Открытый урок: П.А.Столыпин. Аграрная реформа

  • 1.9. Система непрерывного образования в Республике Беларусь
  • 1.10.Научно-методическое обеспечение профессионального образования Республики Беларусь. Участие педагогов в деятельности по научно-методическому обеспечению.
  • 1.11. Инновации в системе профессионального образования
  • 1.12. Основные этапы становления и развития педагогики
  • 1.13.Основные этапы в истории педагогической мысли:
  • 1.14. Становление научной педагогики. Дидактика я.А.Коменского.
  • 1.19. Педагогический процесс как целостная система
  • 1.20 Педагогическая система: сущность понятия, структура и содержание
  • 1.23Системы по
  • 5 .Структура и содержание по по операционно-комплексной системе.
  • 2.1. Учреждение профессионального образования как субъект управления.
  • 2.2. Мониторинг качества образования
  • 2.4. Индивидуальные формы методической работы
  • 2.6. Открытый урок как методическое мероприятие: цели, виды и методика проведения
  • 3.2. Личностно ориентированный подход: сущность, особенности реализации в педагогическом процессе
  • 3.5. Основные методы педагогических исследований, их классификация и характеристика
  • 4.3. Виды обучения, их характеристика.
  • 4.4 Законы и закономерности обучения
  • 4.6. Теория развивающего обучения.
  • 4. Дидактическая система развивающего обучения д.Б.Элькона-в.В.Давыдова:
  • 4.9. Диагностичное задание целей по формированию знаний, умений, навыков и качеств личности
  • 4.12. Формы обучения, их характеристика, классификация.
  • 4.13 Урок как основная форма обучения
  • 4.14. Методы обучения: сущность понятия, классификации и характеристики. Выбор методов обучения
  • 5.1. Педагогические технологии в системе образования
  • 4.18. Учебно-методические комплексы: цели и принципы создания, структура и содержание
  • 5.1. Педагогические технологии в системе образования
  • 5.3 Метод проектов. Проектирование как особый вид интеллектуальной деятельности
  • 6.1. Воспитание в целостном педагогическом процессе
  • 6.2. Условия развития гуманистической системы воспитания в учреждении образования
  • 6.5. Целеполагание в процессе воспитательной деятельности
  • 6.6. Принципы гуманистического воспитания
  • 6.8. Экологическое и эстетическое воспитание. Методы и формы экологического и эстетического воспитания.
  • 6.9. Физическое воспитание. Формирование здорового образа жизни.
  • 6.10 Методы гуманистического воспитания
  • 6.12. Методика коллективной творческой деятельности (ктд): сущность, особенности методики
  • 6.18. Учреждение образования как воспитательная система
  • 6.19. Организационно-педагогические условия повышения эффективности воспитательного процесса
  • 6.20. Приоритетные направления воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.
  • 6.21. Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования: цели, приоритетные направления, содержание деятельности
  • 6.22. Социально-психологический климат и стили педагогического управления
  • 6.23. Мониторинг качества воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования
  • 6.24. Методы определения уровня воспитанности личности
  • 2.6. Открытый урок как методическое мероприятие: цели, виды и методика проведения

    Одним из методических мероприятий является открытый урок . Открытые уроки проводятся с целью изучения современного пед. опыта и его трансляции. По цели проведения открытые уроки бывают:

    1. Пробные . Их проводят начинающие педагоги в первые 2 года своей проф. деятельности. Цель проведения – выработка методических рекомендаций по улучшению методики проведения уроков. На пробный урок приглашают зам. директора по уч. работе, методиста и коллег. Методика проведения:

    Обсуждение урока присутствующими (оценивают достоинства урока и указывают на недостатки, дают методические рекомендации по улучшению качества проведения уроков).

    2. Мастер-классы – вид открытого урока, который проводит преподаватель на высоком уровне пед. деятельности и постоянно добивается высоких результатов. Цель проведения – изучение и трансляция позитивного инновационного пед. опыта преподавателя. Методика проведения:

    Дается объявление о проведении мастер-класса;

    Проводится мастер-класс, на нем могут присутствовать все желающие;

    Задаются вопросы присутствующими на понимание методики;

    Общее обсуждение, выработка согласованного мнения о целесообразности распространения данного инновационного опыта, о практической ценности;

    Выражение благодарности за проведение урока.

    3. Показательные уроки – проводят их любые педагоги по конкретной методической проблеме, по решению конкретной методической цели. Методика проведения: -проведение урока;-выступление автора;-вопросы на понимание со стороны присутствующих;-высказывание своего позитивного отношения;-после серии показательных уроков проводится круглый стол с целью коллективного обсуждения методической проблемы, выработки согласованного мнения о целесообразности применения той или иной методики; вырабатываются общие методические рекомендации.

    2.7. Педагогический опыт – это эффективный опыт, который позволяет достигать оптимальных результатов в образовательном процессе пи сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств. При этом оптимальность рассматривается как достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий всех участников образовательного процесса, а эффективность – как степень достижения заданной педагогической цели с учётом оптимальности.

    Критерии оценки передового педагогического опыта (ППО):

      Научная обоснованность – это критерий, характеризующий опыт, который опирается на основные научные доводы.

      Актуальность - это свидетельство того, что данный опыт связан с передовыми тенденциями в организации образовательного процесса, решением насущных проблем педагогического труда.

      Преемственность – это подтверждение того, что передовой опыт является следствием поисков совершенствования образовательного процесса, что он согласуется с массовым опытом, развивает его.

      Перспективность – этовозможность развития опыта и применения его в практике других педагогов.

      Оптимальность - это критерий, предполагающий достижение высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий педагогов и учащихся, финансовых средств.

      Высокие результаты образовательного процесса и его устойчивость. Передовой опыт должен вести к повышению качества знаний, умений и навыков, достижению более высоких результатов в воспитании, обучении и развитии личности.

      Новизна - этоуровень научных открытий в педагогической деятельности, рационализации отдельных сторон педагогического труда.

      Стабильность - это получение одинаковых результатов в процессе образования при определенных условиях, и сохранение этого уровня при изменяющихся условиях педагогического.

    Условно можно выделить два пути изучения и обобщения ППО: первый – по инициативе администрации среднего специального учреждения, второй – по личной инициативе педагога или группы педагогов. Второй путь наиболее эффективен и результативен.

    Механизм распространения ППО: плакаты, статьи, письменный доклад, открытые уроки, выступления мастеров п\о и педагогов, устные сообщения о ППО.

    Таким образом, чтобы внедрить тот или иной ценный педагогический опыт в практику необходимо:

      донести его до учителя в такой форме, при которой он был бы достаточно ясен и нагляден, подсказывал пути и способы его реализации в конкретных данных условиях;

      пробудить встречный интерес педагогов к новому опыту;

      вызвать желание и творческую готовность овладевать этим опытом.

    Инновационный педагогический опыт – способ познания педагогических процессов и явлений основанный на инновационной деятельности педагога приводящий к нововведениям в педагогическую деятельность, изменениям в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющим целью повышение их эффективности.

    Критерии оценки инновационного педагогического опыта: новизна; высокая эффективность; устойчивость результатов; сбалансированность и комплексность результатов; рациональность затрат времени, усилий, средств; соответствие реальным возможностям основной массы учителей, материальной базе.

    Обобщение инновационного педагогического опыта - это выводы, сделанные по результатам изучения и анализа отдельных фактов, явлений процессов, наблюдаемых в педагогической практике, оформленных в виде педагогических идей или педагогической системы, принципов организации педагогической деятельности, методов или закономерностей в регулировании педагогических процессов.

