Потопление ямато. Линейные корабли типа «Ямато

«Ямато» на испытаниях

Утром 7 апреля 1945 года, примерно в 10 часов с небольшим, пилоты двух патрульных летающих лодок PBM «Маринер» заметили направляющуюся в сторону острова Окинавы японскую эскадру. В центре ее шел огромный линкор, похожий на те два, которые уже встречались американцам во время сражения в заливе Лейте. Из других значительных целей был заметен крейсер, авианосца видно не было – только эсминцы эскорта. Значит, данные разведки оказались верными. Вначале об обнаружении эскадры противника вечером 6 апреля сообщили патрулировавшие в этом районе подводные лодки «Тредфин» и «Хэклбак», с утра корабли были визуально опознаны «Корсарами» воздушного патруля с авианосца «Эссекс», сообщившие их курс. Теперь обоим «Маринерам» осталось лишь уточнить, кто конкретно пытается вмешаться в ход операции «Айсберг» – высадки на остров Окинаву. Наблюдение было прервано хлопьями разрывов зенитных снарядов, которых становилось все больше. Было видно, как японская эскадра изменила курс в сторону барражировавших визитеров. Оба разведчика спокойно укрылись за облаками. Через некоторое время находящийся в боевой рубке огромного линкора «Ямато» вице-адмирал Сэйити Ито получил донесение, что американское авианосное соединение замечено восточнее Окинавы, то есть в 250 милях от его эскадры. Служба радиоперехвата фиксировала большую активность в эфире – разведчики настойчиво передавали данные. 58-е авианосное соединение готовило своему врагу горячую встречу.

Суперответ островной империи

Линкоры типа «Ямато» опоздали со своим появлением. К моменту их вступления в состав Императорского военно-морского флота роль главного козыря в океанских сражениях стала медленно, но неуклонно переходить к еще недавно вызывавшим иронические усмешки авианосцам. Созданные колоссальными усилиями, сопоставимыми разве что с программой создания ядерного или полета человека в космос, небольшого и не очень богатого государства, они не оправдали возложенных на них надежд и не помогли исполнению самых смелых амбиций. Путь к созданию суперлинкоров был долог и тернист: сколько проектов, очень тщательно вычерченных на кульманах, стало просто еще одним рулоном бумаги в военном архиве!

Еще в начале 20-х гг. Япония, считавшая, что старые члены клуба Великих держав держат ее в качестве не более чем прислуги у стола, за которым с аппетитом уплетался мировой пирог, решила менять имидж. Для этой цели мало было переодеться из традиционного кимоно в респектабельный фрак – это уже произошло в конце XIX века после достопамятной революции Мейдзи. Нужна была демонстрация силы, и силы морской – ведь не зря Страну восходящего солнца считали тихоокеанской Англией. В 1920 г. японский парламент принимает внушительную судостроительную программу «8+8», согласно которой императорский флот должен был пополниться восемью новыми линкорами и стольким же количеством линейных крейсеров. Старожилам военно-морского Олимпа англичанам и недавно нахально подселившимся туда американцам было отчего заволноваться. Исполнение, даже частично, этих замыслов сильно нарушило бы равновесие и баланс сил в Тихоокеанском бассейне. Другой вопрос, потянула бы такой груз не слишком «мускулистая» японская экономика. Конечно, подобный размах и более развитое государство заставил бы крепко задуматься о соответствии желаний и возможностей. Но нельзя забывать, что японский народ в отличие от западного на тот период был весьма терпелив, трудолюбив и имел весьма ограниченные потребности. Как знать, тут могли бы пойти и на крайние меры, вплоть до карточной системы, но корабли (большую часть) все-таки достроили бы. Джентльмены с холодным взглядом профессиональных игроков тоже это понимали и учитывали и поэтому дали полный ход таком явлению, как Международная Вашингтонская конференция. Вежливым невысоким людям в безукоризненных фраках любезно дали понять, что проблемы, с которыми начала сталкиваться экономика их островного государства, могут быть несколько усугублены. Все это, конечно, по-партнерски, кулуарно, под мелодичный перезвон кубиков льда в бокалах.

Островитяне не были глупцами – они были знатоками истории, философии и поэзии, хранителями традиций и фамильных мечей. Они подписали договор: Япония фактически отказывалась от своих военно-морских притязаний, фактически признавая главенство Англии и США. Но учтивые улыбки и поклоны скрывали идеи и замыслы, которые были еще холоднее льда. «8+8» стала историей, лишь два корабля из этой программы, «Нагато» и «Мутцу», были достроены и вступили в строй. «Акаги» и «Кага» продолжили свою жизнь в качестве авианосцев. «Ну и что, – рассуждали в военно-морском штабе. – У нас нет возможности обогнать белых варваров количественно – мы найдем в себе силы и умения превзойти их качественно». Надо отметить, что в представлении тогдашних японцев места проживания различных варваров начинались уже где-то за пределами собственных территориальных вод.


Главный калибр

Начались долгие конструктивные и проектные изыскания. Первый проект будущего корабля сформировал контр-адмирал Юдзуру Хирага. Перспективный линкор в чем-то напоминал первый плод Вашингтонского соглашения – британский «Нельсон», – но значительно более совершенный и вооруженный 410-мм орудиями. В последующих проектах Хираги водоизмещение его детища плавно росло вверх, оставив позади лимит в 35 тыс. тонн. Дальнейшее развитие идея получила у другого автора, капитана 1 ранга Кикуо Фудзимото, сменившего Хирагу на посту главного строителя флота. Именно у Фудзимото насчет калибра главной артиллерии прозвучали впечатляющие 460 мм. Последующие проекты этого конструктора поражали концентрацией вооружения и количеством стволов главного калибра. Один из вариантов даже предусматривал размещение на борту 12 самолетов. В конце концов, из-за опрокидывания спроектированного Фудзимото эсминца на карьеру главного строителя и по совместительству идеолога будущих суперлинкоров легла тень. Не пережив неудач, 10 января 1934 года он скоропостижно скончался.

Его дело продолжил и в конце концов воплотил в металл контр-адмирал технической службы Кэйдзи Фукуда. Именно ему выпала честь возглавить весь обширный комплекс исследовательских работ по будущим кораблям, чьи размеры будут впечатлять даже на чертежных досках. Весной 1934 г. за проект взялись всерьез – это уже не был поиск концепции или идеи, это была ее огранка и шлифовка. Находившийся в отставке, но не потерявший вес и авторитет в военно-технических кругах, Хирага оказывал влияние на относительно молодого Фукуду и на весь ход дела. Постепенно линкор лишился всей экзотики, свойственной Фудзимото, и стал больше походить на классический. К 1937 г. конструкторская мысль, прошедшая последовательно через 24 проектных варианта, опробованных на 50 масштабных моделях, была, наконец, близка к оформлениию. Создание корабля изобиловало многими идеями, удачными и не очень. Так, на определенном этапе возникло решение оснастить линкор дизельными двигателями из-за их отличной экономичности. Однако с технической точки зрения это оказалось неосуществимым – японские двигатели подобной системы были еще более сырыми и недоведенными, чем немецкие. И после оценки ситуации благоразумно вернулись к турбинам. Тем не менее в конструкции присутствовал, например, новомодный тогда бульбообразный нос. В конце концов, после многочисленных доводок и исправлений 20 июля 1936 г. проектный вариант под индексом «A-140-F5» был утвержден Морским министерством.

Рождение гигантов

Строительство кораблей не стали откладывать в долгий ящик. 4 ноября 1937 г. в сухом доке Куре официально заложили первый корабль серии, будущий «Ямато». Место строительства пришлось модернизировать буквально на ходу: док был углублен на метр, а грузоподъемность мостового крана довели до 100 тонн. Второй корабль серии, «Мусаси», заложили на верфи корпорации «Мицубиси» в Нагасаки 28 марта 1938 г. Для возведения линкоров таких огромных размеров требовался целый комплекс мер технического характера. Поскольку двумя единицами серия не ограничивалась (вторую пару собирались заложить в 1940 г.), требовалась достаточно развитая инфраструктура по обслуживанию и ремонту кораблей такого водоизмещения. В дополнение к имеющимся трем сухим докам (Куре, Нагасаки и Йокосука) планировалось построить еще три, способные принять 65-тысячные гиганты. Для транспортировок башен, барбетов и орудий главного калибра было построено специальное транспортное судно «Касино», а для буксировки огромных корпусов – мощный буксир «Сукуфу-Мару».

Нет нужды говорить, что при строительстве кораблей предпринимались беспрецедентные меры секретности. Фотографии всех рабочих верфей были помещены в особые альбомы и тщательно сличались при входе и выходе. Сами корпуса «Ямато» и «Мусаси» были укрыты от посторонних взглядов сизалевыми циновками (грубое волокно из листьев агавы, использующееся для изготовления канатов) в огромных количествах, что вызвало дефицит этого материала во всей Японии, в первую очередь среди рыбаков, плетущих из него сети.

