Международные стандарты аудита и их классификация. Мифы и правда о международных стандартах аудита

Правила (стандарты) аудита - это общие руководящие нормы для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок. Они регламентируют основные принципы и особенности аудиторской деятельности, обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С помощью аудиторских правил (стандартов) формируют программы подготовки и единые требования аттестации аудиторов, регулируют качество аудиторской деятельности.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. В зависимости от изменения экономических условий, к общепринятым правилам (стандартам) выпускают дополнения, подлежащие выполнению аудиторами. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от комментариев к стандартам, обязан обосновать причину этого отступления.

Международные стандарты аудита (в дальнейшем МСА) - это сборник документов, объединенных идеей, которая определяет направленность всей системы МСА. Такой идеей, или ключевым понятием, является необходимость в ходе проведения аудиторских проверок обеспечения или не обеспечения определенного уровня уверенности. Уверенность - это тот общий критерий, который в соответствии с МСА лежит в основе выбора того или иного типа проверки, а вслед за этим и уровня ответственности за ее результаты.

На основе действующих в настоящее время МСА разработан ряд российских аналогов, в целом их объединяют в несколько групп:

  • 1) международные стандарты близкие к российским правилам,
  • 2) международные стандарты отличающиеся от российских правил,
  • 3) международные стандарты не имеющие аналогов среди российских правил,
  • 4) российские правила не имеющие аналогов в системе МСА.

МСА 120 - относится к документам, не имеющим аналогов среди российских правил (стандартов), на сегодняшний день является отменённым с декабря 2004 года. Данный факт обусловлен несколькими причинами. Во-первых, уровни уверенности по-прежнему остались той основой, которая определяет тип проверки, и этот критерий пронизывает всю систему МСА. Во-вторых, Минфин России пока не признает данный вариант МСА в качестве официального, поскольку в России до сих пор отсутствует официальный перевод новой редакции сборника МСА.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор, осуществляющий проверку, должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами :

  • - независимость;
  • - честность;
  • - объективность;
  • - профессиональная компетентность и добросовестность;
  • - конфиденциальность;
  • - профессиональное поведение.

Аудитор в ходе аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений.

Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов .

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

МСА 120 «Основные принципы МСА» является базовым международным стандартом, разработанным с целью концептуальной основы, в рамках которой выпускаются международные стандарты аудита по отношению к услугам, которые могут предоставляться аудиторами. В этом стандарте отражены предназначение, порядок составления и предоставления финансовой отчетности экономических субъектов, а так же проведено разграничение между аудитором и сопутствующими услугами. В МСА 120 отмечается, что к сопутствующим услугам относятся обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляции (подготовка информации по которой не предполагает, что аудитор должен будет выразить уверенность) .

Под уверенностью рассматривается убежденность аудитора в отношении надёжности предпосылок, предоставленных одной стороной и предназначенных для использования другой стороной. В этом главным является, что:

  • 1) в случае аудиторского задания аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности, в том что информация является предметом аудита свободна от существенных искажений. В аудиторском отчете (заключении) выражается позитивным образом в виде разумной уверенности;
  • 2) при обзорной проверке аудитор обеспечивает средний уровень уверенности о информации, подлежащие обзорной проверке, не содержит существенных искажений - выражается в виде негативной уверенности;
  • 3) в случае задания о согласованных процедурах аудитор предоставляет только отчет об отмеченных фактах без выражения уверенности. Пользователям отчета самим предоставляется возможность оценить проведенные процедуры и факты приведенные в отчете, а так же сделать собственные выводы по данным работы аудиторов;
  • 4) в случае задания о компиляции - пользователи скомпилированной информации получают отдельные преимущества от участия в работе бухгалтера, но при этом аудитор в заключении не выражает никакой уверенности.

Согласно МСА 120 аудит финансовой отчетности призван давать аудиторской организации возможность выразить мнение о правильности составленной отчетности в соответствии законодательству. Мнение аудитора должно базироваться на собранных в ходе аудита достаточных и уместных доказательствах. Рассматривается вопрос о причастности аудитора к финансовой информации. если к ней прилагается его отчет (заключение), либо аудитор выражает согласие на использование его имени в связи с профессиональной деятельностью .

