии. Последующие 6 лет Илларион занимается работой по налаживанию внешнего сотрудничества церкви с заграничными церквями. Далее Алфеев получает право священнослужения в Московском храме Святой Екатерины. 1999 год озна-меновался для Иллариона получением научной степени — «доктор богословия» в парижском православном Свято-Сергиевском институте.

Спустя три года после получения звания доктора богословия, Митрополит Илларион стал Керчинским епископом. В январе 2002 архимандрит принял сан архимандрита в Смоленске в кафедральном соборе, и уже спустя 7 дней был хиротонисан в епископа московского храма Христа Спасителя.


Работа за границей

В 2002 Илларион был направлен на служение в Сурожской епархии, которую возглавлял митро-полит Антоний. Но спустя некоторое время он стал целью всего епископата, который возглавил епископ Василий, и уже в последующем десятилетии который лишится священного сана и мона-шества, так как принял решение заключить брак. Все эти события произошли по причине обли-чительных отзывов Иллариона о данной епархии, за что на него хлынула критика архиерея Антония, где он обозначал невозможность их сотрудничества. На эти критические замечания Григорий Валериевич оказался стойким и сумел выступить публично, и снять обвинение, настоять на правоте своих мыслей.

В окончании он был отозван из данной епархии и назначен ее ведущим руководителем в сфере работы с взаимным сотрудничеством с ведущими организациями Европы. В своих публичных выступлениях Митрополит утверждал, что толерантности религиозной Европы недопустимо за-бывать о своем христианском происхождении, ведь это – важнейшая духовная и нравственная составляющая, определяющая европейское соответствие.

Музыка

Митрополит Илларион, начиная с 2006 года, начал активно посвящать себя написанию музыки, о чем свидетельствует множество написанных им произведений: «Рождественская оратория» и другие. Творчество Иллариона было высоко оценено, после получения благословения Алексием II, его труды были исполнены на множестве концертов по всему миру, в том числе и в России. Данные произведения завоевали признание публики – зрители стоя аплодировали выступлениям.

Работы Митрополита Иллариона с Владимиром Спиваковым ознаменовались в 2011 году сов-местным трудом над Рождественским фестивалем духовной музыки в Москве, который прохо-дил во время праздничных январских гуляний.

Служение по совести

В промежуток времени с 2003 по 2009 годы автор множества музыкальный произведений, таких, как «Божественная литургия», уже имел статус епископа Венского и Австрийского. После был избран Волокаламским епископом и получил членство в Синоде, стал викарием московского патриархата и, к тому же, получил право быть настоятелем столичного храма Богоматери.

Одновременно с этим, патриархом Кириллом за верность служению и усердие посвятить себя Российской православной церкви Илларион был возведен в сан архиепископа. Спустя год его вознесли в сан митрополита.

Митрополит Илларион: православие

Стоит указать, что Илларион, где бы он не находился, всегда являлся представителем Русской православной церкви. Он с особой ревностью относился к интересам православия и защищал их на всяческих межхристианских встречах, конференциях и форумах.


Проповеди Иллариона

Каждая проповедь, написанная Илларионом Алфеевым, поистине очень цельна и правильно структурирована. Слушатели были внимательны во время их прочтения, ведь за его плечами не-соизмеримый опыт, передаваемый им в виде множества литературных творений, необыкновен-ных по своему содержанию. Именно такие литературные вещи побуждают нас к великому познанию христианства.

Книги по богословию

Большое количество известных и всемирно признанных лучшими произведениями трудов отно-сятся к числу работ Митрополита Иллариона. Читая книгу, становятся ясны мысли отцов право-славия о призыве Божьего благословения через практическое применение молебна Иисуса и Бо-гослужения. Книга освещает переосмысливание церковного опыта и умение его выразить. За этот труд автор в 2005 году стал обладателем Макариевской премии.
Книга о «Преподобном Симеоне Новом Богослове и православном предании», написанная Алфе-евым, является образцом перевода его диссертации, которую он защитил в университете в Окс-форде на факультете богословия. Докторская работа сан митрополита повествует о его исследо-вании отношения богослова Преподобного Симеона в 6 столетии к православию и службе, Свя-щеннописанию, мистическому и аскетическому богословию.

