Классный час на тему "птичий квн". Квн ко дню птиц для начальных классов Квн день птиц в начальной школе

1 слайд

Ромазанова Р.Б учитель начальных классов Тумановской СОШ Омской области Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов

2 слайд

3 слайд

I тур. Разминка Вспомните пословицы, где упоминаются птицы. Назовите хотя бы три из них (за каждую пословицу 3 балла)

4 слайд

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Старого воробья на мякине не проведешь. Цыплят по осени считают. Гусь свинье не товарищ. Каждый кулик свое болото хвалит. Птицы сильны крыльями, а люди- дружбой. Соловья песнями не кормят.

5 слайд

II тур. Свадебные подарки Когда люди вступают в брак, у них принято на свадьбу делать друг другу подарки. Животные тоже не исключение. Вопрос: Что дарят птицы – самцы своим возлюбленным? (6 баллов)

6 слайд

Пингвины – камешки Коростель – гусениц Чомга – пучки травы Речная крачка- рыбу Цапля – палочки Свиристель – ягоды

7 слайд

III тур Экологическая задача Фрагмент рассказа Н. Сладкова «Воробей и Орел»: Хоть сыновья мои, Орел, и воробьи, зато их десять! -А у меня, Воробей, хоть один сын, да зато орел!

8 слайд

10 слайд

IV тур Блиц – тур (За каждый правильный ответ 1 балл) Назовите раздел зоологии, занимающийся изучением птиц Все птицы моргают нижним веком, кроме этой. Она моргает верхним веком. Что это за птица? Назовите птицу, чья шея состоит из 17 позвонков

11 слайд

Какая птица совершает 250 взмахов в секунду? Какая птица может поворачивать голову в вертикальной плоскости на 270 градусов? Чем синичник отличается от скворечника? Как называется птица – строитель, которая вьет гнезда, похожие на чулки? Назовите птицу, которая гнезд вообще не вьет, а выкапывает норки в земле.

12 слайд

У меня 36,5. Живот потрогал – не болит, Чихаю – не чихается, И кашля нет, и внешний вид Такой, как полагается. С. Михалков Вопрос: А какова постоянная температура у птиц? Почему птицы нашего края могут переносить суровую зиму и не замерзают?

13 слайд

V тур. Музыкальный вопрос Прослушайте внимательно песенку цыпленка из мультфильма «Кто такие птички?»

14 слайд

VI тур Узнай по описанию «Его называют акробатом. Лазает он по стволам деревьев, но при этом не опирается на хвост, как другие птицы,- хвост у него слишком короткий, лазает он не только вверх, но и вниз- так, кроме него, никто не умеет. Во время своих «гимнастических упражнений» он обследует трещины и щели в коре, и ни одно насекомое не остаётся без внимания – всех подберет. гнезда свои устраивает в дуплах деревьев, а вход всегда обмазывает глиной.»

15 слайд

16 слайд

VII тур. Конкурс капитанов За 3 минуты найти и зачеркнуть названия птиц: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь. Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. (за правильный ответ 5 баллов)

17 слайд

С К В О Л К У К О Р Е Р Ц А С У Я Т Л Е А П Л Ш Д Е Л Ц Е Й Я К С О Л О В Т Г А П А В Г У С Р К П О Л И Н Ь А Ч О П У Г А Й Ч А

Учитель начальных классов: Павлова О.В.

Внеклассное мероприятие по теме:

«Птичий КВН. День птиц».

Выявить у детей имеющиеся знания о птицах и углубить представление о них;

Развивать интерес и желание больше узнать о птицах;

Воспитывать доброе и чуткое отношение к «пернатым друзьям»

Ход мероприятия

Участвуют 2-3 команды

Конкурс 1. «Отгадайте загадки»

Команды по очереди отгадывают загадки о птицах:

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка.)

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Стрекотунья, белобока,

Наша сплетница… (сорока).

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее… (ворона).

Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца… (снегиря).

Маленький певец лесной,

− Прекрасно поет соловей, а известно ли вам, как поют другие птицы?

Конкурс 2. «Птичьи трели»

Детям предлагается послушать птичье пение, записанное на диск, либо дети должны попытаться произнести незамысловатые слова песенки птиц:

Ворона: кар-кар!

Воробей: Чив, чив, чив, чик-чирик!

Свиристель: Свири-свир!

Синица: Синь-синь-синь!

Конкурс 3. «Знатоки птиц родного края»

Каждая команда выделяет по 2-3 участника. Они получают вопросы, которые обдумывают в течение 30 секунд и готовят ответы.

Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в теплые края? (Ворона, воробей, дятел, клест, сова.)Какие птицы на зимовку улетают в теплые края? (Утки, лебеди, скворцы, соловьи, грачи, кукушки, трясогузки.)Зачем журавлю длинные ноги?Зачем клесту нужен крестообразный клюв?Какую птицу зовут ледоломкой (Оляпку.)Какие птицы подкладывают свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка.)

Конкурс 4. «Собери и объясни пословицу о птицах»

По 3 представителя от каждой команды получают написанную на листочке бумаги пословицу, в которой перепутаны места всех слов. Нужно восстановить пословицу и объяснить ее смысл.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.Всякая птицы своим клювом сыта.Увидел грача – весну встречай.

Конкурс 5. «Птичья столовая»

Ученик 1. Морозы жестокие

В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду,

Тревожно за Жучку:

В ее конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Ученик 2. Но больше всего

Беспокойно за птиц,

За наших воробышков,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Ученик 3. Поможем! Их надо кормить,

Им будет легко

Пережить холода.