В случае если аудитору становятся известны факты не надлежайшего использования субъектом процедур имени аудитора в связи с финансовой информацией - то аудитор должен потребовать прекращения не правомерных действий со стороны руководства субъекта. А так же аудитор может проинформировать любые известные третьи стороны об использовании его имени ненадлежайшим образом в связи с указанной информацией.

В МСА 120 говориться, что в конце каждого международного стандарта должен приводится раздел «Перспективы государственного сектора», он раскрывает случаи требующие пояснения либо дополнения, если такой раздел отсутствует - то он применяется к аудиту финансовой отчетности в государственном секторе во всех существенных аспектах.

Международные стандарты аудита представляют собой единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Они являются критерием качества аудиторских услуг позволяют пользователям получить определённую уверенность в том что аудитор не подтвердит не достоверную информацию, и аудиторская проверка будет проведена добросовестно .

Знание и соблюдение основных принципов аудита способствует не только лучшему пониманию аудитором своей роли, но и повышению эффективности результатов аудиторской деятельности.

аудит ревизор проверка

Как и любая другая деятельность, касающаяся столь важной сферы жизни любого предприятия, как его финансовое состояние, подлежит жесткому регламентированию для того, чтобы исключить возможность некачественного проведения аудита. Также важно, чтобы сегодня, в век стремительной глобализации и интернационализации хозяйственной жизни всего мира, во всех странах аудиторские проверки проводились по одинаковой схеме. Это особенно важно для которые состоят из многих филиалов, разбросанных по всему миру. Именно для того, чтобы унифицировать процесс проведения и были приняты международные стандарты аудита

Что же они собой представляют? Международные стандарты аудита - это специальные документы, которые содержат в себе требования, предъявляемые к проведению проверок финансового состояния предприятий. Данные стандарты выпускаются международной федерацией бухгалтеров, и широко используются во всем мире. Прежде всего, наиболее известными и крупными пользователями МСА являются представители так называемой «большой четверки», в состав которой входят компании «Эрнст энд Янг», «ПрайсУотерХаусКуперс», «Кей-Пи-Эм-Джи» и «Делойте». Поскольку данные аудиторские фирмы являются транснациональными компаниями, то в своей деятельности они принимают за основное руководство к действию именно международные стандарты аудита.

Однако стоит отметить, что МСА используют не только представители «Большой четверки». Дело в том, что международные и национальные стандарты аудита тесно связаны между собой, и большинство стран создают собственные стандарты именно с учетом международного опыта. Это позволяет в еще большей степени унифицировать проверки и обеспечить максимально стандартизированный аудит в любой точке мира.

Классификация международных стандартов аудита - это разделение их на определенные категории в соответствии с неким признаком классификации. Обычно в классификации есть только один признак - логический этап аудиторской проверки, которого касается тот или иной стандарт. Именно поэтому международные стандарты аудита подразделяются на следующие категории:

Вводные аспекты - дают представление о концептуальных основах аудита и ведении проверки;

Обязанности - раскрывают все обязанности аудитора перед заказчиком, регламентируют заключение договоров о проведении проверки, обращают внимание на недопустимость разглашения аудитором полученной в фирме клиента информации;

Планирование - международные стандарты аудита данной категории дают представление о составлении плана аудиторской проверки, учете рисков, существенности и некоторых других моментах, важных при ;

Внутренняя система контроля - объясняет, каким образом необходимо анализировать систему учета и фирмы.

Аудиторские доказательства - международные стандарты аудита, касающиеся доказательств, являются одними из важнейших, поскольку регламентируют, какие документы могут приниматься аудитором в качестве доказательств той или иной операции, а также ранжируются по степени достоверности;

Использование услуг третьих лиц - объясняют, в каких случаях аудитор имеет право (или даже обязан) прибегать к помощи посторонних лиц при проведении проверки;

И выводы- регламентируют обязательные пункты и вывода, который будет представлен по окончании проверки руководству предпрития;

Специализированные области аудита - дают информацию о проверках в узкоспециальных сферах;

Сопутствующие услуги - регламентируют перечень дополнительных услуг, которые может предоставлять аудиторская фирма.

