Действенность журналистики и пути ее повышения. Тема: Журналистика и ее функции Функции журналистики Способы оценки эффективности журналистской деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рассмотрение журналистики как отражения нашей жизни. Оценка процесса нагнетания проблем посредством средств массовой информации. Роль журналистики в политической пропаганде. Влияние развития техники на потребности общества и на качество журналистики.

    эссе , добавлен 14.05.2015

    Коммуникационная теория журналистики, ее социология и психология. Журналистика как социальный институт. Профессиональная этика и нравственность поведения журналиста. Право массовой информации в правовой системе Беларуси. Понятие политологии журналистики.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2011

    Развитие современного Интернета. Определение журналистики. Понятие и специфика интернет-журналистики. Интернет как способ общения в журнализме. Проблема свободы средств массовой информации в современной России. Закон о средствах массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    История и причины возникновения, пути развития социологического знания о журналистике и современное состояние. Социология журналистики в системе теории журналистики. Понятие социожурналитики, ее специфические признаки и значение, структура и практика.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2010

    Науки-предшественницы журналистики. Этапы ее развития. Многоаспектность функционирования средств массовой информации (СМИ). Роль социологической, филологической и культурологической базы в профессионализме журналиста. Специфика работы в разных типах СМИ.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2012

    Характеристика интернет-журналистики: особенности становления, развитие и специфика в Украине. Интерактивность как эффективный фактор реализации массовой коммуникации. Сущность веб-среды, анализ онлайн-журналистики. Обзор деятельности популярных сайтов.

    дипломная работа , добавлен 01.09.2013

    Значение журналистики на общество и ее значение в повышении образованности на примере "Женского журнала". Классификация функций журналистики и влияние средств массовой информации на население. Роль женских журналов в повышении уровня культуры читателей.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2010

Действенность как особая форма результативности,

измеряемый конкретной участием СМИ в решении социально-экономических, хозяйственных, культурных и т.д. задач и совокупностью принятых органами власти мер по материалам выступлений журналистов. Положительная и отрицательная действенность. Эффективность как степень удовлетворения потребностей аудитории в массовой информации. Факторы влияния журналистских материалов

Т глазных единиц для измерения влияния журналистского произведения в частности или какого-то издания в целом не существует. Газеты и журналы читают тысячи и десятки тысяч граждан, программы радиовещания и телевидения имеют миллионную аудиторию. Поэтому невозможно предсказать точный непосредственный эффект, который может дать накопление информации от постоянного общения с тем или иным органом массовой информации. Тем более, что следствие бывает иногда удаленный от причины длительным временем и опосредованный многими другими воздействиями. Читатель часто находится в поле действия не одного издания, а нескольких, которые имеют разновекторную направленность, что затрудняет учет влияния на него конкретного издания или программы. Однако журналистику как вид прагматической массово-информационной деятельности всегда интересовала степень собственной влиятельности на жизнь, а история журналистики накопила немало примеров такого взаимодействия периодического печатного слова и развития явлений действительности.

В пятом номере украинского журнала "Основа" в 1862 году была опубликована небольшая публицистическая статья Николая Костомарова "О преподавании на украинском языке" ("О преподавании на южнорусских языке"), которая содержала программу развития украинского образования в Российской империи. Хватит кормить народ книжками стихов и сказок, провозгласил Н. Костомаров, следует перейти к более существенного - образования на украинском языке.

Эта статья оказалась созвучной с политической ситуацией в России, эпохой Великих реформ Александра II Освободителя. Украинское образование в России уже реально существовала в виде воскресных школ, которые создавали добровольные общества сознательных Украинский "Громады" в Киеве, Полтаве, Харькове, Чернигове. Школы пользовались массовой популярностью, их посещали взрослое население: ремесленники и подмастерья, приказчики и мелкие чиновники, базары торговки и служанки. Были классы, насчитывали до двухсот учеников. Воскресные школы пробуждали Украинский стихию, формировали украинское национальное сознание в массах городских низов.

Статья Н. Костомарова всколыхнула круга украинофилов по всей России. Авторы начали составлять учебники для начального образования, а проукраински настроенные граждане - собирать деньги на их издание. Скоро на руках у Костомарова оказалась довольно большая сумма средств для издания книг, которые должны обеспечить Украинская начальную школу. Это так напугало царское правительство, что в связи с польским национально-освободительным восстанием он прибегнул к запрета украинского слова - появился печально Валуевский циркуляр 1863 года. Такие события развернулись после публикации небольшой статьи.

Жан Поль Марат с помощью газеты «Друг народа» стал лидером Великой Французской революции, определив направление ее углубления. А в газете "Искра" начался путь большевистской партии к власти. Журналистика привела и к разрушению политического режима российских большевиков на территории всего бывшего СССР в процессе так называемой перестройки, нового курса, провозглашенного М. С. Горбачевым. Как известно, одним из лозунгов перестройки была "гласность", то есть открытость для суда общественного мнения и публичного обсуждения вопросов исторического прошлого и современной политики коммунистической партии и Советского государства.

Но как только свет правды начало прорезать темноту при-хованости и запретов, оказалось, что страну к "светлому будущему" ведет кучка преступников, исторически обреченных на поражение. Народ, узнав через органы массовой информации о преступлениях коммунистической партии против своего народа и перманентную гражданскую войну, которую она вела с несколькими поколениями своих граждан, прозрел за короткое время, потянулся к свободе и сбросил оковы тоталитаризма.

Известный российский политолог Сергей Кургинян выразил это наблюдение максимально однозначно: "Демократов привели к власти средства массовой информации, привели за счет создания новых культурных кодов и разрушения старых". Далее он правда отметил кризис в самом демократическом лагере, который не смог выдвинуть в то время новые конструктивные идеи, которые смогли бы стать основанием для творческой консолидации общества.

Рассмотрены события безоговорочно доказывают, что журналистика сегодня стала фактором политических событий, любая уважающая политическая сила начинает утверждаться по организации собственной системы СМИ (именно СМИ, а не ОМИ, потому ОМИ являются органами общества в целом, а СМИ политических партий).

Теория журналистики выработала понятие для постижения результативности журналистики - это действенность и эффективность журналистской деятельности.

Действенность - это особая форма результативности, который определяется как конкретное участие журналистики в решении социально-экономических, хозяйственных, культурных и т.д. задач и измеряется совокупностью принятых органами власти мер по материалам журналистов. Под действенностью прессы понимаем оперативную, непосредственную реакцию (действие) общественных институтов и должностных лиц на ее выступления.

В советской политической системе, где все СМИ были органами определенных политических структур, партийными комитетами создавались специальные комиссии для рассмотрения и проверки критических выступлений прессы. Выводы таких временных комиссий и служили основанием для принятия решений на партийном и государственном уровне. Соответственно и газета следила за тем, чтобы ее выступления не оставались без последствий.

В демократическом обществе такой непосредственный жесткая связь между причинами (выступлениями прессы) и последствиями (правительственными мерами) исчез. Выступления прессы, кажется, никого ни к чему не обязывают. Такое положение вызвало разочарование в некоторых журналистов, особенно старой закалки, для которых реагирования на выступления СМИ правительственных структур было нормой общественной жизни. На совещаниях разного уровня и в прессе они обращают внимание на низкую действенность журналистики в новейшей украинской политической ситуации, отсутствие реакции на критику.

Но добились только того, что на правительственном уровне было отдано распоряжение руководителям ведомств и главам региональных органов власти "разобраться" с критическими выступлениями и сократить их количество. Это привело к борьбе чиновников, особенно на местах, с критическими выступлениями в пресс. Они боролись не с причинами (негативными явлениями), а последствиями (их освещением в журналистике). Распространилась практика недопуска в эфир или на страницы газет влиятельных оппозиционных политиков, замалчивание организованных ими мероприятий и т. Д. К сожалению, действенность украинской журналистики измеряется сейчас не столько принятыми за ее выступлениями решений, сколько разного типа преследования журналистов от взыскания через суд значениях сумм за нанесение морального вреда и прекращения отдельных изданий к физическому уничтожению непокорных журналистов, как было с Георгием Гонгадзе, Игорем Александровым, Василием Климентьевым.

