Притчи православия (Е. В

    Имея в виду показать места общественного служения Спасителя, мы представим параллельный перечень мест, событий и бесед Евангельских и для ясности разделим перечень на несколько отделов. а) Выход на проповедь. Назарет. Жизнь до крещения. Вефавора… …

    ДИАЛОГИ ИИСУСА ХРИСТА НЕКАНОНИЧЕСКИЕ - жанр ряда раннехрист. апокрифических текстов, основное содержание к рых составляют беседы Воскресшего Господа Иисуса Христа с учениками. В целом историческая достоверность этих текстов отвергается как Церковью, так и совр. наукой (однако в… … Православная энциклопедия

    Соль и свет метафоры, используемые Иисусом Христом в Нагорной проповеди. Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы свет мира. Не может… … Википедия

    Притчи - духовные наставления, данные на примерах из окружающей природы и обыденной жизни. Первые образцы притчей мы встречаем еще в Ветхом Завете. Это притча Иофама о деревьях, возжелавших избрать себе царя (Книга Судей, 9, 7 20), притча пророка… … Православная энциклопедия

    - (Мат.13:3 ,23, Мар.4:2 ,11, Лук.8:4 ,18 и др.), т.е. наставления, заимствованные из подобий окружающей природы или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой, которые нередко Господь Иисус Христос предлагал Своим ученикам и народу в… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    ПРИТЧИ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ - краткие повествования, с помощью к–рых раскрывается смысл Благой Вести. Наличие в евангельских П. цельного нарративного сюжета отличает их от ветхозав. П. (евр. МАШАЛ), представляющих собой афоризмы. *Жанр нарративных П. возник в ветхозав. время… … Библиологический словарь

    О евангельских событиях искушения Христа в пустыне см. статью Искушение Христа Последнее искушение Христа The Last Temptation Of Christ … Википедия

    Страстная седмица. Последние дни земной жизни Христа - В понедельник начинается Страстная седмица последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. Страстная… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I - [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия

    - «Добрый самарянин», Рембрандт Притча о добром самарянине (Притча о добром самаритянине, П … Википедия

Книги

  • Притчи Иисуса Христа в 2-х томах. Подарочное издание , Владимир Бутромеев. Притчи Бога нашего Иисуса Христа. Страниц: 304 Притча - короткий рассказ в иносказательной форме, содержащий нравоучение. Притча проста, но…
  • Притчи Иисуса Полный путеводитель по притчам Иисуса Христа , Снодграсс К.. Это очень полезная и вдохновляющая книга, написанная для пасторов, ученых, студентов и вообще для всех, кто изучает Библию профессионально или для личного ознакомления с учением Иисуса. В ней…


Притча - это рассказ, словесный образ обычного случая. Притча является иллюстрацией духовной истины, взятой из хорошо известного человеческого опыта. Она объясняет неизвестное, опираясь на известное.
В Ветхом Завете было предсказано, что Иисус будет учить притчами (Пс.77,2 и Мат.13,34).

Иисус Сам объяснил, почему Он учит притчами: чтобы дать понимание истины тем, кто верит, и скрыть его от тех, кто не верит (Мат.13,10-17; Мар.4,10-12).
Притчи иллюстрируют истину, а не порождают ее. Обычно притчи иллюстрируют одну из истин. Поэтому следует придерживаться простого толкования и уделять основное внимание первичной цели притчи и подтексту учения.

Притча о благородном самарянине

(от Луки 10:25-37).
Один законник, желая испытать Иисуса Христа, спросил Его:
"Учитель, какая наибольшая заповедь в законе"?
Иисус Христос ответил ему:
"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки".
Другой законник о второй заповеди спросил Его:
"А кто мой ближний"?
Иисус же Христос в ответ сказал ему такую притчу:
Один иудей шел из Иерусалима и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Случайно той дорогой шел священник посмотрел на него и прошел мимо. Также и левит был на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. За ними тем же путем проезжал самарянин. Увидев израненного иудея, он сжалился над ним, перевязал его раны, возливая на них елей и вино, посадил на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария и сказал: "Позаботься о нем и, если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе".
После этого Иисус Христос спросил законника:
"Как думаешь, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам»?
«Оказавший ему милость», - ответил законник.
Тогда Иисус Христос сказал ему:
"Иди, и ты поступай так же!"

Притча о богаче и Лазаре

(от Луки 16:19-31)


Один человек был богат, одевался в порфиру и виссон и пировал каждый день. Был также один нищий, по имени Лазарь; он лежал у ворот дома богача, покрытый струпьями, и желал напитаться крошками, падающими со стола его, и псы приходили и лизали струпья Лазаря. Умер нищий и был отнесен ангелами на лоно Авраамово, умер и богатый, и похоронили его. Мучаясь в аду, богатый поднял глаза свои, увидел Авраама и Лазаря с ним и возопил:
"Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучусь в пламени". Но Авраам сказал:
"Чадо, вспомни, что получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. Притом между нами и вами великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут; также и оттуда к нам не переходят".
Тогда богатый стал просить Авраама послать Лазаря на землю и предостеречь его братьев, чтобы они не попали в место мучений. Авраам ответил:
"У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их".
"Нет, отче Аврааме!" - возразил богач, - "но если кто из мертвых придет к ним, то покаются".
На это Авраам ответил:
"Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят".

Притча о благоразумном домостроителе

(от Матфея 7:24-27; от Луки 6:47-49)
Один благоразумный человек построил дом на камне, а безрассудный построил дом на песке. В хорошую погоду оба дома стояли хорошо. Но когда пришла буря и подул сильный ветер, то дом который был построен на песке упал. Другой же дом, который стоял на камне, на твердом основании, выдержал бурю и ветер и не упал.
Эта притча говорит что нужно строить свою жизнь на твердом основании Закона Божия и тогда что бы ни случилось, мы выдержим.