С 1 января 2017 года на территории РФ вводятся в действие Международные стандарты аудита (МСА). При этом применение на практике указанных стандартов вызывает у многих экономических субъектов некоторую обеспокоенность, связанную с устойчивостью их бизнеса. Попробуем разобраться с правдой и мифами о МСА.

Договор на аудит выгоднее заключить в 2016 году, чтобы не переплачивать за применение МСА

Международные стандарты аудита обязательны для применения аудиторскими компаниями и ни в коей мере не касаются аудруемых лиц. Но в последнее время появилась тенденция использовать введение МСА в качестве маркетингового хода при убеждении потенциальных клиентов заключить договор на аудит «здесь и сейчас». В качестве основного убеждающего аргумента используется утверждение, что заключение договора на аудит в 2017 году приведет к его удорожанию, т.к. будут применяться МСА вместо ФСАДов (федеральных стандартов аудита). Соответственно, возрастет количество аудиторских процедур, потребуется заполнение многочисленных рабочих документов, в том числе различных форм и таблиц. При этом умалчивается, что действующие в настоящее время стандарты (ФСАДы) давно базируются на международных, только недостаточно актуализированных. Поэтому, если аудиторская компания следует федеральным стандартам по форме и по сути, в переходе на МСА для нее нет ничего сложного.

Кроме того, введение МСА на территории РФ имеет переходный период: если договор на аудит заключен в 2016 году, аудиторские компании могут проводить аудит по стандартам, действующим в настоящее время. Это означает, что аудиторские компании сами выбирают порядок проведения аудита по договорам, заключенным в 2016 году. Следует отметить, что практически невозможно избежать заключения договоров на аудит в 2017 году. Соответственно, у аудиторской компании портфель заказов будет состоять как из договоров, заключенных в 2016 году, так и заключенных в 2017 году. При таких обстоятельствах у аудитора возникнет дилемма: применять в одном и том же периоде разные стандарты (ФСАД и МСА) или одинаковые (только МСА). Любой человек, даже не имеющий специального экономического образования скажет, что применение одного типа стандартов выгоднее, т.к. создает меньше трудностей, в т.ч. требует меньших трудозатрат и приводит к уменьшению ошибок в их применении.

Возрастание рисков потери финансовой устойчивости для аудируемых лиц в связи с отражением в аудиторском заключении наиболее существенных рисков для бизнеса

Действительно, МСА предполагают раскрытие в аудиторском заключении информации о ключевых факторах деятельности аудируемого лица, в т.ч. наиболее существенные риски для бизнеса по мнению аудитора. Но такое раскрытие информации в аудиторском заключении обязательно только для тех экономических субъектов, чьи акции котируются на бирже. Если же аудируемая компания не имеет таких акций, ключевые факторы деятельности не подлежат обязательному раскрытию.

Следует отметить, что акционерные общества, чьи акции можно купить на бирже, давно применяют риск-ориентированный подход при формировании бухгалтерской отчетности: аудируемое лицо самостоятельно раскрывает все существенные риски для бизнеса.

Поэтому говорить о том, что сообщение в аудиторском заключении дополнительной информации о ключевых факторах деятельности, может привести к возрастанию рисков потери финансовой устойчивости для бизнеса, не совсем верно. Аудиторское заключение существует не самостоятельно, а только в совокупности с бухгалтерской отчетностью в отношении которой выказывается мнение. При этом именно в отчетности и раскрывается вся необходимая информация, в т.ч. и об имеющихся бизнес-рисках.

