Гендерный признак и его отличие от полового. Гендерный признак: понятие, что это такое, гендер пола

Самосовершенствование

Гендерный признак - это реальное качество человека или стереотип?

17 декабря 2013

Деление человека как биологического вида по половому признаку на мужчин и женщин ясно и понятно всем с дошкольного возраста. Трудности в уяснении вызывает гендерный признак. Это понятие можно рассматривать в различных аспектах: социальном, медицинском и политическом.

Что такое гендер?

Прежде чем начать анализ признаков этого явления, следует установить его определение. Гендер - это совокупность социальных ожиданий в отношении поведения, которое рассматривается как соответствующее, подходящее для мужчин и женщин. То есть под ним понимаются определенные роли, стереотипы, которые приписываются обществом половым различиям и связываются с биологическими и физиологическими различиями людей. К примеру, гендерные особенности, приписываемые мужчинам, это рациональность, компетентность, активность, независимость. В то же время женщины характеризуются коммуникабельностью, зависимостью, эмоциональностью, конформностью.

Гендерные особенности в медицине

Подбирая лечение, врач не в последнюю очередь обращает внимание на пол пациента. Так, практически все здоровье женщины, начиная от отсутствия головных болей до нормальной работы кишечника, зависит ее от гормонального фона. Практически любое недомогание пациентки определяет необходимость посещения ею врача-гинеколога. У мужчин же все по-другому. Как правило, у представителей сильного пола стабильный гормональный фон, и если такой пациент плохо себя чувствует, то здесь имеет место заболевание внутренних органов.

Гендерная принадлежность в политическом и социальном аспектах

Можно сказать, что этот подход пронизывает все сферы жизни общества. Так, в профессиональной жизни общества ключевым является гендерный признак.
Это проявляется, прежде всего, в том, что многие люди считают женщин менее интеллектуально развитыми, менее сообразительными, менее работоспособными в сравнении с мужчинами. Поэтому некоторые работодатели оценивают женский труд значительно ниже, чем мужской, что проявляется в размерах заработных плат. Но эти невеселые характеристики прекрасного пола являются ничем иным, как стереотипами. Данные особенности не подтверждены никакими научными исследованиями. Следует отметить, что в таких случаях имеет место дискриминация. Гендерный признак - это тот аспект, который может повлиять и на политику любого государства. В некоторых странах женщинам не предоставлены в полной мере политические права. Они также не могут занимать высшие государственные должности, не допускаются в политику. Чаще всего такое положение женщин в обществе обусловлено традициями. Однако развитые страны идут по пути равенства и строят государство, где никакого влияния не оказывает гендерный признак. Это проявляется, к примеру, в принятии законодательных актов, запрещающих всякую дискриминацию по половому признаку, а именно женщинам предоставляются равные с мужчинами права при принятии решений, на рынке труда и при распределении семейных обязанностей. Общество, построенное на гендерном равенстве, - это единственное гуманное и современное общество.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

ЧТО ТАКОЕ ГЕНДЕР?

Гендер являет собой определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Это не то же самое, что пол (биологические особенности женщин и мужчин), и не то же самое, что женщина. Гендер определяется концепцией задач, функций и ролей, предназначенных обществом женщинам и мужчинам в их общественной и личной жизни.

[Гендерные аспекты: практика применения.
Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству]

Гендерный подход отличается тем, что он направлен на женщин и мужчин, а не на женщин в отдельности. Гендерный подход выдвигает на первый план:

  • различия между интересами мужчин и женщин даже в пределах одного домашнего хозяйства, как они взаимодействуют и выражаются;
  • традиции и иерархические представления, которые определяют положение женщин и мужчин в семье, общине и обществе в целом, посредством которых мужчины обычно доминируют над женщинами;
  • различия среди женщин и среди мужчин, основанные на возрасте, благосостоянии, национальной принадлежности и других факторах;
  • направление изменения гендерных ролей и взаимоотношений, происходящего зачастую довольно быстро, как результат социальных, экономических и технологических тенденций.

