Петрарка основные труды. Петрарка, франческо

6 апреля в 1327 году состоялась первая встреча Франческо Петрарки с Лаурой . Замужняя женщина стала для великого поэта бессменной музой, возвышенной и недостижимой мечтой. При этом неизвестно, знала сама Лаура о его чувствах или нет.

366 сонетов

Благословляю день, минуту, доли
Минуты, время года, месяц, год,
И место, и придел чудесный тот,
Где светлый взгляд обрек меня неволе

Так вспоминал Петрарка о первой встрече со светловолосой красавицей Лаурой, которая раз и навсегда украла его покой. О том, что судьбоносная встреча произошла на пасхальной службе 6 апреля, мы знаем со слов самого поэта, который оставил об этом дне не только поэтические строки, но и подробные воспоминая: «Лаура, известная своими добродетелями и долго прославляемая моими песнями, впервые предстала моим глазам на заре моей юности, в лето Господне 1327, утром 6 апреля, в соборе святой Клары, в Авиньоне».

Ей было двадцать лет, ему — двадцать три. Их встреча не могла стать началом счастливой истории любви: Лаура уже была замужем, а на Петрарке лежал обет безбрачия. Влюблённому оставалось лишь бросать томные взгляды на Прекрасную Даму и воспевать её в своих сонетах, канцонах, секстинах, балладах, мадригалах...

366 сонетов, посвящённых Лауре, поэт объединил в «Книгу песен», которая прославила не только его чувства, но и саму поэзию — воспевая любовь мужчины к женщине, а не раба к Богу, Петрарка положил начало эпохе Проторенессанса (этапу в истории итальянской культуры, предшествующему Ренессансу).

Альтикьеро да Дзевио, портрет Петрарки. Источник: Public Domain

Ангел во плоти

Ещё три года после судьбоносной встречи, поэт, предпочитавший вести скитальческую жизнь, провёл в Авиньоне. Исследователи не знают ответ на вопрос: обменялись ли они за это время хоть одним словом? Знала ли Лаура о пылких чувствах великого итальянца? Но в том, что Муза Петрарки была достойной супругой, сомнений нет, а в глазах влюблённого она и вовсе — настоящий ангел:

Средь тысяч женщин лишь одна была,
Мне сердце поразившая незримо.
Лишь с обликом благого серафима
Она сравниться красотой могла.

Историки склоняются к тому, что Музой Петрарки была Лаура Де Нов — златокудрая дочь синдика Авиньона Одибера де Нов , мать 11 детей. Однако любовь Петрарки во многом походит на историю Данте Алигьери и Беатриче — в обоих случаях скептики сомневаются в реальном существовании Муз. По их мнению, Прекрасные Дамы были всего лишь плодом воображения романтичных поэтов.

Лаура, рисунок XV века (?) Библиотека Лауренциана. Источник: Public Domain

Ни в одном письме Петрарки имя Лауры не упоминается (за исключением письма к потомкам, где он говорит о своей прошедшей любви, и письма, где опровергает обвинения в том, что она не реальна). Основную информацию о Лауре можно почерпнуть из собственноручных пометок Петрарки и его поэтических строк, где её имя обычно встречается в игре слов — золотой, лавр, воздух. Но достоверность образу Музы придаёт тот факт, что однажды поэт заказал камею с её портретом художнику из авиньонской курии:

Нам этот лик прекрасный говорит,
Что на Земле — небес она жилица,
Тех лучших мест, где плотью дух не скрыт,
И что такой портрет не мог родиться,
Когда Художник с неземных орбит
Сошел сюда — на смертных жён дивиться

Свою фанатичную платоническую любовь Петрарка оправдывал тем, что именно она помогала ему избавиться от земных слабостей, именно она возвышала его. Но даже это благородное чувство не помешало знаменитому поэту обзавестись двумя незаконнорожденными детьми от разных женщин (их имена история умалчивает).

Мэри Спартали Стилман. «Первая встреча Петрарки и Лауры».

Творчество Петрарки можно подразде­лить на три основных периода.

Первый период (1318-1333) - годы учения. Самое раннее сти­хотворение Петрарки написано на латинском языке, однако в 20-е годы гораздо больше, чем Цицерон и Вергилий, его занимали современные поэты на народном языке. В Монпелье он познакомил­ся с лирикой провансальских трубадуров; в Болонье - с поэзией нового сладостного стиля. «Божественной Комедии» юный Петрарка сторонился, но Данте-лирик оказал на него серьезное влия­ние.В интересах Петрарки к ли­тературному наследию поэтов, писавших на народном языке, на первый план выступили проблемы формы - поэтики, стиля и поэ­тического языка. Именно поэтому ему оказались ближе всего эпи­гоны нового сладостного стиля и провансальские трубадуры. Но сам Петрарка стремился не к канонизации и формализации суще­ствующих норм языка и стиля, а к их реформе.

Второй период в жизни и творчестве Петрарки (1333-1353) - период творческой зрелости. В это время окончательно складыва­ется его мировоззрение и создаются основные литературные произведения на латинском языке: героическая поэма «Африка» (1339-1341), историко-биографическое сочинение «Devirisillustribus» («O знаменитых людях», 1338-1358), «Epistolaemetricae» («Стихотворные послания», 1350-52), двенадцать эклог «Bucolicumcarmen» («Буколическая песнь», 1346-48), диалогизированная исповедь «Secretum» («Сокровенное», 1342-43), трактаты «Devitasolitaria» («Об уединенной жизни», 1346) и «Deotioreligioso» («О монашеском досуге», 1347), неоконченное историческое сочи­нение «Rerummemorandumlibri» («O достопамятных вещах и событиях», 1343-45) и полемическое сочинение, направленное на за­щиту поэзии от нападок со стороны представителей «механичес­ких искусств» - «Invectivacentramedicumquedum» («Инвектива против некоего врача в четырех книгах», 1352-53). Ко второму пе­риоду относится также большая часть стихотворений, вошедших впоследствии в «Книгу песен», именуемую чаще всего «Канцоньере», но озаглавленную самим Петраркой по латыни: «Rerumvulgariumfragmenta» .

