Упражнения с геометрическими фигурами для дошкольников. Дидактическая игра веселые фигуры

Игры и упражнения для детей 4-5 лет

(Для каждой возрастной группы указаны игры, апробированные в работе с детьми. Игры, рекомендованные для одной возрастной группы, могут быть использованы в работе с детьми других возрастов, в иных вариантах )

1. Пример

Игры на составление целого из частей (геометрической фигуры, изображения) и на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур.

К ним относятся игры "Составь картинку", магнитные фигурки, геометрические мозаики и др. Специально изготовленные наборы геометрических фигур (квадратов или треугольников) также являются материалом для таких игр.

Назначение. Развитие у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия. Дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую фигуру по образцу, указанию педагога, по собственному замыслу.

Руководство состоит в направлении практических действий на воссоздание фигуры или силуэта, реализацию замысла (составить задуманную фигуру, картинку), освоение детьми практических способов размещения фигур в пространстве, сочетания одних с другими, развития замысла. Детям предлагается в индивидуальной или коллективной игре, организованной по типу дидактической, составить картинку по расчлененному, контурному образцу, без образца, по замыслу (рис. 73).

2. Пример

Игровые упражнения "Дорисуй", "Дострой"

На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, например круги разных размеров, на расстоянии один от другого. Ребенок должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму. Дети рисуют снеговика, неваляшку, девочку, куклу, зайца, часы и более сложные формы. Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре, например треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт: елку, домик, флажок, корабль и др.

Назначение. Развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах. Развитие игрового замысла, умений ставить и реализовать игровую задачу.

Руководство. Воспитатель предлагает ребенку назвать предметы, имеющие в строении изображенную или предложенную им геометрическую фигуру, затем составлять или дорисовывать то, что ему интересно, не повторять работ товарищей. Воспитатель привлекает детей к оценке работ, подчеркивает их разнообразие, выделяет наиболее удачные.

3. Пример

Игры и упражнения с цветными счетными палочками

Из них дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением. Дети составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем - снова различные предметные изображения, но на основе предварительного анализа, членения сложной формы с выделением в ней геометрических фигур. Геометрические фигуры используются теперь в качестве образца для определения формы предметов. Возможно составление геометрических фигур по заданию, по условию, из определенного количества палочек, элементарное преобразование составленных фигур. Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек - на 2 равных треугольника, прямоугольника.

Игровые упражнения организуются по инициативе детей, небольшими подгруппами, каждый из них активно действует при этом практически.

Назначение. Развитие пространственных представлений, закрепление знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур.

Руководство. Воспитатель ведет работу так, чтобы способствовать проявлению детьми самостоятельности, оригинальности в процессе создания изображений, наводящими вопросами активизировать детскую мысль, обеспечивать реализацию замысла.

4. Пример

Логические задачи

"Найди ошибку", "Какая фигура следующая", "Какая фигура здесь лишняя и почему", "Найди, чем отличается" (рис. 74.) эти задачи изображаются графически на таблицах, группируются по видам, предоставляются детям в свободное пользование. Возможна организация игр-занятий с подгруппой детей. Руководящую роль берет на себя воспитатель.

Назначение. Развитие логического мышления, умения доказывать правильность решения, опровергать неправильное, рассуждать.

Руководство. Постепенно усложнять логические задачи: от нахождения ошибки, закономерности в 3-4 чередующихся фигурах к увеличению их количества и характера. Использовать систему вопросов для анализа задач: "Рассмотри и назови изображение на таблице. Чем отличаются предметы, что в них одинаково? Какую фигуру нужно нарисовать следующей и почему? Обведи фигуры пальчиком, а потом скажи, какая лишняя".

Татьяна Губанихина
Конспект занятия. Тема: «Геометрические фигуры»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

д/с № 33 «Дельфин»

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

в средней группе.

Тема : Геометрические фигуры .

Тип занятия : Закрепление ранее приобретённых знаний и умений.

Работу выполнила воспитатель :

Губанихина Татьяна Игоревна.