Гендерное равенство подразумевает равное обладание женщинами и мужчинами социально ценных благ, возможностей, ресурсов и вознаграждений. Гендерное равенство не означает, что мужчины и женщины становятся одинаковыми, а то, что их возможности и жизненные шансы равны.

Гендерный анализ учитывает социальные и экономические различия между женщинами и мужчинами на каждом этапе разработки политики с целью:

  • выявления потенциально различного воздействия политических курсов, программ и законодательства, оказываемого на женщин и мужчин;
  • обеспечение равнозначных результатов для женщин и мужчин, мальчиков и девочек, при проведении и планировании мер.

[Канадское агентство международного развития]

Сделать гендер неотъемлемым фактором в отношении воды по определению Всемирного водного видения выглядит следующим образом:

«Гендерный подход включает в себя рассмотрение как практических, так и гендерных потребностей, таких, как улучшение условий для женщин посредством обеспечения водой и условиями санитарии вблизи дома, а также стратегических гендерных потребностей: улучшение положения женщины в обществе повышением ее информированности о ситуации и способности принимать решения и оказывать воздействие на изменения. Гендерный подход также стремится предотвратить дальнейшее обременение женщин и подчеркивает важность не укрепления и увековечивания автоматически традиционных ролей. Это подразумевает необходимость рассмотрения как мужчин, так и женщин, поскольку мужчинам необходимо изменить их отношение и поведение, чтобы поддержать данный процесс».

[Всемирное водное видение, 1999]

Слово «гендер» заимствововал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками. При этом оно всегда было и остаётся многозначным.

В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

Слово гендер в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или нечеловеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в билогии.

В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности

Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

Обычно в обществе можно различить два гендера - мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, существуют сообщества с четырьмя и более гендерами. Социальный пол ведьм, например, не совпадал с социальным полом обычных женщин и по социальной роли был более близок к мужскому социальному полу.

Понятия пол и гендер часто путают, а между тем, между ними существует вполне значимая, хоть и неочевидная, разница. Попробуем определить, что же такое гендерный признак и каково его отличие от половой принадлежности. Можно сказать, что биологический пол - мужской и женский - это врожденное качество индивида, выявляющееся еще на стадии эмбрионального развития; что половой признак - неизменный, и не зависящий от воли индивида. Но так ли все просто? Ведь в последнее время с помощью современной медицины можно изменить пол. Да и наличие при рождении тех или иных половых органов у ребенка еще не означает, что его можно однозначно поместить в разряд мальчиков или девочек. Ведь сейчас, например, в обследовании спортсменок, участвующих в соревнованиях между женщинами, принимаются во внимание не только явные женские признаки их организма, но и хромосомный набор, поскольку встречается, что наряду с женскими половыми органами соседствует мужские гормоны, и это дает таким спортсменкам некоторые преимущества в соревнованиях.

И все же если половой признак у большинства людей все-таки биологический и анатомический, гендерный признак является однозначно общественным, социальным и приобретенным в результате воспитания. Более простым языком это можно переформулировать так: на свет появляются младенцы мужского и женского пола, но мужчинами и женщинами становятся. И дело даже не в том, как воспитывают ребенка с пеленок - девочкой или мальчиком: на всех нас оказывает влияние культурное бессознательное нашего окружения. А поскольку гендер - явление культурное и социальное, оно и может претерпевать изменения вместе с развитием культуры и социума. Например, еще в XIX веке считалось, что женщина носит платье и длинные волосы, а мужчина - брюки и короткую прическу, но сейчас эти вещи не являются признаком гендера. Ранее «женщина-академик», «женщина-политик» и «бизнес-вумен» считались чем-то невероятным, но сейчас это наблюдается все чаще и чаще, и уже никого не удивляет.