Введение МСА приводит к большей публичности аудиторского заключения

Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности, предписывает сообщать в органы статистики соответствующую информацию для формирования государственного информационного ресурса. При этом к сведениям, сообщаемым в статистику, относятся, как экземпляр бухгалтерской отчетности, так и аудиторское заключение (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Это означает, что любое заинтересованное лицо может в любой момент запросить в органе статистики, как экземпляр бухгалтерской отчетности экономического субъекта, так и аудиторское заключение.

Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ внесены дополнения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые вступили в силу с 1 октября 2016 года. Согласно вновь введенной ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ в реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц необходимо среди прочих сведений внести информацию о результатах обязательного аудита, проведенного в отношении акционерных обществ, кредитных организаций и пр. При этом информацию обязан внести сам экономический субъект - заказчик аудита. Данные о бухгалтерской отчетности также отражаются в таком реестре, если это установлено действующим законодательством. Особенностью указанного реестра является его открытость и общедоступность (абз.2 п. 2 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, действующее российское законодательство обеспечивает достаточную публичность аудиторского заключения в отношении бухгалтерской отчетности. Соответственно, введение МСА никоим образом не оказывает дополнительного влияния на публичность результатов аудита

Правда о стандартах аудита

Вне зависимости от того, какие стандарты аудиторской деятельности применяет аудиторская организация, аудируемое лицо должно составлять отчетность в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности. Строгое соблюдение указанных правил поможет компании сформировать достоверную отчетность на основании которой можно принимать соответствующие управленческие решения. Бухгалтерская отчетность организации, достоверность которой подтверждена аудиторским заключением, также является основанием для принятия взвешенных бизнес-решений, как инвесторам, так и контрагентам.

Сложности для аудируемого лица заключаются в том, что бухгалтерское законодательство не стоит на месте: в него постоянно вносятся изменения. Бухгалтер при своей загруженности не всегда успевает своевременно отследить все новшества, соответственно, в отчетности возникают огрехи, которые могут послужить основанием как для появления оговорок в аудиторском заключении, так и выдачи отрицательного заключения.

Чтобы избежать появления ошибок в бухгалтерской отчетности необходимо проводить аудиторскую проверку заранее, а не в последние дни перед ее сдачей. Еще более выгодным вариантом проведения аудита для организации является поэтапный аудит: проверка проводится не за год, а по периодам (например, за 9 месяцев). При таких обстоятельствах вероятность появления ошибок в отчетности существенно снижается. Кроме того, исключается «авральность» работы бухгалтерии, что также способствует уменьшению ошибок. Именно поэтому рекомендуется не откладывать заключение договора на аудит «в долгий ящик», а заключать договор заранее, в т.ч. и в 2016 году.

Под аудитом понимают такой вид деятельности, при котором происходит сбор информации и оценка факторов, которые влияют на экономическое состояние предприятия. Аудит осуществляется независимым лицом, которое имеет соответствующую квалификацию. На основании установленных критериев должно выноситься заключение о качестве функционирования предприятия.

Роль и назначение международных стандартов аудита (МСА)

Основной целью аудита является проверка правдивости предоставленной информации о финансовых отчетах предприятия, их соответствие нормам законодательства. У аудита есть свои методы исчисления, элементами которых являются:

  • выборка;
  • аудиторские доказательства;
  • документы;
  • тесты, которые используются для контроля;
  • аудиторские процедуры.

Аудит в некотором роде – это вид финансового контроля, который совершается независимыми органами. При этом, отношения между аудиторами и директором предприятия построены на основании договора о предоставленных услугах. Также не стоит путать аудит и ревизию – их цели существенно отличаются.

1977 год стал годом создания Международной Федерации бухгалтеров (IFAC). Сегодня ее членами являются больше 150 бухгалтерских институтов со всего мира. В них входят почти 2 с половиной миллиона бухгалтеров. Это единственная в своем роде организация, которая включает в свои ряды и бухгалтеров (из частных или государственных организаций), и аудиторов, и работников сферы образования.

Основная цель федерации – развитие такой профессии, как бухгалтер, повышение уровня стандартов деятельности. Для этого IFAC разрабатывает специальные руководства, которые бухгалтеры из разных стран могут применять в своей работе, а также проводит консультации по вопросам, которые возникают в процессе работы.

