Апостолы-евангелисты. Кто такой Святитель Лука и за что его почитают

Евангелисты (греч. «благовестники») - так называются авторы четырех книг Нового Завета - Евангелий - апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первый и последний были из 12-ти, а второй и третий из 70-ти апостолов.

В древности это название было шире; так назывались все проповедники христианства. В древней христианской церкви была особая степень или должность евангелистов, их служение состояло в проповеди Евангелия среди иудеев и язычников.

Св. Матфей был одним из 12 апостолов Господа. Имя «Матфей» имеет греческое происхождение, по-еврейски «Левий», означающий «Богоданный». До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9. 9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими. Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана. одержимых нечистым духом. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников.

Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу (60 г.).

Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прошения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14. 51 - 52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6 - 12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие.

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.

Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (13, 11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (13, 10; 16, 15).

Св. Евангелист Лука родом из Антиохии Сирийской. Был образованным человеком, врачом и художником, причислен к 70-ти апостолам и получил дарование слова, чудотворения и исцеления. Лука был частым спутником апостола Павла и его верным учеником. Апостол Павел называет его «возлюбленным врачом». Проповедовал Евангелие в Ахаии, Лилии, Египте. По преданию, в возрасте 80 лет Лука мученически скончался при императоре Домициане в египетских Фивах, и за неимением креста был повешен на оливковом дереве (84 г.). Мощи его были перенесены в Константинополь при императоре Констанце в IV веке. Мощи Св. Луки источали множество исцелений, и по окончании гонений на христиан были положены в Константинопольском храме Св. Апостолов под престолом вместе с мощами апостолов Андрея и Тимофея.

Предание приписывает ему написание первых икон Божией Матери. "Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет", - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62 - 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологическойпоследовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).

В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 - 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 - 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 - 40; Лк. 9; 49 - 50: Лк. 9, 54 - 56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес).

В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего.

Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 - 9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 - 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, - свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 - 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1 - 18; 1 Ин. 5, 1 - 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что "всякий, рожденный от Бога не согрешит" (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Подготовила Мариам Погосян

При новой диктатуре чекизма с чекистом В. Путиным во главе в стране объявлено восстановление почитания советской эпохи и кровавого большевизма. Памятники палачам, устроившим геноцид русского народа, не только не убираются, но в последнее время стали восстанавливаться. Последней иллюстрацией тому служит торжественное открытие памятника Дзержинскому в Тюмени, что сопровождалось лживой компанией по телевидению в оправдание этого зверя. Подобных зверей оказалось немало и в церкви. Но в отличии от прямых убийц задачей чекистов церковных (а многие из них имели и продолжают иметь чин и звание в КГБ) являлось идеологическая обработка населения в духе большевизма, пропаганда заграницей об отсутствии гонений на веру в СССР, а также прямое сотрудничество с карательными органами, сдача неугодного оппозиционного духовенства. Главный из этих новых Иуд – митрополит Сергий (Страгородский) с 1927 г. войдя в сговор с большевиками, устроил революцию в Церкви, против воли Первоиерарха Российской Церкви митр. Петра и епископата, объявил о сотрудничестве с богоборцами и единстве их «радостей и печалей» с радостями и печалями Церкви. Так что все томившиеся в тюрьмах и ссылках мученики за веру были объявлены им «политическими преступниками», а гонения на Церковь в СССР «не существующими» и «выдумкой лжецов». Большевики дали полную свободу действий сторонникам митр. Сергия – «сергианам» и сделали их официальной советской церковью, несогласную же с ним Российскую Церковь автоматически объявили «контрреволюционерами», подлежащими расстрелу. Так что Церковь была вынуждена уйти в катакомбы и частью сохранялась в зарубежных епархиях. Официальная же советская церковь с амвона благословляла все злодейства большевиков, так что наравне с ними обагрилась кровью всех невинно убиенных Православных мучеников.

Катакомбная Российская Церковь родила бесчисленное множество святых, почти все из которых пребывают сегодня безызвестными и замалчиваются. Это Феодосий Кавказский, Ксения Рыбинская, Феоктиста Воронежская, Серафим Харьковский, Матрона Анемнясевская и многие другие настоящие чудотворцы, чьи жития уже некому было писать… Часть из них ныне присвоена себе и прославлена советской Московской патриархией, но слава и подвиги их ею не афишируются. В противовес им богоотступники и чекисты в рясах выдумывают и широко прославляют своих «святых», которые всю свою жизнь боролись с Истинной Церковью. Одним из таковых был «архиепископ Крымский» Лука (Войно-Ясенецкий), кощунственно наименованный «исповедником». Являясь от природы искусным врачом-хирургом и оратором, но не имея духовного стержня, он был одним из тех, кто во время гонений духовно пал и употребил свои таланты на служение гонителям и большевизму. В 1937 г. он был арестован как один из «возглавителей» «контрреволюционной церковно-монархической организации». Но не стал, как другие, исповедником, а пошел по пути компромисса и оправдания перед большевизмом. Дело было передано на дознание в Москву и в конце увенчалось тем, что все участники и свидетели его были расстреляны, один лишь епископ Лука получил 5 лет ссылки (а не заключения) в Красноярский Край, что в то время было равно полному помилованию и присуждалось лишь покаявшимся перед советской властью и дававшим показания на своих собратий.

В 1943 г. епископ Лука был в числе первых призван на созванный Сталиным «церковный» собор, целью которого было создание из верных большевизму сергиан современной «Русской Православной Церкви» взамен старой «Российской», для одурманивания народа, не желавшего идти за советскими вождями. На собор допускались лишь «проверенные» верные служители большевизма и обновленцы.

