Учимся различать деревья и кустарники зимой урок. Учимся различать деревья и кустарники зимой

19.08.2015 5215 0

Цели: продолжить формирование умения и зимой определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней; учить пользоваться раздаточным материалом; развивать познавательный интерес учащихся к изучению окружающего мира.

Оборудование: таблица «Силуэты деревьев и кустарников».

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Учитель читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника».

«Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им бе­лоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябину, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются…»

– Как зима украсила деревья?

– А можно ли зимой различать деревья и кустарники? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

II. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 44–45).

– Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. Какие деревья вы видите? Как вы узнали эти деревья? По каким признакам?

– Что такое крона дерева? (Крона дерева – это его верхняя разветвленная часть.)

– Рассмотрим крону каждого из деревьев. Чем они похожи? Чем отличаются?

– У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи.

У дуба могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах.

Ветви клена прямые, крепкие.

У липы ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.

У тополя веточки будто бы устремлены ввысь.

Рябина – небольшое дерево с ажурной кроной. Ее нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.

– Растут ли эти деревья в нашем крае?

2. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а «Как узнать дерево по плодам?».

– А как можно отличить деревья по плодам? Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Давайте вместе опишем внешний вид плодов деревьев.

– Плоды липы – орешки размером с горошину – «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. У разных липовых «вертолетиков» разное число плодов-«пассажиров». У одних под крылом висит один плод, у других – два или три, а у некоторых – пять, шесть и даже больше. И самое интересное, что вырастают они на одной липе.

У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой – прямой и толстый.

У рябины – гроздья оранжевых ягод.

У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка.

Плод березы напоминает бабочку. Семя находится в середине, а два овальных крылышка – по бокам.

Плоды дуба – желуди.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Считалочка

Возле школьного крыльца

Посадили деревца:

Вера – вербу, ясень – Вася,

Слава – сливу, Клава – клен…

Ты работал – оставайся.

Ты ленился – выйди вон.

3. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.

Учитель читает рассказ «Как зимой узнать деревья?».

– Красив ли зимний сад?

– Можно ли отличить яблоню от вишни?

– Можно ли сирень отличить от черемухи?

– Эти растения отличаются не только по силуэтам, но и по почкам.

4. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а «Как узнать дерево по почкам».

– Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 45. Ветви с почками каких деревьев здесь нарисованы? (Ответы детей.)

– Как отличить калину от ольхи? (Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Их верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки у ольхи. Каждая сидит на особой ножке, как на подставке.)

– Как отличить иву от черемухи по их почкам? (У всех видов ив почки прикрыты всего одной гладкой чешуйкой, напоминающей колпачок. Черемуху нетрудно узнать по острым, как шило, почкам, плотно прижатым к ветвям.)

– Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? (н ет, у рябины почки крупные, продолговатые, почечные чешуи опушенные. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания.)

III. з акрепление изученного материала.

1. Р а б о т а с т а б л и ц е й «Отличительные признаки деревьев и кустарников» (сравнивают крону, плоды и почки).

2. Ч т е н и е и а н а л и з э к о л о г и ч е с к о й с к а з к и.

Одежда для почек

Кончилось теплое лето – пришла осень с холодными дождями и ветрами. И мама-дерево обратилась к своим семенам:

– Милые мои семена-детки, вы уже выросли большими и пора вам на землю спускаться, от зимы суровой прятаться.

Семена-детки послушались свою маму, разлетелись и легли на землю. Посмотрело дерево на свои семена, видит – холодно им на голой земле, неукрытыми лежат. Тогда обратилась мама-дерево с просьбой к листьям своим:

– Милые мои листики-листочки, вашим братьям-семенам помощь нужна, холодно им на голой земле лежать, их укрыть надо, согреть, а то придут морозы и погубят семена. Летите, листочки, на землю, укройте семена, а о почках я сама позабочусь.

Листочки упали на землю и покрыли ее ярким ковром. Теперь семена не замерзнут зимой, они будут жить и прорастут весной молоденькими деревцами.

Пришла пора позаботиться о почках. Мама-дерево сказала:

– Милые мои малышки-почки, настало время зимнюю одежду надевать, чтобы зимой вам тепло было, чтобы вы могли распуститься весной листьями.