Притча о десяти девах

(от Матфея 25:1-13)
Царствие небесное подобно будет десяти девам, которые, взяв свои светильники, вышли навстречу жениху. Но пять из них были мудры, а другие пять неразумны. Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же взяли масло в сосудах со светильниками своими. И как жених замедлил, то все задремали и уснули. Но вот в полночь раздался крик: «Се жених грядет, выходите навстречу ему! »Тогда встали все девы те, и приготовили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «Дайте нам нашего масла, потому что светильники наши гаснут». Но мудрые отвечали им: «Смотрите, чтобы не случилось недостатка у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же они пошли покупать, пришел жених, готовые вошли с ним на брак и двери затворились. Через несколько времени приходят прочие девы и говорят: «Господи! Господи! отвори нам»! Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас». «Итак, бдите, потому что не знаете ни дня ни часа, в который придет Сын Человеческий».

Притча о злых виноградарях

(от Матфея 21:33-46; от Марка 12:1-12; от Луки 20:9-20)
Однажды, беседуя в храме, Господь, обличая в лицо врагов - первосвященников и старейшин народа, сказал им такую притчу: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал в нем точило, построил башню и, передав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, Он послал рабов Своих к делателям винограда, принять плоды его. Но виноградари, схватив рабов Его, того избили, иного убили, а иного камнями побили. Еще послал Он иных рабов, больше прежнего; а те с ними поступали также.
Наконец, послал Он к ним Сына Своего, говоря: «Постыдятся они Сына Моего». Однако, виноградари, увидев Сына, стали говорить между собою: «Это наследник, давайте, убьем Его, и завладеем наследством Его». И, взяв Его, вывели виноградника вон, и убили».
Сказав эту притчу, Спаситель спросил их: «Когда вернется Хозяин виноградника - что сделает Он с этими делателями его»? Они ответили Ему «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды во времена свои». Господь это и подтвердил им, сказав: "Отнимается от вас царствие Божие, и дано будет народу, приносящему плоды его".
Объясняется эта притча так. Виноградник - это Церковь Божия на земле. До Христа Спасителя она поручена была ветхозаветным виноградарям - еврейским первосвященникам и другим вождям. Ограда виноградника - закон Моисеев; башня - храм Иерусалимский; точило куда стекал красный сок винограда, - ветхозаветный жертвенник, прообразовавший крестную жертву Иисуса Христа. Все те, кто стоял во главе еврейской церкви и народа, оказались пророкоубийцами, а после и убийцами апостолов. Спасителя же своего они отвергли и, выведя из своего города, распяли. И потому отнята была у них Церковь Божия, и отдана народу иному, составившемуся из язычников.

О Милосердном царе и безжалостном займодавце

(от Матфея 18:21-35; от Луки 17:3-4).
Один человек был должен царю десять тысяч талантов. Так как ему нечем было заплатить, то царь велел продать его жену и детей и все его имения. Но должник упал на колени перед царем и стал просить его:
"Потерпи на мне, я все заплачу тебе».
Царь пожалел его и простил ему долг. Должник же, выйдя от царя, встретил своего друга, который должен был ему только сто динариев схватил его и начал душить, говоря:
"Отдай мне что должен".
Друг упал на колени и стал просить:
"Потерпи немного и все отдам тебе".
Но тот не хотел ждать и посадил его в тюрьму. Царь, когда узнал об этом, то призвал к себе жестокого должника, которого недавно простил, и сказал ему:
"Злой раб, я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не нужно ли было бы и тебе простить своего друга"? Царь рассердился и приказал посадить злого раба в тюрьму, пока он не выплатит весь свой долг.
Рассказав эту притчу, Иисус Христос прибавил: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его".

Притча о мытаре и фарисее

(от Луки 18:9-14).
Предупреждая нас, чтобы мы не гордились и не хвалили себя, а смиренно признавали себя грешными, Господь сказал такую притчу.
Два человека пришли в храм помолиться, один из них был фарисей, а другой мытарь. Фарисей стал в храме впереди и молился так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, или как этот мытарь - пощусь два раза в неделю и отдаю десятую часть из всего, что приобретаю". Мытарь же стоял вдали и не смел даже поднять глаз своих на небо, а только повторял, ударяя себя в грудь: "Боже милостив буди мне грешному"!
Сказываю вам, прибавил Господь, что мытарь пошел в дом свой более оправданным, нежели фарисей, потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится". В Церкви эта притча читается в третье воскресенье перед Великим Постом и поэтому она называется Неделя мытаря и фарисея. Эта притча нас учит не гордится и не хвастаться, а быть смиренными и признавать свои грехи.

Притча о сеятеле

(от Матфея 13:1-23; от Марка 4:1-20; от Луки 8:4-15).
Пошел сеятель сеять. Когда он сеял, то одно семя упало возле дороги и было потоптано, и птицы поклевали его; другое упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело влаги для корня; другое семя упало в сорняк, и сорняк заглушил его; другое упало в хорошую землю и принесло обильные плоды.
Потом Иисус Христис так объяснил притчу своим ученикам: семя есть слово Божие, сеятель - тот, кто проповедует это слово, а земля - сердце человеческое. Семя, упавшее возле дороги, означает людей рассеянных, у которых дьявол легко забирает посеянное. Каменистая земля - это люди непостоянные, которые с радостью слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении или гонении отпадают от веры. Сорняк означает житейские заботы и пороки человеческие, которые заглушают в душе слово Божие. Под доброй землей в притче подразумеваются такие люди, которые с усердием принимают слово Божие и стараются исполнить его.

Притча о талантах

(от Матфея 25:13-30; от Луки 19:11-28)
И другую притчу сказал Господь против лени и небрежности.
Господь дает каждому из нас дары, как хозяин, который уходя на долгое время, дал своим слугам: одному пять талантов, другому два таланта, третьему - один талант, приказав каждому приобретать на них, кто сколько может.
Когда он вернулся, то потребовал у каждого отчета, кто что сделал.
И пришел первый и говорит: «Господин, ты мне дал пять талантов, - вот другие пять которые я приобрел на них». Также и тот который получил два, принес еще два приобретенные на них. Обоим им их хозяин сказал: «Хорошо, добрый и верный слуга, ты был в малом верен мне, над многим я тебя поставлю. Ты меня обрадовал».
Потом подошел и получивший один талант, по лени своей ничего не приобретавший на него, и, стараясь оправдаться, сказал: «Господин, я знал, что ты человек жестокий. Оттого я убежал и зарыл талант твой в землю. Вот тебе твое». Хозяин рассердился и сказал ему в ответ: «Лукавый слуга и ленивый! Раз ты меня знал то нужно было тебе отдать мое серебро торговцам, чтобы я получил свое с прибылью. Отдайте же его талант тому который имеет 10 талантов, а этого плохого слугу накажите».

