Краткое содержание ночь перед рождеством гоголь 5. Краткий пересказ – «Ночь перед Рождеством» Гоголь Н.В

Введение. Общее описание повести, основная идея.

«Ночь перед Рождеством» - выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю. Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

История создания

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Основной сюжет. Особенности композиционного строения.

(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю "Ночь перед Рождеством" )

Сюжет завязан на приключениях главного героя - кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Образы главных героев

Кузнец Вакула

Главные герои - реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула - настоящий украинский мужчина, вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Черноокая Оксана - главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы - ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Заключение

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется - это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.

Представляем Вам краткое содержание повести Н.В. Гоголя из цикла «Вчера на хуторе близ Диканьки». Как обычно, мы подготовили для Вас целых 2 варианты краткого содержания (переказа) повести "Ночь пред рождеством".

Краткое содержание повести Ночь перед Рождеством

Повесть начинается с описания картины ночного украинского хутора. Завершился последний перед Рождеством день, а за ним наступила ясная звездная ночь. Из трубы одной хаты на метле взлетает ведьма. Она летает по ночному небу и собирает звезды. А в это время черт крадёт месяц. Он это сделал потому, что знал, сегодня Чуб приглашен дьяком на кутью, а дочь его красавица останется дома, к ней в это время придет кузнец. Вот этому кузнецу и мстил черт. Кузнец этот, довольно добротный художник, написал однажды картину, где святой Петр в день страшного суда изгоняет из ада злого духа. Черт всячески мешал кузнецу, но работа была доделана, доска внесена в церковь и вделана в стену. С тех пор и поклялся черт мстить кузнецу. Украв месяц, черт надеялся, что в такую темноту Чуб никуда не пойдет, а кузнец при отце не решится приходить к дочке Чуба.

Чуб же, выходя вместе с Панасом в это время из своей хаты, раздумывал, на что ему решиться: идти к дьяку или нет. Чуб всё-таки решился идти и оба кума отправились к дьяку.

Оксана, дочь Чуба, слыла первой красавицей на хуторе. Однако по характеру она была капризна и избалована. Следствием чего стал стабильный интерес к ней со стороны местных кавалеров, но интерес этот был обычно непродолжительным. Со временем, ребята предпочитали более простых и столь избалованных девушек. И лишь кузнец Вакула не оставлял ее в покое, хоть она и обращалась с ним не лучше, чем с прочими.

Как только Чуб ушёл, Вакула поспешил к своей пассии. Кузнец признается Оксане в любви. Однако Оксана, по наитию лишь флиртует с юношей и даже откровенно измывается над ним. В этом время раздался стук в дверь и Вакула, опережая Оксану, спешит открыть дверь.

Вместе с этим в небе заскучала ведьма. Ей надоело летать, и она отправилась домой. Следом за ней летит черт. Тут стоит сказать, что ведьма является матерью Вакулы. Зовут её Солоха, ей около 40 лет, внешностью она была ни дурна и ни хороша. Однако Солоха так умела очаровывать козаков, что к ней ходили многие, при этом даже и не подозревая, что у них есть соперники. При этом, наибольшее почтение она оказывала зажиточному Чубу, так как хотела женить его на себе и прибрать его богатство к рукам. Коварная Солоха опасалась, что сын Вакула опередит её, женившись на Оксане раньше, чем она сможет окольцевать Чуба. Да бы опередить своего же собственного сына на пути к богатствам Чуба, она постоянно ссорит их между собой.

Следуя за Солохой, чёрт заметил, что Чуб все-таки ушел из дома. Черт начал разрывать снег, чтобы поднялась метель. Так он хотел заставить Чуба воротиться домой. Но из-за того, что метель была слишком сильна, Чуб с кумом долго не могли найти хату. Наконец Чубу вроде бы удалось найти свой дом. Он постучал в окно, но в ответ услышал голос Вакулы. Чуб подумал, что забрел не туда, но и уходить не спешил. Чубу стало крайне интересно - чья же это хата и к кому ходит кузнец, Чуб прикинулся колядующим, сказал, что пришел поколядовать, но Вакула выгнал его сильным ударом по спине. Побитый, Чуб отправился к Солохе.

