Иеромонах Антоний (Севрюк): О Вечном Городе, духовном стержне и Святейшем Патриархе. О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

Вторник, 27.10.2015





26 октября 2015 года, в день празднования Иверской иконе Божией Матери в честь принесения чудотворного образа в Москву в 1648 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь г. Москвы.

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери.

Чудотворный список иконы Божией Матери «Иверская», принесенный в 1648 году со Святой Горы Афон, находится в Успенском храме обители. Древнейший на Руси список Иверского образа на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре. После его закрытия икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. 6 мая 2012 года Президент России В.В. Путин передал чудотворный образ Русской Православной Церкви.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Тверской и Кашинский Виктор; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; архиепископ Петергофский Амвросий; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Видновский Тихон; епископ Серпуховской Роман; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай; епископ Зарайский Константин; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; протоиерей Вячеслав Бачин, настоятель Свято-Николаевского старвопигиального прихода г.Рима; архимандрит Амвросий (Макар), настоятель Свято-Амвросиевского прихода г.Милана; клирики храма святой великомученицы Екатерины в Риме иеромонах Афанасий (Потапов) и иеромонах Амвросий (Мацегора), настоятель прихода святых Жен-мироносиц в Венеции протоиерей Алексий Ястребов; духовенство Москвы и Московской области.

На богослужении присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Румынии в Российской Федерации Василе Соаре.

Среди молившихся были секретарь Синода Румынской Православной Церкви епископ Плоештский Варлаам, секретарь Московского областного епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова) и наследницы обители, а также прибывшие из Рима прихожане храма святой великомученицы Екатерины.

Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства Московской областной епархии (регент - священник Сергий Голев).

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иерея диакона Олега Курчатова, клирика храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Кирилл Сладков, благочинный церквей Луховицкого округа Московской областной епархии.

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз».

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Богородского Антония на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Предстоятель Русской Церкви совершил славление Иверской иконе Божией Матери.

Затем Святейшего Патриарха приветствовал митрополит Ювеналий. Вручая Его Святейшеству список Тихвинской иконы Божией Матери, владыка Ювеналий, в частности, сказал:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Позвольте выразить глубокую сердечную благодарность Вам за Ваше Первосвятительское посещение обители и совершение здесь Божественной литургии. С благодарностью Богу мы можем сказать, что Матерь Божия, Великая Игумения этого монастыря, постоянно проявляет всемерную помощь и заступление во всех сторонах его жизни. И я хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за то, что по Вашему благословению и по распоряжению нашего Президента сейчас осуществляется историческая реставрация нашей древней обители.

Некоторое время назад по каналу «Союз» я видел трансляцию Вашего юбилейного богослужения по случаю 500-летия Успенского собора Тихвинской обители. И я вспомнил рассказы матери почившего митрополита Никодима, как по материнским молитвам перед Тихвинским образом ее умирающий сын, младенец, получил чудесное исцеление. Владыка Никодим очень часто вспоминал об этом, и когда его назначили начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, он взял с собой список Тихвинской иконы. И мне подумалось, Ваше Святейшество, что Вам в этот торжественный для всех нас день будет приятно получить Тихвинский образ Божией Матери. Примите, Ваше Святейшество, с просьбой о святых молитвах за всех нас, и да хранит Вас Господь на многая и благая лета».

Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с праздником, очень значимым для города Москвы и для всей Русской Церкви. Мы сегодня вознесли особые молитвы перед Иверской иконой Божией Матери, которая является Вратарницей, хранительницей нашей столицы. Замечательно, что именно в этом монастыре сегодня пребывает список чудотворной иконы, принесенный в древние времена в Москву и сам ставший чудотворной святыней. Вопреки всякой логике образ был изъят у Церкви и находился в музее, а мы знаем, как те, кто хранит святыни в музеях, порой не желают с ними расставаться, подчеркивая их особое художественное значение. Но ведь все эти образа были написаны не для выставочных залов, а для храмов Божиих. Замечательно, что Иверский образ Пресвятой Богородицы был возвращен верующим, и в торжественном действе здесь, в этом храме, принял личное участие Президент нашей страны.

Радуюсь всему тому, что происходит в обители. Осуществляется научная реставрация, которой никогда не было за всю историю монастыря, даже в относительно благоприятные для Церкви дореволюционные годы. Сегодня обитель не просто возрождается, - она становится, может быть, даже лучше, чем первозданная, без всякого новодела и без всякого вмешательства в архитектурный и художественный замысел ее творцов.

Надеюсь, в этих возрожденных стенах будет и дальше развиваться монашеская жизнь. Много доброго делается здесь сестричеством во главе с матушкой Маргаритой, и надеюсь, все это будет еще более приумножено. Новодевичья обитель - это столичный монастырь, а от того, как живут столичные монастыри, во многом зависит духовный климат Первопрестольного града. Поэтому просил бы всех сестер трудиться дерзновенно, не жалея сил, памятуя о том, что труды во благо Церкви Христовой всегда отображаются в нашей жизни многими благами, ниспосылаемыми Самим Господом».

Святейший Владыка поздравил также митрополита Ювеналия с 80-летием со дня рождения, сказав:

«Господь дал Вам физические и духовные силы, и в своем возрасте Вы замечательно исполняете все возложенные на Вас Церковью послушания, никогда от них не отказываясь, хотя нередко это сопряжено с поездками, с решением трудных, порой весьма деликатных задач. Мы все очень ценим, что Ваше более чем 40-летнее пребывание в Священном Синоде обеспечивает преемственность поколений. Важно, чтобы обновлялся епископат, но плохо, если через это обновление будет разрываться преемственность. В епископате должна не умирать, а обновляться историческая память, иначе Церковь может потерять ориентиры в круговерти нынешних непростых времен.

Историческая память помогает нам не только анализировать происходящее, но и отталкиваться от опыта предыдущих поколений. Ваши духовные наставники, имевшие своими учителями иерархов нашей Церкви второй половины XIX века, хорошо знавшие дореволюционную жизнь Церкви, передали свои знания Вам и Вашему поколению. А в Церкви ничто не забывается, но тщательно передается, - отсеивается ненужное, опасное и сохраняется то, что не теряет своей актуальности.

Вот почему мы так ценим Ваше участие в работе Священного Синода. Я хотел бы от всего сердца, дорогой владыка, пожелать Вам еще долгих-долгих лет жизни, крепости сил, способности совершать Божию службу и нести все те послушания, которые на Вас возлагаются Церковью. А в память о замечательном событии, связанном с Вашей жизнью, хотел бы преподнести Вам две панагии и крест. Пусть Господь по молитвам Его Пречистой Матери, Которую Вы так почитаете и Которая пребывает здесь Своим чудотворным образом, хранит Вас на многая и благая лета!»

По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил восстанавливаемый храм Усекновения главы Иоанна Предтечи близ восточной стены Новодевичьего монастыря.

Святейшего Владыку сопровождали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова), заместитель префекта Центрального административного округа В.И. Курочкин, заместитель генерального директора по науке Музеев Московского Кремля А.Л. Баталов, председатель совета директоров Балтийской строительной компании И.А. Найвальт.