Второй период в жизни и творчестве Петрарки начался с годов странствий. В 1333 году Франческо Петрарка совершил большое путешествие по Северной Франции, Фландрии и Германии. Это было не совсем обычное путешествие. В отличие от средневековых паломников к святым местам и флорентийских купцов, которые ездили по делам своих фирм, Петрарка, разъезжая по Европе, не преследовал ни­какой практической цели. В годы странствий Петрарка как бы за­ново открыл лирическую ценность природы для внутреннего мира человека, и с этого времени природа входит в мир европей­ской поэзии как ее неотъемлемая и важная часть.

Путешествуя по Европе, Петрарка устанавливал контакты с учеными, обследовал монастырские библиотеки в поисках забы­тых рукописей античных авторов и изучал памятники былого ве­личия Рима.

В 1337 году Франческо Петрарка поселился неподалеку от Авиньона, в Воклюзе, где, с перерывами, прожил до 1353 года, претворяя в жизнь тот гуманистический идеал уединенной жизни на лоне пре­красной идиллической природы, который он обосновал в «Сокро­венном» и анализ которого составляет основное содержание трак­татов «Об уединенной жизни» и «О монашеском досуге». Но его идеал одиночества всегда был весьма далек от пустынничества. В отличие от анахоретов-монахов, Петрарка в Воклюзе не столько спасал свою душу для вечной жизни, отбрасывая от себя все брен­ное и земное, сколько культивировал свою человеческую индиви­дуальность. В Воклюзе Петрарка много и напряженно работал. Впоследст­вии он говорил: «Там были либо написаны, либо начаты, либо за­думаны почти все сочиненья, выпущенные мной». Но еще больше, чем поэзия, его занимала в это время наука. Науки, которыми занимался в Воклюзе Франческо Петрарка, были науками о древности. В этом у Петрарки были предшественники, такие, как Альбертино Муссато и поэтический корреспондент Данте Джованни дель Вирджилио. По сравнению с ними Петрарка сде­лал новый шаг вперед не столько в изучении античности, сколько в развитии европейской культуры и прежде всего национальной литературы Италии. Но этот шаг вперед- шаг от пред возрождения к Возрождению, обусловленный сменой общих концепций природы, истории и человека, сопровождался таким широким и подлинно научным проникновением в мир классической древности, которое не было еще доступно ни Брунетто Латини, ни Муссато, ни Джованни дель Вирджилио, ни даже самому Данте.

Петрарка оказался прирожденным филологом. Он первым стал изучать произведения древнеримских поэтов, сопоставляя различные списки и привлекая данные смежных наук. Во второй период творчества Петрарка заложил одновременно основы и классической филологии, которая с этого времени надолго становится фундаментом европейской образованности, и исторической критики, которая, опираясь на филологическое истолкование текста, прокладывала дорогу философскому рационализму.

Но Петрарка был не только филологом. Его обращение к античности было проявлением отвращения поэта к современнос­ти. Подводя жизненные итоги в «Письме к потомкам», Франческо Петрарка утверждал: «С наибольшим рвением предавался я, среди многого другого, изучению древности, ибо время, в которое я жил, было мне всегда так не по душе, что если бы не препятствовала тому моя привязанность к любимым мною, я всегда желал бы быть рожденным в любой другой век, и чтобы забыть этот, постоянно старался жить душою в иных веках» .

Конфликт Петрарки с окружающим его миром был глубоким и исторически существенным. В нем отражалась смена эпох. Именно поэтому конфликт этот не стал трагическим ни для само­го Петрарки, ни для защищаемого им идеала. Его научно-литера­турная деятельность уже в 30-е годы влилась в культурную жизнь Италии и получила широкую поддержку со стороны того самого общества, от которого «воклюзский отшельник», казалось бы, всеми силами отстранялся. В апреле 1341 года Петрарка был увен­чан лаврами на Капитолии. Он воспринял этот несколько театральный, и, по-видимому, в значительной мере самим им инспи­рированный акт не просто как общественное признание его талан­тов, но как освящение литературной традиции. Обособив анти­чность от современности, Франческо Петрарка вместе с тем продолжал счи­тать современных ему итальянцев прямыми потомками древних римлян. В возрождении традиций древнего Рима он видел законо­мерное возвращение к народным началам великой итальянской светской культуры, забытым в пору господства «варварства». Вся деятельность Петрарки во второй период его жизни и творчества была направлена на то, чтобы помочь народу Италии познать самого себя, познавая свое великое прошлое. Именно эта идея легла в основу «Африки», «О знаменитых людях» и других его ла­тинских произведений второго периода. Почти все сочинения, на­писанные им на классической латыни древних, имели актуальный подтекст. Петрарковский классицизм был, таким образом, одним из проявлений нового, национального сознания первого великого гуманиста европейского Возрождения.

В 1353 году Франческо Петрарка окончательно покинул Воклюз. Об этом он мечтал давно. В мае этого же года Петрарка переехал через Альпы. С высоты перевала перед ним открылась родина. Он приветствовал ее вос­торженно и взволнованно:

Здравствуй, священный край, любимый Господом, здравствуй,

Край - для добрых оплот и гроза для злых и надменных,

Край, благородством своим благородные страны затмивший,

Край, где земля плодоноснее всех и отрадней для взора,

Морем омытый двойным, знаменитыми славный горами,

Дом, почтенный от всех, где и меч, и закон, и святые

Музы живут сообща, изобильный мужами и златом,

Край, где являли всегда природа вкупе с искусством

Высшую милость, тебя соделав наставником мира.

