Кто такой митрополит кирилл на самом деле. Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев)

Патриарх Московский и всея Руси (2009-),бывший митрополит Смоленский и Калининградский, Глава Всемирного Русского Народного Собора

Родился 20 ноября 1946 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), в семье священника. Дед - Василий Гундяев - по профессии механик-железнодорожник, один из активных борцов с обновленчеством в Нижегородской области под руководством митрополита Сергия (Старгородского, впоследствии Патриарха), был арестован в 1922 году, отбывал срок на Соловках; вернувшись из заключения, в середине 50-х годов стал священником. Отец, протоиерей Михаил Васильевич Гундяев - в 30-е годы был репрессирован, в 40-х был ведущим инженером одного из военных заводов блокадного Ленинграда, в 1947 году рукоположен во священника, служил в Ленинградской епархии. Брат, протоиерей Николай Михайлович Гундяев , с 1977 года настоятель Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга, профессор СПбДА. Сестра - Елена, православный педагог.В школе не вступал по религиозным убеждениям в пионеры и комсомол; стал героем антирелигиозной публикации в городской газете.В 1961 году уехал из родительского дома (семья с 1959 года жила в г.Красное Село под Ленинградом) и поступил на работу в картографическое бюро Ленинградской комплексной геологической экспедиции. Параллельно учился в вечерней школе, которую окончил в 1964 году.В 1965-67 годах по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) учился в Ленинградской духовной семинарии (ЛДС). В 1967-69 годах учился в Ленинградской духовной академии (ЛДА), которую закончил с отличием. 1 июня 1970 получил степень кандидата богословия за сочинение "Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере".В студенческие годы в марте-апреле 1968 года участвовал в 3-м Всехристианском Мирном конгрессе (ВМК) в Праге; в июле 1968 - в IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Упсале. Был участником ежегодных заседаний Центрального комитета ВСЦ в качестве молодого советника, был вице-председателем молодежной комиссии Христианского мирного конгресса (ХМК).

3 апреля 1969 митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество, 7 апреля 1969 года рукоположен во иеродиакона, 1 июня 1969 года - во иеромонаха.После окончании академии был оставлен при ЛДА профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора ЛДАиС.С 30 августа 1970 - личный секретарь митрополита Никодима (Ротова), председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС).12 сентября 1971 возведен в сан архимандрита, затем - назначен представителем Московской Патриархии при ВСЦ в Женеве, настоятелем прихода Рождества Пресвятой Богородицы.В 1971 году представлял духовные школы РПЦ на Генеральной ассамблее всемирной православной молодежной организации СИНДЕСМОС (на этой ассамблее духовные школы РПЦ стали членами СИНДЕСМОСа) и был избран членом его исполкома.В 1972 году сопровождал Патриарха Пимена в его поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию.26 декабря 1974 назначен ректором ЛДА и С с освобождением от должности представителя МП при ВСЦ.С 7 июня 1975 года - председатель епархиального совета Ленинградской епархии.С декабря 1975 года - член ЦК и Исполкома ВСЦ. 9 сентября 1976 года назначен постоянным представителем РПЦ в пленарной комиссии ВСЦ.

В ноябре 1975 года на экуменической ассамблее в Найроби осудил письмо о. Глеба Якунина о гонениях на верующих в СССР и отрицал факты нарушения прав верующих.В декабре 1975 избран членом Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ.

3 марта 1976 на заседании Священного Синода определен быть епископом Выборгским, викарием Ленинградской епархии. Одновременно введен в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. Хиротонисан 14 марта 1976.27-28 апреля 1976 года в составе делегации Московского патриархата участвовал в переговорах собеседованиях с представителями «Пакс Кристи Интернационалис».9 сентября 1976 утвержден постоянным представителем от РПЦ в пленарную комиссию ВСЦ.С 18 ноября 1976 по 12 октября 1978 - заместитель Патриаршего Экзарха Западной Европы (по рапорту от 4 ноября 1976 года митрополита Никодима (Ротова), Патриаршего Экзарха Западной Европы, о необходимости в связи с пятым инфарктом назначить ему заместителя - с предложением кандидатуры Кирилла).21-28 ноября 1976 года участвовал на Первом Предсоборном Всеправославном совещании в Женеве.С 22 по 31 января 1977 г. возглавлял делегацию от Ленинградской и Новгородской епархии на юбилее Патриарших общин в Финляндии.С 19 по 26 июля 1977 г. во главе делегации от духовных школ РПЦ присутствовал на IX Генеральной ассамблее Синдесмоса в Шамбези.

2 сентября 1977 возведен в сан архиепископа.С 12 по 19 октября 1977 г. совместно с Патр. Пименом с официальным визитом находился у Патр. Димитрия I (Константинопольский Патриархат). С 23 ноября по 4 декабря 1977 г. во главе делегации РПЦ посетил Италию. 23-25 декабря 1977 г. с делегацией РПЦ во главе с Патриархом Пименом участвовал в интронизации Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II.22-27 июня 1978 г. присутствовал с делегацией РПЦ на Пятом Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге. 6-20 октября 1978 г. участвовал в переговорах с представителями Римско-Католической Церкви.12 октября 1978 освобожден от должности Заместителя Патриаршего Экзарха Западной Европы и назначен управляющий патриаршими приходами в Финлянди (окормлял их до 1984 года).С 27 по 29 марта 1979 г. участвовал в Консультации «Ответственность Церквей СССР и США за разоружение».С 12 по 24 июля того же года возглавил делегацию РПЦ на Всемирной Конференции «Вера, наука и будущее» в Кембридже (США).С 9 по 24 ноября 1979 г. в составе делегации РПЦ по приглашению Французской Епископской Конференции посетил Францию.16 ноября 1979 г. назначен членом Комиссии Св. Синода по вопросам христианского единства.С 28 по 31 января 1980 г. присутствовал в Будапеште на встрече представителей Церквей из социалистических стран Европы и руководящих деятелей ВСЦ.29 мая 1980 г. участвовал от РПЦ на первой встрече Смешанной православно-римско-католической комиссии на о. Патмос и Родос.14-22 августа 1980 г. — участник 32-го заседания Центр. комитета ВСЦ в Женеве. 22-25 августа — член делегации представителей Церквей в СССР и в США (Женева).25-27 ноября 1980 г. в составе делегации РПЦ участвовал в Болгарии в праздновании 1300-летия основания Болгарского государства.С 30 ноября по 12 декабря того же года возглавил паломническую группу представителей и студентов ЛДА при поездке на Св. Землю.23 декабря 1980 г. назначен членом Комиссии по организации празднования 1000-летия Крещения Руси d 1988.С 16 по 26 августа 1981 г. — участник 33-го заседания Центрального комитета ВСЦ в Дрездене.С 31 августа по 6 сентября 1981 г. совместно с Патриархом Пименом посетил Финляндию.30 октября-3 ноября 1981 г. в Университете Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) принял участие в заседаниях Комитета по подготовке VI Ассамблеи ВСЦ.5-7 ноября 1981 года участвовал в праздновании 30-летия со дня основания Национального Совета Церквей в США.23-27 ноября в Амстердаме (Нидерланды) от христиан СССР входил в группу слушания по ядерному разоружению.3-16 января 1982 г. в Лиме (Перу) участвовал в заседании Комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство».В том же году (19-28 июля) принял участие в 34-м заседании Центрального комитета ВСЦ в Женеве.С 28 сентября по 4 октября 1982 находился в Финляндии, а с 25 октября по 1 ноября — в Японии.С 24 июля по 10 августа 1983 г. — участник VI Ассамблеи ВСЦ в Ванкувере (Канада), на которой избран в новый состав Центрального комитета ВСЦ.26-27 ноября того же года в составе делегации РПЦ участвовал в торжествах празднования 30-летия подворья Русской Православной Церкви в Софии.С 20 по 29 февраля 1984 г. принял участие в заседании Исполнительного комитета ВСЦ в Женеве.С 31 мая по 7 июня от Русской Православной Церкви участвовал в заседании Смешанной богословской комиссии между Римско-Католической Церковью и Поместными Православными Церквами, проходившей на о. Крит.9-18 июля 1984 г. — участник заседания Центрального комитета ВСЦ в Женеве.В составе советской общественной делегации участвовал в международной конференции ученых и религиозных деятелей с 19 по 23 ноября 1974 в Италии.