В свое время взрыв негодования в среде журналистов вызвало распространение Администрацией Президента Украины Л. Кучмы так называемых "темников" - специальных инструкций, которые рассылались по адресам редакций, с требованиями одно событие или тему (откуда и остроумная название - "темники") игнорировать, а другие освещать полноценно. Такие неожиданные последствия вызвали нарекания журналистов на отсутствие правительственной реакции на критику, попытки восстановить предыдущий механизм результативности журналистских выступлений.

В распространении "темников" журналисты вполне справедливо увидели ограничение свободы слова в Украине, сокращения критических выступлений не путем устранения негативных явлений, а путем возрождения государственного управления информационными потоками. В общественном мнении такие действия рассматриваются как покушение на демократические завоевания в Украине, попытка столкнуть ее в тоталитарный путь деградации.

Эти события доказали, что требование непосредственной реакции на свои выступления от органов власти не может быть атрибутом демократической журналистики, работники СМИ не должны требовать от правительства реакции на свои публикации. Но в них остается сила правды, страстного публицистического слова, сила гласности, приводящих в движение грандиозный механизм общественного мнения, которую не может игнорировать никто. К общественному мнению, а не к конкретному чиновника должен апеллировать журналист. На таких принципах строится деятельность СМИ в демократическом обществе во всем мире.

Следовательно, действенность не следует рассматривать как свойство или изобретение лишь советской журналистики. В ней, как ни в какой другой, существовали закрытые, табуированные темы. Зато история журналистики наполнена примерами действующего участия писателей, публицистов и журналистов в выяснении и решении проблем жизни. По яркий пример здесь может служить публицистическая деятельность А. Чехова, который, уже будучи знаменитым на всю Россию писателем, отправился на место каторги и ссылки, а затем рассказал об увиденном в книге "Остров Сахалин" (1893).

"Очерки Чехова, составивших в дальнейшем книгу" Остров Сахалин ", печатались в журнале" Русская мысль "как дорожные заметки на протяжении 1893 и первой половины 1894, - указывает исследователь журналистского творчества А. Чехова Б. И. Есин. - Всего было напечатано 19 очерков. Четыре последние цензура запретила. Это самые опасные с ее точки зрения разделы о побегах и медицинскую помощь на острове, которые удалось опубликовать только в отдельном издании книги ".

Правомерно говорить, что растревоженная книгой Чехова общественное мнение обусловила реформы, проведенные российским правительством: отмене телесных наказаний для заключенных женщин и изменение закона о браках ссыльных (1893), назначение казенную средств на содержание детских приютов (1895), отличие вечного ссылки и пожизненной каторги (1899), отмене телесных наказаний и бритье головы (1903).

Пример А. Чехова вдохновил многих людей на добрые дела. Сестра милосердия Екатерина Мейер в 1896 году отправилась на Сахалин, где основала "работный дом», что дал работу и питания поселянам, а также общество опеки над семьями ссыльных и каторжан. Произведение А. Чехова послужил побудительной причиной для поездок на Сахалин известного журналиста Власа Дорошевича, который по результатам посещения острова создал публицистические книги "Как я попал на Сахалин" и "Сахалин" (обе 1903), которые так же впервые печатались с продолжением в периодике, получив статус весомой информационной события.

Особой основательностью отмечается последняя книга. Написанная в жанре путевого очерка, живо, наблюдательно и остроумно, она в сахалинском географическом пространстве осветила общероссийскую внутриполитическую ситуацию. Торжество беззакония, презрение к человеку, его беззащитность перед правительственным самодурством, употребление "господами чиновниками" слова "гуманизм" как циничной брани, их мечты о возвращении смертной казни через повешение, отсутствие профессионализма в любом деле, - все это было присуще не только для Сахалина, но и для всей России. "На Сахалине все так, - писал Улас Дорошевич: - там и теперь арестантами заведуют горные инженеры, горными работами - надзиратели тюрем, рыбными промыслами - люди, которые никогда этим делом не занимались, а обустройство хозяйства поселенцев возложена на сгоревших помещиков, только тем и знамениты, что разрушили даже свое собственное хозяйство ". Источник популярности сахалинской тематики состояло в том, что в ее пределах можно было сказать великую правду о всей России.

Общественный резонанс публицистического произведения А. Чехова "Остров Сахалин" - лучше свидетельство действенности журналистского труда. Стоит добавить, что для самого А. Чехова поездка на Сахалин стала причиной его ранней смерти. Вследствие перемерзания в сахалинском климате он заболел острой формой туберкулеза, от которой уже не смог выздороветь.

К сожалению, не всегда журналистика служит гуманизма, оказывает позитивное влияние на общественную жизнь. История журналистики хранит немало фактов ее негативной действенности, использование печатного слова для манипулирования общественным мнением, давления с помощью прессы на правительства, чтобы добиться от них принятия определенных политических решений, вплоть до развязывания войн между странами и народами.

Широко известен такой исторический факт. В январе 1898 г. году резко ухудшились дипломатические отношения между Соединенными Штатами Америки и Испанией. Поводом обострения отношений стала испанская колония Куба, где якобы местное население страдало от издевательств колониального войска. Американская пресса подняла шум о нарушении прав человека в этой стране и требовала от своего правительства войны с Испанией. Но Президент и кабинет министров проявляли умеренность и не спешили с опрометчивыми решениями. Тогда известный магнат американской прессы Уильям Рэндолф Херст, владелец ежедневной газеты "Нью-Йорк Джорнал" отправил в Гавану художника, который должен был посылать рисунки о преступлениях испанцев. Через некоторое время от художника поступило сообщение: никаких преступлений нет, в Кубе все спокойно. Тогда В. Р. Херст прислал ему телеграмму, содержание которой стал широко известным: "Оставайтесь на месте. Постичь мне материал, а я уже поставит вам войну".

Газетный магнат действовал в согласии с определенными кругами в правительстве, зная, что многие из правящей верхушки, включая президента Мак Кинли, хотел войны, но не решался ее объявить из-за отсутствия поддержки общественного мнения. И здесь свое дело сделала пресса. В газете В. Р. Херста была решена настоящая информационная война против Испании. "Нью-Йорк Джорнал" отслеживала историю легендарной кубинки, возведенная в ранг местной Жанны д"Арк, которая заманила в свои лачуги испанского офицера, соблазнила его и попыталась убить. Такой, мол, есть ненависть кубинцев к испанцам. Американский народ должен спасти и героическую девушку и Кубу.

Нью-Йорк загудел возмущением. К правительствам европейских стран и до самого Папы полетели телеграммы с требованием защитить маленькую колонию и ее жителей. Телеграммы газета В. Р. Гер-ста печатала на первой странице крупным шрифтом. Наконец, было сообщено, что корреспонденту газеты удалось с помощью веревочной лестницы спасти красавицу-кубинку и она вскоре появится в Нью-Йорке. "Беглянке" была устроена грандиозная встреча, на которую вышло все население миллионного города. Президент принял девушку в Белом доме.

Война может быть вскоре объявлений

Вторую строчку был набран мелким, едва заметным шрифтом.

19 апреля 1898 американский конгресс подал королевству Испании ультиматум, в котором потребовал предоставления Кубе независимости и вывода испанских войск с острова. Началась война, закончившаяся разгромом Испании. По условиям Парижского мирного договора, заключенного 10 декабря 1898, Испания отказывалась от своих прав на Кубу, Филиппины и Пуэрто-Рико.

Так при непосредственном участии прессы была решена американо-испанская война 1898 года.

Известная провокационная роль, которую сыграла журналистика в начале первой мировой войны. В момент обострения отношений между Россией и Германией, но именно тогда, когда конфликт еще можно было ликвидировать мирным путем, 30 июля 1914 наиболее массовая немецкая газета Августа Шерли "Берлинер Локальанцайгер" в специальном выпуске сообщила об объявлении в Германии всеобщей мобилизации. Правительственного решения об этом еще не существовало, но войны стремился генеральный штаб, в согласии с которым и действовал издатель. Российское правительство, получив из газеты это сообщение, не зная о фальшивке, в свою очередь объявил всеобщую мобилизацию. Война стала неизбежной.

Классическим примером использования прессы в предвыборной борьбе считается публикация в 1920-х годах накануне выборов в британский парламент письмо руководителя Коминтерна Г. В. Зиновьева, в котором говорилось о содействии лейбористов в подготовке вооруженной социалистической революции в Лондоне. Это письмо, как оказалось впоследствии, был фальшивкой, но, пока это выяснилось, консерваторы победили на выборах.

