Презентация на тему способности по психологии. Существует несколько концепций способностей

Способности в структуре индивидуальности.Способности- индивидуальнопсихологические особенности,
являющиеся условием успешного
осуществления определенной
деятельности.
Деятельность является первой
пробой способностей и условием
их развития.
По Б.М. Теплову: способности - это то, что не
сводится к знаниям, умениям и навыкам, но
объясняет (обеспечивает) их быстрое
приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике.

Важным компонентом способностей
является повышенная мотивация к
соответствующей
деятельности. Она обеспечивает
интенсивную деятельность,
необходимую для развития
способностей.

Существует несколько концепций способностей

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ

По числу и
характеру
деятельности
Общие (умственные,учебные,
коммуникативные)
Специальные (математические, музыкальные)
По составу,
строению
Элементарные (ощущения, глазомер, муз.слух)
Сложные (учебные, трудовые, общения)
По
значимости
деятельности
По уровню
развития
Ведущая, занимающая главное значение в
деятельности
Вспомогательные, подчиненные
Репродуктивные (способность действовать
по образцу)
Творческие (способность создавать новое)

Тимы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные

Учебные способности определяют
успешность обучения и воспитания, усвоения
человеком знаний, умений, навыков,
формирования качеств личности.
Творческие способности способствуют
создание предметов материальной и духовной
культуры, производство новых идей, открытий
и произведений, словом - индивидуальное
творчество в различных областях
человеческой деятельности.

Интеллектуальная способность определяется как
индивидуально-своеобразное свойство личности,
являющееся условием успешности решения
определенной задачи (проблемы): способность
раскрывать значения слов, выстраивать
пространственную фигуру из заданных элементов,
выявлять закономерность в ряду чисел и
геометрических изображений и т.д.
Специальные способности определяют успехи
человека в специфических видах деятельности, для
осуществления которых необходимы задатки особого
рода и их развитие. К таким способностям можно
отнести музыкальные, математические,
лингвистические, технические, литературные,
художественно-творческие, спортивные и другие.

Уровни развития способностей и индивидуальные различия:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ЗАДАТКИ
СПОСОБНОСТИ
УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ

Формирование способностей. Развитие природных задатков.

Формирование способностей происходит на
основе врожденных задатков.
Задатки- врожденные анатомофизиологические особенности нервной
системы, мозга, составляющие природную
основу развития способностей.
В способностях неразрывно переплетаются
природное (задатки) и приобретенное
человеком в процессе деятельности
(социальное). Ведущую роль играет
социальный фактор.

Границы задатков по Лангмейеру

Зависимость музыкальных способностей у детей от музыкальной
одаренности родителей
Родители
Дети,%
Ярко выраженная
Совсем немумузыкальность
зыкальны
Оба музыкальны
85
7
Оба немузыкальны
25
58

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Ф
А
К
Т
О
Р
Ы
Характер деятельности
Внешняя среда
Внутренняя среда
Компенсация
Сензитивные периоды развития – периоды онтогенетического
развития, в которые развивающийся организм бывает особенно
чувствителен к определенного рода влияниям окружающей
действительности.

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Непосредственное общение младенца со взрослыми
Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве
Сюжетно-ролевая игра у дошкольников
Учебная деятельность младших школьников
Общественно полезная деятельность подростков
Профессионально-учебная деятельность в ранней юности
Трудовая деятельность в период взрослости (зрелости)

Индивидуальные особенности

Сила
нервных
процесс
ов
Уравнов
ешеннос
ть и
подвижн
ость
Воля и
коммун
икация
Мыслитель
ный
Художеств
енный
Смешанный
ТИПЫ
ЛИЧНОС

ЛИТЕРАТУРА Ю.Б. Гиппернрейтер. Введение в общую психологию. М., 1996, с Р.С. Немов. Психология. М., 1995, 1, С Ильин Е.П. Психология. – СПб, М., 2004, С Общая психология./ Е.И. Рогов. М., 1995, С Одаренные дети. / Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М., 1991.




Б.М. Теплов выделил следующие 3 признака понятия «способность»: 1. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. 2. Способности имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. 3. Способности не сводятся к ЗУНам, которые выработаны у человека.






