Пол Пот. История крестьянина, заставившего мир содрогнуться

08.02.2015 0 4501


Целый народ с его традициями древней культуры и почитанием веры был жестоко изуродован марксистским фанатиком. Пол Пот при безмолвном попустительстве всего мира превратил цветущую страну в огромное кладбище.

Представьте себе, что к власти приходит правительство, которое объявляет запрет на деньги. И не только на деньги: запрещены коммерция, промышленность, банки — все, что приносит богатство. Новое правительство объявляет своим указом, что общество вновь становится аграрным, каковым оно было в средневековье. Жители больших и малых городов насильственно переселяются в сельскую местность, где они будут заниматься исключительно крестьянским трудом.

Но членам семьи нельзя жить вместе: дети не должны попадать под влияние «буржуазных идей» своих родителей. Поэтому детей забирают и воспитывают в духе преданности новому режиму. Никаких книг до совершеннолетия. Книги больше не нужны, поэтому их сжигают, а дети с семилетнего возраста работают на государство «красных кхмеров».

Для нового аграрного класса устанавливается восемнадцатичасовой рабочий день, каторжный труд сочетается с «перевоспитанием» в духе идей марксизма-ленинизма под руководством новых хозяев. Инакомыслящие, проявляющие симпатии к прежним порядкам, не имеют права на жизнь.

Подлежат истреблению интеллигенция, учителя, вузовская профессура, вообще грамотные люди, так как они могут читать материалы, враждебные идеям марксизма-ленинизма, и распространять крамольную идеологию среди трудящихся, перевоспитанных на крестьянской ниве. Духовенство, политики всех мастей, кроме разделяющих взгляды правящей партии, люди, нажившие состояние при прежних властях, больше не нужны — они тоже уничтожаются.

Сворачиваются торговля и телефонная связь, разрушаются храмы, отменяются велосипеды, дни рождения, свадьбы, юбилеи, праздники, любовь и доброта. В лучшем случае — труд в целях «перевоспитания», иначе — пытки, муки, деградация, в худшем случае — смерть.

Этот кошмарный сценарий — не изощренный плод воспаленного воображения писателя-фантаста. Это олицетворение ужасающей реальности жизни в Камбодже, где кровавый диктатор Пол Пот повернул ход времени вспять, уничтожив цивилизацию в попытке воплотить свое извращенное видение бесклассового общества.

Его «поля смерти» были устланы трупами тех, кто не вписывался в рамки нового мира, формируемого им и его кровожадными приспешниками. Во время правления режима Пол Пота в Камбодже погибло около трех миллионов человек — столько же, сколько несчастных жертв сгинуло в газовых камерах нацистской фабрики смерти Освенцим во время второй мировой войны.

Жизнь под Пол Потом была невыносимой, и в результате трагедии, разыгравшейся на земле этой древней страны в Юго-Восточной Азии, ее многострадальное население придумало Камбодже новое жутковатое название — Страна Ходячих Мертвецов.

Трагедия Камбоджи — это следствие вьетнамской войны, впервые вспыхнувшей на обломках французского колониализма, а затем переросшей в конфликт с американцами. На полях сражений полегло пятьдесят три тысячи камбоджийцев.

С 1969 по 1973 год американские бомбардировщики Б-52 методом «коврового» бомбометания сбросили на эту крошечную страну столько тонн взрывчатки, сколько было сброшено на Германию за последние два года второй мировой войны. Вьетнамские бойцы — вьетконговцы — использовали непроходимые джунгли соседней страны для устройства военных лагерей и баз в ходе операций против американцев. По этим опорным пунктам и наносили бомбовые удары американские самолеты.

Принц Нородом Сианук, правитель Камбоджи и наследник ее религиозных и культурных традиций, отказался от королевского титула за десять лет до начала вьетнамской войны, но остался главой государства. Он старался вести страну по пути нейтралитета, балансируя между воюющими странами и конфликтующими идеологиями. Сианук стал королем Камбоджи — французского протектората — еще в 1941 году, но в 1955-м отрекся от престола. Однако затем, после свободных выборов, вернулся к руководству страной как глава государства.

Во время эскалации вьетнамской войны с 1966 по 1969 год Сианук попал в немилость политического руководства Вашингтона за то, что не принимал решительных мер против контрабанды оружия и создания лагерей вьетнамских партизан в джунглях Камбоджи. Однако он был также весьма мягок в критике карательных воздушных рейдов, проводимых США.

18 марта 1970 года, когда Сианук находился в Москве, его премьер-министр генерал Лон Нол при поддержке Белого дома совершил государственный переворот, вернув Камбодже ее древнее название Кхмер. Соединенные Штаты признали Кхмерскую Республику, но уже через месяц осуществили вторжение в нее. Сианук оказался в изгнании в Пекине. И здесь экс-король сделал выбор, заключив союз с самим дьяволом.

О Пол Поте известно немногое. Это человек с обликом благообразного старца и сердцем кровавого тирана. Именно с этим монстром и объединился Сианук. Вместе с вождем «красных кхмеров» они поклялись слить свои силы воедино ради общей цели — разгрома американских войск.

Пол Пот, выросший в крестьянской семье в камбоджийской провинции Кампонгтхом и получивший начальное образование в буддийском монастыре, два года был монахом. В пятидесятых годах он изучал электронику в Париже и, как и многие студенты того времени, оказался вовлеченным в левое движение. Здесь Пол Пот услышал — до сих пор не известно, встречались ли они,— о другом студенте, Кхиеу Самфане, чьи противоречивые, но будоражащие воображение планы «аграрной революции» подогревали великодержавные амбиции Пол Пота.

По теории Самфана, Камбоджа, чтобы достичь прогресса, должна была повернуть вспять, отречься от капиталистической эксплуатации, жирующих вождей, вскормленных французскими колониальными правителями, отказаться от девальвированных буржуазных ценностей и идеалов. Извращенная теория Самфана гласила, что люди должны жить в полях, а все соблазны современной жизни следует уничтожить. Если бы Пол Пот в ту пору, скажем, попал под машину, эта теория, вероятно, так и заглохла бы в кофейнях и барах, не перешагнув пределы парижских бульваров. Однако ей суждено было воплотиться в чудовищную реальность.

С 1970 по 1975 год «революционная армия» Пол Пота превратилась в Камбодже в мощную силу, контролирующую обширные аграрные районы. 17 апреля 1975 года мечта диктатора о власти стала реальностью: его войска, маршируя под красными флагами, вошли в столицу Камбоджи Пномпень.

Через несколько часов после переворота Пол Пот созвал особое совещание своего нового кабинета министров и объявил, что страна отныне будет называться Кампучией. Диктатор изложил дерзкий план построения нового общества и заявил, что его реализация займет всего несколько дней. Пол Пот объявил об эвакуации всех городов под руководством новоиспеченных региональных и зональных вождей, приказал закрыть все рынки, уничтожить церкви и разогнать все религиозные общины. Получив образование за границей, он питал ненависть к образованным людям и приказал казнить всех учителей, профессоров и даже воспитателей детских садов.

Умереть первыми было суждено высокопоставленным членам кабинета министров и функционерам режима Лон Нола. За ними последовал офицерский корпус старой армии. Все были похоронены в братских могилах. Одновременно убивали врачей из-за их «образованности». Уничтожали все религиозные общины — они считались «реакционными». Затем началась эвакуация городов и деревень.