Не без участия журналистики решалась и вторая мировая война. С этой точки зрения поучительна история, связанная с британской газетой "Таймс". 7 сентября 1937 ее редакционная статья была посвящена проблеме судетских немцев, которые, мол, страдают в чужом государстве и стремятся отделить Судеты от Чехословакии и присоединить эту область в Германию. В статье были и такие слова: "Возможно, чехословацкому правительству следует подумать [...] над преобразованием Чехословакии на более однородную государство путем исключения чужого населения..." В политическом мире было известно, что газета "Таймс" является проуря-шего, а ее редактор Джеффри Даусон дружит с премьер-министром и министром иностранных дел Великобритании. Следовательно публикация статьи, содержащей субъективное редакционное суждения, была воспринята как официальная позиция государства и истолкована в том духе, что Великобритания не будет возражать против аннексии Германией чехословацких Судет. Это и произошло вскоре.

В результате приведенных примеров у некоторых может сложиться представление, якобы действенность - категория истории журналистики, которая не работает в современных условиях информационного общества. Конечно же, это не так. В конце концов, каждый профессиональный журналист может рассказать пример (и не один) особенно успешного своего материала, который реально повлиял на определенную ситуацию, помог конкретному человеку добиться справедливости, способствовал положительному решению конфликта.

Мнение о том, что действенность современной журналистики равна нулю вследствие необязательности реагирования на ее выступления органов власти, является принципиально ошибочным и опровергается ежедневной практикой деятельности органов массовой информации. В качестве примера приведем информационную кампанию, ее развернула на своих страницах газета инвалидных организаций Харькова и области "Во имя жизни", которая выходит на русском и украинском языках тиражом всего 1 тыс. Экземпляров.

6 ноября 1998 здесь была опубликована статья журналистки Веры Роженко "" Протезный "может остаться без протезов", в которой сообщалось о прекращении бюджетного финансирования Харьковского государственного протезно-ортопедического предприятия, вследствие чего 32 000 инвалидов региона остались без жизненно необходимого им обеспечения. К публикации привлекли внимание депутатов Верховной Рады Украины, на очередной сессии подали в правительство депутатский запрос о необходимости немедленного возобновления финансирования этого предприятия. Газета сообщила об этом в корреспонденции Мелании Дробот "Депутат спрашивает правительство" в номере от 1 января 1999. А 23 августа 1999 в заметке А. Н. Лукьяненко "Журналисты и депутаты победили" газета сообщила о том, что бюджетное финансирование завода восстановлено и он снова обслуживает инвалидов протезно-ортопедическим оборудованием. Таким был результат вмешательства газеты в решение социально важной проблемы.

Благодаря репортерам была спасена не одну человеческую жизнь. Приключенческая история с участием медиа развернулась вокруг спасения пятилетней Насти Овчар из села Вороницивка Купянского района Харьковской области. 15 марта 2005, спасая из пожара свою двухлетнюю сестренку Люду, Настя получила тяжелые ожоги и находилась в харьковской больнице, где ее жизнь искусственно поддерживали, не надеясь на спасение. Но... собкор ТСН в Харькове Юрий Сидоренко на следующий день передал в центральную студию сюжет о подвиге девочки, который вышел в эфир в новостном выпуске в 19:30. После демонстрации сюжета медики, учитывая резонанс события, приняли решение перевезти Настю на реанимобиле в Киев. Между в редакцию ТСН позвонил бизнесмен из Хмельницкой, который заявил, что знает в США фонд, который оказывает помощь детям в таких случаях и он попытается с ним связаться. На следующий день он появился в Киеве, в редакции ТСН, и попросил помочь найти самолет для транспортировки Насти. Переговоры с американским фондом увенчались успехом. Журналисты бросились на поиски самолета. Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство обороны и предприятие "Аэросвит" каждое выразило согласие предоставить самолеты, но они не были оборудованы аппаратами искусственного дыхания, необходимыми для перевозки пораженной ожогами ребенка.

ТСН в деталях каждый день рассказывала об истории Насти Овчар. Этот сюжет подхватили новостные службы других телевизионных каналов. О девочке стало известно в президентской семье. Супруга Президента Украины В. Ющенко Екатерина помогла найти оборудован необходимым лекарственным принадлежностями самолет и оформить американские визы семье Насти Овчар и врачам, которые имели ее сопровождать. 24 марта 2005 девочку доставили в Бостонский ожоговый центр, где ее жизнь спасли. Журналисты могут с гордостью говорить о своей причастности к этому спасения.

Приведенные примеры свидетельствуют об огромном влиянии журналистики на все стороны жизни общества. Это влияние может быть как положительным, направленным на утверждение гуманистических идеалов, решение назревающих конфликтов, обеспечение гармоничного развития социума, так и отрицательным, таким, что приводит к обострению существующих противоречий, усиление дестабилизации и даже к возникновению войн. Огромное значение журналистики в общественной жизни накладывает бремя ежедневной моральной ответственности на каждого представителя этой профессии, обязывает его служить правде, а не лицам, искать истину, а не покровительства властей, и всегда помнить о гуманизме как важнейшую принцип журналистики.

Если понятие действенности тяготеет больше к тактическим характеристик журналистики, то понятие эффективности - к стратегическим.

Эффективность - это форма результативности журналистики при ее обращении к массовой аудитории, выполнение журналистикой ее идеологических, культурно-развлекательных, гносеологических и др. функций; это степень удовлетворения потребностей аудитории в массовой информации.

Понятие эффективности более объемное и широкое, чем понятие действенности. С эффективностью связывается прежде всего устойчивое влияние прессы на человека и общество. Речь идет о результате, который нельзя измерить принятой государственным учреждением постановлением, а пролегающий в плоскости целой общественного сознания и социальной практики и оценка которого возможна с точки зрения исторического процесса.

В основе термина "эффективность" лежит слово "эффект". Это родственные, но и существенно отличные понятия. "Эффект" - это любой результат деятельности средств массовой информации в процессе потребления сообщений аудиторией; с этой точки зрения в деятельности органов массовой информации может быть имеющийся побочный или даже непредсказуемый эффект. Эффективность же - это результат, совпадающий с намерениями субъекта деятельности, свидетельствует достижения сознательно поставленных целей в процессе создания и распространения информации.

Эффективность всегда предполагает цилепокладення и ежедневный, постоянный и упорный движение в направлении достижения определенной цели. Она и является мерой, степенью достижения поставленных целей на базе использования больших или меньших затрат (не только материальных, но и духовных, творческих) средств и ресурсов.

Эффективность всегда предполагает цилепокладення и ежедневный, постоянный и упорный движение в направлении достижения этой цели. Эффективность является измерением достижения определенных целей на основе использования больших или меньших затрат и не только материальных, но и духовных, творческих средств и ресурсов.

С этой точки зрения важнейшее значение для журналистики приобретает категория цели, ведь от ее правильного определения, реалистической оценки зависит и возможность ее достижения. Цель в каждой конкретной ситуации определяет содержание, выбор форм и методов влияния на человека того или иного органа СМИ. Цель - это будущий уровень общественного сознания и состояние общественного мнения, которые в конечном итоге будут определять поведение социальных групп, коллективов и отдельных лиц. Поэтому очень важно, чтобы постановка целей и задач журналистики осуществлялась в пределах общечеловеческих ценностей, ориентации на гуманистические идеалы, вытекала из стремления обеспечить гармоничное развитие общества.

Особое эффективность имеют ежедневные газеты (новостные программы эфирных органов массовой информации), выполняют огромную работу, непосильную фундаментальным журналам и книгам. Журналы и книги лишены возможности систематического, ежедневного воздействия, которые составляют силу газеты.

Читая газету изо дня в день, изо дня в день, подвергаясь влиянию ее "точки зрения", знакомясь с применением этой точки зрения ко всем отраслям человеческой жизни, газетный читатель незаметно для себя начинает усваивать тот круг идей, которое проповедует этот печатный орган. Газета влияет медленно, но постоянно; она ежедневно появляется до читателя, принося целую кучу свежих новостей, группируют сообщение в соответствии со своей точки зрения, с этой точки зрения освещает их и незаметно откладывает в сознании читателя крошки своей истины; завтра она снова принимается за ту же задачу. И так продолжается целые годы.

