Курсы специалист в сфере закупок 44 фз. Курс повышения квалификации «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ)

Обучение по 44-ФЗ в Москве | Профессиональная переподготовка по 44-ФЗ в Москве с выдачей Диплома

Программа обучения:

«Порядок управления закупочной деятельностью предприятий и организаций»

Г. Москва, ул. Кировоградская, д.11, Отель «SunFlower Парк» ****

Коротко о программе: профессиональная переподготовка по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Объем программы - 256 ак. часов. Очно-дистанционная форма. Первый модуль программы - очно (4 дня). Второй модуль программы - дистанционный (10 недель) через Портал дистанционного образования, без отрыва от работы, с любого компьютера. В рамках программы будут разобраны все изменения действующего законодательства (44-ФЗ и 223-ФЗ) на 2019 год. В рамках дистанционного модуля, предусмотрены практические занятия на ЭТП , а также практические задания, видео-уроки, промежуточные и итоговые тесты для контроля знаний.

Для кого данная программа: руководители контрактных служб заказчика, контрактные управляющие, специалисты контрактных служб, председатели и члены закупочных комиссий, участники торгов, руководители и специалисты отделов закупок корпоративных заказчиков.

По завершению программы слушателям выдается Диплом.

Вопросы программы:

Первый день, с 10:00 до 17:00

Последние изменения законодательства.

  • Сфера применения, субъекты регулирования закона «О контрактной системе..» в редакции от 29.12.2017 N 475-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ.
  • Специальные счета: для чего предназначены, где открывать.
  • Перечень банков уполномоченных на ведение специальных счетов и перечень банков, гарантии которых принимаются в госзаказе.
  • Режим использования специального счета при внесении обеспечения заявок.
  • Подписание документов усиленной квалифицированной электронной подписью.
  • Результаты отбора операторов электронных площадок: перечень. Начало функционирования по новым правилам. Функции и обязанности оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.
  • Единый реестр участников закупок.
  • Регистрация и аккредитация участников закупки. Необходимость предоставления паспортных данных.
  • Изменения требований к участникам закупки и порядка проверки соответствия указанным требованиям.
  • Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Способы закупки в контрактной системе.

  • Сроки и порядок перевода открытых и закрытых процедур определения поставщиков по 44-ФЗ в электронную форму.
  • Новые правила проведения открытых и закрытых электронных процедур.
  • Новый порядок применения антидемпинговых мер.
  • Обеспечительные меры в закупках: изменения размера и правил предоставления обеспечения заявки в 2019 г.
  • Новые требования при описании объекта закупок.

Второй день, с 10:00 до 17:00

Блок № 1: «Новое в системе государственных и муниципальных закупок на 2019 год. 44-ФЗ»

Схемы проведения процедур в электронной форме.

  • Схема проведения конкурса в электронной форме: сроки, требования к 1 и 2 частям, порядок рассмотрения и оценки, протоколы.
  • Схема проведения аукциона в электронной форме: сроки, требования к 1 и 2 частям, протоколы.
  • Схемы проведения запроса котировок и запроса предложений: требования к заявкам, протоколы.
  • Новые основания проведения закрытых процедур закупок. Особенности закрытых конкурсов и аукционов в электронной форме.
  • Изменения оснований для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • Типовые заявки, типовые документации, обязательные для применения заказчиками и (или) участниками закупки.
  • Государственные (муниципальные) контракты.

Правила заключения контракта по результатам электронной процедуры.

  • Протокол разногласий. Изменения требований к содержанию контракта.
  • Новые правила подготовки отчета о закупках у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
  • Новые возможности и правила заключения контракта с участником закупки, занявшим второе место.
  • Утверждение типовых условий контрактов.
  • Изменения правил предоставления отчетов об исполнении контрактов (этапов контракта), сроков размещения информации в реестре контрактов (5 р. дней).
  • Отражение в отчете об исполнении контракта информации о соответствии плану-графику: введение замкнутого цикла.
  • Новые правила рассмотрения жалоб: особенности рассмотрения жалоб и обращений от физических лиц.
  • Ответы на вопросы слушателей. Рекомендации.

Лектор: Емцова Оксана Анатольевна - к.э.н., эксперт преподаватель Института государственных закупок им. А.Б. Соловьева при Минэкономразвития России, преподаватель Высшей школы экономики, консультант Федеральных целевых программ и ряда проектов Мирового Банка.

Третий день, с 10:00 до 17:00

09:45 - начало регистрации слушателей. 11:00-11:30 - кофе-пауза. 13:00-14:00 - обед.

Положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с учетом изменений 2019 года:

  • Нормативное правовое регулирование в сфере корпоративных закупок.
  • Предмет и сфера применения законодательства о закупках.
  • Закупки, выведенные из-под действия Закона № 223-ФЗ.
  • Случаи не размещения сведений в ЕИС.
  • Реестр заказчиков и корпоративные системы закупок.