Е. Благинина

Ребята на уроках труда или дома с родителями делали кормушки для птиц и готовили корм птицам. Проходит выставка фотографий с видом кормушек и фотографий, рассказывающих о том, как дети зимой кормили птиц.

Ученик 1. Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед!

Ученик 2. В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Ученик 3. Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

Ученик 4. В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Ученик 5. В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник скворец…

Вот и зимушке конец.

З. Александрова

Наши птицы пережили зиму. И многие из них благодарны ребятам за заботу.

Теперь настала пора приготовиться к встречи пернатых друзей, которые после долгой зимы летят к себе на родину. Дома ребята мастерили с родителями скворечники. Задача каждой команды рассказать о том, как они строили свои скворечники.

Конкурс 6. «Портрет пернатого друга»

Задача участника конкурса рассказать о птице, чей портрет он нарисовал дома, и рассказать что-то интересное об этой птице.

Конкурс 7. «Стихи и песни о пернатых»

Мастера песенного исполнения или исполнители стихов выступают по заданной теме.

Ласточка примчалась

Бела моря,

Села и запела:

«Как февраль не злился,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Все весною пахнет!»

А. Майков

Жаворонок

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

В. Жуковский

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней.

В чистом поле – домик твой,

В ясном небе – песня.

В. Берестов

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят перышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека.

Л. Татьяничева

Конкурс 8. «Плакаты о бережном отношении к миру пернатых»

Каждая команда рисует плакаты и защищает свой плакат. Жюри оценивает яркость, красочность плаката, аккуратность и его содержательную сторону.

В завершение подводятся итоги, звучат слова благодарности в адрес всех участников и исполнятся песня.

КВН «День птиц».

Цели : ознакомить учащихся с историей возникновения праздника; закрепить знания о птицах; учить распознавать птиц по их описанию, имитировать движения и песни птиц; развивать логическое мышление, память, речь, творческие способности; воспитывать любовь к природе, сочувствие, сопереживание к братьям нашим меньшим, интерес, бережное отношение к природе, заботу о пернатых, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование : аудиозапись с голосами птиц, слайды с изображением птиц, картины с изображением птиц, мячи и городки,

Ход мероприятия:

1. Оргмомент.

Деление учащихся на команды, сообщение темы.

2. Историческая справка о празднике, названном Международным Днём птиц.

1 апреля вся планета отмечает Международный день птиц. Он возник в США в 1894 году. Вскоре праздник, получивший популярность благодаря СМИ, начал массово проводиться во всех штатах, а затем пришел в Европу. Интересна история развития Дня птиц в России. Добравшись до нашей страны в 19 веке, идея помогать пернатым попала на благодатную почву.

Уже в то время в царской России была организована охрана птиц, к началу 20 века этим делом занималось уже несколько десятков организаций. В их числе - орнитологический комитет при Русском обществе акклиматизации животных и растений. В городах открывались и детские организации - так называемые Майские союзы для изучения и защиты птиц. Они создавались на базе школ и объединяли детей девяти-одиннадцати лет, носивших на головных уборах эмблему - летящую ласточку. Ежегодное празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Праздник набрал еще больший размах, в 1953 году к участию в нем было привлечено 5 миллионов школьников. Но потом празднование Дня птиц снова сошло на нет.

Возродился праздник в 1999 году - благодаря Союзу охраны птиц России, основанному в 1993 году. В первый же год только в Москве в проведении Дня птиц приняли участие 500 человек, они развесили более 500 скворечников. В 2000 году к организации праздника подключилось правительство Москвы, принявшее День птиц как общегородское мероприятие. Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.

3. Конкурс 1. «Отгадайте загадки». Команды по очереди отгадывают загадки.

Кто в лесу у нас гадает,

Про судьбу и жизнь все знает?

Прокукует - подсчитаешь -

Сколько жить тебе, узнаешь! -

Птичка, серая подружка,

А зовут ее... (кукушка)

И зимой ей не сидится:

Над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку... (синица)

Он весной поет красиво:

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей:

Что за птичка? (Соловей)

Солнце греет у порога,

Тают снежные сугробы,

И бегут рекой ручьи,

С юга к нам летят... (грачи)

Серый маленький комочек:

Чик-чирик - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждет? (Воробей)

Любо-дорого взглянуть,

Птичка - красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

Как зовут ее? (Снегирь)

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут... (клестом)

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

4. Конкурс 2 . «Птичьи трели». Детям предлагается прослушать птичье пение и отгадать пернатого певца. Фонограмма пения соловья, вороны, кукушки, скворца)

5. Конкурс 3. « Знатоки птиц родного края». Каждая команда получает вопросы, на которые нужно ответить в течение 3 минут.

  1. Какие птицы зимуют в наших краях? (голуби, вороны, сороки, воробьи)
  2. Какие птицы прилетают к нам с севера? (клесты, свиристели, синицы, поползни, снегири)
  3. Какие птицы улетают зимовать в тёплые края? (скворцы, грачи, ласточки, утки, гуси, дрозды, зяблики)
  4. Зачем журавлю длинные ноги? (так удобнее ходить по болоту)
  5. Зачем клесту крестообразный клюв? (чтобы вытаскивать из кедровых шишек орешки)
  6. У какой птицы зимой появляются птенцы? (у клеста)
  7. Какую птицу называют «берёзовой птицей»? (дятел- окраска похожа на ствол березы))
  8. Какая птица охотится ночью? (сова)
  9. Почему кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнёзда?(она единственная ест мохнатых гусениц, а её птенцы не приспособлены к такой пище)

6. Физминутка.