В «соборных» решениях кстати говорилось: «Глубоко тронутые сочувственным отношением нашего всенародного Вождя, Главы Советского Правительства И. В. СТАЛИНА к нуждам Русской Православной Церкви и к скромным трудам нас, ее смиренных служителей, приносим Правительству нашу общесоборную искреннюю благодарность, и радостное уверение, что, ободренные этим сочувствием, мы приумножим нашу долю работы в общенародном подвиге за спасение родины» (Журнал Московской Патриархии №01, 1943).

С этого времени начинается «архипастырская» карьера Луки в рядах советского духовенства.

Все его последующие статьи и проповеди, печатавшиеся и в Журнале Московской Патриархии, были переполнены большевистской ложью и пропагандой и рассчитывались в первую очередь на заграницу:

«В Великой Революции, в социализме и коммунизме, - писал Лука, - народы СССР познали новые принципы нравственности, основанной на долге перед родиной и государством, на товариществе в работе и жизни, во взаимном уважении... Безмерно велико совершенное революцией уничтожение экономических основ зла общественного и зла индивидуального» (Марк Поповский. Жизнь и житие свт. Луки (Войно-Ясенецкого). СПб. 2003).

«Ниспровергнув власть царя, помещиков и капиталистов, народы СССР в результате колоссального мирного товарищеского труда создали новый мир на небывалых в истории основаниях социальной правды и всеобщего равенства... Злые, гнусные перегородки воздвигнуты были при царизме между национальностями и классами. Для угнетателей «сарт», «киргиз» и всякий «инородец» был низшим существом... Перед русским рабочим, крестьянином, воином Красной Армии, построившими первое в истории совершенное государство… уже преклонился с глубоким уважением весь мир. Никто не смеет более издеваться над «инородцами», ибо освобожденные узбеки, казахи, азербайджанцы, получив доступ к высшему образованию и управлению государством, уже показали все богатство своих духовных сил на поприще науки, политической деятельности, искусства, поэзии и музыки, проявили беспримерную отвагу и геройство в защите своей социалистической Родины... И все лучшие представители человечества, все алчущие и жаждующие правды размышляют теперь о великой социальной правде, осуществленной в советском государстве, всеобщем равноправии и уничтожении национальных и классовых перегородок, изумляются доблести нашей Красной Армии» (ЖМП №09, 1944).

«Каково же наше подлинное отношение к нашему Правительству, к нашему новому государственному строю? Прежде всего, мы, русское духовенство, живем в полном мире с нашим Правительством, и у нас невозможно благословение священников на участие в контрреволюционных или террористических бандах, как это было в Загребе. У нас нет никаких поводов к вражде против Правительства, ибо оно предоставило полную свободу Церкви и не вмешивается в ее внутренние дела» (ЖМП №01, 1948).

Подкрепляемые такою проповедью деятели советской церкви разъезжали по миру после войны и агитировали эмиграцию: «родина-мать ждет вас с распростертыми объятиями», «гонений на веру больше нет». Многие русские эмигранты верили лживой пропаганде, отправлялись в СССР, и всех их ждало, в лучшем случае, 10 лет лагерей, из которых уже мало кто возвращался на свободу, и пожизненный ярлык: 58 статья – контрреволюционная деятельность.

С конца 40-х годов большевизм организовал заграницей новую форму пропаганды под прикрытием «борьбы за мир». Ключевую роль в этом движении стала играть опять же советская церковь, объявившая, что «большевистский мир» - есть мир Христов, проповедуемый в Евангелии.

«Апостол Павел восклицал: «Как прекрасны ноги благовествующих мир!» А его ученики в Америке, Франции и Англии готовы перебить ноги благовествующим мир. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», - сказал Господь наш Иисус Христос в Своей прощальной беседе с учениками. В США это могли бы причислить к «опасным мыслям»» - писал Лука в своих статьях (ЖМП №11, 1950).

Катакомбный святитель Варнава (Беляев) по праву называл это учение «новой ересью», а статьи Луки «переполненными выражений из коммунистических газет».

Как умелый и эмоциональный советский агитатор Лука (Войно-Ясенецкий) не скупился в эпитетах, защищая сталинского людоеда Вышинского, или понося правые Греческое православное и Испанское правительства, где в результате кровопролитных гражданских войн народ отстоял свое право жить без богоборцев-коммунистов. Это Лука называет «ужасами фашизма», «разжиганием войны». Не считаясь с тем, что гражданскую войну там разожгли именно безбожники-коммунисты.

Боготворил Лука и лично лютого богоборца Сталина. Сам обладатель сталинской премии по хирургии он ставил портрет этого изверга рядом с иконой Богородицы. Сохранились свидетельства говорящие о еще худшем:

«В 1941 году в Красноярске, зайдя в комнату хирурга-консультанта, доктор В.А. Клюге заметил на стене, рядом с изображением Божьей Матери, небольшой портрет Ленина. Это странное соседство заставило Клюге задать Луке резонный вопрос:

– Вы считаете Ленина гениальным?

– Да, ответил Войно.

– Но ведь Ленин отрицал религию. Как Вы совмещаете эти факты?

– Они, большевики, даже он, не способны были понять смысл религии. Так дальтоник не различает цвета. Их следует пожалеть за это...

Вскоре, однако, портрет дальтоника Ленина со стены исчез. Зато сотрудница госпиталя №1515 К.Н.Попова (Спиридович) увидела в комнате хирурга два портрета Сталина...» (Марк Поповский. Жизнь и житие свт. Луки (Войно-Ясенецкого) СПб. 2003).