Требования антимонопольного законодательства при проведении закупок:

  • Антимонопольные требования к торгам: практика ФАС России, разъяснения и основные подходы.
  • Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
  • Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Организация закупочной деятельности заказчика: требования законодательства, внутренние структуры, задействованные в процессе закупок, комиссии, отделы закупок, взаимодействие подразделений.

  • Положение о закупках: утверждение, изменение, приведение в соответствие с требованиями Закона 223-ФЗ: требования к содержанию Положения о закупки, примерная структура, что учесть в Положении о закупках чтобы избежать спорных ситуаций.

Нормативное регулирование закупочной деятельности заказчика: внутренняя регламентация процессов, особенности, примеры, практика.

Подготовка к проведению закупки:

  • Анонсирование закупки и заявка на закупку.

Планирование закупок:

  • Бизнес -процесс планирования.
  • Порядок составления, формирования, согласования, защиты и корректировки плана закупок, плана закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
  • Запрет на дробление закупок.
  • Особенности планирования закупок у МСП: правила и последствия проведения оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки.
  • Эффективность в закупках.

Информационное обеспечение закупок, какая информация размещается в открытом доступе:

  • Требования к составу и содержанию документов, составляемых в ходе осуществления закупки.
  • Общие требования к осуществлению закупок:
  • Разновидности способов и форм закупки: условия выбора и порядок применения (конкурентные и неконкурентные).
  • Основания закупки у единственного поставщика.
  • Требования к участникам закупки, документальное подтверждение соответствия.
  • Коллективный участник.
  • Требования к НМЦ.
  • Рассмотрение о оценка заявок.
  • Обеспечение заявок: формы обеспечения, сроки внесения и возврата, удержания.
  • Обеспечение договора: формы обеспечения, сроки внесения и возврата, условия.
  • Антидемпинговые меры: как избежать демпинга на закупках, примеры описания в положения о закупках антидемпинговых мер.
  • Особые закупочные ситуации.

Алгоритм осуществления закупки:

Осуществление закупок путем проведения (сроки, особенности, последовательность действий):

  • Конкурса.
  • Аукциона/редукциона.
  • Запроса предложений.
  • Запроса котировок.

Правила подготовки и требования к содержанию Технических заданий в рамках закупок по 223-ФЗ:

  • Требования к Т.Р.У. - Технические регламенты, ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и т.д.
  • Лицензирование деятельности участников.
  • Термины - товарный знак и страна происхождения товара.
  • Порядок и особенности формирования лотов.
  • Правила описания Т.Р.У.
  • «Или эквивалент», когда можно не указывать «или эквивалент», параметры эквивалентности.
  • Типовые ошибки заказчиков при составлении ТЗ на закупку.
  • Разъяснения, связанные с подготовкой Технических заданий.

Преференции отечественным производителям, практика применения Постановления Правительства РФ 925.

Преференции МСП:

  • Переход на электронные закупки.
  • Особенности применения Постановления 1352, спорные вопросы и разъяснения.
  • Учет закупок у единственного поставщика у МСП.
  • Расчет минимального объема закупок у МСП и правила проведения закупочных процедур. Новая форма отчета, что изменилось, как составить.

Четвертый день, с 10:00 до 17:00

Блок № 2: «Новое в системе корпоративных закупок на 2019 год. 223-ФЗ»

10:00 - продолжение программы. 11:00-11:30 - кофе-пауза. 13:00-14:00 - обед.

Эффективная договорная работа:

  • Разработка условий договора, защищающих заказчика от недобросовестных поставщиков, исполнителей, подрядчиков.
  • Дробление в закупках по Закону 223-ФЗ.
  • Порядок заключения и исполнения договоров (формы договоров с протоколом разногласий и без него; возможность расторжения и изменения договоров).
  • Отказ от заключения договора.
  • Существенные условия договора, изменение условий договора, пролонгация.
  • Новые правила ведения реестра договоров.

Противоречия в Законе 223-ФЗ, спорные нормы.

  • Правовые последствия несоблюдения требований законодательства:
  • Результаты контрольных мероприятий 2018 года.
  • Обжалование действий заказчиков, основания обжалования, первая практика по новым правилам.
  • Ответственность должностных лиц по КоАП.
  • Новые составы правонарушений (планы ФАС).

Вопросы/ответы слушателей, рассмотрение практических ситуаций.

Лектор: Некрасова Наталья Романовна - эксперт-практик в области закупок, преподаватель Академии Росатома. Опыт работы в закупках 14 лет (Управление делами Президента РФ, Росавиация, ГК Росатом, ГК Внешэкономбанк). Публикации по вопросам применения законодательства о закупках. Обширная практика работы с заказчиками и поставщиками на всех этапах осуществления закупочной деятельности. Разработка внутренних нормативных документов, регламентирующих закупочную деятельность. Практика работы с ФАС России.