У христиан одна из любимых притч Иисуса Христа — о блудном сыне. А всё потому, что она дает надежду на прощение даже тем, кто сделал что-то совсем уж нехорошее.

Итак, у одного человека было два сына, и, как водится, братья были совершенно разные по характеру. Старший во всем помогал отцу и не смел его ослушаться. Младший же хотел лишь развлекаться и ни о чем не заботиться. Поэтому он попросил отца разделить наследство и выдать ему его часть.

Какая дерзость, можешь подумать ты, мой дорогой друг! И будешь совершенно прав. Но отец решил еще при жизни отдать часть того, чем владел, своему непутевому сыну, как тот и просил.

Что же из этого вышло? Конечно, молодой человек пустился в разгульную жизнь, ушел из родительского дома и совсем скоро потратил абсолютно всё. Кроме того, в стране, где он теперь остался без средств, наступил голод, и ему всё же пришлось начать работать. Взяли его пастухом свиней. Труд этот был тяжелый и для сына небедного человека совсем уж непривычный. Чтобы не умереть с голоду, он готов был даже питаться стручками рожкового дерева, которые обычно ели свиньи, но даже такой скудной пищи ему не хватало.

И только сейчас, когда вокруг не стало друзей, с которыми он когда-то тратил свое состояние, весело проводя время, блудный сын наконец-то осознал, что совершил огромную ошибку, уйдя из родительского дома. Он вдруг понял, как много горя причинил своему отцу. И тогда он сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: "Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих!"».

Но когда юноша только подходил к дому, отец, заметив его, выбежал навстречу и крепко сжал в объятиях. Он велел слугам, чтобы те принесли лучшую одежду для вернувшегося сына, и даже устроил настоящий пир по такому радостному событию!

Однако старший сын, увидев, что его брат прощен, возмутился. Он с обидой сказал отцу, что не понимает, почему тот так радуется возвращению брата, который так нехорошо поступил в свое время и столько горя принес семье. Но отец объяснил, что его блудный сын согрешил, но теперь раскаялся, и именно этому следует радоваться...

Эта притча, мой дорогой друг, дает нам сразу два драгоценных урока. Первый — Бог всегда прощает грешника, даже если нам самим кажется, что простить нас невозможно. А второй — нужно радоваться, когда кто-то искренне кается, и не припоминать ему прошлые обиды, как это делал старший сын.

Рисунок Ирины Саврицкой

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Притчи Бога нашего Иисуса Христа

Подготовка издания: В. П. Бутромеев, В. В. Бутромеев


Текст подготовлен на основе книги «Приточник или общедоступное объяснение притчей Господних. Истолковательное и назидательное чтение для народа» и книги священника Василия Преображенского «Притчи Господа Бога нашего Иисуса Христа. Внебогослужебные беседы». Обе книги были одобрены к печати Московским Духовно-цензурным комитетом в 1902 и 1896 годах, цензор протоиерей Г. Дьяченко.


© Бутромеев В. В., Бутромеев В. П., принципиальный оригинал-макет, внешнее и внутреннее оформление, составление, подготовка текста, 2010

© ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», издание, 2011

* * *


Сеятель. Витраж церкви Девы Марии. Линкольн. Англия

Притча о сеятеле и семени

«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное пало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А иное упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод сторичный. Сказав это, возгласил: Кто имеет уши слышать, да слышит. Вот что значит притча эта: семя есть слово Божье. А упадшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит дьявол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. А упадшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время искушения отпадают. А падшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода. А упадшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении».

Такою притчею Господь наш Иисус Христос преподал нам учение о Своем божественном слове и о различных действиях его в сердцах человеческих. Может быть, мы затруднились бы правильно уразуметь смысл этой притчи. Но в предупреждение всякого недоразумения Господь Сам истолковал эту притчу, когда Святые ученики Его, или не поняв смысла притчи, или опасаясь не понять ее как должно, спросили у Него: Что бы значила притча эта? – Послушаем же это божественное изъяснение божественного учения, чтобы научиться и слушать и хранить слово Божье как должно.

Итак, что есть слово Божье? Семя есть слово Божье, говорит Господь, – то духовное, божественное семя, от которого зачинается и возрастает новый духовный человек, «порожденный не от семене тленного, но неистленного. Словом живого Бога и пребывающего вовеки, – созданный во Христе на дела благая, да в них ходит». Как в мире вещественном все от иссопа до кедра ливанского рождается и вырастает из семени, так и в мире духовном новая тварь во Христе, или новый благодатный человек, «созданный по богу в правде и преподобии истины», возрождается в новую жизнь благовествованием слова Господня, слова веры и упования, слова спасения и вечной жизни. Нага и безобразна, мертва и безжизненна сама по себе земля.

Но бросьте в нее семена и пусть оросится она дождевыми каплями, согреется лучом солнечным, – она покроется изумрудными злаками, испестрится и украсится многообразными цветами, покроется золотыми колосьями, полными питательных плодов, оденется и украсится злак, как не облекался и Соломон во всей славе своей. Мертва и безобразна сама по себе греховная природа падшего человека, – только терние греховных помыслов и чувств, волчцы беззаконий и неправд, посеянные в ней лестью дьявола, возвращает она во все продолжение жизни человека от юности до старости. Но когда посеется на ней живое семя слова Божьего и благовествования Христова, когда оросится она благодатью Господнею, когда согреется дыханием пресвятого Духа Божьего, тогда возникает в ней новая жизнь. Она облекается, как приятною зеленью, одеждою Святых помыслов, благоговейных чувствований, человеколюбивых намерений и желаний, она благоухает цветами благих дел и богоподобных добродетелей, на ней зреют плоды Духа Святого – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Тогда блаженный человек Божий красуется, как древо, насажденное при исходах вод, еще плод свой дает во время свое, и лист его не отпадает. В мире вещественном всякая жизнь и всякое семя первоначально от Бога.