И это в то время, когда Сталин еще продолжал массовые расстрелы духовенства и закрытие храмов по всей стране.

Естественно, что таковым было отношение к Сталину не только одного Луки, но и всей сталинской церкви. Вот что писалось в 1949 г. в приветственном послании к Сталину «духовенства и мирян Русской православной церкви» за подписью «патриарха» и всех епископов, включая Луку:

«ГЛУБОКОЧТИМЫЙ И ДОРОГОЙ ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ!

В день Вашего семидесятилетия, когда всенародное чувство любви и благодарности к Вам - Вождю, Учителю и Другу трудящихся достигло особой силы и подъема, мы, церковные люди, ощущаем нравственную потребность присоединить свой голос к мощному хору поздравлений и выразить Вам те мысли и пожелания, которые составляют особенно драгоценную часть нашего духовного достояния…

Как и все вообще интересы трудящихся, близки Вам и нужды верующих русских людей, составляющих Русскую Православную Церковь. Свидетельствуя о Вашем отношении к этим нуждам, мы прежде всего с чувством глубокого удовлетворения воздаем должное правам и обязанностям граждан Советского Государства, закрепленным Сталинской Конституцией. В ряду этих прав нам, церковным людям, особенно дорога ничем не стесняемая свобода и возможность исповедовать свою православную веру, как и полное гражданское равноправие нашего православного духовенства. Благодаря Сталинской Конституции церковные люди нашей страны могут не только свободно осуществлять свои церковные идеалы, но и принимать участие в общественной и государственной жизни...

И теперь, ощущая на каждом шагу своей церковной и гражданской жизни благие результаты Вашего мудрого государственного руководства мы не можем таить своих чувств, и от лица Русской Православной Церкви приносим Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, в день Вашего семидесятилетия, глубокую признательность и, горячо приветствуя Вас с этим знаменательным для всех нас, любящих Вас, днем, молимся об укреплении Ваших сил и шлем Вам молитвенное пожелание многих лет жизни на радость и счастье нашей великой Родины, благословляя Ваш подвиг служения ей и сами вдохновляясь этим подвигом Вашим» (ЖМП №12, 1949).

Можно ли назвать людей, писавших подобные послания христианами? Не был христианином-исповедником, а не то чтобы «святым», и Лука Крымский. В то время, как подлинные святые были в СССР гонимы от советской власти, томились в лагерях и тюрьмах, а простой народ в колхозах работал от зари до зари за пустые неоплачиваемые палочки в ведомостях, советское высшее духовенство благословляло все зверства большевизма и было приравнено за это к партийной номенклатуре СССР, за что получало все виды продовольственных и вещественных благ, от питания деликатесами и личного авто, до санаторного лечения.

Как подлинный коммунист в рясе беспощадно вел Лука войну с Истинной Церковью, оклеветывая и понося ее за враждебность большевизму. По случаю награждения советского «патриарха» очередной большевистской наградой, он писал:

«Прошло немного более шести лет со времени первого награждения Святейшего Патриарха Алексия орденом Трудового Красного Знамени, и снова Правительство наградило его тем же орденом. За что? За его патриотическую деятельность… Патриотизма были лишены те архипастыри и пастыри, которые покинули свою Родину и свои паствы в годы величайших потрясений и страданий, и чинили церковные расколы в Сремских Карловцах, в Париже и Мюнхене, в Северной Америке… Пожелаем же Великому Господину и Отцу нашему Алексию твердо держать в своих руках кормило правления Церковью, не обращая внимания на злобное шипение зарубежных раскольников, именующих себя «истинно православными»» (ЖМП №12, 1952).

Умолчал Лука о тех Истинно Православных архипастырях и пастырях, которые пребывая в катакомбах и тюрьмах СССР не признавали советского «патриарха». Иначе ему следовало бы признать гонения на Церковь в СССР. Тех же епископов, что по воле Божией оказались с белыми армиями за границей для окормления миллионов белых эмигрантов – невозможно было обвинять в «не патриотизме», т.к. они оставались со своей паствой, которую не могли бросить. Зарубежные архиереи всегда являлись неотъемлемой частью Российской Церкви, и не признали в 1927 г. советского курса митр. Сергия и созданной им затем советской церкви. Они были монархистами и по-христиански понимали смысл служения своему Отечеству, как о том говорил Святитель Иоанн Шанхайский:

«Да будет благословлен Господом меч, карающий безбожников и палачей Русского народа, и да защитит Пресвятая Богородица нашу Родину от всякого посягательства на Веру Православную на ее целость и ее достояние» (Штандарт. 1941. №30-31. с.8.).

В последний год наш народ стал наконец разглядывать диавольскую сущность служителей советской церкви. В такой патовой для чекистской власти ситуации поступила команда сверху: запустить всероссийскую компанию по восхвалению «святого» большевика Луки для поднятия авторитета советской церкви. Заранее фабрикой МП «Софрино» был налажен массовый выпуск икон 17 лет назад прославленного «святого». Уже в декабре у торговцев иконами появились целые коробки икон Луки, что было удивительно, ведь раньше этих икон вовсе не выпускалось. После, по телеканалам Московской патриархии были показаны передачи о «святой» жизни Луки. 24 января ему было посвящено Ток-Шоу по первому каналу «Пусть говорят». В этом Шоу были показаны вульгарные женщины с полу-открытыми грудями, без крестов на шее, которые получили «исцеления» по молитвам Луки. По принципу: помолилась и через время зачала ребенка, или выздоровела от болезни. Но подобная «помощь через время» не является чудесами. Чудеса – это видимое чудо, когда рожденный урод или калека, или лежачий больной в одно мгновение становится здоровым или начинает резко видимо выздоравливать.