Летописи относят основание храма Усекновения главы Иоанна Предтечи к 1525 году - ко времени строительства Новодевичьего монастыря. Вначале церковь была деревянной и была приписана к Новодевичьему монастырю, а в середине XVI века ее перестроили и вместо нее возвели каменный шатровый храм. Посвящение престола храма Усекновению главы Иоанна Предтечи связано с небесным покровителем царя Иоанна Васильевича. В годы Отечественной войны 1812 года Новодевичий монастырь был занят армией Наполеона и подвергнут осквернению, храм Усекновения взорван.

Решение о воссоздании Предтеченского храма было принято в год 200-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года при поддержке Президента России В.В. Путина. 11 сентября 2012 года, в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение закладного камня в основание храма Усекновения главы Иоанна Предтечи на месте, где как показали археологические раскопки, он находился.

Митрополит Корсунский и Западноевропейский, управляющий приходами Московского Патриархата в Италии

Биография:
Родился 22 октября 1974 г. в Москве в семье служащих.В 1991 г. окончил общеобразовательную школу № 4 г. Москвы с углубленным изучением английского языка. В 1991-1993 гг. учился на юридическом факультете Московского гуманитарного института со специализацией.В 1993-1994 гг. проходил послушание в Псково-Печерском монастыре.В 1994-1997 гг. обучался в Московской духовной семинарии. Во время обучения в семинарии нес послушание экскурсовода Церковного археологического кабинета при Московской духовной академии и семинарии.В 1996-1997 гг. работал сотрудником Издательского Совета Московской Патриархии и принимал участие в составлении Богослужебных указаний.В 1997 г. зачислен в штат Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, в секретариат по межхристианским связям.В октябре 1998 г. обучался на курсах по составлению гуманитарных проектов для неправительственных организаций (Яссы, Румыния)В декабре 1998 г. входил в состав делегации от Русской Православной Церкви на VIII Ассамблее Всемирного совета церквей (Хараре, Зимбабве) и был избран членом Центрального комитета ВСЦ.В 1999-2000 гг. обучался в Свято-Владимирской духовной академии (Нью-Йорк, США).С 2000 по 2002 гг. проходил обучение на философском факультете Католического университета Америки (Вашингтон, США).
В 2003-2009 гг., являясь сотрудником секретариата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, курировал межрелигиозные связи, в том числе взаимодействие с Межрелигиозным советом России и Межрелигиозным советом СНГ, международными межрелигиозными организациями, входил в состав комиссии КЕЦ «Ислам в Европе», принимал участие в подготовке и проведении IV, V и VI заседаний совместной российско-иранской комиссии «Ислам-Православие».

28 августа 2007 г. председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом рукоположен в сан диакона.

23 сентября 2007 г. председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом рукоположен в сан иерея.

Решением Священного Синода от 27 июля 2009 г. (журнал № 76) назначен заместителем председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

В 2009 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла включен в состав Совета по изучению материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма при Минюсте России.

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 102) назначен представителем Всемирного русского народного собора при ООН и клириком Никольского собора в Нью-Йорке.

11 марта 2014 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом пострижен в монашество с наречением имени Иоанн в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 66) избран епископом Наро-Фоминским, управляющим Патриаршими приходами в США.

28 июля 2014 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 30 июля 2014 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 1 августа за Божественной литургией в Георгиевском храме на Поклонной горе г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 58) назначен сопредседателем Двусторонней комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью.

Решением Священного Синода от 15 октября 2018 г. (журнал № 77) назначен управляющим
приходами Московского Патриархата в Италии с титулом «Богородский», с освобождением от
управления Патриаршими приходами в США.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 105) назначен главой Патриаршего
экзархата в Западной Европе с титулом «Корсунский и Западноевропейский», а также правящим
архиереем Корсунской епархии с сохранением временного управления приходами в Италии.

3 января 2019 г. за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом
Кириллом возведен в сан митрополита.

Биография:

    Антоний, архиепископ Венский и Будапештский (Севрюк Антон Юрьевич) Родился 12 октября 1984 г. в Твери.

    В 1991-1995 гг. обучался в средней школе № 19 г. Твери. В 1995 г. поступил в муниципальное образовательное учреждение «Тверской лицей», который окончил в 2002 г. с золотой медалью.

    Во время учебы в школе нес послушание алтарника и иподиакона в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери.

    В 2002 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Во время обучения нес послушания сотрудника сайта Санкт-Петербургской духовной академии и преподавателя факультативного курса английского языка. Регулярно представлял Санкт-Петербургские духовные школы на различных конференциях и семинарах.

    В 2006 г. участвовал в работе семинара молодежной организации «Синдесмос» в Брюсселе, Бельгия. В 2004-2007 гг. ежегодно принимал участие в работе летнего православного молодежного лагеря в Потамитиссе, Кипр, в качестве переводчика и руководителя русскоязычной делегации.

    В октябре 2006 г. ректором Санкт-Петербургской духовной академииархиепископом Тихвинским Константином (ныне - архиепископ Курганский и Шадринский) пострижен во чтеца в академическом храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

    В марте 2007 г. направлен для прохождения стажировки на православное отделение богословского факультета Университета Йоенсуу (Финляндия), во время учебы нес послушание благочинного Иоанно-Богословского храма при духовной семинарии Финской Православной Церкви.

    В июне 2007 г. по возвращении в Санкт-Петербург успешно защитил дипломную работу за курс семинарии на тему «Эсхатология в мировых религиях».

    17 июня 2007 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию по первому разряду и награжден премией имени митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Решением преподавательского совещания принят в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии без сдачи вступительных экзаменов.

    В сентябре 2007 г. назначен стажером службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. С октября 2007 г. - референт председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне - Святейший Патриарх Московский и всея Руси). В сентябре 2008 г. назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии.

    С 5 февраля 2009 г. - личный секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

    5 марта 2009 г. Святейшим Патриархом Кириллом пострижен в иночество с наречением имени Антоний в честь преподобномученика Антония Валаамского в домовом храме святого праведного Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

    8 марта 2009 г. Святейшим Патриархом рукоположен во иеродиакона в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

    С апреля 2009 г. по 8 апреля 2011 г. - руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси.

    3 апреля 2010 г. в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом рукоположен во иеромонаха с возложением набедренника.

    5 июня 2010 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию по первому разряду.

    Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 32) назначен клириком Свято-Николаевского ставропигиального прихода г. Рима.

    Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 62) освобожден от должности клирика

    12 июля 2011 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен секретарем приходов Московского Патриархата в Италии.

    18 июля 2013 г. за богослужением в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архимандрита.

    7 октября 2015 г. Святейшим Патриархом Кириллом в домовом храме святого праведного Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в мантию с наречением имени Антоний в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.

    Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 62) избран епископом Богородским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, с поручением осуществлять архипастырское окормление приходов Московского Патриархата в Италии, и назначен руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

    Наречен во епископа 23 октября 2015 г. в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Оптиной пустыни. Хиротонисан 26 октября за Божественной литургией в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

    Указ Святейшего Патриарха Кирилла от 28 октября 2015 г. назначен на должность настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне г. Москвы.

    Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. (журнал № 52) освобожден от должности управляющего Италийскими приходами Московского Патриархата и настоятеля ставропигиального храма святой великомученицы Екатерины в г. Риме. Синод постановил иметь титул «Звенигородский».

  • В сентябре-декабре 2017 г. - временный управляющий Берлинской епархией.
  • Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. (журнал № 116) назначен управляющим Венско-Австрийской и Будапештско-Венгерской епархиями с титулом «Венский и Будапештский» и сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также решением Синода поручено временное управление приходами Московского Патриархата в Италии.
  • 1 февраля 2018 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.
  • 15 октября 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение освободить архиепископа Венского и Будапештского Антония от временного управления приходами Московского Патриархата в Италии (журнал №77).