8 августа 1940 г. в торжественной, но без лишней помпезности обстановке «Ямато» был выведен из сухого дока. Фото- и киносъемка корпуса не велись. После процедуры корабль был укрыт маскировочными сетями, и его достройка продолжалась уже на плаву. Такие меры безопасности дали свои плоды: хотя первые слухи о новых кораблях и стали известны за океаном уже в конце 1942 г., а представление о внешнем виде появилось после сражения у Лейте, точные характеристики суперлинкоров в полном объеме американцам удалось получить только после окончания войны, когда «Ямато», «Мусаси» и переделанный в авианосец «Синано» были уже давно потоплены. Комиссия подписала акт о приеме «Ямато» в состав флота 16 декабря 1941 г., но различные доделочные работы на нем велись еще более пяти месяцев, и окончательно боеготов он был лишь к 27 мая 1942 года.

Вместе со своим систершипом «Мусаси» он стал первым сразу в нескольких номинациях: самый крупный линкор, самый крупный военный корабль и наибольший из построенных когда-либо кораблей. Полное водоизмещение этого гиганта достигало 72 тыс. тонн. Наибольшая длина составляла 266 м, ширина – 38,9, осадка – 10,4 м. Суммарная мощность четырех турбозубчатых агрегатов при 12 котлах насчитывала 150 тыс. л.с. и позволяла иметь максимальную скорость в 27 узлов. Вооружение «Ямато» состояло из девяти 460-мм орудий в трех башнях главного калибра, двенадцати 155-мм орудий вспомогательного калибра в четырех башнях, двенадцати стволов 127-мм зенитной артиллерии. Корабль был защищен главным броневым поясом максимальной толщины в 410 мм, лоб башен был прикрыт 650-мм плитами, боевая рубка – 500-мм. Экипаж линкора насчитывал 2400 человек.

«Ямато» имел много интересных конструктивных особенностей. Его верхняя палуба была не загромождена выходами вентиляционных шахт, большим количеством шлюпок и другого оборудования. Все это пришлось до предела минимизировать из-за чудовищного давления дульных газов, образующихся при выстрелах из 18-дюймовых орудий. Например, все вентиляторы лишь ненамного выступали над поверхностью палубы и были направлены в сторону от башен. Вместо обычно используемого в качестве палубного настила импортного тика использовался местный ресурс – японская сосна хиноки. Послевоенное тестирование американцами образцов броневой стали, примененной на «Ямато», выявило ее большую по отношению к американским и английским хрупкость. Постепенное ухудшение отношений между бывшими «лучшими союзниками», Японией и Англией, после Первой мировой войны негативно сказалось на японских технологиях изготовления корабельной брони. В течение всей войны зенитное вооружение линкоров постепенно увеличивалось за счет установки 25-мм зенитных автоматов тип 96, являвшихся, по сути, усовершенствованной версией французской системы фирмы «Гочкис», которую японцы приобрели в начале 1930-х гг. На корабле эти автоматы размещались в одно- и трехствольных вариантах. На 1941 г. они обеспечивали достаточно хорошую защиту от воздушных целей, однако уже к середине войны устарели. Летом 1943 года «Ямато» был оснащен радаром.

В строю

Формально вступив в строй в декабре 1941 г., суперлинкор отправился не в бой, а во Внутреннее море, проводя время в стоянии на якоре, дооборудовании и артиллерийских учениях. Императорский флот пронесся смертоносным ураганом по просторам Тихого океана, железной метлой выметая немногочисленные силы союзников из самых укромных его уголков. 27 мая 1942 г. очередная комиссия после детального осмотра посчитала линкор вполне боеготовым. В это время японские ВМС полным ходом готовились к проведению столь несчастливо закончившегося удара по атоллу Мидуэй. На «Ямато» разместился сам командующий Объединенным флотом Исороку Ямамото. Линейные корабли, в чьей группе шел и этот новейший корабль, исполняли роль силовой страховки на случай, если американцы рискнут своими немногочисленными тогда линкорами. Основные силы 1-го флота, в которых находился «Ямато», двигались на расстоянии почти 300 миль от ударного авианосного соединения адмирала Нагумо и десантного отряда. С одной стороны, линкоры были в относительной безопасности, с другой, – командующий фактически находился в двух сутках пути от своих передовых сил.

Еще загодя мощные радиостанции «Ямато» перехватили сообщение вражеской подводной лодки «Каттлфиш», в которой сообщалось о возросшей активности японцев. Чуть позже штаб 6 флота (японского) с атолла Кваджалейн передал данные радиоперехвата, согласно которым в 170 милях севернее Мидуэя действуют два американских соединения. Ямамото планировал передать эту тревожную информацию на авианосец «Акаги», флагман Нагумо, однако один из его офицеров отговорил адмирала, мотивируя тем, что это может нарушить радиомолчание. О том, что американцы давно читают японские шифры, и никакое радиомолчание уже не повлияет на ситуацию, в боевой рубке «Ямато», да и нигде в Императорском флоте, не догадывались. Итогом сражения за Мидуэй стало уничтожение четырех авианосцев и отказ от проведения десантной операции. В полночь 5 июня 1942 г. японские линкоры легли на обратный курс, так и не сделав по противнику ни одного выстрела.

Пробыв некоторое время в Японии, 12 августа 1942 г. «Ямато» в составе эскадры кораблей и под флагом командующего отбыл на крупнейшую базу японского флота в центре Тихого океана – атолл Трук. Начиналась битва за Гуадалканал, и Ямамото хотел быть поближе к линии фронта. Вокруг острова вулканического происхождения из архипелага Соломоновых островов закипели морские и воздушные сражения, которые велись с переменным успехом. Обе стороны кидали на весы войны все новые корабли, самолеты и войска. Японцы «сэкономили», использовав только старые линейные крейсеры «Хиэй» и «Киришима» предпенсионного возраста. Встретившись в ночном бою с новейшими американскими «Вашингтоном» и «Саут Дакотой», ветераны были сильно повреждены и впоследствии затонули.


«Ямато» и «Мусаси» на стоянке атолла Трук

Новейший «Ямато» и присоединившийся к нему в начале 1943 г. «Мусаси» продолжали невозмутимо стоять на якоре внутри огромной лагуны Трук вдалеке от разразившихся на юге страстей и льющейся крови. В мае «Ямато» отбыл в Японию для проведения модернизации и ремонта. Побывав в сухом доке Йокосуки последовательно два раза, в мае и июле, линкор получил радиолокатор тип 21. На нем увеличили количество 25-мм зенитных автоматов, провели профилактику энергетической установки. Выйдя из дока, линкор почти месяц проводил плановую боевую подготовку, после чего отбыл к своему прежнему месту базирования – атоллу Трук. Пользуясь оказией, японское командование поручило новому кораблю перевезти предметы снабжения и пополнение для персонала базы «японского Сингапура». Экипаж был весьма недоволен, что огромный боевой корабль постоянно используется не по делу: то как плавучий штаб, то как обычный войсковой транспорт. Прибыв на Трук, «Ямато» вновь занял место на якорной стоянке. Пару раз он выходил в море в составе эскадры в связи с возможными атаками островов Эниветок и Уэйк, однако оба раза безрезультатно.

В декабре 1943 г. линкору не нашли лучшего применения, как сопровождать конвой в Японию, хотя в глубине японского оборонного периметра основная угроза пока что исходила от все более увеличивающегося количества подводных лодок. 12 декабря «Ямато» в составе конвоя покинул Трук. Благополучно прибыв в Йокосуку, он через некоторое время взял на борт пехотный полк и отправился обратно. По плану маршрут линкора, употреблявшегося фактически как быстроходный бронированный войсковой транспорт, под эскортом двух эсминцев должен был пролегать через Трук к островам Адмиралтейства с попутной остановкой в Кавиенге (Новая Ирландия). Однако так уж случилось, что 25 декабря 1943 г. северо-восточнее Трука эскадра попала на экран радара патрулировавшей в этом районе подводной лодки «Скейт». Радиоперехват позволил американцам заранее известить командира субмарины о приближающихся кораблях противника. Шедший для перестраховки противолодочным зигзагом и выполняя очередной поворот, «Ямато» оказался в удобном для американцев положении мишени. «Скейт» выстрелила четырьмя торпедами из кормовых аппаратов. Одна из них угодила линкору в правый борт около кормовой башни главного калибра. Взрыв был настолько сильным, что японцы подумали, будто корабль получил два, а не одно попадание. Внутрь корпуса набралось почти 3 тыс. тонн воды, погреб башни оказался затопленным. Повреждение оказалось не смертельным, но очень болезненным. «Скейт» подвергли атаке глубинными бомбами, но безрезультатно. «Ямато» вернулся на Трук, где его наскоро отремонтировали, и убыл в Японию на ремонт.

