Раскладные ворота своими руками. Откидные ворота для гаража

Складные ворота в виде гармошки многие научились делать своими руками. Эта удобная конструкция нашла применение на небольших дачных участках, где пространство ограничено, а также для закрытия проемов гаражей и ангаров. -гармошка не нагружают стены перекрытия, отлично сохраняют микроклимат в помещении, а по сроку эксплуатации не уступают роллетным горизонтальным конструкциям.

Принцип работы

Конструкция складных ворот достаточно простая. Понимая принцип работы, установить их в или на даче не составит труда. В состав такой створки входят панели, между которыми есть гибкая прокладка из резины или другого мягкого материала, позволяющего складываться и раскладываться. Помимо прокладки элементы полотна соединены между собой навесами.

Механическое движение панели происходит по направляющим, которые установлены снизу, но конструкция может быть дополнительно оснащена верхней направляющей. Перемещение полотна осуществляется за счет ролика, встроенного в направляющую.

Принцип работы.

Материалы и инструменты

Чтобы работы по изготовлению ворот-гармошек велись быстро и упорядочено, следует сразу запастись всеми материалами и инструментами, чтобы в самый неподходящий момент не оказалось, что чего-то не хватает.

  1. Для устройства стоек необходимы две металлические П-образные металлические балки (швеллер).
  2. Чтобы обеспечить перемещение створки по направляющему уголку нужны металлические ролики с подшипниками.
  3. Ширина уголка или швеллера по размеру должна быть согласована роликом, так как из одной из этих заготовок необходимо будет сделать направляющую.
  4. Для облицовки используется профнастил или железо, лучше оцинкованное.
  5. В качестве утеплителя используется минвата или пенопласт.
  6. Металлическая труба, которая будет использована для изготовления каркаса. Оптимальный диаметр 25 мм.

Инструменты, которые понадобятся в процессе производства работ:

  1. Уровень или отвес, а также рулетка. Нужны для проведения замеров и контроля.
  2. Сварные работы можно проводить сварочным аппаратом в 220V.
  3. Дрель и шуруповерт. Необходимы для крепежа в процессе работ.
  4. Болгарка. Понадобится чтобы нарезать металл и зачищать швы сварки.

Все инструменты и материалы доступны, и большинство из них найдется в наличии у каждого хозяина.

Несущая конструкция ворот

Опорные столбы.

Независимо от конструкции ворот без опорных столбов не обойтись. Кроме того, только построенный еще не имеет никаких удлинений в проеме, поэтому начать работы следует с установки опоры:

  1. Замерить высоту проема и вычесть из нее толщину направляющей. На швеллерах для опор делается отметка согласно данному размеру и болгаркой отрезается необходимая длина.
  2. На нижние концы швеллера устанавливается металлический уголок при помощи сварки.
  3. Швеллера привариваются к боковым стенкам проема и к его нижней части.
  4. Далее устанавливаются поперечные балки. Внизу балка приваривается к уголкам, заблаговременно установленным на швеллерах, и при помощи анкеров крепится к верхней части проема.
  5. Уголок, где будет установлены ролики, приваривается к верхней поперечной балке над воротами.

Таким образом, основа для дальнейшего проведения монтажных ворот практически готова.

Изготовление панелей и сбор каркаса

Главное условие работоспособности ворот-гармошек – элементы полотна абсолютно одинакового размера. Поэтому необходимо правильно рассчитывать их габариты. Для этого можно разделить ширину проема на несколько равных частей, при этом менее 10 сантиметров делать ширину панели не рекомендуется.

Когда количество и ширина панелей определены, самое время приступать к работам:

  1. Металлическая трубка нарезается болгаркой на части, которые соответствуют ширине и длине панели.
  2. На ровной поверхности варится каркас ворот с использованием поперечных перемычек для придания ему жесткости.
  3. Чтобы ворота плотно закрывались, к трубе последней нижней панели следует приварить специальный штырь, который при закрытии будет цепляться за отверстие в полу, а на крайнюю верхнюю трубу панели и на опорный стол приварить скобы, чтобы при эксплуатации можно было вешать замок.
  4. Элементы полотна между собой скрепляются навесами по 2 штуки с каждой стороны.
  5. На панель створки устанавливается ролик. Для этого к каркасу элементов полотна приваривается металлическая пластина с заранее прикрепленным при помощи сварки металлическим штырем, загнутым под прямым углом. Диаметр штыря должен соответствовать диаметру отверстия, находящегося в ролике. Загнутый конец штыря вставляется в отверстие ролика и крепится при помощи шайбы.