р. п. Гремячево

Занятие по ФЭМП в средней группе.

Тема : Геометрические фигуры .

Цель : закрепить знание детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) .

Задачи :

- образовательные : упражнять детей в умении находить и правильно называть геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, счёт до 5.

Упражнять в умении составлять небольшой рассказ по сюжету сказки (3- 4 предложения) .

- развивающие : развивать внимание, умение мыслить, рассуждать, сравнивать, находить сходства и различия.

- воспитательные : Воспитывать интерес к математике , поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказки.

Словарная работа : Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, геометрические фигуры .

Направление : познавательно-речевое.

Иоо : познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Форма : Занятие : сюжетно-ролевая игра. .

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Дидактическое обеспечение : куклы колобка, зайца, волка, медведя, лисы, дорожка, домик, ёлочки, иллюстрация торта со свечками, картинки с изображением бочки мёда, морковки, косточки.

Р/м : шаблоны варежек, шаблоны шуб с разными отверстиями (геометрические фигуры , счётные палочки.

Методы обучения : Наглядный – показ игрушек, игровые действия.

Словесный – художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя. хоровые и индивидуальные ответы детей.

Практический – игровые упражнения.

Предварительная работа :

1. Чтение р. н. с. «Колобок» .

2. Беседа по содержанию сказки.

3. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные» .

4. Д/и по теме «Геометрические фигуры » : Чудесный «мешочек» , «Разложи фигуры » .

5. П/и «Найди свой домик» , «Найди свой гараж» ,»,«Не ошибись» (круг – прыгают, квадрат – хлопают в ладоши, треугольник – приседают, прямоугольник – шагают на месте).

Хронометраж занятия

1. Вводная часть (организационный момент) 2 минуты

2. Основная часть – 15 минут

3. Заключительная часть- 3 минуты.

Особенности психических процессов :

У детей 4-5 лет развивается представление о геометрических фигурах : круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, выделяются особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно- двигательных анализаторов (наличие или отсутствие углов, характерные отличия) .В процессе работы с раздаточным материалом развивается мелкая моторика пальцев, ориентировка в пространстве. Возрастает объем памяти. Увеличивается устойчивость внимания. Они способны удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия.

Ход занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей

1. Организационный момент.

В. Ребята, вы хотите пойти в сказку?

В какую сказку пойдём, попробуйте догадаться сами.

На сметане был мешён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабы с дедом,

А лисе он стал обедом.

2. Основная часть

Работа с Д/м

Дети рассказывают начало сказки : «Жили-были дед да баба. Испекла бабка колобок и положила его на окно студиться.

Колобок лежал лежал, да и укатился.

В. Катится колобок, а навстречу ему заяц.

Колобок, я тебя съем.

Не ешь меня заяц!

Хорошо не буду, если ты мне поможешь.

На улице холодно, а в нашей заячьей семье все варежки перепутались. Помоги мне, колобок.

В. Ребята, поможем найти варежки зайчику?

З. У меня варежки синие с белым квадратом. У зайчихи – красные с жёлтым треугольником. У зайчонка Тома – зелёные с синим кругом. У зайчика Тима – жёлтые с красным прямоугольником.

З. Спасибо вам, ребята, и тебе колобок, что вы помогли мне найти варежки. Воспитатель активизирует детей.

Воспитатель воспроизводит действия с колобком

Воспитатель подводит детей к выполнению первого задания.

Воспитатель с помощью куклы (заяц) проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей. Дети настраиваются на восприятие материала.

Работа с Р/м

Дети на своих столах отбирают пары варежек и объясняют свой выбор :две варежки синие с белым квадратом-зайцу, две варежки красные с желтым треугольником-зайчихе, две зеленых с синим кругом- Тому, две желтых с красным прямоугольником- Тиму.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Геометрические фигуры» Конспект НОД Образовательная область «Познание» Программа «От рождения до Школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Средняя.