И дерево дало им теплую зимнюю одежду. Это были кожистые прочные чешуйки, которые защищали почки и от воды, и от ветра, и от мороза. Одевшись в новую зимнюю одежду, малышки-почки поблагодарили маму-дерево.

– О каких изменениях в жизни растений вы узнали?

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– По каким признакам можно различать деревья и кустарники зимой

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Задачи урока: показать учащимся возможность и зимой определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней; использовать раздаточный материал плодов деревьев для развития познавательного интереса учащихся к изучению предмета.

Оборудование: учебники, хрестоматии, карточки со словами: "крона, плоды, кора, почки", лупы, лоточки с раздаточным материалом: веточки сосны и ели, их шишки, веточки сирени и вишни; ширма, карточка с вопросительным знаком.

Ход урока

Организационный момент.

У. - Дети, улыбнулись гостям. Улыбнулись мне. Улыбнулись друг другу. Начинаем работать.

Какое сейчас время года?

У.- Какое сегодня число?

У. - Какой день недели?

Д. - Среда.

У. - Какая сегодня погода за окном?

Д. - За окном сегодня холодно, морозно. Ветер обжигает лицо. Светит солнышко.

Сообщение темы и целей урока.

У. - А сейчас будьте внимательны. Отгадайте, кто это?

(В класс входит третьеклассник).

Д. - Это Ваня.

У. - Как вы узнали его?

Д. - По лицу.

У. - Угадайте, кто скрывается под этой маской?

Д. - Это Аня.

У. - Как вы узнали ее?

Д. - По одежде, по волосам, по росту, по фигуре.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

Д. - Это Артем.

У. - Как удалось вам угадать это?

У. - Узнаете ли вы этого человека?

(В класс входит старшеклассник). Он читает стих:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;:

Д. - Мы его не знаем.

У. - В этом случае вам не помогло ни лицо, ни фигура, ни голос. Какой мы сделаем вывод?

Д. - Вывод: мы узнаем того, кого хорошо знаем, кто часто с нами рядом.

У. - А хорошо ли мы знаем деревья, которые всегда вокруг нас, рядом снами - на улице, в саду, в лесу? Тема нашего урока: "Учимся различать деревья и кустарники зимой".

(Открывается запись на доске.) Дети читают.

На следующем уроке у нас экскурсия в зимний сад. Мы должны будем узнать, какие там растут деревья и кустарники. А чтобы это легко было бы сделать, сегодня научимся различать их по определенным признакам.

Работа с новым материалом.

1. Игра "Назови дерево или кустарник".

Дети выходят и становятся в круг.

У. - По очереди называем кустарники и деревья. Кто не называет новый вид или повторяется, тот садится за парту.

2. Работа по учебнику.

У. - Открываем учебники.

Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев.

Прочтите названия деревьев. Растут ли такие деревья в нашем крае?

У. - Посмотрите. Зима навела строгий порядок в лесу. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево. Вот сейчас мы попробуем это сделать.

(На доске карточка с вопросительным знаком).

3. Отгадайте загадку:

Платье потеряла,

Пуговки остались.

Д. - Рябина.

У. - Про какие такие пуговицы говорится в этой загадке?

Д. - Это красные ягоды.

Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она как хина.
То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела.

У. - В этих ягодах не только красота, но и большая польза, хотя они и с горьким привкусом. Но знающие люди едят их, когда ударит мороз. Горечь отбивается, а все полезные свойства остаются. Попробуем на вкус?

Найдите рябину в зимнем саду. Что помогло нам ее узнать?

Д. - Плоды.

(На доске открывается карточка со словом "плоды").

У. - Отгадайте следующую загадку:

Разбежались на опушке
В белых платьицах подружки.

Д. - Березы.

У. - Белая береза

Под моим окном
Принакрылась снегом
Словно серебром. (С. Есенин).

Что за белые платьица у наших подружек?

Д. - Ствол у березы белый с черными штрихами.

У. - Да, березу мы всегда определим по коре.

(На доске открывается карточка со словом "кора").

плоды кора

У. - Посмотрите еще раз на это дерево. Обратите внимание на ее крону. Крона дерева - это верхняя разветвленная часть. Опишите крону березы.

Д. - У березы стройный ствол и крупные боковые ветки, отходящие под прямым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз.