    Формы распространения инновационного педагогического опыта: семинар-практикум; педагогическая студия; педагогические мастерские, мастер-классы; деловая игра; аукцион «педагогических идей»; творческие группы; печатные способы распространения педагогического опыта; заполнение и публикация информационных карт инновационного педагогического опыта.

    На 1- этапе необходимо инновационный опыт выявить . а) в результате наблюдения – директор, зам директора посещают занятия. б) по успеваемости учащихся, это говорит о том. Что преподаватель добивается высокой постоянной успеваемости. 2 этап: изучение иннов-го опыта. Администрация и методист изучают опыт. 3 этап : обобщение и систематизация – это описание иннов-го опыта. Описание нормативное (описание конкретно методик обучения) и феноменальное (описание личности педагога как профессионала). С чего начинать описывать опыт? С методологии – это система научных идей, подходов. концепций, теорий, которыми руководствуется педагог, т.е. какова концептуальная основа опыта. оформление опыта(систематизация) – видеофильм (включить уроки преподавателя), какой-либо альбом и дальнейшее его распространение опыта: необходимо методисту разработать механизм распространения этого опыта:

      Творческий отчет этого педагога – на пед совете или заседании мет комиссии

      Мастер-классы педагога;

      Семинары, круглые столы, пед чтения, т.е. коллективные формы на которых идет обсуждение;

      Выслушать преподавателей, кто стал применять этот опыт.

    3.1. Родоначальником понятия методологии науки является Френсис Бекон (английский философ) (1561-1626). В работе «Новый агроном» указывал на то, что задача науки – увеличивать власть человека над природой.

    Методология – наука о методах научного познания и преобразования мира. Методология – это учение о принципах, структуре, логической организации, методах, средствах, формах теоретической и практической деятельности. Мет-ия (как идеология гос-ва) включает: идеи, принципы, традиции. Мет-ия выполняет регулятивные и нормативные функции . Методологическое знание выступает либо в дескриптивной форме (это описание), либо в прескрептивной форме (это нормативное, конкретное указание). Мет-ия – совокупность научных идей, взглядов, научных подходов, концепций, на которых строятся все пед.исследования.

    В структуре методологического знания выделяют 4 уровня :

    – философский, который включает общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом.

    –конкретно-научный – это совокупность принципов, подходов, научных идей, концепций, взглядов в конкретной научной дисциплине.

    –технологический ур-нь – это методика и техника научного исследования.

    – общенаучный ур-нь – это теоретические концепции, которые применяются в большинстве научных дисциплин (этот уровень представлен системным подходом ). Сущ-ть его закл-ся в том, что исследуемые объект рассм-ся как целостная система, компоненты к-рой нах-ся во взаимосвязи. Система – совокупность подсистем. Все пед.процессы протекают в пед.системах. Пед.сист. опр-ся как множество взаимосв-х структ-х и функцион-ых компонентов, подчиненных целям в., образ. и обуч.

    Общенаучная методология м.б. представлена системным подходом . С.п. – это общенаучная концепция, указывает на то, что любой объект, любой феномен необходимо рассматривать как систему, имеющую определённое строение, свои законы функционирования и развития.

    Сущ-ть сист. подх. закл-cя в том, что компоненты системы рассматриваются в их взаимосвязи, в развитии и движении.

    Сист. подх. позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у каждого компонента системы в отдельности. Сист. подход требует реализации таких принципов исследования, как: историзм, конкретность и учёт всесторонних связей. Сист. подход предполагает построение структурных и функциональных моделей.

    Пед система м.б. представлена как совокупность следующих компонентов:

    – цели образования (обуч.,раз.,восп.);

    – субъекты пед процесса (учащиеся и педагоги);

    – средство пед коммуникации (методы, средства и формы обуч. и воспит.);

    – материальная база.

    Целиявл-ся системообр-им фактором (причиной), есть причина – система существует.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕГОРЬЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ»

    Методическая разработка

    открытого урока по производственному обучению

    для обучающихся 1 курса

    Тема: «Разравнивание раствора полутерком»

    по профессии 08.01.08 (19727) ШТУКАТУР

    из числа лиц с ОВЗ

    мастер п/о Бырдин М.Ю.

    Егорьевск, 2017 г.

    План урока

    производственного обучения

    Группа № Шт-67, 1 курс

    Мастер п/о Бырдин М.Ю.

    Специальность: штукатур

    Тема программы «Освоение приемов штукатурных работ »

    Тема урока «Разравнивание раствора полутерком»

    Цель и задачи занятия: Способствовать формированию и закреплению начальных умений и навыков приемов нанесения раствора на поверхность.

    Образовательные: Закрепить знания обучающихся по технике безопасности и навыкам по пользованию инструментами.

    Развивающие: Содействовать развитию профессиональной значимости личностных качеств (аккуратности, ответственности, целеустремленности), познавательной активности, учебно-производственной самостоятельности.

    Воспитательные: Научиться соблюдать технологический процесс при выполнении упражнений.

    Формировать осознанную потребность в труде.

    Воспитать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

    Прививать навыки бережного отношения к инструменту и оборудованию.

    Формировать чувство коллективизма и взаимопомощи, уважение к труду в своей профессии.

    Коррекционные цели: Коррекция сенсомоторных процессов при отработке навыков. Развитие пространственной ориентации при организации рабочего места.

    Материально-техническая база : молоток, уровень, мастерки, полутёрки, вёдра, окамёлки, сокол, шпатель металлический.

    Ход урока

      Организационная часть (указать время) __5мин.

      Проверить по журналу явку обучающихся.

      Проверить внешний вид обучающихся. (спецодежду).

      Назначение дежурных.

      Вводный инструктаж (указать время) 20 мин.

      Мотивация учебной деятельности (сообщение темы и цели урока).

      Актуализация прежних знаний (повторение материала предыдущего урока)(указать вопросы):

    а) Какие общие требования техники безопасности соблюдают при выполнении работ по ремонту штукатурки?

    б) В чём заключается проверка до начала работ инструмента, подмостей, лесов, стремянок?

    в) Каким требованиям должна отвечать спецодежда штукатуров?

    г) Как подготовить рабочее место, строительные материалы для ремонтных работ;

    3. Объяснение нового материала 1 час:

    3.а) Рассказать о последовательности задания для освоения разравнивание раствора;

    3.б) Ознакомить с приёмами по разравнивание раствора полутерком;

    3.в) Рассказать об инструменте, приспособлениях, применяемых при выполнении задания;

    3.г) Демонстрация приёмов по выполнению и определению качества выполненной работы;

    3.д) Рассказ о правилах техники безопасности;

    Изложение нового материала:

    Разравнивание раствора полутером

    Сокол и полутерки находят широкое применение при разравнивании раствора на различных поверхно­стях. Известно, что после нанесения каждого слоя раствора его необходимо разровнять. Разравниванию подвергают, главным образом, грунт и накрывку. Обрызг разравнивают редко, и то в зависимости от тол­щины штукатурной корки (намета) или потому, что свисают длинные капли раствора. Однако если намет тонкий (затирка по бетону), то обрызг всегда разрав­нивают, а если толстый, то исключительно в тех слу­чаях, когда на поверхности обрызга остаются отдель­ные сгустки раствора - бугры.

    Разравнивание раствора надо выполнять так, что­бы получить ровную поверхность. Чем лучше будет разровнен раствор грунта, тем легче будет наносить накрывку.

