По художественной литературе: "Заучивание наизусть стихотворение Музафара Алимбаева «Падают листья»". План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Заучивание стихотворения с детьми "Кто что любит" с применением ИКТ

Утвердить прилагаемые программы дошкольного воспитания и...

Значительное место в программе отводится игровой деятельности, которая пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом. Программа...... Задачи: 1. Научить детей слушать и понимать короткие, доступные им по содержанию сказки, рассказы, стихотворения, потешки. 2.

refdb.ru

В номере:

Подборка стихов Дурням Машуровой опубликована на стра ницах уйгурского женского журнала «Интизар». На её слова ис полняются популярные современные..... Сынок, я не знаю, будете вы укладывать свою дочь в бещук или нет, .... Воду из сорока ложек, над которой произнесли столько хороших по.

niva-kz.narod.ru

Многие стихи специально для него впервые переведены на русский язык. Можно сказать, сама казахстанская.... государственности, если понимать её в широком, не только обществен- но-политическом, но и в чисто человеческом, гуманитарном... МУЗАФАР АЛИМБАЕВ. ТАРАС ШЕВЧЕНКО В КАЗАХСТАНЕ.

zhurnal-prostor.kz

a-pesni.org

Классный час по теме: Урок вежливости. | скачать бесплатно...

17 янв 2014 ... А начнём мысо стихотворения Музафара Алимбаева... А орёл ответил: - Правильно, сынок,. Много лет живу я, вот и занемог. .... (сорока). Если друг стал отвечать. Не спеши … (перебивать). А помочь захочешь другу - Подними спокойно … (руку). Знай: закончился урок, Коль услышал ты …

nsportal.ru

государственности, если понимать её в широком, не только обществен- но- политическом, но и... МУЗАФАР АЛИМБАЕВ. РОДНИК ЗЕМЛИ... Я — сын степей! ШАТЁР ИЗ БАРХАТА И ШЁЛКА. Висит над вершинами гор. Шатёр без стропил и опор. Легко обнимая собою. Весь видимый взору простор. С любым,.

zhurnal-prostor.kz

Музафар Алимбаев «Лишь одна мне Отчизна дана...

25 фев 2014 ... Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, ... Дружба, взаимопонимание, доверие, народная поэзия, песни, которые пела ему мать окружало будущего поэта с детских лет. Я - сын степей.

Музафар АЛИМБАЕВ В узкий глазок вдета тонкая нитка... потому что сын (ЖИРАФ) З Трусоват лесной.... А зовут её… (Улитка) Мурзилка 1978, №7(?). КОРЕЙСКИЕ НАРОДНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ШУТОЧНЫЕ ВОПРОСЫ - Чем больше ковыряешь, тем больше становишься - что это такое? - Дыра! - Что нужно...

a-pesni.org

Ахметов Бектас Абдрашитович. Окончание следует...

6 окт 2012 ... Но добавил - и по этому добавлению мы можем судить, как поражение может воспламенить веру побежденного, доведя ее до религиозного... книгу супругов Кочетковых. По Барсукову страна училась более сорока лет, приход в среднюю школу учебника четы Кочетковых пришелся на осень...

samlib.ru

Литературное чтение».

ры литературы и методики ее преподавания Смоленского госу- дарственного.... Чудеса ее песен и стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса. Нянька Евгения боялась чертей и брезговала ими, как “не- ...... Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок ма- ленький.

xn--80ahcnkip5a.xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai

Технологическая карта. Сорока и ее сынок. - БОТАН

Тақырыбы /Тема: Заучивание стихотворения М. Алимбаева «Сорока и её сынок».

botana.cc

Просмотр содержимого документа «картотека стихотворений казахстанских авторов ». Джамбул Джабаев.

kopilkaurokov.ru

Музафар Алимбаев «Лишь одна мне Отчизна дана»

Когда началась Великая Отечественная война 18 летний Музафар Алимбаев ушёл на фронт. На фронте продолжает писать, его стихи

sc0034.zerenda.akmoedu.kz

Стихи для детей: Музафар Алимбаев (Казахстан)