У. - Так по какому еще признаку можно узнать это дерево?

Д. - По кроне.

(На доске открывается карточка со словом "крона").

плоды кора крона

У. - Про это дерево говорят "могучий", "развесистый", "величавый". Что это за дерево?

Д. - Это дуб.

Ученица. - А я нарисовала это дерево.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый,
Значит закаленный:

Д. - Кора у дуба вся в глубоких морщинах. А на ветвях листочки висят. Ветви у дуба корявые.

У. - Хотите узнать, почему они корявые? За ответом обратимся к хрестоматии. Стр. 43.

Дети читают текст.

У. - Так почему же у дуба ветви корявые?

Д. - Дерево светолюбивое, поэтому за сезон ветвям приходится несколько раз менять положение.

У. - Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать, как растения тянутся к свету?

Д. - Бабушка в ящиках выращивает рассаду помидор. Эти ящики она ставит на подоконники. Маленькие растения тянутся к свету и сильно наклоняются к окну, а бабушке приходится каждый раз поворачивать ящики другой стороной.

У. - Что же помогло нам определить дуб?

Д. - Его крона, кора.

4. Физкультминутка.

У. - Встали, потянулись. Высоко-высоко. Кто выше всех? Молодцы.

Как вы думаете, какое дерево мы с вами сейчас изобразили? Найдите его в нашем зимнем лесу.

Д. - Это тополь. Его ветви тянутся к небу, как будто до облаков достать хотят.

У. - Отгадайте загадку:

Ну и платье,
Сплошь иголки.
Его носят вечно: (елки).

(На доску крепится иллюстрация ели).

Какое еще дерево с иголками?

Д. - Это сосна.

У. - Какие это деревья?

Д. - Хвойные.

5. Работа в парах.

У. - Сравните кроны этих деревьев, хвою и шишки. Какая пара уже готова?

Д. - У ели крона как треугольник, а у сосны - в виде шара, круглая. У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели они короткие, колючие и прикреплены поодиночке. У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные. А у ели - длинные, ровные, большие.

6. Работа по учебнику.

У. - Рассмотрите плоды деревьев. Плоды каких деревьев вам знакомы?

Д. - Плоды липы - орешки, размером с горошину. Подвешены к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. Плод березы напоминает бабочку. Из крылаток клена и желудей мы на уроках технологии делали поделки.

У. - А теперь посмотрите на правую часть страницы. Что поможет отличить один кустарник от другого?

Д. - Почки.

(На доске открывается карточка со словом "почки").

плоды кора крона почки

У. - Чем отличается почка калины от ольхи?

Д. - Почки калины плотно прижаты к стеблю словно приросли к нему. Верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды.

Необычны почки ольхи. Каждая сидит на отдельной ножке, как на подставке. У рябины они круглые и опушенные.

У. Сейчас мы тоже поработаем в лабораторной. Возьмите лупы и рассмотрите почки сирени и вишни.

Д. - Почки сирени крупные и расположены попарно, а почки вишни мелкие и сидят по одной на веточке.

У. - Какая веточка пахнет?

Д. - Веточка сирени.

У. - В зимние вечера хорошо попить чаю, который заварен веточками смородины и вишни. Ох, и ароматен же этот чай! Духовитого чая можно отведать на перемене в фитобаре.

IV. Итог урока.

У. - Ребята, мы научились сегодня различать деревья и кустарники зимой? Когда мы подойдем к дереву, на что обратим свое внимание?

Д. - На его крону, рассмотрим кору, семена и почки.

Домашнее задание.

Дома вам сделать поделку из шишек. А для самых любознательных ребят - вопросы рябинки и дубового листика.

Вопрос рябинки: почему рябина получила такое название?

(Ответ: В древние времена рябину сажали напротив окон дома от сглаза. Название происходит от самой ягоды - рябины. Глядя на рябину, у плохого человека рябило в глазах).

Вопрос дубового листика: почему все же дуб не сбрасывает на зиму листву?

(Ответ: Разгадка кроется в родословной дуба. Многие его родственники, обитающие в субтропиках, остаются зелеными и зимой. Наш дуб унаследовал от них эту способность, но климат не позволяет нашему дубу зимой "зеленеть", листья гибнут от холода и теряют зеленый цвет.)