    Разравнивание раствора как соколом, так и полутерком производят точно так же, как и намазывание раствора этими инструментами.

    Разравнивание штукатурного намета

    Раствор, нанесенный на поверхность тем или другим способом, разравнивают либо тотчас же (при применении известково-алебастровых растворов), либо спустя некоторое время (от 15-20 мин. до нескольких часов) в зависимости от характера поверхности, рода применяемых материалов, времени года, условий сушки штукатурки и других местных условий.

    Для разравнивания раствора по стенам применяют деревянные полутерки: большой или средний

    Размеры полутерков выбирают в зависимости от размеров обрабатываемых поверхностей: большие поверхности потолков и стен обрабатывают большим полутерком, небольшие поверхности выступающих пилястр, узких простенков и пр. обрабатывают средним полутерком.

    Полутерки изготовляют из еловых мелкослойных сухих досок; при отсутствии последних для изготовления полутерков может быть применена также сосна.

    Намет по потолкам разравнивают уширенными потолочными полутерками, имеющими небольшую длину (500 мм), но значительную ширину (250 мм), что позволяет сохранять на них срезаемый излишний раствор.

    Потолочный полутерок изготовляют из сосновых сухих досок. В целях предупреждения коробления для этого следует брать две-три доски, соединяя их планками.

    Разравнивают намет следующим образом. Сначала полутерок двигают снизу вверх зигзагообразными движениями рук вправо и влево. При этом полутерок прижимают к низу стены параллельно полу так, чтобы между полотном полутерка и стеной образовался острый угол.

    Зигзагообразные движения вправо и влево способствуют уплотнению и разравниванию раствора.

    После того как на некотором участке, доступном обработке с одной позиции, раствор разровнен движениями снизу вверх, разравнивают его такими же зигзагообразными движениями полутерка слева направо и справа налево.

    При этом полутерок держат так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна полу.

    Разравнивание грунта на потолке уширенным потолочным полутерком показано на рисунке.

    Эта работа выполняется следующими приемами: штукатур прикладывает полутерок к потолку, забросанному раствором, так же, как и при разравнивании грунта на стенах, т. е. под острым углом, и, отступая назад, совершает короткие движения вправо и влево, уплотняя и разравнивая намет на потолке.

    Так же, как и на стенах, раствор разравнивают в двух направлениях - вдоль и поперек потолка.

    При выполнении простой штукатурки под сокол ограничиваются разравниванием намета полутерком, и, если требуется, добрасывают раствор в лощины и снова разравнивают намет полутерком.

    Под правило работа выполняется теми же способами и инструментами, но требования к качеству разравнивания повышаются. Разровняв намет полутерком, выправляют его рабочим правилом и качество поверхности проверяют контрольным правилом

    При выполнении штукатурки по маякам разравнивание грунта выполняется с таким расчетом, чтобы выровненная поверхность находилась в одной плоскости с маяками.

    Лузги и усенки обрабатывают одновременно с разравниванием раствора на плоскостях стен и на потолке.

    Для нанесения раствора в лузг штукатур, набрав раствор ковшом, подносит его к лузгу на расстояние 10 см, не останавливаясь, поднимает руку с ковшом вверх параллельно лузгу, одновременно поднимая лобовую часть ковша, затем, сохраняя это положение ковша, быстро опускает руку вниз параллельно лузгу.

    На усенок раствор набрасывают теми же приемами, что и в лузг.

    Набрасывание раствора в галтель производят следующими приемами: набрав раствор в ковш, штукатур подносит его правым боком к галтели и, опуская левую сторону ковша, быстрым движением протягивает ковш вдоль галтели слева направо ручкой вперед.

    После того как раствор набросан в лузг на всей его длине, приступают к разравниванию намета.

    Штукатур берет в руки лузговой полутерок или правило так, чтобы правая рука была выше, а левая - ниже. Приставив правило к лузгу, забросанному раствором, и слегка нажимая на раствор, рабочий двигает правило вверх и вниз. Эти движения он повторяет несколько раз, постепенно ослабляя нажим на раствор и, наконец, отклоняя правило от лузга, снимает его совсем.

    В случае, если приходится разравнивать окрепший раствор, то удобно пользоваться зубчатым правилом.

    Такими же приемами разравнивают раствор на усенках.

    Штукатур берет усеночный полутерок в обе руки так, чтобы правая помещалась выше левой, и приставляет его к усенку таким образом, чтобы он одним концом касался пола, а его полотно располагалось по. плоскостям, образующим усенок.


    Угловой маячный шаблон, предложенный В. И. Лапшиным, является хорошим приспособлением, при помощи которого можно отделывать как вертикальные, так и горизонтальные лузги и усенки.

    Маячная рама шаблона состоит из двух деревянных направляющих, скрепленных двумя металлическими угольниками.

    Рамку шаблона устанавливают по отвесу или уровню и закрепляют гвоздями, проходящими через отверстия, проделанные в полках уголков.

    Он представляет собой две окованные стальной полоской доски, скрепленные между собой двумя направляющими и рукоятью. Оковка выполняется из кровельной листовой стали.

    Усеночный шаблон и его установка не отличаются от предыдущего.

    Разделку углов шаблоном производят до начала оштукатуривания поверхностей потолков и стен. Таким образом, разделанные углы служат в дальнейшем маяками.

    При применении шаблона системы В. И. Лапшина необходимо заранее устанавливать маячные рейки и по ним выполнять отделку лузга и усенка.

    Разравнивание раствора в галтели отличается лишь тем, что к движениям овального полутерка вдоль галтели добавляются движения оттягивания полутерка вверх и вниз для сглаживания следов. Двигать полутерком следует, слегка нажимая на раствор и постепенно ослабляя этот нажим до отнятия полутерка от галтели

    Отделанные лузги, усенки и галтели должны быть прямыми.

    Угол между плоскостями, образующими лузг или усенок, должен составлять 90°.

    Переход от штукатурки лузга или усенка к штукатурке основной плоскости должен быть заметен на глаз.

    Полутерки для разравнивания следует брать длиной 0,75 - 1 м, с ровными ребрами. Применение длинных полутерков дает возможность получить более ров­ную поверхность штукатурки.

    Во время разравнивания инструмент можно вести в любых направлениях: снизу вверх, горизонтально, вертикально и т. д., добиваясь при этом получения чистой, ровной, без раковин поверхности штукатурки.

    Во время разравнивания приходится иногда исправлять имеющиеся дефекты в нанесении раствора, т. е. намазывать раствор там, где намет недостаточно толстый, и срезать излишки раствора.

    3. Закрепление материала вводного инструктажа - 20 мин.

    1. Какими способами разравнивают раствор полутерком?

    2. Какой используют инструмент?

    Задание на урок: распределить обучающихся по рабочим местам:

    4. Текущий инструктаж, упражнения, самостоятельная работа (указать время):-2часа 40 мин.

    (формирование умений и навыков)

    Упр.1 Целевые обходы рабочих мест.

    Упр.2 Проверка и содержание рабочих мест.

    Упр.3. Проверка правильности выполнения безопасности труда.

    Упр.4. Контроль и коррекция отработки рабочих движений.

    5. Заключительный инструктаж (указать время)1 час .

    1. Подвести итоги за день.

    2. Сообщить оценку качества работы каждого обучающегося.

    3. Отметить, кто из учеников добился отличного качества работы.

    4. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе учеников.

    6. Уборка рабочих мест.20 мин.