Встав в сухой док, линкор подвергся не только ремонту, но и очередной модернизации: две бортовые 155-мм башни были заменены на шесть 127-мм орудий. Вновь увеличено количество 25-мм зенитных автоматов, установлены новые радиолокаторы и аппаратура, фиксирующая радиоизлучение, являющаяся копией немецкого прибора «Метокс». Весь комплекс работ был завершен к 18 марта 1944 г. Завершив плановые учения и приняв на борт войска и средства снабжения, 22 апреля 1944 г. «Ямато» отправился на Филиппины. Разгрузившись в Маниле, линкор вскоре присоединился к другим японским кораблям, стоявшим в неприметной бухте Тави-Тави в море Сулу недалеко от Сингапура. Трук после серии нанесенных по нему ударов уже не являлся безопасным местом базирования, и японский флот был рассредоточен на тыловых базах в относительной близости от месторождений нефти, что облегчало снабжение кораблей топливом. Вскоре в Тави-Тави прибыл и «Мусаси», тоже плодотворно потрудившийся на ниве войсковых перевозок.

Обоим кораблям удалось, наконец, побывать в полноценной боевой операции во время сражения в Филиппинском море в 20-х числах июня 1944 г. В составе ударного соединения (в него кроме двух суперлинкоров входили старые «Конго» и «Харуна», семь тяжелых крейсеров и три легких авианосца с неполными авиагруппами) «Ямато» и «Мусаси»» шли в 100 милях перед авианосцами адмирала Одзавы, фактически выполняя роль вкусной приманки для вражеской палубной авиации. Но американцы не клюнули на эту нехитрую уловку – их первоочередной задачей было потопление авианосцев. В этом сражении 19 июня 1944 г. «Ямато» впервые применил свою артиллерию в боевой обстановке, обстреляв шрапнельными снарядами возвращающиеся японские истребители. Четыре «Зеро» оказались поврежденными. Этим участие в операции и ограничилось. Потрепанный флот отошел на Окинаву, а потом в Японию.

«Ямато» опять нарастили зенитное вооружение и, погрузив на него пехотный полк, отправили вновь на Окинаву. Совершив очередной транспортный рейс, «Ямато» и «Мусаси» ушли на тыловую якорную стоянку в бухте Линга возле Сингапура. Там оба корабля проводили время в интенсивной боевой подготовке и совместных стрельбах. Близилось сражение в заливе Лейте, крупнейшая морская битва Тихоокеанской компании. Угроза потери Филиппин заставила японское командование вывести в море практически все боеспособные корабли.

Битва за Филиппины

План операции «Сё» предусматривал по возможности скрытное приближение трех эскадр, причем одна из них (авианосцы Одзавы, линкоры «Хьюга» и «Исэ» и др.) играла роль подсадной утки и должна была отвлечь на себя внимание американской палубной авиации. В это время 1-е и 2-е диверсионные соединения адмиралов Куриты и Нисимуры скрытно форсировали бы проливы Сан-Бернардино и Суригао, атаковав скопившийся в заливе Лейте транспортный флот. Соединение Куриты, куда входили «Ямато» и «Мусаси», являлось самым сильным: всего 5 линкоров, 10 тяжелых, 2 легких крейсера и 15 эсминцев. Палубы линкоров перекрасили в черный цвет, чтобы снизить заметность при ночном прорыве.

18 октября 1944 г. эскадра покинула свою тихую стоянку и направилась в Бруней, где под завязку заправилась топливом. 22 октября соединение направилось к Филиппинам, откуда собрат «Ямато», «Мусаси», уже не вернется. Неудачи начали преследовать диверсионное соединение с самого начала. 23 октября американская подводная лодка потопила флагман Куриты, тяжелый крейсер «Атаго», после чего тому пришлось перенести флаг на «Ямато». Вскоре от торпед другой лодки был потерян тяжелый крейсер «Майя».


Последний снимок «Мусаси». Линкор тонет

24 октября за японцев уже серьезно взялась палубная авиация. Волна за волной американские торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики накатывали на соединение Куриты. Их встретила извергаемая из сотни стволов лавина огня, не помешавшая, впрочем, добиться ряда попаданий. Больше всего досталось «Мусаси», получившему несколько торпед и бомб в свой огромный корпус. Из-за этого Курита приказал снизить общую скорость до 22 узлов. К началу второго часа линкор был уже сильно поврежден, на нем ширились затопления, за кораблем тянулся след вытекающего мазута, и скорость снизилась до 8 узлов. При нем Курита оставил два эсминца, не имея возможности отвлекаться от основной боевой задачи. Зажаленный вражескими самолетами, «Мусаси» умирал медленно, но верно. В 15 ч. 30 мин. Курита все-таки повернул назад и приблизился к погибающему кораблю. Точное количество торпедных и бомбовых попаданий вызывает споры до сих пор, однако можно с уверенностью сказать, что и того, и другого линкор получил больше десятка. Дифферент на нос достигал уже критических восьми метров, крен на левый борт – 12 градусов. Вода затапливала машинное отделение, и вскоре корабль лишился хода. В 19 ч. 15 мин. поступила команда приготовиться оставить корабль, флаг был спущен, эвакуирован портрет Императора. В 19.36 искалеченный, но дравшийся до последнего «Мусаси» отправился в последний путь на дно океана. Из экипажа эсминцами были подобраны 1380 человек. В произошедшем бою «Ямато» также получил повреждения: в него угодило не менее пяти бомб, он принял около 3 тыс. тонн воды, – но в целом сохранил боеспособность, поскольку внимание американской авиации было сконцентрировано на «Мусаси».

На следующее утро 460-мм орудия «Ямато», наконец, открыли огонь по захваченным врасплох американским эскортным авианосцам и эсминцам у острова Самар. Дело в том, что на этом этапе японский план начал работать – часть сил противник бросил против авианосцев Одзавы с полупустыми ангарами, и старые линкоры, прикрывавшие высадку на остров Лейте, благополучно уничтожили 2-ю диверсионную эскадру Нисимуры в ходе ночного боя. Возле транспортов оставались только эскортные авианосцы и эсминцы. Американские пилоты докладывали начальству, что японские корабли или потоплены, или повреждены, и что они повернули назад. На самом деле оценив ситуацию и получив внушение от командования, Курита вернулся на прежний курс и утром столкнулся с группой эскортных авианосцев (шесть единиц) вместе с тремя эсминцами и четырьмя миноносцами.

Надо отдать должное экипажам этих кораблей – они не растерялись под огнем противника, а развив максимальный ход, начали поднимать самолеты, на которые навешивалось все, что только попадалось под руку. Эсминцы поставили дымовую завесу. Начавшийся бой почему-то не имеющие полноценных сведений о противнике японцы трактовали как схватку с полноценным авианосным соединением, которое, как известно, не ходит без линейного прикрытия. Это и было одной из причин осторожности Куриты. После непродолжительного боя, потопив эскортный авианосец и два эсминца, адмирал приказал отступить. Он и понятия не имел, что группа небольших корабликов была единственной преградой между его эскадрой и толпой беззащитных транспортов. Так или иначе, 1-я диверсионная группа ушла, как и пришла, через пролив Сан-Бернардино. Сражение было вчистую проиграно, а японский флот перестал существовать как организованная боевая сила. Получивший повреждения, «Ямато» отправился в Японию залечивать раны. В ноябре 1944 г. он прошел последнюю модернизацию. Обстановка на фронте все больше ухудшалась – воздушным налетам стали подвергаться уже непосредственно Японские острова.


Схема «Ямато» на начало 1945 г.

Обреченный

Всю зиму 1944–1945 гг. «Ямато» меняет стоянки и проводит учения. Какое применение найти огромному кораблю, командование имело смутные представления. Принять решение помогли американцы, начав операцию «Айсберг» – высадку на остров Окинаву. В конце марта линкор получил полный боезапас и был заправлен топливом. Его ощущался полнейший дефицит, и поэтому пришлось поскрести по сусекам. 3 апреля был озвучен приказ адмирала Тоеда: в составе специального ударного отряда (легкий крейсер «Якаги» и восемь эсминцев) на большой скорости выдвинуться к Окинаве, где нанести удар по транспортам и другим кораблям противника. Как это было осуществить в условиях полного господства противника на море и в воздухе, не уточнялось. Фактически эскадра была смертником. Командующий Специальным ударным отрядом вице-адмирал Ито возражал против подобной затеи, полагая, что это бесполезная трата кораблей и ресурсов. Но приказ был утвержден на самом верху.

Линкор принял 3400 тонн топлива – все, что смогли найти, с него на берег сошли матросы старшего возраста и больные, было демонтировано все дерево – даже стулья и столы. Вечером 5 апреля командир «Ямато» капитан 1 ранга Косаку Арига собрал весь экипаж на палубе и зачитал приказ о походе. Ответом было оглушительное «Банзай!». 6 апреля в 15 ч. 20 мин. Специальный ударный отряд покинул Внутреннее море в сопровождении трех эскортных кораблей, которые вскоре повернули назад. Воздушное прикрытие осуществляли два гидросамолета – это все, что могла выставить некогда могучая морская авиация. Американцы уже имели данные, что противник готовит вылазку к Окинаве. Японские корабли были к этому времени (вечер 6 февраля) обнаружены подводными лодками. По свидетельству выживших, настроение на борту линкора было и торжественным, и обреченным: моряки молились в корабельном синтоистском храме, писали прощальные письма.