Осуществлению извращенной мечты Пол Пота — обратить время вспять и заставить свой народ жить в аграрном обществе марксистского толка — помогал его заместитель Йенг Сари. В своей политике уничтожения Пол Пот использовал термин «убрать с глаз долой». «Убирали» —уничтожали — тысячи и тысячи женщин и мужчин, стариков и младенцев.

Буддийские храмы осквернялись или превращались в солдатские бордели, а то и просто в скотобойни. В результате террора из шестидесяти тысяч монахов в разрушенные храмы и святые обители вернулись только три тысячи.

Декретом Пол Пота фактически искоренялись этнические меньшинства. Использование вьетнамского, тайского и китайского языков каралось смертной казнью. Провозглашалось чисто кхмерское общество. Насильственное искоренение этнических групп особенно тяжело отразилось на народности чан. Их предки — выходцы из нынешнего Вьетнама — населяли древнее Королевство Чампа.

Чаны мигрировали в Камбоджу в XVIII веке и занимались рыбной ловлей по берегам камбоджийских рек и озер. Они исповедовали ислам и были наиболее значительной этнической группой в современной Камбодже, сохранив чистоту своего языка, национальную кухню, одежду, прически, религиозные и ритуальные традиции.

Молодые фанатики из «красных кхмеров» как саранча набросились на чанов. Сжигались их поселения, жители изгонялись в болота, кишащие москитами. Людей насильно заставляли употреблять в пищу свинину, что категорически запрещалось их религией, духовенство безжалостно уничтожалось. При оказании малейшего сопротивления истреблялись целые общины, а трупы сбрасывались в огромные ямы и засыпались известью. Из двухсот тысяч чанов в живых осталось менее половины.

Те, кто пережил начало кампании террора, в дальнейшем осознали, что уж лу*р ше мгновенная смерть, чем адские муки при новом режиме.

«БУРЖУАЗНЫЕ» ПРЕСТУПНИКИ

По мнению Пол Пота, старшее поколение было испорчено феодальными и буржуазными взглядами, заражено «симпатиями» к западным демократиям, которые он объявил чуждыми национальному образу жизни. Городское население сгонялось с обжитых мест в трудовые лагеря, где сотни тысяч людей были до смерти замучены непосильным трудом.

Людей уничтожали даже за попытку заговорить по-французски — самое большое преступление в глазах «красных кхмеров», так как это считалось проявлением ностальгии по колониальному прошлому страны.

В огромных лагерях без каких-либо удобств, кроме соломенной циновки в качестве подстилки для сна и миски риса в конце рабочего дня, в условиях, которым не позавидовали бы даже узники нацистских концлагерей времен второй мировой войны, трудились торговцы, учителя, предприниматели, выжившие только потому, что им удалось скрыть свои профессии, а также тысячи других горожан.

Эти лагеря были организованы таким образом, чтобы посредством «естественного отбора» избавиться от стариков и больных, беременных женщин и малолетних детей. Люди гибли сотнями и тысячами от болезней, голода и истощения, под дубинками жестоких надсмотрщиков.

Без врачебной помощи, за исключением традиционных методов лечения травами, продолжительность жизни узников этих лагерей была удручающе короткой.

На рассвете людей строем отправляли в малярийные болота, где они по двенадцать часов в день расчищали джунгли в безуспешных попытках отвоевать у них новые посевные угодья. На закате, опять же строем, подгоняемые штыками охранников, люди возвращались в лагерь к своей чашке риса, жидкой баланде и кусочку вяленой рыбы. Затем, несмотря на страшную усталость, им еще предстояло пережить политзанятия по марксистской идеологии, на которых выявлялись и подвергались наказанию неисправимые «буржуазные элементы», а остальные, как попугаи, все повторяли фразы о радостях жизни в новом государстве.

Через каждые десять рабочих дней полагался долгожданный выходной, на который планировалось двенадцать часов идеологических занятий. Жены жили отдельно от мужей. Их дети начинали работать с семилетнего возраста или отдавались в распоряжение бездетных партийных функционеров, которые воспитывали из них фанатичных «бойцов революции».

Время от времени на городских площадях устраивались огромные костры из книг. К этим кострам сгонялись толпы несчастных замученных людей, которых заставляли хором скандировать заученные фразы, в то время как пламя пожирало шедевры мировой цивилизации. Организовывались «уроки ненависти», когда людей пороли кнутом перед портретами руководителей старого режима. Это был зловещий мир ужаса и безысходности.

Полпотовцы разорвали дипломатические отношения во всеми странами, не работала почтовая и телефонная связь, въезд в страну и выезд из нее были запрещены. Камбоджийский народ оказался изолированным от всего мира.

Для усиления борьбы с реальными и воображаемыми врагами Пол Пот в своих лагерях для заключенных организовал изощренную систему пыток и экзекуций. Как во времена испанской инквизиции, диктатор и его приспешники исходили из предпосылки, что те, кто попадал в эти проклятые места, были виновны и им оставалось только признать свою вину. Чтобы убедить своих последователей в необходимости жестоких мер для достижения целей «национального возрождения», режим придавал пыткам особое политическое значение.

Документы, захваченные после свержения Пол Пота, свидетельствуют о том, что офицеры кхмерской службы безопасности, обученные китайскими инструкторами, в своей деятельности руководствовались жестокими идеологизированными принципами.

«Руководство по допросам S-21» — один из документов, позже переданных в ООН,— гласило: «Целью применения пыток является получение адекватной реакции на них со стороны допрашиваемых. Пытки применяются не для развлечения. Боль надо причинять так, чтобы вызвать быструю реакцию. Другой целью является психологический надлом и потеря воли допрашиваемого. При пытках не следует исходить из собственного гнева или самоудовлетворения. Бить допрашиваемого надо так, чтобы запугать его, а не забить до смерти.

Прежде чем приступить к пытке, необходимо обследовать состояние здоровья допрашиваемого и осмотреть орудия пыток. Не следует стараться непременно убить допрашиваемого. При допросе главными являются политические соображения, причинение боли вторично. Поэтому никогда не надо забывать, что вы занимаетесь политической работой.

Даже во время допросов следует постоянно вести агитационнопропагандистскую работу. В то же время необходимо избегать нерешительности и колебаний в ходе пыток, когда есть возможность получить от врага ответы на наши вопросы. Необходимо помнить, что нерешительность может замедлить нашу работу. Другими словами, в агитационновоспитательной работе такого рода необходимо проявлять решительность, настойчивость, категоричность. Мы должны приступать к пыткам без предварительного разъяснения причин или мотивов. Только тогда враг будет сломлен».

Среди многочисленных изощренных методов пыток, к которым прибегали палачи из числа «красных кхмеров», наиболее излюбленными были пресловутая китайская пытка водой, распятие, удушение целлофановым мешком. Объект S-21, который и дал название документу, был самым печально известным лагерем во всей Камбодже. Он находился на северо-востоке страны.

Здесь было замучено по меньшей мере тридцать тысяч жертв режима. Выжили только семеро, да и то лишь потому, что административные навыки узников были нужны их хозяевам для управления этим страшным учреждением.

Но пытки не были единственным орудием устрашения и без того запуганного населения страны. Известно множество случаев, когда охранники в лагерях заставали узников, доведенных голодом до отчаяния, за поеданием своих умерших товарищей по несчастью. Наказанием за это была страшная смерть. Виновных зарывали по шею в землю и оставляли на медленную смерть от голода и жажды, а их еще живую плоть терзали муравьи и другая живность. Затем головы жертв отрезали и выставляли на кольях вокруг поселения. На шею вешали табличку: «Я — предатель революции!».

