История крымских ханов. Крымское ханство: географическое положение, правители, столицы

В середине ХV века, когда ослабленная междоусобицами Золотая Орда стала распадаться, Крымский юрт превратился в самостоятельное ханство. Образовал его после длительной борьбы с Золотой Ордой Хаджи-Гирей, первый крымский хан, основатель знаменитой династии Гиреев, которая правила Крымом более трехсот лет. В состав Крымского ханства, кроме Крымского полуострова, вошли Приднепровье и Приазовье.

При втором крымском хане Менгли-Гирее (1466-1515) основывается город Бахчисарай - столица Крымского ханства. Хан Адиль-Сахиб-Гирей в середине XVI века окончательно переносит ханскую резиденцию в Бахчисарай, где строится ханский дворец. Название города Бахчисарай переводится как "дворец в саду". Всего за всю историю Крымского ханства было 44 хана.

Освободившись от Золотой Орды, ханство уже в 1478 году попало в вассальную зависимость от османской Турции.

Воспользовавшись междоусобной борьбой за власть между сыновьями Хаджи-Гирея, турецкий султан в 1475 году вторгся в Крым. Турки захватили Кафу, Согдайю (Судак), все генуэзские поселения и укрепления юго-восточного и южного побережья.

Полуостров был опоясан цепью турецких крепостей: Инкерман (бывшая Каламита), Гезлев (Евпатория), Перекоп, Арабат, Ени-Кале. Кафа, переименованная в Кеффе, стала резиденцией наместника султана в Крыму.

С 1478 года Крымское ханство официально стало вассалом Османской Порты и сохранилось в этом качестве до Кучук-Кайнарджийского мира 1774 года. Турецкие султаны утверждали или назначали и смещали крымских ханов.

И все же ханство свою государственность не потеряло, а ханы, бывало, проводили и независимую от Порты политику, активно участвовали в событиях, происходивших в Восточной Европе.

После захвата турками Константинополя и генуэзских владений в Крыму полуостров потерял свое былое значение в торговле Западной Европы со странами Востока. Положение вассала Турции усугубляло хозяйственную и политическую отсталость Крымского ханства.

Выход из тяжелого экономического состояния крымские феодалы предпочитали искать в бешбаше - грабительских набегах на соседние страны для захвата добычи и полона. Работорговля в ханстве, начало которой положил еще Менгли-Гирей, превратилась в промысел, и Крым стал крупнейшим международным невольничьим рынком. Правда, начиная с пятнадцатого века серьезным препятствием для набегов не только на украинские, но и на московские и польские земли стала Запорожская Сечь.

Расцвет Крымского ханства приходится на конец ХVI - начало ХVII столетия. В это время в ханстве заметно развивается культура и искусство. Высокого уровня достигла архитектура. Сооружались прекрасные мечети, фонтаны, водопроводы, для чего привлекалось немало европейских, особенно итальянских, зодчих.

Главной крепостью при въезде на территорию полуострова была Перекопская, являвшаяся воротами Крыма. Функции защиты Крыма выполняли города - крепости Арабат, Керчь. Торговыми портами были Гезлев, Кафа. Военные гарнизоны (в основном турецкие, частично из местных греков) содержались также в Балаклаве, Судаке, Керчи, Кафе.

Государственной религией на территории Крыма было мусульманство, а у ногайских племен господствовал шаманизм. По шариату каждый мусульманин должен участвовать в войнах с неверными. Военная деятельность была обязательной как для крупных, так и для мелких феодалов.

Весь период XV - XVIII веков - это время почти не прекращавшихся пограничных конфликтов и войн. Россия, Украина , Польша, Литва и другие страны постоянно находились в состоянии большого напряжения сил, так как не только пограничным землям, но и глубинным территориям государств угрожала возможность татарского вторжения. Турецкое правительство часто посылало отряды янычар и артиллерию для усиления военной мощи татарской армии.

Опустошительные татаро-турецкие нападения возрастали из года в год. Так, например, если с 1450 по 1586 годы было осуществлено 84 татарских нападения на украинские земли, то с 1600 по 1647 года - свыше 70. Объектами турецко-татарских нападений становились, в первую очередь, города и местечки на территории Украины.

Летом 1571 года состоялся поход всех крымских сил во главе с ханом Давлет-Гиреем на Москву. Царь Иван Грозный с корпусом опричников едва ускользнул от плена. Хан расположился у стен Москвы, поджег слободы. За несколько часов грандиозный пожар уничтожил город. Потери среди жителей были огромны. На обратном пути татары разграбили 30 городов и уездов, в рабство было уведено более 60 тысяч русских пленников.

Сношения с Крымом были крайне тяжелы европейским странам, так как помимо методов военных - набегов, войн, правители Крыма часто прибегали к золотоордынской практике сбора дани с близлежащих территорий. (Только Русское государство в первой половине XVII века потратило на эти цели до 1 миллиона рублей. (На эти деньги можно было сооружать ежегодно по четыре города.)

После присоединения Крыма к России (1783 год) «татарами» стали называть все мусульманское население полуострова. Крымских татар к 80-м годам XVIII века насчитывалось около 500 тысяч человек.

Крымское ханство: история, территория, политическое устройство

Крымское ханство возникло в 1441 году. Этому событию предшествовала смута в Золотой Орде. По сути, на престол в Крыму тогда взошел сепаратист – Хаджи Гирей, дальний родственник Джанике-ханым, жены золотоордынского хана Едигея. Ханша не пожелала взять в свои руки бразды правления когда-то мощного государства и отправилась в Кырк-Ор, посодействовав в продвижении Хаджи Гирея. Вскоре этот город стал первой столицей Крымского ханства, которое занимало территории от Днепра до Дуная, Приазовье, почти весь современный Краснодарский край.

Дальнейшая история нового политического образования – это неустанная борьба с представителями других золотоордынских родов, которые старались покорить владения Гиреев. В результате долгого противостояния Крымское ханство сумело одержать окончательную победу, когда в 1502 г. не стало последнего ордынского правителя Шейх-Ахмеда. Во главе Крымского юрта тогда стоял Менгли-Гирей. Убрав своего политического врага, хан присвоил его регалии, титул и статус, однако все это не спасало от постоянных набегов степняков, которые то и дело внедрялись в Крым. Современные историки склоняются к тому, что Крымское ханство никогда не намеревалось захватить чужие территории. Вполне вероятно, что все действия, которые предпринимались крымскими ханами, были направлены на сохранение и утверждение их власти, на борьбу с влиятельным ордынским родом Намаганов.

Все это прослеживается даже в отдельных исторических эпизодах. Так, после смерти хана Ахмата Крымское ханство решило наладить взаимоотношения с его сыновьями и гостеприимно приютило их. Но наследники ордынского престола решили покинуть ханскую столицу, за что одного из них Менгли-Гирей взял в плен. Второй – Шейх-Ахмед – бежал. Третий сын – Сеид-Ахмед II, – который на тот момент стал ордынским ханом, организовал поход на Крым. Освободив Муртаза, Сеид-Ахмед II взял Эски-Кырым, а потом отправился к Кефе.

В Кафе тогда уже стояла турецкая тяжелая артиллерия, которая заставила ордынцев бежать без оглядки. Вот так дружеский жест крымского хана послужил предлогом к очередному разорению полуострова, а турки показали, что смогут отстоять территории, которые находятся под их влиянием. Тогда Менгли-Гирей догнал обидчиков и отобрал награбленное в ханстве имущество и пленников.

Взаимоотношения ханства с Османской империей занимают особое место в истории Крыма. Во второй половине XV века турецкие войска оккупировали генуэзские владения полуострова и территорию княжества Феодоро. Крымское ханство также оказалось в турецкой зависимости, но с 1478 года хан стал вассалом падишаха и продолжал управлять внутренними областями полуострова. Вначале султан не вмешивался в вопросы престолонаследования в Крымском ханстве, но через столетие все изменилось: крымские правители назначались прямо в Стамбуле.

Интересно, что в юрте действовал специфический для того времени политический режим. Что-то наподобие демократии. На полуострове существовали выборы хана, во время которых принимались во внимания голоса местной знати. Впрочем, было одно ограничение – будущий правитель ханства мог принадлежать только к роду Гиреев. Вторым политическим лицом после хана был калга. Калгой, чаще всего, назначался родной брат правителя ханства. Представительная власть в ханстве принадлежала Большому и Малому диванам. В первый входили мурзы и уважаемые люди местности, во второй – чиновники, приближенные к хану. Законодательная власть находилась в руках муфтия, который следил за тем, чтобы все законы ханства соответствовали Шариату. Роль современных министров в Крымском ханстве исполняли визири, их назначал хан.

Мало кто знает, что Крымское ханство способствовало освобождению Руси от золотоордынского ига. Произошло это еще при отце Шейх-Ахмеда. Тогда ордынский хан Ахмат отвел свои войска, не вступив в бой с русичами, потому что не дождался польско-литовского подкрепления, которое сдержали крымско-татарские воины. Вопреки распространенному мнению, отношения между ханским Крымом и Москвой долгое время носили дружественный характер. При Иване III у них был общий враг – Сарай. Крымский хан помог Москве избавиться от ордынского ига, а потом стал называть царя «своим братом», тем самым признавая его ровней, вместо того, чтобы обложить царство данью.

Сближение с Москвой пошатнуло дружественные отношения Крымского ханства с Литовско-польским княжеством. Казимир нашел общий язык с ордынскими ханами, надолго рассорившись с Крымом. Со временем Москва начала отдаляться от Крымского ханства: борьба за земли Прикаспия и Поволжья привела к тому, что царь искал поддержку среди тех самых Намаганов, с которыми Гиреи долгое время не могли поделить власть. При Иване IV Грозном Девлет I Гирей хотел восстановить независимость Казани и Каспия, турки вызвались помогать хану, но он не позволил вмешиваться в сферу влияния Крымского ханства. В конце весны 1571 г. татары сожгли Москву, после чего московские государи до конца XVII в. вынуждены были платить крымскому хану регулярные «поминки».