Когда черт летал из трубы хаты Солохи и обратно, у него выпал месяц и поднялся на небо, что осветило все вокруг. Парубки и девчата вышли колядовать. Зашли друзья и к Оксане. На одной из девушек она увидела славные черевички, и ей захотелось такие же. Вакула пообещал Оксане, что достанет для нее самые лучшие. Оксана поклялась, что если Вакула привезет ей черевики, которые носит сама царица, она выйдет за него замуж.

В это время черт разнежился у Солохи, целовал ей руки, но тут послышался стук и голос Головы. Черту оставалось только спрятаться в один из мешков с углем, которые оставил Вакула около входа. Голова рассказал, что шел к дьяку, а когда началась метель, решил свернуть к Солохе. Опять раздался стук. Это пришел дьяк. Голова просит его спрятать, Солоха прячет его в самый большой мешок с углем. Дьяк вошел и сказал, что, так как из-за метели к нему никто не пришел, он решил праздновать у Солохи. Опять раздался стук. На сей раз пришел Чуб. Солоха прячет дьяка в другой мешок из-под угля. Чуб пришел к Солохе выпить водки, так как совсем замерз. Опять стук в дверь и голос: «Отвори». Пришел домой Вакула. Солоха, испуганная появлением сына, указала Чубу на мешок, в котором уже сидел дьяк. Чуб залез в него, дьяк не мог даже кашлем выдать свое присутствие, а потому терпел сильную боль. Вакула, войдя в хату, сначала завалился на лавку, но потом заметил, что так и не убрал мешки с углем. Он решил их вынести. Думая об Оксане, кузнец вышел на улицу. Там во всю шло празднование. Кузнец, услышав среди голосов гуляющих голос Оксаны, бросил тяжелые мешки и, оставив в руках только небольшой мешок, пошел в толпу. Оксана опять посмеялась над бедным Вакулой. Больше терпеть не было сил, и Вакула решил утопиться. Он побежал что есть сил на край деревни. Но на полпути одумался и решил ᴎдти к пузатому Пацюку просить совета. Пацюк тот был знахарем, стоило ему пошептать несколько слов, недуг как рукой снимало. Вакула просит Пацюка указать ему дорогу к черту, так как другого средства помочь в его деле с Оксаной не вᴎдит. Но Пацюк отвечает, что «тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами». Вакула, испуганный, вышел из хаты. А черт тут как тут: начал нашептывать кузнецу, что поможет ему с Оксаной, только контракт надо подписать. Вакула схватил черта за хвост, сел на него и поднял руку для крестного знамения. Черт взмолился, что все сделает, только не надо класть на него знамения. Вакула приказал доставить его прямо к царице в Петербург.

Оксана долго раздумывала над тем, как поступила с кузнецом. А вдруг он влюбится в другую? Но потом страхи прошли, и она уже смеялась с подругами. Подруги Оксаны обнаружили мешки, которые оставил Вакула, и решили, что это он наколядовал так много. Но так как поднять их не было сил, все побежали за санками. В это время худощавый кум выходил из шᴎʜка и увᴎдел мешки, тоже решив, что кто-то наколядовал. На помощь он позвал ткач, т.к. самому дотащить мешок до дома ему было не по силам. Дома из-за мешка началась драка между ними и женой кума. Драка была остановлена внезапным появлением из мешка Чуба. Следом за ним вылез и дьяк. Чуб дивится хитрости Солохи, которая прячет своих ухажеров по мешкам.