Но, тем не менее, гендерный признак, приписываемый мужчинам и женщинам, все еще живуч в массовом сознании, и чем неразвитее общество, тем больше он довлеет над индивидами, навязывая им те или иные формы Так, считается, что мужчина должен быть «добытчиком для семьи» и обязательно зарабатывать больше жены. Также считается, что мужчина должен быть мужественным, напористым, агрессивным, заниматься «мужскими» профессиями, увлекаться спортом и рыбалкой, делать карьеру на работе. Женщине же приписывается быть женственной, мягкой, эмоциональной, выйти замуж, иметь детей, быть покладистой и уступчивой, заниматься «женскими» профессиями, делая в них довольно скромную карьеру, потому что основное время она должна посвящать семье.

Которые, увы, до сих пор господствуют в некоторых стратах и даже странах, порождают для человеческих индивидов гендерные проблемы. Жена, кормящая всю семью; муж, идущий в декретный отпуск по уходу за новорожденным; женщина, жертвующая замужеством ради успешной научной карьеры; мужчина, увлекающийся вышиванием - все они в той или иной мере подвергаются социальному остракизму за свое несоответствующее полу поведение. Можно ли однозначно сказать, что гендерный признак - это социальный стереотип? Да, поскольку в разных обществах гендерные стереотипы - мужские и женские - разнятся между собой. Например, в испанском парадигмате уметь готовить - признак настоящего мачо, тогда как в славянском стоять у плиты - чисто женское занятие.

Очевидно, что гендерные стереотипы приводят не только к гендерным проблемам, но и к поскольку руководящая роль в обществе часто отводится мужчинам. Поэтому многими развитыми странами на самом высоком уровне разрабатывается специальная гендерная политика. Это значит, что государство берет на себя ответственность по устранению неравенства по половому признаку и создает кодекс законов для формирования эгалитарного (равного для всех людей) общества. Оно также должно проводить просветительскую политику, имеющую целью искоренить гендерные стереотипы.

Новая отрасль социальной психологии – гендерная, рассматривает взаимодействие полов, их сходство, определенное поведение в обществе, некоторые другие вопросы. Анатомические различия между людьми не играют здесь никакой роли. Это направление помогает лучше понять психологию мужчины и женщин и складывающиеся взаимоотношения между ними.

Что значит гендер?

Термин произошел от англ. gender – «пол», «род». Он был введен в использование в 1950-е годы американским сексологом Джоном Мани. Понятие гендер в психологии характеризует социальные представления о женщинах и мужчинах, совокупность качеств, которые человек проявляет, находясь в социуме. Можно иметь мужской и женский гендер, но это не предел. Например, в Таиланде разделяют пять гендерных типов: гетеросексуалы, гомосексуалы, третий пол «катой» и два вида гомосексуальных женщин, отличающихся феминностью и маскулинностью. Гендер и биологический пол могут не совпадать.

Пол и гендер

Эти два понятия характеризуют разделение всех людей на две группы: мужскую и женскую. В буквальном переводе термины равны и иногда употребляются как синонимы. Однако изначально эти понятия противопоставлены друг другу. Различия между полом и гендером в следующем: первый относится к биологическому, а второй – к социальному разделению людей. Если половая принадлежность человека определена еще до его рождения по анатомическим признакам и никак не зависит от окружения и культуры, то gender – социальный пол – связан с целой системой представлений о поведении в социуме.

Гендерная идентичность

В результате коммуникаций с другими людьми и воспитания человек осознает свою принадлежность к той или иной группе. Тогда можно говорить о гендерной идентичности. Уже к двум-трем годам ребенок осознает, девочка он или мальчик, начинает вести себя соответственно, одеваться в «правильную» по его меркам одежду и так далее. Приходит осознание, что гендерная принадлежность постоянна и не может измениться со временем. Гендерный пол – это всегда выбор, правильный или неправильный.