Каждый из институтов занимается формированием элиты бухгалтеров в своей стране, специалистов с высокой квалификацией, которые не только владеют техническими знаниями в своей сфере работы, но и понимают и принимают вызовы и проблемы современного мира. Благодаря институтам они могут постоянно совершенствовать свой уровень и свои знания.

Порядок создания МСА

Международные стандарты аудита создавались на протяжении нескольких лет, а началось их формирование сразу же после создания комитета по аудиторской практике, который имел статус международного.

Сначала IFAC провела регистрацию 8 крупных компаний, которые занимались аудиторской деятельностью по всему миру. В каждой из них работало по пару тысяч работников. Через некоторое время эти фирмы были реструктуризированы, после чего их число сократилось до 6.

После этого еще несколько раз происходило их укрупнение. Эти компании проводят аудит по всему миру. Их работа отвечает всем международным стандартам. Это позволяет одинаково трактовать все проблемы, которые возникают во время аудиторских проверок.

История создания МСА

Современный аудит родился в Англии в 1844 году, когда вышло несколько законов о том, что крупные акционерные общества должны каждый год привлекать к работе специального сотрудника, который смог бы со стороны проверить правильность заполнения бухгалтерских учетов.

В 1932 году в США был принят Акт о правильности ценных бумаг. Это событие принято считать первой пробой ввести стандартизацию аудита. Сам акт выдвигал требования к негосударственным компаниям, которые выпускали ценные бумаги проводить независимый аудит.

На новый этап развитие аудита вышло уже в послевоенное время. Американский институт бухгалтеров в 1948 году сформировал такой документ, как «10 стандартов аудита». Они делились на 3 группы:

  • общие;
  • стандарты труда на объекте;
  • заключительные стандарты.

С начала 1960 началось укрупнение национальных компаний, на основании которых создавались международные финансовые корпорации. Этот процесс низменно вел к тому, что появилась острая необходимость в международном бухгалтерском учете. Это подтолкнуло к формированию МСФО, что и случилось в 1970 году. Впоследствии этого и появилась надобность единых стандартов для аудиторов.

Формирование МСА берет свое начало еще в 1977 году. Главную роль в работе над стандартами играет IFAC. Первая редакция МСА включала в себя 29 стандартов для аудиторов и еще 4 дополнительных стандарта для сопутствующих услуг.

В 1990 году прошла реформа международных стандартов аудита. В ее результате поменялась их нумерация, структура, основные характеристики стали более современными, введены в действия много новых стандартов.

В 2005 году в силу вступила новая версия МСА, которая насчитывает 58 стандартов. Все они делятся на 10 групп:

  1. Группа «Вводные аспекты» включает в себя юридический статус стандартов, список терминов, главные принципы, классификацию.
  2. «Обязательства» — здесь приведены 7 стандартов, где определяются цели и назначения аудита, ответственность аудиторов, определяется необходимый уровень их работы, контроль над документацией и пр.
  3. «Планирование» — включает пять стандартов, где приведена процедура планирования аудиторских проверок, а также трактовка значение концепции в структуре аудита.
  4. «Внутренний контроль» — в эту группу входит три стандарта, где описывается процедура оценивания, аудит риска и проведение контроля клиентом.
  5. «Аудиторские доказательства» — одна из самых крупных групп, в состав которой входят 12 стандартов. Они направлены на регламентирование сбора аудиторских доказательств в разнообразных ситуациях.
  6. «Работа третьих лиц» — здесь можно найти 3 стандарта, где приведены правила аудиторской проверки других аудиторов.
  7. «Выводы и подготовка отчетов» — включает 5 стандартов, где приведены рекомендации по составлению аудиторских отчетов и порядок включения в них дополнительных данных.
  8. «Специализированные сферы» — стандарт говорит о том, какие действия должен предпринять аудитор во время составления отчетов по специальным заданиям.
  9. «Сопутствующие услуги» — этим стандартом должны руководствоваться аудиторы при предоставлении сопутствующих услуг.
  10. «Международная практика аудита» — включает в себя 15 стандартов, которые помогают аудиторам решать возникшие вопросы во время выполнения своих обязанностей: проверка небольших предприятий, работа с руководством компании и пр.