Но обывателям, практическим материалистам, или того хуже – советским людям, этого не объяснить. Ими руководит жажда материального чуда и помощи, а не истинной веры и спасения, так что на следующий день обывательский народ массово пошел в советские церкви и сразу же требовал иконы Луки, заблаговременно разосланные в огромных количествах по приходам.

Удивляешься только, как легко в наше время люди верят новым выдуманным «святым» и «чудотворцам»: от Матроны Московской, «отрока» Славика, Распутина и Ивана Грозного до местных прелестников-«старцев», хотя бы Георгия Тимашевского, тоже слывшего «целителем», по вине которого погибло, может быть, не один десяток человек. И хорошо если чудеса эти просто выдумка прельщенных «почитателей», желающих верить в чудо, а не действительные чудеса, проделываемые бесами по большевистской вере вопрошающих или по бесовским заслугам «чудотворцев», т.к. в таком случае эти чудеса вернутся бОльшим злом. История церкви знает не мало случаев и прижизненного чудотворения, прельщаемых диаволом, подвижников. К примеру святителя Никиты Новгородского, который был прельщен явившимся бесом в виде ангела, и получил от диавола «дар» пророчества и учительства, так что предсказывал будущее и знал наизусть весь Ветхий Завет, был признаваем сначала за праведника и чудотворца. Но Киево-Печерские старцы обнаружили прелесть и вымолили у Бога Никиту, и после он в смирении достиг святости. В наше же последнее время, когда истинных пастырей уже почти не осталось, нужно тем более осторожно подходить ко всем новым учителям и «чудотворцам», и в покаянии молить Бога чтобы он наставил на истинный путь.


Жизнь Луки Симферопольского и Крымского наполнена постоянным желанием помочь людям физически. духовно. Врачеватель тела и души человеческой Святой Лука, хирург Войно - Ясенецкий, высказывался о себе как о «скальпеле в руках Божих». Тысячи людей получили исцеление через руки и молитвы Крымского исповедника.

Он оставил после себя целую плеяду верующих профессионалов - лекарей, проводящих операции с Господней молитвой.

Жизнеописание Святого Луки Крымского

Житие святого Луки Крымского является ярким примером верного служения Богу и людям как при жизни, так и после смерти.

1877 год, Керчь, Крым. Здесь в семье польского дворянина Феликса Войно-Ясенецкого родился третий ребенок, сын Валентин.

Ясенецкие жили по христианским канонам, делали все для всестороннего развития детей и воспитания их в вере.

Маленький Валентин проявлял талант, как художник, повзрослев, решил стать студентом художественной академии Санкт - Петербурга.

Всего один стих из Библии, Евангелия Мат.9:37, где сказано, что «жатва созрела, а деятелей не хватает», перевернул жизнь Валентина.

Никакие запреты не действовали на решение доктора помогать людям. Его переводят по этапу на самый север, потом снова Туруханск.

1926 год, известный врач - священник возвращается в Ташкент.

По милостивому благословению митрополита Сергия святитель Лука служит викарным епископом в Рыльске, затем Ельце.

Отклонив предложение возглавить кафедру в Ижевске, святой отец решил уйти на покой, попросив на это благословение. Это решение будет всю жизнь мучить Валентина Феликсовича, ибо он служение людям поставил выше служения Бога.

До 1930 года Валентин Войно спокойно работал, как хирург и преподаватель медицинского факультета, пока не случился совершенно непредсказуемый случай.

У его коллеги, профессора Михайловского, умер сын, которого отец решил оживить, перелив кровь живого человека. Опыт не удался, профессор покончил с собой.

Отче Лука, который проповедовал в церкви Святого Сергия, дал разрешение похоронить коллегу, страдавшего психическими расстройствами, по церковным погребальным обрядам.

Советские власти обвинили профессора Войно в противодействии материализму, якобы он помешал воскрешению из-за религиозного фанатизма.

Снова тюрьма. Постоянные допросы, нечеловеческие условия, душный карцер окончательно подорвали здоровье владыки. Протестуя, отец Валентин объявил голодовку, прекратить которую его уговорили обманным путем. После чего доктор Войно был отправлен в ссылку на 3 года.

До 1933 года он работает в архангельской больнице на севере, где у Валентина Феликсовича обнаружили опухоль, отправили оперироваться в Ленинград. Здесь во время проповеди Бог напомнил святому отцу его юношеские обеты.

Новые допросы ждали святителя после Ленинграда в Москве. Власти всячески старались уговорить чудесного доктора отказаться от сана, на что получили твердый отказ.

Святой отче продолжил свои научные исследования, работая после ссылки в Ташкенте.

Важно! 1934 год подарил миру труд многих лет, «Очерках гнойной медицины», ставший классикой медицины.

«… мои „Очерки гнойной хирургии“ были угодны Богу, ибо в огромной степени увеличивали силу и значение моего исповедания в разгар антирелигиозной пропаганды», «Священный Синод… приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению, и возвел меня в сан архиепископа». В.Войно - Ясенецкий.

Невзирая на болезнь, Отец Валентин продолжает работать до 1937 года.

Сталинские репрессии и Великая Отечественная война

Верные служители церкви вместе с миллионами людьми подвергались репрессиям, учиненным по приказу Сталина. Не минула эта участь епископа Луку. Создание контрреволюционной церковной организации - таково обвинение было предъявлено святителю.