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в средней разновозрастной группе «Геометрические фигуры» Геометрические фигуры. Тема: «Знакомство с прямоугольником». Цель: 1. Познакомить с прямоугольником и его свойствами. 2. Закреплять умение.

Конспект НОД для младшей группы с использованием интерактивной доски «Геометрические фигуры» Геометрические фигуры. Цель: закреплять представление о геометрических фигурах. Учить детей классифицировать геометрические фигуры по трём.

Конспект НОД в группе детей 4–5 лет «Геометрические фигуры вокруг нас» Геометрические фигуры вокруг нас». Конспект НОД («Познание») для группы детей (4–5 лет) ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. В обучении: -познакомить с геометрическими.

Конспект занятия «Геометрические фигуры» для средней группы Разработала и провела: Ветлугина А. Н. Цель: Учить сравнивать предметы по форме, находить предметы разных геометрических форм; Закрепить.

№ 6 Логоритмическое занятие в старшей группе на тему: Геометрические фигуры и формы. Времена года Цель: закреплять знания детей о геометрических.

Беданокова Тайбат Заурбиевна
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Насып" аул Хакуринохабль Республика Адыгея
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-04-26 Конспект занятия в ДОУ «Математическая минутка «Весёлые фигуры» Беданокова Тайбат Заурбиевна Развитие представления детей о геометрических фигурах, привитие умения различать предметы по высоте, развивать навыка ориентирования на вербальную инструкцию и пошаговое ее выполнение с помощью педагога - цели данного занятия.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект занятия в ДОУ «Математическая минутка «Весёлые фигуры»

Цели:

обучающие:

— развивать представления детей о геометрических фигурах;

— прививать умения различать предметы по высоте;

— развивать навык ориентирования на вербальную инструкцию и пошаговое ее выполнение с помощью педагога;

— активизировать процессы внимания.

воспитательные:

— развитие навыков взаимодействия с окружающими людьми;

— привитие интереса к произвольной деятельности;

Оборудование:

— пособие «Пароход» (индивидуальные наборы для различения предметов по высоте);

индивидуальные наборы для геометрического лото: карточка с изображением фигур, вырезанные из картона треугольник, круг, квадрат.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся на совместную деятельность.

Упражнение «Ладошки».

Дети стоят в кругу.

Воспитатель:

Здравствуйте, дети! Давайте, поздороваемся друг с другом ладошками и улыбнемся друг другу!

II . Основной этап.

Детям предлагается занять свои места.

1. Дидактическая игра «Геометрическое лото».

На столах разложены карточки и тарелочки с фигурами.

Воспитатель:

Ребята, давайте красиво сядем, правильно положим руки на столы. Посмотрите, что лежит у вас на столах? (Карточки)

На них нарисованы фигуры. Может кто-то знает, какие фигуры изображены на карточках? (Треугольник, круг, квадрат)

— Правильно, это треугольник, круг и квадрат.

Воспитатель демонстрирует изображения геометрических фигур, просит повторить названия фигур (индивидуально, хором).

Воспитатель:

У каждого из вас есть тарелочка с фигурами, которыми мы с вами будем накрывать такие же нарисованные фигуры на карточках.

− Покажите, где нарисован квадрат? Возьмите из тарелочки такие же фигуры и накройте ими квадраты.

− Покажите, где нарисован круг? Возьмите из тарелочки такие же фигуры и накройте круги на своём игровом поле.

− Покажите, где нарисован треугольник. Возьмите из тарелочки такие же фигуры и накройте треугольники.

Дети вы молодцы, у всех карточки покрыты фигурами из тарелочки.

2. Упражнение «Пароходы».

Воспитатель:

Ребята, давайте красиво сядем, правильно положим руки на столы.

Посмотрите, что у меня в руках. Это называется пароход. У него есть трубы.

Давайте произнесем звук, как гудит пароход. («У-У-У-У»)

Сейчас каждый сделает свой пароход. Выставляем из мешочков трубы на стол.