Далее необходимо зашить панели профнастилом или оцинкованным железом. Щели, которые образуются между элементами полотна, где идет скрепление , закрываются мягкой резиной или плотным брезентовым материалом. Если ворота устанавливаются в гараже или для дачи, то их обязательно надо утеплить при помощи пенопласта или минваты, зашив утеплитель сверху облицовочным материалом, например, фанерой или ДСП.

Ворота складные в определенном приближении можно рассматривать, как разновидность ворот секционного типа с вертикальным расположением секций.


Такое размещение створок практически не ограничивает длину перекрываемого воротами проема, хотя и имеет ограничения по высоте, обусловленные конструктивной прочностью секций. Отчасти это, хотя в большей степени ограниченные теплоизоляционные свойства и сложность использования систем автоматики на должном уровне определили приоритетное применение складывающихся ворот в промышленном секторе.

Конструктивно ворота складные могут состоять из разных по высоте и ширине секций, каждая из которых выполняется в виде жесткого каркаса из стальных/алюминиевых профилей, обшитого с двух сторон металлом с/без утеплением внутри или заполненного в зависимости от предпочтений заказчика и возможностей производителя сэндвич панелями, панорамным или частичным остеклением из стекла или поликарбоната и т.д.


Между собой секции скрепляются петлями шарнирного типа, чаще всего изготовленными из нержавеющей стали. Подвес створок ворот верхний с движением по направляющим посредством роликовых секций.


Большая «парусность» ворот и ограниченная жесткость общей конструкции заставляет производителей монтировать в створки вертикальные ригеля, фиксирующие секции в закрытом состоянии.


Попутно это позволяет вручную регулировать количество открываемых створок. Каждая секция по периметру оборудуется резиновым или иным полимерным уплотнением, обеспечивающим при закрывании ворот определенную степень герметичности. В ворота складные довольно просто встраивается калитка шириной, не превышающей ширину секции.


В притвор калитка обычно интегрируется датчик, блокирующий электромеханический привод складывания створок при открытом положении калитки.

Ворота складные часто позиционируют как абсолютно атравматичные конструкции в контексте защемлений пальцев при закрывании створок. Подобное утверждение может быть верным только в случае значительных технологических зазоров между секциями, что само по себе абсурдно, поскольку существенно снижает степень герметичности соединений и теплоизоляционные ости к уровню взломостойкости ролловых в отличии от классической конструкции секционных ворот.


Наиболее часто ворота складные изготавливаются из стали, окрашенной порошковыми составами, оцинкованной или покрытой полимерами. Некоторые западные производители поставляют на отечественный рынок ворота складные, каркасы секций в которых выполнены из алюминиевого профиля. Пространство внутри створок может заполняться любым теплоизолирующим материалом, хотя чаще всего используется огнестойкое базальтовое волокно или пенополиуретановые плиты. Аналогично вспененным пенополиуретаном заполняются вставляемые в секции сэндвич панели. Все это создает определенные сложности с гидроизоляцией утеплителя, свойства которого существенно снижаются при насыщении материала атмосферной влагой.

Иногда ворота складные выполняют с полным панорамным остеклением створок, одинарным для неотапливаемых помещений или двойным.


Здесь нужно отметить, что двойное панорамное остекление в условиях больших отрицательных температур средней полосы и северных районов России не может даже теоретически обеспечить теплоизоляцию закрытого складными воротами помещения и лучшим для нашей страны можно считать вариант исполнения секций с частичным остеклением или полностью глухих.