26 декабря 1984 назначен архиепископом Смоленским и Вяземским.Перевод в Смоленск являлся для архиепископа Кирилла понижением и свидетельствовал об опале со стоороны государственных надзирающих органов ("...О причинах, по которым он впал в немилость, ходят разные слухи. Одни связывают это с его реформаторской активностью в сфере богослужения: он не только практиковал использование русского языка в богослужении, но и служил вечерню вечером, а не утром, как это принято в РПЦ до сих пор. Другой причиной устранения владыки Кирилла из "северной столицы" России называют его отказ проголосовать против резолюции ЦК Всемирного Совета Церквей, осудившей ввод советских войск в Афганистан. Между тем, "за" он тоже не голосовал, всего лишь "воздержался", что, впрочем, по тем временам тоже было чуть ли не подвигом." - Наталия Бабасян. Звезда митрополита Кирилла// "Русский Журнал", 01.04.1999).Сам Кирилл считает, что он пал жертвой закрытого постановления ЦК КПСС о борьбе с религиозностью, принятого в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси, за чрезмерную активность на посту ректора Духовной Академии: во время его ректорства был открыт доступ в ЛДА и С выпускников светских вузов, а в 1978 году - создано регентское отделение, на которое могли поступать и женщины.

Со 2 по 9 июня 1985 г. в составе делегации РПЦ находился на VI Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге.

30 ноября 1988 архиепископу Кириллу была поручена разработка Положения о Духовных Училищах - новом типе православных 2-летних учебных заведений, готовящих церковнослужителей и призванных облегчить решение кадровой проблемы.

Определением Св. Синода от 10-11 апреля 1989 г. был изменен архиепископский титул Кирилла: вместо "Смоленский и Вяземский" - «Смоленский и Калининградский».С 14 ноября 1989 - председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) и постоянный член Священного Синода. Это назначение фактически свидетельствовало о снятии с него "государственной опалы".20 февраля 1990 после ликвидации зарубежных Экзархатов архиепископу Кириллу поручено временное управление приходами Корсунской (до 1993 года) и Гаагско-Нидерландской (до 1991 года) епархий.

В 1990 году входил в Комиссию Священного Синода по подготовке Поместного Собора. 20 марта 1990 назначен председателем Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности. 8 мая 1990 вошел в состав Синодальной Библейской комиссии. 16 июля 1990 назначен членом Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 27 октября 1990 назначен председателем Синодальной комиссии по подготовке изменений в Уставе об управлении РПЦ.С 20 июля 1990 года - управляющий Патриаршими приходами в Финляндии.25 февраля 1991 возведен в сан митрополита.

В мае 1992 года американский священник РПЦЗ о.Виктор Потапов в своей брошюре "Молчанием предается Бог" впервые публично обвинил Кирилла в прямом сотрудничестве в советское время с КГБ и назвал его оперативный псевдоним - "Михайлов" ("На собрании студентов Московского государственного университета глава отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (он же агент "Михайлов") заявил, что факт встречи духовенства с представителями КГБ "нравственно безразличен" (Бюллетень "Прямой путь", N 1-2, 1992 г.)" ).

В начале 1993 с санкции Патриарха Алексия II митрополит Кирилл вошел в Международный подготовительный комитет по созыву Всемирного Русского собора в Москве (с инициативой которого выступил "Всемирный Русский Конгресс" Игоря Кольченко , РАУ-корпорация Алексея Подберезкина , "Роман-газета" Валерия Ганичева , а также журналы "Наш современник" и "Москва"). Став одним из пяти сопредседателей подотовительного комитета, провел 26-28 мая 1993 в Свято-Даниловском монастыре I Всемирный Русский Собор.

В феврале 1995 г. руководил II Всемирным Русским Собором. Незадолго до этого президент Борис Ельцин в ходе общения с Кириллом в неофициальной обстановке пообещал ему возвратить Церкви конфискованные у нее после революции земли, а затем (под давлением Анатолия Чубайса ) взял обещание назад. На Соборе Кирилл выступил со слабо завуалированной критикой властей за неморальную и антинациональную политику. Было декларировано учреждение "Всемирного Русского Собора" как "постоянного надпартийного форума" под эгидой Церкви, избрано четыре сопредседателя Собора (митрополит Кирилл, И.Кольченко, В.Ганичев, Наталья Нарочницкая ). Под влиянием радикалов (Михаил Астафьев , Ксения Мяло , Н.Нарочницкая, И.Кольченко) Собор принял ряд чисто политических довольно радикальных антизападнических деклараций, принятию которых церковные иерархи во главе с Кириллом не препятствовали.В промежутке между февралем и декабрем 1995 Кирилл умерил оппозиционность возглавляемого им "надпартийного форума", а на III Всемирном Русском Соборе в начале декабря 1995 не допустил принятия никаких резких политических заявлений. Организация была переименована во Всемирный Русский Народный Собор, Главой которого был единогласно избран Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а его одним из его заместителей - митрополит Кирилл.

Со 2 августа 1995 - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.В 1996 году - член Совместной Комиссии Константинопольского и Московского Патриархатов по "эстонскому вопросу".С 6 июня 1996 - председатель рабочей группы Священного Синода по выработке проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом.В 1996 году вошел в состав совета директоров церковного банка "Пересвет".

В сентябре 1996 года газета "Московские новости" (N34) опубликовала сообщение о том, что ОВЦС, возглавляемый митрополитом Кириллом, в 1994-96 гг. организовал в 1994-96 годах ввоз подакцизных товаров (в первую очередь, сигарет) в обход таможенных пошлин, под видом гуманитарной помощи, на суммы в десятки миллионов долларов и в количестве десятков тысяч тонн. Обвинения были поддержаны другими популярными светскими газетами (в частности, "Московским комсомольцем" - журналистом Сергеем Бычковым ). Считается, что негласным инициатором этих обвинений был тогдашний управлящий делами МП архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин) . Для расследования этих сообщений была создана внутрицерковная комиссия во главе с архиепископом Сергием.Однако позиция митрополита Кирилла, который отрицал умышленный ввоз в страну сигарет и говорил, что церковь не могла отказаться от навязанного ей подарка, была поддержана Архиерейским Собором РПЦ 1997 года.

Активно участвовал в подготовке закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", утвержденного Президентом Ельциным 26 сентября 1997 года.В марте 2001 выступил с предложением перечислять часть подоходного налога россиян в бюджет религиозных организаций, в том числе Русской православной церкви.

В мае 2001 года журналист "Московского комсомольца" Сергей Бычков опубликовал статью "Митрополит из табакерки" , в которой повторил прежние обвинения в адрес митрополита Кирилла по поводу импорта табака, а также публично отождествил Кирилла с деятелем ВСЦ "агентом Михайловым", упоминавшимся в ранее опубликованных материалах комиссии Верховного Совета ("комиссии Якунина-Пономарева") о связях КГБ и РПЦ в советское время .

6 декабря 2008 года на экстренном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Кирилл тайным голосованием избран Местоблюстителем Патриаршего Престола.27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.

Сторонник активного вмешательства Церкви в светскую жизнь и в политику, в том числе ее влияния на власть с позиции "Священство выше Царства" .

С 1995 года по субботам вел телепередачу "Слово пастыря" на ОРТ.

Хобби - горные лыжи.Живет в официальной резиденции ОВЦС в Серебряном Бору (Москва). В 2002 году купил пентхаус в Доме на набережной с видом на храм Христа Спасителя (квартира зарегистрирова на Гундяева Владимира Михайловича, "о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости" (The New Times. №50 от 15 Декабря 2008). В СМИ появлялась "информация о покупке митрополитом виллы в Швейцарии." (там же) .