А теперь давайте найдем самую низкую трубу. (Правильно выбранную трубу ставят в пароход, в направлении слева направо)

Теперь, давайте посмотрим: какая труба по высоте следующая? Нам нужна самая низкая труба из тех, которые остались на столе. (Проводится индивидуальное обращение к детям: покажи низкую трубу)

Поэтапно вставляются все трубы в пароход.

Дети, вы собрали свои пароходы. Покажите все вместе:

самую низкую трубу;

самую высокую трубу.

III. Заключительная часть.

Воспитатель:

Дети, о каких геометрических фигурах мы говорили сегодня? (Треугольник, круг, квадрат)

Из чего мы собирали пароход? (Из труб)

Дети, вы все – молодцы!

. .

Дидактическое упражнение «Дойди по дорожке».

Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук; учить задавать задание друг другу.

Материал: песочница с песком, мелкие игрушки, маленькие предметы (пуговицы, камешки, косточки).

Ход игры:

1 вариант.

На песке лежит сеточка, в ней в некоторых квадратах стоят маленькие игрушки. Воспитатель предлагает найти нужную игрушку (начинаем с первого нижнего квадрата) – пять шагов вверх, три шага вправо и т.д. Так ребёнок доходит до игрушки, которую задумал взрослый. Далее ребёнок задумывает и даёт указания взрослому (другому ребёнку).

2 вариант.

Один ребёнок закрывает глаза, другой в каком-нибудь квадрате в песок зарывает что-то интересное (пуговицу) и так же руководит действиями другого ребёнка. Если задание выполнялось правильно, ребёнок найдёт в песке спрятанный сюрприз.

Дидактическое упражнение: «Дорожка из счётных палочек»

Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук, путём взаимодействия пальчиков с песком, счётными палочками и мелкими игрушками.

Материал: песочница с песком, счётные палочки, мелкие игрушки.

Ход игры:

Дети друг другу указывают направление движения – 2 палочки вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо – здесь живёт котик; 2 вверх, 3 налево, 3 вверх – здесь живёт волк; 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 налево, 1 наверх – здесь живёт белка. Начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути) – от камушка.

Дидактическое упражнение: «Угадай, где спрятано?»

Цель: продолжать учить детей ориентироваться на плоскости, развивать умение видеть углы и середину песочницы, повторять названия геометрических фигур и их цвет.

Материал: мелкие игрушки, пуговицы, камешки, цветные рамки.

Ход игры:

1 вариант. У детей мелкие игрушки. Воспитатель предлагает поставить свою игрушку в любой угол, середину или на любую сторону песочницы.

В: Маша, где стоит твоя игрушка? (в середине)

В: слушай внимательно, куда пойдёт твой мишка – в нижний правый угол. Посмотри глазками, с кем он там встретиться? (со львёнком), молодец, покажи ему дорогу – ребёнок берёт игрушку и «идёт».

Воспитатель предлагает ребёнку самому придумать, куда пойдёт игрушка. Взрослый следит за речью ребёнка – отвечает полным ответом, правильно определяет место игрушки.

2 вариант. У детей разноцветные пуговицы или другие предметы, один ребёнок закрывает глаза, другой прячет пуговицу в песке. Когда ребёнок открывает глаза, ему говорят: я спрятал пуговицу в квадрат в верхнем левом углу, угадай, где спрятано? Другой ребёнок ищет. Или воспитатель говорит: в правый нижний квадрат нужно положить все треугольные пуговицы. (Все, у кого такие пуговицы, кладут их в указанное место). В нижний левый угол – все жёлтые пуговицы, в верхний левый угол – все с ушком, в верхний правый угол – все маленькие. Дальше считаем, в каком углу, сколько пуговиц, где или каких больше (меньше).

Песочный телеграф

Цель: доставить детям тактильное удовольствие, обучать переводу тактильных ощущений в знаки.

Материал: песочница с песком.

Ход игры.

Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу.
Взрослый, ведущий игры, «рисует» пальцем на спине последнего ребенка геометрическую фигуру - прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким же способом - нарисовать фигуру пальцем на спине соседа. Последний получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.