Игра «Воробьи и вороны» . Играющие по указанию ведущего выполняют несложные движения на месте. Затем водящий по слогам произносит одно из слов. Если это слово «во-ро-ны», то на слог «ны» все игроки устремляются к городкам, стоящим справа, если же «во-ро-бьи», то при произнесении последнего слога все игроки устремляются к мячам слева, стараясь схватить по одному предмету. Т.к. Предметов меньше, чем игроков, они достаются самым внимательным и быстрым.

7.Конкурс 4 . «Собери и объясни пословицу». Каждой команде даётся по 3 пословицы, которые надо собрать и объяснить их смысл.

1. Где птица не летает, а гнездо своё знает.

2. Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зелёная ветка.

3. Увидел скворца - весна у крыльца.

8. Конкурс 5 . «Узнай птицу». Каждой команде по очереди зачитывается описание птицы. Команда должна назвать эту птицу и найти её среди предложенных картинок.

Крупная, красивая птица с блестящим чёрным оперением. У неё прямой длинный клюв, чёрный у самочки и ярко-жёлтый у самца. Песенка этой птицы звонкая, красивая, часто она подражает голосам других пернатых. Эту птицу называют «гонцом весны». (грач)

Стройная, грациозная птичка. Спинка и бока у неё серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья чёрные, блестящие, украшенные по краям белыми пёрышками. Можно наблюдать, как эта весёлая хорошенькая птичка, быстрыми шажками семенит по дорожке, весело потряхивая длинным хвостом. (сорока)

Оперение этой птицы нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спинке. Голову украшают задорные серебристо- розовые хохолки. А на крыльях словно нарисованы ярко-красным карандашом ровные полоски. Этих красивых птиц называют северными попугаями. (свиристель)

Чтение стихотворений о птицах учащимися:

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Наши птицы пережили зиму. И многие из них благодарны тем ребятам, которые проявили заботу о них. Теперь настала пора приготовиться к встрече пернатых друзей, которые после долгой зимы летят к себе на родину. Смастерите дома с родителями скворечники для них.

Музыкальная пауза. Движения под мелодию «Танец маленьких утят».

9.Конкурс 6. «Собери картинку». Каждой команде даётся разрезанная на части картинка с изображением птицы. Её надо собрать и рассказать об этой птице что-нибудь интересное. (Картинки с изображением кукушки, клеста, свиристели)

10.Блиц викторина «Из жизни птиц».

■ Птичий домик. (Гнездо.)

■ Массовое поселение птиц. (Базар.)

■ Свисток для подманивания птиц и зверей. (Манок.)

■ Отверстие в скворечнике и домике волнистых попугайчиков. (Лоток.)

■ Руки птицы. (Крылья.)

■ Ноги утки. (Лапы.)

■ Лесной доктор. (Дятел.)

■ Пернатые вестники весны. (Грачи.)

■ Дитя любых пернатых. (Птенец.)

■ Рот и нос птицы. (Клюв.)

■ Кудахчущая наседка. (Курица, или клуша.)

■ Птица, парящая над океаном. (Альбатрос.)

■ Американский крупный разноцветный длиннохвостый говорящий попугай. (Ара.)

■ Крупная ушастая ночная птица отряда сов. (Филин.)

■ Северная водоплавающая птица. (Гагара.)

■ Птичка, похожая на ласточку. (Стриж.)

■ Лесная курица из поговорки: «Глухой, как...». (Тетерев.)

■ Пингвин - это птица? (Да.)

■ За любовь к блестящим предметам ее называют воровкой. (Сорока.)

11. Подведение итогов КВН, награждение .


В зале отведены места для жюри (членов жюри должно быть нечетное количество), секретаря (подсчитывающего и объявляющего присужденные очки), болельщиков (это могут быть одноклассники детей-участников соревнующихся команд все или человек 5-6 специально выбранных в команды болельщиков) и зрителей (ученики других классов или школ этого же возраста, что и соревнующиеся дети, одноклассники, не вошедшие в команды участников и болельщиков, родители и приглашенные гости).

Зал должен быть украшен плакатами о весне, птицах, посвященных ко Дню птиц. Конкурс плакатов может стать одним из конкурсов для зрителей с присуждением грамот и призов. Другим конкурсом для зрителей может быть литературный конкурс, посвященный Дню птиц. На эту тему в жюри дети могут предоставить свои стихи, рассказы, сказки и другие литературные труды. И, наконец, третьим конкурсом может быть оценивание праздничного шествия детей по улицам города. Зрители образуют между собой команды и готовятся к этому шествию. Это будет такой своеобразный парад, посвященный Дню птиц. Команды идут от своих домов или школ празднично одетые, в костюмах с атрибутами, плакатами в руках, читают речевки соответствующего содержания, выкрикивают призывы об охране природы и птиц, поют песенки-веснянки и птичьи зазывалки. Где-то, в указанном ранее месте, сливаются в одну общую колонну. На площади у ДК или школы, где будет проводиться КВН, с поставленной трибуны звучат приветствия для каждой команды зрителей и команды участников КВН, радостные лозунги, посвященные празднику, и приглашение всех в зал. Перед трибуной участники шествия могут показать какие-то свои выступления. Все будет оцениваться жюри с последующим награждением.

Ведущий: Пришел к нам праздник ясным днем,

Как тут не веселиться?..

Мы громко песенки поем,

И вместе с нами птицы!

В исполнении ансамбля народной песни и танца музыкальный номер из 2-3х весенних песен с танцами и игрой на шумовых и народных инструментах.