Утром 7 апреля корабли были зафиксированы сначала палубными «Хелкетами», а потом и летающими лодками «Маринер». Стало ясно, что последний бой надвигается. В 11 ч. 7 мин. бортовой радар обнаружил большую группу самолетов в 60 милях от корабля. Боевая тревога была уже давно объявлена – экипаж находился на боевых постах. В 11.15 над эскадрой показалась первая группа «Хелкетов», начавшая описывать над ней круги. Ход был увеличен до 25 узлов. Вскоре за разведкой появились и основные силы атакующих – в ударе по японскому Специальному отряду в общей сложности приняли участие 227 американских самолетов (в большинстве пикировщики и торпедоносцы).


Взрыв линкора «Ямато»

Первая волна из 150 самолетов была замечена невооруженным взглядом в 12.32, а в 12.34 стволы зениток извергли первую порцию стали и огня. Вскоре произошли первые попадания бронебойных бомб – были повреждены палубные надстройки и уничтожено несколько 127-мм орудий. В 12.43 «Эвенджеры» с авианосца «Хорнет» смогли всадить одну торпеду в левый борт. Едва первая волна, отработав, удалилась, в 13 часов за ней последовало еще 50 самолетов, в основном пикировщики. Передышки японцам не давали. На этот раз атаки осуществлялись с разных направлений. Самолеты обрабатывали палубу и надстройки из пулеметов, мешая вести прицельный огонь расчетам зениток. Последовали новые попадания бомбами – расчет был на ослабление обороны корабля. Третья волна не заставила себя долго ждать – она появилась в 13 ч. 33 мин. Сначала три, а в 13 ч. 44 мин. еще две торпеды поразили «Ямато» в левый борт. Были затоплены два котельных отделения, вспомогательный руль (корабли типа «Ямато» имели два руля) был заклинен в положении право на борт. Несколько тысяч тонн воды попало внутрь, создав крен до 7 градусов. Контрзатоплением удалось пока что это выправить. Скорость линкора снизилась до 18 узлов, централизованной системы управления огнем уже не было.

В 13 ч. 45 мин. началась последняя атака, в ходе которой в корабль угодило еще как минимум четыре торпеды и несколько бомб. Зенитный огонь «Ямато» начал слабеть. В 14 ч. 5 мин. от торпедных попаданий затонул легкий крейсер «Яхаги». Скорость «Ямато» упала до 12 узлов, в 14 ч. 17 мин. очередная торпеда вызвала затопление уже всех оставшихся котельных отделений. Погибающая, но не бросившая своих постов служба борьбы за живучесть сообщила на охваченный пламенем мостик, что уже не может контролировать затопление корабля. «Ямато» потерял ход – крен достиг 16–17 градусов. Положение корабля было безнадежным. Один за другим выходили из строя узлы оборудования, не работала связь, центральная часть корабля была охвачена огнем.

В боевой рубке, сохраняя самурайское спокойствие, сидел адмирал Ито, не произнесший с начала боя ни одного слова, предоставив командиру корабля Ариге руководить сражением. Выслушав доклад старшего офицера, Арига сообщил командующему, что считает необходимым оставить корабль. Ито не возражал. Экипаж начал концентрироваться на палубе и бросаться за борт. «Ямато» стал медленно валиться на борт. Когда крен достиг 80 градусов, произошел колоссальных размеров взрыв – его отблеск видели даже на американских кораблях возле Окинавы. Пламя взметнулось на 2 км. Сдетонировали погреба главного калибра.

В 14 ч. 23 мин. самый большой в мире линкор окончил свою боевую карьеру. На нем погибли 3061 человек, включая вице-адмирала Ито и командира линкора. Из воды подняли 269 человек. Был потоплен легкий крейсер и четыре эсминца. Американцы лишились 10 самолетов, на которых погибли 12 человек – такова была цена за потопление целого отряда кораблей. Официально из состава флота «Ямато» и «Мусаси» исключили 12 августа 1945 года.


Кадр из фильма «Ямато». Экипажу зачитывают приказ следовать к Окинаве

1 августа 1985 года глубоководный аппарат «Пайзис-3» международной исследовательской экспедиции обнаружил останки линкора в Восточно-Китайском море на глубине 450 метров. В начале 2000-х гг. японцы сняли красочный и реалистичный, не чуждый натурализма, художественный фильм «Ямато», для которого был специально изготовлен 190-метровый макет носовой части линкора в натуральную величину. После окончания съемок перед демонтажем он был открыт на некоторое время для посетителей. «Ямато» до сих пор остается самым большим из когда-либо построенных линейных кораблей.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Линкоры «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линкорами среди не только линейных кораблей японского флота, но и всего мира. На момент спуска на воду в мире был лишь один корабль, имевший большее водоизмещение – британский пассажирский лайнер «Куин Мэри». Каждое из орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т. и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров. Около 263 метров в длину, 40 в ширину, водоизмещение в 72 810 тонн, 9 орудий главного калибра диаметром 460 мм, энергетическая установка мощностью в 150 000 л.с., позволяющая кораблю развивать скорость в 27,5 узлов (около 50 км/ч) – вот лишь некоторые технические характеристики этих настоящих морских монстров.

«Ямато» и «Мусаси» были самыми крупными в мире артиллерийскими кораблями, способными поражать цели на любом обозримом с марсов расстоянии. Отдача артиллерийских орудий была настолько сильной, что конструкторам пришлось ввести запрет на использование бортового залпа – одновременного выстрела из всех 9 стволов – во избежание необратимых для корабля механических повреждений корпуса.


Бронирование выполнялось по схеме «все или ничего» и включало 410-мм наклонный пояс и самую толстую в мире палубу в (200-230 мм.), даже днище судна было защищено 50-80-мм. броневыми плитами. Данная концепция предполагала создание бронированной цитадели, которая защищала бы все жизненно важные центры судна, обеспечивая ему запас плавучести, но оставляя при этом незащищенным все остальное. Цитадель «Ямато» была самой короткой среди линкоров постройки конца 30-х годов по отношении к общей длине корабля – всего 53,5%. Лобовая плита башен главного калибра линкора имела броню в 650-мм – самая толстая броня из когда-либо устанавливающейся на боевые корабли. Сильный наклон лобовой плиты башни еще больше повышал снарядосопротивляемость, считалось, что ни один снаряд в мире не в состоянии пробить ее даже при стрельбе в упор.

Линкор в процессе постройки


Японским кораблестроителям стоит отдать должное, они сделали почти все, что было в их силах. Конечное слово оставалось за адмиралами, и здесь у потомков самураев и учеников знаменитого Того неожиданно обнаружились проблемы. Еще в самом начале войны офицеры и летчики японских авианосцев горько шутили, что в мире есть 3 самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато». Японскому флоту часто недоставало своих линкоров, которые берегло командование флота. Использование их в самом конце войны уже никак не могло изменить ее исхода, шутка оказалась очень правдивой.

Последний поход «Ямато»

Линкор «Ямато» отправился в свой последний поход в апреле 1945 года. Задача соединения, куда помимо линкора вошел крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев, среди которых было 2 специальных эсминца ПВО типа «Акидзуки» (в это время в наличии были и другие боеспособные корабли, но для них не было топлива), находилась на тонкой грани между боевой операцией и самоубийством. Эскадра должна была отразить все атаки американской авиации и достичь места высадки американских частей на о. Окинава. Командование японского флота смогло изыскать для проведения операции лишь 2500 тонн топлива. В том случае, если бы возвращение эскадры было сочтено затруднительным, линкору предписывалось выброситься на берег у Окинавы и поддерживать оборону острова огнем своих орудий. Подобные действия японского флота могли быть продиктованы только полным отчаянием, но японцы не были бы сами собой, если бы не предприняли этой самоубийственной попытки.

Главнокомандующий японским флотом адмирал Тоеда считал, что у операции нет и 50% шансов на благополучный исход, при этом он полагал, что если ее не проводить, корабли больше никогда не выйдут в море. Еще больше скепсиса было у вице-адмирала Сейнчи Ито, который должен был возглавить эскадру. Его аргументами против самоубийственного похода были: отсутствие прикрытия истребителей, большое превосходство американцев в надводных кораблях, не говоря уже о самолетах, запоздание самой операции – высадка основных сил американского десанта на Окинаву была завершена. Однако все доводы вице-адмирала были отвергнуты.

Самый мощный корабль японского флота должен был сыграть роль приманки. Для того чтобы максимально продлить его последний поход, ему была придана свита из 9 кораблей. Все они должны были послужить прикрытием операции «Кикусуй» – массированной атаки летчиков-камикадзе на американский флот в месте высадки десанта. Именно с этой операцией японское командование связывало свои основные надежды.