Можно разбить детей на две команды. Тогда взрослый посылает «сообщение» то одной, то другой команде и следит, чтобы телеграммы были переданы без ошибок. В этом случае игра приобретает элементы соревнования.

Когда дети освоят «чтение» и «передачу по телеграфу» информации о фигурах, можно перейти к рисованию цифр и букв. При этом необязательно, чтобы дети уже знали все буквы. Достаточно, чтобы они умели повторить за взрослым движения. Потом, когда знак появится на песке, ведущий может сообщить название буквы.
Самым сложным вариантом является вариант, когда в результате передачи знаков должно появиться целое слово из трех-четырех букв: мама, папа, лук, сук, кот, сом, рот, корм и т.п.

Дидактическое упражнение «Весёлые раскопки»


Цель: активизировать социально – эмоциональный опыт детей путём расширения их представлений об окружающем мире; развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Материал: песочница с песком, мелкие игрушки, кисти для раскопок, совочки.

Ход игры:

Воспитатель заранее прячет в песке нужный материал – полуразрушенный замок из кубиков, животных, цифры, геометрические фигуры и т.д. дети откапывают, что спрятано в песке. Копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая ям. Если лопатка наткнется на какой-то предмет в песке, ее нужно срочно сменить на большую кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая поверхности находки. В процессе игры дети получают знания об окружающем мире, учатся фантазировать и выдвигать свои гипотезы (если это замок, животные, инопланетяне, яйца и т.д.), закрепляют знания о цифрах, буквах, счёте предметов и т.д.

Дидактическое упражнение «Вертикаль – горизонталь»

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, находить вертикаль, горизонталь и диагональ.

Материал: песочница с песком, мелкие предметы (камушки, кисточки) и маленькие игрушки.

Ход игры:

Для того чтобы увидеть горизонтальную линию – сдвигаем песок на нижнюю или верхнюю часть песочницы. Если песок наверху – это земля и там живут сухопутные животные, растут деревья (все эти игрушки ставим в песок), а на нижней части песочницы получилось море, где живут водоплавующие животные, на дне могут лежать камешки, ракушки и немного песка. Если песок на нижней части песочницы – это тоже земля, но верхняя часть – это небо и туда ставим игрушки, которые могут летать (птицы, самолёты и т.д.) В процессе игры закрепляем знания детей о месте обитания животных – лес, пустыня, джунгли; повторяем названия животных; считаем, сравниваем количество игрушек.

Для того, чтобы увидеть вертикальную линию – кладём на песок две ладошки. У двух ладошек будет 2 одинаковых домика и, чтобы они не сорились, разделим песочницу пополам. Левая ладошка выбирает игрушки для своего домика, а правая – для своего. В другой раз, поставим ёлочки к верхнему бортику песочницы, а куколку - к нижнему, и попросим ребёнка построить дорожку в лес так, чтобы получилась вертикальная линия.

Диагональ можно построить из разного материала – из одного уголка песочницы в другой. Можно дать задание ребёнку выложить дорожку из 7 красных пуговиц, 4 синих, 5 больших, 8 круглых и т.д. так закрепим название цвета, формы и величины предметов.

В процессе такой игры развиваем речь, закрепляем знания об окружающем мире, развиваем внимание и мышление.

Дидактическое упражнение «Найди цифру»


Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие внимания и терпения; продолжать разделять числа на чётные и нечётные.

Материал: песочница с песком, двухсторонние цифры (синие – нечётные, красные – чётные), мелкие игрушки.

Ход игры.

В песке закопаны цифры. Ребёнок «запускает» в песок руки и ищет цифру.

В: посмотри, какая эта цифра? Проверь, правильно ли она у тебе лежит?

(восп. следит, чтобы цифры лежали не в зеркальном отображении)

В: посмотри, у тебя цифра синего (красного) цвета. Это говорит о том, что цифра нечётная (чётная).

Воспитатель на камушках объясняет, что значит чётная или нечётная цифра. Чтобы хорошо запомнить цифру можно обрисовать её пальцем вокруг по песку, «прошагать» вокруг пальчиками или рядом выложить такую же цифру косточками, палочками и т.д.