Ворота складные зачастую оборудуются довольно простой автоматикой, поскольку конструктивное исполнение не позволяет использовать такого количества разнообразных опций, как в случае секционных, откатных или распашных ворот , но и здесь нужно учитывать что автоматика для складных ворот, как и сама конструкция не сильно распространена на отечественном рынке что соответственно ведет к очередному минусу. Сам по себе механизм открывания ворот типичен, может быть как односторонним, так и двухсторонним, но обеспечить уровень шума, сравнимый с тихим открыванием ворот другого типа технически очень сложно из-за специфики конструкции.


Следует отметить, что выбирая ворота складные для конкретного помещения, нужно помнить об уменьшении светового проема в полностью раскрытом положении ворот на толщину сложенного пакета или пакетов секций. Это неизбежные «издержки» применения складных ворот, причем существующие конструкции с возможностью поворота пакетов внутрь или наружу помещения только осложняют эксплуатацию, а существенного эффекта экономии пространства не дают. Цена складных ворот зависит от многих факторов и может существенно отличаться у разных производителей в зависимости от комплектации секций. По среднему уровню цен ворота складные не намного дороже секционных ворот.

Остались вопросы звоните или заполняйте форму обратной связи, мы поможем подобрать верное решение согласно Ваших нужд.

Отправим материал вам на e-mail

С ущественно повышают комфортность эксплуатации автоматические ворота для гаража с дистанционным открытием от пульта ДУ. Однако существующие конструкции гаражных створок обладают разным бюджетом строительства, эксплуатации этих коммуникационных систем. В принципе механизм открытия можно смонтировать, как на роллеты, так и на распашные створки. В последнем случае снижается ресурс, увеличиваются эксплуатационные расходы.

Виды гаражных ворот

Чтобы выбрать автоматические ворота для гаража с дистанционным открытием для собственных нужд, необходимо изучить существующие конструкции. Чаще всего эксплуатируются створки ворот нескольких типов:

  • распашные – до недавнего времени считались классикой, два полотна отворяются на шарнирных петлях, максимальный угол 180 градусов;


  • секционные – состоят из шарнирно соединенных панелей, уползающих при открытии вверх под потолок гаража;

  • рольставни – конструкция аналогична предыдущему варианту, однако панели очень узкие, что позволяет наматывать их на барабан, жестко закрепленный над проемом гаража;


  • подъемно-поворотные – полотно цельное, перемещается при отворении по сложной траектории в двух плоскостях;


Подъемно-поворотное полотно — достаточно редкий тип

  • складная «гармошка» – полотно сделано из нескольких вертикальных створок, подвижно закрепленных относительно друг друга, открывается обычно в две стороны, панели размещаются перпендикулярно проему у несущих стен;

Ворота типа «складная гармошка»

  • сдвижные – применяются только в промышленных гаражах либо на участках частных владельцев, имеют обычно одну длинную створку, отъезжающую вдоль стены.

Каждую конструкцию можно оснастить электроприводом, чтобы перемещать дверные полотна из дома, салона автомобиля.

Статья по теме:

Принцип работы системы, схемы

Ввиду разнообразия конструкций приводов автоматические ворота для гаража с дистанционным открытием следует проектировать перед постройкой здания для хранения транспорта. Это избавит от переделок, внесения изменений в силовой каркас постройки. Однако потребность в автоматизации процесса отворения створок может возникнуть в период эксплуатации. Поэтому необходимо рассмотреть все существующие варианты.

Распашные ворота

При эксплуатации, проектировании распашных створок автоматических ворот для гаража с дистанционным открытием могут использоваться несколько приводов:

  • подземный – нижняя часть ворот крепится к приводу, верхняя висит на стандартном шарнире, работоспособность системы зависит от соосности петель, монтаж крайне сложный для любителя;

  • линейный – устанавливается внутри помещения в проеме, приводится в действие контактным выключателем или ДУ пультом, подходит для створок весом в пределах 3 т;

Преимуществом этих конструкций является использование существующих гаражных полотен, что несколько снижает начальные вложения.