Стоимость участия в программе:

Полный курс профессиональной переподготовки (4 дня, 44-ФЗ и 223-ФЗ) + дистанционный модуль - 45 900 руб./чел.

Стоимость для групп от 2-х и более слушателей - 43 900 руб./чел.

В стоимость входит: профессиональная переподготовка, кофе-паузы, обеды, канцелярские принадлежности, методические материалы, возможность дальнейшего обучения через Портал дистанционного образования (в т.ч. практические тренинги на ЭТП), Диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации.

Выберите город: Москва Челябинск Новосибирск Самара Казань Омск Волгоград Санкт-Петербург Красноярск Пермь Воронеж Уфа Нижний Новгород Ростов-на-Дону Екатеринбург

Спецкурс по Госзакупкам 44-фз. Получи сертификат и выигрывай тендеры! Путешествуя по просторам Интернета, вы можете найти множество пояснений относительно Федерального закона № 44 и большое количество откликов тех, кто занимается Госзакупками и его активно применяет. Однако, все сходятся в одном, заниматься этим делом, не имея специального образования очень сложно. Речь не идет о многолетнем обучении в ВУЗе, большинство успешных профессионалов, как среди поставщиков, так и среди тек кто занимается непосредственно закупками отдают предпочтение курсам. Наш Учебный центр «Ценный опыт» разработал и предлагает слушателям выбрать удобную форму обучения в соответствии с вашим графиком. Вы сможете пройти курс очно в Москве, заочно или дистанционно по теме 44-фз.

Курс рассчитан как на новичков, так и на тех, кто хочет повысить свою квалификацию и стать успешным профессионалом. В процессе обучения вы узнаете, правила оформления пакета документов на участие в тендерах; о контрактной системе в сфере Госзакупок; научитесь правильно составлять заявки; самостоятельно участвовать в торгах по 44-фз; заключать контракты. Словом, мы откроем перед вами секреты мастерства, а если вы уже обладаете некоторым опытом работы в данной сфере, вы получите возможность повысить свою квалификацию. Хотелось бы обратить внимание, что в курсе подробно разобраны типовые ошибки участников торгов и правила подачи жалоб в ФАС. Трудно не согласиться, что учиться лучше на чужих ошибках. Ниже мы приводим основную информацию, которая будет востребована для работы по 44-фз.

Федеральный закон 44-фз о закупках в редакции 2017 года включает 8 глав и 120 статей. В 2018 году 44-фз ждут дополнения и поправки, находящиеся в стадии разработки. Обращаем ваше внимание, что законодательство, работающее в сфере Госзакупок, включая 44-фз, фактически является одним из самых динамично совершенствующихся законодательных актов. В 2017 году в него было внесено тринадцать изменений в период с февраля по декабрь. Годом ранее количество изменений и поправок составило четырнадцать.

Коротко о Федеральном законе 44-фз.

Закон был разработан таким образом, чтобы все стороны, участвующие в процессе четко понимали регламент и умели правильно выстроить и регулировать контрактные отношения в сфере Госзакупок товаров и услуг при обеспечении государственных и муниципальных запросов.

Какие положения обязательно нужно знать о Законе 44-фз:

  • Участники должны иметь право поставлять товары и услуги в соответствии с требованиями Законодательства РФ
  • Поставщик не может проходить процедуру ликвидации или банкротства на момент участия в процессе и деятельность компании не приостановлена в соответствии с законами РФ
  • Все вопросы, касающиеся своевременных выплат по налогам и сборам не обременены долгами
  • Поставщик не может иметь судимости в части экономических преступлений
  • Отсутствует конфликт интересов в части 44-фз
  • Поставщик не является офшорной компанией.

Рассмотрим основные формы закупок в соответствии с законом 44-фз:

  • электронный аукцион, главная особенность которого состоит в том, что торги производятся на снижение стартовой максимальной цены. Выигрывает тендер тот из участников, который обозначает самую низкую цену
  • открытый конкурс, как и электронный аукцион, является основным видом Госзакупок проводимых по 44-фз. Участие в такой форме закупок очень сложна не только для начинающих, но и для профессионалов с опытом, так как характеризуется сложной процедурой подготовки заявок и субъективностью в оценке заявок на участие заказчиком
  • запрос котировок, здесь важно подчеркнуть, что стартовая цена, она же максимальная, составляет менее 500 000 рублей; вся информация о закупке товаров или услуг размещаются извещением в открытом доступе на официальном сайте закупок, а поставщиком становится участник, предложивший минимальную контрактную цену
  • запрос предложений, это вид закупок, при котором выигрывает поставщик, предложивший окончательное и самое выгодное предложение. Этим запрос предложений отличаются от электронного аукциона, где контракт на поставку по 44-фз получает предложивший лучшую цену.