Жадно я ныне стремлюсь к тебе после долгой разлуки,

Житель твой навсегда, ибо ты даруешь отрадный

Жизни усталой приют, ты дашь и землю, которой

Тело засыпят мое. На тебя, о Италия, снова

Радости полный, смотрю с высоты лесистой Гибенны.

Мгла облаков позади, лица коснулось дыханье

Ясного неба, и вновь потоком ласковым воздух

Принял меня. Узнаю и приветствую землю родную:

Здравствуй, вселенной краса, отчизна славная, здравствуй!

(Стихотворные послания, III, 24, перевод С. Ошерова)

В жизни и творчестве Франческо Петрарки начинался третий, последний период. Его, видимо, можно назвать итальянским. В 1351 году флорентийская коммуна отправила к Петрарке Джованни Боккаччо с официальным посланием. Петрарку приглашали вернуться в город, из которого были изгнаны его роди­тели, и возглавить университетскую кафедру, специально для него созданную. В послании, который привез Боккаччо, сообщалось также, что правительство Флоренции готово вернуть поэту иму­щество, некогда конфискованное у его отца. Это был беспреце­дентный акт. С того времени, как Данте умер в изгнании, прошло всего тридцать лет, но за эти тридцать лет началась новая эпоха. Правительству Флоренции хотелось быть на уровне времени. На­зывая Петрарку писателем, «вызвавшим к жизни давно заснув­шую поэзию», гонфалоньер и приоры писали: «Мы не цезари и не меценаты, однако, мы тоже дорожим славою еловека, единствен­ного не в нашем только городе, но во всем мире, подобно которо­му ни прежние века не видели, не узрят и будущие; ибо мы знаем, сколь редко, достойно поклонения и славы имя поэта».

Франческо Петрарка сделал вид, что польщен. Отвечая флорентийскому правительству, он писал: «Я поражен тем, что в наш век, который мы считали столь обездоленным всяким благом, нашлось так много людей, одушевленных любовью к народной или, лучше ска­зать, общественной свободе». Тем не менее, вернувшись в 1353 году в Италию, Петрарка к вящему негодованию своих друзей и больше всего Боккаччо поселился не в демократической Флорен­ции, а в Милане, которым в то время деспотически правил архие­пископ Джованни Висконти. Это был самый могущественный из тогдашних итальянских государей и самый страшный враг флорентинцев. Оказалось, что Петрарка понимал свободу совсем не так, как ее понимало большинство его современников.

Петрарка, как всегда, уверял, будто истинная свобода - это свобода творчества, что никогда не было человека внутренне не­зависимее его и что он принял приглашение Джованни Висконти «только на том условии, что его свобода и покой останутся непри­косновенными». Он уверял, что поселиться в Милане его заставила, прежде всего «человечность» архиепископа и, оправдываясь перед Боккаччо, горько упрекавшего его за дружбу с Висконти, напоминал тому какой-то их давний разговор, во время которого оба они порешили, что «при нынешнем положении дел в Италия и в Европе Милан самое подходящее и самое спокойное место» для Петрарки и для его литературных занятий.

В Милане Петрарка прожил до 1361 года. Потом он поселился в Венеции, городе, который, по его словам, был в то время «един­ственной обителью свободы, мира и справедливости, единствен­ным прибежищем добродетели, единственной надежной гаванью, куда, убегая от свирепствующих повсюду бурь тирании и войн, стремил свои корабли всякий жаждущий доброй жизни». В Вене­ции Франческо Петрарка провел шесть лет и покинул ее, оскорбленный каки­ми-то юными философами-аверроистами, которых он потом вы­смеял в философско-полемическом трактате «О невежестве собст­венном и многих других людей».

Последние годы жизни Петрарки прошли в Падуе, где он был гостем Франческо да Каррара. и в Арква, на Евганейских холмах. Там «на небольшой красивой вилле, окруженной оливковой рощей и виноградником», он жил «вдали от шума, смут и забот, постоянно читая, славя Бога и сохраняя, вопреки болезням, полнейшее спокойствие духа».

Франческо Петрарка сознавал значение им сделанного и потому понимал исключительность своего места в истории. «Я стою на рубеже двух эпох,- сказал он как-то,- и сразу смотрю и в прошлое и в будущее».

Будущее его не пугало. Он не знал сомнений стареющего Боккаччо, а когда тот посоветовал ему отказаться от литературной деятельности, отдохнуть, уйти на покой и дать дорогу молодежи, искренне изумился. «О! - восклицал Петрарка,- сколь разнятся тут наши мнения. Ты считаешь, будто я написал уже все или во всяком случае многое; мне же кажется, что я не написал ничего. Однако, будь даже правдой, что я написал немало, какой способ лучше побудит идущих следом за мной делать то же, что я, чем продолжать писать? Пример воздействует сильнее, нежели слово... Здесь уместно вспомнить слова Сенеки из письма к Луцилию: «всегда,- говорит он,- остается достаточно, что надо сделать, и даже у того, кто родится через тысячу лет после нас будет случай добавить кое-что к сделанному нами».

Первый европейский гуманист Петрарка никогда не уставал будить умы и возрождать в Италии новую культуру и новую жизнь - даже тогда, когда окончательно убедился в том, что его призывы к человечности встречают отклик лишь у очень незначи­тельной части современного ему общества. Итальянцы, казалось, делали все, дабы «выглядеть варварами». Это его огорчало, но не приводило в отчаяние и не лишало сил. «Нет вещи,- писал он Боккаччо,- которая была бы легче пера и приносила бы больше радости: другие наслаждения проходят и, доставляя удовольст­вие, приносят вред, перо же, когда его держишь в руке, радует, когда откладываешь - приносит удовлетворение, ведь оно ока­зывается полезным не только тем, к кому непосредственно обра­щено, но и многим другим людям, находящимся далеко, а порой также и тем, кто родится спустя многие столетия».