Жестокая пытка под названием «конвейер», когда 13 суток под ослепляющими глаза прожекторами велся круглосуточный допрос, последующая голодовка подорвали душевное состояние доктора, он оговорил себя, подписав обвинение.

1940 год епископ Войно-Ясенецкий встречает в Красноярском крае, где ему было разрешено оперировать, заниматься наукой.

Война 1941 года заставила руководство края назначить известного доктора главврачом военного госпиталя. Под его контролем находились все военные лечебные заведения Красноярского края.

Даже в военное время отец Валентин, будучи ссыльным, оставался верным Господу Богу, неся служение епископа. Митрополит Сергий, избранный на Соборе 1943 года патриархом, рукополагает святителя Луку в сан архиепископа.

При малейшем послаблении преследований за религию новый архиепископ, член постоянного Синода, начинает активно проповедовать Слово Божье.

1944 год, по приказу военного времени вместе с госпиталем главный врач переезжает в Тамбов, продолжая медицинскую деятельность, работая над публикациями трудов по медицине, богословию.

Лука Крымский

Последние года жизни святителя

Архипастырская деятельность архиепископа отмечена наградой - бриллиантовым крестом, который носится на клобуке.

За патриотизм, проявленный во время войны, Валентин Войно-Ясенецкий награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.».

Его труды «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов», «Очерки по гнойной хирургии» отмечены сталинской премией.

По окончании войны владыка Лука возглавил крымскую епархию, став архиепископом Симферопольским.

Главной задачей в своем служении святитель-доктор видел в любви к людям, он учил священников на собственном примере быть слугами Божьими, излучающими свет.

Болезнь сердца не позволила доктору стоять за операционным столом, но он продолжал консультации, не отказывал городским и сельским врачам, бесплатно консультируя по будним дням. Выходные дни архиепископ Симферопольский служил. Во время его проповедей Свято-Троицкий собор всегда был полон людьми.

Неоценимое наследие святителя - врача, труды святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Святой Лука оставил после себя потомкам настоящий дар, свое литературное наследие.

  1. «Очерки гнойной хирургии» остаются классикой для всех поколений врачей.
  2. Книга «Я полюбил страдание» описывает нелегкий путь от призвания врача к сану архиепископа, она является автобиографической.
  3. Тома проповедей раскрывают суть Евангелия, показывая секреты Святой книги для простого православного человека. Проповедью «О постоянстве в молитве»
  4. Книга «Дух, душа и тело» является произведением, доказывающим связь между духовным состоянием человека, его состоянием тела. Профессор Валентин Войно-Ясенецкий доказывает на научном уровне, как с помощью молитвы достичь успокоения души, обрести физическое здоровье.
  5. В книге «О семье и воспитании детей» святой отец дает характеристику основы здоровой семьи , правильных отношений между мужем и женой, на основе Святого Писания. Он подводит читателя к богобоязненному воспитанию детей.
Важно! Святой Лука подчеркивает, что никакая самая усердная молитва не будет услышана Богом, без соблюдения заповедей Божьих, наполнения своего сердца любовью к людям.

Каждая книга, написанная архиепископом Лукой, является ключом, открывающим двери к великой силе Божьего исцеления через послушание, пост, молитву.

Чудеса и исцеления, дарованные Святителем - врачом

Людям, совершающим регулярные молитвы, святитель неоднократно являлся видением архиепископа или врача. Порой образ бывает настолько явным, что видевшие его люди, утверждают, что видели живого владыку.

  • Порой во сне больные испытывали состояние во время операции, а наутро на их теле были видны следы скальпеля. Об этом свидетельствовал грек, которому во сне была удалена межпозвоночная грыжа, наутро он обнаружил, что полностью здоров.
  • Оперирующие врачи, постоянно молящиеся перед операциями молитвой Святому Луке, утверждают, что во время особо сложных ситуаций, их руками руководит сверхъестественная сила.
  • По свидетельству жительницы Ливадии, ее сыну после аварии постоянно являлся человек по имени Лука, уговаривая вернуться к маме. Эта семья никогда не слышала о святом целителе и никогда ему не молилась. Врач, услышавший эту истории, показал мальчику икону Святого отца, которая всегда была при нем. Мальчик сразу узнал своего гостя. Благодаря чудесному вмешательству владыки, мальчику не только не ампутировали ноги, он после множества операций смог даже освоить велосипед.

Таких свидетельств много, они записаны в книгах, находящихся при церквях, в которых молятся Святой иконе Луки.

Служба святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому

11 июня православный мир отмечает память о Святом Луке. Люди ежедневно приходят к святому праху с просьбой

  • помочь обрести веру;
  • благословить на операцию;
  • даровать исцеление;

К гробу Святого несут детей, идут немощные, приходят молодые и старые, все обретают душевный покой, веру, исцеление после молитвы, поклонения.

Совет! Молитва Святителю Луке, исповеднику веры, заботливому наставнику и талантливому хирургу и поныне помогает нуждающимся найти выход из трудных ситуаций.

Во многих медицинских учреждениях врачи начинают свой день с этой молитвы. Работники социальных служб и хосписов считают святителя Войно-Ясенецкого своим небесным покровителем.

Посмотрите видео с молитвой Луке Крымскому

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) - это один из новопрославленных святых, который, однако, уже окружен огромным почитанием православных христиан. Жизнь его оборвалась в начале шестидесятых годов XX века в результате долгой болезни. Но его имя не забыто, ежедневно возносится молитва святому Луке Крымскому из уст множества верующих.