Ведущий: Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

Мы собрались с вами сегодня в этом зале, чтобы отпраздновать приход весны и День птиц. В честь него у нас состоится «Птичий КВН». А судить его сегодня будет наше уважаемое жюри в составе….(представляет членов жюри)

Соревнуются сегодня две команды: Команда «Синица» и Команда «Иволга».

Звучит музыка и на сцену выходят участники обеих команд в соответствующих костюмах, со знаками своего отличия от соперников. Ведущий представляет команды, называя класс и школу, в которой учатся дети – участники КВН, а так же имена детей .

После команды уходят готовиться к первому конкурсу «Приветствие», а Ведущий просит выйти на сцену по одному представителю от команд болельщиков. Они разыгрывают очередность участия в конкурсах своих команд.

Для этого на сцену выносят барабан, внутри которого находятся листы бумаги формата А4, свернутые в несколько раз. Количество листов должно быть равно количеству конкурсов. В нашем сценарии их 8 для команд и 3 для болельщиков, то есть 11 листов. Вышедшие на сцену дети по очереди достают из барабана листы, разворачивают их и показывают всем зрителям. На каждом листе цифра либо 1, либо 2, потому что участвуют две команды. Цифра указывает очередность выступления команды в том или ином конкурсе.

Например, Ведущий говорит: «Разыгрывается очередность в первом конкурсе «Приветствие!» Болельщик команды «Синица», вытяните жребий!» Ребенок достает лист, разворачивает его и показывает зрителям. Допустим, на нем написана цифра 2. Цифры должны быть написаны крупным и жирным шрифтом, ярким цветом. Ведущий объявляет: «Цифра 2. Это означает, что в первом конкурсе «Приветствие» команда «Синица» покажет свое выступление после команды «Иволга», которая в этом конкурсе будет участвовать первой.» Секретарь фиксирует очередность на специальном табло, выставляя на нем напротив номера конкурс букву, с которой начинается название одной или другой команды, а именно С или И. Ведущий продолжает разыгрывать очередность выступления команд в следующих конкурсах: «Представитель от болельщиков команды «Иволга» попрошу вас достать номер для выступления вашей команды «Иволга» в следующем конкурсе под названием «Представление»!» Ребенок так же вытягивает лист бумаги с написанной на нем цифрой, разворачивает его и показывает всем. Допустим, на листе опять цифра 2. Это означает, что во втором конкурсе первой будет выступать команда «Синица», а второй – команда «Иволга». Секретарь опять фиксирует очередность на табло и так далее, пока не будет разыграна очередность выступления во всех конкурсах по очереди. После чего дети уходят на свои места в зале.

Ведущий: Прилетает иволга в рощи раньше всех,

И гнездится иволга в рощах выше всех.

Иволга! Иволга! Песней нас встречай!

Иволга веселая, песней отвечай!

Приглашается на сцену команда «Иволга» с ее приветствием!

На сцену выходит команда. Приветствие должно включать в себя: Приветствие к зрительному залу; Приветствие к жюри; Приветствие к командам болельщиков; Приветствие команде-сопернице. Кроме того, оцениваться должны костюмы или форма команды, ее девиз, эмблема, а не только приветственные речи, и сюрпризность. Для вынесения правильной оценки члены жюри должны быть снабжены специальными оценочными листами для каждого конкурса.

Ведущий: Синицы – очень верные нам птицы.

С человеком остаются зиму зимовать

И вместе с ними радостно

Нам весну встречать!

На сцену приглашается команда «Синица». Команда «Синица» и ее приветствие!

Выступление команды «Синица».

Секретарь собирает оценочные листы у членов жюри, выводит общее количество баллов для каждой команды и выставляет результаты на табло.

Ведущий: Пока жюри выставляет оценки за первый конкурс, а команды готовятся ко второму, у нас испытание для болельщиков! (На сцену выносят огромную связку шаров с написанными на них буквами.) С первыми звуками музыки эти шары полетят к вам в зал. На каждом шаре – буква. Ваша задача составить слово – название вашей команды из букв-шаров. Кто составит быстрее, тот приносит дополнительное очко своей команде. Из этих букв можно составить каждое слово «синица» или «иволга» ни один раз, а три. За каждое составленное слово еще добавляется очко вашей команде. Условие: начинаете с первыми звуками музыки и заканчиваете точно с окончанием звучания музыки; нельзя удерживать у себя шар с неподходящей буквой. Поймали шар, посмотрели, составили слово. Если в вашем слове пойманная буква лишняя, то выпускаем шар и ищем другой, подходящий. За невыполнение условий состязания, очки минусуются: за невыполнение одного условия – одно очко, двух условий — два очка.

Звучит музыка. Команды болельщиков составляют слова. Тут же подводятся итоги этого конкурса, и секретарь выставляет на табло очки.

Ведущий: А теперь второй конкурс для команд. На сцене команда «Синица» и ее представление.

Члены команды выносят на сцену необходимое оборудование и показывают свое выступление. Как и в первом конкурсе, у жюри должны быть оценочные листы с критериями оценки. Главное, в этом конкурсе то, что команды должны представить свою птицу – название команды так, чтобы все узнали о ней (об этой птице) как можно больше: и ее повадки, и места обитания и так далее. Оценивать конкурс нужно по количеству и качеству информации, которую члены команд стремятся донести до зрителей об этой птице, а так же зрелищность представления и насколько было интересно смотреть его зрителям, использование наглядных пособий, атрибутов, техники и другого в выступлении, насколько раскрыта тема весны и Дня птиц.

Этот конкурс должен быть интересным и познавательным для зрителей. Пусть зрители получат полноценные знания всего лишь о двух птицах, главное, что эти знания они получат.

Ведущий: Внимание! Команда «Иволга» и ее представление.

