Современные зарубежные умк по английскому языку лдя. Требования к умк по английскому языку с учетом фгос

Эффективное обучение ребенка английскому языку в начальной школе во многом зависит от выбранной программы (учебно-методического комплекса). Сегодня существует большое количество УМК по английскому языку для начальной школы. Родителям необходимо ориентироваться в этом многообразии, чтобы их ребенок достиг желаемых результатов.

Учебно-методический комплекс (УМК) - совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (например, английского языка). Каждый учебно-методический комплект состоит из нескольких компонентов на бумажных и электронных носителях. Они выполнены на основе единых методических, информационных и дизайнерских подходов с учетом психофизиологических особенностей школьников.

Новые УМК по английскому языку как средство создания иноязычной информационно-образовательной среды как правило состоят из двух частей: «Бумажного ядра» (включающего в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, книгу для учителя, комплект наглядного дидактического материала) и «Электронной оболочки» (состоящего из интернет-поддержки, «методического портфеля», фильмов по технологии коммуникативного иноязычного образования на DVD, аудиокурсов на компакт-диске в формате CD или MP3).

Учебники, рекомендованные Минобрнауки, соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования и Примерной программе по английскому языку для начальной школы, проходят Государственную экспертизу.

В федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345), включены учебники следующих УМК по английскому языку для начальной школы (2-4 классы):

- «Английский в фокусе» / «Spotlight» . Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Издательство «Просвещение» . (Разработан курс «Spotlight. Starter» для 1-го класса).
- «Звездный английский» / «Starlight» . Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. Для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Издательство «Просвещение» .
- «English» . Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В. Для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. Издательство «Просвещение» .
- «FORWARD» . Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э. Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ» .
- «Rainbow English» . Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В. Издательство «Дрофа» .
- «Английский язык» . Авторы: Комарова Ю.А., Ларионова И.В. Издательство «Русское слово» .
- «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» . Авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Издательство «Дрофа» .
- «Английский язык» . Авторы: Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Э. Хайн и др. Издательство «Просвещение» .

В предыдущий федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253) были включены учебники следующих УМК по английскому языку для начальной школы (2-4 классы):

- «English» . Авторы: Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Лапа Н.М., Костина И.П., Стрельникова О.В. и др. Издательство «Просвещение» .
- «Английский язык» . Авторы: Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Перретт Ж. Издательство «Русское слово» .
- «English. Favourite » . Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И., Собещанская Ю.О. Издательство «Академкнига/Учебник» .

В предыдущий перечень учебников не входили следующие УМК по английскому языку для начальной школы (2-4 классы) (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253):

- «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» . Авторы: Биболетова М.З., Ленская Е.А., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. (Первая редакция: 2-3 классы и 3-4 классы ). Авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. (Вторая редакция: 2, 3, 4 классы ). Издательство «Титул» .
- «Милли» / «Millie» . Авторы: Азарова С.И., Дружинина Э.Н., Ермолаева Е.В. и др. Издательство «Титул» . (Разработан УМК «Милли-Стартер» / «Millie-Starter» для 1 класса (авторы: Колтавская А.А., Костюк Е.В., Крайнева И.В. и др.), который является составной частью учебного курса «Милли» / «Millie» для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений).
- «Счастливый английский.ру» / «Happy English.ru» . Авторы: Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Издательство «Титул» .
- «Английский язык» . Авторы: Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В. Издательство «Астрель» .
- «Волшебная радуга» / «Magic Rainbow» . Авторы: Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А. и др. Издательский дом «Федоров» .

Обратите внимане на то, что УМК для первых классов, которые дополнительно разработаны в некоторых программах, в федеральные перечни учебников не входили и не входят.

Главным преимуществом отечественных учебных изданий является то, что они написаны специально для русскоязычных учащихся, часто на русском языке, что в некоторых случаях делает их более эффективными, например, на начальном этапе самостоятельных занятий языком. Кроме того, отечественные издания дешевле (и порой значительно) зарубежных. К недостаткам отечественных учебных изданий можно отнести недостаточный выбор комплексных учебных пособий, по которым можно изучать язык с нулевого уровня и до продвинутого. К тому же в наших пособиях чаще встречаются ошибки. При выборе отечественных пособий, предпочтение лучше отдавать тем, которые выпущены издательствами солидными или специализирующимися на языковой литературе.

Говоря об изучении английского языка в школе, необходимо отметить и такой немаловажный факт. Несколько лет назад гимназии, лицеи, школы (классы) с углубленным изучением английского языка перешли на учебные комплекты, выпускаемые зарубежными издательствами. Эти пособия написаны авторами - носителями языка. Курсы иностранных языков также работают по зарубежным учебникам.

Учебные комплекты (курсы) зарубежных издательств:

- « Backpack», «Excellent!», «Fly High», «Wonderland» . Издательство «Pearson Longman» .
- « Macmillan Starter Book», «Brilliant Russian Edition», «English World», «Way Ahead» . Издательство «Macmillan» .
- « Happy Rhymes», «Welcome Starter A&B», «Welcome 1, 2 & 3» . Издательство «Express Publishing» .
- « Chatterbox», «Chatterbox NEW», «Family and Friends NEW», «Get Set Go!», «Incredible English», «Let"s Go», «Zabadoo!» . Издательство «Oxford University Press» .
- «Join In» . Издательство «Cambridge University Press» .

И это далеко не все учебные программы, которые предлагаются зарубежными издательствами. С полным перечнем можно ознакомиться на сайтах издательств. Как правило, марка любого зарубежного издательства, специализирующегося на выпуске языковой литературы, — гарантия качества продукции. Это не только современный английский язык, но и разнообразие пособий в зависимости от целей, уровня владения языком, возраста учащегося. Учебники английского языка для детей всех этих издательств многообразны, увлекательны и достаточно эффективны. Последовательный и систематизированный подход к изучению языка — огромное преимущество западных учебных пособий. Самые известные из них — настоящие "многотомники": для каждого уровня обучения существует свой учебник, один учебник продолжает другой, все они построены на основе единой методической концепции, что облегчает работу преподавателя и делает обучение эффективным. К недостаткам зарубежных пособий можно отнести их высокую стоимость, и, как это ни парадоксально, то, что большинство из них написано по-английски. Именно поэтому они мало могут быть полезны тем, кто только начинает изучать язык.

Итак, в общеобразовательных школах Вашему вниманию предложат УМК отечественных авторов, в школах с углубленным изучением английского языка - скорее всего зарубежные учебники. Все курсы иностранных языков ориентируется только на зарубежные учебные комплекты. Если же Вы хотите сами обучать Вашего ребенка английскому языку, то Ваш выбор практически ничем не ограничен.

«Современные УМК по второму иностранному языку. Организация работы с УМК в условиях ФГОС»

учитель английского языка

МБОУ Платоновской СОШ

Ольшанская В.В.