    7. Подготовка материально-технической базы к следующему уроку.10 мин.

    8. Домашнее задание.5 мин.

    Г.Г.Черноус. «Технология штукатурных работ». Учебник для начального профессионального образования. 2013 г. с. 193-196.

    Мастер производственного обучения (фамилия) Бырдин М.Ю.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Гимназия№10»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
    открытого урока на тему:
    «Применение игровых технологий
    на начальном этапе обучения в
    классе фортепиано»
    Подготовила:
    педагог дополнительного образования

    Костина Светлана Валерьевна

    г. Железногорск, 2017

    ПЛАН­КОНСПЕКТ
    открытого урока педагога дополнительного образования
    в области музыкального искусства
    Костиной Светланы Валерьевны
    Место проведения: МОУ «Гимназия №10», кабинет №34
    Дата проведения: 16.03.2017г.
    Тема урока: «Применение игровых технологий на начальном этапе обучения
    в классе фортепиано»
    Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение
    знаний).
    Вид урока: традиционный
    Цель урока: закрепление и применение полученных знаний на материале
    упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.
    Урок включает:
    ­организационную и содержательную установку;
    ­проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося;
    ­взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения­усвоение новых
    знаний, умений, навыков;
    ­закрепление изучаемого материала и упражнений;
    ­диагностика прочности усвоения знаний;
    ­инструктаж по выполнению домашнего задания.
    Задачи урока:
    В интересной для ребенка форме закрепить практические навыки игры на
    фортепиано, расширять творческих возможности учащегося в процессе
    обучения на инструменте.
    Образовательные:

    ­закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм,
    мелодия, динамика);
    ­продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato,
    legato, staccato);
    Развивающие:
    ­развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма;
    ­развитие координации движений;
    ­активизировать образное музыкальное мышление через различные виды
    деятельности.
    Воспитывающие:
    ­воспитывать интерес и любовь к музыке, предмету «Фортепиано»;
    ­воспитывать эстетический вкус;
    ­воспитывать усидчивость, организованность, самоконтроль.
    Методы обучения:
    Перспективный­словесная передача и слуховое восприятие. Педагог
    сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся
    осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato,
    legato, staccato.
    Репродуктивный­запоминание учащимся сообщенной информации.
    Способствует формированию знаний, умений, навыков через систему
    упражнений.
    Практический­музыкальные дидактические игры, повторные действия с
    целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
    Методические приемы:
    ­словесный, наглядный, практический;
    ­активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
    ­развитие мышления, творческой инициативы;
    ­приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать
    воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать
    ритмический рисунок.
    Психологические условия на уроке:

    Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп
    урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом
    складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.
    Средства обучения: фортепиано, два стула, подставка на сиденье стула.
    Рисунки, картинки, карточки, нотные пособия, «Музыкальная ромашка»,
    схема «Средства музыкальной выразительности», компьютер, проектор.

    Применение педагогических технологий:
    Здоровьесберегающая. Развиваются мышцы пальцев, что положительно
    влияет на память, которая будет развиваться интенсивнее. Музыкальные
    занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день. Он будет более
    организован. Рациональная организация урока: динамическая пауза,
    включение игровых моментов, упражнения на раскрепощение мышц шеи, рук,
    плечевого пояса. Чередование различных видов учебной деятельности (игра
    гаммы, упражнений сменяется разбором нотного материала. повторением
    выученных пьес и слушанием музыки). На уроке важен психологический
    комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций,
    проявление доброжелательности педагога.
    Технология личностно­ориентированного обучения И. Якиманской.
    Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного
    процесса есть личностно­ориентированная педагогика. В основе этой
    технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого
    человека, его развитие прежде всего как индивида, наделенного своим
    неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для
    самореализации индивидуальных познавательных способностей, творческого
    воображения (упражнение «Говорящие пальцы. Загадка»). Это задание:
    стимулирует учащихся к самостоятельному выбору способов решения этой
    задачи; загадка выявляет субъективный опыт ученика; оценивается не только
    результат, а главным образом, процесс учений, то есть тех трансформаций,
    которые осуществляет ученик; стимулирует ученика на саморазвитие,
    самовыражение в ходе овладения знанием.
    Технология проблемного обучения. Эта технология подразумевает
    последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимся
    учебных проблем. Учащиеся включаются в активную мыслительную
    деятельность, высказывают собственное мнение и активно усваивают знания.
    Создаем проблемную ситуацию учебным заданием.

    Технология формирования мотивации или игровая технология.
    Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную
    на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать
    ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых
    моментов («Подумай­угадай», «Музыкальная ромашка»), работа с рисунками,
    карточками повышает интерес учащихся к занятиям на фортепиано,
    активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так
    называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к
    обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и
    вызывает положительные эмоции.

    Вид используемых на уроке средств ИКТ:
    презентация, иллюстрации.
    Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
    мультимедийный компьютер.
    План урока
    1. Организационный момент
    2.
    Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного
    аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно­
    ориентированной технологии).
    3. Физминутка
    4. Работа с музыкальным материалом (с использованием
    здоровьесберегающей технологии).
    5. Проблемная ситуация на основе учебного материала.
    6. Работа с музыкальным материалом
    7. Закрепление пройденного материала с использованием игровой
    технологии («Музыкальная ромашка», игра по карточкам, рисунки,
    картинки).
    8. Домашнее задание.
    9. Рефлексия.
    10.Итог урока с оценкой проделанной работы обучающейся.

    План­конспект открытого урока
    (слайд1) Приветствие, посадка за инструментом.
    Учитель: Вероника, желаю тебе работать с увлечением и сделать успехи!
    Итак, за дело!
    (слайд2) (Упражнение, направленное на свободу двигательного аппарата
    «Радуга­дуга»). Посмотрим на твой замечательный рисунок. А теперь
    нарисуй радугу над клавиатурой. А концы ее пусть звучат, приговаривая:
    Ой ты, радуга­дуга
    Под тобой лежат луга.
    В небе ты повисла, словно коромысло.
    Я красивую такую в пол минуты нарисую.
    Сначала рисуй правой, потом левой рукой. А теперь нарисуй двумя руками.
    Дуговые упражнения над клавиатурой с последующим погружением в нее.
    Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и
    мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговыми движениями
    свободно и плавно. Представь себе, как прозрачная капелька катится по
    радуге и звонко падает в глубокое озеро. Дома повторяй это упражнение.
    А теперь поработают пальчики.
    (слайд3) Пальчиковая игра: «Волшебный платок»
    У меня живет проглот­
    Весь платок он скушал, вот!
    Сразу стало у проглота
    Брюшко как у бегемота!
    Учитель: Как ты думаешь, умеют ли пальцы говорить?
    Ученица: Они могут звучать, когда коснуться клавиш.
    Учитель: Но ведь пальцами можно «проговорить»; то есть прохлопать или
    простучать ритмический рисунок стихов песенки.
    Ученица: Это тоже пальцы говорят?
    Учитель: Конечно. Запомни стишок.
    (слайд4) Упражнение «Говорящие пальцы»