После образования Украинской гетманской державы Крымское ханство сотрудничало с правителями казацкого государства. Известно, что хан Ислам III Герай помогал Богдану Хмельницкому во время освободительной войны с Польшей, а после битвы под Полтавой крымские войска отправились на Киев вместе с людьми Пилипа Орлика – преемника Мазепы. В 1711 г. Петр I проиграл бой с турецко-татарскими войсками, после чего Российская империя вынуждена была забыть о Причерноморье на несколько десятков лет.

Между 1736 и 1738 гг. Крымское ханство поглотила российско-турецкая война. В результате боевых действий погибло много людей, часть из которых подкосила эпидемия холеры. Крымское ханство стремилось к мести, поэтому способствовало возгоранию новой войны между Россией и Турцией, которая началась в 1768 г. и длилась до 1774 г. Однако, русские войска снова одержали победу и заставили крымчан покориться, избрав в ханы Сахиба II Герая. Вскоре на полуострове начались восстания, местное население не захотело смириться с новыми властями. Последним ханом на полуострове был Шахин Гирей, но после того, как он отрекся от престола, в 1783 г. Екатерина II окончательно присоединила земли Крымского ханства к Российской империи.

Развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли в Крымском ханстве

Крымские татары, как и их предки, очень ценили животноводство, которое было способом заработка и добычи пищи. Среди домашних животных лошади у них стояли на первом месте. Одни источники утверждают, что татары сохранили две разные породы, издавна проживающие в Северном Причерноморье, не допустив их смешивания. Другие говорят о том, что именно в Крымском ханстве образовался новый вид лошадей, который отличался небывалой на те времена выносливостью. Кони, как правило, паслись в степи, но за ними всегда присматривал табунщик, он же ветеринар и селекционер. Профессиональный подход прослеживался и в разведении овец, которые были источником получения молочных продуктов и редких крымских смушек. Кроме лошадей и овец, крымские татары выращивали крупный рогатый скот, коз и верблюдов.

Оседлого земледелия крымские татары не знали даже в первой половине XVI в. Долгое время жители Крымского ханства пахали земли в степи, чтобы уйти оттуда весной и вернуться только осенью, когда надо будет собирать урожай. В процессе перехода к оседлому образу жизни появился класс крымско-татарских феодалов. Со временем территории стали раздавать за военные заслуги. В то же время собственником всех земель Крымского ханства был хан.

Ремесла Крымского ханства изначально носили бытовой характер, но ближе к началу XVIII века города полуострова начинают приобретать статус больших ремесленных центров. Среди таких населенных пунктов были Бахчисарай, Карасубазар, Гезлев. В последнем веке существования ханства там начали появляться ремесленные цеха. Специалисты, работающие в них, объединились в 32 корпорации, которые возглавлял уста-баши с помощниками. Последние следили за производством и регулировали цены.

Крымские ремесленники того времени делали обувь и одежду, ювелирные изделия, медную посуду, войлок, килимы (ковры) и много чего другого. Среди мастеров были и такие, которые умели обрабатывать дерево. Благодаря их работе, в Крымском ханстве появлялись суда, прекрасные дома, инкрустированные сундуки, которые можно назвать произведениями искусств, детские люльки, столы и другие предметы домашнего обихода. Кроме всего прочего, крымские татары знали толк в камнетесном деле. Об этом свидетельствуют частично сохранившиеся до наших дней усыпальницы дюрбе и мечети.

Основой экономики Крымского ханства была торговая деятельность. Это мусульманское государство трудно представить без Кафы. Кафинский порт принимал купцов чуть ли не со всего мира. Там регулярно бывали выходцы из Азии, Персии, Константинополя и других городов и держав. Торговцы прибывали в Кефе, чтобы приобрести рабов, хлеб, рыбу, икру, шерсть, изделия ремесленников и многое другое. В Крым их манили, прежде всего, дешевые товары. Известно, что оптовые рынки находились в Эски-Кырыме и в городе Карасубазар. Внутренняя торговля ханства также процветала. В одном только Бахчисарае существовали хлебный, овощной и соляной рынок. В столице Крымского ханства были целые кварталы, отведенные под торговые лавки.

Быт, культура и религия Крымского ханства

Крымское ханство – это государство с хорошо развитой культурой, представленной, в основном, образцами архитектуры и традициями. Самым большим городом Крымского ханства была Кафа. Там проживало около 80 000 человек. Бахчисарай был столицей и вторым по численности населенным пунктом ханства, где обитало всего 6 000 человек. Столица отличалась от остальных городов наличием ханского дворца, однако, все крымско-татарские поселение строились с душой. Архитектура Крымского ханства – это удивительные мечети, фонтаны, усыпальницы… Дома обычных горожан, как правило, были двухэтажными, возводились из дерева, глины и бута.

Крымские татары носили одежду из шерсти, кожи, домотканых и приобретенных заморских материалов. Девушки заплетали косы, голову украшали бархатной шапочкой с богатой вышивкой и монетками, поверх нее одевали мараму (белый шарф). Не менее распространенным головным убором был платок, который мог быть шерстяным, тонким или цветным узорчатым. Из одежды крымские татарки имели длинные платья, рубахи ниже колен, шаровары и теплые кафтаны. Женщины Крымского ханства очень любили украшения, особенно кольца и браслеты. На голове мужчин красовались черные барашковые шапки, фески или тюбетейки. Свои рубахи они заправляли в шаровары, носили безрукавки, похожие на жилет, куртки и кафтаны.

Основной религией Крымского ханства являлся ислам. Важные государственные должности в Крыму принадлежали суннитам. Однако на полуострове вполне спокойно проживали шииты и даже христиане. Среди населения ханства были люди, которые привозились на полуостров в качестве рабов-христиан, а потом принимали ислам. После истечения определенного срока – 5-6 лет – они становились вольными гражданами, после чего могли уйти на родные территории. Но не все покидали прекрасный полуостров: нередко бывшие невольники так и оставались жить в Крыму. Мусульманами также становились мальчики, похищенные в русских землях. Таких юнцов воспитывали в специальной военной школе и уже через несколько лет они пополняли ряды ханской гвардии. Мусульмане молились в мечетях, возле которых располагались кладбища и мавзолеи.

Итак, Крымское ханство образовалось в результате раскола Золотой Орды. Это произошло около 40-го года XV века, возможно, в 1441 году. Его первым ханом был Хаджи Гирей, он стал основателем правящей династии. Конец существования Крымского ханства связан с присоединением Крыма к Российской империи в 1783 году.

В состав ханства входили земли, ранее принадлежавшие монголо-татарам, в том числе княжество Кырк-Ор, покоренное во второй половине XIV века. Кырк-Ор был первой столицей Гиреев, позже ханы обитали в Бахчисарае. Взаимоотношения Крымского ханства с генуэзскими территориями полуострова (затем турецкими) можно охарактеризовать, как дружественные.

С Москвой хан то союзничал, то воевал. Российско-крымское противостояние обострилось после пришествия османов. С 1475 года крымский хан стал вассалом турецкого султана. С тех пор в Стамбуле решали, кто будет сидеть на крымском престоле. Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского договора 1774 года все турецкие владения в Крыму, кроме Керчи и Ени-Кале, стали частью Крымского ханства. Основная религия политического образования – ислам.

В 1475 г.. Начался новый период в истории ханства. В этом году турки-османы, напав на Крымский полуостров, подчинили себе крымско-татарское государство. Правители Крыму стали подвластными Стамбул.

Придя в Крым, османы завладели его юго-восточной береговой и перед горной частью - от Инкермана до Кафы, составлявшей едва 1/10 территории полуострова, даже учитывая заняты турецкими гарнизонами крепости Перекоп, Гезлев, Арабат и Еникале. Получив, таким образом, в свое владение важнейшие прибрежные стратегические пункты, султан не мог силой небольших янычарских гарнизонов контролировать всю военно-политическую ситуацию в ханстве.

Менгли-Гирей подчинился султану добровольно, на условиях, которые, очевидно, были обусловлены с Мухаммедом II. Вряд ли правы некоторые авторы, которые считали, что здесь был заключен формальный договор о вассалитет Крыму. Скорее вассальные отношения устанавливались более или менее спонтанно в зависимости от конкретного положения обоих государств на данный момент. Так, при первых Гиреев - вассал Турции - они проявлялись в постоянном безнаказанного нарушения турками чингизидськои тере - права наследования престола.

В своей крымской форме этот ордынский кодекс предусматривал избрание нового хана строго по старшинству. Итак, чаще таким кандидатом становился не сын ли, брат бывшего хана. Турки же, что придерживались шариата в его чистом виде, нередко выдвигали на этот пост какого-либо из ханских сыновей. Они постоянно держали у себя в Стамбуле одного или нескольких из них под предлогом получения образования и вообще воспитания при дворе наместника Аллаха. На деле же они разжигали в юных принцах жажда власти, соблазняя их вполне реальной возможностью рано или поздно отведать "халву властвования".

Нельзя сказать, чтобы крымчане воспринимали внедрения законов шариата безропотно. И если турки, понимая опасность национального единения татар в заморской провинции, всячески ему препятствовали, выбрав орудием шариат, то татары с меньшей упорством делали этом сопротивление. И даже если на бахчисарайском троне оказывался послушный хан Порте, безропотно обещал ей любую поддержку, то взамен он просил, как правило, разрешения сохранить освященный временем и традицией закон тере, в частности порядок выбора хана, калги и Нуреддин.