Доказательства врожденности способностей 1) Проявление способностей в раннем детстве; Моцарт – способности обнаружились в 3 года, композитор Гайдн – 4 года, математик Гаусс – 4 года. 3-х летний Ким Юн Ван (Корея) бегло изъяснялся на 3 языках, играл в шахматы. В конце 3 месяца – 19 зубов. Первые слова – на 4 месяце, в 5 – ходить, 6 – самостоятельно гулять, в 7 месяцев – читать, писать, играть в шахматы. В начале 2-го года – говорить по- английски, через месяц – по-немецки, еще через 2 месяца – по- китайски.








Доказательства приобретенности способностей 1)Применение эффективных технологий обучения позволяет развивать способности у всех детей. В Москве учитель музыки М.П.Кравец обучал неспособных в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня музыкальной консерватории;










Многие ученые сходятся во мнении, что врожденными являются задатки, а способности приобретаются. Задатки - это особенности строения головного мозга, органов чувств, органов движения, данные каждому от рождения (задатки певца- голосовой аппарат; фотомодели- внешность и т.п.) Задатки являются врожденной основой способностей.












2.Виды способностей Существует несколько классификаций способностей. 1. По проявлению способностей во многих или одном виде деятельности: 1) общие способности, позволяющие успешно выполнять не одну, а несколько видов деятельности (умственные, практические, коммуникативные и др.); 2) специальные способности, позволяющие успешно выполнять определенный вид деятельности (музыкальные, кулинарные, технические и др.);












3. По масштабу развитости: 1) одаренность – высокий уровень развития способностей; 2)талант – уровень развития способностей, который позволяет осуществить глубоко оригинальную творческую деятельность; 3) гениальность – сочетание талантов, которое позволяет гению в определенной деятельности, имеющей мировое значение, определять историческую эпоху, культуру.









Гением надо родиться. Но рождаются они не всегда у талантливых родителей. А иначе бы дети гениев, тоже были бы гениями. Причем, во многих семьях из нескольких детей может быть один талантливым, а остальные просто обыкновенными. /Например, их всех братьев Толстых гениальным стал только Лев Николаевич, а из 14 братьев и сестер Менделеевых – только Дмитрий Иванович; из трех братье Павловых – только физиолог Иван Петрович/.
3. Понятие о структуре способностей. Структура педагогических способностей Способности человека к определенной деятельности представляют собой совокупность психологических качеств, имеющих сложную структуру. В этой структуре выделяются ведущие и подчиненные качества. Структура способностей – это набор психологических качеств, обеспечивающих успех в определенной деятельности.


Структура педагогических способностей Ведущие способности: - любовь к детям, - желание общаться с детьми, - коммуникативные – умения общаться, - академические – способность к преподаваемому предмету, - дидактические -способность делать учебный материал доступным детям, увлекать учебным материалом; - перцептивные - способность понимать детей, - содержательность и яркость речи, - организаторские способности и др. Вспомогательные: изобразительное, музыкальное, актерские и др.

Cлайд 1

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 6 класс МБОУ СОШ №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Cлайд 2

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Одному легко дается математика, другому – иностранные языки, третий пишет стихи, четвертый добивается успехов в спорте – а какие у тебя способности?

Cлайд 3

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА СПОСОБНОСТИ - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. ЗАДАТКИ - это природная предпосылка способности, физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.

Cлайд 4

ВИДЫ ЗАДАТКОВ ЧЕЛОВЕКА ВРОЖДЕННЫЕ ЗАДАТКИ – такие, которые проявляются уже при рождении ребенка. ПРИБРЕТЕННЫЕ ЗАДАТКИ формируются в процессе деятельности Например, математические способности: для того чтобы освоить высшую математику, необходимо обязательно знать элементарную. ВЫСОКИЙ РОСТ + РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ, ПОДВИЖНОСТЬ, БЫСТРОТА РЕАКЦИИ НЕЙТ РОБИНСОН - трёхкратный победитель конкурса по броскам сверху (2006, 2009 и 2010). При росте – 175 см.