Пейзаж с сеятелем. Фрагмент. Художник П. Брейгель Старший


Господь сказал: «Да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, его же семя его в нем», – и с тех пор земля наша не перестает осеменяться и произращать неисчислимое множество разнообразных растений во всех частях света. И сколько бы ни возрождалось семя, оно не теряет присущей ему жизненности, не престает быть способным к новому возрождению.

Так и духовное семя – слово Божье принес в мир Сам Единородный Сын Божий и, посеяв его в сердцах богоизбранных учеников Своих, заповедал им: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари, научите вся языки… учаще их блюсти вся елика заповедах вам».

С тех пор это божественное семя вечной жизни не престает и не престанет никогда сеяться в сердцах человеческих во всех странах мира, не престает и не престанет никогда возрождаться, возрастать и приносить плод в душах человеческих, «ибо слово Божье всегда живо и действенно, всегда полезно к учению, ко обличению, к исправлению, к наказанию, и в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован». Как ни удалены мы от времени явления во плоти Сына Божьего, но то же самое слово Божье, проповеданное Его пречистыми устами, проповедуется и нам то в богодохновенных глаголах Святых евангелистов и Апостолов, то в богомудрых вещаниях Святых и богоносных отцов, то в словесах пастырей и учителей церковных.

И как ни обильны плоды, возвращенные словом Божьим в жизнь вечную, но оно не престает и ныне не престанет никогда возращать новые отрасли в вертограде Господнем, производить новые плоды на ниве Божьей до того великого дня, когда наступит всеобщая жатва, до дня славного пришествия Господня.

Почему же, скажете, слово Божье ныне не так действенно в сердцах человеческих, как было действенно в сердцах тех людей, которых оно делало земными ангелами и небесными человеками? Потому же самому, почему и обыкновенное семя часто не вырастает и не приносит плода: это происходит от свойства земли, на которую падает семя. Вот как изъясняет это Сам Господь: «Когда он сеял, иное упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А упадшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит дьявол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись».

Итак, первое препятствие плодотворности слова Божьего есть невнимательность, легкомыслие и беспечность, которые более или менее свойственны все нам. Но есть люди, которых и мы называем иногда рассеянными и легкомысленными, у которых душа и сердце, как большая дорога, открыты для всех мимоходящих помыслов и впечатлений, для всякого пустословия и суесловия, для всех соблазнов и увлечений, которые и сами, как при дороге, всегда вне себя, всегда жаждут новых впечатлений и слухов, непрестанно ищут новых и разнообразных ощущений, с усилием домогаются новых забав и развлечений.



Удивительно ли, что сердце таких людей, хотя иногда мягкое и доброе внутри, но извне становится таким, что всякое доброе впечатление только скользить по его поверхности, не проникая внутрь, что всякая добрая мысль, всякое благое чувство попирается и уносится непрестанным приливом новых впечатлений и ощущений.

Приходят такие люди и в храм Божий, но приходят только по обычаю для развлечения, а не по живому влечению сердца, и отсюда спешат потом в места забот и увеселений. Присутствуют и при богослужении, но без внимания и усердия, без желания получить духовную пользу, а потом являются на каком-либо соблазнительном зрелище.

Участвуют вместе с другими в молитве, но участвуют только телом и устами, а не душою и сердцем, и предаются потом удовольствиям чувственным. Слушают или читают слово Божье, а потом еще с большим удовольствием читают пустые, растлевающие воображение книги, с большим увлечением преклоняют слух свой к беседам празднословия и злословия.

Дивно ли, что в сердце такого человека не может укорениться семя слова Божьего, что оно попирается мимоходящими впечатлениями и мечтами, как семя, упавшее на дороге.

Правда, живое и действенное слово Божье могло бы еще найти место и пустить корень и в сердце рассеянного человека. Но тут другое, большее зло. В его душу, не огражденную страхом Божьим, «приходит диавол», как говорит Господь, а в ней оставляет свою нечистоту и скверну.

Живое и сильное впечатление, заронившееся в сердце от слышания слова Божьего, он старается подавить лживыми извинениями и оправданиями, а потом заменить его другими, увлекательными для чувственности нашей представлениями, – и легкомысленные люди слушают советы лукавого, увлекаются внушаемыми им мыслями и забывают слово Божье.

Слышит, например, человек слово Господне: «ищите прежде царствия Божия и правды его», а дух лести внушает ему: «нужнее всего есть и пить, необходимее всего иметь достаточное состояние, обеспечить себя и потомство, важнее всего стать наряду с другими во всем, а потом уже искать и царствия Божия». И человек верит лукавому, предается всем сердцем земным заботам и попечениям и забывает о царствии Божьем.

Слышит человек слово Писания, и сам сознает, во глубине сердца своего, что высшее счастье быть праведным во всем перед Богом и людьми, но дьявол внушает ему: «правдою не проживешь на свете: правда всего неприятнее людям, с нею наживешь себе только врагов и недоброжелателей; нужнее всего уменье жить с людьми, искусство приобрести их расположение, не потерять ничего в их мнении».

И вот, слушая совет лукавого, человек кривит душою и сердцем, прилаживается к страстям и прихотям человеческим, продает свою совесть в угождение своему корыстолюбию. Господь говорит нам в слове Своем: «да оставит нечестивый пути своя, и да обратится ко Господу Богу, и помилован будет; аще ли не покаетеся, вси погибнете», и сердце слышащего невольно сокрушается и умиляется этим голосом бесконечного милосердия и неумолимого суда Божьего.


Сеятель. Витраж церкви Христа. Кентербери. Англия


Сеятель. Художник В. Ван Гог


А дьявол внушает: «Бог, по милосердию Своему, не накажет строго за слабости человеческие, еще будет время покаяться и обратиться к Господу». И легкомысленные люди отлагают покаяние со дня на день и остаются беспечными и нераскаянными до смерти. Так приходит в душу их дьявол.

Есть и другое препятствие плодоношению слова Божьего. А другое, говорит Господь, упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги.

А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают.

Это те люди, у которых сердце не согрето и не смягчено истинною любовью к Богу и самоотвержением, не оживлено горячим желанием спасения и жизни вечной, сковано внутри, как вечным холодом, самолюбием и корыстолюбием или другой какою-либо страстью, иссохло и окаменело от живущей в нем похоти и плоти, похоти очей и гордости житейской, хотя может казаться иногда мягким и чувствительным.