Гендер – осознанное значение пола и последующее освоение тех моделей поведения, которые от человека ожидают в социуме. Именно это понятие, а не половая принадлежность обусловливает психологические особенности, способности, качества, виды деятельности. Все эти аспекты регулируются через правовые и этические нормы, традиции, обычаи, систему воспитания.

Гендерное развитие

В гендерной психологии выделяют два направления: психология пола и развития личности. Этот аспект обуславливается половой принадлежностью индивида. В развитии личности человека принимают прямое участие его ближайшее окружение (родители, родственники, воспитатели, друзья). Ребенок примеряет на себе гендерные роли, учится быть женственней или мужественней, на примере взрослых узнает, как общаться с людьми противоположного пола. В человеке в разной степени могут проявляться черты обоих полов.

Гендер в психологии – измерение фундаментальное, характеризующее социальные отношения. Но наравне с устойчивыми элементами в нем есть и изменчивые. Для разных поколений, социальных слоев, религиозных, этнических и культурных групп представление о роли мужчины и женщины могут различаться. Существующие в сообществе формальные и неформальные правила и нормы меняются со временем.

Психология гендерных отношений в семье

Гендерная психология уделяет большое внимание изучению взаимоотношений между гендерными группами и разнополыми субъектами. Она рассматривает такую важную сторону жизни, как институт брака и семьи. Психология гендерных отношений в семье выделяет модели поведения:

  1. Партнерская, при которой все обязанности в семье не имеют строгого разделения, супруги делят их поровну, решения принимают тоже вместе.
  2. Доминантно-зависимая, при которой один из супругов играет доминирующую роль, принимает решения в бытовых вопросах. Чаще всего эта роль достается жене.

Гендерные проблемы

Различия в поведении разнополых людей могут стать причиной противоречий, как внутриличностных, так межличностных и межгрупповых. Гендерные стереотипы – устоявшаяся модель поведения, искажающая мнение о представителях обоих полов. Они загоняют людей в узкие рамки правил и навязывают определенную модель поведения, создают почву для дискриминации и тесно с ней связаны. Это прождает определенные проблемы, к которым относят гендерные:

  • неравенство (различные возможности в обществе для различных групп);
  • гендерно-ролевой стресс (трудности при поддержании предписанной роли);
  • стереотипы;
  • дискриминацию.

Гендерные конфликты

Люди по-разному воспринимают гендерные ценности и роли. При столкновении личных интересов с принятыми нормами возникает серьезное разногласие. Человек не желает или не может соответствовать тем установкам, которые диктует ему социум и гендерное поведение. В общем смысле гендерные конфликты психология рассматривает как социальные. В их основе лежит борьба за собственные интересы. С точки зрения более узких межличностных отношений конфликты – это столкновения между людьми. Самые распространенные из них происходят в семье и профессиональной сфере.


Гендерная дискриминация

Одна из самых острых проблем гендерных отношений – , известная как сексизм. В таком случае одному полу по сравнению с другим отдается предпочтение. Возникает гендерное неравенство. Дискриминации в трудовых, правовых, семейных и прочих сферах могут подвергаться представители обоих полов, хотя чаще всего говорят об ущемлении женщин в правах. Попытка добиться равенства с «сильным полом» породило такое понятие, как феминизм.

Данная форма сексизма бывает открытой, но чаще всего она завуалирована, так как явное его проявление чревато последствиями и в политической, и в общественной сфере. Латентной формой могут стать:

  • пренебрежение;
  • унижение;
  • предвзятость;
  • различные негативные проявления относительно людей противоположного пола.

Гендерное насилие

Гендерное неравенство и дискриминация становятся основой конфликта, когда человек оказывает насильственные действия в отношении представителя противоположного пола. Гендерное насилие – это попытка продемонстрировать свое половое превосходство. Признают четыре вида такого насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Один – гендерный узурпатор – пытается захватить власть насильственным путем. Чаще всего в роли деспота выступает мужчина, поскольку в современном обществе не провозглашается доминирование женщин.