Становление личности святого Луки

Прежде чем перейти к самим текстам молитв святому, следует немного разобраться в биографии этого человека. Это даст понимание, почему ему вообще возносится молитва. Святому Луке при рождении дали имя Валентин - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Родился он в 1877 году в Керчи. В детстве отличался склонностью к рисованию и мечтал стать художником, но в итоге выбрал стезю врача. Окончив Киевский университет, Валентин в качестве хирурга трудился на Дальнем Востоке, оперируя раненых солдат, принимавших участие в боях в ходе русско-японской войны. В 1917 году он переезжает в Туркестан, где продолжает вести врачебную практику в одной из больниц Ташкента. В 1920 году он возглавляет кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии Туркестанского университета, читает лекции.

Принятие священного сана

Во время жизни в Ташкенте Валентин Войно-Ясенецкий начинает проявлять активный интерес и к церковной жизни. Благодаря одному из своих выступлений в 1920 году касательно церковной жизни в Туркестане Валентина заметил Ташкентский епископ Иннокентий, который и рукоположил его в сан диакона, а затем и священника. Возложив на себя бремя пастырства и неся послушания соборного проповедника, Валентин не оставлял медицину и научную деятельность, продолжая заниматься оперированием и преподаванием.

Преследования и ссылки архиепископа Луки

Преследования отца Валентина начались после принятия им монашеского пострига в 1923 году с наречением имени Лука в честь евангелиста, который также, согласно преданию, был врачом. В том же году иеромонах Лука был рукоположен в епископский сан, после чего последовала первая ссылка - в Туруханск.

Находясь в заключении, епископ Лука работал над своей книгой «Очерки гнойной хирургии», за которую в дальнейшем будет награжден лично товарищем Сталиным. Вскоре преосвященного Луку отправили в Москву, где власти разрешили ему служить и проживать на квартире. Через четырнадцать лет, во время антирелигиозных гонений 1937 года, последовала вторая ссылка епископа Луки, на этот раз в Красноярск. Когда началась война, его направили на работу врачом в красноярский эвакуационный пункт. С 1943 года он также занимает красноярскую архиерейскую кафедру. Однако всего через год его снова ожидает переезд. Теперь уже он в качестве архиерея едет в Тамбовскую область, но не перестает заниматься и медициной, координируя под своим началом порядка 150 госпиталей в области.

Награды и канонизация

С окончанием войны архиепископа Луку ждет церковная награда - право ношения на клобуке бриллиантового креста. А со стороны государственной власти он удостаивается медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

В 1946 году архиепископу Луке присуждается еще одна награда - Сталинская премия I степени - за вклад в развитие отечественной науки в области медицины.

В этом же году его переводят в качестве архиерея в Симферополь, поручая Крымскую кафедру. Там Преосвященный Лука проведет остаток жизни. К концу своих дней он полностью утратит зрение, но все-таки не перестанет служить.

Совет Московской духовной академии в это время принимает преосвященного Луку как почетного члена академии. А посмертное почитание его в среде церковного народа привело к закономерной канонизации: в 1996 году в Симферополе архиепископа Луку прославили как святителя и исповедника веры.

Прижизненное служение врачом определило и его место в соборе святых - молитва святому Луке стала средством исцеления и выздоровления. К нему, как и к святому Пантелеймону, обращаются люди, одержимые различными недугами, болезнями. Однако молиться о чем-то другом также не возбраняется. Многие родители читают, например, молитвы святому Луке о детях, о семейном благополучии. В качестве покровителя местности архиепископа Луку вспоминают на тех местах, где он нес свое пастырское служение - в Крыму, Тамбове, Ташкенте, Красноярске и др.

Общая молитва святому Луке

В личных молитвах молиться можно своими словами, но совместные службы подчинены определенному порядку и имеют стандартизированный набор текстов. Ниже нами будет приведена молитва святому Луке Крымскому в русском переводе:

О всеблаженный исповедник, святитель, отец наш Лука! Великий угодник Христов! В умилении, приклонив колени сердца нашего, как чада своего отца умоляем тебя со всем усердием: услышь нас, грешных. Вознеси молитву нашу к милосердному и человеколюбивому Богу, которому ты в благости святых, с ангельскими ликами предстоишь. Ибо мы веруем, что ты любишь нас той же любовью, которою всех ближних возлюбил, когда пребывал на земле.
Выпроси у Христа, Бога нашего, чтобы он утвердил своих чад в духе правильной веры и благочестия. Пусть он даст пастырям святую ревность и заботу о спасении паствы, вверенной им. Пусть оберегают право верующих, укрепляют в вере слабых, наставляют незнающих, обличают сопротивляющихся. Каждому из нас дай дар, в котором мы нуждаемся, и который будет полезен и для вечного спасения и в жизни этой. Даруй городам нашим утверждение, земле плодородие, защиту от голода и болезни, утешение скорбящим, выздоровление больным, заблуждающихся на путь истины возврати, родителей благослови, детей в страхе Господнем воспитай и взрасти, сиротам и одиноким помоги. Преподай нам всем твое архипастырское благословение, чтобы мы, имея это молитвенное ходатайство, избавились от противостояния дьявола и избежали всякой вражды, нестроений, ересей и расколов. Проведи нас на дорогу, ведущую к селениям праведных, моля о нас всесильного Бога, чтобы в вечной жизни нам сподобиться с тобою непрестанно прославлять единосущную и нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Такова общая молитва святому Луке, читаемая во время официальных богослужений. В молитвенниках, предназначенных для частного использования, приводятся и другие варианты текстов. Одна из них - молитва святому Луке о здоровье - будет приведена ниже. Для удобства понимания текста она также будет представлена в русском переводе.