Условия проведения Госзакупок:

  • Заключение контрактов на закупки товаров и услуг производятся на специальном сайте;
  • Важным условием участия для поставщика является обязательное прохождение аккредитации через электронные торговые площадки, а заказчик регистрирует свои данные в системе;
  • На основании 44-фз заказчик подписывает контракт с поставщиком, предоставившим самые выгодные для заказчика условия. Обе стороны выполняют взаимные обязательства только на основании этого контракта;
  • Поисковая система сайта Госзакупок дает возможность всем участникам – потенциальным поставщикам товаров и услуг найти наиболее интересные и релевантные заказы и стать участниками торгов

Как можно видеть, разобраться в хитросплетениях Федерального закона № 44 не так просто, и предлагаемая нами программа курса поможет вам в этом. Многие положения 44-фз требуют тщательной проработке и возможности получения ответов на целый ряд вопросов без потери времени на поиски ответов в онлайн и офлайн источниках. Кстати, рекомендуем поставщикам обучение Госзакупкам с нуля, а заказчикам - обучение по 44-фз.

Наш курс по Госзакупкам 44-фз. Основные требования к специалистам. Приглашение к участию в нашей обучающей программе по специально разработанному курсу 44-фз не случайно. В сфере Госзакупок всего две специальности. Но к ним относится широкий и требующий обязательного исполнения перечень условий. Мы хотим представить вам информацию о том, что нужно знать о профстандартах в сфере Госзакупок.

Любая сфера профессиональной деятельности, требующая специальных знаний и подготовки, одним словом, квалификации, подпадает под понятие «профстандарт». В период формирования закупочной комиссии также применяются профстандарты. Специалисты прошедшие профессиональную переподготовку, обладающие современными знаниями и использующие передовой инструментарий в сфере закупок всегда имеют приоритетное положение.

В 2017 году было принято ряд положений, придавших оценке соответствия профстандарту большее значение, чем это было в 2016 году, когда участнику процесса (заказчику и поставщику) было вполне достаточно обладать элементарными знаниями по размещению заказа и придерживаться соответствующих правил. В 2018 году ситуация кардинально изменилась и специалист по закупкам, в соответствии с профстандартом, обязан иметь документ, подтверждающий его образование в контрактной области.


Специалисты по закупкам должны пройти обучение по 44-ФЗ. Это не прихоть заказчиков, а требование закона. Вариантов обучения работе по 44-ФЗ существует множество. Подробнее о них расскажем в статье.

Обязательное обучение по 44-ФЗ

По рекомендациям Минэкономразвития контрактные управляющие, руководители и специалисты контрактных служб должны пройти обучение по закупкам 44-ФЗ. А именно прослушать курсы «Управление государственными и муниципальными закупками» (объемом не менее 108 часов) или пройти профессиональную подготовку (не менее 250 часов).

Что входит в обучение специалистов по 44-ФЗ

Обучение контрактного управляющего по 44-ФЗ охватывает все аспекты госзаказа. Специалисты изучают работу в ЕИС, размещение и изменение документации, составление планов и планов-графиков, выбор способа определения поставщика, регламенты проведения закупочных процедур, подготовку отчетности и многое другое. Также во время обучения учат работать с поставщиками, представителями контролирующих органов и другими участниками закупок.

Обратите внимание, что с 2017 года нельзя работать специалистом по закупкам, имея лишь сертификат контрактного управляющего, который выдается после прохождения краткосрочных курсов.

Где можно пройти обучение по 44-ФЗ с выдачей удостоверения

Пройти обучение в сфере закупок по 44-ФЗ можно на базе университетов. Оно бывает очным и заочным. Курс лекций обычно идет 8-11 дней. К преимуществам такого вида обучения по торгам 44-ФЗ отнесем возможность задавать вопросы непосредственно преподавателю, общаться с коллегами. Однако есть и недостатки. Один из них - трата времени и повышенная стоимость оффлайн обучения.

Можно выбрать дистанционное обучение госзакупкам по 44-ФЗ. Оно стоит дешевле и занимает гораздо меньше времени. Как правило, участникам предоставляют записи вебинаров, посмотреть которые можно в любое время.

Мы предлагаем качественное обучение по 44-ФЗ с выдачей диплома. Наши преимущества:

  • удобный график занятий;
  • несколько форматов на выбор;
  • выдача удостоверения по обучению 44-ФЗ;
  • соответствие программы рекомендациям Министерства экономического развития и Министерства образования и науки;
  • опытные лекторы, работающие в сфере закупок в течение нескольких лет;
  • выгодное соотношение цена / качество;
  • более 3 тыс. довольных учеников со всей страны;
  • отсутствие посредников;
  • обучение не только специалистов по закупкам, но и поставщиков;
  • учет всех изменений в законодательстве.