Там же, где тере не противоречило шариату, ханы, конечно, оставались правоверными мусульманами. Более того, оценивая что религию как опору своей власти, обоснование ее законности и необходимости, они уделяли немало внимания тому, что сейчас называют "религиозной пропагандой". Казалось бы, мелочи, но каждый новый хан, прибывая от султана с атрибутами власти, ступал на крымскую землю в и-том же месте в гелевых.

Что касается первого крымского калги, затем хана Мухаммед-Гирея, то он, как бы в насмешку над стремлением Менгли укрепить таким образом престол Гиреев, был в 1523 убит вместе с очередным калгою. Причем сделали это двойное убийство сами крымские аристократы, создали с этой целью оплот с беев-оппозиционеров. Не исключено, конечно, что они были связаны со Стамбулом, откуда сразу был прислан другой, воспитывался к тому при султанском дворе, новый хан Сеадет-Гирей. То, что он был сыном погибшего в Крыму Мухаммеда, никакой роли, конечно, не играло: его постфактум "выбрали" на трон те же беи, что убили отца. О чувствах Сеадет-Гирея к своему дивану можно только догадываться.

Как видим, "избрание" хана беями стало отныне простой формальностью. Но и она была отменена чуть позже, в 1584 г.., При утверждении на троне Ислам-Гирея, кстати, первого, при ком на торжественных службах в мечетях имя султана стало добавляться к имени обладателя Крыма. Отныне султану было достаточно прислать из-за моря одном из беев ханские аксессуары (почетный соболиную шубу, саблю и шапку), а также хаттишериф (указ), как правящий хан безропотно уступал место избраннику Порты и готовился в дальний путь. В основном всего на о. Родос - обычное место ссылки опальных вассалов султана.

Чем же руководствовались турки, устраивая подобную бесконечную чехарду? Прежде всего тем, чтобы у власти не оказался хан, который бы пользовался единодушной поддержкой татар и популярностью среди крымчан. Так, Мюрад-Гирей (1678-1683 гг.), Который был весьма авторитетный как среди дворян, так и среди простого народа благодаря своей удачной независимой политике, а также из-за приверженности к древним традициям (он поддерживал чингизськи обычаи, причем открыто), был снят Стамбулом именно за это. Однако, когда выяснилось, что место правителя не решается добровольно занять ни один бей, турки решили назначить преемника силой. Выбрали они Хаджи-Гирея И, руководствуясь единственно важным для них аргументом в пользу последнего - крайней неприязнью к нему крымчан, которые, между прочим, и сбросили его через полгода.

Это далеко не единственный пример нарушения населением Крыма установленного Стамбулом порядке. Таких случаев было много, хотя действующие лица менялись (ими могли быть и аристократы, и массы простого народа), как менялся и сценарий переворотов.

Религиозная жизнь населения полуострова также оказалось под протекторатом Стамбула. Все высшие духовные лица назначались с участием представителей султана, имя которого было священным и ежедневно вихвалялося в крымских мечетях. Влиятельной силой в ханстве стали высшие духовные лица. Главным среди них был муфтий. Он считался вторым персоной после наместника султана и входил в состав Государственного совета - дивана;

Это был сан духовенства, верховный толкователь законов шариата. В его руках было назначение и замещения судей (кади), что давало ему прерогативу неограниченного влияния на все общественное экономическую жизнь населения. И если в Крым направлялись ценные подарки от зарубежных правителей, то муфтий получал их наравне с ханом. Самостоятельно мог он вести и переписку с заграницей.

Муфтию, его ближайшим помощникам (Сеит) и менее значительным духовным лицам принадлежали за их состоянием территории в разных частях полуострова, входивших в духовной домен (ходжалик). Число сел ходжалика достигало двадцати. Другой формой духовного недвижимого имущества были Вакуфные земли. Прибыль с каждой такой участки полностью шел на содержание какой-то определенной мечети, медресе, мектебе, приюта для одиноких стариков, иногда даже вполне светской сооружения - дороги, моста, фонтана.

Муфтий осуществлял верховный надзор за использованием вакуфных средств строго по назначению и следил за тем, чтобы пожертвования ханов, мурз, купцов шли на расширение вакуфов - этой экономической основы всех культурно-религиозных учреждений, а также части общественных институтов государства. Благодаря деятельности муфтиев размер земель вакуфов (в него входили не только земледельческие производственные единицы) достиг 90 тыс. Десятин.

Под благотворным влиянием идей и норм ислама сформировалась национальная культура крымско-татарского народа, его бытовые и семейные традиции, язык, образ жизни, система воспитания детей, литература, книжное дело, музыка, резьба по камню и дереву, орнаментальное искусство, архитектура. На территории Крыма остались следы мусульманской цивилизации.

Ценными памятниками архитектуры периода Крымского ханства богатый Старый Крым с мечетями Узбека и Бейбарса, Куршун-Джами и Тахталы-Джами, медресе, караван-сараем и фонтанами. Чрезвычайно богат достопримечательностями мусульманской культуры Бахчисарай - административный центр ханства с его дворцом, мечетями, фонтанами, ценной библиотекой. Центрами мусульманской культуры средневекового Крыма были также Карасу-базар, Кафа, Евпатория с уникальной мечетью Джума-Джами.

Выдающимся деятелем мусульманской культуры был хан Ходжа-Девлет Гирей. Он активно поддерживал ислам, при нем было построено множество мечетей с минаретами, медресе. Известным культурным деятелем был Реммаль-ходжа, живший позже. Он был литератором, ученым, медиком. Летописцем и историком был Сеид-Мухаммед-Риза, написавший книги "Розовый цветник ханов" и "Семь планет относительно сведений по истории татар".

В те далекие времена зародилась и столетиями существовала местная традиция посещения особо почитаемых мест. Хотя ислам и осуждает такие формы почитания, все же на протяжении столетий в Крыму существовала традиция посещения мусульманских святынь. Их было много, но особо почитаемыми были "Азиз Инкерманский" в рамках нынешнего Севастополя, "Азиз Сагликсу" вблизи Бахчисарая и Чуфут-Кале, почитались также "тюрбе Мелек-Хайдер" и Тазы-Мансур ". Местная традиция чтит первых мусульман-сахабов, сподвижников пророка Мухаммеда. Неподалеку от Симферополя находился "Кырк-Азиз", где в большой пещере и почиталось захоронения сорока шахидов-мучеников, отдавших свою жизнь за ислам. Паломничество осуществлялось также к другому азнзу близ Симферополя "Салгир-баба", а также к Азизу у лимана Мойнаки в Евпатории. У Азиза конечно селились, встречной паломников и отправляли обряды шейхи и дервиши. Почитание местных святынь сохранялось очень долго, практически до середины XX в..

Крым как форпост мусульманской цивилизации на землях будущей независимой Украины сыграл значительную роль и в распространении ислама на южно землях, и в сложных взаимоотношениях.мусульман Крыму с их северными соседями. С ним связаны немало ярких страниц истории ислама на землях нынешней Украины.

Мусульмане систематически начали появляться на южно землях более 500 лет назад, способствуя распространению ислама. С вхождением земель Киевской Руси в состав Великого княжества Литовского (XIV в.), А затем Речи Посполитой восточный капама распространения ислама в Украине практически тратил свое значение. Преобладающим стал южное направление. Однако дальнейшее ознакомление украинском с основными идеями ислама, из (мусульманским образом жизни происходило в обстановке острых вооруженных конфликтов с их южными соседями. Долгое время возможность влияния ислама на коренное население целиком зависела от политических отношений и результатов военных действий между ханским Крымом, гетманской Украиной и Турцией.

Отношения Украины с южными соседями, исповедующих ислам, имеют давнюю историю с ее светлыми и темными страницами. Они доносят до нас отголоски почти трехсотлетней трагедии - военных экспедиций крымских и ногайских татар на земли Украины и историю противодействия украинской стороны. Украина граничила со степью, и отношения украинском с народами, населявшими степи, были связаны не только с противостоянием. По Д.Яворницким, сначала между соседями были мирные отношения. Однако в 1447 Густинский летопись сообщил о начале набегов на Украину. их целью было получение живого ясыря - людей-пленников. Наезды осуществлялись почти ежегодно. Пленников забирали в Крым, а оттуда через невольничьи рынки, крупнейшими среди которых были Кафа и Гезлев, отправляли во все концы Османской империи.

Однако набеги не оставались безнаказанными. Украинское казачество, то организовалось для их отражения, проводило активные кампании в ответ, чтобы освободить пленников. Казаки на малых судах - чайках выходили в Черное море и атаковали центры невольничьей торговли в Крыму, достигая и самой Анатолии.

Но для нас особенно важно, что эти войны не были чисто религиозными, то есть не велись ради наворачивания противника в свою веру. Именно на это обратил внимание Д. Яворницкий. Причины походов крымчан к северу были другими. Прежде всего, не было проявление борьбы между земледельческой и кочевой цивилизациями. Наиболее вероятной причиной набегов была ограниченность территории Крыма для кочевой жизни. Ведь примитивное животноводство не могло прокормить население Крымского ханства, росло. Выход видели в получении материальных ресурсов с севера. Идея джихада в первые десятилетия крымского ханства не распространился.

Положение меняется с началом турецкого периода Крымского ханства. Объединение высшей светской и религиозной власти в одних руках добавляет выраженного религиозную окраску военно-политическим действиям ханства. Крымские власти усваивает идею распределения географических территорий на "дар уль-Ислам (состояние, мир ислама) и" дар уль-харб "(состояние неверных)". Оправдание экспансии на земли северного соседа начали искать не в сфере экономических интересов, а в религиозных соображениях. Однако в "неверных" видели тогда не тех, кого надо обратить в ислам. Это понятие было своеобразным признаком, отличием, символом чужого, не сп кого, то, что можно обратить в раба.