Учебно-методическое обеспечение преподавания иностранного языка в условиях введения ФГОС ООО Дидактическое обеспечение рабочих программ по учебным предметам, соответствующее требованиям ФГОС ООО, определено федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Выбор учебников осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей основной образовательной программы и контингента учащихся. При этом следует отметить, что в условиях реализации концентрического подхода к обучению, на протяжении уровня обучения необходимо придерживаться одной выбранной линии УМК, в целях сохранения преемственности дидактических единиц, методологических и методических подходов. Выбор УМК по иностранному языку производится независимо от систем обучения в начальной школе. УМК для изучения учебного предмета «Иностранный язык» (английский) Базовый уровень УМК Примечания Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. («Spotlight») [Просвещение] Методическая поддержка: http://www.prosv.ru/um k/spotlight/default.aspx Основные особенности УМК данного этапа обучения:  наличие аутентичных языковых материалов;  использование английского языка как средства изучения других дисциплин;  знакомство учеников с рациональными приемами изучения иностранного языка (Study Skills);  включение материала о странах изучаемого языка (Culture Corner) и России (Spotlight on Russia);  большой набор дополнительных интерактивных учебных пособий, входящих в состав УМК, позволяющих создать условия для личностного ориентированного обучения;  наличие текстов для дополнительного чтения (Extensive Reading);  включение материалов для подготовки к различным формам итоговой аттестации Вербицкая М.В., Эббс Б., Уорелл Э. и др. / Под ред. Вербицкой М.В. Английский язык. 5 кл. («Forward») [Вентана-Граф] Методическая поддержка: http://vgf.ru/pedagogu/ Metod.aspx УМК нового поколения «Forward» для 5–9 классов нацелен на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов освоения программы по иностранному языку на ступени основного общего образования; реализует учет планируемых результатов, системно- деятельностный подход к обучению, новые подходы к оцениванию, принцип дифференциации требований к подготовке учащихся. Содержит материалы для резервных уроков для реализации дифференцированного подхода к обучению и обеспечения возможности построения индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося. Содержание основано на сюжетной основе. Сюжет – создание персонажами учебника школьного журнала «Forward». Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Курасовская Ю.Б., Робустова В.В. Английский язык. [«Favourite»] [Академкнига] Методическая поддержка: http://www.akademknig a.ru/catalog/16/1357/ Обеспечивает обучение в контексте коммуникативно-деятельностного, социокультурного и личностно ориентированного подходов к развитию школьников; включает естественные ситуации общения; создает мотивацию, интерес на уроках английского языка с помощью коммуникативных творческих заданий. УМК серии «Favourite», созданные на основе данной программы, призваны способствовать выполнению требований ФГОС к развитию фундаментального ядра содержания общего образования средствами английского языка, а также обеспечить преемственность результатов образования в начальной, основной и полной средней школе. Принципиально важным для данной программы представляется осуществление соразвития универсальных учебных действий и иноязычных коммуникативных умений школьников. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Грейнджер К. Английский язык. Данный УМК имеет следующие отличительные особенности: - современный английский язык, задания, направленные на формирование и развитие 5 кл. [Русское слово] Рабочая программа и книга для учителя: http://www.russkoeslovo.ru/new/metodics/5 3.html коммуникативных умений в реальных ситуациях общения; - системный подход к формированию у школьников артикуляционных, слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков; - осуществление межпредметных связей как фактора оптимизации процесса обучения английскому языку; - знакомство учащихся с социокультурными реалиями и бытом разных стран; - формирование и развитие у учащихся навыков и умений самостоятельного чтения текстов различных жанров; - формирование у учащихся умений оценки своих успехов в изучении языка; - обучающие игры и проектные работы, стимулирующие интерес учащихся к изучению английского языка; - англо-русский словарь с транскрипцией; - подробные методические рекомендации на русском языке в книге для учителя Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П. и др. Английский язык. 5 кл. («English») [Просвещение] Методическая поддержка: http://www.prosv.ru/um k/we/default.aspx УМК разработаны на основе методической концепции коммуникативного иноязычного образования, которая обеспечивает не только обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Английский язык (в 2 частях) [ Дрофа] Методическая поддержка: http://www.drofa.ru/26/ Обучение английскому языку в основной школе с помощью УМК серии «Rainbow English» можно условно разделить на два этапа. Первый включает в себя обучение в 5-7 классах, второй охватывает 8 и 9 классы. Каждый из этих этапов имеет свои особенности. Основной целью первого этапа является более целенаправленное развитие коммуникативной компетенции у учащихся. При этом больше внимания уделяется обучению устной речи в ее монологической и диалогической формах. Важной отличительной особенностью второго этапа является активная предпрофильная подготовка школьников, а также подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА). На обоих этапах обучения английскому языку преследуются развивающие, образовательные и воспитательные цели. Важнейшими из них являются формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие интереса к филологии, а также развитие языковой и контекстуальной догадки, чувства языка. УМК для изучения учебного предмета «Иностранный язык» (английский) Углубленный уровень УМК Примечания Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык. 5 кл. («English») [Просвещение] Методическая поддержка: http://www.prosv.ru/umk/ vereshchagina/default.aspx УМК предназначен для школ с углубленным изучением английского языка, рассчитан на обучение предмету не менее 5 ч. в неделю. В УМК нашли свое отражение как новые тенденции в преподавании языка, так и традиционная, классическая школа, в которой язык изучается глубоко и основательно, а все навыки и умения владения им получают свое постепенное развитие. Вместе с тем следует иметь в виду специфическую организацию учебного материала в УМК, частичное несоответствие предметного содержания речи требованиям примерных программ. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. «Английский язык» (Starlight) [Просвещение] Методическая поддержка: http://www.prosv.ru/umk/s tarlight Совместный проект российского издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing», в котором нашли отражение современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку; УМК рассчитан на 4 часа английского языка в неделю. Основными отличительными характеристиками курса являются: аутентичность языковых материалов; адекватность методического аппарата традициям российской школы; модульное построение учебника; соответствие структуры учебного материала модулей полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивация – постановка цели – деятельность по достижению цели – (само) контроль – (само) оценка – (само) коррекция – рефлексия способов деятельности; современные, в том числе информационно- компьютерные технологии; практико-ориентированный характер; система работы по формированию метапредметных умений и навыков, обобщѐнных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности, ценностных ориентаций; межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средство познания мира; возможности дифференцированного подхода к организации образовательной деятельности, в том числе с учѐтом индивидуального стиля учебной деятельности школьников; наличие системы заданий, последовательно готовящих к Государственной итоговой аттестации (ГИА) УМК для изучения учебного предмета «Второй иностранный язык» УМК Примечания Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. и др. Немецкий язык. Второй иностранный язык. («Горизонты») [Просвещение] Методическая поддержка http://www.prosv.ru/umk/ horizonte/ «Горизонты» - это новая серия по немецкому языку как второму иностранному, совместный проект издательства «Просвещение» и немецкого издательства «Cornelsen» (г. Берлин). «Горизонты» созданы интернациональным авторским коллективом с учѐтом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранным языкам и документов Совета Европы по изучению иностранных языков (Общеевропейских компетенций владения иностранным языком). Основные характеристики УМК:  построен по модульной системе, то есть имеет единую типовую структуру, что позволяет учителю легко ориентироваться в компонентах;  учебник рассчитан на 2 часа в неделю, обучение начинается с 5 класса;  целостность комплекта позволяет учителю пользоваться только материалами комплекта, не обращаясь к дополнительным источникам;  материалы содержат дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки;  возможность использования при обучении по УМК технологии работы в форуме, работы над проектами;  материалы серии включают современный страноведческий компонент по немецкоязычным странам и России;  содержит задания игрового и творческого характера Береговская Э.М., Белосельская Т.В. Французский язык. Второй иностранный язык. В 2-х частях. («Синяя птица») [Просвещение] Методическая поддержка www.prosv.ru/umk/5-9 Обновлѐнные УМК адресованы учащимся, начинающим изучать французский с 5 класса в качестве второго иностранного языка. Особенности УМК: - современная концепция обучения французскому языку, предполагающая тесную взаимосвязь прагматического и культурологического аспектов содержания с решением задач образовательного и воспитательного характера; - преемственность всех этапов обучения французскому языку, а также повторение и закрепление пройденного материала; - овладение учащимися всеми составляющими коммуникативной компетенции в соответствии с уровнем обучения; - реализация обучения на основе диалога культур России и Франции; - особая форма подачи страноведческого материала, способствующего формированию социокультурной компетенции учащихся; - ориентация на общечеловеческие нравственные и культурные ценности, а также гуманистическое и эстетическое воспитание школьников; - наличие сюжетной канвы в подаче учебных материалов; - разворотный принцип построения учебного материала; - сбалансированный комплекс тренировочных и творческих заданий, развивающих умения учащихся во всех видах речевой деятельности при постоянном акценте на процесс речевого взаимодействия; - использование в процессе обучения современных, в т. ч. информационно- компьютерных технологий, формирование у учащихся мультимедиакомпетенции. При выборе учебника по второму иностранному языку желательно обратить внимание также на такие критерии, как: – насколько учебник позволяет активизировать лингвистический опыт школьника, имеющийся из первого иностранного языка; – насколько данные учебные материалы стимулируют интерес к изучению нового языка и культуры; – соответствуют ли они социальному опыту учащегося и его межкультурным умениям, полученным при овладении первым иностранным языком; – имеется ли в данном учебнике достаточно разнообразных текстов, заданий и упражнений для проведения прямого биполярного и триполярного сравнения языков и культур; – наличие заданий проблемного творческого характера; – сочетание различных форм работы: индивидуальной/парной/фронтальной /дискуссий/проектов/игрового обучения; – циклическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость; – педагогическое, а не лингвистическое изложение грамматики (индуктивное). Рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности по иностранному языку Внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы основного общего образования ОО. Внеурочная деятельность так же, как и деятельность учащихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов учащихся, выбора их родителей (законных представителей). Формы, способы и направления организации внеурочной деятельности определяются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы. Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности. Внеурочная работа по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа призвана не только углублять знания иностранного языка, но также способствовать расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышения мотивации к изучению языка и культуры другой страны. Немаловажное значение имеет тот факт, что внеурочное образование способствует разумной организации досуга учащихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу. Учащиеся являются субъектами внеурочной работы. Их желания и интересы являются определяющими при выборе форм и содержания внеурочной работы. Можно выделить основные подходы к моделированию внеурочной деятельности в обучении иностранному языку:  тематические игровые вечера;  кружки страноведения стран, изучаемых языков;  видеоклубы (видеозанятия как способ постижения иноязычной культуры);  театральные постановки на иностранном языке;  марафон по иностранным языкам;  литературные гостиные;  диспуты, дискуссии;  соревнования, олимпиады, викторины;  предметные лаборатории (речевые, языковые);  виртуальный туризм;  выставки;  общественные смотры знаний;  образовательные экскурсии;  сюжетно-ролевые игры;  лингво-театральные проекты;  конкурсы рисунков;  конкурсы чтецов. При проектировании внеурочной деятельности учителю иностранного языка следует обратить внимание на следующие пособия: 1. Моделируем внеурочную деятельность учащихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-сост.: Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др. – М: Просвещение, 2013. – 96 с. 2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. Преподавание предметов «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» в общеобразовательных организациях, реализующих ФГОС ООО, определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций. Список литературы Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 13.07.2015). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»». 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях». 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях». 8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Методические рекомендации 1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news. 2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news. 3. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news. 4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8–11 классов / http://ipk74.ru/news. 5. Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Министерства образования и науки РФ (Письмо от 07 августа 2015 года № 08- 1228). Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности по предметам «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» 1. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://минобрнауки.рф 2. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки http://obrnadzor.gov.ru 4. Официальный сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» http://www.fipi.ru 5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru 6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru 7. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru 8. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ 9. Сайт издательства «Макмиллан» http://www.macmillan.ru/ 10. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 11. Сайт общественной экспертиза нормативных документов в области образования http://edu.crowdexpert.ru 12. Государственный реестр примерных основных образовательных программ http://fgosreestr.ru 13. Официальный сайт ГАУДПО МО «ИРО» http://iro51.ru 15. Федеральный перечень учебников http://фпу.рф/ Официальные сайты (порталы) издательств учебной и методической литературы 1. Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/, 2. Издательство «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/, 3. Издательство «Дрофа» http://www.drofa.ru/, 4. Издательство «Мнемозина» http://www.mnemozina.ru/, 5. Издательство «Академия» http://www.academia-moscow.ru/ 6. Издательство «Владос» http://www.vlados.ru 7. Издательство «Вита-Пресс» http://www.vita-press.ru 8. Издательство «Русское Слово» http://www.russkoe-slovo.ru/ 9. Издательство «Первое сентября. Английский язык» http://eng.1september.ru/