Дит Пран, камбоджийский переводчик американского журналиста Сиднея Шенберга, пережил все ужасы правления Пол Пота. Нечеловеческие испытания, через которые ему пришлось пройти, документально отражены в фильме «Поле смерти», в котором перед всем миром с потрясающей обнаженностью впервые предстали страдания камбоджийского народа. Душераздирающее повествование о путешествии Прана из цивилизованного детства в лагерь смерти повергло зрителей в ужас.

«В своих молитвах,— рассказывал Пран,— я просил Всевышнего избавить меня от невыносимых мук, которые я вынужден был переносить. Но некоторым из моих близких удалось бежать из страны и укрыться в Америке. Ради них я продолжал жить, но это была не жизнь, а кошмар».

КУРГАНЫ ИЗ ЧЕРЕПОВ

Прану посчастливилось выжить в этом кровавом азиатском кошмаре и соединиться с семьей в Сан-Франциско в 1979 году. Но в удаленных уголках опустошенной страны, пережившей страшную трагедию, еще сохранились массовые захоронения безымянных жертв, над которыми немым укором возвышаются курганы из человеческих черепов.

В конце концов благодаря военной мощи, а не морали и праву, удалось прекратить кровавую бойню и восстановить на истерзанной земле хотя бы подобие здравого смысла. Следует отдать должное Великобритании, выступившей в 1978 году против нарушений прав человека после поступления сообщений о разгуле террора в Камбодже через посредников в Таиланде, но этот протест остался без внимания.

Британия выступила с заявлением в Комиссии ООН по правам человека, но представитель «красных кхмеров» истерично парировал: «Британские империалисты не имеют права говорить о правах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на безработицу, болезни и проституцию».

В декабре 1978 года вьетнамские войска, на протяжении многих лет конфликтовавшие с «красными кхмерами» из-за спорных приграничных районов, силами нескольких мотопехотных дивизий при поддержке танков вступили на территорию Камбоджи. Страна пришла в такой упадок, что из-за отсутствия телефонной связи приходилось доставлять боевые донесения на велосипедах.

В начале 1979 года вьетнамцы заняли Пномпень. За несколько часов до этого Пол Пот покинул опустевшую столицу на белом бронированном «мерседесе». Кровавый диктатор спешил к своим китайским хозяевам, предоставившим ему убежище, но не поддержавшим его в борьбе против вооруженных до зубов вьетконговцев.

Когда всему миру стало известно об ужасах режима «красных кхмеров» и о разрухе, царившей в стране, в Камбоджу мощным потоком устремилась помощь. «Красные кхмеры», как в свое время нацисты, были очень педантичны в регистрации своих преступлений. Следствие обнаружило журналы, в которых ежедневно подробнейшим образом фиксировались расстрелы и пытки, сотни альбомов с фотографиями приговоренных к казни, включая жен и детей интеллигентов, ликвидированных на начальных этапах террора, детальную документацию о пресловутых «полях смерти».

Эти поля, задуманные как основа трудовой утопии, страны без денег и нужд, на самом деле оказались братскими могилами для захоронения людей, раздавленных ярмом жестокой тирании.

Пол Пот, который, казалось, ушел в небытие, недавно вновь возник на политическом горизонте как сила, претендующая на власть в этой многострадальной стране. Как все тираны, он утверждает, что его подчиненные допускали ошибки, что он столкнулся с сопротивлением на всех фронтах, а погибшие были «врагами государства».

Вернувшись в Камбоджу в 1981 году, на тайном собрании среди своих старых друзей у границы с Таиландом он заявил, что был слишком доверчив: «Моя политика была правильной. Слишком усердные региональные командиры и руководители на местах извращали мои приказы. Обвинения в массовых убийствах — гнусная ложь. Если бы мы действительно уничтожали людей в таком количестве, народ уже давно перестал бы существовать».

АНГЕЛ СМЕРТИ

«Недоразумение» ценой в три миллиона жизней, почти четверти населения страны,— слишком невинное слово для обозначения того, что было совершено от имени Пол Пога и по его приказам. Но, следуя известному нацистскому принципу — чем чудовищнее ложь, тем больше людей способно поверить в нее,— Пол Пот по-прежнему рвался к власти и надеялся собрать силы в сельских районах, которые, по его мнению, все еще верны ему.

Он опять стал крупной политической фигурой и ждал удобного случая снова появиться в стране как ангел смерти, ищущий отмщения и завершения ранее начатого дела — своей «великой аграрной революции».

Его влияние начинает сходить на нет после начала процесса национального примирения под контролем ООН. От Пол Пота стали отходить влиятельные сторонники, среди которых был Кхиеу Сампхан. В 1997 г. по приказу Пол Пота был убит вместе со всеми членами семьи Сон Сен. Его смерть спровоцировала бунт в руководстве красных кхмеров. По приказу Та Мока Пол Пот был помещён под домашний арест, в присутствии корреспондентов над ним был проведен суд, в ходе которого его публично обвинили в предательстве.

Пол Пот скончался 15 апреля 1998 года от сердечной недостаточности, со слов Та Мока. Медэкспертиза, однако, впоследствии показала, что смерть наступила в результате отравления. Также есть версия, что он погиб от болезни в джунглях либо же покончил с собой. Несмотря на требования правительства предоставить тело для детального обследования и подтверждения факта, что смерть не является инсценировкой, тело было кремировано спустя несколько дней в Анлонгвэнге.

В международных кругах ширится движение за признание резни, учиненной в Камбодже, преступлением против человечества — подобно гитлеровскому геноциду в отношении евреев. В Нью-Йорке работает камбоджийский центр документации под руководством Йенг Сама. Как и бывший узник нацистских лагерей Симон Визенталь, который долгие годы собирал по всему миру свидетельства против нацистских военных преступников, Йенг Сам, переживший кампанию террора, накапливает информацию о зверствах преступников в своей стране.

Вот его слова: «Те, кто наиболее виновен в камбоджийском геноциде — члены кабинета полпотовского режима, члены ЦК компартии, военачальники «красных кхмеров», чьи войска принимали участие з массовых убийствах, должностные лица, надзиравшие за казнями и руководившие системой пыток,— продолжают активную деятельность в Камбодже. Укрываясь в приграничных районах, они ведут партизанскую войну, стремясь вернуться к власти в Пномпене.

Они не были привлечены за свои преступления к международной правовой ответственности, и это трагическая, чудовищная несправедливость. Мы, выжившие, помним, как нас лишали семей, как зверски убивали наших родных и друзей. Мы были свидетелями того, как люди умирали от истощения, не в силах вынести рабский труд, и от нечеловеческих условий жизни, на которые обрекли камбоджийский народ «красные кхмеры».

Мы также видели, как полпотовские солдаты уничтожали наши буддийские храмы, прекращали занятия в школах, где учились наши дети, подавляли нашу культуру и искореняли этнические меньшинства. Нам трудно понять, почему свободные, демократические государства и нации ничего не предпринимают для наказания виновных. Разве эта проблема не вопиет о справедливости?»

Но справедливого решения этого вопроса нет и поныне.

Как континенты,
Где победил Пол Пот...
(А Фо Мин)

1968 год был богат на политические события. «Пражская весна», студенческие волнения в Париже, война во Вьетнаме, усиление курдо-иранского конфликта были только частью происходящего. Но самым страшным событием было создание в Камбодже маоистского течения «Красных кхмеров» . По самым скромным подсчётам, это на первый взгляд рядовое событие местного масштаба стоило Камбодже 3 миллионов жизней (население Камбоджи составляло до этого 7 миллионов человек).