Такие люди любят иногда говорить о добродетели, ибо не могут не сознавать ее небесного благородия и ее божественного превосходства, бывают даже чувствительны ко всему доброму, когда это льстит их самолюбию, когда они могут явиться добрыми, не являясь таковыми на деле. С радостью приемлют они и слово Божье, пока оно не требует от них жертв.

Но у них нет корня всего доброго – полного самоотвержения, истинной любви к Богу, искреннего желания своего спасения. Оттого сердце их чувствительно только снаружи, но холодно и жестоко внутри, подобно камню, покрытому тонким слоем земли.

Оттого слово Божье не может углубиться и укорениться в их сердце, возрасти и принести плод. Всякое доброе чувство, возбужденное слышанием слова Божьего, угасает тотчас, как скоро потребуется принести обладающую сердцем страсть в жертву истине и правде, вере и добродетели.

И Ирод почитал Иоанна Крестителя, любил слушать его слово, во многом даже повиновался ему и поступал по его советам. Но когда Иоанн коснулся обладающей сердцем его страсти и потребовал отречения от нее, когда сказал ему: «Не достоин ты имети жену Филиппа брата твоего», то Ирод посадил его в темницу и потом дал повеление отсечь ему голову в угождение Иродиаде.

И правитель области Фес с удовольствием слушал проповедь Апостола Павла. Но когда Павел простер слово о воскресении и жизни будущей, о суде Божьем и воздаянии по смерти, когда нужно было отречься от земных почестей, чтобы сделаться христианином, он сказал проповеднику Евангелия: «Теперь иди, в другое время послушаю тебя». Так, обладающие сердцем страсти делают его неспособным возвращать Святое семя слова Божьего и приносить духовные плоды живой веры и истинного благочестия христианского!

Более общее, наконец, препятствие к плодоношению слова Божьего есть терние суеты и сластей житейских. А иное, говорит Господь, упало между тернием, и выросло терние и заглушило его. А упадшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода. Не удовлетворение обыкновенным нуждам житейским называет печальными и осуждает здесь Господь наш, и не богатство, как дар Божий, поставляет причиною бесплодности слова Божьего.


Сеятель. Витраж церкви Святого Иоанна. Кесуик. Англия


То и другое, как показывают примеры многих Святых людей, не препятствуют ни слушанию, ни хранению и исполнению слова Господня. Но то и другое делает пагубным для нас суетная привязанность к земному и временному, которая, наполняя и объемля сердце наше, подавляет в нем действие слова Божьего и которая столько же может обладать сердцем бедного, как и богатого человека.

У бедного она обнаруживается беспрепятственною заботою о приобретении, безотрадною скорбью при всякой неудаче, снедающею сердце завистью к другим, тяжкою хулою и ропотом на самый Промысл Божий, мертвящею безнадежностью и отчаянием.

У богатого – не меньшею заботою о сбережении и умножении богатства, непрестанною боязнью лишиться своих сокровищ, скупостью, жадностью, лихоимством и прочими постыдными видами корыстолюбия. В том и другом случае это – густое терние, которое подавляет сердце, заглушает в нем всякое доброе чувство, не дает возникнуть семени слова Божьего и возрасти в дела благочестия, милосердия и человеколюбия.

Еще опаснейшее терние для духа – страстные влечения плоти, удовлетворение которых Спаситель называет сластьми житейскими. Корень их находится в самой глубине падшего сердца человеческого. Это тот закон, который противоположен закону ума нашего и пленяющий нас законом греховным, о котором говорил некогда Святой Апостол Павел. Отрасли этого злого корня суть те дела плотские, которые исчисляет тот же Апостол: блуд, нечистота, вражды, рвения, ярости, распри, соблазны, зависти, убийства, пьянства. Эти-то злые отрасли, подобно тернию и волчцам, непрестанно растут и возрождаются даже и тогда, когда заботятся об их искоренении, они заглушают сердце, когда вовсе не думают об исторжении их. Как же слову Божью прорасти и приносить плод в сердце, заросшем таким тернием!

Само собою очевидно, что для беспрепятственного плодоношения в нас слова Божьего потребно не только благоговейное слышание его, но и удобрение и очищение собственного сердца, чтобы оно способно было растить плоды Святости и правды. А иное, говорит Господь, упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод.

А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Это те души, которые искренним сердцем и с живым усердием желают и ищут своего спасения. Они, слушая или читая слово Божье, всем сердцем веруют, что через него беседует с ними Сам Отец Небесный, Который для спасения их не пощадил Единородного Своего Сына.

Поэтому все, что возвещает слово Божье, для них есть непреложная истина. Все, что повелевает, есть всесвятая воля Отца Небесного, которую со страхом и трепетом исполняют все небесные силы. Все, что запрещает, есть страшное зло, конец которого – погибель вечная. Все, что обещает чадам послушным и покорным, сбудется непременно. Все, чем угрожает злым и развращенным, постигнет их неминуемо. Аминь глаголю вам, уверяет нас Сам Господь неба и земли: небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут, иота едина, или едина черта не прейдет от закона.


Пейзаж с сеятелем. Художник Ж.-Ф. Милле


Ведая все это, души благочестивые и приступают к чтению или слушанию слова Божьего с благоговением и молитвою, да просветит Господь сердечные очи их к уразумению Своих глаголов, и читают или слушают с благоговейным размышлением и молитвою, прося у Господа благодати не только уразуметь, но исполнить на деле Святое слово Его.

И оканчивают чтение усердным благодарением Господу, Который сподобил нас такого высочайшего дара, что благоволит беседовать с нами грешными и бренными тварями. Но что важнее всего, они поставляют непреложным для себя законом исполнять на деле все слышанное в слове Божьем, руководствоваться во всей жизни и деятельности своей законом божественным, не преступать ни единой заповеди Господа и Владыки живота своего.

Не думайте, чтобы и у этих людей дьявол не старался похитить посеянное в сердце их Святое семя слова Божьего, но слово держать, как говорит Господь, крепко сохраняют в душе своей слышанное слово Евангелия Христова, стараются углубить его в сердце своем благоговейным размышлением, ограждают душу свою страхом Божьим, вниманием к себе и молитвою, отвращают и слух и очи свои от соблазнов мира, от всякого пустословия и так называемых развлечений, и таким образом не позволяют дьяволу входить в душу их и похищать оттуда сокровище слова Божьего.