Образование:

2007 г. - Санкт-Петербургская духовная семинария.

2010 г. - Санкт-Петербургская духовная академия.

(Руководитель) (Правящий архиерей) (Правящий архиерей)

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Антония (Севрюка) при наречении во епископа Богородского.

Награды:

Церковные:

  • 2008 г. - медаль «1020-летие Крещения Руси» I ст.;
  • 2008 г. - орден «1020-лет Крещения Киевской Руси» (УПЦ);
  • 2010 г. - Крест святого апостола Марка (Александрийская Православная Церковь);
  • 2012 г. - орден прп. Паисия Величковского II ст. (Молдавская Православная Церковь).
  • 2019 г. - орден святого благоверного князя Даниила Московского III ст.

Встретил очарованием осени, дымкой над Римским форумом и неспешно бредущими вдоль него лошадками, кружащими над Капитолием стаями перелетных скворцов, брызгами фонтана ди Треви, прикосновением к величию Вечного Города… и полной потерянностью в нем от осознания, что этот год жить я буду здесь, вдали от дома и от Родины.

Накануне престольного праздника я попросила благословения помочь в трапезной русской Екатерининской церкви. Священник, видевший меня второй раз в жизни, ответил: «Ну, ты же своя, конечно».

Наверное, тому, кто никогда не оказывался на чужбине, трудно понять, как может согреть одно вовремя сказанное небезразличное слово! А в день самого праздника епископ Корсунский Нестор с амвона говорил как раз об этом удивительном даре отца Антония – сочетать умелое руководство с внимательным отношением к людям.

Когда-то и отцу Антонию непросто дался переезд на служение в Рим: «Оставляя Москву, я был вынужден оторвать от себя огромный пласт, который, как мне казалось, и есть вся моя жизнь». За год Рим и Екатерининский храм стали для иеромонаха Антония домом. Дома в Екатерининском храме в Риме чувствует себя и всякий, переступающий его порог.

Иеромонах Антоний (Севрюк) родился 12 октября 1984 г. в Твери. В 2002 г. окончил «Тверской лицей» с золотой медалью. Во время учебы в школе нес послушание алтарника и иподиакона в Воскресенском кафедральном соборе Твери. В 2002 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, где нес послушания сотрудника сайта СПбДА и преподавателя факультативного курса английского языка.

В 2006 г. участвовал в работе семинара молодежной организации «Синдесмос» в Брюсселе. В 2004–2007 гг. ежегодно как руководитель и переводчик сопровождал русскоязычную делегацию в летний молодежный лагерь в Потамитиссе (Кипр). В марте 2007 г. направлен на стажировку на православное отделение богословского факультета Университета Йоенсуу (Финляндия).

17 июня 2007 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию по первому разряду и награжден премией имени митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). С октября 2007 г. – референт председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне – Святейший Патриарх Московский и всея Руси).

С 5 февраля 2009 г. – личный секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 5 марта 2009 г. Святейшим Патриархом Кириллом пострижен в иночество с наречением имени Антоний в честь преподобномученика Антония Валаамского. С апреля 2009 г. по 8 апреля 2011 г. – руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси.

3 апреля 2010 г. в Храме Христа Спасителя рукоположен во иеромонаха с возложением набедренника. 5 июня 2010 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию по первому разряду.

22 марта 2011 года назначен клириком Свято-Николаевского ставропигиального прихода г. Рима. 30 мая 2011 г. освобожден от должности клирика Николаевского храма в Риме и назначен настоятелем ставропигиального храма в честь святой великомученицы Екатерины в Риме.

С 12 июля 2011 г. секретарь приходов Московского Патриархата в Италии. Имеет награды: медаль «1020-летие Крещения Руси» I ст. (2008 г.), Крест святого апостола Марка (Александрийская Православная Церковь) (2010 г.) и др.

Читателям Правмира иеромонах Антоний (Севрюк), настоятель храма великомученицы Екатерины в Риме и секретарь Администрации русских приходов РПЦ МП в Италии, рассказывает о том, зачем в Италии создается новая епархия Русской Православной Церкви, как в Риме происходит диалог православия с католицизмом, что помогает человеку все успевать даже на самом многотрудном послушании.

На пути к новой епархии

–21 мая 2012 года Администрация приходов Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Италии получила официальный статус юридического лица. Каково значение этого события для Русской Православной Церкви?

–К этому событию мы шли давно. Число приходов Русской Православной Церкви в Италии за последнее десятилетие возросло до 50 (еще в 1990-е годы в Италии действовало несколько приходов Московского Патриархата, их бурный рост пришелся на конец 1990-х –начало 2000-х годов), и сегодня возникла реальная необходимость юридически упорядочить отношения наших общин с итальянским государством.

На каждом приходе постоянно возникают ситуации, требующие от нас вступления в юридические взаимоотношения с органами власти, с местными структурами Римо-католической Церкви, муниципалитетами. Даже для оплаты текущих коммунальных платежей приход обязан иметь реальное юридическое представительство в глазах власти. Вот для этого, в том числе, и нужно было создать централизованную структуру, имеющую юридический статус. Слава Богу, мы его получили.

В пасхальные дни на приходе Святых Жен-Мироносиц в Венеции. Протоиерей Максим Козлов в гостях у настоятеля священника Алексия Ястребова

Русский приход в Равенне

–«Администрация приходов РПЦ МП в Италии» – что это такое?

–Этот термин был введен по отношению к церковной структуре Московского Патриархата в Италии в 2007 году. До этого приходы входили в благочиние Корсунской епархии с центром в Париже.

Но в связи с тем, что сейчас в Италии приходов стало больше, чем во всех странах, которые окормляет Корсунский епископ (а это Франция, Испания, Португалия и Швейцария), Святейший Патриарх и Священный Синод приняли решение о том, что в Италии будет учреждена отдельная структура Московского Патриархата, которую возглавит епископ с титулом Богородский.

–Но Богородск ведь находится под Москвой?!

–Да. Но и в Англии наш архиерей имеет титул Сурожский, и во Франции – Корсунский. Практически во всех епархиях Русской Церкви, находящихся вне пределов территории стран, традиционно ей окормляемых, епископы Московского Патриархата имеют титулы не тех городов, в которых они фактически пребывают. А пока архиерей не назначен, приходами РПЦ в Италии временно управляет Корсунский епископ.

День вчерашний и завтрашний русских приходов в Италии

–Около 50 приходов Московского Патриархата в Италии – это немало! Что это за приходы?

–Нынешние приходы я бы разделил на три категории. К первой категории можно отнести исторические приходы в Риме, в Мерано (Мерано – один из центров русского присутствия в Италии, курортный город в Альпах, куда русские аристократы приезжали лечиться на воды, этот приход недавно возрожден), в некоторых других городах.

Далее, назову приходы, созданные итальянскими священниками (при участии митрополита Антония (Блюма) и митрополита Никодима (Ротова)) в 1970–1980-е годы двадцатого столетия. Большинство их прихожан – итальянцы.

И, наконец, самая большая часть приходов образовалась в конце 1990-х – начале 2000-х годов, во время массовой эмиграции чад Русской Церкви в страны Западной Европы. Речь идет не только и не столько о россиянах, но об украинцах и молдаванах, которые приехали в Италию в поисках работы.