Задание можно усложнить, если предложить выложить на песке больше или меньше предметов, чем найденная цифра.

Чтобы было интересно, в песок можно закопать и другие маленькие предметы, но найти надо цифры.

Искать можно руками или раскапывая осторожно совочком, кистью.

Дидактическая игра «Узор в геометрической фигуре»

Цель: ориентировка на плоскости, развивать умение видеть углы и середину фигуры, развивать воображение и фантазию, умение подбирать различный материал, развитие мелкой моторики рук.

Материал: песочница, рамки геом. фигур, камешки, пуговицы, ракушки и т.д.

Ход игры:

Дети выбирают рамку геометрической фигуры, природный или бросовый материал и составляют узор на песке. При этом повторяем - где у фигуры углы и сколько их, где стороны и сколько их, где середина. Для того, чтобы узор получился красивым, нужно считать и выкладывать одинаковое количество предметов, например по сторонам, одинаковые предметы по величине по углам, компоновать по цвету и т.д.

Решение логических задач

Цель: учить детей находить по описанию местонахождение игрушки, повторять название цвета и геометрической фигуры.

Материал: цветные рамки из геометрических фигур, мелкие игрушки.

Ход игры;

Воспитатель предлагает детям угадать, куда спрятана игрушка: не в жёлтом квадрате, не в красном, а между зелёным и красным; не в первом, не в третьем, не в красном и т.д.

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.
Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.
В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.
Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке.

Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

В трех тарелках лежат разные фрукты.
Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.
Апельсины не в синей и в розовой тарелке.
В какой тарелке лежат сливы?

Дидактическая игра «Домик для друзей»

Цель: ориентировка на плоскости, умение найти или описать где живёт зверёк, используя в речи понятия этаж и квартира.

Материал: домик для игры в песке, мелкие игрушки.

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель предлагает детям разместить свои игрушки по квартирам в домике. У каждой игрушки свой адрес – в синем квадрате жёлтый круг, в коричневом квадрате жёлтый прямоугольник и т.д.

2 вариант. Воспитатель говорит: 2 этаж, 3 квартира. Ребёнок находит эту квартиру и отвечает: мой адрес в жёлтом квадрате зелёный прямоугольник.

3 вариант. Все игрушки ставятся по квартирам. Воспитатель говорит: тот, кто живёт в квартире синий квадрат розовый треугольник, идёт гулять. Ребёнок с этим адресом убирает игрушку.

Дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру»


Цель: закреплять названия геометрических фигур; закреплять названия цвета фигур; развивать воображение ребёнка; развивать мелкую моторику рук.

Материал: геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, разного цвета и разной величины.

Ход игры:

В: дети, посмотрите, сегодня я приготовила для вас «Чудесный мешочек», а в нём….давайте посмотрим, что там лежит?

Дети по одному запускают руку в мешок, достают по одной геометрической фигуре и отвечают на вопросы:

  • Что за геометрическая фигура у тебя в руке?
  • Какого цвета?
  • Посмотри, на какие предметы в группе похожа эта фигура?
  • Если соединить Евину и твою фигуру, что получится?

В: давайте подойдём к песочнице. Я положу на песок квадрат и пальчиком или палочкой дорисую к нему треугольник – у меня получился дом. Подумайте, что вы можете дорисовать к вашей фигуре и нарисуйте.

Дети выполняют задание, достают другую фигуру и рисуют другой рисунок.

Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. Лучше всего сформировать интерес к этой науке еще до преподавания ее в школе.

В этом помогут интересные и увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников.

Развивающие задания могут воспитать в ребенке ряд полезных качеств: упорство, способность к целеполаганию и планированию, следованию правилам, умению анализировать, взвешивать полученный результат, приводить доводы.

Поиск путей решения нестандартных задач способствует стимулированию творческой и исследовательской активности.

Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться. Но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации:

Задания на смекалку помогают детям понять, что каждая потенциальная задача может содержать хитрость или двойной смысл. Чтобы найти правильный ответ, необходимо сосредоточиться и рассмотреть головоломку с разных позиций.

Перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению:

  • Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.
  • Например, концентрация внимания дошкольников ниже, чем у младших школьников. Они могут удерживать внимание, занимаясь интересующей деятельностью, на протяжении 30-50 минут. Если вдруг внимание малыша угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше.
  • Исходить из интересов ребенка.
  • Не злоупотреблять подсказками.
  • Если чадо не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения.Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку.Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы.
  • Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал.
  • Это поможет разностороннему развитию. При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др.
  • Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования.
  • Исходить из постепенного усложнения заданий.
  • Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев.
  • Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.
  • Поощрять самостоятельность.


Занимайтесь с ребенком комплексно. Вместе в развитием математических способностей развивайте и навык чтения. Узнайте из нашей статьи.

Если ваш ребенок непоседа, разрешите ему побегать по ортопедическому коврику . О его пользе прочитайте в нашей .

Виды заданий по математике

К занимательным математическим заданиям относятся игры, загадки, шуточные задачи, головоломки, упражнения с геометрическими фигурами. Все они направлены на развитие быстроты реакции, логического и нестандартного мышления, находчивости, воображения.

Поскольку дошкольный возраст подразделяется на младший и старший, то и задания должны подбираться с учетом степени сложности. Младший дошкольный возраст охватывает возрастной период 3-4 года, а старший — 5-7 лет. Конечно, разбивка заданий по возрасту условная, так как все зависит от темпов развития отпрыска, именно на них и надо ориентироваться.

Математические игры

К математическим играм принадлежат задания, которые базируются на анализе логических отношений и закономерностей.

Чтобы найти ответ, необходимо проанализировать условия задачи, ознакомиться с ее содержанием и понять, что требуется делать.

Поиски решения заключаются в применении мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

Игра «Составь последовательность чисел» . Ребенку даются перемешанные карточки с цифрами от 1 до 5 или 10, а он должен разложить их в правильной последовательности.

Задание . Ребенок получает бланк с картинками, возле которых есть цифры. Надо сосчитать предметы на картинке и обвести соответствующую цифру.

Задание . Надо на тельце насекомого нарисовать указанное количество точек.

Игры для старших дошкольников

Игра «Сравни число» . Взрослый предлагает ребенку назвать число, учитывая условия: оно должно быть больше 5, меньше 8. За каждый правильный ответ можно давать солнышко или флажок.

Задание . На специальном бланке слева расположены серии картинок, а справа - примеры. Необходимо подобрать к картинке подходящий пример.

Математические задачи на смекалку

Головоломки рекомендуют предлагать детям старшего дошкольного возраста. Самыми распространенными являются геометрические задачи со счетными палочками. Их называют геометрическими, потому что в основе задания - составление, трансформация различных фигур. Для выполнения задания надо подготовить счетные палочки и таблицы-схемы с изображениями фигур.

Нужно стараться выбирать задачи с разными условиями и способами решений, чтобы стимулировать поисковую активность малыша.

Задачи для дошкольников

Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Это может быть домик, скамейка, . Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.

«Преобразование фигуры» . Задание проводится в 2 этапа. Сначала взрослый показывает ребенку фигуру и просит составить из палочек такую же. Инструкция второго этапа: надо определить, какие и сколько палочек следует убрать, чтобы получилась другая фигура.

Ребенку надо проанализировать представленные геометрические фигуры, представив, как будет выглядеть конечный результат и выбрать ответ.

Ребенку дается изображение сложной геометрической фигуры, состоящей из множества деталей, он должен сосчитать, сколько в фигуре треугольников, прямоугольников, квадратов.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

Игры с геометрическими фигурами на составление различных предметов, животных очень полезны для развития аналитического мышления, сенсорных умений. Для проведения занятий необходимо запастись набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник или квадрат.