Он все время думал о том мире новой культуры, во имя кото­рого жил, работал, любил, писал стихи, и не поступился своей сво­бодой.

Незадолго до смерти Петрарка сказал: «Я хочу, чтобы смерть пришла ко мне в то время, когда я буду читать или писать». Гово­рят, что желание поэта-филолога осуществилось. Он тихо заснул, склонившись над рукописью.Это случилось в ночь с 18 на 19 июля 1374 года.

Всему миру известны великие итальянские сонеты. Франческо Петрарка, их автор, прекрасный итальянский поэт-гуманист XIV века, прославился в веках своим творчеством. Именно о нем и пойдет речь в этой статье. Мы поговорим о жизни, творчестве и истории любви Петрарки.

Франческо Петрарка: биография

Родился великий поэт в Ареццо (Италия) в 1304 году, 20 июля. Его отец - Пьетро ди сер Паренцо по прозвищу Петракко, был флорентийским нотариусом. Однако из Флоренции он был изгнан еще до рождения сына за то, что поддерживал партию «белых». Тем же гонениям подвергался Данте. Однако Ареццо путешествие семьи Петрарки не закончилось. Родители поэта скитались по городам Тосканы, пока не решили отправиться в Авиньон. К тому времени Франческо исполнилось девять лет.

Обучение

Во Франции в те годы уже были школы, в одну из них и поступил Франческо Петрарка. Биография поэта подтверждает, что за время учебы он освоил и приобрел любовь к римской литературе. Петрарка окончил обучение в 1319 году и по настоянию отца принялся за изучение права. Для этого он отправился в Монпелье, а затем где пробыл до 1326 года - в это время умер его отец. Однако юриспруденция нисколько не интересовала Франческо. Его влекла совершенно другая область - классическая литература.

И окончив университет, будущий поэт вместо того, чтобы пойти в юристы, пошел в священники. Это было вызвано нехваткой средств - в наследство от отца он получил рукопись произведений Вергилия.

Папский двор

Франческо Петрарка (биография которого представлена здесь) селится в Авиньоне при дворе папы римского и принимает духовный сан. Здесь он сближается с могущественной семьей Колонна благодаря университетской дружбе с одним из ее членов Джакомо.

В 1327 году Петрарка впервые увидел свою будущую возлюбленную Лауру, которая останется его музой на всю жизнь. Чувства к девушке стали одной из ряда причин удаления поэта в Воклюз из Авиньона.

Петрарка считается первым, кто взошел на вершину Мон-Ванту. Восхождение состоялось 26 апреля 1336 года. Путешествие он проделал со своим братом.

Литературная известность и покровительство семейства Колонна помогли Петрарке обзавестись домиком в долине реки Сорги. Здесь поэт в общей сложности прожил 16 лет.

Лавровый венок

Между тем благодаря своим литературным произведениям (особо стоит отметить сонеты) Франческо Петрарка стал знаменитым. В связи с этим он получил приглашение принять (высшая награда для поэта) от Неаполя, Парижа и Рима. Поэт избрал Рим, и в 1341 году был коронован на Капитолии.

После этого Франческо прожил примерно год при дворе Пармского тирана Аццо Корреджио, а затем вернулся в Воклюз. Все это время поэт мечтал о возрождении былого римского величия, поэтому он начал проповедовать восстание Такие политические взгляды разрушили его дружбу с Колонна, что привело к переселению в Италию.

Новый папа Иннокентий VI

Жизнь Франческо Петрарки с момента рождения и практически до самой смерти была полна путешествий и переездов. Так, в 1344 и в 1347 гг. поэт совершил продолжительные путешествия по Италии, которые принесли ему множество знакомств, большинство из которых окончились дружбой. Среди этих итальянских друзей оказался и Боккаччо.

В 1353 году был вынужден покинуть Воклюз Франческо Петрарка. Книги поэта и увлечение Вергилием вызвали неблагосклонность нового папы Иннокентия VI.

Тем не менее Петрарке была предложена кафедра во Флоренции, от которой поэт, впрочем, отказался. Он предпочел отправиться в Милан, где занял место при дворе Висконти, исполняя дипломатические миссии. В это время он побывал даже у Карла IV в Праге.

Смерть поэта

1361 год ознаменовался для Петрарки попыткой вернуться в Авиньон, которая оказалась безуспешной. Тогда поэт покинул Милан и в 1362 году поселился в Венеции. Здесь жила его незаконнорожденная дочь со своей семьей.

Из Венеции Петрарка практически каждый год выезжал в Италию путешествовать. Последние годы своей жизни поэт обитал при дворе Франческо да Каррара. Умер Петрарка в деревеньке Арква в ночь с 18 на 19 июля 1374 года. Поэт не дожил до своего 70-го дня рождения всего один день. Его нашли только утром. Он сидел за столом, склонившись над рукописью, в которой описывал жизнь Цезаря.

Периодизация творчества

Прожил незаурядную и интересную жизнь Франческо Петрарка (биография поэта позволила нам в этом убедиться). Не все просто и с творчеством писателя. Так, в литературоведении принято разделять произведения Петрарки на две части: различные сочинения на латинском языке и итальянская поэзия. Латинские произведения имеют огромное историческое значение, тогда как стихи на итальянском сделали писателя всемирно знаменитым.