Также есть вариант самостоятельного обучения по 44-ФЗ, но он может выступать только как дополнительное образование. На сайте ЕИС в разделе «Документы» пользователям доступны:

  • актуальные версии Федеральных законов в сфере закупок;
  • постановления и распоряжения Правительства;
  • разъяснения Минэкономразвития;
  • обучающие материалы (руководства пользователя, видео-ролики и т.д.)

Судебная практика

В примере из судебной практики мы покажем, почему отсутствие обучения по 44-ФЗ не освобождает контрактного управляющего от ответственности. Рассмотрим решение Яшалтинского районного суда от 25.07.2017 по делу № 12-11/2017. Заказчик и участник заключили контракт на реконструкцию под детский сад здания ФБУ «Яшалтинская госпитальная колония Управления федеральной службы исполнения наказания Республики Калмыкия». Госконтракт был успешно исполнен. Однако отчет в ЕИС так и не разместили. Позже он появился в системе, но с опозданием на 288 дней.

Обязанность по размещению отчетов лежала на контрактном управляющем. После проверки прокурор возбудил дело об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. Его направили в Управление ФАС для рассмотрения по существу. Постановлением руководителя Калмыцкого УФАС России контрактного управляющего признали виновным в совершении административного правонарушения. Его оштрафовали на 15 тыс. руб.

С наказанием специалист не согласился и обратился в суд с жалобой. Он сделал упор на том, что контрактный управляющий и работники контрактной службы должны иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок. Его на должность назначили по распоряжению Главы Яшалтинского РМО. При этом профильного образования у специалиста нет. По его мнению, решение о возложении обязанностей контрактного управляющего на лицо, не имеющего высшего профессионального или дополнительного образования в сфере закупок, само по себе является недействительным.

Однако суд решил по-другому. По его мнению, действия специалиста правильно квалифицированы по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. Он находился в должности контрактного управляющего и не разместил в ЕИС отчет, что является его прямой обязанностью. В итоге жалобу удовлетворять не стали.

Для того чтобы сегодня оставаться успешным и востребованным специалистом на рынке труда, необходимо совершенствовать свой деловой статус, или, говоря иначе, постоянно повышать уровень своих профессиональных компетенций. Существенную роль в этом вопросе может сыграть получение дополнительного профессионального образования.

На сегодняшний день различные виды дополнительного профессионального образования посредством реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) осуществляет широкий ряд государственных и негосударственных образовательных учреждений, предлагающих образовательные услуги для специалистов бюджетной сферы, а также коммерческих (внебюджетных) организаций.

В настоящей статье рассмотрен порядок и сроки прохождения обучения с целью повышения квалификации специалистами контрактной системы в сфере государственных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также порядок повышения квалификации государственных гражданских служащих по ряду дополнительных профессиональных образовательных программ, в том числе в области контрактной системы в сфере закупок.

Рассмотрим подробнее, что же из себя представляет повышение квалификации.

Повышение квалификации - это прежде всего обучение специалистов, направленное на обновление теоретических знаний и практического опыта в связи с повышением требований к уровню имеющейся квалификации, а также необходимостью освоения специалистами современных методов решения стоящих перед ними профессиональных задач.

Кроме того, в отдельных случаях повышение квалификации - законодательно обусловленная необходимость.

Так, ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. В данном случае речь идет об обязательном повышении квалификации в соответствии с требованиями законодательства РФ (например, медицинских, педагогических и некоторых других категорий работников).

Что же касается обучения специалистов, занятых в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отметим, что в самом Федеральном законе № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) есть норма о преимущественном включении в состав комиссии заказчика лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок (ч. 5 ст. 39 ФЗ № 44).

Отметим, что повышение квалификации специалистов, в том числе в сфере государственных закупок, может проводиться с отрывом от работы, без отрыва от работы (в случае применения образовательным учреждением технологии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (ДОТ), с частичным отрывом от работы, а также по индивидуальным формам обучения.

Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной образовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

Стоит также обратить внимание на ч. 23 ст. 112 ФЗ № 44, согласно которой до 1 января 2017 г. работником контрактной службы (контрактным управляющим) может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, то есть лицо, проходившее обучение согласно действовавшему до 1 января 2014 г. Федеральному закону от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Порядок повышения квалификации в области государственных закупок, а также выдача удостоверяющих прохождение указанного вида обучения документов находятся в ведении государственных надзорных органов и регламентированы соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, согласно п. 1 ч. 10 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. С 1 сентября 2013 г. документом, подтверждающим повышение квалификации, является удостоверение о повышении квалификации.

В начале текущего года в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок, а также надлежащего исполнения и развития норм ФЗ № 44 (в частности ст. 9 названного закона) Министерством образования и науки РФ совместно с Министерством экономического развития РФ были представлены предложения по формированию системы подготовки кадров и государственной аттестации в сфере закупок.