Митрополит Илларион не оставил без внимания Исаака Сирина, которому посвящен его труд в книге «Духовный мир Исаака Сирина». Речь в книге идет о сирийском святом, который является единственным, кому удалось донести духовенство евангельского сострадания, любви. Сирин чи-тал молитвы во благо людей, всего живого, и даже темных сил. Исходя из его учений – ад тоже считается любовию Божьей, воспринимаемой грешными в качестве боли и сострадания, так как они ненавидят это любовь и не принимают её.

В книге «Жизнь и учение святителя Григория Богослова» описан весь жизненный путь учений, которые отчеканили догмат о Пресвятой Тройце, написанных великим святителем и отцом.


Награды и титулы

Творческая жизнь знаменитого Митрополита Иллариона нельзя оставить без внимания. Активы этого святца насчитывюет великое множество наградных вручений, среди которых различные наградные листы, медали, звания и ордена II столетия, которые были вручены ему в США, Мол-дове, Эстонии. Кроме того, в коллекции наград Иллариона имеется орден Святого мученика Исидора Юрьевского II столетия, врученный ему в 2010 году эстонскими коллегами, и золотой слиток в виде медали из Болонского университета, полученный им в 2010 году в Италии, и орден Сербских Соколов, обладателем которого он стал в 2011 году. Этот список не исчерпывает то множество знаков отличия и наград известного Митрополита.

Фильмы Митрополита Иллариона

Иллариону Алфееву принадлежит авторство достаточно известных картин, среди которых: «Че-ловек перед Богом» — включающий 10 серий, вышедший на экраны в 2011 году, знакомящий с миром православной церкви — «Путь Пастыря», который посвящен юбилею патриарха Кирилла, вышедший в 2011 году, «Церковь в истории» — история появления и развития христианской рели-гии, «Византия и Крещение Руси» — сериал, появившийся на экранах в 2012 году, «Единство вер-ных» — кинолента, посвященная 5-летию единства московского патриарха и Российской право-славной церкви за рубежом (вышла лента в 2012 году), «Путешествие на Афон» (данная картина увидела свет в 2012 году), «С Патриархом на Афоне» (2014 г.), «Православие на Афоне» (2014 г.), и другие не менее успешные работы в кино.

Нет в мире человека, который после прочтения его книги или просмотра фильма, снятого Илла-рионом, который остался бы в стороне от мыслей о высшем духовном созерцании и умиротворе-нии. Его понимание духовного способно побудить к очищению и богослужению, как высшей степени веры христианской.

«Горе мне, если не благовествую» , – говорит апостол Павел (1 Кор. 9, 16). И эта максима относится к каждому священнику, а тем более к архиерею Божию.

Проповедь – важнейшая часть архиерейского служения, и недаром все святители Христовой Церкви, как правило, были выдающимися проповедниками: Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, Григорий Палама и Николай Сербский, митрополит Филарет (Дроздов) и Патриарх Тихон (Белла-вин). В Древней Церкви проповедническое служение даже признавалось прерогативой епископов, которые могли в определенных случаях, при наличии достойных пресвитеров, делегировать им право благовестия.

В наши дни замечательный пример проповедничества являет Святейший Патриарх Кирилл, который как-то рассказывал, что избрал девизом своей жизни слова прокимна: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего». Очевидно, что пример Предстоятеля Русской Церкви побуждает и все духовенство более усердно трудиться в этом направлении, выполняя завет Спасителя: «Проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15).

Этому примеру следует и ближайший помощник Святейшего Патриарха митрополит Волоколамский Иларион. Несмотря на обилие важнейших церковных послушаний, владыка Иларион не упускает возможности проповедовать всюду и в самых разных формах и форматах: будь то еженедельная телепередача, фильм о святых местах Православия, музыкальный концерт или традиционная богослужебная проповедь. Как раз к последнему, традиционному, виду проповеди относится и настоящий сборник.