Девушки, вернувшись, обнаружили только один мешок, но решили, что хватит с них того, что есть. Они повалили мешок на санки и повезли его в хату Оксаны. Девушки стали развязывать мешок и обнаружил, что там кто-то сидит. В это время входил в дом Чуб. Он сразу понял, что мешок этот тоже из дома Солохи. Из мешка вылез Голова. Все пришли в замешательство. Голова, нахлобучив капелюх, ушел. А Чуб еще долго изливал свою досаду на Солоху.

Между тем Вакула добрался на чёрте до Петербурга. Он приказал черту вести его к запорожцам, которые осенью проезжали через Диканьку и теперь были в городе. Запорожцы сразу узнали кузнеца. Он просит их взять с собой к царице. Запорожцы долго отказывались, но потом, не без вмешательства черта, согласились. Вакула надел такое же платье, что и у них, и все поехали во дворец. Там кузнец, обратившись к царице, попросил такие же черевички, как на ней. Царица приказала принести самые дорогие, шитые золотом. Вакула подивился красоте черевичек, сделав попутно комплимент царице о стройности ее ног. После этого кузнец приказал черту выносить его из дворца, и вдруг очутился за шлагбаумом.

Тем временем на хуторе разошёлся слух, что кузнец не то утопился, не то повесился. Оксана, узнав такую новость, всю ночь не могла уснуть, все думала о Вакуле, «и к утру влюбилась по уши в кузнеца».

На утром черт вернул Вакулу к его хате. Вместо благодарности Вакула три раза огрел чёрта хворостиной по спине. Черт бросился бежать. Вакула зашел домой, повалился на лавку и проспал до обеда. Затем он надел праздничный наряд, взял черевички и отправился к Чубу. Чуб был удивлен появлением кузнеца, которого все считали мертвым. Вакула просит руки Оксаны, показывает, какие привез черевички, Чуб соглашается. Но теперь Оксане уже не нужны были черевички. Сам кузнец стал для неё основным объектом интереса.

Повесть завершается тем, что Вакула и Оксана женятся по церковным обычаям.

Краткое содержание (пересказ) повести Ночь перед Рождеством - вариант № 2

Ясная морозная ночь накрывает хутор после предрождественского дня. Дивчины и парубки пока еще не вышли колядовать. Это позволяет местной ведьме Солохе незаметно взлететь в небо за звёздами. Навстречу Солохе летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман.

Чёрт надеется, что тьма не пустит из дому зажиточного козака Чуба, приглашенного к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.

Пока строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ли к дьячку, где за варенухой соберется приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят. Дома Чуб оставляет красавицу-дочку Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застает ее кузнец - Вакула.

Тут нужно кратко сказать, что Вакула - сын ведьмы Солохи и он влюблён к Оксану. Избалованная красавица весьма скверна характером. Её краса притягивает парубков, но серьёзных отношений с ней никто не строит. Очень быстро парни, насытившись ненасытной и меркантильной девицей, предпочитают ей более скромных девушек. И лишь Вакула беззаветно и слепо любит дерзкую бестию. Вредная и коварная красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными чувствами. Обиженный кузнец идет отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги Чуб, решив по случаю поднятой чертом метели вернуться домой. Но голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришел кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав ему тычков, выгоняет переодетого козака. Побитый Чуб, поняв, что из собственного дома кузнец явно ушел, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если только он достанет ей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уноϲᴎт мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет свое издевательское условие. Броϲᴎв все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повеϲᴎлся.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своем несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечаᴍᴎ, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая легкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Вакула, схитрив, хватает черта за хвост и велит ему везти себя «в Петербург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санкаᴍᴎ, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но ϲоблазнительное ϲодержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на прием к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он кракто почитает за благо отправиться восвояси.

Тем временем диканьские бабы посередь улицы спорят, как именно покончил с собой Вакула. Слухи об этом тревожат душу Оксаны, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу на сватовство. Чуб, хоть и обиженный вероломством Солохи, но всё-таки «умасленный» шикарными подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Теперь уже семейный Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить всем добрым людям и всему миру, чтобы было весело колядовать и славить Христа».