Казалось бы, что может быть миролюбивее идеологии аграрного толка? Однако учитывая основы этой идеологии – жёсткую бескомпромиссную трактовку маоизма, ненависть к современному образу жизни, восприятие городов как средоточия зла – можно догадаться, что «красные кхмеры» по своим устремлениям (и тем более – по действия; но об этом позже) были весьма далеки от мирных земледельцев.

Численность «красных кхмеров» достигала 30 000 человек и росла в основном за счёт подростков-беспризорников, ненавидящих Запад, горожан как пособников Запада и весь современный образ жизни, а также крестьян из бедных восточных районов страны.

С момента зарождения движения «красных кхмеров» и до их прихода к власти прошло 7 лет. Не стоит полагать, что смена режима произошла бескровно – пять лет из этих семи в стране шла гражданская война. Проамериканское правительство генерала Лол Нола по возможности сопротивлялось, но было свергнуто. 17 апреля 1975 года стал чёрным днём в истории Камбоджи. В этот день Пномпень – столица – был захвачен вооружёнными отрядами «красных кхмеров», установившими особый диктаторский режим. Во главе государства встал «Брат номер один», генеральный секретарь коммунистической партии Салот Сар (более известный под партийной кличкой Пол Пот). Народ, уставший от нищеты, коррупции и американских бомбардировок граничащих с Вьетнамом районов, восторженно приветствовал «освободителей»...

Но радость была недолгой. Вскоре она сменилась ужасом. Было объявлено о начале «революционного эксперимента», имевшего цель «построения стопроцентно коммунистического общества» – общества, состоящего из трудолюбивых крестьян, полностью независимого от внешних факторов. Государство Камбоджа перестало существовать. На его месте возникло новое – Демократическая Кампучия, – получившее сомнительную историческую славу одного из самых страшных режимов в истории человечества...

Первый этап эксперимента включал в себя выселение всех горожан в сельскую местность, упразднение товарно-денежных отношений, запрет на образование (вплоть до ликвидации школ, тем более университетов), полный запрет религий и репрессирование религиозных деятелей, запрет иностранных языков, ликвидация чиновников и военных старого режима (нет, не ликвидация должностей – уничтожение самих людей).

В первый же день новой власти из столицы было выселено более 2-х миллионов человек – все жители Пномпеня. С пустыми руками, без вещей, продуктов и лекарств, обречённые горожане пешком двинулись в страшный путь, достичь конца которого удалось далеко не всем. Неподчинение или промедление карались расстрелом на месте (учитывая судьбы тех, кто всё-таки смог дойти до новых мест обитания, можно считать, что первым жертвам режима значительно повезло). Исключений не было ни для стариков, ни для инвалидов, ни для беременных женщин и маленьких детей. Первую кровавую жертву принял Меконг – на берегах и во время переправы погибло около полумиллиона камбоджийцев.

По всей стране начали создаваться сельскохозяйственные концентрационные лагеря – так называемые «высшие формы кооперативов», – куда городское население было согнано для «трудового воспитания». Оно заключалось в том, что люди должны были обрабатывать землю примитивными орудиями, а иногда и вручную, работая по 12 – 16 часов без перерывов и выходных, с жёстким ограничением в пище (в некоторых районах дневной рацион взрослого человека составлял одну миску риса), в антисанитарных условиях. Новые власти требовали сдачи 3-х тонн риса с гектара, хотя никогда раньше не удавалось получить больше тонны. Изнурительный труд, голод, антисанитария означали почти неизбежную гибель.

Машина террора требовала новых жертв. Всё общество было пронизано сетью шпионов и доносчиков. Практически любой человек мог оказаться в тюрьме по малейшему подозрению – в сотрудничестве со старым режимом, в связях с разведкой СССР, Вьетнама или Таиланда, во враждебном отношении к новой власти... Под обвинения попадали не только простые граждане, но и сами «красные кхмеры» – правящая партия периодически нуждалась в «чистках». Только по обвинениям в предательстве родины и революции за время правления Пол Пота было казнено около полумиллиона камбоджийцев. Не хватало мест в тюрьмах (а их на территории Демократической Кампучии было более двухсот). Самая страшная, главная тюрьма Демократической Кампучии – S-21, или Туол Сленг, – располагалась в здании одной из столичных школ. Там не только содержались узники, но также проводились жестокие допросы и массовые казни. Оттуда не выходил никто. Лишь после падения диктатуры «красных кхмеров» несколько оставшихся в живых узников были освобождены...

Заключённые пребывали в постоянном страхе. Теснота, голод, антисанитарные условия, полный запрет на общение друг с другом и с охраной ломали волю к сопротивлению, а ежедневные допросы с применением бесчеловечных пыток вынуждали узников сознаваться во всех мыслимых и немыслимых преступлениях против режима. На основании их «показаний» происходили новые аресты, и разомкнуть эту страшную цепочку не было никакого шанса.
Массовые казни на территории тюрьмы проводились ежедневно. Теперь уже приговорённых не расстреливали – боеприпасы надлежало экономить, – как правило, их просто забивали мотыгами. Вскоре тюремное кладбище переполнилось, и тела казнённых стали вывозить за город. «экономность» режима проявлялась и в том, что подлежали уничтожению даже собственные раненые солдаты – чтобы не тратить на них медикаменты...
Даже охранников тюрьмы держали в постоянном страхе. За малейшую провинность – такую, как разговор с заключённым или попытка прислониться к стене во время дежурства – охранник сам мог оказаться в той же камере.
Режим Пол Пота продержался чуть менее четырёх лет.

Он оставил после себя полностью истощённое население, в том числе 142 000 инвалидов, 200 000 сирот, многочисленных вдов. Страна лежала в руинах. Было разрушено свыше 600 000 зданий, включая почти 6 000 школ, около 1 000 больниц и медицинских учреждений, 1968 храмов (некоторые из них были переоборудованы под склады, свинарники, тюрьмы...). Страна лишилась почти всей сельскохозяйственной техники. Жертвами режима стали и домашние животные – полтпотовцы уничтожили полтора миллиона голов скота.

Едва ли не самым непостижимым в истории Демократической Кампучии является её признание на международном уровне. Это государство было официально признано ООН, Албанией и КНДР. Руководство Советского Союза приглашало Пол Пота в Москву, что также означает признание легитимности власти «красных кхмеров» – если не де-юре, то де-факто. Сами же полпотовцы поддерживали внешнеполитические связи только с Северной Кореей, Китаем, Румынией, Албанией и Францией. На территории Демократической Кампучии были закрыты практически все посольства и консульства, за исключением представительств вышеупомянутых Северной Кореи, Китая, Румынии, а также Кубы и Лаоса.

Не меньшее изумление вызывает при ближайшем рассмотрении и личность самого диктатора (кстати, имена и портреты руководителей страны – пол Пота, Нуон Чеа, Иенг Сари, Та Мока, Кхиеу Сампхана – были строжайшей тайной для населения; они именовались просто – Брат №1, Брат №2 и так далее). Салот Сар родился 19 мая 1925 года. Сын зажиточного крестьянина, он имел возможность получить хорошее образование. Вначале он учился в буддийском монастыре в столице, потом в школе французской католической миссии. В 1949 г., получив правительственную стипендию, он отправился на учёбу во Францию. Там он и проникся идеями марксизма. Салот Сар и Иенг Сари вступили в марксистский кружок, а в 1952 г. – во французскую коммунистическую партию. В журнале, издаваемом камбоджийскими студентами, вышла его статья «Монархия или демократия», где он впервые изложил свои политические взгляды. В студенчестве Салот Сар интересовался не только политикой, но и французской классической литературой, особенно трудами Руссо. В 1953 г. он вернулся на родину, несколько лет проработал в университете, но затем полностью посвятил себя политике. В начале 60-х гг. он возглавил радикальную левую организацию (ту, которая к 1968-му г. оформится в движение «красных кхмеров»), а в 1963 г. – компартию Камбоджи. Победа в гражданской войне привела Пол Пота к недолгому кровавому триумфу...