В августе 1993 года был награжден международной Ловийской премии мира, присужденной ему Общественным Комитетом «Мирный форум Ловииса» во главе с г-й Теллерво Койвисто, супругой Президента Финляндии (этой премией раз в три года награждается миротворческий деятель, внесший особо значимый вклад).Награжден церковными орденами св. равноап. кн. Владимира II степени, прп. Сергия Радонежского I и II степени, св. блгв. кн. Даниила Московского I степени, свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, II степени, святителя Алексия Московского II степени, орденами многих Поместных Православных Церквей; другие церковные награда: памятная панагия (1977), именная панагия (1988).Имеет государственные награды: орден Дружбы народов (1988, к 1000-летию Крещения Руси), орден Дружбы (1996), «За заслуги перед Отечеством» III степени, медали «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы»; награжден общественным орденом Cв. Георгия I степени (1998, от Российской палаты личности).

Источники:
Официальная биография Кирилла на сайте РПЦ "Patriarchia.ru" ;база данных "Просопограф - описатель лиц" материалы Н.Митрохина в базе данных "Лабиринт"

Сергей Бычков (2001) :
В 1992 году Архиерейский собор сформировал свою комиссию, которую возглавил епископ Костромской и Галичский Александр . Пока священник Глеб Якунин и Лев Пономарев , тогдашние депутаты Верховного Совета, разбирались в кличках и заданиях, владыка Гундяев (кличка — агент Михайлов ) проявил недюжинную смекалку и начал скупать архивные документы. Сконцентрировав мощную базу компромата, в том числе и на патриарха, он в течение последних 10 лет ловко манипулирует документами, затыкая рот излишне ретивым епископам. Когда же его пытается урезонить патриарх, вдруг неожиданно в СМИ попадают какие-то бумаги, марающие репутацию Святейшего. К сожалению, работа депутатской комиссии окончилась ничем. А синодальная вообще не приступила к работе.
Сергей Бычков. Митрополит из табакерки. Как-никак, а без Гундяева никак!// Московский комсомолец, 25.05.2001 - http://www.mk.ru/blogs/idmk/2001/05/25/mk-daily/34819/ (=http://www.compromat.net/page_10804.htm

Упоминание "агента Михайлова" в материалах комиссии Якунина-Пономарева:

1973 год
январь
л. 32. В Таиланд и Индию для участия в работе ВСЦ выводились агенты органов КГБ "Магистр" и "Михайлов" . Данные агенты оказывали выгодное влияние на работу Совета и представили материалы, представляющие оперативный интерес о положении в ВСЦ и характеризующие данные на отдельных деятелей.
[...]
Зам. начальника 4 отдела 5 Управления КГБ при СМ СССР подполковник Фицев.

NB:
в тех же материалах упоминается "Михайлов"-баптист:
Агентурные имена агентов из числа баптистского руководства: "Михайлов", "Абрамов", "Федоров", "Невский", "Кесарев".

Упоминания (хотя и без имени) - по мнению о.Якова Кротова - Кирилла Гундяева в книге мемуаров о. Августина Никитина :
[священник о.Виталий Боровой о доносе на него в 1974 году]:
"А, так это протоиерей такой-то, наш секретарь в Женеве подсуетился и донес на меня! Ведь он был при этом разговоре. И, как всегда, все перепутал" (С. 170). [...]
"О. Виталий [Боровой] оправился от потрясений, по его здоровье заметно пошатнулось. Тем не менее он "пересидел" в ОВЦС четырех председателей и лишь при пятом, в 1997 г. стал внештатным консультантом ОВЦС. [...]А женевский протоиерей-секретарь, заложивший о.протопресвитера, до сих мелькает по "ящику" и учит нас с экрана париотизму . О таких писали еще в начале ХХ столетия?
Тише, тише, господа!
Господин Искариотов,
Патриот из патриотов,
Направляется сюда!"
(С. 171-172).

Упоминание агента КГБ "Михайлова" в "Частном определении" комиссии Верховного Совета :
Комиссия обращает внимание руководства РПЦ на антиконституционное использование Центральным комитетом КПСС и органами КГБ СССР ряда церковных органов в своих целях путем вербовки и засылки в них агентуры КГБ. Так, по линии Отдела внешних церковных сношений выезжали за рубеж и выполняли задания руководства КГБ агенты, обозначенные кличками"Святослав", "Адамант", "Михайлов", "Топаз", "Нестерович", "Кузнецов", "Огнев", "Есауленко" и другие. Характер исполняемых ими поручений свидетельствует о неотделенности указанного Отдела от государства, о его трансформации в скрытый центр агентуры КГБ среди верующих.

27 января Поместный Собор Русской Православной Церкви на третьем пленарном заседании избрал 16-го Патриарха Московского и всея Руси. Новым Предстоятелем Русской Православной Церкви стал Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев).

Напомним, что предварительно для обсуждения кандидатов на Патриарший Престол в Храме Христа Спасителя 25 января собрался Архиерейский собор Русской Православной Церкви, на который прибыли 198 делегатов из 202 архиереев Русской Церкви (четыре архиерея – архиепископ Чикагский и Детройтский Алипий (РПЦЗ), епископ Ирийский Даниил (РПЦЗ), митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим и епископ Кировоградский и Новомиргородский Пантелеимон – на Соборе отсутствовали).
При подсчете голосов один бюллетень был признан недействительным. По итогам заседания Архиерейский Собор предложил Поместному Собору Русской Православной Церкви кандидатуры трех архиереев, набравшие самое большое число голосов: Кирилл (Гундяев), митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей, Местоблюститель Патриаршего Престола; Климент (Капалин), митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской Патриархии; Филарет (Вахромеев), митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии. Митрополит Кирилл набрал 97 голосов, митрополит Климент – 32 голоса, митрополит Филарет – 16 голосов.

27 января для избрания 16-го Патриарха Русской Православной Церкви в Храме Христа Спасителя собрался Поместный Собор. В 12 часов началось первое пленарное заседание Собора, на котором состоялось избрание Президиума Поместного Собора, оглашение приветствий Собору, выступление Патриаршего Местоблюстителя с докладом. На заседании было оглашено приветственное послание Президента России Дмитрия Медведева.

На втором пленарном заседании, которое началось в 15:30, состоялось утверждение повестки дня, программы и регламента заседаний Поместного Собора, избрание рабочих органов Поместного Собора, утверждение процедуры избрания Патриарха Московского и всея Руси. На заседании один из трех кандидатов Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет снял свою кандидатуру на выборах Патриарха Московского и всея Руси, призвав голосовать за митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Митрополит Кирилл в ответном слове сказал, что он склоняет голову перед митрополитом Филаретом, которого глубоко почитает, и с глубоким удовлетворением вспоминает два десятилетия, в течение которых они вместе работали в составе Священного Синода под водительством Святейшего Патриарха Алексия. После снятия митрополитом Филаретом своей кандидатуры епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (Бильченко) предложил избрать Патриарха жребием. Однако его предложение не нашло поддержки со стороны других архиереев. Другие кандидатуры для участия в голосовании Собор не утвердил. В результате участники Поместного Собора выбирали нового Предстоятеля из двух кандидатов тайным голосованием.

В 17.30 началось третье пленарное заседание, на котором состоялось голосование, после чего начался подсчет голосов. В 22 часа к участникам Собора вышли члены счетной комиссии, и председатель комиссии митрополит Краснодарский и Кубанский Исидор огласил результаты голосования. Согласно протоколу, в тайном голосовании приняли участие 702 делегата Собора. Количество бюллетеней после голосования 700, из них действительных бюллетеней 677, недействительных – 23. Из 677 голосов за митрополита Кирилла высказались 508 соборян, за митрополита Климента – 169. На вопрос митрополита Киевского Владимира, принимает ли митрополит Кирилл избрание его Предстоятелем Церкви владыка Кирилл ответил: «Избрание меня Патриархом Московским и всея Руси приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю» и поклонилс

Личность патриарха русской православной церкви Кирилла интересует жителей страны. Деятельность первого духовного лица России вызывает уважение и восхищение одних людей, но также осуждение других.