Эти люди нуждались в духовной поддержке. Мало-помалу собирались общины. Священник обращался к местному католическому епископу, и тот предоставлял храм. Так возникали приходы по всей Италии, в большинстве своем на севере страны.

– Значит, многие приходы сформировались в результате экономических неурядиц на Украине и в Молдавии, что вынудило жителей этих стран отправиться на заработки. Как Вы думаете: вот образуется у них все на Родине, они вернутся домой. Что станет с приходами? Обосновано ли решение о создании особой епархии в Италии?

–Абсолютно обосновано. На любом приходе (я могу говорить на примере нашего Екатерининского прихода в Риме) есть костяк из постоянных прихожан. Причем, многие из них приехали в Италию в поисках работы, но здесь уже обрели семьи. У них родились дети.

Недавно я присутствовал на конференции в Кабинете Министров Италии, где обсуждались вопросы, связанные с интеграцией второго поколения эмигрантов (из бывшего Советского Союза, Бангладеш, Таиланда и других стран) в итальянскую жизнь. С такой реальностью сталкивается сегодня итальянское общество.

Эмиграция второй волны – это дети и подростки, родившиеся в Италии, для них родной язык – итальянский, но этнически и по религиозному признаку они принадлежат к иным группам. Среди наших прихожан немало эмигрантов второй волны.

Между прочим, свою епархию в Италии уже имеет Румынская Церковь. В нее входят 163 прихода, в которых ежегодно совершается несколько тысяч крещений. Можете себе представить?!

Храм на чужбине

–Как настоятель храма великомученицы Екатерины и секретарь Администрации русских приходов РПЦ МП в Италии Вы много общаетесь с итальянцами. Каково отношение к русским и России в Италии?

–Отношение простых людей к России и к русским очень хорошее. Вероятно, это связано с тем, что итальянцы и русские во многом похожи. Поэтому мне, прожившему свою жизнь в России, в Италии легко. Я никогда не чувствовал недопонимания со стороны итальянцев.

А недавно беседовал с деловым человеком, который в Италии имеет свой небольшой бизнес, и он тоже сказал, что всегда уверен в том, что его слова будут восприняты итальянцами именно в том значении, которое он в них вкладывает. Может быть, поэтому так много русских едет в Италию. Если вы пройдетесь по центру Рима, то кругом услышите русскую речь.

Наши прихожане работают в семьях, ухаживают за престарелыми людьми, нянчатся с детьми, и итальянцы всегда отмечают, что русские – добросовестные, что русским можно доверять. Мне рассказывала мой педагог итальянского языка, что у ее маленьких детей была русская няня, и это была самая лучшая няня, которую она когда-либо находила для детей.

Конечно, условия работы в семьях непростые, но по итальянскому законодательству вторая половина дня четверга и воскресенье – это дни, когда «баданты» (от итальянского слова badante – тот, кто ухаживают за пожилыми людьми – А.Н.) имеют свободное время. Как правило, они идут в храм, где встречаются с другими прихожанами и могут на родном языке побеседовать за чашкой чая.

Мне приходилось видеть, как кто-то из прихожан по четвергам переставал приходить. Спрашиваю почему? Потому, что семья пригласила на ужин или на прогулку на море. Более того, бывает, что работодатель позволяет привезти «баданту» в Италию своих родственников. И это решает один из самых болезненных вопросов нашей здешней паствы – восстанавливается разрыв с семьей.

Историческая справка о храме вмц. Екатерины в Риме: Впервые идея строительства русского православного храма в Риме была высказана в конце XIX в. архимандритом Климентом (Верниковским), настоятелем русской посольской церкви с 1897 по 1902-й гг.

Уже в 1898 г. по его инициативе начался сбор средств. Осенью 1913 г. император Николай II разрешил собирать пожертвования по всей России. К 1916 г. имелась необходимая сумма – около 265 тысяч лир. Но начавшиеся революционные события в России помешали осуществлению проекта.

В начале 1990-х гг. вновь заговорили о необходимости возведения русского храма в Риме. Эту инициативу благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2001 г. на территории российской посольской виллы Абамелек, до революции принадлежащей главе Строительного комитета князю С.С. Абамелек-Лазареву, был выделен участок под строительство.

14 января 2001 г. архиепископ Корсунский Иннокентий в присутствии министра иностранных дел России И.С. Иванова совершил освящение закладного камня на месте будущего храма вмц. Екатерины.

В июне 2002 г. была получена лицензия на строительство, которое ведется с лета 2003 г. 19 мая 2006 г. митрополитом Смоленским и Калининградским – ныне Святейшим Патриархом – Кириллом было совершено малое освящения Екатерининской церкви. С 8 октября 2006 г. в храме проходят регулярные воскресные богослужения.

–Одна из наиболее ощутимых проблем паствы русских храмов за границей, будь-то экономические эмигранты или студенты – это разрыв с семьей, отечеством, родной культурой. Какие способы восполнения этого недостатка Вы находите?

–За границей я увидел то, что не так часто встретишь на Родине – за границей приход является не только местом богослужения, но и местом встреч и общения людей.

И на Никольском приходе, и в нашем Екатерининском храме, мы всегда уделяем большое внимание тому, что часто называют «литургией после литургии». Потому что литургия – это «общее дело», но иными словами – это наше общение. Это наше общение во Христе за Евхаристией, но это и наше общение после литургии.

Храм на чужбине – это всегда площадка для общения. И важное место в этом общении занимает пастырь. Поэтому всегда после воскресных трапез мы устраиваем беседы со священником. А если остается время до вечерней службы, то можем вместе посмотреть фильмы, поговорить о том, о чем людям интересно. Весь воскресный день наши прихожане проводят в храме.

–Что самое важное для священника, который несет свое служение за границей?

–Понять, что его жизнь ему не принадлежит. Святейший Патриарх после хиротонии сказал мне, что с того момента, как руки епископа возложены на главу рукополагаемого в священный сан, его жизнь не принадлежит никому: ни семье, ни родным, но Богу. Если Бог будет на первом месте, то во всем остальном все будет хорошо.

В жизни священника должна быть правильно выстроена вертикаль. Есть замечательный образ, который описывает отношения человека с Богом и ближними: чем лучи, под которыми мы подразумеваем людей, ближе направляются к центру окружности, к Богу, тем ближе точки радиуса соприкасаются друг с другом, тем ближе люди становятся друг другу.

То же со священником. Очень важна готовность пожертвовать своим временем, отдыхом, желанием заняться любимым делом и всегда все это предпочесть возможности общения с прихожанами. На своем личном опыте я убедился в том, что частичка доброты, частичка тепла, подаренные людям, сторицей возвращаются священнику.

Восток и Запад: точки соприкосновения

–Русский человек в Италии оказывается лицом к лицу с реальностью католического мира, и ему важно правильно выстроить свои отношения к этому миру и с этим миром, так похожим на наш (один Христос, одно Евангелие, и порой разницы кажутся несущественными). Как Вы разъясняете вопрос нашего отношения к католицизму священству приходов Италии, прихожанам, паломникам?

–Италия – это сердце католического мира, это страна с огромным процентом верующего католического населения. И, конечно, для каждого православного христианина, который приезжает в Италию на долгое время, встает проблема общения с католическим миром.

Ежедневно после богослужения ко мне подходят паломники и спрашивают, как им себя вести в тех храмах, где находятся святыни, которые почитаются равно католиками и православными.