Окончание войны во Вьетнаме в 1975 г. привело к резкому обострению отношений с Камбоджей. Первые пограничные инциденты, спровоцированные кампучийской стороной, произошли уже в мае 1975 г. А в 1977 г., после небольшого затишья, произошёл новый всплеск агрессии со стороны Демократической Кампучии. Многие мирные жители вьетнамских пограничных селений становились жертвами перешедших границу «красных кхмеров». В апреле 1978 г. было полностью уничтожено население деревни Бачук – 3 000 мирных вьетнамцев. Это не могло остаться безнаказанным, и Вьетнаму пришлось осуществить ряд боевых рейдов на территорию Демократической Кампучии. А в декабре того же года началось полномасштабное вторжение с целью свержения власти Пол Пота. Истощенная кровавой диктатурой страна не могла оказывать сколько-нибудь значительного сопротивления, и 7 января 1979 г. Пномпень пал. Власть была передана Хенг Самрину, главе Единого фронта национального спасения Кампучии.

Пол Поту пришлось бежать из столицы за два часа до появления вьетнамской армии. Однако бегство для него не означало окончательного поражения – он скрылся на секретной военной базе и, вместе со своими верными последователями, создал «Национальный фронт освобождения кхмерского народа». Труднопроходимые джунгли на границе с Таиландом стали местом дислокации «красных кхмеров» на два ближайших десятилетия.
К середине года вьетнамская армия контролировала все крупные города Камбоджи. Чтобы поддержать слабое правительство Хенг Самрина, Вьетнам в течение 10 лет держал в Камбодже воинский контингент порядка 170 – 180 тысяч военнослужащих. К концу 80-х гг. государство Камбоджа и её армия окрепла настолько, что смогла обходиться без помощи Вьетнама. В сентябре 1989 г. был осуществлён полный вывод вьетнамских войск с территории Камбоджи. В стране оставались только вьетнамские военные советники. Однако война между правительством Камбоджи и партизанскими соединениями «красных кхмеров» продолжались ещё почти 10 лет. Боевики пользовались значительной финансовой поддержкой США и Китая, что и позволило им сопротивляться в течение столь долгого времени. Потери вьетнамской армии за 10 лет пребывания в Камбодже составили около 25 000 военнослужащих.

В 1991 г. между правительством и остатками «красных кхмеров» был подписан мирный договор, часть отрядов сдалась и получила амнистию. В 1997 г. оставшиеся «красные кхмеры» создали Партию национальной солидарности. Бывшие сподвижники провели над Пол Потом показательный суд. Он был помещён под домашний арест, а в следующем году скончался при весьма странных обстоятельствах. До сих пор неизвестно, была его смерть естественной или нет. Тело было предано огню, причём никто из ближайших соратников при этом не присутствовал. Скромную могилу Пол Пота не сравняли с землёй только из боязни, что дух диктатора станет мстить тем, кто его потревожил.

Но и после смерти Пол Пота движение «красных кхмеров» не прекратило своего существования. Ещё в 2005 г. боевики вели активные действия в провинциях Ратанакири и Стынгтраенг.
Многие сторонники Пол Пота предстали перед судом. Среди них был Иенг Сари (Брат №3), министр иностранных дел Демократической Кампучии, и бывший начальник тюрьмы S-21 Канг Кек Иеу (Дуч). Последний в 1980-х покинул движение «красных кхмеров» и принял христианство. На суде он признал себя виновным в гибели 15 000 человек и просил прощения у родственников жертв...

В июле 2006 г. умер последний предводитель «красных кхмеров» Та Мок (Брат №4). Брат №2, Нуон Чеа, был арестован 19 сентября 2007 года, по обвинению в геноциде и преступлениях против человечества. Через несколько недель были арестованы и остальные оставшиеся в живых руководители движения «красных кхмеров». В настоящее время над ними проходят судебные процессы.

19 мая 1925 года родился Салот Сар, более известный под псевдонимом Пол Пот. Его правление в Камбодже было совсем недолгим, но запомнилось всему миру навсегда. Об ужасах и жестокостях трёхлетнего правления лидера красных кхмеров написано много. Именно в его период правления в слаборазвитой и нищей стране столкнулись интересы сразу трёх могущественных сверхдержав: СССР, США и Китая.

До середины 50-х годов Камбоджа оставалась колонией Франции. После получения независимости к власти пришёл король Нородом Сианук. Он считался весьма прогрессивным деятелем, получил европейское образование. По ходу правления он неожиданно отрёкся от престола в пользу отца, но при этом пересел в кресло премьер-министра, сохранив за собой полноту власти. Им также была создана собственная политическая доктрина, которую можно было бы назвать "За всё хорошее и против плохого". Доктрина одновременно объединяла элементы практически всех известных политических течений: социализма, монархизма, либерализма, национализма и т.д.

Как и всякому руководителю бедного и неразвитого государства, Сиануку предстояло решить, с кем дружить и от кого получать финансовую поддержку. Сианук решил дружить со всеми, пока есть такая возможность. Он регулярно разъезжал по крупным странам, заверяя их в вечной дружбе и получая финансовую помощь. В СССР Сианук пользовался поддержкой и совершил в Москву несколько визитов. В конце 50-х Советский Союз в знак дружбы построил в камбоджийской столице современную больницу, а чуть позже ещё и институт. Китайцы тоже помогали, но в основном деньгами. Но главным спонсором Камбоджи оставались США, ежегодно передававшие им несколько десятков миллионов долларов.

Меж трёх огней

Однако в 60-е ситуация резко изменилась. Во Вьетнаме вспыхнула гражданская война, в которую на одной стороне вмешались США, на другой СССР и Китай (по отдельности). Поскольку Камбоджа удобно граничила с Вьетнамом, через неё шёл основной поток китайских военных поставок вьетнамским коммунистам.

США такая ситуация не устроила, и они надавили на Сианука, потребовав соблюдать нейтралитет, угрожая прекратить его финансовую поддержку. Сиануку пришлось выбирать, и он выбрал более близкий Китай, который делал вторые после США финансовые вливания в страну и заодно не уставал льстить Сиануку и хвалить его.

Глава Камбоджи демонстративно отказался от американской помощи и переориентировался на Китай. Поскольку Москва и Пекин тогда уже находились во враждебных отношениях, Сиануку пришлось сделать отношения с СССР более прохладными. После нескольких прокитайских заявлений СССР отменил очередной визит Сианука в Москву. После этого обиженный премьер организовал в столице шумный митинг, на который явился лично и заявил, что он не лакей Москвы и СССР в Камбодже своих лакеев не найдёт.

Далее Сианук разорвал дипломатические отношения с США и по настоянию Китая разрешил вьетнамским отрядам создавать базы на территории его страны. Вьетнамцы после боевых операций отступали в Камбоджу, атаковать которую американцы не могли из-за её формального нейтралитета.