Детские стихи какзахского поэта Музафара Алимбаева.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Животный мир A. Егеубаева. «Перелет птиц»; С. Буранбаева. «Козленок»; М. Алимбаева. «Кто что любит»; Л. Толстого. «Хотела галка пить», «Лев и человек»; B. Сутеева. «Кто сказал мяу»; К. Ушинского. «Бишка» (пересказ); К. Ушинского. «Гуси» (пересказ); Братьев Гримма. «Заяц и еж», «Сорока и ее сынок»; «Лиса и журавль», «Зимовье зверей», русские народные сказки; C. Маршака. «Детки в клетке», «Усатый - полосатый»; «Уж ты котя-коток», «Киска», русские народные потешки (наизусть). B. Хорол. «Козочка» (наизусть); А. Аленова. «Жеребенок» (наизусть); Т. Рахимова. «Ақ лақ»; C. Сауытбекова. «Лақтың кеңесі»; А. Дуйсенбиева. «Ақ тайлақ»; Т. Жексенбаева. «Лақ пен бұлақ», «Бақа мен балық»; С. Касиманова. «Төрт түлік»; «Ат пен есек», «Адасқан құмырсқа» казахские народные сказки; «Мақтаншақ қоян», узбекская народная сказка; М. Жаманбалинова. «Кім не жейді?»; С. Кобеева. «Құстың ұясы»; О. Аскара. «Мысықпен тілдесу»; «Лиса, заяц и петух», русская народная сказка, (пересказ); «Козлятки и волк», русская народная сказка, (пересказ).Растительный мир Т. Молдагалиева. «Жапырақтар»; М. Алимбаева. «Қоңыраугүл»; М. Торежанова. «Шие тергенде»; Б. Адетова. «Ағаштың беті»; Т. Молдагалиева. «Өрік гүлдеп»; К. Елемеса. «Біp тал шөп» (сказка); Ж. Абдикерейулы. «Жауқазын»; Н. Кумара. «Тәтті алма»; К. Ахметова. «Золотое зерно»; К. Баянбаева. «Земляника»; Ю. Тувима. «Овощи»; Е. Серова. «Одуванчик», «Колокольчик»; «Травка-муравка», русская народная потешка (наизусть); «Колосок», украинская народная сказка.Неживая природа «Сосульки»; И. Сурикова. «Зима» (наизусть); Я. Тайца. «Послушный дождик»; «Дождик, дождик», «Иди весна», русские народные потешки, (наизусть); И. Токмаковой. «Как на горке снег»; М. Алимбаева. «Кемпірқосақ», «Мұз cүңгісі»; К. Копишева. «Мұз айдыны»; Б. Жакыпа. «Сырғанақ».Рукотворный мир А. Дуйсенбиева. «Озорной мячик»; Н. Алимкулова. «Барабан»; А. Табылдиева. «Корабль», (наизусть); А. Барто. «Барабан», «Кораблик», (наизусть); Е. Благининой. «Флажок», (наизусть); К. Мырза-Али. «Ойыншықтар»; Б. Искака. «Ойыншықтар»; Г. Океева. «Топ, топ, добым»; Ш. Смаханулы. «Қуыршақ»; Ж. Смакова. «Погремушки»; К. Чуковского. «Федорино горе»; Е. Чарушина. «Как лошадка зверей катала», (пересказ); «Лисичка со скалочкой», русская народная сказка, (пересказ); «Рукавичка», украинская народная сказка, (пересказ); Б. Житкова. «Что я видел» (главы из произведения).Познаю себя М. Алимбаева. «Не обижайся»; К. Ушинского. «Умей обождать»; С. Калиева. «Принесла машину мама»; Н. Саконской. «Где мой пальчик», (наизусть).Мир человеческих отношений А. Дуйсенбиева. «Однажды у речки»; Б. Данабекова. «Отзывчивый мальчик»; Н. Кадырбаева. «Түсінісу»; «Два жадных медвежонка», венгерская народная сказка; «Гуси-лебеди», русская народная сказка, (пересказ); К. Чуковского. «Айболит», «Федорино горе»; К. Ушинского. «Вместе тесно, а врозь скучно»; «Петушок и бобовое зернышко», русская народная сказка, (пересказ).Общество Мой дом, моя семья С. Шаймерденова. «Инет»; Н. Исахметова. «Әже»; A. Тажибаева. «Менің атам»; 3. Александрова. «Про маленькую Таню»; Т. Волгина. «Про бабушку», (наизусть); «Расти коса», «Уж ты котя-коток», русские народные потешки, (наизусть); Ш. Перро. «Красная шапочка»; П. Воронько. «Пирог».Труд людей Ш. Бейшеналиева. «Азиз и папа чабан»; М. Алимбаева. «Все работы хороши»; М. Жаманбалинова. «Вы мастер - золотые руки», (наизусть); С. Мауленова. «Все на работе», (наизусть); О. Турманжанова. «Еріншек егінші мен еңбекқор құмырсқа»; И.Алтынсарина. «Әке мен бала»; Ф. Онгарсынова. «Зергер»; С. Оспанова. «Бақыт деген немене?»; И. Алтынсарина. «Бұл кім?»; Я. Тайца. «Послушный дождик»; К. Идрисова. «Послушный дождик»; B. Сухомлинского. «Моя мама пахнет хлебом»; А. Барто. «Помощница», (наизусть).Явление общественной жизни Я. Тайца. «Праздник», (пересказ); Е.Трутневой. «Елка», (наизусть); Е. Благининой. «Флажок», (наизусть); К. Идрисова. «Менің елім», «Джайляуда»; М. Алимбаева. «Асфальттағы суреттер»; А. Дуйсенбиева. «Ашық күн», «Шырша да жылайды»; С. Калиева. «Аққала», (наизусть).Временные понятия А Табылдиева. «Времена года», (наизусть); Ш. Ахметова. «Когда это бывает»; К. Ушинского. «Летнее утро»; Л. Толстого. «Пришла весна», (пересказ); Б.Абилова. «Көктем сәні»; И.. Жансугурова. «Жаз»; А Асылбека. «Көктем», (наизусть).