Важно помнить, что с Католической Церковью мы не имеем литургического и молитвенного общения. Хотя в Италии Русская Православная Церковь часто оказывается гостем Католической Церкви: мы служим в храмах, которые нам предоставляют католики. Католики разрешают нам совершать литургии и молебны у величайших святынь всего христианского мира.

Классический пример – город Бари, куда ежедневно сотни православных паломников стекаются к мощам святителя Николая Чудотворца (в католический храм). Каждый четверг, а бывает и чаще, на престоле, под которым почивают эти мощи, служится православная литургия.

Совсем недавно, мы служили и в верхнем храме, в огромном соборе, возведенном над мощами святителя, и несколько тысяч православных молилось там благодаря доброму отношению к нам со стороны Католической Церкви.

Как настоятель Екатерининского храма и представитель Администрации приходов РПЦ МП в Италии я регулярно присутствую на значимых католических богослужениях. К слову сказать, на всех важных праздниках нашего прихода всегда присутствуют гости из Католической Церкви. Но, конечно, мы не молимся вместе, и то, о чем я сказал выше, является лишь знаком нашего доброго друг к другу отношения.

–У каких еще святынь Вам довелось уже послужить в Италии?

– В Риме: на мощах апостола Петра в соборе святого Петра, на мощах святого равноапостольного Кирилла в базилике святого Климента. Для нас очень важно, что в Риме почивают мощи небесного покровителя нашего Святейшего Патриарха, за которого мы всегда здесь молимся. Еще на мощах святителя Мартина Исповедника в Сан Мартино ай Монти, на мощах человека Божия Алексия и мученика Вонифатия на Авентинском холме.

В Милане – на мощах святителя Амвросия Медиоланского в базилике Сант Амброджио. До настоящего момента ни одного отказа на проведение богослужений мы не получали. Нам всегда идут навстречу. И это радует.

–А каково отношение католиков к православию, к православной культуре?

–Заинтересованное. Наш храм великомученицы Екатерины построен в традициях русского церковного зодчества. Он виден издалека и выглядит не совсем обычно в контексте Вечного Рима, который строился, скажем так, несколько в другом стиле.

Когда наши паломники спрашивают, как им найти Екатерининский храм, и называют улицу и номер дома, то слышат в ответ: «А, так это же русская церковь, вам нужно туда, туда и туда…» И таксисты, и местные жители знают наш храм как chiesa russa, «русскую церковь», которая стала местом встречи католического Запада и православного Востока.

Многие люди от простых итальянцев до высокопоставленных куриальных кардиналов приходят сюда и именно здесь открывают для себя Русскую Православную Церковь, открывают Россию – нередко впервые в своей жизни. Недавно о нашем храме был снят фильм «Русский дом на берегах Тибра».

Рим: жизнь на витрине

–В Екатерининском храме в алтаре помогают студенты. Студенты поют на клиросе. Большинство из них учится в знаменитых Папских университетах и институтах – Григорианском, Библейском, Восточном. Вы закончили Санкт-Петербургскую духовную академию. Чем отличается система образования в духовных школах у нас на Родине и в Папских вузах?

–Я могу судить об этом только со стороны, как священник, который общается со студентами из Русской Православной Церкви, отправленными на учебу в Рим. Они действительно помогают у нас и на клиросе, и в алтаре.

Наши студенты учатся в разных католических вузах, и эти вузы чрезвычайно отличаются между собой и по подходу к организации образовательного процесса, и по нагрузке, которая возлагается на плечи учащихся. Выбор вуза определяется вакансиями: есть вакансия на стипендию, студент едет. Мне кажется, для них это хорошая возможность повысить свою квалификацию, потому что ведь система богословского образования в Риме складывалась веками.

Отличие русских духовных школ, как мне кажется, заключается в неотъемлемой связи образовательного и воспитательного процессов. В семинарии готовят церковно и священнослужителей. А если человек желает получить богословское образование для расширения кругозора, то неправильно ему идти в семинарию, где к нему предъявят требования, сопряженные с каноническими требованиями к кандидату в священный сан. В некоторых католических вузах женщины учатся наравне со священниками.

Многое зависит для наших студентов от того, в какой колледж (общежитие – А.Н.) они попадут во время учебы. Есть колледжи, относящиеся к католическим монастырям, с более строгими, фактически монастырскими, правилами общежития. А есть колледжи, где вопросам частной жизни студентов уделяют меньше внимания.

И в этой ситуации чрезвычайно важно студенту иметь внутри несгибаемый нравственный стержень. Ведь оказавшись в мировой столице, центре туризма, выпускник русской духовной школы попадает в непривычные для него условия, сталкивается с иным образом жизни, который может повлечь за собой новые искушения. И ему нужно остаться самим собой. А остаться самим собой помогает нравственный стержень, то есть вера.

Мне очень радостно, что те, кто в ватиканских структурах отвечает за пребывание русских студентов в Риме, относятся к этому с пониманием. Русских студентов не обязывают посещать мессы, как это должны делать студенты-католики, и даже отпускают с занятий в дни православных праздников.

–Мне не раз приходилось слышать от православных людей, что образовательные программы для русских студентов в Папских вузах есть часть прозелитической политики Ватикана: студенты ломаются в Риме, становятся филокатоликами… Как бы Вы прокомментировали эту точку зрения?

–Мы с Вами только что говорили о стержнях. Если у тебя стержень есть, то обучение и в православной семинарии, и в католическом Папском университете пойдет тебе на пользу. Мы знаем многих выпускников Папских вузов, которые вернувшись к себе на Родину, служат на благо Православной Церкви.

Из ныне здравствующих православных архиереев РПЦ некоторые учились в Риме. Также несколько преподавателей моей родной Санкт-Петербургской духовной академии. Поэтому я считаю – неправильно говорить, что среди наших студентов ведется прозелитическая работа. Более того, наши студенты, проживая в католической среде, дают возможность католикам лучше узнать православие.

Я сам сталкивался с тем, что если я незнакомым итальянцам представляюсь православным священником, мне сразу начинают задавать самые неожиданные вопросы: а неужели православные тоже верят во Христа? Разве они читают Библию? У них даже и святые есть? Понимаете: кто такие православные, католики-обыватели знают мало. Поэтому пребывание наших студентов в Италии – это живое свидетельство о православии.

Фильм “На берегах Тибра”

Мы здесь – на витрине. На нас смотрят как на живых носителей православной веры, православного предания, православной культуры. И по нам, оказавшимся здесь православным, судят о том, что такое Русская Церковь.

Я всегда повторяю в проповедях, что наше пребывание в Италии налагает на нас огромную ответственность. В том числе и на студентов, потому что они живут в католических колледжах, едят за одним столом с католическими семинаристами, и по ним те составляют свое впечатление о том, каковы православные. Нередко наши студенты имеют хороших друзей среди католических семинаристов.

На наш престольный праздник к нам пришли десятки будущих католических священников посмотреть на архиерейское богослужение. Мы пригласили их на трапезу, во время которой они задавали множество живых вопросов о нашей вере. Я вижу в таком общении возможность взаимообогащающего диалога.