    Лес весну встречать готов,
    Под ногой трещит валежник.
    Самым первым из цветов
    Просыпается подснежник.
    1 1 2 2 1 1 3 3 1 1 2 2 1 1 3 3
    1 1 4 4 1 1 4 4 1 1 4 4 1 1 5 5 (стучим по крышке)
    (слайд5) Упражнение «Говорящие пальцы. Загадка»
    Учитель: Теперь прохлопай руками такую загадку:
    Вот иголки и булавки
    Выползают из­под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят.
    Учитель: Тут тебе предстоит все выполнить самостоятельно дома: отгадать
    загадку, записать ритмический рисунок загадки в нотной тетради.
    (слайд6) Какую гамму ты готовила к сегодняшнему уроку?
    Ученица: Ми мажор.
    Учитель: Назови ее ключевые знаки.
    Ученица: Четыре диеза: фа, до, соль, ре.
    Учитель: Расскажи стишок про порядок ключевых знаков.
    Ученица: Фадосольрелямиси
    Ехал в гости на такси
    К Симиляресольдофа
    Вот такая чепуха!
    Далее проверяем знание ученицей гаммы Ми мажор. Играем гамму каждой
    рукой отдельно в две октавы в прямом движении, повторяя вершину (со
    снятием руки) с подтекстовкой:
    От пиано на крещендо и до форте мы ведем,
    Вниз идем диминуэндо и к пиано приведем.
    Добиваемся Legato, с динамикой от PP.
    Затем играем гамму в прямом движении двумя руками. Работаем отдельно
    над подкладыванием 1­го пальца, отдельно каждую позицию («секрет»).
    Затем играем гамму двумя руками в расходящемся движении.
    Играем тоническое трезвучие отдельно каждой рукой и двумя руками в
    расходящимся движении.
    (слайд7) Упражнение «Гусеница» (по Ганону №1)
    Добиваемся плотности звука, Legato.
    (слайд8) Физминутка: Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук,
    плечевого пояса: поднимаясь на носки медленно и плавно вместе со вздохом

    «растем», поднимаем ненапряженные руки вверх. Затем резко с выдохом
    тяжело «уронить» корпус и расслабленные руки вниз, наклонившись вперед.
    Руки свободно раскачиваются в стороны ­ «Шалтай­Болтай». Повторяем.
    Учитель: Перед тем как ты исполнишь пьесу, давай повторим ноты басового
    ключа.
    (слайд9) Пальчиковая игра: «Волшебная палочка»
    Ученица берет в правую руку «волшебную палочку» с ноткой на конце. Левая
    рука служит нотоносцем. Ученица прикладывает нотки к пальцам левой руки,
    приговаривая:
    Ты басы запомни точно,
    СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА, ЛЯ­построчно,
    Между­ ЛЯ, ДО, МИ и СОЛЬ
    СИ­над всеми как король.
    (слайд10) Учитель: Скажи, какой характер у пьесы?
    Ученица: Радостный, веселый…
    Учитель: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?
    Ученица: Картина природы, веселье…
    Исполнение. «Украинская народная песня».
    Как ты думаешь, с помощью каких средств музыкальной выразительности
    композитор(народ) передает образ, картину праздника, веселья?
    Ученица: Использовали мажорный лад, быстрый темп (средний регистр,
    короткие длительности нот, стаккато).
    Учитель: Почему произведение называется песня, а слов к ней нет. Можем мы
    пропеть мелодию?
    Ученица: Да, можем. Похоже на танец…
    Учитель: Можно придумать свои слова на эту мелодию. На пример:
    Летом скучно без частушек и веселых песен.
    Без гитары и гармошки мир не интересен.
    Заиграю на баяне, постучу на ложках,
    Не жалея ног станцую в красных босоножках!
    Учитель играет мелодию и вместе с ученицей поют слова песни.
    Учитель: Мелодия песни на высоких нотах, не очень удобно петь.
    Необходимо опустить мелодию на терцию вниз, в какой мы оказались
    тональности?
    Ученица: Ми мажор.
    Транспонируем мелодию в новую тональность (проанализировав строение
    мелодии).
    (слайд11) Учитель: Как называется твое следующее произведение?

    Ученица: «Идет дождь»
    Исполнение.
    Учитель: Какое настроение у этого произведения?
    Ученица: Спокойное…
    Учитель; Какие образы у тебя возникают когда ты играешь эту пьесу?
    Ученица: Это теплый дождь, летний, потому что пьеса в мажоре.
    (слайд12) Учитель: Расскажи, какие краски использует композитор?
    Анализ пьесы И. Берковича «Идет дождь»
    Мелодия похожа на песню, здесь нет капелек дождя. Как будто человек сидит
    у окна, смотрит на дождь и поет. Ему радостно, потому что будет хороший
    урожай. Можно придумать слова к музыке. На пример:
    «Я у окна сижу, и на улицу смотрю.
    За окном все дождь льет, травы и цветы мнет.»
    Работа над выразительным исполнением.
    Учитель: Вот прошел дождь, на небе появилось солнышко и поплыли…
    (слайд13) Ученица: Облака!
    Учитель: Произнеси слово «облака» с ударением, а в музыке куда падает
    ударение? Если бы мы могли потрогать облака, какие они на ощупь?
    Работа над пьесой­ансамблем «Облака» Г. А. Емельянова (терции)
    (слайд14) Учитель: Сейчас поиграем с тобой в игру я назвала ее
    «Музыкальная ромашка», может быть ты предложишь другое название.
    Сейчас прозвучат два произведения. После прослушивания тебе нужно
    выбрать какие росинки должны упасть на лепестки. Затем ты выберешь
    росинки для второй пьесы.
    (слайд15) Звучат: «Клоуны» Д. Б. Кабалевский
    (слайд16) «Старинная французская песенка» П. И. Чайковский
    Ученица выбирает карточки, соответствующие, по ее мнению, данному
    музыкальному произведению.
    (слайд17) Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.
    Учитель: Вероника, послушай следующие слова:
    Задача, конечно, не слишком простая:
    Играя учить и учиться играя.
    Но если с учебой сложить развлеченье,
    То праздником станет любое ученье!
    Ты согласна с этим утверждением?
    Как ты думаешь, можно научиться играя?
    Ответ: Да! Мы играли, но я научилась, запомнила много.
    Домашнее задание:(прошу записать самостоятельно, по памяти)
    1. Отгадать загадку и записать ее ритм в нотную тетрадь.

    2. Закрепить упр. «Гусеница», гамму и пьесы.
    (слайд18) Тебе понравился наш сегодняшний урок? Было интересно? С
    какими трудностями ты столкнулась? Чему ты сегодня научилась, что узнала?
    Какое у тебя сейчас настроение? Выбери смайлик, который тебе подходит.
    Ты сегодня старалась выполнять все задания, была очень внимательна и
    активна на уроке. Поэтому твою работу на уроке я оцениваю как «отлично».
    Урок окончен.

    Список использованной литературы.
    1. Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие.
    2. Амонашвили Ш. А. Гуманно­личностный подход к детям/Ш. А.
    Амонашвили; Акад. Пед. И социал. Наук, Моск. Психол.­социал. инт. ­
    М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1998г.
    3. Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»
    //Вопр. Психологии. ­ 1996г.­№6.
    4. Гаккель А. Д. «Фортепианная музыка XX века». –М.: Советский
    композитор, 1998г.
    5. Гальперин П. Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка».
    6. Грохотов С. В. «Как научиться играть на рояле». ­М.: издательский дом
    «Классика –XXI», 2005г.
    7. Давыдов В. В. «О понятии развивающего обучения» //Педагогика.
    ­1995г.­№1.
    8. Сальникова Т. П. «Педагогические технологии». –М.: ТЦ Сфера, 2000г.
    9. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие технологии». –М.: АРКТИ,
    2003г.
    10.Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям». –М.: Просвещение, 1979г.
    11.Сократов Н. В., Феофанов В. Н. «Мотивационные основы
    здоровьесберегающего образования детей»: Методические
    рекомендации. –Оренбург. 2001г.