Однако пребывание в стране вьетнамских солдат породило неожиданные проблемы. Солдаты нуждались в большом количестве продовольствия, а Камбоджа была беднейшей страной. Её основным экспортным материалом был рис. Вьетнамцы скупали значительную часть риса у местных крестьян по более высоким ценам, из-за чего крестьяне не желали продавать его правительству, которое лишалось главного экспортного продукта. Попытки послать для изъятия риса по низким ценам солдат обернулись восстанием в нескольких регионах, которое координировали лидеры красных кхмеров - группа золотой молодёжи с дипломами Сорбонны, недавно вернувшаяся из Франции и вступившая в борьбу за власть в стране.

Началась вялотекущая война между коммунистическими повстанцами и армией. В этот момент до Сианука стало доходить, что он основательно запутался в своих хитрых комбинациях и вот-вот лишится власти. Он постепенно начал давать обратный ход. Восстановил отношения с американцами и дал разрешение на тайные авиаудары американских ВВС по базам вьетнамцев на территории страны. Попытался наладить отношения и с СССР. Москва начала поставки оружия в страну и отправила военных советников для подготовки армии.

В 1970, когда Сианук был с визитом в Москве, его сверг его собственный премьер-министр Лон Нол. Сианук попросил политического убежища в СССР, но ему отказали, припомнив его дружбу с Китаем. Тогда свергнутый политик перебрался в Пекин, где создал королевское правительство в изгнании при поддержке Китая.

Лон Нол отличался стопроцентно проамериканскими взглядами и сразу же запретил вьетнамцам использовать территорию его страны в качестве убежища. Кроме того, он перекрыл транзит китайского оружия через Камбоджу.

Фактически все эти действия были не в интересах Северного Вьетнама. Однако СССР официально признал режим Нола, тогда как китайцы разорвали со страной отношения и продолжали считать Сианука легитимным правителем. В Кремле прагматично подошли к этой ситуации. Советские поставки во Вьетнам проводились по другим маршрутам, и хотя проамериканский режим был им не выгоден, он ослаблял влияние Китая, который в тот период считался противником № 1.

Приглашение к войне

Однако вьетнамцы с этим были не согласны, камбоджийские базы были им крайне выгодны, поэтому они отказались подчиняться приказам Нола, а при попытках их изгнать вступали в вооружённое противостояние с камбоджийской армией. Поскольку вьетнамцы уже имели большой опыт, а камбоджийцы были плохо вооружены и обучены, Нол запросил поддержки США.

Американцы и южные вьетнамцы вторглись в Камбоджу и начали наступление на силы коммунистов. Однако в Америке новая война была воспринята крайне негативно и после бурных студенческих протестов американцы вывели войска из страны. Это произошло уже через несколько месяцев. Вместо этого они начали оказывать поддержку режиму Нола.

Тем временем под крылом Китая Сианук создал коалицию со своими недавними врагами - красными кхмерами - ради свержения Нола. По результатам нескольких лет войны повстанцы укрепились в большинстве провинциальных рисопроизводящих районов, тогда как режим Нола контролировал только столицу и несколько городов. Сдерживали повстанцев только бомбардировки американской авиации по запросам Нола. Некоторые изменения произошли и в коалиции, китайцы теперь оказывали приоритетную поддержку красным кхмерам, а Сианук превратился в декоративную фигуру.

Верховной организации"). Так называлась организация той самой золотой молодёжи из Сорбонны, объединённой родственными связями. Она не развешивала на улицах своих плакатов, напротив, прятала имена членов за порядковыми номерами: брат № 1, брат № 2.

Китай, немало вложивший в кхмеров, хотел получить какую-то отдачу. Камбоджа и без того была нищей страной, а после нескольких лет войн и бомбардировок - и вовсе лежала в руинах. Единственным экспортным ресурсом был рис. А в Китае как раз были некоторые проблемы с продовольствием в связи с урбанизацией. Дабы отблагодарить Китай за помощь и расплатиться за новые поставки китайских товаров, весь экспорт риса кхмеры направили туда. Но риса требовалось много, а без инвестиций возможности были ограничены.

Поэтому лидеры кхмеров пришли к весьма простому решению. Они просто упразднили города, а всё население страны вывезли в лес. Под предлогом американских бомбардировок (которых даже не намечалось) всё население городов за трое суток вывезли в леса. Там людей расселили в импровизированных лагерях-казармах, где они бесплатно от зари до зари занимались выращиванием риса. Раз в неделю, в качестве поощрения за ударный труд, супругам разрешалось встретиться в комнатах для свиданий при лагерях. Частная собственность отменялась, деньги, в связи с их полной бессмысленностью в таких условиях, тоже.

Более-менее образованные слои населения были отправлены в лагеря или уничтожены, поскольку считалось, что они всё равно не примут "новую демократическую Кампучию", а тратить время на их переубеждение бессмысленно, есть дела и поважнее.

Ничего не изменилось только для беднейшей части крестьянства. Они как выращивали рис примитивными способами, так и продолжали это делать. Но хотя бы могли позлорадствовать над городскими (антагонизм города и деревни в то время был силён в неразвитых странах).

Вскоре лидеры красных кхмеров начали воинственную антивьетнамскую риторику. Вообще, вьетнамцы не делали им ничего плохого за последнее время, даже наоборот. Вьетнамцы помогали повстанцам-кхмерам против войск Лон Нола и передавали районы, в которых находились их базы. Кроме того, вьетнамцы оказывали небольшую финансовую поддержку кхмерам. Однако Китай хотел наказать Вьетнам за "предательство" руками своих сателлитов и заодно ослабить резко укрепившееся после победы в войне государство.

Кхмеры провозглашали, что если каждый житель страны убьёт 30 вьетнамцев, то для победы в войне придётся пожертвовать всего двумя миллионами человек (при общем населении страны около семи миллионов). Такие потери совсем не пугали Пота, который был убеждён, что для строительства прекрасной демократической Кампучии будущего достаточно и одного миллиона.

По мере нарастания антивьетнамской риторики отношение к новому режиму в СССР становилось всё более враждебным. СМИ писали о кровавом режиме китайских марионеток и его зверствах, а в стране стала популярной частушка "Я тебя замучаю, как Пол Пот Кампучию".

Тем временем кхмеры перешли от угроз к действиям. Их небольшие отряды стали тайно переправляться через границу, нападать на приграничные сёла, убивать местных жителей и уходить. Вьетнам некоторое время не отвечал на эти действия, опасаясь вступления в конфликт Китая. Однако после того как в апреле 1978 года кхмерский отряд вырезал большую деревню Батюк (погибло более трёх тысяч человек), терпение вьетнамского руководства лопнуло.

Через несколько месяцев вьетнамские войска вторглись в Камбоджу. Плохо вооружённая камбоджийская армия, значительную часть которой составляли набранные в диких районах сельские подростки, фактически не оказывала сопротивления и тут же разбежалась. Кроме того, во многих частях и раньше существовало недовольство репрессиями Ангки, поэтому некоторые бригады и дивизии в полном составе перешли на сторону вьетнамских войск. Война продлилась всего пару недель. Новым главой государства стал Хенг Самрин - бывший офицер армии красных кхмеров, незадолго до того поссорившийся с ними и бежавший во Вьетнам.