Подробности жизненной и религиозной биографии патриарха Кирилла помогут отделить «зерна от плевел», составив свое отношение к реальным делам митрополита.

Истоки выбора жизненного пути закладываются с детских лет.

Википедия, информация с православных сайтов, ряд интернет-источников помогают найти ответ: какая фамилия у Патриарха Кирилла, в какой семье он воспитывался и что способствовало выбору пути церковнослужителя.

Патриарх Кирилл (в светской жизни Гундяев Владимир Михайлович) рожден 22 ноября 1946 года в городе Ленинграде. Отец, Михаил Владимирович Гундяев, во время рождения сына работал в должности главного механика на заводе.

Имея за плечами курсы богословия и отбыв студентом института трехлетний тюремный срок на Колыме по политическим причинам, он в 1947 году пошел по стопам своего отца-священника, посвятив себя церковной службе. До конца жизни Михаил Владимирович прослужил в должности настоятеля православного храма.

Мать, Раиса Владимировна, до замужества Кучина, преподавала иностранный язык в школе. На пенсии была домохозяйкой. Однажды, взяв на церковную службу маленького Владимира, во время молитвы недоглядела за ребенком, который по незнанию прошел через Царские Врата.

Испугавшись, она повела мальчика к священнику для отпущения греха. Священнослужитель тогда пошутил: «Архиереем будет».

Интересно! Слова оказались пророческими. Повзрослев, сын продолжил династию священнослужителей, поднявшись на самую вершину православной церковной иерархии.


Образование и начало служения

Детство Владимира прошло как у обычных детей. По окончании школы-восьмилетки он попытался найти свое призвание в геологии. Будущий Патриарх, устроившись работать техником-картографом в геологическую организацию, одновременно продолжал учебу в средней школе.

Получив аттестат, юноша понял, что его призвание - служение Богу, и поступил в православную духовную семинарию. Богословское обучение продолжил слушателем Ленинградской духовной академии, которую окончил экстерном, получив степень кандидата богословия. Талантливого выпускника оставили в учебном заведении преподавать догматическое богословие.

Гундяев Владимир во время обучения в православной академии принял от митрополита Никодима монашеский постриг, получив имя Кирилл. 1969 год ознаменовался для молодого монаха рукоположением в сан иеродиакона, а позже - иеромонаха.

70-е годы прошлого столетия стали новой ступенькой его церковной карьеры. В 1971 году иеромонах Кирилл удостоился архимандритского сана и стал представлять Московский патриархат во Всемирном совете церквей, расположенном в Женеве.

Успешно проявив себя в заграничной командировке, он в 28 лет возглавил два Ленинградских духовных учебных заведения - академию и семинарию.

От епископа до митрополита

В 1976 году архимандрит Кирилл под сводами Троицкого собора высшими церковными иерархами был посвящен в епископский сан.

Каждое последующее десятилетие открывает для епископа новые грани служения православной вере:

  • В 80-е годы прошлого столетия митрополит назначается архиепископом Смоленским и Калининградским, а в ноябре 1989 года становится руководителем структуры Московской патриархии, занимающейся международной деятельностью.
  • 90-е годы ознаменовались знаковым событием для архиепископа Кирилла. Патриаршим указом Алексия II он назначается митрополитом. Последнее десятилетие уходящего века посвящено митрополитом просветительской работе: проповедям в храмах страны и на телепрограмме «Слово пастыря».
  • С началом нового тысячелетия митрополит издает несколько книг, публикует полтысячи статей в русской и зарубежной прессе. Занимаясь церковной дипломатией, митрополит ведет диалог с религиозными деятелями зарубежных стран разных конфессий, освящает православные храмы за границей.

Избрание главой православной церкви

После трагической гибели Патриарха Алексия II, случившейся 5 декабря 2008 года, на собрании Священного Синода тайным голосованием митрополита Кирилла избрали патриаршим местоблюстителем.

День 25 января 2010 года стал самой яркой страницей биографии митрополита Кирилла, когда на Архиерейском Соборе большинством голосов патриаршего местоблюстителя избрали Святейшим Патриархом Русской Православной церкви из трех выдвинутых кандидатур.

С тех пор достойно неся Патриарший крест, он занят укреплением православной веры в России, миссионерской деятельностью в зарубежных странах.

География пастырских визитов простирается от Москвы до самых окраин, от Калининграда до Дальнего Востока.

Бывая в епархиях, митрополит проводит богослужения, встречается с прихожанами. Заграничные поездки способствуют укреплению православия за рубежом.

Дорожная карта митрополита отмечена поездками по странам Латинской Америки: Парагваю, Бразилии, Кубе и соседним государствам, входившим ранее в состав СССР.

Знаменательными событиями стали посещение российской антарктической станции «Беллинсгаузен» на острове Ватерлоо и встреча с английской королевой в Лондоне.

Примите к сведению! Результатом деятельности Патриарха стало открытие 8 новых епархий, строительство новых православных храмов, в том числе на территории других стран.

Скандалы, связанные с митрополитом

Деятельность публичного лица часто обрастает слухами и скандалами. «Разоблачением» незаконных торговых сделок, проводимых в конце прошлого столетия, якобы под руководством митрополита Кирилла занималась «Новая газета».

Статьи эксперта Сергея Бычкова освещали:

  • Сигаретный и алкогольный бизнес русской православной церкви, связанный с использованием налоговых льгот, предоставленных государством финансово-торговой группе ОВЦС МП «Ника», курируемой митрополитом.
    Документально личная причастность митрополита Кирилла не была подтверждена. Большинство религиозных деятелей объявили приведенные факты провокацией, заказанной «табачными королями».
  • Беспошлинный экспорт нефтепродуктов, проводимый через АО «Международное экономическое сотрудничество», разрешенный после обращения к властям патриарха Алексия II.
    «Новая газета» сообщала, не приводя конкретных фактов, что нефтяной бизнес продолжался и после восхождения митрополита на патриарший трон.
  • Попытку занять рынок морепродуктов. По сообщениям портала «Credo.ru», акционерное общество «Регион», будто основанное митрополитом, получило квоты на лов камчатских крабов и креветок, организовав экспорт этих морепродуктов и икры. Православная церковь отрицает факты, приведенные публикациями, называя их вымыслом.

Состояние Патриарха Кирилла

Вопрос о состоянии главы русской православной церкви Патриарха Кирилла будоражит умы журналистов. В 2006 году сотрудниками «Московских новостей» приводилась сумма 4 млрд. долларов, полученная митрополитом от коммерции.

СМИ приводят как факт наличие у Патриарха частного самолета, особняка в Швейцарии, дворца в Геленджике, пентхауса «Дома на набережной», упакованного драгоценными раритетными предметами, роскошного терема в Переделкино и другой недвижимости.

Изначально личного имущества у патриарха-монаха не должно быть. Разберемся, где личное, а где церковное имущество.


Семья Патриарха Кирилла

Общественная жизнь первого лица церковной иерархии у всех на виду в отличие от частной жизни, скрытой «за семью печатями». Есть ли у патриарха Кирилла семья, дети и жена, с кем живет он, чем интересуется — желают узнать граждане страны.

Патриарх Кирилл, в молодости дав обет монаха, сознательно отказался от земных радостей: семьи, жены, собственных детей, посвятив себя духовному росту.

Его семья и дети – вся православная церковная община, служению которой он посвятил жизнь, и прихожане, нуждающиеся в помощи, совете, молитве.

Владыка особое внимание уделяет детям, оставшимся без попечения родителей. На православных сайтах размещены фото, где патриарх встречается с подрастающим поколением и паствой.

С близкими родственниками, старшим братом и сестрой, Патриарх Кирилл находится в дружеских отношениях. Брат Николай также посвятил жизнь служению Богу.

Имея звание профессора богословия, возглавлял Санкт-Петербургскую духовную академию, а сейчас служит настоятелем Собора в Петербурге. Сестра Елена работает директором гимназии с углубленным изучением православия. Родные по линии деда живут в Саранске.