Гендерная психология – молодая область научного знания. Психологические исследования в данной области акцентируются на изучении личностных характеристик обоих полов. Главные достижения этой науки – изучение тактики поведения и стратегии в преодолении . Так, например, женщина может и должна быть успешна в бизнесе, а мужчина – на семейном поприще. Не анатомические особенности, а соблюдение предписанных гендерных ролей и успешное преодоление возникающих проблем и конфликтов позволяют называться мужчиной или женщиной.

Ге́ндер (англ. gender , от лат. genus «род») - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Иными словами, гендер обозначает те культурные и социальные значения, которые приписываются биологическим различиям между мужчинами и женщинами, которые характеризуются маскулинностью и фемининностью соответственно.

Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

Со временем пол человека из биологической характеристики трансформировался в характеристику социально-психологическую. Таким образом, возникло понятие «гендер».

В 1958 работавший в университете Калифорнии (Лос-Анжелес, США) психоаналитик Роберт Столлер ввел в науку термин «гендер» (социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол»). В 1963 он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социополового (гендерного) самоосознания. Предложение Р.Столлера о разведении биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, и дало толчок формированию особого направления в современном гуманитарном знании – гендерным исследованиям.

Американская исследовательница Дж. Скотт в середине 1980-х гг. продолжила исследования с понятием гендера, которое хотя и не завоевало всеобщего признания, но, во всяком случае, получило весьма широкую популярность. В отличие от термина "пол" ("sexsus"), обозначающего чисто биологические отличия мужчин и женщин, и термина "род" ("genus"), обозначающего грамматическое явление, термин "гендер" ("gender") в понимании Дж. Скотт, не снимая и не отрицая половых различий, делает упор на те социальные особенности мужчин и женщин, которые возникают у них в результате их общественной деятельности и которые, в конечном счете, определяют своеобразие их социального поведения. Используя это понятие, можно подробнее и детальнее осветить сосуществование мужчин и женщин в обществе, показать соотношение "мужественного" и "женственного" в экономике и политике, в общественной и личной жизни.

Вначале термин "гендер" противопоставлялся категориям "род" и "пол", которые были естественными, природными, стабильными. "Гендер" же конструировался, создавался обществом, предписывался институтами социального контроля и культурными традициями. Это был придуманный людьми и постоянно меняющийся (вместе с изменением общества) фактор.

Так половые различия, ранее опиравшиеся только на биологические особенности человека, стали рассматриваться и как "идеологический продукт", как следствие определенных идеологических изменений, как "социальная категория".

По мнению Пушкаревой Н.Л.(российский историк, антрополог, основоположник исторической феминологии и гендерной истории в советской и российской науке), в философии "гендерным концепциям" предшествовали следующие направления:

1) теория социального конструирования. Суть концепции состояла в том, что окружающий нас мир скорее (и в большей степени) “сконструирован" и структурирован людьми, нежели предопределен природой.

2) теория социализации Т. Парсонса и Р. Бейлса - была значима именно тем, что ее авторы призвали исследователей проанализировать, как усваиваются общественные (в том числе половые) роли и как индивид “обучается” им.

3) теория интеракционизма И. Гоффмана поставила ученых перед необходимостью анализа источников и результатов всех социальных взаимодействий (англ. interaction - взаимодействие). И. Гоффман придал новый смысл понятию идентичности (самосознания) и ввел в общественные науки понятия агентов и институтов социализации, проблему “значимых других” и пр.

Многое из этих концепций позаимствовали сторонники феминизма.Кажущееся естественным различие между мужским и женским не имеет биологического происхождения, заявили они. Лучше всего эту концепцию выражает знаменитый тезис Симоны де Бовуар: "Женщиной не рождаются, женщиной становятся”.