После конкурса обе команды уходят за кулисы и готовятся к следующему, а Ведущий опять объявляет состязание для болельщиков.

Ведущий: Пока уважаемое жюри выставляет оценки, а команды-участницы КВН готовятся к третьему конкурсу, состязаться будут опять команды болельщиков. Вам предлагаются три слова. (выносится большая магнитная доска, на которой крупно написана фраза «иволга и синица – певчие птицы») Из букв, входящих в эту фразу вы должны составить как можно больше разных слов. Слова могут быть любыми: о птицах и не о птицах, короткие и длинные. Но не могут быть не цензурными. Учитывается количество слов, не совпадающие слова и самое длинное слово. Чья команда представит жюри большее количество слов, приносит дополнительное очко своей команде. Чья команда составит самое длинное слово – приносит дополнительное очко своей команде. За каждое слово, не совпадающее со словом у команды соперников, тоже присуждается очко, которое опять пойдет в копилку вашей команды. Условие: не шуметь, не подглядывать у соперников, начать с первыми звуками музыки и закончить точно с окончанием звучания музыки. Начали! за не соблюдение условий конкурса, жюри вправе отнять по 4 очка у каждой команды.

Звучит музыка, на розданных каждому члену команды болельщиков листах, подписанных названием команды, дети пишут придуманные ими слова, стараясь написать как можно больше слов и придумать длинные слова.

Ведущий: Внимание! «Конкурс капитанов». На сцену приглашаются капитаны команд.. (называет имена детей и их команду). Этот конкурс был домашним заданием. Капитаны должны были выучить как можно больше пословиц, поговорок, потешек, скороговорок, в которых есть упоминание о птицах. Выигрывает та команда, капитан которой называет на одну больше. По жребию начинает этот конкурс команда «……».

Капитаны по очереди произносят пословицу, поговорку, крылатое выражение, скороговорку или потешку с упоминанием в ней птицы. Например,

— На чужой сторонущке рад своей воронушке

— Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…

— Воробьи торопились, да маленькими уродились

— На зеленом на лугу стоит чашка творогу, прилетели две тетери, поклевали, улетели…

— Всяк кулик свое болото хвалит

— Ой, ребята, та-ра-ра. На горе стоит гора, а на той горе – дубок, а на дубе –воронок. Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах…

— Всяк кулик в своем болоте велик

— Говорят, что кур доят

— Голодной курице все просо снится

— Гусь свинье не товарищ

— Далеко кулику до Петрова дня

— Залетела ворона в высокие хоромы

— Коготок увяз – всей птичке пропасть

— Красна птица пером, а человек – умом

— Курочка по зернышку клюет да сыта бывает

— Лучше синица в руке, чем журавль в небе

— Наделала синица шуму, а море не сожгла

— Одна ласточка весны не делает

— Пуганая ворона и куста боится

— Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела

— Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь

— Сорока на хвосте принесла

— Соловья баснями не кормят

— Старого воробья на мякине не проведешь

— У всякой пташки свои замашки

— Цыплят по осени считают

— Яйца курицу не учат

— Болтлив, как сорока

— Где воробью не летать, а все дома почивать

— Воробей мал, да удал

— Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

— Травка-муравка со сна поднялась, птица-синица за гнездо взялась…

Жюри следит, чтобы не было повторений, подводит итоги, на табло выставляются баллы за этот конкурс и конкурс болельщиков «составь слова».

Ведущий: Следующий конкурс «Конкурс эрудитов». Команды должны показать свои знания по теме «Птицы».

Ведущий задает по очереди каждой команде вопрос, начиная с той команды, по жребию которой выпало начинать этот конкурс. Чтобы ответить на вопрос, члены команды тихонечко совещаются в течении 60 сек. Отсчет времени можно обозначать звуком гонга. По истечении времени выходит в центр сцены один человек из команды и произносит ответ. Вопросов должно быть не более 10 каждой команде, иначе конкурс станет утомительным.

Примерные вопросы:

— Почему хохлатую синицу называют гренадером?

— У какой птицы глаза к затылку сдвинуты?

— Какая птица самая редкая в мире?

— У каких певчих птиц самцы красные, а самки – зеленые?

— Зачем грачи ходят по пашне?

— Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?

— Почему аистята не выпадают из гнезда?

— Кто прилетает раньше стрижи или ласточки?

— Где устраивают себе гнезда скворцы, для которых не хватило скворешен?

— Зачем скворцы и галки садятся на спину коровам, лошадям и овцам?

— Куда деваются из скворечен скорлупки разбитых птенцами яиц?

— Какие птицы кормят своих птенцов птичьим молоком?

— Какая птица лает?

— Где зимой и осенью спят вороны?

— С какими птицами осенью и зимой водит компанию дятел?

— Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в ямке, в песке?

— Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей?

— Птенцы какой птицы не знают своей матери?

— Птенцы какой птицы шипят из дупла, как змеи?

— Как различают старого и молодого грачей?

— Зачем куры перед дождем ощипываются?

— Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – низко над землей?

Если команда дает не полный ответ, Ведущий вправе попросить дополнительных разъяснений от команды, если та не справляется, то от команды-соперницы или обратиться с вопросом к зритель ному залу. Если команда дает неправильный ответ, то так же Ведущий обращается к команде-сопернице и к зрительному залу. За дополнительный правильный ответ команда-соперница получает дополнительные очки. В случае привлечения зала, надо быть готовым вручить приз за правильный ответ или как-то еще поощрить ответившего.