Недостатков у схем автоматизации распашных створок гораздо больше:

  • при выборе подземного механизма придется бетонировать приямок, герметизировать его во избежание скапливания воды;
  • створки открываются наружу, поэтому необходима уборка прилежащей территории, наличие свободного пространства;
  • парусность ворот максимальная, поэтому от самопроизвольного распахивания, поломки привода используются ограничительные цепи.

Однако распашные полотна обычно изготавливаются из листовой стали, поэтому вандалозащищенность, безопасность постройки выше прочих существующих вариантов.

Сдвижные ворота

В отличие от существующих конструкций автоматические сдвижные ворота для гаража с дистанционным открытием чаще всего оснащаются наземным реечным механизмом. На створку фиксируется червячная рейка с зубьями, на шкив электропривода надета шестерня, которая и перемещает конструкцию. Поэтому снизу всегда остается достаточно большая щель, которую необходимо уплотнять гофрой, резиной, прочими способами.

Существенным недостатком является перемещение длинномерной конструкции вбок. Поэтому используются подобные ворота при достаточной ширине фасада постройки. Вместо реечного привода могут использоваться цепные модификации, однако они более шумные. Для повышения ресурса верхняя часть створки часто подвешивается на дополнительную траверсу.

Подъемно-поворотные ворота

В отсутствие свободного пространства под потолком помещения (притолок) сдвижные модификации установить невозможно. Поэтому автовладелец выбирает подъемно-поворотную панель, которую можно изготовить самостоятельно по каркасной технологии (пенополистирол внутри брусков) или из сэндвича. Пространственная жесткость, стабильность геометрии здесь выше, отсутствуют шарнирные сочленения панелей.

Однако остаются боковые направляющие, ролики по краям полотна. Механизм трансформации, схема крепления отдельных элементов самая сложная из всех существующих приводов. Замеры придется производить многократно, при ошибках строителей необходимо исправлять геометрию проема. Поэтому лучше заказать монтаж специалиста м.

Важно! Установить встраиваемую калитку в подъемно-поворотное полотно очень сложно. Тросы занимают практически всю заднюю поверхность панели в нижней части.

Статья по теме:

Секционные ворота

Самыми востребованными для автоматизации процесса дистанционного открывания являются секционные конструкции. Схема электропривода в обязательном порядке дублируется торсионными пружинами для ручной эксплуатации. Самостоятельная установка сложная, но доступна домашнему мастеру – каждое изделие сопровождается подробной инструкцией.

Преимущества секционных конструкций следующие:

При перебоях электроэнергии створ ворот может подниматься вручную. Однако наличие минимальной притолоки является обязательным условием монтажа системы.

Роллетные ворота (рольставни)

Стальные, алюминиевые длинномерные панели-ламели составляют роллету, которая наматывается на вал внутри специального короба, как при ручном, так и при механическом приведении системы в действие. Поэтому достаточно смонтировать на конце вала электропривод, чтобы полностью механизировать процесс, оставив возможность ручного управления металлической вандалозащищенной шторой.

Электропривод рольставней

Преимущества заключены в бюджетной цене, быстрой установке, экономии проезжей части, герметичности всех узлов специальными элементами. Роллеты обладают высокой ремонтопригодностью, шторы можно заменять при необходимости нового интерьера фасада постройки. Механизм привода при этом снимать не обязательно.

Складные ворота «гармошка»

Частными владельцами «гармошки» из вертикальных складных секций используются очень редко. Приводы для автоматизации процесса отворения полностью аналогичны распашным конструкциям, за исключением подземных электродвигателей с рычагами.

Недостатки так же заключаются в необходимости свободного места перед лицевым фасадом постройки, уборке прилежащей территории. Изготавливаются створки из сэндвичей, полимерных панелей, в них встраиваются окна, калитки, продухи вентиляции. Конструкции минимально нагружают несущие стены, так как имеют малый вес.

Экономьте время: отборные статьи каждую неделю по почте

С развитием технологий строительства и производства для частных домовладений приходят новые идеи и конструкции, появляются устройства, используемые ранее только в промышленном секторе и объектах государственного значения. Речь идет об очень интересной откатной системе ворот, избавляющей хозяев от необходимости открывать и распахивать неудобные распашные створки классических конструкций.