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Слушание «Мой любимый дедушка», «Весёлый извозчик», Е. Кусаинова; «Баю - бай», А. Менжанова; «Милый мой малыш», казахская народная мелодия в обработке К. Шилдебаева; «Домбра», К. Шилдебаева; «Весёлый марш», Б. Жусубалиева; «Грустная песня», Б. Жусубалиева; «Грусть куклы», Б. Жусубалиева; «Будем кувыркаться», И. Сац; «Плач куклы», Т. Потапенко; «Полька», И. Глинка; «Қамажай», казахская народная песня; «Ах ты, берёза», русская народная песня в обработке М. Раухвергера; «Прогулка», М. Раухвергера; «Марш», Д. Кабалевского; «Грустный дождик», Д. Кабалевского; «Первый вальс», Д. Кабалевского; «Труба, барабан», Д. Кабалевского; «Сказочка», Д. Кабалевского! «Чемпион по прыжкам», Д. Кабалевского; «Прогулка», И. Мамакова; «Мелодия осени», Д. Ботбаева; «Скакалка», А. Хачатуряна; «Колокольчики звенят», В. Моцарта; «Дождь идет», К. Каутбаева; «Дождь идет», И. Арсеньева; «Дождик», Г. Лобачёва; «Зима прошла», Н. Метлова; «Ах вы, сени», русская народная музыка; «Здравствуй, дедушка Мороз», Б. Балденбаева; «Сани с колокольчиком», В. Агафонникова; «Зима», Антонио Вивальди, (фрагмент); «Звуки природы», оркестровый вариант; «Петрушка», И. Брамса; «Медвежата», «Воробушки», М. Красева; «Ақсақ құлан», казахская народная мелодия; «Красная Шапочка и Серый волк», «Гроза», А. Жилинского; «Колыбельная», «Вальс», А. Бестибаева.Пение «Хороший дедушка», О. Байдильдаева; «Колыбельная», Н. Тлендиева; «Поздравляю, мамочка», Б. Кадырбекова; «Вкусный хлеб», Б. Аманжолова; «Осень наступила», «Про грибы», Л. Абеляна; «Дождик», Д. Ботбаева; «Ойыншықтар» И. Сапарбаева; «Хомячок», Л. Абеляна; «Яблоко», русская народная песня; «Ёжик», «Зима», К. Шилдебаева; «Снег идёт», А. Новикова; «Ёлочка», Е. Бахутова; «Мысығым», О. Байдильбаева; «Мен бақшаға барамын», Т. Тайбекова; «Зимнее утро», «Снег - снежок», Е. Макшанцева; «Белый снег», К. Куатбаева; «Зимушка», М. Красева; «Лошадка», американская народная песня.Игра на детских музыкальных инструментах «Камажай», казахская народная музыка; «Во - кузнице», русская народная музыка; «Найди высокие и низкие звуки» - на металлофоне; «Дождик», в ладоши, на треугольнике; «Мой щенок», в ладоши, на барабане; «Светит месяц», русская народная мелодия; «Колокольчики звенят», В. Моцарта; «Снег-снежок», хлопки в бубен; «Калинка», русская народная мелодия (на треугольнике, бубне, маракасах, металлофоне); «Ветер холодный и тёплый», на металлофоне; «Дождик грустный и грибной», на треугольнике, бубне; «Вот все ребята собрались», подыграть на инструментах по выбору детей; «Кернегей», в ладоши, на бубне; «Наурыз», в ладоши, на бубне; «Цветики-цветочки», игра на бубне и на фортепиано.Музыкально-ритмические движения «Сылдырмақпен ойын», Е. Омирова; «Жүгіру», К. Шилдебаева; «Биз(в соответ. с ориг.) билейміз», Е. Андосова; «Жаңбыр», «Күн мен түн», казахская национальная мелодия; «Джигитовка», казахская национальная мелодия; «Бала бақшада», (парный танец); «Наурыз тойы», казахская национальная мелодия, парный танец; «Марш», Е. Тиличеевой; «Бег», И. Гуммеля; «Вертушки», украинская народная мелодия; «Покажи ладошки», латвийская народная мелодия; «Матрёшки»; «Капитошка»; «Песенка зайчика»; «Песенка ветра»; «Танец листиков»; «Мяч, скакалка, самолёт»; «Пружинка», Т. Ломовой; «Ах вы, сени», русская народная мелодия; «Гномики», танец для мальчиков; «Рождество», танец для девочек; «Ёлочка-красавица», Л. Бахутова; «Шёл по лесу музыкант»; «Найди себе пару», Т. Ломовой; «Займи домик», М. Магиденко; «Танец батыров», Е. Брусиловского; «Мы танцуем», Е. Андосова; «Түлкі мен қаздар», К. Куатбаева.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР

«Стать первым»; «Слушай сигнал»; «Великаны - карлики»; «Ворота»; «Подарки»; «Колпачок и палочка»; «Догони голубя»; «Цветные автомобили»; «Найди себе пару»; «Мы весёлые ребята»; «Стань первым»; «Совушка»; «Поезд»; «Кони»; «Птички и кошка»; «Зайцы»; «Скок-поскок»; «Вороны»; «Прыгни - повернись»; «Не боюсь»; «Достань до мяча»; «Кто соберёт больше лент?»; «Сбей кеглю»; «Кто дальше?»; «Шарики и столбики»; «Подбрось - поймай»; «Лови, бросай»; «Скользкая цель»; «Попади в цель»; «Мыши в кладовой»; «Проползи в тоннель»; «Не опоздай!»; «Кролики»; «Кольцеброс»; «Перелёт птиц»; «За высоким, за низким»; «Бабочки, лягушки»; «Козлики на мосту»; «Донеси, не урони»; «Трудный переход»; «У медведя во бору».

ПОКУДА СЕРДЦЕ БЬЕТСЯ

Лишь раз воды из родника пригубишь –

Всего лишь раз в родном лесу побудешь –

К нему всегда душой тянуться будешь.
И, в первый раз целуя наше знамя,

Душой запомнишь трепетное пламя.

И это все, покуда сердце бьется,

Для нас так просто Родиной зовется.

М.Алимбаев

НА ДЖАЙЛЯУ

Там высокая трава,

Славно в ней валяться!

Рядом – неба синева,

Выше не забраться!

Хоть прохладны вечера –

В юрте сладко спится,

И до самого утра

Дом родной мне снится.

Я прилягу на траву,

Полог чуть приподниму, -

Ягодки в траве,

В чистой мураве!

К.Баянбаев

* * *
О родная земля, дай от силы своей
Мне частицу одну, чтобы стал я

Ты ведь мне и семья, и родня,

И опора моя до последнего дня,

И последний приют для меня.
А.Тажибаев
* * *

О, Казахстан! О, Родина моя!
Смотрю на степи и не вижу им конца,

Любуюсь я красотами природы

И нет на Родине моей плохой погоды.
Как ты прекрасен, Казахстан, весной:

Цветущие сады и степи

Покрыты и луга травой

И блеск на талом снеге!
А наши горы, как они красивы!

Как гордо возвышаются над степью

и равниной

И вниз бежит река потоком бурным,

И как порой бывает небо хмурым.
О, Казахстан, как ты велик!