Ведущий: Следующий конкурс «Музыкальный». Он был домашним заданием. Члены команд должны были найти и разучить как можно больше песен о птицах или песен, в которых упоминается название какой-либо птицы или слово «птица». Начинает этот конкурс команда (называет команду, которую определил жребий). Победителем считается команда, исполнившая на одну песню больше.

Дети в командах по очереди поют по куплету песни о птицах. Жюри следит, чтобы не было повторений. Объявляет победителя.

Ведущий: В продолжении музыкального конкурса предлагаем вашему вниманию выступление ансамбля…..

Какой-либо музыкальный номер. Возможно это будет вокальный ансамбль с песнями о весне и о птицах.

Ведущий: И опять музыкальный конкурс, если так можно выразиться. На сцену вызываются по одному представителю от команд. Они будут по очереди называть певчих птиц. Кто назовет на одну больше, тот и победил. Первым назвать певчую птицу должен участник из команды (называет команду по выпавшему жребию).

Дети называют названия птиц, относящихся к певчим. Например, синица, иволга, дрозд, соловей и так далее. Жюри следят, чтобы не было повторений. Объявляется победитель.

Ведущий: Прошу на сцену всех участников обеих команд. (дети выходят) Следующий конкурс под названием «Конкурс остроумных». Это шуточный конкурс. Командам предлагается расшифровать слово КВН не так, как оно в действительности расшифровывается, а так, как по их мнению могли бы расшифровать это слово птицы. Предоставить такой птичий взгляд на слово КВН.

Пока команды готовятся, у нас соревнование для болельщиков. Оно тоже, если так можно выразиться, музыкальное. Будут звучать голоса птиц, вы, уважаемые болельщики, должны назвать птиц, голоса которых вы слышите. Та команда болельщиков, которая быстрее дает правильный ответ, приносит своей команде дополнительное очко.

Команды-соперницы на сцене придумывают расшифровку слова КВН, а в это время проходит конкурс для болельщиков «Голоса птиц». У команд быстро растут очки. Это возможность отстающей по очкам команде догнать и перегнать соперников.

Ведущий: Итак, остроумные ответы команд по поводу расшифровки слова КВН. Или конкурс «Птичий взгляд на КВН».

Команды дают свои ответы, жюри оценивает, на табло появляются новые очки.

Примерные расшифровки:

— Цыпленок в яйце: «Как выйти наружу?»

— Клюем вредных насекомых

— Куры: «Какой высокий насест!»

— Кошки вредят нам

-Кошка воробью не товарищ

— Цапля6 «Какой выдающийся нос!» и так далее.

Ведущий: Следующий конкурс «Пластилиновая фантазия».

Из нескольких пачек пластилина каждой команде предлагается вылепить любую птицу. Она обязательно должна быть похожа на оригинал. Кроме этого, придумать представление своей птице в стихах или даже в песне. Условие: стихи или песню дети должны сочинять сами, хотя могут использовать знакомые строки известных поэтов; стихи или песня должны быть именно об этой птице, описывать ее, ее особенности или повадки.

Например, вылепили воробья и дятла:

Воробей: Мы по городу шагаем,

Много воробьев встречаем.

Резвый парнишка

В сером кафтане.

Он вам не мышка –

Летает под облаками.

Вот вы видите, друзья,

Перед собою воробья.

Он умеет только прыгать,

Он не ходит по дорожкам.

Любит семечки зимой,

А летом рад он мошкам.

Дятел: Дятел по лесу летает,

Деревья долбит,

На хвосте, как на стуле,

На стволе сидит.

Личинок извлекает,

Деревья исцеляет.

В красной шапочке его

Узнать не мудрено.

Посмотрите,

Наш приятель,

Лесной дятел!

Жюри по критериям на оценочных листах оценивают команды. Понятно, что для этого конкурса понадобится достаточное время, поэтому, пока команды лепят скульптуры и сочиняют стихи, для болельщиков проводится конкурс «Почему мы так говорим?»

Ведущий: Пока команды готовятся к очередному выступлению, у нас опять конкурс для болельщиков под названием «Почему мы так говорим?» Сначала я вызываю двух болельщиков, по одному от каждой команды. Затем произношу известное выражение, а один из болельщиков должен объяснить его значение точной фразой, и вдобавок дать полное объяснение происхождения этого выражения, и о том, какое отношение к птицам оно имеет. Чем точнее объяснение и полнее ответ, тем выше бал. Каждый ответ оценивается жюри по 3-х бальной системе. Сколько каждый их отвечающих получил баллов, столько дополнительных баллов он приносит своей команде.

Проводится конкурс. У каждого члена жюри должно быть столько оценочных листов, сколько человек из команды болельщиков предполагается вызывать. Например, по три болельщика от команды. Значит, у жюри должно быть шесть оценочных листов, а у Ведущего заготовлено шесть крылатых фраз.

Условие: вопрос задается конкретному человеку, все остальные должны молчать. Если он не справляется с ответом, то этот вопрос переадрессуется болельщику команды-соперницы или зрительному залу. В первом случае очки за ответ получает команда-соперница, во втором будьте готовы отметить отвечающего из зрительного зала.

Ведущий: Итак, прошу на сцену первых двух участников конкурса. (выходят болельщики) Право начать этот конкурс у команды..(называет команду) , поэтому вопрос к вам (обращается к ребенку – болельщику соответствующей команды, задает вопрос) .

Участникам конкурса предлагается объяснить то или иное выражение, в котором упомянута птица. Например, «Гол как сокол».

Правильный ответ: Страшно беден, ничего не имеет, нищий человек.

