Презентация или сообщение о княгине ольге. Презентация на тему "мудрая княгиня ольга"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Княгиня Ольга Презентацию выполнил ученик 6 “ В ” класса Бузько Иван

Краткая биография. Княгиня Ольга, в крещении Елена (около 890 - 11 июля 969) - княгиня, правившая Древнерусским государством после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Рюриковича. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая.

Как народ относится к княгине. Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первой правительнице Киевской Руси, принявшей крещение: “ Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи. ”

Основная биография. Родилась Ольга в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga (византийский император Константин Багрянородный, лично принимавший княгиню Ольгу, именует её Элга). По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.

в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

Месть княгини. Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа: 1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. “ И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.. ”

ПЕРВАЯ МЕСТЬ ДРЕВЛЯНАМ. .

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней. 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян. 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. Летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. После безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников города были перебиты, остальные покорились.

ВТОРАЯ МЕСТЬ ДРЕВЛЯНАМ

ЧЕТВЁРТАЯ МЕСТЬ ОЛЬГИ

КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ В ЦАРЬГРАДЕ

Правление Ольги. Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 Ольга установила размеры «полюдья» - податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты - «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор - «тиун». Следующим деянием Ольги, отмеченным в летописи, является её крещение в 955 году в Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако « он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем ». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

Крещение княгини. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич. Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): « И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I ». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

КРЕЩЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Смерть княгини Ольги. Святослав находился всё время в военных походах на соседей Руси, передоверяя матери управление государством. Когда в 968 печенеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из похода на Болгарию Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться в Киеве надолго. Когда на следующий год он собирался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его: « Видишь - я больна; куда хочешь уйти от меня? » - ибо она уже разболелась. И сказала: « Когда похоронишь меня, - отправляйся куда захочешь ». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника - тот и похоронил блаженную Ольгу".


ФЛАВИЦКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ. «КНЯЖНА ТАРАКАНОВА»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ Починковского района» Презентация. Курс лекций. История картин. К.Д.Флавицкий. «Княжна Тараканова». История изобразительного искусства. Разработчик: преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Казакова Инна Викторовна ДХШ. 2017

Петербургскую АХФлавицкий окончил в 1855 г. с большой золотой медалью, присужденной ему за картину "Дети Иакова продают своего брата Иосифа". Медаль давала право на заграничную поездку с целью совершенствования мастерства. Шесть лет (1856­62) художник провел в Италии. Своеобразным живописным отчетом Флавицкого стала большая, полная драматической экспрессии картина "Христианские мученики в Колизее" (1862 г., Русский музей), за которую он получил звание почетного вольного обшника АХ.

Появившаяся на свет, два года спустя, картина «Княжна Тараканова» принесла художнику большую известность. Картина была написана на сюжет из русской истории. В основу ее положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей в уединении жила какая­то монахиня, «в миру» носившая фамилию Таракановой. Эта женщина для всех оставалась загадкой, находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.

На полотне была запечатлена легенда, а не историческая действительность. Наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга, произошло 21 сентября 1777 года, когда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения. Как свидетельствует кандидат исторических наук П.Канн, Тараканова была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На картине же - каменный каземат с большим для тюрьмы окном. При Таракановой по личному приказу императрицы находились неотлучно трое стражников. На полотне она в одиночестве. Стража под страхом смерти не могла покинуть столь важную преступницу.

Княжна Тараканова, 1864, Третьяковская галерея, Москва

Выставку посетил Александр II. Его величество поморщился, увидев полотно, Флавицкого. Как­никак, ведь картина касалась деяний его прабабки. И царь повелел в каталоге картин против произведения Флавицкого «Княжна Тараканова» сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины». Но широкий круг зрителей встретил картину восторженно. В.В.Стасов, выдающийся русский критик и деятель искусства, увидев на выставке полотно Флавицкого, назвал его, «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина имела огромнейший успех и в Петербурге, и в Москве, и за рубежом, в том числе на Всемирной выставке в Париже. Действительно, несмотря на некоторую идеализацию образа героини, художник вносит в картину ощущение реальной жизни, изображает «низменные» детали, которые раньше не осмелился бы ввести в историческое полотно художник­академист.

Знаменитый собиратель произведений русской живописи Павел Третьяков обладал огромным художественным вкусом и пониманием подлинного, искусства. Вот почему, увидев «Княжну Тараканову», он зажегся желанием приобрести ее. Переговоры начались с автором, а закончились с братьями Флавицкого. Флавицкий умер 3 сентября 1866 года, тридцати шести лет, умер от чахотки в зените своей славы. Он работал в традициях академической школы и оставался в плену у историко­религиозных сюжетов, и остался в памяти потомков, как мастер одной картины. Место в истории русского искусства художник завоевал картиной «Княжна Тараканова», которая и в наши дни пользуется любовью зрителя.