Москва, Вена, Будапешт, римские катакомбы, Афон, Свято – Троицкая Сергиева Лавра, Задонск – такова неполная география рождения этих проповедей. Это и приходские храмы, и монастырские соборы, и домовые университетские церкви. Время в книге строго подчинено православному календарю: год начинается с церковного новолетия (1/14 сентября), с праздника Рождества Пресвятой Богородицы, а заканчивается днем Усекновения главы Иоанна Предтечи. Действительно, сентябрь представляется естественным началом нового сезона (что особенно очевидно, например, для учебных заведений), гораздо более естественным, чем середина зимы, поэтому церковная традиция сохраняет этот важный смысл.

Таков хронотоп книги, говоря литературоведческим языком. Теперь о содержании.

В сборник включены проповеди на самые разные праздники: и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых, как, например, преподобного Варлаама Хутынского, или святителя Филофея Коккина, или священномученика Серафима (Чичагова). На некоторые праздники приведены сразу несколько проповедей разных лет.

Любой священник знает, как сложно, если ты проповедуешь каждый год в одни и те же дни, не повторять затверженные формулы, а найти новый поворот мысли, увидеть новую глубину в привычном, суметь зажечь людские сердца вечной молодостью и силой евангельских слов. И владыке Илариону это удается, он не повторяется в своих гомилиях.

Например, на Рождество Богородицы мы находим две совершенно разных проповеди. И каждая из них звучит очень современно: «Если раньше у двух человек могло быть шестеро детей и двадцать пять внуков, то теперь у десяти человек – шестеро детей и трое внуков. Это трагедия человечества, свидетелями которой мы являемся».

Красной нитью в книге проходит мысль о братстве, единстве, общем корабле спасения – это в первую очередь Церковь Божия, но и человеческая семья, и монашеская обитель. При этом митрополит Иларион совсем не склонен рисовать исключительно благостную картину, он не боится называть вещи своими именами: «Пример святого Иоанна Златоуста свидетельствует о том, что человек, который стремится бескомпромиссно следовать по пути Христову, может нажить себе врагов среди людей не только антихристианской настроенности, но и внутри самой Церкви».

С этим связана и тема мученичества, которая контрапунктом проходит в книге. Но все же основной и заветной для автора темой звучит напоминание о том, что главным сокровищем Церкви являются не какие-то земные достижения, а сама Божественная литургия…

Есть в сборнике и очень личная проповедь – на день памяти преподобного Илариона Нового, 19 июня, день пострига и тезоименитства владыки Илариона.

И это не какая-то случайность, а обдуманное действие, потому что, говоря словами автора, «каждый из нас – это книга, которую Господь пишет в соавторстве с нами. Каждый день и год нашей жизни – это страницы, которые мы переворачиваем».

Дай Бог, чтобы, читая книгу митрополита Илариона, мы через нее смогли лучше понять и книгу своей жизни, а затем вовремя исправить то, что нуждается в исправлении, и поблагодарить Бога за Его великие и непрестанные благодеяния.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

«Се, раба Господня»

Рождество Пресвятой Богородицы

г. Вена (Австрия), кафедральный собор святителя и чудотворца Николая

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – первый великий праздник церковного года. И в течение всего года Церковь напоминает о жизни, служении и подвиге Пресвятой Богородицы: в них сокрыта великая тайна, но сокрытое – назидание для каждого из нас.

Пресвятая Богородица, как говорит церковная традиция, родилась от святых и праведных богоотец Иоакима и Анны. В течение многих лет они оставались бесплодными и просили у Господа, чтобы Он даровал им ребенка. Они достигли преклонного возраста, когда их просьба была исполнена и они стали родителями Пресвятой Девы Марии. Иоаким и Анна воспитывали Марию в страхе Божием и благочестии, передали Ей то главное, что родители должны передавать своим детям, – веру в Бога и любовь к Нему. Вся их жизнь была посвящена Господу, и своего единственного ребенка они посвятили Богу.

Среди предков Пресвятой Богородицы были и праведники, и грешники. Но на протяжении многих столетий род человеческий готовился к великой тайне боговоплощения. И эта тайна, которая преобразила мир и изменила ход истории, началась с рождества Пресвятой Богородицы, ибо Господь предызбрал Ее от начала веков, чтобы Она стала Матерью, вместилищем Бога живого. И, как говорится в службе Рождества Пресвятой Богородицы, Она стала той дверью, через которую в человечество пришел Сам Господь. Ее чрево стало пространнейшим Небес, ибо вместило Самого Бога.