Объяснение: Никакого отношения к птица это выражение не имеет. В старину «сокол» с ударением на второе «о» называли стенобитное орудие. Это было гладкое, голое бревно, окованное железом, или чугунный брус, укрепленный на цепях. Раскачивая его, ударяли по стенам и разрушали их. Образное выражение «гол как сокол» означает «беден до последней крайности, негде взять денег». Еще часто добавляют «хоть об стену головой бейся».

Если ответ верный, то следующее выражение предлагается объяснить болельщику команды-соперницы, вышедшему в первой паре. Затем выходит другая пара конкурсанов и так далее.

Этот конкурс может стать очень хорошим познавательным моментом в проведении мероприятия. Добавьте появление ярких иллюстраций на экране или короткие сценки-инсценировки к каждому выражению в исполнении детей театрального кружка. Это будет одновременно весело, зрелищно и познавательно. Будьте готовы правильно объяснить каждое выражение сами, если ни болельщики, ни зал, вдруг, с эти не справятся.

Примерные выражения:

  1. Белая ворона
  2. Витать в облаках
  3. Крылатое выражение
  4. Ворона в павлиньих перьях
  5. Газетная утка
  6. Глухая тетеря
  7. Болтливая сорока
  8. Как с гуся вода
  9. Индюк тоже думал да в суп попал
  10. Умный, как утка
  11. Лебединая песня
  12. Лебедь, рак и щука
  13. Ни пуха, ни пера
  14. Летучий голландец
  15. Первая ласточка
  16. Птица феникс
  17. Одна ласточка весну не делает
  18. Птичье молоко
  19. Пускать красного петуха
  20. Синяя птица
  21. Стрелянный воробей
  22. По воробьям их пушки
  23. Ума, как у курицы

Ведущий: Итак, конкурс «Пластилиновая фантазия». Первой представить свое творение на наш суд предоставляется право, по жеребьевке конечно же, команде (называет команду)

Проводится конкурс, жюри выставляет оценки

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, команды отдыхают от конкурсов, вашему вниманию выступление..

Ведущий объявляет очередной номер. Это может быть выступление танцевального кружка.

После его выступления подводятся итоги КВН, объявляется команда-победитель. Ей вручается кубок победителя и приз каждому участнику команды за участие. Для проигравшей команды тоже должен быть предусмотрен утешительный приз. Кроме того, продумайте грамоты и подарки для победителей в различных номинациях, как для детей из команд, так для детей из команд болельщиков, так и для зрителей. Например, «Самый поющий участник», «Самый неунывающий», «Слухменное ухо», «Самый активный» и так далее.

Общее количество конкурсов:

Для команд-участниц

  1. Приветствие
  2. Представление
  3. Конкурс капитанов «Пословицы и поговорки»
  4. Конкурс эрудитов»Познавательные вопросы»
  5. «Песни о птицах»
  6. «Певчие птицы»
  7. Конкурс остроумных «Птичий взгляд на КВН»: расшифровка слова
  8. «Пластилиновая фантазия»: скульптура и ее представление

Для команд болельщиков:

  1. «Собери слово»- название команды из букв на шарах
  2. «Составь слова»
  3. «Голоса птиц»
  4. «Почему мы так говорим?»

Для зрителей:

  1. «Лучший плакат ко Дню птиц»
  2. «Конкурс стенгазет»
  3. «Птица в объективе» — конкурс фотографий птиц
  4. «Весна пришла» — конкурс скульптур, картин и фотографий на весеннюю тему
  5. «Лучший дом» — конкурс скворечников с последующем их установлением
  6. «Птичий ресторан» — конкурс кормушек для зимующих птиц
  7. Литературный конкурс
  8. «Праздничное шествие»

Другие сценарии, посвящённые теме птиц:

  1. Сценарий концертной программы —
  2. Сценарий радиопередачи —

**************************************************************************************************************

Copyright © Громова О.Н., 1995. Все права защищены

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН

«ВСЁ О ПТИЦАХ»

для учащихся 3-4 классов

Доска украшена изображениями различных интересных птиц, а в центре большими буквами – КВН.

Цели:

познакомить ребят с некоторыми видами птиц, их местами обитания учить выбирать более точный ответ, совершенствовать умение быстро и правильно, учить умению работать в команде, развивать речь, память, логическое мышление, сообразительность, выделять главное, воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к их гнездам, птенцам, желание оберегать птиц, природу своей Родины.

Оборудование:

иллюстрации, рисунки с изображением различных видов птиц, карточки с заданием, кроссворды, книга Н.Сладкова «Сорочьи тараторки», которую дети перед мероприятием должны прочитать.

Ход мероприятия:

Ведущий:

Дорогие, ребята-участники игры, зрители и приглашенные. Мы начинаем наш КВН и посвящаем его птицам. Сегодня играют команды «Ласточки», «Иволги», «Синички». Судить игру будет жюри в составе: (представляются члены жюри).Чтобы определить, какая команда будет выступать первой, проведем жеребьевку.

Итак , первый конкурс «Приветствие команд».

«Ласточки»

Всем привет вам, господа! Мы - крылатая команда.

Прилетели мы сюда. Мы – команда хоть куда.

Вы, конечно, тут как тут, Мы сегодня поиграем,

Ласточками нас зовут. Для того пришли сюда!

«Синички»

Мы соперников уважим, Наш девиз – не унывать!

Дружно будем все играть Выше голову держать!

Цель у нас совсем простая –

Все хотим о птицах знать.

«Иволги»

Орешек знаний твёрд, А мы команда - «Иволги»

Но мы не любим отступать! Любознательные,

На поединок вызываем Веселые и смелые

Команды «Ласточек» и «Синичек». Готовы мы играть!

Второй конкурс «Блиц – турнир».