    12.Теплов Б. М. «Психологические вопросы художественного
    воспитания». Вып. 11. –М. –Л.: Известия АПН РСФСР, 1998г.
    13.«Философский энциклопедический словарь». М, 1997г.
    14.Цыпин Г. М. «Психология музыкальной деятельности: проблемы,
    суждения, мнения: пособие для учащихся музыкальных отделений
    педвузов и консерваторий» / Г. М. Цыпин. –М.: Интерпракс, 1994г.
    15.Шмидт­ Шкловская. ­2­е изд. –Л.: Музыка, Ленинградское отделение,
    1985г.
    16.Щапов А. П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». –
    М. «Классика –XXI», 2005г.
    17.Юдовина­Гальперина Т. «За роялем без слез, или Я­ Детский педагог».
    СПб, Изд­во «Союз художников», 1996г.
    Интернет­ ресурсы:
    1. http
    :// nsportal
    2. http://as­sol.

    Ru / shkola
    / muzyka

    /2013/04/20/
    Net/publ/metodicheskaia_stranica/kak_uvlech_rebenka_muzykoi/
    3. http: //class. slovarik. org/dannye­7/data­id7936

    Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя образовательная школа №8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка», Фрунзенского района Санкт–Петербурга.

    Открытый урок. Тема: « П.И.Чайковский – музыка для детей». Форма урока: лекция – концерт. Урок с учащимися 3а класса проводит: Гноро Назы Васильевна – учитель музыки. Цели.

      Приобщить детей к творчеству П.И.Чайковского. Пробудить интерес к посещению музыкальных театров и концертов классической музыки.
    Задачи. Познавательные:
      Ознакомить обучающихся с биографией П.И.Чайковского – детские годы. Познакомить с историей создания «Детского альбома».
    Воспитательные:
      Приобщить детей к великому отечественному музыкальному наследию.
      Воспитать культуру поведения при прослушивании концерта классической музыки.
    Развивающие:
      Развить образное мышление, воображение.
    Возраст учащихся – 8-9 лет. План проведения лекции – концерта:
      Просмотр фрагмента мультипликационного фильма на музыку «Детского альбома» П.И.Чайковского. Рассказ о детских годах биографии П.И.Чайковского. История создания « Детского альбома» П.И. Чайковского. Исполнение пьес из «Детского альбома» и чтение стихов В. Лунина
    учащимися, просмотр фрагментов мультипликационного фильма.
      Вопросы. Задание.

    Ход урока:

    1.Просмотр отрывка из мультипликационного фильма, поставленного по пьесам из « Детского альбома П.И. Чайковского. Преподаватель: Мы посмотрели отрывок из мультфильма, и вы, конечно, узнали музыку, которая звучала в нём. Это пьеса из «Детского альбома П.И.Чайковского « Сладкая грёза». ВЫ, наверняка, много раз «встречались» с пьесами из « Детского альбома» на уроках музыкальной литературы, возможно, кто-то из вас разучивал эти пьесы в классе фортепиано, или ваши друзья исполняли их. Музыку П.И. Чайковского мы очень часто слышим в концертных залах, театрах, по радио и телевидению. Но не только в нашей стране, а во всем мире общепризнанно - произведения Чайковского звучат чаще других, его музыку знают и любят в каждом уголке планеты. Сегодняшняя наша встреча посвящена величайшему русскому композитору, дирижеру, педагогу, 175-летний юбилей которого мы встретим в 2015 году, а именно, его музыке, написанной для детей. 2.Каким же был сам Чайковский, когда он был ребёнком? Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. Его отец - (1795-1880) - выдающийся русский инженер (вопрос к ребятам: как вы думаете, от какого слова произошла фамилия – Чайковский?) Прадед Петра Ильича носил фамилию Чайка, которая в дальнейшем преобразовалась в фамилию Чайковский. Мать – Александра Андреевна Ассиер. В семье воспитывалось шестеро детей.

    Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на и пела. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Гувернантка Петра Ильича Фанни Дюрбах писала впоследствии ему - «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

    Пётр Ильич, став композитором, часто использовал народные мелодии в своих произведениях. Он был особенным ребенком. Его няня называла его «хрустальным» за его очень щедрое и ранимое сердце . Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. С ним всегда было радостно и интересно, так как он был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку. Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так в 5 лет он стал сочинять музыку. В 1850 году Петр Ильич разлучается со своей семьёй, его отправляют учиться в училище правоведения в Петербург. В годы пребывания в училище и после окончания в 1859 году Чайковский не переставал заниматься музыкой, посещал театры, слушал произведения разных композиторов, а с 1861 года он окончательно целиком посвятил себя служению музыке. Пётр Ильич становится одним из первых студентов Петербургской консерватории. Окончив её с большой серебряной медалью получает приглашение и становится преподавателем Московской консерватории, носящей теперь его имя. 3. П.И.Чайковским написано огромное количество музыкальных произведений. Это произведения для фортепиано, скрипки, виолончели, для симфонического оркестра, ансамблей, оперы, балеты. (вопрос к ребятам: вспомните названия трёх балетов Чайковского). Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества. Мы возвращаемся к теме нашей беседы - к «Детскому альбому». Впервые композитор взялся за сочинение, обращенное непосредственно к детям. «Детский альбом» написан в 1878 году и посвящен племяннику Петра Ильича Володе Давыдову, которому в ту пору было 6 лет. « Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом» - писал композитор. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

    Музыкальный цикл «Детский альбом» состоит из 24 пьес. С помощью музыкальных зарисовок композитор описывает один день из жизни ребёнка, детский мир, обрисован композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни.

    4.В начале альбома композитор помещает зарисовки утра: «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама». Затем, как водится, ребенок начинает играть. Пьесы, изображающие детские игры: «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков».

    «Марш деревянных солдатиков» - пьеса наделена чётким ритмическим рисунком, характерным для маршей. Звучание хрупкое, «кукольное», мы как- будто видим игрушечных солдатиков идущих тесным строем под сухую дробь барабанчика.

    (Прослушивание пьесы «Марш деревянных солдатиков», просмотр мультфильма.)

    В лошадки и в солдатиков играют мальчики. А девочки любят игры с куклами. Следующие три пьесы - игры девочек: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Любимая кукла, видимо упала и разбилась. Девочке дарят новую куклу, её охватывают радость и

    нетерпение, она начинает кружиться в стремительном танце с новой подружкой.

    Кроме музыки мы сегодня будем слушать стихи поэта Виктора Лунина, написанные к пьесам из « Детского альбома».

    (Стихотворение В.лунина читает Забережная Ольга.