Крымчане не ставили перед собой иной цели, кроме военно-экономической. Они не стремились закрепиться где-нибудь севернее мест своего проживания, учредить для Украинской религиозно-просветительские центры. Ислам возгордился внутренним делом южных соседей Украины, отнюдь не стремились к его внедрению в ней. Способы мирного наворачивания-к исламу в этом регионе в те времена не применялись.

Однако не надо представлять себе, что два народа только и делали, что враждовали. В мирные времена налаживалась торговля, совместное использование природных угодий татар принимали казаками в Запорожскую Сечь, а некоторые казаки годами жили и Крыму. Сюда свободно приходили на заработки строители, специалисты солеварного и других промыслов; легко устанавливались родственные связи, взаимодействовали культуры.

Крупные политические деятели Украины периода Гетманщины в поисках выхода из сложных политических ситуаций порой обращали свои взоры на юг к соседям - мусульман. В феврале 1648 в Бахчисарае был заключен известный союз между украинским гетманом Богданом - Зиновием Хмельницким и Крымским ханом Ислам-Гиреем ИИИ. А в 1654 Хмельницкий уже серьезно размышлял об установлении государственного протектората Турции над Украиной, пригласив турецких послов на казацкую раду в Чигирин. Откровенным сторонником турецкой ориентации был гетман Петр Дорошенко (1627-1698). В связи с его попыткой сделать Турцию защитницей Украины в народе существовало поверье, что Петр Дорошенко тайно принял ислам. В 1669 г.. Он подписал соглашение с Турцией о ее фактическом протекторат над Правобережной Украины. Договор с Крымским ханством подписал также один из казацких вожаков - Петрик-Иваненко, признанный Крымом гетманом. И хотя эти союзы оказались неустойчивыми, не выдержав испытание временем, они свидетельствовали о доброжелательном, заинтересованное отношение части украинских политических деятелей к соседям-мусульманам.

Известно также, что другой казацкий лидер - М. Дорошенко, оказав помощь хану в защите Бахчисарая, имел высокий авторитет в Крыму. После кровавой трагедии в Батурине в 1709 запорожское войско поддерживало союзнические отношения с Крымом до 1733 А после запрета и разрушения Запорожской Сечи в 1775 г.. Россией крымский хан приютил у себя часть запорожцев.

Особое внимание в связи с этим заслуживает вопрос о украинском-мусульман. Одним из первых о украинском, принявших ислам, писал Д. Яворницкий. Турецкие источники свидетельствуют о массовом осадки Украинской из числа пленных в Турции. Они, приняв ислам, становились домоправителя, кузнецами, конюхов, садовниками и т. Д. Часть невольников оставалась и в Крыму. Впоследствии они становились свободными людьми (только без возможности выезда), заводили хозяйство. В летописи С. Величко упоминалось о нескольких тысячах уволенных казаками бывших невольников, которые не захотели вернуться в Украину, приняв ислам. Женщина, родив ребенка, также считалась свободной, если меняла веру. Вплоть до начала XX в. в Крыму вспоминали о четырех поселения Ак-Чора ("белый раб"), в которых жили потомки Украинских невольников. Естественно, они теряли язык, принимали ислам, культурно ассимилировались. Употреблялись в мусульманскую среду и те, что поселялись с целью заработка - АРГАТ.

Отличительной и история старинного казацкого рода Кочубеев (Кучук-бей - по происхождению), которые десятилетиями тайно хранили молитвенную комнату для совершения намаза в своем имении па Полтавщине, а родовую церковь в Диканьке построили в традициях мавританской архитектуры.

Примерно в XV в. возникают очаги мусульманской цивилизации на южных землях Украины, просуществовали до их завоевания русскими войсками, а также на Подолье. Мусульманские общины в разное время находились в Хаджибее (Одесса), азан (Азов), Аккермане (Белгород-Днестровский) и Ачи-Калси (Очаков), а также в Каменце-Подольском, где сохранились минарет и минбар, привезенный из Турции. Остатки турецкой мечети обнаружены в Меджибоже. Сферой мусульманского влияния оставалось и множество поселений в районах Южной Бессарабии, входящий ныне в состав Украины.

Однако существование этих «островков» мусульманской культуры было непродолжительным. Они находились в изоляции от местного населения, существовали в чужом для себя социально-этнической среде. Мусульманские общины держались обособленно, ни искали себе союзников среди коренных жителей. В этих случаях речь идет о проживании мусульман в Украине, а не о мусульманизации местного населения.

Вследствие драматических контактов с мусульманскими соседями Украины периода Гетманщины НЕ познакомилась подробно с духовными ценностями ислама из-за отсутствия высшего света и взаимной религиозную терпимость. Развитие экономики и социально-государственного устройства Украины шли другими путями, чем в Крыму и Турции. Она принадлежала к другому, западного типа цивилизации.

Вскоре после изложенных событий, в XVIII в. - Под натиском Российской империи был полностью ликвидирован украинскую государственность. Чуть позже дошла очередь и до Крымского государства. Для мусульман Крыма наступила длительная, почти двухсотлетняя эпоха тяжелых испытаний.

С включением гетманской Украины и ханского Крыма в состав Российской империи мусульмане. Крыму и Северного Причерноморья были поставлены на грань этнического вымирания. Перед ними встала угроза вытеснения, вынужденной эмиграции или принудительной ассимиляции и христианизации. Потерпев поражение в борьбе с Российской империей, Турция по Кучук-Кайнарджийский договор от 10 июня 1774 вынуждена была признать независимость (от себя) Крымского ханства. Россия же признана только духовную власть султана над крымскими татарами только как халифа всех мусульман. Однако и этот религиозный связь была прервана 8 апреля 1783, когда с фиктивной независимостью Крыма было покончено и он был открыт присоединен к России. Крымская государство был ликвидирован. С этого момента началось систематическое угнетение мусульман с целью ослабления и вытеснения ислама из земель Крыма. С падением ханства была уничтожена самобытная государственная структура с ее теократическим способом организации. Мусульманские общины в результате специальных акций против них падали и исчезали. Мусульмане Крыма начали вынужденно покидать свою историческую родину и переселяться в Турцию и другие страны. Всего в 1783-1917 гг. Из Крыма эмигрировало в 4 млн мусульман.

Проф. В.Е. Возгрин, занимавшийся изучением религиозного угнетения мусульман Крыма, пишет, что с начала XIX в. из Крыма были выселены вглубь России много людей, которых отбирали для выселения по мере их авторитетности среди верующих. Высланным навсегда было запрещено возвращаться. Вдоль границ Крыма были расставлены специальные сторожевые посты. По всем хаджи в Крыму был установлен контроль. Паспорт на выезд в хадж с начала XIX в. издавался только с разрешения новороссийского генерал-губернатора или губернатора Таврического, что слишком затрудняло выезд с целью паломничества.

По данным В.Е. Возгрина, с 1836 г.. Занять духовную должность мог лишь тот мулла, который отмечался "надежностью, верностью и хорошим поведением". Права занять духовную должность лишали всех, кто хотя бы раз побывал в Турции. Во абсолютный запрет подпадали те образованные муллы, которые получили высшее мусульманское духовное образование. Так же закрывало путь к работе по духовному образованию наугад в "новометодных", европейски ориентированных медресе - Галеевському, галлий, Хусаинивському. Муфтия выбирали все верующие, но только из трех кандидатов, утвержденных губернатором.

XIX в. стало действие мусульман Крыма возрасте новых страданий и ограничений. Так, в 1876 министр внутренних дел окончательно и без исключений запретил выдавать паспорта для совершения хаджа. В 1890 г.. Мусульманским общинам был нанесен страшный удар - полное отчуждение вакуфных земель, которые были единственным источником средств на организацию религиозной жизни и мусульманское образование. Татар вытесняли с плодородных земель русские переселенцы. Очередной Антимусульманская акцией стал новый закон о воинской повинности, опубликованный 1 января 1874 Татарское население вовсе не отказывалось от военной службы как таковой, речь шла лишь о том, что в общевойсковых частях солдаты-мусульмане будут вынуждены регулярно есть запрещенную исламом свинину, не смогут соблюдать поста - язвы и осуществлять обязательную пятикратную молитву (намаз). Указ о воинской повинности подтолкнул многих мусульман в эмиграции.

Болезненно была воспринята коренным населением Крыма и известие о создании протимусульманськои Лиги (в 1901 г..), Не имела непосредственной цели борьбы с исламом, но известие о которой заставила многих решиться на отъезд.

Как пишет В.Е. Возгрин, до начала господства Российской империи в каждом селе, где стояла мечеть, были и приходские школы - мектебы, их было не менее 1550. В каждой школе обучалось 500-700 учеников. Вследствие всякого угнетения на 1890 осталось лишь 275 мектебе, притом, что новых школ (светских) не было открыто совсем. Деньги, собранные на устройство современной мусульманской гимназии, под разными предлогами были удалены. К началу XX в. действующими оставались лишь 23 медресе - мусульманские школы среднего типа. И те из них, где вводились современные светские предметы, закрывались. Муллы как наиболее образованная часть крымскотатарского общества находились преимущественно в городах, в горах же и в стену их было очень мало, что негативно сказывалось на уровне образованности народа.

Царской администрацией проводилась последовательная линия на культурную изоляцию коренного населения. Подавлялась пресса (например. "Крым-Седасы" в Карасу-Базаре), не пропускали мусульманскую прессу через границу. Все это было практическим осуществлением линии правителей империи па то, что ислам в ней был только терпимым, но не желанной религией. В XX в. правительство издало Указ на установление открытой цензуры по содержанию проповедей в мечетях Бахчисарая. И хотя в Российской империи 12 декабря 1904 г. был принят Указ о расширении религиозных прав, об отмене административного подавления, об укреплении веротерпимости, он никогда так и не был воплощен в жизнь, оставаясь лишь прикрытием старой вредной практики угнетения "иноверцев" и "инородцев ".