И Пресвятая Богородица приуготовила Себя к этому всей Своей жизнью, начиная с раннего детства, которое провела при храме Божием. Жизнь Пресвятой Богородицы была отдана Богу – всецело и без остатка.

Мы живем в такое время, когда редко кто ставит веру в Бога на первое место, не говоря уже о том, что многие люди вообще живут без Бога и без Церкви. Есть немало людей и среди верующих, для которых Бог – далеко не главное: у одних на первом месте семья, у других – работа, у третьих – карьера, у четвертых – стяжание земных благ. Такие люди нередко считают себя верующими и даже церковными, но Богу они посвящают лишь время, оставшееся от земной жизни, может быть, несколько минут в день или один-два часа в неделю, когда заходят в храм, чтобы помолиться и поставить свечи. Все же остальное время они живут, как неверующие.

Господь ждет от нас не этого: Он ждет, что мы всю жизнь отдадим Ему. И Пресвятая Богородица обращает к нам то же пожелание, которое мы слышим в ектениях на Божественной литургии: «Весь живот наш Христу Богу предадим». Это не значит, что мы должны отказаться от всего земного – от семьи, работ – и целиком уйти только в молитву и религиозную жизнь. Но все, что мы делаем в земной жизни, должно быть пронизано верой в Бога, освящено религиозным идеалом. Мы должны всю свою жизнь сверять с евангельскими заповедями и все, что бы мы ни делали, делать во славу Божию.

Проповеди

От издательства

В 1999 году увидел свет сборник проповедей и бесед игумена Илариона «Ночь прошла, а день приблизился». Почти сразу же после публикации этот сборник, содержавший 22 проповеди и несколько бесед, превратился в библиографическую редкость.

Публикуемый ныне сборник содержит шестьдесят две проповеди, в том числе двадцать две ранее опубликованных. Почти все публикуемые ныне проповеди произнесены отцом Иларионом в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье, где он несет свое пастырское служение.

Игумен Иларион (Алфеев) родился в 1966 году. Получил музыкальное образование. В двадцатилетнем возрасте принял монашество в Виленском Свято–Духовом монастыре, был рукоположен в сан иеродиакона и затем иеромонаха. В 1990-91 годах - настоятель Каунасского Благовещенского кафедрального собора. В 1991 году закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1991 по 1993 преподавал гомилетику, догматическое богословие в Московских духовных школах, Новый Завет в Свято–Тихоновском православном богословском институте и патрологию в Российском православном университете имени святого апостола Иоанна Богослова. В 1993-95 годах учился в Оксфордском университете, который окончил со степенью доктора философии. По возвращении в Россию в году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен клириком храма святой великомученицы Екатерины на Всполье. С 1997 года - секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским связям, член Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. В 1999 году Свято–Сергиевским православным богословским институтом в Париже удостоен степени доктора богословия.

Игумен Иларион - автор более десяти книг, в том числе монографий, посвященных Отцам Церкви, переводов святоотеческих текстов с греческого и сирийского языков. Книги отца Илариона пользуются заслуженным признанием читателей. Они высоко оценены Священноначалием Русской Православной Церкви.

Издатели выражают надежду на то, что настоящий сборник послужит духовной пользе читателей, укрепит в них любовь к Святой Православной Церкви, служению которой отдает все свои силы отец Иларион.

О встрече со Христом. Рождество Христово

«Христос рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! Христос на земле - возноситесь! Воспойте Господу, вся земля!» Этими словами начал свою рождественскую проповедь святитель Григорий Богослов, и с тех пор на протяжении шестнадцати столетий они звучат в нашем церковном богослужении, ставя перед нами одни и те же вопросы: в чем значение Рождества Христова для каждого из нас; как мы можем встретить Христа, приходящего с небес; как можем мы вознестись от земли на небо; как можем прославить Христа своей жизнью?