Выбираем, как сделать ворота только своими руками

Кроме неудобства в обращении, громоздкие створки распашных воротных конструкций «съедают» приличный кусок придомовой территории или пространства перед воротами. Если свободного места во дворе не хватает, есть смысл построить ворота своими руками по одной из наиболее компактных и удобных в обращении схем:

  • Въездные ворота в виде откатной конструкции. При правильном планировании схемы и устройства откатной панели подобная система будет занимать минимум полезного пространства участка;
  • Складные или секционные системы. По устройству такие конструкции напоминают ширму или горизонтальные жалюзи.

К сведению! Все перечисленные варианты значительно сложнее в сборке и установке ворот своими руками, чем классические распашные из двух створок.

Монтаж откатных систем требует высокой культуры сборки и тщательной подгонки и регулировки всех узлов, но полученные преимущества с лихвой перекрывают затраты времени и сил.

Откатные конструкции разделяют на консольные схемы и роликовые ворота на колесах. Несмотря на внешнюю схожесть, системы имеют конструктивные отличия в способе поддержки переднего края подвижной панели.

В консольных вариантах створка висит «в воздухе» во время всего времени перемещения подвижной части воротной конструкции, с момента контакта с роликовым подхватом замка на столбе. Как правило, по такой схеме строятся невысокие и легкие консольные ворота с небольшим вылетом подвижной панели.

Роликовые варианты выполняются по схеме с поддерживающим колесом, устанавливаемым на нижней балке подвижной части ворот. Использование колеса позволяет выполнить перекрывающую проезд панель сколь угодно массивной и высокой, но при этом придется регулярно очищать ото льда и грязи направляющую опорную планку, уложенную в бетонное основание. Чаще всего раздвижные роликовые колесные схемы применяются для проезда с шириной более четырех метров, например, территория промышленного объекта или автопарк, где постоянно курсирует грузовая и строительная техника.

Для домашнего варианта откатных ворот больше подойдут консольные конструкции, простые в изготовлении и надежные в использовании.

Строим консольные ворота своими руками

В основе конструкции консольных ворот используется стандартный принцип «задвижки». По сути, вся конструкция состоит из четырех узлов:

  1. Подвижная панель, установленная на направляющей планке;
  2. Опоры-столбы из кирпича или металла и неподвижная панель ворот или забора, образующая «карман», в который убираются подвижная панель и привод;
  3. Система фиксаторов и направляющих, по которым перемещается панель ворот;
  4. Электромотор с датчиками положения подвижной створки и блокирующими механизмами.

Важно! Устройство консольных воротных конструкций не сложнее любых других типов ворот, но прежде чем собирать своими руками, следует разобраться в устройстве консольных систем промышленного изготовления.

Особенности устройства ворот

Наиболее важной частью конструкции консольных ворот является электромеханический привод, состоящий из электродвигателя с планетарным редуктором и приводной шестерней, и зубчатой рейки, закрепленной на нижней несущей балке подвижной панели. Вся конструкция привода устанавливается на массивном бетонном основании, армированном стальным прутом. Зачастую конструкцию привода с бетонной «подушкой» выносят ближе к «карману» ворот, чтобы не создавать помех для движения автомобиля.

Подвижная часть конструкции изготавливается в виде панели или рамы, установленной на роликах. При подаче сигнала на закрытие электромотор через редуктор приводит в движение зубчатую планку, и панель плавно выезжает из «кармана» ворот по роликовым опорам до соприкосновения с ловушками -фиксаторами, расположенными с противоположной стороны.

Строим основание и опоры под консольные ворота

Конструкция основания консольных ворот несколько отличается от привычных распашных или складных схем. Все устройство делится на две основные части: управляющую и принимающую. В конструкцию первой половинки входит неподвижная часть ворот или забора, образующая с электрическим приводом, столбчатой опорой и направляющими планками так называемый «карман» — место, куда заезжает подвижная панель при открытии проезда. Вторая часть представляет собой столб с упорами- фиксаторами. Его функция — захватить и зафиксировать панель в неподвижном состоянии.