Первая социалистическая война

Свержение прокитайского режима в Камбодже и его замена провьетнамским, а значит, и просоветским, вызвала ярость у Пекина, и он начал планировать ответные действия. Китай установил дипломатические отношения с США и через месяц после окончания вьетнамско-камбоджийской войны вторгся во Вьетнам. Некоторые исследователи называли этот конфликт Первой социалистической войной, поскольку оба воюющих государства придерживались социалистической модели и открытый вооружённый конфликт между такими странами происходил впервые. СССР перебросил в регион крупную эскадру, но в боевые действия она не вмешивалась.

https://static..jpg" alt="" data-layout="regular" data-extra-description="

Пол Пот; Народная Республика Кампучия (Камбоджа). Жертвы палачей Пол Пота в деревне Тол провинции Кампучии. Фото: © AP Photo/Kyodo News, РИА Новости / РИА Новости

">

Пол Пот сосредоточился на руководстве партизанским движением, поскольку отрядам красных кхмеров удалось оставить под контролем отдалённые и труднодоступные районы страны. Американская и китайская помощь не ограничивалась дипломатической поддержкой. И те и другие помогали деньгами и оружием сторонникам свергнутого режима. Только американцы в основном помогали Сиануку и Санну, а китайцы - полпотовцам.

США удалось одержать дипломатическую победу. Вплоть до конца 80-х годов официальным представителем Камбоджи в ООН были не представители действующего режима, а коалиционное правительство в изгнании с участием красных кхмеров.

СССР довольствовался сохранением влияния в регионе. Однако на фоне начавшихся процессов распада вьетнамские войска, более не субсидируемые Москвой, покинули Камбоджу. Власть в стране при посредничестве ООН была в очередной раз передана Сиануку, который объявил об амнистии партизанам-кхмерам и одновременно поставил организацию вне закона. Им это не понравилось, и между ними продолжилась вялотекущая гражданская война, длившаяся до конца 90-х годов.

Страшная диктатура «красных кхмеров» в Камбодже, продолжавшаяся с 1975 по 1979 год, стоила жизни миллионам жителей страны. До сих пор точно не подсчитано количество жертв кровавого диктатора Пол Пота и его революционных банд: по приблизительным подсчетам, оно составило от 2 до 3 миллионов человек. И сегодня преступления красных кхмеров приводят человечество в ужас.

Придя к власти в 1975 году, Пол Пот объявил в стране «нулевой год» — год начала новой эры. Новая история должна была начаться с нуля — отказом от образования и удобств современной цивилизации. Камбоджийцам был позволен лишь один вид труда — работа на полях. Все горожане были изгнаны из городов (только из Пномпеня в один день изгнали более 2 миллионов человек) и отправлены работать в деревни. Отказавшихся убивали, еще больше людей погибли в пути от голода и болезней.

Сегодня школа Туол Сленг, де в годы диктатуры Пол Пота размещалась страшная пыточная тюрьма S-21, стала одним из самых популярных и жутких музеев Пномпеня. За годы ее существования через тюрьму прошли десятки тысяч человек, а выжили лишь единицы. Людей пытали, добиваясь признаний в преступлениях против государства, а кода они, сломавшись, подписывали, их убивали тут же, в школе, или на расположенных неподалеку полигонах — «полях смерти». Среди узников были и дети: родственники «врагов народа» получали то же наказание, что и их родные.

ДДТ известно как средство борьбы с насекомыми, ядовитое для человека. Это, последнее свойство красные кхмеры активно использовали во время массовых казней. Бойцы Пол Пота редко расстреливали «врагов народа»: патроны были в дефиците. Людей просто забивали до смерти — палками, лопатами, мотыгами. Такие казни проводились массово, трупы сваливались в яму, которую, набив доверху, щедро заливали ДДТ — для того, чтобы братские могилы не испускали ядовитых запахов, а также чтобы быть уверенными, что недобитые люди все равно погибнут от яда.

Как уже было сказано, ради экономии патронов красные кхмеры практиковали самые жестокие и садистские виды казней. Это касается и убийств совсем маленьких детей из семей «изменников», которых убивали наравне со взрослыми. Солдаты просто брали ребенка за ноги и разбивали голову о дерево. Родителей заставляли смотреть на смерть детей, и лишь затем казнили. Это дерево на одном из «полей смерти» стало местом гибели множества малышей. Сегодня здесь — место памяти и скорби.

Пол Пот жил долго… и без раскаяния

Пол Пот стал одним из садистов-диктаторов, которым удалось избежать правосудия. После того, как вьетнамские войска в 1979 году захватили Кампучию и свергли режим красных кхмеров, Пол Пот бежал из страны на вертолете. Он объявился в Таиланде, где долгие годы жил, продолжая оставаться лидером движения красных кхмеров, перенесших свою деятельность за границу. Он умер лишь в 1998 году, в возрасте 73 лет. По официальной версии, причиной смерти стал сердечный приступ, однако, по слухам, Пол Пот был убит самими красными кхмерами, уставшими от его многолетней диктатуры.

После падения режима красных кхмеров на территории Камбоджи было найдено более 200 «полей смерти» — мест массовых казней. На них обнаружилось более 20 тысяч массовых захоронений, в которых были похоронены более миллиона человек. Камбоджа — небольшая страна с площадью около 100 тысяч квадратных километров. Таким образом, в утверждении, что при Пол Поте Камбоджа превратилась в одну братскую могилу, практически нет преувеличения.

Красные кхмеры были признанными мастерами пыток. В тюрьме S-21 были установлены специальные пыточные кровати — людей приковывали к ним и избивали до полусмерти, а иногда и вовсе сжигали заживо. Популярны были и «вивисекции», когда палачи вскрывали живого человека и без анестезии удаляли у него внутренние органы. Медленное утопление, удары электротоком считались «ординарными» пытками. А с тех, кто вызывал ненависть тюремной администрации, палачи живьем сдирали кожу. Словом, большей жестокости, чем демонстрировали палачи Пол Пота, невозможно себе представить.

После свержения диктатуры Пол Пота лишь пять его подручных были приговорены к уголовному наказанию. Трое из них, включая ближайших подручных Пол Пота Нуон Чеа и Киеху Сампхана, получили пожизненные приговоры. Десятки тысяч убийц, забивавших людей мотыгами, вовсе не подверглись наказанию.

Кости — частая находка

20 тысяч массовых захоронений на «полях смерти» оказалось недостаточно для погребения всех жертв режима красных кхмеров. Как рассказывают гиды, работающие в музеях, открытых на месте бывших «полей смерти», и сейчас, 38 лет спустя, после каждого дождя в окрестностях мест массовых казней на поверхности земли появляются человеческие кости и остатки одежды тех, чьи тела палачи не сподобились сгрести даже в братскую могилу.

Это сложно представить, но сегодняшние дети Камбоджи ничего не знают о страшных временах диктатуры красных кхмеров! По молчаливому общественному уговору, эту тему не проходят в школе, о ней не говорят в семьях и в компаниях. Таким образом, дети, у каждого из которых есть погибшие в те оды родственники, ничего не знают о волне смертей и насилия, захлестнувшей их страну почти четыре десятилетия назад.

Мы уже упоминали о том, что патроны в армии красных кхмеров считались дефицитным ресурсом, и их не полагалось тратить на каких-то врагов народа. Беззащитных гражданских чаще всего забивали мотыгами: армия красных кхмеров состояла, по большей части, из крестьян, и они отдавали предпочтения привычным орудиям сельскохозяйственного труда. Дубинки, палки, обрезки труб — все годилось в качестве орудия убийства, а иногда группы людей обматывали колючей проволокой и пускали по ним ток — это позволяло сэкономить не только патроны, но и время.