УМК Немецкий язык

Обучение второму иностранному языку имеет ряд особенностей формального (меньшее количество выделяемых на него учебных часов, более сжатые сроки обучения) и содержательного плана. С одной стороны, изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков, что приводит к проблеме интерференции не только со стороны родного, но и первого иностранного языка, с другой - имеется опыт изучения первого языка и возможность его положительного переноса на изучение второго, что обуславливает интенсификацию процесса овладения немецким языком.

Поэтому большое значение для повышения эффективности изучения иностранного языка как второго имеет наличие современного учебника, который соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Таким учебным пособием, на наш взгляд, является УМК «Горизонты».

УМК «Горизонты» имеет, несомненно, ряд преимуществ.

Во-первых, цели и задачи, которые ставят авторы курса, в полной мере соответствуют требованиям и задачам, которые заложены в ФГОС общего образования и определены Европейскими уровнями языковых компетенций. Данный комплект для 5–6 классов позволяет выйти учащимся на уровень А1.

Во-вторых, содержание учебника современно и интересно для учащихся.

В-третьих, задания и упражнения, которые содержатся в УМК, позволяют формировать у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия (УУД), развивать умения работы с текстом, стимулируют развитие ИКТ-компетенций учащихся.

В-четвертых, материалы УМК способствует развитию коммуникативной и социокультурной компетенций на основе знакомства учащихся с образом жизни, бытом, реалиями стран изучаемого языка, а также на основе страноведческого блока, связанного с Россией.