4 апреля состав эскорта линкора уменьшился на 1 корабль. Эсминец «Хибики» вблизи базы столкнулся с плавающей миной и вышел из строя. На следующий день в 15 часов соединение получило окончательный приказ о выходе в море. В 17:30 с линкора на берег были отправлены все кадеты, проходившие на нем практику, а также больные. Все дерево, которое находилось на корабле, было выброшено за борт или отправлено на берег. Поэтому матросам и команде пришлось провести все вечернее время, распивая выданное в поход сакэ, сидя на корточках – ни стульев, ни столов на корабле не осталось.

Настроение на «Ямато» было приподнятым и вместе с тем обреченным. В 18 часов команда надела чистую форму, было зачитано обращение командующего флотом, которое экипаж встретил троекратным «Банзай». Дальнейшая судьба судна и моряков уже всецело находилась в руках противника.

Американцы не упустили свой шанс. Уже через 1 час 40 минут после выхода эскадра была обнаружена американскими подлодками, а утром 7-го апреля и разведгруппой из состава 58-го ударного авианосного соединения. Сначала американцы собирались пропустить соединение как можно дальше на юг и лишь потом атаковать. С 9:15 утра группа из 16 американских истребителей начала осуществлять постоянное слежение за эскадрой. Американцы были настолько уверены в победе, что передавали сообщения о перемещении японцев открытым текстом, данные сообщения перехватывались на линкоре и никак не способствовали поднятию боевого духа на корабле.

В 11:15 японская эскадра неожиданно повернула на юго-восток, опасаясь, что японцы идут вовсе не к Окинаве, и, не желая упустить такую лакомую добычу, американцы приняли решение атаковать. Первые группы самолетов с авианосцев 58-го ударного соединения, которое находилось примерно в 300 милях от эскадры, начали взлет еще в 10 часов. Ударная группа для уничтожения японской эскадры насчитывала 280 самолетов, из которых 98 были торпедоносцами «Авенджер». Фактически в атаке приняло участие 227 машин, еще 53 просто «заблудились» и не нашли цель. Помимо этого еще 106 самолетов вылетели для ударов по эскадре, но опоздали принять участие в бою.

Линкор в бою, видно попадание в него бомбы


Первая атака на линкор началась в 12:20, в ней приняло участие до 150 самолетов. В это время эскадра шла со скоростью в 24 узла и вела огонь из всех своих орудий, включая 18-дюймовки «Ямато». Первые американские атаки были направлены против кораблей, идущих в ордере первыми, – эсминца «Хамаказе» и крейсера «Яхаги». Эсминец затонул уже после попадания первой торпеды. В этой же атаке в «Ямато» попало 3-4 авиационных бомбы, которые повредили ряд 127-мм орудий и зенитных установок, а также вывели из строя пост управления огнем средним калибром. В 12:41 по японским данным линкор получил еще 2 попадания бомб вблизи грот-мачты, в результате чего была выведена из строя РЛС типа «13». В это же время по японским данным линкор получил попадания 3-4 торпед, хотя достоверными выглядят лишь 2 попадания, оба в левый борт. Повреждения от торпед привели к значительным затоплениям, особенно во внешнем машинном отделении левого борта, у линкора появился крен в 5-6 градусов, который в результате контрзатоплений удалось уменьшить до 1 градуса.

Вторая волна атаки началась в 13 часов. В это время «Ямато» шел со скоростью 22 узла. Американские пилоты, оказавшись под плотным огнем, применяли весьма эффективную тактику. Заходя с носа линкора и переводя самолеты в пологое пикирование, они стреляли из бортового , стараясь двигаться зигзагами, не оставаясь на одном курсе. Японские средства ПВО просто не поспевали за ними (они отличались недостаточной скоростью горизонтальной и вертикальной наводки). Помимо этого, японские наводчики были подавлены количеством американских самолетов, что также сказывалось на эффективности их действий. Этого не отрицали и оставшиеся в живых участники последнего боя линкора.

Примерно 50 самолетов из участвовавших в атаке не добились бомбовых попаданий в «Ямато», но из атаковавших линкор 20 торпедоносцев как минимум 4 смогли поразить цель (3 торпеды в левый борт, 1 в правый). В результате торпедной атаки корабль получил крен в 15-16 градусов, скорость судна сократилась до 18 узлов. Контрзатоплением вновь удалось уменьшить крен, в этот раз до 5 градусов, поступление забортной воды было взято под контроль. В результате торпедной атаки вышла из строя вспомогательная рулевая машина, было повреждено электрооборудование, вышла из строя часть артиллерии. Положение линкора еще не было критическим, но резервы живучести и устойчивости уже были на пределе. Видимо, 6-7 торпед были тем пределом, который могли выдержать корабли этого класса.

В 13:45 началась последняя атака на раненый линкор, в ходе которой «Ямато» поразили, по меньшей мере, 4 торпеды, снова большей частью в левый борт (1 в ПБ, 2-3 в ЛБ). Также в линкор попало несколько авиационных бомб, которые привели к сильным разрушениям в средней части корпуса, практически разметав всю находившуюся здесь зенитную артиллерию. Скорость судна упала до 12 узлов. В это время на линкоре работал лишь один гребной вал, а вскоре были оставлены матросами и затоплены все котельные отделения. Корабль сразу же потерял ход, его крен на левый борт вновь достиг 16 градусов. Огромные потери в личном составе и выход из строя центрального поста борьбы за живучесть лишили экипаж возможности вести борьбу за спасение судна.

Взрыв линкора "Ямато"


Линкор пытались прикрыть эсминцы ПВО «Юкиказе» и «Фуютсуки», лишь два этих корабля выполняли свою задачу до конца, обладая значительной скоростью и сумев избежать серьезных повреждений. В это время линкор уже агонизировал, крен на левый борт достиг 26 градусов, ни одно из 127 противоминных или зенитных орудий не могло вести огонь, как и большинство зенитных автоматов. Вышло из строя рулевое устройство и средства связи.

Башнеобразная надстройка была изрешечена пушечно-пулеметным огнем: персонал надстройки понес тяжелые потери. В центре этого ада сидел командир эскадры вице-адмирал Ито. Адмирал не произнес ни слова с того момента, как началась атака, предоставив управление командиру судна, возможно, пытаясь таким образом выразить свое отношение против того безнадежного дела, которое он все-таки должен был выполнять.

В тот момент, когда «Ямато» завалился на борт с креном в 80 градусов, раздался чудовищной силы взрыв. Мощность его была такова, что его отблеск видели на кораблях американской эскадры, находящейся в нескольких десятках миль от места боя. Столб дыма поднялся на высоту в 6 км и напоминал по форме ядерный взрыв, высота пламени достигла 2 км. Причина взрыва могла быть лишь одна – детонация пороховых погребов главного калибра (около 500 т. взрывчатки), при этом, что именно спровоцировало взрыв, навсегда останется неизвестным.

Вместе с кораблем погибли 2498 членов экипажа, включая командира эскадры и капитана судна. Всего же в сражении, кроме линкора, были потоплены 4 эсминца и крейсер, а общее число погибших достигло 3665 человек. В последнем бою «Ямато» сбил 5 самолетов и повредил 20, все соединение уничтожило 10 самолетов: 4 пикирующих бомбардировщика, 3 торпедоносца и 3 истребителя – не слишком дорогая цена за гибель гордости флота и кораблей эскорта. Всего в «Ямато» попало около 10 торпед с 270 кг. «торпекса» (эквивалент 400 кг. ТНТ) и 13 авиационных бомб по 250 кг.

Уже 70 лет в водах Тихого океана на глубине более 1410 футов покоятся обломки самого передового корабля того времени - японского линкора «Ямато», головного корабля Императорского флота. Это судно считалось непотопляемым. Оно было самым смертоносным из всех когда-либо построенных военных кораблей.

Грозное оружие

Через несколько лет после того, как закончилась Первая мировая, в большинстве военно-морских ведомств различных государств заговорили о применении линкоров. В те времена существовало мнение, что боевые корабли данного вида все же остаются основной мощью любого флота, так как предназначены для морских боев в сомкнутом порядке.

Дело в том, что линкоры оснащены одновременно как наступательными, так и оборонительными боевыми средствами, расположенными в наиболее рациональном порядке. Разрабатывая такие корабли, в первую очередь заботились об их бронировании, непотопляемости и артиллерии, а уже во вторую - о дальности и скорости хода.

Одновременное максимальное усиление наступательных и защитных качеств судна возможно только на борту крупного боевого корабля, так как установка дополнительного оснащения занимает значительную часть его общей массы. Именно этим объясняется увеличение водоизмещения линкоров.

Программа «Марусаи»

В 1930 году в Лондоне было принято международное соглашение, касающееся ограничения морского вооружения. Среди государств, подписавших данный документ, была и Япония. Но через 4 года эта страна взяла курс на усиление своих вооруженных сил и отказалась придерживаться лондонских договоренностей. Вместо этого японское правительство разработало программу под названием «Марусаи», предусматривавшую строительство целого ряда усовершенствованных боевых кораблей для Императорского флота, в число которых входило и несколько линкоров. С самого начала упор делался не на количество произведенной боевой техники, а на ее качество.