В Российской империи проводилась последовательная политика уничтожения основ мусульманской цивилизации Крыма. Были разрушены или превращены в казармы более 900 мечетей. Вскоре после событий 1783 в Карасу-Базаре обманом были собраны и физически уничтожены многие (по народным преданиям - тысячи) местных мусульманских ученых (в том числе ишанов, улемов, мулл). В 1833 г.. Произошло трагическое для культуры мусульманского народа событие - организованное по инициативе власти массовое сожжение старинных крымскотатарских книг (второе было в 1929 г.). Уже не щадили даже мусульманских кладбищ, забирая оттуда надгробные плиты и камни. Однако несмотря на систематическое угнетение, мусульманская культура Крыма продолжала жить и обновляться. В XIX-XX вв. ее выдающимися представителями были Асан Нури, Абдурефи Боданинский, Исмаил бей Гаспринский и др. Усилиями Исмаила бея Гаспринского в религиозно-культурной жизни мусульман Крыма начались долгожданные для всех образованных мусульман новации. Они развивались в рамках реформистской течения в мусульманском богословии, которое называлось "новометодных" (джадидизм). Отражая настроения, в паши дни на Западе называют "европейским исламом", Исмаил бей Гаспринский в 188? г.. издает книгу "Русское мусульманство", а с 1883 г.. - еженедельник "Терджиман" (переводчик), в которых отстаивал идеи соединения духовных ценностей ислама с европейским образом жизни. Ему же принадлежит утопия о создании раза в Европе высоко развитой мусульманской страны, которая была бы образцом сочетания преимуществ ислама с европейским гуманизмом. Деятельность этого просветителя способствовала сохранению национального достоинства крымскотатарского народа, ослабляла исторически обусловлено недоверие между этим народом и Украинской.

Типография в Бахчисарае время от времени выпускала мусульманскую литературу, в том числе и арабский текст Корана.

Политика имперской власти в отношении мусульман в материковой части Украины после эйфории, вызванной победами над Турцией, изменилась к концу XIX в. более терпимым отношением к "своим" мусульман, граждан Российской империи. После.циннисним материальных следов мусульманской цивилизации на южных землях Украины (например, камни с развалин Хаджибей были заключены в фундамент Одесского порта) власть будто успокоилась. Вследствие экономической миграции в середине XIX в. начинается массовое расселение в Украине представителей народов, которые традиционно исповедовали ислам. Да. на украинских землях поселяются выходцы из волжских (казанских и нижегородских) татар. Количество переселенцев измеряется десятками тысяч. В промышленном поясе Украины - на востоке и и юге формируется своеобразная диаспора тюркоязычных народов Украины. После печально известных побед российского воинства на Кавказе появляются на украинских землях репатрианты с Кавказа. Самым известным среди них, безусловно, является имам Шамиль. С декабря 1869 он жил в Киеве, остановившись в доме госпожи масонов на Дворцовой площади на Печерске. Прожив здесь до весны, Шамиль 12 мая 1870 отплыл на пароходе из Одессы в Стамбул с целью совершения хаджа. Имам с глубокой симпатией относился к украинскому народу, увлекался гражданским мужеством Тараса Шевченко.

Царское правительство позволял мусульманам иметь в Украине мечети, но в ограниченном количестве. Поэтому, кроме мечетей, мусульмане на землях "Юго-Западной России" молились в основном в молитвенных Будник. Так в Донецкой области в начале XX в. функционировало две мечети - в г.. Луганске и поселке Макеевка, в мелких поселениях действовало еще несколько молитвенных возбудителей. В Киеве татары жили на Подоле, Лукьяновке, Святейший. На Лукьяновке в 40-х годах XIX в. образовалось целое поселение татар, занимались здесь мыловарением. В 60-х годах XIX в. одна из улиц этого поселения получила название Татарского. На нынешней улице Мирной существовал молитвенный дом. В 15) 10 г. Был заложен фундамент мечети, которую так и не был построен. В Киеве существовали 2 мусульманских кладбища. Мусульманские общины действовали также во многих городах Украины: Екатеринославе, Николаеве, Запорожье, Харькове. Херсоне, Юзовке и др.: за пределами Российской империи - во Львове, а также в местах проживания татар на бывших украинских землях - Холмщине и Подляшье. Эти земли были под духовным покровительством имама-хатиба Петербургской соборной мечети Атаудлы Баязитова, специально для которых он написал и издал брошюру "Шариат аль-Ислам" (1897 г.).

В первые десятилетия XX в. среди мусульман Крыма начался демократическое движение, вылившийся в самобытные формы. Так, в духовное управление были выбраны мусульманские депутаты, а 25 марта 1917 в Симферополе был образован Мусульманский исполнительный комитет, имел четкую национально демократическую программу. Его поддерживали не все мусульмане Крыма, но он стал ценным опытом самоорганизации крымскотатарского народа.

В 20-30-х гг. XX в. в советской Украине развернулась невиданная по своей жестокости и масштабам борьба против религии. Это беда не обошла н мусульман, живших в Украине, в том числе и в Крыму. Приходило в упадок религиозное жития мусульман. В массовом порядке были принудительно закрыты мечети, мусульманские школы - мектебы и медресе, отменялись последние элементы сулу по шариату, был репрессирован духовных лиц. Большевистская пропаганда прямо связывала приверженность к исламу "социалистической бессознательностью", "буржуазно-националистическими предрассудками". Под давлением "социалистической действительности" верующие обрекались на отступничество от веры предков или же, не подчинившись, жили в постоянном страхе репрессий. Административно были созданы искусственные препятствия для недопущения организованной деятельности мусульманских общин. Практически до конца 30-х годов почти весь мусульманский актив был репрессирован. Был расстрелян или сослан почти весь мусульманский провод, причем под предлогом того, что его члены якобы возглавляли националистические группировки и движения после "нейтрализации" лидеров.

Мечети приспосабливались под хозяйственные нужды, а часто обрекались па запустение в разрушение. Так, известная каменная Севастопольская мечеть после 1921 года. Не функционировала, а ее здание было отдано под архив Черноморского флота. В 1930 г.. Была закрыта каменная мечеть в с. Тенистав Бахчисарайского района и передана под колхозный склад. Такая же судьба постигла и расположенную неподалеку мечеть в с. Зеленое. К 1 марта 1931 в Крыму было закрыто 100 мечетей и 2 молитвенных дома мусульман, из которых сразу разрушено 51 (Государственный архив Российской Федерации. Фонд Р-5 263).

В 1932 г.. Прошла вторая, еще более драматична волна закрытия мечетей, и это при том, что уже и так остро ощущалась нехватка помещений для молитвы. Например, в Бахчисарайском районе при наличии 84 религиозных общин мусульман в них до 1931 г.. Были отобраны 24 здания, а еще 5 снесено (тот же архив, фонд Р-5263). В Бахчисарае здание мечети было приспособлено пол состав хлебопродуктов, другую Бахчисарайский мечеть - под весовую мастерскую. Самая красивая главная мечеть Евпатории, номинально отдана под краеведческий музей, была запущена и доведена до такого состояния, что в 1970-х годах ее с большим трудом отреставрировали. На склад превратили главную мечеть Феодосии - муфты-Джами. А закрыта в 1936 г.. Мечеть в с. Серове была отдана под квартиры колхозникам. Многие мечетей постигла такая же горькая участь. К 1921 в одной только Ялте и ближайших поселениях было 29 мечетей и 30-35 мечетей в других крупных крымских городах. Все они до конца 30-х годов практически перестали действовать (за очень небольшим исключением). И если закрыта еще в 1927 г.. Симферопольская соборная мечеть была просто обречена на разрушение, то некоторые еще и целенаправленно унижались. Так, в мечети Джума-Джами был открыт музей атеизма, а в мечети XVI в., Возведенной по проекту стамбульских архитекторов, разместили наркологический пункт. Вследствие всех этих акций до 90-х годов на территории Крыма в удовлетворительном состоянии не сохранилось ни одной мечети.

В 30-40-е годы безжалостно уничтожалась самобытная мусульманская цивилизация Крыму: ликвидировано письменность (категорический запрет использования арабской графики), собирались и уничтожались книги, устранялась система мусульманского суда по шариату. Переписывалась история мусульман Крыма, уничтожалась, стиралась с карты национально-религиозная топонимика, во время поисков драгоценных металлов раскапывались мусульманские захоронения, а надгробные камни использовались фундаменты домов и под ограждения (Карасу-Базар, Белогорск). Целенаправленно разыскивались и уничтожались религиозные фолианты п архитектурные национальные комплексы. Удаление следов мусульманской цивилизации вылилось даже в уничтожение фонтанов при мечетях. Серьезно пострадали около сотни фонтанов в Бахчисарайском районе, восемьдесят шестой Кафе, семидесятых Евпатории, сорок пятый Судаке, 35 - в Алуште, тридцатые Старом Крыму. В дальнейшем по всем справочников и путеводителей, энциклопедий и учебников были изъяты почти все материалы о жизни здесь мусульман, их религию и культуру. Так произошло одно из крупнейших культурных катастроф XX в.

В самой материковой Украины также были закрыты все мечети и молитвенные дома мусульман. Уже до 1926 г.. В Украине осталось всего 4 зарегистрированные общины с численностью 200 мусульман, хотя верующих, традиционно исповедовали ислам, проживаю в УССР десятки тысяч. Мусульмане подвергались репрессиям. Так, в списках с 50 тыс. Репрессированных в Донецкой области немалую часть составляли фамилии татар, которых репрессировали именно как "агентов вредных националистических и религиозных организаций". Трудно полностью оценить масштабы антимусульманского террора за годы советской власти в Украине. Но итог его общеизвестный - до полувекового юбилея советской власти ни мусульманской группы или даже общества в Украине не осталось.