В-пятых, учебник позволяет актуализировать лингвистический опыт школьника, имеющийся в результате изучения первого иностранного языка.

Анализ УМК показывает, что в каждой главе учебника и в «Рабочей тетради» содержится дополнительный материал, который может быть использован на уроках немецкого языка для организации дифференцированной работы с учащимися. «Рабочая тетрадь» содержит задания для индивидуальной работы с портфолио, а также странички в конце каждой темы с материалами для самоконтроля и самооценки учащихся, которые позволяют школьникам самостоятельно оценивать свой уровень знаний, готовность к выполнению контрольных заданий, выявлять пробелы в знаниях и искать пути их устранения .

Комплект обеспечивает, на наш взгляд, возможности развития познавательного интереса учащихся через сочетание различных форм работы: игровые задания, работа в паре, группе. Такие формы как опрос, интервью, предложенные авторами учебника, приближают учебную ситуацию к реальной. Используя учебник, учитель имеет возможность создавать условия для развития творческих способностей учащихся через работу с постерами, проектами, составлением кроссвордов, небольших рассказов и др. Так, например, наиболее активно в текущем году шла работа над проектом «Eine Party planen» в 6 классе.

Несомненно, важной положительной характеристикой комплекта является «Книга для учителя», которая оказывает помощь в составлении Рабочей программы по предмету и содержит ценные рекомендации для планирования уроков, предлагая варианты организации деятельности для учащихся с разным уровнем познавательной мотивации . Этому способствует работа с языковым портфолио. Ученики ведут тетрадь «Мои достижения», где они фиксируют свои успехи, отмечают то, чему научились, какие трудности у них возникли, какие задачи необходимо решать далее.

Развитию самостоятельности и инициативности способствует аудиоприложение, так как учащиеся могут использовать его дома при подготовке домашних заданий и развития понимания немецкой речи на слух. Ценным является раздел «Denk nach» («Подумай»), где учащимся предлагается не готовое грамматическое правило, а предоставляется возможность самим вывести его.

Оценивая очень позитивно УМК «Горизонты», тем не менее, хотелось бы обратить внимание на ряд проблем, которые касаются организации контрольно-оценочной деятельности учащихся.

Наличие в комплекте книги «Контрольные задания 5–6 классы» , в которой представлены лексико-грамматические задания по контролю сформированности умений аудирования, чтения и письма для промежуточного и итогового контроля позволяет учителю организовывать на уроке внешний контроль.

Известно, что ФГОС второго поколения ориентирует участников образовательного процесса на уровневый подход как в преподавании, так и в оценочных процедурах «на основе дифференцированного содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях» .

Однако, в процессе апробации пособия возникло противоречие: с одной стороны, на занятиях учащиеся имеют возможность выбирать разноуровневые задания в соответствии с их возможностями, осуществляют внутренний контроль, используя листы для самопроверки. С другой стороны, задания тестов, представленных в данной книге, не имеют необходимого деления на базовый и повышенный уровень. Все задания имеют одинаковый рейтинг. Так, например, тесты к § 2, 4, 5 в 6 классе содержат в основном задания повышенного уровня (открытые), что представляет определённую трудность для учащихся с низкой мотивацией, а задания для чтения в итоговом тесте по силам всем учащимся, даже имеющим знания ниже базового уровня.

В связи с тем, что гимназия реализует систему безотметочного обучения, каждый учебный год должен начинаться со стартовой диагностики. Она прежде всего необходима самим учащимся для определения границ « знания-незнания » и стимулирует к постановке новых учебных задач не только учителя, но и школьника, так как позволяет определить реальный уровень речевых навыков и умений для определения зоны ближайшего развития ученика в предметном содержании. Результаты стартовых работ не влияют на дальнейшую итоговую оценку ученика и, как правило, не выставляются в классный журнал.

Поскольку в комплекте не предусмотрен такой вид оценочной процедуры, для 6 класса нами составлена и проведена Стартовая работа на материале 5 класса, которая содержит задания трёх уровней:

    I -го - базового/репродуктивного (выбор правильного варианта ответа, подстановка личного местоимения) оцениваются в 0,5 балла;

    II-го - повышенного/реконструктивного (допиши вопросы, составь предложения, заполни анкету) - в 1 балл;

    творческого ( «напиши о себе») - 2 балла;

    и так называемого задания «на разрыв»: учащимся предлагается выбрать правильную форму глагола müssen , что предполагает опору на языковую догадку (английский глагол must) и знание спряжения модальных глаголов) - 3 балла.

На первом этапе учащиеся знакомятся с работой, определяют уровень, ставят себе прогностическую оценку « + » - смогу, « - » - не смогу, « ? » - не уверен. После проверки стартовой работы определяется качество выполнения задания и адекватность самооценки. На следующем уроке учащиеся, анализируя результаты, намечают пути движения в предметном материале и ликвидации пробелов в знаниях.

Тематические контрольные работы (промежуточный контроль), на наш взгляд, также должны носить дифференцированный характер: включать задания всех уровней усвоения материала и давать возможность добровольного выбора заданий определённого уровня сложности.

Задания первого/базового уровня позволяют оценивать и диагностировать знание фактического материала. Сюда можно отнести задания типа: «Выбери правильный вариант ответа», «Соедини слово и значение», «Найди в тексте слова к теме», «Поставь слово в правильную форму», «Ответь на вопросы» и т. п.

Задания второго/повышенного уровня позволяют оценить и диагностировать умения ученика синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал, например: « Найди и исправь ошибки в тексте», «Расположи предложения в правильной последовательности», «Закончи предложение», «Составь предложение из данных слов», «Задай вопросы к выделенным словам», «Заполни пропуски подходящими словами» и др.

К заданиям творческого уровня на этапе 5–6 класса относится небольшое письмо личного характера .

Деление теста на уровни помогает учащимся продуктивнее работать на уроке и способствует появлению интереса к собственной познавательной деятельности.

Поэтому нами внесены изменения к итоговому тесту для 6 класса. Задание для аудирования дополнено заданием второго уровня для более детального понимания, например:

Ergänze die Sätze:

1. Petra findet Kaufen … . 2. Ihre Gröβe ist … . 3. Die Mädchen gehen ins …

Как известно, задания теста должны быть сформулированы так, чтобы в них было не менее 3 правдоподобных, похожих на правильные, ответов. Именно это обеспечивает независимость результата от случайного выбора. Задание к разделу «Чтение» составлено без учёта этого правила и является слишком простым, поэтому заменяем его вопросами:

1. Wie groβ ist Julias Familie? 2. Welches Fach mag Julia?
3. Warum mag sie es? 4. Wer ist Rex? 5. Wo war Julia im Sommer?
6. Was hat sie dort gemacht? 7. Wie findest du Julia? Warum?

Последний вопрос можно отнести к заданиям второго уровня.