Нельзя также думать, чтобы дьявол не старался оковать сердце их самолюбием и своекорыстием, или связать его какою-либо другою страстью, или заглушить в нем семя слова Божьего тернием суеты и плотских похотей, но они сокрушают окаменение сердечное страхом смерти суда Божьего, страхом геенны и огня неугасимого, увлажают и умягчают сердце свое слезами умиления и сокрушения духа, они сжигают в себе терние суеты и плоских пожеланий огнем любви божественной, пламенным желанием спасения и вечной жизни с Христом Господом, горячим усердием и любовью к Богу крепкому, живому, они исторгают из сердца своего всякое нечистое пожелание и всякую греховную склонность искренним покаянием, сердечными воздыханиями и слезами, они с любовью переносят за слово Божье всякое озлобление и напасть, всякое уничижение человеческое, вообще творят плод свой в терпении, как говорит Господь.

Для таких слушателей слово Божье есть небесная манна, которая и питает, и услаждает их душу, есть животворное питие, которое оживляет и веселит сердце их радостью, есть живая вода, которая, преисполняя сердце их, становится в нем источником воды, текущей в живот вечный, есть целебное и спасительное врачевание, которое исцеляет все их душевные немощи, есть благодатный свет, который просвещает и умудряет их во спасение, есть неоцененное сокровище, драгоценнейшее злато, которое исполняет и обогащает сердце их богатством Царствия Божьего, есть живоносная сила Духа Утешителя, которая утешает их во всякой тесноте и скорби надеждою вечной радости в обителях Отца Небесного.

Таково божественное учение о слове Божьем. Оно есть духовное семя, без которого не может ни зачаться, ни возрастать Святая благоговейная и богоугодная жизнь христианская. Это божественное семя сеется для всех щедрою рукою Небесного Сеятеля посредством земных строителей Его Таин, так что не слушающие или не желающие слышать его безответны. При всей животвоности своей, оно может остаться бесплодным в сердцах наших или теряемое легкомыслием и беспечностью, или иссушаемое самолюбием и страстями, или подавляемое суетными заботами и плотскими удовольствиями. Чтобы оно сделалось благоплодным в нас, надобно не только с усердием принимать и сохранять его в душе своей, но и умягчать сердце свое страхом Божьим и слезами умиления, очищать его покаянием и сокрушением духа, ограждать свою душу вниманием к себе и усердною молитвою. Нет нужды напоминать, как важно для нас это учение о слове Божьем, когда Сам Господь, окончив его, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!


Сеятель. Витраж приходской церкви. Уолд Ньютон. Англия

Все Евангельские притчи удивительно коротки. Нет такого писателя или философа, который оставил бы после себя столь мизерное наследие. Однако слова, сказанные Иисусом Христом и переданные в Евангелиях, мы перечитываем всю жизнь по многу раз. Они не устаревают и остаются актуальными уже более двух тысяч лет. За это время были написаны целые тома исследований и толкований.

Простые истории, открывающие путь к спасению

Может быть, притчи Иисуса Христа настолько витиеваты, что не каждый, прочитавший их, способен понять смысл сказанного Господом? Отнюдь нет. Они предельно просты и логичны, а притчи Иисуса Христа для детей так и вовсе переписаны различными литераторами таким языком, что на их фоне народные сказки для самых маленьких выглядят куда более таинственными. Иисус Христос был первым, кто стал обращаться к людям, не деля их по вероисповеданию, национальности или общественному статусу. Притчи Господа Иисуса Христа простыми словами открывают людям, в чём заключается смысл жизни. Христос своими притчами показал нам самый короткий путь к спасению души. А спасение души - это мир, покой, счастье, благополучие и гармония. Он же показал и то, что этот путь совсем не лёгок, но, принеся Себя в жертву всему человечеству, Он гарантировал, что Сам Господь берёт на себя заботу о спасении каждого, обратившего к Нему своё сердце.

Все речи Спасителя проникнуты любовью к каждому

Притчи Иисуса Христа охватывают все стороны жизни человека. Их можно исследовать в самых различных ракурсах, например рассматривая, как отношения между Богом и человеком или между человеком и другими людьми. Каждую из них можно проецировать на отдельные житейские ситуации, а можно рассматривать как весь жизненный путь человека. Для сравнения можно взять притчи Иисуса Христа и притчи, написанные именитыми писателями. Один знаменитый русский литератор, оставивший после себя прекрасные романы, в которых сохранил для нас подробности войны 1812 года, а также раскрывший традиции, нравы, обычаи и быт наших предков, живших в 19 веке, в какой-то момент своей жизни обратился к жанру нравоучительных притч. Читая притчи Иисуса Христа и этого литератора, невольно обращаешь внимание на то, что в историях Христа нет ни тени досады на неразумных людей.

Христианские мыслители, бравшие на себя смелость трактовать короткие притчи Иисуса Христа, единодушно сходятся во мнении, что Господь любит каждого из нас и понимает до самых потаённых уголков души, что Он существует только для того, чтобы спасти и дать счастье каждому из своих творений, то есть нам с вами, какими бы разными мы ни были и какие бы искушения не терзали наши души.

Толкования истории об овце, отбившейся от стада

Заблудшая животина в притче Иисуса Христа об отбившейся от стада овце показывает, как важен для Господа каждый человек. По крайней мере, многие богословы считают, что в этой притче идёт речь о праведниках и об одном грешнике. По их мнению, Господь радуется каждому грешнику, раскаявшемуся в своих грехах и примкнувшему к сонму праведников. Однако Феофилакт Болгарский видит в этой истории ещё один смысл. Заблудшая овца - это люди, а стадо - это все остальные разумные твари. Иными словами, он считает, что Господь из всех живых существ на земле и во вселенной считает только человека заблудшей овечкой. Возвращение людей под Свой кров Он считает самой большой радостью для Себя.

Ещё один богослов, архиепископ Аверкий (Таушев), под стадом подразумевает сонмы ангелов, а под заблудшей овцой - грешного человека.