Совместным письмом Минэкономразвития РФ № 5594-ЕЕ/Д28и и Минобразования РФ № АК-553/06 от 12 марта 2015 г. в адрес организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным программам повышения квалификации в сфере закупок, были направлены Методические рекомендации по реализации дополнительных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее - Методические рекомендации).

В письме отмечено также, что Методические рекомендации могут быть использованы заказчиками при закупке ими образовательных услуг.

Что касается сроков и периодичности прохождения обучения с целью повышения квалификации, отметим следующее.

Согласно действовавшему ранее Постановлению Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника. При этом периодичность прохождения отдельными специалистами повышения квалификации устанавливалась работодателем самостоятельно.

Относительно дополнительных образовательных программ, в соответствии с которыми образовательными учреждениями осуществляется обучение (повышение квалификации), следует отметить, что такие программы разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями самостоятельно с учетом требований действующего законодательства к уровню подготовки специалистов соответствующей области. Кроме того, при разработке программ повышения квалификации образовательные учреждения, как правило, ориентируются на объективный уровень потребностей заказчиков, направляющих своих сотрудников на обучение.

Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в сфере закупок рекомендовано реализовывать в очной и очно-заочной форме (п. 2.5 Методических рекомендаций).

Реализация программ повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (п. 14 ст. 76 ФЗ № 273).

Примечательно, что ни ФЗ № 44, ни ФЗ № 273 не содержат требований относительно объема часов, минимально необходимого для повышения квалификации специалистов контрактной системы в сфере закупок. Однако обратимся к приказу Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (далее - Приказ № 499).

В п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее - Порядок), утвержденного Приказом № 499, говорится о том, что срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе; при этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов.

В то же время в п. 2.3. Методических рекомендаций содержится указание на то, что минимальный срок освоения программ вне зависимости от используемых технологий обучения рекомендуется устанавливать в объеме не менее 108 академических часов (за исключением реализации образовательных программ в целях обучения руководителей организаций - заказчиков, для которых минимальный срок обучения по таким программам может быть снижен до 40 часов).

Кроме того, итоговую аттестацию по программам повышения квалификации рекомендуется предусматривать в форме экзамена (тестирования) и (или) защиты итоговой работы (за исключением реализации образовательных программ для руководителей организаций - заказчиков, для которых итоговую аттестацию рекомендуется предусматривать в форме экзамена (тестирования).

Требования к содержанию, объему и структуре итоговых работ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 4.4. Методических рекомендаций).

Что касается повышения квалификации государственных служащих, обратимся к ч. 5 ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», где установлено, что повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. В связи с тем, что законодателем не установлено иное, на такую периодичность нужно ориентироваться и при направлении на обучение с целью повышения квалификации государственных гражданских служащих, занятых в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, Постановлением РФ от 06.05.2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее - Постановление № 362) утверждены государственные требования в том числе к повышению квалификации государственных гражданских служащих (далее - Требования).

Так, в указанных Требованиях отмечено, что повышение квалификации гражданских служащих может осуществляться в целях освоения ими актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности. Объем освоения обучающимися дополнительной профессиональной программы в этом случае может составлять от 18 до 72 академических часов.

При этом абз. 2 п. 17 Порядка, утвержденного Приказом № 499, определено, что для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Если же в отношении гражданских служащих возникает необходимость комплексного обновления знаний по ряду вопросов в установленной сфере их профессиональной служебной деятельности, повышение квалификации должно быть осуществлено в объеме от 73 до 144 аудиторных часов.

Примечание. Аудиторная работа - разновидность контактной работы обучающихся с преподавателем, включает в себя занятия лекционного вида и (или) занятия семинарского вида, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации обучающихся (п. 2.5 Методических рекомендаций).

Таким образом, в зависимости от выбранной разновидности повышения квалификации объем освоения обучающимися, являющимися государственными гражданскими служащими, дополнительных профессиональных образовательных программ может составлять от 18 до 144 академических часов.

По окончании обучения лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 3 ст. 60 ФЗ № 273).

Таким образом, при отсутствии федеральных государственных стандартов и требований в отношении дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд образовательные учреждения, на базе которых осуществляется повышение квалификации, наделены правом самостоятельной разработки содержания указанных программ с различным количеством учебных часов. Однако при этом необходимо учитывать, что в соответствии с принятыми Методическими рекомендациями минимальный срок освоения таких программ должен составлять не менее 108 часов (за исключением случаев, о которых говорилось выше).