Святой Лука: молитва о выздоровлении

О, блаженный святитель Лука, услышь и прими нас, грешных, обращающихся к тебе с молитвой! Ты привык в жизни своей принимать и помогать всем, нуждающимся в твоей помощи. Выслушай же и нас, скорбящих, с верой и надеждой к твоему заступничеству взывающих. Даруй нам скорую помощь и чудесное исцеление! Пусть не расточится ныне твое к нам, недостойным, милосердие. Нас, страдающих в суетливом мире этом и нигде не находящих утешения и сострадания в душевных скорбях и телесных болезнях - исцели. Избавь от искушений и мучений дьявола, помоги донести жизненный свой крест, перенести вся трудности жизни и не утратить в нем образа Божия и веру православную сохранить. Дай нам сил иметь на Бога твердое упование и надежду, нелицемерную любовь к ближним, чтобы, когда придет время расставаться с жизнью, достигнуть нам Небесного Царствия вместе со всеми угодными Богу. Аминь

Так в православной церкви почитается святой Лука. Молитва о выздоровлении при этом может читаться не только во время физических изнеможений, но и во время депрессии или какого-либо душевного нездоровья. Кроме того, в круг болезней в церковной традиции входят и духовные проблемы, например, сомнения в вере.

= Апостолы-евангелисты Матфей , Марк , Лука и Иоанн . Соображения краткости не позволяют привести все зафиксированные варианты и последовательности их имен, поскольку тождественных наборов почти нет. Чаще всего встречаются последовательности: Матфей, Марк, Лука, Иоанн; Лука, Марк, Матфей, Иоанн; Иоанн, Лука, Марк, Матфей; всего вариантов расположения имен более десяти. Фонетические и орфографические варианты имен: Мат"ей : Арх., Костр., Новг., Яросл. г.; Матфей : Костр. г.; Матф±й : Новг. г.; Матвей : Арх. г., Дон, Новг. г., Сибирь; Матв±й : Арх., Волог., Костр., Новг., Ряз. г.; Матвий : Забайк. о.; Мат"±й и Мат"ий : б. м.; Марк : Арх. г., Волог. г., Дон, Костр., Новг., Ряз. г.; Марко : Арх. г., Забайк. о., Костр. г., Сибирь, Яросл. г.; Марка : б. м.; Лука : Арх., Волог. г., Дон, Забайк. о., Костр., Новг., Ряз. г., Сибирь, Яросл. г.; Лукоян : Костр. г.; Иоанн (Богослов): Арх., Волог. г., Дон, Забайк. о., Костр., Новг. г., Ряз. г., Сибирь, Яросл. г.; Иван : Костр. г. Источники : Вин. 1, 53-56; Вин. 2, 6-7, 80; Вохин, 490; Гром., 93-95; Ефим. 2, 156, 170-172, 183-184, 205, 206-208; Забыл., 322, 353-354, 356, 422; Зенб., 3; Иванов, 139; Майк., 443-444, 461-465, 469, 530-539; Майк. 91, 136; Озар., 309; Попов, 237-239; Тих. Пам., 352-353; Щапов, 62. В заговоре от лихорадки встретилась любопытная четверка - четыре евангелиста: первый Марк , второй Лука , третий ИванПятитечий , четвертый Иуда (Прианг., Кляус, 8).

( 32 упоминания + 1 раз последняя четверка.

( О различии имен Матфий и Матфей , в нашем случае не соблюденном, см.: Успенский 1969, 215. Иван Пятитечий , очевидно, искаженный Иоанн Предтеча.

(Помогают: в охоте на птиц ; закрепляют слова замком.

Защищают: людей от нечистых духов (дьявола ); людей от начальства ; от любого оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий .

Исцеляют: ; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. (мотив отстреливания).

( В белорусском заговоре "чатыры вангалистыя: Матвей и Марка , и Лука и Иван Баслов " защищают от домового, который портит скотину, а также от опасностей, если случится ночевать не дома (Роман., 1).



ЛУКА

= Апостол Лука : Тоб. г., Майк., 501; св. апостол Лука : ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 496; св. Лука , апостол Христов: Волог. г., Срезн. 03, 150; б. м., Елеон., 48; св. Лука : Арх. г., Ефим. 2, 183; св. Лука евангелист: Онега, Ефим. 2, 166-168; б. м., Зенб., 3; Лука , великий помощник: Амур, Азад., 013; Орл. г., Попов, 237; б. м., Майк., 466; Даль, 37; Лука : Арх. о., Песк., 22; Ворон. г., Майк., 504; Костр. г., Песк., 25; Прианг., Кляус, 8; св. государь Лука евангелист: Волог. г., Иваницк., 138. Дважды в охотничьем и в пастушьем заговоре встретился ЛукаЗалутчик (вместе со Стефаном Попутчиком ®): Вятск. г., Майк., 540-541; ЛукаЗалушник (со Стефаном Попутником ®): ркп. из Тобольской г., Майк., 545-546.

( 18 упоминаний.

( Вариантов имени не зафиксировано. Обычно обороняет от луков , отводит стрелы и др. оружие; залучает зверей в ловушки или солучает стадо в одно место. Е. Елеонская (1994, 132) справедливо указывала на важность здесь, как и в случае с Тихоном , утишающим болезни и начальство, фонетического созвучия. Перед нами типичный пример магии, основанной на представлении о связи объектов, явлений, процессов, обладающих тождественными или сходными именами. См. об этом также: Черепанова 1983а, 72.