    Прослушивание пьесы «Новая кукла» в исполнении ученицы 4 кл. Панфиловой Арины). День, который описывает композитор, вероятно, праздничный, и, как на всяком празднике, здесь танцуют и поют. Чайковский очень любил бывать в доме своей сестры, А.Давыдовой, где было много детей, и часто собирались гости. В одном из писем композитор писал: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать». Три пьесы составляют танцевальную сюиту: «Вальс», «Полька», и «Мазурка» (Прослушивание пьесы «Вальс», просмотр мультфильма). Кружение вальса сменяется веселой «Полькой» (Прослушивание пьесы «Полька» в исполнении ученицы 4 кл. Корчагиной Марии). Далее композитор отправляет нас в увлекательное «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»). «Камаринская» - народная русская песня-пляска носит задорный, удалой характер. Будто все пустились в пляс под балалаечный наигрыш. (Стихотворение В.Лунина читает Шамшина Дарья. Прослушивание пьесы «Камаринская», просмотр мультфильма) Затем - путешествуем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки). Композитор много путешествовал и по России и загранице. Бывая в какой либо стране, Чайковский всегда интересовался народной музыкой и часто использовал в своих произведениях подлинные народные мелодии. «Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границ . «Старинная французская песенка» - протяжная, печальная мелодия погружает нас в атмосферу старины. (Стихотворение В.Лунина читает Кушнир Ульяна. Прослушивание «Старинной французской песенки» в исполнении ученицы 3 кл. Сафроненковой Анны). В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. (Стихотворение В.Лунина читает Грига Анна. Прослушивание пьесы «Неаполитанская песенка», просмотр мультфильма) Закончился праздник, наступает вечер. Дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами. (Стихотворение В.Лунина читает Михалевский Максим. Прослушивание пьесы «Нянина сказка», просмотр мультфильма). В угловатом звучании пьесы «Баба яга» чудится фантастический полет сказочного персонажа, сопровождаемый свистом ветра, характер музыки зловещий, причудливый. (Стихотворение В.Лунина чиает Емельянов Олег. Прослушивание пьесы «Баба яга» в исполнении ученицы 4 кл. Корчагиной Марии). Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой. День закончен. «Детский альбом» обладает большими художественными достоинствами, является одной из жемчужин мировой музыки. Его играют не только дети, но и многие взрослые музыканты исполняют «Детский альбом» П.И.Чайковского в своих концертных программах. 5. Теперь попробуйте ответить на вопросы. 1 Кто в семье Чайковских играл на фортепиано и пел? 2 От какого слова произошла фамилия – Чайковский? 3 Сколько лет было Пете Чайковскому, когда он начал сочинять музыку? 4 Кому посвятил П.И.Чайковский «Детский альбом»? 5 Какое количество пьес входят в «Детский альбом»? 6 Вспомните названия пьес, которые вы сегодня слушали. 6. Наша беседа подходит к концу, хочется спросить у вас - какая из прослушанных пьес вам полюбилась больше других? Придя сегодня домой попробуйте нарисовать картинку, возникшую в вашем воображении при прослушивании этой пьесы. Вы видели сегодня фрагменты мультфильма, где художники – мультипликаторы нарисовали свои картинки к музыке «Детского альбома». Ваши рисунки могут быть совершенно другими, ведь воображение у всех разное. И последнее: приближаются Рождественские и Новогодние праздники. Во многих семьях есть традиция ходить в театр на балет П.И.Чайковского «Щелкунчик». Это ещё одно обращение композитора к сказке, в которой оживают куклы. Балет поставлен по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана, действие которой происходит в новогоднюю ночь. В дни новогодних каникул посетите этот спектакль вместе с родителями, бабушками и дедушками, вместе со своими друзьями, и вы ещё раз соприкоснётесь с сказкой и чудесной музыкой П.И. Чайковского. На этом наша встреча заканчивается, благодарю всех участников.

    Список литературы: Айзенштадт С.А П.И.Чайковского – М.: Изд.Дом «Классика XXI »,2006г. Нейгауз Г.Г. Записки педагога - М.:Музыка,1982г. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского - М.: Музгиз, 1949г. Малинина И.В. «Детский альбом» и «Времена года» - Москва ООО «Престо» 2003г.

    Гузель Мустаева
    Открытый урок по теме «Средства музыкальной выразительности. Ритм и Метр» «Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО»

    МБОУ ДО СР «Центр» Созвездие»

    Открытый урок по теме

    «. Ритм и Метр »

    «Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО »

    Выполнила :

    Мустаева Гузель Наилевна

    Педагог дополнительного образования

    МБОУ СОШ пгт. Агириш

    Направленность : художественно-эстетическая

    Тема занятия : Средства музыкальной выразительности . Ритм . Метр .

    Цель : познакомить учащихся с понятием ритма и метра в музыке и раскрыть выразительные особенности ритма .

    Задачи :

    Образовательная :

    В процессе последовательного развернутого материала познакомить учащихся с ритмом и метром , как средством музыкальной выразительности .

    Развивающая :

    Развить метроритмические навыки у учащихся и закрепить

    их при помощи упражнений. Продолжить работу по развитию памяти, внимания, восприятия музыкальных произведений , речи, мышления, воображения; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма

    Воспитательная :

    Обогащать духовный мир детей, воспитывать их музыкальный , художественный и эстетический вкус, развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.

    Планируемые результаты :

    Личностные :

    У учащихся будет сформирована готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости.

    Метапредметные :

    Учащиеся научаться планировать пути достижения целей, самостоятельно ставить новые учебные задачи; определять понятия, обобщать, анализировать собственную учебную деятельность. Будут иметь представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; применение полученных знаний о музыке и музыкантах , о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной деятельности.

    Предметные :

    В процессе учащиеся должны знать, что такое ритм и метр , для чего они нужны и правильно выполнять ритмические рисунки .

    Оборудование для педагога :

    Видео - материалы;

    Технические средства - компьютер , проектор, акустическая система;

    - музыкальная аппаратура - синтезатор;

    - музыкальные инструменты (шумовые, ударные) ;

    Цветные карточки, магнитная доска (обычная доска, мелки) .

    Виды деятельности :

    Слушание материала, просмотр видео-материала, вокально-хоровая работа, хореографическая работа, ансамблевая работа (работа с музыкальными инструментами , работа с карточками.

    Методы и приемы :

    Наблюдение,

    Использование видео - материала,

    Аналитический,

    Практический,

    Наглядный.

    Задание на дом : закрепление знаний по ритму и метру , работа с упражнениями.

    Перспектива на следующее занятие : готовность изучать новый материал, уметь использовать изученный материал в последующих занятиях.

    Ход занятия

    Здравствуйте дорогие друзья!

    (отвечают дети)

    Приветствую вас! Сегодня мы с вами будем говорить о ритме и не только ! Древнегреческий философ Платон говорил, что ритм – это порядок в движении. Вы замечали, ребята, что с ритмом мы сталкиваемся на каждом шагу?

    (Ребята приводят примеры)

    Вот вы идете – это ритм . А послушайте, как бьется ваше сердце, тук-тук, тук-тук – это тоже ритм . А тиканье часов? Все это тоже ритм . А в музыкальном понимании ритм – это чередование звуков разной длительности. Давайте вместе со мной прохлопаем в ладоши ритм любимой песни , например, песни «В лесу родилась елочка» . Сначала мы ее споем.

    (поем вместе с детьми песню «В лесу родилась елочка» , одного куплета достаточно)

    А теперь прохлопаем ритм .

    (вместе прохлопываем ритм )

    А еще ритм тесно связан с движением и танцами. Ребята, а вы любите танцевать?

    (дети дают свой ответ)

    Сможете ли вы отличить вальс от других танцев? Польки, самбы, румбы?

    (дети отвечают)

    Уверена, что сможете! Потому, что у каждого из этих танцев свой характерный ритм . Вот давайте мы с вами послушаем вальс, раз, два, три, раз, два, три.

    (смотрим видео-отрывок вальса)

    А теперь давайте попробуем станцевать.

    (берем несколько пар, девочка, мальчик, двух пар будет достаточно, но могут учувствовать все желающие дети)

    Понравилось?

    (дети дают свой ответ)

    А теперь давайте послушаем польку, раз, два, раз, два.