Порядок разработки и принятия МСА

Сразу несколько комитетов МФБ занимаются разработкой стандартов аудита. Их порядка десяти. Каждый из них отвечает за свою отрасль аудиторской деятельности, что позволяет сделать стандартизацию максимально подробной и точной.

В последние годы в отрасли стандартизации аудиторских проверок произошли существенные изменения. В целом они были направлены на:

  • переработку МСА;
  • изменение Положений о международной аудиторской практике;
  • формирование стандартов по услугам, которые могут предлагать аудиторы по выдаче гарантий;
  • смену рекомендаций на аудит банковских учреждений.

Повышение уровня международных стандартов аудита должно хорошо отразиться на одобрении Международной комиссии по ценным бумагам. А уже это обязательно станет толчком к повышению доверия к аудиторской отчетности.

Почти каждый год IFAC издает собрание документов, которые актуальны именно в это время. Например, к таким бумагам относят Кодекс этики, который разработан именно для профессиональных бухгалтеров.

МАС в России – особенности проведения

Российские стандарты аудита построены на основании международных стандартов. Их использование преследует такие цели:

  • помогать развитию профессии аудитора и бухгалтера в стране;
  • сделать процесс аудита максимально унифицированным со всеми странами мира.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» называет аудиторские стандарты едиными требованиями для осуществления работы аудиторов, а также для предоставления дополнительных услуг. По этому законодательному акту стандарты можно поделить на такие группы:

  • федеральные;
  • внутренние, которые могут действовать в объединениях аудиторов;
  • внутрифирменные, которые применяются внутри организаций аудиторов, или же для отдельных специалистов.

Выполнение федеральных стандартов обязательно для всех видов аудиторских компаний или же отдельных аудиторов. Исключением могут считаться только те положения, в которых указано, что они имеют характер рекомендации.

МСА уже довольно длительное время используется в самых развитых странах мира. Важность внедрения этих стандартов в России невозможно переоценить, так как РФ крайне необходимо полностью интегрироваться в мировое экономическое сообщество. Для этого необходимо увеличить уровень качества работы аудиторов.

Внедрение МСА в России вызывает такие проблемы:

  • большие корпорации и предприятия не понимают важности проведения аудиторской проверки;
  • рынок аудиторских услуг постоянно растет, что приводит к нарушениям этических норм;
  • внедрение МСА приводит к подорожанию услуг аудиторов;
  • не все аудиторы еще вполне понимают основные принципы МСА, что приводит к частым ошибкам;
  • непонимание необходимости введения на российском рынке именно международных стандартов.

МСА – это единые правила, которые разработаны для повышения качества аудиторской деятельности, тогда как российские федеральные стандарты – это скорее свод правил о нормах поведения аудиторов.

Вконтакте

В настоящее время разработано 39 Международных стандартов аудита. Все МСА классифицируются в 9 групп и 11 положений по международной аудиторской практике (ПМАП).

Дадим их общую характеристику.

группа - «Введение» - включает 2 стандарта, разъясняющие основные принципы и необходимые процедуры работы аудитора и основные принципы формирования содержания МСА.

группа - «Обязанности» - включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.

группа - «Планирование» - посвящена организации планирования аудиторской проверки и содержит 3 стандарта.

группа - «Внутренний контроль» - включает 3 стандарта. В ней рассматриваются вопросы, относящиеся к оценке рисков и внутреннему контролю, проведению аудита в среде компьютерных информационных систем, ряд особенностей при проведении аудита субъектов, использующих обслуживающие организации.

группа - «Аудиторские доказательства» - состоит из 11 стандартов и содержит разъяснения, связанные с назначением аудиторских доказательств и методов их сбора. Эта группа стандартов используется при проведении аудиторских проверок.