Тема урока: «Учимся различать деревья и кустарники зимой»

Цель урока: Учить различать деревья и кустарники зимой

Задачи:

    Продолжить формирование умения определять в зимнее время разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, плодам.

    Развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира.

    Воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: иллюстрации деревьев, корзинка (семена, плоды, коры, кора, шишки), карточки, маска.

Литература: учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова, Г.В. Трафимов, С.А. Трафимов 1 класс; разработки уроков по окружающему миру.

План урока

I . Организация класса

а) приветствие

б) проверка готовности к уроку

1. Актуализация знаний

3. Анализ рисунка учебника на с. 44-45

5. Рисование плодов растений

IV. Итог урока

Ход урока

I . Организация класса

Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас есть на столе: цветные карандаши, простой карандаш и учебник.

Дети, улыбнитесь гостям. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу. Начинаем работать.

Какое сейчас время года? (зима)

Какой сегодня день недели? (четверг)

Какая сегодня погода за окном? (за окном сегодня холодно, морозно. Ветер обжигает лицо. Светит солнышко)

II . Изучение нового материала

1. Актуализация знаний

А сейчас будьте внимательны. Отгадайте, кто это? (в класс входит ученик из класса)

(это …)

Как вы узнали его? (по лицу)

Угадайте, кто скрывается под этой маской? (входит другой ученик из класса в маске)

(это …)

Как вы узнали его? (по одежде, волосам, росту и фигуре)

А это кто? (за ширмой читает учитель)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

(это …)

Узнаете ли вы этого человека? (в класс входит студентка и читает стихотворение)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

(мы его не знаем)

В этом случае вам не помогло ни лицо, ни фигура, ни голос. Какой мы сделаем вывод? (мы узнаем того, кого хорошо знаем, кто часто с нами рядом).

2. Постановка темы и целей урока

А хорошо ли мы знаем деревья, которые всегда вокруг нас, рядом с нами – на улице, в лесу? Тема нашего урока: «Учимся различать деревья и кустарники зимой». Сегодня мы должны будем узнать, какие деревья и кустарники растут в зимнем саду и научиться различать их по определенным признакам.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дерево – кустарник».

Встаньте все и слушайте меня внимательно. Если я называю дерево, то вы поднимаете руки вверх; если я называю кустарник, то вы приседаете.

Крыжовник, дуб, тополь, шиповник, вишня, боярышник, рябина, малина, груша – показ иллюстраций.

Молодцы! Вы очень хорошо знаете деревья и кустарники, которые растут в нашей местности.

3. Анализ рисунка учебника на с. 44

Откройте учебники на с. 44 и послушайте меня внимательно.

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит.

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. Какие деревья вы видите? (клен, тополь, береза, липа, дуб, рябина).

Растут ли такие деревья в нашем крае? (да)

Посмотрите. Зима навела в лесу строгий порядок. Не балует она природу ни красками, ни цветами, все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуйте, отгадайте, где какое дерево. Вот сейчас мы попробуем это сделать.

4. Беседа «Как отличить одно дерево от другого по плодам»

Отгадайте загадку:

Платье потеряла

Пуговки остались (рябина).

Обратите внимание на доску, посмотрите, как выглядит рябина (рисунок ветки рябины)

Как вы догадались? Про какие такие пуговицы говорится в этой загадке? (красные ягоды)

В этих ягодах не только красота, но и большая польза, хотя они и с горьким привкусом. Знающие ягоды люди едят их, когда ударит мороз. Горечь отбивается, а все полезные свойства остаются. Ягодами рябины питаются зимующие птицы – снегири, вороны, воробьи.

Найдите рябину в зимнем саду. Что помогло нам ее узнать? (плоды) На доску прикрепляется табличка со словом «плоды».

Значит, деревья можно отличить по плодам.

Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Давайте вместе опишем внешний вид плодов деревьев.

Плоды липы – орешки размером с горошину «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. У разных липовых «вертолетиков» разное число плодов – «пассажиров». У одних под крылом висит один плод, у других – два или три, а у некоторых – пять. И самое интересное, что вырастают они на одной липе. На доске рисунок – плод липы.

У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой – прямой и толстый. На доске рисунок – плод клена.

Покажите в учебнике плод клена.