Интересы и увлечения

Святейший Патриарх Кирилл – всесторонне развитая личность. Он интересуется искусством, посещает консерваторию, оперные постановки и театр.

Известна патриаршая любовь к классической музыке Бетховена, Баха и Рахманинова, которую он слушает во время работы над документами.

Из отечественной литературы Патриарх Кирилл предпочитает Чехова, Достоевского и Лескова, прекрасно разбирается в живописи и архитектуре.

По телевизору Патриарх смотрит программы новостей, чтобы быть в курсе событий, происходящих в мире и стране, прекрасно владеет компьютером и пользуется интернетом.

В сане митрополита священнослужитель мечтал о космическом полете, для чего тренировался на самолете «МиГ», выполняя фигуры высшего пилотажа.

Возьмите на заметку! Митрополит, также как все верующие, ходит на исповедь. У него есть свой духовник – Оптинский старец отец Илий.

Полезное видео

Подведем итоги

Своим трудом во благо православных людей и жителей всей земли Святейшим Патриархом Кириллом пишутся новые страницы биографии. Проявляя уважение к сану и активной деятельности Патриарха, православные молятся, чтобы Господь дал ему силы долго служить верой и правдой во славу Господа.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Патриарха Кирилла

Патриарх Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович) – епископ Русской православной церкви; Патриарх Московский и всея Руси (с 2009 года).

Детство и юность

Владимир Гундяев родился в Ленинграде 20 ноября 1946 года. Его отец Михаил Васильевич был главным механиком завода имени Калинина, однако впоследствии он кардинально изменил свою жизнь, решив посвятить себя служению Господу. Михаил Васильевич стал православным священником, протоиреем. Мать Владимира Раиса Владимировна преподавала немецкий язык в школе. В семье Гундяевых, помимо Владимира, был еще один сын – Николай, родившийся в 1940 году. Николай, как и все его близкие родственники, с головой окунулся в православие, сделав веру своей профессией и став протоиреем. Младший ребенок Гундяевых – дочь Елена – стала директором православной гимназии.

Окончив 8 классов средней общеобразовательной школы (но не уйдя из нее), Владимир поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал вплоть до 1965 года в должности техника-картографа. Школьные занятия Владимир успешно совмещал с работой.

В 1965 году Владимир стал учащимся Ленинградской духовной семинарии, позднее – учащимся Ленинградской духовной академии. Академию он окончил в 1970 году, получив степень кандидата богословия. Завершив обучение, выпускник решил не покидать родные стены и остаться там преподавать. В 1974 году Владимир Гундарев становится ректором академии и семинарии.

Церковная деятельность

В 1969 году 3 апреля Владимир Гундарев был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля Кирилл стал иеродиаконом, 1 июня – иеромонахом. В 1971 году Кирилл был возведен в сан архимандрита, в том же году его назначили представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. Так началось его восхождение по карьерной лестнице священнослужителя. За 20 лет Кирилл прошел длинный и тернистый путь от архимандрита до митрополита.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1994 году лицо Кирилла становится известным всем и каждому – в тот год на телевидении началась трансляция его духовно-просветительской передачи «Слово пастыря».

В 1995 году Кирилл начинает плотно сотрудничать с Правительством Российской Федерации. Его приглашали в качестве эксперта и консультанта на многие важные переговоры и собрания.

Митрополит Кирилл с начала 90-х годов стал значимой личностью не только для РПЦ, но и для всей страны в целом. Его труды печатались и в отечественной, и в зарубежной периодике, его книги, едва только появившись на полках магазинов, мгновенно раскупались верующими. Кирилл медленно, но верно шел к тому, чтобы стать лицом русской церкви. И в 2009 году так оно и случилось. После смерти Патриарха Алексия II в 2008 году на голосовании Поместного собора Русской православной церкви Кирилл набрал 75% голосов, став Патриархом Московским и всея Руси. Его деятельность в новой должности была направлена не только на укрепление положения церкви в современном мире, но и на расширение границ сотрудничества России с другими странами, на укрепление политических связей.

Патриарх Кирилл не раз становился объектом различных обвинений: священнослужителя упрекали за так называемый церковный модернизм, за незаконное обогащение за счет махинаций в области налоговых льгот на импорт табачной и алкогольной продукции, за якобы его тесную связь с КГБ и т.д.

Оригинал этого материала
© golishev , 23.03.2012, Фото: "Коммерсант" , via golishev , "Огонек"

"Примерный семьянин"

О том, как Гундяев и проживающая в его квартире темпераментная женщина отсудили у соседа 20 миллионов за пыль , пишет уже "Росбалт" (до сих пор была только заметка на Фонтанке-Ру):

...Пыль появилась в пятикомнатных апартаментах площадью 144,8 кв. м, которые принадлежат Владимиру Михайловичу Гундяеву. Это мирское имя патриарха Московского и Всея Руси. А Лидия Леонова - верная соратница Кирилла, которая много лет сопровождает его по жизни (по данным СМИ, Леонова - сестра Гундяева). И прописана в одной с патриархом квартире на улице Серафимовича.

Вынужден разочаровать уважаемый "Росбалт": единственную сестру г-на Гундяева зовут Елена.

В этой семье выросли дети, отдавшие жизнь Богу. Брат Патриарха - протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Сестра - Елена Михайловна - директор православной гимназии .

Это настоящая (и повторяю: единственная) сестра г-на Гундяева - Елена.

А вот так выглядит его "лжесестра" Лидия Михайловна Леонова:

Лидия Леонова
информацию о ней найти гораздо сложнее

...Приобщение к советской элите, «красивая жизнь», постоянные поездки за рубеж скорректировали тот одновременно романтический и аскетический идеал, к которому, вероятно, стремился юный Володя, принимая монашество. Ни в одну из его официальных биографий никогда не попадет история знакомства с Лидией Михайловной Леоновой - юной и симпатичной дочерью повара Ленинградского обкома КПСС. Вот уже 30 лет их связывают самые теплые отношения, которые, между прочим, дали повод некоторым западным журналистам, плохо разбирающимся в православных канонах, назвать владыку Кирилла «примерным семьянином». Говорят, что сейчас по домашнему адресу Лидии Михайловны в Смоленске зарегистрирован ряд коммерческих предприятий, так или иначе связанных с бизнесом самого митрополита. […] Оригинал этого материала
© "Радио Свобода" , 23.03.2012

Квартирный ответ патриарха Кирилла

Юрий Васильев

[…] Сам Владимир Гундяев ни в конфликте, ни в попытках его урегулирования участия не принимал.

И никаких исков патриарх Кирилл тоже не подавал, - подчеркивает главный редактор независимого сетевого ресурса Портал-Credo.Ru Александр Солдатов. - Истицей является некая госпожа Лидия Леонова, которую в последнее время пресса представляет как сестру патриарха. Но мы не знаем достоверно, в какой степени родства она с ним находится. Знаем только то, что она зарегистрирована в этой квартире, а единоличным собственником жилплощади является Владимир Гундяев, он же патриарх Кирилл. Эти данные есть в открытом доступе, в кадастровых ведомостях разного рода: он купил эту квартиру примерно лет 7-8 назад.

Публицист Владимир Голышев в своем блоге приводит ссылки на официальную биографию патриарха: сестра у него есть, но ее зовут Елена, подвизается на духовной ниве - директорствует в православной гимназии. Сестра Лидия в имеющихся материалах не значится.