Многие религии, исповедующие единого Бога, обещают человеку, что он сможет в той или иной мере прикоснуться к Богу, испытать чувство Его присутствия и близости. Но ни одна религия, кроме христианства, не позволяет человеку познать Бога как брата, как друга. Через воплощение Сына Божия, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, мы становимся сынами Бога Отца и братьями Христа. Бог воплощается, чтобы иметь возможность общаться с нами на равных, чтобы, разделив нашу судьбу и прожив нашу жизнь, получить право сказать нам о Себе и о нас ту последнюю истину, которая никаким иным способом не могла быть нам открыта. Истину о том, что нет пропасти, разделяющей Бога и человека; нет непреодолимых препятствий для встречи между человеком и Богом - один на один, лицом к лицу.

Встреча эта происходит в нашем сердце. Ради этой встречи пришел Господь на землю, стал человеком и прожил человеческую жизнь: родился в вертепе Вифлеемском, бежал в Египет, вернулся в Назарет, воспитывался в доме плотника, крестился, вышел на проповедь, ходил по Галилее, Самарии и Иудее, проповедуя Царствие Небесное и исцеляя болезни человеческие, претерпел страдание и крестную смерть, воскрес из мертвых и вознесся на небо. Все это - ради того, чтобы произошла таинственная встреча, чтобы разрушилась преграда между человеком и Богом, воздвигнутая человеческим грехом. «Средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся», - поется в церковной песни. Преграда разрушена, и меч херувимский, преграждающий вход в рай, отступает; врата рая открываются, и человек возвращается к древу жизни, от которого питается Небесным Хлебом.

История грехопадения Адама - это история всего человечества и каждого человека. Грех Адама повторяется в каждом из нас, когда мы отворачиваемся от Бога и грешим. Но и Христос воплощается для каждого из нас, а потому и спасение Христом Адама - это наше спасение. «Разрешися связанный Адам, свобода же всем верным даровася», - говорится в каноне, который читается на повечерии предпразднства Рождества Христова. Во Христе всем людям возвращается та богоподобная свобода, которую Адам и его потомки утратили через грех и отпадение от Бога.

Святитель Григорий Богослов называет Боговоплощение «вторым творением», когда Бог как бы заново творит человека, воспринимая на Себя человеческую плоть, «вторым общением» между человеком и Богом: «Существующий начинает существовать; Несозданный создается; Необъемлемый объемлется; Богатый становится нищим через восприятие плоти, чтобы я обогатился Его Божеством… Что за новое таинство? Я получил образ Божий и утратил его, а Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и меня обессмертить. Он вступает во второе общение с нами, которое гораздо лучше и выше первого».

В воплощении Слова происходит, по выражению святого Ефрема Сирина, «обмен» между Богом и человеком: Бог воспринимает от нас человеческую природу, а нам дарует Свое Божество.

Через воплощение Слова происходит обожение человека. «Слово воплотилось, чтобы мы обожились», - говорил святитель Афанасий Великий. «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими», - сказал святой Ириней Лионский. Обожение, к которому человек был предназначен по самому акту творения и которое утратил через грехопадение, возвращено человеку воплотившимся Словом.

И потому именно в Рождестве Христовом происходит всецелое обновление человеческого естества. Не только в том единственном Рождестве, которое произошло две тысячи лет назад в Вифлееме, но и в том рождении Христа, которое вновь и вновь происходит в наших душах. Ибо душа человека - это «скотские ясли», которые Бог делает вместилищем Своего Божества и храмом Своим. Человек в грехопадении «уподобился скотам несмысленным», но Бог приходит к падшему человеку и делает душу его местом, где происходит таинственная встреча между Ним и нами.

С первой минуты общения в православном священнослужителе и богослове митрополите Иларионе привлекает внимание его пронзительный и очень глубокий взгляд. Поэтому нетрудно понять, что он человек непростого мышления, знающий что-то большее, истинное и сокровенное, и старающийся всячески донести свои знания и мысли до людей и этим сделать мир в их душе светлее и добрее.