Хотя сам поэт воспринимал свои стихи как пустяки и безделицы, которые писал не ради публикации, а лишь для того, чтобы облегчить сердце поэта. Вероятно, именно поэтому глубина, искренность и непосредственность сонетов итальянского автора оказали огромное влияние не только на современников, но и на последующие поколения.

Петрарка и Лаура

О любви всей жизни Петрарки и вдохновившей его на великие создания музе известно всем любителям поэзии. Однако сведений о ней не очень много.

Доподлинно известно, что он впервые увидел девушку 6 апреля 1327 года в церкви Санта-Кьяра. Лауре тогда было 20 лет, а поэту 23 года.

К сожалению, нет никаких исторических свидетельство о том, были ли они знакомы, отвечала ли девушка взаимностью писателю, который всю жизнь хранил в душе и мыслях светлый образ златокудрой возлюбленной. Тем не менее Петрарка и Лаура, даже если их чувства и были взаимны, не могли быть вместе, ведь поэт был связан церковным саном. А церковные служители не имели права жениться и заводить детей.

С момента первой встречи три года Франческо прожил в Авиньоне, воспевая свою любовь к Лауре. Одновременно с этим он пытался увидеть ее в церкви и в тех местах, куда она обычно ходила. Не стоит забывать о том, что у Лауры была своя семья, муж и дети. Однако эти обстоятельства нисколько не беспокоили поэта, ведь возлюбленная представлялась ему ангелом во плоти.

Последняя встреча и смерть Лауры

Согласно утверждениям литературоведов, Петрарка в последний раз видел свою возлюбленную 27 сентября 1347 года. А через полгода, в апреле 1348 г., женщина трагически скончалась. Причина ее смерти так и осталась неизвестной. Петрарка не желал смириться со смертью любимой, и во многих стихах, написанных уже после гибели Лауры, часто обращался к ней как к живой.

Сборник посвященных ей сонетов «Канцоньере» Петрарка разбил на две части: «на жизнь» и «на смерть Лауры».

Перед самой смертью поэт написал, что в своей жизни желал только двух вещей - лавра и Лауры, то есть славы и любви. И если слава пришла к нему еще при жизни, то обрести любовь он надеялся после смерти, где сможет соединиться с Лаурой навсегда.

Особенности творчества и духовная борьба

Именно сборник «Канцоньере» определил место и роль поэта в итальянской и всемирной литературе. Петрарка, стихи которого были настоящим открытием своего времени, впервые создал художественную форму для итальянских лирических произведений - поэзия писателя впервые стала историей внутреннего индивидуального чувства. Интерес именно к внутренней жизни стал основой всего творчества Петрарки и определил его огромную гуманистическую роль.

К таким произведениям относятся и две автобиографии Петрарки. Первая, неоконченная, имеет форму послания к потомкам и рассказывает внешнюю сторону жизни автора. Вторая, имеющая вид диалога между Петраркой и описывает внутреннюю жизнь и нравственную борьбу в душе поэта.

Основой этого противостояния является борьба между аскетической моралью церкви и личными желаниями Петрарки. На этом фоне понятен интерес поэта к этическим вопросам, размышлению над которыми он посвятил 4 работы: «О монашеском досуге», «Об уединенной жизни» и т. д. Тем не менее в споре с Августином, отстаивающим аскетически-религиозную философию, побеждает гуманистический взгляд на мир Петрарки.

Отношение к церкви

Пытается примирить церковную доктрину с классической литературой Петрарка. Стихи, разумеется, не имеют никакого отношения к религии или аскетизму, тем не менее поэту удавалось оставаться верующим католиком. Это подтверждают ряд трактатов, а также переписка с друзьями. Кроме того, Петрарка выступал резко против схоластов и современного ему духовенства.

Например, «Письма без адреса» наполнены сатирическими и крайне резкими выпадами в адрес развращенных нравов папской столицы. Это произведение состоит из 4 частей, адресованных различным лицам - как реальным, так и вымышленным.

Критицизм

Франческо Петрарка, творчество которого было весьма разнообразно, критически относился как к современной ему церкви, так и к древней литературе. Такое положение дел говорит о том, что у поэта было высоко развито самосозерцание. Примерами тех произведений, где проявилось подобное отношения к миру, могут служить следующие: выступление против медика, который ставил науку превыше красноречия и поэзии; выступление против прелата, который предсказывал возвращение Урбана V в Рим; выступление против другого прелата, который нападал на сочинения самого Петрарки.

Критицизм поэта, связанный с этическими проблемами, также обнаруживается и в его исторических сочинениях. Например, в De rebus memorandis libri IV - сборнике анекдотов (историй) и высказываний, которые были заимствованы у латинских и современных авторов. Расположены эти изречения согласно этическим рубрикам, которые носили, например, такие названия: «О мудрости», «Об уединении», «О вере» и пр.

Основное значение для биографов Петрарки имеет огромная переписка поэта. Многие из этих писем являются, по сути, трактатами о политике и морали, другие похожи на публицистические статьи. Намного меньшее значение имеют речи писателя, которые он произносил на различных торжествах.

«Канцоньере» («Книга песен»)

Как поэт Франческо Петрарка прославился благодаря своему сборнику «Канцоньере», о котором мы уже упоминали выше. Книга была посвящена любви поэта к Лауре. В сборник вошло всего 350 сонетов, из которых 317 относились к части «На жизнь и смерть Мадонны Лауры». В течение сорока лет Петрарка посвящал своей возлюбленной сонеты.

В своих лирических произведениях Франческо любуется небесной чистотой и ангельским обликом Лауры. Она является для поэта величественным и недоступным идеалом. Ее душа сравнивается с яркой звездой. При всем этом Петрарка умудряется описывать Лауру как реальную женщину, а не только как идеальный образ.