В начале 1980-х годов гендерная концепция, отвоевав свое место под солнцем в социологии,лучше всего иллюстрируется в статье Дж. Скотт “Гендер - полезная категория исторического анализа”. Эта американская исследовательница, блистательный педагог и популяризатор, же предложила видеть в понятии четыре группы “подсистем":

    комплекс символов и образов, характеризующих “мужчину” и “женщину” в культуре;

    комплекс норм - религиозных, педагогических, научных, правовых, политических;

    социальные институты, которые формируют гендер (семья, система родства, домохозяйство, рынок рабочей силы, система образования, государственное устройство);

    проблему самовыражения, субъективного самовосприятия и самоосознания личности, т.е. проблему половой идентичности.

В 1990-х годах положение гуманитарного знания этой области изменилось. Во главу понятия становится идея различия и множественности, проблему нетипичного и единичного.

Гендерные роли.

Гендерные роли - одни из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для людей того или иного пола (чаще социального пола или гендера), представителей определённой сексуальной ориентации. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

В широком смысле существует 2 основных гендерных роли:

    Феминная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей.

    Маскулинная гендерная роль требует от мужчин активности, агрессивности, доминирования, амбициозности.

Так, согласно Б.М. Бим-Баду и С.Н. Гаврову

«Разделение труда по принципу половой принадлежности и традиционной гендерной роли, которые играют мужчина и женщина, распределение, в результате которого внешняя по отношению к семье хозяйственная деятельность была делом мужчин, а домашнее хозяйство – делом женщин, привело к экономической зависимости женщин от мужчин, что нашло отражение в характере распределения обязанностей между ними».

Гендерные различия традиционно считались проявлением внутренних сущностных различий в характерах и интересах женщин и мужчин. Хотя маскулинность/феминность и относящиеся к ним черты считаются противоположными, исследования чётко показывают, что люди, независимо от их биологического пола, в различной степени обладают обоими наборами характеристик.

В настоящее время не существует единой теории социальных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей. А в ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям. Удар по убеждению о том, что мужчины и женщины от природы созданы для выполнения определенных ролей, нанесла Маргарет Мид (M.Mead) в своей книге "Пол и темперамент". Ее наблюдения за жизнью племен в Новой Гвинее убедительно это опровергают. Наблюдаемые ею женщины и мужчины исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам.

Одна из идей, декларируемых женским движением 70-х годов, состояла в том, что традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Она послужила толчком для концепции Сандры Бем (S.Bem), в основе которой лежит понятие андрогинии, согласно которой любой человек, независимо от его биологического пола, может соединять в себе традиционно мужские и традиционно женские качества (такие люди получили наименование андрогины). И это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским и наоборот.

Развивая эту идею, стали говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей. Нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери всем хорошо известен. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.

Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Согласно теории Хофстеда (Hofstede), различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. На основании кросс-культурных исследований Хофстед показал, что люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе и способны много и напряженно работать. В ряде кросс-культурных исследований установлено также, что фемининные культуры с низкой дистанцией власти (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) имеют личностно-ориентированные семьи, которые способствуют усвоению равенства в гендерных ролях. В то время как культуры с высокой дистанцией власти и ярко выраженной маскулинностью (Греция, Япония, Мексика) - имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные ролевые позиции. Такие семьи способствуют, в конечном итоге, жесткой дифференциации в гендерных ролях.

Гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи. И. С. Кон отметил, что традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов фемининности-маскулинности отличалась следующими характерными чертами: женские и мужские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными; эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми; женские и мужские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими, женщине отводилась зависимая, подчиненная роль.

Из вышесказанного складывается мнение - Для полноценного развития и самореализации человеку необходимо избавиться от ограничений, накладываемых традиционным стереотипом мышления на поведение мужчин и женщин, и которые представляют собой лишь условность. Свобода от подобных стереотипов дает человеку возможность обрести душевное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью.

Гендерная асимметрия - непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни. Например, в населении большинства стран женщины составляют более половины (от 51% до 54%), в то время как среди политиков национального и регионального уровней их число значительно меньше.