(Помогает : в охоте; в охоте на птиц ; отыскать пропавшую скотину .

Защищает : .;

людей от стрел из луков; скот от всех несчастий .

Исцеляет : людей от всех болезней ; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц .

( Память св. апостола и евангелиста Луки (( 84 г.) - 18 окт. По преданию, он "первый начал писать иконы Богоматери с Предвечным Младенцем" (Ганченко 1995, 160). Еще св. Лука праздновался 27 июля, преп. Лука - 7 сент., преп. Лука Столпник - 11 дек. Представление о них также могло оказать влияние на данный персонаж.

( Апостолу Луке "молятся об исцелении болезни глаз и о помощи при изучении иконописания" (Ганченко 1995, 160).

ПЕТР

= Апостол Петр (без Павла ): Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 3750; Костр. г., Вин. 2, 10; б. м., Забыл., 322; Майк., 493.

( 4 упоминания.

(Закрепляет слова ключом, замком, печатью .

Защищает: скот от всех несчастий (мотив ключей); храм (дом) от нечистой силы и порчи .

Исцеляет: людей от укуса змеи (советует, как "обколить ", т. е. обвести кругом змеиный укус).

(Постоянный атрибут - ключи.

СИМОН (ЗИЛОТ) СВ

= Св. Симон : Костр. г., Вин. 1, 72-74; СимеонЗилот : Ворон. г., Майк., 519.

( 4 упоминания.

( Форма Симеон Зилот представляет собой контаминацию имен св. Симеона и св. Симона Зилота: эти имена в силу фонетической близости могли легко смешиваться. Ср.: Сидор, Симон, Онисим, Осип ®.

(Помогает: улучшить урожай целебных трав .

Защищает :людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц .

(Память св. апостола Симона Зилота 10 мая, а также 30 июня (Собор двунадесяти Апостолов).

( "На Симона Зилота земля именинница, - грех пахать" (Ермолов 1905, 268), день этот - удобнейший для посева пшеницы (Добровольский 1914, 268).

ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

ИОАНН БОГОСЛОВ

= Иоанн Богослов: Арх. г., Ефим. 2, 202, 166-168; Песк., 69; Волог. г., Попов, 237; Калуж. г., Майк., 452; Олон. г., Срезн. 13, 487-488; Томск. г., Майк., 451; Иоанн Богослов, друг Христов: Волог. г., Срезн. 03, 148; Иоанн друг: Пермск. г., Майк., 498; Иванн Богослов: Олон. г., Срезн. 13, 494; Иван Богослов: Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87); Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 3750; ркп. ХVIII в. из Сарат. г., Майк., 506-507; Иван -Богослов, друг Христов: Костр. г., Песк., 25.

( 13 упоминаний. (дополнения Топоркова в письме)

(Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр .; людей от начальства ; скот от всех несчастий .

Исцеляет: людей от зубной боли ; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц ; помогает при родах; людей от укуса змеи; детей от родимчика (детская болезнь).

( В зубном заговоре интересный мотив беседы с Христом: Иоанн спрашивает у Него, болят ли у мертвых зубы. Христос отвечает: "Не болят у мертвых зубы до второго святого пришествия Христова" (Песк., 69). В заговоре от крови мотив отсутствия крови при отрубании св. головы Иоанна.

(Согласно "Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны...", помогает в изучении иконного писания (Щапов, 64; см. также Ганченко 1995, 149). По народным воззрениям, покровитель каллиграфии (Щапов, 69). Функцию зубного целителя, возможно, перенял от своего ученика муч. Антипы (см.: Яцимирский 1913, ч. 2, 44).

( В украинском заговоре на него оставляет нас Христос (Иванов 1885, 736).

МАРК

= Апостол Марк (самостоятельно): Тарский окр. (совр. Омская о.), Майк., 501; Марк : Арх. о., Песк., 22; Марко : Костр. г., Песк.. 25.

( 4 упоминания.

(Защищает: людей от сатаны, колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр .

Исцеляет: людей от всех болезней .

( Мотив отстреливания из луков.

ИУДА

= Иуда : Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 2013; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 504; Прианг., Кляус, 8.

( 4 упоминания.

(Исцеляет: людей от кровотечения из ран; людей от лихорадки .

( Выступает в обычной функции "мертвеца" (ср. связанный с ним апокрифический мотив: "удавился у горка [т. е. горького] древа осины" в заговоре из: Срезн. 13, 504), и потому объективно оказывается защитником, несмотря на свой антисакральный статус.

( Апостол, предавший Христа. Впрочем, во второй функции, возможно, выступает второй апостол с тем же именем, поскольку в тексте заговора он причислен к числу евангелистов, то есть осмыслен как сакральный персонаж (см.: Кляус, 8). Потому, а также в силу его объективной функции помощника, статья помещена здесь, а не в рубрике "Демонизированные персонажи ".

( В украинском заговоре Июде на ноги посылается болезнь (Мансикка 1909, 15). На Украине также зафиксирована легенда, что Иуда повесился на осине ("як по осиц± Юда в±шався...": Еф., 42), отчего ее листья беспрерывно дрожат (см., напр.: Вовк 1995, 177).

ПАВЕЛ

= Апостол Павел , великий помощник: Амур, Азад., 013; Орл. г., Попов, 237; б. м., Даль, 37; Майк., 466 (разные списки одного заговора); Прианг., Кляус, 8 (см.: Петр и Павел ®).

( 5 упоминаний.

(Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц .

АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

= Св. апостол Андрей первозванный: Арх. г., Ефим. 2, 166-168.

( 1 упоминание.

(Защищает: скот от всех несчастий .