Для объективной оценки письменной работы разработаны следующие критерии:

Содержание

1. Ответ на вопрос о погоде дан - 1 балл. 2. Ответ на вопрос, что делал автор письма на каникулах, дан - до 3 баллов (в зависимости от количества названных занятий). 3. Ответ на вопрос, летал ли автор в Египет, дан - 1 балл. 4. Задан вопрос в соответствии с последней фразой Фалько - 1 балл. 5. Письмо правильно оформлено (обращение, повод, подпись) - 1 балл.

Языковое оформление

1. Автор использует разнообразную лексику по теме «Отдых», не повторяет фразы из прочитанного письма - 1 балл. 2. Письмо содержит 1–2 негрубые лексико-грамматические и 1–2 орфографические ошибки - 2 балла. 3. Письмо содержит 3–4 лексико-грамматические и 3–4 орфографические ошибки - 1 балл. 4. Письмо содержит более 4 ошибок - 0 баллов.

Итого: 10 баллов вместо предложенных авторами теста 5 баллов.

На базовом уровне достаточно получить 5–6 баллов, повышенный уровень предполагает достижение 7–8 баллов, высокий уровень - 9–10 баллов.

К сожалению, самостоятельная разработка контрольно-оценочных материалов отнимает достаточно много времени. Но если мы ставим задачи формирования учебной самостоятельности учеников, развития познавательной мотивации, то способом их достижения может стать дифференцированный подход в оценивании, который позволяет учащемуся объективно оценивать свой уровень знаний, и стимулирует его на достижение более высокого уровня в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами. Кроме того, правильная организация внутреннего и внешнего контроля способствует динамике развития знаний, навыков и умений учащихся и корректировке своих педагогических действий.

Статья дополнена двумя контрольно-оценочными материалами: стартовой контрольной работой (Приложение 1) и итоговым тестом (Приложение 2) .

Приложение 1

Стартовая контрольная работа Klasse 6

I. Wähle die richtige Variante: (0,5 *10 = 5 Punkte/ 5 баллов).

II. Ergänze die Personalpronomen/ Дополни личные местоимения(0,5*4= 2 Punkte).

1. … bin Denis. 2. Das ist mein Freund Peter. … kommt aus Berlin.
3. … spielen zusammen Fuβball. 4. Das ist meine Freundin Jana. … kommt aus Dresden.

III. Schreib Fragen mit Verben heiβen, wohnen, kommen, mögen und beantworte sie.

Запиши вопросы и ответь на них. (1*8 = 8 Punkte).

1. Wie … du ? - Ich … . 2. Woher … du ? - … .
3. Wo … du ? - … . 4. Was … du ? - … .

IV. Schreb die Satze, achte auf die Wortfolge./ Составь предложения, обрати внимание на порядок слов (2 Punkte).

1. heute - wir - ins Kino- gehen .
2. du - abends - siehst - fern - gern ?

V. Ergänze den Steckbrief / заполни анкету (10 Punkte).

1. Familienname
2. Vorname
3. Alter
4. Wohnort
5. Adresse/Straβe
6. Postleitzahl
7. Land
8. Hobbys
9. Lieblingsfach
10. Lieblingstier

VI. Schreibe 5 Sätze über deinen Freund oder dein Lieblingstier (10 Punkte) .

Напиши 5 предложений о друге или о любимом животном.

VII. Was ist richtig? / Какая форма модального глагола müssen будет правильной?

Что означает этот глагол? (3 Punkte).

1. Ich … gut lernen. A. muss B. müsst C. müsse

Insgesamt /Всего: 40 Punkte/ 40 баллов .

Приложение 2

Abschlusstest / Итоговый тест Klasse 6

I. Hören

CD 16. Hör das Gespräch. Kreuze an: richtig (r) oder falsch (f).

1. Mirja hat Petra zum Geburtstag eingeladen.
2. Petra kennt die Mode gut.
3. Petra hat ihren eigenen Stil. Punkte: … 3 (maximal)

Ergänze die Sätze:

1. Petra findet Kaufen … .
2. Ihre Gröβe ist … .
3. Die Mädchen gehen ins … Punkte: … 6 (maximal)

II. Lesen

Lies den Text. Antworte auf die Fragen.

Ich heiβe Julia Schmidt und wohne mit meinen Eltern in Bad Soden.Ich bin 12 und gehe in die 6a der Theodor-Heuss-Gesamtschule. Ich habe eine Schwester. Die ist klein und doof. Meine Freundin heiβt Angelika. Ich habe viele Fächer.Mein Lieblingsfach ist Biologie.Ich mag Tiere sehr.Wir haben einen Hund.Er heiβt Rex.Im Sommer bin ich zu meiner Oma nach Österreich gefahren.Sie hat ein Haus und viele Tiere.Ich habe meiner Oma im Garten geholfen. Das war toll!

1. Hat Julia Geschwister?
2. Welches Fach mag Julia?
3. Warum mag sie es?
4. Wer ist Rex?
5. Wo war Julia im Sommer?
6. Was hat sie dort gemacht? Punkte: … 6 (maximal)

*7. Wie findest du Julia? Warum? Punkte: … 2 (maximal)

III. Schreiben

Lies die E-Mail und schreib eine Antwort (mindestens 30 Wörter).
* Formuliere eine Frage zu seinen Plänen in Wien.

Von falkojä[email protected]
Betreff Gruβ aus der Schweiz

Hi ………………,
ich bin in der Schweiz mit meinem Sportverein. Wir sind am Bodensee. Wir haben jeden Tag Schwimmtraining, deshalb habe ich fast keine Freizeit. Das Wetter ist super. Aber gestern hat es geregnet und wir haben so gechillt.
Wie ist das Wetter bei euch? Was hast du alles in den Ferien gemacht? Bist du wirklich nach Ägypten geflogen? Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р., Немецкий язык. Горизонты. Контрольные задания 5– 6 классы. - М.: Просвещение, 2013. Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р., Немецкий язык. Рабочая программа. Предметная линия учебников «Горизонты», 5–9 классы. - М.: Просвещение, 2012. 4. Инструктивно-методическое обеспечение учёта индивидуального прогресса учащихся (уровень образовательных учреждений) // Составитель А.Б. Воронцов. - М., 2011.

6. Открытый институт «Развивающее образование». Контроль и оценка в учебной деятельности. - М., 2003.

Как же сложно подобрать подходящий учебник для изучения английского! Каждый год выходят разнообразные новые пособия, однако в российских общеобразовательных учреждениях не спешат отказываться от старых добрых изданий. Поэтому родители и репетиторы ищут альтернативные программы для дополнительного и углубленного изучения языка помимо рамок школьной программы.

Итак, ниже вы найдете подборку хороших учебников английского языка для детей. Рейтинг основан не только на личных предпочтения (а я перепробовала все ниже перечисленные учебники на практике), но и рекомендациях экспертов и государственных образовательных стандартах.

Заранее прощу прощения у всех, кто не разделяет мои предпочтений, вы всегда можете предложить свой собственный рейтинг учебников английского для детей в комментариях.

10. «New Millennium English»

Учебники курса « » или «Английский язык нового тысячелетия» - это современные учебники для общеобразовательных школ. Авторы позиционируют данный курс как первый русский УМК, написанный согласно коммуникативному подходу.