Искусство все успевать

–Отец Антоний, всякий раз, когда я открываю Ваш замечательный сайт http://www.stcaterina.org, то просто диву даюсь: богослужения в разных уголках Италии, присутствие на протокольных мероприятиях в Ватикане, участие в конференциях и культурных мероприятиях столицы, встречи с дипломатами, представителями русской и итальянской творческой, научной интеллигенции. Как Вы все успеваете? Еще и новости на сайт сами выкладываете…

–Очень легко преодолевать все трудности, когда перед глазами есть живой пример. Однажды в СПбДА перед студентами выступал известный священник. И кто-то его спросил: «Батюшка! В семинарии так сложно учиться. Как пройти выбранный путь до конца достойно?» И он посоветовал выбрать из однокурсников или преподавателей «путеводную звездочку». И глядя, как тот человек более успешно, чем мы, справляется с трудностями – брать с него пример.

Мне, в моей жизни очень «повезло» (хотя я не люблю это слово, оно обезличивает волю Божию по отношению к человеку). На протяжении четырех лет я имел возможность быть личным секретарем тогда митрополита Смоленского и Калининградского, а потом Святейшего Патриарха Кирилла. И в эти годы я вблизи видел, как живет и как трудится Святейший Патриарх. У него нет ни одной минуты на себя.

Он приезжал ранним утром в Патриархию и возвращался оттуда поздним-поздним вечером в резиденцию, нагруженный тремя-четырьмя чемоданами документов, которые ему нужно было за ночь отработать. Знаете, у меня всегда сердце кровью обливалось, потому что я должен был класть эти чемоданы ему в машину. Утром он приезжал – все документы были прочитаны, изучены, проанализированы, на всех стояли соответствующие резолюции.

–Разве по-человечески это возможно?

– Господь никогда не возлагает первосвятительский куколь на того, кто не способен этого понести. И всегда избирает людей, способных стоять у кормила церковного, и Сам дает им особые, в человеческом понимании, сверхъестественные силы. Я до сих пор не дал себе ответ на вопрос: как человек, которому физически необходим хотя бы минимальный отдых, может это вынести?

Сильнейший заряд энергии Святейший Патриарх сообщал и нам, своему окружению. И я очень привык постоянно находиться в таком жизненном ритме. У личного секретаря много обязанностей, эта работа требует предельного напряжения сил и концентрации внимания. Я прекрасно понимал, что не имею права совершить ни одной ошибки, иначе подведу Патриарха.

–Господь даровал Вам в жизни невероятные встречи с невероятными людьми, о которых мы можем только узнавать из книг или СМИ. Что Вы больше всего цените в людях?

––Возможность оставаться людьми. Одним из важнейших достоинств любого человека является возможность оставаться самим собой вне зависимости от его должности и положения. Если человек прост и доступен, если он способен быть верным другом, то для меня это критерий человечности. И это то, что я особенно ценю в людях.

«Всю ночь читал я Твой завет»

–Почему Вы, окончив лучший лицей Твери с золотой медалью, решили посвятить себя всецелому служению Церкви? Ведь Вы могли бы столь же блестяще окончить Университет и успешно идти по светской стезе!

–Этот выбор был совершенно осознанный. Я крестился в 11 лет (родители были тогда людьми не воцерковленными). Я стал задумываться о Боге, учась в 3–4 классах. Когда нам объясняли теорию большого взрыва, я спрашивал учителя: «А что же взорвалось, раз это был такой большой взрыв?» Передо мной вставали вполне естественные вопросы, но никто на них мне не мог дать ответа.

И тут в 1995 году, когда я закончил начальную школу, Министерство образования Тверской области запустило пилотный проект. В центре города открылся лицей, куда принимали тех, кто с отличием окончил младшие классы. Меня взяли. Директор лицея старался воспитать нас всесторонне образованными людьми – в программе были даже бальные танцы, другие необычные предметы, среди которых особое место занимала история религий. Ее вела светский педагог.

На первом же уроке она нам сказала: «Дети, вы все здесь умные, так что прекрасно понимаете – мы будем изучать сказки». Когда мы дошли до христианства, она попросила нас приобрести в книжном магазине детскую Библию. Я ее купил, прочитал главу о Благовещении, которую нам задали. И хорошо помню, что в ту ночь я не спал, потому что дочитал книгу до конца.

У меня возникло огромное количество вопросов, которые на следующий день после урока я стал задавать учительнице. Но она лишь снисходительно заметила, что эта тема не достойна моего внимания. А родители предложили лишний раз почитать учебник английского языка.

Дальше произошло событие, которое, оглядываясь назад, я расцениваю как чудо. Как-то весной к нам в дверь позвонили ребята из моего двора и пригласили на воскресную беседу о вере и Церкви (их проводил священник в моей первой школе). Я пошел с ребятами и впервые в жизни увидел человека, одетого в рясу, высокого, красивого, пожилого (ему тогда исполнилось 78 лет). Меня поразила его осанка. Он прошел всю войну.

Я попросился на занятия. Но батюшка пригласил меня придти на следующий год, потому что на дворе стоял март – занятия подходили к концу. Однако я был настойчив, сказал, что прочитал всю детскую Библию, предложил меня проверить. Он не смог отказать и разрешил мне присутствовать. И когда он задавал вопросы, на которые никто не мог ответить, я отвечал.

От школы до трамвайной остановки, откуда батюшка уезжал к себе домой, было минут пятнадцать ходу, и я после каждой воскресной беседы его провожал. Помню, 10-15 трамваев уходило, а мы все стояли и говорили (потом уже я узнал, что он старший священник кафедрального собора Твери). В мае он меня крестил.

Родители отнеслись к моему решению с пониманием. На следующее воскресение после крещения я пришел в собор. Отец Николай представил меня архиерею, и в тот же день владыка Виктор благословил меня носить стихарь. Мне было 11 лет. Владыка сказал, что, надев стихарь, я становлюсь воином Христовым. И я это запомнил, и стал ходить в собор постоянно.

Погрузившись в замечательную церковную среду, новую для меня и очень интересную, я стал активным ее участником. Был иподиаконом у владыки. Всегда, когда он приезжал в собор, я держал его жезл или с трикирием ходил. И как-то само собой стал думать о том, что я тоже хотел бы стать священником.

Это было время, когда Церковь обрела свободу, и тогда еще недоставало образованных священников. В соборе в Твери на тот момент было немного священников, имевших духовное образование. Как правило, все они учились давно, и тот же отец Николай на мой вопрос о том, что нужно для поступления в семинарию, ответил: «Выучи «Отче наш», «Верую» – и поступишь».

Моя бабушка жила в Петербурге. Каждое лето я бывал у нее. И на следующее лето я попросил бабушку отвести меня в семинарию. Она не знала, где это, и я сам нашел семинарию, и мне там так пришлось по душе (я попал на всенощную под Казанскую), что я загорелся мыслью во что бы то ни стало поступить. Мне очень хотелось стать священником образованным, учиться, читать, узнавать.

Родители со мной не согласились. Они считали, что у меня могло быть большое светское будущее, тем более с золотой медалью я мог поступать во многие учебные заведения. Но я сказал, что мое решение сознательное. Через год мама поехала вместе со мной в Петербург. И ей так понравилось в семинарии, что все богослужение она стояла и плакала.

И вот я стал готовиться к поступлению. А уже в то время поступить было непросто (в мой год конкурс составлял 3 человека на место). Нужно было знать множество специальных церковных дисциплин, а я был самоучкой, учился по книжкам, которыми со мной охотно делились батюшки из Твери. И я сам все карманные деньги тратил на книги.