Газетный читатель незаметно и невольно усваивает взгляды и теории, развиваются газетой, ее авторским коллективом. И именно потому, что газета ведет пропаганду своих идей ежедневно, на примере тысячи и одного случая из обыденной жизни. Огромное большинство современных образованных людей, в землю озабоченных всевозможными делами, поддерживают, развивают и пополняют свое образование исключительно путем чтения газет (Интернет-газет), из которых они черпают свои знания, а часто и "свои" взгляды на окружающую жизнь. Никакая ливень может размыть камень, а капля воды, падающая непрерывно, размывает его. Так и газета: действуя непрерывно, каждый день, она может постепенно достичь того, что недоступно для неуклюжей пропаганды книгой и журналом.

В рассказе Федора Крюкова (1870-1920) "Из дневника учителя Васюхин" (1903) описано чтения главным героем полученной за время его отсутствия на каникулах прессы. "Вновь я в своем училище, читаю газеты, которых моей отсутствие собралась целая куча. Когда читаешь - не приходят в голову мысль об одиночестве своего существования. Тесная мир будто раздвигается. Чувствую себя в обществе людей, которые тоже, возможно, не весело живут, но бодрые, красноречивые, умные, смелые, не складывают оружие в жизненной борьбе. И желание трудиться, откликнуться на их призыв, пожать им руки - охватывает меня всякий раз, и я бодрее и пристально присматриваюсь к окружающей жизни, и широкие, иногда просто фантастические планы зарождаются в голове и не дают мне спать... ".

Так было в начале ХХ века. Позже подобные функции перешли к информационным и публицистических программ радиовещания и телевидения, которые выходят не только ежедневно, но и несколько раз в день, оказывая еще более глубокое влияние на общество, чем ежедневная газета.

Характеризуя аудиторию, к которой обращается любой орган массовой информации, следует иметь в виду следующее:

1) аудитория бывает первичная и вторичная; первичная аудитория -непосредственное читатели, слушатели и зрители определенного СМИ;

2) но особенно интересны материалы они "транслируют" дальше на своих родственников, друзей, знакомых, создавая тем самым более широкую начальной аудиторию, которая и называется вторичной; здесь и находятся источники для расширения влияния периодического издания или ТРК на гражданство, для роста их эффективности и действенности;

3) еще различают аудиторию реальную, то есть ту, постоянно обращается к данной газеты или журнала, слушает определенные программы радиовещания, смотрит тот или иной канал телевидения;

4) но рядом с этим существует понятие аудитории расчетной, то есть той, на которую рассчитано данное издание и над привлечением которой все время работает редакция.

Главным признаком эффективности деятельности печатного издания является его тираж, а эфирного организации массовой информации -количество ее слушателей или зрителей.

Эффективность деятельности ОМИ имеет две главные сферы проявления: 1) в сфере духовной, в сознании больших социальных групп и отдельных людей и 2) в их поведении и поступках. В соответствии с этим правомерно говорить и о двух типах эффективности: духовную и практическую, а также о двух группах ее критериев. Критериями эффективности духовной являются 1) знания; 2) нравственная активность; 3) убеждения.

С помощью журналистики читатели создают в своем сознании образ мира, узнают о событиях в своей родине и за рубежом, формируют свою историческую сознание, производят реакцию на современные политические события. Среди наших сограждан есть большое количество людей, которые, завершив свою среднюю, а, возможно, и высшее образование, пользуются в дальнейшем только журналистикой для приумножения своих знаний. Дороговизна книги и разрушения государственных каналов ее распространения в Украине привели к тому, что она стала труднодоступной, превратилась в предмет роскоши. Зато информация свободно поступает к гражданам каналами массовой коммуникации, служит для многих из них единственным окном в мир, утоляя жажду познания, становясь надежным руслом, в котором осуществляется их гносеологическая деятельность. С другой стороны, отношение читателей к газете также формируется в зависимости от того, насколько она удовлетворяет их познавательные интересы, служит средством расширения общего мировоззрения человека.

Журналистика активно участвует в формировании нравственной позиции своих читателей, оплодотворяет их представлениями о добре и зле, учит различать и уважать первое и противостоять другому. Роль социального педагога, разъясняет и убеждает, на живых и свежих примерах показывает ценность нравственной активности, всегда отмечала отечественный тип журналистики.

Ведущим критерием духовной эффективности журналистики является убеждение. В этом понятии органично соединены последствия рационального познания объективной действительности и эмоционального отношения к ней. Убеждение - это стержень личности, сердцевина мировоззрения людей. Оказывается убеждения как незыблемая уверенность в непоколебимости определенных взглядов, принципов, идеалов. Убеждение реализуются как в сфере политики, идеологии, общественной действительности, так и в личной жизни, морали, художественных предпочтениях. Из убеждения уже непосредственно вырастает характер поведения человека и формируются ее поступки.

Роль журналистики в побуждении человека к непосредственной деятельности значительная и несомненна. СМИ помогают человеку 1) принять правильное решение; 2) сделать важный шаг в личной жизни; 3) убедить кого-либо в своей правоте; 4) признать свою ошибку; 5) преодолеть сомнение, изменить свои взгляды.

Критериями практической эффективности являются 1) общественно-политическая и 2) трудовая активность; 3) бытовые поступки; 4) культура общения.

Задача журналистики заключается в том, чтобы разъяснять людям общность их индивидуальных, личных интересов с интересами общества в целом, ведь благосостояние каждого в нем зависим от благосостояния всех. От гармоничности сосуществования личности и общества, индивида и государства зависит общее состояние мира. Имеет эта проблема и обратная сторона: журналистика должна и у государственных служащих и общественных институтов воспитывать чувство единства с гражданами, осознание того, что государство - это они, те, кто составляет величественное понятие "народ". Общественно-политическая активность проявляется в том, что способна сделать личность в интересах общества, положительный вклад сделать в его развитие.

Трудовая активность является важнейшей сферой реализации сил, талантов и способностей трудоспособной части населения и в этом отношении она является важной составляющей социального поведения человека. Опираясь на журналистику, читатель формирует представление о трудовых приоритеты, ориентируется в запросах работодателей, принимает продуктивной опыт других сограждан.

На уровне бытовых поступков также важна для человека ориентация на журналистику, сформулированные в ней принципы общежития в семье и обществе, поведения в общественных местах. Здесь наибольшее значение имеют моральные установки, воспитанные журналистикой, умение различать добро и зло и в своих поступках приумножать добро в мире и противостоять распространению зла.

Культура общения также зависит от того, что человек читает в печатной или электронной газете воспринимает из программ эфирных ОМИ. Авторитет автора печатного слова и образа диктора радио и телевидения чрезвычайно высок. С передач и статей человек черпает не только аргументы в доказательство своей правоты, но и правила ведения дискуссий, постановки вопросов, уравновешенного тона в рассмотрении спорных проблем или конфликтных ситуаций.

Каждое издание заинтересовано в проведении исследований собственной эффективности, поскольку тираж не всегда является прямым показателем этого явления и не дает непосредственных представлений о влиянии тех или иных материалов или пути подъема действенности газеты. С целью найти ответ на этот вопрос современные медиаорганизациям все чаще прибегают к социологическим исследованиям, которые проводят собственными силами. Главные задачи, которые ставятся при этом, могут быть очерчены так: 1) выяснить объем и характер первичной реальной читательской аудитории; 2) выяснить мотивы обращения читателя к вашей газеты; 3) раскрыть степени активности читательского интереса к тематическим направлениям, рубрик, конкретных материалов, появлявшиеся на страницах газеты; 4) установить рейтинг штатных (и внештатных) журналистов, работающих в ней; 5) установить зависимость читательских интересов от социально-демографических характеристик; 6) определить пути повышения авторитета вашего ОМИ и приоритетные направления дальнейшей деятельности.

Как правило, опрашивается 33% взрослого населения данной местности с соблюдением пропорциональности представительства групп, отличающихся по полу, возрасту, образованию, социальному признакам и другими характеристиками. Полученный средний индекс (число ответов, деленное на количество опрошенных) дает представление о состоянии вашего издания, его конкурентоспособность, пути улучшения деятельности редакционного коллектива.