Основной целью разработки новейших линкоров являлась идея превосходства над американскими кораблями такого же класса. Японские специалисты пришли к выводу, что согласно обязательному условию прохождения международных судов через Панамский канал, все корабли должны были иметь ограничения, касающиеся тактико-технических данных. Это означало, что водоизмещение у них не более 63 тыс. тонн, скорость не превышает 23 узла, а орудия калибром до 406 мм. Но японские суда не собирались проходить через канал, поэтому размер их мог быть каким угодно. Было решено, что головным кораблем Императорского флота станет линкор «Ямато», а его командиром - адмирал Исороку Ямамото.

Строительство

Закладка первого линейного корабля произошла 4 ноября 1937 года в Курэ, в военно-морском арсенале. Это был линкор «Ямато» (фото предоставлено выше). Для его постройки сухой док №4, имевший длину 339 м и ширину - 44 м, специально углубили на 1 м. Второй корабль такого же класса был заложен уже весной следующего года в Нагасаки и назывался «Мусаси». Его постройка производилась на наклонном усиленном стапеле №2 с параметрами 312 на 40,9 м, который принадлежал компании «Мицубиси хэви индастриз».

В 1939 году в Японии была принята Четвертая программа по обновлению флота, согласно которой весной 1940 года начали строительство третьего линкора - «Синано». Оно производилось в сухом доке в Йокосука, в военно-морском арсенале. И четвертый, последний, корабль №111 заложили в том же году в доке, где до этого строили линкор «Ямато».

Создание «Синано» было приостановлено в самом конце 1941 года на стадии, когда корпус уже собрали до высоты главной палубы. В последующие три года его переоборудовали в авианосец, сохранив при этом первоначальное название.

Надо сказать, что постройка всех кораблей этого типа проводилась в обстановке чрезвычайной секретности. Все стапельные платформы были огорожены высокими заборами, а сверху накрыты либо маскировочными сетками, либо специальными навесами. Кроме того, все окна близлежащих зданий, выходивших на верфь, были наглухо заложены. Также все судостроители были вынуждены дать подписку о неразглашении какой-либо информации об объекте, на котором они работают.

Японский линкор «Ямато» и остальные три корабля такого же типа собирались так, что ни один из рабочих не знал, какой конкретно объект он сооружает. Доходило до того, что инженерам выдавали проектную документацию строго по частям. Полное представление о плане строительства кораблей имел только очень узкий круг лиц.

Головной линкор был выведен из дока в начале августа 1940 года. А уже в конце 1941 года он встал в строй. Это событие произошло без малого через 7 лет после того, как появились первые чертежи линкора «Ямато». Корабль «Мусаси» спустили на воду на три месяца позже, а в эксплуатацию ввели в конце лета 1942 года.

Боевая история

Вопреки ожиданиям, военная карьера линкоров этого класса не была богата на события. Линейный корабль «Ямато» являлся флагманским судном адмирала Ямамото. В то время, когда шло сражение у атолла Мидуэй, он получил сообщение о поражении своих авианосных сил, но вместо того, чтобы использовать огромные орудия линкора против врага, он вышел из боя.

Двойник «Ямато» - «Мусаси» являлся штабом адмирала Кога, который стал командующим Императорского флота после смерти Ямамото. Оба линкора практически не вступали в бой и все время стояли у берегов Трука.

В конце декабря 1943 года «Ямато», находясь к северу от того же острова, был торпедирован американской подводной лодкой «Скейт». Получив повреждения, линкор не сразу повернул к родным берегам. В Страну восходящего солнца судно пришло 22 ноября 1944 года и было сразу же поставлено не только на ремонт, но и на модернизацию. После случая с торпедированием головного корабля Императорского флота японцам пришлось несколько усовершенствовать противоминную защиту кораблей данного типа. Но в ходе боевых действий на Тихом океане стало ясно, что ведущая роль на море теперь принадлежит авиации, а огромные орудия линкоров оказались свершено бесполезными.

Сражение в заливе Лейте

Не секрет, что 1944 год для Японии оказался неудачным. После поражения вблизи Мариинских островов ее палубная авиация так и не смогла оправиться, но вести дальнейшие военные действия было необходимо. Императорский флот намеревался взять реванш у американцев, стянув при этом к Филиппинским островам все оставшиеся силы. В это соединение входили 9 линкоров и 4 авианосца. Японское командование прекрасно понимало, что в случае проигрыша оно потеряет флот полностью и бесповоротно, но оставить за собой Филиппины, как и нефтяные месторождения, было жизненной необходимостью.

Американцы сумели собрать в этом районе все самые крупные силы - 12 линкоров и 16 авианосцев. К тому же у них было несомненное превосходство в воздушном пространстве, что в итоге и решило исход сражения.

Первые незначительные столкновения между двумя враждующими флотами начались 23 октября, а настоящие сражение в воздухе - только утром следующего дня. Японским адмиралом Ониси было организовано 3 налета на американские суда. В каждом из них участвовало от 50 до 60 самолетов, но этого количества оказалось недостаточно для достижения успеха.

Один из японских пикировщиков даже ухитрился атаковать американский авианосец, сбросив на него бомбу весом в 600 фунтов (272 кг). Бомбардировщик сбили, но на судне возник сильный пожар, и его пришлось потопить при помощи торпед. В тот день этот эпизод был единственным значительным достижением японской авиации. После этого были и другие атаки с применением пикировщиков и торпедоносцев, но они были безрезультатными.

Гибель линкора «Мусаси»

В тот день авиация США методично продолжала наносить удары по японскому соединению. В этих атаках участвовало более 250 самолетов, взлетавших с трех авианосцев. По окончании боя американские летчики доложили о 76 сбитых машинах противника. Хуже всего пришлось линкору «Мусаси», который стал главной мишенью. В него попало 17 бомб и 20 торпед, и это не считая близких разрывов. Наконец, в 18 ч 35 мин, получив множественные серьезные повреждения, корабль «Мусаси» затонул. Он унес с собой 991 члена экипажа из 2279.

В последующие два дня успех был на стороне американской палубной авиации. В итоге сражение закончилось полным разгромом японского Императорского флота, который потерял все свои авианосцы, три линкора и большую часть других суден.

Технические характеристики

Линкор «Ямато» водоизмещением 72800 тонн, имел длину 263 м и высоту 38,9 м при осадке в 10,6 м. На его борту находилась корабельная четырехвальная паротурбинная силовая установка мощностью 150000 л. с. Максимальная скорость этого судна составляла 27 узлов, а дальность плавания - 7200 миль.

На вооружении корабля находилось 9 орудий с калибром 460 мм, по 12 противоминных 155 и 127-миллиметровых стволов, а также 24 зенитных пушки на 25 мм. Кроме того, имелось еще и 7 гидросамолетов.

Финальный поход

Линкор «Ямато» (фото представлено ниже) с осени 1944-го базировался на территории Японии. Именно оттуда он и отправился в свое последнее плавание в апреле 1945 года. Это была военная операция под названием «Теничиго». Ее целью было уничтожение частей американских войск, которые 1 апреля десантировались на Окинаву.

Через 6 дней после высадки противника на японский остров линкор подходил к его берегам в составе незначительного соединения. На его борту находилось столько топлива, сколько нужно было для следования только в одну сторону. Гибель «Ямато» и остальных судов была лишь вопросом времени, так как не только ему, но и другим судам поступил приказ сражаться до последнего вздоха, а это могло означать лишь одно - японское командование посылало их на верную смерть. Подтверждением этому служит и тот факт, что у данного соединения не было авиационного прикрытия.

«Ямато»: последняя битва

Вскоре японские корабли были обнаружены авиацией США. На линкор сразу же налетели вражеские самолеты. Всего было три атаки, в которых приняло участие до 200 бомбардировщиков, взлетевших с американских авианосцев «Хорнет», «Йорктаун» и «Беннингтон».

В результате первого налета в корабль «Ямато» попали три торпеды. Они повредили вспомогательную рулевую машину, в свою очередь, линкор сбил лишь один торпедоносец. После второй атаки двумя снарядами было повреждено бортовое электрооборудование, вследствие чего из строя вышла часть артиллерии. Но и после этого положение линкора еще нельзя было назвать критическим, хотя все резервы устойчивости и живучести стремительно исчерпывались. Наконец, начался последний налет на корабль. На этот раз в него попало не менее четырех торпед. К этому времени на «Ямато» в рабочем состоянии находился единственный оставшийся гребной вал, но вскоре персоналу пришлось покинуть постепенно заполняющиеся водой котельные отделения. После этого он полностью потерял ход. Корабль стал клониться на левый борт.