Волх Всеславьевич Имя Волха связано с тремя чудесами. Волх родился от фантастического змея: По саду, саду зеленому Ходила-гуляла молода княжна Марфа Всеславьевна. Она с каменю вскочила на лютого на змея, Обвивается лютой змей Около чебота зелен сафьян, стяжку палицу свинцовую» весом в «триста пуд». И, наконец третье чудо – Волх очень быстро выучился грамоте и волшебным премудростям: А и первой мудрости учился Обвертываться ясным соколом, Ко другой-то мудрости учился он, Волх, Обвертываться серым волком, Ко третьей-то мудрости учился Волх Обвертываться гнедым туром золотые рога. Около чулочика шечкова, Хоботом бьет по белу стегну*, А втапоры княгиня понос понесла**, А понос понесла и дитя родила: А на небе просвете светел месяц, А в Киеве родился могуч богатырь Вторым чудом было то, что он быстро рос и взрослел. Волху еще не было полутора часов, а он уже попросил мать, чтобы та пеленала его в «крепки латы булатные», надела бы ему на голову «золотой шлем» и положила бы ему «по праву руку


Святогор Святогор - в славянской мифологии один из самых загадочных персонажей. Упоминается в русском былинном эпосе. Святогора трудно назвать героем, потому что, собственно, никаких подвигов он не совершает. Чем-то величественным, суровым и даже трагическим веет от его облика. Он выглядит одиноким скитальцем без дома, без родных, без спутников и даже без родной земли: она его «не носит», не выдерживает. Святогор привязан только к Святым горам: Мне не придано тут ездить на святую Русь, Мне позволено тут ездить по горам да по высоким... Он обладатель колоссальной силы, под стать великанам, но применить ему ее некуда. Подобно Волху, Святогор пришел из древней мифологии: с ним были связаны представления о горных великанах, воплощавших величие гор. Но, в отличие от Волха, Святогор не нашел своего места в новой жизни, не встал рядом с киевскими богатырями, защищавшими Русь от внешних врагов. Былины о Святогоре это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой.


Илья Муромец Илья Муромец - один из популярнейших мифологических героев. Его жизнь, так же как и у Волха, связана с тремя чудесами. Первое чудо: в доме появляются три старца это так называемые «калики перехожие», странники; они просят милостыню или попить, но Илья объясняет им, что он не может встать («Не имею ни рук, ни ног»). И тогда старцы велят ему встать и принести воды что он и исполняет. По их же приказу он пьет и сразу же не просто выздоравливает, а и ощущает в себе прилив такой необыкновенной силы, что, если бы От земли столб был да до несушки, Ко столбу было золото кольцо, За кольцо бы взял, святорусскую поворотил. Это значит, что Илья получил силу, какой не было даже у Святогора, не сумевшего поднять «тягу земную». Однако Илье такая сила не требуется, странники это понимают и дают ему выпить еще раз, чтобы уменьшить силу наполовину. Вслед за этим совершается второе чудо: странники предсказывают, что Илье не угрожает смерть в бою, от оружия. И третье чудо: по совету странников он находит себе под стать боевого коня, оружие и снаряжение. Илья просит коня служить ему «верой-правдою»; тот предлагает Илье испытание готов ли богатырь владеть таким конем. Илья садится на коня, и тот сразу же признает в нем своего хозяина.


Добрыня Никитич смутную потребность отправиться из дому то ли на охоту, то ли побродить по полю, то ли выкупаться в Пучай-реке. Матери ведомо,что ее сына у Пучай-реки подстерегает какая-то опасность, душа ее полна тревоги, и она просит Добрыню не ходить туда. По ееописаниям, река эта наделена фантастическими свойствами. Добрыня Никитич русский былинный герой. Рязанец по происхождению, он истинно киевский богатырь, второй по значению после Ильи В отличие от «старого казака» Ильи Муромца, Добрыню всегда называли молодым. Подобно некоторым другим богатырям, Добрыня рано обнаруживает богатырские качества. Его подвиг связан с тем, что он неожиданно для себя ощущает Но сын не слушает предупреждений матери, и на реке сталкивается со змеем. С большим трудом, все-таки богатырю удается одолеть змея, и, чтобы не погибнуть, тот предлагает Добрыне побрататься и обещает не летать на Русь и не уносить людей в полон. Добрыня великодушно соглашается, но змей немедленно нарушает данное слово и уносит в свои пещеры племянницу (или даже дочь) князя Владимира. И теперь уже Добрыня действует не по собственному почину, но по поручению князя: он, как советует ему мать» выводит из конюшни отцовского коня, что стоит уже пятнадцать лет, кормит


И поит его, а мать между тем приготавливает для него плеть, обладающую чудесными свойствами. Добрыня едет на гору Сорочинскую выручать «полон русский». Полчища «маленьких змеенышей» пытаются подточить ноги коню, и тогда богатырь бьет коня чудесной плеткой: тотчас «бурушко» отряхивает змеенышей, открывая путь к пещерам. Начинается жестокий бой со змеем, он длится трое суток, Добрыня устал и в этот момент он слышит голос с небес: надо продержаться еще три часа. Добрыня одерживает победу, змеиная кровь заливает всю землю, богатырь и конь не могут выбраться из нее, и тогда, снова слыша тот же голос, Добрыня бьет копьем в землю, приговаривая: Расступись-ка ты же, матушка сыра земля, На все на четыре да на стороны, Ты прижри-ка эту кровь да всю змеиную. После этого Добрыня идет по пещерам и выводит на волю «князей, князевичей», «королей, королевичей», девиц и в конце княжескую племянницу или дочь.