Среди факторов влияния важнейшее значение имеют следующие:

1) общественная актуальность журналистских материалов; близость, прямая связь произведений с проблемами, волнующими и интересуют аудиторию

2) ситуативность, под которой понимается, что авторская идея подается не в виде абстрактной требования, а как вывод из размышлений над ситуациями человеческой жизни, с которыми автор знакомит аудиторию

3) драматизм, состоящий из следующих компонентов:

а) драматизма самой жизни, предмета отображения, драматизма как содержания произведения;

б) драматизма повествования, построения сюжета, в котором надо искать интересных эпизодов, нетрадиционного их сочетание;

в) драматизма как демонстрации "поиска истины" самим автором, изображение "приключений" его мысли в ходе расследования проблем жизни;

г) драматизма как диалогического изложения темы через вопрос - ответ;

4) оригинальность, небанальность свидетельств, новизна сообщений;

5) доступность, понятность "языка" журналиста для читателя, простота изложения;

6) оперативность, скорость подачи новостей;

7) умение оказывать изданию привлекательного внешнего вида, использовать цвета, сочетать иллюстративные и текстовые материалы, различные шрифты, формулировать захватывающие, заголовки, составлять содержательные лиды.

Журналист должен постоянно работать над улучшением своего издания или программы, не останавливаться на достигнутом, совершенствовать свое мастерство, понимая, что от его профессионального уровня зависит и действенность и эффективность его издания.

Словарь молодого журналиста

ПРЕСС-РЕЛИЗ (англ. Press-release - выпуск для прессы) - документ, специально распространяемый для сотрудников ОМИ, содержащий материалы для срочной публикации.

Сегодня термин "пресс-релиз" употребляется для обозначения двух типов документов: 1) "публикации в прессе" и 2) "для опубликования в прессе".

В первом значении термином "пресс-релиз" обозначают все материалы, изготовлены не журналистами, а такие, которые созданы вне редакции и поступили в орган массовой информации в готовом текстовом виде. В этом смысле "пресс-релизу" может называться и письмо читателя, публикуемой в газете.

В последнее время термин "часто используется и во втором смысле - для обозначения самостоятельного типа (жанра) текстов, одной из отличительных признаков которых является их рекламная направленность" (Подчеркнуто автора. 1. М.).

Пресс-релизы выпускают правительственные учреждения, штаб-квартиры международных организаций, пресс-бюро съездов и конференций и другие организации и учреждения, заинтересованные в освещении своей работы, по связям с общественностью через журналистику.

В пресс-релизе приводятся точные названия, фамилии, даты, цифровые материалы, статистические данные, возможные схемы и графики, как правило, сложные для усвоения или восприятия на слух. Иногда пресс-релизы изготавливаются пресс-конференции или брифинга и раздаются журналистам до начала. Требования к пресс-релиза: лаконизм формулировок, точность в подаче имен и цифровых данных.

В современной журналистике пресс-релизы выполняют двойную функцию: 1) служат источник информации; 2) пополняют бюджет издания, поскольку дословная публикация пресс-релиза осуществляется на условиях соответствующей оплаты; в данном случае пресс-релиз рассматривается как рекламный текст.

Основным признаком пресс-релиза является его аксиологическая направленность. В текстах пресс-релиза создается положительный имидж фирмы, организации или учреждения, отдельного лица, ведется пропаганда (рекламы) каких-либо товаров, услуг, действий и под. Следовательно различают пропагандистской и контр пропагандистский пресс-релизы.

В журналистском творчестве пресс-релиз служит источник собственного материала, используется творчески, дословное его использования в авторском материале запрещено. Иначе возникает возможность появления под разными подписями нескольких идентичных текстов в различных изданиях, скомпрометирует их и авторов и станет основанием для обвинений в плагиате или по крайней мере в непрофессионализме.

С постановкой проблемы эффективности средств массовой информации сразу же возникает вопрос о путях и способах изучения, “замера реальной эффективности журналистики (тех или иных журналистских акций, функционирования отдельных каналов массовой информации, типов изданий или программ, взаимодействия СМИ и т. д.). И лишь недавно стали появляться работы, в которых проблемы и опыт изучения эффективности решаются основательно и масштабно. Среди предлагаемых способов оценки эффективности особое значение, на наш взгляд, имеют два.

Во-первых, выделение различных этапов “контакта” с источником информации (первый контакт с источником, контакт с содержащейся в нем информацией, причем информацией разного типа, усвоение информации в той или иной форме, выработка отношения к принятой информации, освоение и запоминание информации). Во-вторых, определение возможных “конечных эффектов”, объединенных в пять групп: когнитивные, ценностные, организационные, коммуникативные, создания эмоционально-психологического тонуса.

Изучение проблем эффективности одним из важнейших “выходов” имеет практический смысл: разработку общих требований к журналистской деятельности, рассчитанных на высокий уровень эффективности, и формирование конкретных рекомендаций применительно к определенным социальным условиям, состоянию аудитории, кадров журналистики и т.д.

Проблема эффективности решается журналистом на каждом этапе его труда: в процессе постановки задачи, выбора темы, сбора первичной информации, в ходе творческого труда по созданию материала, при определении типологического облика издания или программы и т.д. Сущность подобного подхода к оценке журналистской деятельности связана с её прагматическим аспектом, т.е. взаимодействием с потребителем информации. Два других аспекта - семантический и синтаксический - соответственно связаны с характером отражаемой действительности и характером организации материала.

Журналист в своей деятельности отражает действительность, затем создает на основе познанного текст, и, наконец, текст поступает в аудиторию. Поэтому для выяснения данной деятельности надо, прежде всего, изучит отношения между текстом и аудиторией. Оптимальными эти отношения могут быть только тогда, когда журналист, ориентируясь на “потребителя”, видоизменяет в той или иной мере и форме любые стороны произведения. Следовательно, задачами анализа “на эффективность” является рассмотрение всего многообразия этапов журналистской деятельности на соответствие требованиям прагматической адекватности, а затем выработка практических рекомендаций.

На наш взгляд, изучая эффективность журналистской деятельности, следует различать два типа результатов в деятельности СМИ. Они прямо связаны с двумя типами решаемых журналистами задач: последовательно и целенаправленно добиваться отвечающих общественным потребностям результатов, как в области “принятия решений”, так и в области формирования сознания человека, его жизненной позиции. Сложно определить, какой из результатов важнее. Ясно одно: их нельзя смешивать; необходимо разделять понятия действенность и эффективность. Требование повышать действенность и эффективность журналистики означает, что и работники СМИ, и ученые-исследователи должны исходить из того, что задачи, стоящие перед журналистикой, следует решать системно и согласованно. Ведь высокая эффективность способствует повышению действенности, а высокая действенность повышает - повышению эффективности, т.к. авторитет повышает доверие аудитории. Практика показывает, что большая часть материалов СМИ обращена в оба “адреса” и тем самым обладает тем или иным уровнем и действенности, и эффективности.

Чтобы более полно понять сущность эффективности журналистской деятельности, необходимо раскрыть внутреннюю структуру этого понятия. Традиционное определение эффективности как отношения результата и цели нуждается в существенных уточнениях. “Цель”, будучи субъективным предвосхищением желаемого результата, вырабатывается и формируется людьми. Если при этом недостаточно ясны объективные основы целеполагания или недостаточно уточнены реальные предпосылки, то выдвигаемая цель может иметь в своем содержании те или иные неточности или даже носить субъективный характер. Можно ставить цели “слишком большие” или “слишком маленькие”, “легко выполнимые” или “заведомо невыполнимые”, соответствующие или несоответствующие объективным потребностям. Поэтому сама постановка задачи нуждается в серьезном обосновании и в проверке точности её определения.

Цель лишь тогда может быть “точкой отсчета” в деятельности журналиста, когда она оказывается максимально глубоким и точным отражением потребностей. Следовательно, рассматривая цель как основание для расчета эффективности, необходимо учитывать потребности аудитории (и её различных социальных слоев) в информации, а также реальные возможности их удовлетворения в данное время. Такое понимание эффективности, по-видимому, и является исходной точкой изучения эффективности журналистской деятельности.

Точные знания о сущности эффективности дают возможность изучить реальную эффективность СМИ в том или ином “срезе” и составить представление о потенциальной эффективности, т.е. способности данной системы или отдельных её компонентов выполнять стоящие перед ней задачи.