группа - «Использование работы третьих лиц» - включает три стандарта и посвящена использованию при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг работы экспертов, других аудиторов, материалов внутренних аудиторов при проведении внешнего аудита.

группа - «Аудиторские выводы и заключения» - включает 4 стандарта. Она посвящена заключительному этапу аудиторской проверки - составлению аудиторского заключения.

группа - «Специальные области аудита» - включает 2 стандарта и посвящена составлению отчета (заключения) при проведении аудита по специальным аудиторским заданиям и исследованию ожидаемой финансовой информации.

группа - «Сопутствующие услуги» - включает 3 стандарта и посвящена сопутствующим услугам по аудиту финансовой отчетности.

Положения по международной аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 - особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений - помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.

Перечень Международных стандартов аудита мса:

Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА) и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК):

200-299 общие принципы и Обязанности

МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МСА»

МСА 210 «Согласование условий аудиторского задания»

МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности»

МСА 230 «Аудиторская документация»

МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности»

МСА 250 «Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности»

МСА 260 «Информационное взаимодействие с представителями собственника»

МСА 265 «Доведение информации о недостатках в системе внутреннего контроля для представителей собственника и руководства организации»

300-499 Оценка рисков и противодействие выявленным рискам

МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»

МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации»

МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита"

МСА 330 «Аудиторские мероприятия по противодействию выявленным рискам»

МСА 402 «Особенности аудита предприятия, пользующегося услугами обслуживающей организации»

МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»

500-599 Аудиторские доказательства

МСА 500 «Аудиторские доказательства»

МСА 501 «Аудиторские доказательства - особенности оценки отдельных статей»

МСА 505 «Подтверждение из внешних источников»

МСА 510 «Первичное аудиторское задание - начальные сальдо»

МСА 520 «Аналитические процедуры»

МСА 530 «Аудиторская выборка»

МСА 540 «Аудит расчетных оценок, в том числе оценок по справедливой стоимости, и связанной с ними раскрываемой информации»

МСА 550 «Связанные стороны»

МСА 560 «Последующие события»

МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности организации»

МСА 580 «Письменные представления»

600-699 Использование услуг других лиц

МСА 600 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов подразделений)»

МСА 610 «Использование внутренних аудиторов»

МСА 620 «Использование привлеченных экспертов аудитора»

700-799 Аудиторские выводы и заключения

МСА 700 «Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности»

МСА 701 «Модификация заключения в отчете независимого аудитора»

МСА 705 «Виды модифицированного аудиторского заключения»

МСА 706 «Пояснительный раздел и раздел "прочие вопросы" аудиторского заключения»

МСА 710 «Сравнительные данные: сравнительные показатели и сравнительная финансовая отчетность»

МСА 720 «Ответственность аудитора за прочую информацию в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность»

800-899 Особые аспекты

МСА 800 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности, подготовленный в соответствии с принципами специального назначения»

МСА 805 «Особые аспекты: аудит отдельных финансовых отчетов, конкретных элементов, счетов и статей финансового отчета»

МСА 810 «Задания по составлению заключения по обобщенной финансовой отчетности»

      Аудит финансовых вложений.

Целью аудиторской проверки финансовых вложений является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статьям «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» и соответствии применяемой методики учета по финансовым вложениям, действующим в РФ нормативным документам.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 к финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.

Информационная база, используемая аудитором при проверке финансовых вложений, включает:

Документы, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение финансовых вложений;

Бухгалтерскую отчетность;

Приказ об учетной политике организации;

Регистры синтетического и аналитического учета финансовых вложений;

Первичные документы по отражению финансовых вложений.

По приказу об учетной политике организации аудитор может ознакомиться со следующей информацией:

Порядком признания доходов от участия в уставных капиталах других организаций доходами от обычных видов деятельности или операционными доходами;

Рабочим планом счетов, используемых для отражения финансовых вложений;

Формами первичных документов, разработанных и утвержденных организацией для учета финансовых вложений.