Имя Лидии Леоновой впервые всплыло в конце 90-х годов - когда выяснилось, что на нее зарегистрировано несколько коммерческих структур в Смоленске, где епархиальным архиереем был нынешний патриарх Кирилл. Эти структуры, в частности, занимались и пресловутым табачным бизнесом - контролировали там какую-то торговлю табаком, инвестициями разного рода занимались. Есть основание предполагать, что Лидия Леонова, которую будущий патриарх привез с собой в Смоленск еще из Ленинграда, является его неким финансовым агентом, по меньшей мере, и достаточно близким человеком, раз они живут в одной квартире. […]

При этом замечу, что квартира патриарха Кирилла, где проживает Леонова, находится этажом выше, чем квартира Шевченко. А претензия состоит в том, что когда Шевченко ремонтировал свою квартиру, пыль летела не вниз, а вверх и нанесла такой огромный урон имуществу патриарха. На самом деле, в церковных кругах говорят о том, что эта квартира просто стала тесновата для двоих столь важных людей - там всего 144 кв. м., поэтому они решили сделать ее двухуровневой. Для чего надо любой ценой выселить проживающего ровно под патриархом Кириллом господина Шевченко. […]

Священство у Юрия Шевченко не такое простое, как у остальных клириков. Дело в том, что ему посоветовал стать священником покойный Алексий II. Господин Шевченко окончил Ташкентскую семинарию, живя в Москве, а рукоположен был в Киеве в составе Украинской православной церкви Московского патриархата. Поэтому Шевченко вроде как не является напрямую подведомственным Кириллу клириком.

- И что теперь с ним произойдет?

Поскольку суд обязал Шевченко освободить одну из двух квартир, которые ему в этом доме принадлежат, плюс еще выплатить компенсации, то, возможно, вскоре последует какое-нибудь исполнительное производство, во время которого его принудительно оттуда выселят. Надо заметить, что в его отсутствие и в отсутствие родственников один раз в его квартиру уже вламывались местные власти и правоохранительные органы, что является грубым нарушением закона. Но суд никак это не учел. И вот в результате этого вторжения был зафиксировали факт проведения ремонта, который рассматривался в суде.

А.Глоба

В весьма специфических средствах массовой информации появились «сенсационные» материалы о «частной квартире Патриарха Кирилла» в знаменитом «Доме на набережной» на улице Серафимовича в Москве. Авторы «сенсации» не ограничиваются «квартирным» вопросом, а делают «найденный ими компромат на Патриарха Кирилла» поводом к тому, чтобы создать у читателей мнение, что, якобы, Патриарх Кирилл не обладает доверием Церкви и его вот-вот «скинут», что Святейший держится только на Владимире Путине, которого авторы и публикаторы статьи также ненавидят, исходя из своей технологии сеяния мнимых разделений, создания их видимости, противопоставляют Патриарху Кириллу фигуру «аскета и нестяжателя» митрополита Климента. [...]

Показательно, что ЦРУшные, антироссийские компрадорские СМИ, которые на вопрос о том, «как делают антисемитом», отвечают обвинениями в «новом Холокосте», в данном случае очень даже антисемитски смакуют вопрос еврейского происхождения советника Патриарха Кирилла Владимира Иосифовича Ресина, опытного московского строителя, верой и правдой служащего Русской Церкви, помогая как можно скорее реализовать проект строительства двухсот храмов в новых районах Москвы. Я не знаю, принял ли уже Ресин Святое Крещение (Патриарх Кирилл - опытный миссионер, и те, кто рядом с ним, как правило, становятся ревностными православными христианами), но в домашних молитвах мы поминаем раба Божия Иосифа как помощника в главнейшем проекте, благодаря которому слово Церкви придет в каждый московский дом - проекте строительства, в общей сложности, шестиста храмов в новых районах Москвы.

Итак, кто же эти «разоблачители» и в чем же состоит раздутый ими «квартирный вопрос»?

Статью «Юрия Васильева» опубликовали, эту тему раздувают сайт радио «Свобода» (основана и финансировалась ЦРУ), сайтом Б. Березовского «Грани. ру», радио «Эхо Москвы» (известного своей русофобской позицией) . Все эти СМИ роднит то, что они, как один, поддержали «болотное» нападение на Россию, именно «болотные» боевики, последователи Ленина и Троцкого, из «Левого фронта» , устраивают провокации против строительства 200 храмов в новых районах Москвы и именно «болото», Немцов, Навальный, «Новая газета», «Эхо Москвы», телеканал «Дождь» поддержали кощунственную акцию в храме Христа Спасителя, исполнители которой и не скрывали, что бьют в союз Патриарха Кирилла и Владимира Путина, который мешает осуществлению «оранжевого» сценария в России.

Показательно, кто выставлен в качестве «экспертов» по «квартирному вопросу» . Это А. Солдатов, главный редактор сайта «Кредо». И Солдатов, и его сайт специализируются а клевете в адрес Патриарха Кирилла лично, Русской Православной Церкви как таковой, на пропаганде расколов и тоталитарных сект. […] Первые годы своего существования сайт «Кредо» располагался прямо в офисе главы «Фонда эффективной политики» Г. Павловского, который, как утверждают, крестился в т.н. «суздальском расколе» (маргинальной сектантской группке) , возглавляемой идеологом «Кредо» «епископом» Григорием Лурье. Собственно, секта эта и состоит из Лурье, Солдатова, Павловского и пары их поклонниц. Сейчас Павловский в резкой оппозиции В. Путину и это многое объясняет. Многое объясняет и тот факт, что постоянными авторами «Кредо» были есть такие персонажи, как не так давно умерший полковник военной разведки США Е. Магеровский и бывший подполковник ПГУ КГБ СССР, перешедший на сторону США, проживающий под «крышей» американских спецслужб К. Преображенский, «специалист» по фабрикации клеветнических измышлений против Русской Православной Церкви.

«Главой» «суздальского раскола» долгие годы был некий Севастьян Жаков, судимый за детскую гомосексуальную педофилию, он «окормлял» Солдатоваа и Ко. Об интересе «сексуальных меньшинств» в травле Святейшего Патриарха Кирилла мы еще расскажем.

Второй «эксперт» упомянутой «разоблачительной статьи» - В. Голышев, деятель с репутацией пахабного блоггера, близкий к С. Белковскому (многие годы Голышев воглавлял сайт Белковского АПН). Белковский, хозяин «института чьих-то национальных стратегий» в России, новый постоянный автор «Кредо», известен как представитель Б. Березовского в России, «политменеджер» А. Навального и, вообще, ключевая фигура «оранжевого сценария» в России. То есть деятель, который занимается подготовкой десуверенизации России, иностранного вмешательства в ее внутренние дела. Белковский постоянно публично призывает к расчленению России «прри посредничестве Б. Обамы»), отделению Кавказа и, вообще, созданию неких новых «Российского государства и Церкви». Нынешние Российское государство и Церковь, стало быть, по Белковскому, должны быть разрушены. Белковский, понимая, что союз Патриарха Кирилла и Владимира Путина - это ключевое препятствие в реализации «оранжевого сценария» в России, на страницах «Московского комсомольца» стреляет в этот союз, а также в такие контрреволюционные, спасающие народ от «оранжевых» манипуляций миссионерские проекты Патриарха Кирилла, как «200 храмов в новых районах Москвы» и миссия среди молодежи (в том числе в среде молодежных субкультур) . Ненависть Белковского к этим проектам понятна - они мешают манипулировать молодежью, вырывают ее из «хищных лап оранжевой антироссийской пропаганды» , ведь молодежь, в том числе и по причине отсутствия той самой активной православной миссии, которой занимается Патриарх Кирилл, на Украине действительно стала жертвой «оранжевой» пропаганды и «пушечным мясом» пресловутой «оранжевой революции». Вот такие вот деятели и такие вот издания раздувают тему «квартиры Патриарха Кирилла».

Еще одно СМИ, муссирующее «квартирный вопрос», это РИА «Росбалт». […]

А в чем, собственно, «тема», в чем обвиняют Патриарха? В том, что он «миллионер» потому что, нарушив монашеские обеты, приобрел квартиру с видом на храм Христа Спасителя с видом на храм Христа Спасителя и, то ли сам, то ли его доверенные лица, подали в суд и требуют возмещения ущерба со священника Юрия Шевченко (бывшего министра здравоохранения РФ) , который, приобретя квартиру на соседнем этаже, устроил там ремонт с валом пыли, переделок стен, коммуникаций и т.д., в результате которого квартира, принадлежащая Патриарху, в которую ринулись вся эта пыль, всякие вредные химические вещества, стала невозможной для жилья. Таким образом суд совершенно справедливо взыскал с Шевченко, этого небедного человека, имеющего несколько квартир в центре Москвы.