Люблю тебя за твой могучий лик:

За степи, горы, реки и моря,

За то, что ты – Родина моя!
З.Айтикина

КАРАГАЧ

на кургане, где ветер поет,

где слышится волчий плач,

вцепившись корнями

в сердце мое,

стоит карагач.

Ломают бури,

но он упрям -

маяк пустынных степей,

развернув навстречу ветрам

плечи черных ветвей.

О.Сулейменов

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

О родная земля, я тобою был создан,

Ты живительной силой вспоила мечты

И вошла в меня так,

Словно утренний воздух

Опьяняющей свежести и чистоты.
Где бы ни был – тебя вспоминаю я

Прокляни, не прощай, если за суетой

Позабуду, как ты из-за насыпи снежной

В дни войны беспокойно следила

За тебя уходил я туда, где опасно,

Где я голову мог поминутно сложить.

Что священней тебя,

Что на свете прекрасней,

Что величием можно с тобою сравнить?

Нет священней тебя ничего на планете.

Так с улыбкой в грядущее смотрит заря.

О, позволь за судьбу твою быть мне в

Сделать краше тебя – это долг мой, земля.

А.Сарсенбаев

МОЙ КАЗАХСТАН

Ты слышишь? –
Песня!..

Вольная, степная

звенит все громче

в небе голубом:

Мой Казахстан!

Ты мой родимый дом!»
Ты сыновьям своим,

как воздух, нужен.

О, Казахстан!

Будь счастлив твой народ!

Бок о бок с ним,

навек сердечно дружен,

немецкий брат мой

счастливо живет.
Когда пришел сюда он

в эти степи, -

нашел прием он теплый и

И начал жить –

в великой дружбе с теми,

кто трудно жил

под кровом юрт.
Казахом он по-братски был привечен,

не чувствовал себя

шагал мой брат по жизни

во весь рост!
И, высветляя зори новой жизни,

он каждодневно труд свой отдает

во славу нашей Матери-Отчизны

и звучные стихи о ней поет!
Послушай песню –

звенит все громче в небе голубом:

«Цвети, моя республика родная!

Мой Казахстан!

Ты мой родимый дом!..»
К.Вельц

ПЕСНЯ О КАЗАХСТАНЕ

Взглядом край родной окинь –

Всюду зелень, всюду синь!

Видишь ели, словно мачты,

Утром смотрят на восток.

По горам вприпрыжку скачет

Белогривый ручеек.

С Алатау вниз по склонам

В белой пене, как в снегу,

Он бежит к лугам зеленым,

Кувыркаясь на бегу.
Казахстан!

Стоят стеною горы.

Казахстан!

Молчат в степи озера.

Одно лишь поднебесье,

На простор

Из сердца льется песня.
Взглядом край родной окинь –

Всюду зелень, всюду синь!

Молодой пшеницы волны

На ветру шумят весной,

Лес березовый наполнен

Золотом и синевой.

Посмотри, порой весенней

От тюльпанов степь красна.

И душа от их цветенья

Светлой радости полна.
Казахстан!

Стоят стеною горы.

Казахстан!

Молчат в степи озера.

Одно лишь поднебесье,

На простор

Из сердца льется песня.
Взглядом край родной окинь –

Всюду зелень, всюду синь!

Видишь, овцы тучным стадом

По джайляу потекли.

Поспеши окинуть взглядом

Красоту родной земли.

Назову столицу раем

В зелени карагачей.

Как над ней светло играет

Океан живых лучей!
Казахстан!

Стоят стеною горы.

Казахстан!

Молчат в степи озера.

Одно лишь поднебесье,

На простор

Из сердца льется песня.
Н.Пфеффер

0 Литературная гостиная Музафар Алимбаев

Название: Литературная гостиная Музафар Алимбаев
Класс: 4
Год: 2012

Цель: Углубленное изучение творчества Музафара Алимбаева

  • познакомить со стихотворением «Юрта»; формировать умение работать с персональным компьютером, с дополнительными источниками информации;
  • развивать выразительные средства языка, способствовать развитию активного словарного запаса;
  • воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину;

воспитывать культуру межличностного общения, интерес к предмету

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический, видео метод, программированный, проблемный

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Оборудование: выставка книг, рисунки детей, фотогалерея, музыка, ПК

Ход урока:

  1. I. Организация класса(Звучит народная музыка, слайд №1)

II.Учащиеся весь урок заполняют лист активности (самооценка).