И поступил в семинарию. Когда я учился на первом курсе, тяжело заболел отец Николай: у него началась гангрена, ему отняли ногу, он не мог служить. Для него это было ужасно, потому что служение было единственной составляющей его жизни. А у нас с ним сложились очень близкие отношения. У батюшки было двое детей, но один погиб в младенчестве, а второй был убит через несколько дней после того, как подал документы на поступление в семинарию. И я стал ему фактически внуком.

И вот я, молодой семинарист, приехал к нему в первые же каникулы, прямо в подряснике. Монахиня, которая ухаживала за отцом Николаем, сказала, что батюшка в коме, в сознание не приходит. Но когда я вошел и сел у его кровати, он вдруг открыл глаза и привстал. Монахиня упала в обморок, и я пытался как-то привести ее в чувства.

Отец Николай был очень слаб, но меня узнал и стал говорить со мной. Твердил: «Возьми мои книги, возьми мои книги». Он попросил монахиню, чтобы она принесла Типикон с его стола, издание 17-го века, и им благословил меня: «Возьми этот Типикон и все мои книги».

Мне было не по себе, я все повторял: «Батюшка, да что Вы! Вам еще жить и жить». Потом попрощался и пообещал зайти на следующий день. Я вышел из дома (а это частный сектор Твери) и медленно брел по Тихвинской улице. Вдруг раздался крик. Я побежал назад. Монахиня мне сказала: «Отец Николай умер».

Я действительно взял книги отца Николая. У него была собрана вся подборка журналов «Московской патриархии» с 1950-х годов до 2000-го года. Сейчас это настоящая библиотека – в те годы ЖМП печатал очень интересные статьи. Это история в лицах…

–В ту ночь, когда Вы не спали и прочли все Евангелие, что так Вас поразило в этой книге, в православной вере?

–Я нашел ответы на все вопросы, которые меня волновали: как произошел мир, как произошел человек. Эти ответы показались мне настолько убедительными, что не оставили и тени сомнения в моей душе. Потом уже меня поразила замечательная церковная среда в нашем соборе в Твери. Уходя из него, мне всегда хотелось вернуться поскорее вновь.

Я застал священников старой формации и видел, как они живут. Отец Николай уже в 7 утра (а я старался очень рано приезжать в храм, чтобы все подготовить к службе), облаченный, вынимал частички за всех своих родных, близких, по синодикам, написанным ими еще в 1950-е годы. Такую церковную выправку он имел! И мне очень хотелось быть причастным к этой жизни, хотя я думал, что этого не достоин.

Святейший Патриарх

–Мы есть то, что наши родители, учителя, наставники заложили в нас. Кто сформировал Ваш стержень?

Господь так в моей жизни все управил, что, окончив семинарию в июне, я уже в сентябре стал сотрудником Отдела Внешних Церковных Связей, сам об этом не помышляя. Перед окончанием семинарии я полгода провел в Финляндии, в университете в Йоенсуу, куда бы направлен от СПбДА для написания дипломной работы «Эсхатология в мировых религиях».

Вернувшись назад, я получил приглашение поехать на учебу в Грецию и с огромной радостью согласился, потому что почти 5 лет по 2–3 месяца проводил на Кипре в православном лагере как руководитель группы русских студентов, любил Кипр, учил новогреческий язык.

Вскоре меня вызвал к себе председатель ОВЦС митрополит Кирилл.

–Это была Ваша первая встреча со Святейшим Патриархом?

–Конечно, я и раньше его видел на богослужениях, но у меня ни разу не было даже возможности взять у него благословение. Митрополит Кирилл меня принял в своем кабинете, и я до сих пор помню наш разговор. Я шел на эту встречу с огромным трепетом. Я понимал, что познакомлюсь с человеком, которого вижу каждую субботу в передаче «Слово пастыря» и который вызывает у меня огромнейшее благоговение.

С первых же минут теплота приема рассеяла мое волнение. Помню: я, семинарист, захожу к нему в кабинет, он встает из-за стола и идет мне навстречу. Потом я узнал, что он всегда так делал, кто бы к нему ни приходил: будь то министр или простой семинарист. Манера общения митрополита, тембр его голоса, его речь настолько меня успокоили, что буквально через минуту мне казалось, что я знаю Владыку уже очень давно.

Он мне сказал, что перед поездкой в Грецию нужно потрудиться в службе коммуникаций ОВЦС. Я поступил на работу, но проработал всего месяц. После этого состоялась наша вторая встреча с митрополитом. Он вручил мне распоряжение, о том, что назначает меня своим личным референтом. Учеба в Греции отошла на дальний план. А моя жизнь стала связана с серьезными церковными послушаниями.

Святейший Патриарх – это человек, который из меня, простого семинариста, сделал монаха и священника. Желание стать монахом было абсолютно естественным для меня, я думал об этом в семинарии, старался вести соответствующий образ жизни, понимал, что для меня это единственный возможный путь служения Богу – всего себя всецело отдать на служение Церкви.

Может, я говорю сейчас «высоким штилем», но говорю искренне. Я был первым монахом, постриженным Святейшим Патриархом Кириллом после его избрания на престол московских Первосвятителей. Патриарх дал мне огромный опыт и величайшую возможность увидеть то, как нужно служить Церкви.

–Как?

–Самоотверженно и с полной самоотдачей, не жалея ни сил, ни здоровья. Так же, как трудится он. И зная, что все, если мы трудимся для Церкви, все находится в руках Божиих. Не смущаясь ничем, нужно трудиться, работать и верить, молиться и служить.

Рим и Россия

– На вилле Боргезе на памятнике Н.В.Гоголю выгравированы его слова: «О России я могу писать только в Риме. Только там она предстает мне вся, во всей своей громаде». Ваше отношение к России изменилось в Италии?

–Здесь я, как никогда раньше, начал понимать, что мы должны очень ценить то, что мы имеем в жизни. Сейчас, приезжая в Россию, я другими глазами смотрю на свою страну, на ее природу, на людей, на возможность искреннего братского общения с теми, с кем меня теперь разделяют тысячи километров.

Здесь с особой остротой я ощущаю, что, находясь за границей, в ином культурном пространстве, очень важно сохранять свою идентичность. И всегда помнить о том, кто мы, откуда мы, носителями какой великой культуры – православной культуры, в первую очередь, мы являемся.

– Один наш университетский профессор говорил, что Рим – единственный город, в котором он хотел бы прожить всю свою жизнь! Что значит Рим для Вас, жизнь в этом Вечном Городе?

– Когда я уезжал в Италию, то очень переживал. Если честно я думал: ну как я смогу после такой интересной и интенсивной жизни, которая у меня была в Москве, привыкнуть к неспешному ритму жизни в Италии. А главное, я был вынужден от себя оторвать огромный пласт моей жизни, который… мне казалось, что это есть вся моя жизнь.

Первый раз я посетил Вечный Город, сопровождая митрополита Кирилла в одной из его поездок. Рим сразу пленил меня своей красотой. Мы провели здесь три дня. Я сопровождал митрополита по официальной программе, но как только у меня появлялась свободная минутка, я выбегал из гостиницы и не мог надышаться римским воздухом. Я смотрел на живые камни, которые просто вопияли о христианской истории.

Я понимал, что стою на земле, на которой стояли некогда апостолы Петр и Павел и происходили важнейшие исторические события. И в первый же свой небольшой отпуск я на несколько дней прилетел в Рим и ходил, ходил, ходил по этим улочкам. Площадь Навоны, Пантеон – вот этот район города, где ты дышишь Римом. Так что Рим я всегда любил. Но одно дело приезжать сюда туристом, а другое – понимать, что едешь как минимум надолго.