Ведущий:

Каждая команда должна очень быстро ответить на вопрос. За каждый правильный ответ - два балла.

Вопросы:

Для первой команды:

1. Какая птица истребляет грызунов?

2. Какая птица не умеет летать?

3. Какая птица не высиживает яиц?

4.Как называют птицу с белыми ножками?

5. Петух снес яйцо. Кому достанется оно?

Для второй команды:

1. Как называется птица с абсолютно черным опереньем?

2. Назовите птицу – рыболова.

3. Какая птица выводит птенцов зимой?

4.Какие птицы по поверью приносят в дом детей?

5.Может ли страус называть себя птицей?

Для третьей команды:

1. Назовите птицу, название которой является родственным словом к слову «снег»?

2. Какие птицы высиживают яйца, держа их на лапах?

3.Какую птицу называют «солнечной» или птицей утренней зари?

4. Как называют птицу, которая любит ловить мух?

5. Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом?

Третий конкурс «Конкурс капитанов».

Капитанам даются три минуты, чтобы записать как можно больше названий птиц. По окончании времени они по очереди их называют до тех пор, пока у кого-то останутся еще неназванные слова.

Четвертый конкурс «Третий лишний».

Ведущий:

Правила просты: каждая команда получает карточки с названиями трех птиц. Две птицы объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определить вам и вычеркнуть ее из списка.

А сейчас мы отдохнем, а ребята расскажут нам о том, какие птицы САМЫЕ – САМЫЕ…..

Самые искусные птицы: ласточки, иволги, синицы-ремез .

Самые лучшие летуны: сокол – 300 км в час , стриж – 170 км в час.

Самый лучший певец в степи - жаворонок .

Самый лучший ныряльщик – птица чомга , когда нужно спасать птенцов, она берет их себе под крылья и с ними ныряет.

Самые лучшие лазуны: цапелька малая – ловко лазает по качающимся камышам, стенолазка – по отвесным скалам,

поползень – по стволам деревьев вниз головой.

Самые маленькие птицы: колибри, королек .

Самые яркие: утка – мандаринка, иволга .

Самые пушистые: совята.

Во время выступления ребят идет презентация либо вывешиваются изображения птиц, о которых идет речь.

Следующий конкурс «Птичьи разговоры» .

Ребята готовят инсценировки отрывков из книги Н.Сладкова «Сорочьи тараторки». Ребята – соперники должны продолжить слова героев книги.

«Рябчик и соловей»

Люблю я весенние цветы, соловей!

И я люблю. Такие они красивые.

Да нет, Соловей, не то.

Такие они ароматные!

Да нет, не то.

Так что-же, коли не то?

? (Вкусные они, Соловей, особенно незабудки: незабываемый вкус).

«Крот и филин»

Слушай, Филин, неужели ты меня проглотишь?

Могу, Крот, могу, я такой.

Не уж-то и зайчонка протолкнешь?

И зайчонка протолкну.

Ну, а ежа? Ха-ха-ха-ха!!!

? (Да и ежа съем, а колючки выплюну..).

« Сорока и оляпка»

О-о-о-о! Оляпка, никак купаться в полынье собралась?

И плавать, и нырять!

А замерзнешь?

У меня перо теплое!

А намокнешь?

У меня перо водоотталкивающее.

А утонешь?

Я плавать умею!

А-а-а-а! Проголодаешься после купания?

? (А я для этого и ныряю, чтобы водяным жучком закусить!)

Пятый конкурс «Тройное решето».

Ведущий:

На столах у вас есть лист с зашифрованными названиями птиц. Каждая команда должна угадать название птицы после трех подсказок и вписать название в клетки(всем командам задания одинаковые) .

Подсказки:

1. Выдалбывает домики для других птиц. Питается насекомыми. Живет в смешанных лесах и даже у нас в селе.

2.Гнездо этой птицы состоит из рыбьих костей, чешуи. Питается рыбой, насекомыми. Живет в Европе, Южной Азии, Африке.

3. Выводит птенцов зимой. Питается семенами елей, сосен, кедров, насекомыми.

Живет в хвойных лесах.

На карточках зашифрованы слова: ДЯТЕЛ,ЗИМОРОДОК, КЛЕСТ.

И последний, решающий конкурс «Узнай птицу ».

Ведущий:

Необходимо узнать птицу по описанию. Каждой команде представится две попытки. За каждый правильный ответ команда может заработать 5 баллов.

1. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, а на затылке – ярко-красное пятнышко, на черных крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пестренький. В народе зовут санитаром леса.(дятел)

2.Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Ишь ты какой франт! Живет у нас круглый год и в каждом дворе.(воробей )

3.Серая птица, снизу светлей, вся в темных пестринках. Величиной поменьше галки, с длинным хвостом. Гнезда не вьет, яйца ее похожи на яйца многих птиц. Птенцов не выводит. (кукушка)

4. Головка у нее в черной шапочке, на шее и на груди длинный черный галстучек, спинка, крылья и хвост – темные, а грудка ярко-желтая, будто она в желтый жилетик нарядилась.(синица)

5. Сверху они все черные, только над самым хвостиком белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатина. Гнездо строят под крышей дома из глины, смачивая ее своей слюной.(ласточки)

6. Одна из красивейших птиц. Спинка у нее голубовато-зеленая, а брюшко рыжее. Птичка величиной с крупного воробья, толстенькая, нос длинный и прямой. Птичка – отличный рыболов. Норку делает в крутых берегах, гнездо – из чешуи и рыбных косточек.(зимородок)

Подведение итогов, награждение .(Пока работает жюри можно детям загадать загадки о птицах)