Для своей эпохи Франческо Петрарка был первым, кто начал воспевать величие и красоту человека, обращая внимание не только на внешность, но и на личностные качества. Кроме того, поэт является одним из основоположников гуманизма как содержания творчества и образа мыслей. До Петрарки искусство Средневековья воспевало только черты духовного, божественного и неземного, а человек представлялся несовершенным и недостойным рабом божьим.

И. Лилеева

Величайший поэт, он сам ценил только поэзию древних. Современникам Франческо Петрарка был известен как блестящий знаток античности. Тогда, в XIV веке, в Италии начиналась эпоха Возрождения. Ломались старые средневековые законы, представления, люди освобождались от гнета «духовной диктатуры» католической церкви. Новое мировоззрение опиралось на гуманизм античной культуры. Франческо Петрарка по праву считается одним из первых гуманистов Возрождения, выразивших новые, прогрессивные идеи, новое отношение к жизни, человеку.
Петрарка все свое время отдавал изучению античной культуры, разыскивал, расшифровывал, переводил, истолковывал рукописи авторов Древнего Рима, сам блистательно писал поэмы по-латыни. Особенно интересен его трактат «О презрении к миру» – своеобразная исповедь мятущейся души. А за свою латинскую поэму «Африка», описывающую подвиг древнеримского полководца Сципиона Африканского, Петрарка был увенчан лавровым венком на Капитолии как первый поэт Италии. Но суд потомков очень часто отличается от суда современников. Поэма «Африка» давно забыта, а бессмертную славу Петрарке принесли его стихи на итальянском языке, написанные «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры», стихи, составившие знаменитый сборник «Канцоньере» (Книга песен).
6 апреля 1327 года в Авиньоне, на юге Франции, в церкви святой Клары итальянский юноша-монах, числящийся в свите могущественного кардинала Колонна, впервые увидал молодую женщину Лауру. Красота Лауры произвела неотразимое впечатление на Франческо Петрарку, и, хотя он всего лишь несколько раз видел ее издали, ее образ глубоко запал в сердце поэта. В течение двадцати одного года, до смерти Лауры, Петрарка жил любовью к ней, мечтами о своей идеальной возлюбленной, а затем долго оплакивал ее кончину. Образ Лауры был с ним всегда: и в его путешествиях по Франции и Италии, и в его уединении в горном местечке Воклюзе, где он прожил четыре года, предаваясь философским размышлениям. Стихи эти Петрарка писал для себя и не придавал им особого значения.
Наиболее интересное в «Канцоньере» – это образ самого поэта, чьи чувства, мысли, душевное смятение, переживания, «порывы скорбного сердца» составляют содержание большинства стихов. Петрарка с поразительной глубиной раскрывает многообразный, сложный и противоречивый мир любовных переживаний человека. Это и принесло ему славу классического певца любви.
Основным поэтическим жанром книги Петрарки является сонет – стихотворение из 14 строк с определенным порядком рифмовки. Трудную форму сонета Петрарка сделал гибкой, способной выражать большие чувства и мысли. А. С. Пушкин писал:

Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал.

В «Канцоньере» помимо сонетов есть и песни (канцоны). В знаменитой канцоне «Моя Италия» звучит голос Петрарки – гражданина, патриота: он скорбит о раздробленности Италии, негодует по поводу непрекращающихся междоусобных войн. Обращаясь к своей канцоне, поэт восклицает: «Иди и требуй: «Мира! мира! мира!»
Петрарка, продолжая Данте, сделал очень многое для создания итальянского литературного языка.
Гуманист, мыслитель, отстаивавший величие и достоинство человеческой личности, певец любви, поэт, создавший поразительные по глубине проникновения во внутренний мир человека стихи, Петрарка давно уже известен и любим русскими читателями.

100 великих поэтов Еремин Виктор Николаевич

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374)

Через несколько месяцев после того, как из Флоренции был изгнан Данте, вынужден был бежать из города его единомышленник, белый гвельф и известный нотариус Петракко (Петракколо) дел Инчиза сэр Паренцо. Его обвинили в подделке государственных документов и приговорили к отсечению руки. Петракко предпочел не дожидаться казни. Вместе с мужем отправилась в путь и его молодая жена – красавица Элетта Каниджани. Имущество нотариуса было немедленно конфисковано городом.

Долго изгнанники переезжали из одного маленького городка Тосканы в другой, терзаясь надеждами на скорое возвращение. Наконец, они обосновались в Арреццо. Здесь, в предместье Борго дель Орио, 20 июля 1304 года в семье Петракко родился мальчик, которому дали имя Франческо.

Через три года у беглого нотариуса родился второй сын, Герардо, который стал самым близким Франческо человеком на всю жизнь.

В 1305 году Элетта с Франциском (полное имя Петрарки – «француз») получили разрешение вернуться на территорию Флоренции в Инчизу, родовое поместье Каниджани. Петракко остался в изгнании и мог навещать семью только тайно. Будучи хорошим семьянином, он сильно тосковал и по жене, и по сыновьям.

В 1311 году Петракко позвал домочадцев в Пизу, где встречали императора Генриха VII. Нотариус возлагал на Генриха великие надежды, но напрасно.

Как раз на это время пришлось так называемое «авиньонское пленение пап», когда римский папа Климент V (гасконский прелат Бертран де Го) перевел свой двор из Рима в провансальский Авиньон, под неусыпное французское око.

Сюда же стали стягиваться и те, кто предпочитал находиться под папским покровительством: торговцы, банкиры, ювелиры, изгнанники и авантюристы всех мастей. В Авиньоне сложилась большая колония изгнанных флорентийцев. Направилась туда после Пизы и семья Петракко.