Действительно, в УМК большое внимание уделяется формированию таких навыков, как работа в группе, участие в дискуссиях и проектах. Тематика представленных в учебнике текстов и заданий соответствует возрастным особенностям и потребностям учащихся. Учебник снабжен грамматическим справочником и алфавитным списком изученной лексики.

9. «Forward English» (под ред. М.В. Вербицкой)

8. «Big Enlish» (изд. Longman Pearson)

Это комплексный мультимедийный курс дает все необходимое для занятий и воплощает в себе передовые технологии преподавания английского. Готовые к изучению уроки направлены на формирование речевых навыков, а также помогают проявлять творческий подход, критически мыслить и взаимодействовать с другими учениками.

Книги Big English имеют интеграции с MyEnglishLab, которая включает в себя забавные игры, видео и головоломки. Здесь можно найти дополнительные материалы для изучения вне класса, а онлайн кабинет доступен на всех гаджетах.

Узнать подробнее о курсе можно .

7. «Starlight» (изд. Express Publishing / Просвещение)

Издание ставит цель познакомить учащихся с самой общеупотребительной лексикой языка. Вся лексика органично распределена по темам: овощи, увлечения, музыкальные инструменты, цвета и т. д. В учебнике и тетради много игровых занятий, картинок, диалогов, кроссвордов и игр. Это очень интересно для учеников младших классов, а вот для старших, возможно, покажется скучноватым.

Многие преподаватели также отмечают, что учебник не дает полноценной возможности много читать. Однако на произношение направлено множество упражнений с самого начального уровня

Учебное пособие «Starlight» приучает детей именно к логике неродного языка, веселые картинки помогают сдружиться с предметом, интересные задания — полюбить этот предмет.

Приобрести/скачать учебники «Starlight» вы можете .

6. УМК «English» (под ред. Афанасьевой, Верещагиной, Михеевой)

С учебниками Верещагиной И. Н., Афанасьевой О.В. я знакома давно и могу отозваться о них только положительно. УМК для II-XI классов отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и предназначены для углубленного изучения английского языка, но тем не менее, учебники совсем не сложные.

Программа выстроена таким образом, что дети последовательно изучают материал, который усложняется постепенно. В конце каждого раздела есть список слов, которые необходимо выучить наизусть. В книгах дается много познавательных фактов о странах и городах мира и Великобритании. Материал легко изложен и содержит много иллюстраций. Слова для изучения предоставлены весьма распространенные, которые точно пригодятся для употребления их в английской речи.

Единственным минусом я бы назвала нечеткое озвучивание диска и невнятное произношение спикера. Но спокойно можно обойтись и без диска.

Приобрести учебники «English» Верещагиной/Афанасьевой можно по этой ссылке .

5. «Spotlight» (изд. Express Publishing / Просвещение)

Учебно-методический комплекс » авторов V.Evans, J.Dooley совместно с российскими педагогами очень популярен в российских школах. В УМК реализуются личностно-ориентированный, коммуникативно-когнитивный и деятельностный подходы в изучении английского языка. Простыми словами, эти учебники погружают детей в рядовые жизненные ситуации и учат мыслить по ходу построения английской речи. Красочные иллюстрации и разнообразные упражнения не оставят детей равнодушными.

Возможно для нулевой ступени учебник для 2 класса покажется слегка сложноватым, т.к. совсем отсутствует опора на родной язык.

Узнать больше про УМК вы можете .

4. «Rainbow English» (под ред. Афанасьевой, Михеевой)

3. «Solutions» (изд. Oxford University Press)

2. «Choices» (изд. Pearson)

Это пятиуровневый курс английского языка для общеобразовательных учреждений. Учебники «Choices» сочетают в себе современные, соответствующие интересам сегодняшних старшеклассников темы, разнообразие мирового и российского культурологического и литературного материала, а также специальные разделы и рубрики для подготовки к ЕГЭ. Но самым большим плюсом УМК является интеграция видеоматериалов BBC для развития языковых компетенций и повышения мотивации.

Купить / скачать учебники «Choices» вы можете .

1. «Headway» и «New Headway» (изд. Oxford University Press)

На первом месте заслуженно одна из лучших серий учебников английского языка под названием . По этому УМК учатся во всем мире, в том числе в самой Великобритании в многочисленных языковых школах.

Сегодня название «Headway» стало синонимом результативного комплексного подхода в обучении английскому языку. Авторы проповедуют коммуникативный подход, который обеспечивал бы одновременно грамотное и беглое владение языком.

Учебники «Headway» приучают студентов думать, говорить, писать на английском языке и свободно ориентироваться в англоязычной среде, развивает беглость разговорной речи.

Итак, я надеюсь, что данная статья поможет вам сделать правильный выбор ученика по английскому языку для вашего ребенка. Если у вас есть вопросы по изданиям, пишите их в комментариях ниже.

Вконтакте

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УМК

ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

(СЕРИЯ "RAINBOW ENGLISH")

Серия "Rainbow English" - это новая линия УМК по английскому языку, первые учебники которой вышли в издательстве «Дрофа» в 2011 году. Линии УМК для начальной и основной школы рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, в данный момент практически завершена работа над учебниками для X и XI классов.

Все УМК для основной школы разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2001 г., и полностью реализуют все обозначенные в нем требования к современному иноязычному образованию*.

Соответствие требованиями ФГОС для основной школы обеспечивается:

Реализацией системно-деятельност-ного подхода, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями, навыками и умениями, необходимыми для эффективного использования английского языка в ситуациях межличностного и межкультурного общения;

* Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).

реализацией новой концепции содержания образования, которая предполагает пошаговое достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

Учетом необходимости формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), являющихся инвариантной основой образовательного процесса.

Учебно-методические комплекты для основной школы включают:

Учебник (книгу для учащегося);

Рабочую тетрадь;

Аудиоприложение;

Рабочую программу;

Книгу для чтения;

Книгу для учителя;

Лексико-грамматический практикум;

Диагностические тесты.

УМК предполагает комплексное использование обозначенных выше компонентов как условие успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции - способности и готовности участвовать в межкультурном общении.

Учебник является основным средством организации образовательного процесса и достижения целей обучения английскому языку в основной школе - дальнейшего развития коммуникативной компетенции. Книга для учащегося представляет собой систему тщательно продуманных и организованных заданий, ориентированных на усвоение языковых и социокультурных знаний, овладение речевыми навыками и коммуникативными умениями, формирование адекватного и позитивного отношения к учебной и коммуникативной деятельности.

Рабочая тетрадь обеспечивает закрепление и отработку приобретенных при выполнении заданий учебника знаний и навыков, развитие коммуникативных умений. Она представляет большие возможности для планирования и организации самостоятельной работы учащихся. В отличие от начальной школы, задания по рабочей тетради предполагает-

Ключевые слова: учебно-методические комплекты, обучение английскому языку, основная школа, универсальные учебные действия, результаты обучения.

ся выполнять не только и не столько дома, сколько в классе. На это отводится достаточное количество учебных часов.