Парни в украинском селе готовят свои проказы, девушки наряжаются у зеркала. Скоро они выбегут на скрипучий снег, чтобы петь под окнами рождественские колядки и желать здоровья и процветания хозяевам. А в благодарность получат от кого медный грош, от кого — кусок колбасы.

Через трубу из одной хаты вместе с клубами дыма вылетела ведьма верхом не метле. Поднялась до самого неба да и набрала полный рукав звезд. Навстречу ведьме летит черт: «Спереди совершенно немец (иноземец): узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком...», тоненькие ножки, сзади хвост — «такой острый и тонкий, как теперешние мундирные фраки». Небольшие рожки, козлиная боро-денка... «Последнюю ночь осталось черту шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей...»

Ведьма ворует звезды, а черт собрался украсть месяц. Обжегся, стал перекидывать из одной руки в другую и, наконец, «поспешно спрятал в карман».

Зачем черту это было нужно? А было черту известно, что «богатый козак Чуб приглашен дьяком на кутью», где будут почтенные гости. В его отсутствие к его дочке Оксане — первой красавице на все село — наверняка придет влюбленный в нее кузнец Вакула, «силач и детина хоть куда». А черт ненавидит Вакулу, потому что в «досужее от дел время кузнец занимался малеванием»: он расписывал миски, хаты, изображал святых и на церковной стене нарисовал «святого Петра, изгоняющего из ада злого духа».Черт был представлен в самом отвратительном и униженном виде — «грешники били его и гоняли кнутами, поленами и всем чем ни попало».

Нечистый решил отомстить Вакуле: Чуб ленив, в темную зимнюю ночь он из дому не выйдет. Вот кузнецу и не придется свидеться с Оксаной — между отцом девушки и влюбленным в нее хлопцем существует давнишняя неприязнь.

После похищения месяца сделалось так темно, что «не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку». Черт в темноте подкрадывается к ведьме, начинает ей нашептывать любезности...

Козак Чуб в такую темную ночь и остался бы дома, покуривая люльку (трубку), но манит его варенуха и шафранная водка, которыми наверняка попотчуют у дьяка. Да и выходит он из дому не один, а с кумом — идти будет нескучно.1

— Так что же, кум? Как нам быть? Ведь темно на дворе? — делает Чуб попытку посоветоваться.

Кум предлагает остаться дома — и Чуб тотчас поступает наперекор. Кумовья тащатся к дьяку.

Оксане не было еще и семнадцати лет, но все «парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда, и не будет никогда на селе... Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица...»

Парубки, попробовав привлечь внимание красавицы, мало-помалу отставали от нее и обращались не к таким избалованным девушкам. Один кузнец был постоянен.

После ухода отца девушка жеманится перед зеркалом: «Разве черные брови и очи мои так хороши, что уж равных им нет на свете?.. Я вижу теперь, что я совсем не хороша!» и тут же: «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою!»

Кузнец, потихоньку вошедший, любуется ею — даже ее притворный гнев («Зачем пришел? А не погнать ли тебя лопатой?») и непритворное самолюбование приводят хлопца в восхищение.

Оксана расспрашивает Вакулу, правда ли, что его мать ведьма. Тот отвечает, что ему все равно: «Ты у меня и мать, и отец, и все, что есть дорогого на свете...»

Ведьма же, на самом деле мать Вакулы — Солоха, с морозного неба лихо спускается в трубу, предварительно убедившись, что Вакула не назвал в хату гостей. С ней спускается и черт. К сорокалетней Солохе захаживают и дьяк (когда дьячихи нет дома), и голова, и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. Солоха ловка — никто из ее обожателей не подозревает, что у него есть соперники.