Однако город уже был переполнен жителями, так что Элетте с детьми пришлось поселиться неподалеку, в маленьком городишке Карпантре.

Со временем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье. Однако юноша не был склонен к изучению законов и серьезно увлекся классической литературой. Отец узнал об этом и в порыве гнева бросил книги любимых античных авторов сына в камин. С Франческо тут же случилась такая истерика, что Петракко поспешил собственноручно выхватить из огня то, что не успело сгореть. Всего две книги – Вергилий и Цицерон. Возвращая их, отец строго напутствовал:

– Хорошо, пусть одна из этих книг поможет твоим трудам, а другая – досугу.

В 1319 году умерла Элетта Каниджани. Потрясенный Франческо написал в ее память стихотворение. Это самое раннее стихотворение Петрарки, дошедшее до наших дней. Сразу отметим: уже будучи взрослым поэт ради благозвучия предпочел латинизировать прозвище отца и стал называться Петраркой.

Через год Петракко отправил сыновей в Болонью, чтобы они продолжили изучение юриспруденции в местном университете. Перспектива работать нотариусом в конторе вгоняла Франческо в удручающую тоску. Зато искусство поэзии и древняя история захватили его целиком. Вместе с Джакомо Колонна, братская дружба с которым продолжалась всю жизнь Петрарки, они вместе убегали с лекций по праву для того, чтобы углублять свои познания в гуманитарной сфере. В университете поэт написал свои первые итальянские стихи.

Герардо и Франческо жили в Болонье до апреля 1326 года, когда умер их отец. Вернувшись в Авиньон на погребение, братья решили остаться дома. Петракко оставил сыновьям небольшое состояние, которое позволило им вести скромную, но безбедную светскую жизнь.

6 апреля 1327 года, в Страстную пятницу, на утренней службе в авиньонской церкви Св. Клары поэт впервые увидел даму по имени Лаура и влюбился в нее на всю жизнь. Безответно. Биографы не могут точно сказать, кем была эта женщина. Предполагают, что речь идет о некой Лауре де Новес, жене рыцаря Гуго де Сада. Но смело можно сказать, что мировая поэзия обязана этой даме рождением величайшего лирика.

В честь мадонны Лауры Петрарка всю жизнь создавал итальянские стихи, которые позже он собрал в книгу «Канцоньере». Впоследствии эта книга прославила не только автора и Лауру, но и саму поэзию!

Однако отцовские деньги быстро кончились. Оказавшись на пороге нищеты, Петрарка стал хладнокровно решать, как выйти из сложившейся ситуации. Он был хорош собой, воспитан, образован, умен и красноречив, обладал великим поэтическим талантом, прекрасно знал латынь. Этого было вполне достаточно.

Петрарка начал планомерно и настойчиво внедряться в дома влиятельных авиньонцев. Особое участие в судьбе поэта приняли кардинал Джованни Колонна и его семья. Петрарка стал личным секретарем кардинала.

Таким образом, поэт попал в высшие политические круги Авиньона, стал исполнять важные поручения и ездить с миссиями веры. В начале 1330-х годов он побывал во многих местах Италии, посетил Францию, Испанию, Англию, Нидерланды, Германию.

Чтобы гарантированно зарабатывать на жизнь, Петрарка решил принять сан. Он был рукоположен, но вряд ли когда-либо совершал богослужения.

В 1337 году у тридцатитрехлетнего поэта родился внебрачный сын Джованни. Имя матери затерялось в истории. Через шесть лет родилась внебрачная дочь Франческа. Девочка всю жизнь оставалась с отцом, ухаживала за ним, родила ему внуков, она же его и похоронила. Джованни оказался непутевым парнем; он умер в 1361 году от чумы. Сам Петрарка написал о сыне: «Жизнь его была мне вечными тяжкими заботами, смерть – горькою мукою».

Петрарка приобрел небольшое имение в Воклюзе, долине близ Авиньона. В тот же год потерял возлюбленную его брат Герардо. Братья вместе поселились в Воклюзе, началось так называемое воклюзское отшельничество. Об этом периоде своей жизни Петрарка написал: «Только в это время я узнал, что значит настоящая жизнь».

В Воклюзе поэт начал два произведения на латыни – эпическую поэму «Африка» о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу «О славных мужах» – свод биографий выдающихся людей античности. Тогда же Петрарка работал над лирическими стихами на итальянском языке. Помимо художественных и философских трудов он создал множество политических посланий, многие из которых были обращены к различным папам с настойчивыми пожеланиями прекратить междоусобицы и вернуться в Рим.

К началу 1340-х годов поэт Петрарка был известен уже всей Италии. В нем взыграло тщеславие, и с помощью друзей Франческо начал хлопоты об увенчании его лавровым венком.

1 сентября 1340 года Петрарка получил приглашение на эту торжественную церемонию сразу из двух городов – Парижа и Рима. Поэт выбрал Рим. Награждение состоялось на Пасху, 8 апреля 1340 года, на Капитолии. Петрарка стал почетным гражданином Рима.

Вернувшись в Воклюз, поэт завершил первую редакцию «Канцоньере».

Год спустя Герардо постригся в монахи в Монрьё, неподалеку от Авиньона. Для Петрарки это событие стало страшным моральным ударом. Он впервые задумался о своих отношениях с Богом! В один день поэт написал семь «Покаянных псалмов».

Тогда же были созданы дидактические поэмы «Триумф Любви» и «Триумф Целомудрия».

Страшным был для Европы 1348 год – год «черной смерти». Именно эта эпидемия чумы описана в «Декамероне» Боккаччо. От черной болезни умер покровитель поэта кардинал Колонна. А в апреле того же года пришло известие о кончине Лауры. Она умерла 6 апреля, в день их далекой первой встречи в церкви Св. Клары.