Тоталитарное государство в 30-е годы именно Украина сделала местом административной депортации активных участников мусульманского движения в Средней Азии. Спецпереселенцев (преимущественно из Ферганской долины) селили в основном в южных областях - Херсонской, Николаевской, Запорожской. Планировалось организовать из них (с сохранением спецкомендатур) несколько совхозов по выращиванию южно хлопка. Узбеки-мусульмане, отнесенные к категории феодально-байских элементов, жили, трудились, страдали, умирали в Украине. Только немногим удалось вернуться на родину. Многие из них был уничтожен в 1937

Таким образом, в течение почти 40 лет, вплоть до конца 80-х годов XX в., Религиозную жизнь мусульман в Украине было полностью подавлено. Согласно отчетам уполномоченных по делам религии, в этот период в УССР не было ни одной мусульманской общины. В Украине же практика дискриминации мусульман как религиозного меньшинства сохранялась и во времена "перестройки".

Qırım Yurtu , قريم يورتى ‎). Помимо степной и предгорной части собственно Крыма занимало земли между Дунаем и Днепром , Приазовье и большую часть современного Краснодарского края России. В 1478 году Крымское ханство официально стало союзником Османского государства и сохранилось в этом качестве до Кючук-Кайнарджийского мира 1774 года . Было аннексировано Российской империей в 1783 году. В настоящее время большая часть земель ханства (территории к западу от Дона) принадлежит Украине, а оставшаяся часть (земли к востоку от Дона) - России.

Столицы ханства

Главным городом Крымского Юрта был город Кырым, известный также как Солхат (современный Старый Крым), ставший столицей хана Оран-Тимура в 1266 году . По наиболее распространенной версии название Кырым происходит от чагатайского qırım - яма, окоп , существует также мнение, что оно происходит от западно-кипчакского qırım - «мой холм» (qır - холм, возвышенность, -ım - аффикс принадлежности I лица единственного числа).

При образовании в Крыму независимого от Орды государства столица была перенесена в укреплённую горную крепость Кырк-Ер , затем в расположенный в долине у подножия Кырк-Ера Салачик и, наконец, в 1532 году во вновь построенный город Бахчисарай .

История

Предыстория

В ордынский период верховными правителями Крыма были ханы Золотой Орды, но непосредственное управление осуществляли их наместники - эмиры . Первым формально признанным властителем в Крыму считается Аран-Тимур, племянник Батыя , получивший эту область от Менгу-Тимура . Это название затем распространилось постепенно и на весь полуостров. Вторым центром Крыма стала долина, примыкающая к Кырк-Еру и Бахчисараю .

Многонациональное население Крыма тогда состояло в основном из обитавших в степной и предгорной части полуострова кыпчаков (половцев), государство которых было разгромлено монголами, греков, готов, аланов, и армян, живших в основном в городах и горных селениях, а также русинов, обитавших в некоторых торговых городах. Крымская знать была в основном смешанного кыпчакско-монгольского происхождения.

Ордынское правление, хотя и имело положительные стороны, в целом было тягостно для крымского населения. В частности правители Золотой Орды неоднократно устраивали карательные походы в Крым, когда местное население отказывалось выплачивать дань. Известен поход Ногая в 1299 году , в результате которого пострадал ряд крымских городов. Как и в других регионах Орды, в Крыму уже вскорости стали проявляться сепаратистские тенденции.

Существуют неподтвержденные крымскими источниками предания о том, что в XIV веке Крым якобы неоднократно подвергался разорению армией Великого княжества Литовского . Великий князь Литовский Ольгерд разбил татарское войско в 1363 году близ устья Днепра, а затем якобы вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Подобное предание существует и о его преемнике по имени Витовт , который в 1397 году якобы дошёл в крымском походе до самой Каффы и вновь разрушил Херсонес. Витовт в крымской истории известен также тем, что во время ордынской смуты конца XIV века предоставил убежище в Великом княжестве Литовском значительному количеству татар и караимов , потомки которых живут теперь в Литве и Гродненской области Беларуси. В 1399 году Витовт , выступивший на помощь ордынскому хану Тохтамышу , был разбит на берегах Ворсклы соперником Тохтамыша Тимур-Кутлуком, от лица которого Ордой управлял эмир Едигей , и заключил мир.

Обретение независимости

Вассалитет у Османской империи

Войны с Русским Царством и Речью Посполитой в ранний период

C конца XV века Крымское ханство совершало постоянные набеги на Русское Царство и Польшу . Крымские татары и ногаи владели в совершенстве тактикой набегов , выбирая путь по водоразделам. Главным из их путей к Москве был Муравский шлях , шедший от Перекопа до Тулы между верховьями рек двух бассейнов, Днепра и Северского Донца . Углубившись в пограничную область на 100-200 километров, татары поворачивали назад и, развернув от главного отряда широкие крылья, занимались грабежом и захватом рабов. Захват пленников - ясыря - и торговля рабами были важной статьей экономики ханства. Пленники продавались в Турцию, на Средний Восток и даже в европейские страны. Крымский город Кафа был главным невольничьим рынком. По оценкам некоторых исследователей, на крымских работорговых рынках было продано за два века более трех миллионов людей, преимущественно украинцев, поляков и русских. Ежегодно Москва собирала весной до 65 тысяч ратников, чтобы они несли пограничную службу на берегах Оки до глубокой осени. Для защиты страны применялись укрепленные оборонительные линии, состоящие из цепи острогов и городов, засек и завалов. На юго-востоке древнейшая из таких линий шла по Оке от Нижнего Новгорода до Серпухова , отсюда поворачивала на юг до Тулы и продолжалась до Козельска . Вторая линия, построенная при Иване Грозном , шла от города Алатыря через Шацк на Орёл , продолжалась до Новгорода-Северского и поворачивала к Путивлю . При царе Фёдоре возникла третья линия, проходящая через города Ливны , Елец , Курск , Воронеж , Белгород . Первоначальное население этих городов состояло из казаков , стрельцов и других служилых людей. Большое количество казаков и служилых людей находилось в составе сторожевой и станичной служб, которые наблюдали за движением крымцев и ногаев в степи.

В самом Крыму ясыря татары оставляли немного. По старинному крымскому обычаю рабов отпускали в вольноотпущенники через 5−6 лет неволи - есть ряд свидетельств русских и украинских документов о возвращенцах из-за Перекопа, которые «отработались». Некоторые из отпущенных на волю предпочитали остаться в Крыму. Известен описанный украинским историком Дмитрием Яворницким случай, когда напавший на Крым в 1675 году атаман запорожских казаков Иван Сирко захватил огромную добычу, в том числе около семи тысяч христианских пленников и вольноотпущенников. Атаман обратился к ним с вопросом, желают ли они идти с казаками на родину или вернуться в Крым. Три тысячи изъявили желание остаться и Сирко приказал перебить их . Тех, кто в рабстве менял веру, отпускали сразу , так как шариат запрещает держать в неволе мусульманина. По данным российского историка Валерия Возгрина , рабство в самом Крыму почти полностью исчезло уже в XVI-XVII вв. Больша́я часть пленников, захватывавшихся во время нападений на северных соседей (пик их интенсивности пришёлся на XVI век), продавалась в Турцию, где рабский труд широко использовался в основном на галерах и на строительных работах.

XVII - начало XVIII века

6-12 января 1711 г крымская армия вышла за Перекоп. К Киеву направились Мехмед Герай с 40 тыс. крымцев в сопровождении 7-8 тыс. орликовцев и запорожцев, 3-5 тыс. поляков, 400 янычар и 700 шведов полковника Цюлиха.

В течение первой половины февраля 1711 г крымцы легко овладели Брацлавом , Богуславом , Немировом , немногочисленные гарнизоны которых не оказали практически никакого сопротивления.

Летом 1711 г, когда Пётр I с 80-тысячной армией отправился в Прутский поход , крымская конница численностью в 70 тысяч сабель совместно с турецкой армией окружила войска Петра, оказавшиеся в безнадежном положении. Сам Пётр I чуть не попал в плен и был вынужден подписать мирный договор на крайне невыгодных для России условиях. В итоге Прутского мира Россия потеряла выход к Азовскому морю и свой флот в азовско-черноморской акватории. В результате Прутской победы объединенных турецко-крымских войн российская экспансия в Причерноморье была остановлена на четверть столетия.

Русско-турецкая война 1735-39 годов и полное разорение Крыма

Последние ханы и аннексия Крыма Российской империей

После вывода русских войск, в Крыму произошло повсеместное восстание. В Алуште высадился турецкий десант; русский резидент в Крыму Веселицкий был взят в плен ханом Шахином и передан турецкому главнокомандующему. Произошли нападения на русские отряды в Алуште, Ялте и других местах. Крымцы избрали ханом Девлета IV. В это время получен был из Константинополя текст Кучук-Кайнарджийского договора. Но крымцы и теперь не хотели принимать независимости и уступить русским указанные города в Крыму, а Порта сочла нужным войти в новые переговоры с Россией. Преемник Долгорукова , князь Прозоровский вёл переговоры с ханом в самом примирительном тоне, но мурзы и простые крымцы не скрывали своих симпатий к Османской империи. У Шахина Герая же сторонников было мало. Русская партия в Крыму была невелика. Но на Кубани он был провозглашён ханом, а в 1776 году сделался, наконец, ханом Крыма и въехал в Бахчисарай. Народ присягнул ему.