Приветливее всего Солоха с Чубом: он был вдов и богат (волы, коровы, птица, огород, сундуки с нарядами покойной жены). Солоха была очень не прочь обвенчаться со вдовцом и присоединить его хозяйство к своему. Поэтому ей очень не нравилось, что сын ее влюблен в Оксану: если Вакула женится на дочери Чуба, то добро достанется кузнецу, а мать его уже не сможет выйти замуж за козака — церковь такие «перекрестные браки» порицает.

Черт уж влетел в трубу да увидел Чуба с кумом. Тогда он вновь вылетел и, по-собачьи разрывая мерзлый снег лапами, устроил настоящую метель, — надеялся, что теперь-то Чуб все-таки воротится домой и отколотит назойливого кузнеца.

Во время метели Чуб с кумом потеряли друг друга. Кум набрел на шинок, что очень его обрадовало. А Чубу удалось найти свою хату, но... Навстречу ему с грозным видом вышел кузнец:

— Чего надо?

Чуб решил, что из-за метели он перепутал дорогу. «Верно, это хата Левченко, который сейчас сидит у дьяка... А кузнец — хо-хо! — верно, ходит к его молодой жене!»

Чуб заявляет, что он пришел колядовать, но Вакула прогоняет его толчками. Чуб отправляется к Солохе, приговаривая:

— Больно поколотил проклятый кузнец!

Солоха вылезла из печи и начала прибираться. Только Кузнецовы мешки оставила посреди хаты: его мешки — пусть он и убирает!

Черт любезничает с Солохой, добиваясь нежностей. Он и не заметил, что месяц вылетел из его кармана и вновь утвердился на небе. «Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами». Парубки и девушки высыпали на улицы, почти под каждой хатой толпились колядники.

Компания девушек с мешками ввалилась в хату Оксаны, хвастаясь наколядованным: паляницами, варениками, колбасами...

Оксана веселится. Она хвалит черевички, которые замечает на своей подруге Одарке. Кузнец обещает своей ненаглядной Оксане принести лучшие черевички — «какие редкая панночка носит».

Оксана смотрит надменно:

— Если ты достанешь черевики, которые носит царица, то сей же час выйду за тебя замуж!

Колядующие девушки уводят вслед за собой капризную красавицу. Кузнец выходит вслед за ними. Он пытается убедить себя, что «доброй хозяйки» из Оксаны не выйдет, «она только мастерица рядиться». Но ее «смеющийся образ» не оставляет его.

В это время черт увивается возле Солохи — и тут в дверь раздается стук. Это заявился сельский голова. Пока Солоха открывала дверь, черт проворно юркнул в мешок. Голова объявил Солохе о том, что из-за метели не пошел, как намеревался, к дьяку — и теперь проведет весь вечер с нею.

Теперь уж с любезностями к ведьме пристает дьяк: прикасается к ее полной руке, тут же отскакивает и спрашивает с видом лукавым и самодовольным:

— А что это у вас, великолепная Солоха?

Неизвестно, сколько бы дьяк еще так трогал и прыгал, спрашивал и отскакивал, но послышался стук и голос козака Чуба.

Трусливый дьяк заметался, задрожал всем телом:

— Что теперь, если застанут особу моего звания? Дойдет до отца Кондрата!

Но более отца Кондрата дьяк боялся своей грозной жены, которая не стеснялась в гневе вырывать дьяку волосы из положенной ему по сану косы.

Дьяк был тоже засунут в мешок из-под угля, уже в другой. Служитель церкви тщедушен, от страха он так съежился, что сверху можно было насыпать еще полмешка угля.

Чуб входит к Солохе в прекрасном настроении. Он даже шутит, будучи абсолютно уверенным, что он единственный герой сердца деревенской красотки:

— Уж не развлекалась ты уже с кем-нибудь без меня?

Но не успел шутник с морозу выпить рюмку, как в дверь постучал кузнец. Что было делать Солохе? Она затолкала Чуба в тот же мешок, где на дне скорчился дьяк.