Подводя итоги всему сказанному, можно сделать вывод о том, что программы повышения квалификации в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд объемом 72 часа подходят только для обучения специалистов компаний-поставщиков. Для специалистов организаций-заказчиков, в том числе специалистов, являющихся государственными гражданскими служащими, проходящими обучение по дополнительным образовательным программам, должно быть предусмотрено повышение квалификации объемом не менее 108 часов (для руководителей - не менее 40 часов).

Кроме того, в связи с интенсивным уровнем изменения российского законодательства, в том числе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, необходимо своевременное и качественное обновление знаний специалистов соответствующей сферы. Поэтому повышение квалификации действующего кадрового состава рекомендуется осуществлять не реже одного раза в три года.

Чтобы продолжать оставаться востребованным специалистом, необходимо повышать уровень профессионализма, совершенствовать собственный деловой статус. Значительную роль в этом процессе играет дополнительное образование.

Особенности повышения квалификации в сфере закупок

Дополнительное образование специалистов направлено на обновление их теоретических знаний и имеющихся у них практических навыков. Его необходимость обуславливается возрастающими требованиями к профподготовке сотрудников. В ТК (196 статья, ч. 4) предусмотрена обязанность нанимателя направлять специалистов на курсы повышения квалификации. По 44-ФЗ, при формировании комиссии заказчика преимущественным правом включения в нее пользуются лица, прошедшие профессиональную переподготовку. Она может выполняться как с отрывом от непосредственной деятельности, так и без него. В последнем случае специалисты проходят дистанционные курсы повышения квалификации. Переподготовка может также осуществляться с частичным отрывом от основной деятельности и по индивидуальным программам дополнительного образования. Последние разрабатываются с учетом специфики профессиональной деятельности конкретного сотрудника.

Важный момент

До 1 января 2017 г. в качестве сотрудника контрактной службы (управляющего) может выступать субъект, имеющий основное или дополнительное профобразование по соответствующей специальности. Другими словами, он должен пройти специальное обучение. По 44-ФЗ, организация дополнительного образования специалистов, а также выдача соответствующих документов о его прохождении находится в ведении надзорных госорганов. В качестве подтверждающих бумаг выступает удостоверение или диплом.

Система дополнительного образования

Обучение по 44-ФЗ осуществляется в рамках единой госполитики, ориентированной на подготовку специалистов С целью обеспечения надлежащего исполнения законодательных требований Минобрнауки совместно с Минэкономразвития представило предложения по созданию эффективной системы подготовки сотрудников и их В общем письме указанных министерств, адресованном учреждениям, ведущим образовательную работу по дополнительным программам, были отправлены Методические рекомендации. В них была разъяснена система, по которой должно осуществляться повышение квалификации по 44-ФЗ. В письме также отмечалось, что указанные Методические рекомендации могут применяться заказчиками при приобретении ими образовательных услуг.

Срок действия по 44-ФЗ

В соответствии с ранее действовавшим правительственным Постановлением № 610 от 26.06.1995 г., переподготовка осуществляется по мере необходимости. Однако при этом повышение квалификации по 44-ФЗ должно выполняться не реже 1 раза в 5 лет в течение всей профессиональной деятельности специалиста. Для отдельных сотрудников наниматель вправе устанавливать иные периоды. В п. 2.8 Рекомендаций указывается, что повышение квалификации по 44-ФЗ следует осуществлять по мере необходимости. При этом переподготовку целесообразно проводить не реже 1 раза в 3 года. Данная рекомендация относится ко всем категориям специалистов.

Дополнительные программы

Они разрабатываются и утверждаются учреждениями, ведущими образовательную работу, самостоятельно. При этом учитываются требования законодательства, предъявляемые к уровню подготовки сотрудников, задействованных в соответствующей области. Повышение квалификации по 44-ФЗ рекомендовано осуществлять в очно-заочной форме. Реализация программ ориентирована на совершенствование либо получение новой компетенции, необходимой для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Результаты освоения программ определяются итоговой аттестацией специалистов.

Продолжительность переподготовки

Следует сказать, что нормами четко не установлено, сколько должно длиться повышение квалификации по 44-ФЗ. 120 часов считается оптимальным периодом, который устанавливается учреждениями, ведущими образовательную деятельность. Для разъяснения этого вопроса следует обратиться к Порядку организации и осуществления переподготовки, утвержденному Приказом Минобрнауки № 499 от 01.07.2013 г. В пункте 12, в частности, устанавливается, что минимальная продолжительность курсов должна обеспечивать возможность получения планируемых результатов, заявленных в программе. При этом длительность переподготовки не должна быть меньше 16 ч. вместе с этим в п. 2.3 Методических рекомендаций присутствует указание на то, что минимальную продолжительность освоения программ надлежит устанавливать в объеме не меньше 108 академических часов. Исключение составляют случаи, когда повышение квалификации по 44-ФЗ проходят руководители предприятий-заказчиков. Для них длительность освоения программ может быть уменьшена до 40 ч. Итоговую аттестацию рекомендовано предусматривать в форме тестирования (экзамена) либо защиты дипломной работы. Требования к ее объему, содержанию и структуре устанавливаются учреждением, ведущим образовательную деятельность.