Митрополит Иларион Алфеев (фото его представлены чуть ниже) – патролог и доктор философии Оксфордского университета и Богословского института в Париже. Он также является членом Синодальной комиссии Русской православной церкви, руководителем секретариата Московского Патриархата по межхристианским связям отдела внешних церковных сношений и автором музыкальных эпических ораторий и сюит для камерного исполнения. В этой статье мы проследим жизненный путь этого человека, познакомимся с его биографией, в которой много интересных фактов.

Митрополит Волоколамский Иларион: биография

В миру Алфеев Григорий Валериевич родился на свет 24 июня 1966 года. Ему была предназначена хорошая музыкальная карьера, так как он, окончив музыкальную школу Гнесиных, выучился затем и в Московской государственной консерватории. Потом он отслужил положенных два года в Советской армии, после чего сразу решил стать послушником Виленского Свято-Духова монастыря.

Семья

Будущий митрополит Иларион родился в столице России, в очень интеллигентной семье. Дата его рождения - 24 июля 1966 года. Его дед, Дашевский Григорий Маркович, был историком, который написал ряд книг об испанской Гражданской войне. К сожалению, он погиб в 1944 году на войне с фашистами. Отец митрополита, Дашевский Валерий Григорьевич, был доктором физико-математических наук и писал научные труды. Он автор монографий по органической химии. Но Валерий Григорьевич ушел из семьи и потом погиб от несчастного случая. Мать Григория была писательницей, которой и досталась та горькая доля - одной воспитывать сына. Его окрестили в 11 лет.

С 1973 по 1984 год Иларион обучался в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных по классу скрипки и композиции. В 15 лет он поступил в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва) чтецом. По окончании школы, в 1984-м, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В январе 1987 года оставил обучение и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

Священство

В 1990 году он становится настоятелем Благовещенского кафедрального собора в городе Каунасе (Литва). В 1989 году Иларион оканчивает Московскую духовную семинарию заочно, затем учится в Московской духовной академии, где получает степень кандидата богословия. Через время он становится преподавателем Свято-Тихоновского богословского института и университета св. апостола Иоанна Богослова.

В 1993 году он оканчивает аспирантуру Духовной академии, и его отправляют в Оксфордский университет, где в 1995 году он получает степень доктора философии. Потом шесть лет он работает в отделе внешних церковных связей. После становится священнослужителем при храме Св. Екатерины на Всполье в Москве.

В 1999 году православным Свято-Сергиевским институтом в Париже он был удостоен звания доктора богословия.

В 2002 году архимандрит Иларион становится епископом Керчинским. А в начале января 2002 года в Смоленском кафедральном соборе он принимает сан архимандрита и буквально через неделю хиротонисан во епископа в московском храме Христа Спасителя.

Работа за границей

В 2002 году его направляют служить в Сурожскую епархию, возглавляемую митрополитом Антонием (Блум, РПЦ Великобритании и Ирландии), но вскоре против него ополчился весь епископат во главе с епископом Василием (Осборном, которого в 2010 году лишат священного сана и монашества, потому что тот изъявит желание вступить в брак). Все это произошло потому, что Иларион несколько обличительно отзывался об этой епархии, и за это он получил критические замечания от архиерея Антония, в которых тот указывал, что они вряд ли сработаются вместе. Но Иларион - еще тот «крепкий орешек», он выступил с речью, где снимал с себя все обвинения и настаивал на правильности своего мнения.

В итоге его отозвали из этой епархии и назначили главным представителем РПЦ по работе с международными европейскими организациями. Митрополит всегда в своих выступлениях выступал за то, что толерантная для всех религий Европа не должна забывать свои христианские корни, так как это одна из важнейших духовных и нравственных составляющих, которая и определяет европейскую идентичность.

Музыка

С 2006 года он активно занимается музыкой и напишет немало музыкальных произведений: «Божественную литургию», «Всенощное бдение», «Страсти по Матфею», «Рождественскую ораторию» и т. д. Это его творчество было высоко оценено, и с благословения патриарха Алексия II произведения его исполнялись на многих концертах в Европе, Соединенных Штатах, Австралии и, конечно же, России. Публика стоя, овациями отмечала успешные эти выступления.