Кузнец опустился на лавку, будучи сильно не в духе. Мать его вышла в огород, чтобы побеседовать с очередным претендентом на ее ласки. Вакула подхватил мешки: «Дрянь всякая валяется посреди хаты, а ведь праздник!» С трудом взвалив груз на плечи, кузнец выбирается из дома. Он огорчен: «Околдовала меня Оксана! Раньше подковы руками гнул, а теперь мешка не подниму!»

Бедолага не знает, что взвалил на плечи и долговязого голову, и толстого Чуба, и дьяка, да еще и черта в отдельном маленьком мешке (кузнец думает, что там — его инструменты).

Увидев на улице толпу, где сияет черными очами Оксана, кузнец подходит поближе. Лукавая девушка вновь напоминает о черевичках, «которые носит царица». Кузнец бросил все мешки (кроме маленького, с чертом) и заявил в сердцах:

— Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, а меня больше не увидишь на этом свете.

На бегу попрощался Вакула с парубками и завещал все добро, что найдется в его скрыне (сундуке), на церковь. Бросив тяжелые мешки на дорогу, с чертом за плечами бросился Вакула бежать. Остановившись перевести дух, он подумал, что, покончив с собой, все равно погубит свою душу. Не попробовать ли последнее средство — пойти к запорожцу Пузатому Пацюку, который, говорят, колдун и всех чертей знает.

Пацюк жил в Диканьке вот уж десять, а то и пятнадцать лет. Он был так огромен, что все реже выходил на улицу — видно, в двери пролезть не мог. Но у себя принимает — в селе Пацюк известен как искусный знахарь.

Кузнец «не без робости отворил дверь». Пацюк ел галушки без помощи столовых приборов и рук — просто хлебал из кадушки жижу, то и дело ухватывая зубами галушки.

Но это были еще не чудеса. А вот когда принялся бывший запорожец за вареники, то Вакула просто застыл: сами собой прыгали эти изделия из теста в сметану, обмакивались и отправлялись в широко разинутую пасть Пацюка.

Вакула удивлен и даже напуган, но, тем не менее, вежливо интересуется у знахаря, не может ли он помочь найти черта и попросить у него помощи. Ведь поговаривают, что и сам Пацюк немного сродни черту.

— Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами... — произнес запорожец.

И Вакула почувствовал, как в его разинутый от удивления рот влетел вареник и уже запачкал ему рот сметаною.

Кузнец бросился наутек. На улице черт выскочил из мешка и сел верхом кузнецу на шею. Нечистый стал сулить благочестивому Вакуле и деньги, и любовь Оксаны... Только вот нужно подписать контракт...

Кузнец сделал вид, что согласился. Но подобные контракты с чертом ведь подписывают кровью?

Кузнец полез в карман якобы за гвоздем, но, изловчившись, поймал черта за хвост и сотворил крест. «Черт сделался тих, как ягненок».

Умоляя не класть на него страшного креста, нечистый согласился служить кузнецу. Вакула велел везти его в Петербург — и тут же почувствовал себя поднимающимся на воздух.

«Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца...» Но ей удалось утешиться: «Не пройдет минут десять, как он придет поглазеть на меня...» Оксана решила быть помягче. Может, дать позволить как бы нехотя поцеловать себя...

И вот уже капризная красавица смеется с подругами. Девушки обращают внимание на брошенные кузнецом огромные мешки. Решили погрузить их, неподъемные, на санки и посмотреть у Оксаны в хате, что там.

Пока девушки бегали за санками, из шинка вышел кум. Решил, что мешки набиты кнышами и паляницами, а то и чем получше. Одному ему мешка не поднять. Кстати случился ткач Остап. Вдвоем они отнесли мешок с Чубом и дьяком в хату к куму. Жена кума, обычно сплетничавшая у соседок, неожиданно оказалась дома. Поскольку кум был горький пьяница, жена его часто ставила ему синяки под глазами и ругала его на чем свет стоит. Нищая их хата была богата только скандалами.