III.Актуализация знаний (слайд №2)

1)Из какого стихотворения эти строки?

2)Прочти наизусть.

3)Определи тему стихотворения.

(На экране у уч-ся задания, выбирают знакомые стихотворения).

Покуда сердце бьется……… 1класс

Наша Родина Казахстан……

Родник земли родной…….. 2класс

Кто если не ты?...........

Я сын степей………………

Глаза голубые земли……… 3класс

(На экране учебники за 1,2,3 класс)

Сегодня мы продолжим изучать жизнь и творчество аксакала Казахстанской поэзии Музафара Алимбаева. В любом школьном учебники, хрестоматии вы найдете его яркие, легко запоминающиеся строки, над которыми не властно

(На доске учебник 4 класса)

IV.Формирование новых знаний

1) –Вы прочитали стихотворения М.А.Как вы думаете, какая тема затронута в этих произведениях?

Тема Родины, любви к родной земле, патриотизма.

(Звучит музыка, ученик читает стихотворение)

Лишь раз воды из родника пригубишь -

Всего лишь раз в родном лесу побудешь -

К нему всегда душой тянуться будешь.

И первый раз целуя наше знамя,

Душой запомнишь трепетное пламя.

И это все, покуда сердце бьется,

Для нас так просто Родиной зовется.

(На экране: родник, лес, знамя, Родина.

2) Знакомство с биографией (читает уч-ся)

1 ученик

Музафар Алимбаев родом из Павлодара, учился в Павлодарском педучилище, степи Прииртышья вдохновляли его.

Учась в Павлодарском педучилище начал живо интересоваться богатством лексики русского языка. Начал собирать казахские и русские пословицы, составлять для себя русско-казахский словарь.

2 ученик

Имя Музафар – арабского происхождения оно означает «Победитель».Быть может, отец будущего поэта желал видеть сына сардаром-полководцем, но он стал поэтом. С детства он заучивал поэзию великого Абая, на запоминал народные поэмы «Енлик-Кебек» и «Калкаман-Мамыр».По просьбе матушке превозили ему из города книжечки набранные арабским шрифтом - сказки Толстого, стихи Пушкина и Лермонтова. Позднее он их перевел на казахский язык.

1 ученик

В 1958 году в Казахстане в первые начал издаваться журнал для ребят «Балдырган». Музафар Алимбаев стал главным редактором журнала, в котором проработал 28 лет. «Балдырган» стал центром развития казахской детской литературы и школой молодых поэтов и писателей.

2 ученик

Лучшие стихи М.А. переложены на музыку, среди них есть ставшие подлинно всенародными.

(На доске «Маралдым», «Ясноликая», «Белый сокол», «Чудной же ты, джигит», «Он наш учитель».

В 1984 году удостоился звания лауреата государственной премии имени Абая.

В 1994 году присвоено звание народного писателя.

3) Дополнения уч-ся –опережающее задание

(На доске выплывает фотогалерея, уч-ся выбирают фото и рассказывают о нём)

Ответы уч-ся

Павлодарцы любят и ценят своего земляка. Подарком на 80-летие М.А. стал научный проект на сайте одной ученицы Павлодарской школы.

Если мы изучим творчество народного писателя М.А., духовный мир каждого из нас, граждан Казахстана, станет богаче.

Во время службы в армии всего 3 с половиной месяца он был рядовым, потом стал замполитрука, проводил полит беседы на русском языке, выступал на собраниях. Был заместителем командира минометной батареи, воевал на Калининском

фронте, политруком вошёл в Берлин. Ему грозила военная карьера.И тут выручило поэтическое слово.Осенью 1948 года Музафар Алимбаев был демобилизован по просьбе казахстанского правительства.

М.А. перевел пословицы и поговорки 58 народов земли. В 1978 году вышла его книга жемчужница слов.

У казахов есть пословица «С кем молодым вышел перед народом, с тем и седину приобретай».М.А. скоро справит золотую свадьбу. Шапау-апа –историк. Она и первый критик, и читатель и помощник. Жизнь посвятила и мне и детям – сказал Музафар Алимбаев.

Учитель

Музафар Алимбаев писал:

«Писатель должен быть мыслителем, философом. Оценить прошлое, разобраться в настоящем, думать о будущем

Музафар не стал сардаром-полководцем, но он стал победителем: он победил Великую войну, вернувшись с неё живым, и победил великое расстояние - от сердца поэта к сердцу своего читателя.Большая любовь к родной земле делает его произведения искренними и незабываемыми.