Игры для младших дошкольников

«Составь картинку». Ребенку дается стандартный набор фигур и простенькие картинки с изображением разных предметов. Ориентируясь на образец, ребенок должен сложить картинки.

Игры для старших дошкольников:

«Составь силуэт животного или насекомого» . Для игры берется круг, который разделен линиями на более мелкие и неоднородные детали, разрезается. Затем из полученных частей круга дети пробуют составить картинку, причем конкретные инструкции им не даются - они должны действовать по своему замыслу.

«Предметы из кубиков». Глядя на изображение предмета, дошкольник из кубиков строит такой же.

Загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы

Загадки, шуточные задачи и занимательные вопросы встречаются детьми с необыкновенным энтузиазмом. Они способны активизировать умственную деятельность ребенка, выработать навыки замечать главные и существенные свойства, отделяя их от второстепенных.

Задания, относящиеся к этой категории, отлично подходят для использования в начале занятия, чтобы подготовить чадо к интеллектуальной работе, провести умственную гимнастику.

Шуточные задачи способны создавать благоприятный эмоциональный фон, поднимать настроение. В качестве отдыха и переключения внимания задания можно использовать в середине занятия.

Математические загадки - это замысловатые вопросы или описания какого-то предмета, явления, которые ребенок должен отгадать. Поскольку загадки математические, то в них обязательно будут фигурировать цифры, надо будет производить вычислительные действия.

Шуточные задачи представляют собой игровые задания с математическим смыслом, для решения которых необходимо использовать смекалку и находчивость, а в некоторых случаях обладать чувством юмора. По ним рекомендуют заниматься со старшего дошкольного возраста. Содержание задач необычное, так как наряду с главными признаками они включают второстепенные. Получается, что поиски ответа как бы замаскированы другими условиями.

Примеры шуточных задач

  • 2 автомобиля проехали 5 км. Сколько км проехал каждый автомобиль?
  • Если аист стоит на одной ноге, то он весит 4 кг. Сколько будет весить аист, когда он стоит на 2 ногах?
  • Что тяжелее: 1 кг бетона или 1 кг ваты?

Занимательные вопросы

Они представляют собой краткие вопросы с побуждением сосчитать что-то.

  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?

Игры, математические развлечения

Игры и математические развлечения - отличный способ разнообразить формы работы. Если выбрать игру с двумя участниками, то интерес ребенка возрастет за счет духа соревнования.

Игры для младших дошкольников

«Закончи рисунок». Ребенку дается лист бумаги с изображенными на нем геометрическими фигурами. Задача - нарисовать небольшой рисунок, в основе которого нужная геометрическая фигура. Например, из круга можно нарисовать снеговика или часы, из квадрата - телевизор, портфель.

Пример игры для старших дошкольников

«Домики». Для этой игры понадобится 20 изображений домиков с 10 окошками. По наличию штор на окошках можно судить о квартирах. Суть игры состоит в том, чтобы сравнивать домики между собой: сколько надо вселить жителей, чтобы все квартиры полностью были заняты, сколько надо убрать из домика жителей, чтобы в нем было занято столько же квартир, как в пятом доме.

Универсальные игры

Чем старше ребенок, тем больше цифр может быть.

Книги по математике для дошкольников

  1. А. Болошистая «Математика вокруг тебя». Рабочая тетрадь включает задания на формирование математического мышления. Предназначена детям 4-5 лет.
  2. К.В. Шевелев «Математика для дошкольников». Рабочая тетрадь состоит из развивающих заданий, адресованных детям 6-7 лет. Занятия рассчитаны на подготовку к школе.
  3. Л.Г. Петерсон «Раз — ступенька, два — ступенька». Серия пособий призвана формировать математический образ мышления, воображение, способность к анализу.
  4. М. Дружинина «Большая книга досуга». В книгу входят ребусы, загадки, головоломки. Задания призваны развивать аналитическое мышление, расширять кругозор, активизировать воображение.
  5. О. Жукова «Математика для дошкольников». В книжке-раскраске собраны игровые упражнения, которые научат ребенка счету до 10, помогут развить восприятие и логику.