Специфика работы воротной конструкции требует изготовления под первой половинкой мощного бетонного основания, компенсирующего опрокидывающий момент, возникающий при открытии створок. Для этого изготавливается бетонная подушка, армированная стальным прутом, глубиной не менее полутора метров и длиной около двух метров, как показано на схеме и фото.

При заливке раствора в бетонное основание подушки необходимо уложить закладной элемент, изготовленный из швеллера №20 с арматурными стойками. После этого можно выкладывать из кирпича или отливать из бетона вертикальные несущие столбы на высоту будущей воротной конструкции. В процессе постройки столбов с внутренней стороны закладываются усиливающие металлические пластины.

Установка проводки и сварка рамы консольных ворот

Для нормального функционирования ворот конструкцию потребуется дополнить сигнальной системой и схемой из двух фотоэлементов, управляющих положением подвижной створки ворот в закрытом и открытом состоянии. Проводку необходимо уложить по схеме, приведенной на фото.

Чуть более сложным,чем укладка проводки, является изготовление подвижной рамы с балансиром. Чертеж рамы приведен ниже. Каркас подвижной панели сваривается из профилированной трубы 60х40 мм по указанным размерам. Чтобы увеличить жесткость рамы, внутри по периметру трубы сначала приваривается трубчатый профиль меньшего сечения 30х20 мм, и устанавливаются диагональные подкосы. Как сделать роликовую опору можно узнать на видео:

В некоторых случаях специалисты рекомендуют изготовить подвижную панель на ворота из уголка своими руками, а потом обварить толстым профилем 60х40 мм. В этом случае на раме получается готовая привалочная плоскость из полок уголка, на которую легко можно закрепить облицовку из профнастила или листового железа.

После сварки раму подвергают обработке пескоструйкой или наждаком, обрабатывают антикоррозионным составом и красят автомобильной эмалью под цвет ворот и забора. В нижней и верхней части столба потребуется установить запоры на ворота своими руками, на которые крепятся дужки для навесных замков. При этом специалисты рекомендуют верхний запор оснащать щеколдой, а замок вешать на нижний стопор. Верхний запор относительно просто открыть руками, а вот к нижнему замку дотянуться из-за ограды практически невозможно.

Ворота гармошка своими руками

Если на участке недостаточно места для установки обычных распашных или современных откаточных воротных систем, можно воспользоваться оригинальной конструкцией складных или раздвижных ворот. Оба варианта позволяют максимально экономить место внутри участка и территорию перед проездом, что особенно важно, если проезжая часть дороги проходит практически вплотную к воротам.

Конструкция работает по принципу гармошки- соединенные между собой дверными петлями отдельные панели.

Каждая панель представляет собой сварную раму из профилированной трубы размером 60х20 мм или уголка с шириной полки не менее 50 мм. На верхней и нижней торцевых поверхностях рам приваривают направляющие штифты или оси, с помощью которых панели устанавливаются в две направляющие планки проема ворот.

Рамы панелей изготавливают сваркой на сбитом из досок коробе- кондукторе. Таким образом, можно добиться максимального совпадения всех панелей по размерам и форме. Остается соединить панели дверными навесами и установить на направляющие планки.

Одну из панелей, чаще всего крайнюю слева или справа, изготавливают в виде двойной рамы. Делается это для навешивания дверей калитки, как на фото. Для этого сначала на внутренней поверхности профилированной трубы каркаса приваривают дверные навесы, после чего устанавливают сваренную заранее раму калитки и фиксируют расположение ответных половинок на каркасе дверей.

Каркасы секций или панелей чаще всего облицовывают профнастилом или поликарбонатом, материал принципиально на работу ворот не влияет. Остается покрасить и установить запоры.

Заключение

Как и все сложные приводные механизмы, откатные ворота требуют постоянного ухода и обслуживания. Если заклинивший привод распашных воротных конструкций достаточно просто отключить, и вручную открыть створки, то для откатных, особенно тяжелых колесно- роликовых систем сделать ручное открытие без дополнительных механизмов достаточно затруднительно.