Перед вами — Каинг Гуэк Эав, директор страшной тюрьмы S-21. Он лично принимал участие в пытках и убийствах 16 тысяч человек. Однако после того, как диктатура красных кхмеров была свергнута, он около 30 лет наслаждался жизнью на свободе и был осужден лишь в 2009 году, в возрасте 68 лет, став пятым подручным Пол Пота, осужденным за свои злодеяния. Каинг Гуэк Эак получил пожизненный срок.

Зачем Пол Пот устроил страшный геноцид собственного народа? Нет, он не был больным маньяком, стремившимся к большой крови. Дела обстояли еще хуже: он был идейным маньяком. Он был уверен, что для построения идеального общества люди должны вернуться к истокам, к началу своей истории, забыв обо всех достижениях цивилизации и добытых знаниях. А для этого блага цивилизации следовало просто уничтожить, заодно с их носителями — учеными, инженерами, учителями, а также обычными горожанами, привыкшими к современным удобствам и не желающими от них отказываться.

Джон Дьюэрст, Керри Хэмилл и Стюарт Гласс были гражданами Великобритании, Новой Зеландии и Канады соответственно. Они плыли на яхте мимо берегов Камбоджи в сторону Сингапура, когда их взяло на абордаж судно красных кхмеров. Стюарта Гласса убили на месте, а Дьюэрста и Хэмилла отправили в тюрьму S-21, где после долгих пыток Дьюэрст признался в том, что был шпионом ЦРУ, засланным в Камбоджу для диверсий. Обоих западных туристов казнили на одном из «полей смерти». На фото — брат Керри Хэмилла, после свержения диктатуры Пол Пота посетивший страшную тюрьму, где погиб его брат.

Некоторые политические аналитики утверждают, что маленькая Камбоджа стала лишь частью большой геополитической игры. Пол Пот называл своим главным врагом Вьетнам (и после прихода к власти казнил всех вьетнамцев, оказавшихся на территории Камбоджи). США же как раз перед приходом Пол Пота к власти ушли из Вьетнама и готовы были поддержать любого врага своих бывших врагов. В свою очередь, симпатии СССР оказались на вьетнамской стороне — в пику Америке. Если бы не вражда между США и Вьетнамом, вполне возможно, при поддержке мировых политических тяжеловесов режим красных кхмеров был бы свергнут гораздо раньше или вообще не воцарился бы в Камбодже.

В 1968 году было создано военизированное течение, являвшее собой одну из сторон гражданской войны, развернувшейся на территории Камбодже. Такое течение получило название красные кхмеры, а его лидером являлся Салот Сар. До сих пор эти два имени символизируют собой геноцид и бесчеловечность. Свою деятельность политик начал развивать с отдела массовой пропаганды, публикуясь в печатных изданиях, что вскоре принесло ему известность. В 1963 году он становится генеральным секретарем партии.

А как же все начиналось? А начиналось все не так страшно, как оказалось в итоге. Салот Сар родился 19.05.1925 на территории одной из кхмерских деревень, располагающейся посреди тропических джунглей. В 1949 году юноша награждается правительственной стипендией и отправляется во Францию для обучения в Сорбонне. Именно в этом месте молодой человек начинает увлекаться политикой, поэтому он вступает в марксистский кружок. Революционные идеи настолько сильно поглотили человека, что вскоре студента отчисляют из образовательного учреждения. Теперь он был вынужден вернуться на свою родину, где он вступает в Народно-революционную партию, которую потом переформировали в коммунистическую.

Пол Пот: красные кхмеры – идеология

Коммунистическая партия с каждым годом набирала силу, пропагандируя радикальные левые взгляды. Красные кхмеры активно выступали против сохранения денег, которые являлись важнейшей чертой общественных капиталистических отношений. По их мнению, было необходимо активно развивать сельское хозяйство, полностью отказываясь от городских жизненных устоев, из-за чего взгляды партии и Советского Союза конфликтовали. Поэтому в качестве своего союзника Салот Сар избрал Китай.

После того как партия оказалась у власти, страна была переименована в Кампучию. В этот период ее лидер выделяет 3 стратегические цели развития. Первой целью Салот Сар ставил отказ от разорения сельского хозяйства, прекращение коррупции и ростовщичества. Вторым намерением стала ликвидация зависимости страны от иных государств. Последней целью партия ставила принятие мер по борьбе с беспорядками.

Однако вся выдвинутая идеология на деле обернулась террором. По статистике, при переформировании общества и жизненных государственных устоев было убито примерно 3 миллиона человек. К тому же Кампучия была фактически ограждена от внешнего мира «железным занавесом».

Во время перестройки общества красные кхмеры придерживались собственной радикальной идеологии. Для ее реализации они полностью отказались от денежных единиц, городских жителей стали насильно переселять в деревенские области. В это время были уничтожено большинство социальных и государственных институтов. Власть полностью отказалась от медицинской, образовательной, культурной и научной сферы. Под строжайшим запретом стали все иноязычные книги, а также любой, кроме кхмерского, язык. Многих жителей арестовывали за простое ношение очков.

Буквально за несколько месяцев все прежние государственные устои были уничтожены с корнем. Преследованию подвергались даже все религии. Особому гонению был подвержен буддизм , хотя большое количество его приверженцев находилось на территории страны. Красные кхмеры делили общество на 3 группы.

  1. Крестьяне – большинство населения.
  2. Жители тех областей, в которых в течение длительного времени происходило сопротивление коммунистам при гражданской войне. Каждый такой район подвергался жесткому перевоспитанию, а точнее – зачисткам в массовых масштабах.
  3. Интеллигенция, духовенство, чиновники, офицеры, которые осуществляли государственную службу при прежних властях. На большинстве из них впоследствии проверялись жестокие кхмерские пытки.

Все репрессии проводились исключительно под лозунгом устранения врагов народа.

В этом видео рассказана история о подростках с автоматами во времена красных кхемеров.

Пол Пот: Камбоджа – социализм и геноцид

Жители, которые насильно были изгнаны из городов в деревню, должны были осуществлять свою деятельность, соблюдая жесткие правила. В основном на камбоджской территории ими выращивался рис, также была возможна заниматься иным сельскохозяйственным трудом.

Кхмерские приверженцы наказывали людей за любые проступки, в особенности за преступления. Все воры, мошенники, нарушители порядка сразу же приговаривались к расстрелу. Воровством считался даже сбор фруктовых плодов на плантациях, находившихся в государственной собственности.

Стоит учесть, что все земельные участки и предприятия, располагающиеся на них, были национализированы. Несколько позже преступления Салот Сара стали рассчитываться, как геноцид. Убийства осуществлялись в массовых объемах, исходя из социальных и этнических признаков. Смертную казнь исполняли по отношению к иностранцам. Также расправлялись с теми, кто имел высшее образование.

Красные кхмеры и трагедия Кампучии: Пол Пот – причины убийств

Салот Сар четко двигался поставленной перед собой идеологии, по которой для формирования социалистического рая необходим был только 1 миллион работоспособных людей. А все остальные жители должны быть уничтожены. То есть геноцид не был порожден борьбой с предателями и врагами народа, а являлся средством для четкого следования намеченному политическому курсу.

Так как диктаторский режим старался не оставлять доказательств своей преступности, статистика погибших в ходе репрессий значительно разнится. По некоторым данным, их число составляет 1 миллион человек, а исходя из других – более 3 миллионов. Из-за «железного занавеса» о том, что творится в стране, было узнать достаточно сложно, эти факты стали просачиваться в мировую историю после падения Пола Пота.

В этом видео представлен фильм о самом кровавом диктаторе ХХ века. Не забывайте оставлять свои пожелания, вопросы и