Притча говорит о том, что Бог допускает возможность того, что человек, подобно овечке, рано или поздно, по той или иной причине, отобьётся от стада. Однако Он не бросит его, а приложит все усилия, чтобы вернуть назад. Слова Христа, переданные Его учениками, о радости Хозяина от возвращения заблудившейся овцы - это не радость от восполнения утраченного имущества. Это совсем другое.

История о потерявшейся овце, спроецированная на отношения в семье между родителем и его ребёнком

Представьте себя на месте этого Хозяина. Овечка - это ваш маленький ребёнок, отправившийся исследовать соседний двор. Такую параллель провести чрезвычайно трудно - ведь вы не имеете возможности, как Хозяин из притчи, то есть Бог, видеть, как малыш бесстрашно проходит мимо песочницы с разбросанным мусором или мимо большой собаки, и вовремя отводить от него серьёзные опасности. Вы не можете прочитать в душе ребёнка, как он в какой-то момент вспомнил о вас и как горячо захотел оказаться рядом с вами, как почувствовал огромную любовь к вам и тоску, как он испугался жизни без вас, и как он принял решение вернуться. Господь всё это видел и принял своё чадо с распростёртыми объятиями. При этом притча не говорит, сколько раз человек может так уходить и возвращаться. Это значит, что Бог не ограничивает нас. Мы сами принимаем решение - идти вместе со стадом или отклониться от него. Он всегда будет радоваться нашему возвращению и не станет наказывать. Как жить по этой притче, спросите вы? Ведь мы - овцы, которые время от времени делают ошибки, раскаиваются в них, а потом получают от Господа благодать. Эта притча так же многомерна, как и все притчи про Иисуса Христа. Если ваша овечка отбилась от стада, то есть ваш ребёнок пошёл по опасному пути, обратитесь к Господу, чтобы Он защитил его и спас от гибели. Думайте и молитесь о родном человеке постоянно, и тогда вы, а также и заблудившийся ребёнок, испытаете ту же радость, о которой говорится в притче.

Все мы - блудные сыновья

Эту же тему затрагивает и притча Иисуса Христа о блудном сыне. Однако эти две истории нельзя считать полностью аналогичными, ибо Святое Писание не содержит ни одного лишнего или случайного слова. История о младшем сыне, ушедшем из дома и расточившем отцовское наследство, о его старшем брате, оставшемся в доме и все эти годы добросовестно трудившемся на нивах отца, а также о том, как тот встретил вернувшееся из скитаний своё вконец обнищавшее блудное дитя - это также притча про Иисуса Христа. Короткие истории, рассказанные Спасителем Своим ученикам, всегда подразумевают участие в них Господа. В истории про блудного сына отец - это прообраз Господа, а его сыновья - мы, люди.

Господь призывает нас учиться прощать

Эта притча учит нас прощать без задней мысли, принимать раскаяние без назидательных внушений, без умствований и морализаторства. Господь пытается внушить нам, чтобы мы не боялись, что раскаявшийся близкий человек, получив отпущение, снова пустится во все тяжкие. Это не должно нас заботить. Умение прощать не менее важно, чем умение просить прощения. Ни для кого не секрет, что в том, что сын бросает семью и растрачивает отцовское имущество на удовлетворение собственных прихотей, есть вина и отца. В обычной человеческой жизни такое бывает довольно часто. Внутри семьи мы на протяжении всего совместного существования время от времени припоминаем друг другу прошлые обиды. Это формирует неприязненные отношения, из которых хочется вырваться, и мы время от времени бросаем семью и начинаем жить только своими личными интересами, убеждая себя, что настрадались достаточно - можно и для себя пожить. Следствие этого - душевное опустошение.

Одна и та же ситуация, лишь слегка изменившись, повторяется снова и снова. У разных народов даже сложились пословицы: «Чёрного кобеля не отмоешь добела», «Сколько волка ни корми, а он всё равно в лес смотрит», что говорит о бессмысленности прощения. Эти пословицы, хоть и являются народной мудростью, насчитывающей многие сотни лет, всё-таки проникнуты неприязнью и презрением к человеку. В них чувствуется пристрастное отношение к согрешившему, вознесение собственной личности над личностью человека, которого назвали чёрным кобелём или волком. Ни в одной из Своих притч Господь не выглядит презирающим людей.

Обиженный так же создан по образу и подобию Божию, как и тот, кто его обидел

Человек создан по образу и подобию Божию. Как легко соотнести эту истину с самим собой и насколько трудно воспринять Образ Бога в человеке, доставившем неприятность! Иисус Христос, беседуя с учениками, не ставил Себя выше их, ибо лучше, чем кто бы то ни было, понимал, что все люди вместе и каждый человек в отдельности - Образ и Подобие Самого Создателя. Ради спасения каждого из нас Он принёс Себя на жертвенный алтарь, выполнив волю Отца. Долг каждого христианина - совершить своё жертвоприношение во имя Господа. В состоянии ли хоть один из нас совершить подобный поступок ради спасения человечества?

Пост и молитва - вот что требуется от каждого христианина, дабы не пришлось человечеству платить кровью за свои грехи

Читая Евангелие и толкования к нему, написанные замечательными и святыми людьми, мы понимаем, как мало требуется от нас, чтобы мир не потрясали трагедии с человеческими жертвами. Мы должны лишь стараться любить, прощать и оправдывать друг друга, всегда помнить о Боге и не терять связи с ним. Чтобы эта связь сохранялась, требуется приносить жертвы постами и каждое своё действие сопровождать молитвой - и больше ничего. Это сказал Иисус.

Знаменитые богословы-толкователи Священного Писания

Почти все притчи Иисуса Христа с толкованием отечественных и зарубежных священников и теологов есть в такой книге, как «Рече Господь…». Святые отцы церкви с давних времён придавали большое значение толкованию слов Спасителя, сохранённых в Евангелии. В ней приведены практически все притчи Иисуса Христа с толкованием таких почитаемых христианским миром богословов, как Мейстер Экхарт, святой Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт Болгарский, Архиепископ Александрийский Афанасий, святитель Лука Войно-Ясенецкий, Григорий Великий Двоеслов, священномученик Григорий Шлиссельбургский, святой Василий Кинешемский, архиепископ Тавроминский Феофан Керамевс, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов), святой Филарет (Дроздов) Московский и Коломенский, архиепископ Аверкий (Таушев), святой праведник Иоанн Кронштадский, протоирей Всеволод Шпиллер, протоирей Александр Шаргунов, святой Кирилл Александрийский, святой Феофан Затворник, преподобный Иоанн Дамаскин, протоирей Виктор Потапов, блаженный Иероним Стридонский, епископ Мефодий (Кульман), митрополит Антоний Сурожский, протоирей Димитрий Смирнов, монах Евфимий Зигабен, а также толкователи Библии Гладков Б.И. и Лопухин А.П.