Завидев мешок с добычей, кума вознамеривается его отобрать. Кум пытается его отстоять, кума хватает кочергу... Достается и мужу, и ткачу. Ощупав мешок, женщина решает, что там целый кабан! Но из мешка выбирается Чуб. Усмехаясь, он уверяет, что нарочно подшутил над кумом. Но пусть тот не расстраивается: внизу еще что-то шевелится... Вряд ли кабан. Но поросенок — точно! Вместо поросенка вылезает дьяк...

— Вот тебе и Солоха! — восклицает Чуб. — Теперь я все знаю: у нее в каждом мешке по два человека. А я думал, что она только мне одному...

Девушки немного удивились, не обнаружив одного мешка, но Оксана утешилась тем, что и одного хватит. Когда мешок втащили в хату, голова не смог сдерживать икоту, которая давно уже мучила его. Он принялся икать и кашлять. Девушки испугались, бросились вон. В этот момент появился Чуб. Он попросил «не прогневаться, что не называю по имени и отчеству, вылезай из мешка!»

Вылез голова. Чуб от удивления вместо того чтобы спросить, как этот важный человек залез в мешок, осведомился:

—А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь сапоги — смальцем или дегтем?

Голова степенно ответил, что дегтем лучше — и вышел из хаты.

А Чуб долго еще вслух дивился своей глупости, проклинал Солоху и требовал вытряхнуть из мешка второго человека.

«Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою...»

Но вот и Петербург, освещенный по поводу какого-то праздника иллюминацией. За шлагбаумом, опустившись на землю, черт оборотился в коня.

«Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены... Дома росли и будто поднимались из земли на каждом шагу, мосты дрожали, кареты летали... С изумлением оглядывался кузнец на все стороны. Ему казалось, что все дома устремили на него свои огненные очи и глядели... Господ в крытых сукном шубах он увидел так много, что не знал, перед кем шапку снимать...»

Кузнец, хотя и оробел, здравого рассудка не потерял. Он велел черту залезть к нему в карман и вести сначала не к царице, а к запорожцам, которые проезжали осенью через Диканьку. Он знал, что они из Сечи направлялись с бумагами к царице. Так, верно, знают, как к ней лучше обратиться с просьбою. Запорожцы не сразу, но узнали гостя: «это тот кузнец, что малюет важно!» Брать диканьского живописца с собою к царице (а визит был назначен прямо на этот вечер) запорожские послы сначала отказывались, но кузнец, стукнув по карману, велел черту: « Проси!»

И вот уже, переодевшись в зеленый запорожский жупан, вместе с другими посланцами Сечи едет кузнец в огромной карете на мягких рессорах. Вот он вступает на «блистательно совещенную лестницу»... Особенно восхищают талантливого и чувствительного жителя Диканьки произведения живописи: «Что за чудная картина! Вот, кажется, говорит, кажется, живая! А дитя святое! А ручки прижало! Усмехается, бедное... А краски! Важная работа!»

Кузнеца подталкивают, чтобы не задерживался. Вместе со всеми запорожцами он оказывается в зале, где велено дожидаться. С послами Сечи беседует Потемкин, «величественного роста, довольно плотный человек в гетьманском мундире, в желтых сапожках. Волосы его были растрепаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать...» Потемкин велит говорить, как он научил.

Является императрица с фрейлинами. Запорожцы падают ниц и твердят:

— Помилуй, мамо, помилуй!

— Не встанем, мамо, не встанем!

Дородная голубоглазая напудренная женщина с величественно улыбающимся видом желает познакомиться со своим народом. Поднявшись, запорожцы говорят совершенно не то, чему учил их Потемкин. Они напоминают о своих воинских заслугах и желают выдвинуть важные требования.

— Чего же хотите вы? — спрашивает Екатерина.