И вот, оказавшись в Риме уже в новом качестве, я решил свой «переживательный период» побеждать в себе активным познанием Города, его истории и его удивительной красоты. Мне очень нравятся маленькие римские улочки, которые живут своей жизнью, я люблю ходить и наблюдать за тем, как простые итальянцы общаются друг с другом.

За первые два месяца пребывания в Риме я исходил его весь вдоль и поперек. И сейчас с закрытыми глазами ориентируюсь в историческом центре и показываю его гостям сам, не прибегая к помощи гидов. Я объехал почти всю Италию и могу сказать, что каждый город Италии – по-своему прекрасен, но Рим мне не сравнить ни с чем! Это такой город, который вам либо не нравится, либо вы в него влюбляетесь с головой.

San Pietro

–Ваше самое любимое место в Риме?

–Собор святого Петра. Я объясню почему. Когда я только был назначен настоятелем Екатеринского храма, то отец Филипп (Васильцев), мой предшественник, предложил мне вместе с ним пройти в собор святого Петра. Не туда, куда приходят туристы, а в крипту, где находятся мощи апостола Петра. И даже не в саму крипту, а за ее стеночку, в тыльную часть.

Мы спустились: отца Филиппа все знали, меня никто не знал. И вдруг произошло следующее: хранитель открыл ключом дверку, достал саркофаг, который я первый раз в жизни видел вблизи, дал его мне в руки и сказал: «Держи и молись». И мы вдвоем с отцом Филиппом пропели молебен апостолу Петру.

Я держал на руках величайшую святыню христианского мира, и за эти три минуты, которые мы пели, у меня перед глазами пронеслась вся моя жизнь. Я очень о многом тогда молился, и эта молитва меня сроднила с местом. Теперь всегда, когда я вижу собор святого Петра, то осеняю себя крестным знамением. И даже водитель, который меня везет мимо, как-то мне сказал: «Батюшка, как же Вы любите этот храм!»

Просто очень многое для меня связано с апостолом Петром. Наверное, это очень личное, о чем я сейчас говорю, но всегда, когда у меня есть свободное время, особенно вечерами я люблю ходить гулять по Городу и никогда не пройду мимо собора святого Петра. Всегда подойду как можно ближе, помолюсь, потому что для меня это место действительно особое.

И вообще Рим для православных людей – это не только один из центров христианской истории и не только очень красивый город, но это Святая Земля. Может быть, такая же святая, как Палестина.

Биография иеромонаха Антония (Севрюка) – с сайта www.patriarhia.ru Историческая справка о храме великомученицы. Екатерины и фильм «Русский дом на берегах Тибра» – с сайта http://www.stcaterina.org Фотографии – иеромонаха Антония (Севрюка), иеромонаха Авеля (Усачева), Жанны Будаевой.

Быть не просто проповедниками, но быть свидетелями нашей веры, являть её красоту другим людям призвал верующих Русской Православной Церкви, проживающих на италийской земле, епископ Богородский Антоний, управляющий приходами Московского Патриархата в Италии. Владыка Антоний, настоятель храма св. вмч. Екатерины в Риме возглавил совершаемую в нём на праздник Торжества Православия Божественную литургию.

В храме святой великомученицы Екатерины в Риме, расположенном в непосредственной близости от Ватикана, православное богослужение совершается уже более 10 лет. Построенный на вилле Абамелек на территории российского посольства, он служит окормлению верующих со всего бывшего Советского Союза – не только чадам Русской Православной Церкви, но и верующим грузинам, а также сербам, всем, кому русская духовная традиция не чужда. Настоятелем храма является управляющий приходами Московского Патриархата в Италии епископ Богородский Антоний, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Владыка Антоний после Божественной литургии и чина Торжества Православия, совершаемого в первое воскресение Великого поста, рассказал об истоках этого праздника, а также о том, что православные верующие, проживающие "на стране далече", несут особую ответственность, представляя нашу Святую Православную Апостольскую веру перед лицом инославных. Ведь итальянцы судят о нашей вере по нашим поступкам. Именно образ нашей жизни и должен являть собой главное свидетельство о вере.

"На самом деле Ваше свидетельство о вере происходит в повседневной жизни. Оно происходит в тех семьях, в которых Вы трудитесь, оно происходит на уровне общения с теми людьми, с кем Вы соприкасаетесь в этой жизни. И вот, глядя на нас, люди не редко впервые в своей жизни составляют понимание того, что такое Православная Церковь, что такое православная вера, кто такие православные христиане?"

Стоит отметить, что итальянцы, в основной массе, лишены предубеждений против русской духовной традиции, которые бытуют, например, среди католиков Польши. Реформы Второго Ватиканского собора некоторых наиболее консервативно настроенных итальянцев после духовных исканий побудили перейти в Православие, они стали прихожанами разных Поместных Православных Церквей, в том числе и Русской. Конечно, гораздо больше итальянцев приняли Православие после брака на русских, украинских, молдавских, румынских женщинах – смешанных союзов сейчас немало. Всё это вызывает повышенное внимание к православным со стороны католического духовенства – на местах иногда доброжелательное, иногда осторожное.

Римма Анатольевна Виска, прихожанка храма св. вмч. Екатерины в Риме (Италия): "Каждый наш поступок, он истолковывается и генерализируется. Мы здесь не сами по себе, а "в представлении" нашей Церкви. Ещё некоторое время назад для Ватикана мы были "подлыми схизматами". Перестали нас анафемствовать не так давно, лет 30 назад. Поэтому (родными) братьями мы ещё не стали, но двоюродными – да. Потому что верим во Христа, и друг другу пытаемся не навязывать своё видение вещей, а своей жизнью показывать, в чём состоит наша вера".

Контакты между выходцами из православных стран и итальянцами стали частым явлением начиная с 90-ых, и именно из этих частных встреч с православными людьми и складывается впечатление о нашей вере. Так, владыка Антоний рассказал о преподавательнице итальянского языка, которая восхищалась верой одной простой женщины, приехавшей на заработки в Италию из бывшего Союза.

Антоний, епископ Богородский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: "Она встретила одну православную женщину, которая помогала её семье. И она была удивлена тому подвигу, который эта женщина каждый день несла: долго молилась, читала утренние и вечерние молитвы. Во дни Великого поста, так как это не делали в итальянской семье, воздерживалась от скоромной пищи. И вот этот пример, сказала мне та женщина (преподавательница итальянского языка – прим. ред.), я пронесу через всю свою жизнь, потому что, глядя на неё, я поняла: вот Вы какие, православные! Как же Вы любите Бога, как Вы любите свою Церковь, как же Вы стараетесь исполнять те заповеди, которые на самом деле всем нам, без исключения, всем христианам дал Господь в одной и той же Библии".

Эти и другие примеры лишь говорят нам о том, что мы можем проповедовать свою веру не словами, гораздо больше о ней могут сказать наши дела. И это касается не только жизни православных в эмиграции. После ужасов, которые пережили наши верующие предки, наша Церковь в XX столетии, в XXI веке торжество Православия может и не наступить, или оно окажется мнимым без повседневного исповедания веры перед лицом окружающих самим образом нашей жизни.

Восточноевропейское бюро православного телеканала "СОЮЗ", Италия, Рим/