Шахин Гирей стал последним ханом Крыма. Он пытался провести в государстве реформы и реорганизовать управление по европейскому образцу, но эти меры были крайне запоздалыми. Вскоре после его воцарения началось восстание против русского присутствия. Крымцы повсеместно нападали на русские войска, причём погибло до 900 человек русских, и разграбили дворец. Шахин смутился, давал разные обещания, но был свергнут, а ханом избрали Бахадыра II Гирея. Турция готовилась отправить к берегам Крыма флот и начать новую войну. Восстание было решительно подавлено русским войсками, Шахин Гирей беспощадно наказал своих противников. Преемником Прозоровского на посту командующего русскими войсками в Крыму был назначен А. В. Суворов , но и к новому русскому советнику хан относился весьма настороженно, особенно после депортации им в 1778 году всех крымских христиан (ок. 30 000 человек) в Приазовье: греков - в Мариуполь , армян - в Нор-Нахичевань .

Только теперь Шахин обратился к султану как к халифу, за благословительной грамотой, и Порта признала его ханом, при условии выхода из Крыма русских войск. Между тем в 1782 году в Крыму началось новое восстание, и Шахин вынужден был бежать в Еникале, а оттуда на Кубань. В ханы был избран Бахадыр II Герай, который не был признан Россией. В 1783 году русские войска без предупреждения вошли в Крым. Вскоре Шахин Герай отрёкся от престола. Ему было предложено избрать в России город для жительства и отпущена сумма на его переезд с небольшой свитой и содержание. Он жил сначала в Воронеже , а потом в Калуге , откуда, по его просьбе и с согласия Порты, отпущен в Турцию и поселён на острове Родосе, где был лишён жизни.

Существовали «малый» и «большой» диваны , игравшие очень серьёзную роль в жизни государства.

«Малым диваном» назывался совет, если в нём принимал участие узкий круг знати, решавший вопросы, требующие срочных и конкретных решений.

«Большой диван» - это собрание «всей земли», когда в нём принимали участие вообще все мурзы и представители «лучших» чёрных людей. За карачеями по традиции сохранилось право санкционировать назначение султаном ханов из рода Гераев, выражавшееся в обряде посажения их на престол в Бахчисарае.

В государственном устройстве Крыма во многом были использованы золотоордынская и османская структура государственной власти. Чаще всего высшие государственные должности занимались сыновьями, братьями хана или другими лицами знатного происхождения.

Первым должностным лицом после хана был калга-султан. На эту должность назначался младший брат хана либо другой его родственник. Калга управлял восточной частью полуострова, левым крылом ханского войска и администрировал государство в случае смерти хана до назначения на престол нового. Он же был главнокомандующим, если хан лично не отправлялся на войну. Вторую должность - нуреддин - также занимал член ханской фамилии. Он был управляющим западной части полуострова, председателем в малых и местных судах, командовал в походах меньшими корпусами правого крыла.

Муфтий - это глава мусульманского духовенства Крыма, толкователь законов, обладающий правом смещать судей - кадиев , если они судили неправильно.

Каймаканы - в поздний период (конец XVIII в.) управляющие областями ханства. Ор-бей - начальник крепости Ор-Капы (Перекоп). Чаще всего эту должность занимали члены ханской фамилии, либо член фамилии Ширин. Он охранял границы и наблюдал за ногайскими ордами вне Крыма. Должности кадия, визиря и других министров аналогичны тем же должностям в Османском государстве.

Кроме вышеуказанных существовали две важные женские должности: ана-беим (аналог османского поста валиде), которую занимала мать или сестра хана и улу-беим (улу-султани), старшая жена правящего хана. По значимости и роли в государстве они имели ранг, следующий за нурэддином.

Важным явлением в государственной жизни Крыма была очень сильная независимость знатных бейских родов, в чём-то сближавшая Крым с Речью Посполитой. Беи управляли своим владениями (бейликами) как полунезависимым государствами, сами вершили суд и имели своё ополчнеие. Беи регулярно принимали участие в бунтах и заговорах, как против хана, так и между собой, и часто писали доносы на не угодивших им ханов османскому правительству в Стамбул.

Общественная жизнь

Государственной религией Крыма был ислам , а в обычаях ногайских племён существовали отдельные пережитки шаманизма . Наряду с крымскими татарами и ногайцами, ислам исповедовали и проживающие в Крыму турки и черкесы.

Постоянное немусульманское население Крыма было представлено христианами различных деноминаций: православными (эллиноязычные и тюркоязычные греки), грегорианами (армяне), армянокатоликами, римокатоликами (потомки генуэзцев), а также иудеями и караимами.

Примечания

  1. Будагов. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий, Т.2, с.51
  2. О.Гайворонский. Повелители двух материков.т.1.Киев-Бахчисарай. Оранта.2007 г.
  3. Тунманн. «Крымское ханство»
  4. Сигизмунд Герберштейн, Записки о Московии, Москва 1988, с. 175
  5. Яворницкий Д. И. История Запорожских казаков. Киев, 1990.
  6. В. Е. Сыроечковский, Мухаммед-Герай и его вассалы, «Ученые записки Московского государственного университета», вып. 61, 1940, с. 16.

В 1385 году Тимур разгромил Золотую Орду, что привело к ее окончательному распаду на отдельные части, каждая из которых пыталась играть главенствующую роль. Кочевая знать Крыма воспользовалась обстановкой для создания собственного государства. Длительная борьба между феодальными группировками закончилась в 1443 г. победой Хаджи-Гирея, основавшего независимое Крымское ханство.

Столицей ханства во главе с династией Гиреев до конца XV в. оставался город Крым, затем на короткий срок она переносится в Кырк-Ер, а в XIV в. строится новая резиденция Гиреев — Бахчисарай. Территория государства включала Крым, причерноморские степи и Таманский полуостров. Обстановка в Крыму к этому времени значительно изменилась. С конца XIII в. прерываются все торговые отношения Крыма с Востоком. Генуэзское купечество пыталось поправить дела за счет продажи местных товаров — рыбы, хлеба, кожи, лошадей, а также рабов. Все большее число рядовых кочевников начинает переходить к оседлости, что вызывает появление множества мелких селений.

В 1475 г. войско турецкого султана Мехмеда II захватило генуэзские владения в Причерноморье. Крымское ханство во многом утратило свой суверенитет и попало в зависимость от осман, что было закреплено возведением на престол «из рук» султана сына Хаджи-Гирея — Менгли-Гирея. С начала XVI в. султаны держали в Стамбуле заложниками представителей рода Гиреев: в случае неповиновения хан мог легко быть заменен всегда находившимся под рукой «запасным» правителем.

Важнейшей обязанностью ханов было выставление войска для участия в завоевательных походах османов. Татарские отряды регулярно воевали в Малой Азии, на Балканском полуострове. В начале XVI в. крымское войско поддержало в борьбе за престол будущего султана Селима I. Есть сведения, что брат и главный соперник Селима Ахмед погиб от руки одного из сыновей Менгли-Гирея. Активное участие ханов в войнах османов с Польшей, Молдавией превратило ханство в проводника агрессивной политики султанов в Восточной Европе.

Связи крымских ханов с Русским государством установились еще до подчинения Крыма османам. Вплоть до падения Большой Орды — главного соперника Крыма — Менгли-Гирей поддерживал с Русью дружественные отношения. В основе русско-крымского союза лежали общие интересы борьбы с Ордой и ее союзником — Великим княжеством Литовским. После разгрома в 1502 г. Орды союз быстро сходит на нет. Начались регулярные набеги крымских отрядов, нередко доходивших до самой Москвы. В 1571 г. татары и ногайиы во время одного из набегов взяли и сожгли Москву. Агрессивность Крыма создавала постоянную угрозу для южных границ Руси. Вплоть до присоединения к России в 1552—1556 гг. Казанского и Астраханского ханств Крымское ханство претендовало на роль их покровителя. При этом ханы получали помощь и поддержку султанов. Непрестанные набеги феодалов с целью грабежа на русские, украинские, польские, молдавские, адыгские земли приносили не только трофеи, скот, но и многочисленных пленников, которых обращали в рабов.

Определенные выгоды ханам и высшей знати приносили «поминки» (подарки) от русского и литовского правительств. Это была символическая форма дани, оставшаяся в наследство от золотоордынских времен. Крымское ханство не было единым государством, а распадалось на владения отдельных могущественных
беев — бейлики. От воли татарской знати зависели и сами ханы. Главную роль в политике играли члены нескольких знатных родов—Ширин, Барын, Аргын, Седжеут, Мангит, Яшлау, главы которых носили титул «карачи».

Образование Крымского ханства усилило процесс формирования крымских татар как народности. В XIII - XVI вв. население Таврического полуострова, издревле отличавшееся своей многоэтничностью, становится еще более сложным и неоднородным. Кроме обитавших здесь ранее греков, алан, русов, болгар, караимов, эихов, кипчаков появляются монголы, итальянцы, армяне. В XV в. и позднее сюда вместе с османскими войсками переселяется некоторая часть турок из Малой Азии. Состав местного населения пополняется также за счет многочисленных пленных самого различного происхождения. В такой исторически сложной и этнически пестрой обстановке происходило формирование народности крымских татар.

Антропологические исследования позволяют сказать, что средневековые обитатели полуострова жили компактными группами по этнической или религиозной принадлежности, но городское население выглядело более неоднородным, чем сельское. Происходило смешение между численно преобладавшим населением европеоидного вида и носителями монголоидного физического облика. Советские ученые (К. Ф. Соколова, Ю. Д. Беневоленская) считают, что ко времени появления монголов в Крыму уже сложился тип населения, близкий по своему составу к обитателям Приазовья и Нижней Волги. В своей преобладающей массе это были люди европеоидного типа, напоминавшие во многом кипчаков. Скорее всего именно на их основе и происходило в дальнейшем формирование северных групп крымских татар. В состав южнобережных татар вошли, по-видимому, главным образом потомки ряда проникших ранее на полуостров тюркоязычных и других народов. Материалы более поздних мусульманских захоронений, обследованные видным советским антропологом В. П. Алексеевым, позволяют думать, что процесс сложения доминирующего типа крымского населения завершился где-то к XVI—XVII

вв., однако некоторые различия, особенно между городскими и сельскими-жителями, сохранялись продолжительное время.