Алеша Попович Еще один богатырь, из дальней Ростовской земли, включается в состав киевского богатырства. Во многих былинах он упоминается вслед за Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Главный его подвиг поединок с Тугарином. В некоторых версиях Тугарина зовут Змеевичем, и он изображается как чудовище. Взбешенный этими словами, Тугарин бросает в Алешу булатный нож, но Алеша «ухватчив был» и сумел схватить нож. Вслед за этим между ними происходит поединок уже в чистом поле. В характере былинного Алеши Поповича есть и богатырская храбрость, и юношеское безрассудство, и хитрость, резкость поступков и высказываний. В Древней Руси верили в то, что жил действительности богатырь Алеша. Под именем «храбра» Александра Поповича он упоминается в летописях как историческое лицо. Владимир с княгиней Апраксией, с князьями и боярами встречают змея с почетом они бессильны ему сопротивляться. Тугарина несут двенадцать слуг на раззолоченной доске. Когда принесли лебедь белую, тот проглотил ее целиком. Единственный, кто без всякого уважения и страха наблюдает за Тугарином, это Алеша. Он сидит на печи и надсмехается: У нас, у дядюшки, была собака старая, Да охоча собака да по пирам ходить, Да и костью собака да задавилася, Да тебе-то, Тугарин, будет така же смерть.

Подготовила: Ващенко Ольга,

ученица 10«б» класса.

Слайд 2

Происхождение

  • Из «Повести Временных Лет»: Ольга родилась в Псковской области, рода она была не знатного, варяжского. Так же это подтверждается ее именем «Ольга».
  • Так же болгарские историк выдвигали версию о болгарских корнях Ольги, опираясь на то, что древнеславянской транскрипции города Псков и болгарский город Плесков совпадали, но это уже вышло из употребления.
  • Более поздний Пискаревский летописец передает слух о том, что она было дочерью Вещего Олега, куратора князя Игоря в последствие ставшим ее мужем.
  • Слайд 3

    Брак Ольги

    По писанию ПВЛ Ольга с Игорем поженились в 903 году, но это очень мало вероятно, так как сын, Святослав родился в 942. после свадьбы имя Ольги упоминалось в хронологиях только через 40 лет.

    Слайд 4

    Легенда о знакомстве

    Князь охотился в тамошних местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгорелся желанием» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.

    Слайд 5

    Начало правления

    • В 945 году Игорь погиб от древлян при взятии у них дани. Святославу было всего три года и Ольга с этого времени стала признанным правителем Руси.
    • Ольга правила государством с 945-957 гг.
  • Слайд 6

    Месть древлянам

    • После смерти Игоря, Ольга мстила древлянам, по требованию языческих обычаев.
    • 1-я месть княгини Ольги: сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
  • Слайд 7

    Месть Древлянам

    • 2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
    • 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
  • Слайд 8

    Месть древлянам

    4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Безуспешно пыталась осадить город в течение лета, и победила в бою при помощи птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

    Слайд 9

    Правление Ольги

    • В 947 году Ольга установила на своей земле оброки и дани, сделала систему погостов - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Она установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани.
    • Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор
    • Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси.
  • Слайд 10

    Крещение Ольги

    • По ПВЛ в Константинополе, в 955 году было проведено крещение Ольги.
    • По византийским летописям Ольга была крещена во время второго визита Константинополь, 18 сентября 957 Романом II.
    • В 969 году Ольгу похоронили по христианскому обычаю в земле.
    • В годы княжения Владимира, ее внука, Ольга стала почитаться как святая, а в 1547 году причислена к лику святой равноапостольной.
  • Слайд 11

    Итоги правления

    Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою. Отомстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране своей и с деятельностью великого мужа учреждала порядок в государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужные. Создала налоговую систему. Великие князья до времен Ольгиных воевали, она правила государством. Уверенный в ее мудрости, Святослав и в мужеских летах своих оставлял ей, кажется, внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами, которые удаляли его от столицы. - При Ольге Россия стала известной и в самых отдаленных странах Европы. Сделавшись ревностною христианкою, Ольга - по выражению Нестора, денница и луна спасения - служила убедительным примером для внука своего Владимира и предуготовила торжество истинной веры в нашем Отечестве.

    Посмотреть все слайды