Аудиоприложение играет ключевую роль в развитии умений аудирования - способности к восприятию и осмыслению информации, воспринимаемой на слух. Аудиоприложение также способствует дальнейшему формированию произносительных навыков.

Рабочая программа является важным методическим сопровождением УМК. Она помогает учителю в целепо-лагании и построении образовательного процесса в соответствии с авторской концепцией обучения английскому языку в основной школе. В ней представлены цели, содержание и планируемые результаты обучения английскому языку в основной школе, дана характеристика предметного содержания и этапов обучения в УМК серии "Rainbow English". Программа помогает учителю соотнести содержание учебника, рабочей тетради и аудиоприложения с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по учебному предмету «Иностранный язык» для основной школы*. Это особенно важно в связи с реформированием системы отечественного образования и введением централизированного и стандартизированного тестирования учебных достижений учащегося с целью получения независимой оценки.

Книга для учителя содержит краткое описание методических принципов, в соответствии с которыми разработаны учебно-методические комплекты серии "Rainbow English", сведения об особенностях УМК для V класса, подробное планирование и распределение материала по учебным часам, которые должны помочь учителю при моделировании учебного процесса, делая обозримыми задачи конкретного урока и серии уроков, рекомендации по работе с материалом учебно-методических комплектов.

* Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2010. -144 с. - (Стандарты второго поколения).

Последние предназначаются для того, чтобы обратить внимание учителя на сложности, которые могут возникнуть при формировании того или иного навыка или развитии определенного умения, расширить представления учителя о лингвистических явлениях английского языка, его знания о культуре народов стран изучаемого языка. Авторы выражают надежду на то, что учителя внимательно ознакомятся с представленными в книге для учителя материалами и предлагаемыми рекомендациями. Это сможет оказать существенную помощь при планировании урока английского языка в основной школе, что в большинстве случаев является сложной задачей, в связи с некоторыми педагогическими условиями (наполняемость классов, требования к организации и материально-техническому обеспечению процесса обучения).

Книга для чтения предназначена для развития коммуникативных умений в чтении и говорении. Она дает возможность учащемуся научиться читать и понимать несложные аутентичные тексты, догадываться о значениях незнакомых слов по сходству с русским языком, словообразовательным элементам, контексту, а также пользоваться сносками и лингвострановедческими справочниками. Кроме того, знакомство с материалами книги (сказками, стихами, текстами познавательного характера и т.п.) может способствовать развитию интереса школьников к предмету и изучаемому языку в целом.

Лексико-грамматический практикум содержит ряд дополнительных заданий на пройденный материал учебника и рабочей тетради. Необходимость такой тренировки для более прочного усвоения признается многими учителями, о чем свидетельствует популярность подобных изданий. Однако нужно заметить, что практикум - это лишь вспомогательное пособие, используемое вместе с остальными компонентами УМК. Работу над языком никоим образом нельзя сводить только к выполнению тренировочных заданий на лексику и грамматику.

Диагностические тесты. Включение в УМК данного компонента связано с необходимостью системной и последо-

вательной подготовки к новым формам оценивания учебных достижений, в частности, ГИА по английскому языку, столь масштабно внедряемым в школьную действительность. Данный компонент УМК познакомит школьников с тестовой формой контроля, которая используется в данном экзамене, а также позволит определить, может ли учащийся применять знания, навыки и умения, приобретенные на уроках английского языка, при выполнении тестовых заданий.

При разработке УМК данной серии авторы постарались выбрать наиболее оптимальные и эффективные пути достижения целей современного иноязычного образования, учесть специфику преподавания данного предмета в школах РФ. Надеемся, что предлагаемый УМК будет хорошим и верным помощником учителя иностранного языка и поможет вашим учащимся в достижении отличных результатов в овладении английским языком.

Согласно современным требованиям к обучению иностранным языкам в основной школе, изучение иностранного языка должно быть направлено на достижение следующих целей:

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевая компетенция, языковая компетенция, социокультурная компетенция, компенсаторная компетенция, учебно-познавательная компетенция);

Развитие личности учащегося посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка*.

Соответственно большее значение приобретает интегративный подход, который предполагает решение задач воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера наряду с развитием умений иноязычного речевого общения. Интегративной целью

* Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2010. -С. 6 - 7.

обучения английскому языку в учебных комплектах серии "Rainbow English" является формирование коммуникативной компетенции в совокупности пяти ее составляющих:

Речевой компетенции, то есть готовности и способности осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме);

Языковой компетенции, то есть готовности и способности применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, представленными в Примерной программе по иностранному языку для основной школы;

Социокультурной компетенции, то есть готовности и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний о культуре, традициях, реалиях страны/стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся V классов; готовности и способности представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения.

Компенсаторной компетенции, то есть готовности и способность выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств;

  • УМК ДЛЯ VIII И IX КЛАССОВ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, ГИМНАЗИЙ И КОЛЛЕДЖЕЙ

    АФАНАСЬЕВА О.В., МИХЕЕВА И.В. - 2006 г.

  • ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ЦЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

    СЫСОЕВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ - 2015 г.

  • Обзор УМК.

    Лесная Е. Н., учитель английского языка, МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г. К. Жукова.

    Хорошая книга - лучший советчик и друг человека. А учебник по английскому - лучший друг того, кто решил изучать язык международного общения. Как же выбрать себе «товарища» среди нескольких десятков пособий. Выбор учебника - один из важнейших факторов, от которого будет зависеть эффективность изучения английского языка. Учебник должен быть построен методически правильно, оснащен интересными и полезными материалами, качественными закрепляющими упражнениями. Скучное пособие может отбить всякую охоту заниматься изучение языка. Сегодня на рынке представлен широчайший выбор учебников, как отечественных, так и зарубежных. Именно поэтому так сложно подобрать такое пособие, которое окажется наиболее подходящим. Разнообразие и доступность книг для изучения языков упростило задачу, но и одновременно усложнило выбор.

    Проанализировав представленные разными издательствами на нашем рынке пособия для изучения английского языка в младшей и средней школе, я остановилась на издательстве Макмиллан, поскольку здесь имеется самый широкий выбор УМК. Каждый учебник разделен на несколько уровней, что позволяет выбрать тот, который соответствует уровню знаний детей. Темы и задания в учебниках подобраны с учетом интересов различных возрастных групп. Яркие, современные и увлекательные, они являются неотъемлемыми помощниками учителя в обучении и мотивировании. Все учебники построены таким образом, чтобы развивать все языковые навыки учащихся: письменная речь, чтение, восприятие на слух и разговорная речь.

    Все курсы включают подробные книги для учителей, которые содержат поурочные планы, дополнительные здания и копируемый раздаточный материал для работы на уроке. Форма подачи материала в этих пособиях - учебник с изложением материала от простого к сложному. Представленные учебники можно использовать как для основных, так и для дополнительных занятий.