И тут Вакула повалился на землю со своей просьбой о черевичках для своей «жинки».

Царица засмеялась:

— Право, мне очень нравится это простодушие!

Она повелела принести для Вакулы самые дорогие башмачки с золотом.

Получив башмачки, Вакула восхитился:

—Если такие башмачки, какие ж должны быть самые ножки? Должно быть, из чистого сахара.

Царица приняла комплимент весьма благосклонно, тем более что Вакула, несмотря на смуглое лицо, был настоящим красавцем.

Запорожцы стали толкать кузнеца в бока, и он шепнул черту: «Выноси меня отсюда скорее!»

А в селе бабы до драки спорят: утопился кузнец или повесился?

Голова искренне, хотя и приземленно, сожалеет о том, что кузнец утопился.

— Какой важный живописец был! Какие ножи, серпы, крепкие плуги умел выковывать! Таких людей мало у нас на селе... А я собирался подковать свою рябую кобылу...

Оксана не верит, что кузнец мог покончить с собой: он довольно набожен, чтобы погубить свою душу. Но вдруг он у^ел, чтобы никогда не возвратиться? А ведь другого такого не найти! Всю ночь Оксана не может заснуть — «и к утру влюбилась по уши в кузнеца».

Рождественским утром вся церковь была полна празднично наряженного народа. «На всех лицах, куда ни глянь, виден был праздник... Одна Оксана стояла как будто не своя: молилась и не молилась... Слезы дрожали на глазах...» И все-таки без кузнеца всем односельчанам праздник был не таким.

Черт мигом доставил Вакулу прямо к его хате. Кузнец схватил хворостину, трижды хлестнул ею нечистого, и «бедный черт припустил бежать, как мужик, которого только что выпарил заседатель». Так «враг человеческого рода был сам одурачен».

Кузнец же от усталости заснул в сенях так крепко, что проспал заутреню и обедню. Это повергло его в уныние. Решив, что он будет каяться и весь год бить по пятьдесят поклонов, Вакула несколько успокоился, обрядился в запорожское платье, полюбовался еще раз красотой черевичек...

Новую шапку из решетиловских смушек (каракуль), новый «всех цветов пояс» и нагайку (плетку) он завернул в платок и отправился прямо к Чубу.

Чуб уж «не знал, чему дивиться: тому ли, что кузнец воскрес, тому ли, что кузнец смел к нему прийти, или тому, что он нарядился таким щеголем и запорожцем».

Вакула преподнес в дар Чубу пояс и шапку, вручил ему нагайку и склонил спину:

— Помилуй, батько! Не гневись! Бей, сколько хочешь...

Чуб взял нагайку и три раза ударил склоненную спину.

— Отдай, батько, за меня Оксану! — осмелел Вакула.

Чуб посмотрел на рогатые дары, вспомнил вероломную Солоху и согласился.

Оксана посмотрела на кузнеца «с изумлением и радостью».

Вакула протянул ей черевички — «те самые, которые носит царица».

Оксана замахала руками, не сводя с него очей:

— Не надо черевиков! Я и без черевиков...

И покраснела. «Никогда она не была так хороша...»

Спустя некоторое время проезжал через Диканьку архиерей и подивился размалеванной хате кузнеца Вакулы, около которой стояла красивая женщина с ребенком на руках. Это была Оксана. Окна хаты были обведены красной краской, а на дверях были нарисованы козаки на лошадях и с трубками в зубах.

Особенно же похвалил архиерей Вакулу, когда узнал, что тот выдержал церковное покаяние, «выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами». А на стене сбоку намалевал черта в аду — «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо». Бабы же, если вдруг у них на руках плакало дитя, подносили его к картине и говорили:

— Он бач, яка кака намалевана!

«И дитя, удерживая слезенки, косилось на картину, и жалось к груди своей матери».

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, - и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет своё издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая лёгкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».