В 2011 году митрополит Иларион с Владимиром Спиваковым стали создателями и руководителями Рождественского фестиваля духовной музыки (Москва), проходящего в праздничные январские дни.

Служение по совести

В период с 2003 по 2009 год он уже епископ Венский и Австрийский. Затем его избирают епископом Волокаламским, постоянным членом Синода, викарием московского патриарха и настоятелем храма Божией Матери на Большой Ордынке в столице.

В это же время патриарх Кирилл за верное и усердное служение РПЦ возводит его в сан архиепископа. Через год он же возводит его в сан митрополита.

Митрополит Иларион: православие

Необходимо отметить то, что в разные годы он всегда представлял Русскую православную церковь. Иларион ревностно отстаивал ее интересы на различных межхристианских конференциях, международных форумах и комиссиях.

Проповеди Илариона

Проповеди митрополита Илариона Алфеева очень цельны и грамотно построены. Его очень интересно слушать и читать, ведь у него огромный опыт, который он передает нам в числе огромного количества богословских литературных трудов, которые необыкновенны в своем содержании. Они и продвигают нас к великим познаниям христианской веры ее последователей.

Книги по богословию

Одна из его книг - «Священная тайна Церкви. Введение». В ней читатель знакомится с мыслями некоторых отцов и учителей церкви о призывании имени Божия в практике молитвы Иисусовой и в Богослужении. Здесь речь идет об осмыслении церковного опыта и о правильном его выражении. За это автору в 2005 году была вручена Макариевская премия.

В своей книге «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание» митрополит Иларион представил перевод своей докторской диссертации, защищенной в Оксфордском университете, на богословском факультете. В ней он исследует отношение богослова XI века преподобного Симеона к православному служению, Священному Писанию, аскетической и мистической богословской литературе и т. д.

Не обошел митрополит Иларион своим вниманием и Исаака Сирина и посвятил ему книгу «Духовный мир Исаака Сирина». Этот великий сирийский святой как никто смог передать дух евангельской любви и сострадания, поэтому он молился не только за людей, но и за животных, и демонов. По его учению даже ад - это любовь Божья, которая воспринимается грешниками как страдание и боль, потому что не принимают ее и имеют ненависть к этой любви.

Среди его книг есть и произведение «Жизнь и учение святителя Григория Богослова». Здесь он описывает жизнь великого отца и святителя и его учения, отчеканившие догмат о Пресвятой Троице.

Награды и титулы

Его деятельность не осталась незамеченной, и поэтому в арсенале у этого священника есть огромное количество наград - всевозможных грамот, медалей и званий, среди которых - орден Святого Иннокентия Московского II ст. (2009 г., Америка, РПЦ), орден Святого мученика Исидора Юрьевского II ст. (2010 г., Эстония, РПЦ МП), орден Святого воеводы Стефана Великого II ст. (2010 г., Молдова, РПЦ), золотая медаль Болонского университета (2010 г., Италия), орден Сербских Соколов (2011 г.) и другие награды.

Фильмы митрополита Иллариона

Митрополит Волоколамский Иларион Алфеев стал автором и ведущим следующих фильмов: «Человек перед Богом» - цикл из 10 серий (2011 г.), вводящий в мир православия, «Путь Пастыря», посвященный 65-летию патриарха Кирилла (2011 г.), «Церковь в истории» - истории христианства, «Византия и Крещение Руси» - сериал (2012 г.), «Единство верных» - фильм, посвященный пятилетию со дня единства московского патриарха и РПЦ за границей (2012 г.), «Путешествие на Афон» (2012 г.), «Православие в Китае» (2013 г.), «Паломничество на Святую Землю» (2013 г.), «С Патриархом на Афоне» (2014 г.), «Православие на Афоне» (2014 г.), «Православие в сербских землях» (2014 г.).

Представляют настоящую базу для тех, кто хочет узнать, как вести себя в церкви, что такое иконы, как понимать святые труды, фильмы, автором которых стал митрополит Иларион Алфеев. Православие в них предстает как мир, наполняющий жизнь человека глубиной. Его глазами мы увидим святые паломнические места и то, как проповедуется христианство в других чуждых для православных людей местах.