Cлайд 5

ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА СПЕЦИАЛЬНЫЕ – проявляются в определенной сфере деятельности человека - музыке, математике, рисовании, спорте, технике и т.д. ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ обеспечивают успешное выполнение различных видов деятельности (таких, которые требуют проявления высокоразвитого интеллекта и напряженной умственной деятельности)

Cлайд 6

ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ТВОРЧЕСКИЕ – проявляются через создание человеком нестандартных, оригинальных продуктов деятельности. УЧЕБНЫЕ СПОСОБНОСТИ проявляются как быстрое и качественное усвоение знаний, формирование умений, однако не предусматривают оригинальности продуктов деятельности ИМПРЕСИОНИЗМ

Cлайд 7

ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ предусматривают наличие и преобладание в деятельности практического, наглядно-действенного мышления. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ связанны с функционированием в человека теоретического, абстрактного мышления Люди, обладающие этими способностями, склонны к научной деятельности МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВО

Cлайд 8

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА У одного человека возможно сочетание как общих, так и специальных видов способностей Примерами высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей является М.В. Гоголь, М.В. Ломоносов и др. Говорят, когда В. Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссером, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому – 30 лет, а третьему – 300 лет».

Cлайд 9

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННОСТЬ - наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека, качественно своеобразное, личностное сочетание способностей. ВАДИМ РЕПИН НАЧАЛ ИГРАТЬ НА СКРИПКЕ В 5 ЛЕТ

Cлайд 10

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ Талантливые ученые и писатели часто говорят, что главный залог их успехов - трудолюбие. Способность сидеть и работать, пахать. В мире высоких достижений побеждают не таланты, а пахари с талантом. ТАЛАНТ – высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях МАЙК ТАЙСОН – 10 раундов спарринга 6 дней в неделю + силовые тренировки с утра и до позднего вечера = является обладателем нескольких мировых рекордов, не побитых по сей день.

Cлайд 11

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СТИВЕН ХОКИНГ- один из наиболее влиятельных и известных физиков-теоретиков нашего времени и основоположников квантовой космологии. ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высший уровень интеллектуальной или творческой деятельности личности, который реально проявляется в выдающихся результатах и имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры. ГЕНИИ И ТАЛАНТЫ Делать легко то, что для других трудно - это талант. Делать то, что для других невозможно, - это гений. Анри Фредерик Амиель Гениальные люди - это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век. Наполеон Бонапарт Назначение гения в том, чтобы доставлять мысли, которые через двадцать лет станут достоянием кретинов. Луи Арагон

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 6 класс


СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Одному легко дается математика, другому – иностранные языки, третий пишет стихи, четвертый добивается успехов в спорте – а какие у тебя способности?


СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

СПОСОБНОСТИ - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

ЗАДАТКИ - это природная предпосылка способности, физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.


ВИДЫ ЗАДАТКОВ ЧЕЛОВЕКА

  • ВРОЖДЕННЫЕ ЗАДАТКИ – такие, которые проявляются уже при рождении ребенка.
  • ПРИБРЕТЕННЫЕ ЗАДАТКИ формируются в процессе деятельности Например, математические способности: для того чтобы освоить высшую

математику, необходимо

обязательно знать

элементарную.

НЕЙТ РОБИНСОН - трёхкратный победитель конкурса по броскам сверху (2006, 2009 и 2010). При росте – 175 см.

ВЫСОКИЙ РОСТ

РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ, ПОДВИЖНОСТЬ, БЫСТРОТА РЕАКЦИИ


ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

проявляются в определенной сфере деятельности человека - музыке, математике, рисовании, спорте, технике и т.д.

ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ обеспечивают успешное выполнение различных видов деятельности (таких, которые требуют проявления высокоразвитого интеллекта и напряженной умственной деятельности)


ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

ТВОРЧЕСКИЕ

проявляются через создание человеком нестандартных, оригинальных продуктов деятельности.

УЧЕБНЫЕ СПОСОБНОСТИ проявляются как быстрое и качественное усвоение знаний, формирование умений, однако не предусматривают оригинальности продуктов деятельности

ИМПРЕСИОНИЗМ


ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ связанны с функционированием в человека теоретического, абстрактного мышления Люди, обладающие этими способностями, склонны к научной деятельности

предусматривают

наличие и преобладание

в деятельности практического, наглядно-действенного мышления.

МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ

ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВО


СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

У одного человека возможно сочетание как общих, так и специальных видов способностей

Примерами высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей является М.В. Гоголь, М.В. Ломоносов и др.

Говорят, когда

В. Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссером, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому – 30 лет, а третьему – 300 лет» .


УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

ОДАРЕННОСТЬ - наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека, качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.

ВАДИМ РЕПИН НАЧАЛ ИГРАТЬ НА СКРИПКЕ В 5 ЛЕТ


УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

ТАЛАНТ – высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях

Талантливые ученые и писатели часто говорят, что главный залог их успехов - трудолюбие. Способность сидеть и работать, пахать. В мире высоких достижений побеждают не таланты, а пахари с талантом.

МАЙК ТАЙСОН –

10 раундов спарринга 6 дней в неделю + силовые тренировки с утра и до позднего вечера = является обладателем нескольких мировых рекордов, не побитых по сей день.


УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высший уровень интеллектуальной или творческой деятельности личности, который реально проявляется в выдающихся результатах и имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры.

СТИВЕН ХОКИНГ- один из наиболее влиятельных и известных физиков-теоретиков нашего времени и основоположников квантовой космологии.


ГЕНИИ И ТАЛАНТЫ

Гениальность и талантливость имеют не только свои плюсы, но и минусы. Одних подобные способности и успехи доводят до шизофрении, других до самоубийства, третьи впадают «в детство».

«…Люди думают, что они меня знают. Как бы не так. Ничего они не знают. Я ведь один из самых одиноких людей на свете. Иногда я из-за этого плачу. Это больно. Наверное, можно сказать, больно быть мною…».

МАЙКЛ ДЖЕКСОН


ГЕНИИ И ТАЛАНТЫ

Делать легко то, что для других трудно - это талант. Делать то, что для других невозможно, - это гений.

Анри Фредерик Амиель

Гениальные люди - это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век.

Наполеон Бонапарт

Назначение гения в том, чтобы доставлять мысли, которые через двадцать лет станут достоянием кретинов.

Луи Арагон

Одаренность – это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». В.Д. Дружинин

Одаренность - просто более высокий, чем у других, уровень способностей.

С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что одаренность означает вообще способность, а в качестве более высоких уровней одаренности выделял «талант» и «гениальность».

Н.С. Лейтес считает, что если при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности ребенок значительно отличается от сверстников по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов, можно говорить об одаренности.

П.И. Пидкасистый и В.Э. Чудновский понимают «одаренность как высокий уровень и качественно своеобразное сочетание способностей».

Уровень способностей

Задатки и способности

Задатки и способности

задатки - врожденные анатомо физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие

природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем… … Большая психологическая энциклопедия

Задатки - Задатки анатомо физиологические особенности нервной системы, служащие базой для

формирования тех или иных способностей. Задатки врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на… … Википедия

задатки - мн. (склонности) οἱ ἔξεις, ἡ διάθεση [ ις]: дурные задатки οἱ κακές δξεις· хорошие задатки τά προσόντα … Русско-новогреческий словарь

задатки - см. склонность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык.

З. Е. Александрова. 2011. задатки сущ., кол во синонимов: 1 … Словарь синонимов

Задатки - анатомо физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: 1. Типологические свойства

нервной системы, определяющие скорость образования временных… … Психологический словарь

задатки - мн. Anlagen f pl, Fähigkeiten f pl … Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

ЗАДАТКИ - ЗАДАТКИ, ов. Зачатки каких н. способностей, качеств. Хорошие з. Плохие з. Толковый

словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЗАДАТКИ - англ. disposition; нем. Anlagen. Врожденные анатомо физиологичес кие особенности

организма, гл. обр., его нервной системы и органов чувств, являющиеся органическими предпосылками развития способностей индивида, для чего необходима деятельность… … Энциклопедия социологии

задатки - мн. (склонности) disposition f, inclination f, aptitude f хорошие задатки bonnes inclinations дурные задатки mauvais instincts, mauvaises inclinations … Большой французско-русский и русско-французский словарь