    (смотрим фрагмент польки)

    А теперь, дорогие мои, давайте попробуем станцевать польку! Возьмем музыку , всем хорошо известную, «Добрый жук» из сказки «Золушка» . Давайте мы ее вспомним, споем.

    (звучит песня «Добрый жук» , раздаются слова песни, одного куплета будет достаточно)

    Ну вот, песню вспомнили, а теперь попробуем уловить ритм и придумать движения для нашей будущей польки! Сегодня мы с вами будем импровизировать, то есть сами будем сочинять.

    (дети парами встают в круг)

    Описание танца (польки) :

    «встаньте дети, встаньте в круг, встаньте вкруг, встаньте вкруг» - дети парами идут по кругу

    «жил на свете старый жук, старый верный жук» - дети идут в обратном направлении

    «никогда он не ворчал, не кричал, не пищал» - кружатся парами на месте, взявшись за локти

    «громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал» - кружатся так же, но в обратном направлении

    (возможен другой расклад движений)

    Понравилось вам?

    (дети дают свой ответ)

    А вы заметили, что в каждом произведении есть сильная и слабая доли? На раз звук звучит сильнее, а на два, три – слабее. Это неписаный закон. Каков бы не был ритм , в нем всегда чередуются сильные и слабые звуки, а точнее доли времени. Так вот, это чередование музыканты называют метром . Стало быть, ритм существует не сам по себе, а в содружестве с метром . Метр – это нечто вроде сетки, по клеткам которой можно вышивать различные ритмические узоры . Особенно ясно мы можем ощутить единство ритма и метра , когда движемся под музыку .

    (смотрим фрагмент, где маршируют солдаты на параде)

    Раз, два, раз, два – это двухдольный метр . Раз, два, три, раз, два, три, шелестят легкие шаги танцоров, кружащихся в вальсе. А это трехдольный метр . Но у этих двух неразлучных друзей, ритма и метра , есть еще третий товарищ – темп. Ведь любое музыкальное произведение можно сыграть как медленно, так и быстро. Вот почему композиторы в нотах, в самом начале, пишут обозначение темпа. Кстати, чаще всего эти указания пишутся не по-русски, а по-итальянски. Вот например, (показываем детям ноты и письменное обозначение на нотах) «Allegro» , то есть играть надо быстро. Или «Andante» - не спеша. «Vivo» - живо, а «Adagio» - медленно. Музыканты знают эти обозначения, как таблицу умножения. А еще, вы, наверное, удивитесь, есть музыка , построенная без мелодии, основанная на ритме . В национальной музыке узбеков , таджиков и других народностей есть танцы под аккомпанемент только одних ударных инструментов. Никакой мелодии. Зато как захватывает стихия ритма .

    (смотрим фрагмент танца народов севера)

    Ребята, представьте себе, что все вы музыканты и перед вами поставили ноты нового произведения, но вы не знаете, в каком темпе играть, быстро или медленно, кто же вам может помочь? Еще в давние времена, люди пытались изобрести прибор, который бы точно задавал темп в музыке , но удалось это сделать лишь в 1816 году австрийскому механику, пианисту, педагогу Иоганну Мельцелю. Этот прибор получил название «Метроном » . Метроном - от греческого «метрон » - мера и «номес» - закон – прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении . Как же он работает? Сейчас покажу. Вот он классический метроном , он состоит из корпуса, маятника и гирьки. Если перемещать гирьку вдоль маятника, то маятник качается быстрее или медленнее и издает щелчки.

    (описываем маятник и показываем как он работает)

    Слышите?

    (дети отвечают)

    Похоже на довольно громкое тиканье часов. Этими щелчками он и задет темп. Если гирька вверху, метроном будет отстукивать доли в медленном темпе, вот, к примеру, написано «adagio» , в переводу медленно, это 56 ударов в минуту (демонстрируем) . А давайте попробуем спеть песню в этом темпе?

    (возьмем, к примеру, песню «В лесу родилась елочка» )

    А теперь, опустим гирьку вниз. Поставим 152. И метроном застучит значительно быстрее. Этот темп «allegro» , то есть быстро. А ну ка, попробуем спеть в этом темпе!

    (поем песню в заданном темпе)

    А давайте мы с вами создадим или придумаем свой ритмический рисунок и прохлопаем его?

    (здесь возможен различный вариант, например можно на доске рисовать палочки, или сделать цветные карточки с абсолютно любым изображением, например овощи, фрукты, матрешки, снежинки, единственное, что одни карточки больше размером, а другие меньше, что обозначает сильную и слабую доли)

    Сначала мы посмотрим видео и поиграем в ритмические игры

    (смотрим видео – материал «ритмические упражнения » )

    (материал – «новоселье у гномов – играем с ритм схемами » , «ритмические упражнения для развития слуха – поймай снежинки», «ритмы зимы » , «ромашковые ритмы » , «ритмические загадки- сольфеджио » )

    Понравилось вам?

    (дети отвечают)

    А теперь давайте сами придумывать ритмы

    (дети сами расставляют картинки (или рисуют палочки) и прохлопывают ритмы )

    А давайте мы с вами попробуем эти ритмы сыграть на музыкальных шумовых (ударных) инструментах!

    (шумовые (ударные) инструменты – бубенцы, маракасы, ложки, трещотки, треугольник, металлофон, колокольчики, в общем какие есть такие и используем)

    (опять же используем цветные карточки, картинки, и поверх ритмического рисунка накладываем карточку с изображением инструмента)

    Вот так вот, дорогие мои мы с вами создали небольшой ансамбль и научились играть по ритмическому рисунку ! Вам понравилось?

    (дети дают ответы)

    На этом, дорогие мои мы заканчиваем! Давайте мы с вами закрепим наш материал. Что же мы с вами сегодня делали? Что узнали?

    (дети дают свои ответы)

    А что же такое ритм и метр ?

    (дети отвечают)

    Отлично! На этом наше занятие закончено. До свидания!

    (дети прощаются)

    Самоанализ педагога : Занятие прошло в режиме диалога, игры обучающегося с педагогом. Атмосфера – творческая, доброжелательная. Дети активно принимали участие в играх, самоанализе и познании темы. Тема занятия в целом раскрыта, поставленные задачи решен.

    Ребята активно участвовали в обсуждении предложенных вариантов.

    Перед началом практической работы перед ребятами были поставлены конкретные цели, даны разъяснения, чему они должны научиться в процессе занятия.

    Для достижения целей использованы различные формы и методы работы. Воспитанники работали в парах, индивидуально, принимали участие в групповом обсуждении. Но больше всего уделялось внимание индивидуальной работе с детьми, раскрытию их творческого потенциала.

    Были использованы методы иллюстрации и демонстрации (видео показ, словесные методы (рассказ, беседа, диалог, упражнения и игры. Занятие поставлено методически грамотно, чётко выделены основные этапы, соблюдено соотношение между теоретической и практической частями занятия, изучением нового материала и практическим закреплением. Благодаря такой системе работы на занятии сложилась очень дружелюбная атмосфера, ребята охотно помогали друг другу в работе, чувствовали себя комфортно.

    Данный метод подведения итогов занятия помогает проанализировать деятельность педагога и детей на занятии, стимулировать их интерес к дальнейшей деятельности.

    В заключении можно отметить, что поставленная цель занятия достигнута, воспитанники расширили кругозор.

    «Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению,

    а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.

    Музыка – это сама жизнь ».

    Д. Б. Кабалевский.