Вскоре крен достиг 80 градусов, после чего прогремел чудовищный взрыв. Он означал гибель «Ямато». Последняя битва линкора, которая длилась около двух часов, была окончена. Взрыв был такой силы, что его слышали на многие мили вокруг, а его отблеск видели с американских кораблей, находившихся у острова Кагосима. Столб дыма, поднявшийся над местом трагедии, напоминал собой так называемый ядерный гриб. В высоту он достигал около 6 км, а пламя от взрыва поднималось не менее чем на 2 км.

Подобный эффект могла произвести сдетонировавшая взрывчатка в количестве около 500 тонн. Но что именно вызвало этот взрыв, до сих пор неизвестно. Американцы склонны считать, что его спровоцировала бронебойная бомба, попавшая в башню, а затем и в главные погреба, где хранились боеприпасы.

Последствия

Гибель линкора «Ямато» повлекла за собой ужасные человеческие жертвы. Из 2767 членов экипажа осталось в живых всего 269 человек. В числе погибших оказались капитан корабля и командующий соединением. Кроме линкора, в ходе сражения американцами были уничтожены 4 эсминца и линейный крейсер, на которых утонули или были убиты 3665 человек. В финальном бою «Ямато» повредил 20 и сбил 5 самолетов.

Технические просчеты

Последний бой «Ямато» показал все недостатки кораблей этого класса. Прежде всего, у него была довольно слабая противовоздушная защита, несмотря на то что на его борту находилось большое количество орудий зенитной артиллерии. За все время боя линкор смог сбить лишь 10 вражеских самолетов.

Это могло произойти по трем причинам. Первая из них - недостаточная боевая подготовка артиллерийских расчетов. Известно, что из-за нехватки снарядов японцы тренировались в стрельбе по воздушным шарам, которые, естественно, летали очень медленно. Вторая причина - небольшая масса зенитных боеприпасов. Их калибр был всего лишь 25 мм и весил каждый 250 г. Третьим фактором могла стать небольшая начальная скорость снарядов, которая превосходила быстроту американских самолетов только в 6 раз, и, как показал бой, этого оказалось явно недостаточно.

Находки

В январе 2010 года в мировой прессе появилась сенсационная новость - японский кинопродюсер Харуки Катагава в ходе очередной организованной им подводной археологической экспедиции наконец обнаружил обломки затонувшего в конце Второй мировой войны самого огромного военного корабля в мире. Сейчас линкор «Ямато» - на дне (фото смотрите в этом материале) Тихого океана в 50 км от ближайшего к нему японского острова.

В марте 2015 года во время частной экспедиции, организованной американским миллиардером Полом Алленом, был обнаружен двойник знаменитого линкора - корабль «Мусаси». Он находится недалеко от филиппинских берегов, на дне моря Сибуян на глубине более 1000 м.

Память

Город Курэ (префектура Хиросима), который расположен на побережье внутреннего моря, знаменит тем, что здесь находилась военно-морская база Японии во время двух мировых войн. Именно здесь был построен самый большой в истории человечества боевой корабль - линкор «Ямато». Поэтому неудивительно, что в наши дни самой большой достопримечательность этого города является музей, посвященный проектировке, строительству и боевой истории данного корабля. Здесь можно воочию увидеть подробный макет линкора, выполненный в масштабе 1:10. Японцы свято чтят свою историю, поэтому легендарный «Ямато» для них является олицетворением отваги и героизма их народа. Подвиг его экипажа можно сравнить только с отвагой моряков русского крейсера «Варяг».

Музей "Ямато" является одним из самых интересных и популярных музеев мира. В нем имеются экспозиции, касающиеся не только линкора, но и другой боевой техники, к примеру, подводных лодок-камикадзе, самолета «Зеро», а также современного высокотехнологического судостроения.

Морские стальные чудовища, такие как «Ямато» и «Мусаси», навсегда останутся в истории непревзойденными линкорами за всю эпоху корабельного строительства. Им так и не дали возможности явить миру всю свою мощь, на которую они были способны. Теперь уже сложно предугадать, как бы сложилась их судьба, да и будущее всего мира, если бы им отвели главную роль в столь быстром продвижении Японии к объединению всех азиатских земель под своим началом.

Проект линейного корабля с индексом A-150, известный под условным названием «Супер-Ямато» , ведет начало еще из 20-х годов, когда в Японии проектировалась 480-мм морское орудие. Опытный образец этого орудия был разрушен при испытаниях, большинство материалов по нему были уничтожены перед капитуляцией, а сохранившаяся информация крайне скудна.

Несмотря на неудачу первоначальных работ, идея создания сверхмощного морского орудия не исчезла, более того, его теоретический калибр постепенно вырос до 510 мм, что было пределом для проектов линейных кораблей во всех странах.

Все началось с того, что в 1932 году, после прекращения работ над проектом «Замена Фусо», начальник 4-й секции МТД капитан 1-го ранга Кикуо Фудзимото представил в МГШ совсем уже безумный проект с двенадцатью 510-мм орудиями в трех четырехорудийных башнях, расположенных в носовой части корпуса. К сожалению, в великолепной статье Евгения Пинака («Арсенал-Коллекция», № 2 за 2012 год) указано, что Фудзимото представил свой проект на конференции по строительству суперлинкоров 31 августа 1935 год – через девять месяцев после своей смерти. Судя по всему, здесь имеет место опечатка в дате – 1935 год вместо 1934-го. Тем не менее, по другим источникам проект Фудзимото датируется 1932 годом. К тому же летом 1934 года Фудзимото вряд ли имел возможность глубоко погрузиться в разработку суперлинкора – у него образовались иные проблемы…

При стандартном водоизмещении в 50 000 тонн (полное – 60 000 тонн) линкор Фудзимото должен был иметь длину 290 метров, ширину 38 метров и осадку 9,8 метра, 460-мм борт и 280-мм палубу. Машины мощностью в 140 000 л.с. обеспечивали бы ему скорость в 30 узлов. Противоминная артиллерия состояла из шестнадцати 155-мм орудий в восьми башнях, причем две из них располагались в самом носу, а остальные шесть – в центральной части корабля. Кормовая часть предназначалась для размещения трех катапульт и ангара на 12 гидросамолетов.

Понятно, что в заявленное водоизмещение вместить все это было совершенно нереально. Поэтому в альтернативном проекте контр-адмирала Хирага при стандартном водоизмещении в 62 000 тонн калибр орудий был гораздо меньше – 460 мм, а число орудий составляло либо восемь (в двух четырехорудийных башнях), либо девять (в трех трехорудийных). Зато средний калибр составлял 200 мм (три трехорудийные башни в корме) . Однако расчеты показали, что даже при девяти орудиях и машинах, необходимых для достижения скорости в 30 узлов, водоизмещение корабля достигнет 90 000 тонн, и осетра пришлось урезать.

Видимо, несколько позже появился проект ближайшего помощника Фудзимото, инженера Ивакити Эдзаки, по вооружению и общей компоновке напоминавший проект Хираги, но с несколько ослабленной артиллерией СК и УК. Известно, что существовал он в двух вариантах, отличавшихся водоизмещением – соответственно, у большего (67 000 тонн) была мощнее броня и ниже скорость. Интересно также, что проекты Хираги и Фудзимото предусматривали комбинированную дизель-турбинную силовую установку, а проект Эдзаки – чисто дизельную. Это, с одной стороны, увеличивало дальность плавания, с другой – позволяло обойти проблему предельной мощности одной турбины, которую могла создать японская промышленность, а заодно добиться наиболее плотной компоновки машинного отделения.

Все три проекта были рассмотрены в августе 1934 года на специальном совещании, посвященном проектированию суперлинкоров – и отложены в долгий ящик. Вновь о линкоре с 510-мм артиллерией вспомнили лишь несколько лет спустя. По одной версии (Гарцке и Далин) это произошло в 1938–1939 году, когда во время закладки «Ямато» и «Мусаси» японцы вдруг испугались, что их характеристики станут известны американцам, и решили вновь увеличить калибр пушек. По версии Лакруа все случилось только в 1940 году, когда начальник Отдела морских операций американского флота адмирал Старк в интервью журналистам вдруг заявил, что вновь заказанные линкоры типа BB-67 («Монтана») будут нести 18-дюймовую артиллерию. Японцы опять же перепугались и срочно начали составлять проект перевооружения уже строящегося «Ямато» под шесть 510-мм орудий. В следующем 1941 году морской арсенал в Куре наконец-то испытал такое орудие со снарядом весом в 1900 кг. Поскольку ручные манипуляции со снарядами и зарядами подобного веса были бы крайне тяжелы, велась работа над устройством автоматического заряжания. Так или иначе, проект получил индекс А-150 (предпроекты «Ямато» обозначались как А-140).