В силу особенностей происхождения, исторических судеб, диалектных различий крымские татары подразделились на три основные группы; первую из них составили так называемые степные (северокрымские), вторую — средние и третью — южнобережные татары. Между этими группами существовали определенные черты отличия в быту, обычаях и диалектах. Степные татары были довольно близки к тюркоязычным кочевым племенам северо-западной кипчакской группы. Южнобережные и значительная часть так называемых средних татар в языковом отношении принадлежали к юго-западной, или огузской, группе тюркских языков. Среди крымских татар выделяется и определенная часть, которая называлась «ногайлы». Очевидно, это было связано с переселением в Крым тюркоязычных кочевых ногайцев из причерноморских степей. Все это говорит о разнохарактерности этнических компонентов и сложности процесса формирования народности крымских татар в XIII—XVI вв.

В истории Крымского ханства XVII век знаменуется усилением феодальной раздробленности. Это было связано с поземельными отношениями и социально-экономическим строем ханства, где существовало несколько видов феодальной собственности. Значительный масив земельного фонда принадлежал турецким султанам, их наместникам, крымским ханам, беям и мурзам. Татарские феодалы наряду с земельной собственностью имели. под своей властью и зависимых сородичей из простых скотоводов. В их хозяйстве, особенно земледелии, широко применялся и труд рабов из военнопленных.

Основной отраслью местного хозяйства в этот период оставалось экстенсивное кочевое скотоводство. Процветала работорговля, и только на южном побережье имелись очаги оседлого земледелия. Труд земледельца считался уделом раба и поэтому не был в особом почете.

Примитивное скотоводческое хозяйство не могло
обеспечить население необходимыми для поддержания жизни продуктами. Сами крымские татары говорили
в XVII в. посланцам турецкого султана: «А ведь вот есть больше ста тысяч татар, не имеющих ни земледелия, ни торговли. Если им не делать набегов, то чем жить станут? Это и есть наша служба падишаху». Страшная бедность, тяжелый гнет и засилье феодалов делали жизнь значительной массы кочевников почти невыносимой. Используя это обстоятельство, татарские мурзы и беи набирали многочисленные отряды и совершали грабительские набеги на соседей. Кроме того, приток массы невольников, захватывавшихся во время таких набегов, приносил огромные финансовые выгоды и использовался для пополнения янычарского войска, гребцов на морских галерах и в других целях.

Татарские феодалы только за первую половину века угнали в полон из русских земель более 200 тыс. пленников (население Европейской России в 1646 г. составляло около 7 млн человек). Еще больше пострадали хуже защищенные украинские земли. Только за 1654—1657 гг. с Украины угнали в рабство более 50 тыс. человек. К 80-м годам XVII в. Правобережная Украина почти полностью обезлюдела. С 1605 по 1644 г. на Речь Посполитуго, в состав которой входила Украина, было совершено не менее 75 татарских набегов.

Потребность в рабах примитивного хозяйства Крыма была незначительной, и потому тысячи полоняников продавались на невольничьих рынках. В 1656—1657 гг. русскому правительству удалось выкупить из Крыма 152 человека, уплатив 14 686 руб. 72 Коп. (примерно за каждого пленника по 96 руб. 55 коп.), что для середины XVII в. было баснословно высокой цифрой. Захват пленных и работорговля были выгодно феодальной верхушке Крымского ханства и Османской империи.

Громадные средства от полона никак не могли оживить экономику ханства, изменить застойный характер его натурального хозяйства. Десятая часть награбленного имущества и рабов шла хану, затем следовала плата беям, мурзам. Поэтому рядовым кочевникам, участвовавшим в набегах, доставалась лишь незначительная доля. Следует при этом учесть невероятную дороговизну продуктов питания в Крыму. В рассматриваемый период одна осмина (мелкая мера объема) ржи стоила 50—60 коп. В итоге простые улусные татары оставались в полунищенском состоянии и, чтобы свести концы с концами, участвовали в набегах. Бедственное положение в ханстве особенно усугубилось после того, как в XVI и XIV вв. сюда прикочевала часть ногайцев.

Османская империя в XVII в. переживала острый кризис, охвативший все стороны внутренней жизни и резко ослабивший ее международное положение. Кризис был связан с ростом наследственного землевладения и усилением крупных феодалов, пришедших на смену военно-ленной системе, которая была основана на временном и пожизненном владении землей.

Зависимость крымских ханов от Стамбула тяготила и нередко раздражала татарскую знать. Поэтому ханам приходилось в XVII в. либо идти на поводу у аристократии, либо вести с ней борьбу. И в том, и в другом случае ханы обычно быстро лишались престола. Именно поэтому на крымском престоле в XVII в. сменилось 22 хана. Гиреи, опираясь на знать, нередко предпринимали попытки вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю
политику. В начале XVII в. пытался обособиться от Турции хан Шагин-Гирей, долго боровшийся за престол с Джанибек-ханом. Стремился с помощью Богдана Хмельницкого сбросить власть султана Ислам-Гирей (1644—1654), а с помощью России и Польши —хан Адиль-Гирей (1666—1670). Однако попытки обрести самостоятельность оканчивались неудачей для Крыма.

В начале XVII в. Крымское ханство приняло деятельное участие в войне Османской империи против Польши. В 1614—1621 гг. татарские феодалы предприняли 17 крупных походов и 6 мелких набегов, разорив Подолию, Буковину, Брацлавщину, Волынь. В ходе этих военных кампаний они доходили до Львова, Киева и Кракова,
Хотя в 1630 г. между Польшей и Турцией был заключен мир, но это не остановило набеги из Крыма. Более мирные отношения ханство в этот период поддерживало с Россией, и интенсивность набегов на русские земли была меньшей, чем на Речь Посполитую.

Однако ситуация изменилась в 1632 г., когда Россия начала войну за Смоленск, который в 1611 г. был захвачен Польшей. Отряды крымского хана, насчитывавшие до 20—30 тыс. человек, стали разорять окрестности Тулы, Серпухова, Каширы, Москвы и других городов России. Значительные отряды русских войск пришлось снять из-под Смоленска и перебросить на южные рубежи.

Внешняя политика Крымского ханства в XVII в. Не сводилась только к нападениям и грабежам соседних государств. Основным принципом этой политики было поддержание «равновесия сил», а точнее, ослабление как России, так и Речи Посполитой. В XVI и XVII вв. крымские ханы неоднократно в открытой и завуалированной форме пытались представить себя наследниками Золотой Орды.

Война за Смоленск показала ненадежность обороны южных границ России, и в 1635—1654 гг. была возведена система пограничных укреплений — Белгородская оборонительная черта. Непрерывный вал с частоколом начинался в Ахтырке (под Харьковом) и через Белгород, Козлов и Тамбов выходил к Симбирску на Волге, прикрывая русские земли. Поэтому интенсивность крымских набегов на Россию заметно уменьшается, если не считать кратковременные нападения 1645 г. Причиной учащения набегов была морская турецко-венецианская война за Крит в 1645—1669 гг. Война требовала гребцов-невольников для османского флота на Средиземноморье.

Освободительная война украинского и белорусского народов 1648—1654 гг. и Переяславская рада 1654 г. резко изменили внешнеполитические цели Крымского ханства, России и Речи Посполитой. В годы этой войны Ислам-Гирей рассчитывал при поддержке Хмельницкого освободиться от власти Османской империи. Однако хан боялся чрезмерно ослабить Польшу и поэтому в критические моменты неоднократно предавал Богдана Хмельницкого.

После воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Крымское ханство меняет внешнеполитический курс и заключает союз с Речью Посполитой против России и Украины. Однако в 1655—1657 гг. польские и татарские войска потерпели крупные поражения под Ахматовом, Львовом, в устье Днепра и Буга.

В конце 60-х — начале 70-х гг. ХУП в. произошло новое обострение отношений между Османской империей, Россией и Польшей. Русские и украинские полки в 1677 и 1678 гг. отбили нападения и дважды нанесли крупное поражение турецким и союзным им татарским отрядам под Чигирином. Военные действия между Турцией и Россией окончились в 1681 г. мирным соглашением, заключенным в Бахчисарае. Однако в 1686 г. Россия примкнула к так называемой Священной лиге, в которую входили Австрия, Речь Посполитая и Венеция. Блок этих государств был направлен против Османской империи, усилившей военный натиск на Центральную Европу. Выполняя свои обязательства перед союзниками, русская армия начала в 1687 г, военные операции против Крыма. Хотя походы 1687—1688 гг. под командованием В. В. Голицына окончились неудачей, они помогли за-
держать силы крымских ханов у Перекопа.

В 1689—1694 гг. Россия боролась против Крымского ханства главным образом силами донских и запорожских казаков, но их походы не могли ликвидировать опасность нападения крымских и белгородских татар. Стремясь устранить эту угрозу, а также пробиться к берегам южных морей, в 1695 и 1696 гг. Петр I предпринимает Азовские походы. Одновременно русские и украинские полки овладевают некоторыми татарскими крепостями в устье Днепра. Согласно условиям договоров, заключенных в 1699 и 1700 гг.. Османская империя отказалась от притязаний на Украину, а к России отошел Азов. В XVII в. Крым пытался не только ликвидировать свою зависимость от Турции, но и расширить территорию за счет соседей. Совместная борьба России, Украины и Польши положила предел этим агрессивным устремлениям.

Из сборника «Крым: прошлое и настоящее », Институт истории СССР АН СССР, 1988