Переподготовка госслужащих

Для правильного понимания продолжительности повышения их квалификации следует обратиться к ФЗ № 79. В 62 статье (часть пятая) устанавливается, что переподготовка гражданских служащих проводится по мере необходимости. При этом рекомендуется отправлять сотрудников в учреждения допобразования не реже 1 р./3 г. Поскольку в законодательстве иная периодичность не установлена, при направлении специалистов, занятых в сфере закупок для удовлетворения муниципальных и государственных нужд, на обучение следует ориентироваться на указанный период. Правительственным постановлением № 362 от 06.05.2008 г. утверждены государственные требования к переподготовке и стажировке гражданских госслужащих. В них, в частности, отмечается, что повышение квалификации может проводиться для изучения сотрудниками актуальных изменений в определенных вопросах, касающихся их профессиональной деятельности. В таком случае объем освоения может составлять 18-72 ак. ч. В абзаце 2 17-го пункта Порядка, утвержденного по Приказу № 499, установлено, что при любом виде аудиторных занятий длительность академического часа 45 мин. Если необходимо комплексное обновление знаний по некоторым вопросам, касающимся профессиональной деятельности служащих, объем освоения должен составлять 73-144 ак. ч.

Примечание

Аудиторной называют вид контактной работы студентов с преподавателем. Она включает в себя лекционные занятия и семинары, групповые консультации либо индивидуальное обучение. В нее также входят аттестационные испытания (промежуточные и итоговые).

Выводы

В зависимости от выбранного вида переподготовки (дистанционные курсы повышения квалификации или академическая работа), продолжительность освоения программ может быть в пределах 18-144 ч. По завершении занятий специалистам, успешно прошедшим аттестацию, выдаются соответствующие документы. Их образцы самостоятельно определяются учреждениями, ведущими образовательную деятельность.

Программа

Во многих крупных городах действуют учреждения, в которых можно пройти повышение квалификации по 44-ФЗ (Санкт-Петербург, например). В программу могут включаться следующие разделы:

1. Работа аукционной, конкурсной, котировочной комиссии заказчика. Ответственность уполномоченных лиц по КоАП и основные правонарушения.

2. Планирование закупок в рамках контрактной системы (последние изменения):

  • Признание необоснованности.
  • Новые требования к форме и содержанию планов-графиков. Правила утверждения, формирования и внесения изменений.
  • Порядок расчета общегодового объема закупок.
  • Нормирование. Установление требований к продукции, работам и услугам либо нормативных затрат.
  • Необходимость указания в плане, уведомлении, графике, контракте и прочей документации идентификационного кода.

3. Способы закупок. Особенности неторговых и торговых операций.

4. Прочие процедуры: ограничения и возможности.

5. Максимальная (начальная) стоимость контракта. Необходимость внесения в базу сведений о складывающихся на рынках и размещаемых заказчиками ценах на продукцию, услуги, работы.

Разработка техзадания:

  1. Основные недочеты и ошибки. Обнаружение ловушек в техзаданиях на основе сложившейся практики.
  2. Специфика противодействия сверхсокращенным срокам поставок в закупочной документации.
  3. Ошибки при образовании контрактных служб и комиссий.
  4. Практика обнаружений нарушений в ходе допуска/не допуска участников.
  5. Признаки слепых закупов во время переходного периода формирования контрактной системы.

В программу могут быть включены и иные разделы.

Заключение

При отсутствии федеральных гостандартов и нормативных требований в отношении дополнительных программ профобразования сотрудников контрактных служб организации, на базе которых осуществляется повышение квалификации по 44-ФЗ (в Москве или ином другом городе), обладают правом самостоятельно разрабатывать их содержание, устанавливая различную продолжительность их освоения. Однако учреждениям необходимо учитывать, что, согласно принятым Методическим рекомендациям, оптимальный период для проведения переподготовки составляет не меньше 108 ч., кроме установленных законом исключений. Специалисты отмечают, что программы, объем которых 72 ч., подходят для специалистов предприятий-поставщиков. Для организаций-заказчиков продолжительность повышения квалификации должна быть не меньше 108 ч., а для руководителей - не менее 40 ч. В настоящее время отмечается интенсивное изменение отечественного законодательства. Периодически вносятся корректировки и дополнения в действующие нормы, в том числе, регламентирующие сферу закупок для обеспечения муниципальных и госнужд. В этой связи необходимо своевременно и качественно обновлять знания специалистов, занятых в этой области. В соответствии с этим, повышение квалификации кадрового состава рекомендовано проводить не реже 1 р./3 года. Это обеспечит надлежащий уровень профессионализма специалистов