Не исключено, что действительности соответствуют обе изложенные выше версии – и Лакруа, и Гарцке/Далина, просто касаются они разных проектов. Есть информация (ее, в частности, приводит Е. Пинак) о том, что изначальный проект А-150 существовал в восьми- и девятиорудийной версиях с водоизмещением в 85 000 или 90 000 тонн и скоростью 31 узел, и лишь потом вернулся к базе «Ямато». Существует также карандашная схема с двенадцатью 460-мм орудиями, но ее происхождение не вполне ясно. Возможно, именно эти проекты имели в виду Гарцке и Далин, когда сообщали о разработках 1938–1939 годов; в таком случае «шестиорудийная» версия представляла собой просто возвращение к идее 510-мм линкора, которую ранее уже рассматривали и от которой отказались.

С другой стороны, достаточно хорошо известная современная прорисовка «восьмиорудийной» версии явно имеет одно и то же происхождение с «шестиорудийной» версией – по сути дела, это все тот же «Ямато», но с удлиненным корпусом и добавленной четвертой башней. Трудно сказать, является ли эта схема современной фантазией японского художника, вдохновленной 510-мм вариантом «Ямато» – либо в 1941–1942 годах проектировщики действительно вернулись к 90 000-тонному варианту уже на новом уровне.

Стандартное водоизмещение корабля проекта А-150 составило 64 000 тонн; по другим данным – 72 000 тонн. Длина по ватерлинии – 262 метра; максимальная ширина – 38,9 метров, как у «Ямато». Осадка при стандартном водоизмещении – 10,4 метров, тоже как у «Ямато». Ходовая часть состояла из 12 котлов и 4 турбин «Канпон» общей мощностью 150 000 л.с. Проектная скорость – 27 узлов, запас топлива – 6400 тонн, дальность плавания – 7200 миль на 16 узлах.

Бронирование корабля соответствовало такому на недостроенном «Синано», то есть борт 400 мм с наклоном в 20°, горизонтальная часть палубы 190 мм. По другим данным (72 000-тонный вариант) бортовое бронирование составляло 460 мм. Вооружение составляли шесть 510/45-мм орудий в трех башнях и столько же 155/60-мм орудий в двух башнях. Кроме того, корабль нес двадцать универсальных 100/65-мм орудий в десяти двухорудийных стабилизированных установках (как на эсминцах типа «Акицуки», только сильнее бронированных. Существует вариант, в котором за счет снятия обеих 155-мм башен число 100-мм установок увеличивалось до 14, то есть до 28 орудий.

«Восьмиорудийная» версия корабля, если верить имеющейся японской литературе, имела стандартное водоизмещение 86 730 тонн, длину по ватерлинии – 287,5 метра, максимальную ширину 39,9 метра и осадку при стандартном водоизмещении 11,2 метра. Мощность машин составляла 200 000 л.с., скорость 30,5 узлов. Дальность плавания достигала 8000 миль на 16 узлах при запасе топлива в 9700 тонн. Бронирование 420-мм пояс с наклоном в 20°, горизонтальная часть палубы 210 мм. Помимо восьми 510/45-мм орудий в трех башнях корабль нес восемь 203/50-мм орудий в четырех башнях и тридцать шесть 100/65-мм орудий в 18 двухорудийных стабилизированных установках.

Не следует забывать, что информация по проекту А-150 в действительности крайне скудна. большая часть материалов была уничтожена японцами перед капитуляцией, а при использовании вторичных источников, даже японских, никогда нельзя точно знать, что лежит в их основе – реальные документы, реконструкция по обрывкам информации или же просто догадки и домыслы.

Так или иначе, два новых суперлинкора должны были получить порядковые обозначения № 798 и 799. Первый предполагалось строить после спуска «Синано» в том же доке в Иокосуке, второй – в Куре, в доке, где строился «Ямато». Стоимость постройки «Супер-Ямато», согласно смете от 19 июля 1941 года, должна была составлять 214 млн иен. Однако после битвы при Мидуэе работы над этим проектом были прекращены навсегда.

Иллюстрации:

Проект суперлинкора Фудзимото с тремя четырехорудийными башнями в носовой части корабля


Проект А-150, современная японская реконструкция

30°43’N 129°04’E — 67 лет назад «Ямато» улегся на дно и остается по этим координатам к северу от Окинавы до сих пор . Можно отметить годовщину, посмотрев как у него там дела сейчас. В купили в музее еще пару дисков, один из которых вроде как и ничего — картинки из него.

Диск называется SENKAN_YAMATO (сигнатура на диске) — остальное мне не понятно — по-английски там ничего не написали. Про погружение к «Ямато» двух аппаратов «Jules» и «Jim» — помогали люди европейской наружности. Немного текста от участников событий 7 апреля 45 года — американский пилот палубной авиации и японские моряки (от 83 лет, судя по титрам). Собственно — погружение + немного хроники, датированное 1999 годом. Рассказывать про все кино интереса нет — зато можно посмотреть характерные места, который узнаются с первого взгляда. Чтобы были не просто скриншоты — местами сростил панорамно — чтобы «такого в кино нет» было.

Рассказывали в кино обстоятельно — это, я так понимаю, Куре — по крайней мере очень все похож — от порта до мелких островов мимо которых мы плавали на Этадзиму. Строили «Ямато» тут.

Возможно и снимок закладки «Ямато» аутентичный. Это со стороны моря снимали.

Не особо избитый кадр — видимо какая то часть надстройки.

Ну и на дно. Там везде валяются снаряды главного калибра.

127 мм гильзы. Не особо обросли.

Гильзы от 25-мм зенитных автоматов.

Местами совсем как новое что то блестит латунью. С этого места как то укрепилось ощущение что никого тут нет кроме — только вот нечастые рыбы проплывают. Вроде и вещи местами как новые, и куча народу там осталась, а как то все «покинуто» в каком то метафизическом смысле.


Сначала погружавшиеся захотели посмотреть носовую часть. Хризантема на месте и понятно почему ее нет в на Этадзиме — не демонтирована, а может и по каким соображениям не демонтировали. Хотя схожие носовые украшения с «Муцу» и какого то эсминца там есть.

Носовая часть. Узнается по первым же кадрам. Аппарат опускается довольно плавно — можно сделать скриншотов и быстро сростить в панораму. 90 метров носовой части при взрыве отделились от корпуса и лежат почти ровно на киле, разве что эта часть на правый борт завалена.


Это из музея «Ямато», наверное, — весь «сайт» обзорно.


Самый нос. Видно цепи, уходящие в клюзы. Тренога флагштока. Панорамно/кликабельно, но качество не улучшится.


Плохо видно — граница металлической и деревянной части палубы на носу.


Сама тиковая часть палубы сейчас вот такая — только крепления остались какие то что ли .


Видно ряды этих «креплений».


Тоже на носу — перед первой башней ГК — канаты так и намотаны. Больше и не размотает никто.


Треугольную мачту тоже нельзя не узнать. Огнем взрыва ее где то в пол-первого в тот день должно было тронуть первыми попаданиями.


Вроде башня ГК лежит сбоку. Башни, конечно же, вывалились при перевороте корпуса.


А это из всего подбашенного вид наверх.


7 апреля 1945 тут в последний раз повернулось 2500 тонн первой башни главного калибра. Вспомнилось, почему то из Стругацких — «реакторное кольцо».


А когда то это на верфи выглядело так. Хорошо видно ролики по которым она с присущим ужасающим грохотом поворачивалась.


Сейчас эти ролики выглядят так.


С этой катапульты (думаю она) запускали корректировщики.


Вроде она же с торца. И снаряд главного калибра.


Дошли до другой половины, которая лежит перевернувшись. Винты немного обросли.


Сразу два панорамно в кадре.


Два в кадре и едва видно киль.



Руль, наверное, немного покрутился после удара о дно и замер в этом же положении уже до момента, когда что нибудь там утратит прочность от ржавчины и он не обрушится рядом с глухим стуком. Как отпиленный люк в к/ф «Чужие».


Сложно местами представлять — но это практически точно кормовая оконечность, которую при ударе так смяло.


Если и упадет — то в кучу снарядов ГК рядом. Может даже и сдетонирует что то, хотя уже и врятли к тому времени.


Наверное, никто так киль больше и не видел.



Есть какой то призрачный шанс что эти люди из этого же автомата и стреляют на этой фотографии.


Закрытая установка лежит на грунте ровно.


155-мм башне так не повезло — после полета на глубину 350 метров она осталась перевернутой.


Вход в башню с тыльной стороны. Может кто и успел выбраться.


Носовая башня ГК.


И один из дальномерных рогов.


Тока тут тоже с 45 года нет, но проводка местами сохранилась.


Самый верх носовой надстройки.


Место разлома, мало что понятно, даже силу взрыва представить сложно. Панорамно вышло.


Подняли мелочей разных вроде крышки для емкости с порохом — по крайней мере так написано в Музее «Ямато». Сейчас приятно ощущать близость к происходящему — крышка там одна — т.е. в кино вот ее и поднимают — ту что мы видели.


Эту дудку мы потом и увидим в музее.

67 лет так и лежит успокоившийся гигант. Ничем особо не оброс, и рыб вокруг не много плавает. Вобщем тихо и спокойно там все.