Отправим наши пожелания, рисунки,творчество М.А.(слайд №)

4)Знакомство со стихотворением «Юрта»(Звучит музыка, читают уч-ся наизусть)

Вопрос перед чтением:

Какое чувство наполняло поэта, когда он писал это стихотворение?

5) Ассоциации к слову юрта

верное жилище кочевников

восхищение человеком,который

создал юрту

воспоминания об отце

сердце казаха

Мир - огромная юрта

любовь к родным степям

Давайте определим, какие это приёмы и способы.

V.Работа в микрогруппах (слайд №)

обращение

сравнение

восклицание -накал чувств. Стой!

вопрос - Когда это было?

повторение, обращение

сравнение

восклицание

метафора

олицетворение

восклицание

сравнение

восклицание

8)Обобщение

Кто определил главную мысль произведения?

9) Какая пословица подходит к этому стих-ию?

v Нет краше Родины нашей

v Для Родины своей ни сил ни жизни не жалей

v Дорог даже дым над очагом родным

VI.Рефлексия

Учитель предлагает учащимся завязать ленточку на шанырак юрты и сказать афоризм,

запомнившийся на уроке

(Звучит кюй Курмангазы, уч-ся выходят и становятся, образуя макет юрты)

VII.Итог урока (самооценка уч-ся)

Подведение итогов по шкале активности

    Актуализация знаний. Учитель рассказывает учащимся о лирике поэта.Проводит словарную работу. Составляют ассоциативную карту. Отвечают на вопросы учителя.

степь - это открытое пространство, то ярко освещенное солнцем, то пасмурное; то покры­тое снегом, то с бурными потоками талой воды; то с дождем, как из ведра, то засушенное, без капли влаги; то с моросью, висящей над самой землей, то брызжущее слепым дождиком. Степная почва - то набух­шая от влаги, то серая потрескав­шаяся, а затем становится белесой и пылеватой. Трава в степи бывает то густая, то разреженная, то с цветами, то без них. Для глаз впечатлительного человека - это птицы, парящие высоко в воздухе, но вьющие гнезда на земле; это стада копытных, то появляющиеся, то исчезающие за гори­зонтом; это поминутно выскакивающие и вновь пря­чущиеся в норы, как чертик на пружинке, грызуны; это саранча, выпархивающая внезапно, как выстрел в упор, и тут же замирающая неподвижно.

Запахи в степи разнообразны. Для человека шалфейные, тимьянные, полынные, с тысячами оттен­ков и переходов, ароматы столь неповторимы и неза­бываемы своим причудливым переплетением и струях порывистого Степного ветра.

Ребята, сегодня мы побываем с вами в казахстанской степи заочно.

Народный писатель Казахстана Музафар Алимбаев родился 29 октября 1923 года в ауле Кызыл Агаш Шарбактинского района Павлодарской области. М.Алимбаев – один из авторов Государственного гимна Республики Казахстан.

С детских лет он с увлечением слушал народные песни, легенды из уст своей матери и запоминал их на всю жизнь. Оставшись рано сиротой, воспитывался в интернате, затем поступил в Павлодарское педагогическое училище. С 15-летнего возраста М.Алимбаев начал писать стихи. Когда началась Великая Отечественная война, будущий поэт добровольцем ушёл на фронт. Находясь в действующей армии, он выступал на страницах фронтовой республиканской печати. После войны он всецело посвящает себя литературе.

М.Алимбаев пишет много и для детей. Он умеет наблюдать, видеть необычное в самых обыкновенных вещах и интересно рассказать об этом.

Поэт тонко чувствует красоту природы, находит для её описания яркие сравнения, эпитеты.

Почему Алимбаев называет себя сыном степей?

В каких строках сказано, насколько обширна и величественна казахская степь?

(Когда я пел,

То песнь моя слышна бывала

От гор Алтая до Урала –

Найдите в стихотворении сравнения. (Я, как таймень; лёд – ковёр; снег – одеяло;

Найдите эпитеты т.е. яркие, образные художественные определения (Работал до седьмого пота; вставал чуть свет;)

Ребята, в этом стихотворении есть и гипербола (сильное преувеличение).

(Когда я пел,

То песнь моя слышна бывала

От гор Алтая до Урала …)