    Начнем с Brilliant Russian Edition . Новое издание учебно-методического комплекта Brilliant , предназначенное для учащихся 2-4 классов, разработано специально для общеобразовательных учреждений РФ и соответствует Государственному стандарту начального общего образования по иностранному языку . Основные характеристики УМК: - интегрированный подход к обучению языковым навыкам и речевым умениям; - знакомство учащихся с реалиями и бытом разных стран (« Мир вокруг нас »); - формирование у учащихся навыков самостоятельного чтения («Читаем с удовольствием!»); - формирование у учащихся навыков оценки своих успехов в изучении языка («Мой языковой портфель»); - обучающие игры и проектные работы, стимулирующие интерес учащихся к изучению английского языка.

    УМК Way Ahead - шестиуровневый курс английского языка, реализующий личностно- ориентированный подход в обучении детей младшего и среднего школьного возраста. Тематика, содержание упражнений и типы заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных (физических и психологических) особенностей.
    Опыт использования УМК в российских школах показывает, что материал учебника позволяет учителю успешно выполнить все требования стандарта начального общего образования по английскому языку.

    Macmillan Next Move - семиуровневый курс английского языка для учащихся 1-7 классов. В основе обучения английскому языку лежат диалоги, характерные для реальных жизненных ситуаций, интересные статьи о разных странах, красочные иллюстрации.
    Комплект для учащегося включает в себя Книгу для учащегося, Рабочую тетрадь и DVD-ROM с видеоматериалом и дополнительными тренировочными заданиями. Учительский комплект состоит из Книги для учителя, DVD-ROM для работы в классе на интерактивной доске, кода к интернет-ресурсу Teacher Website с дополнительным методическим и дидактическим материалом. Дополнительно предлагается аудиодиск для работы в классе.

    Так же представлены другие УМК для развития дополнительных аспектов языка.

    Если к основному курсу нужно подключить более углубленное изучение грамматики, то можно взять Macmillan Primary Grammar - трехуровневый курс практической грамматики английского языка для начальной школы.
    Основные характеристики пособия:
    . соответствие требованиям Государственного стандарта начального и основного общего образования;
    . четкая структура уроков;
    . Книга для учителя представлена на русском языке;
    . интегрированный подход к формированию языковых (грамматических, лексических, фонетических) навыков и развитию речевых умений;
    . упражнения на формирование правильного произношения;
    . объяснение грамматических явлений на русском языке;
    . использование игровых элементов при закреплении изучаемого грамматического материала.

    На начальном этапе изучения языка важную роль играет изучение правил чтения. Для этого можно рекомендовать н аглядное пособие «Английский язык. Правила чтения», которое состоит из шести цветных плакатов, иллюстрирующих основные правила чтения:
    . гласных букв в открытых и закрытых слогах;
    . гласных перед ‘r’;
    . сочетаний гласных букв;
    . сочетаний согласных букв.
    Основные характеристики:
    . правила чтения даются на примере слов и предложений;
    . данное пособие может быть использовано с любым УМК по английскому языку для начальной школы.

    Для успешной сдачи экзаменов в старшей школе и в будущем для сдачи международных экзаменов нужны навыки, знания и опыт сдачи экзаменов в целом. Поэтому эти навыки мы можем формировать уже в младшей школе.

    The Cambridge ESOL Young Learners English Tests - первый опыт сдачи экзаменов для младших школьников, и очень важно, чтобы он был положительным. Для этого авторы включили в сборники тестов яркие иллюстрации, а в Книге для учителя разместили методические рекомендации, как сделать подготовку к экзаменам Starters, Movers и Flyers интересной.

    Основные характеристики:
    . каждая из трех книг предлагает четыре полных теста соответствующего уровня;
    . красочные иллюстрации на страницах тестов, превращающие монотонную тренировку в увлекательное занятие;
    . материал тестов, написанный опытными преподавателями, методистами, экзаменаторами;
    . в разделе Speaking picture представлены пошаговые инструкции по выполнению устной части экзамена;
    . доступная для скачивания здесь Книга для учителя к каждому уровню, разъясняющая процедуру экзамена и содержащая дополнительные задания.

    Некоторые представленные ранее УМК являются многоуровневыми и могут быть использованы для изучения языка и в средней школе. К ним можно еще добавить следующие пособия.

    Hot Spot - курс английского языка, рассчитанный на учащихся от 10 лет и старше (5-9 классы) . УМК Hot Spot в максимальной степени учитывает особенности психологии подростков и их возрастные интересы, а познавательные тексты и рассказы, современный дизайн и прекрасные фотоиллюстрации способствуют повышению их мотивации к изучению английского языка.
    Основные характеристики:
    . разделы Check Your English в конце каждого урока способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельной работы;
    . каждый раздел Extra special включает проектное задание;
    . в Рабочую тетрадь включен «Дневник успеваемости», в котором ученик может фиксировать и оценивать результаты своей работы.

    Motivate! - новый четырёхуровневый курс английского языка для подростков от 10 до 14 лет с разным уровнем языковой и культурологической подготовки.
    Основные характеристики
    . разнообразные виды упражнений, направленные на развитие коммуникативной компетенции;
    . тщательная работа над развитием продуктивных умений и навыков - говорения и письменной речи;
    . уникальная по своему наполнению Рабочая тетрадь, включающая в себя дополнительные упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических навыков, развитие продуктивных видов речи, социокультурной компетенции и универсальных учебных действий.

    Для расширения знаний по грамматике и практического их использования можно порекомендовать УМК Grammar Goals - новый шестиуровневый курс грамматики английского языка для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Великолепные иллюстрации, простые и понятные объяснения грамматических явлений, интересные примеры, отобранные с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся, разнообразные упражнения превращают изучение грамматики в увлекательное занятие! Задания в каждом разделе представлены тремя уровнями сложности Bronze, Silver и Gold, что не только повышает мотивацию учащихся, но и способствует развитию таких универсальных учебных действий, как планирование, рефлексия, самоконтроль и самооценка.

    Первые три уровня Grammar Goals могут служить эффективным дополнительным пособием по грамматике к любому учебному курс для начальной школы, уровни 4-6 могут быть использованы в качестве дополнительного пособия в 5-7 классах.
    Основные характеристики
    . тщательно выстроенная система упражнений идеально подходит для работы в группах с разноуровневой подготовкой учащихся;
    . задания экзаменационного характера позволяют использовать пособие как начальный этап подготовки к итоговой аттестации в школе или к международным экзаменам уровней Starter-B1;
    . формат заданий способствует развитию критического мышления и метапредметных умений и навыков;
    . особое внимание уделяется развитию умений в письменной речи, а именно умений писать электронное сообщение, рассказ, письмо личного характера, составлять описание и т. п.;
    . CD-ROM к каждому учебнику содержит 50 дополнительных интерактивных упражнений; в СD-ROM к учебникам уровней 1-4 включён словарь в картинках .

    Эффективность обучения иностранным языкам зависит от качества учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и государства. А выбор УМК зависит от целевой аудитории, уровня владения языком, стиля преподавания, от поставленных целей и предполагаемых результатов.

    Какое бы учебное пособие мы не выбрали, всегда стоить помнить, что преподавание - это творческий процесс и уроки по любому УМК можно сделать интересными, познавательными и занимательными.