У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка. Плод березы напоминает бабочку: семя находится в середине, а два овальных крылышка – по бокам.

Для чего нужны крылышки? (для того, чтобы им было легче улетать на более дальние расстояния) На доске рисунок – плод вяза.

Как называются плоды дуба? (желуди) Кто любит ими лакомиться?

5. Рисование плодов растений

Теперь давайте изобразим плоды. Возьмите в руки листочки бумаги, нарисуйте на выбор плоды одного из деревьев. Приступайте к работе (учитель контролирует работу детей).

Плоды, каких деревьев вы нарисовали? Можно ли по ним узнать дерево зимой?

6. Беседа «Как отличить одно дерево от другого по коре и кроне»

Отгадайте загадку:

Разбежались на опушке

В белых платьицах подружки (береза). Показ иллюстрации березы.

Покажите плод березы.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Словно серебром

Что за белые платьица у наших подружек? (ствол березы с черными штрихами)

Да, березу мы всегда определим по коре. На доске карточка со словом «кора».

Посмотрите еще раз на это дерево. Обратите внимание на ее крону. Крона дерева – это верхняя разветвленная часть.

Опишите крону березы. (У березы стройный ствол и крупные боковые ветки, отходящие под прямым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз)

Так по какому признаку можно узнать это дерево? (по кроне)

На доске карточка со словом «крона»

Про это дерево говорят «могучий», «развесистый», «величавый». Что это за дерево? (дуб) Показ иллюстраций дуба.

Ветви у дуба корявые, потому что светолюбивые. Поэтому за сезон ветвям приходится несколько раз менять положение.

Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать, как растения тянутся к свету? (бабушка в ящиках выращивает рассаду – помидоры. Эти ящики она ставит на подоконник. Маленькие растения тянутся к свету и сильно наклоняются к окну, а бабушке приходится каждый раз поворачивать ящики другой стороной)

Что же помогло нам определить дуб? (его крона, кора)

Динамическая пауза

Встаньте все. А теперь слушайте меня и повторяйте за мной те движения, которые я буду выполнять.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось дерево.

Ветерок все тише-тише,

Деревцо все выше, выше.

Потянитесь высоко-высоко. Кто выше всех?

Как вы думаете, какое дерево мы с вами сейчас изобразили? Найдите его в нашем зимнем лесу? (это тополь. Его ветви тянутся к небу, как будто до облаков достать хотят)

7. Беседа «Как отличить одно дерево от другого по хвое и почкам»

Отгадайте загадку.

Ну и платье,

Сплошь иголки

Его носят вечно (елки) Иллюстрации ели

Какое еще дерево у нас с иголками? (сосна)

Какие это деревья? (хвойные)

Рассмотрите рисунок на с. 45 и подумайте, что поможет отличить один кустарник от другого? (почки) На доске карточка со словом «почки».

Прочитайте задание на с. 45.

Чем же отличается почка калины от ольхи? (почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки ольхи: каждая сидит на отдельной ножке, как на подставке)

Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? (Нет. У рябины почки круглые, продолговатые. Почечные чешуйки опущены. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания)

III . Закрепление нового материала

Ребята, что мы сегодня научились делать на уроке? (различать деревья и кустарники зимой)

Чтобы узнать какое дерево перед нами, на что нужно обратить внимание? (На его крону, кору, семена и почки)

Игра «Угадай с какого дерева»

Лесовичок передал нам удивительную корзину. Что же в ней? (в корзинке еловая шишка, сосновая шишка, веточка рябины, желуди, кора березы, крылатки клена, цветы липы, лист каштана, клена и ясеня)

Давайте узнаем (ученик вытаскивает предмет и называет его).

С какого дерева? Как вы определили?

IV . Итог урока

Наш урок подходит к концу.

Скажите, как можно одно дерево отличить от другого по плодам?

Какие деревья растут в нашем крае?

Молодцы, ребята. Сегодня хорошо работали …

Домашнее задание: чтобы лучше научиться различать деревья и кустарники зимой, внимательно прочитайте текст на с.44-45 и рассмотрите иллюстрацию.

Урок окончен. До свидания.

Дополнительное задание

Составьте рассказ по иллюстрации на с. 44, используя названия деревьев на тему «Зимние забавы».