Знание конкретных целей, формируемых в соответствии с информационными потребностями аудитории, оценке верности их постановки - обязательное условие анализа “на эффективность”. При это необходимо иметь ввиду, что роль конкретного сообщения СМИ есть результат движения: от общих функций журналистики - через их конкретизацию применительно к задачам и аудитории данного СМИ в связи с особенностями современного положения внутри страны и на международной арене и т.д. - вплоть до постановки задач перед журналистом на подготовку произведения в определенном жанре, стиле, форме.

Эта закономерность журналистской деятельности приобретает особое значение при теоретическом и практическом решении проблем эффективности. Ясное понимание сущности эффективности позволяет социологам программировать исследования, проводить их и разрабатывать рекомендации на соответствующей методологической основе. Результаты работы социологов по исследованию средств массовой информации должны использоваться для оптимизации деятельности журналистов по реализации информационных потребностей и интересов аудитории.

При реализации своего направления и основанной на нем информационной политики каждое СМИ стремится к наиболее полному выполнению поставленных перед ним задач.

Эффективность - степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации с учетом возможностей, которыми располагают и журналист, и аудитория.

Результативность СМИ складывается из действенности и эффективности. В теории журналистики в эти синонимичные на первый взгляд слова вкладывается разный смысл. Журналистский текст может быть обращен к массовой аудитории и к социальному институту. Под действенностью понимают воздействие на принятие решений и мер различными социальными институтами. Об эффективности СМИ говорят, когда речь идет о воздействии на массовую аудиторию.

Результативность массово-информационного процесса в равной степени зависит и от личности журналиста-коммуникатора, и тот его знания своей аудитории, и от универсальных творческих факторов, которые должны учитываться при подготовке журналистского произведения.

Формы результативности: в принципе возможны четыре варианта воздействия СМИ на «потребителя»: функциональное, когда поставленная задача более или менее адекватно реализована; дисфункциональное, при котором результат оказывается противоположным желаемому; нефункциональное, если возникают позитивные, но неожиданные, не связанные с явно поставленной задачей результаты; афункциональное воздействие, нулевой итог, отсутствие каких-либо результатов. Разумеется, творческая деятельность должна быть нацелена на функциональные результаты.

(По В.А. Сидорову) Существуют объективные, внешние и внутренние, факторы, которые оказывают воздействие на эффективность журналистской деятельности. Внешние по отношению к функционирующим СМИ связаны с политической и социально-экономической системой общества, которая, с одной стороны, выступает для СМИ в качестве внешней среды, а с другой – как целостная система для отдельно взятого ее института. Эти факторы назовем объективными. Внутренние по отношению к деятельности СМИ и журналистов факторы обусловлены, прежде всего, личностными характеристиками творческих работников СМИ, их взаимосвязью, взаимодействием с обществом и конкретными его социальными группами на уровне индивида. Поэтому назовем их субъективными.

К внешним факторам эффективности журналистской деятельности относятся:

Конституционно-правовое поле деятельности СМИ и журналистов;

Конкретно-историческая и общественно-политическая ситуация;

Социально-экономические условия, определяющие возможности общества поддерживать систему СМИ в том или ином ее качестве;


Социокультурные факторы развития страны, региона, в том числе уровень информационной и политической культуры общества.

Так, конституционно-правовое поле определяет юридическую меру свободы СМИ, свободы слова. А конкретная общественно-политическая ситуация вносит в это свои коррективы, когда СМИ и журналисты получают максимум или минимум возможностей для сбора и распространения информации.

Исследователи и практики признают, что наиболее последовательно принцип свободы печати воплощался в жизнь в последний период перестройки, в 1989–1991 гг. А между тем именно в это время правовое обеспечение свободного функционирования СМИ было далеким от совершенства. И, тем не менее, журналистика действовала в комфортном режиме, пользовалась всеобщим вниманием и была авторитетной даже для органов власти. Объясняется это особым политическим климатом периода перестройки, влияние которого оказалось сильнее и значительнее правовых норм.

Вот почему эффективность журналистской деятельности закономерно оценивается и по такому фактору, как мера обратного воздействия прессы на базовые институты, определяющие условия ее существования. В настоящее время, когда конституционно-правовое поле функционирования СМИ стало устойчивым, на первый план вышли социально-экономические факторы, в решающей степени оказывающие влияние на эффективность журналистской деятельности.

К внутренним факторам, которыми предопределяется эффективность журналистской деятельности, относятся:

Функционирование СМИ как системы (т.е. мера разветвленности различных СМИ, заполнения ими информационных ниш по социальным группам и слоям общества);

Научная обеспеченность журналистики;

Уровень профессиональной культуры журналистских кадров;

Этические основы журналистской деятельности и корпоративная солидарность.

Проблема эффективности решается журналистом на каждом этапе его труда: в процессе постановки задачи, выбора темы, сбора первичной информации, в ходе творческого труда по созданию материала, при определении типологического облика издания или программы и т.д. Сущность подобного подхода к оценке журналистской деятельности связана с ее прагматическим аспектом, т.е. взаимодействием с потребителем информации. Два других аспекта – семантический и синтаксический – соответственно связаны с характером отражаемой действительности и характером организации материала. То есть эффективность медиатекста зависит от всех этапов его разработки.

Главный ориентир эффективности – запросы аудитории.

В целях эффективного осуществления информационной политики в ее аудиторной ориентации каждая редакция должна регулярно изучать свою аудиторию. Практически ориентированное знание аудитории складывается из сведений по крайней мере из трех сфер представлений о ней.

Во-первых, это социально-демографические характеристики аудитории (образование, профессия, пол, возраст, семейное положение, место жительства и т.д., что обычно фиксируется статистикой).

Во-вторых, это сведения о характере и состоянии массового сознания аудитории (о взглядах и убеждениях, целях и стремлениях, об ориентированности в общественно-политической жизни, отношении к власти и оппозиции, участии в партиях, союзах, ассоциациях и других организациях и т.д.).

В-третьих, сведения об информационном поведении (об источниках регулярно получаемой информации, отношении к различным изданиям и программам, интересах, о запросах, мотивах обращения к СМИ, предпочтениях тех или иных тематических пластов, рубрик, творческих форм, характера изложения, авторов и т.д.).

18. Основные ступени в развитии творческой деятельности журналиста.

В развитии профессионализма можно выделить три ступени:

Первая - обученность - сводится к механическому воспроизводству уже известных приемов и операций в уже известных условиях.

Вторая - умелость - учитывает возможность использовать известные приемы и операции в неизвестных, новых условиях.

Третья - мастерство - такая, при которой новизна складывается из новизны предмета творчества, новизны условий творчества и новизны средств, используемых для осуществления цели.

Классификации фаз творческого процесса, в свою очередь, можно обозначить так: первая фаза (сознательная работа) - подготовка - особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи; вторая фаза (бессознательная работа) - созревание - осмысление проблемы и инкубация направляющей идеи; третья фаза (переход бессознательного в сознательное) - вдохновение - в сферу сознания поступает идея решения вначале в виде гипотезы, принципа, замысла; четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и реализация.

Профессиональное мастерство - это высший уровень овладения профессиональной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов. Высокий уровень общей и технологической культуры, профессиональная мобильность, самостоятельность и высокая профессиональная устойчивость, стремление к самосовершенствованию, творческий подход к работе укрепляют и развивают профессиональное мастерство.

Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.

Профессиональное творчество - это создание человеком чего-то нового, неповторимого, оригинального в ходе профессиональной деятельности.

Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его содержания. Любая творческая деятельность, в том числе профессиональная, может носить характер новизны.

19. Структурная дифференциация форм существования массовой информации в журналистской деятельности.

Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с по­мощью искусственных каналов.

С точки зрения функционирования есть три формы существования массовой информации:

1) пассивная; ее составляют тексты, законсервированные в фондах хранилищ, это потенциальная информация, которая может быть актуализирована при определенных обстоятельствах;

2) стихийная; ее составляют анонимные сообщения (слухи, фольклор, в том числе и анекдоты), циркулирующих каналами устных коммуникаций;

3) активная; ее составляют массово-информационные потоки (т.е. журналистика); динамическая совокупность информационных продуктов, создаваемых непрерывно.

Массово-информационные потоки - это форма актуального существования массовой информации, которая создается институционально, т.е. соответствующими социальными институтами, возникшими из потребностей социальных слоев в той или иной информации.