Итак, что же происходит на самом деле? Автор этих строк попытался разобраться в ситуации. С этой целью пришлось «поднять все связи», расспросить все мыслимые и немыслимые источники, даже посетить Смоленскую область так как с ней связана деятельность «обвиняемой» в статье «Юрия Васильева» Лидии Леоновой, которая, по сведениям «Васильева», представляет интересы Патриарха на суде по «квартирному вопросу».

Удалось выяснить следующее. Патриарх Кирилл не имеет ни возможностей, ни желания приобретать квартиры в центре Москвы и где- либо, он живет верой и миссией Церкви. Квартира на ул. Серафимовича действительно принадлежит Святейшему, она подарена ему Правительством Москвы в его бытность митрополитом Смоленским и Калининградским, Главой ОВЦС МП. В квартире хранится библиотека отца Патриарха Кирилла, насчитывающая более 3 тысяч томов. Шевченко действительно своим ремонтом нанес библиотеке огромный урон.

В этой информации нет ничего, что компрометирует и бросает тень на Патриарха Кирилла.

В Смоленске многие просили меня защитить честь и достоинство Лидии Леоновой, тень на которую бросает «Ю. Васильев», попросту клевещет на нее. Лидия Михайловна Леонова, двоюродная сестра Святейшего, искренне верующая православная христианка, живущая «монахиней в миру», которая бросила Питер, карьеру, чтобы помочь становлению Смоленской епархии, когда туда в «опалу» был направлен ректор Ленинградских Духовных Школ Владыко Кирилл, ныне - Патриарх Московский и всея Руси [...]

Человек, которого антицерковные СМИ рисуют в качестве «жертвы Патриарха», в действительности, меньше всего похож на «несчастную жертву». Речь идет о священнике Юрии Шевченко , бывшем министре здравоохранения РФ. Дело в том, что Патриарх Кирилл начал системную работу по миссионерскому возрождению и внутреннему очищению Русской Церкви. В том числе от лиц, занявших начальственное положение благодаря внешнему вмешательству. Дело в том, что спецслужбы «незалежной Украины» , стремясь оторвать Украинскую Церковь от Русской, пытались поддерживать тех лиц в церковной ограде, которых можно «держать на крючке», шантажировать ими всю Церковь. Патриарх Кирилл, как известно, такие «дела» не терпит, за Церковь он пойдет в любой бой. Видимо, с этим связано снятие с Житомирской кафедры епископа Гурия (Кузьменко), о нетрадиционной ориентации которого узнало Священноначалие Русской Церкви и справедливо приняло меры. Так вот, справедливо возникли вопросы. Почему священник Юрий Кузьменко поехал рукополагаться к Гурию? Если все нормально, то почему его отказывался рукополагать Патриарх Алексий Второй? Почему Ю. Шевченко поехал учиться в далекую Ташентскую семинарию, хотя в Москве несколько достойных Духовных школ - семинария, академия, Свято-Тихоновский Универитет.

О. Шевченко никто не обвинял, просто в Московской Патриархии решили проверить его канонический статус. А он вдруг решил «бить первым» и связался с разными ЦРУшно- болотными, откровенно антироссийскими СМИ. Или, у «кураторов» этих антироссийских СМИ, «специалистов по российским элитам» было, чем шантажировать о. Юрия Шевченко, и они с помощью шантажа заставили его вступить в бой с Патриархом Кириллом, который так им мешает.

Как оказалось, есть что проверять - Ю. Шевченко возглавляет учреждение, которое делает аборты .

Вот каких людей используют для борьбы с Патриархом Кириллом.

Кстати, я неслучпайно упомянул патентованного, отсидевшего за гомосексуальную педофилию лидера «суздальского раскола» Севастьяна Жакова. Дело в том, что российской «гей-сообщество» активно выступает в поддержку «болотной революции», и борется с Патриархом Кириллом, Русской Церковью, Владимиром Путиным и го командой. Чего только стоят заявления лидера «борьбы за права секс меньшинств» Н. Алексеева о сносе Храма Христа Спасителя, а также деятельность корреспондента антироссийской, антицерковной «Новой Газеты» Е. Костюченко в поддержку кощунственной акции в храме Христа Спасителя. Также Н. Алекссев агитировал на президентских выборах за М. Прохорова, обещавшего изгнать Церковь из системы образования. На эту тему известный православный журналист и блоггер Наталья Кузнецова- Годфри:

Безработный Антон Красовский, возглавлявший предвыборный штаб своего соратника по ориентации и ненависти к Православию, распространяет клевету и наслаждается издевательствами над Святейшим Патриархом в виде комментариев таких же на уголовную статью себе труждающихся соплеменников. […]

Таким образом, клеветническая кампания против Святейшего Патриарха Кирилла –это не только антицерковная, но и антироссийская, антирусская кампания, активнейшее участие в которой принимают лидеры «болотной революции» и «гей- сообщества»- этого авангарда разрушения наших ценностей и семьи. Без православных ценностей России и русских можно будет брать голыми руками, а в случае азрушения института семьи русские просто вымрут, а Церковь во лаве с деятельным миссионером Патриархом Кириллом не дает разрушить то, что еще не разрушено и пытается возродить народ, который без воцерковления нельзя спасти от алкоголизации, абортов, наркотиков, пропаганды цинизма, антипатриотизма и прочих орудий его убийства. Поэтому так корежит белковских от терминов «првавославная имиссия», «программа -200» и т.д.

Мстят Патриарху Кириллу и то, что сорвал «оранжевый сценарий» противопоставления Церкви государству. […] Патриарх Кирилл - «и свят, и искусен», хорошо понимает, кто есть кто и что есть что и поэтому поддержал Владимира Путина, а не «коллективного Березовского». […]

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.

Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии , настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.

В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Патриарха Алексия II в их поездках за рубеж.

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви официально посетил Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Польскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.).

Межхристианские отношения и сотрудничество

Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.

Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.).

Был участником Второй Европейской Ассамблеи КЕЦ в Граце, Австрия (23-29 июня 1997 г.) и Третьей в Сибиу, Румыния (5-9 сентября 2007 г.).

Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).

С 1977 г. — секретарь Международной технической комиссии по подготовке диалога между Православной и Римско-Католической Церквами. С 1980 г. — член Международной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: (Патмос-Родос, Греция, 1980 г.; Мюнхен, ФРГ, 1982 г.; Крит, 1984 г.; Валаам, Финляндия, 1988 г.) и в работе ее Координационного комитета.

Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.).

Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.

В должности председателя ОВЦС по поручению Священноначалия Русской Православной Церкви принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции.

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, провел ряд встреч с главами и представителями инославных Церквей и христианских организаций.

В 2012 г. состоялось подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции Совместного послания народам России и Польши .

Участие в Соборах Русской Православной Церкви

Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором.

Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989 г.) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г., а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.

Председательствовал на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г.) и Поместном Соборах (2009 г.), на остальных указанных Соборах Русской Православной Церкви являлся председателем Редакционной комиссии.

Как председатель ОВЦС делал доклады о работе ОВЦС. На Юбилейном Соборе 2000 г. в качестве председателя соответствующих Синодальной Рабочей группы и Синодальной комиссии представил Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Устав Русской Православной Церкви.

На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. выступил также с докладом «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядцами».

Управление Смоленско-Калининградской епархией (1984-2009 гг.)

За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов (94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области). Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм.

В 1989 г. было открыто Смоленское духовное училище, преобразованное в 1995 г. в Смоленскую духовную семинарию.

С 1998 г. действует Межъепархиальное духовное училище, готовящее регентов церковных хоров, катехизаторов, иконописцев и сестер милосердия. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады.

С 1992 г. ведется преподавание Основ православной культуры в государственных школах Смоленской и Калининградской области.

Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)

Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах.

Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. и октября 1993 г.

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.).

В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.

Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г.

С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.

Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.).

Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях .

В должности председателя ОВЦС посетил Эстонию (многократно), Швейцарию (многократно), Францию (многократно), Испанию (многократно), Италию (многократно), Бельгию (многократно), Голландию (многократно), Германию (многократно), Израиль (многократно), Финляндию (многократно), Украину (многократно), Японию (многократно), Канаду (многократно), Китай (многократно), Венгрию (многократно), Молдову (многократно), Норвегию (многократно), Ливан и Сирию (многократно), Сербию (многократно), США (многократно), Турцию (многократно), Бразилию (многократно), Австралию (1991 г.), Австрию (многократно), Латвию (1992 г.), Чили (1992 г.), Болгарию (1994, 1998, 2005 гг.), Чехию (1996, 2004, 2007 гг.), Словакию (1996 г.), Иран (1996 г.), Литву (1997 г.), Данию (1997 г.), Марокко (1997 г.), Аргентину (1997, 2006 гг.), Мексику (1998 г.), Панаму (1998 г.), Перу (1998 г.), Кубу (1998, 2004, 2008 гг.), Люксембург (1999 г.), Непал (2000 г.), Словению (2001 г.), Мальту (2001 г.), Тунис (2001 г.), Монголию (2001 г.), Хорватию (2001 г.), Вьетнам (2001 г.), Кампучию (2001 г.), Таиланд (2001 г.), Ирландию (2001 г.), Ирак (2002 г.), Лихтенштейн (2002 г.), Филиппины (2002 г.), специальные районы КНР — Гонконг (2001, 2002 гг.), Макао (2002 г.), ЮАР (2003, 2008 гг.), Малайзию (2003 г.), Индонезию (2003 г.), Сингапур (2003 г.), ОАЭ (2004 г.), Польшу (2004 г.), Нидерланды (2004 г), Доминиканскую республику (2004 г.), Йемен (2005 г.), КНДР (2006 г.), Индию (2006 г.), Румынию (2007 г.), Туркмению (2008 г.), Коста-Рику (2008 г.), Венесуэлу (2008 г.), Колумбию (2008 г.), Эквадор (2008 г.), Анголу (2008 г.), Намибию (2008 г.). Венгрию, Монголию, Словению, Иран, Ирак и Йемен посетил с официальными визитами по приглашению правительств этих стран.

Патриаршее служение. Управление Русской Православной Церковью

В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность Управления делами Московской Патриархии , уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Издательского Совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии , проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре Учебного комитета при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность Общецерковного суда .

В 2012-2013 гг. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 гг. На базе принятых документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.

За время Патриаршего служения образованы:

— Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.)

— Органы церковной исполнительной власти:

  • Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (2011 г.)
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.)
  • Синодальный информационный отдел (2009 г.)
  • Финансово-хозяйственное управление (2009 г.)
  • Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.)
  • Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.)
  • Патриарший совет по культуре (2010 г.)
  • Синодальный отдел по монастырям и монашеству (2012 г.), преобразован из Синодальной комиссии по делам монастырей (2010 г.)

— Общецерковные коллегиальные органы:

  • Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства (2012 г.), прежнее название — Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства (2011 г.)

— Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.)

— Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (2012 г.)

— Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2013 г.), прежнее наименование — Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских (2012 г.)

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, в 2009-2013 гг. посетил страны: Азербайджан (2009 г., 2010 г.), Армению (2010 г., 2011 г.), Беларусь (2009 г., 2012 г., 2013 г.), Болгарию (2012 г.), Грецию (2013 г.) Египет (2010 г.), Израиль (2012 г.), Иорданию (2012 г.), Казахстан (2010 г., 2012 г.), Кипр (2012 г.), Китай (2013 г.), Ливан (2011 г.), Молдавию (2011 г., 2013 г.), Палестинскую автономию (2012 г.), Польшу (2012 г.), Сирию (2011 г.), Сербию (2013 г.), Турцию (2009 г.), Украину (2009 г., 2010 г. — 3 раза, 2011 г. — 5 раз, 2012 г., 2013 г.), Черногорию (2013 г.), Эстонию (2013 г.), Японию (2012 г.).

К февралю 2014 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил 124 выезда в 67 епархий, 156 выездов в 26 ставропигиальных монастырей, в 21 из них неоднократно. Посетил 7 подворий ставропигиальных монастырей. Совершил 432 выезда в 105 храмов г. Москвы (данные на 31 января 2014 г.).

За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы:

  • 46 митрополий Русской Православной Церкви;
  • 113 епархий, в том числе в России — 95 епархий*;
  • Среднеазиатский митрополичий округ (2011 г.);
  • викариатства в Московской епархии (2011 г.).

Количество епархий Русской Православной Церкви увеличилось со 159 на начало 2009 г. до 273 на начало 2014 г. (в России — с 69 до 164).

На начало 2009 г. в Русской Православной Церкви было 200 архиереев, в начале 2014 г. — 312*.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 109 епископских хиротоний, в том числе: в 2009 г. — 5; в 2010 г. — 9; в 2011 г. — 31; в 2012 г. — 41; в 2013 г. — 22; в 2014 г. — 1*.

Также за 5 лет Патриаршего служения совершил 144 хиротонии во диакона и пресвитера (18 во диакона и 126 во пресвитера)*.

Награды

Награды Русской Православной Церкви

Общецерковные награды

  • 1973 г. — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени)
  • 1986 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (II степени)
  • 1996 г. — Орден святого благоверного князя Даниила Московского (I степени)
  • 2001 г. — Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (II степени)
  • 2004 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (I степени)
  • 2006 г. — Орден святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (II степени)

Ордена Самоуправляемых и Автономных Церквей Русской Православной Церкви

  • 2006 г. — Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских (I степени) (Украинская Православная Церковь)
  • 2006 г. — Орден «Благоверный Воевод Стефан Великий и Святой» (II степени) (Православная Церковь Молдовы)
  • 2009 г. — Орден священномученика Исидора Юрьевского (I степени) (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата)
  • 2009 г. — Орден в честь 450-летия принесения на землю Волынскую Почаевской иконы Божией Матери (Украинская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святителя Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь)

Награды Поместных Православных Церквей

  • 2007 г. — Орден преподобного Саввы Освященного (II степени) (Александрийская Православная Церковь)
  • 2009 г. — Золотая медаль святителя Иннокентия (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Памятная медаль Свято-Владимирской духовной семинарии (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Большой крест ордена святого апостола и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святых апостолов Петра и Павла (I степени) (Антиохийская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святого царя Бориса (Болгарская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Золотой орден апостола Варнавы (Кипрская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (I степени) (Польская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден Живоносного Гроба Господня «Большой крест Святогробского братства» (Иерусалимская Православная Церковь)

Награды других религиозных организаций и христианских конфессий

  • 2006 г. — Орден святого Григория Парумальского (Маланкарская Церковь, Индия)
  • 2010 г. — Орден святого Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь)
  • 2011 г. — Орден «Шейх-уль-ислам» (Управление мусульман Кавказа)
  • 2012 г. — Орден за услуги перед Уммой I степени (Координационный центр мусульман Северного Кавказа)

Государственные награды Российской Федерации

  • 1988 г. — Орден Дружбы Народов
  • 1995 г. — Орден Дружбы
  • 1996 г. — Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • 1997 г. — Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • 2001 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени)
  • 2006 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени)
  • 2011 г. — Орден Александра Невского

Государственные награды иностранных государств

  • 2009 г. — Орден Дружбы народов (Республика Беларусь)
  • 2010 г. — Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика)
  • 2010 г. — Орден «Шараф» (Азербайджанская Республика)
  • 2011 г. — Орден Республики («OrdinulRepublicii») (Республика Молдова)
  • 2011 г. — Орден святого Месропа Маштоца (Республика Армения)
  • 2012 г. — Орден «Звезда Вифлеема» (Палестинская национальная администрация)

Святейший Патриарх Кирилл удостоен также ряда других федеральных, ведомственных и региональных государственных наград; имеет более 120 наград российских и зарубежных общественных организаций; является почетным гражданином городов Смоленск, Калининград, Неман (Калининградская обл.), Муром (Владимирская обл.), Смоленской, Калининградской, Кемеровской областей, Республики Мордовия и других регионов и населенных пунктов Российской Федерации.