«Стихи на жизнь мадонны Лауры» отныне сменились на «Стихи на смерть мадонны Лауры». Тогда же Петрарка создал «Триумф Смерти», чуть позже – «Триумф Славы». И многочисленные сонеты, оплакивающие Лауру.

В 1350 году по дороге в Рим Петрарка впервые посетил Флоренцию, где встретился с Боккаччо. К тому времени они дружили уже несколько лет, но по переписке.

А летом 1353 года поэт навсегда вернулся в Италию. Он поселился в Милане, где сблизился с правившей семьей тиранов Висконти. Петрарка исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара архиепископа Джованни Висконти. По его поручению стареющий поэт совершил ряд далеких дипломатических поездок. Но это не мешало ему продолжать творческий труд. Были созданы цикл «Буколик» и третья редакция «Канцоньере».

Чума еще дважды вторгалась в жизнь Петрарки. В 1361 году поэту пришлось бежать из Милана. Именно тогда умерли его сын Джованни и многие близкие друзья.

Вскоре после эпидемии вышла замуж любимая дочь поэта Франческа. Супругом ее стал уважаемый и благородный Франческоло да Броссано. В 1363 и 1366 годах соответственно родились любимые внуки Петрарки – девочка Элетта и мальчик Франческо. Но вновь пришла чума, и в 1368 году умер обожаемый поэтом Франческо.

Последние годы жизни Петрарка провел рядом с дочерью, зятем и внучкой. Он купил себе скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах. Там поэт создал канцону Богородице, седьмую, последнюю, редакцию «Канцоньере», книгу «Старческих писем», поэмы «Триумф времени» и «Триумф Вечности».

Незадолго до смерти в письме Боккаччо Петрарка написал: «Пусть смерть застанет меня читающим или пишущим». Воля его исполнилась. В ночь с 18 на 19 июля 1374 года, сутки не дожив до своего семидесятилетия, поэт умер. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря.

Похоронен Петрарка в Падуе.

После смерти слава Петрарки превысила славу любого другого поэта. Неудивительно. Ведь Петрарка был первым ученым-гуманистом и поэтом эпохи Возрождения, еще, можно сказать, до Возрождения, первым писателем, осознавшим себя человеком Нового времени.

Флорентийцы тщетно выпрашивали у падуанцев тело поэта, дабы похоронить на родине предков. Однажды ночной вор, прокравшись в мавзолей поэта, отсек у него правую руку и привез ее во Флоренцию, чтобы там покоилась хотя бы длань гения!

На русский язык произведения Франческо Петрарки были переведены В. В. Левиком, М. А. Кузминым, О. Э. Мандельштамом, В. Б. Микушевичем и другими.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Иван Калита автора Борисов Николай Сергеевич

Грамота Новгорода тверскому великому князю Михаилу Ярославичу 1304-1305 гг. Благословление от владыкы, поклон от посадника Георгия, и от тысячкого Андреяна, и от всех старейших, и от всех мънших, и от всего Новагорода господину князю Михаилу Ярославицю. На семь та, княже, хрьст

Из книги Любовные истории автора Останина Екатерина Александровна

Петрарка и Лаура Знаменитый итальянский поэт, родоначальник гуманистического искусства эпохи Возрождения Франческо Петрарка и прекрасная Лаура – еще один пример возвышенной и беззаветной любви.Петрарка никогда не был близок со своей возлюбленной, но через всю жизнь

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Жизнь после Пушкина. Наталья Николаевна и ее потомки [только текст] автора Рожнова Татьяна Михайловна

Из книги Жизнь после Пушкина. Наталья Николаевна и ее потомки [с иллюстрациями] автора Рожнова Татьяна Михайловна

Из книги Бенвенуто Челлини автора Соротокина Нина Матвеевна

Из книги Жизнь Леонардо. Часть четвертая.(с иллюстрациями) автора Нардини Бруно

Из книги Гении эпохи Возрождения [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

1304 Мир Пушкина. Т. 1. С. 260–261.

Из книги Вразумитель вождей. Жизнь и подвиги Преподобного Сергия Радонежского автора Летуновский Александр С.

Франческо Медичи и Бьянка Капелло Рассказ о Бенвенуто Челлини окончен, но мне хочется вдогонку рассказать одну историю касательно дома Козимо I Медичи, которая случилась на глазах у всей Флоренции. Бенвенуто Челлини тоже был ее свидетелем, но по понятным причинам не

Из книги Александр Дюма Великий. Книга 2 автора Циммерман Даниель

«Рисуй, Франческо» Замок Кло-Люс, который чаще называли просто замок Клу, был прочным средневековым зданием с двумя крылами по фасаду. Красивая восьмиугольная лестница у края фасада вела со двора на первый и второй этажи. Под покатыми крышами уютно примостились

КОММУНЫ (957–1374) Есть во Франции разумное существо, которое до поры до времени никак себя не проявляет, ведь и земле надо вспороть кожу, чтобы получить урожай.Речь о французском народе.В VII, VIII, IX веках искать его бесполезно. Он не показывается. Как будто даже и не шевелится.

Из книги автора

Из книги автора

Великий князь Владимирский Андрей Александрович Скоросый (Вспыльчивый) до 1261-1304 Третий сын Александра Невского и дочери половецкого хана Аепы. Получил от отца Городецкое княжество. Когда в 1276 году умер бездетный Василий Ярославич, Андрею Александровичу в придачу к

Из книги автора

Великий князь Московский Юрий Дмитриевич 1374–1434 Сын Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны. Юрий родился 26 ноября 1374 года. С 1389 года он являлся князем Галичским и Звенигородским.Князь Юрий Дмитриевич был человеком решительным и могущественным. В 1399 году он возглавил поход