Массовые информационные потоки несут в себе общезначимую и общедоступную информацию: сведения, касающиеся большинства населения. Массовая информация, поставляемая в журналистских текстах, является только частью информационных потоков составляющих информационное поле, в котором кроме нее функционируют специальная информация, доступная специалистам; информация, представленная знаками культуры давно ушедших лет, и индивидуальная информация, характерная для традиционных культур, передаваемая из уст в уста, порождающая слухи, быль и небылицы.

Журналистика, создавая специфические тексты, оказывается организатором массово-информационных потоков. Собирая воедино тексты массовой информации, журналист создает из них новый "сборный" продукт - подвижную, эволюционную информационную картину современности. Эта картина современности формирует массовое сознание, общественное мнение, общественные настроения, во многом определяет поведение людей и деятельность социальных институтов.

В первом случае мы имеем дело с информацией внешней, фактологической, объективной.

Во втором случае мы имеем дело с информацией внутренней аналитической, субъективной.

Существует также два уровня создания массовой информации:

1. создателем может быть любой человек, наделенный творческими способностями и ориентированный на участие в коммуникации;

2. массовая информация создается институционально (СМИ, информационные агентства и пр.).

20. Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике.

Творческий акт - творческая деятельность журналиста, направленная на создание журналистского материала. Творческий акт в журналистике стадиален: он предстает как единство двух относительно самостоятельных частей – стадии получения информации и стадии образования текста.

1. Стадия познавательной деятельности (получение информации)

Начало любого творческого процесса связано с накоплением информации. Освоение действительности – обязательное условие исходного момента творческого акта. Это самое освоение происходит по-разному в зависимости от типа творчества. Писатели и поэты, например, чаще всего не ставят перед собой явной цели наблюдать, запоминать. Художники и музыканты – тем более. Их освоение действительности можно назвать спонтанным. Хотя и они пользуются записными книжками. Широко известны в литературе записные книжки А.П. Чехова или дневники Ф.М. Достоевского. Писатели остаются в них собой, и читать эти тексты также интересно, как сами художественные произведения.

Начальная стадия творческого акта в журналистике - это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности, предназначенного для обнародования. Ни газетчик, ни радиожурналист, ни журналист телевидения не минуют этой стадии работы. Даже прямая передача в эфир, как правило, ведется на основе предварительного, опережающего знания ситуации и действующих лиц. Как правило, она совершается человеком в одиночку, в очень жестком временном режиме, да еще и в режиме межличностного общения, что непомерно усложняет задачу. На этом уровне деятельности журналист устанавливает факт, определяет его сущность и изучает его.

Этап сбора предварительных данных. Суть этого этапа заключается в том, что журналист вспоминает все, что имеет отношение к предполагаемому объекту изучения и подбирает имеющийся в его распоряжении материал. Самое важное на этом этапе – определить адекватный источники информации по теме. Если информация исходит от человека, то основные критерии удачного выбора – компетентность, наличие навыков рассказчика. Желательные критерии – наличие навыков общения с журналистами (это существенно упрощает работу), наличие эксклюзивной информации, умение изложить ее в доступной форме.

На этапе предварительного накопления информации к нам поступает огромное количество данных и далеко не все из них интересны журналисту с профессиональной точки зрения. Существуют общие критерии того, что информация представляет определенный общественный интерес:

1. Наличие в информации конфликта;

2. Катастрофичность;

3. Информация, имеющая явные социальные последствия;

4. Отношение к знаменитостям;

5. Необычное, единичное;

6. Яркий эмоциональный фон события.

Далее следует определение конкретного предмета изучения. Из общего ряда фактов журналистом (или редактором) отбираются наиболее значимые для аудитории.И здесь тематические пристрастия аудитории меняются. Это величина непостоянная.

Приоритетные темы аудитории:

1. Информация о закономерностях (о таких связях между хорошо знакомыми событиями, которые были нам неизвестны);

2. Упрощающая информация (расшифровывающая сложные явления). Ее еще называют антиинформацией, поскольку она позволяет нашему мозгу отдыхать;

3. Информация атавистических ощущений (огонь, гроза и т.п.);

4. Информация инстинктивных ощущений или о них;

5. Индивидуальный опыт, согласующийся с опытом большинства представителей аудитории, но оценивающийся ими как незначительно более успешный.

Когда предмет установлен, следует направленное изучение предмета.

Поисковая фаза включает работу всех уровней психики человека, но интенсивнее других – сознания, подсознания и сверхсознания. Сознание обеспечивает четкую постановку вопроса, конкретизацию концепции, цели. Подсознание в большей степени определяет способ реализации концепции, достижения цели (выбор жанра, ракурса, стиля и т.д.), рождение образа. Сверхсознание «запускает» механизмы озарения, интуитивного и мгновенного творческого решения задач.

Целенаправленный поиск сведений может осуществляться несколькимиприемами:

Наблюдение (вкл. и невкл);

Исследование документов;

Расследование ситуации;

Анкетирование;

Эксперимент;

Интервьюирование.

2. Стадия создания текста

Результат этой стадии – готовый журналистский продукт.

1. Созревание. Этот этап свойственен любому творческому акту. Получив достаточно информации, мозг должен некоторое время заниматься тем, что можно определить как генерацию идеи. Обычно этот этап незаметен не только для окружающих, но и для самого творца. Однако в журналистике и этот этап обладает спецификой. И специфика заключается в таком простом требовании, как оперативность. Писатель, художник могут вынашивать свою идею годами, могут откладывать ее и вновь возвращаться спустя длительное время. Журналист не может себе этого позволить.

2. Озарение. Уровень, на котором происходит вербализация или визуализация идеи в сознании.

Первая ступень этого процесса – окончательное формирование замысла. Она предполагает рождение целостного, хотя пока еще и не вполне отчетливого видения будущего произведения. Возникает такое видение на базе полученной во время изучения ситуации концепции. Однако оно не тождественно ей. Концепция – это знание о действительности плюс ее трактовка, отношение к ней. А замысел – уже мыслительный образ будущего произведения, включающий в себя в свернутом виде тему и идею, и принцип организации. То есть замысел и есть та конкретная цель, выработке которой была посвящена начальная стадия творческого акта и которой во время его завершающей стадии предстоит воплотиться в текст.

Превращение концепции в замысел – момент, связанный с интенсивными творческими поисками, сознаваемыми или неосознаваемыми. В некоторых случаях они идут параллельно процессу познания, и случается, что еще не собран материал, а журналист твердо знает, как он будет выглядеть в итоге. А бывает наоборот. Идея не генерируется. Почему? Если мы знаем, что замысел = тема+идея+ход (т.е. конкретные шаги реализации темы и идеи), есть достаточно простой способ помочь себе – прибегнуть к логике, осознав каждое из слагаемых. Чаще всего оказывается, что причина торможения – в отсутствии принципа организации текста, хода (его еще называют ключ, поворот). На поиске его и надо сосредоточиться.

В момент окончательного формирования журналистского замысла часто возникает острая проблема - когда остановиться? Иногда бывает так, что мы четко понимаем – этот вариант лучший и ничего более адекватного мы создать не сможем. Но бывает и так, что вроде бы все понятно, есть неплохая идея, но можно и еще подумать, вдруг появится лучший вариант. Здесь надо соблюдать определенное правило: как только появляется идея, которую вы оцениваете как приемлемую, надо ее зафиксировать на любом материальном носителе. Иначе в процессе последующего поиска она неминуемо «сотрется». Записав идею, можно продолжать размышления. Но до какого момента? Как правило, волевое решение принимается не самим автором. Либо торопит время, либо редактор, либо новое задание. И все же есть объективный показатель того, что, замысел сформирован, верно. Замысел созрел в том случае, если к тексту автоматически и точно формируется заголовок, если вам не приходится потом ломать над ним голову. Появление в сознании названия материала – знак готовности замысла. На этом этап озарения завершается.