В каждой из историй, рассказанных Христом, присутствует Он Сам и каждый из нас

Считается, что в Евангелиях содержится не многим более тридцати притч:

О сеятеле;

О злых виноградарях;

О горчичном зерне;

О десяти девах;

О потерянной овце;

О блудном сыне;

О брачном пире;

О закваске;

О добром сеятеле и плевелах;

О неплодной смоковнице;

О работниках в винограднике;

О потерянной драхме;

О талантах;

О сокровище, скрытом в поле;

О немилосердном должнике;

О заброшенном неводе;

О купце, ищущем хорошего жемчуга;

О двух сыновьях;

О благоразумном рабе;

О фарисее и мытаре;

О десяти минах;

О богаче и Лазаре;

О работнике, пришедшем с поля;

О неправедном судии;

О неверном домоправителе;

О смоковнице и деревьях;

О семени, взрастающем из земли неприметным образом;

О человеке, просящем в полночь хлеба у своего друга;

О неразумном богаче;

О двух братьях;

Об исцелении души и тела;

О лилиях и др.

Вочеловечившегося Господа бесы узнавали сразу

В период Своего вочеловечения Господь ходил по израильской земле, исцелял больных и рассказывал людям, как им следует поступать, чтобы наследовать жизнь вечную и удостоиться Царствия Небесного. Общаясь с людьми разного воспитания, образования и веры, для того чтобы все они правильно поняли Его, Он использовал простые примеры из обычной, хорошо известной им повседневной жизни. Ученики записывали Его слова. Оставаясь с ними наедине, Господь разъяснял, что имел в виду. Таким образом, истории, которые рассказывал Иисус из Назарета, и есть тайные притчи Живого Иисуса Христа. Ведь узнать в проповеднике, коих тогда было великое множество, воплощение Самого Бога, простому человеку немыслимо. Всё, что человек способен воспринять, уже когда-то было. Всё новое - это, как известно, хорошо забытое старое. А Господь ещё никогда не являлся людям. Зато его сразу узнавали слуги сатаны. В Евангелии от Марка есть место, где человек, одержимый бесом, узнал в Нём Бога и закричал об этом всем. Господь изгнал этого беса из человека, а самому человеку запретил говорить о Себе и о случившемся исцелении.

Смысл и подтверждение фразы: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным»

Феофилакт Болгарский это объясняет так. Никогда и никого не следует оповещать о сделанном добром деле. Совершённое втайне от людей, оно открыто Богу. Не оглашённый добрый поступок считается посвящённым Богу, поэтому Господь призрит на него Своё милосердие. Добрый поступок, ставший известным людям, получает воздаяние от них, поэтому считается совершённым не для Бога, а для людей. «Нет ничего тайного, что не стало бы явным», - говорит Иисус. Это подтверждается тем, что Сам Господь - Тайна из Тайн, стал Явью для людей, воплотившись в Сыне.

Истинное милосердие

Один человек шёл из Иерусалима в Иерихон, и по дороге на него напали разбойники. Они ограбили, избили его и бросили на произвол судьбы. Священник и левит, бывшие одного вероисповедания и национальности с ним, прошли мимо, не оказав помощи, а некий самаритянин, оказавшийся в этой местности проездом, подобрал беднягу и отвёз в ближайшую гостиницу. Там он попросил позаботиться о пострадавшем, оставил деньги и сказал, что на обратном пути зайдёт снова и, если хозяин потратит больше оставленных денег, то он и эти расходы оплатит. Эта притча Иисуса Христа о милосердии говорит, что человек, милосердный во имя Бога, не различает людей по категориям. Он проявляет его всегда, когда требуется помощь.

Почему Господь не открыл, когда наступит День Страшного Суда?

Вся наша жизнь - подготовка к Божьему Суду, когда Он взыщет с каждого по делам его. Ученики спрашивали Его, когда совершится этот Суд. Притча Иисуса Христа о Страшном Суде не даёт ответа на этот вопрос. Если бы мы знали, что конец времён наступит не при нашей жизни, то и не стали бы к нему готовиться, вероятно, пустились бы во все тяжкие, ведь всё равно при жизни нам его не видать. Таким образом мы навредили бы и своим потомкам, так как не смогли бы своим примером научить их христианской жизни. А если бы узнали, что он наступит в ближайшие годы, при нашей жизни, то также много навредили бы себе, ибо решили бы, что уже всё равно ничего не изменить. Господь не открывает рокового года, Он говорит в притче о званых и избранных, а также в притче о десяти девах, что мы должны всегда находиться в ожидании пришествия Судии, ибо когда Он придёт, горе будет тем, кто не готовился к этому Дню.

Книга Книг - Вечная Мудрость

Господь принёс людям Благую Весть о грядущем счастье для всех уверовавших в Него и идущих Его путём. Чтобы удостоиться чести стать участником брачного пира, то есть войти в Царство Небесное, мы должны постоянно помнить и чтить завет Спасителя «Да любите друг друга». По этой причине уже две тысячи лет пересказывают притчи Иисуса Христа для детей и внуков ответственные и любящие их мамы и папы, а также бабушки и дедушки. И дай Бог, чтобы эта традиция никогда не прекратилась.

Простые евангельские притчи при каждом чтении открывают нам свои новые грани. Будучи зафиксированными в Священном Писании, они все имеют отношение к жизни каждого конкретного человека в разных ипостасях. Каждая притча требует регулярного переосмысления и проецирования на житейские обстоятельства. Не случайно мудрые люди говорят, что для того, чтобы жизнь сложилась благополучно, достаточно изучить, осмыслить и освоить только одну книгу - Библию.