3. Конкретизация замысла. У многих эта операция идет как составление плана. Иногда письменного, иногда устного. Вот, например, известный вам мэтр российской публицистики Анатолий Абрамович Аграновский всегда начинал работу над материалом с составления плана. Однажды его спросили, всегда ли он следует записанному плану. «Нет, - ответил Аграновский, - потом план может измениться. Но начинать без него не могу…» Такая оценка плана говорит о том, что мотивация лежит не в сфере организации текста (план не служит его каркасом), а преимущественно в сфере организации творческого процесса. Зачем в таком случае нужен план? Дело в том, что план психологически помогает почувствовать поле текста – на листе, в строках. План также свидетельствует о том, что процесс создания текста сдвинулся с мертвой точки. Наше сознание не может долго оперировать с мыслительными схемами. План представляет собой, как правило, многоуровневую конструкцию. А сознание способно удержать в комплексе только три порога, три уровня сложности.

Еще один способ конкретизации замысла – опережающий конспект, когда обозначаются не подтемы текста (как в плане), а миниидеи текстовых блоков. Например, у того же Аграновского: «Сокращение…самолета».

Подумать над этой неожиданной аналогией. Впрочем, заметить: аппарат – это механизм. Мы добиваемся совершенствования хозяйственного механизма».

Такой опережающий конспект обычно составляется, когда журналист, по мере ознакомления с материалом, глубоко проникает в проблему. У него, возможно. Уже выработались идеи и замечания, которые могут забыться.

Чаще всего используется комбинация плана и опережающего конспекта, когда расширение получают только те пункты плана, по которым уже сформировалась идея.

Иногда журналисты производят мозаичную фиксацию: выписывают подробно какие-то куски, а остальные части произведения оставляют на доработку. Это особенно удобно в том случае, когда используется метод лида в новостном материале. (записываются только лиды).

4. Отбор материала. Этот этап может совпадать с предыдущим, идти параллельно. Но чаще всего жесткие рамки материала требуют отдельной работы. Результатом этого этапа становятся отобранные факты, способствующие реализации основного замысла материала.

5. Реализация замысла. В ходе этой операции формируется структура текста – конкретный состав фактов, образов, нормативов, комбинируются методы их предъявления, оформляются текстовые элементы – микросмыслы, оформляются их монтажные связи, уточняется композиция и лексика, определяется сочетание текста и видео-, звукоряда. Здесь используется творческий инструментарий, соответствующий конкретному виду деятельности. И чем шире инструментарий, тем менее скован журналист в реализации своей креативности

6. Авторское редактирование – работа с продуктом творчества. Редактирование как компонент входит и в предыдущий этап, но ему обязательно отводится отдельное место и время. В данном случае имеется в виду осознанная процедура творческого процесса, имеющая контрольный характер. Она требует взгляда со стороны, ведь расхождения могут быть не только с авторским замыслом, но и с профилем издания или канала, с теми материалами, в ряду которых пойдет этот материал. Несмотря на то, что редактором текст будет просматриваться, самому журналисту необходимо отредактировать его как можно более четко. Это связано с тем, что чем более сырой материал вы представите редактору, тем больше он внесет исправлений в соответствии со своим, а не вашим замыслом, и это исказит окончательный вариант текста. Важно помнить, что аудитория ориентирована, прежде всего, на познание нового, индивидуального и неповторимого. И это в первую очередь вызывает интерес и эстетическое переживание.

Создание журналистского произведения проходит ряд этапов, на каждом из которых проводится специфическая работа по освоению фактов реального мира, их анализу, выстраиванию авторской концепции, ее реализации.

ЗАМЫСЕЛ. Импульсом для замысла произведения служит информация о конкретной реальной ситуации. Этому предшествует процесс предварительного накопления информации. Отправной точкой формирования и разработки замысла бывает и увиденная проблемная ситуация. В соответствии с замыслом журналист выбирает форму отражения действительности и систему профессиональных приемов воздействия на аудиторию.

ИДЕЯ. Идея – смысл и образный ориентир для аудитории. Перед читателем она предстает как программа деятельности, которую необходимо осуществить для разрешения той или иной проблемы.

Идея журналистского произведения предполагает решение следующих задач:

1. предварительное определение проблемы, нуждающейся в общественном внимании.

2. Определение адреса конкретной реальной ситуации, нужной для исследования сегодняшнего состояния проблемы и демонстрации путей ее разрешения.

3. Обоснование возможных вариантов отношения конкретной реальной ситуации к проблеме.

4. Планирование дальнейшей работы.

5. Организационно-практической обеспечение хода деятельности.

В качестве важнейшего источника сведений, необходимых при решении задач, для журналиста выступают документы, специальные досье и картотеки, научная и справочная литература.

Идея журналистского произведения имеет большое значение для создания определенного духовного настроя, тональности. Идея предполагает активную позицию адресанта по отношению к адресату. Цель произведения журналиста не только донести до читателя какую-то идею, но и добиться положительной реакции на нее.

СЮЖЕТ. Часто журналисты используют сюжетные приемы построения произведений.

В журналистике под сюжетом понимают «движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты. Именно сюжет дает публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними». В отличие от литературного сюжета журналистский «более “собран”, не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция, завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью. Сюжет вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует публицист». А цели и задачи при сюжетном построении материала могут быть самыми разными. В одних случаях журналисту необходимо отразить динамику развития того или иного события, в других – показать становление характера героя произведения, в третьих – отразить жизненную коллизию или конфликт, в четвертых – осветить проблему. Во всех этих случаях журналист выбирает те приемы и средства сюжетного построения, которые наиболее выгодно для идеи произведения способны высветить объект или предмет описания.

ТЕМА. Обычно рождается из двух ситуаций - либо из редакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Начинаешь о ней постоянно думать, происходящие события пытаешься свести к какой-то одной идее, оценивая их уже с позиции будущего материала. Постепенно в голове вырисовывается конкретная тема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом очень важно реально себе представлять, насколько выбранная тема актуальна, будет ли она представлять интерес для аудитории, наконец, что потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступать к ее разработке.

На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты. При затасканности тем по городским проблемам: транспорт, общепит, пожарная безопасность и т. д. - иногда появляются какие-то новые факты, которые могут повернуть тему с новой стороны. Поэтому главное - найти эти факты.

Процесс работы над произведением не обязательно должен включать в себя эти этапы в жесткой последовательности. Журналист может возвращаться в своей работе и добирать недостающую информацию, перепроверять свои данные, менять рабочую идею. Но в целом, все этапы работы должны быть выполнены эффективно - без этого конечное произведение рискует оказаться неубедительным, поверхностным.

Основная задача, которую общество ставит перед журналистикой, заключается в воздействии на аудиторию, на ее сознание и поведение. И задача любого журналиста – так изложить полученную им информацию, чтобы она оказала максимально возможное воздействие на читателя, слушателя или зрителя. Результат такого воздействия может быть разным: положительным или отрицательным, кратковременным или длительным.

Общество, как и само журналистское сообщество, стремится избегать отрицательных результатов воздействия средств массовой информации, принимая на законодательном или морально-этическом уровне различные ограничительные меры по содержанию распространяемой информации или по способам ее распространения. Так, ст. 4 Федерального закона «О средствах массовой информации» не допускает использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную тайну, для распространения экстремистских и ряда других материалов. Той же статьей закона запрещено распространение в средствах массовой информации сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических и психотропных средств. Запрещено использование в телепрограммах скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей. Федеральные законы содержат и ряд других ограничений и запретов на содержание информации, распространяемой через средства массовой информации.

Результат воздействия, оказываемого средствами массовой информации на сознание и в связи с этим на поведение аудитории, ее социальную активность, принято называть эффективностью (от лат. «еffectus» – действие). Другой вид результативности журналистики, проявляемый в принятии определенных решений как конкретным человеком, так и должностными лицами и даже социальными институтами, включая само государство, принято называть действенностью .

Действенность средств массовой информации, исполнение ими организаторской функции – первый, более простой уровень результативности журналистики. Зачастую единственная публикация позволяет решить ту или иную проблему, помочь в каких-то жизненных ситуациях. Борьба за высокую действенность выступлений СМИ особенно активно велась в советский период нашей истории.

Эффективность – более сложный уровень результативности журналистики, так как предполагает воздействие прежде всего на сознание аудитории. В таком воздействии проявляется прежде всего идеологическая функция журналистики. И результат здесь получается только после длительного, хорошо продуманного и качественного воздействия на аудиторию. При этом результат воздействия на аудиторию зависит не только от журналистов: аудитория тоже по своим культурно-образовательным, социально-политическим характеристикам должна быть готова к восприятию конкретной информации. Только тогда эффективность журналистского воздействия будет максимально высокой.